Значение общество соединённых славян в большой советской энциклопедии, бсэ. Общество соединенных славян Общество соединенных славян
В «Общество соединенных славян» входило главным образом младшее офицерство, а также некоторая часть унтер-офицеров, через которых велась агитация среди солдат, проводилась некоторая работа во время восстания Черниговского полка и среди крестьян.
Основателями «Общества соединенных славян» были братья Борисовы и поляк Юлиан Люблинский. Отец братьев Борисовых был отставным майором, а позднее учителем. Братья Борисовы, Петр и Андрей, поступили юнкерами в 26-ю артиллерийскую бригаду. Они не имели ни средств, ни связей.
Братья Борисовы возмущались порядками, царившими в царской армии. Затем они основали «Общество первого согласия», ставившее задачей борьбу за демократический строй. В 1823 г., после знакомства со ссыльным поляком Юлианом Люблинским, братья Борисовы основывают «Общество соединенных славян».
У «Общества соединенных славян» не было развернутых программных документов, вроде проектов конституции Пестеля или Никиты Муравьева. Они имели два весьма кратких и лаконичных документа: «Правила общества содиненных славян» и «Клятву», по которым можно установить, в чем состояли взгляды общества.
В «Клятве» «Общества соединенных славян» говорилось, что член его вступает в общество «для избавления себя и других от тиранства и для возвращения свободы».
В «Правилах» имелось 17 пунктов, в которых в лаконической форме формулировались взгляды общества.
Как показывает само название общества, члены его стояли за объединение славян, выдвигали задачу создания славянской федерации, упирающейся своими границами в Балтийское, Черное и Адриатическое моря и Ледовитый океан. В каждой из республик, входящих в славянскую федерацию, должна была быть своя конституция.
«Соединенные славяне» стояли за демократическую республику. Основатель общества Борисов 2-й заявил, что «целью сего общества есть введение в России чистой демократии... уничтожающей не токмо сан монархии, но и дворянское достоинство и все сословия». «Соединенные славяне» хотели ликвидировать крепостной строй. В правилах «Общества соединенных славян» говорилось: «Не желай иметь раба, когда сам рабом быть не хочешь».
«Соединенные славяне» стояли за содействие развитию промышленности. В пункте 16-м «Правил» указывалось: «В портах твоих, славянин, торговля и морская сила, а в городе посреди земли твоей справедливость для тебя обитать станет». Большое внимание члены «Общества соединенных славян» уделяли вопросам просвещения, науки, художеств, ремесел и т. д.
После того как общество «Соединенных славян» слилось с «Южным обществом» декабристов, члены его играли активнейшую роль во время восстания Черниговского полка.
Слияние «Общества соединенных славян» с «Южным обществом» декабристов было не случайным, оно объяснялось близостью их взглядов не только на необходимость переустройства России, но и на славянский вопрос.
Члены «Южного общества», как свидетельствует конституция Пестеля, говорили только о тесном единстве республиканской России и Польши. Но это не означало, что они не интересовались судьбой остальных славянских народов, но не только славянских, но и вообще балканских народов, ибо этот вопрос стоял тогда весьма остро. Русский царизм стремился к объединению славянских и балканских народов под своей эгидой, под своим руководством. В противовес этому реакционному пути декабристы, в первую голову члены «Общества соединенных славян», стояли за революционный путь освобождения славянских народов, путем объединения их в федерацию, имеющую республиканское устройство. Во всех славянских республиках отменялось крепостничество.
Во время переговоров с членами «Общества соединенных славян» Бестужев-Рюмин, выступавший от имени «Южного общества», заявил в своей речи, что «преобразование России необходимо откроет всем славянским племенам путь к свободе и благоденствию; что соединенные общества удобнее могут произвести сие преобразование, что Россия, освобожденная от тиранства, будет открыто споспешествовать цели Славянского союза освободить Польшу, Богемию, Моравию и другие славянские земли, учредить в них свободные правления и соединить всех федеративным союзом».
Ранее говорилось, что «Южное общество» декабристов вступило в тесные переговоры о совместных действиях с польскими революционерами и в «Русской Правде» Пестеля предусматривалось создание революционной Польши, связанной тесными узами и договором с революционной Россией.
Известно также, что во время восстания в Греции Пестель, по поручению командования армией, специально изучал положение на Балканах и представлял докладные записки, в которых выражал полнейшее сочувствие освободительной борьбе греков и славянских народов на Балканах и предлагал меры по оказанию им помощи. Славянский и балканский вопросы в целом настолько привлекали внимание Пестеля, что в листах, присоединенных Пестелем к тексту «Русской Правды», имеется набросок под названием «Царство греческое», в котором дается наметка будущего свободного устройства балканских народов, после их освобождения из-под власти турецкого султана. Этот набросок не закончен, но он ясно показывает, что мысль Пестеля и декабристов - членов «Южного общества»- явно работала в направлении обеспечения свободного развития славянских и вообще балканских народов на основе свободного и республиканского устройства их независимых государств.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
|
Новгород-Волынский (Украина). В 1825 г. это общество вошло в состав Южного общества.
Доносы на тайные общества : Впервые Александр I был осведомлен о существовании политической конспирации в России, т.е. о Союзе спасения и «московском заговоре», в январе 1818 г. Источник и пути получения этих сведений до сих пор остаются невыясненными. Самые же информативно насыщенные доносы император получил на Союз благоденствия. Это – доносы А.Н.Ронова, М.К.Грибовского, И.М.Юмина. Однако ни один из указанных доносов не имел радикальных последствий для «Тайного общества». Донос А.Н.Ронова был признан ложным, а сам доноситель в глазах монарха представлен моральным релятивистом. Согласно записке М.К.Грибовского, Александр I получил информацию о либерально-просветительском обществе, направленность деятельности которого почти совпадала с его планами долговременной социально-экономической и идеологической подготовки к проведению кардинальных реформ. Донос И.М.Юмина был по существу «заглушен» руководством 2-ой армии, и усилена дисциплинарная составляющая «дела» В.Ф.Раевского и М.Ф.Орлова. В 1825 г. Александру передали два доноса – Бошняка и Шервуда . Император в конце жизни намеревался арестовать только нескольких лиц, указанных в доносе И.В.Шервуда, чтобы посредством их получить более полные сведения о политической конспирации, прежде всего, списки членов и документы.
Таким образом, основным источником информационного обеспечения правительства о «Тайном обществе» декабристов являлись доносы членов политической конспирации по собственной инициативе, донесения секретных агентов И.В.Васильчикова и И.О.Витта, агентурные сведения чиновников секретной полиции, а также перлюстрация. Военное командование в Петербурге – П.М.Волконский и М.А.Милорадович, а также министр внутренних дел В.П.Кочубей – с начала ноября 1820 г.
были информированы о существовании «Тайного общества». Однако государственные деятели, считая сведения доносителей недостаточно обоснованными, невольно дезинформировалиАлександра I. Военачальники 2-й армии – П.Х.Витгенштейн, П.Д.Киселев, И.В.Сабанеев – с 1822 г. также имевшие сведения о деятельности членов политической конспирации в своих войсках, стремились уйти от ответственности и обезопасить себя от обвинения за «разложение» своих армейских частей. В донесениях в Петербург они демпфировали (уменьшили) политическую составляющую дела и усиливали дисциплинарную. В этой ситуации Александр I, имея агентурные сведения о деятельности, политических целях и даже цареубийственных планах «Тайного общества», не стремился проводить репрессивные мероприятия, а делал ставку на агентурную «работу» по сбору информации и поиску документов.В новейших исследованиях оно объясняется стремлением Александра I не «оповещать мир о противостоящей ему оппозиции, создавать прецедент».
В обстановке международной нестабильности громкий политический процесс был не выгоден императору, пытавшемуся строить свои взаимоотношения с западными партнерами на условиях доминирования России в европейской политике.
Узкая социальная опора
Малочисленность декабристов
Не считали возможным привлечь народ к борьбе
Отсутствие единства в рядах восставших
Пассивная тактика во время восстания
Ставка на заговор и военный переворот
Слабость пропагандистской деятельности
Отсутствие широкой поддержки в обществе, общество было недостаточно подготовлено к восприятию либеральных идей, дворянство в массе своей было консервативно
Считали, что историю делают сильные личности, недооценивали силу объективных обстоятельств, например, силу самодержавия, косность, консервативность, пассивность общества, не понимавшего актуальности поставленных декабристами задач.
Декабристы были политическими романтиками, верили в возможность быстрой реализации высоких политических и социальных идеалов.
Слабость российского либерализма.
У декабристов не было опыта политической борьбы, поскольку в России не было политических свобод.
Значение декабризма:
Декабристы поставили актуальные политические и социальные задачи : ограничение самодержавия, отмена крепостного права, введение гражданских свобод. Необходимость реформ была очевидна мыслящим людям в России.
Значимость решения поставленных декабристами задач подтвердила история России: в 1861 г. отменено крепостное право, в 1874 г. отменена рекрутчина, в 1865 г. ограничена цензура.
Идеи декабристов были восприняты русскими интеллектуалами, они повлияли на развитие русской мысли .
Патриотизм, бескорыстие и самоотверженность декабристов повлияли на формирование представлений о гражданской позиции, декабристы призывали к действию в интересах России . Декабристы первыми открыто повели борьбу за права человека в России и за интересы крестьянства, начали борьбу с деспотизмом самодержавия. Они дали пример самоотверженной борьбы за гуманистические идеалы, за интересы России .
Николай I осознал необходимость решения крестьянского вопроса, наведения правопорядка. Он создавал секретные комитеты для решения этих вопросов, а также II отделение.
Усиление охранительного начала в политике Николая I. С целью недопущения вооруженных восстаний он создал III отделение, боролся с инакомыслием.
Значителен был вклад декабристов в развитие просвещения и культуры Сибири.
Движение декабристов оказало значительное влияние на творчество Пушкина, Вяземского, др. поэтов и писателей.
Таким образом, последствия декабризма были неоднозначными.
На основе Союза благоденствия весной 1821 г. возникли сразу две крупные революционные организации: Южное общество на Украине и Северное общество в Петербурге. Более революционное и решительное Южное общество возглавил Павел Пестель, Северное, чьи установки считались более умеренными, - Никита Муравьёв.
Политической программой Южного общества стала «Русская правда» Пестеля, принятая на съезде в Киеве в 1823 г.
П. И. Пестель был сторонником революционной для того времени идеи верховной власти народа. «Народ российский, - писал он, - не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства». В «Русской правде» Пестель описывал новую Россию - единую и неделимую республику с сильной централизованной властью. Федеративное устройство государства он отвергал, полагая, что «частное благо области, хотя и временное, однако ж всё-таки сильнее действовать будет на воображение её правительства и народа, нежели общее благо всего государства...».
Историческим прообразом демократической системы для Пестеля служило вече (общее собрание, решавшее все главные государственные дела) Новгородской республики. Конечно же, вече всего Российского государства собрать было невозможно, поэтому Пестель хотел разделить Россию на области, области - на губернии, губернии - на уезды, а самой мелкой административной единицей являлась бы волость. Все совершеннолетние (начиная с 20 лет) граждане мужского пола получали право голоса и могли участвовать в ежегодном волостном «народном собрании», где они выбирали бы делегатов «наместных народных собраний», т. е. местных органов власти. Каждая волость, уезд, губерния и область должны были иметь своё наместное народное собрание. Главой волостного наместного собрания становился выборный «волостной предводитель», а главами уездного и губернского собраний - выборные «посадники».
Все граждане имели право избирать и быть избранными в любой орган государственной власти. Пестель предлагал не прямые, а двухступенчатые выборы: сначала волостные народные собрания выбирали депутатов в уездные и губернские собрания, а последние из своей среды - представителей в высшие органы государства. Верховный законодательный орган будущей России - Народное вече - избирался сроком на пять лет. Только Народное вече могло издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Распустить его не имел права никто, так как оно представляло собой, по определению Пестеля, «волю» и «душу» народа в государстве. Верховным исполнительным органом являлась Державная дума, состоявшая из пяти человек и избиравшаяся также на пять лет из членов Народного веча.
Помимо законодательной и исполнительной властей в государстве, по мнению Пестеля, должна быть и власть «блюстительная», которая контролировала бы точное исполнение законов в стране и следила бы за тем, чтобы Народное вече и Державная дума не выходили за рамки, установленные законом. Центральный орган блюстительной власти - Верховный собор - состоял из 120 «бояр», избиравшихся пожизненно.
В России, о которой мечтал Пестель, не могло быть крепостного права, так как «обладать другими людьми» как своей собственностью «есть дело постыдное... противное законам естественным... Рабство в России должно быть решительно уничтожено...». Глава Южного общества предполагал освободить крестьян с землёй и закрепить за ними все права гражданства. Он собирался также уничтожить военные поселения и передать «поселенную землю» крестьянам в свободное пользование. Все земли волости, писал он, следует разделить на две равные половины: на «землю общественную», которая будет принадлежать всему волостному обществу и не может быть ни продана, ни заложена, и «землю частную». Общественная земля подлежала раздаче в пользование членам волостного общества сроком на год, по истечении которого земля переходила бы в другие руки или оставалась за прежним хозяином.
Правительство в новой России, считал Пестель, должно всемерно поддерживать предпринимательство. Предложил Пестель и новую налоговую систему. Он исходил из того, что всякого рода натуральные и личные повинности (например, продуктами или работой) следует заменить денежными. Налоги должны быть «взимаемы с имущества граждан, а не с лиц их».
Попытался Пестель разрешить в «Русской правде» и национальный вопрос. Он полагал, что право на независимость могут получить только сильные нации, способные противостоять захватчикам. Для малых же народов лучше и полезнее будет, если «они соединятся духом и обществом с большим государством и совершенно сольют свою народность с народностью господствующего народа...». В то же время Пестель часто подчёркивал, что люди совершенно независимо от их ра совой и национальной принадлежности равны от природы, поэтому великий народ, подчинивший себе малые, не может и не должен использовать своё превосходство для их угнетения.
Южное общество объявило неэффективной деятельность предшественников и признало опорой движения армию, считая её решающей силой революционного переворота. Члены Общества намеревались взять власть в столице, вынудив царя отречься. Новая тактика Общества потребовала организационных преобразований: в него принимались только военные, связанные преимущественно с регулярными частями армии; ужесточалась дисциплина внутри Общества; от всех его членов требовалось безоговорочное подчинение руководящему центру - Директории.
«Мы часто собирались вместе, рассуждали, спорили, толковали, передавали друг другу свои задушевные помыслы и желания, сообщали всё, что могло интересовать общее дело, и, натурально, нередко очень свободно, скажу более, неумеренно говорили о правительстве. Предложениям, теориям не было конца, - вспоминал декабрист Н. В. Басаргин. - Разумеется, в этих соображениях первенствовал Пестель. Его светлый логический ум управлял нашими прениями и нередко соглашал разногласия».
В Северном обществе программные и тактические вопросы обсуждались обычно на вечерах или обедах у Н. Муравьёва или на «русских завтраках» у Рылеева. Умеренное крыло северян поддерживало «Конституцию» Муравьёва, радикалы (Рылеев, братья Бестужевы, Оболенский, Пущин и другие заговорщики) склонялись к «Русской правде». Бесконечная полемика, несогласие, отсутствие общей позиции отталкивали от Общества недостаточно убеждённых его членов. Постепенно первую роль в нём стал играть К. Рылеев. Его авторитет и умение убеждать привлекли в Общество новых «вольнодумцев».
Постепенно между двумя организациями наладились контакты. Лидеры Южного общества стремились объединить все революционные силы России. Весной 1824 г. Пестель побывал в северной столице, где вёл переговоры о слиянии обществ и едином плане действий на будущее. Петербуржцы с интересом отнеслись к «Русской правде» как программе южан, хотя их не вполне устраивали положения, регламентирующие послереволюционное устройство России. В конце концов заговорщики запланировали работу над приемлемым для всех проектом конституции и совместное военное выступление летом 1826 г.
ОБЩЕСТВО СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯН
Ещё с лета 1823 г. Южное общество поддерживало связь с Польским патриотическим обществом. В 1825 г. к Южному обществу примкнуло Общество соединённых славян, которое возникло в Новоград-Волынске по инициативе братьев Петра и Андрея Борисовых и ссыльного поляка Юлиана Люблинского ещё в 1823 г. Соединённые славяне принадлежали в основном к малоимущему дворянству. Основной своей задачей они считали борьбу против крепостничества и деспотизма, за объединение всех славянских народов в демократическую федерацию.
Общество соединённых славян стремилось вовлечь в движение местных жителей. Оно было против захвата власти в стране путём военного переворота. Несмотря на расхождение с южанами в последнем вопросе, все «славяне» (52 человека) вошли в Южное общество - во имя великой цели.
Планам революционеров не суждено было осуществиться. Ситуация междуцарствия подтолкнула активных членов Северного общества к тому, чтобы принять решение о немедленном выступлении в столице. Действовать северянам пришлось в изоляции от их южных единомышленников. Разгром восстания на Сенатской площади и выступления Черниговского полка на юге положил конец декабристским организациям. Выработанные декабристами основы освободительной борьбы, конституционные проекты и организационный опыт сыграли значительную роль в воспитании последующих поколений борцов с самодержавием.
В конце лета 1825 г. члены Южного общества охваченные идеей подготовки открытого выступления, были поражены внезапной новостью о существовании другой тайной организации - Общества соединенных славян.
Оно имело собственную историю, возникшее 1818 г. основанного в местечке Решетиловка Полтавской губернии юнкером Петром Борисовым и его братом Андреем. Начиналось все с политических целей, но вскоре перестало удовлетворять его членов и преобразовалось в Общество друзей природы. Оно имело устав и письменное клятвенное обещание. Однако спустя какое-то время в сотрудничестве с Люблинским братья Борисова выработали новую цель: всеславянское революционное единение. Теперь их цель была объединением всех славянских народов в одну демократическую республиканскую федерацию.
Необходимо отметить, что революцию «славяне» считали движением народных масс и полагали необходимым опереться именно на народ,и были противниками военной революции.
Эти особенности отличают Общество соединенных славян от остальных обществ декабристов.
«Славянский союз носил на себе отпечаток какой-то воинственности»,-говорится в «Записках» Славянского общества.
Члены Славянского общества также отличались своим имущественным положением. Они в основном принадлежали к мало имущественному положению.
Член Южного общества М.П. Бестужев-Рюмин организовал присоединение Общества соединенных славян к Южному обществу.
Главное что их привлекало в Южном обществе так это его демократические идеи.
«Славяне» составили в Южном обществе особую «славянскую управу» и стали деятельно готовиться к выступлению. Таким образом, «славяне» не расстались со своей главной целью а лишь отодвинули ее в будущее и справедливо сочли первоочередной целью освобождение России от крепостного права и самодержавия.
Междуцарствие. План Государственного переворота
Между тем события обогнали декабристов и вынудили их выступить раньше тех сроков, которые были ими определены.Все резко изменилось осенью 1825 г.
В ноябре 1825 г. умирает Александр I.Сына у него не было и наследником престола являлся его брат Константин. Но Константин отрекся от престола из-за невозможности передать престол своим потомкам, это держали в тайне потому что наследником должен был стать следующий брат, Николай – грубый и жесткий, ненавидимый в армии.
Формально новым императором являлся Константин I,но его брат боясь народного возмущения и ожидая выступления тайного общества, объявил себя императором, так и не дождавшись от брата формального акта отречения. Была назначена вторая присяга Николаю I.
Декабристы еще при создании своей первой организации приняли решение выступить в момент смены императоров на престоле. Этот момент наступил. В то же время им становится известно что их предали и доносы предателей Шервуда и Майбороды уже лежали на столе императора.
Члены тайного общества приняли решение выступать.
Был разработан следующий план действия.14 декабря, в день «переприсяги»,на площадь выйдут революционные войска под командованием тайного общества. Диктатором восстания был выбран гвардии полковник князь Сергей Трубецкой. Войска отказывающиеся присягать, должны выйти на Сенатскую площадь. Именно на нее потому что здесь находится сенат, тут сенаторы 14 декабря будут присягать новому императору. Силой оружия, если не захотят добром надо не допустить сенаторов до присяги, заставить их объявить правительство низложенным и издать революционный Манифест к русскому народу в котором объявлялось «уничтожение бывшего правления» и учреждение Временного революционного правительства.
Было решено как только восставшие войска блокируют Сенат, революционная делегация в составе Рылеева и Пущина и предъявит Сенату требования не присягать новому императору Николаю I и издать революционный Манифест.
Общество соединённых славян имело сложную первоначальную историю. В том же 1818 г., когда в Москве оформился Союз благоденствия, на Украине, в местечке Решетиловке, Полтавской губернии, юнкерами братьями Борисовыми совместно с несколькими товарищами было основано тайное политическое «Общество первого согласия», преследовавшее цель борьбы за демократический строй, В 1823 г молодая организация преобразовалась в Общество соединённых славян, которое поставило целью основание мощной демократической республиканской федерации славянских стран. В федерацию должны были войти Россия, Польша, Богемия, Моравия, Венгрия, Трансильвания, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация и Кроация (все эти страны общество считало славянскими). Границы этой обширной федерации должны были достигать четырёх морей - Чёрного, Белого, Балтийского и Адриатического; четыре якоря символизировали в предполагаемом гербе морскую мощь славянской федерации. Каждое государство, входящее в состав федерации, должно было разработать свою конституцию, отражавшую его особенности. Повсюду в федерации уничтожалось крепостное право; одно из «правил» Соединённых славян гласило: «Нежелай иметь раба, когда сам быгь рабом не хочешь». Эта республиканская федерация славянских стран представлялась членам общества богатым, свободным государством с кипучей экономической жизнью. Тактика военной революции была чужда Обществу соединённых славян. Его члены считали, что военные революции бывагот «не колыбелью, но гробом свободы, именем которой совершаются», и были сторонниками народной революции; правда, программа Славянского общества ещё не была подробно разработана и ясно оформлена.
Так вошёл в русское революционное движение вопрос о славянском единении. В основу его легла не только идея о кровном единстве народов, близких по культуре и говоривших на славянских языках, но - что особенно важно - демократическая идея нового, завоёванного революцией строя, в котором уничтожалось как крепостное право, так и самодержавие. «Общество имело главною целью освобождение всех славянских племён от самовластия»,- сообщается в воспоминаниях члена общества Горбачевского (эти воспоминания - важный источник для изучения идеологии Общества соединённых славян). «Предполагалось с точностью определить границы каждого государства, ввести у всех народов форму демократического представительного правления, составить конгресс для управления делами Союза а для изменения в случае надобности общих коренных законов, предоставляя каждому государству заняться внутренним устройством и быть независимым в составлении частных своих узаконений». Таким образом, предполагалось единение преобразованных революцией славянских стран, завоевавших демократическое представительное правление. Этот план глубоким и коренным образом отличается от планов реакционного панславизма, противоположен ему. Реакционный панславизм предполагал «единение» славянских народов под главенством русского самодержавия - угнетателя трудовых масс, тюремщика народов. Идея панславизма лишь прикрывала захватнические цели российского самодержавия-, отражая интересы хищнических эксплуататорских классов. Таким образом, революционную идею славянской демократической солидарности никак нельзя смешивать с идеей реакционного панславизма.
Объединение Общества соединённых славян с Южным обществом декабристов. Осенью 1825 г., накануне выступления, Общество соединённых славян объединилось с Южным обществом и составило его особое отделение - Славянскую управу. Это не значит, однако, что все члены общества отказались от своей цели создания всеславянской демократической федерации. Эта цель для них лишь отодвигалась в будущее; первоочередным признавался революционный переворот в России. Впоследствии освобождённая революцией Россия сама должна была стать опорой освободившихся славянских народов. «Россия, освобождённая от тиранства, будет открыто споспешествовать цели Славянского Союза - освободит Польшу, Богемию, Моравию и другие славянские земли, учредит в них свободные правления и соединит всех федеративным союзом»,- обещал славянам Бестужев-Рюмин, советуя им соединиться с Южным обществом.
Члены Общества соединённых славян стали энергично вести агитацию среди солдат, готовя их к перевороту. Главной их опорой были солдаты расформированного Семёновского полка, уже имевшие опыт в ыступления 1820 г.