К северу от бульвара Осман, занимая собой почти все пространство площади Мадлен, возвышается огромное, немного неуклюжее сооружение - церковь Мадлен (храм для высших слоев общества).

Церковь Мадлен в Париже - это известный церковный храм, расположенный в восьмом округе столицы Франции, являющийся самым посещаемым местом после Собора Парижской Богоматери и Базилики Сакр-Кер , что на Монмартре .

Ежегодно 600 тысяч человек поднимаются по 28 ступенькам церкви, которые в последние годы украшают цветами бело-красных оттенков.

Следует отметить, что Церковь Мадлен (Святой Марии Магдалины) в Париже - это действующий католический собор, в котором ежедневно проходят мессы и другие религиозные мероприятия. Церковный собор Мадлен считается вторым по престижности храмом Парижа после Собора Парижской Богоматери для обряда венчания.

Здание церкви Мадлен представляет собой классический греческий храм, по периметру оно окружено 52 коринфскими колоннами, а на его огромном фронтоне можно увидеть сцены Страшного суда.

Фасад церкви спроектирован как зеркальное отражение находящегося, напротив через реку, дальше площади Конкорд, здания Национального собрания Франции, эта прекрасная перспектива лучше всего видна с верхней части церкви Мадлен, куда можно подняться по ступенькам.

Первоначально церковь Мадлен была задумана как храм славы Великой армии Наполеона Бонапарта , однако после поражения, нанесенного Франции русской армией в 1812 году, этот план не был реализован.

Недостроенное здание уже собирались превратить в железнодорожную станцию, однако строительство вновь возобновилось, и в 1845 году было решено посвятить церковь Марии Магдалине. Внутри церкви внимание посетителей привлекает высокий алтарь, где помещена скульптурная группа работы Карло Марокетти (1805-1867) «Вознесение Святой Марии Магдалины».

Половину свода наверху украшает фреска «История христианства» работы Жюля-Клода Зиглера (1804-1856), ученика Энгра. Роспись посвящена заключению договора между церковью и государством в конце Французской Революции , на ней изображены главные фигуры в церковной иерархии, а также Наполеон в центре фрески.

В целом же интерьер церкви, украшенный превосходным, но тяжеловесным мрамором, выглядит довольно темным и мрачным. Если вам повезет, безрадостную атмосферу церкви нарушат звуки органа, который считается одним из лучших в Париже (церковь часто используется как концертный зал для сольных концертов и выступлений хоровых коллективов).

Здесь выступали такие прославленные органисты и композиторы, как Сен-Санс и Форе. Знаменитый «Реквием» Форе впервые был исполнен в 1888 году именно в церкви Мадлен, а потом здесь же он прозвучал вновь через 36 лет, но уже на похоронах композитора.

Магазины и цветочные рынки на площади Мадлен

На другой стороне площади Мадлен находятся знаменитые парижские магазины деликатесов «Фошон» и «Эдиар». Их поражающие воображение витрины демонстрируют настоящим пир для глаз, а внутри каждого из магазинов есть чайный салон, где вы можете отведать кусочек какого-нибудь эпикурейского блюда.

С восточной стороны церкви Мадлен расположился один из самых старых в Париже цветочных рынков, датируемый 1832 годом (открыт ежедневно кроме понедельника). Рядом находятся самые роскошные в Париже общественные туалеты, сохранившие оформление в стиле модерн 1905 года.

В 8-м округе Парижа, на улице Руаяль, неподалеку от Оперы, находится церковь святой Марии Магдалины, которую французы называют Мадлен. Выглядит строение нестандартно для церкви, больше напоминая древнегреческий храм, и имеет удивительную историю. За 85 лет своего существования церковь перестраивалась несколько раз.

Когда-то на ее месте стоял приход, из которого собирались сделать библиотеку. Но идея так и не была осуществлена, и строение снесли. На его месте построили новое здание, которое изначально планировалось сделать вокзалом. Но в итоге решили сделать католическим храмом. Так появилась церковь Мадлен.

Немного истории

Возведение церкви в этом месте задумали еще в 1755 году, когда наконец-то было закончено оформление площади Согласия. Тогда здесь находилось небольшое селение, включенное в границы Парижа лишь в 1722 году, и застроить этот участок земли еще не успели. Здесь стояла церковь, посвященная Марии Магдалине — ее-то и было решено перестроить в более монументальное здание, которое бы гармонично вписалось в ансамбль недавно созданной площади Согласия. Первый камень в фундамент церкви в 1764 году заложил король Людовик XV, однако, церкви это на пользу не пошло. Через несколько лет проект изменили, а затем и вовсе остановили строительство, ведь Париж охватила Революция. В 1806 году недостроенной церковью заинтересовался Наполеон. До него революционеры хотели переделать здание в библиотеку или рынок, но император придумал зданию новое назначение — храм Военной славы, прославляющий успехи французской армии. Строительство этого сооружения доверили архитектору Виньону: он снес все, что было построено до него, и начал возведение нового здания в стиле ампир. Образцом для храма стали римские постройки императорской эпохи, поэтому оно напоминает античный храм. Работы велись вплоть до падения Наполеона, после чего архитектор начал спешно переделывать здание под храм, хотя новые власти хотели открыть здесь первый в Париже вокзал. Реконструкция закончилась лишь к 1842 году, и с этого момента здесь открылась приходская церковь.

Архитектура церкви

Своей формой церковь напоминает классический греко-римский храм: широкая лестница у главного фасада и высокие, массивные колонны. Храм по периметру опоясан колоннадой из 52 коринфских колонн высотой в 20 метров. Сандрик украшен монументальным фризом, выполненным в 1834 году Филипом Оноре Лемером, изображающий сцену Страшного Суда. При входе в церковь, внимание падает на массивные бронзовые двери, на которых выкованы фрески с изображением десяти главных заповедей.

Внутреннее пространство имеет лишь один неф, образуя широкий сводчатый пролет. Структурное разделение пространства представляет собой сочетание двух стилей, наличие белого мрамора и позолоты делает храм роскошным.
Пространство церкви едино, оно лишь поделено полукрытыми сводами на две части: одна из них служит вестибюлем, покрытым двумя полукруглыми капеллами, в одной из них располагается платформа для органа, в другой - для камерного хора. Вторая часть включает центральный и нефы.

Церковь прошла долгий путь строительства, но в царствование Луи-Филиппа, в течение короткого времени она приобретает эстетическое единство, именно ту особенность, которая отличает её от остальных церквей - цветовую гармонию, выражающуюся в чередовании теплых тонов, акцентированных на позолоте, с холодными, выраженными в капеллах из белого мрамора.

В церкви естественное освещение проникает через сводчатые отверстия, здесь нет витражей. Поэтому внутренняя атмосфера храма достаточно мрачная, располагающая к размышлениям и молитвам. Естественное освещение так же дополняют светильники в барочном стиле, их причудливые динамичные формы и позолота эмоционально наполняют пространство. Лучи, отражаясь от позолоченных алтарей, отдают томным приглушенным светом.
В целом вся стать и величие храма превосходят форумы древнеримских императоров. Сдержанность и холодность колоннад соответствует стилю Неоклассицизм.

Достопримечательности церкви

Скульптура Шарля Марочетти

Над главным алтарем расположена скульптура выдающегося итальянского художника Шарля Марокетти «Вознесение Святой Магдалины», изображающая возношение Пресвятой Марии Магдалины двумя ангелами на небеса.

Капелла
Слева, располагается капелла, выполненная из белого мрамора французским скульптором Франсуа Рюдом «Крещение Христа», символизирующая очищение, акт вступления в новую, праведную жизнь.

Фрески Жюля-Клода Зиглера
Полукупол, расположенный над алтарем расписан фресками Жюля-Клода Зиглера. Они изображают самых почитаемых святых, в центре композиции расположен Наполеон (данный прием является характерной особенностью искусства того времени).

Статуя святой Клотильды
Позади, под малым куполом расположена статуя святой Клотильды, так же, выполненная из белого мрамора Антуаном Луи-Бари. Возвышенная, она расположена среди расписных колонн.

Скульптура Жан-Жака Прадье
Справа, в глубине храма возведена скульптура Жан-Жака Прадье «Коронованные девы». Сюжет связан с самой радостной, заключительной сценой. На ней Иисус коронует Марию. Это символизирует вознаграждение за муки, выражает торжество и победу над земными грехами.

Мраморные панно
Мраморные панно видны между колоннами и нефом, написанные Винсентом-Николя Равера. На первом плане панно занимают святые и ангелы, оформленные в светильники в виде ветвей, которые держат ангелы.

Орган

Огромный орган расположен в церкви Мадлен, выполненный по новым технологиям того времени знаменитым мастером-органистом Аристидом Кавайе-Коллем Он отличается от органов XVIII века применением новых технологий, основанных на акустике, аэродинамике и механике. В настоящее время церковь Мадлен играет огромную роль в мире музыки, на концерты приглашают музыкантов со всех континентов.

Церковь пресвятой Марии Магдалины представляет собой не только историческую, архитектурную, но и культурную ценность. Её уникальный фасад выделяется в общей палитре парижских сооружений, является местом для молитв жителей Парижа и основной достопримечательностью для туристов.

Церковь Мадлен также славится тем, что здесь проводятся самые шикарные свадьбы Парижа. А каждую неделю здесь устраивают органные вечера. Не стоит упускать из виду и окрестности церкви Мадлен. На площади вот уже 200 лет работает цветочный рынок, а в небольшие лавочки в зданиях за церковью выстраиваются очереди перед Рождеством.

Со всего света съезжаются тысячи людей для того, чтобы посмотреть блестящую столицу Франции – Париж. Кованые решетки, серые здания, площади, дворцы, уютные европейские скверы – всё это собирается в один комок и образует волшебный город Париж.

В самом центре Парижа расположена церковь, выполненная в греко-римском стиле, которая была названа в честь одной из послушниц Христа – Марии Магдалины.

Выдающийся человек и полководец Наполеон Бонапарт решает начать строение храма восславляющего французскую армию. И в 1806 возведение церкви было поручено французскому зодчему Пьеру-Александру Виньону.

Архитектура церкви

Своей формой церковь напоминает классический греко-римский храм: широкая лестница у главного фасада и высокие, массивные колонны. Храм по периметру опоясан колоннадой из 52 коринфских колонн высотой в 20 метров. Сандрик украшен монументальным фризом, выполненным в 1834 году Филипом Оноре Лемером, изображающий сцену Страшного Суда. При входе в церковь, внимание падает на массивные бронзовые двери, на которых выкованы фрески с изображением десяти главных заповедей.

Внутреннее пространство имеет лишь один неф, образуя широкий сводчатый пролет. Структурное разделение пространства представляет собой сочетание двух стилей, наличие белого мрамора и позолоты делает храм роскошным.

Пространство церкви едино, оно лишь поделено полукрытыми сводами на две части: одна из них служит вестибюлем, покрытым двумя полукруглыми капеллами, в одной из них располагается платформа для органа, в другой – для камерного хора. Вторая часть включает центральный и нефы.

Церковь прошла долгий путь строительства, но в царствование Луи-Филиппа, в течение короткого времени она приобретает эстетическое единство, именно ту особенность, которая отличает её от остальных церквей – цветовую гармонию, выражающуюся в чередовании теплых тонов, акцентированных на позолоте, с холодными, выраженными в капеллах из белого мрамора.

В церкви естественное освещение проникает через сводчатые отверстия, здесь нет витражей. Поэтому внутренняя атмосфера храма достаточно мрачная, располагающая к размышлениям и молитвам. Естественное освещение так же дополняют светильники в барочном стиле, их причудливые динамичные формы и позолота эмоционально наполняют пространство. Лучи, отражаясь от позолоченных алтарей, отдают томным приглушенным светом.

В целом вся стать и величие храма превосходят форумы древнеримских императоров. Сдержанность и холодность колоннад соответствует стилю Неоклассицизм.

Достопримечательности церкви

Над главным алтарем расположена скульптура выдающегося итальянского художника Шарля Марокетти «Вознесение Святой Магдалины», изображающая возношение Пресвятой Марии Магдалины двумя ангелами на небеса.

Капелла

Слева, располагается капелла, выполненная из белого мрамора французским скульптором Франсуа Рюдом «Крещение Христа», символизирующая очищение, акт вступления в новую, праведную жизнь.

Полукупол, расположенный над алтарем расписан фресками Жюля-Клода Зиглера. Они изображают самых почитаемых святых, в центре композиции расположен Наполеон (данный прием является характерной особенностью искусства того времени).

Статуя святой Клотильды

Позади, под малым куполом расположена статуя святой Клотильды, так же, выполненная из белого мрамора Антуаном Луи-Бари. Возвышенная, она расположена среди расписных колонн.

Скульптура Жан-Жака Прадье

Справа, в глубине храма возведена скульптура Жан-Жака Прадье «Коронованные девы». Сюжет связан с самой радостной, заключительной сценой. На ней Иисус коронует Марию. Это символизирует вознаграждение за муки, выражает торжество и победу над земными грехами.

Мраморные панно

Мраморные панно видны между колоннами и нефом, написанные Винсентом-Николя Равера. На первом плане панно занимают святые и ангелы, оформленные в светильники в виде ветвей, которые держат ангелы.

Орган

Огромный орган расположен в церкви Мадлен, выполненный по новым технологиям того времени знаменитым мастером-органистом Аристидом Кавайе-Коллем Он отличается от органов XVIII века применением новых технологий, основанных на акустике, аэродинамике и механике. В настоящее время церковь Мадлен играет огромную роль в мире музыки, на концерты приглашают музыкантов со всех континентов.

Церковь пресвятой Марии Магдалины представляет собой не только историческую, архитектурную, но и культурную ценность. Её уникальный фасад выделяется в общей палитре парижских сооружений, является местом для молитв жителей Парижа и основной достопримечательностью для туристов.

Церковь Мадлен (L"église de la Madeleine) (полное название - Церковь Святой Марии-Магдалины (L"église Sainte-Marie-Madeleine); сокращенное название - Мадлен (La Madeleine)), расположенная в 8-ом районе Парижа, была построена как храм, посвященный славе армии Наполеона. К югу от нее находится Площадь Согласия, к востоку - Вандомская площадь и к западу - Церковь Святого Августина (L"église Saint-Augustin).

Для завершения ансамбля построенной в 1755 году Площади Согласия (в то время Площади Людовика XV) требовалось построить монументальное сооружение в конце улицы Руаяль, начинающейся между двумя отелями архитектора Габриэля. Тогда на этом участке находилось селение Виль л’Эвек (Ville l"Évêque), принадлежавшее епископу Парижа со времен правления короля Филипа II, при котором епископ Морис де Сюлли (Maurice de Sully) освятил синагогу, оставшуюся после изгнания евреев в 1182 году, посвятив ее Марии Магдалине. В 1722 году это предместье присоединили к Парижу.

Дважды строительство церкви приостанавливалось. Кроме того, рассматривалась возможность реконструкции старой церкви Марии Магдалины. В 1764 году был составлен первый проект, который утвердили в 1757 году и начали реализовывать 3 апреля 1763 года после проведения королем церемонии закладки первого камня. По замыслу архитектора Пьера Контана д"Иври (Pierre Contant d"Ivry) новое сооружение конструктивно было похоже на церковь Дома Инвалидов архитектора Мансара, построенную в стиле позднего барокко и увенчанную куполом с латинским крестом. В 1777 году Контан д"Иври умер, и строительство церкви продолжил его ученик Гийом-Мартин Кутюр (Guillaume-Martin Couture), который решил снести незаконченное сооружение и возвести новое здание c более низким нефом, конструктивно схожее с римским Пантеоном. Однако в начале Революции был построен только фундамент и большая галерея; в 1797 году демонтировали хоры прежней церкви и приостановили строительство до принятия решения о назначении сооружения: в нем предлагали размесить библиотеку, общественный танцевальный зал или рынок. В это же время Национальное собрание стало проводить свои заседания во дворце Бурбонов, имеющем приподнятый фронтон с колоннадой, напоминающий портик здания, построенного в самом конце бывшей улицы Руаяль.

В 1806 году Наполеон решил воздвигнуть Храм в честь Великой армии (Temple de la Gloire de la Grande Armée). Проведя тщательный отбор среди многочисленных участников, жюри выбрало проект Бомона (Beaumont), но император не одобрил его и уполномочил Пьера-Александра Бартелеми Виньона (Pierre-Alexandre Barthélémy Vignon) (1763-1828) построить здание в стиле старинного храма. Перед началом работ фундамент, построенный другим архитектором, снесли, при этом сохранив колонны. После завершения строительства Триумфальной арки в 1808 году, первоначальная мемориальная функция храма утратила значение.

После падения Наполеона и наступления католической реакции во время Реставрации Людовик XVIII решил превратить это сооружение в церковь святой Марии Магдалины. В 1828 году Виньон умер еще до завершения строительства и его преемником стал Жак-Мари Гюве (Jacques-Marie Huvé). В 1828-1829 годах провели конкурс на лучшую скульптурную композицию для фронтона под названием «Страшный суд», изображающую коленопреклонную Марию Магдалину, которая умоляет простить грешников. В результате выбрали проект Шарля Лемера (Charles Lemaire). В период Июльской монархии памятник поражению Революции стал монументом, символизирующий национальное согласие. В 1831 году над нефом церкви возвели купол. В 1837 году возникла идея разместить в здании вокзал, но в 1842 году оно получило статус церкови.

Церковь Мадлен, построенная в неоклассическом стиле, внешне похож на Мезон Карре в Ниме, один из хорошо сохранившихся римских храмов. По периметру здания установлены 52 коринфские колонны высотой 20 метров. Фронтон церкви украшает композиция «Страшный суд» скульптора Лемера, а на ее бронзовых дверях нанесены рельефы с изображением Десяти заповедей.

Внутреннее пространство церкви представляет собой единый неф с тремя куполами над широким сводчатым пролетом. Интерьер церкви, обильно украшенный позолотой, своей роскошью напоминает римские термы и произведения художников Ренессанса. В задней части церкви, над главным престолом, установлена статуя работы скульптора Шарля Марочетти (Charles Marochetti), изображающая Пресвятую Деву Марию Магдалину, которую два ангела возносят на небеса. Полукупол над алтарем украшен фресками Жюля-Клода Зиглера (Jules-Claude Ziegler) под общим названием «История христианства», на которых изображены ключевые фигуры христианской религии с Наполеоном в центре композиции (характерная черта Второй Империи).

Церковь Мадлен является частью бенедиктинского аббатства, и в ней до сих пор проводят мессы и отмечают самые пышные свадьбы в Париже.