11-й класс

Подготовка к написанию части С
ЕГЭ по русскому языку

Цели урока:

1) подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту:

2) совершенствование навыков анализа текста;

3) воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

I. Работа с текстом.

Об авторе статьи: Вересаев Викентий Викентьевич (1867–1945), прозаик, литературовед, критик, врач по специальности, автор известного произведения «Записки врача», созданного на автобиографическом материале.

(1) Трудное и запутанное дело – писательство. (2) Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая ее не снаружи, а изнутри. (3) Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил он на себя внимание – и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (8) И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5) И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6) И нет уж писателя. (7) Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8) Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9) Придет время, и то же писательство самотеком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше.

(10) Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11) Обычная для него среда – товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12) Варка в собственном соку. (13) А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».

(14) Нужно в жизни работать – инженером, врачом, педагогом, рабочим.

(15) – Хорошо, а когда же тогда писать? – спросите вы.

(16) – Когда? (17) После работы. (18) В дни отдыха. (19) В месяц отпуска, – отвечу я.

(20) Много ли тогда напишешь?

(21) – И очень хорошо, что немного. (22) Все, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23) А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений – много ли потеряет литература, если выбросит из нее три четверти написанного?

(24) Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25) И как в это время бывает полезен жестокий щелчок – отказ редакции, суровая встреча критики!.. (26) Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее.

(По В.Вересаевау)

1. Определите и сформулируйте тему текста. (При формулировке темы обращайте внимание на ключевые слова.) Запишите формулировку темы.

Клише, которые помогут сформулировать тему:

Статья В.Вересаева посвящена…

Когда читаешь текст, задумываешься о…

(Ключевые слова: писательство, писатель, пишет. )

Примерная формулировка темы

Писательство – вот тема, к которой обращается автор текста.

2. Сформулируйте основную проблему текста, запишите формулировку.

…? На этот вопрос пытается убедительно ответить автор текста.

Примерная формулировка проблемы

Каким же должен быть писатель? Над этим вопросом задумывается автор текста.

3. Прокомментируйте проблему, ответив на следующие вопросы:

1) Почему отказ от собственной профессии губителен для молодого автора?

2) Какое языковое средство помогает подчеркнуть мысль о том, что писатель, бросивший свою профессию, утрачивает и литературный талант?

3) С какой целью В.Вересаев дважды прибегает к тавтологии жить в жизни?

5) Почему словосочетание «набирает материал» (предложение 13) автор текста заключает в кавычки?

Примерный комментарий к проблеме

По мнению В.Вересаева, молодой перспективный автор, отказавшийся от своей профессии, сделавший литературу источником дохода, перестает быть настоящим писателем.

Метафора и на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет помогает выразить мысль о том, что писатель утрачивает свой талант, если вырывает себя из обычной, привычной ему жизни.

Фразеологизмом вариться в собственном соку автор текста определяет состояние человека, лишенного ярких жизненных впечатлений, и свое ироничное отношение к писателю, который стремится черпать материал для произведений извне, Вересаев выражает словосочетанием «набирает материал». Прибегая к тавтологии надо жить в жизни, В.Вересаев говорит о том, что писатель должен быть активным участником жизни, а не ее созерцателем.

4. Сформулируйте идею текста, ответив на следующие вопросы:

2) Как В.Вересаев решает проблему?

Примерная формулировка идеи

Переходя от рассуждения к диалогу с предполагаемым оппонентом, автор статьи хочет убедить нас в том, что человек должен заниматься своей основной профессией, а писать в свободное время.

Идея текста такова: для того чтобы быть хорошим писателем, не надо заниматься литературой профессионально: тогда все написанное будет «полноценно, нужно».

5. Напишите вступление к сочинению. Постарайтесь во вступлении поразмышлять о том, какие книги интересны читателю и какие авторы вызывают у вас интерес.

Примерное вступление

Все мы читаем книги, художественные и научные, интересные и полезные, развлекающие нас и заставляющие задумываться о жизни. И у каждого из нас, наверное, возникал вопрос: почему об одной книге мы забываем на следующий день после прочтения, а к другой постоянно возвращаемся, перечитывая по несколько раз?

Думаю, многое зависит не только от нашего восприятия литературы, но и от мастерства автора, его художественной убедительности.

6. Напишите о своем отношении к идее текста, приведя не менее двух аргументов, подтверждающих или опровергающих авторскую позицию.

Материал для размышления

А.П. Чехов и М.А. Булгаков были по профессии врачами и долгое время занимались лечением людей. Л.Кэролл, автор книг «Алиса в Зазеркалье» и «Алиса в стране чудес», был математиком, а написание книг было его хобби. В.С. Высоцкий, профессиональный актер, известный стране своими поэтическими произведениями, всю жизнь играл на сцене и в кино.

Примерные аргументы «за»

Вспомним известного английского математика Л.Кэролла. Его замечательные книги «Алиса в Зазеркалье» и «Алиса в стране чудес», написанные для племянницы, известны всему миру и любимы детьми многих поколений.

Гениальный русский писатель А.П. Чехов, служа врачом долгие годы, говорил о том, что медицина для него законная жена, а литература – незаконная. И именно благодаря занятию медициной он создал рассказы «Лошадиная фамилия», «Палата № 6», ставшие классическими.

По-разному можно относиться к творчеству современного автора детективов А.Марининой, но то, что человек, много лет прослуживший в милиции, старается заинтересовать читателя своей работой, вызывает уважение. И, может быть, романы А.Марининой популярны именно потому, что о тяжелой службе в милиции нам рассказывает не выдумщик, а профессионал, человек знающий и любящий свое дело.

Примерные аргументы «против»

Эта мысль вызывает сомнение. Во-первых, полагаю, что человек, занимающийся чем-то профессионально, способен достичь больших успехов в любом деле, нежели человек, для которого это дело является хобби. Например, хоккеист какого-нибудь клуба добьется большего, чем, скажем, игрок дворовой команды.

Во-вторых, есть писатели, которые, занимаясь только литературой, стали классиками. Федор Михайлович Достоевский, например, окончив военно-инженерное училище, почти сразу же вышел в отставку и занимался только литературой – делом всей жизни. И жизненными впечатлениями, необходимыми для создания произведений, гениальных в художественном и в психологическом плане, он не был обделен… Поэтому, думаю, главное для писателя – это не наличие или отсутствие «основной» профессии, а талант.

II. Подведение итогов урока. Домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение по тексту В.Вересаева.

И.А. РУДЕНКО,
Магнитогорский
многопрофильный лицей
при МГТУ им. Носова

В предложенном для анализа тексте. В. В. Шахиджанян поднимает проблему поиска призвания. Именно над ней он и размышляет.

Эта проблема социального характера не может не волновать современного человека.

Писатель раскрывает эту проблему, размышляя о том, что каждому человеку необходимо выбрать не просто профессию, а призвание, которое будет его вдохновлять делать работу с душой, то есть человек будет увлечен своим делом, а не будет жаловаться остальным, как тяжело ему справляться со своими служебными обязанностями и как он ненавидит свою

работу: “Главное – любить, знать свое дело и с увлечением к нему относиться.

Тогда к призванию приходит признание. Три условия хорошей работы: любить, знать и увлекаться делом”.

А также писатель рассуждает о том, что не так-то просто найти дело своей жизни и получить в нем признание: для этого нужно стараться, совершать усилия, достигать цели, ведь далеко не все получается с первого раза, поэтому надо пробовать делать попытки, даже если они принесут ошибки: “Далеко не все и не у всех получается сразу. Известный клоун Леонид Енгибаров искал себя более десяти лет. Пробы и ошибки, ошибки и пробы. Добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя”.

Авторская позиция ясна: В. В. Шахиджанян приходит к мысли, что если каждый человек найдет свое призвание, то решатся многие проблемы современного общества, улучшится жизнь людей. Также Шахиджанян считает, что лучше тратить свое время на поиски своего дела, совершение ошибок и их исправление, помочь другим искать свое призвание, чем до конца старости оставаться недовольным от нелюбимой работы.

Я полностью согласна с позицией автора и также считаю, что время, потраченное на поиски себя, никогда не станет потраченным впустую временем, оно обязательно окупится, напротив, время, которое тратится на нелюбимую, но хорошо оплачиваемую работу, нелюбимое дело, сокращает жизнь человека, ничего не приносит, кроме недовольства.

Данная проблема находит отражение в художественной литературе. Одним из примеров является высказывание Максима Горького, с которым невозможно не согласиться: “Нужно любить то, что делаешь. Тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества”. Если правильно выбрать свою профессию, найти призвание, то работа не будет в тягость, не станет тяжким бременем, а будет приносить воодушевление и радость.

Другим примером может служить роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. До встречи с Воландом на Патриарших прудах Иван Бездомный был членом МАССОЛИТа и поэтом, пишущим стихи на заданные темы. Оказавшись в психиатрической клинике доктора Стравинского, он встречает Мастера и понимает свою бездарность, понимает, что его стихи ужасны. Иван Бездомный отказывается от сочинения стихов. Далее он становится Иваном Николаевичем Поныревым – сотрудником Института истории и философии, профессором.

Таким образом можно сделать следующий вывод: нелегко найти свое призвание, поэтому нужно искать то дело, которое тебе по душе.


Другие работы по этой теме:

  1. Как важно человеку найти дело по душе, свое призвание – вот проблема, над которой размышляет В. Шахиджанян. Нравственный вопрос, рассматриваемый автором, относится к категории вечных....
  2. Надежда на будущее Люди познаются в споре и в пути. Джордж Герберт Если вдуматься, то каждый человек в процессе своей жизни ищет истину. Одному кажется,...
  3. Какая удачная тема для выпускного сочинения! Для каждого из нас, заканчивающих школу, настала пора выбора и темы сочинения, и будущей профессии, и жизненных приоритетов. И...
  4. …Идея “Героя нашего времени” для Многих оставалась доныне тайною и Останется для них тайною навсегда!.. В. Г. Белинский “Герой нашего времени” – первый в русской...
  5. Война – явление губительное, бесчеловечное. На войне для каждого бойца основная цель – выжить. Именно поэтому зачастую в столь суровых условиях человек теряет свое истинное...
  6. Без истории трудно жить. А. Платонов Есть писатели, в мир книг которых входишь легко, “без приглашения”. Среди таких художников слова можно выделить Пушкина, Есенина, Тургенева....
  7. До сих пор в России ведутся споры о возвращении монархизма. Сторонники этой идеи видят истину в восстановлении императорской власти, передающейся по наследству, в реставрации тех...
  8. Молодые люди в поисках своего призвания Молодые люди в самом начале самостоятельного пути не всегда бывают уверены в том, насколько правилен их первона­чальный выбор. Проблема...

Что значит быть настоящим писателем? Над этим вопросом нам предлагает задуматься К. Г. Паустовский.

Лазарь Борисович, герой воспоминания Паустовского, старый мудрый аптекарь, помогающий людям справиться как с физическими, так и с нравственными недугами. Его советы помогают выйти из трудной жизненной ситуации, определиться с выбором пути. Именно рассказчику совет Лазаря Борисовича помог увидеть назначение настоящего писателя: " должен много знать, всё помнить, работать как волх".

Мудрая подсказка помогла рассказчику пойти по правильному пути: уйти в люди, в «ту житейскую школу, которую не заменят никакие книги».

Я не могу не согласиться с мнением писателя, так как из ленивого, глупого и не понимающего жизнь человека писатель не выйдет.

Так в произведении “Мастер и Маргарита” главный герой действительно был настоящим писателем, разбирающейся в жизни и во всех ее проявлениях, что даже “смог угадать”, что происходило две тысячи лет назад с Понтием Пилатом.

Русские писатели были настоящими тружениками, создавшими уникальную литературу, одним из них был Достоевский. Он разбирался в жизни как никто другой, был психологом, философом, и только настоящий писатель, такой как он, мог написать известные всему миру произведения: “Преступление и наказание”, “Идиот” и другие.

В заключении, я хочу сказать, что писателями становятся только те люди, которые прошли через все жизненные трудности, не остановились ни перед чем и добивались воплощения своих творческих идей в жизнь.

Обновлено: 2017-04-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • по В. Солоухину. Проблема человеческой ограниченности. (Какого человека можно считать ограниченным?)

История знает немало людей, считающих себя писателями и даже неоднократно публиковавшихся в СМИ. Однако лишь немногие из них пришли к известности и заняли своё место в истории литературы, и этому существует множество причин. В чем суть писательства как призвания? Над этим вопросом предлагает нам задуматься Константин Георгиевич Паустовский.

Обращаясь к проблеме, автор знакомит нас с историей, в которой молодому начинающему писателю посчастливилось получить важный жизненный совет от очень мудрого человека. Классик обращает наше внимание на то, что Лазарь Борисович относился к профессии писателя очень серьезно и поэтому он, узнав, что герой рассказа выбрал своим призванием писательство, решил немедленно посвятить этого молодого парня во все тонкости профессии, обращая внимание на самые важные детали. Автор делает акцент на том, что эта беседа не прошла бесследно: герой, будучи лишь в начале своей карьеры, не осознавал полностью, что значит иметь призвание писателя, и только после советов от «смешного человека» серьезно задумался над своим положением и многое осознал.

Константин Георгиевич считает, что профессия писателя есть утверждение жизни «всюду и всегда до конца своих дней». Писатель должен много работать, пренебрегая славой, и понимать жизнь во всех её проявлениях, быть буквально пропитанным ею, чтобы суметь донести всё самое нужное и в «известных дозах» людям.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что суть писательства как призвания состоит в постоянном анализе жизни, в труде и самоотдаче, в активной жизненной позиции: нужно знать все о обо всем, чтобы суметь донести это в нужных дозах людям. Настоящий писатель не должен гнаться за славой – его единственной целью должен быть «чудодейственный бальзам» из бесконечного потока информации.

В романе Д. Лондона «Мартин Иден» автор знакомит нас с судьбой выдающегося писателя, сквозь тернии пришедшего к славе. Главный герой, Мартин Иден, осознав своё стремление к писательству, почувствовав острую потребность выплеснуть все накопленные знания на бумагу, столкнулся с многими трудностями, среди которых были и неодобрения со стороны близких, и нищета, и редакторы-обыватели, неспособные увидеть настоящий талант. Однако герой, не движимый только лишь пустым желанием обрести славу, продолжал читать огромное множество книг, вспоминать своё тяжелое прошлое, анализировать всю красоту настоящего и писать об этом, снова и снова обходя все преграды. Мартин Иден многое понимал, многое чувствовал и видел, он хотел донести все это людям, с каждым днем все больше совершенствуя свой писательский навык, и через время, спустя месяца, годы тяжкого труда и бедности, он смог донести своё творчество людям.

С похожей ситуацией мы встречаемся и в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», который, как известно, повествует и о судьбе самого автора. Писатель знакомит нас с историей из жизни Мастера, отдавшего на алтарь творчества большую часть своей жизни, своё здоровье. Герой буквально жил своим романом, ведь он вложил в это произведение весь свой накопленный опыт, все накопленные знания, которых было немало, которые, тщательно ограненные, должны были быть донесены до общественности, однако этому препятствовало множество факторов, главным из которых были критики-дилетанты. Мастер не желал славы, он хотел лишь, чтобы его роман нашел своего читателя, и оттого болезненнее было от плохих рецензий от людей, ничего не смысливших в писательстве, но отказывающих Мастеру в публикации. Но назначением героя было именно писательство, это, что самое главное, понимала Маргарита, и поэтому вскоре все встало на свои места.

Таким образом, можно сделать вывод, что писательство – это призвание, состоящее в упорном труде и постоянном, многогранном анализе жизни. На это способен не каждый, именно поэтому известно так мало настоящих писателей, способных остаться в истории.

Прочитав десятки текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, мы нашли множество проблем, которые повторяются довольно часто. В данной подборке речь идет о профессии и призвании человека – вопросах, которые особенно важны для молодежи. К каждому из них мы подобрали соответствующие аргументы из литературы.

  1. Важность выбора подходящей профессии показал Ю. Герман в романе «Дело, которому ты служишь» . Владимир Устименко стал врачом, потому что для него это призвание. Именно поэтому он старался хорошо учиться (а не из-за красного диплома и повышенной стипендии), отправлялся в далекие места и на фронт, где никаких наград не получить, но людям нужна помощь. Ради других Устименко забыл о себе, потому что для него профессия врача – это бесконечное служение. Именно такие люди и двигают вперед свою сферу деятельности, хоть иногда они и порицаются теми, кто не служит делу, а прислуживает ради своих интересов (как Женя Степанов, одноклассник Владимира).
  2. Саня Григорьев из романа В.Каверина «Два капитана» с детства мечтал стать летчиком, но его жизненный путь был крайне тяжел: потерял родителей, был беспризорником, учился в школе-коммуне. Из такого заведения попасть в летное училище было сложно, но Саня упорно готовился: тренировал здоровье, читал о полярных экспедициях (именно в этой сфере хотел работать Григорьев) и изучал строение самолета. В ходе подготовки герой не только смог добиться цели, но и нашел пропавшую много лет назад экспедицию.

Влияние профессии на человека

  1. Дмитрия Старцева, героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч», засасывает рутина, врачебная практика для него становится тяжкой обязанностью, а за пациентами герой видит не страдающих людей, а очередных клиентов. Профессиональная деформация и огрубение – частое явление среди врачей, ведь мало кто способен забыть свою жизнь, чтобы помогать другим, а на всех сострадания не хватит. С легкой руки А.П. Чехова имя «Ионыч» стало нарицательным, означая закостеневшего, нравственно неподвижного человека, которому ничего не важно, кроме личного покоя.
  2. Мастер из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» , прожил большую часть жизни не так, как хотел. И работа была нелюбимая, и спутница жизни — случайная. А когда у Мастера появилась возможность оставить постылое место работы и заняться нравящимся делом, он написал гениальный роман и встретил любимую женщину — Маргариту. И пусть за это герой и пострадал в реальном мире, это стоило того, что бы после бурных приключений удостоиться вечного покоя наедине с возлюбленной. Правильно выбранная профессия меняет жизнь человека в лучшую сторону и наполняет ее гармонией.

Последствия правильного и неправильного выбора

  1. Плохой учитель не только не дает знаний, но и может сломать детскую психику. Не такой учительницей была Лидия Михайловна, героиня рассказа В. Распутина «Уроки французского» . Она не только занималась по своему предмету с отстающим учеником в свободное время бесплатно, но и помогала ему деньгами. Причем мальчик просто так помощь не принимал, и учительнице пришлось играть с ним в «пристенку» на деньги. За это занятие Лидия Михайловна и поплатилась, ей пришлось уйти из школы. Но юный герой запомнил ее подвиг на всю жизнь.
  2. Фельдшер Курятин из рассказа А.П. Чехова «Хирургия» явно выбрал свою профессию не из-за желания помочь людям. Дьячок Вонмигласов много раз пожалел, что пришел вырывать зуб в тот роковой день. Курятин самодовольно рассказывал, как удалял зуб у помещика, на это нужен талант, который у него, конечно, есть. На деле же оказывается, что вырывание зуба для фельдшера — непосильная задача. Он измучил своего пациента, но только сломал зуб. Непрофессионализм может существенно навредить окружающим.
  3. Ошибка в выборе профессии

    1. Иван Бездомный, герой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» , работает поэтом в МАССОЛИТе, но эта профессия явно не его: стихи получаются плохими и малохудожественными. А зачем писать, если таланта нет, даже чувство вкуса отсутствует (потому герой и занимался своим «творчеством», не понимая его бездарность). Встреча с Сатаной, нахождение в сумасшедшем доме, рассказы Мастера изменили мировоззрение Ивана: он решил не писать плохих стихов, а стать историком.
    2. Николенька Иртеньев в повести Л.Н. Толстого «Отрочество» выбирает профессию совершенно бездумно: он готовился к поступлению на математический факультет только потому, что ему нравились сложные и непонятные термины. Герой считает себя великим человеком, который украсит любую сферу деятельности. Однако даже самая разносторонняя личность в качестве профессии выбирает одну отрасль, в которой наиболее сильна, чтобы его дело помогало и обществу, и ей самой.
    3. Ориентиры в определении призвания

      1. Доктор Янсен из автобиографической повести Б. Васильева «Летят мои кони» выбирал профессию так, чтобы она была призванием. Именно поэтому врач был святым для всех жителей города: он отдавал всего себя помощи людям. Главный герой тоже появился благодаря Янсену, потому что доктор посоветовал матери рожать, вопреки всем противопоказаниям. Смерть Янсена была трагической: он спасал детей из канализации и задохнулся. Он умер, но о нем помнили все жители города спустя многие годы.
      2. Александр Васильевич Мальцев из книги А. Платонова «В прекрасном и яростном мире» выбрал профессию на всю жизнь, он — мастер своего дела. Герой работал машинистом и настолько хорошо знал дорогу, что мог ездить с закрытыми глазами. Причем в буквальном смысле: Александр Васильевич потерял зрения от вспышки молнии, но продолжал ехать, так как картина его маршрута навсегда осталась в голове. Зрение Мальцева восстановилось, и он попал под суд за почти случившуюся аварию (на пути появился встречный состав, а этого в памяти машиниста не было), однако его помощник Константин смог доказать невиновность героя.
      3. Интересно? Сохрани у себя на стенке!