Семья Ростовых. Иллюстрация к роману Л.Толстого «Война и мри».
Художник В.А.Серов (Раппопорт). 1953 г.

«Мысль семейная», то есть описание семей, нескольких поколений, свойственна для многих произведений художественной литературы.

  • Именно семья формирует характер человека, те нравственные ценности, которые станут важными в жизни человека. Семья воспитывает в героях лучшие положительные качества личности. (Семьи Ростовых и Болконских в «Войне и мире», семья Гринёва в «Капитанской дочке»)
  • В семье закладываются и отрицательные качества человека: лень, нежелание трудиться, стремление к накопительству, жадность и другие (семья Головлёвых, Простаковых, Фамусовых, семья Чичикова, Евгения Онегина, Обломова, Курагиных и другие)
  • Изображение семьи как поддержки героя в трудные минуты его жизни, опора героя (семья Раскольниковых, рассказ « Судьба человека» М.Шолохова)
  • Изображение сложных внутрисемейных отношений между супругами (роман Л.Толстого «Анна Каренина», «Тихий Дон» М.Шолохова)
  • Взаимоотношения между родителями и детьми (И.Тургенев «Отцы и дети», Д.Фонвизин « Недоросль»и многие другие)
  • Раскрытие проблема счастливых и несчастливых семей, причин этого (эта проблема в той или иной степени раскрывается во всех произведениях о семьях).

Как видим, подход к изображению семей может быть разным. Однако все писатели едины в одном: семья играет важную роль в жизни человеке, именно здесь закладываются нравственные устои, которые переходят из поколения в поколение.

Подходы к изображению семьи:

  • Семейно-бытовой — раскрытие взаимоотношений между членами семьи
  • Психологический — изображение психологического климата в семье, поддержка или конфликт между её членами.
  • Идеологический – идейное противостояние, непонимание детей и родителей или, наоборот, единство, взаимопонимание.
  • Нравственный – формирование личности, становление его характера.

Примеров произведений на «семейную» тему множество. Практически каждое в той или иной степени раскрывает её. Приведу те, которые удобно использовать в качестве аргументов.

Произведения, которые можно привести в качестве аргументов в задании № 9 по семейной теме:

  • «Слово о полку Игореве»
  • Д.И.Фонвизин « Недоросль»
  • А.С.Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
  • Н.В.Гоголь «Мёртвые души», «Тарас Бульба»
  • И.С.Тургенев « Отцы и дети»
  • Л.Н.Толстой « Война и мир», «Анна Каренина»
  • М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»
  • Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
  • А.П.Чехов «Вишнёвый сад»
  • А.М.Горький «Мать»
  • М.Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
  • А.Толстой «Хождение по мукам»
  • М.Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
  • В.Распутин «Живи и помни»

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Примечание : по данным произведениям со временем будут написаны отдельные статьи.

Классическая художественная литература порой способна ответить на самые сложные вопросы о любви, семье, родителях и детях. Ведь авторы в своем творчестве опирались не только на новые, старые теории психологов и педагогов, но и на свой пережитый и осмысленный опыт.

Помимо огромного количества склок и проблем, можно проследить, как люди, не нарушая своих принципов и чувства достоинства, находят нужные решения. Авторы словно подсказывают своим читателям инструкцию по применению в тех или иных ситуациях.

В других же произведениях представлены семейные саги. Это истории, происходящие с людьми на протяжении всей жизни, порой затрагивающие дальнейшее поколение.

Также в подборке найдете и легкие, романтические книги, которые согреют ваши сердце и душу в преддверие такого значимого праздника, как День семьи, любви и верности.

«Поющие в терновнике», Колин Маккалоу

Этим романом зачитывались ещё наши бабушки. Знакомая не одному поколению история семьи Клири – это классика, к которой хочется возвращаться. Мэгги Клири – единственная дочь в семье, где мать слишком разочарована в жизни и занята собой, а отец и братья заняты материальным благосостоянием их семейства. И ни у кого нет времени на маленькую девочку, которая так отчаянно ищет своё место среди огромного числа окружающих ее родственников.

«Семейная реликвия», Розамунда Пилчер

Жизнь трёх поколений английской семьи Стернов, описанная в лучших традициях классического английского романа, яркие характеры героев, увлекательный сюжет, в основе которого – тайна. Главной героине приходится решать конфликт, разгоревшийся в её семействе из-за наследства. Розамунда Пилчер заставляет гадать, как поступит её героиня, держа читателя в напряжении, а в конце его ожидает непредсказуемая развязка...

«Богач, бедняк», Ирвин Шоу

Драма описывает историю семьи Джордах с конца Второй мировой войны до середины 60-х годов, в том числе сестры и двух братьев с разной судьбой: богатого и успешного Руди и бедняка Тома. Руди был вечным любимчиком в семье и школе, получал всегда великолепные оценки, и ему удалось добиться в жизни немалого успеха. Его брата Тома, вечного задиру и хулигана, родители не особо жаловали. После смерти отца их пути расходятся: Руди начал своё восхождение в бизнесе и политике, в то время как Том начинает карьеру профессионального боксёра, зарёкшись ни за что не позволить своему сыну повторить его судьбу.

«Вечный зов», Анатолий Иванов

Это масштабное произведение, охватывающее огромные исторические события: 1905 год и Октябрьскую революцию, первую мировую и гражданские войны, Великую Отечественную войну и восстановление народного хозяйства и страны после разгрома фашистских захватчиков. В трудных судьбах героев находит выражение живая связь времен, от отцов к детям передается эстафета борьбы за справедливость.

«На солнечной стороне улицы», Дина Рубина

Маленькая девочка Вера вообще могла бы не появиться на свет, но это всё-таки случилось. И её имя стало её девизом по жизни. Она выросла и стала художником, который видит красоту в обычных вещах. Сложные отношения с матерью и отсутствие должного воспитания, а также проблемы в личной жизни закалили Веру, но не убили в ней доброту и теплоту души. Книга может показаться грустной, но на протяжении всего повествования чувствуется ободряющее обещание, что всё будет хорошо, стоит только перейти на солнечную сторону улицы.

«Супружеская жизнь», Эрве Базен

Роман "Супружеская жизнь" называют семейным, в нем описывается совместная жизнь четы Мариэтт и Абеля Бредото, где голубое небо любви затягивается тучами и ненастьем. Как ни обыденно, но и в этой истории есть место молодой любовнице, которая все же не увлечена идеей увести из семьи чужого мужа. А у супруга хватает мудрости и такта не говорить о своих похождениях с друзьями и скрыть следы своего распутства от родственников, а главное, супруги.

«Правдивая история Деда Мороза», Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак

В этой повести чудесным образом переплетаются волшебство и обыденность. Сергей Иванович Морозов, инженер-путеец из Санкт-Петербурга, волею случая раз в году превращается в Деда Мороза. Вместе с ним мы проживаем XX век и ступаем в век XXI, а перед нашими глазами проходит история страны, яркая и мрачная, победная и трагическая, знакомая и незнакомая.

«Голодная гора», Дафна Дюморье

Захватывающая семейная сага, которая стала классикой готической традиции в литературе XX века. В основу «Голодной горы» легла подлинная история ирландских предков одного из друзей Дафны Дюморье Кристофера Паксли. Это летопись жизни пяти поколений семьи Бродрик, хозяев замка Клонмир, владевших медными шахтами Голодной горы. История их взлетов и падения. История безраздельной власти, богатства и одиночества, силы и бессилия; история ненависти и любви длиною в сто лет.

«Московская сага», Василий Аксенов

Трилогия «Московская сага» была написана писателем в начале 1990-х годов и экранизирована в 2004. Серию книг составили романы «Поколение зимы», «Война и тюрьма», «Тюрьма и мир». Их действие охватывает едва ли не самый страшный период в российской истории ХХ века - с начала двадцатых до начала пятидесятых годов. Семья Градовых, три поколения русских интеллигентов, проходит все круги ада сталинской эпохи - борьбу с троцкизмом, коллективизацию, лагеря, войну с фашизмом и послевоенные репрессии.

«Театр», Сомерсет Моэм

Главная героиня романа - Джулия Лэмберт (46 лет) является знаменитой театральной актрисой Англии, жизнь которой удалась. У неё есть семья: успешный муж и взрослый образованный сын, но этого ей мало. Женщина безумно увлекается молодым бухгалтером, который вскоре «меняет» ее на молоденькую актрису… Джулии становится все известно, но она берет ситуацию в свои руки.

Приятного времяпрепровождения!

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ЧПОУ ТОСПО « Тюменский колледж экономики, управления и права »

Е.П.Хлопышева

Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь…

с возможностью делать добро людям.

Л.Н. Толстой

Семья и семейные ценности – один из важнейших элементов фундамента культуры личности. В этом плане семейно-родственные отношения являются первичными и абсолютными. Они служат базисом формирования нравственности человека.

Тема семьи пронизывает всю русскую литературу. От «Слова о полку Игореве», где «Игорево славное гнездо» символизирует семейную родовую общность, до романов- эпопей Л. Н. Толстого и М. А. Шолохова – вся русская литература в лучших своих образцах повествует, так или иначе, о русской семье.

Одно из ранних семейных наставлений, сохранившихся в русской литературе, «Поучение» Владимира Мономаха, выражает надежду, что каждый из наследников, принявших в сердце завет отца будет трудиться, ибо семья – это созидающая общность.

Как вершина мудрости древнерусской литературы возникла в XVI в. книга «Домострой», написанная с глубоким пониманием национальных семейных традиций Древней Руси. «Домострой» наставлял хранить свою веру, служить государству, учил, как нести эти чувства в семью, как строить свой «внутренний храм» и семейный дом. А завершалась книга утверждением духовных начал семейной жизни: «Не смотри богатства, благо государь есть – души и телу добро….

Вся классическая литература, по существу, отстаивает добрые начала русской семьи, те традиции и устои, которые утверждались еще «Домостроем», ту семейную иерархию, которая отражала духовную ответственность отца за домочадцев и послушание детей, осуждала разврат и произвол.

Такие представления встречаем в великой педагогической поэме XVIII в. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, где в речи крестецкого дворянина, чадолюбивого отца, рассказывается о том, как строит свою семью этот истинный хозяин, воспитатель двух достойных сыновей. Первый закон истинного воспитания – любовь к воспитуемым и уважение их духовной свободы. Важно в семейном воспитании и развитие с детства здорового организма, постоянный труд. А. Н. Радищев повествует здесь об идеальном, всестороннем воспитании.

«Береги платье снову, а честь смолоду» - наставляет по-отечески герой «Капитанской дочки» А. С. Пушкина Андрей Петрович Гринев своего сына Петрушу, провожая его на государеву службу. Семейно воспринятые качества чести, верности и послушания определяют судьбу героя. И все-таки он не раз оступается. И только «капитанская дочка» Маша всегда остается преданной духовным устоям семейного долга, исполнена истинной любви.

Верность супружескому долгу, свободу от пагубной страсти, демонстрирует героиня поэтического романа А. С. Пушкина Татьяна Ларина. Ее слова являются вершиной добродетели и примером для каждой замужней женщины, вводимой в соблазн: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна».

М. Ю. Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича…» изобразил удалого купца Калашникова, защищающего честь жены, свою честь и главное – идею семьи как едва ли не важнейшую основу русской национальной идеи.

Большинство произведений русской литературы XIX в.: «Отцы и дети», «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева, «Обрыв» И. А. Гончарова, «Бесы» Ф. М. Достоевского, «Анна Каренина» и «Война и мир» Л. Н. Толстого утверждали семейный национальный идеал и обнаруживали несостоятельность той «модели» семьи, которая упорно внедрялась в русское сознание западными «цивилизаторами» под предлогом «свободы».

В трилогии Л. Н. Толстого («Детство», «Отрочество», «Юность») непосредственность воспоминаний автора, переданных через детское восприятие, помогает нарисовать удивительно теплую атмосферу дворянской семьи, с ее добрым, благополучным и устроенным бытом.

В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой изобразил семьи Ростовых, Болконских, Курагиных и др.

Простота, радушие Ростовых и гордость, честность Болконских – это особые родовые уклады, психологические, бытовые, жизненные. Каждый из них выражает патриархальную традицию и мораль.

Курагины – третье в романе семейное объединение. Их семейная близость – инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, основанная на почти животном эгоизме. Семьи Ростовых и Болконских имеют против Курагиных нравственное превосходство, и все же вторжение низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей. Нравственная высота и человечность патриархальных семейств недостаточна в новых, гораздо более сложных условиях жизни. Аристократические семьи, у которых, казалось бы, есть все, что составляет благополучие и счастье, разрушаются в романе «Анна Каренина». Главная героиня погибает, и эта гибель как возмездие за пренебрежение семейным долгом, личный эгоизм.

Семья – основа основ народного быта в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон». Жизненные обстоятельства казачьей среды изображены с такой основательностью, что позволяют воссоздать общее строение семьи начала XX в. Каждая отдельная личность воспринималась непременно как часть общего – семьи, рода. В семье Мелеховых велика патриархальная сила – всевластие отца. Остальные сносят это терпеливо и сдержанно, даже горячий Григорий. Пантелей Прокофьевич женит Григория и тот не спорит. Другим центром семьи была религия. Отец осуждает внебрачную жизнь Григория с Аксиньей, спрашивает его о Боге. М. А. Шолохов показал постепенную гибель патриархальной семьи Мелеховых. Но семья продолжает быть главной ценностью. Не случайно в конце романа Григорий стоит у ворот родного дома, держа на руках сына.

Знакомство детей в семье с произведениями русской литературы дает представление о традициях в русской семье, подтверждает значение семьи как одной из важнейших ценностей в жизни человека.

Семья играет решающую роль в становлении человека. Личность человека создается в семье, в атмосфере, в которой он растет. И не зря еще в 19 веке Федор Достоевский сказал: "Семья ведь тоже созидается, а не дается готовою, и никаких прав, никаких обязанностей не дается тут готовыми, а все они сами собой, одно из другого вытекают, тогда только это и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом семьи".

Поэтому писатели часто обращаются к теме семьи, исследуя обстановку, в которой растет и развивается герой, и, пытаясь понять его.

И именно в семье закладываются основы нравственного и патриотического воспитания (недостаток которого остро ощущается в нашем обществе).

Имея семью – человек имеет надежный тыл, у него возникает насущная потребность заботиться о своих близких, сохраняя при этом святость семейных традиций как одного из способов воспитания. Традиции нескольких поколений позволяют ребенку, подростку осознавать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяя гордиться своей семьей.

К сожалению, в наше время, когда разрушены многие семьи, почитать семейные традиции стало очень сложно. Необходимо заново создавать свои собственные традиции, помогающие семье чаще собираться вместе, с тем,чтобы люди, живущие под одной крышей, чувствовали себя настоящей семьей.

И здесь мне хочется сказать о ценности традиций семейных чтений.

«…Когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой зажигалась висячая лампа над круглым столом, и отчим обыкновенно читал вслух Некрасова, Льва Толстого, Тургенева…Моя мать, слушая, вязала чулки. Я рисовал или раскрашивал…Никакие случайности не могли потревожить этих вечеров». (А.Н.Толстой)

Традиции семейных чтений во времена А.Н.Толстого – это те традиции, которые в наше время были подменены газетами, радио и телевидением. Когда вся семья собиралась вместе, и кто-то читал, а кто-то слушал, это создавало атмосферу духовного единения, будило фантазию. Этот мир был живым, дышащим миром, где шло рождение образов, где начиналось творчество.

В русской литературе есть хрестоматийные примеры воспитания человека в семье, к которым назрела необходимость обратиться в наше время. У нас есть, чем гордиться, есть, с кого пример брать. Доказательством тому – наша отечественная литература, в основе которой – проблема человеческого существования как духовного процесса. Именно в русской литературе видится противоядие пошлости и нравственному уродству.

Разное отношение к детям делает разными их судьбы. Отец и мать, которые могут дать образование, состояние, не всегда делают своего ребенка счастливым. И напротив: родители, давшие своим детям только свою любовь, открывают им возможность обрести счастье. И чтобы не быть Иванами, не помнящими родства, необходимо восстановить утраченную в обществе ценность семейного воспитания . А сделать это можно лишь обратившись к образцам великой русской литературы, вернувшись к истокам семейного чтения.


Методические рекомендации к проведению классного часа по теме: «Семья и семейные ценности»

Указом президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики.

Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех школах России провести 1 сентября 2012 года «Уроки семьи и семейных ценностей». Данное предложение было поддержано министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым.

Интернет-ресурсы и литература по теме «Семья и семейные ценности»


1. Методические рекомендации по проведению классных часов, направленных на формирование семейных ценностей, г. Калининград, 2011. // http://www.koiro.edu.ru/files/act/study/dno/classtime_metod_2011.pdf / В рекомендациях по организации классных часов, направленных на формирование семейных ценностей у учащихся представлены ссылки на программы и учебно-методические комплексы по указанной теме, краткие комментарии по проведению занятий в начальной, средней и старшей школе. Кроме этого в приложении представлены программы и сценарии данных занятий/

2. Вишневский А. Г. Эволюция российской семьи // http://elementy.ru/lib/430650

3. Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Государственная поддержка семьи: презентации к уроку //http://festival.1september.ru/articles/614417/

4. Родительское собрание по теме "Влияние семьи на ребенка" // http://festival.1september.ru/articles/529605/

5. Классный час "Наша дружная семья" // http://festival.1september.ru/articles/526603/

6. Родительское собрание в 7-м классе "Семейные ценности в современном обществе" //http://festival.1september.ru/articles/600658/

7. Семейные ценности. Настоящее и прошлое: сценарий классного часа //http://festival.1september.ru/articles/530941/

8. Родительское собрание "Семья – главная ценность в жизни". 8-й класс //http://festival.1september.ru/articles/538228/

9. Внеклассное мероприятие "В кругу семьи" // http://festival.1september.ru/articles/618484/

10. Внеклассное мероприятие "А всему начало - отчий дом" // http://festival.1september.ru/articles/526420/

11. Семья и семейные ценности: Интегрированный урок литературы и психологии в 11-м классе //http://psy.1september.ru/view_article.php?ID=200901415

Классный час на тему: «Семейные ценности. Настоящее и прошлое.»

Цель : осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества осуществлялась через

задачи :

Обсуждение семейных ценностей в историческом аспекте;


- определение нравственных ориентиров;
- воспитание уважительного отношения к семейным традициям;


- развитие навыков мыслительной деятельности;
- мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;


Ход классного часа

1 стадия вызов.

Здравствуйте, ребята, рада приветствовать вас в нашем дискуссионном клубе. Тема нашего сегодняшнего заседания: “Семейные ценности. Прошлое – настоящее”.

Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? (да) Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же? (нет) Т. е. представления о счастье у людей разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем.

(1 место – самое важное и т.д.)

Ребята, покажите свои ватманы. Посмотрите, как единодушно распределились у вас 1 и 2 места – семья и дети. Почему же семья ассоциируется со счастьем?

(варианты ответов)

Действительно, почему для человека так важна семья.

В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные ……Давайте попытаемся продолжить этот список. (получаем жизнь, это место, где нас любят, прощают, заботятся…)

Да, ребята, семья очень важна для каждого человека, но не только, семья – это основа общества, ведь общество состоит из семей. И если нравственные ориентиры будут сбиты, если семейные ценности перестанут быть значимыми, то и все общество заболеет. Жизнь меняется, и те ценности, которые раньше казались незыблемыми, к сожалению, подвергаются изменениям. Посмотрите, что может произойти, если мы сместим приоритеты в нашем кластере. Допустим, что для каждого человека на первом месте окажутся не семья и дети, а карьера. Ведь именно так сейчас и происходит. Зачем тагда человеку заводить семью, детей – все это большие препятствия к достижению цели. Последствия: снижение рождаемости, рационализм заменяет сердечность и милосердие, любовь превращается в партнерские отношения. Почему мы с вами об этом говорим? Вы - дети, и наше будущее и будущее страны зависит от вас И поэтому так важно уже сейчас выбрать правильные ориентиры в жизни.

Итак, давайте теперь обозначим цели нашего занятия: : осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества и осуществлять эти цели мы будем через решение задач:

Обсуждение семейных ценностей в историческом аспекте;
- определение нравственных ориентиров; - воспитание уважительного отношения к семейным традициям;
- воспитание чувства ответственности перед будущим;
- приобретение навыков ведения дискуссии;
- формирование коммуникативной культуры;
- воспитание чувства ответственности за коллективный труд;
- умение обобщать наработанный материал в виде синквейна.

2 стадия – осмысление.

Итак, сегодня мы с вами попытаемся поразмышлять над семейными ценностями семейными традициями прошлого и настоящего. И вы ребята, сев за эти столы автоматически попали в группы, которые будут поддерживать и искать плюсы в ценностях прошлого и соответственно настоящего. Создается группа экспертов.

Итак, русская народная пословица гласит:

“Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается”.

А “Домострой” нас учит: “Казни сына с юности его, и успокоит он тебя на старости твоей, и не слабей, бия младенца; если лозою бьешь его, то не умрет, а здоровее будет…”

Ребята чтобы вы смогли лучше проникнуть в проблему, мы максимально приблизили её к школе. (сценка)

1 сценка. “Наказание – безнаказанность”.

Входит учитель.

Учитель: - Ну что, чада мои, повторим-ка грамоту. Тепереча Сидор скажет мне, что это за буква така? (показывает А)
Сидор: - Аз
Учитель: - А это (показывает В) Ну-ка отвечай, Степан.
Степан: - Буки.
Учитель: - Правильно.

Дети начитают шалить.

Учитель: - Ну-ка, Тимошка, перестань фулюганить, пострел, (берет за ухо)(Тимошка кричит Ай-Ай-Ай!) Иди-ка сюда. Читай азбуку.
Тимошка: - Аз, буки….буки… (утирает нос рукой)
Сидор подсказывает: Веди.
Учитель: - Иди-ка и ты сюда. Почему подсказываешь(подзатыльник). Кто грамоте не учен, тот умом слаб. Степан, неси-ка сюда розги! Будем ребяток уму разуму учить. Тебе, Тимошка, пять ударов, потому что ничего не знаешь. А тебе, Сидор, 10, потому что знания добывать мешаешь и плутуешь к тому же.

Ребята, это сценка нас обращает в прошлое, но телесные наказания в школах сохраняются и по сей день: Не более 40 лет отделяет нас от того времени, когда “мудрено было прожить в Московском государстве без битья”, когда через многих, по выражению поэта, “прошли леса дремучие”... Не миновали этого позора и ужаса и всевозможные учебные заведения - от самых низших до высших: всюду науки вкладывались ученикам розгами, кулаками, линейками, палками, плетью и другими не менее гуманными способами.

В настоящее время в США законы 23 штатов, в основном на юге страны, допускают телесные наказания в школах. По данным министерства образования США, только в период с 1997 года по 1998 год телесным наказаниям подверглись 457 754 американских школьников, что составляет более одного процента от общего числа учеников средних школ в США.


Спасибо, группа экспертов в конце дискуссии подведет итог.

Следующая тема для обсуждения: пословица: “Добрая наседка одним глазом зерно видит, другим – коршуна”.

Тема: Бабушкино воспитание или детский сад.

2 сценка. “Бубушкино воспитание – Детский сад”.

Девочки вышивают на пяльцах. Бабушка пряжу прядет.

1 внучка: - Бабушка, бабушка, дай мне пряжу прясть.
2 внучка: - И мне, и мне.
Бабушка: -Ну попробуй, внученька, (Наташа усаживается за прялку. Валя раскручивает колесо) Нить-то ровнее, голубушка.
3 внучка: - Бабушка у меня узор не получается, помоги.

Бабушка садится рядом с 3 внучкой, берет пяльцы начинает вышивать. В это время на первый план выбегают мальчики (скачет на лопате, дерутся на рубелях)

Бабушка (мальчикам):- Это что вы тут затеяли, пострелята, ох, сейчас на горох поставлю. (мальчики прячут за спину рубели) Вот пойду на речку рубахи стирать помогать будете. (Забирает рубели, садится на стул).

2 внучка: - Бабушка, расскажи сказочку.
Все: - Расскажи! Расскажи!
Бабушка: - Ну хорошо, хорошо, внучата мои милые, расскажу вам сказку, которую мне ещё моя бабушка сказывала. (все садятся вокруг неё) Жили-были….

Обсуждение в группах 2 минуты.


Обсуждение в классе 2-3 минуты.

Следующую тему мы предварим пословицей: “Вся семья вместе, так и душа на месте”.

Как вы думаете, какова тема для обсуждения?

Тема: “Семейная трапеза.”

3 сценка. “Семейная трапеза”.

За стол усаживается отец.

Отец: - Ну-ка, мать, собирай на стол.
Мать: - Сейчас, сейчас. (вынимает чашку из печи, девочки помогают - ставят всё на стол)

В это время мальчишки стучат ложками.

Отец: - Уймитесь, бесенята. Валя ставит чашку на стол.
Мать: - Угощайтесь, чем бог послал.

Все встают, отец крестится, за ним все остальные. Все садятся и начинают есть: первый берет ложкой отец, затем по старшинству.

Отец: - Хороши шти. Ох, вкусны.

Один лезет ложкой вперед отца.

Отец: - А ты куда вперед батьки (ложкой по лбу).

За что, тятя.

Отец: - Вперед старших не лезь. Во всем порядок нужен.

Обсуждение в группах 2 минуты.


Обсуждение в классе 2 минуты.

И заключительная тема. Начнем с пословицы: “Без мужа – что без головы, а без жены – что без ума”.

Тема: “Мама – домохозяйка или бизнес-леди”.

4 сценка. “ Мама – домохозяйка или Мама – бизнес-леди”

Входит мама с сумками продуктов (полуфабрикатов).

Сынок, ты дома?
- Да, мам.
- Сынок, ты кушал?
- Да, мам.
- Ну вот, опять посуду не помыл, на столе не убрал.
- Сынок, как дела в школе?
- Хорошо, мам.
- Уроки сделал?
- Да, мам.
- Ну ладно, продуктов я купила (вынимает из пакета много-много вермишели быстрого приготовления, консервы).

Звонок мобильного телефона.

Да.Да…Хорошо. Сейчас приеду.

Выключает трубку, смотрит на часы.

Сынок, я должна ненадолго уехать на объект. Меня не жди, ложись спать.
- Хорошо, мам.

Мама берет сумочку и уходит.

Так, все темы исчерпаны. Послушаем, что нам скажут наши наблюдатели-эксперты.

(Эксперты делают общий вывод о ходе дискуссии, о том, к каким выводам пришли ребята в ходе этой дискуссии. Ребята перечисляют семейные ценности, которые прозвучали во время обсуждения вопросов.)

Спасибо, ребята, вы назвали, наверное, самые главные семейные ценности. Но их список можно продолжить и мы сейчас попробуем это сделать.

Слайды с семейными фото и теми семейными ценностями, которые назвали сами ребята.

Что может быть семьи дороже?


Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром

Отец, и мать, и дети дружно


Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
Им интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,


Родители во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите и цените счастье!


Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
на этой сказочной земле.

3 стадия – рефлексия.

В продолжение поэтической темы прошу вас придумать синквейн на тему: Семейные ценности/Семейные традиции/Семья. Работа может быть групповая или индивидуальная.

(Ребята работают в группах, поэтому время для составления синквейна 2 минуты).

Чтение синквейнов.

Давайте вернемся к целям и задачам урока, смогли ли мы решить поставленные задачи (все задачи решены).

Ну а теперь, ребята, ваша самооценка нашего классного часа. (Ребята высказываются о классном часе, о своей работе, аргументируют свои ответы).

Классный час: "Семейные ценности"
Цель: формировать чувство уважения, любви и заботы к членам своей семьи. Выработать чувство ответственности за свою семью. Оформление и оборудование: Дети готовят фотографии своих семей.

Высказывания по теме на плакатах; Магнитофон с записями песен о маме, о семье; Ноутбук, экран, проектор.

Пожалуй, нет на свете более древнего образования, чем семья. Она появилась даже раньше, чем возникло само государство. За многовековую историю семья, конечно, изменилась, но значительно меньше, чем государство Почему столь живучим оказался институт семьи? Наверное, потому, что семья так же естественна как сама жизнь. для большинства людей семья по-прежнему имеет огромную ценность. Пройдет время и у вас будут свои семьи. У нас у каждого своя семья, т.е. та семья которая есть - расшириться. Ребята, сегодня тема нашего классного часа «Счастливая семья». И эпиграфом нашего классного часа мы взяли пословицу «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Невозможно разделить понятия семья, дом, счастье.


Президент России, выступая на церемонии открытия Года семьи, подчеркнул преемственность семейных и нравственных традиций, которые необходимы для формирования гуманного общества в России. Он добавил, что, "когда мы говорим о престиже и достоинстве страны, то в огромной степени имеем в виду моральные ориентиры и достоинство каждой личности, включая наших самых маленьких граждан. Все эти качества берут свои истоки в семье». По его словам, безучастие общества, недооценка роли семьи порождают недостойные человеческого общества явления: брошенные дети и забытые родители, что "в целом негативно влияет на демографические процессы в семье”.
«Ведь именно семейное воспитание во многом определяет, каким станет человек. Ни государство, ни даже лучшие педагоги, ребенку заменить семью не могут”.

Цель классного часа: анализ понятий семья, счастье.

Что значит для вас – «Счастливая семья». Попробуем сначала разобраться что такое семья в рамках закона. Трудно дать однозначное определение этому понятию. Такого определения нет даже в Семейном кодексе России. И все-таки, по мнению многих юристов, семья - это круг лиц, связанных между собой правами и обязанностями, вытекающими из зарегистрированного брака и родства. В этот круг лиц входят родители и их дети, усыновители, бабушки и дедушки, близкие родственники. Членов семьи объединяет родство, общее хозяйство, дети, совместное противостояние беде и, наконец, права и обязанности. Семья дает человеку защиту, покой, тепло, уют, уважение и многое другое. Поэтому она так важна и дорога человеку. В семье рождаются дети, и государству небезразлично, как они живут. Давно замечено: крепкая семья - крепкая держава. И потому государство влияет на семью не только посредством поддержки добрых обычаев, традиций и нравственных устоев, но и путем издания специальных законов, регулирующих семейные отношения. Л. Н. Толстой говорил: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая Несчастливая несчастлива по-своему».

В конституции РФ закреплены три очень важных положения, касающиеся семьи.

1. Семья, материнство и детство находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Почему о таких простых вещах надо писать в основном законе? Ведь в нормальной семье каждый ее член по доброй воле проявляет внимание к близким людям. Члены семьи любят, уважают, заботятся друг о друге не потому, что их обязывает к этому закон, а по естественному зову сердца. Но в том-то и дело, что не в каждой семье так обстоят дела. И потому законодателям пришлось не только занести в Конституцию эти, казалось бы, прописные истины, но и разработать специальный Семейный кодекс, где четко определены права и обязанности супругов, родителей, детей и многое другое. Государство с помощью норм права защищает того, кто нуждается в помощи. Прежде всего, это дети, их интересы всегда первостепенны. Государство накладывает на родителей обязанность заботиться о детях. И если ребенок останется без внимания родителей, оно не останется в стороне. Государство также защищает имущественные интересы детей, в частности обязывает родителей платить алименты в случае развода. В защите могут нуждаться престарелые нетрудоспособные родители, и закон обязывает детей о них заботиться. И опять-таки большинство делает это не по закону, а по совести, но ведь бывают случаи, когда без вмешательства закона не обойтись. Семейный кодекс четко определяет, с чего начинается семья.

Семья начинается с брака, т.е с государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Брак- это добровольный союз мужчины и женщины, основанный на чувстве взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности. В Интернете опубликованы статистические данные о состоянии «семейного дела» в стране. Из 41 миллиона зарегистрированных в России семей 48% (вдумайтесь -практически половина!)- бездетные. Тех, у кого один ребенок, -34%, двое детей- 15%, и лишь в 3% семей трое и больше ребятишек. Подтверждает удручающую статистику данные, прозвучавшие на парламентских слушаниях в Госдуме, о соотношении числа браков и разводов: на 1000 человек населения их 7.1 и 5.9 соответственно. Бытует мнение, будто моден сегодня незарегистрированный брак, и потому надо по-иному оценивать «качество» любви в России. Всеведущая статистика утверждает, что в гражданском союзе состоят менее 30000 супружеских пар, и в подавляющем большинстве таких союзов детей нет, так что к вопросу демографии и семейного счастья это точно не имеет никакого отношения. Здоровья, уверенная в отрадной перспективе семья- вот главный демографический фактор. Что дает нам семья? Функции семьи – жизнедеятельность, связанная с удовлетворением семьи. Что такое потребности семьи?

Из раздела домашней экономики по технологии мы знаем, что потребности семьи - это удовлетворение духовных и материальных желаний семьи.

Давайте их перечислим:

1.Репродуктивная

2. Воспитательная

3. Коммуникативная

4. Психотерапевтическая

5. Хозяйственно - бытовая

6. Функция первичного социального контроля.

7. Духовного общения Ребята, а теперь давайте поговорим о том, что значит для вас понятие семья. (рассуждают дети) – 10 минут. Ценности – «это специфические формы смысловых образований в личностных структурах или это индивидуальные (у каждого человека они свои, особенные) «особенно дорогие» мыслительные вещи, которым придается огромное значение. Так любая ценность, любой стандарт поведения ориентирования в конечном счете на удовлетворение тех или иных потребностей.

Базисные потребности человека можно условно разделить на три основные группы:

1. Витальные (биологические) потребности – в пище, воде, сне и т.д. В этом случае ценности являют собой множество материальных потребностей в одежде, жилище, технике и т.д.

2. Аффилиативные потребности – принадлежность к определенной социальной группе и занимать определенное место (необязательно лидирующее) место в ней, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви.

3. Духовные потребности – стремление к познанию окружающего мира. Проведен анализ результатов анкетирования. Но эта информация строго конфедециальна. На прошлом классном часу, когда мы с вами разбирали генеологическое дерево семьи, вы получили задание на дом, составить генеологическое дерево своей семьи для того, чтобы вложить его в наше портфолио. Поднимите руку, кто желает рассказать о своих предках.(дети по желанию рассказывают о своем генеологическом дереве).

Ребята, давайте перейдем к нашему второму понятию «Счастье». Счастье – это ощущение реализации внутренних возможностей человека. В полном виде это проявляется только тогда, когда человек точно понимает что и как он реализует в этой жизни, какая цель есть у него, насколько эта цель велика. Другими словами, счастье – это ощущение сближения с силами Природы, понимание, что все люди на Земле составляют единый организм. И мы не можем плохо думать, плохо относиться к частям собственного тела, потому что все мы – взаимосвязаны и каждый выполняет свою функцию в организме, называемом «человечество». Для счастья не требуется никаких особых условий – ни дворцов, ни солидного счета в швейцарском банке, ни наличия нефтяных месторождений. «Если хочешь быть счастливым – будь им!». – так говорил мудрый Козьма Прутков. Но чтобы просто «быть», необходимо все время работать над собой и над своими ошибками.Счастье, когда тебя понимают (любят и ценят) дома и на работе. Что может


быть важней и дороже понимания. сочувствия, готовности разделить с тобой беду и удачу. поддержать тебя в лучших стремлениях, в делах и развлечениях9 Что может быть дороже сознания: Ты нужен, необходим другим людям, без тебя им не жизнь – не в жизнь?
Само слово «счастье» подсказывает этот ответ. Ведь в древние времена оно звучало иначе: со-частье. то есть соучастье твое в делах, бедах и радостях других людей, и этих - других - в твоих собственных заботах, трудах, удачах. Понятие счастье не может быть без семьи, отца и матери. Матери – главные зодчие человечества, а на плечах отца держится мир. «Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы все в неоплатном долгу. Это мать». Эти замечательные слова, принадлежат писателю Николаю Островскому. Для каждого человека мать самый родной человек на свете. Все лучше в каждом из нас исходит от матери, давшей нам самое бесценное - жизнь. Материнская забота, тепло, ласка, неустанный труд, терпение, беспокойство окружают нас с первого дня жизни. Мать - единственный и неповторимый человек, чья любовь к детям благородна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности Белинский писал: «Мать любит свое дитя сердцем, кровью, нервами, любит его всем существом своим... Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба или своекорыстна в сравнении с нею!»
Можно бесконечно приводить высказывания о матерях. И не только известных мыслителей, писателей, педагогов. Каждый человек хранит в душе проникновенные мысли о матери.
Но помимо любви к маме, должно быть обязательно еще и уважение. Большим, глубоким должно быть наше уважение к матери. Такому уважению надо учиться всем. Ведь доказано, что вы относитесь, к своим родителям, так потом ваши дети будут относиться к вам. Интересы отца и матери направлены на общую цель: вырастить детей физически и нравственно здоровыми, граждански зрелыми, раскрыть их способности и дать им соответствующее образование. Но достигают они этой цели каждый собственными способами. Если старания матери прежде всего сосредоточены на сохранении здоровья и сил своего ребенка, то старания отца направлены на то, чтобы научить ребенка бесстрашно их тратить на общую пользу. Как правило, именно он Прививает детям навыки, требующие напряжения, волевых усилий, самоотверженности, воспитывает в них чувство долга и ответственности за порученное дело, выводит их интересы за порог собственного дома. Именно он в большей степени приобщает свое потомство к общественным заботам.
Отец выполняет роль связующего звена: в обществе он выступает как носитель семейного начала и интереса, а в доме - как носитель общественного. Этим он и дополняет мать, но не заменяет ее.

Ребята я вам предлагаю заполнить анкету «Моя семья». (пока дети заполняют анкету – звучит музыка о семье, о доме, о детях).

Ребята, а теперь мне бы хотелось, чтобы вы сказали, что значит для вас счастье. (высказаваются дети, желательно опросить всех).

Ребята, а вы знаете что в Росси появился новый праздник «День супружеской любви и семейного счастья». Он отмечается 8 июля в праздник Петра и Февронии Муромских.

А мне в заключении нашего классного часа хотелось бы пожелать всем присутствующим и вам мои дорогие дети, иметь счастливую семью.

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

МБОУ «Онгудайская средняя общеобразовательная школа»

Секция: мировая художественная культура

Учебно-исследовательская работа

по теме: «Семейные ценности как основа нравственных отношений в религии и литературе»

Выполнила:

Пяткова Мария Евгеньевна 8 «А» класс

Руководитель:

Шаучулене Елена Михайловна,

учитель русского языка и литературы

Кафедра гуманитарных дисциплин

с. Онгудай, 2016г

    Введение…………………………………………………………………..2-4

    Виды религиозных семей………………………………………………..5-6

Семья в исламской религиозной культуре

Семья в иудейской религиозной культуре

Семья в православной культуре

Семья в буддистской религиозной культуре

    Семейные ценности в литературе……………………………………….7-9

Пословицы

    Анкетирование…………………………………………………………….10-13

    Генеалогическое древо…………………………………………………….13

    Заключение…………………………………………………………………14

    Литература………………………………………………………………….15

    Приложение

Введение

Семья, это когда вместе,

Дети, любовь, радость в доме,

И много ярких мгновений,

что жизнь озаряют счастьем.

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, немало. Но эта семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.


Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи», - говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: « Любовь, Прощение, Терпение » А в конце листа: « Сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение ».
- И все?


- Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.


Что такое для человека семья? Это в первую очередь дом, в том его понимании, когда он полон родных и любимых людей, где можно найти успокоение и поддержку, где тебя все любят и заботятся о тебе. Это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Так устроен человек и такова жизнь. Если присмотреться, то можно заметить что семьи бывают разные. Бывают веселые и счастливые, строгие и консервативные, несчастные и неполные. Почему так? Ведь это должен быть крепкий оплот, в основе которого лежит любовь мужчины и женщины. Разные семьи имеют разные характеры, прямо как люди. Если человек, как личность, определяет свою жизнь, исходя из своих жизненных приоритетов, то и семья, как комплекс, состоящий из отдельных личностей, сильно взаимосвязанных между собой родственными и эмоциональными отношениями, строит свое настоящее и будущее, основываясь на собственных ценностях.

Цель работы: исследование изменений, произошедших в семейных отношениях в современном мире, и определение новых идеалов и целей, которые могли бы лечь в основу семейных отношений.

В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:

· рассмотреть духовно-нравственные основы исламской, иудейской, буддийской, православной семьи и отражение семейных ценностей в литературе;

· определить особенности новых семейных отношений путём исследования-анкетирования

Создать семейное генеалогическое древо

Объектом исследования является социокультурная динамика семейных отношений, предметом - изменение духовно-нравственной основы семейных отношений.

Актуальность вопроса о духовно-нравственных основах семейной жизни определяется необходимостью подготовки молодого человека к выполнению семейных ролей.

Роль семейных ценностей в нашей жизни

Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи. А семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье. Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные любовью и заботой. Мужчина и женщина, создавая союз, привносят в него каждый свое, и все это вместе образует фундамент семейных отношений, создают атмосферу, в которой будут рождаться и расти их дети.

Что такое ценности семейной жизни?

Так что же все-таки такое семейные ценности и почему они таковыми являются? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть основные из них более обстоятельно. Примеры таких ценностей помогут показать их важность по отдельности и мощную силу в их совокупности. Он, она и их дети – разве смогут они счастливо жить, если в основе их отношений не будет лежать любовь ? Любовь – настолько глубокое и всеобъемлющее чувство, которое просто не возможно точно описать словами. Мы можем только понимать, что это сильнейшая привязанность к другому человеку, желание постоянно находиться рядом с ним. Э. Фромм обозначил любовь как особый вид единения между людьми, который имеет идеальную ценность во всех великих гуманистических религиях и философских системах истории Запада и Востока. Любовь – это самая могучая сила в отношениях, которую только можно себе представить. Люди становятся близкими друг для друга, когда они ощущают чувство поддержки и заботы от своего партнера. Существуя в обществе, человек вынужден постоянно сталкиваться с трудностями и проблемами разного рода, тяжелейшими стрессами, наступающими из-за краха каких-либо надежд и мечтаний в жизни. Одному выстоять в этой буре чрезвычайно трудно, практически невозможно. Дом с родными людьми становится тихой гаванью, где можно получить помощь, поддержку, заботу, отдохнуть и набраться сил для того чтобы жить дальше и радоваться жизни. Никакой союз невозможен без уважения и взаимопонимания его партнеров. Так, взаимоотношения между супругами и между родителями и детьми достигают высокого уровня развития только при условии, когда каждая сторона понимает чувства, стремления и интересы другой. При этом недопустимо насильственное вмешательство и вторжение в личное пространство партнера с целью сломать, подчинить другую личность и «переделать» ее под себя. Честность и искренность являются залогом чистоты и прозрачности отношений между партнерами. Это касается обеих систем: муж – жена и родители – дети. Эти качества при своей максимальной выраженности порождают другой неотъемлемый атрибут счастливого дома – доверие. Доверие невозможно купить, ни за какие деньги, его можно с трудом заслужить и очень легко потерять. Подобные примеры ценностей можно продолжать еще долго, Самое главное в них их смысловой груз и сила, которая сможет дать долгую и счастливую жизнь любому союзу. В обществе семейные ценности принято подразделять на два вида традиционные и современные . Как это ни странно, они зачастую могут входить в конфликт друг с другом.

Семья является важнейшим социообразующим элементом. Она всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей, была основой бытия общества. Будучи ценностью, семья в то же время является хранилищем нравственных устоев, традиций и обычаев, важнейшим звеном системы нравственных координат поведения человека.

В современном мире существует множество концепций происхождения института семьи. Одни придерживаются убеждения, что семья ― продукт эволюции человечества, иные считают ее необходимой формой социального устройства. Носители религиозной традиции убеждены в божественном происхождении семьи и семейных ценностей. Религиозная жизнь подсказывает, что брак и семья ― не просто союз двух людей, но таинство становления личности супругов, когда муж и жена уже не просто два независимых друг от друга атома, а новый организм. Этот организм ― живой. Он может расти, устремляясь вверх, цвести, приносить добрые плоды, но может и болеть, чахнуть и, в конце концов, погибнуть.

В основе религиозной семьи лежит совместная любовь супругов к Богу. Брак называют таинством любви длинной во всю жизнь. Взаимная любовь супругов друг к другу имеет продолжение в деторождении. В деторождении происходит совершенствование и распространение любви. Один огонек света дает жизнь другому.

Виды религиозных семей.

Во многих, если не во всех религиях Бог - не только творец, создатель мира. Он характеризуется, как отец (отче наш). Следовательно, мы - его дети и представляем собой семью. В таких религиях мир рассматривается через призму семейно-родственных отношений. Поэтому семья, ее структура, отношение к семейной жизни - одна из самых важных вещей в большинстве мировых религий.


Семья в исламской религиозной культуре.

В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» (16:80).

Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?

Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами).

Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.

Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.

Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.

Семья в иудейской религиозной культуре.

Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему - важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции - любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем его Богом любви.

Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание - и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых - Сам Всевышний.

Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется».

Семья в православной культуре.

Семья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.

В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом3.

Любовь - основа основ семьи и православия.

Семья в буддистской религиозной культуре.

Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.

Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.

Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям

Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.

Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.

Семейные ценности в литературе

Семья и семейные ценности ― один из важнейших элементов фундамента культуры личности. В этом плане семейно-родственные отношения являются первичными. Они служат базисом формирования нравственности человека. Тема семьи пронизывает всю литературу. Малые литературные жанры, такие как пословицы, притчи, басни, вбирают в себя многовековой народный опыт.

Пословицы

Пословицы ― это золотые россыпи в нашем языке. Жизнь человека протекает среди огромного числа новостей, событий и происшествий. Объять отдельным человеческим разумом все происходящее практически невозможно. Народная культура создала особые устные механизмы памяти. Опыт многих поколений передавался в форме кратких изречений ― пословиц и поговорок. Они широко используются в каждодневной речи. Возникают они в уме внезапно, к слову, и позволяют яснее высказать свою мысль.

Пословицы о семье свидетельствуют о богатстве и мудрости народной культуры. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честным и трудолюбивым, любить и уважать своих родителей, вести здоровый образ жизни.

    Совет да любовь – на этом свет стоит.

    Мир в семье женой держится.

    Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

    Добра желаешь – добро и делай.

    И перелетные птицы живут парами.

    Два человека – одна пара, семь человек – семья.

    Без совета стариков дело не пойдет.

    Один старый человек стоит четверых.

    Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.

    Почитай родителей, тебе же будет хорошо.

    Все купишь, только отца с матерью не купишь.

    Отец и мать ― священные слова.

    Не пожалеешь старого человека, самому придется плохо.

    При солнышка ― тепло, а при матери ― добро.

    Мать – святыня, с ней не спорят. (Марийская пословица).

    Мать сказала – Бог сказал. (Мордовская пословица).

    Роднее матери родни нет.

    Материнская ласка конца не имеет.

    Материнский гнев ― что весенний снег: и много его выпадет да скоро растает.

    Ближе матери друга нет.

    Нет ничего на счете краше, чем матери наши. (Бурятская пословица).

    Мать в семье – клад. (Китайская пословица).

    В семейной жизни самый важный винт-это любовь.

    Моя семья - моя крепость.

    Семья – не ячейка государства. Семья – это государство и есть.

Притча ― короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).

Владимир Даль толковал слово «притча» как «поучение в примере».

    Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка ак басне, но отличается от нее широтой обобщения, значимостью заключенной в притче идее. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: ее цель не изображение событий, а сообщение о них. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории.

    Эпический жанр в литературе XIX -XX веков, в основе которого лежит принцип параболы, характеризуется предельной заостренностью главной мысли, выразительностью и экспрессивностью языка.

Притча ― это маленький рассказ, несущий какое―либо поучение.

Притчи ― настоящее искусство слов попадать прямо в сердце. Их полезно время от времени перечитывать и задумываться о самом важном. Нижеследующая притча содержит, на наш взгляд, глубокий непреходящий смысл о вечных ценностях семьи.

Притчиа о любви

Женщина вышла из дома и увидела во дворе троих стариков с длинными белыми бородами и сказала:

― Вы мне не знакомы, но, наверное, голодны. Входите в дом и поешьте.

― А муж дома? ― спросили они.

Нет, ― ответила она.

― Тогда мы не можем войти.

Вечером, когда муж вернулся домой, она рассказала ему о случившемся.

― Иди и скажи им, что я дома и пригласи их в дом! ― сказал муж.

Женщина вышла и пригласила стариков.

― Мы не можем войти в дом вместе.

― Почему же? ― удивилась она.

Один из стариков объяснил:

― Его зовут Богатство ― сказал он, указывая на одного из своих друзей, и сказал, указывая на другого, ― А его зовут Удача, а меня зовут Любовь. Иди домой и поговори со своим мужем, кого из нас вы хотите видеть в своем доме.

Женщина пошла и рассказала мужу о том, что услышала. Ее муж был очень обрадован.

― Как хорошо! Если уж надо сделать выбор, давайте пригласим богатство.

Его жена возразила:

― Дорогой, а почему бы нам не пригласить Удачу?

Их дочь слушала все, сидя в углу. Она подбежала к ним со своим предложением:

А почему бы нам лучше не пригласить Любовь? Ведь тогда в нашем доме воцарит любовь!

Давай-ка согласимся с нашей девочкой. Иди и попроси Любовь стать нашим гостем.

Женщина вышла и спросила троих стариков:

― Кто из вас Любовь? Заходи в дом и будь нашим гостем.

Старик по имени Любовь пошел в направлении дома. Другие два старика последовали за ним.

Удивленная женщина спросила Богатство и Удачу:

― Я же пригласила только Любовь, почему вы идете?

Если бы вы пригласили Богатство или Удачу, другие два из нас остались бы на улице, но так как вы пригласили Любовь, куда она идет, мы всегда идем за нею. Там где есть Любовь, всегда есть и Богатство, и Удача.

Басня ― стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение ― так называемая мораль. Например, в басне «Отец и

сыновья» выражена мораль о важности таких семейных ценностей, как взаимопонимание и сплоченность.

Отец и сыновья.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

Сломайте!

Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит.

Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.

Ценность использования малых литературных жанров заключается в их воспитательной, эмоциональной и нравственной направленности. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание к этим жанрам, доставляют радость и в то же время оказывают воспитательное воздействие на человека. Они развивают речь, формируют нравственные привычки, обогащают знания о жизни, прививают любовь к культурному наследию Родины.

Анкетирование

В апреле месяце 2016 года в 5 «А», 8 «А», 9 «А», 10 «А» классах было проведено анкетирование «Семейные традиции и ценности», целью которого было изучение уровня осведомленности учащимися в вопросах истории, традиций и ценностей своей семьи. Всего опрошено 88 учащихся.

Класс: 5 «А»

Количество учащихся, принявших участие в анкетировании: 24 чел.

1.

«Да» ― 8 чел. «Нет» ― 16 чел.

«Да» ― 14 чел. «Нет» ― 10 чел

«Да» ― 24 чел. «Нет» ― 0 чел.

«Да» ― 19 чел. «Нет» ― 2 чел.

«Не знаю» ― 3 чел.

«Да» ― 7 чел. «Нет» ― 6 чел.

«Не знаю» ― 11 чел.

Дома по праздникам, у бабушки по праздникам, всегда вместе, летом на природе, вечером в зале, на выходных, летом около реки под деревом и вой, в свободное время, за столом на всеобщих каникулах.

«Да» ― 23 чел. «Нет» ― 1 чел.

«Да» ― 13 чел. «Нет» ― 0 чел.

«Когда как» ― 11 чел.

Есть ли семейные привычки?

«Да» ― 17 чел. «Нет» ― 7 чел.

«Не знаю» ― 1 чел. «Ничего» ― 9 чел.

«Сказки» ― 14 чел.

День Рождения, победа в спорте, День Ангела, выпускной, хорошая учёба, победа в олимпиаде, окончание школы, победа в конкурсе.

Закончите предложения:

13.

Семья – это люди, которые тебя любят. Родные люди, которые тебя всегда поддержат. Самое главное, что есть в моей жизни. Люди, которые подарили тебе жизнь. Люди, которые любят друг друга. Самое дорогое, что есть у каждого человека, счастье, любовь.

14.

Семейные ценности – это память о дедушке, прадедушке, прабабушке. Уважение к старшим. Любовь. Уважение друг к другу, забота, взаимопомощь.

результатов анкетирование по теме «Семейные традиции и ценности»

Класс: 8 «А»

1.

Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

«Да» ― 4 чел. «Нет» ― 14 чел.

Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

«Да» ― 14 чел. «Нет» ― 4 чел.

Хранят ли в Вашей Семье фотографии? Есть ли семейный альбом?

«Да» ― 18 чел. «Нет» ― 0 чел.

Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?

«Да» ― 13 чел. «Нет» ― 5 чел.

Есть ли у Вас семейные реликвии?

«Да» ― 8 чел. «Нет» ― 10 чел.

Где и когда семья собирается вместе?

Дни Рождения, Пасха, Родительский день, свадьбы, в различных местах, на Новый Год, дома на каникулах, летом на пикнике, у родственников дома по праздникам, нигде, у бабушки дома, очень редко, вечером за ужином.

Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые?

Новый Год, Рождество, 1 сентября, Дни рождения, Пасха, Масленица, День Победы, День защиты детей, Благовещение.

Отмечаете ли религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху и д.р.?

«Да» ― 17 чел. «Нет» ― 1 чел.

Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?

«Да» ― 2 чел. «Нет» ― 16 чел.

«Да» ― 5 чел. «Нет» ― 16 чел.

Есть ли семейные привычки?

«Да» ― 11 чел. «Нет» ― 7 чел

Что в Вашей семье поют или рассказывают детям, в том числе на ночь?

«Ничего» ― 13 чел. «Не знаю» ― 1 чел.

« Читают сказки, былины, поют колыбельные» ― 4 чел.

Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?

Рождение, первый класс 11 класс, 1 курс, свадьба, День Рождения, начало четверти, конец четверти, окончание экзаменов, получение дипломов, грамот, победы в олимпиаде, первое выступление на большой сцене.

Закончите предложения:

13.

14.

Семейные ценности – это отношения в семье. Доверие, любовь, уважение к старшим, понимание, честность, доброта, взаимопомощь.

результатов анкетирование по теме «Семейные традиции и ценности»

Класс: 9 «А»

Количество учащихся, принявших участие в анкетировании: 18 чел.

1.

Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

«Да» ― 2 чел. «Нет» ― 16 чел.

Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

«Да» ― 14 чел. «Нет» ― 4 чел.

Хранят ли в Вашей Семье фотографии? Есть ли семейный альбом?

«Да» ― 18 чел. «Нет» ― 0 чел.

Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?

«Да» ― 15 чел. «Нет» ― 2чел.

«Не знаю» ― 1 чел

Есть ли у Вас семейные реликвии?

«Да» ― 6 чел. «Нет» ― 4 чел.

«Не знаю» ― 8 чел.

Где и когда семья собирается вместе?

Дома по праздникам, на природе, на выходных, на зимних праздниках у кого-нибудь из родственников, а на летних на природе, каждое воскресение у бабушки, нигде, не знаю.

Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые?

Новый Год, Рождество, Дни Рождения, свадьба.

Отмечаете ли религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху и д.р.?

«Да» ― 16 чел. «Нет» ― 2 чел.

Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?

«Да» ― 7 чел. «Нет» ― 11 чел.

Есть ли семейные привычки?

«Да» ― 13 чел. «Нет» ― 5 чел.

Что в Вашей семье поют или рассказывают детям, в том числе на ночь?

«Ничего» ― 6 чел.

«Сказки, песни, колыбельные, истории из жизни» ― 12 чел.

Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?

День Рождения, победы, конец четверти, выпускной, конец года, выпускной в музыкальной школе.

Закончите предложения:

13.

Семья – это люди, с которыми можно поговорить о будущем. Неразлучные люди, которые любят друг друга. Очаг верности и любви. Самые близкие люди, которые всегда поддержат. Самое дорогое и драгоценное на свете. Жизненная ценность, которую мы получаем про рождении.

14.

Семейные ценности – это уважение, любовь, дружба, мир в семье, взаимопонимание, доверие, взаимопомощь. Любовь каждого члена семьи. Радость.

результатов анкетирование по теме «Семейные традиции и ценности»

Класс: 10 «А»

Количество учащихся, принявших участие в анкетировании: 18 чел.

1.

Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

«Да» ― 4 чел. «Нет» ― 14 чел.

Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

«Да» ― 10 чел. «Нет» ― 8 чел.

Хранят ли в Вашей Семье фотографии? Есть ли семейный альбом?

«Да» ― 18 чел. «Нет» ― 0 чел.

Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?

«Да» ― 12 чел. «Нет» ― 6 чел.

Есть ли у Вас семейные реликвии?

«Да» ― 4 чел. «Нет» ― 12 чел.

«Не знаю» ― 2 чел.

Где и когда семья собирается вместе?

Нигде, дома, по праздникам, на природе.

Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые?

Новый Год, День Победы, Рождество, Дни Рождения, Пасха.

Отмечаете ли религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху и д.р.?

«Да» ― 13 чел. «Нет» ― 5 чел.

Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?

«Да» ― 5 чел. «Нет» ― 13 чел.

Есть ли семейные привычки?

«Да» ― 6 чел. «Нет» ― 12 чел.

Что в Вашей семье поют или рассказывают детям, в том числе на ночь?

«Ничего» ― 12 чел. «Сказки, песни» ― 6 чел.

Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?

День Рождения, победа в чём-либо, начало каникул, выпускной, достижения в олимпиадах.

Закончите предложения:

13.

Семья – это люди, которые любят друг друга. Самые близкие, которые помогут в любой ситуации. Те, без кого я не смогу жить. Главное в жизни человека.

14.

Семейные ценности – это здоровье, счастье семьи, уважение к родным, воспитание, уважение старших, воспоминания о прошлом, взаимопонимание, любовь.

Генеалогическое древо

Родословное, или генеалогическое древо ― схематичное представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» ― представители основной линии рода, а на «ветвях» ― различных линиях родословия. Генеалогическим или родословным древом также называют представления восходящих или нисходящих родословий и генеалогических таблиц вообще ― всем этим занимается генеалогия (родословие). (Приложение № 1)

Заключение

Современный мир стремительно теряет религиозную традицию, опору на многовековой религиозный опыт предшествующих поколений, в том числе в области брака и семьи. Из лексического оборота постепенно исчезают такие слова, как целомудрие, чистота, супруги и супружеская любовь. Их место занимают медицинские термины: гендерная принадлежность, половое партнерство, сексуальная ориентация. Даже мужи и жену теперь часто именуют партнерами в браке. Мы столкнулись с глобальным кризисом семьи и семейных отношений.

В современной Европе, например, ставится под сомнение монополия брака, как союза мужчины и женщины. Это происходит не только на уровне умов и рассуждений, но и на законодательном уровне, и в сфере практической жизни.

Разрушение института семьи и семейных отношений ведет к потере обществом нравственного благополучия. Семья является колыбелью человеческой личности, школой добродетели и самых лучших человеческих чувств. Именно в семье мальчик учится быть мужественным, защищать правду, подражая отцу, а девочка учится быть женственной, доброй и заботливой хозяйкой, подражая матери.

Всестороннее гармоничное развитие ребенка немыслимо без семейного воспитания. Семья является одним из самых многогранных явлений общественной жизни, сопровождающих человечество с древнейших времен и до наших дней.

Актуальность раскрываемого в данной работе вопроса позволяет сделать вывод о высокой значимости традиций семейного воспитания в современном мире. Религиозное мировоззрение, ориентированное на высшие ценности человечества, было стержневой идеей в воспитании подрастающего поколения. Эти ценности не должны быть утрачены в динамично развивающемся мире, и накопленный историко-культурный опыт необходимо использовать для воспитания современного человека.

Семья-это самоё ёмкое слово.

В нём слышится «семя» - жизни основа.

Семь «я» - это семеро, связанных прочно,

И будущих жизней - надёжный источник.

Семья-это радостный детский смех.

Семья-то, что в жизни нам дарит успех!

Пусть будут опорой друг другу родные,

И пусть всех минуют несчастья любые!

Семья - нашей жизни надёжный оплот,

Что в детстве и в старости нас бережёт.

Семья – на любви построенный дом,

Пусть радость и счастье царствуют в нём!

Литература

    Арутюнов С. А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. - М.: Наука, 1989. - 243с.

    Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 1 (А-О): пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 1999.

    Вишневский А. Г. Эволюция российской семьи //

    Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000

    Иванова В. Д. Современная семья: проблемы духовной жизни и культуры. - Екатеринбург, 1992

    Семейные ценности. Сайт // http://semcennosti.info/

    Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Государственная поддержка семьи: презентации к уроку // http://festival.1september.ru/articles/614417/

    Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. В трех книгах. – М., 2001 Кн.3.

    Православие - Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Православие

    Православное христианство

    Иванова В. Д. Современная семья: проблемы духовной жизни и культуры. - Екатеринбург, 1992. 3