Был последователем немецкого философа-идеалиста Шеллинга, который понимал природу как закономерное единство противоположностей. Эта концепция нашла немало поклонников в среде молодых поэтов-романтиков не только в Европе, но и в нашем отечестве. В какой степени мировоззрение поэта отразилось в его бессмертных творениях, поможет оценить анализ лирического стихотворения Тютчева «Листья».

Первостепенный поэт

Тютчев уехал в Германию в качестве дипломата в 1821 году, там он познакомился со своими кумирами - Шеллингом и Гейне, женился на Элеоноре Петерсон и продолжал писать стихи, которыми был увлечен с отрочества. Из-за границы поэт присылал по настоянию Александра Сергеевича Пушкина лирические произведения в Россию и снискал здесь некоторую известность. Среди творений этого периода было и стихотворение Тютчева «Листья». После гибели Пушкина лирику Федора Ивановича перестали публиковать в России. Н. Некрасов в своей статье «Русские второстепенные поэты» решительно заявил, что относит дар литератора к первостепенным поэтическим талантам, волею случая оказавшегося среди малоизвестных российскому читателю, и поставил Тютчева в один ряд с прославленными русскими поэтами Пушкиным и Лермонтовым.

Приступаем к исследованию лирического произведения

Тютчева «Листья» видится нам следующим образом: определяем тему и идею произведения. Оцениваем композицию. Рассматриваем и средства образной выразительности, подводим итог.

Анализ стихотворения Тютчева «Листья»: тема и композиция

Иван Сергеевич Тургенев называл Федора Тютчева поэтом мысли, слитой с чувством. Он подчеркнул и еще одну особенность поэзии мастера слова: психологическую точность его лирики и страсть как главный ее мотив. В стихотворении «Листья» Тютчев анализ душевных движений сопрягает с картиной увядающей природы. Композиция основана на параллелизме: сопоставляется внешний мир (пейзаж) и внутренняя сфера человеческих устремлений. Очевидно, что темой стихотворения является противопоставление буйных и ярких чувств холодному спокойствию. Каким образом это делается?

В первой строфе стихотворения перед нами предстает картина неподвижных, как бы застывших в вечном покое хвойных вечнозеленых деревьев. Во второй строфе, в противовес зимней неподвижности, появляется зарисовка яркого короткого лета. Поэт использует прием олицетворения: речь идет от лица листьев на лиственных деревцах. Третья строфа представляет осеннюю пору медленного остывания и угасания природы. Четвертая строфа проникнута страстной мольбой: листья просят ветер сорвать и унести их с собой, чтобы избежать увядания и смерти.

Идея лирического произведения

Осенний пейзаж, когда можно наблюдать кружащуюся на ветру листву, поэт превращает в эмоциональный монолог, пронизанный философской идеей о том, что медленное незримое тление, разрушение, гибель без отважного и дерзкого взлета неприемлема, ужасна, глубоко трагична. Посмотрим, при помощи каких поэт это делает.

Художественные приемы

Тютчев выразительно использует антитезу. Сосны и ели предстают в состоянии зимней мертвой спячки даже летом, поскольку они не подвержены никаким изменениям. Их «тощая зелень» (обратим внимание на эпитет!) противопоставляется сочной, блистающей в солнечных лучах и росе листве лета. Ощущение бездушной статичности хвойных деревьев усиливается эмоциональным сравнением их игл с ежовыми. Зелень, которая «ввек не желтеет, но ввек не свежа», чем-то сродни безжизненной мумии. В представлении автора хвойные образчики флоры даже не растут, а «торчат», словно их не питают через корни соки земли, а кто-то механически воткнул, как иглы, в землю. Так поэт лишает их даже намека на жизнь и движение.

Наоборот, представлены в непрерывной динамике, переливах света и тени. Поэт использует олицетворение и метафоры: листья - «племя», которое «гостит» на ветках «в красе», «играет с лучами», «купается в росе». При описании хвойных деревьев употреблено слово «ввек», ему противостоит словосочетание «краткое время», относящееся к лиственным. В противовес сниженной лексике, какою представлены торчащие ели и сосны, автор апеллирует к высокому стилю: «зефиры», «красное лето», «легкое племя», говоря о трепетной листве.

Морфологический и фонетический анализ стихотворения Тютчева «Листья»

Первая строфа, показывающая неприглядную картину застывших в холоде сосен и елей, содержит всего три глагола, употребленных в настоящем времени. Это подчеркивает статичность. Звукопись первой строфы отличается навязчивым присутствием свистящих и шипящих согласных. Во второй строфе, рисующей листья летом, глаголов в два раза больше - их шесть, и употреблены они в настоящем и прошедшем времени, что усиливает ощущение непрерывного движения, краткой, но наполненной жизни. В противовес аллитерации шипящих и свистящих в предыдущей строфе, здесь преобладают сонорные звуки: л-м-р. Это передает состояние гармонии, свойственной вдохновенной и полнокровной жизни.


Третья строфа предлагает глаголы в прошедшем времени и в неопределенной форме. Речь идет о приближающейся гибели, увядании. Настроение тревоги и безнадежности создает обилие глухих согласных фонем. Последняя строфа исполнена отчаянной мольбы, она звучит как заклинание, как стон взывающих к ветру листьев. В ней много восклицаний и глаголов будущего времени. В звукописи отчетливо слышны протяжные гласные - о-у-е, которые в союзе с согласными «с» и «т» предают порывистый свист ветра.

Эстетическое кредо поэта

Анализ стихотворения Тютчева «Листья» помог понять, что это не только изящный образец пейзажной лирики и гениальная попытка трансформировать картину природы в эмоциональные переживания. Перед нами - емкая философская формула, согласно которой бытие и вечность только тогда и имеют смысл, когда каждый миг наполнен мимолетной, жгучей и трепетной красотой.

Произведение «Листья» относиться к раннему творчеству поэта. Оно было создано в 1830г., когда Федору Тютчеву исполнилось семнадцать лет.

Это пейзажная лирика, где автор описывает зимний лес, покрытый снегом. Но эта характеристика кажется достаточно подозрительной. Поскольку здесь нет восторга или же удивления над красотами окружающей природы. Напротив, поэт выделяет, что сосновые и еловые иголочки хоть и не потеряли своей яркости, но на фоне снега, смотрятся невзрачными и увядшими. Гораздо справедливее отмечает то, как ведут себя в этой ситуации лиственные деревья, у которых листочки отмирают, и слетают. И лишь немногие из них, даже в зимнюю пору, выглядывают из под заснеженных шапок. Что помогает создать пейзаж весьма унылым и печальным.

Вторая половина произведения посвящается сравнению окружающего мира и человека. Поэт, не обращая внимания на свою юность, чувствует себя в душе древним стариком. Пишет о том, что люди его возраста, это «легкое племя», жизнь которых быстра и скоротечна. Люди, как листья, счастливы солнечному дню, ветерку, траве. Но юность проходит достаточно быстро, зрелый возраст – грусть, старчество – страдания и понимание своей беспомощности.

Как думает Федор Тютчев, старчество и беспомощность нереально избежать, но пребывание в пожилом возрасте не имеет никакого смысла, оно теряет все возможные краски и радость. Еще не понимая, что прожитые года делают человека умнее и дает хорошую почву для раздумий, поэт видит в окончании своей жизни только боль и обиды, и всячески пытается этого избежать.

Анализ стихотворения Листья Тютчева

В этом хрестоматийном для современников стихотворении Тютчева главные герои – листья, чей век ярок, но недолог, сравниваются с хвойными иголками – зелеными вечно. И всё же симпатии автора на стороне скоротечной и сочной жизни листьев.

Начинается стихотворение как раз с допущения: «Пусть!..» Относится оно к елям и соснам. Хвойные деревья всю зиму зеленые, но они всё же спят в снегах, а не живут полной жизнью. Их зелень сравнивается с иглами ежа: иголки их колючие, холодные. Да, они вечнозеленые, но они, действительно, не бывают никогда свежими. Нет смерти, но нет и возрождения – обновления.

Здесь возникает вечный вопрос (при сравнении с жизнью людей): лучше жить ярко и быстро сгореть рано или вести спокойное и размеренное, безопасное, но скучное существование. Чаще именно люди искусства, например, поэты живут быстро и ярко, рано погибают.

Одушевленные листья в стихотворении называют себя «легкое племя», рассказывают о своей веселой жизни. Листья цветут, блестят, являясь гостями на ветках. Зато, как их ждут люди, животные, птицы! Лучшее время для листьев – лето. Они, как живые, играют лучами, купаются в росе. Здесь намек на то, что листья похожи на молодежь, полную сил и оптимизма.

Теперь листья вспоминают свою летнюю «юность», ведь пришла осень. В стихотворении подчеркивается, что цветы уже отцвели, а лучи побледнели, вот и листьям пожелтевшим пора слететь с веток. Птиц, которые теперь отпели, листья нежно называют «птички». Конечно, как и люди, листья здесь испытывают самые теплые чувства к своим радостным воспоминаниям.

Стихотворение написано в середине девятнадцатого века, поэтому логично, что многие слова кажутся нашим современникам устаревшими. Например, в этой второй строфе продолжается описание воспоминаний: Зефиры (так раньше называли ветра) ушли. И это даже не устаревшее слово, а поэтическое. Зефиром называли в древнегреческой мифологии божество именно теплого, легкого, весеннего ветра. Раз Зефир ушел, то кончился теплый ветер, пришли холода. Сейчас, конечно, для обывателей зефир – это, в бытовом понимании, десерт. Получается, что поэт разными описательными конструкциями передаёт окончание лета.

В третьей строфе поэт рисует печальную картину окончания прекрасной поры, но листья как раз и не хотят просто так желтеть на ветках. В принципе, они могли бы! Но они, по своему радостному характеру, хотят улететь с последними птицами и теплыми ветрами, подарить, на прощание, прекрасный листопад.

Сомнение, которое у листьев ещё было в третьей строфе сменяется уверенностью, призывом к ветру. Листья обращаются с горячей просьбой сорвать их с ветвей как можно быстрее. Ветви им кажутся уже скучными, надоевшими, перспектива зимних снегов – печальна. Череда глаголов создаёт страстный призыв к действию: «Сорвите – умчите – летите». Глаголы повторяются, повторяется слово «быстрей». Во всем этом звучит уверенность и страсть.

Важно, что стихотворение было написано поэтом, когда ему было только семнадцать лет. Понятно, что его юношеский задор, романтизм, протест против рутины сполна нашел отражение в этих строках. Важно, что юноша смог поставить себя на место старика, прочувствовать весь ужас старости и немощности, рутины. Он как будто предрекает себе раннюю кончину, но в итоге вышло не так. Поэт дожил до старости, в конце жизни даже некоторое время после инсульта был прикован к постели, но не хотел мириться со своей немощностью. Тютчев, не обращая внимания на предостережение врачей, отправился в гости, где его и застиг второй инсульт.

Это страстное, романтичное и немного философское стихотворение.

3, 5, 6 класс

Анализ стихотворения Листья по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Озеро Чад Гумилева

    Как известно, Гумилев довольно много путешествовал, том числе предпочитал и экзотические страны, которые служили для него не только источником отдохновения, но и вдохновения. Озеро Чад относится к 1907 году, когда Гумилев

  • Анализ стихотворения Устал я жить в родном краю Есенина

    Стихотворение Устал я жить в родном краю.. по мнению многих исследователей продолжает тему разрыва с селом и переезда в город. Хронологически оно соответствует такому предположению, так как написано в 1916 году

  • Анализ стихотворения Сосна (На севере диком) Лермонтова 6 класс

    Лермонтов знал множество языков, но никогда не переводил иностранные произведения, по мнению поэта у него было достаточно своих размышлений и образов, он не хотел заимствовать их у иностранных писателей. Но всё же 1841 году он сделал несколько переводов

  • Анализ стихотворения Тютчева Не то, что мните вы, природа…

    Стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа...» характеризует единство пейзажной лирики поэта, его понимание ценности и целостности первозданной красоты природы. Этим произведением поэт как будто признается в любви матушке природе

  • Анализ стихотворения Мой путь Есенина

    Это длинное стихотворение состоит из трёх частей, в каждой из которых рассказывается об одном периоде жизни Есенина. Произведение представляет собой философское воспоминание. Написано оно перед важным этапом, с пониманием того, что молодость прошла

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, –
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе –
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Октябрь 1830

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева "Листья"

Ф. И. Тютчев – непревзойденный мастер пейзажной лирики. Его строки о природе редко повествуют лишь о погодных явлениях. Всегда присутствует философский подтекст. Жизнь поэта была наполнена любовью, яркими переживаниями, но не всегда позитивной окраски.

Федор Иванович – человек со сложной судьбой. Половину жизни он провел вдали от Родины, которую очень любил. И скучал по русским просторам. Поэтому в каждом пейзажном стихотворении звучит неприкрытая тоска. Но самыми пронзительными рождались осенние строки.

Ранняя поэзия Тютчева была архаичной, напоминала стихи прошлого века. Стиль написания походил на возвышенную лирику кумиров юности: Жуковского, Дмитриева, Державина.

Стихотворение «Листья» было написано в 1830 году, когда в лирике Федора Ивановича стал появляться собственный, уникальный стиль. Это был относительно спокойный период его жизни. Мюнхен подарил молодому мужчине весь спектр любовных переживаний. А в 1830 году наконец был оформлен юридически брак с Элеонорой Петтерсон. Тревоги, сомнения остались позади. А несчастья, которое разрушит семейное счастье, пока нет даже на горизонте.

Стихотворение построено на олицетворениях. Своеобразна структура произведения. По сути это монолог, песня осенних листьев, которые стремятся в полет. От их лица ведется все повествование. Они занимают место лирического героя и рассказчика. Автор вместе с читателем становятся сторонними наблюдателями происходящего.

Листья думают, чувствуют, живут. Они выражают мысли автора о собственной жизни. Это яркий пример художественного параллелизма в отечественной поэзии. Когда лирический герой приравнен к силам природы. А его настроения выражены погодными явлениями.

Стихотворение принадлежит романтическому стилю, состоит из четырех строф, в каждой по восемь строчек. Первый катрен описывает зимний лес, своеобразная работа на перспективу. Здесь нет красивого описания снежных шапок деревьев. Автор говорит о вечной зелени сосен, елей. Они не теряют своего цвета круглый год, но хвоя не свежа. Ей противопоставлено описание ярких осенних листьев, которым суждено облететь. Листья рады своей участи.

Просматривается авторская мысль, что лучше жить недолго, но ярко, ни перед кем не склоняться. Чем всю жизнь пресмыкаться, тонуть в серости, скуке, обыденности. Скучное однообразие существования «тощей зелени» непривлекательно. Иглы хвойных деревьев – символ людей, не умеющих жить ярко, свободно, открыто выражать свое мнение. И снова звучит параллель между природными явлениями и человеческой жизнью.

Стихотворение построено на контрасте. «Легкое племя» листьев живет недолго. Лишь одно лето «гостит на сучьях». Напоминание о том, что «все мы гости в этом мире». Зато проводит отпущенный срок весело, беззаботно, ярко, насыщенно. Ранней весной они рождаются. Греются на солнышке летом, питаемые теплым дождиком, а потом исчезают с веток в начале осени.

Они не увидят грязи поздней осени, первых ноябрьских заморозков и лютой зимы. Идеальная жизнь, по рассуждениям автора. Тютчев на тот момент достиг уже зрелого возраста, обзавелся семьей. Его затянул быт. Звучит тоска по беззаботной молодости, мысли о неотвратимой старости.

В последней строфе ускоряется темп стихотворения. Создается иллюзия полета. Листья спешат, торопят ветер взять их с собой. Важную роль в восприятии стихотворения играет аллитерация. Повторяются одни и те же согласные, создавая особую звуковую канву, придавая выразительности тексту.

(Иллюстрация: Геннадий Целищев )

Анализ стихотворения "Листья"

Написанное Тютчевым в 1830-м, стихотворение "Листья" относится к раннему творчеству великого поэта. Оно принадлежит к пейзажно-философской лирике и вместе с природным описанием содержит в себе философские рассуждения Тютчева. Основным поэтическим приемом, который использует в данном стихотворении Тютчев является олицетворение. Он рассматривает листья как живых существ, испытывающих чувства и способных к мышлению. Рассказ ведется от лица листьев, монологом. Композиционно стихотворение состоит из четырех строф, каждая по восемь строк.

В первых строках этого стихотворения описывается зимний лес, покрытый снегом. Но это пейзажное описание начисто лишено возвышенных или восторженных нот. Напротив, Тютчев утверждает, что хвоя вечнозеленых растений, хоть и не теряет своего цвета, но все равно выглядит жалко и навевает мысли о мертвом. По мнению автора, отмирающая и опадающая листва лиственных деревьев куда более естественна и "правильна"

Во второй части стихотворения автор проводит параллели между природой и человеком. В словах Тютчева, которому на то время исполнилось всего-навсего семнадцать, звучат стариковские слова о "легком племени", чья жизнь скоротечна. Он критически относится к жизненному циклу человека, чья зрелость и старость наполнены страданиями и начисто лишены смысла. Старость и дряхление кажутся молодому Тютчеву необратимыми, он не видит в такой жизни ни капли смысла.

Подверженный юношескому максимализму, Тютчев отказывается смотреть на процесс старения как на что-то, имеющие положительные стороны. Он не признает, что с возрастом приходят жизненный опыт и мудрость, напротив, для него итог жизни - разочарование, которого ему хотелось бы избежать. Именно этому посвящены слова, где он просит ветер сорвать омертвевшие листья с деревьев - по его мнению, своевременное окончание земного пути куда более предпочтительней жалкого стариковского существования.

При написании этого стихотворения Тютчев был убежден, что ему не суждено будет окончить свою жизнь стариком и он избавит и себя и окружение от горестей своего старения. Он уверен, что избежит опыт, который получают старики, оказываясь на пороге смерти и хочет быть вовремя сорванным безжалостной силой стихии, которая унесет его в новое путешествие. Тютчев считает, что жизнь его закончится неожиданно и у него не будет времени на то, что бы жалеть о ее краткости.

Однако, как нам известно, своенравность Тютчева сыграла с ним злую шутку - ослушавшись рекомендаций врачей, он вскоре после инсульта отправился на прогулку и пережил повторный инсульт. Рок Тютчева показал, насколько плохо соотносятся желания и стремления человека с волей судьбы.

«Листья» - образец раннего творчества Ф. И. Тютчева. В этом произведении автор переплел сказочные, пейзажные и философские мотивы. Изучают его в 6 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Листья» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1830 г., когда поэт пребывал на службе в Германии. Впервые «Листья» опубликовали в 1879 г. в журнале «Русский архив».

Тема стихотворения – размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нем по смыслу можно выделить несколько частей: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. Произведение состоит из четырех октав.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – двустопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, легкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли».

Эпитеты «тощая зелень» , «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры».

Сравнения «зелень, как иглы ежа».

История создания

Разбор стихотворения следует начать с истории его написания. В 1821 г. Федор Иванович отправился на службу в Германию. Будучи дипломатом, мужчина не забывал о своем таланте к поэтическому искусству. В его «мюнхенских» произведениях важную роль играют философские мотивы. Видимо, это связано с тем, что в Германии поэт познакомился с философом Шеллингом, который отстаивал идею единства противоположностей в природе. Спустя 9 лет жизни за границей Тютчев создал «Листья» (1830 г.), в которых отразилась идея немецкого философа.

В 1879 г. стихотворение было напечатано на страницах журнала «Русская беседа». До сегодняшнего дня оно считается одним из лучших образцов пейзажно-философской лирики в русской литературе.

Тема

Природа неоднократно вдохновляла Тютчева на философские искания. В анализируемом стихотворении автор развил сразу две темы: размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре. Чтобы раскрыть душу природы, поэт использовал олицетворение, очеловечив листья. Лирический герой произведения практически не проявляет себя, он сливается с образом листьев, ведь полностью разделяет их взгляды.

В первых двух строфах стихотворения листья признаются, что считают себя красивее хвои. «Тощая зелень» елей, по их мнению, никогда не выглядит живой. Листья не могут понять, как можно проспать всю зиму, закутавшись в метели. «Легкое племя» открыто восхищается собой: «мы… цветем и блестим» . Листья вспоминают, как летом игрались с солнцем и купались в росе.

Веселое настроение зеленой компании гаснет, когда она осознает, что на пороге осень. Листья рассматриваются вокруг и видят, что все вокруг отцвело, побледнело, а птицы смолкли. «Легкое племя» не хочет желтеть, поэтому решает улететь с ветром. Теперь ветви кажутся листьям «докучными» , поэтому они пытаются улететь как можно скорее.

В образе листьев можно разглядеть человеческую натуру. Они символизируют людей, которые не могут сидеть на одном месте в ожидании старости. Такие люди стремятся к новым свершениям и свободе. Иглы елей символизируют противоположный человеческий характер.

Главная мысль образно выражается в строках: «так что же нам даром висеть и желтеть?» .

Композиция

Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нем по смыслу можно выделить две части: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. Формально произведение состоит из четырех октав (восьмистиший).

Жанр

Жанр стихотворения - элегия, так как в нем посредством пейзажа развивается философская тема. В стихах второй части чувствуется грустное настроение, хоть листья и вдохновлены предстоящим путешествием. Стихотворный размер - двустопный амфибрахий. Ф. И. Тютчев использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для оригинальной интерпретации философской темы Федор Иванович использовал средства выразительности. При помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции главных героев.

Преобладают в стихотворении метафоры : «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, легкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли» . Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов : «тощая зелень» , «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры» . Сравнение всего одно: «зелень, как иглы ежа».

В некоторых строках важную роль играет аллитерация , например, грусть листьев подчеркивается при помощи согласных «с», «ж» («так что же нам даром висеть и желтеть?»), а их решительность передается нанизыванием слов с согласным «р» («Скорее, скорей!, Скорее сорвите нас…»).