Каждый народ, проживающий на территории определенного государства или союза, имеет право на безопасность и благоприятные условия для жизни. В связи с этим правительство страны пытается создать мощную команду, которая занималась бы столь важными делами, обеспечивая население всем необходимым. В свое время эту функцию исполнял КГБ (расшифровка: «комитет государственной безопасности»). Во времена СССР система являлась центральным который обеспечивал защищенность всей страны и действовал на протяжении 37 лет.

Функции и полномочия службы

КГБ СССР занимался оперативно-розыскной деятельностью, охраной государственных границ, внешним поиском и контрразведкой, обеспечением правительственной связи. Также комитет боролся с инакомыслием, национализмом и антисоветской деятельностью. Система состояла из отдельных элементов (всего их было четырнадцать) на территориях республик союза, местных органов власти, военных округов, соединений, пограничных войск, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений и многих других подразделений. КГБ (расшифровка которого известна практически каждому человеку) в те времена имел разные наименования и статусы. Сегодня же данное название употребляется, как правило, в разговорной речи, когда упоминается одна из

История возникновения комитета

Особенностью системы являлись организованные управления КГБ СССР. Известно, что всего их было шестнадцать, но некоторые источники опровергают данную информацию, утверждая, что количество точно не установлено. Первым главным управлением была разведка, вторым - внутренняя безопасность. Затем военная контрразведка, борьба с антисоветскими элементами, безопасность на транспорте, оперативно-поисковая работа, шифровально-дешифровальное дело и обеспечение связью, охрана правительства и руководителей партии, управление коменданта Московского Кремля, медицина (здравоохранение), радиоперехват, электронная разведка, экономическая надежность.

Подготовка сотрудников КГБ

История КГБ (расшифровка которого в наше время часто используется для обозначения российских спецслужб) достаточно обширна и охватывала практически каждую область государственного управления. Численность органов, работающих в комитете, составляла около трехсот тысяч человек. При КГБ существовали учебные заведения, цель которых была подготовить и выпустить высококвалифицированные кадры для органов госбезопасности Советского Союза. В их состав входили вузы, училища, школы, учебные центры и специальные курсы. Деятельность заведений контролировало управление КГБ.

Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР - это спецслужба Советского Союза, отвечавшая с марта 1954 по ноябрь 1991 года за обеспечение госбезопасности и прекратившая свое существование накануне распада СССР после подписания Президентом СССР М. С. Горбачевым 3 декабря 1991 года Закона “О реорганизации органов государственной безопасности”.

В годы своей деятельности КГБ сочетал в себе функции контрразведки, внешней разведки и анализа получаемой информации, контрразведки в Вооруженных Силах, охраны наземных и морских границ СССР, держал под контролем ядерные вооружения, ведал правительственной связью и осуществлял охрану руководителей КПСС и Советского государства.

За время существования КГБ его структура несколько раз изменялась и к моменту его упразднения имела вид, показанный на рис. 3.1.

К моменту распада СССР в состав КГБ входили следующие Главные управления:

· 1-е Главное управление - внешняя разведка и контрразведка, анализ информации;

· 2-е Главное управление - внутренняя контрразведка, борьба с подрывными действиями, направленными против государства, промышленная безопасность;

· Главное управление Пограничных войск (ГУПВ);

· 8-е Главное управление - разведка связи, безопасность средств связи, шифровальная служба;

· Помимо Главных управлений, в структуре КГБ были следующие управления:

· 3-е управление - контрразведка в Вооруженных Силах;

· 4-е управление - охрана и внутренняя безопасность посольств;

· 5-е управление - защита конституционного строя, под которой понималось искоренение инакомыслия;

· 6-е управление - вопросы экономической безопасности;

· 7-е управление - наружное наблюдение;

· 15-е управление - охрана государственных объектов;

· 16-е управление - радиоперехват и электронная разведка;

· управление строительства военных объектов.

В конце 60-х годов 4-е, 5-е и 6-е управления вошли в состав 2-го ГУ, а в 1969 г. они вновь были выделены в самостоятельные управления. Офицеры 3-го управления КГБ, отвечающего за контрразведку в ВС, имелись во всех родах войск (так называемые “особисты”). Они подчинялись только КГБ и имели в армии разветвленную сеть “информаторов”. В ВМФ эти сотрудники проходили службу на всех крупных надводных кораблях, подводных лодках и береговых базах.

Рис. 3.1. Структура КГБ СССР

8-е ГУ отвечало за защиту технических средств связи вообще и создание шифросистем, в частности;

Созданное в 1969 году 16-е управление занималось добыванием информации из линий связи других стран, что включало в себя перехват шифросообщений из каналов, принадлежавших как легальным, так и разведывательным сетям связи, с последующим их дешифрованием, а также прослушивание с помощью технических приспособлений и средств обработки информации, размещенных на территории дипломатических представительств зарубежных стран.


1-е ГУ, организационно входившее в структуру КГБ, фактически представляло собой вполне самостоятельную организацию и базировалось в отдельном комплексе зданий, находящихся в Ясенево (“в лесу”, на профессиональном сленге офицеров КГБ). Структура 1-го ГУ представлена на рис. 3.2.

Рис. 3.2. Структура 1-го ГУ КГБ

Работа 1-го ГУ велась в следующих отделах.

1. США, Канада.

2. Латинская Америка.

3. Великобритания, Австралия, Африка, Новая Зеландия, Скандинавия.

4. Восточная Германия, Западная Германия, Австрия.

5. Страны Бенилюкса, Франция, Испания, Португалия, Швейцария, Греция, Италия, Югославия, Албания, Румыния.

6. Китай, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Северная Корея.

7. Таиланд, Индонезия, Япония, Малайзия, Сингапур, Филиппины.

8. Неарабские страны Ближнего Востока, включая Афганистан, Иран, Израиль, Турцию.

9. Англоговорящие страны Африки.

10. Франкоговорящие страны Африки.

11. Контакты с социалистическими странами.

12. Регистрация и архивы.

13. Электронный перехват и операции против шифровальных служб западных стран.

14. Индия, Шри-Ланка, Пакистан, Непал, Бангладеш, Бирма.

15. Арабские страны Ближнего Востока, а также Египет.

16. Эмиграция.

17. Контакты с развивающимися странами.

Одной из интереснейших совместных технических операций 1-го и 8-го ГУ было применение уже упоминавшейся в предыдущей главе системы “Амхерст” для обеспечения связи с зарубежной агентурой, как легальной, так и нелегальной.

После распада СССР 16-е управление и служба правительственной связи были выведены из состава КГБ и реорганизованы в Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) Российской Федерации. Сам КГБ после ряда реорганизаций был преобразован в Федеральную службу безопасности (ФСБ). (В настоящее время Указом Президента РФ производится реорганизация российских спецслужб, в результате которой ФАПСИ и Пограничные войска должны войти в структуру ФСБ.) По сравнению с КГБ СССР, ФСБ является достаточно открытой организацией (конечно, в той мере, в какой может быть открыта спецслужба). С ее задачами и структурой можно ознакомиться в Internet на официальном Web-узле ФСБ по адресу http://www.fsb.ru. При реорганизации КГБ 1-е ГУ было выведено из его состава и преобразовано в отдельную службу, получившую название Службы внешней разведки (СВР) РФ. Последняя, учитывая квалификацию ее специалистов, а также роль РФ в мировой политике, заслуживает отдельного рассмотрения.

В соответствии с новой разведывательной доктриной России, внешняя разведка РФ в 90-х годах отказалась от политики глобализма. В настоящее время СВР действует только в тех регионах, где у России имеются подлинные, а не мнимые интересы. Разведка не формирует собственные задачи, они определяются руководством страны, исходя из интересов государства. Кроме того, в настоящее время в разведке происходит переход от конфронтации со спецслужбами различных стран к взаимодействию и сотрудничеству в тех областях, где совпадают их интересы (борьба с международным терроризмом, наркобизнесом, нелегальной торговлей оружием и т.п.). Тем не менее, это взаимодействие не носит всеобъемлющего характера и не исключает ведения разведки на территории тех или иных стран, исходя из национальных интересов РФ.

В настоящее время СВР ведет разведку по трем основным направлениям: политическом, экономическом и научно-техническом.

В области политической разведки перед СВР стоят задачи: получать упреждающую информацию о политике ведущих государств мира на международной арене в отношении России; отслеживать развитие кризисных ситуаций в “горячих точках” планеты, которые могут представлять угрозу для национальной безопасности России; добывать сведения о попытках отдельных стран создать новые виды вооружения, особенно ядерные; через свои каналы оказывать активное содействие осуществлению внешней политики России.

В области экономической разведки перед СВР стоят задачи: защита экономических интересов России; получение секретных сведений о надежности торгово-экономических партнеров, деятельности международных экономических и финансовых организаций, затрагивающей интересы России; обеспечение экономической безопасности страны.

По линии научно-технической разведки задачи СВР практически остались прежними. Они заключаются в получении данных о новейших достижениях в области науки и техники, особенно военных технологий и технологий двойного применения, в интересах укрепления обороноспособности РФ.

Организационная структура СВР РФ строится в соответствии с Законом “О внешней разведке”. В структуру СВР (рис. 3.3) входят оперативные, аналитические и функциональные подразделения (управления, службы, самостоятельные отделы). Впервые в практике российских спецслужб создано Бюро по связям с общественностью и средствами массовой информации.

Рис. 3.3. Структура СВР РФ, образованной на основе 1-го ГУ КГБ СССР

Описание


Календарь состоит из верхней "шапки" с изображением и трёх календарных блоков.
Приблизительный размер календаря в развёрнутом состоянии 80 см в длинну и 33 см в ширину.

ВЧК (7) 20 декабря 1917г. постановлением Совета Народных Комиссаров для борьбы с контрреволюцией и саботажем в Советской России была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК). Ее первым председателем был назначен Ф.Э.Дзержинский. На этом посту он находился до 6 февраля 1922г. С июля по август 1918г. обязанности председателя ВЧК временно исполнял Я.Х. Петерс

ГПУ 6 февраля 1922г. ВЦИК принял постановление об упразднении ВЧК и образовании Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР.

ОГПУ 2 ноября 1923г. Президиум ЦИК СССР создал Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. Председателем ГПУ и ОГПУ до конца своей жизни (20 июля 1926г.) оставался Ф.Э.Дзержинский, которого сменил В.Р.Менжинский, возглавлявший ОГПУ до 1934г.

НКВД 10 июля 1934г. в соответствии с постановлением ЦИК СССР органы государственной безопасности вошли в Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) СССР. После смерти Менжинского работой ОГПУ, а позднее и НКВД с 1934 по 1936гг. руководил Г.Г.Ягода. С 1936 по 1938гг. НКВД возглавлял Н.И.Ежов. С ноября 1938 до 1945гг. руководителем НКВД был Л.П.Берия.

НКГБ 3 февраля 1941г. НКВД СССР был разделен на два самостоятельных органа: НКВД СССР и Наркомат государственной безопасности (НКГБ) СССР. Нарком внутренних дел - Л.П.Берия. Нарком государственной безопасности - В.Н.Меркулов. В июле 1941г. НКГБ СССР и НКВД СССР вновь были объединены в единый наркомат - НКВД СССР. В апреле 1943г. был вновь образован Наркомат государственной безопасности СССР во главе с В.Н.Меркуловым.

МГБ 15 марта 1946г. НКГБ был преобразован в Министерство государственной безопасности. Министр - В.С.Абакумов. В 1951 - 1953гг. пост министра государственной безопасности занимал С.Д.Игнатьев. В марте 1953г. было принято решение об объединении Министерства внутренних дел и Министерства государственной безопасности в единое МВД СССР во главе с С.Н.Кругловым.

МВД 7 марта 1953г. было принято решение об объединении Министерства внутренних дел и Министерства государственной безопасности в единое МВД СССР во главе с С.Н.Кругловым.

КГБ 13 марта 1954г. создан Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР.
С 1954 по 1958гг. руководство КГБ осуществлял И.А.Серов,
с 1958 по 1961гг. - А.Н.Шелепин,
с 1961 по 1967гг. - В.Е.Семичастный,
с 1967 по 1982гг. - Ю.В.Андропов,
с мая по декабрь 1982г. - В.В.Федорчук,
с 1982 по 1988гг. - В.М.Чебриков,
с 1988 по август 1991гг. - В.А.Крючков,
с августа по ноябрь 1991г. - В.В.Бакатин.
3 декабря 1991г. Президент СССР М.С.Горбачев подписал Закон "О реорганизации органов государственной безопасности". На основании Закона КГБ СССР был упразднен и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР (в настоящее время - Служба внешней разведки РФ).

МСБ 28 ноября 1991г. Президент СССР М.С.Горбачев подписал Указ "Об утверждении Временного положения о Межреспубликанской службе безопасности".
Руководитель - В.В.Бакатин (с ноября 1991 по декабрь 1991г.).

КГБ 6 мая 1991г. председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцин и председатель КГБ СССР В.А.Крючков подписали протокол об образовании в соответствии с решением Съезда народных депутатов России Комитета государственной безопасности РСФСР, имеющего статус союзно-республиканского государственного комитета. Руководителем его был назначен В.В.Иваненко.

МБ 24 января 1992г. Президент РФ Б.Н.Ельцин подписал Указ об образовании Министерства безопасности Российской Федерации на базе упраздняемых Агентства Федеральной безопасности РСФСР и Межреспубликанской службы безопасности.
Министр - В.П.Баранников с января 1992г. по июль 1993г.,
Н.М.Голушко с июля 1993г. по декабрь 1993г.

ФСК 21 декабря 1993г. Президент РФ Б.Н.Ельцин подписал Указ об упразднении Министерства безопасности и о создании Федеральной службы контрразведки.
Директор - Н.М.Голушко с декабря 1993г. по март 1994г.,
С.В.Степашин с марта 1994г. по июнь 1995г.

ФСБ 3 апреля 1995г. Президент РФ Б.Н.Ельцин подписал Закон "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации", на основании которого ФСБ является правопреемником ФСК.
Директор - М.И.Барсуков с июля 1995г. по июнь 1996г.,
Н.Д.Ковалев с июля 1996г. по июль 1998г.,
В.В.Путин с июля 1998г. по август 1999г.,
Н.П.Патрушев с августа 1999г. по май 2008г.
А.В.Бортников с мая 2008г.

Комитет государственной безопасности , несомненно, по праву принадлежал к числу сильнейших и могущественнейших спецслужб мира.

Создание КГБ СССР

Политическое решение о выделении структур органов госбезопасности из МВД СССР в автономное ведомство было принято в феврале 1954 года на основании записки министра внутренних дел С.Н. Круглова в Президиум ЦК КПСС.
В этой записке, в частности, говорилось:
«Существующее организационное построение Министерства внутренних дел СССР и его органов громоздко и не в состоянии обеспечить должного уровня агентурно-оперативной работы в свете задач, поставленных перед советской разведкой Центральным комитетом КПСС и Советским Правительством.
В целях создания необходимых условий для улучшения разведывательной и контрразведывательной работы считаем целесообразным выделить из Министерства внутренних дел СССР оперативно-чекистские управления и отделы и на их базе создать Комитет по делам государственной безопасности при Совете Министров СССР». 3
Таким образом, КГБ, став комитетом при Совете Министров СССР являлся, на правах союзно-республиканского министерства, центральным органом государственного управления в сфере обеспечения государственной безопасности Советского Союза. Такое значительное понижение государственно-правового статуса по сравнению с существовавшим с 1946 года министерством госбезопасности, было, в основном, связано с недоверием и подозрительностью Хрущева и других тогдашних руководителей страны в отношении органов госбезопасности и их руководителей. Последние обстоятельства сказались как на обстановке внутри КГБ СССР, так и на судьбе СССР в целом.

Задачи КГБ СССР

Согласно решению Президиума ЦК КПСС на Комитет государственной безопасности при СМ СССР возлагались такие задачи:
а) ведение разведывательной работы в капиталистических странах;
б) борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок внутри СССР;
в) борьба с вражеской деятельностью разного рода антисоветских элементов внутри СССР;
г) контрразведывательная работа в Советской Армии и Военно-Морском флоте;
д) организация шифровального и дешифровального дела в стране;
е) охрана руководителей партии и правительства.
Задачи одного из важнейших направлений деятельности КГБ — внешней разведки, были конкретизированы в решении ЦК КПСС от 30 июня 1954 года «О мерах по усилению разведывательной работы органов государственной безопасности за границей».
Оно требовало направить все усилия на организацию работы в ведущих западных странах США и
Великобритании, которые были старым геополитическим соперником России, а также на «используемых ими для борьбы против Советского Союза странах, — в первую очередь Западной Германии, Франции, Австрии, Турции, Иране, Пакистане и Японии». 3

Руководство КГБ СССР

Первым председателем КГБ Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1954 года был назначен генерал-полковник Иван Александрович Серов, бывший до этого заместителем министра внутренних дел.
Его заместителями стали К.Ф. Лунев (первый заместитель), И.Т. Савченко, П.И. Григорьев, В.А. Лукшин, П.И.Ивашутин.
Именно во время нахождения Серова на посту председателя КГБ при СМ СССР начался и пересмотр ранее заведенных уголовных дел по «контрреволюционным преступлениям», и чистка и сокращение численного состава органов государственной безопасности, а также оглашение Н.С. Хрущевым 25 февраля 1956 года делегатам XX съезда КПСС специального доклада о культе личности И.В. Сталина и его последствиях, и многие другие важные события в истории СССР.
В дальнейшем, Председателями КГБ СССР были:

Шелепин, Александр Николаевич (1958 — 1961 гг.);
Семичастный, Владимир Ефимович (1961 – 1967 гг.);
Андропов, Юрий Владимирович (1967 – 1982 гг.);
Федорчук, Виталий Васильевич (май — декабрь 1982 года);

Чебриков, Виктор Михайлович (1982 – 1988 гг.);
Крючков, Владимир Александрович (1988 — август 1991 года);
Бакатин, Вадим Викторович (август — декабрь 1991 года).

Структура КГБ СССР

Приказом председателя КГБ при Совете Министров СССР от 18 марта 1954 года была определена структура Комитета, в котором, не считая вспомогательных и обеспечивающих подразделений, были образованы:
— Первое Главное управление (ПГУ, разведка за границей — начальник А.С. Панюшкин);
— Второе Главное управление (ВГУ, контрразведка — П.В. Федотов);
— Третье Главное управление (военная контрразведка — Д.С.Леонов);
— Четвертое управление (борьба с антисоветским подпольем, националистическими формированиями и враждеб ными элементами — Ф.П. Харитонов);
— Пятое управление (контрразведывательная работа на особо важных объектах — П.И. Ивашутин);
— Шестое управление (контрразведывательная работа на транспорте — М.И. Егоров);
— Седьмое управление (наружное наблюдение — Г.П. Добрынин);
— Восьмое Главное управление (шифровально-дешифровальное — В.А. Лукшин);
— Девятое управление (охрана руководителей партии и правительства — В.И. Устинов);
— Десятое управление (Управление коменданта Московского Кремля — А.Я. Веденин);
— Следственное управление.
27 сентября 1954 года в КГБ был организован Отдел войск правительственной «ВЧ» связи.
2 апреля 1957 года в КГБ было образовано Главное управление пограничных войск.

Учебные заведения КГБ СССР

— Высшая школа КГБ СССР имени Ф.Э. Дзержинского
Высшая школа КГБ СССР как специальное высшее учебное заведение с трехгодичным сроком обучения
слушателей по программе юридических вузов страны была образована в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 15 июля 1952 ггода, а в апреле 1954 года первые 189 выпускников получили дипломы нового вуза, причем 37 из них окончили его с отличием.
В 1954 году численность переменного слушателей Высшей школы была установлена в 600 штатных единиц. На учебу направлялись абитуриенты, имевшие стаж не менее трех лет службы в органах госбезопасности, отвечавшие требованиям для поступления в ВУЗы страны.
2 августа 1962 г. Высшей школе КГБ СССР было присвоено имя Ф.Э.Дзержинского.
— Краснознамённый институт имени Ю. В. Андропова КГБ СССР. Находился в подчинении Первого главного управления (внешней разведки) до октября 1991 года.
— Ленинградская высшая школа КГБ имени С. М. Кирова (1946-1994).
— В системе КГБ имелись 4 Высших пограничных училища (в Бабушкине в Москве, в г. Голицино в Подмосковье, в Ташкенте и в Алма-Ате).
— Ленинградское высшее военно-морское пограничное училище (1957 – 1960 гг.).
— Калининградское высшее пограничное командное училище (1957 – 1960 гг.)
— Институт иностранных языков КГБ СССР.

Упразднение КГБ СССР

26 августа 1991 года на сессии Верховного Совета СССР М.С. Горбачев заявляет:
«Нужно провести реорганизацию КГБ. В моем указе о назначении товарища Бакатина председателем этого Комитета есть неопубликованный пункт 2 с поручением ему представить немедленно предложения о реорганизации всей системы государственной безопасности.» 3
Указом президента СССР М.С. Горбачева от 28 августа 1991 года была образована Государственная комиссия для расследования деятельности органов государственной безопасности, которую возглавил депутат Верховного Совета РСФСР С.В. Степашин. А 28 ноября 1991 года она была преобразована в Государственную комиссию по реорганизации органов государственной безопасности.
На основании информации Председателя КГБ Бакатина Госсовет принимает решение об образовании на базе Комитета государственной безопасности СССР трех самостоятельных ведомств:
— Центральной службы разведки (ЦСР);
— Межреспубликанской службы безопасности (МСБ);
— Комитета по охране государственной границы СССР.
Постановлением Государственного совета СССР от 22 октября 1991 года КГБ СССР был упразднен.

Источники информации:

1. Шевякин "КГБ против СССР. 17 мгновений измены"
2. Атаманенко "КГБ - ЦРУ. Кто сильнее?"
3. Хлобустов "КГБ СССР 1954 - 1991. Тайны гибели Великой державы"

Организационная структура КГБ

Основное назначение Комитета госбезопасности - сохранение и расширение власти советской партийной олигархии. Эта олигархия стремится распространить свою власть на весь мир и пользуется, как правило, тайными средствами.

За последнее десятилетие КГБ подвергся организационным преобразованиям. Изменились цели ряда операций. Советская госбезопасность стремится действовать более эффективно, к тому же КГБ извлекает из прошлого выводы. Эти преобразования будут происходить и в дальнейшем. Но рассмотреть сегодняшнюю структуру КГБ важно хотя бы потому, что это позволит лучше понять нынешние и перспективные задачи советской тайной полиции.

Штаб КГБ подразделен на пять главных управлений, которые в свою очередь делятся на службы и отделы. Первое главное управление занимается операциями за рубежом, Второе отвечает за контрразведку и контролирует гражданское население в пределах Советского Союза, Управление погранохраны ведает пограничными войсками и формирует отборные воинские части. Пятое главное управление отвечает за подавление идейного инакомыслия, Восьмое занимается иностранными линиями связи, перехватывает и пытается дешифровать идущую по ним информацию.

Кроме того, в состав КГБ входят менее крупные самостоятельные управления, выполняющие свои специфические задачи.

Первое Главное Управление

В состав Первого главного управления входит три самостоятельных подразделения.

Самое крупное из них - Управление «С», в ведении которого находятся нелегальные агенты КГБ, разбросанные по всему миру, Одно из подразделений этого управления занимается вербовкой таких агентов из числа советских граждан и их подготовкой к деятельности за рубежом, Другое подготавливает им легенды и снабжает фальшивыми документами. Третье руководит уже внедренной агентурой, четвертому подчинены работники зарубежных резидентур, занимающиеся нелегальными агентами.

КГБ предпочитает направлять за рубеж на нелегальную работу супружеские пары. Нередко это ведомство само устраивает браки.

Будущий агент проходит трехлетний индивидуальный курс обучения в Москве и ее окрестностях. В дальнейшем его могут послать на несколько лет за границу для адаптации к местным условиям и упрочения своей легенды. И уже после этого направляют в страну, для работы в которой его предназначали с самого начала.

Для разработки правдоподобных легенд и подделки документов КГБ накапливает массу информации и аутентичных образцов из всех стран. Используются туристские путеводители, планы городов, телефонные справочники, расписания движения поездов и автобусов, паспорта, метрики, образцы почерков чиновников и т. п. Если, например, служащий тайваньского консульства в той или иной стране будет уволен или уйдет на пенсию, КГБ должен об этом знать: подпись его преемника, ставящаяся на визе, будет уже другой.

В сборе этой информации деятельно участвуют сотрудники зарубежных резидентур, занимающиеся нелегальными агентами (эти сотрудники относятся к так называемой «линии Л»), но главная их задача ‘ заключается в обеспечении связи между Нелегальной агентурой и «центром». Для этого они подыскивают тайники и используют их как важнейшие каналы связи. Обычно эти сотрудники находятся в той или иной стране под видом служащих советских консульств, где по роду службы постоянно имеют дело с иностранными паспортами и документами.

Управление «С» в 70-х годах включило в свой состав действовавшее до того независимо Управление «В», занимавшееся диверсиями и организацией покушений.

После бегства на Запад (1971) Олега Лялина, оказавшегося британским агентом, КГБ перетряхнул все Управление «В», к которому относился Лялин, уволив или понизив в должности руководящих работников этого Управления и отозвав всех его представителей из зарубежных резидентур.

Со временем Управление «В» было восстановлено в качестве Восьмого отдела Управления «С», К 1982 году Восьмой отдел уже можно было считать процветающим, и, если учесть масштабы подготовки террористов и диверсантов, осуществляемой в Балашихинском учебном комплексе, принадлежащем этому отделу, едва ли можно сомневаться в его блестящем будущем.

Управление «Т», второе по величине в Первом главном управлении, отвечает за сбор научно-технической информации, включая кражу передовой технологии всех видов. Его сотрудники владеют иностранными языками, методикой секретных операций, Как правило, это квалифицированные научные работники или инженеры, многие из которых имеют ученую степень. Сотрудников и агентов Управления «Т» можно встретить во всех советских ведомствах, ведущих дела с зарубежными странами по линии науки, техники или коммерции. Они входят в состав советских делегаций, посылаемых на научные симпозиумы, конференции и т. п.

В резидентурах, действующих на территории промышленно-развитых стран, сотрудники Управления «Т» менее заметны, чем прочие. Они относятся за рубежом к так называемой «линии X» и замаскированы под членов торговых миссий, служащих Аэрофлота и так далее.

Управление «К» (оперативное обозначение - «линия KP») отвечает за проникновение в иностранные разведывательные органы и службы безопасности. Оно также следит за советскими гражданами, работающими за рубежом. Это управление помогает Министерству иностранных дел обеспечивать физическую безопасность персонала советских посольств.

Управление «К» подразделяется по географическому и функциональному признакам: часть его отделов пытается вербовать сотрудников иностранных разведок и других секретных служб в определенных географических районах мира.

Один из отделов отвечает за внедрение советских агентов в террористические и вообще подрывные организации. Еще один следит за моряками советского торгового флота, экипажами самолетов Аэрофлота и советскими туристами, оказавшимися за рубежом. На самый засекреченный отдел, подчиненный непосредственно заместителю начальника Первого главного управления, возложена деликатная задача: следить за сотрудниками самого Управления.

Значительная часть кадров Управления «К» пришла сюда из Второго главного управления, где они усвоили образ мышления, характерный для тех, кто борется с инакомыслящими. Их знание языков, степень интеллигентности и общий уровень подготовки - ниже, чем у сотрудников Первого главного управления в целом.

Оказавшись в сложных условиях работы за рубежом, они стоят в стороне от рискованных операций и стараются сосредоточиться на слежке за советскими гражданами, попавшими за границу, а также на обеспечении безопасности советских колоний в иностранных государствах. Конечно, встречаются исключения, Так, Левченко знал в токийской резидентуре нескольких блестящих работников, относящихся к «линии KP».

В Первом главном управлении созданы три важных подразделения, именуемых «службами».

Служба 1 анализирует разведывательную информацию, тайно собираемую всеми подразделениями Управления. Она также составляет ежедневную сводку текущих событий для Политбюро и регулярно поставляет прогноз развития ситуации в мире.

Два раза в месяц Служба 1 передает зарубежным резидентурам обзор всех докладов и донесений, полученных за минувшие две недели, а также делает ежегодную оценку деятельности каждой резидентуры.

Служба 1 старается быть осторожной в своих долгосрочных прогнозах, чтобы избежать претензий в случае, если они не оправдаются. Правда, у нее бывают и удачи в этом смысле. Так, в середине 70-х годов она рискнула предсказать возрождение политического консерватизма в США и Западной Европе, которое наступит с начала 80-х годов, - и оказалась права.

Служба «А» («Служба активных мероприятий») выделилась из бывшего Отдела «А», известного на протяжении длительного времени как «Отдел дезинформации». Эта служба выросла в одно из самых важных подразделений КГБ, что отражает то значение, которое придает КГБ «активным мероприятиям» для распространения советского влияния.

Служба работает в тесном контакте с отделами ЦК КПСС - Международным, Пропаганды, а также с Отделом соцстран. Заметим в скобках, что в самом КГБ пропагандисты и дезинформаторы из этого подразделения приобрели устойчивую репутацию хронических алкоголиков. Не располагает ли к этому сам характер их работы?

Иностранцы, добровольно или по принуждению переселившиеся в СССР, консультируют Службу «А» относительно тонкостей того или иного языка и деталей образа жизни своих стран. Служба фабрикует разного рода фальшивки, подделки и литературу, происхождение которой скрывается.

Идея любого нового «активного мероприятия» может родиться в пределах самой Службы «А», в какой-либо из зарубежных резидентур, в Международном отделе ЦК и даже в Политбюро. После одобрения Политбюро идея обрастает планами, графиками, исполнителями.

В настоящее время Служба «А» не держит за границей собственных сотрудников, и проведение «активных мероприятий» возлагается на «Линию ПР» (Политическая разведка) в резидентурах, на иностранные компартии и на всякого рода организации, так или иначе связанные с СССР.

Служба «А» периодически составляет строго секретный бюллетень, предназначенный для Политбюро и характеризующий ход проведения и результаты самых важных «активных мероприятий». Советское руководство, как известно, само принимает участие в наиболее крупных пропагандистских мероприятиях, а также кампаниях по дезинформации общественного мнения.

Служба «Р» постоянно осуществляет детальный анализ операций КГБ за рубежом «для лучшей организации дела». К концу 60-х годов сеть советской агентуры во всем мире настолько разрослась, что централизованные управление, контроль, планирование и координация ее действий сделались нецелесообразными.

По примеру ЦРУ КГБ учредил собственный Отдел оперативного анализа и планирования, который в 70-е годы и был преобразован в Службу «Р». К настоящему времени эта Служба стала вполне дееспособной, в частности, благодаря тому, что ее укомплектовали первоклассными работниками (многие из них в прошлом - резиденты или руководители групп зарубежных резидентур), Дело дошло до того, что Служба «Р» пытается уже фиксировать любой замеченный контакт советского гражданина и иностранца, происшедший за границей, Резидентуры по всему миру относятся к этой службе с опаской и почтением: от нее в конечном счете зависит оценка деятельности зарубежных сотрудников и агентов.

Как бы ни были важны отдельные службы, оперативным ядром Первого главного управления являются одиннадцать отделов, сформированных по географическому признаку. Каждый из них отвечает за работу в узком круге стран:

Первый: Соединенные Штаты и Канада;

Второй: Латинская Америка;

Третий: Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Скандинавия;

Четвертый: ФРГ и Австрия;

Пятый: Франция, Италия, Испания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Ирландия;

Шестой: Китай, Вьетнам, Корея, Камбоджа;

Седьмой: Япония, Индонезия, Филиппины, Таиланд, Сингапур;

Восьмой: арабские страны, Турция, Греция, Иран, Афганистан, Албания;

Девятый: страны Африки с преобладанием французского языка;

Десятый: страны Африки с преобладанием английского языка;

Семнадцатый: Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри Ланка (эти страны относились прежде к компетенции Седьмого отдела, но чтобы интенсифицировать операции, направленные и против Японии, и против Индии, КГБ разделил ответственность за них между двумя отделами).

Наряду с отделами, образованными по географическому признаку, в составе Первого главного управления имеются отделы, созданные по функциональному признаку.

Так, Одиннадцатый отдел осуществляет связь с разведывательными службами государств-сателлитов СССР и внедряет свою агентуру в эти службы. Их иностранные операции неизменно контролируются КГБ. Наибольшим доверием у КГБ пользуются службы Болгарии, ГДР и Кубы. Болгары неплохо показали себя в области терроризма, контрабанды наркотиков, оружия и вообще в области «силовых» нелегальных операций. Восточные немцы специализируются на шпионаже против Западной Германии и на подрывной работе в Африке, где их акции оказались более успешными, чем советские. Кубинцы проявили себя в качестве эффективных проводников советского влияния в США и в странах Третьего мира.

Двенадцатый отдел представляет собой любопытное новшество в системе КГБ. Он образован, видимо, исходя из андроповской убежденности в том, что «все области» человеческой деятельности должны стать ареной сражения двух политических систем. Отдел укомплектован главным образом ветеранами КГБ, много лет проработавшими за границей и благодаря этому знакомыми с языками и складом мышления иностранцев. Они считаются сотрудниками Академии наук СССР, Института США и Канады и прочих солидных учреждений и поэтому, как научные работники соответствующего профиля, широко общаются с иностранцами. Эти люди выезжают за границу в порядке научного обмена, на различные международные конференции и конгрессы и таким образом могут проникнуть почти всюду. Двенадцатый отдел зарекомендовал себя настолько эффективным, что, вероятно, будет развернут в самостоятельное управление.

Тринадцатый отдел, по-видимому, временно упразднен. Долгие годы он занимался диверсиями и покушениями. Затем был преобразован в Отдел «В» и, наконец, в Восьмой отдел Управления «С», Если Тринадцатый отдел и воскрешен, то из тех источников, к которым имел доступ автор этой книги, его функции установить не удалось.

Четырнадцатый отдел разрабатывает технические средства тайных операций, в том числе средства связи, оружие, фотокамеры специального назначения, принадлежности для тайнописи и пр. Его лаборатории изготовляют специальные яды и другие средства, с помощью которых Восьмой отдел Управления «С» проводит покушения. Этот же отдел отвечает за обеспечение резидентур устройствами, парализующими действие посторонних систем подслушивания.

Пятнадцатый отдел представляет собой архивную службу Первого главного управления.

Шестнадцатый отдел, один из наиболее засекреченных, руководит операциями, объектом которых являются шифровальщики и персонал связи всех иностранных государств. По данным Левченко, на протяжении 70-х годов этот отдел заметно вырос.

Наконец, в Первом главном управлении есть собственный отдел кадров, партийный комитет и секретариат, т. е. канцелярия, в состав которой входит и экспедиция, отвечающая, в частности, за спецпочту.

Второе Главное Управление

Это главное управление руководит обширным аппаратом подавления на территории СССР. Его подразделения именуются «направлениями»: одно из них занимается так называемыми экономическими преступлениями, другое отвечает за охрану промышленных объектов, третье определяет, кому из советских граждан может быть разрешен выезд за границу и т. д. Часть подразделений отвечает за слежку за иностранными журналистами, студентами и туристами на территории СССР.

Управление погранохраны

Этому управлению подчинены специальные вооруженные силы, оснащенные артиллерией, броневиками, патрульными судами и пр. и располагающиеся вдоль государственной границы СССР, Их численность составляет 300–400 тысяч человек.

Третье Управление

Сотрудники и агенты Третьего управления существуют во всех подразделениях советских вооруженных сил, вплоть до роты. Они шпионят даже за работниками Генерального штаба и Главного разведывательного управления (ГРУ). Наряду с политработниками они несут ответственность за устранение из военной среды любого инакомыслия и за ее полное подчинение режиму.

Пятое Главное Управление

«Диссидентское», или «идеологическое», Образовано при Андропове для выявления и радикального «искоренения» инакомыслящих. Персонал других управлений относится к Пятому главному управлению с известным презрением, ибо они прибегают к таким методам, как избиение диссидентов, заточение их в психиатрические лечебницы, направление им писем, содержащих разного рода угрозы. Впрочем, руководство КГБ считает работу этого управления эффективной.

Седьмое Управление

В 70-е годы Седьмое управление, занимающееся наблюдением за персоналом иностранных посольств и миссий в Москве, получило известную автономию, в частности право по собственной инициативе начинать слежку и создавать свои аналитические группы.

Управление насчитывает более трех тысяч сотрудников, большинство которых - выпускники двухгодичной спецшколы в Ленинграде. Они вооружены инфракрасными биноклями, фотоаппаратурой с мощными телеобъективами, миниатюрной радиаппаратурой и имеют безграничные возможности для маскировки под работников невинных городских служб. Их автомашины выглядят как обычные «Волги», однако снабжены мощным мотором «Чайки» и способны догнать любой другой автомобиль из числа имеющихся в Москве.

Седьмое управление - одно из немногих в КГБ, в котором оперативной работой занято много женщин. Ввиду частых несчастных случаев, связанных с исполнением служебных обязанностей, работа в этом управлении считается опасной. При начислении пенсионного стажа каждый год работы здесь считается за два.

Иностранные посольства, находящиеся в Москве, и в первую очередь американское, находятся под непрерывным наблюдением переодетых агентов. Работники этого управления могут в считанные минуты стянуть вокруг подозреваемого лица многочисленную группу сотрудников, образующих невидимый подвижный кордон.

Восьмое Главное Управление

У этого управления - две основные функции: во-первых, разработка шифров и систем криптографии для КГБ и Министерства иностранных дел; во-вторых, обеспечение надежности и безопасности правительственных линий связи на территории СССР, Кроме того, персонал его перехватывает и пытается расшифровывать радиообмен между иностранными правительственными учреждениями, используя искусственные спутники Земли, специальные суда и аппаратуру, размещенную в зданиях советских посольств.

Девятое Управление

Девятое управление обеспечивает персональную безопасность высшего партийно-государственного руководства, а также охрану жизненно важных центров государственного аппарата, в том числе КГБ.

Шестнадцатое Управление

Существование и назначение этого управления не удалось подтвердить с помощью источников, доступных автору этой книги. Однако в 1974 году, будучи в отпуске, Левченко познакомился с офицером КГБ, который как-то признался ему, что работает в Шестнадцатом управлении. Когда Левченко сказал, что не имеет представления, чем оно занимается, тот ответил: «Мы работаем под землей, как кроты, В буквальном смысле слова, роем туннели».

Из книги Спецслужбы США автора Пыхалов Игорь Васильевич

Из книги Бритоголовые автора Беликов С В

Структура ФБР Имеющиеся открытые источники позволяют достаточно точно воссоздать внутреннее устройство этой неутомимо стоящей на страже американской демократии организации.Директор ФБР назначается на свой пост президентом США, при этом его кандидатура утверждается

Из книги Чужие уроки - 2003 автора Голубицкий Сергей Михайлович

Структура АНБ Возглавляющий АНБ директор по своему статусу должен быть военнослужащим, ранее работавшим в разведке и имеющим звание трехзвездного генерала (то есть генерал-лейтенанта) или вице-адмирала. Он подчиняется министру обороны и представляет АНБ в

Из книги ГРУ: вымыслы и реальность автора Пушкарев Николай

Структура УНР Возглавляющий УНР директор назначается на свою должность совместным решением директора ЦРУ и министра обороны. Однако по своему статусу он одновременно является и помощником министра ВВС по космическим системам и в этом качестве должен быть назначен

Из книги Посткультура и высшая мера гуманитарной самозащиты автора Розов Александр Александрович

Структура СС США Организационно Секретная служба США входит в состав Министерства финансов, возглавляющий ее директор подчинен министру финансов. Штаб-квартира СС США, а также основная часть подразделений охраны расположены в Вашингтоне.Название крупнейшей структуры

Из книги Внимание! Западня! автора Автор неизвестен

Организационная структура скин-движения Самого скин-движения как такового официально просто не существует, оно не зарегистрировано в Министерстве Юстиции, у него нет главного координационного центра управления, своего помещения, своей собственности. Все, из чего

Из книги Проблемы и направление оборонного и военного строительства в России автора Ерохин Иван Васильевич

Структура Иерархия «Амвея» непоколебима, как железный эскадрон, и продумана до мельчайших нюансов в результате почти полувекового нечеловеческого напряжения маркетинговой хитрости. У основания пирамиды толпятся бесчисленные муравьи - рядовые дистрибьюторы. В 1999-м их

Из книги Откуда есть пошла Ненька–Україна автора Чистяков Алексей

СОСТАВ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СПЕЦСЛУЖБЫ В этом разделе я попытаюсь, не нарушая заповедей разведки, изложить, в чем все же заключалась организационная структура нашей специальной службы.В целом спецслужба имела достаточно разветвленную сеть своих региональных

Из книги Первая мировая война. Катастрофа 1914 года автора Гастингс Макс

5. Организационная импотенция Парадокс: как после крушения Рима, в Западной Европе возник феодализм, так эта примитивная конструкция и тащится по ухабам истории из поколения в поколения воспроизводя один и тот же конфликт. Крестьянские войны средневековья, революции

Из книги Мудрость Ганди. Мысли и изречения автора Ганди Мохандас Карамчанд

Структура Ниже приводится структура организации управлений, самостоятельных отделов и рефератов «Следственного комитета свободных юристов».Характеристика, данная «Следственному комитету свободных юристов» как шпионской и подрывной организации, стоящей на службе

Из книги Фашизм. Тоталитарное государство. 1991 автора Желев Желю

6. ПРЕДЛАГАЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ВЫСШЕГО ЗВЕНА ВС МО РОССИИ С учётом современных российских реалий, в соответствии с характером возможных противников и их военных угроз России, предлагаемыми функциональными структурами ВС и руководства ими в мирное и в военное

Из книги Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления автора Прадхана Санджай

СТРУКТУРА ОУН-УПА Структура надрайонаХозяйственные, административные, политические, военные руководители надрайона1. Станичный надрайона2. Помошник надрайона3. Господарчий надрайона4. Помошник господарчего5. Станичная надрайона6. Помощница станичной7. Господарчая

Из книги автора

Организационная структура вооруженных сил в 1914 году Структура войск и размеры войсковых формирований у разных воюющих сторон отличались, однако в общем и целом иерархия выглядела так:АРМИЮ составляют от двух до пяти КОРПУСОВ (каждый, как правило, под командованием

Из книги автора

Организационная работа Я и сам «воспитывался» на речах и лекциях. Мы уже практически исчерпали все ресурсы в плане изобретения новых речей, но нам недостаточно, чтобы слова радовали уши, а ораторы – зрение; надо, чтобы речи и ораторы тронули наши сердца, привели в

Из книги автора

Из книги автора

Структура книги Книга разделена на три части. Часть I посвящена конкретным секторам, рассматриваемым с точки зрения цепочки создания стоимости. В главе 1 представлена маршрутная карта поставок лекарств в секторе здравоохранения и сравнительно хорошо разработанная