Всего через 4 года после потрясшей Россию смерти Пушкина состоялась дуэль между М. Ю. Лермонтовым и отставным майором Николаем Мартыновым. В результате поэт был убит, а второй участник поединка отделался трехмесячным арестом и церковным покаянием. Хотя последняя закончившаяся его гибелью, состоялась более 175 лет назад, до сих пор не утихают споры по поводу того, действительно ли Н. С. Мартынов выстрелил в человека, который разрядил пистолет в воздух, т. е. совершил убийство.

Происхождение

Чтобы лучше понять мотивы поступков человека, пуля которого поставила точку в короткой биографии М. Ю. Лермонтова, следует узнать о его происхождении.

Итак, Н. С. Мартынов был родом из московских дворян. Его дед заработал состояние на винных откупах, т. е. за определенную плату приобрел у государства право на взимание налога с питейных заведений, в чем крайне преуспел. В конце 18 века считалось, что аристократам не пристало заниматься подобными делами. Однако Михаил Ильич хотя и очень стеснялся своего, как бы сегодня сказали, бизнеса, тем не менее желал, чтобы сын продолжил его дело, так как оно давало стабильный доход. Он же назвал его именем, нехарактерным для людей своего сословия. Таким образом, Николай Соломонович Мартынов, национальность которого сразу же после смерти Лермонтова стала предметом спекуляций, несомненно, является русским.

Родители и детство

Отец Мартынова Соломон Михайлович Мартынов дослужился до чина статского советника и умер в 1839 году. Его супруга происходила из дворянской семьи Тарновских. Всего в семье Мартыновых было восемь детей: 4 сына и 4 дочери. Они, в особенности мальчики, получили прекрасное образование, имели достаточно средств, чтобы вольготно чувствовать себя в среде золотой молодежи, и отличались привлекательной внешностью.

Николай Мартынов родился в 1815 году и был всего на год моложе Лермонтова. Он с детства имел талант к литературному труду и рано стал писать стихи, подражая известным поэтам своего времени.

Учеба

В 1831 году Николай Мартынов поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Там же спустя год оказался Лермонтов. Последний был вынужден подать прошение на выход из Московского университета из-за неприятной истории с одним из профессоров, а в Санкт-Петербургский не захотел поступать, так как там ему предложили вновь начать обучение с первого курса.

Николаевское кавалерийское училище, в котором оказались молодые люди, было одним из самых известных в России. В него принимали только дворян после обучения в университете или в частных пансионах, не имевших военной подготовки. Во время учебы Лермонтов и Николай Соломонович Мартынов не раз вместе занимались фехтованием на эспадронах и были довольно хорошо знакомы. Кроме того, поэт был представлен многим членам семьи Мартынова, а брат Николая — Михаил — был его однокурсником. Впоследствии писали также, что одна из сестер Николая даже стала отчасти прототипом княжны Мэри. При этом известно, что мать Мартынова крайне нелестно отзывалась о Лермонтове за его язвительные шутки, однако ее сын был в восторге от поэтического таланта своего товарища по училищу.

Служба

По завершении учебы Николай Мартынов был отправлен на службу в престижный в то время Кавалергардский полк, в котором в этот же период состоял офицером Дантес. Во время он, как и многие представители его поколения, отправился добровольцем на фронт в надежде прославиться и вернуться в столицу при чинах и боевых орденах. Там, в ходе военной экспедиции кавказского отряда за реку Кубань, Николай Соломонович Мартынов проявил себя храбрым офицером. За боевые заслуги его даже наградили орденом св. Анны с бантом, и он был на хорошем счету у командования.

Отставка

Обстоятельства складывались так, что Николай Мартынов вполне мог надеяться на успешную карьеру. Однако по до сих пор невыясненной причине в 1841 году, находясь в чине майора (напомним, что практически его ровесник Лермонтов был на тот момент всего лишь поручиком), он неожиданно подал прошение об отставке. Поговаривали, что молодой человек был вынужден это сделать, так как его поймали на шулерстве во время карточной игры, что в среде офицеров считалось крайне позорным явлением. В пользу таких слухов многие приводили тот факт, что Николай Мартынов, обладавший достаточными финансовыми средствами и связями, не вернулся в столицу, а поселился вдали от общества в Пятигорске и вел затворническую жизнь. Среди отдыхающих и местного русского общества бывший майор слыл чудаком и оригиналом, так как рядился в одежду горцев и разгуливал с огромным кинжалом, вызывая насмешки у бывших сослуживцев.

М. Ю. Лермонтов на Кавказе

К 1841 году поэт уже успел стать знаменитым на всю Россию благодаря стихам о Пушкине. Хлопоты бабушки, имеющей влиятельную родню среди придворных, позволили ему избежать более серьезного наказания. Он был отправлен на Кавказ прапорщиком в Нижегородский полк. Эта командировка продлилась достаточно недолго, и вскоре он вновь блистал в столичных салонах. Возможно, все сложилось бы иначе, если бы не ссора в доме графини Лаваль с Эрнестом де Барантом. Сын французского дипломата усмотрел оскорбление в эпиграмме, которую, как ему передали общие знакомые, написал М. Ю. Лермонтов. Во время дуэли, которая состоялась недалеко от места, где был смертельно ранен Пушкин, ничего трагического не произошло: шпага одного из соперников сломалась, Барант промахнулся, а поэт выстрелил в воздух. Однако скрыть факт поединка не удалось, и поэта сослали на Кавказ, хотя он делал попытки выйти в отставку.

Причины дуэли с Мартыновым

Из Северной столицы поэт сначала приехал в Ставрополь, где стоял его Тенгинский полк, а через некоторое время отправился в краткосрочный отпуск в Пятигорск. Причем друзья уговаривали его этого не делать. Там он встретил многих своих петербургских знакомых, включая Мартынова. Злого на язык Лермонтова крайне позабавил воинственный облик бывшего однокашника. Последний же давно затаил обиду на поэта, так как считал, что тот его высмеял в своих эпиграммах, в которых фигурировали имена Мартыш и Соломон. Впоследствии в качестве причины дуэли рассматривалась и версия, согласно которой Мартынов считал, что Лермонтов скомпрометировал его сестру. Указывалось также соперничество молодых людей по поводу благосклонности французской актрисы по имени Адель, которая находилась на Кавказе с гастролями.

Ссора

За два дня до трагедии ее главные герои встретились в доме у генерала Верзилина. Там же присутствовали будущий секундант поэта и его давний друг князь Трубецкой, а также супруга и дочь хозяина дома. В их присутствии Лермонтов стал отпускать колкости по поводу смешного «горца». По трагической случайности при этих словах музыка остановилась, и они были услышаны всеми, включая Мартынова, как всегда, наряженного в черкеску. Как впоследствии вспоминали общие знакомые Лермонтова и Мартынова, это был далеко не первый случай, когда поэт насмехался над отставным майором. Тот терпел до тех пор, пока можно было делать вид, что шуточки не имеют к нему отношения. Однако во время музыкального вечера у Верзилиных все было слишком очевидно, и дуэль Лермонтова с Мартыновым стала неизбежной. Оскорбленный «горец» громко заявил, что больше не намерен выносить насмешек, и ушел. Поэт же успокоил дам, что уже завтра он и Николай Соломонович помирятся, так как «такое бывает».

Дуэль Лермонтова с Мартыновым

Вечером того же дня Михаил и Николай имели неприятный разговор, во время которого прозвучал вызов на дуэль. Поединок состоялся на следующий же день. По общепринятой версии, Лермонтов несерьезно отнесся ко всему происходящему и выстрелил в воздух. Тем самым он еще больше разозлил Мартынова и получил пулю в грудь. Так как при поединке не присутствовал врач, медицинская помощь не была оказана, хотя она вряд ли могла спасти жизнь Лермонтова.

После дуэли Мартынов был приговорен к лишению всех прав состояния и разжалованию. Однако Николай Второй решил ограничить наказание трехмесячным заключением на гауптвахту.

О жизни Мартынова после дуэли известно достаточно мало. Умер он в 60 лет и был похоронен в своем имени в Иевлево.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Николай Соломонович Мартынов
Н. С. Мартынов. Акварель Томаса Райта. 1843 г.
Н. С. Мартынов. Акварель Томаса Райта. 1843 г.

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

отставной майор

Дата рождения:
Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Российская империя 22x20px Российская империя

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value).

Место смерти:
Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:
Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Никола́й Соломо́нович Марты́нов (9 октября 1815 - 25 декабря 1875) - отставной майор , убивший на дуэли М. Ю. Лермонтова .

Биография

Представитель богатого рода Мартыновых , владевшего подмосковной усадьбой Мартыново-Знаменское (в дер. Иевлево, ныне Солнечногорского района). Сын статского советника Соломона Михайловича Мартынова (ум. 1839) и его жены Елизаветы Михайловны, урождённой Тарновской. Семья Мартыновых была большой, четыре сына и четыре дочери. Двоюродный брат Мартынова - автор исторических романов М. Н. Загоскин .

Николай Мартынов получил прекрасное образование, был человек весьма начитанный и с ранней молодости писал стихи. Он почти одновременно с Лермонтовым поступил в школу юнкеров , где был обычным партнёром поэта по фехтованию на эспадронах . Прослужив некоторое время в кавалергардском полку , Мартынов в 1837 году отправился добровольцем на Кавказ и участвовал в экспедиции кавказского отряда за Кубань. Был награждён орденом Св. Анны 3-й степени с бантом. К моменту ссоры с Лермонтовым имел чин майора в отставке.

Стихотворные и прозаические художественные произведения Мартынова немногочисленны: поэма «Герзель-аул», в которой усматривается подражание «Валерику» Лермонтова и вместе с тем полемика с ним, повесть «Гуаша» опять-таки с чертами полемики в адрес Лермонтова и его «Героя нашего времени», ряд стихотворений - оригинальных и переводных. «…Его стихи нашли бы место среди массы посредственных стихов, печатавшихся в то время… Писал он, по-видимому, легко, язык свободный, ритм и рифмы почти всегда безошибочны… Иногда Мартынов склонен и к серьёзным размышлениям», - писал исследователь О. П. Попов. Вместе с тем Мартынову присущи (и проявляются в его текстах) повышенное самолюбие, нетерпимость к иному мнению, определённая жестокость характера .

По воспоминаниям, Лермонтов в Пятигорске иронизировал над романтической «прозой» Мартынова и его стихами. Мартынов же с обидой считал себя (неизвестно, насколько обоснованно) прототипом Грушницкого в «Герое нашего времени ». Лермонтову приписывается два экспромта 1841 года , высмеивающих Мартынова: «Наш друг Мартыш не Соломон » и «Скинь бешмет, мой друг Мартыш », а Мартынову - подобная же эпиграмма «Mon cher Michel ». После этого, по мнению Мартынова, Лермонтов не раз выставлял его шутом и совершенно извёл насмешками.

Подобные, но более резкие взаимные колкости и случайная остановка музыки, из-за чего оскорбительное окончание реплики Лермонтова стало слышно всему залу, стали причиной вызова Мартыновым Лермонтова на дуэль (13 июля 1841 года в доме Верзилиных); в 6 часов вечера 15 (27) июля дуэль состоялась, и М. Ю. Лермонтов был смертельно ранен.

Подробности столкновения и дуэли были в значительной степени скрыты и мистифицированы Мартыновым и секундантами обоих дуэлянтов перед военным судом, и не все её детали реконструируются теперь надёжно. Есть серьёзные основания доверять рассказу о том, что Лермонтов отказался стрелять в Мартынова (или даже успел выстрелить в воздух) перед тем, как получил смертельную пулю Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] . Версия о том, что поэт был сражён не им, а якобы скрывшимся в кустах стрелком (1950-1970-е) и основанная на не вполне обычном угле между входным и выходным отверстиями сквозной раны, не подтверждена.

За дуэль Мартынов был приговорён военно-полевым судом к разжалованию и лишению всех прав состояния, однако по окончательному приговору, конфирмованному Николаем I , приговорён к трёхмесячному аресту на гауптвахте и церковному покаянию и в течение нескольких лет отбывал епитимию в Киеве . Впоследствии написал воспоминания о дуэли.

Н. С. Мартынов умер в возрасте 60 лет и был похоронен в фамильном склепе рядом со Знаменской церковью в селе Иевлево . Его могила не сохранилась, так как в 1924 году в усадьбу переселилась Алексеевская школьная колония МОНО, ученики которой разорили склеп , а останки Мартынова утопили в ближайшем пруду .

В художественной литературе

  • Мартынов выведен в романе Б. А. Садовского «Пшеница и плевелы » . К моменту написания романа (1936-1941) Садовской пересмотрел своё ранее отрицательное отношение к Мартынову, и роман написан с симпатией к Мартынову, «скромные ценности „обывательского“ идеала становятся для Садовского по меньшей мере равнозначны и равновелики ценностям жизни не рядовой» .
  • Мартынов - персонаж романа Елены Хаецкой «Мишель»[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] .
  • Мартынов - главный герой повести Александра Родина «Каинова печать» (повесть написана от первого лица, то есть Мартынова) [значимость факта? ]

Напишите отзыв о статье "Мартынов, Николай Соломонович"

Примечания

Ссылки

Литература

  • Захаров В. А. Загадка последней дуэли. - М .: Русская панорама, 2000. - 352 с., 20 илл. - Тираж 3000 экз. - ISBN 5-93165-014-8.
  • Захаров В. А. Дуэль и смерть поручика Лермонтова. - Издательство М. и В. Котляровых. - Нальчик, 2006. - 536 c. (Рецензенты д.и.н, профессор В. Б. Виноградов, д.и.н., проф. В. В. Дегоев). - Тираж 1000 экз. - ISBN 5-93680-183-5.
  • Уманская М. М. Из истории литературных отношений Лермонтова и Мартынова. («Валерик» - «Герзель-аул»). - («Страницы истории русской литературы») - М ., 1971. - С. 401-413.

Отрывок, характеризующий Мартынов, Николай Соломонович

– Ведь даже своего бедного Бога люди сперва убили, а только потом уже стали ему молиться. Неужели нельзя настоящую правду увидеть ещё до того, когда уже бывает поздно?.. Неужели не лучше сберечь тех же самых героев, равняться на них и учиться у них?.. Неужели людям всегда нужен шоковый пример чужого мужества, чтобы они могли поверить в своё?.. Почему надо обязательно убить, чтобы потом можно было поставить памятник и славить? Честное слово, я бы предпочитала ставить памятники живым, если они этого стоят...
А что вы имеете в виду, говоря, что кто-то «распределяет вину»? Это – Бог что ли?.. Но ведь, не Бог наказывает... Мы сами наказываем себя. И сами за всё отвечаем.
– Ты не веришь в Бога, милая?.. – удивился, внимательно слушавший мою «эмоционально-возмущённую» речь, печальный человек.
– Я его не нашла пока... Но если он и вправду существует, то он должен быть добрым. А многие почему-то им пугают, его боятся... У нас в школе говорят: «Человек – звучит гордо!». Как же человек может быть гордым, если над ним будет всё время висеть страх?!.. Да и богов что-то слишком много разных – в каждой стране свой. И все стараются доказать, что их и есть самый лучший... Нет, мне ещё очень многое непонятно... А как же можно во что-то верить, не поняв?.. У нас в школе учат, что после смерти ничего нет... А как же я могу верить этому, если вижу совсем другое?.. Думаю, слепая вера просто убивает в людях надежду и увеличивает страх. Если бы они знали, что происходит по-настоящему, они вели бы себя намного осмотрительнее... Им не было бы всё равно, что будет дальше, после их смерти. Они бы знали, что опять будут жить, и за то, как они жили – им придётся ответить. Только не перед «грозным Богом», конечно же... А перед собой. И не придёт никто искупать их грехи, а придётся им искупать свои грехи самим... Я хотела об этом кому-то рассказать, но никто не хотел меня слушать. Наверное, так жить всем намного удобнее... Да и проще, наверное, тоже, – наконец-то закончила свою «убийственно-длинную» речь я.
Мне вдруг стало очень грустно. Каким-то образом этот человек сумел заставить меня говорить о том, что меня «грызло» внутри с того дня, когда я первый раз «прикоснулась» к миру мёртвых, и по своей наивности думала, что людям нужно «только лишь рассказать, и они сразу же поверят и даже обрадуются!... И, конечно, сразу же захотят творить только хорошее...». Каким же наивным надо быть ребёнком, чтобы в сердце родилась такая глупая и неосуществимая мечта?!! Людям не нравится знать, что «там» – после смерти – есть что-то ещё. Потому, что если это признать, то значит, что им за всё содеянное придётся отвечать. А вот именно этого-то никому и не хочется... Люди, как дети, они почему-то уверены, что если закрыть глаза и ничего не видеть, то ничего плохого с ними и не произойдёт... Или же свалить всё на сильные плечи этому же своему Богу, который все их грехи за них «искупит», и тут же всё будет хорошо... Но разве же это правильно?.. Я была всего лишь десятилетней девочкой, но многое уже тогда никак не помещалось у меня в мои простые, «детские» логические рамки. В книге про Бога (Библии), например, говорилось, что гордыня это большущий грех, а тот же Христос (сын человеческий!!!) говорит, что своей смертью он искупит «все грехи человеческие»... Какой же Гордыней нужно было обладать, чтобы приравнять себя ко всему роду людскому, вместе взятому?!. И какой человек посмел бы о себе такое подумать?.. Сын божий? Или сын Человеческий?.. А церкви?!.. Все красивее одна другой. Как будто древние зодчие сильно постарались друг друга «переплюнуть», строя Божий дом... Да, церкви и правда необыкновенно красивые, как музеи. Каждая из них являет собой настоящее произведение искусства... Но, если я правильно понимала, в церковь человек шёл разговаривать с богом, так ведь? В таком случае, как же он мог его найти во всей той потрясающей, бьющей в глаза золотом, роскоши, которая, меня например, не только не располагала открыть моё сердце, а наоборот – закрыть его, как можно скорее, чтобы не видеть того же самого, истекающего кровью, почти что обнажённого, зверски замученного Бога, распятого по середине всего того блестящего, сверкающего, давящего золота, как будто люди праздновали его смерть, а не верили и не радовались его жизни... Даже на кладбищах все мы сажаем живые цветы, чтобы они напоминали нам жизнь тех же умерших. Так почему же ни в одной церкви я не видела статую живого Христа, которому можно было бы молиться, говорить с ним, открыть свою душу?.. И разве Дом Бога – обозначает только лишь его смерть?.. Один раз я спросила у священника, почему мы не молимся живому Богу? Он посмотрел на меня, как на назойливую муху, и сказал, что «это для того, чтобы мы не забывали, что он (Бог) отдал свою жизнь за нас, искупая наши грехи, и теперь мы всегда должны помнить, что мы его не достойны (?!), и каяться в своих грехах, как можно больше»... Но если он их уже искупил, то в чём же нам тогда каяться?.. А если мы должны каяться – значит, всё это искупление – ложь? Священник очень рассердился, и сказал, что у меня еретические мысли и что я должна их искупить, читая двадцать раз вечером «отче наш» (!)... Комментарии, думаю, излишни...
Я могла бы продолжать ещё очень и очень долго, так как меня всё это в то время сильно раздражало, и я имела тысячи вопросов, на которые мне никто не давал ответов, а только советовали просто «верить», чего я никогда в своей жизни сделать не могла, так как перед тем, как верить, я должна была понять – почему, а если в той же самой «вере» не было логики, то это было для меня «исканием чёрной кошки в чёрной комнате», и такая вера не была нужна ни моему сердцу, ни моей душе. И не потому, что (как мне некоторые говорили) у меня была «тёмная» душа, которая не нуждалась в Боге... Наоборот – думаю, что душа у меня была достаточно светлая, чтобы понять и принять, только принимать-то было нечего... Да и что можно было объяснить, если люди сами же убили своего Бога, а потом вдруг решили, что будет «правильнее» поклоняться ему?.. Так, по-моему, лучше бы не убивали, а старались бы научиться у него как можно большему, если он, и правда, был настоящим Богом... Почему-то, намного ближе я чувствовала в то время наших «старых богов», резных статуй которых у нас в городе, да и во всей Литве, было поставлено великое множество. Это были забавные и тёплые, весёлые и сердитые, грустные и суровые боги, которые не были такими непонятно «трагичными», как тот же самый Христос, которому ставили потрясающе дорогие церкви, этим как бы и вправду стараясь искупить какие-то грехи...

«Старые» литовские Боги в моём родном городе Алитус, домашние и тёплые, как простая дружная семья...

Эти боги напоминали мне добрых персонажей из сказок, которые чем-то были похожи на наших родителей – были добрыми и ласковыми, но если это было нужно – могли и сурово наказать, когда мы слишком сильно проказничали. Они были намного ближе нашей душе, чем тот непонятный, далёкий, и так ужасно от людских рук погибший, Бог...

Дуэли — вечная тема в русской истории. Одна из них унесла жизнь великого Пушкина, другая — идущего следом к поэтическому Олимпу .

Дуэль Лермонтова: причины

К дуэли Лермонтова и Мартынова привела ссора, имевшая место быть 13 июля в доме Верзилиных. Поэт находился в доме генерала Верзилина. Там собрались гости и вели оживлённую беседу. Лермонтов сидел на диване с дочерью хозяйки Эмилией Александровной. В другом конце залы на фортепиано играл князь Трубецкой. Рядом разговаривали Мартынов и Надежда Петровна Верзилина.

Михаил Юрьевич сказал своей собеседнице шутливо, кивнув в сторону Мартынова, чтобы она проявляла осторожность при общении с этим страшным горцем. В этот момент Трубецкой перестал играть, и слова поэта отчётливо прозвучали в зале. Присутствующие весело рассмеялись.

Самолюбие Николая Соломоновича было задето. Дело усугубило то, что в зале находилась дама, к которой Мартынов испытывал определённые чувства. Насмешки при ней в его адрес вывели майора в отставке из себя. Он «взорвался» и резко сказал, что больше не намерен терпеть издёвки господина Лермонтова, хотя терпел их долго. Однако Михаил Юрьевич не воспринял это высказывание всерьёз. Он повернулся к своей собеседнице и заметил: «Такое бывает. Завтра мы помиримся и станем добрыми друзьями».

Однако после вечера, когда приятели вышли из дома Верзилина, между ними состоялся разговор на повышенных тонах. Поэт при этом Лермонтов не постарался сгладить конфликт, извиниться перед Мартыновым за свою бестактность. И закончился возбуждённый разговор вызовом Михаила Юрьевича на дуэль. Причиной же стал язвительный характер поэта и его острый язык.

Казалось бы, что ссора быстро угасла, но Мартынов, задетый за живое фразой Лермонтова, разгневан был достаточно сильно. Ближайший друг Мартынова, Глебов упрашивал его отказаться от поединка. Но тщетно.

Очевидцы вспоминали, что, когда Лермонтов и Мартынов стояли друг против друга на расстоянии пятнадцати сажень, буря отчаянно бушевала. Мартынов, подойдя к барьеру и видя, что Лермонтов опустил свой пистолет и не хочет стрелять, закричал ему:
— Стреляй, а не то убью!
— Я не имею обыкновения стреляться из-за пустяков, — отвечал Лермонтов.
— А я имею обыкновение, — возразил Мартынов и стал целиться.

Он так долго целился в Лермонтова, не поднимавшего пистолет, что свидетели закричали ему: «Стреляйте же, или мы вас разведем!»

Дуэль Лермонтова и Мартынова. (wikipedia.org)

«Мартынов выстрелил так метко, что Лермонтов упал, — рассказывал князь Васильчиков, бывший при этом, — как будто его скосило на месте, не сделав движения, ни назад, ни вперёд. Пуля пробила его сердце и лёгкие. Буря грохотала и скорбно выла, гром оглушительно гремел, и молния ослепительно сверкала».

Смерть Лермонтова

По словам князя Васильчикова, Лермонтов всю дорогу к месту дуэли шутил, говорил что сам стрелять не будет, да и Мартынов стрелять не станет. Лермонтов продолжал шутить даже когда заряжали пистолеты. Васильчиков видел по лицу Мартынова, что он будет стрелять и предупредил Лермонтова, что это всё не шутки. Вскинув пистолет, Лермонтов отвернулся, презрительно улыбнулся и покачал головой. Мартынов побежал к барьеру, долго прицеливался и произвёл свой ужасный выстрел. Лермонтов присел, а затем упал.


Последний поединок Лермонтова. (wikipedia.org)

Официальное известие о смерти поэта гласило: «15-го июля, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов».

В своих воспоминаниях П. П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I отозвался об этом, сказав: «Собаке — собачья смерть». Однако после того, как великая княгиня Мария Павловна «вспыхнула и отнеслась к этим словам с горьким укором», император, выйдя в другую комнату к тем, кто остался после богослужения, объявил: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

Похороны Лермонтова состоялись 17 июля (29 июля ) 1841 года на старом пятигорском кладбище. Проводить его в последний путь пришло большое количество людей: жители Пятигорска, отдыхающие, друзья и близкие Лермонтова, более полусотни официальных лиц. Так совпало, что гроб с телом Михаила Юрьевича несли на своих плечах представители всех полков, в которых поэту пришлось служить.


Николай Мартынов. (wikipedia.org)

Мартынов дожил до шестидесяти лет. Он желал, чтоб его похоронили в селе, принадлежавшем его отцу под Москвой, в отдалённо стоящей могиле, безо всяких опознавательных знаков, чтобы никто не смог идентифицировать могилу убийцы Лермонтова, и память о нём исчезла бы навсегда. Но это не было соблюдено. Семейный склеп — его последнее пристанище было до тех пор, пока ребятня из детской колонии не прознала, кто там пребывает. Они разломали склеп и, по разным данным, останки Мартынова то ли раскидали по усадьбе, то ли сбросили в пруд.

В пятницу газета «Коммерсант» сообщила о завершении расследования по делу об убийстве подмосковного бизнесмена Николая Мартынова, погибшего в Икше два года назад. Следственный комитет Московской области сумел установить личности заказчика убийства и непосредственного исполнителя преступления.

Заказчиком оказался московский предприниматель Антон Ерохин, деловой партнер убитого Мартынова. А исполнителем был полковник ГРУ в отставке, сотник Волжского казачьего войска Геннадий Коротенко. Друзья и близкие ветерана не верят в его причастность и отрицают участие Коротенко в преступлении.

Тем не менее, следствие считает казака виновным. Дело в том, что раскрыть заказное убийством помогли оперативные мероприятия в Автозаводском районе Нижнего Новгорода, произошедшие в августе 2015 года.

Тогда представители местного УФСБ вскрыли частный гараж, в котором обнаружился целый арсенал оружия. В гараже нашлись автоматы Калашникова, два пулемета, подствольные гранатометы, штурмовые винтовки с оптическими прицелами, множество холодного оружия, а также переносной зенитный ракетный комплекс «Игла».

Владельцем гаража оказался местный житель Геннадий Коротенко. Он был задержан в тот же день, причем при себе Коротенко имел пистолет Макарова. Задержанный объяснил, что пистолет ему необходим для охраны садовых участков, которой занимается созданная им организация «Казачья вольница имени Ермака Тимофеевича». А арсенал в гараже принадлежит не ему, а случайному знакомому, который снимал его у Коротенко.

Полицейские арестовали Коротенко по обвинению в незаконном обороте оружия. Позже удалось выяснить, что из пистолета Макарова, который сотник носил при себе, был застрелен подмосковный бизнесмен Николай Мартынов. Таким образом, дело о незаконном обороте оружия в Нижнем Новгороде объединили в одно производство с расследованием заказного убийства в Подмосковье. Коротенко был обвинен еще и в убийстве.

Позже был установлен и задержан предполагаемый заказчик преступления. Им оказался деловой партнер Антон Ерохин, владевший Clinolia Holding Limited в равных долях с Мартыновым. Партнеры никак не могли поделить фирму и ее активы, в числе которых были несколько предприятий в Нижегородской области, производящие различные компоненты для бытовой химии.

Ерохин собирался выкупить долю Мартынова за 2,6 млрд рублей, однако, как полагает следствие, решил устранить партнера, заплатив за заказное убийство 1 миллион рублей. Исполнителем был назначен отставной военный Геннадий Коротенко.

Адвокаты обвиняемой стороны с позицией следователей были не согласны. В частности, представители Ерохина заявили об отсутствии у него мотива, обратив внимание на то, что со смертью Мартынова финансовое положение его партнера ухудшилось. Арбитражный суд Москвы признал Ерохина банкротом.

С выводами следствия не согласились также представители Волжского казачества. Они считают Геннадия Коротенко героем и примером для подражания.

«Батька Коротенко не ряженый, каких сейчас много, а настоящий родовой казак. В прошлом - боевой офицер, полковник ГРУ. Он был тяжело ранен, имеет инвалидность, но следствие игнорирует его болезни, поскольку на медучете батька до сих пор состоит в Абхазии, являясь героем и почетным гражданином этой страны», - рассказал председатель правления «Вольницы» Сергей Акимов в беседе с «Коммерсантом».

Он обратил внимание на то, что Коротенко участвовал в афганской, абхазской и чеченской войнах. Сотник имеет множество наград. В том числе – ордена орденами Мужества, Красного Знамени и Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».

По словам Акимова, полицейские решили просто «повесить» на Коротенко преступление, задержав его с оружием. Казак предполагает, что следствие не имеет никаких доказательств причастности нижегородского сотника к убийству Мартынова, так как на пистолете не были найдены отпечатки пальцев, а арендатора его гаража найти не удалось.

О том, откуда у его боевого товарища взялся пистолет Макарова, Акимов ничего не знает. Однако он предположил, что огнестрельное оружие было необходимо казаку для охраны дачных участков и командировок в Москву, где Коротенко изредка занимался охраной бизнесменов.

В главном следственном управлении СКР по Московской области информацию об окончании расследования подтвердили. Материалы дела были переданы для ознакомления фигурантам.

«Свирепый человек» Николай Мартынов

Они неразрывно связаны между собой, особенно в последние дни жизни Михаила Юрьевича. Тут они неотделимы друг от друга как свет и тень, черное и белое, плюс и минус. Лермонтов и Мартынов. Великий поэт и тот, кто лишил его жизни. Убийца… Наверное, нет в истории российской словесности другой фигуры, на которую обрушилось бы столько гнева и ненависти. Разве что Дантес… Известно, что даже могила Мартынова была разорена, и кости его разбросаны по округе. Правда, сотворили это поселенные после революции в барском имении несмышленыши-беспризорники. Но разве не смахивает их поступок на то, что пишут о Николае Соломоновиче некоторые высококультурные и досточтимые авторы? Ведь с их уст и перьев срывается порою чуть ли не площадная брань в адрес этого человека.

И права на защиту у него нет. «Интерпретация личности Мартынова отечественным литературоведением в сугубо негативном, обличительном свете обрела статус непререкаемой истины, усомниться в которой – значит автоматически обречь себя на заведомое заклание, оказаться в рядах антипатриотов, русофобов, сомнительных личностей, покушающихся на незыблемые святыни». Так совершенно справедливо заметил А. В. Очман, сам получивший язвительный ярлык «мартыновед» – только за то, что в своих работах старался объективно показать личность человека, вышедшего на поединок с поэтом, и сущность конфликта между ними. Именно ему принадлежит важнейший аргумент в оценке личности Мартынова: «Единственное неудобство в этой общепринятой концепции – сам Лермонтов, поставленный в положение более чем странное: отчего его, человека проницательного, принципиального, на дух не переносящего пошлости и фальши, предательства и вероломства, тянуло в течение минимум десяти лет к однокашнику по гвардейской школе… Чутье подвело или Лермонтов по каким-то причинам в упор не хотел воспринимать очевидного? Как можно было водить за нос длительное время умнейшего из русских людей?»

Не будем вслед за автором этих строк анализировать и опровергать весь тот ворох негатива, который содержат как биографические работы, так и беллетристические произведения о Лермонтове. Постараемся извлечь из них лишь то, что необходимо для понимания произошедшего в июльские дни 1841 года. Тут нужно сказать, что, в сравнении со многими другими лицами лермонтовского окружения тех дней, Мартынову очень повезло. Желание уязвить ненавистного убийцу заставляло исследователей как можно глубже, в поисках компрометирующих фактов, вникать во все к нему относящееся.

Благодаря этому в биографии Мартынова практически нет темных мест. Но не стоит углубляться в нее, поскольку она не столь уж выразительна и очень походит на биографии многих его сверстников-офицеров. Гораздо важнее рассмотреть некоторые черты личности Мартынова, а также историю его отношений с Лермонтовым.

Николай Соломонович Мартынов

Т. Райт

Попытку объективно оценить Мартынова предпринял лермонтовед О. Попов в работе «Лермонтов и Мартынов»:

«Н. Мартынову давалась простейшая характеристика: глуп, самолюбив, озлобленный неудачник, графоман, всегда под чьим-либо влиянием…» Но, удивляется Попов: «…какой же он неудачник, если в 25 лет имел чин майора и орден! Напомним, что лермонтовский Максим Максимыч, всю жизнь прослуживший на Кавказе, был лишь штабс-капитаном, сам Лермонтов – поручиком… Мартыновы были богаты и достаточно известны в Москве. О самом Н. Мартынове знавший его декабрист Лорер писал, что он имел блестящее светское образование».

Добавим к этому, что Николай Соломонович был человеком музыкальным, играл на рояле, пел приятным голосом русские песни и романсы. Был начитан и не чужд литературных занятий. Это, впрочем, позволяет разоблачителям именовать его графоманом, на что Попов резонно замечает: «Вряд ли справедливо называть его графоманом. Графоманы пишут постоянно и много, а Мартынов брался за перо редко, и все написанное им поместится в небольшую книжку. Не свидетельствует оно и о глупости автора, хотя и особой глубиной не отличается. Вероятно, писал Мартынов легко, а это создает у пишущего преувеличенное мнение о своих способностях… Желания и умения доводить начатое до конца, стремления к совершенствованию у Мартынова явно не было. Были способности – не было поэтической души. Но самолюбия и самоуверенности – достаточно…»

Тут самое время спросить: а у Лермонтова разве не было в достатке и самолюбия, и самоуверенности? А у других, окружавших его в Пятигорске, – тех же Арнольди, Тирана, Льва Пушкина, Дмитриевского? Несомненно, что каждый из них был и самолюбив, и достаточно высокого мнения о своей персоне. Но почему-то никого из них не записывают в потенциальные убийцы!

Показательно и прозвище, данное Мартынову в юнкерской школе – homme feroce, «свирепый человек». Но рассказ его однокашника Александра Тирана об эпизодах, с этим прозвищем связанных, говорит отнюдь не о свирепости, а, скорее, о простодушном стремлении быть «не хуже других».

Наверное, не столь уж великим грехом было и преувеличенное внимание Мартынова к своей внешности – мало ли встречалось подобных франтов среди столичных гвардейцев? Да и не только среди них. Думается, тут имеет место некий «эффект обратного результата». Зная, что ссору вызвала шутка Лермонтова по поводу внешности приятеля, современники и последующие авторы стали обращать на его франтовство особое внимание, добавляя это качество Мартынова к другим отрицательным чертам, во многом придуманным ими самими же, таким как тупость, мелочность, злобность и т. д. Нет, если уж искать истинную причину ссоры, то не столько в свойствах личности Мартынова, сколько в тонкостях его взаимоотношений с Лермонтовым.

Они между тем начались более чем за десять лет до пятигорской встречи. Три лета подряд юный Мишель отдыхал в усадьбе своих родственников – Середникове, рядом с которым находилось имение Мартыновых. Факт знакомства с этой семьей подтверждает стихотворение, посвященное старшей сестре Николая Соломоновича. Невозможно предположить, что, интересуясь барышнями Мартыновыми, Лермонтов не замечал их брата, который был всего на год моложе его самого. Так что в юнкерской школе произошло не знакомство, как обычно считают, а его дальнейшее развитие. Предполагают, например, что однажды Мартынов, рискуя подвергнуться строгому взысканию, оставил дежурство по эскадрону, чтобы навестить в госпитале Лермонтова, упавшего с лошади и повредившего ногу. Однокашники отмечают их дружеское соперничество в силе, ловкости, а также… в сочинительстве. Оба сотрудничали в школьном рукописном журнале, причем если Лермонтов помещал там стихи, то Мартынов – прозу.

Лейб-гвардейская служба в столице отдалила приятелей – разные полки, разная их дислокация, разный круг светских знакомств. Свел их Кавказ, на который оба попали в 1837 году: Мартынов – добровольно, Лермонтов – в ссылку. Еще по дороге туда, остановившись на две недели в Москве, они встречались почти ежедневно – завтракали у «Яра», посещали балы, ездили на пикники и загородные прогулки. Никаких конфликтов не было и в помине.

Повоевать вместе в том году не довелось – встреча произошла лишь осенью, в укреплении Ольгинском, куда Мартынов прибыл после участия в военной экспедиции, а Лермонтов – закончив лечение на Водах. К этому времени относится эпизод с письмами, которые Лермонтов взялся передать Мартынову от его родных из Пятигорска. Пропажу их вместе с украденными вещами впоследствии пытались объяснить тем, что Лермонтов якобы вскрыл и прочитал их, что выдавалось за истинную причину ссоры. Но все разговоры об этом возникли уже после дуэли. А тогда, на Кавказе, никаких конфликтов по этому поводу между приятелями не возникало, и добрые отношения их продолжались еще четыре года.

После возвращения с Кавказа вновь были не очень частые встречи в Петербурге. И спустя два года – новый выезд на Кавказ, в сущности повторивший ситуацию предыдущего: Лермонтов был опять отправлен туда в ссылку, а Мартынов снова поехал добровольно. Наверное, этот поступок должен характеризовать его не с самой худшей стороны. Что бы там ни говорили о карьерных соображениях Мартынова или его желании избежать чрезмерно строгой дисциплины в гвардейском полку, все же сменить столичное житье-бытье на полную тяжестей и невзгод службу в Кавказской армии решиться мог не каждый.

На сей раз они все-таки воевали вместе, правда, в кровопролитнейшем сражении на речке Валерик, где отличился Лермонтов, его приятель не участвовал, находился в отпуске. Но, штурмуя селение Шали, они сражались бок о бок. И оба были отмечены в журнале военных действий отряда под командованием генерала Галафеева. Новая разлука случилась в конце 1840 года. Лермонтов подал прошение об отпуске и получил его. Мартынов, как установил Д. Алексеев, вышел в отставку «…по семейным обстоятельствам». Незнание истинной причины этого поступка позволяло разоблачителям строить предположения насчет некоей темной истории с карточной игрой или желания Николая Соломоновича сберечь свою драгоценную жизнь. Однако архивные документы убедительно показывают: покинуть военную службу Мартынова заставила элементарная необходимость заняться расстроенными хозяйственными делами семьи, оставшейся без отца.

И вот – встреча в мае 1841 года в Пятигорске, где Мартынов лечился, ожидая, пока неторопливая служебная машина оформит документы на отставку. Многие пишущие о последних днях жизни Лермонтова верят показаниям Мартынова на следствии: «С самого приезда своего в Пятигорск Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное…» И делают вывод, что натянутые отношения у них сохранялись в течение всего лета. А ведь ничего подобного не было! Чтобы разобраться в отношениях двух приятелей, необходимо, прежде всего, четко уяснить, что Мартынов, приехавший в Пятигорск к концу апреля, принимал здесь ванны с первых чисел мая и 23 или 24 числа закончил курс. Как раз в это время в Пятигорск приехал Лермонтов и, согласно воспоминаниям П. Магденко, был очень рад тому, что увидит здесь давнишнего приятеля. И конечно же, едва ли сразу же начал говорить ему «что-нибудь неприятное». Что было им делить, из-за чего ссориться?

Тем более что очень скоро – 26 или 27 мая – Мартынов, согласно тогдашнему порядку лечения, выехал в Железноводск – продолжать там прием процедур, который завершился лишь к концу июня. Таким образом, практически весь следующий месяц они с Лермонтовым почти не виделись. Встречи, конечно, могли быть, но единичные и недолгие и едва ли давали повод для каких-то обид или размолвок.

Но, когда в конце июня, вернувшись в Пятигорск, Мартынов появился в доме Верзилиных, положение резко изменилось. Теперь, живя по соседству с «Розой Кавказа» и бывая постоянно в ее доме, Мартынов явно увлекся красавицей, хотя есть сведения, что его интересовала и сводная сестра Эмилии, юная Надя. Эмилия, конечно же, сразу обратила на него внимание…

В общем, все, что мы знаем о Мартынове, позволяет считать его самым обычным представителем российского офицерства – не самой лучшей, но и далеко не худшей его части. Застрели Лермонтова кто-нибудь другой – тот же его однокашник и сослуживец Тиран, не раз страдавший от острого языка поэта, или, скажем, Лисаневич, которого якобы провоцировали на дуэль, Николай Мартынов остался бы в истории как «Мартышка», «добрый малый», «хороший приятель Мишеля, ничем особым не блиставший». Но обстоятельства, сложившиеся летом 1841 года в Пятигорске, принесли ему поистине Геростратову славу и стали причиной истинной трагедии его жизни.

Из книги Спецназ ГРУ: Пятьдесят лет истории, двадцать лет войны... автора Козлов Сергей Владиславович

Свирепый отбор Спецназ ВМФ имел в своем составе всего лишь несколько частей (кстати, после раздела СССР наиболее боеготовая часть морского спецназа отошла к Украине). Отбор в эти части был очень строгий. Многие призывники до прибытия в часть даже не знали точно, куда они

Из книги Пять рассказов о знаменитых актерах (Дуэты, сотворчество, содружество) автора Альтшуллер А Я

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

МАРТЫНОВ ЕВГЕНИЙ МАРТЫНОВ ЕВГЕНИЙ (певец, композитор: «Лебединая верность», «Аленушка», «Если сердцем молод» и др.; скончался 3 сентября 1990 года на 43-м году жизни).Здоровье стало подводить Мартынова с конца 80-х, когда в стране наступила перестройка и многие бывшие кумиры

Из книги Морозные узоры: Стихотворения и письма автора Садовской Борис Александрович

МАРТЫНОВ Владимир Кириллович Владимир Кириллович Мартынов родился в 1919 году в деревне Дальновидовке Залегощенского района Орловской области. Русский. В 1938 году работал слесарем на заводе имени Ленина Златоуста. В 1940 году призван в Советскую Армию. С июля 1941 года

Из книги Ленин. Человек - мыслитель - революционер автора Воспоминания и суждения современников

МАРТЫНОВ (Отрывок из поэмы «Лермонтов») Над кавказскими снегами В час вечерней иглы Величавыми кругами Плавают орлы. И, послушная приказу, Подступает рать К непокорному Кавказу - Славу собирать. Там среди блестящей свиты Проскакал Шамиль. Говорливые копыты Подымают

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

А. С. МАРТЫНОВ ИЗ «ВОСПОМИНАНИИ РЕВОЛЮЦИОНЕРА» Особенно сокрушительный удар нанесла нам брошюра Ленина «Что делать?». Хотя автор меня избрал главной мишенью для своего нападения, брошюра вызвала у меня раздвоение чувства: те места брошюры, где автор для борьбы с

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

Евгений МАРТЫНОВ Благодаря своей привлекательной внешности Евгений всегда пользовался успехом у женщин. Даже в школьные годы (когда еще жил в Артемовске) он обращал на себя внимание девушек и периодически «романил» с ними. Правда, поступив в Донецкий

Из книги Свет погасших звезд. Люди, которые всегда с нами автора Раззаков Федор

МАРТЫНОВ Евгений МАРТЫНОВ Евгений (эстрадный певец, композитор: «Лебединая верность», «Аленушка», «Яблони в цвету», «Если сердцем молод» и др.; скончался 3 сентября 1990 года на 43-м году жизни). Здоровье стало подводить Мартынова с конца 80-х, когда в стране наступила

Из книги Каменный пояс, 1989 автора Карпов Владимир Александрович

3 сентября – Евгений МАРТЫНОВ Этот композитор и певец был гордостью советской эстрады. Выходец из простой семьи, он сумел с отличием закончить музыкально-педагогический институт, где тамошние преподаватели дали ему прозвище Подарок за его уникальный талант. Спустя

Из книги Гении и злодейство. Новое мнение о нашей литературе автора Щербаков Алексей Юрьевич

Павел Мартынов МОНОЛОГ ВЕТЕРАНА В ДЕНЬ 9 МАЯ Ах, какой нынче день, ах, какой удивительный день-то!Показалось, что снова, я снова в строю.Причешите меня, причешите меня и наденьтеСо звездою за Днепр гимнастерку мою.Я вернусь хоть

Из книги Проклятие Лермонтова автора Паль Лин фон

Николай Гумилев. Человек, шедший поперек Да, я знаю, я вам не пара!Н.

Из книги Тайна гибели Лермонтова. Все версии автора Хачиков Вадим Александрович

Юнкер Лермонтов Столкновения с судьбой. «Свирепый человек» Некоторые биографы поэта убеждены, что школа подпрапорщиков и юнкеров в те времена соперничала по образовательной программе с Лицеем и обоими университетами. Якобы из-за замечательной учебной программы

Из книги Хрестоматия по истории русского театра XVIII и XIX веков автора Ашукин Николай Сергеевич

Следственное дело: Мартынов Если Глебов и Васильчиков считались соучастниками преступления, то главным обвиняемым в этом деле был Мартынов. По военному законодательству Российской империи, по статье 376 – «умышленный смертоубийца подлежит лишению всех прав состояния,

Из книги автора

Виноват Мартынов Перечитывая самые первые отклики на дуэль, мы видим, что авторы их представляют Мартынова не столько виновником конфликта, сколько жертвой насмешек его приятеля. Однако с течением времени, по мере того как начал выявляться масштаб личности Лермонтова и

Из книги автора

А. Е. Мартынов (1816–1860) 1От Александринского театра к Чернышеву мосту строился ряд домов, в которых должна была поместиться вся административная часть театра, театральная школа и квартиры артистам. Первоначальный фасад домов предполагался по плану Пале-Рояля в Париже. С