К основным общесистемным свойствам относятся целостность, иерархичность, эмерджентность и функциональность.

Целостность – это общесистемное свойство, заключающееся в том, что изменение любого компонента системы оказывает воздействие на все другие компоненты и изменение системы в целом, и наоборот, любое изменение системы отзывается на всех ее компонентах.

Иерархичность системы состоит в том, что она может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, а каждый ее элемент, в свою очередь, может являться системой более низкого уровня.

Эмерджентность определяет, что сумма свойств элементов не равна свойствам системы, т.е. несводимость свойств системы к свойствам входящих в ее состав элементов.

Функциональность предопределяет, что все элементы системы действуют и взаимодействуют в рамках своего функционального назначения.

Синергетический эффект (S ) в отличие от эмерджентности связан с кооперативным взаимодействием входящих в систему элементов. Иными словами, S – это результат продуцирования открытых систем в ходе взаимодействия компонентов (S=2 + 2 = 5, 6, ..., п).

Необходимыми условиями системного образования являются:

  • наличие как минимум двух элементов;
  • наличие связи между элементами;
  • наличие функции;
  • наличие цели;
  • наличие тектологической границы.

Элемент – это неделимая часть системы. Дальнейшее деление элементов приводит к разрушению их функциональных связей с другими элементами и получению свойств выделенной совокупности, неадекватной свойствам элемента как целого.

Связь – это то, что соединяет элементы и свойства системы в единое целое. Связи между элементами и подсистемами одного и того же уровня называются горизонтальными, а связи системы со всеми подсистемами соподчиненных иерархических уровней – вертикальными.

Подсистема – выделенное по определенным правилам и признакам целенаправленное подмножество взаимосвязанных элементов любой природы.

Каждую подсистему можно разделить на более мелкие подсистемы. Система отличается от подсистемы только лишь правилом и признаками объединения элементов. Для системы правило является общим, а для подсистем – более индивидуальным. Исходя из этого, систему можно представить и как нечто целое, состоящее из подсистем, каждую из которых можно рассматривать относительно самостоятельно. Подсистемы, выделенные на одном горизонте, являются подсистемами одного уровня. Деление подсистем на подсистемы более низкого уровня называется иерархией и означает подчинение более низкого уровня системы более высокому.

Тектологичсские границы как область соприкосновения взаимодействия нескольких систем (элементов систем) являются контурами системы.

Цель системы – это "желаемое" состояние ее выходов, т.е. некоторое значение или подмножество значений функций системы. Цель может быть заданной извне или поставлена системой самой себе, в этом случае цель будет отражать внутренние потребности системы.

Функция системы задается извне и показывает, какую роль данная система выполняет по отношению к более общей системе, в которую она включена составной частью, наряду с другими системами, выступающими для нее внешней средой. Любое изменение функции, производимое средой, вызывает смену механизма функционирования системы, а это приводит к изменению структуры системы и связей. Система существует пока она функционирует.

Структура системы представляет собой совокупность устойчивых связей и отношений элементов, конкретизированных по величине, направлению и назначению.

Множество систем, существующих в окружающем нас мире, можно классифицировать в зависимости от ряда признаков.

Наиболее часто используются следующие подходы к классификации:

  • по взаимодействию с окружающей средой;
  • степени сложности;
  • возможности действия системы во времени;
  • назначению объекта;
  • формальным свойствам формальной системы.

По взаимодействию с окружающей средой системы подразделяются на закрытые и открытые.

По степени сложности различают простые и сложные. Простые системы характеризуются небольшим количеством внутренних и внешних связей.

По возможности действия системы во времени системы делятся на статические и динамические. Статические системы характеризуются неизменчивостью, т.е. их параметры не зависят от времени. Динамические системы, в отличие от статических, изменчивы, т.е. их параметры связаны со временем.

По назначению объекта системы подразделяются на организационные, энергетические, технические, управленческие и т.д.

По формальным свойствам формальной (например, математической) системы : линейные, нелинейные, непрерывные, дискретные и др.

С позиции системного подхода управление рассматривается как многомерная система и предполагает выделение в системе:

  • управляемой системы, являющейся объектом управления;
  • управляющей системы, субъекта управления, который является частью системы;
  • управления, осуществляющего воздействие.

Взаимодействие и взаимосвязь элементов системы (подсистемы,

субъекта, объекта) называется управленческими отношениями . Управленческие отношения представляют собой разновидность общественных отношений. Средством реализации управленческих отношений является управленческое решение .

Претворение в жизнь любого управленческого решения происходит посредством управленческого воздействия , отражающего различные формы влияния управляющей системы на управляемую систему с целью изменения способов ее функционирования.

Свойства системы –

Свойство эмерджентности

Свойство синергичности

Свойство мультипликативности

Природа и сущность менеджмента.

М. трактуется по-разному в мир и отеч лит-ре. Менеджмент как подходы, которые наиболее часто используются (между ними нет противоречий):

1) Менеджмент как процесс – это интеграционный процесс, с помощью которого подготовленные специалисты формируют организацию, управляют ею через постановку целей и разработку способов их достижения.

2) Функции управления. Процесс управления предполагает ряд функций: планирование, организация, координирование, контроль и мотивация.

3) Люди или органы, которые управляют организацией.

4) Аппарат или органы управления. Менеджеры часто идентифицируются с органами управления.

5) Наука управления. Менеджмент имеет эволюционный характер. Имеет своего рода теорию, содержащую закономерности, законы, принципы, функции, методы, целенаправления деятельности людей в процессе управления.

6) Менеджмент как искусство управления. На организацию действуют как внешние так и внутренние факторы. В организации люди – самый важный фактор, управление которыми требует разных качеств.

Характеристики организации как социально-экономической системы.

Система – это совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование с новыми свойствами, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.

Роль организации в обществе определяется тем, что они являются генераторами ресурсов, превращая издержки в ценности и во-вторых, удовлетворяют общественным потребностям и создают полезные для общества блага: продукты и услуги.

Организации, в которых для достижения общих целей применяется совместный труд людей являются соц-эк системами.

Организация – это совокупность людей и групп, объединенных для достижения целей на основе установленных правил и процедур разделения труда и обязанностей.

Характеристики производства как соц-эк системы:

1) Наличие общих целей, отражающих предназначение компании, те виды продукции и услуг, которые она производит для удовлетворения общественных потребностей.

2) Процессы, протекающие внутри организации. В любой организации реализуются три ключевых процесса: получение ресурсов из внешней среды, производство продукта, передача продукта во внешнюю среду.

В процессе производства продукта происходит добавление ценности, эта добавленная стоимость является источником жизнедеятельности и развития производственной организации.

Разделение труда и функциональная специализация. Результативность организации зависит от того, обладает ли она функциональными возможностями для осуществления процессов и реализации своих целей.

Производство, финансы, персонал, НИОКР, подсистема менеджмент.

Внутренняя среда организации.

Успех компании определяется не столько наличием конкретных видов ресурсов, сколько направлениями и эффективностью их использования, т.е. её организационными компетенциями.

Организационные компетенции формируются за счет согласованного взаимодействия ресурсов организации, основанной на приобретенном опыте и навыках. Они поддерживаются технологиями, процессами и ценностями. Внутренняя среда включает три основных составляющих: структура организации, ресурсы, культура организации.

Внешняя среда социально-экономической системы.

Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за границами организации, руководитель не может оказывать на эти факторы влияние. Внешняя среда оказывает разнообразное влияние на организации по степени, характеру и периодичности воздействия. Выделяют 2 составляющие внешней среды: макроокружение и микроокружение.

Макроокружение – среда косвенного воздействия. Микроокружение – среда прямого воздействия.

Макроокружение – часть внешней среды, общая для всех организаций. Она включает: экономические, политические, правовые, социальные, научно-технические, природно-географические факторы.

PESTE-анализ.

Микроокружение (деловая среда) – это непосредственное окружение организации, оказывающее прямое воздействие на ее работу.

В него входит: потребители, поставщики, конкуренты, деловые партнеры, организации инфраструктуры, гос и муниципальные органы, объединения и ассоциации, международный сектор.

Оценка деловой среды производится по 3 основным параметрам: сложность, стабильность, неопределенность.

Во взаимоотношениях с внешней средой организация решает 2 основные задачи: взаимодействие и адаптация.

Принципы управления, их развитие на современном этапе.

Тейлор – основатель школы научного менеджмента. 4 принципа управления: научный подход к выполнению каждого элемента работы; научный подход к подбору рабочего, обучению, тренировке; кооперация с рабочими и разделение ответственности труда между управленцами и рабочими; планирование, организация, руководство и контроль.

Фаёме впервые был выделен раздел: психология, управление.

Появились новые принципы в управлении. Отказ от управленческого рационализма. Успех предприятия определяется максимумом организационного управления. Вместо этого сейчас выдвигается проблема способности гибко адаптироваться к внешним условиям. Значение факторов внешней среды резко повысилось. Мы используем в управлении теорию систем, мы рассматриваем организацию в единстве ее составных частей. Рассматриваем систему в условиях ситуационного подхода. Центральное место занимает ситуация, конкретный набор обстоятельств. Эти обстоятельства оказывают влияние.

Цели управления, их классификация. Требования к постановке целей управления.

В управлении под целями понимают желаемый результат деятельности компании, к которому следует стремиться.

При разработке целей организации важно учитывать определенные требования:

1) Четкие временные рамки, на которые устанавливается цель.

2) Конкретность содержания и реальная достижимость целей.

3) Непротиворечивость и согласованность с другими целями, а также ресурсами, необходимыми для их достижения.

4) Адресованность (кто? когда? где?) и возможность осуществления контроля

SMART - требования постановки целей.

S – конкретная цель

M – измеримая цель

A – достижима ли цель

R – цели должны быть актуальными, насущными

T – ориентирование во времени.

Классификация целей.

Производственные организации – это многоцелевые системы. Между всеми целями существует тесная связь и взаимообусловленность, что позволяет их рассматривать как систему целей.

Критерии классификации Группы целей
Период времени Стратегические, тактические, оперативные
Содержание Экономические, социальные, организационные, технические, научные, политические
Приоритетность Особо-приоритетные, приоритетные, остальные
Повторяемость Постояннорешаемые, разовые-новые
Деловая среда Внутренние, внешние
Организационная структура Цели организаций, цели подразделений, цели сотрудников
Функциональная подсистема Маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал, менеджмент
Стадии жизненного цикла 1) цели на этапе создания; 2) рост; 3) зрелость; 4) завершенность.

I. Внешняя среда

  • сложность, динамичность, неопределенность внешней среды

Требования к управленческим решениям.

  1. Целенаправленность
  2. Всестороння обоснованность и реальная осуществимость.
  3. Своевременность
  4. Комплексность, необходимая полнота содержания
  5. Системность на всех этапах подготовки решения (сроки, ресурсы, цели различных решений)
  6. Экономичность.
  7. Полномочность.
  8. Адресность, конкретность, срочность.
  9. Директивность, общеобязательность.

30. Классификация управленческих решений.

В организациях принимается большое количество самых разнообразных решений, различающихся между собой по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной обеспеченности и т.д.

Их классификация позволяет выделить классы или виды решений, требующих различных подходов к организации процесса управления и методам принятия решений, неодинаковых по затратам времени и других ресурсов.

Классификация имеет важное значение для правильной организации процесса управления и позволяет:

  • Упорядочить и структурировать управленческие решения,
  • Анализировать содержание принимаемых решений, распределение решений по уровням системы управления, проследить динамику управленческих решений во времени.
  • Установить рациональное распределение прав и обязанностей, ответственности.
  • Разработать типовые модели организации процессов подготовки, разработки и принятия управленческих решений и технологию выполнения отдельных процедур.
  • Систематизировать производственные ситуации и информацию.
Признаки классификации Виды решений
1. Содержание - по характеру целей и задач - по функциям управления Экономические, научные, технические, технологические Производственные, социальные Плановые, организационные, регулирующие, стимулирующие, контрольные
2. Среда принятия решений (по степени риска) Решения в условиях определенности Решения вероятностной определенности (риска) Решения в условиях неопределенности
3. Действие во времени Стратегические Тактические (плановые) оперативные
По причинам возникновения Ситуационные По предписанию Программные Инициативные
4. Количество лиц, принимающих решение Индивидуальные Групповые (коллегиальные, коллективные)
5. По способам обоснования и принятия решения Интуитивные Основанные на суждениях рациональные
6. По степени структурированности Высоко структурированные (программируемые) Слабо структурированные (непрограммируемые)
7. Уровень иерархии системы управления Решения 1 уровня Решения 2 уровня Решения 3 уровня
8. По способам фиксации Устные распоряжения Документально фиксированные
9. Направление решения Внутрь организации как системы За её пределы – во внешнюю среду

31. Схема процесса подготовки, разработки, принятия и реализации управленческих решений.

Рассматривая процесс принятия решений, его обычно разбивают на ряд последовательных шагов.

1. Подготовка УР.
  • получение и подготовка данных
  • анализ ситуации, (восприятие и признание проблемы) формулирование и обоснование проблемы
  • определение целей решения, формулирование ограничений и критериев для принятия решения
  • определение места решения в управляющей системе и его границ (по какой функции управления оно принимается, на какой ступени управления, установление полномочий лица по принятию решения, на какие объекты управления оно распространяется
2. Разработка УР
  • разработка модели и выбор методов решения задачи
  • разработка вариантов решения (альтернатив)
  • сравнение и оценка вариантов решения
  • выбор предпочтительного варианта решения
3. Принятие УР
  • согласование решения
  • принятие решения (окончательная формула решения)
  • утверждение и документирование решения
4. Выполнение (реализация) УР
  • разработка плана реализации решения
  • подбор исполнителей
  • постановка задач исполнителям
  • разъяснение, пропаганда решения
  • установление системы стимулирования и ответственности
  • контроль хода выполнения решения и необходимые корректировки
5. Оценка результатов (Анализ и оценка хода и результатов реализации решения)

32. Факторы, влияющие на эффективность и качество управленческих решений.

1. При разработке и принятии решения

  • Внешняя среды (правовая база, конкуренция, стабильность)
  • Среда принятия решения (значимость, ресурсные ограничения, время, ответственность, степень риска)
  • Характеристика проблемы (новизна, повторяемость, неопределенность, сложность)
  • Квалификация работников аппарата управления (ЛПР – знания, способности, мотивация)
  • Объем и ценность информации
  • Организация и методы разработки решения
  • Использование современных информационно-компьютерных технологий
  • Организация управленческого труда
  • Стиль руководства
  • Система контроля исполнения
  1. При выполнении решения

· Система контроля исполнения

· Методы управления

· Обеспеченность ресурсами

· Уровень организации производства

· Квалификация работников

· Социально-психологический климат в коллективе

33. Мотивация как функция управления.

Процесс проектирования или перестройки организационной структуры управления неразрывно связан с разработкой систем уп­равления персоналом, контроля и информационного обеспечения. По существу, речь идет о том, что эффективное функционирова­ние любой структуры управления зависит от заинтересованности людей, которые выполняют в ней те или иные задачи; от наличия обратной связи, получаемой в результате осуществления конт­рольной функции, и от информационного обеспечения всех управ­ленческих процессов, протекающих в рамках построенной структу ры. В завершающей главе учебника мы познакомимся с содержани­ем функций мотивации и контроля, после чего перейдем к изуче­нию проблем эффективности управления.

Существуют различные теории мотивации, базирующиеся на удовлетворении потребностей и побуждении людей к действиям. Среди них выделяют три наиболее известные теории мотивации по потребностям, разработанные А. Маслоу, Д. МакКлеландом и Ф.Герцбергом. Их подробное содержание, достоинства и недо­статки описаны достаточно полно в специальной литературе, по­этому для наших целей мы приводим их обобщенную характерис­тику.

А. Маслоу известен как автор теории мотивации через иерархию потребностей. В соответствии с ней каждый индивид имеет иерар­хию из пяти базовых потребностей: на первом, самом нижнем уровне - это физиологические потребности, на втором - потреб­ности в безопасности, на третьем - потребность в социальном признании, на четвертом - потребности в уважении и, наконец, на пятом, самом высоком - потребность в самовыражении. По мере удовлетворения потребностей нижнего уровня человек стре­мится к удовлетворению потребностей следующего уровня; это не­прерывно расширяет его потенциал, поэтому потребность в само­выражении никогда не может быть полностью исчерпана. Это оз­начает, что процесс мотивации поведения через потребности явля­ется бесконечным.

Другая теория мотивации, автором которой является Д. Мак-Клеланд, известна как теория трех потребностей: власти, успеха и причастности. В известной мере она сходна с теорией Маслоу: по­требности во власти и успехе, например, характерны для людей, достигших удовлетворения своих потребностей между четвертым и пятым уровнями, а потребность в причастности свойственна лю­дям, достигшим третьего уровня по теории Маслоу. Поэтому счи­тают, что на практике эта теория в большей мере применима к мо­тивации людей, занимающих (или стремящихся занять) высокие позиции в организации. В соответствии с двухфакторной теорией мотивации Ф. Герцбер-га все факторы, влияющие на работу, делятся на две большие группы: гигиенические, связанные с окружающей средой, и факто­ры мотивации, отражающие характер и сущность самой работы. Гигиенические факторы - это размер оплаты, условия труда, меж­личностные отношения и характер контроля со стороны непосред­ственного начальника. Эта группа факторов соответствует трем первым уровням потребностей по теории Маслоу. Если они удов­летворены, у работника не развивается чувства неудовлетвореннос­ти работой. Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов, которые сопоставимы с дву­мя высшими уровнями мотивации по теории Маслоу. Они выража­ют мотивы жизни и трудовой деятельности работника: получение удовлетворенности от самой работы и ее результатов, продвижение по служебной лестнице, признание заслуг и достоинств со стороны других, самовыражение, ответственность, рост возможностей. Всовременных условиях большое значение приобретает также ощущение принадлежности к команде, организации и ее ценност­ным ориентациям.

35. Процессуальные теории мотивации

Наряду с теориями мотивации, базирующимися на потребнос­тях, учеными разработаны и другие подходы, которые получили название процессуальных теорий мотивации. Общим в них является то, что поведение людей в организации определяется не только их потребностями, но и восприятием и ожиданиями, связанными с конкретной ситуацией и возможными последствиями выбранного типа поведения.

Теория ожиданий, например, рассматривает мотивацию как функцию ожидания вознаграждения за произведенные усилия. Мотивы, которые побуждают работника к определенному поведе­нию, зависят от величины ожидания того, что это поведение при­ведет к результату, а также от того, как этот результат оценивается самим работником. В этой теории используются три переменные: привлекательность, соотношение между результатами и вознаграж­дением и соотношение между усилиями и результатами.

Теория справедливости исходит из того, что работники взвеши­вают их усилия с вознаграждением и сравнивают полученный ре­зультат с оценкой других работников той же или других категорий. Если при этом обнаруживается несоответствие, возникает напря­жение, которое является фактором мотивации.

Комплексная процессуальная теория, известная как модель Л.Портера-Э. Лоулера, рассматривает мотивацию как функцию потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в его полу­чении.Теоретические положения, развитые в этих теориях, нашли оп­ределенное отражение в методах мотивации работников, использу­емых организациями.

36. Понятие и классификация методов управления.

В процессе управления используется множество разнообраз­ных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, целенаправить и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия реше­ний. Всовокупности они выступают как методы управления, под которыми понимаются способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее це­лей.

Методы занимают особое место в управлении, так как на их базе происходит взаимное обогащение его теории и практики. Действительно, отвечая на вопрос, как выполнять ту или иную уп­равленческую работу, методы позволяют сформировать систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на установление и реализацию целей. Одновре- менно с этим использование системы методов при изучении новых проблем управления позволяет увеличивать знание об управлении и о закономерностях протекающих в нем процессов и явлений, способствуя развитию теории управления.

Общенаучные методы

Основу системы методов, используемых в управлении, состав­ляет общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный поход к решению проблем, а также применение та­ких методов, как моделирование, экспериментирование, конкрет­но-исторический подход, экономико-математические и социоло­гические измерения. Специфика управления как вида деятельнос­ти оказывает существенное влияние на формы, масштабы и ре­зультативность применения общенаучных методов.

Лидер и менеджер.

Теория лидерских качеств.

Теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в

изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пыта_

лись выявить те качества, которые отличают «великих людей» в ис_

тории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой_то

уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во

времени качеств, отличавших их от нелидеров. Исходя из этого

подхода, ученые пытались определить лидерские качества, нау_

читься измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот

подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не ста_

В этом направлении были проведены сотни исследований, по_

родивших предельно длинный список выявленных лидерских ка_

честв. Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались

обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские каче_

ства. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств

характеризуют лидера:

Ум или интеллектуальные способности; господство или преобладание над другими;

Уверенность в себе;

Активность и энергичность;

Знание дела.

Однако эти пять качеств не объясняли появление лидера. Мно_

гие люди с этими качествами так и оставались последователями.

Манна постигло аналогичное разочарование. Среди семи личност_

ных качеств лидера, которые он выявил, ум являлся лучшим пред_

сказателем того, что его обладатель будет лидером. Однако практи_

ка этого не подтвердила. Несмотря на это, изучение лидерских ка_

честв было продолжено вплоть до середины 80_х гг.

Наиболее интересный результат был получен известным аме_

риканским консультантом У. Беннисом, исследовавшим 90 успеш_

ных лидеров и определившим следующие четыре группы лидер_

ских качеств:

Управление вниманием, или способность так представить

сущность результата или исхода, цели или направления движе_

ния/действий, чтобы это было привлекательным для последова_

управление значением, или способность так передать значе_

ние созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты

и приняты последователями;

управление доверием, или способность построить свою дея_

тельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы по_

лучить полное доверие подчиненных;

управление собой, или способность настолько хорошо знать и

вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для

усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы,

включая ресурсы других людей.

Беннис предлагает лидерам делиться властью в организации

для создания среды, в которой люди почувствуют значимость и

возможность познания того, что они делают, а также то, что они

часть этого общего дела. Создаваемая таким образом организаци_

онная среда должна вселять в людей силу и энергию через качество

работы и посвященность работе. Последующее изучение привело к

выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, пси%

хологические, или эмоциональные, умственные, или интеллектуаль%

ные, и личностные деловые (табл. 12.2).

К физиологическим относят такие качества человека, как рост,

вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность,

энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой_

то степени может существовать связь между наличием этих качеств

и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем сред_

ний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лиде_

ром. Примеры Наполеона, Ленина, Гитлера, Сталина, Ганди под_

тверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую

сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур ми_

ровой истории. Те, кто еще верит в приоритет физиологических ка_

честв, полагаются в своем суждении в значительной мере на ис_

пользование силы в занятии лидерской позиции, что, как уже от_

мечалось, не является характерным для эффективного лидерства.

Психологические, или эмоциональные , качества проявляются на

практике главным образом через характер человека. Они имеют

как наследственную, так и воспитательную основы. Изучение их

взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного

списка этих качеств. Большинство из них так и не получило под_

тверждения практикой своей связи с лидерством. Это позволяет

сделать вывод, что дело обстоит не так просто и что нельзя в пол_

ной мере и непосредственным образом полагаться на приведенные

в табл. 12.2 черты характера личности при выявлении лидера в ор_

ганизации.

Изучение умственных , или интеллектуальных , качеств и их свя_

зи с лидерством проводилось многими учеными, и в общем их ре_

зультаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров

выше, чем у нелидеров. К этому, видимо, привело то, что успех ли_

дера во многом зависит от его способностей и умения решать про_

блемы и принимать правильные решения. Эффективное выполне_

ние этих функций, как известно, связано с наличием рассматри_

ваемых способностей. Однако последующие исследования

показали, что корреляция между этими качествами и лидерством

достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень по_

следователей невысок, то быть для лидера слишком умным значит

сталкиваться с множеством проблем.

Личностные деловые качества носят в большей степени характер

приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполне_

нии своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уров_

ням организационной иерархии. Однако точное их измерение

затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются__ определяющими для эффективного лидерства. Так, например, де_

ловые качества, сделавшие кого_то лидером в коммерческом бан_

ке, вряд ли пригодятся для лидерства в исследовательской лабора_

тории или в театре. Теория лидерских качеств имеет ряд недостат_

ков. Во%первых, перечень потенциально важных лидерских качеств

оказался практически бесконечным. По этой причине стало невоз_

можным создать «единственно верный» образ лидера, а следова_

тельно, заложить какие_то основы теории.

Во%вторых , по различным причинам, таким, например, как не_

удача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в

силу непризнания возможных различий в зависимости от организа_

ции или ситуации, не удалось установить тесную связь между рас_

смотренными качествами и лидерством и помочь практическому вы_

явлению последнего.

Суммируя сказанное, можно сделать заключение, что подход,

изучающий лидерские качества, несомненно интересен, но, к со_

жалению, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послу_

жил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства

и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке по_

веденческих и ситуационных основ лидерства.

Концепции лидерского поведения

Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накану_

не Второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до сере_

дины 1960_х гг. Общим с рассмотренной концепцией лидерских

качеств было то, что опять начался поиск одного единственно вер_

ного пути, но по другому направлению: лидерское поведение . Важ_

ным отличием от концепции врожденных качеств было то, что дан_

ная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по

специально разработанным программам.

Фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос,

кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как лидеры дела_

ют. Наиболее известными концепциями данного типа являются сле_

Три стиля руководства;

Исследования Университета штата Огайо;

Исследования Мичиганского университета;

Системы управления (Ликерт);

Управленческая сетка (Блейк и Моутон);

Понятие системы, свойства систем.

Система – это совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование с новыми свойствами, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.

Свойства системы – это качества элементов, дающие возможность количественного описания системы, выражения ее в определенных величинах.

Базовые свойства систем сводятся к следующему:

  • – система стремится сохранить свою структуру (это свойство основано на объективном законе организации – законе самосохранения);
  • – система имеет потребность в управлении (существует набор потребностей человека, животного, общества, стада животных и большого социума);
  • – в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств своих элементов). Например, при коллективной работе у людей может возникнуть идея, которая бы не пришла в голову при индивидуальной работе; коллектив, созданный педагогом Макаренко из беспризорных детей, не воспринял воровства, матерщины, беспорядка, свойственных почти всем его членам.

Помимо перечисленных свойств большие системы обладают свойствами эмерджентности, синергичности и мультипликативности.

Свойство эмерджентности – это 1) одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее, что целевые функции отдельных подсистем, как правило, не совпадают с целевой функцией самой БС; 2) появление качественно новых свойств у организованной системы, отсутствующих у ее элементов и не характерных для них.

Свойство синергичности – одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее однонаправленность действий в системе, которое приводит к усилению (умножению) конечного результата.

Свойство мультипликативности – одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее, что эффекты, как положительные, так и отрицательные, в БС обладают свойством умножения.

Существует множество понятий системы. Рассмотрим понятия, которые наиболее полно раскрывают ее существенные свойства (рис. 1).

Рис. 1. Понятие системы

«Система – это комплекс взаимодействующих компонентов».

«Система – это множество связанных действующих элементов».

«Система – это не просто совокупность единиц... а совокупность отношений между этими единицами».

И хотя понятие системы определяется по-разному, обычно все-таки имеется в виду, что система представляет собой определенное множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями.

Мы можем определить систему как нечто целое, абстрактное или реальное, состоящее из взаимозависимых частей.

Системой может являться любой объект живой и неживой природы, общества, процесс или совокупность процессов, научная теория и т. д., если в них определены элементы, образующие единство (целостность) со своими связями и взаимосвязями между ними, что создает в итоге совокупность свойств, присущих только данной системе и отличающих ее от других систем (свойство эмерджентности).

Система (от греч. SYSTEMA, означающего «целое, составленное из частей») представляет собой множество элементов, связей и взаимодействий между ними и внешней средой, образующих определенную целостность, единство и целенаправленность. Практически каждый объект может рассматриваться как система.

Система – это совокупность материальных и нематериальных объектов (элементов, подсистем), объединенных какими-либо связями (информационными, механическими и др.), предназначенных для достижения определенной цели и достигающих ее наилучшим образом. Система определяется как категория, т.е. ее раскрытие производится через выявление основных, присущих системе свойств. Для изучения системы необходимо ее упростить с удержанием основных свойств, т.е. построить модель системы.



Система может проявляться как целостный материальный объект, представляющий собой закономерно обусловленную совокупность функционально взаимодействующих элементов.

Важным средством характеристики системы являются ее свойства . Основные свойства системы проявляются через целостность, взаимодействие и взаимозависимость процессов преобразования вещества, энергии и информации, через ее функциональность, структуру, связи, внешнюю среду.

Свойство – это качество параметров объекта, т.е. внешние проявления того способа, с помощью которого получают знания об объекте. Свойства дают возможность описывать объекты системы. При этом они могут изменяться в результате функционирования системы . Свойства – это внешние проявления того процесса, с помощью которого получается знание об объекте, ведется за ним наблюдение. Свойства обеспечивают возможность описывать объекты системы количественно, выражая их в единицах, имеющих определенную размерность. Свойства объектов системы могут изменяться в результате ее действия.

Выделяют следующиеосновные свойства системы :

· Система есть совокупность элементов . При определенных условиях элементы могут рассматриваться как системы.

· Наличие существенных связей между элементами . Под существенными связями понимаются такие, которые закономерно, с необходимостью определяют интегративные свойства системы.

· Наличие определенной организации , что проявляется в снижении степени неопределенности системы по сравнению с энтропией системоформирующих факторов, определяющих возможность создания системы. К этим факторам относят число элементов системы, число существенных связей, которыми может обладать элемент.

· Наличие интегративных свойств , т.е. присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности. Их наличие показывает, что свойства системы, хотя и зависят от свойств элементов, но не определяются ими полностью. Система не сводится к простой совокупности элементов; декомпозируя систему на отдельные части, нельзя познать все свойства системы в целом.

· Эмерджентностъ несводимость свойств отдельных элементов и свойств системы в целом.

· Целостность – это общесистемное свойство, заключающееся в том, что изменение любого компонента системы оказывает воздействие на все другие ее компоненты и приводит к изменению системы в целом; и наоборот, любое изменение системы отзывается на всех компонентах системы.

· Делимость – возможна декомпозиция системы на подсистемы с целью упрощения анализа системы.

· Коммуникативность . Любая система функционирует в окружении среды, она испытывает на себе воздействия среды и, в свою очередь, оказывает влияние на среду. Взаимосвязь среды и системы можно считать одной из основных особенностей функционирования системы, внешней характеристикой системы, в значительной степени определяющей ее свойства.

· Системе присуще свойство развиваться , адаптироваться к новым условиям путем создания новых связей, элементов со своими локальными целями и средствами их достижения. Развитие – объясняет сложные термодинамические и информационные процессы в природе и обществе.

· Иерархичность . Под иерархией понимается последовательная декомпозиция исходной системы на ряд уровней с установлением отношения подчиненности нижележащих уровней вышележащим. Иерархичность системы состоит в том, что она может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, а каждый ее элемент, в свою очередь, является системой.

· Важным системным свойством является системная инерция, определяющая время, необходимое для перевода системы из одного состояния в другое при заданных параметрах управления.

· Многофункциональность – способность сложной системы к реализации некоторого множества функций на заданной структуре, которая проявляется в свойствах гибкости, адаптации и живучести.

· Гибкость – это свойство системы изменять цель функционирования в зависимости от условий функционирования или состояния подсистем.

· Адаптивность – способность системы изменять свою структуру и выбирать варианты поведения сообразно с новыми целями системы и под воздействием факторов внешней среды. Адаптивная система – такая, в которой происходит непрерывный процесс обучения или самоорганизации.

· Надежность это свойство системы реализовывать заданные функции в течение определенного периода времени с заданными параметрами качества.

· Безопасность способность системы не наносить недопустимые воздействия техническим объектам, персоналу, окружающей среде при своем функционировании.

· Уязвимость – способность получать повреждения при воздействии внешних и (или) внутренних факторов.

· Структурированность – поведение системы обусловлено поведением ее элементов и свойствами ее структуры.

· Динамичность – это способность функционировать во времени.

· Наличие обратной связи .

Любая система имеет цель и ограничения. Цель системы может быть описана целевой функцией U1 = F (х, у, t, ...), где U1 – экстремальное значение одного из показателей качества функционирования системы.

Поведение системы можно описать законом Y = F(x), отражающим изменения на входе и выходе системы. Это и определяет состояние системы.

Состояние системы – это мгновенная фотография, или срез системы, остановка ее развития. Его определяют либо через входные взаимодействия или выходные сигналы (результаты), либо через макропараметры, макросвойства системы. Это совокупность состояний ее n элементов и связей между ними. Задание конкретной системы сводится к заданию ее состояний, начиная с зарождения и кончая гибелью или переходом в другую систему. Реальная система не может находиться в любом состоянии. На ее состояние накладывают ограничения – некоторые внутренние и внешние факторы (например, человек не может жить 1000 лет). Возможные состояния реальной системы образуют в пространстве состояний системы некоторую подобласть Z СД (подпространство) – множество допустимых состояний системы.

Равновесие – способность системы в отсутствие внешних возмущающих воздействий или при постоянных воздействиях сохранять свое состояние сколь угодно долго.

Устойчивость – это способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена под влиянием внешних или внутренних возмущающих воздействий. Эта способность присуща системам, когда отклонение не превышает некоторого установленного предела.

3. Понятие структуры системы .

Структура системы – совокупность элементов системы и связей между ними в виде множества.Структура системы означает строение, расположение, порядок и отражает определенные взаимосвязи, взаимоположение составных частей системы, т.е. ее устройства и не учитывает множества свойств (состояний) ее элементов.

Система может быть представлена простым перечислением элементов, однако чаще всего при исследовании объекта такого представления недостаточно, т.к. требуется выяснить, что представляет собой объект и что обеспечивает выполнение поставленных целей.


Рис. 2. Структура системы

Понятие элемента системы. По определению элемент – это составная часть сложного целого. В нашем понятии сложное целое – это система, которая представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов.

Элемент – часть системы, обладающая самостоятельностью по отношению ко всей системе и неделимая при данном способе выделения частей. Неделимость элемента рассматривается как нецелесообразность учета в пределах модели данной системы его внутреннего строения.

Сам элемент характеризуется только его внешними прояв­лениями в виде связей и взаимосвязей с остальными элемен­тами и внешней средой.

Понятие связи. Связь – совокупность зависимостей свойств одного элемента от свойств других элементов системы. Установить связь между двумя элементами – это значит выявить наличие зависимостей их свойств. Зависимость свойств элементов может иметь односторонний и двусторонний характер.

Взаимосвязи – совокупность двухсторонних зависимостей свойств одного элемента от свойств других элементов системы.

Взаимодействие – совокупность взаимосвязей и взаимоотношений между свойствами элементов, когда они приобретают характер взаимосодействия друг другу.

Понятие внешней среды. Система существует среди других материальных или нематериальных объектов, которые не вошли в систему и объединяются поняти­ем «внешняя среда» – объекты внешней среды. Вход характеризует воздействие внешней среды на систему, выход – воздействие системы на внешнюю среду.

По сути дела, очерчивание или выявление системы есть разделение некоторой области материального мира на две части, одна из которых рассматривается как система – объект анализа (синтеза), а другая – как внешняя среда.

Внешняя среда – набор существующих в пространстве и во времени объектов (систем), которые, как предполагается, оказывают действие на систему.

Внешняя среда – это совокупность естественных и искусственных систем, для которых данная система не является функциональной подсистемой.

Типы структур

Рассмотрим ряд типовых структур систем, использующихся при описании организационно-экономических, производственных и технических объектов.

Обычно понятие "структура" связывают с графическим отображением элементов и их связей. Однако структура может быть представлена и в матричной форме, форме теоретико-множественного описания, с помощью языка топологии, алгебры и других средств моделирования систем .

Линейная (последовательная) структура (рис. 8) характеризуется тем, что каждая вершина связана с двумя соседними При выходе из строя хотя бы одного элемента (связи) структура разрушается. Примером такой структуры является конвейер.

Кольцевая структура (рис. 9) отличается замкнутостью, любые два элемента обладают двумя направлениями связи. Это повышает скорость общения, делает структуру более живучей.

Сотовая структура (рис. 10) характеризуется наличием резервных связей, что повышает надежность (живучесть) функционирования структуры, но приводит к повышению ее стоимости.

Многосвязная структура (рис. 11) имеет структуру полного графа. Надежность функционирования максимальная, эффективность функционирования высокая за счет наличия кратчайших путей, стоимость - максимальная.

Звездная структура (рис. 12) имеет центральный узел, который выполняет роль центра, все остальные элементы системы являются подчиненными.

Графовая структура (рис. 13) используется обычно при описании производственно-технологических систем.

Сетевая структура (сеть) - разновидность графовой структуры, представляющая собой декомпозицию системы во времени.

Например, сетевая структура может отображать порядок действия технической системы (телефонная сеть, электрическая сеть и т. п.), этапы деятельности человека (при производстве продукции - сетевой график, при проектировании - сетевая модель, при планировании - сетевая модель, сетевой план и т. д.).

Иерархическая структура получила наиболее широкое распространение при проектировании систем управления, чем выше уровень иерархии, тем меньшим числом связей обладают его элементы. Все элементы кроме верхнего и нижнего уровней обладают как командными, так и подчиненными функциями управления.

Иерархические структуры представляют собой декомпозицию системы в пространстве. Все вершины (узлы) и связи (дуги, ребра) существуют в этих структурах одновременно (не разнесены во времени).

Иерархические структуры, в которых каждый элемент нижележащего уровня подчинен одному узлу (одной вершине) вышестоящего (и это справедливо для всех уровней иерархии), называют древовидными структурами (структурами типа "дерева"; структурами, на которых выполняются отношения древесного порядка, иерархическими структурами с сильными связями) (рис 14, а).

Структуры, в которых элемент нижележащего уровня может быть подчинен двум и более узлам (вершинам) вышестоящего уровня, называют иерархическими структурами со слабыми связями (рис 14, б).

В виде иерархических структур представляются конструкции сложных технических изделий и комплексов, структуры классификаторов и словарей, структуры целей и функций, производственные структуры, организационные структуры предприятий.

В общем случае термин иерархия шире, он означает соподчиненность, порядок подчинения низших по должности и чину лиц высшим, возник как наименование "служебной лестницы" в религии, широко применяется для характеристики взаимоотношений в аппарате управления государством, армией и т.д., затем концепция иерархии была распространена на любой согласованный по подчиненности порядок объектов.

Таким образом, в иерархических структурах важно лишь выделение уровней соподчиненности, а между уровнями и компонентами в пределах уровня могут быть любые взаимоотношения. В соответствии с этим существуют структуры, использующие иерархический принцип, но имеющие специфические особенности, и их целесообразно выделить особо.

Свойства систем можно условно разделить на общие свойства, характеризующие тип системы; структурные, характеризующие особенности организации системы; динамические, характеризующие поведение системы и особенности взаимодействия с окружающей сре­дой; отдельную группу составляют свойства, характеризующие описание и управление в системе. Перечисленные группы свойств для организационно-технических (больших) систем представлены в табл. 2.

Таблица 2

Основные свойства организационно-технических (больших) систем

К основным структурным свойствам относятся: иерархическая упорядоченность, централизация, а также вертикальная целостность и горизонтальная обособленность. К основным динамическим свойствам относятся систематизация, изоляция, стабильность, адаптивность, инерционность и ряд других. Иерархическая упорядоченность заключается в возможности разделения системы на подсистемы и отражает тот факт, что поведение подсистемы не может быть полностью аналогичным поведению системы. Большинство систем иерархически упорядочены. Для технических систем, в частности, это проявляется в модульном принципе построения. Целостность системы проявляется в том, что изменение в некоторой ее части вызывает изменения в других частях и в системе в целом. В этом случае говорят о связном образовании. Обособленность проявляется в том, что система, может быть представлена в виде совокупности несвязных частей. Изменение в каждой части зависит только от самой этой части. Изменение в системе в целом есть физическая сумма изменений в ее отдельных частях. В этом случае говорят об обособлении или физически суммативном поведении. Следует отметить, что целостность и обособленность могут проявляться в одной и той же системе в разной степени.

Свойство прогрессирующей изоляции. Большинство неабстрактных систем изменяется во времени. Если эти изменения приводят к постепенному переходу от целостности к суммативности, то говорят, что такая система подвержена прогрессирующей изоляции. Изоляция может проявляться в виде распада, имеющего место при разрушении системы, и роста, заключающегося в возрастании деления на подсистемы; при этом возрастает дифференциация функций (процесс творчества, эволюция, развитие).

Свойство прогрессирующей систематизации является обратным к предыдущему и заключается в усилении прежних отношений между частями и развитии отношений между частями, не связанными между собой (унификация системы в целом). Изоляция и систематизация могут происходить в одной системе одновременно и в течение длительного времени (говорят, что система находится в равновесном состоянии) или последовательно.

Централизация. Централизованная система - это такая, в которой один элемент или подсистема играет главную (доминирующую) роль в функционировании всей системы. Эта часть системы называется ведущей или центром системы. При этом малые изменения в ведущей части вызывают значительные изменения в системе. Существуют как централизованные, так и децентрализованные (распределенные) системы. При этом речь идет о функциональном влиянии центра, определяющем назначение системы. Например, в измерительном приборе центр – датчик, в автомобиле – двигатель, в компьютере центр отсутствует (одинаково важны и процессор, и память). Высокоорганизованные системы также могут не быть централизованными. Например, человек имеет осевую симметрию (одинаково важны сердце и мозг). Отметим, что центр не следует отождествлять с системой управления. Например, в вузе центром является преподавательский состав, в институте – специалисты, в интегрированных производствах – техника и т.п. Целостность и систематизация могут сопровождаться прогрессирующей централизацией.

Адаптивность системы заключается в способности системы сохранять свои функции при воздействии окружающей среды, т.е. реагировать на среду так, чтобы получить благоприятные последствия для деятельности системы (обучение, эволюция в больших системах). Подчеркнем, что речь идет о функциональной адаптивности. Все системы в той или иной степени адаптивны: наименее адаптивны неживые системы; более адаптивны – биологические (живые системы) и технические системы; наиболее адаптивны социальные и организационно-технические системы. Свойство адаптивности тесно связано с живучестью систем, которая состоит в способности сохранять равновесие со средой.

О стабильности системы можно говорить относительно некоторых ее свойств (величин, переменных), если они стремятся сохраниться в определенных пределах. Система может быть стабильной в одном отношении и нестабильной в другом.

Так как наибольший практический интерес представляют организационно-технические системы, то остановимся на их особенностях. Организационно-технические системы являются динамическими и обладают свойствами адаптивности, стабильности, совместимости, а также в известной мере свойством оптимизации, заклю­чающейся в приспособлении к среде. В силу существующих ограничений на развитие таких систем имеется тенденция к усилению оптимизации, что проявляется в необходимости оптимизации структуры, функций, минимизации затрат на развитие, в возрастании эффективности систем и т.д. Важным свойством больших, сложных систем, таких как организационно-технические, является инерционность, связанная со скоростью изменения функций. Она определяется временем отклика системы в ответ на внешнее возмущение, т.е. промежутком времени от начала возмущающего воздействия до изменения деятельности системы в нужном направлении, и зависит от возмущающего воздействия (t = t 1 + t 2 , где t 1 – время отклика управляющей подсистемы; t 2 – время прохождения возмущения через все уровни системы). В связи с этим системы такого типа следует рассматривать как обладающие относительными свойствами, т.е. как относительно открытые, относительно адаптивные и т.д. Динамические свойства проявляются в полной мере, если промежуток времени, в течение которого изучается система, превышает время отклика, и если возмущающее воздействие превышает некоторый порог. Свойство инерционности тесно связано с такими свойствами систем и их элементов, как быстродействие, жесткость, адаптивность, стабильность и другие. Изменение свойств организационно-технических систем обусловлено объективными изменениями, происходящими в процессе развития (эволюция), и субъективными, т.е. планируемыми людьми (директивными). В силу этого существенное значение имеет полнота информации о системах. Неполнота (нечеткость) информации о системе может привести к существенному изменению ее динамических свойств (например, увеличить инерционность, замедлить рост, снизить адаптивность и т. д.). Решающим обстоятельством, оказывающим влияние на развитие таких систем, является установление оптимальных пропорций, в том числе временных, между эволюционными и директивными изменениями.

СИСТЕМЫ. ХАРАКТЕРИСТИКИ. СВОЙСТВА.

ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ

Будем использовать понятие системы, которое учитывает такие важные составляющие любого материального объекта, как элемент, связи, взаимодействия, целеполагание.

Рис. 1. Понятие системы

Система - множество составляющих единство элементов, связей и взаимодействий между ними и внешней средой, образующие присущую данной системе целостность, качественную определенность и целенаправленность.

По определению элемент - это составная часть сложного целого. Сложное целое - это система, которая представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов.

Элемент - неделимая часть системы.

Элемент - часть системы, обладающая самостоятельностью по отношению ко всей системе и неделимая при данном способе выделения частей. Неделимость элемента рассматривается как нецелесообразность учета в пределах модели данной системы его внутреннего строения.

Сам элемент характеризуется только его внешними проявлениями в виде связей и взаимосвязей с остальными элементами и внешней средой.

Множество А элементов системы можно описать в виде:

А = {a i }, i = 1, ..., n,

где a i - i-й элемент системы;

n - число элементов в системе.

Каждый a i элемент характеризуется m конкретными свойствами Z i1 , ..., Z im (вес, температура и т.д.), которые определяют его в данной системе однозначно.

Совокупность всех m свойств элемента a i будем называть состоянием элемента Z i:

Z i = (Z i1 , Z i2 , Z i3 , ..., Z ik , …, Z im)

Состояние элемента, в зависимости от различных факторов (времени, пространства, внешней среды и т.д.), может изменяться.

Последовательные изменения состояния элемента будем называть движением элемента.

Связь - совокупность зависимостей свойств одного элемента от свойств других элементов системы. Установить связь между двумя элементами - это значит выявить наличие зависимостей их свойств.

Множество Q связей между элементами a i и a j можно представить в виде:

Q = {q ij } , i,j = 1 ... n.

Зависимость свойств элементов может иметь односторонний и двусторонний характер.

Взаимосвязи - совокупность двухсторонних зависимостей свойств одного элемента от свойств других элементов системы.

Взаимодействие - совокупность взаимосвязей и взаимоотношений между свойствами элементов, когда они приобретают характер взаимосодействия друг другу.

Структура системы - совокупность элементов системы и связей между ними в виде множества.

Структура является статической моделью системы и характеризует только строение системы и не учитывает множества свойств (состояний) ее элементов.

Система существует среди других материальных объектов, которые не вошли в систему и которые объединяются понятием «внешняя среда» - объекты внешней среды.

Вход характеризует воздействие внешней среды на систему, выход - воздействие системы на внешнюю среду.

По сути дела, очерчивание или выявление системы есть разделение некоторой области материального мира на две части, одна из которых рассматривается как система - объект анализа (синтеза), а другая - как внешняя среда.

Внешняя среда - набор существующих в пространстве и во времени объектов (систем), которые, как предполагается, оказывают действие на систему.

Внешняя среда - это совокупность естественных и искусственных систем, для которых данная система не является функциональной подсистемой.

Для данной системы внешняя среда (окружение) есть множество предметов вне системы:

1) изменение признаков которых влияет на систему;

2) признаки которых изменяются вследствие поведения системы.

Решение задачи отнесения предметов к самой системе или к ее окружению является в значительной мере произвольной и зависит от целей изучения системы. Общая проблема выделения окружения весьма сложна. Для того, чтобы указать окружение полностью, необходимо знать все факторы, воздействующие на систему или испытывающие воздействие с ее стороны. Это задача также сложна, как и указание самой системы.

При определении границ системы и ее окружения часто используют метод абстрагирования или идеализации. При использовании этого метода в систему и ее окружение включают те предметы, которые кажутся наиболее важными, описывают связи между ними возможно точнее и исследуют наиболее интересные признаки, пренебрегая теми, которые не играют существенной роли.

Этот метод широко используется в физических и химических исследованиях. Например, пружины без массы, воздух без трения, идеальные газы и т.п.

При создании технических систем в окружение системы включаются следующие универсальные факторы: - состояние технологии; - естественное окружение; - политика организации; - экономические условия для новых технологий; - человеческий фактор.

Примечание : Можно рассмотреть примеры взаимного влияния системы и окружения. Возникновение информационных технологий и изменение общества, как заказчика и потребителя информационных услуг.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ

Структура системы есть устойчивая упорядоченность в пространстве и во времени ее элементов и связей.

Структура системы отражает порядок вхождения элементов в подсистемы, а затем последовательное объединение подсистем в целостную систему. Эта структура всегда парно-иерархического типа и имеет не менее двух уровней: старший уровень - система; младший уровень - элемент.

Классификация видов структур:

1). В зависимости от характера организации в системе элементов и их связей выделяют три типа структур: сетевую, иерархическую, скелетную.

2). В плане пространственной организации различают структуры: - плоские; - объемные; - рассредоточенные, когда элементы равномерно распределены в пространстве; - локально сосредоточенные.

3). По временному признаку выделяют: - Экстенсивные структуры, в которых с течением времени происходит рост числа элементов; - интенсивные структуры, в которых происходит рост числа связей и их мощи при неизменном числе элементов; - редуцирующие, противоположные экстенсивным; - деградирующие, противоположные интенсивным; - стабильные.

Структура является наиболее консервативной характеристикой системы.

Функция есть действие, поведение, деятельность системы

Функция элемента возникает как реализация его системоопределенных свойств и при формировании элемента и его связей в системе.

Функция системы или набор функций возникает как специфическое для каждой системы порождение всего комплекса функций и дисфункций элементов ее составляющих.

Любой элемент обладает огромным количеством свойств. Одни из этих свойств при формировании связей подавляются, другие приобретают ярко выраженных характер. Однако степень подавления системонезначащих свойств элементов, как правило, не бывает полной. В связи с этим при формировании системы возникают не только «полезные функции», обеспечивающие сохранение системой ее качественной особенности, но и дисфункции, негативно влияющие на функционирование системы.

Основными системными характеристиками функций являются:

Совместимость на элементном уровне;

Изменчивость (лабильность);

Возможность активизации на свойствах элементов;

Интенсивность (выраженность);

Степень детерминированности.