Cначала XX-го века протестантизм переживает заметную духовную деградацию. Если Мартин Лютер, Кальвин и их ближайшие последователи своей целью ставили достижение “чистоты веры” (в своем понимании), поиск религиозных истин, то для современных протестантских движений характерно в основном стремление к достижению личных целей и удовлетворению собственных амбиций.

Исторически причиной возникновения протестантизма послужили отступления католической церкви от чистоты христианского учения и, последовавшие за ним многочисленные изменения в области догматов, богослужения, религиозной жизни прихожан. Церковные нововведения привели к тому, что во многих случаях римско-католическая церковь оказалась неспособной в полной мере удовлетворять религиозные потребности верующих. Предстоятели католической церкви пытались усилить свое влияние на светскую власть европейских государств, в результате западная церковь стала более походить на административную организацию, чем на духовный организм. Продажа индульгенций, инквизиция и тому подобные явления шли вразрез с христианским религиозным мироощущением. К тому же, в силу ряда исторических причин неоднократно возникало церковное двоевластие. Так например в 1378 году церковная власть оказалась поделенной между двумя папами - Урбаном IV и Климентом VII, каждый из которых утверждал о законности своего избрания и требовал беспрекословного подчинения себе. Верующие люди чувствовали себя оскорбленными, т.к. для них понятие церковной жизни тесно связано с институтом “папства.” Как считают католики, “папа есть второй способ реального присутствия Иисуса Христа в церкви” (первый - это присутствие в таинстве причащения), его устами якобы глаголет Сам Христос. Сложившаяся ситуация выявила несостоятельность католицизма, и среди богословов и прелатов римской церкви созрела мысль о необходимости прекращения раскола и церковных реформ. Попытки внутренней реформации предпринимались в течение более двухсот лет, но, из-за сопротивления папской кафедры и инквизиции, оставались бесплодными. Это привело к тому, что реформаторское движение не могло уже ограничиться внутрицерковными масштабами. Одним из самых ярких выразителей общего недовольства того времени явился Мартин Лютер.

История лютеранского движения.

Основателем учения стал ученый монах-расстрига Мартин Лютер. В 1510 году ему лично пришлось наблюдать распущенность папского двора и римского духовенства. В 1516 году, в связи с очередной активизацией продажи индульгенций (грамот, в которых свидетельствовалось, что купивший их человек освобождается от наказания за грехи), Лютер выступил с обличениями этого явления. Завязался словесный поединок между папской властью и Лютером, которому пригрозили костром инквизиции. В 1520 году Лютера отлучили от церкви и только заступничество некоторых рыцарей, князей, профессоров и широкого круга общественности Германии спасло его от смерти.

В 1529 г. германские князья и представители городов подписали Протестацию - протест против решения 2-го Шпейерского рейхстага об ограничении распространения в Германии лютеранства, откуда и появилось название “протестанты.” В дальнейшем к протестантской ветви христианства стали относить все отделившиеся от римско-католической церкви религиозные течения и организации, образовавшиеся в результате их многочисленных собственных расколов - всего более тысячи самостоятельных исповеданий и церквей.

Основная цель, которую преследовал Лютер, вступив в борьбу с Римом, - это возвращение христианства к его первоначальной чистоте. Однако, стремясь к очищению христианства, Лютер не имел представления об основах апостольского учения, сохраненных Православием и искаженных католицизмом, в традициях которого был воспитан Лютер. Поэтому в своей реформаторской деятельности он руководствовался лишь собственным представлением о церковной жизни, что было явно недостаточно для достижения поставленной цели.

Одним из главных элементов вероучения Лютера является утверждение о возможности спасения человека одной лишь верой: “Человек вполне пассивно относится к своему обращению, а лишь переносит, что делает с ним Бог. Спасение совершается Самим Богом, не делами человека, но одной верою в искупление, совершенное Христом, и эта вера является единственным условием спасения.” Особенностью этой веры является то, что человек верит и не сомневается в том, что и он один из тех, которым дана благодать. Если он в это верует - он свят, благочестив, оправдан и есть дитя Божие.

В вопросе о церкви и священстве Лютер учит, что церковь следует понимать в двух смыслах: как видимое общество крещеных людей (церковная масса) и как невидимое общение, духовное общество, объединенное всеобщей любовью. Такая церковь невидима и верные чада ее известны лишь Господу Сердцеведцу.

Мартин Лютер

А духовное священство - принадлежность христиан. “Все мы священники, т.е. все мы дети Христа... Все мы через крещение делаемся священниками.” Такой подход позже послужил тому, что многие из протестантских конфессий вообще откажутся от института церковной иерархии как людей, особо наделяемых благодатью, сохраняющих ее и имеющих особое право на передачу ее через рукоположение.

Поскольку Лютер отверг Предание Церкви как основной критерий истинности веры и положил в основание субъективную уверенность в правоте своих взглядов, протестантизм как движение уже при жизни своего основателя, стал дробиться на множество направлений. Каждый, считавший себя способным толковать Писание, создавал свою собственную секту.

В России лютеране, равно как и представители других традиционных протестантских конфессий, появились в XVI веке. Сначала протестанты пользовались большим доверием среди некоторых представителей российских властей того времени, а в условиях постоянной военной конфронтации с католической Польшей даже рассматривались как естественные союзники православной России в борьбе против попыток католической экспансии в Европе. После отмены в России крепостного права начинается обращение в протестантизм русских, украинцев, представителей других народов Российской Империи.

Вскоре после своего появления Лютеранство или Протестантизм стал дробиться на множество сект. Эти секты теперь наводнили весь мир, включая и Россию, благодаря своим агрессивным методам пропаганды.


Страница сгенерирована за 0.05 секунд!

Термин "Реформация" используется в целом ряде значений, и поэтому представляется полезным определить их. Его определение может включать четыре элемента, каждый из которых будет кратко рассмотрен ниже: Лютеранство, Реформатская Церковь (часто называемая "Кальвинизм"), "радикальная Реформация" (до сих пор часто называемая "Анабаптизм"), и "Контр--Реформация", или "Католическая Реформация", В широком смысле, термин "Реформация" включает все четыре течения. Он также используется в несколько более суженном смысле, означая лишь "Протестанскую Реформацию" и исключая Католическую Реформацию. В этом смысле он относится к трем перечисленным выше протестантским движениям. В некоторых ученых трудах, однако, он используется по отношению к тому, что известно под именем "Магистрская Реформация" или "Реформация основного течения" - иными словами, к Лютеранской и Реформатской Церкви, исключая анабаптистов.

Необычный термин "Магистерская Реформация" требует небольшого пояснения. Он обращает наше внимание на то, как реформаторы основного течения были связаны со светскими властями, такими, как князья, магистраты и городские советы. В то время как радикальные реформаторы полагали, что эти власти не имеют никаких прав в Церкви, реформаторы основного течения утверж - дали, что Церковь является, по крайней мере в некоторой степени, подотчетной светскому правительству. Магистрат имел власть в Церкви, точно так же, как Церковь могла рассчитывать на власть магистрата в укреплении дисциплины, подавлении ереси и поддер - жании порядка. Термин "Магистерская Реформация" призван привлечь внимание к близкой связи между магистратурой и Церковью, которая лежала в основе реформационных программ таких мыслителей, как Мартин Лютер и Мартин Букер.

Читая книги по истории шестнадцатого века, вы столкнетесь во всеми тремя значениями термина "Реформация". Термин "Магистерская Реформация" все больше используется по отношению к первым двум значениям термина "Реформация" (т.е. Лютеранству и Реформатской Церкви), взятым вместе, а термин "Радикальная Реформация" - по отношению к третьему (т.е. Анабаптизму).

Термин "протестант" также требует пояснений. Он происходит от реакции на решение рейхстага в Шпейере (февраль 1529 г.), который проголосовал за прекращение терпимости к Лютеранству в Германии. В апреле того же года шесть германских князей и четырнадцать городов протестовали против этих жестоких мер, защищая свободу совести и права религиозных меньшинств. Термин "протестант" и произошел от этого протеста. Поэтому, в строгом смысле, нельзя употреблять термин "протестант" по отношению к отдельным людям до апреля 1529г. или говорить о событиях, предшествующих этой дате, как о части "Протестантской Реформации". Термин "евангельский" часто употребляется в литературе по отношению к реформаторским фракциям в Виттенберге и других местах (например, во Франции или Швейцарии), которые действовали до этого события. Хотя слово "протестант" часто употребляется по отношению к этому, более раннему, периоду, такое использование является, в строгом смысле, некорректным.

Возникшая в Германии наиболее мощная ветвь протестантизма - лютеранство - получила свое название по имени ученого монаха Мартина Лютера. Основная цель его учения - освобождение Церкви из-под гнета римско-католического папизма и возвращение христианства к чистоте апостольского века. Однако учение Лютера неизбежно отражало дух и характер своей эпохи. Как и другие протестантские конфессии, лютеранство выросло не органически из факта евангельского Благовестия, а из оппозиции против крайностей католического мировоззрения, нравственного упадка римо-католичества. К идее борьбы за чистоту Церкви, таким образом, примешивался элемент нецерковный, враждовавший с папством не из религиозных побуждений, а из побуждений политических, экономических и личных. Это отрицательным образом сказалось на развитии реформации и ее учения. Поставившие перед собой задачу восстановления чистоты Церкви от католических искажений, Лютер и другие вожди Реформации в недостаточной мере были готовы для ее выполнения; их средневековое схоластическое образование не давало им достаточно глубокого знания творений отцов и учителей Древней Церкви на Востоке, в своих толкованиях они опирались лишь на собственный домысел и личное мнение.

Мартин Лютер и начало Реформации

Мартин Лютер (1483-1546) родился в Саксонском городе Эйслебене в семье рудокопа. Семья была патриархальная, довольно состоятельная (отец держал в аренде несколько плавильных печей и штолен). Мартин готовился стать образованным человеком, учился в местной школе, потом в школах других городов, в 19-летнем возрасте поступил в Эрфуртский университет. Где изучал право и философию, готовясь к юридической карьере.

Но по окончании университета со степенью магистра (1505) Лютер, вопреки желанию отца, принял монашество в монастыре августинского ордена в Эрфурте.

В новых условиях он переживает глубокий духовный кризис. Обуреваемый искушениями, он не находит удовлетворения и успокоения в аскетических подвигах. Откровенные беседы с генеральным викарием августинского ордена Штаупицем послужили некоторым успокоением мятущейся совести молодого монаха. Штаупиц советовал ему возлагать надежду не столько на подвиги, сколько на милосердие Божие.

После нескольких лет пребывания в монастыре Лютер получает сан пресвитера (1507). Спустя еще несколько лет он становится профессором Виттенбергского университета (Саксония) и удостаивается звания доктора богословия. В Виттенберге произошло его первое столкновение с римо-католическими авторитетами по вопросу о продаже индульгенций.

В эпоху гуманизма, когда папы, покровительствуя искусствам, несли особенно большие денежные расходы, индульгенции давались главным образом за деньги. Продажа индульгенций в это время производилась с необычайным размахом и составляла для пап источник огромных доходов.

В 1517 г. в Виттенберг прибыл для продажи индульгенций в пользу папы и архиепископа согласно упомянутой булле Льва Х доминиканский монах Тецель. Приглашая верующих покупать индульгенции не только для живых, но и для умерших, Тецель приговаривал: «So bald das Geld im Kasten klingt, die Seele aus dem Feuer springt» (Как только в ящике зазвенит монета, душа выпрыгнет из огня). Возмущенный Лютер пробовал протестовать в письме епископу и проповедях, но безуспешно. Тогда накануне католического праздника Всех святых он прибил к дверям Виттенбергского храма свои знаменитые 95 тезисов по вопросам отпущения грехов. Не выступая еще против основ римского католицизма, Лютер осуждал в своих тезисах практику продажи индульгенций, утверждая, что она вызывает у грешников чувство безнаказанности. Тезисы получили широкое распространение.

Недовольные папским засильем в Германии встали на сторону Лютера, а сторонники папы обвинили его в ереси. Во время проповедей и диспутов Лютер объявлял, что признает лишь авторитет Священного Писания и во многом солидаризируется с Виклифом и Гусом. В 1520 г. была опубликована булла папы Льва X, под страхом отлучения требовавшая от Лютера отречения от его взглядов, но Лютер публично сжег буллу. Разрыв с Римом стал очевидным. Лютер открыто выступает теперь против Римско-католической Церкви, называя ее «вертепом разбойников» и «блудницей»; из-под его пера выходят горячие, смелые статьи и памфлеты. Язык их простой, грубый и меткий. Он призывал императора и дворянство уничтожить в Германии власть папы, передав его функции одному из немецких архиепископов, передать государству церковные владения, распустить монашеские ордена, разрешить вступление в брак духовным лицам (кстати, сам Лютер, еще будучи католическим священником, намеренно нарушил правило целибата и вступил в брак), отменить инквизицию, дабы борьба с заблуждениями осуществлялась посредством разумных доводов, а не с помощью огня и пыток. Имя Лютера стало необычайно популярным в народе.

Попытку воздействовать на Лютера предпринял германский император Карл V. Лютер ответил ему: «Если только меня не убедят в заблуждении на основании Писания или доводами разума... я не могу и не желаю от чего-либо отказаться. Да поможет мне Бог. Аминь». Император объявил Лютера вне закона (Вормский эдикт 1521 г.). Курфюрст саксонский Фридрих Мудрый предоставил Лютеру убежище в своем замке. Находясь в безопасности, Лютер занимается переводом Священного Писания с латинского языка на немецкий, принимает меры по организации церковно-религиозной жизни своих последователей; пишет катехизис. Дело Реформации продолжалось, несмотря на враждебное отношение к ней императора.

Реформационное движение захватило различные слои немецкого общества. Князей привлекала перспектива секуляризации церковных владений. Крестьяне надеялись, что Реформация принесет им избавление от крепостного ига или, по крайней мере, значительное облегчение их положения. Все были заинтересованы в отмене тяжелых поборов в пользу Рима.

Сразу же в реформационном движении наметилось радикальное течение - анабаптизм, представители которого шли дальше Лютера в вопросах веры и совершенно не разделяли его консерватизма в социальных вопросах (см. раздел «Распространение и развитие идей Лютера. Анабаптизм. Учение Ульриха Цвингли»). В результате учение Лютера потеряло популярность среди крестьян и ремесленников. Реформация утратила свой «крестьянский» характер и стала в дальнейшем «княжеской».

Карл V, занятый до этого войной в Италии, вновь предпринимает попытку объявить Реформацию вне закона. На заседании рейхстага в Шпейере (1529) он добивается практического исполнения Вормского эдикта 1521 г. о подавлении Реформации. В ответ поддерживавшие Лютера князья и города заявили протест. Так возникло название протестанты.

Споры разгорались все сильней. Отдавая себе отчет в том, что император не остановится перед применением силы, лютеране заключили в городе Шмалькальдене военный оборонительный союз против императора (1532). В 40-х годах Карл V действительно предпринял военный поход против протестантских князей. «Шмалькальденские» войны велись с переменным успехом, то прекращаясь, то вспыхивая вновь, но окончательная победа была на стороне протестантов. В 1555 г. был заключен так называемый Аугсбургский религиозный мир на условиях признания за князьями свободы выбора вероисповедания; однако их подданные должны были следовать в вопросе вероисповедания за своим государем, по принципу: «Чья власть, того и вера» («Cuis regio, eius religio»), в результате Германская империя оказалась поделенной между двумя вероисповеданиями.

Вся северо-восточная Германия, а также земли Саксонии и Вюртенберг отошли к протестантскому лагерю. В католическом остались юго-восточная часть с землями Габсбургов, Бавария и западная часть Германии.

Видя крушение своих планов, Карл V отрекся от престола. Лютера в это время уже не было в живых; он скончался в 1546 г.

В XVI веке мир погряз в хаосе Реформации, зачинщиком которой был Мартин Лютер. Одни называли его «человеком с душой дьявола», другие считали ангелом, но сегодня как протестанты, так и католики сходятся во мнении, что он не только был прав в своих суждениях, но и изменил историю Запада к лучшему.

Кто такой Мартин Лютер

Личность Лютера многими воспринимается неоднозначно.

Тот, кто в тяжелый момент своей жизни просил у Святой Анны помощи, позже прославился тем, что отрекся от культа святых. Тот, кто поклялся принять монашеский обет, вскоре отбросил институт монашества. Бывший верный сын католической церкви перевернул всю структуру средневекового католичества с ног на голову. Будучи преданным слугой Папы, с течением времени он стал отождествлять его с Антихристом. Но в то же время его противоречивая личность пробудила в Европе христианское сознание.

Историк Р. Бейнтон

Рождение и детство

10 ноября 1483 в семье Ганса и Маргариты Лютер родился мальчик, которого назвали Мартином. Семья Лютеров была небогатой, но отец был очень трудолюбивым и стремился обеспечить свою семью всем необходимым. Для этого из маленькой саксонской деревушки он переехал в Айслебен, где и родился Мартин, и устроился на работу в медные рудники. После того, как будущему реформатору исполнилось 6 месяцев, Лютеры перебрались в Мансфельд, где материальное положение семьи резко улучшилось, и Ганс Лютер перешел в статус зажиточного бюргера.


Обучение в школе

Первые жизненные трудности настигли Мартина уже в возрасте 7 лет. Родители отправили сына учиться в городскую школу, которая оказалась почти бесполезной для маленького талантливого гения: за 7 лет учебы Мартин научился писать, читать, а также выучил несколько молитв и десять заповедей.

В 14 лет мальчика переводят во францисканскую школу Магдебурга. Денег не хватало, поэтому Лютер вместе со своими друзьями пел под окнами набожных граждан, пытаясь хоть как-то подработать. Тогда его впервые посетили мысли о том, что стоит пойти по стопам отца и отправиться на рудники, но случайная встреча с женой богатого местного жителя открыла мальчику дорогу в новую жизнь.

Студенческие годы

По решению родителей в 1501 году Мартин поступил в Эрфуртский университет на факультет философии. В то время зажиточные граждане стремились дать своим сыновьям высшее юридическое образование, для которого необходимо было пройти курс «семи свободных искусств».

Подросток обладал прекрасной памятью, что позволило ему на лету схватывать новые знания. Он легко усваивал сложный материал и вскоре стал популярен среди сверстников.

Получив в 1505 году степень магистра свободных искусств, Лютер начал изучать юриспруденцию. В том же году, вопреки воле отца, он вступил в августинский монастырь в Эрфурте. Этому событию предшествуют несколько легенд. По одной из них, Мартин однажды попал в сильную грозу и в обмен на чудесное спасение пообещал вступить в Августинский орден.

Вторая же гласит, что будущий реформатор отказался от мирской жизни из-за внезапной смерти близкого друга и осознания собственной греховности.


Служба в монастыре

Лютер принял монашеский обет в 1506 году, а в 1507 был возведен в сан священника. Поначалу его деятельность в святом месте была мало связана с богослужением – Мартин прислуживал старшим, сторожил ворота, заводил башенные часы и подметал двор церкви.

Тем не менее он тщательно придерживался данных обетов, исполняя каждое указание. Погрузившись в бытие монаха, Мартин всего себя посвятил молитве, используя аскезы в еде, одежде и отдыхе, а позже вспоминал: «Если кто-нибудь и мог бы попасть в рай, живя монашеской жизнью, так это я».

Лютер продолжал учиться и развиваться. В 1508 году по рекомендации генерального викария Мартина (на тот момент уже брата Августина) направили в Виттенбергский университет в качестве преподавателя диалектики и физики.

Получив степень библейского бакалавра, Лютер смог преподавать богословие и имел право толковать библейские писания. Чтобы лучше вникнуть в их смысл, священник начал изучать иностранные языки.

В 1511 году, отправившись в Рим по делам ордена, Лютер был сильно впечатлен развращенностью римско-католической церкви, которая выдавала индульгенции за деньги, и с тех пор его отношение к церкви изменилось: священника охватили переживания, сыгравшие большую роль в формировании его взглядов.

С 1512 года Лютер получил должность профессора теологии, читал проповеди, кропотливо изучал Библию, а также исполнял обязанности смотрителя в 11 монастырях.


Личная жизнь

Вопреки всем канонам католической церкви, Лютер считал, что Господь не может запрещать людям жить в любви и продолжать свой род. Поэтому 13 июня 1525 года прошло его венчание с Катариной фон Бора, бывшей монашкой, родившей ему в браке шестерых детей. На момент заключения брака протестанту было 42, а его избраннице – всего 26.

Суровое церковное воспитание и принятые супругой аскезы сделали ее характер строгим и суровым, что ярко проявлялось в жизни супругов. В качестве места своего проживания они выбрали заброшенный монастырь августинцев. Никакого имущества у них не было, но их дом всегда был открыт для нуждающихся вплоть до того момента, как он умер.

Болезнь и смерть

Тяжелый труд и эмоциональные переживания подорвали здоровье Лютера. До самой смерти он читал лекции, проповедовал и писал книги, часто забывая о еде и здоровом сне. Болезнь подкрадывалась к нему незаметно, поначалу проявляясь головокружениями и внезапными обмороками, но потом все стало гораздо серьезнее, и доставляемые ею мучения были невыносимыми.

При жизни Мартин признался, что по ночам его часто посещал дьявол и задавал странные вопросы. Так называемая каменная болезнь заставляла его страдать долгие годы, и Лютер отчаянно просил Господа о смерти.

18 апреля 1546 года великого реформатора не стало. Его тело похоронили во дворе той самой церкви, где, согласно легенде, он когда-то прибил свои знаменитые 95 тезисов.


Религиозная деятельность

Получив в 1512 году степень доктора Библии, Лютер начал серию библейских лекций, которую читал всю свою жизнь.

Преподавание богословия и теологии

Начальные лекции основателя протестантизма были посвящены Псалтири. Проработав ее всю, Мартин уже тогда показал, что был на вершине изучения Библии в его дни.

В то время в моду вошел так называемый Библейский гуманизм, относящийся к гуманитарным наукам – изучению античных греческих и латинских писателей, а также древнееврейской литературы. Библейских гуманистов интересовал широкий спектр тем – античные и классические авторы, как церковные, так и языческие. Кроме того, их очень интересовало овладение иностранными языками. Лютер часто пользовался их работами в своих лекциях.

Закончив лекции по Псалтири, Мартин занялся лекциями о Послании к Римлянам, прорабатывая его текст с 1515 по 1516.

В следующем году он читал лекции по Посланию к Галатам и опубликовал их в 1519 году. 1517 год ознаменован началом работы над Посланием к Евреям. К концу 1517 года священник оказался вовлечен в разногласия в церкви из-за своих 95 тезисов, поэтому второй цикл лекций пришлось начать в 1518—1519 годах, так как события Реформации навалили на него груз новых дел.

В 1535 году реформатор начал цикл лекций по Книге Бытия, который занял у него десять лет.


Проповедования

Свою проповедническую деятельность Лютер начал в городской церкви Виттенберга и поначалу совсем не собирался идти против родной католической церкви. Прихожане любили его за красноречие и набожность. В своих проповедях он часто размышлял о том, в каких отношениях находятся человек и Бог.

Для римской Церкви эти отношения были весьма понятны: Бог обращается к людям через Папу Римского, а дальше – вниз по церковной иерархии. Следовательно, Ватикан приписывал себе монопольное право на толкование Библии и считал, что может наказывать тех, кто, по его мнению, нарушил библейские заповеди.

Реформатор же отвергал «апостольское посредничество» в отношениях между Богом и человеком. Высший духовный авторитет, согласно учению Лютера, представляла собой только Библия.

После событий 1524—1525 года Лютер стал подчеркивать необразованность и глупость крестьян, говоря о необходимости подготовки грамотных проповедников.

Священник поставил себе следующие задачи:

  • создать канон вероучительных книг;
  • обучить священнослужителей проповеди правильного евангельского учения.

Именно поэтому он подготовил сборник церковных проповедей под названием «Postilla», которыми могли пользоваться священники, если не хотели читать собственные.


Реформаторская деятельность Лютера

18 октября 1517 года папа Лев Х выпустил буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Именно это и послужило началом деятельности Лютера, которая подразумевала под собой лишь искоренение злоупотреблений внутри Церкви. Он выступал против индульгенций и никак не планировал начинать конфликт с Папой Римским, а об основании собственной Церкви даже речи не шло.

Тезисы против Римской церкви

Разочаровавшись в католических учениях, Лютер пишет свои 95 тезисов, а 31 октября 1517 года, вопреки легенде, по которой он прибивает их к воротам церкви в Виттенберге, Мартин отправляет их епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому. Так и началось противостояние Мартина Лютера против Папы Римского.

Речь в тезисах идет о том, что государство не должно зависеть от Церкви, а она не должна выступать в роли посредника между человеком и Богом. Несмотря на то, что попытки противостоять католической церкви были и ранее, тезисы Лютера стали популярны и превратили простого монаха в революционера.

Папа Римский Лев Х приложил много усилий для того, чтобы угомонить непокорного, объявив Мартину анафему, отлучил его от церкви и даже добился того, что в апреле 1521 года реформатора осудил Вормский рейхстаг. Но Лютера это не останавливало, поэтому монах оказался вне закона.


Сжигание папской буллы

Споры, возбужденные Лютером, стали представлять для Церкви большую опасность, поэтому Папа решил поступить резче, и в 1520 году он издал буллу, в которой подвергал Лютера отлучению как еретика, а его сочинения подвергал осуждению.

В ответ Лютер публично сжигает эту буллу во дворе Виттенбергского университета и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявляет, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.

Выпущенный 26 мая 1521 года Вормский эдикт обвиняет Мартина в ереси, но сторонники его идей помогают спастись своему идейному вдохновителю, инсценировав его похищение. На самом деле Лютера поселили в Вартбургский замок, где он занялся переводом Библии на немецкий.

Перевод Библии

Главным для Лютера оставалась вера в Бога, а ее источником он признавал только Святое Писание. Именно поэтому Лютер решил перевести Библию на немецкий язык, причем не канонизированный ее вариант, так называемую Вульгату, а первоисточник.

Над переводом Библии реформатор работал около двенадцати лет. Первые три месяца он работал над текстом Нового Завета, опираясь на переводы Эразма Роттердамского. Подготовка немецкого перевода Старого Завета оказалась делом долгим и напряженным.

Книга под названием «Библия, которая является полным Священным Писанием на немецком» с подписью «Март. Лютер. Виттенгберг» увидела свет в 1534 году и стала самой издаваемой книгой в Германии.

Душевные терзания, которые постоянно сопровождали жизнь Мартина, не давали покоя и его переводческой работе, связанной с Библией. До самой смерти он постоянно совершенствовал свое творение, созывая «ревизионные комиссии по переводу Священного Писания». Еще при его жизни в переводе было исправлено несколько сотен ошибок.

Принятие протестантизма

Протестантизм как религия получил официальное принятие обществом в 1529 году и поначалу считался одним из течений католицизма, но через несколько лет произошел раскол, разделивший его на два течения: лютеранство и кальвинизм.

Жак Кальвин стал вторым крупнейшим реформатором, который продвигал идею абсолютного предопределения судьбы человека Богом.


Книги проповедника

Распространяя реформационный настрой, Лютер пользовался непопулярными в то время литературными жанрами памфлета, баллады и ксилографии.

Свои 95 тезисов он выпустил в печатном виде в форме памфлетов и листовок, поняв, что это один из лучших и простейших способов распространить собственные идеи. Во многих памфлетах автор призывал читателей обсуждать его содержание и читать вслух тем, кто не знает грамоты.

Виттенбергский священник успешно пользовался и новостными балладами, выполненными в виде описаний событий в стихотворной форме, положенных на уже известную мелодию. В новостных балладах часто объединяли благочестивую мелодию со светскими или даже богохульными текстами.

К основным и самым популярным сочинениям реформатора относятся следующие:

  • Берлебургская библия;
  • Лекции о Послании к Римлянам;
  • 95 тезисов об индульгенциях;
  • К христианскому дворянству немецкой нации;
  • О вавилонском пленении церкви;
  • Письмо Мюльпфорту;
  • Открытое письмо папе Льву Х;
  • О свободе христианина;
  • Против проклятой буллы Антихриста;
  • О рабстве воли;
  • О войне против турок;
  • Большой и малый Катехизис;
  • Письмо о переводе;
  • Похвала музыке;
  • О евреях и их лжи.

Видео

Небольшой репортаж, посвященный великому реформатору.

31 октября 1517 года весьма активный католический проповедник из ордена августинцев, 34-летний священник по имени (1483-1546), прибил к воротам замкового храма саксонского города Виттенберга свой богословский манифест, состоящий из 95 тезисов. В самом этом событии не было ничего экстраординарного: идет вторая декада XVI века, эпоха «высокого Возрождения», которое скоро перейдет в «позднее». Недавно скончались такие титаны ренессансного искусства, как Беллини, Джордоне, Ботичелли, Браманте, год назад умер Босх, через два года умрет Леонардо до Винчи, через три – Рафаэль. Микеланджело уже расписал Сикстинскую капеллу, Дюрер уже создал почти все свои шедевры. Испанцы давно открыли Америку и изучают ее во всех направлениях, португальцы уже проложили морской путь в Индию, а Магеллан уже снаряжается в кругосветку. Книгопечатание развивается уже более полувека, в одной только Германии уже более десяти университетов, где, как и положено, ведутся теологические споры, причем споры публичные. В Оксфорде давно собирается кружок т.н. христианских гуманистов во главе с деканом собора святого Павла в Лондоне Джоном Колетом, отвергающим Исповедь и другие церковные установления. Никколо Макиавелли уже написал своего «Государя» (1513), Томас Мор уже сочинил свою «Утопию» (1516), Эразм Роттердамский уже издал все свои основные работы и как раз в том же году выпустил в Базеле первое критическое издание Нового Завета. За год до этого в Генуе уже вышло первое критическое издание Псалтири, на четырех языках и с тремя латинскими переводами. Иоганн Рейхлин уже доказал необходимость изучать еврейские книги, так что под его влиянием папа Лев Х не только отказался запрещать иудеям Талмуд, но даже открыл кафедру иврита в Риме. Богословские брожения касаются не только образованной элиты, но и «широких народных масс»: вальденсы во Франции и Италии совсем не исчезли, гуситы в Чехии давно стали местной конфессией, по всему католическому миру, здесь и там, возникают харизматические общины разной степени экзальтации. Так что появление нового Савонаролы в любой точке Европы было бы вполне ожидаемо, как ожидаем был бы его исход – либо полная безвестность, в которую кануло множество несостоявшихся савонарол, либо публичная казнь вместо объявленного конца света, которой удостоился состоявшийся Джироламо Савонарола 19 лет назад. Единственное, что могло быть абсолютно неожиданным, так это то, что новый Савонарола не только останется известным и живым, но еще и победит, уведя с собой не то что один город или даже страну, а почти половину Европы. Именно поэтому с 31 октября 1517 года отсчитывается не только история учения самого Мартина Лютера, но и всей Реформации, иначе называемой протестантизмом.

Реформация и Модерн

Религия – в первую очередь мировоззрение, и вызов протестантизма – мировоззренческий вызов

Что нового и удивительного можно сказать об историческом явлении, которому исполнилось уже 500 лет и без которого все эти 500 лет невозможно представить? На первый взгляд, совершенно нечего: протестантизм сыграл ключевую роль в становлении современной цивилизации, и любой современный человек должен был бы быть в курсе своей «родословной». Не иметь никаких сведений о Лютере – то же самое, что ничего не знать о Колумбе, Копернике или Шекспире: мы не обязаны всем этим людям своим существованием, но само наше существование без них могло бы быть несколько иным, мы просто бы жили в другой культуре. Невнимательность к религиозному фактору объясняется вовсе не равнодушием к самой религии, как это может показаться на первый взгляд, а недооценкой той важнейшей сферы человеческой жизни, которую религия непосредственно касается – сферы мировоззрения. Любая религия – это в первую очередь мировоззрение, которое должно определять всю жизнь, и вызов протестантизма – это в первую очередь мировоззренческий вызов, всё остальное здесь вторично. Игнорирование мировоззренческой сути любой религии порождает ложные мифы даже о ее внешних и случайных свойствах, и эти мифы успешно поддерживаются всеми, кто готов, например, бесконечно говорить о вреде или пользе Реформации, но не прочесть всего один раз хотя бы те же «95 тезисов». Наиболее часто повторяемые мифы о протестантизме, – повторяемые не только поверхностными журналистами и малообразованными политиками, но и вроде бы серьезными гуманитариями, – это мифы о том, что Реформация выступала за ценность свободы против религиозного «деспотизма», отстаивала ценность разума против религиозного «мракобесия».

Если обратиться к доктринам Реформации, то ни о каком «прогрессе» там речи не идет

Стоит заметить, что такое понимание протестантизма связано, прежде всего, с глубоко клишированным восприятием самой европейской истории как однолинейного «прогресса», где на смену «темному Средневековью» вдруг приходят «светлые» тенденции Нового времени (Модерна), все без исключения «освободительные» и «рациональные» – Ренессанс, Гуманизм, Реформация и, наконец, само Просвещение. Реформация в этой схеме воспринимается не как самостоятельное явление, а просто как определенная стадия или аспект общего «прогрессивного» движения вперед, как будто Лютер и прочие отцы-основатели протестантизма были вполне солидарны с этим «прогрессом», и по своим взглядам они уж точно ближе к будущим французским революционерам, чем к испанским инквизиторам. Но если обратиться к реальным доктринам и текстам самих основоположников Реформации, то ни о каком «прогрессе» или «революции» там речи не идет. Обличительный пафос первых протестантов касался исключительно богословских вопросов, и сам раскол Римско-католической церкви в XVI веке был сугубо религиозным конфликтом, на который наслоились другие конфликты – социальные, политические, геополитические, экономические, – обеспечившие ему столь масштабную эскалацию, а самому Лютеру – фактическую победу.

Лютер не понимал, что такое Церковь

Изначальным поводом для возмущения относительно молодого монаха-августинца были злоупотребления католическими клириками своим положением и откровенная торговля церковными таинствами, особенно индульгенцией – отпущением грехов, которое при наличии должной платы подменяло собой таинство Исповеди. Столь порочная практика, явно противоречащая христианству, вовсе не была свойственна тысячелетней средневековой церковности: это как раз «дань времени» того самого Ренессанса, возрождающего античные, языческие страсти, заразившие даже Ватикан, придворным нравам которого наивный Мартин ужаснулся еще в 1511-м году, когда был там по делам своего ордена. Эксцессы торговли индульгенциями не знали границ: самый смешной случай произошел с их главным защитником, монахом-доминиканцем Иоганном Тецелем из Лейпцига, который за немедленную плату согласился отпустить будущий, еще не свершившийся грех одному хитроумному богатому аристократу. Когда Тецель вышел за пределы города, то этот аристократ выследил его и жестоко избил, объяснив, что именно этот грех он имел в виду… У любого честного христианина такая торговля спасением вызывала бы законное возмущение, но Лютер решил пойти дальше и пересмотреть те минимальные богословские основания, которые позволяют священникам оправдывать эту практику. В итоге за несколько лет Лютер совершил стремительную эволюцию, а точнее революцию, от благонамеренного критика церковного неблагочестия до основателя новой крупнейшей конфессии, еретической как с точки зрения католицизма, так и, конечно, самого Православия, о котором Лютер, по всей видимости, почти ничего не знал. Впрочем, говорить о том, что Лютер чего-то очень важного не знал, довольно сложно, потому что для своего времени и места он был одним из самых образованных людей. Достаточно вспомнить, что именно он переведет на немецкий язык Библию, положив начало не только протестантскому богословию, но и немецкому литературному языку. Но с православной точки зрения можно совершенно точно сказать, что он чего-то очень важного в христианстве не понимал, а именно – Лютер не понимал, что такое Церковь, и это непонимание лежит в основе всей протестантской экклезиологии. Неслучайно вместо одной Лютеранской церкви Реформация породила десятки и сотни новых расколов и сект, которые даже при самой щепетильной политкорректности очень трудно назвать «церквями».

Реформация и свобода

Господь доверяет Своим ученикам право участия в спасении других людей

Главное острие критики Лютера изначально было обращено против права священства отпускать грехи за деньги, но поскольку апологеты этой практики типа Иоганна Тецеля не находили ничего лучше, чем ничтоже сумняшеся оправдывать его уникальным даром священства отпускать любые грехи, то Лютер очень скоро решил, что и это право надо пересмотреть. И вот тут возникает самый парадоксальный момент: право Церкви управлять духовной жизнью своих членов возможно не потому, что человек в христианстве слишком несвободен, а наоборот – потому что он слишком свободен. Основой основ христианской экклезиологии является тот уникальный дар соучаствовать в спасении людей, который сам Иисус Христос дал своим апостолам: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18), кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22‒23). Этот дар апостолы получили в момент нисхождения на них Святого Духа в Пятидесятницу, и далее они по своему усмотрению передавали его своим ученикам через рукоположение в сан епископа, почему цепочка епископских рукоположений до конца времен называется апостольским преемством. В свою очередь, само это право «вязать и решить» возможно именно потому, что человеческая личность создана по образу Божию, неотъемлемым свойством которого является свобода – свобода мысли и действия. Если бы человек не обладал определенной онтологической свободой, то и никаких прав у него бы не было, но Господь доверяет Своим ученикам самое ответственное из всех возможных прав – право участия в спасении других людей, в решении их посмертной участи. Лютер очень четко осознал эту логическую связь, но она ему не понравилась. Как большой поклонник Блаженного Августина, который в свое время очень ревностно отстаивал примат Божественной воли и Благодати над человеческой свободой, Лютер радикализирует позицию Августина до того, что человеческие дела якобы не имеют никакой силы для спасения, а спасается человек «только верой» (лат. sola fide) или, иначе, «только благодатью» (лат. sola gratia). И не стоит думать, что самому Лютеру хоть сколько-нибудь дискомфортно сознавать свою несвободу: «Что касается меня, то признаюсь: если бы это и было возможно, я не хотел бы обладать свободной волей или иметь в своей власти нечто, при помощи чего я мог бы стремиться к спасению » («О рабстве воли», 1525).

Таким образом, Лютер отрицает базовый принцип отношения Бога и человека, раскрытый в православном исихазме, – принцип синергии (взаимодействия) абсолютно свободной воли Творца и относительно свободной воли человека, сотворенного по Его образу. А раз так, то и все содержание церковной жизни, все таинства и само священство оказываются бессмысленными, ведь Церковь как институт спасения возможна именно потому, что человек может участвовать в этом спасении, а священство может обеспечить путь к этому спасению через церковные таинства. В итоге Лютер доходит до того, что отвергает все Священное Предание Церкви именно как священное, то есть богодухновенное: для него отныне это просто собрание более-менее авторитетных христианских наставлений, не более того. В таком случае все Церковные Соборы – просто епископские конференции, а их каноны – просто условные правила. Что же тогда остается от всего христианства? Остается только само Откровение Божие, только само Евангелие, а поскольку его никак нельзя отсечь от всех книг Священного Писания, то это в целом вся Библия, которую Лютер старательно переводит на немецкий язык. Так к принципу спасения только верой и благодатью добавляется принцип спасения «только Писанием» (лат. sola Scriptura). В этой ситуации функция священника сводится, в первую очередь, к знанию и толкованию Писания, и это очень похоже на положение раввинов в иудаизме или муфтиев в исламе. Последовательная логика протестантизма должна привести к этому результату – идее «Церкви» как неиерархической общины верующих, руководствующихся только Писанием при помощи избираемых авторитетных наставников. Собственно, именно таким путем пошли наиболее радикальные протестанты, но сам Лютер не был последователен в своих выводах: ему еще очень хотелось сохранить мистическое представление о Церкви, о Крещении и Евхаристии, об особой роли священника и необходимости молитвы, более того, даже о добрых делах во имя Господа, и поэтому он основал самую умеренную версию протестантизма, названную по его имени лютеранством, а иначе – Евангелической церковью. Все же остальные протестантские организации вполне можно классифицировать по степени последовательного отказа от Священного Предания как проявления той самой человеческой свободы воли.

Если никакого Священного Предания нет, то каждый сам себе Вселенский Собор

Однако протестантское отрицание свободы воли на практике привело к следующему парадоксу: если никакого нет и апостольское преемство невозможно, то каждый сам себе становится конечным авторитетом по всем богословским вопросам, каждый сам себе и отец Церкви, и весь Вселенский Собор. Этот вывод уже был предопределен в 37-м тезисе Лютера: «Всякий истинный христианин, живой или мертвый, причастен ко всем благам Христа и Церкви, вследствие дара Божия и без отпустительных грамот ». Поэтому в то время как одни последователи Реформации схватились за Библию как единственный источник веры, стали буквально понимать все ее цитаты и породили знаменитый протестантский фундаментализм, другие наследники Лютера стали совершенно произвольно толковать любые библейские фрагменты и породили не менее знаменитый протестантский либерализм. Но обе крайности едины в одном: между Писанием и человеком никакой опосредующей инстанции не может быть, потому что никто не имеет права устанавливать единственно верное толкование самого Писания. Поэтому сам Лютер мог себе позволить абсолютизировать одно апостольское утверждение – Праведный верою жив будет (Рим. 1,17) – и фактически игнорировать другое: вера без дел мертва (Иак. 2, 17). Такая ситуация совершенно недопустима для православного богословия, которое исходит из того, что Писание и Предание – два источника одной веры, потому что каждый из них отражает веру единой Церкви, и в этом смысле источник веры только один – сама Церковь, формирующая собственное Предание, центральную часть которого образует Священное Писание. И интерпретировать это Писание можно только при учете всех его фрагментов, в его целом, а также при учете комментариев отцов Церкви.

Реформация и Разум

Писание и Предание – два источника одной веры

С отрицанием свободы воли напрямую взаимосвязано другое ключевое положение протестантского мировоззрения, на которое значительно реже обращают внимание критики Реформации, а именно – отрицание необходимой роли человеческого разума в познании истины. Так же, как из факта грехопадшего состояния человеческой воли Лютер приходит к отрицанию самой свободы воли, так и из факта грехопадшего состояния человеческого разума он приходит к отрицанию самого разума. Атеисты любят цитировать презрительные слова Лютера о разуме, как будто он выражает позицию всего христианства, в то время как с православной точки зрения разум – это неотъемлемое свойство образа Божия в человеке, наравне со свободой. Самый авторитетный православный компендиум всех времен – «Источник знания» преподобного Иоанна Дамаскина – начинается с апологии познания: «Нет ничего более ценного, чем познание, ибо познание есть свет разумной души. Наоборот, незнание есть тьма. Как лишение света есть тьма, так и отсутствие познания есть помрачение разума », а отвержение всякого познания он даже называет ересью гносеомахии (88-я в его списке «О ста ересях»). Но отцы Церкви для Лютера не авторитетны, и в своей работе «О рабстве воли» он даже утверждает, что «человеческий разум мелет одни только глупости и вздор », «никто не может лучше понять слова Божьи, чем те, у которых слаб разум. И Христос ведь пришел ради слабых разумом или тех, у кого разум слаб ». Поэтому протестантская теология с самого начала занимала позицию принципиального антиинтеллектуализма и отвергала все достижения христианской схоластики не потому, что схоластика была для нее слишком догматичной, а наоборот – потому что она была слишком рациональной. Спасение «только верой» закономерно отрицает не только свободу воли, но и разум, который оказывается здесь лишним и мешает чистой вере.

Спасение «только верой» закономерно отрицает не только свободу воли, но и разум

Установка Лютера на несовместимость веры и разума, исторически восходящая к известному латинскому апологету Тертуллиану, который в итоге ушел из христианства, как слишком интеллектуальной религии, предвосхитила атеистическое понимание любой религии как сугубо иррациональной, чисто чувственной сферы, где рассуждающему сознанию делать нечего. И в этом отношении протестантская Реформация, аналогично «неоязыческому» Ренессансу, действительно способствовала секуляризации Нового времени. Оба движения совпали в двух ключевых позициях – отрицании христианской синергии и отрицании христианского интеллектуализма. Во-первых, Реформация породила идею абсолютного Божественного предопределения, которая вполне отвечала языческому представлению о непреодолимом мистическом фатуме как главном принципе человеческой жизни, возрожденном любителями античности. Именно из этих двух корней вырастает безудержный детерминизм XVIII-XX вв., когда разные теории будут предлагать какой-то один безличный фактор, определяющий всю мировую историю. Во-вторых, противопоставив веру и разум, Реформация породила сентиментальный пиетизм, вполне отвечающий возрожденному Ренессансом языческому культу страстей, когда поиск «живого Бога» подменялся поиском новых острых переживаний. Но если бы встреча Реформации с Ренессансом способствовала только секуляризации, то для самого христианства это был бы лишь внешний вызов. Гораздо большую опасность представляет тот факт, что когда еще на рубеже XVIII-XIX веков возникла первая «романтическая» реакция, то ее адепты по умолчанию приняли аксиомы самого Просвещения: это отождествление религии с чистой иррациональностью и веру в существование всеопределяющего безличного начала истории. Поскольку же из романтической реакции вышел весь европейский консерватизм, включая русский и православный, то эти ложные представления до сих пор весьма популярны среди современных консерваторов. Казалось бы, мы очень далеко ушли от главной темы статьи, но на самом деле речь идет о заочном влиянии Мартина Лютера даже на современный православный консерватизм. Многие ли православные ревнители, искреннее критикующие какие-либо «протестантские влияния», не согласятся с тем, что свобода – это греховная ценность и от человеческой воли вообще ничего не зависит? Или с тем, что человеческий разум слишком греховен, чтобы рассуждать о Божественных вещах, и православная вера несовместима ни с какой рациональностью? А ведь это типично протестантские представления, не имеющие никакого отношения к православной вере, хотя их сторонники могут быть уверены в том, что Реформация несла в мир «революционные» ценности Свободы и Разума.

От победы к поражению

Мартин Лютер победил в свое время не потому, что он сумел вдохновить «широкие слои населения», и тем более не потому, что его богословские аргументы казались более убедительными, а потому, что его проповедь оказалась выгодной реальной политической силе – владетельным немецким князьям, ландграфам и курфюрстам, которые давно мечтали о полной религиозной независимости от Рима, и у них были силы оказать реальное сопротивление католическим войскам. И сам Лютер поставил не на аморфный народ, а на организованное государство, что было весьма умно с его стороны. Неслучайно первая политическая работа Лютера была обращена «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» (1520), а когда возникла угроза народных восстаний, то он писал «Открытое увещевание ко всем христианам воздержаться от смуты и мятежа» (1522) и «Против убийственных и грабящих орд крестьян» (1524). Поэтому никакие классовые войны, о которых говорят марксисты, к самой Реформации не имели никакого отношения – скорее, были задействованы межнациональные и геополитические конфликты.

Да, Лютер победил, если учесть, что уже при его жизни почти вся Северная Европа откололась от Римско-католической церкви и покрылась конфедерацией лютеранских епархий. Но уже при его жизни протестантизм начал постоянно дробиться, так что сегодня Евангелическо-лютеранская церковь – далеко не самая крупная протестантская деноминация в мире, даже баптистов и пятидесятников больше. Также и в самой Германии, которая благодаря Лютеру, казалось бы, обрела собственную «национальную конфессию», католики численно перевешивают протестантов. Но проблема не столько в количестве лютеран, сколько в качестве современного лютеранства, которое, будучи самой старой и «традиционной» протестантской церковью, одновременно стало и одной из самых либеральных. Конечно, среди лютеранских церквей нет абсолютного единства по всем вероучительным вопросам, и среди них есть как более консервативные, так и более модернистские направления. Но достаточно сказать, что во главе крупнейшей лютеранской организации – государственной церкви Швеции – стоит архиепископ Упсалы женщина Антье Якелен, а епископ Стокгольма – мало того что женщина, но и открытая лесбиянка Ева Брунне, проживающая со своей «женой», «священницей» Гуниллой Линден. И эти факты давно уже никого не удивляют: для сегодняшних наследников Лютера это вполне нормально, не говоря уже о более предсказуемых «послаблениях», которые сам Лютер в принципе не мог себе представить.

Потому что если между мной и Писанием нет никаких безусловных авторитетов, которые могли бы объяснять мне Писание, то единственным авторитетом оказываюсь я сам, и я сам решаю, что там написано и как это понимать. Перефразируя героя «Бесов» Шигалева, исхожу из абсолютной несвободы – прихожу к абсолютному произволу. И в этом смысле в долгосрочной перспективе Лютер, конечно, проиграл: стоило восставать против папской апостасии, чтобы породить еще большую апостасию?

10 ноября 1483 года в семье простого саксонского рудокола родился мальчик, отметившийся в истории как выдающаяся личность, основатель протестантизма в Германии, великий реформатор, богослов – Мартин Лютер. Этот человек также знаменит, как переводчик священных христианских текстов (Библии), основоположник норм общенемецкого литературного языка, теска афроамериканского балтийского проповедника - .

Отец Мартина, Ганс Лютер, отличался трудолюбием, он стремился обеспечить свою семью всеми необходимыми материальными благами, что давалось ему очень трудно. Изначально был обычным крестьянином в деревне Мера, но, переехав в поисках лучшей жизни в Айслебен, устроился на работу в местные рудники по добыче меди. Когда будущему реформатору исполнилось 6 месяцев, семья отправилась жить в Мансфельд, и там Ганс приобрел статус зажиточного бюргера.

В возрасте 7 лет маленькому Мартину пришлось испытать первые жизненные трудности. Родители отправили сына обучаться в городскую школу, которая «обеспечила» Лютера постоянными унижениями и наказаниями. Система образования данного заведения не позволила талантливому ребенку получить должный уровень знаний, и за 7 лет своего обучения здесь Мартин научился только читать, писать, выучил несколько молитв и десять заповедей.

В 14 лет (1497 год) юный Лютер поступил во францисканскую школу в Магдебурге, но спустя год был переведен в Эйзенах. Денег катастрофически не хватало, Мартин бедствовал, вместе со своими друзьями он пел под окнами набожных граждан, пытаясь как-то прокормиться. Тогда юноша начал задумываться о самостоятельном заработке в рудниках, как его отец, но судьба распорядилась иначе.

Подросток случайно познакомился с женой богатого жителя Эйзенаха. Женщина по имени Урсула решила помочь мальчику, пригласив в свой дом на временное проживание, чем открыла Мартину дорогу в новую жизнь.

В 1501 году Лютер окончил школу и поступил в Эрфуртский университет (философский факультет). Мартин выделялся среди сверстников прекрасной памятью, впитывал, словно губка новые знания, легко усваивал сложные материалы и вскоре стал центром всеобщего внимания в вузе.

Получив степень бакалавра (1503 год), молодого Лютера пригласили читать лекции студентам по философии. Параллельно он изучал основы юридического дела по желанию отца. Мартин развивался всесторонне, но наибольший интерес он проявлял к богословию, читал работы и труды великих церковных отцов.


Однажды, после очередного посещения университетской библиотеки, в руки Лютера попала Библия, чтение которой перевернуло его внутренний мир.

Окончив университет, Мартин Лютер решился на высокий поступок, которого никто от него не ожидал. Философ отправился в монастырь служить Богу, отказавшись от мирской жизни. Одной из причин стала внезапная смерть близкого друга Лютера и его сознание собственной греховности.

Жизнь при монастыре

В святом месте молодой богослов занимался различными обязанностями: прислуживал старшим, выполнял работу привратника, заводил башенные часы, подметал двор церкви и прочее.

Желая избавить парня от чувства человеческой гордыни, монахи периодически отправляли Мартина в город – собирать милостыню. Лютер примерно исполнял каждое указание, использовал аскезы в еде, одежде, отдыхе. В 1506 году Мартин Лютер принял монашество, а через год - священство, став братом Августином.


Обед Господу и статус священника не стали для Мартина ограничением в дальнейшем обучении и развитии. В 1508 году генеральный викарий рекомендовал Лютера в качестве преподавателя Виттенбергского университета. Здесь он обучал молодых ребят диалектике, физике. Вскоре он получил степень библейского бакалавра, что позволило преподавать студентам богословие. Лютер имел право толковать библейские писания, а чтобы лучше вникнуть в их смысл, стал изучать иностранные языки.

В 1511 году Лютер посетил Рим, куда отправили его представители священного ордена. Здесь он столкнулся с противоречивыми для себя фактами относительно католицизма. С 1512 года занимал должность профессора теологии, читал проповеди, исполнял обязанности смотрителя в 11 монастырях.

Реформации

Несмотря на визуальную близость к Богу, Мартин Лютер постоянно ощущал некоторые комплексы, считал себя греховным и слабым в своих поступках перед Всевышним. Душевный кризис стал началом переосмысления богослова духовного мира и путем к реформациям.

В 1518 году вышла папская булла, подвергшаяся критике с точки зрения Мартина. Лютер окончательно разочаровался в католических учениях. Философ и богослов сочиняет собственные 95 тезисов, которые в корень опровергают постулаты Римской церкви.


Согласно новаторству Лютера, государство не должно зависеть от духовенства, а последнее не обязано выступать в роли посредника между человеком и Владыкой всего сущего. Мартин не принимал изречений и требований относительно безбрачия духовных представителей, разрушал авторитет декретов Папы. Подобные реформаторские действия наблюдались в истории и ранее, но позиция Лютера оказалась достаточно шокирующей и смелой.


Тезисы Мартина молниеносно получили популярность в обществе, слух о новом учении дошел и до самого Папы Римского, который немедленно пригласил инакомыслящего к себе на суд (1519 год). Лютер посмел не приехать в Рим, и тогда понтифик решил предать протестанта анафеме (отлучение от святых таинств).

В 1520 году Лютер совершает вызывающий поступок – публично сжигает папскую буллу, призывает народ к борьбе с папским засильем и лишается католического сана. 26 мая 1521 года согласно Вормсскому эдикту Мартин получает обвинение в ереси, но сторонники основных идей лютеранства помогают спастись своему господину, инсценировав его похищение. На самом деле Лютер был помещен в замок Вартбург, где занялся переводом Библии на немецкий язык.


В 1529 году протестантизм Мартина Лютера получил официальное принятие обществом, считаясь одним из течений католицизма, но через несколько лет в его «лагере» произошел раскол на еще два течение: лютеранство и кальвинизм.

Жан Кальвин стал вторым после Лютера крупным реформатором, основной идеей которого стало абсолютное предопределение судьбы человека Богом.

Мнение о евреях

Отношение Мартина Лютера к евреям менялось на протяжении всей его жизни. Изначально он осуждал преследования представителей данной национальности, рекомендовал относиться к ним с терпимостью.

Мартин искренне верил, что еврей, услышавший его проповеди, обязательно решится на крещение. В своем памфлете «О том, что Христос родился евреем» богослов подчеркнул еврейское происхождение Христа и поддержал древний народ в нежелании следовать «папскому язычеству».


После реформатор убедился, что евреи не намерены следовать его учениям, и в какой-то момент настроился к ним враждебно. Написанные в таком состоянии книги Лютера имели антиеврейский характер («О евреях и их лжи», «Застольные беседы» и др.).

Так, известный немецкий философ разочаровал еврейский народ, который отвернулся от предложенных Лютером реформаций. Впоследствии лютеранская церковь стала источником вдохновения для антисемитов, а ее позиции послужили созданию пропаганды против евреев в Германии, травли на них.

Личная жизнь

Лютер верил, что Господь не может запрещать всем без исключения людям жить в любви и продлевать свой род. Согласно фактам из биографии Мартина женой смелого богослова стала бывшая монашка, которая родила ему в браке 6-х детей.

Катарина фон Бора была монахиней при монастыре по воле ее родителей – обнищавших дворян. Когда девочке исполнилось 8 лет, она дала обет безбрачия. Церковное воспитание, дисциплина и принятые Катариной аскезы сделали характер жены Лютера суровым и строгим, что ярко проявлялось в отношениях супругов.


Мартин Лютер и его жена Катарина

Венчание Мартина и Кете (так называл девушку Лютер) состоялось 13 июня 1525 года. На тот момент протестанту было 42 года, а его милой спутнице – всего 26 лет. В качестве своего совместного места проживания супруги выбрали заброшенный монастырь августинцев. Любящие сердца прожили в простоте, не нажив никакого имущества. Их дом всегда был открыт для людей, нуждающихся в какой-либо помощи.

Смерть

До самой смерти Мартин Лютер тяжело трудился, читал лекции, проповедовал, писал книги. Энергичный и работоспособный по своей натуре человек, он часто забывал о еде и здоровом сне. С годами это начало проявляться в головокружениях, внезапных обмороках. Лютер стал обладателем, так называемой каменной болезни, доставившей ему немало мучений.


Плохое самочувствие «подкрепляли» душевные противоречия и сомнения. Мартин при жизни признался, что по ночам к нему часто приходил Дьявол, задавая странные вопросы. Основатель протестантизма молил Бога о смерти, находясь в мучительном болезненном состоянии долгие годы.

Умер Лютер в феврале 1546 года внезапно. Его тело торжественно похоронено во дворе дворцовой церкви, где когда-то им были прибиты знаменитые 95 тезисов.

В 2003 году в память об исторической личности Эриком Тиллем снят биографический фильм-драма под названием «Лютер», показывающий жизнь священного служителя от начала его реформаторской деятельности и до самой смерти.

Цитаты

«Ненависть, как запущенная раковая опухоль, разъедает человеческую личность и отнимает все жизненные силы».
«Если человек не открыл для себя нечто такое, за что он готов умереть, он не способен полноценно жить».
«Без жены так же нельзя жить, как нельзя обходиться без еды и питья. Рожденные и вскормленные женщинами, мы в значительной степени живем их жизнью и не имеем никакой возможности отрешиться от них».

Библиография

  • Берлебургская библия
  • Лекции о Послании к Римлянам (1515-1516)
  • 95 тезисов об индульгенциях (1517)
  • К христианскому дворянству немецкой нации (1520)
  • О вавилонском пленении церкви (1520)
  • Письмо Мюльпфорту (1520)
  • Открытое письмо папе Льву Х (1520)
  • О свободе христианина
  • Против проклятой буллы Антихриста
  • Речь на Вормском Рейхстаге 18 апреля 1521 года
  • О рабстве воли (1525)
  • О войне против турок (1528)
  • Большой и малый Катехизис (1529)
  • Письмо о переводе (1530)
  • Похвала музыке(1538)
  • О евреях и их лжи (1543)