Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение …………………………………………………………

Какова роль русского языка в системе предметов общеобразовательного курса в современной школе? …………

Русский язык как учебная дисциплина: история и современность ……………………………………………………

Учебный план общеобразовательной школы (на примере МБОУ СОШ № 10 г. Павлово) …………………………………

Русский язык в системе общеобразовательного курса ………

Урок русского языка: зачем он школьникам? …………………

Анализ анкетирования учеников разного возраста…………..

Заключение ………………………………………………………

Приложение (анкеты, буклет) ………………………………….

    Введение

«Родной язык нам должен быть главною основою и

общей нашей образованности и образования каждого из нас».

Петр Андреевич Вяземский ,

русский поэт, литературный критик,

государственный деятель.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся уже давно гармонично вошли в учебный процесс российской школы. И мало кто теперь удивляется, услышав словосочетания «школьная научная конференция» или «ученическая исследовательская работа». Совместная деятельность учащегося и педагога по выявлению сути изучаемых явлений, по открытию и систематизации новых знаний стала обязательным элементом образовательно-воспитательного процесса. Эти требования диктует и стремительно развивающаяся жизнь за окном, и потребности школьников не только заучивать, но и открывать что-то новое, исследовать, познавать.

Моя исследовательская деятельность под руководством учителей началась еще в начальных классах. За это время были работы по литературе, краеведению, журналистике, географии, иностранному языку. Все работы, за исключением последней, написаны на моем родном языке, то есть на том, на котором говорю, пишу, мыслю, словом, с которым я - одно целое. Но вот работы по русскому языку нет. Это и подтолкнуло меня к ее написанию.

Тему «Какова роль русского языка в системе предметов общеобразовательного курса в современной школе?» я считаю актуальной. Сейчас много говорят о том, какие предметы и в каком объеме нужно изучать, чем можно «пожертвовать» взамен модных предметов или спецкурсов, и я боюсь, как бы такие разговоры когда-то не коснулись и русского языка. Скорее всего, мои опасения напрасны (введение сочинения по литературе как допуск к ЕГЭ этому доказательство), но все же я хочу внести посильную лепту в укрепление позиций русского языка как школьного предмета.

Цель работы - анализ роли и места русского языка в системе остальных предметов школьного курса и доказательство его важнейшего значения в образовательном процессе российской школы.

Объект исследования - русский язык как предмет общеобразовательного курса современной российской школы.

Задачи:

    изучить учебный план МБОУ СОШ № 10 г. Павлово,

    проанализировать составляющую в нем предмета «Русский язык»,

    провести анкетирование учеников разного возраста на предмет важности с их точки зрения данного учебного предмета.

Методы исследования:

    сбор информации (работа с различными источниками: научная литература, нормативно-правовые акты, Интернет-ресурсы),

    анкетирование,

  • анализ и обобщение информации.

В самом начале работы нужно определить базовые понятия , с которыми придется сталкиваться при поиске и обработке информации.

Средняя общеобразовательная школа - учебно-воспитательное учреждение, имеющее целью дать учащимся систематизированные знания основ наук, а также соответствующие умения и навыки, которые необходимы для получения в дальнейшем профессиональной подготовки и высшего образования 1 .

Обучение - педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, общими и специальными 2 .

Учебный план - это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. Если иметь в виду общеобразовательную среднюю школу, то в ее учебном плане определены следующие данные:

1) полный перечень (список) учебных предметов по годам обучения;

2) количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет на неделю, учебный год и за все годы обучения, например, на родной язык, математику, физкультуру и т.д.;

3) периоды производственной практики, лагерных сборов;

4) продолжительность учебных четвертей и каникул 1 .

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты работы могут найти применение на уроках русского языка, на классных часах и родительских собраниях, а также на педсоветах и методических объединениях учителей русского языка.

    Какова роль русского языка в системе предметов общеобразовательного курса в современной школе?

    1. Русский язык как учебная дисциплина: история и современность.

Русский язык как учебная дисциплина имеет многовековую историю. Древнерусский язык, сформировавшийся на землях Киевской Руси, в IX-XII веках утвердился в качестве средства общения восточных сла-вян, а также других географически соприкасавшихся с ним народностей. В последующий период он стал языком государственности не только самой Киевской Руси, но и Литовского и Молдавского княжеств и лег в основу единого церковно-славянского языка (языка Православной церкви). В 988 году в Киеве было учреждено первое на Руси образовательное учреждение, вторая подобная школа на Руси была создана в 1030 году в Новгороде при Софийском соборе 2 .

Важной вехой в развитии и распространении русского языка стало появление книгопечатания. На протяжении последующих двухсот лет были раз-работаны и изданы несколько печатных грамматик. Разрабатывалась грамма-тика церковно-славянского (русского) языка и по поручению московского царя Алексея Михайловича. В 1755 году в Санкт-Петербурге в типографии Императорской Академии наук вышла знаменитая «Российская грамма-тика» М.В. Ломоносова, ставшая классической: по ней в школах и гимна-зиях России учились ещё почти 100 лет.

Во второй половине ХVIII века сеть российских учебных заведений расширилась: в каждом губернском городе учреждали главные училища с 4-мя классами образования, а в уездных центрах - малые народные училища с 2-мя классами. Было введено предметное преподавание, в том числе русского языка, появились первые методики преподавания и учебные планы.

В первой половине XIX века боль-шим признанием пользовалась «Практическая русская грамматика» Н.И. Греча, «Учебник русской грамматики» Ф.И. Буслаева, учебник русского языка «Родное слово» Д.К. Ушинского. Царское правительство стремилось к распространению русского языка. Он повсеместно становился языком администрации, судопроизводства, господствовал в школьном обучении и превращался в единственный язык высшего образования.

В последнее десятилетие существования Российской империи количество школ с обучением на русском языке и число их учеников особенно стало увеличиваться, совершенствовалась и система управления учебными заведениями. В учебные программы в качестве обязательных предметов входили русский язык и чистописание.

После революции 1918 г. Большевики в целях закрепления своей власти в национальных республиках и привлечения на свою сторону местного населения провозгласили программу «коренизации» - замене русского языка на национальные в работе административных органов, в сфере образования и культуры (был отменен обязательный государственный язык, изучать грамоту предписывалось на родном или русском языке по желанию).

Для сравнения. В царской России в 1900 году свыше 90% учащихся начальных школ получали образование на русском языке, в Советской России уже в 1925 году эта доля уменьшилась на 1/3. Русский язык при этом не был обязательным предметом в школах с обучением на национальных языках.

В конце 1930-х годов был взят курс на русификацию образовательных учреждений, в связи с чем Совнарком принял постановление о постепенном переводе обучения на русский язык. Он был также восстановлен в качестве обязательного учебного предмета в национальных школах.

Изменилось ли что-то в положительную сторону? Зав. отделом школ Наркомпроса Б. Волин считал, что нет. В своей записке №5-10/2 14 декабря 1935г.Секретарю ЦК ВКП(б) - товарищу Сталину И.В. «О преступлениях Наркомпроса РСФСР в отношении русского языка» пишет: «Преступные эксперименты, которые проводились Наркомпросом РСФСР в отношении школы, в особенности в преподавании русского языка, привели к ужасающей безграмотности, как окончивших за последние десять лет среднюю и даже высшую школу, так и обучающихся сейчас в школе и вузах…

Я считаю, что важнейшей причиной той безграмотности, какая имеется среди учащейся молодёжи, является преступная политика Наркомпроса в отношении русского языка…

Насаждалась безграмотность и постоянным сокращением количества часов русского языка в учебных планах школ, и нелепыми программами, и безграмотными грамматиками…

Все учителя школ, и даже преподаватели русского языка, не мобилизованы на борьбу за грамотность. Ученики пишут в тетрадях много по истории, по географии, по естествознанию. Преподаватели этих предметов не исправляют ошибок учащихся, даже в письменных работах. Ученик привыкает писать неграмотно...

В этой записке далеко неполно отражена вся преступная политика Наркомпроса в отношении изучения русского языка» 1 .

Роль русского языка в системе образования повысилась в послевоенный период в связи с переходом к всеобщему 7-летнему образованию. Увеличению доли школьников, получающих образование на русском языке, способствовало принятие в 1958 году закона, согласно которому изучение национальных языков и обучение на них стало добровольным. В последующие 20 лет (с 1960 по 1980 годы) были приняты ещё 4 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о расширении функционирования русского языка в национальных школах. К концу 1980-х годов почти во всех средних общеобразовательных школах (98%) работали кабинеты русского языка и литературы, в том числе в каждом шестом из них имелось лингафонное оборудование. Постоянно увеличивался выпуск соответствующей учебно-методической литературы, и расширялась подготовка учителей-русистов.

В советский период преподавание русского языка велось на серьезном уровне. По мнению авторов учебников и Министерства образования СССР, количество часов позволяло в полном объеме пройти государственную программу.

Российская школа (с 1990г. - до сего времени) стала преемником, но внесла свои коррективы, в том числе, к сожалению, и негативные в плане уменьшения часов на изучение русского языка.

Таблица № 1. «Количество часов русского языка по классам и по годам»

Классы

1990-1995

2000-2005

2008-2014

1(баз), 3(проф)

1(баз), 3(проф)

Итого:

Вывод: количество часов в среднем звене в период с постперестроечного и до настоящего времени уменьшилось: 5-е, 6-е и 7-е классы лишились 2-х часов русского языка, 8-е и 9-е по 1-му часу. Увеличение есть только с 2000 года в старшем звене: там появился 1 час русского языка, а с 2008 класса можно использовать в профильных классах по 3 часа. Это достижение современной российской школы!

Однако есть опасения, что количество часов уменьшится. Планируется уроки русского языка и литературы для старшеклассников объединить в один предмет - словесность. Реформа школьного образования предполагает постепенную замену уроков русского языка и литературы для учащихся 10 - 11-х классов единым предметом - словесностью. Основное внимание будет обращено на культуру речи и духовно-нравственный аспект. Со следующего года в порядке эксперимента эту новую и еще не полностью разработанную программу введут в нескольких школах, а к 2020 году по этой системе должны работать уже все средние учебные заведения. У нового курса есть как сторонники, так и противники.

Сторонники говорят о том, что в советских школах старшеклассники уже не изучали русский язык, так как его правила в нужном объеме были изучены в предыдущих классах. Тем не менее за грамотностью следили: оценки за сочинение выставлялись двойные - за содержание и грамотность. В пример приводится также опыт Польши - там родной язык и литературу преподают одним предметом с самого первого класса.

Противники изменений утверждают, что уровень грамотности среди учащихся снижается и в этой ситуации убирать русский язык из программы старших классов было бы неразумным 1 .

2.2. Учебный план общеобразовательной школы

(на примере МБОУ СОШ № 10 г. Павлово)

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям.

Учебный план МБОУ СОШ № 10 г. Павлово на 2014 - 2015 учебный год разработан на основании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, региональных нормативно-правовых актов, в том числе Базисного учебного плана общеобразовательных школ Нижегородской области, СанПиН.

В данном учебном плане учтены предметы федерального, регионального и школьного компонентов с соблюдение недельной часовой нагрузки на каждую параллель младшего, среднего и старшего звеньев. Школа, таким образом, обеспечила необходимые условия для ведения качественного образовательно-воспитательного процесса.

Сравнительный анализ почасовой нагрузки за последние несколько лет показывает стабильность по отношению к изучению русского языка.

Таблица № 2. «Количество часов русского языка по классам в

МБОУ СОШ № 10 г. Павлово»

Количество часов

Профильный класс

2.3. Русский язык в системе общеобразовательного курса

Основу русского языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском языке. Она многопрофильна: в нее входит современный русский язык, его история и диалектология, смежные науки - графика, орфография и пунктуация. В разные периоды развития отечественной школы состав учебного предмета «Русский язык» менялся в зависимости от общих ее целей и специальных целей изучения русского языка, от уровня развития науки о русском языке и наук психолого-педагогического цикла.

Русский язык как родной относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников. В отличие от остальных учебных предметов русский язык как родной в школе выполняет две функции:

Является предметом изучения и обучения ему,

Средством изучения всех остальных предметов.

В современной школе русский язык изучается с 1 по 9 класс. В 10-11 классах в течение многих лет он преподавался факультативно (в зависимости от типа школ и возможностей ввести предмет «русский язык» в учебный план). В настоящее время во многих регионах России, в том числе и в Нижегородской области, предусмотрена обязательность уроков русского языка в старших классах (скорее всего, это связано с введением обязательного для всех ЕГЭ по русскому языку).

2.4. Урок русского языка: зачем он школьникам?

Цели того или иного школьного предмета, в том числе русского языка, определяются следующими факторами: социальным заказом; уровнем развития лингвистики; педагогики, детской психологии и самой методики преподавания русского языка.

Современная школа с точки зрения социального заказа должна дать прочные знания о языке, добиться свободного владения им. Лингвистическая наука достаточно полно описала все уровни русского языка и все функционально-стилистические разновидности русской речи. Это позволило поставить задачу изучения языка во всех его основных проявлениях. Методика преподавания русского языка, опираясь на достижения педагогики и детской психологии, разработала систему изучения новых разделов науки о языке, включенных в программу, и развития связной речи, создав тем самым возможность реализации поставленных целей.

Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и общепредметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами). Также русский язык как учебный предмет имеет чрезвычайно важное значение в деле гуманитарной подготовки к жизни подрастающего поколения: он закладывает основы лингвистического образования, т.е. совокупности знаний об основном средстве общения - языке, его устройстве и функционировании в речи. Знания о нем выполняют две функции: они обеспечивают компетентность учеников в пользовании языком, а также служат базой формирования языковых и речевых умений и навыков.

Компетентность учащихся в знаниях о языке и речи обеспечивается в результате изучения всех сторон языка (его фонетики, лексики, словопроизводства, морфологии и синтаксиса) и речи (ее текстовой основы, стилевых разновидностей и типов организации высказывания), его обеих форм - устной и письменной, норм литературного языка. Все это, усвоенное достаточно прочно, обеспечивает школьникам сознательное пользование языком в собственной речи, базу для самоконтроля при применении языка как средства общения.

Лингвистические знания служат базой формирования у школьников языковых и речевых умений и навыков. Ни одно умение не может быть сформировано без опоры на знания. С ознакомления с ними начинается развитие умений, поэтому в школьную программу по русскому языку должны включаться лингвистические понятия.

В программу по русскому языку включено большое количество языковых и речевых умений и навыков, формирование которых теснейшим образом связано со знаниями о языке. Большое место среди умений и навыков, формируемых в школе, занимают орфографические и пунктуационные умения и навыки.

На уроках русского языка у школьников формируется эстетическое чувство, т.е. представление о прекрасном в языке и речи. Умение видеть прекрасное, понимать и ценить его по законам красоты необходимо каждому культурному человеку, поэтому, развивая эстетическое чувство у учащихся, школа готовит их к жизни, формируя тем самым одно из основных качеств разносторонней личности.

Русский язык как предмет изучения и объект овладения связан со всеми сферами жизни человека, поэтому в нем в словесной форме отражаются и природа, и общество, и личность человека, и искусство. Прекрасное предмет передает в текстах художественных произведений. Обучая школьников различным речевым умениям, необходимо одновременно уделять внимание формированию у них эстетического отношения к природе, обществу, человеку, искусству. Вместе с тем и сам русский язык как предмет изучения обладает чертами, способными вызывать у учащихся духовное переживание радости в связи с ощущением языковой и речевой гармонии. Эстетическое отношение к языку вызывается такими качествами литературного языка, как богатство средств выражения, его звучность и мелодичность, экспрессивность единиц языка, уместность употребления языковых средств в разных стилях речи. Необходима целенаправленная система работы, способная сформировать у учащихся эстетическое отношение к языку и речи.

Перед учителем русского языка стоят следующие задачи, направленные на эстетическое воспитание школьников:

    познакомить детей с прекрасным в языке и речи (эстетическое познание языка и речи);

    развить все стороны, входящие в структуру языкового эстетического чувства;

    воспитать языковой эстетический вкус (сформировать языковой эстетический идеал);

    развить у учащихся потребность в эстетическом совершенствовании своей речи.

Перечисленные задачи решаются на протяжении всего обучения русскому языку. Разумеется, в каждом классе должны реализоваться элементы тех задач, которые отбираются в соответствии со спецификой изучаемого программного материала и с возрастными возможностями учащихся. Пути их реализации будут различными.

Выделяются следующие группы практических целей обучения русскому языку:

    формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

    вооружение учащихся нормами литературного языка;

    развитие умения связно излагать свои мысли.

Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Орфографическая и пунктуационная грамотность - важнейший элемент культуры письменной речи, поэтому задача ее достижения является одной из важнейших в средней общеобразовательной школе.

2.5. Анализ анкетирования учеников и педагогов

Исследовательская часть работы состоит в проведении анкетирования по заданной тематике учеников и педагогов и анализ полученных результатов.

В анкетировании приняли участие 53 школьника, из них учеников 4-го класса - 17 человек, 9-го класса - 15 человек, 11 класса - 21 человек. Девочек из общего количества было 31, мальчиков - 22.

Класс

Девочка

Мальчик

Итого

Итого

Все полученные анкеты признаны действительными, испорченных или оставленных пустыми нет.

Успеваемость анкетируемых по классам.

Класс

Итого

Качественный состав: большинство «хорошистов», по 15% отличников и троечников.

Вопрос «Русский язык считаю самым важным предметов в школе» .

Вопрос предполагал ответ, абстрагируясь от направления профильности, в частности, у старшеклассников.

Класс

Итого

Вывод: большинство считают русский язык важнейшим предметов в школе. Отрадно, что так думают и в старшем звене, когда два года дети учатся по профилю и делают упор на подготовку предметов, связанных с поступлением в соответствующее учебное заведение. Однако, нужно признать, что и ОГЭ, и ЕГЭ призывает ребят постоянно работать в рамках изучения и дополнения знаний по данному предмету. Думаю, что это основная мотивация: сдать хорошо экзамен.

Чтобы понять потребность в количестве уроков, как у ребят, так и у педагогов в анкету был включен вопрос о количестве часов для изучения русского языка в школе.

Класс

Достаточно

Мало

Много

Итого

Вывод: потребность в уроках русского языка велика, особенно в среднем звене (8-9 классы), когда при двух часах нужно не просто проходить программу, но и готовиться к экзамену.

Из предыдущего вопроса вытекал и следующий «Можно ли самостоятельно изучить русский язык и подготовиться к экзаменам?»

Класс

Итого

Вывод: уверенность в собственных силах при подготовке к экзамену возрастает с годами обучения.

Вопрос о количестве времени, затрачиваемом на домашние задания по русскому языку, для учеников формулировался с точки зрения «как есть по факту»: «Сколько времени Вы уделяете подготовке к урокам русского языка?»

Класс

< 30 мин

Около 1 ч

>1 ч.

Итого

Вывод: время подготовки от класса к классу возрастает прямо пропорционально возрасту. Две ученицы, которые готовятся в 11-ом классе более 1 часа, имеют по русскому языку оценку «4».

Нам хотелось исследовать и понять, насколько легко происходит подготовка у школьников к урокам русского языка и обращаются ли они за чьей-либо помощью. Так появился вопрос с вариантами выбора ответа.

Класс

Всегда требуется помощь родителей (одноклассников)

Не требуется ничья помощь

Иногда требуется помощь

Итого

Вывод: во всех звеньях - и в младшем, и в среднем, и в старшем - есть дети, которым никогда не требуется ничья помощь при подготовке к урокам русского языка. Это вовсе не означает, что они правильно выполнют все задания, ведь стабильных отличников не так и много. Просто дети не обращаются за помощью по двум причинам: знают, что родители не смогут помочь (касается старшеклассников) и уверены, что как сделаю, так и будет.

Насколько интересен русский язык и насколько глубоко им хочется заниматься, говорит, в том числе, и участие ребят в тематических олимпиадах. В связи с этим в анкету был включен вопрос «В списке выбранных Вами олимпиад для участия всегда есть русский язык?»

Итого

Вывод: в качестве олимпиад русский язык интересен. Его выбирают более половины старшеклассников, почти 2/3 учеников среднего звена и чуть меньше половины четвероклашек. Показатель высокий, и отрадно, что он увеличивается с возрастом, когда выбор предметных олимпиад более осознанный.

Завершающий вопрос касался причин, по которым нужно изучать русский язык «Уроки русского языка нужны мне, чтобы…» . Мы предложили анкетируемым несколько вариантов ответов, которые вытекают из функций данного урока:

Связно формулировать и излагать мысли в процессе речи,

Владеть нормами литературного языка.

Вывод: ученики старшего и среднего звена стабильно выбирали все варианты ответа, тем самым демонстрируя понимание задач уроков русского языка. Младшие школьники за единичными исключениями выбирали первую позицию. Это тоже вполне объяснимо, потому что они в самом начале изучения русского языка, и для них первейшая задача - грамотно читать и писать. Это для них - реальная практика. Остальное пока - знания, которые нужно постигать. Этому и продолжат учиться в среднем и старшем звене.

    Заключение

Работая над темой моего исследования, я пришла к следующим выводам. Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями. Русский язык служит человеку:

    средством оформления и выражения мысли,

    коммуникативным средством, обслуживая членов общества в их общении между собой,

    средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).

Урок «русский язык» имеет многовековую историю, что позволяет утверждать о его значимости при разных политических и социальных укладах в стране.

Русский язык как учебный предмет в школах России предполагает освоение фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса, а также его истории. Основу обучения школьников умению пользоваться языком во всех сферах его применения составляют нормы графики, орфографии и пунктуации и представления о стиле и культуре речи. Специфика предмета для изучающих русский язык как родной в том, что он выступает и средством обучения. Русский язык хранит результаты познавательной деятельности народа, отражая его прошлое и настоящее, передаёт накопленные знания следующим поколениям.

Важнейшее и даже главенствующее место этого учебного предмета в учебном плане определяется ролью русского языка в жизни российского общества, в развитии мышления детей, в формировании их сознания и самосознания.

От уровня его преподавания, следовательно, во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами.

    Список используемых источников

Арефьев А.Л. «Русский язык на рубеже ХХ - ХХI веков» (Электронный ресурс). - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, - 2012г. - 481 360 с.

Большая Советская Энциклопедия. - 1954. - Т. 30, 839 c.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - ОНИКС. Мир и образование. - М., 2008. - 736 с.

Интернет-сайт: http://shkola10.webege.com/ . Школа № 10 г. Павлово.

Интернет-сайт: Яндекс. Словари › БСЭ. - 1969 - 1978.

Интернет-сайт: http://paidagogos.com/?p=77 - Педагогика.

Интернет-сайт: . Общество и жизнь.

Интернет-сайт: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=37678 - Библиофонд.

Интернет-сайт: http://m-u.spb.ru/russkiy-yazyk . Мир учебников.

Интернет-сайт:

1 Интернет-сайт: Яндекс. Словари › БСЭ. - 1969 - 1978.

2 Большая Советская Энциклопедия. - 1954. - Т. 30, c. 406.

1 Интернет-сайт: http://paidagogos.com/?p=77 - Педагогика.

2 Арефьев А.Л. «Русский язык на рубеже ХХ - ХХI веков» (Электронный ресурс). - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, - 2012г. - с. 9.

1 Интернет-сайт: http://tverdyi-znak.livejournal.com/396739.html . О преступлениях Наркомпроса РСФСР в отношении русского языка.

1 Интернет-сайт: http://smartnews.ru/society/life/988.html . Общество и жизнь.

    Роль русского языка в системе общего образования.

    Цели и задачи обучения русскому языку на современном этапе.

    Структура и содержание курса русского языка в средней школе.

    Программы по русскому языку для средней школы.

    Межпредметные связи на уроках русского языка.

1. Роль русского языка в системе общего образования

Родной язык как универсальное средство передачи социального опыта играет огромную роль в самосознании народа, является важнейшим источником и средством познания и хранения традиций национальной культуры и истории, первоэлементом художественной литературы. С помощью языка человек овладевает культурным наследием и культурой современного общества. Ф. И. Буслаев, указывая на необходимость изучения родного языка, отмечал, что «родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человечества...».

Русский язык – один из самых распространенных языков мира. На нем говорят около 250 млн. человек. Русский язык – рабочий язык ООН (наряду с английским, арабским, испанским, китайским, французским). Русский язык используется в качестве языка межнационального общения народов России.

В системе образования русский язык занимает особое место, что обусловлено его социальной значимостью. Будучи государственным языком Российской Федерации, он является обязательным учебным предметом всех общеобразовательных школ, входя в федеральный компонент учебного плана. Как учебный предмет русский язык выступает средством развития логического мышления, нравственной, эстетической и коммуникативной культуры учащихся, влияя на качество усвоения других школьных предметов. Велика роль русского языка в развитии памяти, внимания, наблюдательности и других свойств личности.

В последние десятилетия большое значение придается культуроведческому аспекту в обучении русскому языку, который нацеливает на усвоение культурного компонента языковых единиц, отражающих понятия духовных и нравственных ценностей народа, осознание красоты и выразительности родной речи. «Язык, рассматриваемый как достояние всех говорящих на нем, в силу кумулятивной функции является подлинным зеркалом национальной культуры».

Кумулятивная функция языка – функция накопления общественного опыта и знаний – проявляется в возможности отражать и сохранять знания. Благодаря языку становятся общим достоянием научные, религиозные, философские идеи, сохраняется преемственность поколений.

Кумулятивная функция языка тесно связана с номинативной и познавательной – все, что познано в объективной действительности, получает свою номинацию, т. е. закрепляется в языке. Язык и культура определяются как важнейшие социальные феномены, имеющие деятельностный характер, поскольку существуют только в сфере человеческой деятельности. Язык, не являясь формой культуры, служит основным средством ее выражения, материальной базой создания любых культурных ценностей, орудием накопления, хранения и передачи информации.

Культуроведческий подход к изучению языка связан с понятиями «языковая картина мира», «языковая личность», «диалог культур».

Языковая картина мира – это особенности культуры народа, отразившиеся в языке. В языковой картине мира выделяются как индивидуальные познания о мире и социальные знания (коллектива людей, специалистов), так и общечеловеческие знания, ценности. По словам Ю. Н. Караулова, «приобретая представление о внешнем мире, совершенствуя, детализируя и развивая свою картину мира (в онтогенезе), человек овладевает языком, углубляет и делает более гибкой языковую семантику, развивает свою способность или компетенцию».

Языковая картина мира выражает национально-культурную специфику мировидения народа. Язык теснейшим образом связан с психологическим складом того этноса, к которому он принадлежит. Поэтому при изучении предметов филологического цикла важен принцип учета национальной психологии учащихся. Знакомя учащихся с национальной культурой, особое внимание следует обращать на то, что объединяет ее с культурами других народов и, самое главное, на то передовое и ценное, что оказывает положительное влияние на становление личности учащихся в современных условиях.

Являясь истоком общечеловеческой нравственности, национальной культуры, личность рассматривается как ведущая социально-этическая категория, выражающая духовность. Языковая личность формируется на протяжении всего периода обучения в школе, и прежде всего в процессе изучения родного языка как источника развития духовных способностей школьников. «Языковая личность – вот та сквозная идея, которая... пронизывает и все аспекты изучения языка и одновременно разрушает границы между дисциплинами, изучающими человека, поскольку нельзя изучать человека вне его языка».

Диалог культур в процессе обучения русскому языку помогает школьникам познать национальную культуру, находить общие черты, объединяющие культуры разных народов. «Основная направленность культуроведческого аспекта – осознание учащимися феномена русского языка, его богатства, самобытности, национального своеобразия. Основные цели его – развитие духовно-нравственного мира школьника, национально-личностного самосознания, осознания учащимися многообразия духовного и материального мира, признания и понимания ими ценностей другой культуры, уважения к ней».

Уроки русского языка, таким образом, должны рассматриваться как уроки воспитания нравственности, приобщения к национальной культуре, формирования национального самосознания. Обучение родному языку в таком аспекте связано с интеллектуальным развитием личности, ее мышления.

Русский язык как учебный предмет - основа образования школьника. Открывая доступ к получению знаний по всем другим предметам школьного цикла, формируя необходимые для образования и самообразования умения и навыки, сам предмет «русский язык» имеет большое познавательное значение. Именно он подводит учащихся к пониманию такого важного явления действительности, как язык, к осознанию основных языковых средств (фонетических, лексических, грамматических). На уроках русского языка учащиеся овладевают четырьмя разновидностями речевой деятельности: слушанием, чтением, говорением и письмом. Здесь школьники осознают отношение формы и значения, развиваю логическое и теоретическое мышление, получают представление о развитии языка, знакомятся с новыми и устаревшими словами, с некоторыми случаями перехода из одной части речи в другую. Наблюдения над изменениями в лексике подводят школьников 10-15 лет к пониманию того факта, что развитие языка связано с развитием общественной жизни, наукой и культурой общества.

На уроках русского языка решаются серьезные воспитательные задачи, у учащихся возникает чувство гордости за русский язык; развитие умения анализировать речь ведет к ответственному отношению в выборе слов, к правильности и грамотности речи.

Специфика русского языка как учебного предмета заключается в том, что, во-первых, он является предметом обучения, во-вторых, средством изучения всех остальных школьных предметов. Ведущее направление в изучении русского языка - развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности школьников с опорой на чувство языка и максимальное использование связных текстов.

В учебный предмет входят: а) основы соответствующих наук (важнейшие факты, понятия, законы, теории, терминология); б) умения и навыки, формируемые на основе научных знаний; в) специфический учебный материал, пригодный для решения воспитательных задач; г) специальный методический, дидактический материал (система заданий) по усвоению учебного материала данного предмета.



Названные компоненты соответствуют любому учебному предмету. Учебный предмет «русский язык» включает в себя: а) содержание обучения русскому языку, обусловленное, с одной стороны, логикой науки о языке, с другой - особенностями усвоения и коммуникативной деятельностью школьников в процессе обучения, осознанным восприятием обучающей и воспитывающей деятельности учителя, спецификой общения учащихся внутри классного коллектива; б) разделы: фонетика и графика, морфемика и словообразование, лексика и фразеология, грамматика (морфология и синтаксис), правописание (орфография и пунктуация), культура речи, практическая стилистика и общие вопросы языкознания; в) непрерывную постоянную работу по развитию речи школьников.

В современной школе русский язык изучается с 1 по 9 классы. В 10-11 классах закрепляются, углубляются и расширяются знания по русскому языку. Большое внимание уделяется дальнейшему овладению функциональными стилями и правилами их пользования.

Внутрипредметные связи – это нейродинамические зависимости между составными частями конкретной науки; если многие из них можно увидеть и познать, то значительную их часть по причине обоснованности на лингвомикроскопическом характере можно выявить после их исследования.

Связи между чтением и письмом, устной и письменной речью, гласными звуками и слогом, интонацией и ударением, орфоэпией и орфографией, словом и звуком, предложением и словосочетанием и т.д. в обучении родному языку – внутренние и внешние. В то же время связи между морфологией и фонетикой, лексикой или синтаксисом и другими единицами – лингвообъективные. Задача методиста как лингвиста иметь глубокие знания об этом и основываться на эти возможности. Опора на такие связи имеет объективную значимость.

Межпредметные связи - это, во-первых, целевые и содержательные совпадения, объективно существующие между учебными дисциплинами, во-вторых, организационные формы использования данного материала в процессе изучения тех или иных явлений. Межпредметные связи в первом значении - это межпредметный материал, который вычленяется при наложении друг на друга соответствующих школьных программ. Величина межпредметного материала различна между разными школьными предметами.

По характеру общего в содержании между предметами выделяются три вида межпредметного материала: 1) понятийно-терминологический; 2) коммуникативно-речевой; 3) учебно-дидактический.

Понятийно-терминологический межпредметный материал имеет место, во-первых, между предметами с относительно полным совпадением объекта изучения, во-вторых, между предметами с частичным совпадением объекта изучения.

в русском языке: звук, антоним, переносное значение слова, фразеологизм, сравнительный оборот, обратный порядок слов, ав литературе: звукопись, рифма, антитеза, олицетворение, троп, символ, аллегория, устойчивое выражение, сравнение, инверсия;

в русском языке: развитие языка, устаревшие слова, новые слова, национальный язык, диалект, ав истории: развитие общества, новые явления в жизни общества, нация, народ;

в русском языке: имя числительное, количественное числительное, порядковое числительное, дробное числительное, а в математике: количество, число, дробь;

в русском языке: звук, ударный и безударный гласный, ударение, интонация, логическое ударение, а в музыке: голос, тон,речитатив, тембр;

в русском языке: звуки речи, функция языка, речь, а в анатомии: речевой аппарат, высшая нервная деятельность мозга, мышление;

в русском языке: группы языков народов России, славянские языки, а в географии: народы мира; народы, населяющие Россию, языковые семьи.

Коммуникативно-речевая межпредметная связь реализуется в работе над нормами литературного языка при изучении лексики, грамматики и в работе по развитию связной речи. И учитель, и учащиеся должны понимать, что на всех предметах формируются одни и те же коммуникативные умения, но на разном языковом материале, поэтому и необходимы межпредметные связи, которые закрепляют, усиливают формируемые умения.

Учебно-дидактическая связь проявляется в использовании на уроках русского языка неконтекстного и контекстного материала учебников и книг для внеклассного чтения по другим школьным предметам. Этот материал необходим, во-первых, для показа специфики соответствующей разновидности научного стиля (математической, географической, биологической и т.д.), во-вторых, для закрепления изученных языковых явлений и для формирования соответствующих им умений и навыков.

Мировой практикой признано, что родной язык в начальных классах - главный предмет: на изучение языка, как правило, отво­дится половина учебного времени (т.е. уроков). «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни... В языке одухотворяется весь на­род и вся его родина; в нем претворяется творческой силой на­родного духа в мысль, картину и звук небо отчизны, ее воздух... В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения...» Так писал К.Д. Ушинский в статье «Родное слово».

Родной язык - величайший учитель, который учил детей и то­гда, когда не было еще ни книг, ни школ. И эта его функция не утрачен* и поныне. Через овладение языком: его лексикой, со­держащей десятки, сотни тысяч общеупотребительных слов, его фразеологией - меткой, образной, поэтичной, его богатейшей словообразовательной системой, морфемикой, моделями, его грамматикой, воссоздающей механизмы функционирования язы­ка, образования форм и сочетания их в предложении - формиру­ется собственная языковая способность человека, происходит становление личности. Безграничное разнообразие синтаксиче­ских структур, окрашенных интонациями, позволяет передавать тончайшие оттенки мысли.

Постоянные занятия языком (и языками) обогащают интел­лект. Это и выбор наиболее точных лексических средств, и бы­строе, безошибочное построение больших и малых предложений, связывание их в ткани текста; соблюдение логических связей и обоснованности речи; это полноценное аудирование и чтение, это мир книг г чтение и перечитывание; это осмысление структуры и механизмов языка; и эстетика языка - выразительность речи, кра­сивое, каллиграфическое письмо, первые опыты литературного творчества... К.Д. Ушинский и его последователи так определяли цели школьного предмета «Родной язык»:

воспитание и развитие личности ученика, привитие уважения и любви к родному языку, формирование языкового вкуса, «чутья языка», высокой культуры речи;

развитие «дара слова» - практическое развитие речи - выра­жения своей мысли и понимание чужой;

формирование и отработка (автоматизация через тренинг) языковых умений: аудирования - восприятия речи с полным по­ниманием, говорения - выражения своей мысли, письма - графи­ческой фиксации мысли и, наконец, чтения;

изучение, анализ образцов - всего лучшего, что создано масте­рами слова, самим народом (литература, фольклор);

на основе работы по первым четырем целям - изучение, иссле­дование, осознание языковой системы в ее функционировании; применение языковой системы для овладения нормами литера­турной речи и ее выразительностью.

Место и размеры теоретического курса языка (фонетики, грамматики, морфемики, словообразования, орфографии, семан­тики и т.п.) зависят от типа школы и возраста учащихся. Углуб­ленное изучение языка определяется не столько добавлением новых тем, количественным расширением теоретического материа­ла, сколько углублением аналитического, функционального под­хода, пониманием выразительных возможное ген изучаемых еди­ниц языка, их форм. Изучение родною языка, которым дети, пришедшие в школу, уже свободно пользуются практически, есть по своему существу исследование образцового материала, а также и собственной речевой деятельности, целью его является теорети­ческое осмысление языка, а практической задачей высокая куль­тура речи во всех ее проявлениях.

Учебный предмет «Русский язык» складывался постепенно, в основном в XVII-XVIII вв., на основе трудов М.И. Ломоносова, Ф.И.Буслаева, И.И. Срезневского, И.II. Даля. Начальное обуче­ние в эти столетия имело три формы: народные начальные школы, подготовительный и первые три класса гимназий и домашнее на­чальное образование, во многих семьях достигавшее необыкно­венной высоты.

Самая древняя составляющая начального образования - обуче­ние грамоте, т.е. элементарному чтению и письму. Так, знаменитая «Азбука» Ивана Федорова 1574 г., первый печатный учебник в Рос­сии, содержит алфавит, слоговые таблицы, перечни слов, сведения по грамматике, по правописанию, а также значительный объем нравоучительных текстов для упражнения в чтении. Примерно та­кова же структура и других букварей XVII - начала XVIII в.

Обучение элементарному чтению и письму опиралось на тради­ции европейской культуры от Древнего Рима. Начиная с XVIII в., обучение опирается на дидактические теории: с одной стороны, на исходную единицу чтения - букву, звук, слог, целое слово, с дру­гой - на ведущий вид деятельности ученика - заучивание - синтез -анализ, анализ - синтез - моделирование - творческий поиск.

Однако вплоть до XVIII в. буквари (азбуки) составляются не на русском языке, принятом в широком общении, а на славян­ском (например, «Букварь языка словенска» Симеона Полоц­кого 1679 г.). Русский язык входил в школу как язык массового образования в школах при заводах, в воинских частях, в городах. Один из первых русских учебников - «Первое учение отроком» Феофана Прокоповича создан в 1721 г. по повелению Петра I. Но узаконен русский язык как учебный предмет лишь указом импе­ратрицы Екатерины II в 1786 г. К этому времени уже были созда­ны труды по русской грамматике и первый Академический сло­варь, послужившие научной основой школьных учебников.

Основой курса изначально стала грамматика, «наука восьмичастная» (так ее называли по 8 частям речи). Школьная грамма­тика была предметом синтетическим, включала в себя элементы фонетики, графики, орфографии, лексики, морфемики, словообразовая», культуры речи. Этот объединенный предмет выпол­няет три функции, он дает: а) сведения о системе, закономерно­стях, правилах русского языка; б) теоретическую основу умст­венному развитию школьников как предмет высокого уровня абстракций; в) основу для практического овладения литератур­ным языком, его нормами, обосновывает, в частности, правила орфографии, способы проверки орфограмм и пунктограмм. Эти три функции языковой теории - школьной грамматики по за­мыслу составляют единое целое при ведущей роли первой. Од­нако на практике по законам прагматизма нередко непомерно возрастала роль орфографии, и в конце XIX в. некоторые авто­ритетные методисты писали об «орфографическом терроре» в школе. Теория недооценивалась, что наблюдается и поныне, не­смотря на то, что создаются курсы углубленного изучения рус­ского языка. Создание новых программ и учебников в последние десятилетия происходит под знаком усиления теоретической части курсов. В условиях плюрализма программ и учебников в 90-е годы XX в. наиболее употребительными являются учебники Т.Г. Рамзаевой (так называемое традиционное направление), В.В. Поляковой (научная школа Л.В. Занкова) и направление Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова (автор учебников В.В. Репкин). Минимум, обязательный для всех типов школ, определяется го­сударственными стандартами.

Компонентом предмета «Русский язык» в начальной школе бы­ло и остается чтение, которое в последние годы все более прибли­жается и по содержанию, и по целям к предмету «Литература». По традиции, в русской школе обучение чтению всегда осуществлялось на высокохудожественном материале: дети читали произведения фольклора, доступные, «хрестоматийные» стихи и рассказы писате­лей-классиков - СТ. Аксакова, А.П. Чехова, А.С. Пушкина, Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева и других, причем адаптация в основном ограничивалась сокращениями, да и то в от­дельных случаях. К тексту писателя относились всегда бережно.

В процессе чтения художественной литературы усваиваются не­которые литературоведческие термины и понятия: жанры литера­турных произведений, средства художественного языка, творчество писателя. Чтение образцовых произведений формирует языковой вкус учащихся, создает высококультурную языковую среду.

В обучении технике чтения главные критерии - скорость (беглость) и правильность, безошибочность. Важнейшей целью на­выка чтения является его сознательность (осознанность), или полное понимание читаемого, а в устном варианте чтения - его выразитель­ность: интонации, паузы, повышения и понижения голоса, смысло­вые ударения и пр. Уроки чтения дают материал для обогащения словаря школьника, для развития его речи в пересказах, беседах, в письменных изложениях и сочинениях, в различного рода записях.

До 1917 г. в начальном обучении значительное место занимало чтение церковных текстов на славянском языке, что позволяло учителям применять сравнительно-исторический метод. В хре­стоматиях (книгах для чтения) до 50 страниц текста - в основном сюжеты из Ветхого и Нового Заветов бывали напечатаны сла­вянскими буквами без перевода на современный школьникам язык. В XX в. возможности сравнивать древний язык с современ­ным школа и методика утратили.

Обучение письму всегда было тесно связано с грамматико-орфографическими занятиями: оно требует длительной трениров­ки, целенаправленных упражнений. Оно имеет и речевой аспект -письменное выражение собственной мысли, пли сочинение. Со­временная школа рассматривает чтение и письмо как средства письменного варианта речевой деятельности.

И XIX в. исключительное внимание уделялось каллиграфии, ее методика отличались разнообразием и богатством, достигала высокого мастерства. К сожалению, к концу XX в. ей уделяется все меньше внимания; был даже период (70-е годы), когда она была вычеркнута из учебного плана начальной школы.

До 70-х годов XX в. в объем предмета «Русский язык» вклю­чались элементы логики - науки о правилах, законах мышления. Так, в «Детском мире» К.Д. Ушинского имеется раздел «Первые уроки логики»; в учебники русского языка в XX в. включались логические упражнения, использовались логические таблицы, красочно изданные. В самые последние годы в некоторых типах школ элементы логики восстанавливаются.

В XVIII и XIX вв. большим авторитетом пользовалась ритори­ка. Эта древняя наука красноречия давала правила и приемы рабо­ты над устным и письменным словом, над построением речей, со­чинений, над словесным выражением мысли. Риторика считалась наукой для детей старшего возраста, в начальном обучении вво­дилось развитие дара слова (ныне - развитие речи). Но из риторики начальная школа взяла и использует важнейшее: развитие личности ученика, этические аспекты речи, работу над темой, отбор и сис­тематизацию материала, план и композицию, жанры и типы текста, выбор слова, конструирование фразы и текста, применение фигур и тропов. В последние годы издаются пособия по риторике для на­чальной школы и во многих школах введены уроки риторики.

В XX в. речь в соответствии с прагматическими тенденциями все более выдвигается на передний план. Создаются программы, в которых развитие речи признается главной задачей обучения родному языку. Речь при этом рассматривается в широком плане: как устное и письменное выражение своей мысли (говорение и письмо) и как восприятие чужой звучащей и написанной речи (аудирование и чтение). Много внимания уделяется диалогам и монологам. Отмечаются некоторые успехи не только в овладении языковой прагматикой, но и в развитии творческой деятельности учащихся: в выразительном чтении, в постановках школьного театpa, в издании школьных журналов и даже книг детских стихов и прозы, в организации школьных радио- и телепередач и пр.

Таким образом, исторически сложился относительно полный филологический цикл предметов в начальной школе, стержнем ко­торого является родной язык. Все более расширяется круг школ, где в начальных классах дети изучают один или даже два неродных языка, что позволяет использовать метод сопоставления языков в области лексики, фонетики, грамматики. Научные основы этого цикла укрепляются за счет привлечения новых достижений: это функциональная и коммуникативная грамматика, теория синтакси­са текста (лингвистика текста), стилистика и культура речи, сравни­тельная типология языков, фонология, социолингвистика, теория языковой личности. Большая часть этих новых научных направле­ний находит применение в методике обучения русскому языку, но немало случаев выхода и в практику школьника. Таковы функцио­нально-грамматические подходы, введение фонемного способа проверки орфограмм на основе понятия сильной позиции фонемы в слове, средства внутритекстовых связей, используемые школьника­ми в сложном синтаксическом целом, стилистическая дифферен­циация речи в сочинениях учащихся и многие другие.

Всякие попытки нарушить целостность языкового цикла в на­чальной школе сомнительны. А такие попытки имеют место. Отде­ляют, например, литературу: как показал опыт, такой отрыв приво­дит к отставанию навыка чтения, ибо ему не учат. Отделение рито­рики наносит ущерб в согласовании ее уроков с системой развития речи учащихся. Учителя протестуют против отказа от каллиграфии, приучающей школьников к аккуратности. Вряд ли можно отрицать роль логики в построении высказываний... В развитии методики обучения языку в первую очередь надо опираться на свойства само­го преподаваемого предмета, так как от этих свойств зависят и ме­ханизмы усвоения, и его место в развитии школьников.

Русский язык является и предметом научного изучения как в России, так и за рубежом. В нашей стране центром его изучения является Институт русского языка имени академика В.В. Виноградова РАН, который издает академические грамматики русского языка и различные академические словари (толковые, орфографические, орфоэпические и др.). Этим Институтом были осуществлены все издания (начиная с 1949 года) однотомного толкового словаря русского языка профессора С.И. Ожегова (начиная с 1992 года, - С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).

В 1979 году этим академическим Институтом была также издана однотомная энциклопедия «Русский язык». В 1998 году вышло второе издание этой энциклопедии, а в 2003 году – третье издание.

Начиная с 1967 года, Институтом русского языка издается научно-популярный журнал «Русская речь», в котором есть специальный раздел «Культура речи».

Русский язык изучается в научном плане и в целом ряде зарубежных стран – в Китае, Англии, Франции, Германии, Испании, Италии, Финляндии, США и в других странах. Зарубежные ученые-русисты принимают активное участие в различных международных симпозиумах, посвященных русскому языку, выступают с научными докладами.

В целом ряде зарубежных стран русский язык изучается как иностранный. Существует даже специальная аббревиатура – РКИ. Всю большую учебно-методическую работу по изучению русского языка за рубежом направляет созданная в 1968 году Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). Первым президентом МАПРЯЛ был академик В.В. Виноградов.

В Москве продолжает функционировать международный учебно-методический Институт русского языка им. А.С. Пушкина, который издает много учебной и методической литературы по русскому языку в помощь иностранным гражданам, изучающим этот язык, проводит курсы повышения квалификации. С 1967 года этим Институтом издается также научно-методический журнал «Русский язык за рубежом».

Многие выдающиеся отечественные ученые-русисты (см. Приложение 2) занимались вопросами изучения русского языка.

2.5 2007 год – Год русского языка

Президент России В.В. Путин своим указом объявил 2007 год Годом русского языка. Эта акция преследует две цели:

Защитить русский язык, в первую очередь, русский литературный язык, прежде всего, внутри своей страны, - от излишних, засоряющих его слов и выражений англо-американского происхождения, а также очистить русский литературный язык (в том числе и язык современных СМИ) от жаргонной, вульгарной и матерной лексики;

Поднять престиж русского языка как в странах ближнего, так и дальнего зарубежья.



Если до перестройки, до распада СССР, в каждой союзной республике русский язык считался вторым родным языком и на его изучение отводилось большое количество часов, то после распада СССР картина коренным образом изменилась в худшую сторону. Теперь почти в каждой бывшей союзной республике русский язык изучается как один из иностранных языков. Причем он занимает в лучшем случае третье место – после английского и немецкого, а на его изучение отводится очень мало часов.

В странах дальнего зарубежья авторитет русского языка после распада СССР тоже заметно пошатнулся, и число лиц, изучающих его как иностранный, заметно сократилось. Если раньше русский язык в мире (как родной и как иностранный – в совокупности) изучали свыше полумиллиарда человек, то теперь, по последним данным, его изучают 394 миллиона человек, т.е. гораздо меньше.

Вместе с тем, как положительный момент следует отметить то, что Год русского языка, объявленный в России, отмечается в 76 странах мира.

Самым крупным мероприятием, проведенным в России в рамках Года русского языка, явился Международный конгресс, посвященный теме: «Русский язык: исторические судьбы и современность», прошедший в марте этого года на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Этот конгресс был организован МГУ совместно с МАПРЯЛ. В его работе приняли участие свыше 700 ученых-русистов из 50 стран мира. На пленарных и секционных заседаниях было заслушано и обсуждено более 500 докладов по различным актуальным вопросам современного русского языка и его истории.