Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Первоначальный вариант стихотворения «К морю» был написан А.С. Пушкиным в южной ссылке, в Одессе. Возвратился к этому посланию поэт уже в «новой» ссылке – в Михайловском, в 1824 году. Реминисцентными источниками произведения стали одна из песней поэмы Дж. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда», а также элегия В.А. Жуковского «Море».

Стихотворение «К морю», которое мы можем отнести к пейзажной лирике с элементами философской медитации, завершает собой романтический период творчества Пушкина. В этом произведении весьма ощутимы элегические мотивы. Вместе с тем произведению присущи жанровые черты послания.

В начале стихотворения преобладает личностный, конкретно-биографический аспект. Чувство грусти возникает у поэта при расставании с морем:

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Далее нам открывается мироощущение лирического героя. Море для него – «свободная стихия», как и мир человеческой души. Именно потому оно так притягивает к себе:

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Море своенравно и прихотливо, как и человеческие порывы. Оно непредсказуемо, как и тайные душевные желания. Море может быть тихим, умиротворенным, но может быть и грозным, несущим гибель человеку:

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно сквозь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.

Точно так же гибнет человек, отдавшийся во власть стихии страстей, безумных желаний, импульсивных порывов. Однако образ моря символизирует здесь не только мир человеческой души, но и судьбу. Она так же своенравно играет людьми, неся и радость, и неожиданную гибель. С непредсказуемой морской стихией Пушкин сравнивает и любовь, страсть, сильное чувство, подчиняющее себе все устремления и поступки. Однако любовь нередко сковывает волю человека, становится своеобразным пленом души, вдохновенья:

Ты ждал, ты звал…я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я…

Исследователи неоднократно отмечали нарушение грамматических норм в обращении поэта к морю. «Ты ждал, ты звал…» – Пушкин обращается «к морю», используя мужской род, хотя существительное «море» – среднего рода.

В этих стихах еще преобладают чувства и эмоции, а затем мысль лирического героя устремляется в исторический план. Романтический образ вольной, свободной стихии пробуждает в сознании его мысль о человеке с необыкновенной судьбой – Наполеоне, нашедшем свою смерть рядом с морем, на острове Святой Елены:

Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.
Одна скала, гробница славы…
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.

Другой романтический герой в стихотворении – поэт Байрон. Наполеон и Байрон… Пушкин недаром связывает два этих образа воедино. Байрон много писал о Наполеоне, его очень интересовала личность полководца. Таким образом, мотив грусти, возникающий в начале стихотворения, проходит через исторический экскурс поэта: Пушкин вспоминает о гибели Наполеона, о смерти Байрона.

Затем мотив этот через личностные переживания выходит на внесюжетный, внеличностный, философский план:

Мир опустел…Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где благо, там уже на страже
Иль просвещенье, иль тиран.

Характерно, что здесь поэт тиранию приравнивает к просвещению. Однако под «просвещеньем» здесь подразумевается «культура», мир цивилизации, лишивший человека свободы и естественности душевных движений. В понимании поэта цивилизация является «тираном», насильственно вмешивающимся в свободное течение человеческой жизни. Противопоставление цивилизованного мира и человека миру природы всегда было характерно для пушкинского творчества (Пленник и Черкешенка, Алеко и старый цыган, Онегин и Татьяна). В данном стихотворении мотив природы лишь угадывается: он выступает здесь альтернативой «просвещенью» и тирании, той несбыточной мечтой, о которой поэт вопрошает океан.

Заканчивается стихотворение жизнеутверждающе. Прощаясь с морем, поэт обещает хранить образ свободной стихии в своей душе, соответствовать идеалу естественного, природного человека:

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,

Образ моря, могучей, вольнолюбивой стихии порождает в сознании героя мысль о свободе. Затем возникает антитеза (свобода-несвобода, плен). Тема плена будит мысль о судьбе Наполеона, ставшего пленником острова Святой Елены. Один романтический герой порождает воспоминанье о другом романтике – поэте Байроне. Все эти мысли синтезируются в сознании лирического героя в некое философское раздумье о мире и человеческих судьбах. В финале стихотворения вновь возникает образ моря. Мы можем говорить о кольцевой композиции произведения.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами (кроме трех строф-пятистиший), рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («волны голубые», «гордою красой», «путь беспечный», «хладный сон», «пустыни молчаливы»), сравнения и анафоры («Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, Твой шум призывный Услышал я в последний раз», «Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты ничем не укротим»), перифразы («Прощай, свободная стихия!», «Моей души предел желанный!», «Он был, о море, твой певец»), бессоюзие («Как я любил твои отзывы, глухие звуки, бездны глас»), метафоры («я был окован»), инверсию («У берегов остался я…», «Он духом создан был твоим»), риторический вопрос («О чем жалеть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил?»). Также поэт употребляет и обращения («свободная стихия» «Моей души предел желанный»), благодаря которым создается впечатление неспешного, душевного разговора с морем. В начале стихотворения поэт употребляет несложный синтаксис – простые предложения, в составе которых есть сравнения, однородные члены, причастные обороты. Затем мы находим сложные предложения: союзные, сложносочиненные и бессоюзные. Усложнение синтаксиса знаменует углубление основной темы произведения. Раздумье о судьбах героев-романтиков включает, кроме простых предложений, осложненных причастным оборотом или однородными членами, односоставное номинативное предложение («Одна скала, гробница славы…»), сложные бессоюзные предложения, определенно-личные предложения с однородными членами. Сложные бессоюзные предложения здесь призваны раскрыть образы Наполеона и Байрона, подчеркнуть яркость, насыщенность, значительность их жизни («Там погружались в хладный сон воспоминанья величавы: Там угасал Наполеон»), их внутреннее родство со свободной стихией моря («Шуми, волнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец»). В стихотворении поэт использует славянизмы («глас», «рыбарей», «брег», «вотще»), слова высокого стиля («почил», «властитель наших дум», «венец», «тиран», «благо»). Замечателен и фонетический строй произведения. Уже в первой части мы встречаем аллитерации и ассонансы:

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Во второй части стихотворения также встречаются аллитерации и ассонансы: здесь часто встречаются шипящие «ш», «щ», «ч», протяжные гласный «у», звонкий «р». Кроме того, мы можем отметить повтор звуков «л» и «о», имитирующий плеск волн:

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Пушкинские стихотворения, в том числе «К морю», вызывали восхищение В.Г. Белинского. Анализируя романтические «пьесы» поэта, критик писал: «вглядитесь и вслушайтесь в этот стих, в этот оборот мысли, в эту игру чувства: во всем найдете чистую поэзию, безукоризненное искусство, полное художество, без малейшей примеси прозы, как старое крепкое вино, без малейшей примеси воды». Думается, оценка эта справедлива и по сей день.

Стихотворение «К морю» Пушкина А.С., начатое им ближе к концу южной ссылки и приобретшее окончательный вид уже в Михайловском (в июле-октябре1824 г.) — одно из наиболее запоминающихся творений знаменитого художника слова.

Каков жанр стихотворения «К морю»?

Жанр стихотворения – философическая элегия. Если быть более точным, то это творение – образец сочетания принципов двух жанров – элегия и ода.

Какова основная идея, главная мысль произведения «К морю»?

Основная идея – это идея свободы. Свобода воплощается прежде всего в образе моря. Этим образом моря-свободы, не только начинается и заканчивается элегия, но и соединяется, скрепляется вся композиция.

Какой «заветный умысел» томил поэта на берегу моря?

«Заветный умысел» — бежать за границу. Именно море звало поэта-изгнанника вырваться на свободу. Но Пушкин отказался от побега. Вторая половина «К морю» рассказывает нам о том, что Пушкин горько разочаровался в жизни, и в людях. От себя не убежишь, да и некуда ему бежать, нет среди живых ни Байрона, «властителя наших дум», ни Наполеона, любимого героя поэтов-романтиков. «Мир опустел…»

Каковы особенности языка «К морю»?

Язык стихотворения, как всегда безупречен. Он не содержит термины бытовые, вещественные. Желание выразить общее, а не мелочно-конкретное – одна из явственных особенностей языка и стиля. В стихотворении автор затрагивает конкретные события и факты жизни, но преподносит это чрез призму всеобщего.

Несмотря на то, что характер творения злободневный, никаких деталей злободневности найти в работе невозможно. В конечном итоге присутствие всего возвышенного – и есть романтический настрой пушкинского стихотворения.

Когда наступил кризис периода романтизма у Пушкина?

Кризис чётко обозначился в период, когда появились два крупных стихотворениях: «К морю» (период июль-октябрь1824 г.) и «Разговор книгопродавца с поэтом», увидевшее свет в Михайловском, сразу по приеду поэта (сентябрь1824 г.)

Какова основная тема элегии «К морю»?

Основная тема – тема свободы. Море – символ свободы. Оно и стихия. Прощание с ним означает прощание со свободой, со светлыми надеждами.

Что лежит в основе этого поэтического творения?

В основе стиха лежат проблемы индивида и общества, личности и свободы, воли и угнетения человека.

С какой темой связана вся образная система построения стиха?

Образная система построения стиха связана с темой моря. Понятны и «бездны глас», и «своенравные порывы», и «прихоть». Все это обозначает величие, своеволие, грозную силу моря. С напевами свободы и темой моря прочными нитями связаны и герои произведения: Наполеон, Байрон и сам автор.

Почему стихотворение начинается с описания моря?

Тем самым сразу обозначается лирическое пространство. С первых строф мысли поэта о море неотделимо связаны с его мыслями о свободе.

Стихотворение Пушкина «К морю» начинается с мотива прощания с морем, который имеет автобиографическую основу: поэт уезжает из Одессы в Михайловское. Кроме этого, расставание с дорогим краем обращает к образам поэмы Байрона, так как лирический герой, как и Чайльд-Гарольд, после него ощущает, что «сердцем опустел».

Для лирического героя элегии «Мир опустел» не только из-за разлуки с красотой прибрежных скал, заливов, бликов на воде (строфы 14—15), но в связи с тем, что для него не осталось в мире друга, собеседника. Как и лирический герой Жуковского («Море»), он обращается к морю как к живому существу (у Жуковского оно «живо», «дышит», лирический герой Пушкина слышит его зов, «как друга ропот» — строфа 2).

В стихотворении «К морю» (Пушкин), анализ которого нас интересует, пятнадцать строф, четырехстопный ямб, перекрестная рифма в четверостишиях, строфы 5, 6, 13 — пятистрочные со сложной рифмовкой.

Две начальные и две заключительные являются обращением к морю со словами прощания. В этих четверостишиях возникает пейзажная зарисовка: голубые волны запомнились постоянным шумом, гулом и гордой, торжественной красотой. Последнее четверостишие обрисовывает природу тех мест, куда направляется лирический герой,— это равнина, молчаливая «пустыня», в которой он не надеется найти гармонии (в морском пейзаже перед ним были «И блеск, и тень, и говор волн»).

Природа на морском побережье встречала его «шумом призывным», в ней он находил соответствие своему идеалу («Моей души предел желанный!»). Идеал — это не только красота и гармония, как у Жуковского,— море воплощает абсолютную свободу. Его порывы своенравны, неодолимы, в них не только стремление разогнать темные тучи, но и прихоть, игра стихии (как и у Жуковского, море — бездна, но лирический герой Пушкина не «очарован» ее таинственной «тревожною думой», а вслушивается в «отзывы», «глухие звуки», воспринимающиеся как сопереживание «заветному умыслу» о «побеге»).

Как в «Море» Жуковского, в анализируемой элегии Пушкина картина природы становится аналогией (от греч. «сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями») состоянию души лирического героя. В отличие от предшественника, Александр Сергеевич вносит в разработку философской проблематики психологическую конкретность. Обращение к морю мотивировано (от франц. «обосновано») ощущением одиночества, заставляющего искать дружеского участия в гуле прибоя, который один отзывается на потребность в дружеском понимании для «тихого и туманного» невольника, которому «не удался» побег от «скучного, неподвижного брега». Скрытый мотив узничества, оков усиливает значение свободы. Воля — и умозрительный идеал, и заветная мечта, настоятельное требование. Они сливаются в ощутимом переживании, выраженном, благодаря признаниям в том, что лирический герой любил («Как я любил твои отзывы...»), к чему стремился («...рвалась душа моя...»), о чем мечтал («Не удалось навек оставить...»), и в то же время слитом с этими чувствами размышлении об идеале свободы.

Море предстает воплощением идеи абсолютной свободы: это стихия, хаос, бездна. Им правит «прихоть», непонятная и враждебная для людей, но вызывающая восторг, так как в ней проявляется первозданная мощь природы.

Человек беспомощен перед силой природы, как и в борьбе с роком, но, отважно вмешиваясь в игру стихий, он демонстрирует значительность личности, становится героем, вступающим в схватку с предрешенным концом, не изменяя своей натуре, следуя «заветному умыслу».

В 3—7 четверостишиях стихотворения картина моря приобретает обобщенность, становясь развернутой метафорой вселенной, где можно увидеть и гармонию («тишина в вечерний час» и «глухие звуки», грусть и восторг, смиренность и своенравие, движение и неподвижность), и противоречивость. Нельзя преодолеть антитезу между идеалом и действительностью, стремление к абсолюту неодолимо, но оно вызывает падение, гибель. Только в воображении можно «навек оставить» землю; душа рвется из ее плена «вотще» (тщетно, напрасно, безуспешно). Мысль о безысходной участи человека подчеркнута строфическим изменением: в 5—6-й строфах, содержащих не четыре, а пять строчек, речь идет о тонущих по воле моря кораблях и о неудаче лирического героя, который не смог осуществить «поэтический побег» (автобиографическая деталь, скрытая в этом образе,— это мечты Пушкина об отъезде из России, который стал бы побегом из ссылки; именно так, несмотря на видимость перевода по службе на юг, расценивалось современниками его вынужденное путешествие). К этому его призывал друг, океан, идеал: важное значение имеет употребление прилагательного («неодолимый» — строфа 5) и глагольных форм прошедшего времени (строфа 7), позволяющих зафиксировать мужской род того, к кому обращено признание в неосуществившейся мечте:

Но ты взыграл, неодолимый...

Ты ждал, ты звал... я был окован;

Вотще рвалась душа моя;

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я...

В английском языке возможно было только назвать адресата обращений, как это происходит у Байрона, потому что там отсутствует категория рода, в русском же намек соединяется с расширительной трактовкой, все значимые для автора понятия просвечивают за местоимением «ты». Сближение моря с живым существом приводит к олицетворению (персонификации), что позволяет найти в явлении природы одушевленность, способность чувствовать, звать, ждать.

В строфах 8—12 взгляд лирического героя обращается к примерам личностных ориентиров в реальности. Он не жалеет о том, что не мог освободиться от «могучей страсти», приковавшей его к берегам, «скучным, неподвижным», но ставшим пристанищем пред- мету его земных желаний. Ему некуда устремить путь, потому что тех, чья судьба навевала думы о славе, величии, гениальности, уже нет. В отличие от оды «Вольность», где лирический герой «ненавидел» Наполеона («Самовластительный злодей!/Тебя, твой трон я ненавижу...»), читая на его челе «печать проклятия», обвиняя в узурпации (от лат. «присвоение чужих прав»), насильственном захвате власти над «народами», в элегии «К морю» он вызывает «Воспоминанья величавы». В контексте стихотворения Наполеон воплощает славную, поражающую воображение страницу в истории, что связано со стремлением утвердить правду «своенравных порывов» личности, пытающейся освободиться от любых общественных пут.

Другим образцом необыкновенной личности становится певец моря, «оплаканный свободой», борец за нее, заслуживший, благодаря этим двум особенностям, благодарную память, «венец» славы. В этом портрете легко узнается Байрон, покинувший в 1816 г. Англию, чтобы стать участником национально-освободительного движения в Италии и Греции.

После смерти Наполеона (1821) и Байрона (1824) опустошенность и одиночество лирического героя стали абсолютными, на земле не осталось примет идеала личности, которые могли поразить, взволновать, заставить размышлять. Одним из предметов дум является судьба гения: «почил среди мучений» Наполеон, умчался, «как бури шум», великий поэт. Их земное бытие — пример безысходности, бессмысленности попыток преодолеть земную природу. «Благо» неограниченной свободы, в представлении лирического героя, превосходит значение просветительских установлений, стесняющих могущественную, неукротимую личность, неподвластную законам общества:

Судьба людей повсюду та же:

Где благо, там уже на страже

Иль просвещенье, иль тиран.

Стихотворение Пушкина «К морю» наполнено романтической жаждой величавых, торжественных, «глубоких и мрачных», страстных, неповторимых впечатлений. Личность в нем обрисована так же, как романтический образ, в чем важную роль играет пейзаж. Лирическому герою близка стихийная мощь «порывов» океана, ему он готов поверить «заветный умысел», от него ждет избавления, замышляя побег. «Гробницей славы» Наполеона стала «одна скала» (этот образ является синекдохой (от греч. «частный случай», употребление названия части для обозначения целого, или наоборот), остров Св. Елены. Оплакан шумом бурного моря его певец, видевший свою цель в том, чтобы воспеть его как символ вольнолюбия, могущества («Он духом создан был твоим...»).

Однако одушевление идеалом абсолютной свободы предстает одним из этапов в эволюции лирического героя. Вопреки неизменному давлению судьбы, мир для него не является замкнутым. Дорога в будущее открыта, что выражается в идее движения, духовного пути. Сквозным мотивом является расставание с прошлым: слова прощания обрамляют текст («Прощай, свободная стихия!» — «Прощай же, море!»), но жизнь продолжается:

О чем жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

...

Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?..

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн...

Земная природа в стихотворении Пушкина не только отражение небесной красоты и гармонии, но сама по себе «предел желанный» для лирического героя. Если у Жуковского основным эпитетом моря был «лазурное» («Безмолвное море, лазурное море...»; обращение двукратно повторяется), основанием чего была мысль об отражении в воде «светозарной лазури» неба, его чистоты и сладостного блеска («Ты льешься его светозарной лазурью,/Вечерним и утренним светом горишь...» — «Море»), то в пушкинской элегии море имеет множество характеристик. Оно голубое, шумное, волнующееся, водяные валы похожи на хребты гор, на побережье видны и скалы, и заводи, его гул памятен «долго-долго», как и прогулки по берегу, проходившие «часто», а «теперь» воспринимающиеся как прошлое общение с другом, то грустным, то своенравным, но всегда дорогим, внимательным к настроению необычного собеседника («Твой грустный шум...», «Как я любил твои отзывы...» и др.). Блеск и краса у моря тоже собственные, не отраженные (море блещет «гордою красой»), о них нельзя забыть («Не забуду/Твоей торжественной красы...»).

С богатством и многообразием окружающего мира связано и стремление к насыщенности духовной жизни. Человек вносит в природу сопереживание, осмысление; блеск и тень, молчание и говор волн претворяются в его творчестве. В образах стихотворения «К морю» Пушкина, анализ которого мы провели, есть то, что позволяет преодолеть пессимизм, появляющийся из-за несоответствия действительности высокому идеалу. Величава участь Наполеона, «ничем не укротим» дух певца свободы, «могучая страсть» заставляет лирического героя отказаться от «пути беспечного». Душа, исполненная света вечного идеала, открыта для любви и совершенствования. В строфе 10 появляется местоимение «мы» («от нас», «наших дум»), свидетельствующее о возможности преодоления романтического одиночества. Мироощущение лирического героя — часть природы, его голос вливается в ее «говор» (образ шума, говора волн, встречаясь в строфах 2 и 15, обрамляет лирическое излияние).

Это стихотворение заканчивает цикл романтических стихотворений А.С. Пушкина, написанных им в Южной ссылке. По форме произведение напоминает элегию, по жанру перед нами лирический монолог, поэт любил использовать этот жанр в своем творчестве, поскольку он позволял наиболее ярко и живо донести свою взгляды, свои мысли до читателей произведения. Именно поэтому у читателя произведения возникает ощущение присутствие при разговоре поэта с морем.

Перед нами прощание поэта с морем, когда А.С. Пушкин говорит, что в ссылке оно стало его другом. Он восхищен его простором, мощью и подвластностью никому. Оно свободно в отличии от самого поэта, который ощущает свое родство со стихией.

Однако море у Пушкина это нечто большее. С его образом связано и чувство любви – чувство, окрыляющее человека с одной стороны, а с другой стороны сковывающее, способное стать «пленом души».

Сквозным произведении становится мотив грусти. возникаетв самом начале обращения к морю, когда лирический герой испытывает чувство грусти и сожаления от расставания с морем, позже в сюжете о гибели двух значимых для поэта людей: Наполеона и Байрона. Венчает стихотворение философская мысль, проникнутая эти мотивом: «Судьба людей повсюду та же: где благо, там уже на страже иль просвещенье, иль тиран».

Здесь мы видим точку зрения Александра Сергеевича на просвещение, в котором он не видит блага, поскольку оно отнимает у человека самое ценное – его свободу, вмешивается в его жизнь. И он не приемлет этого. Именно поэтому тирания и просвещение стоят у него в одной строке и приравнены друг к другу.

Расставаясь с морем, поэт обещает не забыть море, его торжественную красоту, потому что он наполнен им и един с ним. В своем произведении поэт пользуется разными средства выразительности. В стихотворении много эпитетов («вечерние часы», «хладный сон»), метафор («угасал Наполеон»), риторические вопросы и восклицания, анафоры («другой… другой»), инверсии «Шум призывный») и т.д. В стихотворении много обращений, которые и создают ощущение разговора поэта с морем. Интересными особенностями становится нарушением грамматических норм – обращение к морю в мужском роде, использование славянизмов («брег», «вотще», «рыбари, «Ныне»), слов высокой лексики("почил", "венец", "дума").

Анализ стихотворения К морю Пушкина ля 9 класса

Александр Пушкин – человек, который написал произведение под названием «К морю». Написано произведение было в 1820 году, когда поэта отправили в Южную ссылку, так как сам Пушкин был очень вольнодумен в то время, да и вообще он был такой.

Александр Пушкин был слишком прямолинеен, а потому никого не удивило в принципе, что Пушкин напрямую призывал власть к самодержавию. Именно это и побудило царя отправить опасного для него человека в ссылку, чтобы поэт остепенился. Кишинев – место, куда и перенаправили Александра Пушкина. Но эта столица Бессарабии – место было настолько унылое, печальное, что как человек, поэт просто не смог там обитать. Именно потому он смог приложить все усилия, чтобы его отправили в солнечную и яркую Одессу, несмотря на нежелание этого губернатора, во власть которого он был до этого, пока обитал в Кишиневе.

Именно в прекрасном городе – Одессе, писатель увидел море – оно красивым, но этого слишком мало, чтобы описать чувства, вызванные этим видом, поэта. Именно потому поэт под впечатлением такого необычного для него вида, написал стихотворение, которое назвал «К морю». Хоть это и была ссылка, Пушкин все равно продолжал писать свои прекрасное произведения, и просто наслаждался всем видом моря и неба, открытого горизонта, где и создавались в то время его стихотворения и произведения, которые могут как будто бы перенести тебя, простого читателя, туда – к морю, к пескам теплым, к небу голубому…

Александр Пушкин написал это стихотворение достаточно обширным, так как, по-видимому, чувства, вызванные в тот момент морем и солнцем – были велики. Поэтому произведение – большого размера, и само состоит из многих строф, а если быть точнее, то из пятнадцати строф. Каждая строфа – это новое впечатление от моря, того внешнего вида, да и просто от этих эмоций, которые появились в первый раз.

Пушкин пишет, что море подобно вольнолюбивым и свободным существам, которые ни з что не променяют свободу и ту легкость, которую он дает. Но он также прощается с морем, так как понимает, что это не навечно, то, что он так открыто смотрит на него, наслаждаясь. Также, понять, что кроме восхищенных эпитетов, направленных по отношению к морю, Пушкин тихо тосковал. Он тосковал за теми качествами, которые всегда есть у таких природных стихий, особенно у морей и океанов. Они, кажется, не подвластны – никому, они - сильны, свободны и вольны, что очень было важно для поэта, ведь все поэты – романтики и вольнолюбцы.

Анализ стихотворения К морю по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Перекресток, где ракитка Фета

    Произведение является частью цикла под названием «Гадания». Автор стремился погрузить читателя в воссозданную им атмосферу святочных праздников.

  • Анализ стихотворения Бродского Не выходи из комнаты, не совершай ошибку

    Стихотворение было написано в 1970 году и отражало навязанные идеалы общества. Бродский попросту высмеивает двуличие, которым заразились праведные члены советского общества.

  • Анализ стихотворения Сентябрьская роза Фета

    Мир природы в творчестве А. А. Фета неповторим. В обыденных деталях окружающего неживого мира автор находит то, что становится для него источником вдохновения.

  • Анализ стихотворения Море и звёзды Фета

    Афанасий Фет имел непростые отношения с женой Марией Боткиной. Поэт всю жизнь любил Марию Лазич, а на Боткиной женился по расчету. В смерти Марии Лазич писатель обвинял себя

  • Анализ стихотворения Шаганэ ты моя Шаганэ Есенина

    Автор всю свою сознательную жизнь грезил о путешествии в дальнюю Персию. Но его желание, так, к сожалению и не сбылось. Но, в 1924г. поэт съездил на Кавказ, и после этого создался очень красивый и трогательный

А. Пушкин восхищался морем, ведь в свободной, могущественной стихии чувствовал родную душу. Морю было посвящено стихотворение, разбор которого представлен в статье. В школе его изучают 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «К морю» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1824 г., поэт начал работать над ним накануне отъезда из Одессы, а дописал в Михайловском.

Тема стихотворения – восхищение морем, водной стихией.

Композиция – По смыслу в стихотворении можно выделить несколько частей: обращение к морю, в котором поэт выражает свое восхищение, рассказ о том, что было пережито у моря, рассказ об известных людях и событиях, связанных с морем. Произведение состоит из четырех- и пятистиший.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, в некоторых пятистишиях - кольцевая АВВА.

Метафоры - «свободная стихия», «катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован», «угасал Наполеон», «оплаканный свободой».

Эпитеты «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег», «торжественная краса».

Сравнения - «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений».

История создания

С 1820 г. А. Пушкин пребывал в Южной ссылке. Сначала поэта отправили в Кишинев, но пыльная провинция угнетала его. Александр Сергеевич добился перевода в Одессу, где впервые увидел море. «Свободная стихия» сразу же пленила мужчину свободой и величием. Морское побережье стало любимым местом, куда поэт отправлялся, чтобы предаться сокровенным мыслям.

В 1824 г. Пушкин получил разрешение возвратиться в родные края. Перед отъездом он начал писать стихотворение, в котором прощался с морем. Он понимал, что из-за строгого режима вряд ли получит возможность еще раз побывать у моря. Анализируемое произведение было закончено в Михайловском.

Можно сделать несколько предположений, кому посвящено стихотворение: Байрону, Наполеону или Елизавете Воронцовой. Образы этих людей скрываются за метафорическими стихами.

Тема

Главная тема стихотворения - красота и могущество морской стихии. В контексте нее развиваются проблемы свободы, любви, поэтического творчества. Каждая из дополнительных проблем воплощается в образах реальных людей: Наполеона, Байрона, Воронцовой.

В центре произведения - лирический герой и море. В первой строфе наблюдаем за лирическим героем, который обращается к водной стихии с прощальными словами. Далее Пушкин создает пейзажные зарисовки, наполненные не только зрительные, но и слуховые образы. Морские картины сливаются с мыслями лирического героя. Он признается, что часто приходил на побережье, «заветным умыслом томим» . В такие минуты море превращалось в чуткого друга, отзывалось к мужчине. В водной стихии лирического героя привлекают свобода, своенравие и властность.

У моря лирический герой привык быть откровенным с самим собой. Он не утаивает, что пытался сбежать с берега, но не смог, так как был «могучей страстью очарован» . В этих строках автор намекает на нежные чувства к Елизавете Воронцовой. Берег в стихотворении противопоставляется морю, герою он кажется скучным и неподвижным.

Постепенно монолог лирического «я» наполняется образами людей, которые стали значимыми в истории, литературе и жизни Пушкина. Сначала душа героя поражается воспоминанием о скале, куда отправили Наполеона. Несколько строф посвящено Байрону. Его поэт называет гением, « властителем дум» , певцом моря. Лирический герой восхищается могуществом, неукротимостью Байрона, считая, что этого человека создало само море.

В последних строфах повторяются слова прощания. Лирический герой обещает, что никогда не забудет море, частичку его духа заберет с собой.

Композиция

Анализируемое произведение - монолог-обращение лирического героя. По смыслу в стихотворении можно выделить несколько частей: обращение к морю, в котором поэт выражает свое восхищение, откровения лирического героя о пережитом у моря, рассказ об известных людях и событиях, связанных с морем. В произведении чередуются четырех- и пятистиший.

Жанр

Жанр – элегия, так в рассказе лирический герой грустит из-за скорого расставания с морем. Есть в стихотворении и элементы послания: обращения к морским просторам. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. В произведении представлены два вида рифмовки - перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры - «свободная стихия», «катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован», «угасал Наполеон», «оплаканный свободой»; эпитеты - «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег», «торжественная краса»; сравнения - «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений» . При помощи метафор поэт создает оригинальные образы всемирно известных людей.

Шум морских волн передается посредством аллитерации «з», «с», «ш»: «Твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 133.