15. Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б.Л. Пастернака? ("ИЮЛЬ")

В данном стихотворении Б. Пастернак изображает особенности июльской поры. Лирический герой стихотворения сравнивает летний месяц с привидением, домовым, затем и с «дачником-отпускником», наделяя его человеческими свойствами. Присутствие этого гостя в доме героя не мешает ему, а наоборот, вызывает нежность и поднимает настроение. Изображение июля проникнуто загадочным, но в то же время веселым и игривым духом. Таким образом, июль в данном стихотворении – это долгожданный, желанный месяц, вызывающий у героя большое счастье.

16. Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.

Изображая природные явления очеловеченными, Пастернак продолжает традицию М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева.

В стихотворении «Тучи» Лермонтов, сравнивая себя с тучами, очеловечивает их: он называет их «вечно-свободными», «вечными странниками», которые мчатся по небу. Как и у Пастернака, у Лермонтова звучит мотив свободы: июльская погода свободно вторгается в дом лирического героя, «мешается во все дела», а тучки плывут куда хотят, не скованные ничем.

В стихотворении «Ты, волна моя морская…» Тютчева море, которое «покоясь иль играя», «чудной жизни» и смеха полна, приносит лирическому герою счастье.

Так же и у Пастернака приход июля привносит в жизнь лирического героя радость и безмятежное счастье.

Тема взаимоотношений поэта и окружающего мира всегда была важна для Пушкина, поскольку поэзия была его жизнью. Краткий анализ “Поэт” по плану расскажет ученикам 8 класса о еще одном важном произведении, в котором поэт рассматривал эту идею. С его помощью на уроке литературы можно показать трансформацию взглядов Александра Сергеевича, переосмыслением им многих своих постулатов.

Краткий анализ

История создания – написанное в 1827 году, произведение было незамедлительно напечатано – в том же году его опубликовал журнал “Московский вестник”.

Тема стихотворения – роль поэта в общественной жизни.

Композиция – двухчастная: первая часть рассказывает о жизни поэта без вдохновения и творчества, а во второй он уже пробуждается благодаря звукам благословенной лиры.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты “священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова “.

Метафоры “не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенется”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.

Сравнение “как пробудившийся орел”.

История создания

Первую половину 1827 года Пушкин провел в Москве, где светская жизнь мешала ему сосредоточиться на творчестве. И лишь во второй половине года, когда он уединился в своем имении в Михайловском, к нему пришло вдохновение. Именно эти два события он символически запечатлел в стихотворении “Поэт”, которое прямо из Михайловского отослал в “Московский вестник”, где в том же году произведение напечатали.

Очевидно, что Александр Сергеевич не только стремился избавить поэзию от старых форм – содержание он ей тоже собирался придать новое. В поисках ответа на вопрос о том, в чем состоит суть поэтического дара, он провел свою жизнь. И данное стихотворение является одним из моментов, когда он переосмысливал собственное предназначение и предназначение поэзии в целом.

Тема

Стихотворение посвящено “вечной” теме о миссии поэта в обществе, но на этот раз она была рассмотрена с неожиданной стороны. Пушкин высказывает идею о том, что поэтический дар – это и есть душа творческого человека. Без его зова, в вечной суете дней он не просто становится обычным человеком, по сути он превращается в пустой сосуд.

Композиция

Стихотворение разделено на две части, то есть имеет двухчастную композицию. В первой Александр Сергеевич рисует образ поэта, который так занят светской суетой, что не выполняет свое основное предназначение – не пишет стихи. Скорее всего, это поэтического обобщение того времени, которое он провел в Москве.

Он говорит о том, что без вдохновения поэта ждет тусклое существование, наполненное пустыми развлечениями, которые только выжигают его душу и не приносят пользу сердцу. Первая часть окрашена явно негативно.

Но во второй ситуация кардинально изменяется, ведь поэт слышит божественный зов – он освобождается от правил светского общества и снова может парить, поддерживаемый вдохновением. Таким образом Пушкин делает вывод о том, что без своего творчества, без возможности писать творческий человек ничтожен. Оно же, напротив, дает ему крылья, освобождает. То есть именно творчество – не просто смысл жизни, но, можно сказать, самая суть поэта. Его предназначение – это сочинение стихотворений.

Жанр

Это произведение – один из образцов пушкинской философской лирики. Александр Сергеевич в нем вновь рассматривает тему о своем предназначении как поэта, но открывает для себя и читателя ее новые, неожиданные грани. Емко и лаконично он говорит о том, что видит смысл своей жизни в том, чтобы пробуждать в читателях светлое начало, дарить им приятные эмоции.

Для этого произведения Пушкин использовал свой любимый стихотворный размер – четырехстопный ямб. При этом рифма в нем используется разная, как парная, так и кольцевая. При этом нельзя не заменить, что там, где использована кольцевая рифмовка, автор говорит о творчестве, а для части, касающейся взаимоотношений с обществом, он использует перекрестные рифмы.

Средства выразительности

В этом стихотворение поэт использовал для воплощения своей идеи самые разные тропы. Это такие средства выразительности, как:

  • Эпитеты – “священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова “.
  • Метафоры – “не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенется”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.
  • Сравнение – “как пробудившийся орел”.

С их помощью Пушкин создает яркое противопоставление двух душевных состояний поэта, придает первой части негативную, а второй – светлую и яркую эмоциональную окраску.

Лирика

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ

Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьев поединок.

Это – сладкий заглохший горох,

Это – слезы вселенной в лопатках,

Это – с пультов и с флейт – Figaro

Низвергается градом на грядку.

Все, что ночи так важно сыскать

На глубоких купаленных доньях,

И звезду донести до садка

На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде – духота.

Небосвод завалился ольхою.

Этим звездам к лицу б хохотать,

Ан вселенная – место глухое.

è Почему в стихотворении о поэзии Б.Л. Пастернак говорит о музыке и о природе?

è Какой вид тропа, основанный на сходстве неодушевленных предметов с живыми существами, использован в строке «звездам к лицу б хохотать»?

è Назовите приём соотнесения различных явлений, использованный поэтом в словосочетаниях «завалился ольхою» и «низвергается градом».

è Чем стихотворение Б.Л. Пастернака о сущности поэтического творчества близко русской лирике XIX – XX веков? (При сопоставлении укажите авторов произведений.)

è Каким размером написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Определение поэзии»?

è Как называется стилистическая фигура, использованная Пастернаком в семи первых строках стихотворения и основанная на повторении их начальных слов?

è Какой стилистический приём использует Пастернак для усиления выразительности образа в словах «Figaro // Низвергается градом на грядку»?

ГАМЛЕТ

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идёт другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, всё тонет в фарисействе.



Жизнь прожить – не поле перейти.

è Почему размышления Б.Л. Пастернака о личности и судьбе сопровождают многочисленные образы и детали, связанные с миром театра?

è Стихотворение «Гамлет» Б.Л. Пастернак «приписал» герою своего известного романа. Укажите название этого произведения.

è Каким термином называют один из тропов, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие или явление («На меня наставлен сумрак ночи // Тысячью биноклей на оси»)?

è Философское стихотворение Б.Л. Пастернака завершается строкой, являющейся афористичным народным изречением. Как называют такое изречение?

è Кто из русских поэтов близок Б.Л. Пастернаку в изображении драмыгероя-одиночки? (Дайте ответ с указанием произведений и обоснованием сопоставлений.)

è Как называется стилистический приём, основанный на использовании одинаковых гласных звуков и придающий стиху особую звуковую выразительность («Я ловлю в далеком отголоске, // Что случится на моем веку».)?

è Каким размером написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Гамлет» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп)?

ИЮЛЬ

По дому бродит привиденье.

Весь день шаги над головой.

На чердаке мелькают тени.

По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,

Мешается во все дела,

В халате крадётся к кровати,

Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтёрши,

Вбегает в вихре сквозняка

И с занавеской, как с танцоршей,

Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа

И этот призрак и двойник?

Да это наш жилец приезжий,

Наш летний дачник-отпускник.

На весь его недолгий роздых

Мы целый дом ему сдаём.

Июль с грозой, июльский воздух

Снял комнаты у нас внаём.

Июль, таскающий в одёже

Пух одуванчиков, лопух,

Июль, домой сквозь окна вхожий,

Всё громко говорящий вслух.

Степной нечёсаный растрёпа,

Пропахший липой и травой,

Ботвой и запахом укропа,

Июльский воздух луговой.

è Определите размер, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Июль» (без указания количества стоп).

è Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б.Л. Пастернака?

è Как называется созвучие концов стихотворных строк (привиденье – тени; головой – домовой и т. п.)?

è Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в предпоследней строфе данного стихотворения.

1) анафора

2) гипербола

3) неологизм

4) звукопись

5) просторечие

è Какое художественное средство, связанное с переносом свойств живых существ на неодушевлённые предметы, является главным при описании июля в первых трёх строфах стихотворения?

è Какая стилистическая фигура, связанная с нарушением обычного порядка слов в фразе, использована в строках: «На чердаке мелькают тени. // По дому бродит домовой.»?

è Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.

СОСНЫ

В траве, меж диких бальзаминов,

Ромашек и лесных купав,

Лежим мы, руки запрокинув

И к небу головы задрав.

Трава на просеке сосновой

Непроходима и густа.

Мы переглянемся и снова

Меняем позы и места.

И вот, бессмертные на время,

Мы к лику сосен причтены

И от болезней, эпидемий

И смерти освобождены.

С намеренным однообразьем,

Как мазь, густая синева

Ложится зайчиками наземь

И пачкает нам рукава.

Мы делим отдых краснолесья,

Под копошенье мураша

Сосновою снотворной смесью

Лимона с ладаном дыша.

И так неистовы на синем

Разбеги огненных стволов,

И мы так долго рук не вынем

Из-под заломленных голов,

И столько широты во взоре,

И так покорны все извне,

Что где-то за стволами море

Мерещится всё время мне.

Там волны выше этих веток

И, сваливаясь с валуна,

Обрушивают град креветок

Со взбаламученного дна.

А вечерами за буксиром

На пробках тянется заря

И отливает рыбьим жиром

И мглистой дымкой янтаря.

Смеркается, и постепенно

Луна хоронит все следы

Под белой магиею пены

И чёрной магией воды.

А волны всё шумней и выше,

И публика на поплавке

Толпится у столба с афишей,

Неразличимой вдалеке.

è В стихотворении чётко обозначены две структурные части: наяву – сосны, в воображении – море. Как называется взаимосвязь и взаиморасположение частей произведения, его образов?

è «Град креветок», «белая магия пены» и т. п. Какое средство художественной выразительности, основанное на переносном значении слов, использовано поэтом при создании образов?

è Какой вид звукописи, основанный на повторении согласных звуков, использован в следующих строках: «Там волны выше этих веток // И, сваливаясь с валуна…»?

è Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в девятой строфе данного стихотворения.

1) анафора

3) инверсия

5) гипербола

è Кто из русских поэтов, подобно Б.Л. Пастернаку, отображал в картинах природы переживания человеческой души? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.

è Как в стихотворении «Сосны» отразилась мысль автора о единстве человека и природы?

è Назовите изобразительно-выразительное средство, основанное на сопоставлении предметов и явлений: «Как мазь, густая синева // Ложится зайчиками наземь…»

Любить иных – тяжёлый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Всё это – не большая хитрость.

è Как называется созвучие концов стихотворных строк (снов – основ; истин – бескорыстен и т.п.)?

è Кто из русских поэтов обращался к размышлениям о сущности любви и в чём их произведения близки или контрастны стихотворению Б.Л. Пастернака?

è К какому роду литературы относится это произведение?

è Укажите размер, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Любить иных – тяжёлый крест…» (без указания количества стоп).

è Какие душевные открытия принесла любовь герою этого стихотворения?

è Какой вид звукописи использует Пастернак в стихах: «Весною слышен шорох снов / И шелестновостей и истин»?

è Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе стихотворения.

1) инверсия

2) метафора

3) анафора

4) сравнение

5) гротеск

Февраль. Достать чepнил и плaкaть

Писaть o фeвpaлe нaвзpыд,

Пoкa грохочущая слякоть

Вeснoю чepнoю гopит.

Дoстaть пpoлeтку. Зa шeсть гpивeн,

Чpeз Блaгoвeст, чpeз клик кoлeс,

Пepeнeстись тудa, гдe ливeнь

Eщe шумнeй чepнил и слeз.

Гдe, кaк oбуглeнныe гpуши,

С дepeвьeв тысячи гpaчeй

Сopвутся в лужи и oбpушaт

Суxую гpусть нa днo oчeй.

Пoд нeй пpoтaлины чepнeют,

И вeтep кpикaми изpыт,

И чeм случaйнeй, тeм вepнee

Слaгaются стиxи нaвзpыд.

è Как называется стилистический приём, применённый Б.Л. Пастернаком для усиления звуковой выразительности стиха, например, в словосочетании («клик колес»)?

è Каким термином называют в литературоведении художественный прием

è Какие художественные образы стихотворений Б.Л. Пастернака кажутся вам необычными и какие русские поэты ХХ века стремились к обновлению поэтических форм?

ПРО ЭТИ СТИХИ

На тротуарах истолку

С стеклом и солнцем пополам,

Задекламирует чердак

С поклоном рамам и зиме,

К карнизам прянет чехарда

Чудачеств, бедствий и замет.

Буран не месяц будет месть,

Концы, начала заметёт.

Внезапно вспомню: солнце есть;

Увижу: свет давно не тот.

Галчонком глянет Рождество,

И разгулявшийся денёк

Откроет много из того,

Что мне и милой невдомёк.

В кашне, ладонью заслонясь,

Сквозь фортку крикну детворе:

Какое, милые, у нас

Тысячелетье на дворе?

Кто тропку к двери проторил,

К дыре, засыпанной крупой,

Пока я с Байроном курил,

Пока я пил с Эдгаром По?

Пока в Дарьял, как к другу, вхож,

Как в ад, в цейхгауз и в арсенал,

Я жизнь, как Лермонтова дрожь,

Как губы в вермут окунал.

è Укажите термин, обозначающий единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихотворных строк:

Пока я с Байроном курил,

Пока я пил с Эдгаром По?

è В чём смысл затворничества лирического героя стихотворения Б.Л. Пастернака?

è Назовите приём художественного изображения, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы («задекламирует чердак»).

è Определите размер, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Про эти стихи» (без указания количества стоп).

è Как называется нарушение привычного порядка слов, к которому прибегает автор с определённойсмысловой целью («к карнизам прянет чехарда», «кто тропку к двери проторил» и т.п.)?

è Кто из русских поэтов обращался к теме творчества и в чём их произведения близки стихотворению Б. Л. Пастернака?

В основе стихотворения Б. П. Пастернака лежит изображение легкой, свежей летней поры июля, который, будто “дачник-отпускник”, “баловник-невежа”, бродит по дому и “мешается во все дела”. “Пропахший липой и травой” месяц описан поэтом как игривый “жилец”, имеющий черты живого существа: он таскает в “одеже пух одуванчиков, лопух”, громко говорит вслух. Однако изображение июля проникнуто не только легким, веселым настроением, но и таинственностью: прекрасная летняя пора - это загадочный “домовой”, “призрак” и “двойник”, который “везде болтается некстати”.


Другие работы по этой теме:

  1. Авторское размышление о бытии в стихотворении А. Блока пронизано чувством тоски, безнадежности. Передать это поэту помогают унылые, тусклые картины города, которые окружают его лирического героя....
  2. Данное стихотворение А. А. Блока – это обращение к России, проникнутое патриотизмом, глубоким, искренним чувством любви к Родине. Лирический герой видит красоту и величие России...
  3. Изображение Великой Отечественной войны в стихотворении К. М. Симонова “Майор привез мальчишку на лафете…” Тема Великой Отечественной войны занимает осо­бое место в творчестве многих писателей....
  4. Духовный мир лирического героя в стихотворении М. Ю Лермонтова предстает перед нами глубоким, полным веры, которая спасает его от грусти и уныния. Описать его автору...
  5. Стихотворение С. А. Есенина “Мы теперь уходим понемногу” – это философские размышления о смысле мироздания, жизни и смерти, пронизанные чувством грусти и неизбежности. Лирический герой...

«Целые выражения» - Физминутка. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Карточку с заданием выбирает каждый самостоятельно. Переменных. Сумма одночленов. Умножения. Числа. Многочлен. Преобразование целого выражения в многочлен. Сложения. Составлены. Сколько целых выражений? Вычитания. С. Маршак. Целые выражения.

«Дом творчества» - Система педагогического воздействия на воспитанника. Результаты нашей работы. Цель. Церковь. Здание Администрации Бежаницкого района. Больница. Библиотека. Чем славятся Бежаницы? Задачи. Бежаницы, Бежаницы Вдали туманятся. Дом детского творчества. Методическое обеспечение воспитательного процесса. Часовня.

«Дом искусств Томск» - Второй этаж. Пл. Пушкина – Белое озеро. Гостевая. Наши открытия. На первом этаже находится гардероб и кабинет секретаря правления союза писателей. Первый этаж дома искусств. Октябрьская – ул. Установили новые творческие контакты. Литературный музей. Русский писатель. Наш путь. В отличие от дома №10, первый и второй этаж дома №14 выполнены в дереве.

«Дом Распутина» - Дом «Изба». В том же году вышла повесть "Деньги для Марии". Мотив дома в повести В.Распутина «Последний срок». Дом - мать. Дом – малая родина. Валентин Распутин (1937). Мотив дома в рассказе В.Распутина «Женский разговор». Дом – духовное пристанище. Дом - семья. Мотив в литературе. Дом - жилище.

«Дом в литературе» - Образ дома в произведениях русских писателей. Я вижу лапу кошки милой, Как будто машет мне рукой. Вариант заключительного слова. Заключительная часть урока. Различия: В семье Простаковых нет понятия о чести. Я считаю, что настоящая семья должна быть основана на христианской любви… Ситуация вызова. - С чем у вас ассоциируется слово «дом»?

«Умножение целых чисел» - Тогда какая задача нашего сегодняшнего урока, что бы вы хотели узнать? (-5)*3 ? 15 или (-15) Объясните как вы рассуждали? Какие числа называются отрицательными? Правило знаков умножения. Определить знак произведения и вычислить. А вы знаете, как выполняется умножение чисел? Где будет находиться турист через t ч?