Ведение дневника позволяет увековечивать события из жизни и прорабатывать мысли и чувства. Некоторые люди ведут дневник для учебы, чтобы глубже понять изучаемый материал. К счастью, делать записи в дневнике очень просто. Для начала выберите тему, на которую будете писать, например, о том, что происходит в вашей жизни. Потом напишите вступление и выразите свои мысли.

Шаги

Выберите тему

    Напишите о том, что происходит в вашей жизни. Это может быть то, чем вы занимаетесь, происходящие с вами события или ваши достижения. Используйте дневник в качестве отчета о том, как выглядит ваша жизнь в данный момент, чтобы потом вы могли вернуться к этому периоду.

    • Это отличный способ фиксировать вещи, которые вы хотите запомнить.
    • Например, можно написать о забавном случае, произошедшем во время обеда, о забитом победном голе в футбольном матче или о ссоре с другом. События могут быть как положительными, так и отрицательными.
  1. Изучите свои эмоции или чувства по отношению к чему-либо. Напишите о том, через что вы проходите, что чувствуете, и что, как вы надеетесь, произойдет в будущем. Сделайте дневник своей «жилеткой», в которую можно поплакаться, чтобы лучше справляться со своими эмоциями.

    • Допустим, вам грустно, потому что вы переживаете расставание с партнером. Можно написать, что вы чувствуете и чего вам будет не хватать без отношений. Это поможет вам высвободить эмоции, чтобы запустить процесс восстановления.
  2. Используйте писательские подсказки, если вы не знаете, о чем писать. Если вы пытаетесь выработать у себя привычку вести дневник или должны делать записи для учебы, писательские подсказки помогут вам найти тему. Поищите подсказки в интернете, а потом выберите одну, которая запустит ваше воображение. Вот несколько примеров:

    • напишите, чем бы вы хотели заняться в выходные;
    • расскажите о месте, которое вы хотели бы посетить;
    • представьте, что вы обнаружили фантастическое существо;
    • напишите о том, что вы хотите изменить;
    • делайте записи с позиции любимого персонажа книги или фильма.
  3. Записывайте свои реакции на лекции и прочитанные материалы в дневнике для учебы. Если вы ведете дневник в качестве школьного или университетского задания, пишите о процессе обучения. Это включает в себя изучение материала, прослушивание лекций и обсуждения в классе. Кроме того, опишите свои мысли по поводу того, что вы изучаете. Вот несколько примеров:

    • краткое содержания прочитанного материала и лекции;
    • анализ учебного материала;
    • связи между темами, которые вы изучали;
    • свои личные связи с учебным процессом;
    • вопросы, которые у вас возникли о тексте или лекции.

    Совет: Если вы ведете учебный дневник, концентрируйтесь на изучении и анализе текущего материала. Например, можно подвести итоги учебного процесса, записать свои размышления о нем и обозначить возникшие вопросы. Не пишите о своем отношении к тому, что вы читаете или изучаете.

    Совет: как правило, в дневнике для учебы приветствие не используется.

Выражайте себя в личном дневнике

    Не задумывайтесь о грамматике и орфографии. Позвольте себе совершать ошибки, когда будете делать записи в дневнике. Вы ведете его для себя, поэтому ничего страшного, если что-нибудь будет написано неправильно. Просто позвольте своим мыслям свободно перетекать на бумагу.

    • Если ошибки действительно не дают вам покоя, можно вернуться и исправить их после того, как вы закончите.
  1. При желании проявите творческий подход. Можно использовать любой формат для записей, поэтому поэкспериментируйте с различными структурами. Это поможет вам сохранять привычку писать, так как у вас будет свобода делать то, что кажется естественным в этот день. Например, можно попробовать следующее:

    • превратите воспоминание в рассказ;
    • запишите, что вам снилось прошлой ночью;
    • составьте список, например, записать чем вы занимались в этот день или за что вы благодарны;
    • нарисуйте каракули или вставьте изображения в дневник;
    • запишите тексты песен или цитаты, которые важны для вас;
    • сочините собственные слова песни или стихотворение;
    • пишите в потоке сознания.
  2. Используйте «Я»-утверждения, чтобы вести дневник от первого лица. Вы пишете о своих мыслях, впечатлениях и размышлениях, поэтому нет необходимости вести повествование от третьего лица. Абсолютно нормально вести дневник от первого лица, если только вы сами не хотите делать записи как-то иначе.

    • Например, можно написать: «Сегодня я обедал с Алиной», - а не: «Сегодня Антон обедал с Алиной».
  3. Добавляйте детали, которые отражают все пять органов чувств, чтобы сделать запись живой. Это необязательно, но это сделает ваши записи в дневнике интереснее и поможет вам вспомнить, что тогда происходило. Подумайте, что вы видели, слышали, чувствовали, а также какие запахи ощущали и что пробовали на вкус во время описываемых событий или впечатлений. Потом включите некоторые из этих деталей в свою запись.

    • Например, предположим, что вы отдыхали у моря. Можно добавить такие детали, как: «Морские брызги, бьющие мне в лицо», «Запах горящего дерева от костров на пляже», «Вкус соли на моих губах», «Солнце, сверкающее на поверхности воды» и «Крики других веселящихся людей на пляже».
  4. Не переживайте о длине записей. Необязательно каждый раз заполнять всю страницу. Вполне нормально делать как короткие, так и длинные записи. Вносите в дневник то, что вам хочется сказать. Если вы не можете придумать, что еще написать, двигайтесь дальше и закончите запись.

    • При ведении дневника гораздо важнее писать часто, нежели много.

Делайте записи в дневнике для учебы

  1. Организуйте свои мысли, чтобы сделать их последовательными. Запись в дневнике необязательно должна походить по структуре на эссе, даже если вы пишите для учебы. Тем не менее, у того, кто будет читать ваши записи, должна быть возможность следить за ходом ваших мыслей. Выражайте свои мысли

Поскольку дневники как жанр - новый, незнакомый учащимся вид письменной работы, считаем целесообразным познакомить школьников со значениями этого слова:

1. Дневник - это буквальный перевод с французского «подённый журнал, ежедневник», то есть записи, ведущиеся изо дня в день.

2. Дневник - литературно-бытовой жанр, форма повествования, которая ведётся от 1-го лица в виде повседневных или периодических записей о событиях текущей жизни (личной, общественной, литературной).

Дневниковая запись делается после событий, которые произошли, реже - перед событиями, которые произойдут.

Дневники более субъективны и вместе с тем более непосредственны, искренни, чем другие виды мемуарных источников.

Дневниковая запись представляет системный тип речи: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания, а также свободную форму записи:

а) исповедь - самооценка своей деятельности;

б) анализ событий дня;

в) портретная зарисовка;

г) эмоциональное самовыражение;

д) рефлексия;

е) размышление над увиденным и услышанным.

Признаки дневника как жанра:

Каждая запись почти всегда приурочена к определенной дате;

Известная отрывочность записей;

Зашифрованность или полное сокрытие имён или фамилий;

Преобладание самих фактов над их осмыслением;

Иногда - записи на основе первичных впечатлений, непроверенных предположений, слухов, мнений.

Все эти элементы обеспечивают непринуждённый выбор и расположение материала и позволяют создать иллюзию свободного выражения мыслей и впечатлений автора-повествователя;

Дневник как жанр монологичен, но монологическое слово автора может быть внутренне диалогичным. Монолог автора иногда становится беседой с воображаемым собеседником, свидетелем, с человеческим обществом в целом;

Дневник не ретроспективен, он современен описываемым событиям, пишется для себя и не рассчитан на публичное восприятие (в отличие от литературного дневника), что сообщает ему особую подлинность, достоверность.

Памятка пишущему сочинение в жанре дневниковых записей

1. Познакомьтесь с произведениями, написанными в жанре дневниковых записей. Это поможет вам выдержать форму и условности изложения, характерные для данного жанра.

2. Определите идею сочинения, то есть главную мысль, которую вы берётесь доказать своей работой. Правильное определение идеи позволит вам глубоко и полно раскрыть тему сочинения и не «потеряться» в обширном материале.

3. Составьте план, который поможет вам наметить, с чего начать работу, какие разделы выделить, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам прийти.

4. Имейте в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер.

Тема урока: Сочинение в форме дневниковых записей.

Подготовила учитель русского языка и литературы

Абрамова Любовь Фроловна

МБОУ Большелогская СОШ, Аксайского района, Ростовской области

Класс: 10

Актуальность урока на современном этапе развития школы определяется, прежде всего, тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к написанию творческого задания ЕГЭ в 11 классе (блок «С»).
Работа над дневником учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства - и устно, и письменно. А развитие личности - это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление - одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Урок ориентирован на достижение следующих образовательных результатов:

Личностных:

Понимание роли текста в жизни человека;

Осознание эстетической функции языковых средств в тексте;

Стремление к речевому совершенствованию.

Метапредметных:

Адекватное понимание информации устного и письменного текста;

Способность извлекать информацию из различных источников;

Овладение приёмами отбора и систематизации материала на пройденную тему;

Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка

Способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения.

Предметных:

Усвоение основ знаний о тексте;

Способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов.

Проблемный вопрос: Как писать сочинение в жанре дневниковых записей

Цель: научить анализировать содержание исходных текстов, в которых авторская мысль развивается через веерное и цепное расположение доводов. Создавать текст определённого типа, стиля и жанра; уместно использовать языковые средства выразительности.

Задачи урока:

Образовательная : научить анализировать содержание исходных текстов, в которых авторская мысль

развивается через веерное и цепное расположение доводов, подготовить к написанию домашнего сочинения;

развивающая: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; развивать навыки переработки текстов, а именно: составление схемы, выделение тезисов, анализ

текста по алгоритму, соответствующему критериям оценки на ЕГЭ по русскому языку заданий части С;

воспитательная: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности, воспитывать языковую культуру общения.

Ожидаемые результаты:

Умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию;

Умение работать в группах;

Коммуникативная компетентность;

Осознание полезности получаемых знаний и умений;

Развитие навыков самостоятельной работы с источником информации, самостоятельное принятие решения;

Развитие навыков коммуникативности;

Развитие навыков мыслительной деятельности при анализе текста;

Развитие навыков самоанализа и рефлексии.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Виды деятельности : работа с эпиграфом, аналитическая беседа, анализ текста (работа в группах), составление плана написания сочинения, подготовка к выводам.

Время: занятие рассчитано на 45 минут

Тип занятия : систематизации и обобщения знаний и умений

Оборудование: мультимедийный проектор; интерактивная доска; материал для интерактивной доски по теме урока; слайды с этапами урока и заданиями;

У учащихся : учебник, тетрадь, раздаточный материал

Раздаточный материал : тексты №1, № 2 , № 3 для анализа; Опережающее домашнее задание: изложить в виде дневниковой записи свои размышления о целях и задачах дневниковой деятельности

Эпиграфы к уроку:

« Самый интересный роман – роман о себе «ежедневном»»

Ю. Олеша

Тема урока: Сочинение в форме дневниковых записей

Ход урока

    Организационный момент . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!

А) Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока.

Ребята, обратите внимание на оформление класса, на тему урока. И может кто-то попытается сформулировать, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке и как это всё можно совместить? Прочитайте эпиграф и скажите, что может стать таким романом?

(учащиеся делают попытку сформулировать цель урока со своей стороны: таким романом может стать личный дневник любого человека).

Учитель: Дневник не любит «постороннего взгляда». Это труд души, который адресован самому себе или воображаемому собеседнику. Вы уже много знаете о дневниковой деятельности:

- зачем люди ведут дневники ? (страницам доверяют свои раздумья и сомнения, оценку себя и окружающих. Ежедневные записи помогают увидеть изменения в нас самих, каждая страница становится зеркалом. Начав общение с собой, мы постепенно развиваем в себе способности общаться друг с другом)

- о чём пишут люди в дневниках? (это может быть анализ событий дня, какой-то отдельный случай, яркое событие, размышления по поводу чего-либо)

В) Корректировка сформулированной учащимися цели урока

На протяжении предыдущего урока мы говорили о содержании и структуре дневниковых записей, наша задача сегодня – обобщить эти знания и применить на практике, т.е. написать сочинение в жанре дневниковых записей.

СЛАЙД 1 тема урока, цели урока

2. Актуализация знаний.

Теперь мы проверим творческое задание, в котором требовалось изложить в виде дневниковой записи свои размышления о целях и задачах дневниковой деятельности. (Чтение и комментирование учениками)

- легко ли было вести дневник?

Вывод: вести дневник – нелёгкая задача. Сделав свои первые опыты в этом жанре, вы убедились, что совсем непросто сесть за стол и заставить себя сосредоточиться над листом бумаги.

3. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

Дневник – это словесное творчество, и у него есть свои законы. О них мы поведём разговор дальше.

- каковы основные признаки дневниковой записи . (Содержание записи ограничивается определённым временным отрезком: неделя, день, месяц. Дневниковая запись делается обычно после событий, реже перед ними. Обязательная примета – даты, бывают и рисунки)

- каковы функции дневника и что побуждает нас обратиться к дневнику

(1) эмоциональное самовыражение. Всплеск полноты чувств, выход из состояния душевного дискомфорта. 2) интеллектуальное самообеспечение. Анализ событий дня, чтобы зафиксировать наиболее яркие впечатления, поразмышлять над увиденным, услышанным.

- принято считать, что каждая запись представляет собой текст. Согласны ли вы с этим? (Да, предложения связаны по смыслу и грамматически, можно придумать заглавие и определить авторскую задачу)

Кто из известных вам современных писателей использовал в своих произведениях форму дневника? (Н. Носов «Дневник Коли Синицына», О.Железников «Дневник П.М.М.», А. Алексин «Похождения Севы Котлова» и др.)

- Какие типы текстов представлены в дневниках (повествование, описание, рассуждение, дневниковая запись представляет собой смешанный тип)

- Дневник как жанр предполагает свободную форму записи. О каких формах дневниковой записи вы узнали на уроках? (Исповедь. Портретная зарисовка. Афористическая беседа и др.)

4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция .

Работа по группам. Каждой предлагается текст и вопросы. Учащиеся дают развёрнутые ответы и делают выводы

См. приложение

СЛАЙД 4

Вывод: делают учащиеся.

5.Рефлексия ( подведение итогов занятия)

Составим план написания сочинения в жанре дневниковых записей:

    Познакомиться с письмами, дневниковыми записями писателей, произведениями, написанными в жанре дневника. Это поможет выдержать форму и условности изложения, характерные для этого жанра.

    Определить идею сочинения, основную мысль, которую беретесь доказать своей работой. Правильное определение идеи позволит глубоко и полно раскрыть тему сочинения и не «утонуть» в обширном материале.

    Составить план, который поможет наметить , с чего начать работу, какие разделы выделить в сочинении, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам необходимо прийти.

    Иметь в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер.

    Помнить, что дневниковые записи, письма помогают проследить за становлением личности, раскрывают внутренний мир ведущего дневник . Проверить, отвечает ли этому требованию сочинение.

Сопоставим задачи урока с их выполнением, дадим общую оценку работы класса, отметить работу групп, есть ли какие-то вопросы, готовы ли выполнить домашнее задание: написать сочинение в жанре дневниковых записей «Один день из жизни самого себя.

ВЫВОД : Регулярное ведение дневника служит хорошей речевой практикой, обогащает и совершенствует язык, развивает внимание к «мелочам жизни». И, может быть, когда-нибудь страницы вашего дневника станут страницами Главной книги о себе «ежедневном»

    Домашнее задание

Написание сочинение «Один день из жизни самого себя».

приложение 1

ГРУППА 1

Везёт как утопленнику! Первый день каникул, а я носа из дому показать не могу, до того он распух. Аллергия, должно быть.

Наш пёс влюбился в Митци. Она – коккер-спаниель. Шансов у пса никаких: а) не породистый, б) не следит за собой, как все нормальные псы. Пытался втолковать ему это, но он лишь грустно и тоскливо посмотрел на меня и снова улёгся под калиткой Митци. Любовь – это вам не фунт изюму. Ведь у меня с Пандорой те же проблемы, что и у пса с Митци: оба принадлежим к более низким классам общества, чем наши возлюбленные.

ЗАДАНИЯ:

    Представьте себя на месте подростка и попытайтесь объяснить, что заставило его сделать эту запись?

    Найдите те слова и обороты речи, которые передают состояние автора? Для какого стиля они характерны?

ГРУППА 2

Пошёл в занудную школу. Мне всё было трын-трава, поэтому я надел красные носки. Ходить в красных носках в школу было строго запрещено, но в гробу я теперь видал ихние запреты…

Учительница заметила мои красные носки и стукнула директору, то вызвал меня к себе. Потом отправил переодеваться в чёрные носки, как предусмотрено формой.

Когда я пришёл домой, папа тут же позвонил в школу:

Вы терроризируете моего сына из-за цвета носков!

Директор сказал, что если я вернусь в школу в чёрных носках, то всё будет прощено и забыто, но папа ответил, в таких и буду ходить.

Директор заявил, что стремится поддерживать школу «на уровне». Папа возразил, что сборная Англии выиграла чемпионат мира без чёрных носков.

Директору, похоже, после этого нечем было крыть. Папа повесил трубку и сказал: «Один – ноль в мою пользу».

ЗАДАНИЯ:

    Почему запись заканчивается …? Какую смысловую нагрузку несёт этот знак?

    Приведите примеры, подтверждающие, что дневниковые записи охватывают жизненные ситуации?

    Каковы особенности лексики? Для какого стиля характерны эти слова?

ГРУППА 3

Выходной день.

Я твёрдо решил в новом году:

    Вешать брюки на место.

    Вкладывать диски обратно в чехлы.

    Ласково обращаться с собакой.

    Не выдавливать большие прыщи.

    Не начинать курить.

    Снова ходить в библиотеку.

    Стать интеллектуалом.

ЗАДАНИЯ:

    Прочитайте дневниковую запись, что вы можете сказать об её авторе?

    Как вы думаете, какой пункт нарушает последовательность, не отвечает авторскому замыслу??

    Что можно сказать о дисциплинарности этого человека?

    Какая часть речи указывает на систему?

ГРУППА 4

Тщательно проинспектировал свою собственную внешность. За последний год вырос лишь дюйма на два, так что придётся смириться с печальным фактом – мне суждено быть одним из тех, кому всегда плохо виден экран кино.

Вот невезуха: на подбородке вылез прыщ, на носу – тоже. Уши торчат, а волосы сами собой раскладываются на три прибора. Как ни зачёсывай, а модно не причешешь.

ЗАДАНИЯ:

    В данной дневниковой записи произошли изменения в авторе, остался ли он верен своим принципам?

    Какие особенности лексики подтверждают, что автор ваш современник, ваш одноклассник?

Анна Михайловна КОЛЯДИНА (1981) - учитель литературы; диссертантка Самарского государственного педагогического университета. Живёт в г. Смоленске.

Дневник как литературный жанр

Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше - не худо ещё в юные годы - о своём детстве, например. (Д.С. Лихачёв)

Дневник - важный и в известном смысле знаменитый атрибут школьной жизни. Но кроме обычного дневника (как, с позволения сказать, формы учёта успеваемости учащихся) существует дневник как литературный жанр, как древнейшая форма словесного творчества. Педагогам хорошо известно, что немало их подопечных в той или иной форме ведут свои личные дневники. Не вмешиваясь в этот диалог подростка с самим собой, полезно предложить им сведения об истории дневниковой традиции, о построении дневника, о его интеллектуальных и художественных возможностях и тем помочь им овладеть основами этой популярнейшей формы письменной речи. Понятие о дневнике как литературном жанре и представлено в статье молодой словесницы А.М. Колядиной.

П ознакомить учащихся с историей возникновения дневника как литературного жанра, рассмотреть его признаки, полагаю, возможно уже в 6–7-м классах. Если же урок или иное мероприятие, посвящённое дневнику, проводится в старших классах, целесообразно дать школьникам представление о писательских дневниках и их месте в культуре прежде всего XIX и XX веков. Завершить занятие логично объяснением основных правил ведения дневника; дать образцы дневниковых записей.

Определений дневника существует множество. Одно из них, принадлежащее М.О. Чудаковой, точное и ясное, представляется особенно приемлемым для школьной практики: Дневник - форма повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей. Обычно такие записи не ретроспективны - они современны описываемым событиям. Наиболее определённо дневники выступают как жанровая разновидность художественной прозы и как автобиографические записи реальных лиц” (Краткая литературная энциклопедия).

Как правило, дневники начинают вести в подростковом возрасте. Подневные записи могут содержать обобщения, размышления, заметки о прочитанных книгах, газетных новостях или о погоде. Часто ведение их продиктовано желанием автора дневниковых записей проследить собственное духовное развитие; дневник также служит средством самовоспитания и самоорганизации.

Помимо этого, как отмечает в своих известных записях «Ни дня без строчки» Юрий Олеша, “…и Делакруа, и Толстой приводят <…> одну и ту же причину, заставившую их, по их словам, продолжать писать начатые дневники - причина эта удовольствие, которое получили оба при прочтении ранее написанных страниц. Продолжать, так сказать, и во имя того, чтобы получить опять когда-либо подобное удовольствие” (1929 год, 29 июля).

История дневниковой формы есть история её изменения в авторском и читательском сознании - от представления о дневнике как о подневных автобиографических записях реальных лиц до понимания дневниковой формы как художественной формы высказывания.

Историю бытования дневниковых записей в России условно можно разделить на следующие периоды.

1. Дохристианская Русь . В литературе этого периода присутствуют лишь записи иностранных путешественников, преимущественно восточных.

2. X–XVI века. Дневниковые литературные произведения разных жанров имеют на Руси своё распространение уже с X века. Это тексты различных типов дневникового жанра: “хождения”, путешествия, путевые очерки, автобиографические записи, которые ещё трудно отделить от публицистики и летописного повествования, например, сочинение Андрея Курбского «История о великом князе Московском...».

3. XVII век. Дальнейшее развитие жанра. Однако эти записи содержат в себе в большей степени сведения, основанные либо на личных впечатлениях, либо на свидетельствах современников.

4. XVIII - начало XIX века. Сформировано понятие дневника, в России начинается издание записных книжек и дневников, дорожных заметок (Гильденштедт И. «Дневник путешествия по Слободско-Украинской губернии академика С.-Петербургской Академии наук Гильденштедта в августе и сентябре 1774 года»; «Записки князя Бориса Ивановича Куракина о пребывании в Англии, отъезде в Россию к армии, путешествии с царём Петром Алексеевичем в Карлсбад и о назначении своём на съезд в Утрехт. 1710–1711–1712»; Вяземский П. «Из старой записной книжки»).

5. XIX - начало XX века. Завершилась дифференциация всех элементов жанровой структуры дневника.

6. XX–XXI века. Благодаря использованию писателями фрагментарной формы письма дневниковая форма повествования получает широкое распространение в современном литературном процессе.

Существуют художественные произведения, которые либо имеют формальные признаки дневникового или мемуарного повествования (Спирихин С. «Конина (Записки скотовода)»; Сидур В. «Памятник современному состоянию. Миф»), либо такие, в структуре которых присутствуют документальные фрагменты (выдержки из писем, надписи на открытках, анкетные данные, номера телефонов, цитаты из газет - «Конец цитаты» М.Безродного; «Мемуарные виньетки и другие non-fictions» А.Жолковского).

С ледует отметить: на развитие дневникового повествования оказали влияние новые технологии. Так, интернетовский «LiveJournal» («ЖЖ») в значительной мере опирается на жанровые структуры, существующие в литературе.

Блоги состоят из “постов” (пост - сообщение в дневнике), каждый из которых содержит дату и время публикации, а также ссылки на страницы с фотографиями, комментариями и именем автора. Но в отличие от бытового дневника, представляющего собой систему записей, связанных с определённой датой, записи блогов разных пользователей возникают в ленте новостей и по прошествии времени замещаются другими; временные промежутки, в реальности существующие между ними, не могут быть отражены в режиме он-лайн.

Главное отличие дневника «ЖЖ» от бытового дневника состоит в установке автора блога на поиск единомышленников, людей, разделяющих его жизненную позицию, - для общения с ними. Автор создаёт коммуникативно грамотный текст, на который потенциальный адресат захотел бы так или иначе отреагировать.

Независимо от того, в какой форме будет вестись дневник, необходимо научиться продуманно делать записи в нём.

Вот основные правила (если проводится урок, ученики могут записать их).

1. “Ни дня без строчки” (Ю.Олеша).

2. Каждую запись датируй.

3. Будь искренним и честным в записях.

4. Не читай чужого дневника без разрешения!

Помимо бытового, можно вести дневник читателя , указывая в нём:

  • автора и название книги;
  • выходные данные: место издания, издательство, год;
  • время создания произведения, а также время, о котором идёт речь в книге;
  • желательно обозначить тему произведения;
  • в общих чертах изложить содержание;
  • сформулировать для себя идею книги;
  • записать общее впечатление от книги.

С уществует три разновидности использования дневника как жанра в литературе (ученики могут делать записи в тетради вслед за объяснением учителя).

Собственно дневник (дневники Анны Франк, Юры Рябинкина, Тани Савичевой). Сила впечатления, производимого дневником, в большой степени зависит от его контекста, исторического и литературного.

Дневник писателя. Дневники писателей, учёных, артистов, не предназначавшиеся для опубликования, но тем не менее их художественная ценность часто соперничает с намеренно создаваемыми дневниками литературных героев (Л.Н. Толстой, М.М. Пришвин).

Так, М.М. Пришвин вёл дневник всю жизнь. Он был убеждён, что, если собрать все записи в один том, получилась бы книга, ради которой он и родился. По оценкам издателей Пришвина, рукописи его дневников втрое превышают объём собственно художественных произведений автора. Как писал сам Пришвин, “форма маленьких записей в дневник стала больше моей формой, чем всякая другая” (1940). А незадолго до смерти, в 1951 году, оглядываясь на свою жизнь, он признался: “Наверно, это вышло по моей литературной наивности (я не литератор), что я главные силы свои писателя тратил на писание своих дневников”.

Литературные произведения в форме дневника («Демикотоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Чапаев» Д.А. Фурманова, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Дневник Кости Рябцева» Н.Огнева, «Деревенский дневник» Е.Я. Дороша).

Возникновение дневника как литературной формы было обусловлено несколькими факторами, главным из которых было стремление писателей представить внутренний мир личности через документально обоснованный текст, организованный по принципу собрания достоверных свидетельств и фактов жизни отдельного человека. Следствием этого было использование писателями формы бытового дневника и ряда других эго-документальных текстов. Так, «Записки юного врача» М.А. Булгакова представлены читателю в форме дневника, который ведёт главный герой.

П исательские дневники - это записи, имеющие форму подневных, ведущиеся на протяжении некоторого времени. В них соблюдаются внешние признаки дневникового повествования - датированность, периодичность ведения; автором приводятся документальные свидетельства, разговоры людей, выдержки из писем, собственные наблюдения; мало описаний внутренних переживаний, то есть преобладает фиксация внешних событий. В отличие от бытового, автор литературного дневника мало пишет о себе, зато отмечает всё, что впоследствии может, по его мнению, представлять исторический интерес, либо отбирает отдельные факты и детали, которые в совокупности своей создают художественное единство.

Основу дневника писателя («Окаянные дни» И.А. Бунина, «Взвихрённая Русь» А.М. Ремизова, «Несвоевременные мысли» М.Горького, «Дневник моего современника» В.Г. Короленко) составляют фрагменты записных книжек, реального бытового дневника, которые сознательно организованы автором в повествование, имеющее, как правило, такие черты дневниковой формы, как датировка и периодичность ведения.

Как правило, дневник писателя публицистичен и зачастую полемичен по отношению к описываемой действительности, то есть подчинён определённой авторской идее. Этой цели служат приводимые автором документальные свидетельства, фрагменты разговоров людей, выдержки из писем, собственные наблюдения. И в этом плане следует отметить сближение дневника писателя с такими жанрами журналистики, как очерк, памфлет, фельетон. В отличие от бытового, в дневнике писателя обязательно присутствует оценочное начало; время в нём представляет собой в большей степени условную категорию, так как события здесь подчинены авторскому замыслу.

Иногда материалы дневников используются писателями при создании художественных произведений.

Несколько примеров.

Дневники Льва Толстого, как показала Л.Я. Гинзбург, “имели разное назначение. В ранних дневниках - наряду с самовоспитанием, моральными упражнениями - упражнения писательские, проба будущих методов. Тут же записи, кратко отмечающие течение повседневной жизни”.

Д.Фурманов отмечал в своём дневнике: “Коплю материалы: всё, что увижу, что услышу интересное, что прочту, - сейчас же записываю...”

Произведения М.М. Пришвина «Мирская чаша» (1922), «Журавлиная родина» (1929) и «Кащеева цепь» (1923–1933) частично составлены из материалов дневников. Дневниковые элементы присутствуют также в «Родниках Берендея» (1925) (позднее вошли в «Календарь природы» - 1935–1939), повести «Жень-Шень» (1931–1933). Из философско-лирических миниатюр, первоначально существующих в виде дневниковых записей писателя, состоят «Календарь природы», «Фацелия» и «Лесная капель». В последние годы жизни Пришвиным готовилась книга «Глаза земли» - также из дневниковых записей различных лет.

Чем можно объяснить столь частое обращение различных писателей, а также людей, профессионально с литературой не связанных, к жанру литературного дневника?

Универсальностью этого жанра, разнообразием его форм.

Возможностью непосредственного, свободного выражения своих мыслей и чувств.

Привычка к ведению дневника способна выручить человека в трудные минуты жизни, когда он остаётся один на один перед лицом горя или неразрешённого конфликта, утраты или выбора.

Например, «Осадная Запись» - блокадный дневник петербургского учёного-востоковеда, известного ираниста-филолога, профессора Александра Николаевича Болдырева содержит не только детальные описания страданий и борьбы ленинградцев, но и тончайшие психологические наблюдения за переживаниями умирающего с голоду, а затем терзающегося недоеданием человека, обременённого бесконечными заботами о семье.

“Фразы её выбрасывались на бумагу, как хрипы умирающего, - отрывисто, с длинными промежутками между ними, нечленораздельно. Но сейчас я уже знаю, что эта Запись есть дело большое, есть подлинный, правдивый свидетель времён неповторимых, и когда-нибудь будут заслушаны её показания. Правда, язык её станет понятен только после огромной восстановительной моей обработки, ибо очень много в Записи есть лишь иероглиф и символ” (1942, 15 декабря).

Д невник - один из наиболее демократичных литературных жанров. Ведение дневника доступно каждому грамотному человеку, и польза, приносимая им, огромна: ежедневные записи, пусть небольшие, в несколько строк, учат вниманию к себе и другим, развивают навыки самоанализа, воспитывают искренность, наблюдательность, вырабатывают вкус к слову, точному суждению, строгой отточенной фразе.

Литература

История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. Том 1. М.: Книга, 1976.

Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Новая школьная энциклопедия: Словесность. М.: РОСМЭН; ООО «Мир книги», 2004.

Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1997.


Мемуа́ры (фр. mémoires ), воспоминания - записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого.

К таким жанрам в литературоведении принято относить следующие мемуарные жанры : мемуары (в узком смысле слова), записки, записные книжки, автобиографии, некрологи, дневники .

Видимо, без обращения к этому бесценному наследию трудно понять и современное состояние литературы. Поэтому наша задача заключается в анализе исторического изменения дневника как жанра мемуарной литературы, выяснении этапов эволюции жанра на примере дневников русских и зарубежных авторов.

Жанр дневника - один из древнейших жанров в литературе, первые сведения о котором восходят к истокам письменности.

Дневник как литературный жанр

«Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше - не худо ещё в юные годы - о своём детстве, например» (Д.С. Лихачёв)

Дневник - важный и в известном смысле знаменитый атрибут школьной жизни. Но кроме обычного дневника (как формы учёта успеваемости учащихся) существует дневник как литературный жанр, как древнейшая форма словесного творчества.

Наверное, некоторые из вас тоже ведут свои личные дневники, записывая события из своей жизни. Сегодня я бы хотела познакомить вас со сведениями из истории дневниковой традиции, о построении дневника, о его интеллектуальных и художественных возможностях. Одним словом, помочь вам овладеть основами этой популярнейшей формы письменной речи.

Определений дневника существует множество. Одно из них, принадлежащее М.О. Чудаковой, точное и ясное, представляется особенно приемлемым для школьной практики: Дневник - форма повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей» (Краткая литературная энциклопедия).

Как правило, дневники начинают вести в подростковом возрасте. Подневные записи могут содержать обобщения, размышления, заметки о прочитанных книгах, газетных новостях или о погоде. Часто ведение их продиктовано желанием автора дневниковых записей проследить собственное духовное развитие; дневник также служит средством самовоспитания и самоорганизации.

История дневника

  1. Развитие дневниковых записей началось с 10 века . Это тексты различных типов дневникового жанра: “хождения”, путешествия, путевые очерки, автобиографические записи, которые ещё трудно отделить от публицистики и летописного повествования, например, сочинение Андрея Курбского «История о великом князе Московском...».
  2. С 13 по 19 вв . в России начинается издание записных книжек и дневников, дорожных заметок (Гильденштедт И. «Дневник путешествия по Слободско-Украинской губернии академика С.-Петербургской Академии наук Гильденштедта в августе и сентябре 1774 года»; «Записки князя Бориса Ивановича Куракина о пребывании в Англии, отъезде в Россию к армии, путешествии с царём Петром Алексеевичем в Карлсбад и о назначении своём на съезд в Утрехт. 1710–1711–1712»; Вяземский П. «Из старой записной книжки»).
  3. С 20 века благодаря использованию писателями фрагментарной формы письма дневниковая форма повествования получает широкое распространение в современном литературном процессе. Так, примером такого дневника является дневник Печорина в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». В романе дневник не только способ авторской характеристики и форма самовысказывания героя, но и предмет изображения человеческой души. В романе сам жанр дневника подвергается анализу. Он как бы раздваивается и теряет свою ценностно–смысловую бесспорность: дневник вводит нас в сложный мир Печорина, заставляет поверить в неподдельность его душевных движений. Вопрос о сущности дневника как жанра вырастает здесь в серьезную общественно-нравственную проблему. С одной стороны, дневник дает возможность беспрепятственного анализа окружающего и самоанализа, служит и сохранению памяти о случившемся и передуманном. Но с другой стороны, дневник ведет к духовной разрозненности – герой втайне казнит окружающих скрытым от них словом дневника.

Итак, дневник – это, в первую очередь, прием психологического изображения героя. Вводя в текст своего романа дневник, Лермонтов позволяет увидеть, как сложные душевные состояния героя раскладываются на элементы и тем самым объясняются, становятся ясными для читателя. И наконец, в произведении, где используется дневник как форма художественного повествования, позиция автора довольно резко обособлена от позиции персонажа, так что не может быть и речи о том, чтобы индивидуальности автора и героя совмещались.

В форме дневника пишутся целые произведения. Так, «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя являются таким произведением, когда в форме дневника отражаются личные воспоминания и впечатления автора, знавшего быт и психологию петербургских чиновников.

* Блоги состоят из “постов” (пост - сообщение в дневнике), каждый из которых содержит дату и время публикации, а также ссылки на страницы с фотографиями, комментариями и именем автора. Но в отличие от бытового дневника, представляющего собой систему записей, связанных с определённой датой, записи блогов разных пользователей возникают в ленте новостей и по прошествии времени замещаются другими; временные промежутки, в реальности существующие между ними, не могут быть отражены в режиме он-лайн.

Главное отличие дневника «ЖЖ» от бытового дневника состоит в установке автора блога на поиск единомышленников, людей, разделяющих его жизненную позицию, - для общения с ними. Автор создаёт коммуникативно грамотный текст, на который потенциальный адресат захотел бы так или иначе отреагировать.

* Твиттер – аналог дневника.

Независимо от того, в какой форме будет вестись дневник, необходимо научиться продуманно делать записи в нём.

Основные правила ведения дневника

1. “Ни дня без строчки” (Ю.Олеша).

2. Каждую запись датируй.

3. Будь искренним и честным в записях.

4. Не читай чужого дневника без разрешения!

Помимо бытового, можно вести дневник читателя , указывая в нём:

  • автора и название книги;
  • выходные данные: место издания, издательство, год;
  • время создания произведения, а также время, о котором идёт речь в книге;
  • желательно обозначить тему произведения;
  • в общих чертах изложить содержание;
  • сформулировать для себя идею книги;
  • записать общее впечатление от книги.

М.М. Пришвин вёл дневник всю жизнь. Он был убеждён, что, если собрать все записи в один том, получилась бы книга, ради которой он и родился. По оценкам издателей Пришвина, рукописи его дневников втрое превышают объём собственно художественных произведений автора. Как писал сам Пришвин, “форма маленьких записей в дневник стала больше моей формой, чем всякая другая” (1940). А незадолго до смерти, в 1951 году, оглядываясь на свою жизнь, он признался: “Наверно, это вышло по моей литературной наивности (я не литератор), что я главные силы свои писателя тратил на писание своих дневников”.

Литературные произведения в форме дневника («Демикотоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Чапаев» Д.А. Фурманова, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Дневник Кости Рябцева» Н.Огнева, «Деревенский дневник» Е.Я. Дороша). («Робинзон Крузо» Даниэль Дефо)

Зачем же нужен личный дневник? В чём его польза?

Почти у каждого из нас есть такие тайны, рассказать о которых мы не можем даже саамы близким людям. То ли боимся того, что нас не поймут и осудят, то ли ещё чего-то… Но порою эти самые тайны вызывают очень сильные эмоциональные переживания, которые, не найдя выхода, могут со временем отразиться на поведении человека. Если же выплёскивать свои переживания на бумаге, это послужит своеобразной психологической разгрузкой. Да и потом – бумага всё стерпит и уж точно не осудит вас за ваши откровения.

Кроме того, когда мы описываем какую-либо проблему, над решением которой бьёмся уже не первый день, изложение своих мыслей порою помогает найти верное решение. Ведь когда мы пишем, нам волей неволей приходится упорядочить тот эмоциональный хаос, который творится внутри нас, а наведение порядка очень часто помогает найти именно то, что мы ищем – не важно, вещь ли это или выход из сложной ситуации.

В личный дневник можно записывать также идеи, которые у вас возникли. Кто знает, может, через определённый период времени эта запись, когда вы её перечтёте на досуге, даст вам новый толчок к развитию.

В дневнике можно также подробно отражать процесс работы над собой, если вы, допустим, решили выработать в себе определённые черты, освоить новые навыки или избавиться от старой привычки. Такое детальное описание позволит вам как бы со стороны увидеть свои слабые и сильные стороны, а также и то, как далеко вы продвинулись на пути к своей цели.

Некоторые люди делают записи в дневнике ежедневно в конце дня, описывая произошедшие события, свои чувства и анализируя то, что произошло, что получилось или не получилось и почему.

В любом случае, ведение личного дневника позволяет быть более внимательным к себе, к своему внутреннему миру, более осознанно воспринимать чувства и эмоции и со временем понимать причины их возникновения.

Личный дневник – это отличный собеседник, который не станет вас перебивать и всегда выслушает до конца. Хотя, безусловно, вести его или нет – личное дело каждого.

Дневник - один из наиболее демократичных литературных жанров. Ведение дневника доступно каждому грамотному человеку, и польза, приносимая им, огромна: ежедневные записи, пусть небольшие, в несколько строк, учат вниманию к себе и другим, развивают навыки самоанализа, воспитывают искренность, наблюдательность, вырабатывают вкус к слову, точному суждению, строгой отточенной фразе.

Сделаем выводы : жанр дневника, приобретая различные черты в ходе эволюции, на современном этапе характеризуется так: «Дневник – жанр мемуарной литературы, для которого характерна форма повествования от первого лица, ведущегося в виде повседневных, обычно датированных, синхронных с точки зрения системы отражения действительности, записей. Дневник отличает предельная искренность, доверительность. Все записи дневника, как правило, пишутся для себя.

Д/з: В течении недели, начиная с сегодняшнего дня, каждый день записывайте какие-либо события из вашей жизни, всё то, что вы хотели бы отметить в своем дневнике. Через неделю мы посмотрим, что у вас получилось.

Дневник Робинзона Крузо

С этих-то пор я и начал вести свой дневник, записывая все, что я сделал в течение дня. Первое время мне было не до записей: я был слишком завален работой; к тому же меня удручали тогда такие мрачные мысли, что я боялся, как бы они не отразились в моем дневнике.
Но теперь, когда мне наконец удалось совладать со своей тоской, когда, перестав баюкать себя бесплодными мечтами и надеждами, я занялся устройством своего жилья, привел в порядок свое домашнее хозяйство, смастерил себе стол и стул, вообще устроился по возможности удобно и уютно, я принялся за дневник…

Наш корабль, застигнутый в открытом море страшным штормом, потерпел крушение. Весь экипаж, кроме меня, утонул; я же, несчастный Робинзон Крузо, был выброшен полумертвым на берег этого проклятого острова, который назвал островом Отчаяния.
До поздней ночи меня угнетали самые мрачные чувства: ведь я остался без еды, без жилья; у меня не было ни одежды, ни оружия; мне негде было спрятаться, если бы на меня напали враги. Спасения ждать было неоткуда. Я видел впереди только смерть: либо меня растерзают хищные звери, либо убьют дикари, либо я умру голодной смертью.
Когда настала ночь, я влез на дерево, потому что боялся зверей. Всю ночь я проспал крепким сном, несмотря на то что шел дождь.

Проснувшись поутру, я увидел, что наш корабль сняло с мели приливом и пригнало гораздо ближе к берегу. Это подало мне надежду, что, когда ветер стихнет, мне удастся добраться до корабля и запастись едой и другими необходимыми вещами. Я немного приободрился, хотя печаль о погибших товарищах не покидала меня. Мне все думалось, что, останься мы на корабле, мы непременно спаслись бы. Теперь из его обломков мы могли бы построить баркас, на котором и выбрались бы из этого гиблого места.
Как только начался отлив, я отправился на корабль. Сначала я шел по обнажившемуся дну моря, а потом пустился вплавь. Весь этот день дождь не прекращался, но ветер утих совершенно.

Сегодня заметил, что у меня осталось очень мало сухарей. Нужно соблюдать строгую бережливость. Пересчитал все мешки и решил съедать не более одного сухаря в день. Это печально, но ничего не поделаешь.

Сегодня печальная годовщина моего прибытия на остров. Я сосчитал зарубки на столбе, и оказалось, что я живу здесь ровно триста шестьдесят пять дней!
Посчастливится ли мне когда-нибудь вырваться из этой тюрьмы на свободу?
Недавно я обнаружил, что у меня осталось очень мало чернил. Надо будет расходовать их экономнее: до сих пор я вел мои записи ежедневно и заносил туда всякие мелочи, теперь же буду записывать лишь выдающиеся события моей жизни.