Пострадал за Христа вместе со своим сыном св. мучеником Иоанном в г. в Киеве.

Точное происхождение их неизвестно; возможно, что они назывались варягами не по происхождению а по воинскому званию. В древних летописях мученики не называются по именам: "Бяше варяг един, и бе двор его, идеже есть церкви Пресвятая Богородица, юже сдела Володимер. Бе жа варяг тот пришел из грек, держаше веру хрестианьску, и бе у него сын, красен лицем и душею". В одном из житийных сборников в. под 12 июля оба мученика, отец и сын, уже названы по именам: Феодор и Иоанн.

Св. Феодор долгое время был на военной службе в Византии , где и принял св. крещение. Языческое имя его, сохранившееся в названии "Турова божница", было Тур (скандинавское Тор) или Утор (скандинавское Оттар), в старинных рукописях встречается то и другое написание. Вернувшись на Русь, он научил святой вере и сына своего Иоанна.

В г. великий князь Владимир , тогда еще ревностный язычник, после военной победы над ятвягами пожелал принести жертву идолам. «Старцы и бояре» посоветовали князю избрать для жертвы юношу или девицу.

"И сказали старцы и бояре: Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Очевидно, не без умысла, жребий, брошенный языческими жрецами, пал на христианина Иоанна.

Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына "избрали себе боги, да принесем его им в жертву", старый воин решительно ответил:

"Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам".

Это был прямой вызов христианина обычаям и верованиям язычников. Вооруженной толпой язычники ринулись к Феодору, разнесли его двор, окружили дом. Феодор, по словам летописца, "стоял на сенях с сыном своим", мужественно, с оружием в руках, встречал врагов. Он спокойно смотрел на бесновавшихся язычников и говорил: "Если они боги, пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына". Видя, что в честном бою им не одолеть Феодора и Иоанна, храбрых искусных воинов, осаждавшие подсекли столбы галереи, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их...

Уже в эпоху преподобного Нестора , менее чем через сто лет после исповеднического подвига киевских варягов, Русская Православная Церковь почитала их в сонме святых. Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле. Первыми "русскими гражданами небесного града" назвал их списатель Киево-Печерского Патерика, епископ Симон , святитель Владимирский (+ 1226). Последняя из кровавых языческих жертв в Киеве стала первой святой христианской жертвой - сораспятием Христу.

На месте мученической кончины варягов святой равноапостольный Владимир воздвиг впоследствии Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы , освященную 12 мая года. Нижний сруб деревянного дома святых варягов-мучеников, сожженного тысячу лет назад, сохранился до наших дней; он был обнаружен в году, во время раскопок в Киеве, у алтаря Десятинной церкви.

Тропарь мученикам Феодору и Иоанну

Страстотерпцы Господни, / Феодоре со Иоанном отроком, славнии! / Блаженна земля Русская, напившаяся кровьми вашими, / и радуется отечество наше, / в немже вы первии, идолы посрамивше, Христа со дерзновением исповедасте / и за Него пострадасте. / Того, яко Блага, молите, / до скончания века в стране нашей Церковь Православную непоколебиму утвердити / и всех русских людей во истинней вере и благочестии сохранити.

25 июля 2014
25 июля - день памяти святых мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна

Святые Феодор и Иоанн – первые мученики, принявшие смерть за Христа на русской земле еще до Крещения Руси, которое произошло менее чем через десятилетие после их мученического подвига. Те годы были решающими в судьбе Русского государства, которое должно было уже окончательно и бесповоротно избрать свой исторический путь. Свой выбор должен был сделать и князь Владимир. Мученики Феодор и Иоанн, отец и сын, бывший воин и маленький мальчик, во многом и определили этот выбор, превративший ярого язычника (пожалуй, самого нетерпимого и жестокого по отношению к христианству из всех Киевских князей, бывших до него) в святого правителя, который не только сам обратился ко Христу, но и привел к Нему многих своих подданных и сделал всё, чтобы устроить по евангельским заповедям и свою собственную жизнь, и всё Русское государство.

Конечно, было много и других причин, почему Русь приняла христианство, но в тот исторический момент многое определилось благодаря мужеству и верности Христу именно этих двух простых христиан, Феодора и Иоанна. Это – напоминание о том, что каждый поступок имеет свою цену в истории мироздания: от нашей решимости следовать за Христом в каждый момент нашей жизни зависит и судьба нашей страны, и судьба всего человечества.

Князь Владимир вступил в 878 году на княжеский престол Киева убежденным язычником. Более того, одним из первых его государственных деяний было создание единого общерусского языческого культа. Главным богом государственной языческой религии был объявлен Перун, грозный и жестокий бог-громовержец, покровитель войны и княжеской дружины. Разумеется, не случайно, что это божество покровительствовало князю и дружине: языческая религиозная реформа Владимира была направлена, в первую очередь, на укрепление государственной власти.

На холме рядом с княжеским дворцом князь поставил деревянный идол Перуна «с серебряной головой и золотыми усами» и идолы еще нескольких менее значимых языческих богов. Идолы Перуна были поставлены и в других русских городах. Перед этими истуканами стали совершаться человеческие жертвоприношения. «Повесть временных лет» говорит об этом: «И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот»...

Нужно понимать, что любой укрепление языческих культов в конечном итоге приводит к человеческим жертвоприношениям. Бесы жаждут гибели человека. Что же больше может обрадовать их, чем пролитие человеческой крови при общем одобрении окружающих, обрекающих себя участием в ритуальных убийствах на вечную гибель?! Даже внешне безобидные языческие ритуалы и суеверия в своем логическом развитии могут привести к бесопоклонничеству, а значит – и к кровавым культам.

Князь Владимир был последователен в своих убеждениях и ввел самый суровый, а значит, по его убеждениям, самый действенный вид язычества. Страшно представить, что бы было с русской историей, если бы религиозная политика князя Владимира в первые годы его правления окончательно восторжествовала: Русь стала бы примером самого жестокого и нечестивого государства в Европе и была бы обречена Промыслом Божиим на полное уничтожение, как были уничтожены в древности Карфаген и в уже Новое время - палеоамериканские, существовавшие до прихода европейцев, государства - цивилизации, практиковавшие человеческие жертвоприношения.

Видимо, к этому первому периоду торжества язычества в Киеве при вокняжении Владимира следует отнести мученическую смерть за Христа святых Феодора Варяга и сына его Иоанна. Как сообщает автор «Повести временных лет» преподобный Нестор Летописец, однажды при очередном человеческом жертвоприношении его устроители решили: «Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Жребий выпал на Иоанна, сына Феодора.

Феодор был варягом, т.е. викингом, представителем одного из скандинавских племен, покинувшим свою родину. Викинги или норманны, разбойники и мореходы, столетиями грабили прибрежные районы по всему европейскому побережью, захватывали власть над целыми областями (княжеская династия Рюриковичей, правившая Русью, была также варяжского происхождения), занимались торговлей, нанимались на военную службу к тем или иным правителям, в том числе и к византийскому императору. Поступил на службу к византийскому императору и Феодор (его языческое имя было Тур (Тор) или Утор (Оттар), исторические источники дают и то и другое написание). Жизнь в христианской стране изменила мировоззрение воина-язычника, он уверовал во Христа и принял крещение. «Повесть временных лет» не сообщает, как он оказался в Киеве и каков был род его занятий. Может быть, он был купцом на знаменитом торговом пути «из варяг в греки», соединявшем Балтийское и Черное море. Но вот мирная жизнь Феодора и его семьи закончилась.

Рассматривая мученический подвиг Феодора можно задаться вопросом, с какой стати имя его сына Иоанна вообще было внесено в число тех, кто мог быть принесен в жертву; почему христиане, представители другой веры, должны были участвовать в этих кровавых языческих обрядах?! В том-то и дело, что язычество, как впрочем, и безбожие и другие культы, секты и суеверия, веротерпимы, лишь пока не имеют власти. Обретя силу и власть, они стремятся и других вовлечь в свои скверные обряды, стремятся к тотальному контролю над всей жизнью общества. Поэтому не надо обольщаться - терпимо относясь к противоестественным, кощунственным и бесчеловечным социальным явлениям, мы рискуем, что это беззаконие станет нормой и нас самих попытаются заставить жить по его искривленным законам. Тогда и наших детей могут принести в жертву идолам, пусть не в столь буквальном смысле, как это было отроком Иоанном – но современным идолам блуда, вседозволенности, «толерантности» ко всякому злу...

Наверное, тот жребий не случайно выпал на христианина Иоанна. Сложно сказать, то ли жрецы подстроили всё так, как им было нужно, то ли злые духи сами сделали этот жестокий выбор. В любом случае, это человеческое жертвоприношение должно было в том числе унизить христианство, чтобы язычники говорили: смотрите, христиане тоже приносят своих детей в жертву Перуну, значит наши боги сильнее их христианского Бога. Как часто бывает, эта провокация против Церкви привела к прямо противоположным результатам, чем предполагали ее устроители.

Когда посланные от жрецов сообщили Феодору, что его сына «избрали себе боги, да принесем его им в жертву», мужественный воин решительно ответил: «Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам». Столь смелый и обоснованный ответ разозлил язычников. Вооруженная толпа разнесла двор и окружила дом Феодора. Святой с оружием в руках встал на сенях (в данном случае, крытой галерее второго этажа, стоящей на столбах), готовясь отразить нападение. Он спокойно смотрел на разъяренных язычников и говорил: «Если они боги, пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына». И тут язычники испугались: при всем своем численном превосходстве они так и не решились вступить в честный бой. Тогда они подсекли столбы галереи, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их. Своего они все-таки не добились: чудовищное жертвоприношение так и не состоялось.

Христианские мученики радостно и безропотно шли на смерть за Христа; матери и отцы благословляли своих детей на мученический подвиг и убеждали их быть мужественными во время пыток и казней. Но здесь была иная ситуация: юного Иоанна хотели принести в жертву языческому богу и никак нельзя было допустить этого кощунственного жертвоприношения: тогда выражением преданности Христу было не смиренное принятие смерти, а действенное, даже с оружием в руках, сопротивление злу. Как мы видим, святые мученики самим своим подвигом опровергают лжеучения о «непротивлении злу насилием».

Князь Владимир сам был воином и умел оценить мужество человека, который один мог выйти на неравный бой против вооруженной толпы, да так, что эта толпа так и не решилась сразиться с ним. Но главное, князь увидел, что Феодор знает, за что он отдает свою жизнь, и перед лицом смерти может дать «отчет в своем уповании». Владимир понял, что для таких его подданных их вера, их Бог, значат гораздо больше, чем грозные повеления князя, собственное благополучие и даже сама жизнь. Позже, когда Владимир обратится ко Христу, тысячи киевлян примут крещение только потому, что захотят остаться «друзьями» князя. Очевидно, что побудительной причиной для этого шага для большинства будут не страх и лесть, а просто уважение к авторитету своего правителя: традиционные языческие верования в их глазах оказались гораздо менее значимы, чем решение могущественного князя. Никто не только не стал отдавать за них жизнь, но и отказ от прежней религии в той ситуации казался вполне понятным и даже очевидным решением.

Феодор и Иоанн показали, что христиане не откажутся от своей веры ни ради дружбы с князем, ни из страха перед ним. Общегосударственный языческий культ, который ввел князь Владимир, явно показал свою неспособность обеспечить единство страны. Да и сами боги его пантеона, доказали свое бессилие перед Богом христианским. Пройдет еще несколько лет и Русь во главе с князем Владимиром обратилась в истинную веру. На месте мученической кончины Феодора и Иоанна святой равноапостольный Владимир воздвиг Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную 12 мая 996 года. Удивительным образом, нижний сруб деревянного дома святых мучеников-варягов, сожженный тысячу лет назад, сохранился до наших дней; он был обнаружен в 1908 году, во время раскопок в Киеве, у алтаря Десятинной церкви.

Святитель Симон Суздальский назвал мучеников Феодора и Иоанна «первыми русскими гражданами небесного града», их верность Христу и Церкви должна быть примером и для всех последующих поколений русских людей.

По-стра-дал за Хри-ста вме-сте со сво-им сы-ном св. му-че-ни-ком Иоан-ном в 983 г. в Ки-е-ве. Точ-ное про-ис-хож-де-ние их неиз-вест-но; воз-мож-но, что они на-зы-ва-лись ва-ря-га-ми не по про-ис-хож-де-нию, а по во-ин-ско-му зва-нию. Св. Фе-о-дор дол-гое вре-мя был на во-ен-ной служ-бе в Ви-зан-тии, где и при-нял Св. Кре-ще-ние. Вер-нув-шись на Русь, он на-учил свя-той ве-ре и сы-на сво-е-го Иоан-на. В 983 г. ве-ли-кий князь Вла-ди-мир, то-гда еще рев-ност-ный языч-ник, по-сле во-ен-ной по-бе-ды над ят-вя-га-ми по-же-лал при-не-сти жерт-ву идо-лам. «Стар-цы и бо-яре» по-со-ве-то-ва-ли кня-зю из-брать для жерт-вы юно-шу или де-ви-цу. Жре-бий пал на сы-на Фе-о-до-ро-ва Иоан-на. Св. Фе-о-дор не дал сы-на в жерт-ву, а вы-сту-пил со сме-лой про-по-ве-дью пе-ред тол-пой языч-ни-ков и дол-го вра-зум-лял их, го-во-ря о тще-те их бо-гов и о Бо-ге Еди-ном. То-гда разъ-ярен-ная тол-па умерт-ви-ла св. му-че-ни-ков Фе-о-до-ра и Иоан-на. Ме-сто по-гре-бе-ния их неиз-вест-но.

Полные жития мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна Печерского

Свя-тые му-че-ни-ки Фе-о-дор Ва-ряг и сын его Иоанн жи-ли в Ки-е-ве в Х сто-ле-тии, ко-гда ва-ря-ги, пред-ки ны-неш-них шве-дов и нор-веж-цев, при-ни-ма-ли осо-бен-но де-я-тель-ное уча-стие в го-судар-ствен-ной и во-ен-ной жиз-ни Ру-си. Куп-цы и во-и-ны, они про-кла-ды-ва-ли но-вые тор-го-вые пу-ти в Ви-зан-тию и на Во-сток, участ-во-ва-ли в по-хо-дах на Ца-рь-град, со-став-ля-ли зна-чи-тель-ную часть на-се-ле-ния древ-не-го Ки-е-ва и кня-же-ских на-ем-ных дру-жин. Глав-ный тор-го-вый путь Ру-си - из Бал-тий-ско-го мо-ря в Чер-ное - на-зы-ва-ли то-гда "путь из ва-ряг в гре-ки".

На ва-ряж-скую дру-жи-ну опи-ра-лись в сво-их на-чи-на-ни-ях во-жди и устро-и-те-ли ран-ней рус-ской го-судар-ствен-но-сти. Как и сла-вяне, сре-ди ко-то-рых они жи-ли, мно-гие из за-мор-ских при-шель-цев под вли-я-ни-ем Ви-зан-тий-ской Церк-ви при-ни-ма-ли Свя-тое Кре-ще-ние. Ки-ев-ская Русь за-ни-ма-ла сре-дин-ное ме-сто меж-ду язы-че-ской Скан-ди-на-ви-ей и пра-во-слав-ной Ви-зан-ти-ей, по-это-му гос-под-ству-ю-щи-ми в ду-хов-ной жиз-ни Ки-е-ва ока-зы-ва-лись по-пе-ре-мен-но то жи-ви-тель-ное ве-я-ние хри-сти-ан-ской ве-ры, шед-шее с юга (при бла-жен-ном Ас-коль-де в 860-882 гг., при Иго-ре и свя-той Оль-ге в 940-950-х гг.), то гу-би-тель-ные вих-ри язы-че-ства, на-ле-тев-шие с се-ве-ра, от Ва-ряж-ско-го мо-ря (при Ве-щем Оле-ге, убив-шем Ас-коль-да в 882 г., при вос-ста-нии древ-лян, убив-ших Иго-ря в 945 г., при кня-зе Свя-то-сла-ве, от-ка-зав-шем-ся при-нять Кре-ще-ние, несмот-ря на на-сто-я-ния сво-ей ма-те-ри, рав-ноап-о-столь-ной Оль-ги).

Ко-гда в 972 г. (по дру-гим дан-ным, в 970 г.) Свя-то-слав был убит пе-че-не-га-ми, ве-ли-ким кня-зем Ки-ев-ским оста-вал-ся на-зна-чен-ный им стар-ший сын, Яро-полк. Сред-ний сын, Олег, бы-лин-ный Воль-га Свя-то-сла-вич, дер-жал Древ-лян-скую зем-лю, млад-ший, Вла-ди-мир, - Нов-го-род. Прав-ле-ние Яро-пол-ка (970-978 гг.), как прав-ле-ние его баб-ки, Оль-ги, вновь ста-ло вре-ме-нем пре-иму-ще-ствен-но-го хри-сти-ан-ско-го вли-я-ния на ду-хов-ную жизнь Ру-си. Сам Яро-полк, по мне-нию ис-то-ри-ков, ис-по-ве-до-вал хри-сти-ан-ство, хо-тя, воз-мож-но, ла-тин-ско-го об-ря-да, и это ни-как не со-от-вет-ство-ва-ло ин-те-ре-сам скан-ди-нав-ских дру-жин-ни-ков - языч-ни-ков, при-вык-ших счи-тать Ки-ев опло-том сво-е-го вли-я-ния в зем-лях сла-вян. Их пред-во-ди-те-ли по-ста-ра-лись по-ссо-рить меж-ду со-бой бра-тьев, вы-зва-ли меж-до-усоб-ную вой-ну Яро-пол-ка с Оле-гом, а по-сле то-го, как был убит Олег, под-дер-жа-ли Вла-ди-ми-ра в борь-бе про-тив Яро-пол-ка.

Бу-ду-щий кре-сти-тель Ру-си на-чи-нал свой путь убеж-ден-ным языч-ни-ком и опи-рал-ся на ва-ря-гов, спе-ци-аль-но при-ве-ден-ных им из-за мо-ря, в ка-че-стве во-ен-ной си-лы. Его по-ход на Ки-ев 978 го-да, увен-чав-ший-ся пол-ным успе-хом, пре-сле-до-вал не толь-ко во-ен-но-по-ли-ти-че-ские це-ли: это был ре-ли-ги-оз-ный по-ход рус-ско-ва-ряж-ско-го язы-че-ства про-тив на-рож-дав-ше-го-ся ки-ев-ско-го хри-сти-ан-ства. 11 июня 978 го-да Вла-ди-мир "сел на сто-ле от-ца сво-е-го в Ки-е-ве", а несчаст-ный Яро-полк, при-гла-шен-ный бра-том для пе-ре-го-во-ров, при вхо-де в пир-ше-ствен-ный зал был пре-да-тель-ски убит дву-мя ва-ря-га-ми, прон-зив-ши-ми его ме-ча-ми. Для устра-ше-ния ки-ев-лян, сре-ди ко-то-рых уже мно-гие, как рус-ские, так и ва-ря-ги, бы-ли хри-сти-ане, в вос-ста-нов-лен-ном и укра-шен-ном но-вы-ми идо-ла-ми язы-че-ском свя-ти-ли-ще бы-ли со-вер-ше-ны неиз-вест-ные до то-го вре-ме-ни у дне-пров-ских сла-вян че-ло-ве-че-ские жерт-во-при-но-ше-ния. В ле-то-пи-си ска-за-но о по-став-лен-ных Вла-ди-ми-ром ку-ми-рах: "И при-но-си-ли им жерт-вы, на-зы-вая их бо-га-ми, и при-во-ди-ли к ним сво-их сы-но-вей и до-че-рей, и жерт-вы эти шли бе-сам... И осквер-ни-лась кро-вью зем-ля Рус-ская и холм тот".

Ви-ди-мо, к это-му пер-во-му пе-ри-о-ду тор-же-ства язы-че-ства в Ки-е-ве при во-кня-же-нии Вла-ди-ми-ра сле-ду-ет от-не-сти ги-бель свя-тых му-че-ни-ков Фе-о-до-ра Ва-ря-га и сы-на его Иоан-на, ко-то-рую мож-но в этом слу-чае да-ти-ро-вать 12 июля 978 г. Воз-мож-но, впро-чем, что по-двиг свя-тых ки-ев-ских ва-ря-гов-му-че-ни-ков имел ме-сто ле-том 983 го-да, ко-гда вол-на язы-че-ской ре-ак-ции про-ка-ти-лась не толь-ко по Ру-си, но и по все-му сла-вя-но-гер-ман-ско-му ми-ру. Про-тив Хри-ста и Церк-ви по-чти од-новре-мен-но вос-ста-ли языч-ни-ки в Да-нии, Гер-ма-нии, при-бал-тий-ских сла-вян-ских кня-же-ствах, и всю-ду вол-не-ния со-про-вож-да-лись раз-ру-ше-ни-ем хра-мов, убий-ством ду-хо-вен-ства и хри-сти-ан-ис-по-вед-ни-ков. Вла-ди-мир в тот год хо-дил в по-ход на ли-тов-ское пле-мя ят-вя-гов и одер-жал над ни-ми по-бе-ду. В озна-ме-но-ва-ние этой по-бе-ды ки-ев-ские жре-цы и ре-ши-ли сно-ва устро-ить кро-ва-вое жерт-во-при-но-ше-ние.

Жил сре-ди ки-ев-лян, со-об-ща-ет пре-по-доб-ный Нестор Ле-то-пи-сец, ва-ряг по име-ни Фе-о-дор, дол-гое вре-мя до то-го про-быв-ший на во-ен-ной служ-бе в Ви-зан-тии и при-няв-ший там Свя-тое Кре-ще-ние. Язы-че-ское имя его, со-хра-нив-ше-е-ся в на-зва-нии "Ту-ро-ва бож-ни-ца", бы-ло Тур (скан-ди-нав-ское Тор) или Утор (скан-ди-нав-ское От-тар), в ста-рин-ных ру-ко-пи-сях встре-ча-ет-ся то и дру-гое на-пи-са-ние. У Фе-о-до-ра был сын Иоанн, кра-си-вый и бла-го-че-сти-вый юно-ша, ис-по-ве-дав-ший, как и отец, хри-сти-ан-ство.

"И ска-за-ли стар-цы и бо-яре: Бро-сим жре-бий на от-ро-ков и де-виц, на ко-го па-дет он, то-го и за-ре-жем в жерт-ву бо-гам". Оче-вид-но, не без умыс-ла жре-бий, бро-шен-ный язы-че-ски-ми жре-ца-ми, пал на хри-сти-а-ни-на Иоан-на.

Ко-гда по-слан-ные к Фе-о-до-ру со-об-щи-ли, что его сы-на "из-бра-ли се-бе бо-ги, да при-не-сем его им в жерт-ву", ста-рый во-ин ре-ши-тель-но от-ве-тил: "Не бо-ги это, а де-ре-во. Нын-че есть, а зав-тра сгни-ет. Не едят они, не пьют и не го-во-рят, но сде-ла-ны че-ло-ве-че-ски-ми ру-ка-ми из де-ре-ва. Бог же Един, Ему слу-жат гре-ки и по-кло-ня-ют-ся. Он со-тво-рил небо и зем-лю, звез-ды и лу-ну, солн-це и че-ло-ве-ка, и пред-на-зна-чил ему жить на зем-ле. А эти бо-ги что со-тво-ри-ли? Они са-ми со-тво-ре-ны. Не дам сы-на мо-е-го бе-сам".

Это был пря-мой вы-зов хри-сти-а-ни-на обы-ча-ям и ве-ро-ва-ни-ям языч-ни-ков. Во-ору-жен-ной тол-пой языч-ни-ки ри-ну-лись к Фе-о-до-ру, раз-нес-ли его двор, окру-жи-ли дом. Фе-о-дор, по сло-вам ле-то-пис-ца, "сто-ял на се-нях с сы-ном сво-им", му-же-ствен-но, с ору-жи-ем в ру-ках, встре-чал вра-гов. (Се-ня-ми в ста-рин-ных рус-ских до-мах на-зы-ва-ли устро-ен-ную на стол-бах кры-тую га-ле-рею вто-ро-го эта-жа, на ко-то-рую ве-ла лест-ни-ца). Он спо-кой-но смот-рел на бес-но-вав-ших-ся языч-ни-ков и го-во-рил: "Ес-ли они бо-ги, пусть по-шлют од-но-го из бо-гов и возь-мут мо-е-го сы-на". Ви-дя, что в чест-ном бою им не одо-леть Фе-о-до-ра и Иоан-на, храб-рых ис-кус-ных во-и-нов, оса-ждав-шие под-сек-ли стол-бы га-ле-реи, и ко-гда те об-ру-ши-лись, на-ва-ли-лись тол-пой на ис-по-вед-ни-ков и уби-ли их...

Уже в эпо-ху пре-по-доб-но-го Несто-ра, ме-нее чем через сто лет по-сле ис-по-вед-ни-че-ско-го по-дви-га ки-ев-ских ва-ря-гов, Рус-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь по-чи-та-ла их в сон-ме свя-тых. Фе-о-дор и Иоанн ста-ли пер-вы-ми му-че-ни-ка-ми за свя-тую пра-во-слав-ную ве-ру в Рус-ской зем-ле. Пер-вы-ми "рус-ски-ми граж-да-на-ми небес-но-го гра-да" на-звал их спи-са-тель Ки-е-во-Пе-чер-ско-го Па-те-ри-ка, епи-скоп Си-мон, свя-ти-тель Суз-даль-ский († 1226; па-мять 10 мая). По-след-няя из кро-ва-вых язы-че-ских жертв в Ки-е-ве ста-ла пер-вой свя-той хри-сти-ан-ской жерт-вой - со-рас-пя-ти-ем Хри-сту. Путь "из ва-ряг в гре-ки" ста-но-вил-ся для Ру-си пу-тем из язы-че-ства в Пра-во-сла-вие, из тьмы к све-ту.

На ме-сте му-че-ни-че-ской кон-чи-ны ва-ря-гов свя-той рав-ноап-о-столь-ный Вла-ди-мир воз-двиг впо-след-ствии Де-ся-тин-ную цер-ковь Успе-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, освя-щен-ную 12 мая 996 го-да (празд-ну-ет-ся 12 мая). В нее бы-ли пе-ре-не-се-ны в 1007 г. мо-щи свя-той рав-ноап-о-столь-ной Оль-ги. Во-семь лет спу-стя здесь об-рел ме-сто по-след-не-го упо-ко-е-ния сам свя-той Вла-ди-мир, кре-стив-ший Рус-скую зем-лю, а в 1044 г. его сын, Яро-слав Муд-рый, пе-ре-нес в эту цер-ковь остан-ки сво-их дя-дей, Яро-пол-ка и Оле-га, пред-ва-ри-тель-но "кре-стив их ко-сти". Оче-вид-но, по-след-нее вы-зва-но бы-ло тре-бо-ва-ни-ем цер-ков-ных пра-вил о по-втор-ном Кре-ще-нии хри-сти-а-ни-на при от-сут-ствии до-сто-вер-ных сви-де-тельств о пер-вом Кре-ще-нии. С дру-гой сто-ро-ны, в древ-нем Ки-е-ве при-да-ва-ли боль-шое зна-че-ние древ-не-хри-сти-ан-ским ска-за-ни-ям о воз-мож-но-сти по осо-бой ми-ло-сти Бо-жи-ей по-смерт-но-го со-вер-ше-ния Та-ин-ства Кре-ще-ния над людь-ми, скон-чав-ши-ми-ся вне цер-ков-но-го об-ще-ния. Та-кой рас-сказ чи-та-ет-ся, на-при-мер, в из-вест-ном па-мят-ни-ке древ-не-рус-ской учи-тель-ной ли-те-ра-ту-ры - "Из-бор-ни-ке 1076 го-да", при-над-ле-жав-шем сы-ну Яро-сла-ва Муд-ро-го, бла-го-че-сти-во-му кня-зю Свя-то-сла-ву († 1076).

Ди-вен Бог во свя-тых Сво-их. Кам-ня и брон-зы не ща-дит вре-мя, а ниж-ний сруб де-ре-вян-но-го до-ма свя-тых ва-ря-гов-му-че-ни-ков, со-жжен-но-го ты-ся-чу лет на-зад, со-хра-нил-ся до на-ших дней; он был об-на-ру-жен в 1908 го-ду, во вре-мя рас-ко-пок в Ки-е-ве, у ал-та-ря Де-ся-тин-ной церк-ви.

25 июля - день памяти святых мучеников варяга Феодора и сына его Иоанна. Сведения об этих христианах, ставших первыми мучениками на Руси, довольно скудные и все больше дискуссионные. И неудивительно – жил варяг Феодор со своим сыном в Киеве еще в Х веке.

Кроме летописных сведений больше ничего о том, что же послужило страшному убийству варягов, которые затем станут первыми киевскими мучениками за веру. Как ни парадоксально, а убиты они были во времена правления князя Владимира. Сознание современного человека цепенеет перед теми сведениями, которые говорят, что убить их могли по приказу будущего Крестителя Руси. Не укладываются в сознании и те парадоксы, связанные с историей святых, которые мы наблюдаем сегодня. Итак, об этих фактах.

Факт 1. Первые мученики Руси – не русичи, а варяги

Одни полагают, что Феодор прибыл из Греции и жил в Киеве вместе со своим сыном Иоанном, тайно исповедуя христианскую веру. Другие (такой версии, к примеру, придерживается святитель Филарет (Гумилевский)) отождествляют его с поморским славянином, который служил у князя Святослава и ходил в числе его дружины на греков. Так он попал к ним в плен, а затем из Греции возвратился в Киев.

В «Повести временных лет» находим сведения, что первые христианские мученики на Руси – Феодор и его сын Иоанн – были варягами: «Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола…».


В житии варягов-мучеников читаем, что варяг Тур (Тор) был на воинской службе в Византии, где принял крещение с именем Феодор и приехал в Киев, где стал служить в дружине князя Владимира. В православном календаре также находим, что св. мученики Феодор и его сын Иоанн были варягами.

Уточним, кого именуют варягами. Традиционные версии отождествляют варягов с выходцами из Балтийского региона, называя их наемными воинами или же торговцами в Древнерусском государстве и Византии (XI-XIII вв.).

Тем не менее, вопрос о том, кого называли на Руси варягами, продолжает оставаться дискуссионным. Одни историки считают, что «варяги» не иначе как были связаны со скандинавскими викингами. Византийские источники указывают, что варяги были на службе у византийских императоров с XI в. Скандинавские источники сообщают о том, что действительно некоторые викинги вступали в отряды варягов, а находились на службе в Византии. В современной же историографии чаще всего варягов именуют как скандинавских «викингов», то есть варяги – якобы славянское наименование викингов.

Итак, если Феодор и его сын Иоанн были варягами, которые в те годы принимали непосредственное участие в военной и торговой жизни Руси, значит, они могли участвовать в походах на Царьград, прокладывать торговый путь «из варяг в греки» или же входить в княжескую наемную дружину. Так или иначе, их деятельность была связана с православной Византией, где они действительно могли принять святое Крещение и проповедовать христианство уже в Киеве.

Факт 2. Какие бы имена мученики-варяги при жизни не носили, они были христианами

Вокруг имени варяга Феодора между историками продолжаются дискуссии.

Одни пишут, что варяг принял Крещение с именем Феодор, другие отрицают это, поскольку в «Повести временных лет» не указано, как именно звали отца-варяга из Греции.

В своей работе «Как назывался первый русский святой мученик», посвященной реконструкции имени «старшего» из замученных варягов летописной статьи 983 г. «Повести временных лет», А.Шахматов одним из первых предположил, что его звали Туры. Такой вывод историк сделал, исходя из упоминаний в проложном Житии князя Владимира имени Туры, который обозначен там как «первыи ходатаи нашего спасения».

В житийном же тексте о мученической кончине варягов содержится лишь имя младшего из варягов – Иоанн. А.Шахматов писал, что имя сына пришло из Пролога в летописный текст, имя же отца-варяга Феодора появляется только в проложных списках XVII в. То бишь, имя отца появляется уже в позднейшей редакции Жития.

Возможно, как предполагают историки А.Шахматов и А.Марков, его звали Оттар, а русские произносили это имя как Утор, что стало Тудором, а Тудор в результате превратился в Федора.

Историк А.Назаренко в работе «Был ли крещен киевский князь Ярополк Святославич» пишет, что мученик Феодор Киевский был варягом и носил варяжское имя Порор или Турд. В Проложном сказании он зовется Тур – отсюда, видимо, и «Турова божница» в Киеве, упоминаемая в одной из версий Проложного жития святого князя Владимира (в другом чтении – «Петрова церковь»).

Возможно и такое, что крещен он был с именем Феодор, но в жизни его продолжали называть варяжским именем, которое он получил при рождении. Подобно тому, как князя Владимира не стали называть Василием после принятия им Крещения.

Итак, звали ли «старшего» варяга Феодором, Туры, Оттара или как иначе, историки не приходят к единогласному мнению. Но то, что его сына звали христианским именем Иоанн, о чем свидетельствуют «Повесть временных лет» и Новгородская первая летопись, подтверждает тот факт, что мученики-варяги таки были христианами.

Факт 3. Варяга Феодора и отрока Иоанна «жертвопринесли» идолам при князе Владимире

Из истории знаем, что будущий креститель Руси начинал свой путь язычником и опирался на варягов, специально приведенных им из-за моря, в качестве военной силы. Его поход на Киев в 978 году, увенчавшийся полным успехом, преследовал не только военно-политические, но и религиозные цели. 11 июня 978 года Владимир «сел на столе отца своего в Киеве», а Ярополк, приглашенный братом для переговоров, при входе в пиршественный зал был убит двумя варягами.

По одной из версий, для устрашения киевлян, среди которых уже многие, как русские, так и варяги, были христиане, в восстановленном и украшенном идолами языческом святилище были совершены человеческие жертвоприношения. В летописи сказано о поставленных Владимиром кумирах: «И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

К этому первому периоду торжества язычества в Киеве, то бишь при вокняжении Владимира, относят гибель святых мучеников Феодора и сына его Иоанна, которую в этом случае датируют 12 июля 978 г.

В то же время историки допускают, что подвиг святых киевских варягов-мучеников мог иметь место летом 983 года, когда волна языческой реакции прокатилась не только по Руси, но и по всему славяно-германскому миру. Против Христа и Церкви почти одновременно восстали язычники в Дании, Германии, прибалтийских славянских княжествах. Волнения сопровождались разрушением храмов, убийством духовенства и христиан-исповедников. Князь Владимир в тот год ходил в поход на литовское племя ятвягов и одержал над ними победу. В Лаврентьевской летописи читаем: «Иде Володимер на явтяги, и победи явтяги, и взя землю их, и иде Киеву, и творяше потребу кумиром с людьми своими».

Возможно, в ознаменование именно этой победы, а не вокняжения Владимира, киевские жрецы и решили устроить кровавое жертвоприношение. «И сказали старцы и бояре: Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам» (ПВЛ). Этот брошенный языческими жрецами жребий пал на христианина Иоанна – сына варяга из Греции.

Когда посланные к варягу сообщили, что его сына «избрали себе боги, да принесем его им в жертву», старый воин, естественно, стал на защиту сына. По преданиям, язычники ринулись к Феодору, который, по словам летописца, «стоял на сенях с сыном своим» с оружием в руках. Осаждавшие варяга и его сына Иоанна подсекли столбы в сенях, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их.

Факт 4. На месте убиения первых мучеников – первая каменная церковь Киевской Руси

По преданию, на месте мученической кончины варяга Феодора и его сына Иоанна впоследствии святой князь Владимир воздвиг Десятинную церковь – первую каменную церковь Киевской Руси. В 1007 году в Десятинный собор были перенесены мощи святой равноапостольной княгини Ольги, а спустя 8 лет здесь, где ранее были убиты Феодор и его сын, обрел место упокоения и сам князь Владимир. А позже здесь также покоилась глава сщмч. Климента, папы римского.

Сегодня остался только фундамент Десятинки, но, как утверждают археологи, храм был одним из самых больших в тогдашнем христианском мире: его реальные размеры были примерно 44 на 30 метров.

Первый раз Десятинная церковь была разрушена в 1240 г., во время штурма Киева войсками монгольского хана Батыя. Развалины церкви стояли под открытым небом в течение четырех веков. Лишь в 1654 году освятили новую Десятинную церковь, строительство которой благословил Петр Могила. Эту вторую церковь разобрали в связи с началом строительства 2 августа 1828 г. новой Десятинной церкви. Освятил храм 15 июля 1842 г. свт. Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский. Однако в 1929 г. церковь была закрыта, а в 1936 г. разобрана на кирпичи для строительства школы и пр.

9 июля 2009 году на заседании Священного Синода УПЦ было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря, что на территории Десятинки, что, как известно, вызвало горячие дискуссии общественности. А сейчас ведется работа по возрождению Десятинного собора.

Факт 5. Дом варягов был на месте фундамента нынешней Десятинки

В 1908 году во время раскопок у алтаря Десятинной церкви археологи вдруг наткнулись на… нижний сруб деревянного дома варягов-мучеников, который был сожжен еще тысячу лет назад. Выходит, что дом первых киевских мучеников и действительно находился на месте фундамента Десятинной церкви.

Факт 6. Мощи святого мученика Иоанна младенца покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры

Карта Ближних пещер 1703 г. указывает в большой братской усыпальнице напротив подземной Введенской церкви мощи с именем «Иоанн», которые на плане 1769–1789 гг. имеют подпись «св. Иоанн отрок», а в 1795 г. отмечены как мощи «святого мученика Иоанна младенца».

Митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) сообщил о них в 1832 году: «Иоанн, младенец, сын варяга, убиенного идольскими жрецами в 983 г. по Несторовой летописи, хотя в Несторово время и неизвестно еще было, где отец и сын были сокрыты».

Пытаясь ответить на вопрос, как мощи св. Иоанна оказались в пещерах, Е. Голубинский предполагал, «что о месте их погребения было узнано по каким-нибудь откровениям». Рака с мощами св. Иоанна, которого вместе с его отцом зовут Первомучениками Руси, и ныне находится в той же усыпальнице.

Факт 7. Там, где тогда был языческий жертвенник, ныне собираются неоязычники

Сегодня между Национальным музеем истории и Рождества Пресвятой Богородицы Десятинным монастырем есть некий круглый объект. Как рассказывают археологи, это воссоздание языческого капища. Что-то подобное нашел известный археолог Викентий Хвойко примерно на этом месте, счел «остатки каменного фундамента какого-то загадочного сооружения» древним языческим жертвенником, и по его образцу сделали копию для туристов.

Вместе с тем участник раскопок Десятинной церкви археолог Виталий Козюба говорит о том, что к заявлениям, якобы до строительства Десятинной церкви рядом находилось языческое капище с драгоценной статуей бога Перуна – голова из серебра, а усы из золота – следует относиться осторожно: летописцы порой фиксировали легенды и предания, а не быль.

Однако именно там ныне постоянно собираются так называемые украинские неоязычники – создают круг и проводят свои ритуалы. Причем, обязательным временем их «шабаша» отчего-то является воскресное утро, когда в деревянном монастыре служится Божественная литургия.

Кроме того, члены этого Объединения родноверов Украины яро выступают против возрождения Десятинного собора, аргументируя это тем, что «в результате восстановления Десятинной церкви под угрозой разрушения может оказаться древнее языческое капище Сварога, находящееся неподалеку и являющееся центром проведения регулярных обрядов неоязычников Киева».

Конечно, куда там великой святыне – Десятинной церкви – до этого так называемого всемирно значимого капища, где, возможно, в Х веке и должны были принести в жертву отрока Иоанна.

Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн жили в Киеве в Х столетии, когда варяги, предки нынешних шведов и норвежцев, принимали особенно деятельное участие в государственной и военной жизни Руси. Купцы и воины, они прокладывали новые торговые пути в Византию и на Восток, участвовали в походах на Царьград, составляли значительную часть населения древнего Киева и княжеских наемных дружин. Главный торговый путь Руси - из Балтийского моря в Черное - называли тогда "путь из варяг в греки".

На варяжскую дружину опирались в своих начинаниях вожди и устроители ранней русской государственности. Как и славяне, среди которых они жили, многие из заморских пришельцев под влиянием Византийской Церкви принимали святое Крещение. Киевская Русь занимала срединное место между языческой Скандинавией и православной Византией, поэтому господствующими в духовной жизни Киева оказывались попеременно то живительное веяние христианской веры, шедшее с юга (при блаженном Аскольде в 860-882 гг., при Игоре и святой Ольге в 940-950-х гг.), то губительные вихри язычества, налетевшие с севера, от Варяжского моря (при Вещем Олеге, убившем Аскольда в 882 г., при восстании древлян, убивших Игоря в 945 г., при князе Святославе, отказавшемся принять Крещение, несмотря на настояния своей матери, равноапостольной Ольги).

Когда в 972 г. (по другим данным, в 970 г.) Святослав был убит печенегами, великим князем Киевским оставался назначенный им старший сын, Ярополк. Средний сын, Олег, былинный Вольга Святославич, держал Древлянскую землю, младший, Владимир, - Новгород. Правление Ярополка (970-978 гг.), как правление его бабки, Ольги, вновь стало временем преимущественного христианского влияния на духовную жизнь Руси. Сам Ярополк, по мнению историков, исповедовал христианство, хотя, возможно, латинского обряда, и это никак не соответствовало интересам скандинавских дружинников - язычников, привыкших считать Киев оплотом своего влияния в землях славян. Их предводители постарались поссорить между собой братьев, вызвали междоусобную войну Ярополка с Олегом, а после того, как был убит Олег, поддержали Владимира в борьбе против Ярополка.

Будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником и опирался на варягов, специально приведенных им из-за моря, в качестве военной силы. Его поход на Киев 978 года, увенчавшийся полным успехом, преследовал не только военно-политические цели: это был религиозный поход русско-варяжского язычества против нарождавшегося киевского христианства. 11 июня 978 года Владимир "сел на столе отца своего в Киеве", а несчастный Ярополк, приглашенный братом для переговоров, при входе в пиршественный зал был предательски убит двумя варягами, пронзившими его мечами. Для устрашения киевлян, среди которых уже многие, как русские, так и варяги, были христиане, в восстановленном и украшенном новыми идолами языческом святилище были совершены неизвестные до того времени у днепровских славян человеческие жертвоприношения. В летописи сказано о поставленных Владимиром кумирах: "И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот".

Видимо, к этому первому периоду торжества язычества в Киеве при вокняжении Владимира следует отнести гибель святых мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна, которую можно в этом случае датировать 12 июля 978 г. Возможно, впрочем, что подвиг святых киевских варягов-мучеников имел место летом 983 года, когда волна языческой реакции прокатилась не только по Руси, но и по всему славяно-германскому миру. Против Христа и Церкви почти одновременно восстали язычники в Дании, Германии, прибалтийских славянских княжествах, и всюду волнения сопровождались разрушением храмов, убийством духовенства и христиан-исповедников. Владимир в тот год ходил в поход на литовское племя ятвягов и одержал над ними победу. В ознаменование этой победы киевские жрецы и решили снова устроить кровавое жертвоприношение.

Жил среди киевлян, сообщает преподобный Нестор Летописец, варяг по имени Феодор, долгое время до того пробывший на военной службе в Византии и принявший там святое Крещение. Языческое имя его, сохранившееся в названии "Турова божница", было Тур (скандинавское Тор) или Утор (скандинавское Оттар), в старинных рукописях встречается то и другое написание. У Феодора был сын Иоанн, красивый и благочестивый юноша, исповедавший, как и отец, христианство.

"И сказали старцы и бояре: Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Очевидно, не без умысла, жребий, брошенный языческими жрецами, пал на христианина Иоанна.

Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына "избрали себе боги, да принесем его им в жертву", старый воин решительно ответил: "Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам".

Это был прямой вызов христианина обычаям и верованиям язычников. Вооруженной толпой язычники ринулись к Феодору, разнесли его двор, окружили дом. Феодор, по словам летописца, "стоял на сенях с сыном своим", мужественно, с оружием в руках, встречал врагов. (Сенями в старинных русских домах называли устроенную на столбах крытую галерею второго этажа, на которую вела лестница). Он спокойно смотрел на бесновавшихся язычников и говорил: "Если они боги, пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына". Видя, что в честном бою им не одолеть Феодора и Иоанна, храбрых искусных воинов, осаждавшие подсекли столбы галереи, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их...

Уже в эпоху преподобного Нестора, менее чем через сто лет после исповеднического подвига киевских варягов, Русская Православная Церковь почитала их в сонме святых. Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле. Первыми "русскими гражданами небесного града" назвал их списатель Киево-Печерского Патерика, епископ Симон, святитель Суздальский († 1226; память 10 мая). Последняя из кровавых языческих жертв в Киеве стала первой святой христианской жертвой - сораспятием Христу. Путь "из варяг в греки" становился для Руси путем из язычества в Православие, из тьмы к свету.

На месте мученической кончины варягов святой равноапостольный Владимир воздвиг впоследствии Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную 12 мая 996 года (празднуется 12 мая). В нее были перенесены в 1007 г. мощи святой равноапостольной Ольги. Восемь лет спустя здесь обрел место последнего упокоения сам святой Владимир, крестивший Русскую землю, а в 1044 г. его сын, Ярослав Мудрый, перенес в эту церковь останки своих дядей, Ярополка и Олега, предварительно "крестив их кости". Очевидно, последнее вызвано было требованием церковных правил о повторном крещении христианина при отсутствии достоверных свидетельств о первом крещении. С другой стороны, в древнем Киеве придавали большое значение древнехристианским сказаниям о возможности по особой милости Божией посмертного совершения таинства Крещения над людьми, скончавшимися вне церковного общения. Такой рассказ читается, например, в известном памятнике древнерусской учительной литературы - "Изборнике 1076 года", принадлежавшем сыну Ярослава Мудрого, благочестивому князю Святославу († 1076).

Дивен Бог во святых Своих. Камня и бронзы не щадит время, а нижний сруб деревянного дома святых варягов-мучеников, сожженного тысячу лет назад, сохранился до наших дней; он был обнаружен в 1908 году, во время раскопок в Киеве, у алтаря Десятинной церкви.