Я была тогда с моим народом
Там, где мой народ, к несчастью, был.

А Ахматова.

  • образовательные – познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества А.Ахматовой; показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.
  • развивающие – развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данным произведением;
  • воспитательные – воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать, патриотическое чувство, показать пример гражданского мужества.

Средства обучения – учебники, хрестоматии, тексты стихов А.Ахматовой, опорные конспекты, компьютер, материалы Интернета, компакт-диски с историческими и литературными материалами, тесты, олимпиада.

Методы обучения – фронтальный опрос, чтение стихотворений наизусть, просмотр презентации и компакт-дисков с помощью проектора и компьютера, анализ стихотворения, выполнение тестов, работа с вопросами олимпиады.

Тип урока – комбинированный.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Учащиеся имели предварительное задание познакомиться с биографией А.Ахматовой, составить хронологическую таблицу её жизни и творчества, выучить наизусть стихотворения, вспомнить сведения о поэтах Серебряного века и особенностях этого периода в русской поэзии.

II. Новая тема.

На экране появляются слайды Презентации. Учащиеся записывают новую тему в тетрадь. Урок проходит на фоне демонстрации слайдов.

  1. Первая Мировая война. Стихотворение “Молитва”.
  2. Революция и Гражданская война. Отказ покинуть Россию.
  3. Гибель Гумилёва, арест сына, поэма “Реквием”. Многолетнее молчание, пушкиниана.
  4. Великая Отечественная война, “Мужество”, блокадный Ленинград.
  5. 1946 год, новые испытания.
  6. Признание, премия Этна-Таормина, Оксфордский диплом.
  7. Анализ стихотворения.

Письменно в тетради:

  1. Выполнение тестов.
  2. Ответы на вопросы олимпиады.

IV. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся на уроке.

V. Домашнее задание.

Конспект урока

I. Организационный момент. Активизация знаний учащихся.

Выполняя предварительное задание, вы познакомились с творческой биографией Анны Андреевны Ахматовой, выучили её стихи. Вы обратили внимание на то, что начало её творчества связано с Серебряным веком русской поэзии, а последние произведения появляются в 60-е годы.

Вспомните, пожалуйста, определение Серебряного века русской поэзии.

Ответ: Серебряным веком принято называть период расцвета русской поэзии в начале XX века.

II.

Откройте тетради и запишите тему урока.

Начинается компьютерная презентация.

Слайд № 1. Учащиеся записывают тему в тетради.

Слайд № 2.

  1. История появления псевдонима “Ахматова”.
  2. На экране появляются вопросы, на которые учащиеся должны устно ответить.
    Ответ: Уже в гимназические годы Ахматова писала стихи. Ахматова – это фамилия бабушки, ставшая псевдонимом Анны Андреевны Горенко.

  3. Начало творчества, первый поэтический сборник.
  4. Гумилёв, акмеизм. Поэтическая перекличка Гумилёв-Ахматова.

Слайд № 3. История любви Н.Гумилёва и А.Ахматовой нашла отражение в стихах. Учащиеся (юноша и девушка) читают наизусть стихи.

Вот я один в вечерний тихий час,
Я буду думать лишь о Вас, о Вас.
Возьмусь за книгу, но прочту: “Она”,
И вновь душа пьяна и смятена.
Я брошусь на скрипучую кровать,
Подушка жжёт… нет, мне не спать, а ждать.
И крадучись я подойду к окну,
На дымный луг взгляну и на луну,
Вон там, у клумб, Вы мне сказали: “Да”,
О, это “да” со мною навсегда.
И вдруг сознанье бросит мне в ответ,
Что вас, покорной, не было и нет,
Что ваше “да”, ваш трепет у сосны,
Ваш поцелуй – лишь бред весны и сны.
Тебе покорной! Ты сошёл с ума!
Покорна я одной господней воле.
Я не хочу ни трепета, ни боли.
Мне муж – палач, а дом его – тюрьма.
Но, видишь ли! ведь я пришла сама…
Декабрь рождался, ветры выли в поле,
И было так светло в твоей неволе,
А за окошком сторожила тьма.
Так птица о прозрачное стекло
Всем телом бьётся в зимнее ненастье,
И кровь пятнает белое крыло.
Теперь во мне спокойствие и счастье.
Прощай, мой тихий, ты мне вечно мил
За то, что в дом свой странницу пустил.

Слайд № 4. Учащиеся отвечают на вопросы.

Ответ: Н.Гумилёв создал “Цех поэтов-акмеистов”

(Акмеизм, литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Анну Ахматову, генетически было связано с символизмом, но противостояло его крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя - через психологически значимый жест, движение, деталь. Манера “материализации” переживаний была характерна прежде всего для творчества Анны Ахматовой.)

Первые сборники стихов А.Ахматовой назывались “Вечер” и “Чётки”.

Слайд № 5.

Вопросы: Какова тема стихотворения “Сжала руки под тёмной вуалью…” ?

Кто является героем этого стихотворения?

Какие тропы заметили в стихотворении?

Анализ стихотворения “Сжала руки под тёмной вуалью...” (1911).

Это характернейшее стихотворение из книги “Вечер”, в котором представлены коллизии непростых отношений между мужчиной и женщиной. Темой стихотворения является любовь. Лирическая героиня говорит со своей совестью (невидимый герой) после свидания с человеком, у которого в стихотворении нет никаких опознавательных знаков. Весь разговор опущен, а его содержание сконцентрировано в одной ёмкой метафоре “…я терпкой печалью/ Напоила его допьяна.” Женщина, охваченная внезапным состраданием, признает свою вину перед тем, кого она заставляет страдать. Печалью “напоили” его, но сейчас страдает она, в этом виноватая. О силе чувства говорят повторяющиеся глаголы: “сбежала”, “я бежала”, “задыхаясь, я крикнула”. “Перил не касаясь”, то есть стремительно, без всякой осторожности, - это акмеистически точная, психологически насыщенная внутренняя деталь. В конце первого стиха последней строфы повисает слово “шутка”, отделённое от завершения фразы сильным стихотворным переносом. Ясно, что все предыдущее было всерьез.

Слайд № 6. Стихотворение “Я так молилась: “Утоли...”.

Вопросы: Какова тема этого стихотворения?

Какие традиции продолжает Ахматова?

Я так молилась: “Утоли
Глухую жажду песнопенья!”
Но нет земному от земли
И не было освобожденья.

Как дым от жертвы, что не мог
Взлететь к престолу Сил и Славы,
А только стелется у ног,
Молитвенно целуя травы, -

Так я, Господь, простерта ниц:
Коснется ли огонь небесный
Моих сомкнувшихся ресниц
И немоты моей чудесной?

Тема поэта и поэзии разрабатывается в традициях русской классической поэзии, прежде всего пушкинской (вспомним стихотворение “Пророк”). Таким образом, творчество Ахматовой не укладывается в рамки акмеизма.

Слайды № 7-8. Казалось бы, в жизни А.Ахматовой всё складывалось великолепно: брак с любимым человеком, признание, рождение сына. Но трагическая эпоха коснулась жизни каждого человека.

Первая Мировая война. Стихотворение “Молитва”

Слайд № 9. Н.Гумилёв в армии. Переписка.

Учащиеся читают стихотворение “Ты письмо моё, милый, не комкай…”

Ты письмо мое, милый, не комкай,
До конца его друг прочти.
Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути.
Не гляди так, не хмурься гневно.
Я любимая, я твоя.
Не пастушка, не королевна
И уже не монашенка я –
В этом сером, будничном платье,
На стоптанных каблуках…
Но, как прежде, жгуче объятье,
Тот же страх в огромных глазах. Ты письмо мое, милый, не комкай,
Не плачь о заветной лжи,
Ты его в твоей бедной котомке
На самое дно положи.
1912 г. Царское Село

Слайд № 10-11. Стихотворение “Молитва”.

Вопросы: К кому обращено стихотворение?

Какую жертву она готова принести?

Во имя чего приносится эта жертва?

Кровная связь с Россией особенно резко ощущалась в самые трудные времена, начиная с Первой мировой войны. М.Цветаева называла А.Ахматову “музой плача”.

Революция и Гражданская война. Отказ покинуть Россию.

Слайд № 12. “Не с теми я, кто бросил землю…”

Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь онаиспытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала. Но для Ахматовой слова “родина” и “власть” никогда не были синонимами. Для нее не было выбора - уехать из России или остаться. Она считала бегство предательством:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

В каком стиле написано это стихотворение?

Стихотворение выдержано в высоком стиле: старославянизм "не внемлю", “песен не дам” в значении "не буду посвящать стихов", слова "растерзание".

Какие противопоставления мы видим в этом произведении?

Противопоставляются не только уехавшие и оставшиеся. “Бросившие” и “изгнанники” - разные люди, и отношение автора к ним различно. К первым сочувствия нет. "Но вечно жалок изгнанник, / Как заключенный, как больной". Конкретно имеются в виду, как можно предположить, литераторы и философы, высланные из Советской России в 1922 г. в качестве враждебного элемента. Политический протест против высылки русской интеллигенции сочетается с величественным приятием собственного жребия. Исторически "оправдан будет каждый час" мучений.

Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины.

Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой часто противопоставлялось именам поэтов революционной России. В 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре арестован и вскоре расстрелян ее муж, поэт Николай Гумилев.

Слайд № 13. Дружба с О.Мандельштамом.

В самом деле, ни единого удара не отклонили от себя. Они не отрекались от друзей. Поддерживали тех, кто подвергался репрессиям.

Гибель Гумилёва, арест сына, поэма “Реквием”. Многолетнее молчание, пушкиниана.

Слайд № 14-15. Дело Н.Гумилёва.

Волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. Был арестован и расстрелян муж. Потом арестован ее единственный сын Лев Гумилев.

Именно в эти годы Ахматова начинает писать поэму “Реквием”. Стихи жили в памяти друзей и близких, так как на бумаге оставлять их было опасно. Основные мотивы поэмы - память, горечь забвения, немыслимость, невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы.

Массовые репрессии в стране, трагедийные события личной жизни (неоднократные аресты и ссылки сына и мужа) вызвали к жизни “Реквием” (1935-1940). Пять лет с перерывами работала Ахматова над этим произведением. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях.

Поэма сложилась из отдельных стихотворений, созданных в основном в предвоенный период. Окончательно эти стихи были скомпонованы в единое произведение лишь осенью 1962 года, когда оно было впервые написано на бумаге. Л. Чуковская в “Записках об Анне Ахматовой” вспоминает, что в этот день Ахматова торжественно сообщила: “Реквием” наизусть знали 11 человек, и никто меня не предал”. При знакомстве с поэмойее структурными частями поражает чересполосица дат: “Вместо предисловия” датировано 1957 годом, эпиграф “Нет, и не под чуждым небосводом...” - 1961-м, “Посвящение” - 1940-м, “Вступление” - 1.935-мИзвестно также, что вариант “Эпилога” был продиктован автором подруге Л. Д. Большинцовой в 1964 году. Следовательно, даты эти - лишь разные знаки того, что к этому творению Ахматова обращалась на протяжении тридцати последних лет жизни. Важно уметь отвлечься от этих цифр и воспринимать “Реквием” как целостное произведение, продиктованное трагедийным временем. Слово “Реквием” переводится как “заупокойная месса”, как богослужение по умершему. Одновременно это - обозначение траурного музыкального произведения.

Уже в 1961 году поэме был предпослан эпиграф, строго, но точно отразивший гражданскую и творческую позицию автора: “Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.” Здесь дважды повторяется слово “чуждый”, дважды - слово “народ”. Выражена идея сплочения судеб народа и его поэта.

Название - “Реквием” - настраивает на торжественно-траурный лад,оно связано со смертью, скорбным молчанием, которое пропорционально непомерности страдания.

Слайды № 16. Учащиеся читают отрывок “Семнадцать месяцев кричу…”

Для спасения сына Ахматова написала стихи ко дню рождения И.Сталина, обратилась к нему с просьбой. Вскоре освобожденный, сын вновь был арестован, во время войны воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году его посадили в третий раз, и лишь в мае 1956 года он оказался на свободе,

Великая Отечественная война, “Мужество”, блокадный Ленинград.

Слайды № 17-18.

В начале войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, затем ееэвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году Ахматова вернулась восвобожденный Ленинград.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое назначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить горе своей страны.

Как решается образ родины в стихотворении “Мужество”?

Родина в этом стихотворении отождествляется с русской речью сродным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо жертвенно отстаивать. И здесь Ахматова говорит “мы” - это голос всего народа, объединенного Словом.

Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля и всею жизнью она была связана с Петербургом. Каждая черточка его облика - важная деталь, подробность ее судьбы.

1946 год, новые испытания.

Слайды № 19-20-21.

В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой, организована травля: в выступлении А.Жданова и последовавшем за этим Постановлении ЦК ВКП(б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград” поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему. Вместе с Ахматовой под пресс власти попал и М. Зощенко. Оба были исключены из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказались изгоями в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов А.Ахматовой был уничтожен.

Ей пришлось жить буквально в сторожке, будке, в пригороде Комарово. Но и здесь у неё были друзья, ученики. Один из них – И.Бродский – стал лауреатом Нобелевской премии. В 1956 году был освобождён сын. А.Ахматова снова начинает печататься.

Признание, премия Этна-Таормина, Оксфордский диплом.

Слайды № 22-23-24-25.

5 марта 1966 года Анны Ахматовой не стало. Но, видимо, даже мёртвый, настоящий поэт опасен для недостойных правителей. В поэме “Реквием” устами поэта гласит народ, об этом говорится впрямую: “И если зажмут мой измученный рот, // Которым кричит стомильонный народ…”

В “Эпилоге” как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом. На могиле Ахматовой нет грандиозного памятника, только самодельный крест. Она не нуждается в монументах. Вечным и самым прочным памятником стала её жизнь и её стихи

III. Закрепление материала, проверка его усвоения на первом уровне.

Выполнение тестов и ответы на вопросы олимпиады (письменно в тетради).

IV. Подведение итогов урока.

Оценка работы учащихся на уроке.

V. Домашнее задание.

Письменно проанализировать понравившееся стихотворение Ахматовой.

ТЕСТ
к открытому уроку по творчеству А. А. Ахматовой

Задание 1

К какому литературному течению принадлежала А.А.Ахматова:

  1. Акмеизму.
  2. Символизму.
  3. Имажинизму.
  4. Футуризму.

Задание 2

Анна Андреевна Ахматова - это псевдоним. Какова фамилия поэта:

  1. Анна Суворова.
  2. Анна Горенко.
  3. Анна Гумилева.
  4. Другое имя.

Задание 3

Лирическая героиня А. Ахматовой совпадает с личностью автора:

Задание 4

В чем видит А.А.Ахматова предназначение поэта:

  1. Сохранить трагическую национальную память.
  2. Быть “голосом” совести своего народа, его веры, его правды.
  3. Петь о любви.
  4. Быть “глашатаем”, “главарем” своего времени.

Задание 5

Лирика А. Ахматовой, особенно в ее первых книгах, почти исключительно любовная. Это сборники стихов (найдите лишнее):

  1. “Четки”.
  2. “Вечер”.
  3. “Лебединый стан”.
  4. “Белая стая”.

Задание 6

Лирическая героиня А. Ахматовой:

  1. Женщина, окруженная бытом, заботами сердца.
  2. Боец-революционер.
  3. Женщина, погруженная в чувства, интимные переживания персональной судьбы.
  1. Как страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной.
  2. Как поэт, понявший и принявший революцию.

Задание 8

В поэме “Реквием”, исполненной отчаяния и горя, А. А. Ахматова писала: “Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. ” Какой мотив творчества поэта наиболее ярко выразился в поэме:

  1. Гражданские мотивы.
  2. Библейские мотивы.
  3. Мотив Родины.

Задание 9

Поэма А. А. Ахматовой “Реквием” была впервые опубликована в России:

  1. В 1937 году.
  2. В 1952 году.
  3. В 1988 году.

Вопросы олимпиады

1. Кто из поэтов так описал процесс творчества?

1) Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Сужается какой-то тайный круг,
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо...
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, -
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

2) Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота - ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы - Один ответ:
- Откуда мне сие"?
Мы спим - и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом - во сне – открыты
Закон звезды и формула цветка.

2. Определите характер рифмовки в стихотворениях А. Ахматовой.

1) Сжала руки под темной вуалью.
“Отчего ты сегодня бледна?”
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

2) Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
“Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли..

3) ... Я слышу: легкий трепетный смычок,
Как от предсмертной боли, бьется, бьется,
И страшно мне, что сердце разорвется,
Не допишу я этих нежных строк...

3. Кто из поэтов так говорил о себе?

1) Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

2) Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.

3)О, я хочу безумно жить:
Всё сущее – увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить!

4. О чем повествует А.Ахматова в этих стихах:

И женщина какая-то моё
Единственное место заняла,
Моё законнейшее имя носит,
Оставивши мне кличку, из которой
Я сделала, пожалуй, все, что можно?

6. С кем из поэтов, с которым дружила потом всю жизнь, познакомилась молодая поэтесса на “башне” Вячеслава Иванова?

7. Секретарём какой литературной группы была Ахматова?

8. К ранней лирике Ахматовой вполне сгодилась бы в эпиграф строчка великого русского поэта: “О как убийственно мы любим!” Чья эта строчка?

9. Мы говорили уже о том, что поначалу Ахматова меняла литературные маски. А какие маски она отвергала с самого начала?

10. Кто, буквально прочитав ранние лирические откровения героини Ахматовой, публично назовёт самого поэта “полумонахиней-полублудницей” и позаботится, чтобы эти определения прозвучали как тяжёлые политические обвинения Ахматовой в нелояльности по отношению к советскому строю и государству?

11. Знаете ли вы, о ком говорит Ахматова в стихотворении “Мне голос был. Он звал утешно...”? Чей это был “голос” и куда он звал героиню поэта?

12. Какой месяц для себя Ахматова ощущала трагическим?

13. Кого оплакивает Ахматова: “Умолк вчера неповторимый голос,// И нас покинул собеседник рощ”?

14. Какой университет удостоил Анну Ахматову почетного звания доктора философии?

15. Какой поэт, считающий себя учеником Ахматовой, обрёл мировую известность?

Тесты предназначены для учащихся 11 класса и содержат вопросы разной степени сложности биография, сборники стихотворений, исторические события и тд). Ответ на последний вопрос учащимся предложено написать в виде рассуждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕСТЫ

По творчеству А. А. Ахматовой

Подготовила: учитель русского языка и литературы

Школы №684 г. Москвы

Суворова Наталья Валентиновна.

1.Перечислите исторические события, которые пережила Ахматова в течение жизни.

2.Какова настоящая фамилия Ахматовой?

_________________________________________________________________________

3.Кто был 1-м мужем Ахматовой?

Брюсов –

Пастернак

Гумилев

Бальмонт

4.К какому литературному течению она сама относила свое раннее творчество?

Футуризму

Имажинизму

Символизму

Акмеизму

5.Как назывался 1-й сборник ее стихов?

-«Четки»

-«Вечер»

-«Бег времени»

-«Белая стая»

6. А последний?

-«Четки»

-«Вечер»

-«Бег времени»

-«Белая стая»

7. Кто был любимым поэтом Ахматовой?

Блок

Пушкин

Лермонтов

Гумилев

8.Как называлась первая поэма Ахматовой?

- «Реквием»

- «Поэма без героя»

- «Аnno Domini»

- «У самого моря»

9.А последняя?

-«Реквием»

-«Поэма без героя»

-«Аnno Domini»

-«У самого моря»

10.Соедините название произведения и отрывок, из которого оно взято:

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был «Молитва»

И мы сохраним тебя, русская речь,

Могучее русское слово. «Реквием»

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницы жар,

Отыми и ребенка, и друга… «Мужество»

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился гордый дух «В Царском Селе»

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

11.Какую литературную премию вручили Ахматовой в 1964г?

Нобелевскую

Сталинскую

Ленинскую

Этна-Таормина

12.Почетным доктором какого университета она была принята в последние годы жизни?

Оксфордского

Гарвардского

Сорбоннского

Йельского

13.В чем видит Ахматова предназначение поэта?

Петь о любви

Быть «глашатаем» своего времени

14. Какой из сборников не является «ахматовским»?

-«Четки»

-«Подорожник»

-«Белая стая»

-«Лебединый стан»

-«Вечер»

15.Когда впервые была напечатана поэма «Реквием»?

В 1937

1946

1952

1988

16. В поэме «Реквием» есть строки: «Муж в могиле, сын в тюрьме,/Помолитесь обо мне». Назовите имена обоих.____________________________________________________

17. Какой мотив в этой поэме отразился наиболее ярко?

Гражданский

Библейский

Патриотический

Антисоветский

18. Восстановите последовательность отрывков из поэмы «Реквием»:

(пронумеруйте)

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад,

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

Тихо льется тихий Дон

Желтый месяц входит в дом

Входит в шапке набекрень

Видит желтый месяц тень.

Эта женщина одна

Эта женщина больна

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

Месяцев кричу

Зову тебя домой.

Кидалась в ноги палачу

Ты сын и ужас мой.

Перед этим горем гнутся горы

Не течет великая река

А за ними каторжные норы

Но крепки тюремные затворы…

И упало каменное слово

На мою еще живую грудь

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь.

19. Какую тему в творчестве Ахматовой вы считаете главной и почему?

(рассуждение записать на обратной стороне листа)


Каким Анна Ахматова видит предназначение поэта? и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Несмотря на то, что Анна Ахматова прочила сама себе короткий жизненный путь, она ошибалась: путь её был долог и на редкость творчески богат и сложен. В разное время она по-разному оценивала роль поэта, как она себя называла, и поэзии в обществе. Первые стихотворные опыты состоялись, когда Ахматова была в русле течения «акмеизм» . Но постепенно поэтесса отошла от акмеистов и выбрала другой ориентир, который она считала единственно подлинным: Пушкина. Ему посвящено одно из стихотворений цикла «В Царском Селе»: Смуглый отрок бродил по аллеям, У озёрных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов… Но всё же несмотря на то, что Пушкин был высшим литературным авторитетом для Ахматовой, она искала и свой образ в мире современной ей поэзии. Цикл «Тайны ремесла» стал попыткой разобраться в тайне поэзии, а, следовательно, и в своей тайне. Природа вдохновения стала темой открывающего цикл стихотворения с недвусмысленным названием «Творчество» . Ахматова не забывает литературные корни, наследуя традиции Лермонтова, Пушкина, Жуковского. Сознание поэта ищет, тщательно выбирает один в хаосе звуков один единственно верный мотив: Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растёт трава. Определив мотив, поэт должен решить другую необходимую задачу – переложить его на бумагу. Для Ахматовой этот процесс уподобляется диктовке, а диктуют поэту его внутренние импульсы и звуки. Неважно, будет продиктованное определение или образ «низким» или «высоким» - подобного деления для Ахматовой не существует (она заявляет: «мне ни к чему одические рати») . Поэтесса говорит об «обыкновенном чуде» поэзии. Оно заключается в рождении стиха из обыденной обстановки: Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда… Рост этих стихов – не просто механическое написание, а настоящее перевоссоздание действительности, придание ей формы стиха, несущего положительную духовную энергию людям. Для Ахматовой не менее важна была фигура того читателя, до которого донесётся положительный заряд стихотворения, ведь поэзия суть диалог художника и читателя. Если бы не было последнего, не для кого было бы писать, то есть идея поэзии теряла бы всякий смысл. «Без читателя меня нет» , - заметит Марина Цветаева. Для Ахматовой же читатель становится «неведомым другом» , который есть гораздо большее, нежели простой потребитель духовных ценностей. В душе его стихи обретают новый звук, так как преломляются через уникальное сознание, отличное от сознания поэта: А каждый читатель – как тайна, Как в землю закопанный клад. На примере этого и других стихотворений хорошо видно, что цикл в полном соответствии со своим названием открывает читателю тайны поэтического ремесла Ахматовой. Но помимо «технического» аспекта поэзии существуют и взаимоотношения поэта и внешнего, часто совсем непоэтичного мира. Двадцатые годы прошлого века поставили многих поэтов перед выбором – эмигрировать за рубеж либо остаться со своей страной в тревожное время. Ахматова принимает нелёгкое решение – остаться в новой России: «Не с теми я, кто бросил землю» . Это заявление звучит довольно резко, но ещё ярче подчёркивает авторскую позицию строчка: «им песен я своих не дам» . Категоричность Ахматовой находит выражение ещё и в том, что она уверена, «что в оценке поздней оправдан будет каждый час» . Дар поэта - его богатство, Богом данное, но поэт обречен не копить его, а расточать. Задача поэта - неблагодарна, но благородна, она сродни Христовой. Подобно Христу, поэт идет по миру - один, - чтобы творить свое благое дело. И, подобно Христу, он обречен за это узнать “учеников злорадное глумленье и равнодушие толпы”. Слава представляется героине неизбежным спутником таланта, “увядшим листом” у него под ногой или же назойливой гостьей, погремушкой, трещащей над ухом. Героине не страшно забвение: Забудут? - вот чем удивили! Меня забывали сто раз...

Ответ от Mr. Corax [гуру]
У нее психическое расстройство было, поэтесса замечательная. Нормальные люди таких стихов не напишут. =) Пушкин был тоже немного "того" и Есенин и Маяковский.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия

Тесты по творчеству А.А.Ахматовой

11 класс

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Печказова Светлана Петровна

Чамзинка

Пояснительная записка

Тесты по творчеству А.А.Ахматовой содержат вопросы о жизни и творчестве поэта.

К каждому вопросу даётся несколько вариантов ответа.

Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству поэта в 11 классе.

Критерии оценивания:

«5» (отлично) – работа выполнена безошибочно,

«4» (хорошо) – в работе допущено не более 2-х ошибок,

«3» (удовлетворительно) – в работе допущено более 2-х ошибок,

«2» (неудовлетворительно) – в работе допущено более 5-ти ошибок,

Вариант I . Жизнь и творчество А.А.Ахматовой

1. К какому литературному течению принадлежала Ахматова:

А. акмеизм, Б. футуризм, В. символизм

2. Анна Андреевна Ахматова – это псевдоним. Назовите настоящие имя и фамилию поэтессы: А.Анна Гумилёва, Б. Анна Горенко, В. Анна Суворова

3. Совпадает ли лирическая героиня А. Ахматовой с личностью автора:

А. да, Б. нет

4. В чем видит А. Ахматова предназначение поэта: А. сохранить трагическую национальную память, Б. быть «голосом» совести своего народа, В. быть «глашатаем», «главарем» своего времени

5. Лирика А. Ахматовой, особенно в ее первых книгах, почти исключительно любовная. Это сборники стихов (найдите лишнее): А. «Четки», Б. «Вечер», В. «Лебединый стан», Г. «Белая стая»

6. Лирическая героиня Ахматовой: А. женщина, окруженная бытом, заботами сердца, Б. боец-революционер, В. женщина, погруженная в чувства, интимные переживания персональной судьбы

А. как страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной, Б. как поэт, понявший и принявший революцию, В. как поэт, не понявший и не принявший революцию

8. В поэме «Реквием», исполненной отчаяния и горя, А. А. Ахматова писала: «Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне…». Какой мотив творчества поэта наиболее ярко выразился в поэме: А. гражданские мотивы, Б. библейские мотивы, В. мотив Родины

9. В каком году поэма Анны Ахматовой «Реквием» была впервые опубликована в России: А. 1937 г., Б. 1952 г., В. 1988 г.

10. А. А. Ахматова скончалась:

Вариант II . Тест по стихотворению А.А.Ахматовой «Песня последней встречи» (1911 г.)

    В какой сборник вошло стихотворение А.А.Ахматовой «Песня последней встречи»:

    Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях «шёпот осенний», «равнодушно-желтым огнем»:

    В строке «Только в спальне горели свечи / Равнодушно-желтым огнем» использован синтаксический прием. Назовите этот прием. ________________

    Каким словом из первой строфы характеризуется состояние лирической героини? _________________

    Как называется фонетическое средство, основанное на повторении однородных согласных, использованное в строках «Это песня последней встречи. / Я взглянула на темный дом. / Только в спальне горели свечи»: _________

    Какой вид тропа активно использует автор в предложенном фрагменте («злой судьбой», «темный дом»)? _________________

КЛЮЧ:

инверсия

беспомощно

аллитерация

эпитет

ямб

Вариант III . Тест по стихотворению А.А.Ахматовой «Уединение» (1914 г.)

    В какой сборник вошло стихотворение А.А.Ахматовой «Уединение»:

    Ведущей темой стихотворения является тема:

    Как называется изобразительное средство, использованное в строке «Влетают ветры северных морей»?

    Лирическая героиня стихотворения:

    Как называется фонетическое средство, основанное на повторении однородных согласных, использованное в строках «Что ни один из них уже не страшен, / И стройной башней стала западня»: _________

    Какой эпитет, использованный в финальных строках, характеризует отношение автора к поэзии? ______________

    Определите размер, которым написано стихотворение. ___________

КЛЮЧ:

аллитерация

божественно

олицетворение

эпитет

ямб

Вариант IV . Тест по стихотворению А.А.Ахматовой «Родная земля»

И в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас. 1922 г.

    В какой сборник вошло стихотворение А.А.Ахматовой «Родная земля»:

    Ведущей темой стихотворения является тема:

    Как называется фонетическое средство, использованное в строках «Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах»:

    Лирическая героиня стихотворения:

    Как называются строки, предваряющие основной текст стихотворения?________________

    На каком стилистическом приёме строится первая часть стихотворения? _________________

    В какой части стихотворения (по счёту) Ахматова говорит о том, что такое для неё – родная земля? (в им. п., ж.р.)______________

    Назовите часть речи, активно используемую автором во второй части стихотворения для придания тексту определённого ритма и динамики. _________________

    Какой вид тропа активно использует автор в предложенном фрагменте («горький сон», «заветных ладанках»)? _________________

    Что, по мнению поэта, мы не носим в «заветных ладанках» на груди? (в им.п.)

КЛЮЧ:

эпиграф

отрицание

вторая

глагол

эпитет

родная земля

Использованная литература:

    Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Литература. 11 класс. Между завтра и вчера. Вечный диалог» в 2-х кн. – М.: Баллас, 2012 г.

    Коршунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.

    Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

    Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

    Миронова Н.А. Тесты по литературе в 11 классе. — М.: Экзамен, 2008.

АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА (1889-1966)

Русский философ Н. Бердяев духовные достижения начала XX века назвал русским художественным ренессансом. Одно из ярких и самобытных имён этого периода - Серебряного века - Анна Ахматова.

«Я родилась 11(23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север - в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет»,- так пишет Ахматова в своей биографии «Коротко о себе».

Детство и юность ее прошли в Царском Селе, а позже в Киеве, где она окончила гимназию и училась на Высших женских курсах.

Первые стихи появились в одиннадцать лет. С поэзией детей знакомили по произведениям Г.Р. Державина и Н.А. Некрасова, а позже и А.С. Пушкина.

В поэме «У самого моря» А.А. Ахматова пишет о своих впе­чатлениях этого периода жизни, когда семья отдыхала на Черном море.

Бухты изрезали низкий берег,

Все паруса убежали в море,

А я сушила соленую косу

За версту от земли на плоском камне.

Ко мне приплывала зелёная рыба, 1 Ко мне прилетала белая чайка - А я была дерзкой, злой и веселой И вовсе не знала, что это - счастье.

В ранней юности Ахматова встретилась с Н. Гумилевым, за которого в 1910 году вышла замуж. Гумилев к этому времени уже издал сборник стихотворений «Путь конкистадора» и «Ро­мантические цветы», учителем своим она считала Иннокентия Анненского.

Возникший под руководством Гумилева «Цех поэтов» стал оплотом акмеистов, среди которых были С. Городецкий, О. Ман­дельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут. К этому объединению поэтов примкнула и Анна Горенко. Поездки в Париж (1910-1911), в Италию (1912) дали много впечатлений для творческого роста, который вылился в первый сборник стихов «Вечер», вышедший под псевдонимом Ахматова. Это была фамилия прабабушки, которая восходила к хану Ахмату, чингизиду. Предисловие к «Вечеру» написал М. Кузмин.

1912 год был знаменателен еще и тем, что у нее родился сын Лев Николаевич Гумилев, в будущем историк-востоковед и этнограф.

Вторая книга стихов «Четки» вышл а через два года. Обе книги были отмечены литературной критикой, которая увидела появ­ление нового поэтического имени.

В насыщенном событиями 1917 году, в сентябре, вышла третья книга стихотворений «Белая стая». «Этот сборник появился при еще более грозных обстоятельствах. Транспорт замирал - книгу нельзя было послать даже в Москву, она вся разошлась в Пет­рограде. Журналы закрывались, газеты тоже. Поэтому в отличие от «Четок» у «Белой стаи» не было шумной прессы. Голод и разруха росли с каждым днем...»- писала об этих событиях Ахматова.

Уже после Октябрьской революции были изданы два сбор­ника лирических стихов: в 1921 г. - «Подорожник», в 1922 г. - книга « Anno Domini » («В лето Господне»).

«Вскоре после Октябрьской революции,- писала Ахматова,- очень многие мои современники, как известно, покинули родину. Для меня этот вопрос никогда не вставал. Некоторое время я работала в библиотеке агрономического института..., ведя тот суровый образ жизни, который пал на долю тогдашних петер­буржцев».

Конечно, как и многие соотечественники, она могла выехать из страны.

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда».

Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной Не осквернился б скорбный дух.

Эти стихи о верности родине знал наизусть А. Блок, который сказал о позиции поэтессы: «Ахматова права, убежать от рево­люции - позор». В стихах 1920 г. она говорит жестокую правду о тягостных переживаниях, бедах и утратах, но в то же время - и о новых ощущениях, о будущем и его ожидании.

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано,

Отчего же нам стало светло?

Днем дыханьями веет вишневыми Небывалый под городом лес,

Ночью блещет созвездьями новыми Глубь прозрачных июльских небес,-

И так близко подходит чудесное К развалившимся старым домам...

Никому, никому не известное,

Но от века желанное нам.

Последний сборник стихов в 20 годы вышел в 1922 году, пере­изданная «Белая стая». С этого времени до 1939 года Ахматову не печатали, а творчество ее подвергалось грубой и несправедливой критике. Только в 1940 году вышел сборник «Из шеста книг» при содействии М. Шолохова, ставшего уже известным. Он выдвинул книгу на соискание Сталинской премии, не рассчитывая на положительный исход.

Трагедии и драмы в судьбе Ахматовой были связаны не только с творчеством. В1921 году был расстрелян поэт Николай Гумилев, с которым она рассталась еще в 1918 году. В 1935 году был арес­тован в первый раз сын Лев Гумилев, а следом, в 1938 году - один из самых любимых друзей по «Цеху поэтов» О. Мандельштам. В трагическое и беспощадное время сталинских репрессий, когда были арестованы или расстреляны сотни тысяч людей по сфаб­рикованным обвинениям, Ахматова не могла хранить записи своих стихов. Самые близкие люди (Лидия Корнеевна Чуковская, жена О. Мандельштама Надежда Яковлевна, Н. А. Олышевская) выучи­вали их наизусть, и таким образом сохранились стихи, из которых составлена была уже после смерти Сталина и XX съезда КПСС поэма «Реквием».

Перед Великой Отечественной войной состоялась знамена­тельная встреча с Мариной Цветаевой.

Войну Ахматова застала в Ленинграде. Сын ее Лев, вторично арестованный, находился в заключении, освободить его, несмотря на усилия Анны Андреевны и ее друзей, не представ­лялось возможным. Эвакуированная из блокадного Ленинграда в Ташкент осенью 1941 года, Ахматова там пробудет до 1944 года, узнает, «что такое в палящий жар - древесная тень и звук воды», что такое настоящая человеческая доброта, дружба. Окружение поэта в это время - актриса Ф.Г.Раневская, Елена Сергеевна Булгакова, Гафур Гулям, Владимир Луговской, Н.Я.Манделып- там, Абдулла Каххар, Хамид Алимджан. Она читала стихи ране­ным в госпиталях, активно участвовала в культурной жизни республики.

В 1944 году Ахматова возвратилась в Ленинград, разрушен­ный, «страшный город-призрак». В конце 1945 года возвратился уже с войны сын Лев, которому из заключения разрешено было отбыть на фронт.

Весной 1946 года она приняла участие в поэтическом вечере в Колонном зале Дома Союзов в Москве. Делегацию поэтов-ле- нинградцев, вошедшую в зал, публика встретила аплодисментами, стоя. Ахматова читала свои стихи, которые зрители радостно приветствовали. Это был триумф, обернувшийся в дальнейшем трагическими событиями, продолжением новых испытаний.

В августе 1946 года в докладе идеолога сталинской эпохи А. Жданова и в последующем постановлении ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» об А. Ахматовой и М. Зощенко б ыло сказано много несправедливого, грубого, неверного. Ахма­това была исключена из Союза писателей СССР. Вслед за этим во многих газетах и журналах появились публикации о творчестве Ахматовой, в которых ее поэзию называли «чуждой», «вредной народу», «антинародной».

Предвиденьем за несколько месяцев до этих событий были строчки:

Теперь меня позабудут,

И книги сгниют в шкафу.

Ахматовской звать не будут Ни улицу, ни строфу.

На долгие годы имя Ахматовой, ее стихи были вычеркнуты из советской литературы.

В1949 году вновь арестован ее сын Лев.

Ты спроси у моих современниц,

Каторжанок, стопятниц, пленниц,

И Тебе порасскажем мы,

Как в беспамятном жили страхе,

Как растили детей для плахи,

Для застенка и для тюрьмы.

Хлопоты за сына через влиятельных литературных чиновников не принесли удачу. Беспомощность положения усугублялась и тем, что волна ждановского погрома не ослабевала. Как величайш ий подвиг матери можно представить вымученные, вы­нужденные стихи в журнале «Огонек» в 1950 году: она написала слова, прославляющие Сталина, больная, покинутая почти всеми.

Отношение к Сталину, палачу своего народа, уже давно было лишено иллюзий. В целях конспирации стихи, свидетельст­вующие об истинном отношении к «вождю», она назвала «Подра­жание армянскому».

Я приснюсь тебе черной овцою На нетвердых, сухих ногах,

Подойду, заблею, завою:

«Сладко ль ужинал, падишах?

Ты вселенную держишь, как бусу,

Светлой волей Аллаха храним...

И пришелся ль сынок мой по вкусу И тебе, и деткам твоим?»

Уже в 1950 году Лев был переведен в Лефортовскую тюрьму в Москве, и ей разрешили передать ему деньги. Семь лет ждала мать сына, мужественная, не сломленная режимом женщина. Сре­ди близких людей, помогающих ей, архитектор Руднев, историки А. Окладников и Н. Конрад, писатели И. Оренбург, М.Шолохов, А. Фадеев.

Памятником всем страдалицам и жертвам сталинского режи­ма станет поэма «Реквием».

Официальное признание великого русского поэта Анны Ахматовой, ее возвращение в литературную жизнь относится к последнему десятилетию. Она была выбрана делегатом писа­тельских съездов в середине 50 и 60 годов.

В1964 году Ахматовой вручена Международная премия «Этна Таормина» в Италии.

В1965 году Ахматова была удостоена почетного звания док­тора литературы с вручением пурпурно-серой мантии Оксфорд­ского университета, в торжественной речи на латыни ее стихи ставились вровень со стихами древнегреческой поэтессы Сафо.

Последние годы жизни Ахматова занималась художествен­ным переводом, была закончена «Поэма без героя», публикова­лись стихи в газетах и журналах. Выступала она и на радио. Однако поэма «Реквием» была опубликована только в конце 80 годов.

Ахматова своим творчеством старалась облагородить, гума­низировать свое сложное время.

« Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с моим временем, с новой жизнью моего народа...Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

Молодые поэты Иосиф Бродский, Виталий Бобышев, Анато­лий Найман и Евгений Рейн в 60 годы входили в круг общения Анны Ахматовой. По выражению А. Наймана, она являла собой живой символ связи времен.

Истоки творчества. Приобщение к поэтическому слову нача­лось с того, что детям в семье Горенко читали Державина, Некра­сова, а позже Пушкина и Лермонтова. «...Пушкин, Библия, Дан­те, Шекспир, Достоевский были настоящими ее собесед­никами»,- свидетельствует о ее читательских интересах К.И. Чу­ковский. Начитанность и эрудированность - значительные черты ее личности. Образец высокой культуры, личность - так оцени­вает ее Чуковский. «Примеры этой редкостной породы людей: повышенная восприимчивость к музыке, поэзии и живописи, тонкий вкус, безупречная правильность тщательно отшли­фованной речи...»

«В 1910 году явно обнаружился кризис символизма, и начи­нающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм, другие в акмеизм. Вместе с моими товарищами по Пер­вому цеху поэтов - Мандельштамом, Зенкевичем и Нарбутом - я сделалась акмеисткой»,- писала о начале творческого пути Ахматова. В петербургских литературных кругах ее восприни­мали на первых порах как «ученицу Гумилева». Однако сборник «Вечер» (1912) принес ей известность, она заявила о себе как самостоятельная творческая личность. Вторая книга «Чётки» (1914) выдержала десять изданий. Стихи ее прозрачны и искренни, они несли настоящее чувство, были наполнены глубоким проникновением во внутренний мир лирической героини, отличались высокой отточенностью.

Поэт, входящий в литературный мир, безусловно, испыты­вает влияние «старших». Таким учителем для Ахматовой был Иннокентий Анненский.

В стихах 1910-1917 гг. присутствует связь с традициями рус­ской поэзии XIX века, содержащей стремление к глубокому постижению состояния души лирического героя и нравственные поиски через философско-религиозное осмысление мира.

Опираясь на достижения своих предшественников, поэтов XIX века Баратынского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова, Ахматова выразила новое мировоззрение - ценность человеческой жизни, многообразный и яркий земной мир.

В рамках нового течения, акмеизма, поэт исповедует новые ценности: стилистическое равновесие, живописную четкость образов, композиции, отточенность деталей.

Принципы акмеизма вели к поиску духовных ценностей, выс­шее место в этом поиске занимала культура. О. Мандельштам назвал акмеизм «тоской по мировой культуре». Опора на разные культурные традиции, использование мифов, образов живописи, архитектуры, увлечение деталью, психологическим жестом, тонкие способы передачи внутреннего мира лирической ге­роини - таковы особенности ранней лирики Ахматовой.

Вечная тема любви. Первые две книги стихов «Вечер» и «Чет­ки» - это стихи о любви. Нельзя говорить о том, что до Ахматовой поэтессы не были известны читателям. Однако с приходом на литературное пространство в начале XX века Ахматовой обна­ружился небывалый интерес публики к ее стихам. По мысли Гумилева, «Ахматова захватила чуть ли не всю сферу женских переживаний». Она не просто говорит о своих любовных пере­живаниях, а показывает интимный мир чувств женщины своего времени. Ее лирическая героиня выступает в различных ипоста­сях: девушка в ожидании любви, женщина, переживающая любовь- муку, неверная жена, отстаивающая право на запретную любовь.

Синий вечер. Ветры кротко стихли,

Яркий свет зовет меня домой,

Я гадаю: кто там? - не жених ли,

Не жених ли это мой?

На террасе силуэт знакомый,

Еле слышен тихий разговор.

О, такой пленительной истомы Я не знала до сих пор.

«Обмана

Для тебя я долю хмурую,

Долю-муку приняла.

Или любишь белокурую,

Или рыжая мила?

«Муж хлестал меня узор чатым...»

Меня покинул в новолунье Мой друг любимый. Ну так что ж!

Шутил: «Канатная плясунья!

Как ты до мая доживешь?»

Ему ответила, как брату,

Я, не ревнуя, не ропща,

Но не заменят мне утрату Четыре новые плаща.

«Меня покинул в новолунье...»

Михаил Кузмин написал в предисловии к «Вечеру»:« Итак, сударыни и судари, к нам идет новый, молодой, но имеющий все данные стать настоящим поэтом. А зовут его - Анна Ахматова». Это было признание. Одобрение, принятие всерьез, высказал Н. Гумилев. После выхода сборника «Четки» Н. Недоброво в журнале «Русская мысль»(1915) дал основательный анализ творчества начинающего поэта: «К Ахматовой надо отнестись с тем большим вниманием, что она во многом выражает дух этого поколения, и ее творчество любимо им».

Лирическая героиня Ахматовой т это всегда лицо траги­ческое, предчувствующее разрыв, неизбежную муку, разоча­рование.

Не будем пить из одного стакана Ни воду мы, ни сладкое вино,

Не поцелуемся мы утром рано,

А ввечеру не поглядим в окно.

Ты дышишь солнцем, я дышу луною,

Но жив ы мы любовию одною.

(1913)

Психологйческое состояние (глубокие интимные пережива­ния, страдания, душевные муки) - следствие не только утраты чувства, это противостояние двух непримиримых личностей, объятых «огненным недугом».

И когда друг друга проклинали В страсти, раскаленной добела,

Оба мы еще не понимали,

Как земля для двух людей мала...

« И когда друг друга проклинали...» (1909)

Прозорливый читатель и знаток ахматовской лирики, близ­кий друг поэта О. Мандельштам увидел в лирических миниатюрах влияние русского психологического романа Толстого, Дос­тоевского, Тургенева.

Почти каждое стихотворение, будь то «Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью...» или «Проводила друга до пе­редней», - незавершенный роман. Об этой особенности лири­ческих стихотворений Ахматовой говорили также В. Гиппиус (1915), Б. Эйхенбаум (1923), К. Чуковский.

Стихи Ахматовой лаконичны и эмоционально сдержанны. Часто колебания чувств передаются через перемены во внешнем мире. Автор выбирает из него предметы, казалось бы, случайные, существующие параллельно. Это фон, на котором развора­чивается любовная драма.

Он говорил о лете и о том,

Что быть поэтом женщине - нелепость.

Как я запомнила высокий царский дом.

И Петропавловскую крепость.

«В последний раз мы встретились тогда. ..>>(1914)

Художественная деталь - один из излюбленных приемов в лирике Ахматовой: подробность интерьера, пейзаж, деталь одежды, отдельный предмет, с которыми связаны переживаемые минуты, необходимы и органичны.

Дверь полуоткрыта,

Веют липы сладко...

На столе забыты Хлыстик и перчатка.

(1914)

В поздней лирике детали воссоздают не только ситуацию, но и время, эпоху.

И в памяти черной пошарив, найдешь До самого локтя перчатки,

И ночь Петербурга. И в сумраке лож Тот запах и душный и сладкий.

И ветер с залива. А там, между строк,

Минуя и ахи и охи,

Тебе улыбнется презрительно Блок -

Трагический тенор эпохи.

«Три стихотворения» (1944-1960)

И все-таки любовь, по утверждению Ахматовой, несет не толь­ко печаль и расставание, это высокое чувство, окрыляющее лич­ность, облагораживающее и поднимающее ее на новую духовную высоту.

По твердому гребню сугроба В твой белый таинственный дом,

Такие притихшие оба,

В молчании нежном идем.

И слаще всех песен пропетых Мне этот исполненный сон,

Качание веток задетых И шпор твоих легонький звон.

(1917)

Окружающий мир, воспетый Ахматовой, полон тревожных ощущений. Так в пространство любовного романа вторгалось время, вторгалась эпоха. Эта связанность со временем присутст­вует в стихах 1914-1916 годов - времени Первой мировой войны, в них начинают звучать эпические ноты.

Можжевельника запах сладкий От горящих лесов летит.

Над ребятами плачут солдатки,

Вдовий плач по деревне звенит.

«Июль 1914 г.»

В «Молитве» (1915) - эпическая и гражданская темы соеди­няются, обретают христианское, национальное звучание.

Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар - Так молюсь за твоей литургией. После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.

Тема Родины, тема России присутствует в циклах «Подорож­ник», «Белая стая». Одно из самых известных стихотворений «Мне голос был...» (1917), в котором Ахматова выступает как поэт гражданско-патриотической темы. Приподнятость стиля, биб­лейская форма стихотворения говорит о высоком духовном восприятии исторического процесса лирической героиней (образ лирической героини сливается с образом автора), выражающей позицию российской интеллигенции.

Духовная стойкость лирической героини, женщины траги­ческой эпохи. Публицистическая лирика 20 годов, переводческая /деятельность, литературоведческие статьи, исследования 20-30. годов, любовная лирика, обращенная к потаенно-духовной жизни, мудрая и высокая,- составляющие творчества Ахматовой этого периода.

30 годы - пора тяжелых личных испытаний, связанных с арестом сына, мужа, друзей-единомышленников. Но именно в эти годы в творчестве Ахматовой наблюдается творческий взлет.

Короткие стихотворения, написанные на клочках бумаги, образовали символический цикл «Черепки», в котором запе­чатлены изломанная судьба, разоренный дом, разбитая жизнь.

Мне, лишенной огня и воды, Разлученной с единственным сыном... На позорном помостье беды Как под тронным стою балдахином... Вы меня, как убитого зверя,

На кровавый поднимете крюк,

Чтоб, хихикая и глазея,

Иноземцы бродили вокруг...

В стихах 30 годов - ощущение великого зла, которое свер­шилось в мире и погнало людей в лагеря, тюрьмы, невозможность противостоять злу и отсюда безмерное чувство вины и покаяния. В это страшное десятилетие Ахматова была верна своей миссии поэта, в этом - пафос гражданственности и трагического величия. Внутренняя сила поэта, сопротивление тоталитарной системе, выход к горизонтам народной жизни - результат духовных иска­ний исключительно цельной личности, продолжающей тради­ционную тему назначения поэта и поэзии, поднятую в XIX веке Пушкиным и Некрасовым.

Тема малой и большой истории в «Реквиеме». Страдания репрессированного народа - главная тема поэмы «Реквием», составленной из десяти стихотворений. Начинается поэма про­заическим предисловием, посвящением, вступлением, закан­чивается эпилогом, состоящим из двух частей.

В1961 году был написан эпиграф к поэме.

Нет! И не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,-

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

В 60 годы, в «хрущевскую оттепель», было принято реше­ние об издании сборника стихов Ахматовой «Бег времени», в нем наконец-то должна была появиться поэма. Единст­венное условие для публикации - снять эпиграф, потому что при советской власти, по мнению партийно-литератур­ных кураторов этой книги, народ не мог жить в несчастье.

Для Ахматовой отказаться от самого главного - мысли о бесчеловечности сталинского режима и снять эпиграф ак было невозможно. Поэтому «Реквием» был опубликован в журналах «Октябрь» и «Нева» в 1988 году, когда уже брезжил рассвет перестройки.

В названии поэмы заложен глубокий смысл. Реквием в «Моцарте и Сальери» А.С.Пушкина был написан «по заказу». Свое многострадальное детище, право на существо­вание которого отстаивалось в течение десятков лет, Ахма­това создала тоже по заказу. Но этот заказ - долг перед страдальцем-народом, попавшем в историческую ловушку, долг перед собственной совестью.

Первая, «стрелецкая», глава поэмы - плач по сыну, свя­зывает трагедию 30 годов с далекой исторической эпохой.

Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть.

Вторая глава переносит читателя на «тихий Дон» - горе раз­лилось по вей земле.

Эта женщина больна,

Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьме.

Помолитесь обо мне.

Лирическая героиня - «насмешница, царскосельская веселая грешница» - ввергнута в пучину всеобщей беды, «трехсотая, с передачею», стоит под Крестами, зловещей ленинградской тюрьмой.

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

Все перепуталось навек,

И мне не разобрать Теперь, кто зверь, кто человек И долго ль казни ждать.

Мотив безмерного страдания матери (мать и казнимый сын) в главе пятой соотносится с евангельским сюжетом десятой главы «Распятие» (Иисус и Богоматерь).

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Сюжет о библейской трагедии, расширяющий рамки «Рек­виема», придающий общечеловеческое звучание, является цент­ром поэмы.

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною

И в лютый холод, и в июльский зной Под красною ослепшею стеною.

И «...если когда-нибудь в этой стране воздвигнуть задумают памятник», Ахматова дает согласье единственно возможное: поставить его у тюремной стены.

Заслуга поэта заключается в том, что задушенный крик сто­миллионного народа был услышан, а сама Ахматова стала голо­сом национальной трагедии.

Ахматова разделила судьбу своей страны. Она ощущала свою принадлежность к двум эпохам: ушедшей, XIX века, и пере­живаемой, XX века.

Я - отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья,-

Ведь все равно я с вами до конца.

Эти строчки («Многим») были обращены к своему читателю в 1922 году. Творчество ее - подтверждение верности прежним идеалам.

Ахматова стала этическим и нравственным знаменем своего века.

Вопросы и задания

1. В чем особенность лирической героини ахматовской поэзии?

2. Как раскрывается в творчестве Ахматовой тема женщины- поэта? Как она связана с любовной темой?

3. В чем видит Ахматова предназначение поэта? Почему ее можно назвать «голосом своего поколения»?

4. Что нового привнесла поэтесса в тему любви?

5. Как разработан поэтессой «идеал вечномужественного»? Приве­дите примеры разных проявлений лирического адресата ее стихов.

6. В чем проявляются христианские основы мировосприятия в творчестве Ахматовой?

7. Почему Ахматову можно назвать великим гражданским и национальным поэтом?

8. Как проявляется трагическое начало ахматовского творчества?

9. Почему М. Цветаева назвала Ахматову «Златоустой Анной всея Руси»?

10. В чем общечеловеческое значение ахматовского творчества?