Нина Шимберева

Цель :

Ознакомление детей с грибами (как выглядят, каковы их свойства и чем отличаются, уточнение условий необходимых для роста и развития грибов , польза и значение грибов в жизни человека и животных, обогащение словарного запаса.

Задачи :

1. формировать бережное отношение к природе;

2. продолжать знакомить с особенностями внешнего вида грибов и месте их произрастания;

3. учить быть осторожными с неизвестными объектами, воспитывать бережное отношение к природе;

4. учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя, побуждать детей к участию в беседе и к связным высказываниям;

5. учить детей правильно называть предметы, их качества, цвет, называть величину (большой- маленький, учить образовывать существительные с помощью суффиксов;

6. закрепить представление о понятиях «грибы » ;

Cтих :

Под березой, под осиной,

Он такой всегда красивый.

И лисичка, и сморчок,

Гриб торчит , как пятачок.

Шляпка, ножка, все мы знаем,

Гриб найдем , не потеряем.

Можем жарить, посолить,

Вкусом маму удивить.

Беседа и просмотр картинок с грибами и ягодами :

Вопросы :

Воспитатель :

«Какие грибы вы знаете

Волнушки, грузди, сыроежки, боровики (белые грибы , подосиновики, подберезовики, грузди. маслята, лисички, рыжики

Воспитатель :

«Где растут грибы

Дети : в лесу

Воспитатель :

Но у грибов есть не только имя как у нас, у них есть еще что-то очень интересное!

Мы живем в городах и домах, и у нас есть адрес. Спросите у ребенка, в каком городе он живет и какой у него адрес? Зачем нужно знать свой адрес наизусть?

Если к Вам приходили посылки или бандероли, письма - то покажите ни них, где написан адрес. Зачем на них написали адрес?

Оказывается, и у грибов есть… свой адрес ! По этому адресу гриб всегда можно найти . Но этот «грибной адрес » знают не все, а только самые - самые внимательные к природе люди.

Сейчас мы с вами постараемся этот адрес отгадать!

каждый гриб «любит» своё дерево и свой лес и живет только по своему адресу.

Например, что мы можем найти под сосной? Конечно же, маслят или белые грибы - боровики .

Боровик - это царь среди всех грибов . Ножка у них толстая - как картофелина. Шляпка коричневая, мякоть белая, крепкая, вкусная. Белые грибы - боровики - и сушат, и варят, и жарят. Адрес этих грибов : «сосновый бор» . Там их можно найти.

А под березой, на лужайках и на скошенных полянах - подберезовики. Подберезовики по одному обычно не растут. Рядом с одним всегда другой растет.

Под осинами - подосиновики.

На пнях живут и растут опята.

В сосновых и еловых лесах много маслят с блестящими шляпками.

А где живут грибы лисички - дружные сестрички, которые всегда растут рядом друг с другом семейками? В смешанных лесах.

Рыжики любят хвойные леса - ельники и сосняки.

Интересное об «адресе» грибов : к осени грибы немного меняют свой «адрес» , то есть переезжают. Правда, переезжают совсем недалеко - на более теплое место. Если раньше летом в июле - начале августа они жались к деревьям и часто росли с северной более прохладной стороны, то сейчас их можно найти на открытой полянке, дорожке, у просек. Там, где тепло и солнечно.

«Зачем грибы и ягоды в лесу » -они полезны и нужны и людям, и зверям, и птицам, и растениям, которые растут рядом с ними в лесу : Грибы - настоящие друзья деревьев!

«Что мы знаем о ядовитых грибах и ягодах

Есть грибы съедобные , а есть ядовитые. Поэтому в лесу детям нужно обязательно спрашивать взрослых, можно ли взять в руки найденный в лесу или в парке гриб . Если не знаешь гриба , то лучше его оставить в лесу и не брать.

«Что такое безопасность в лесу?»

Не ходите в лес одни, только со взрослыми;

Возьмите с собой телефон для связи с родственниками;

Вернуться из леса нужно до наступления темноты;

Не уходите вглубь леса;

Не стоит въезжать в лес на транспорте, это вредит растительности;

Запрещено разжигать костер без взрослых, ведь огонь опасен, как для человека, так и для обитателей леса, очень трудно остановить его распространение;

Не сжигайте высохшую траву или листья;

Не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц;

Не бейте стекло, поранитесь сами и нанесете вред обитателям леса;

- нельзя шуметь в лесу : кричать, слушать громкую музыку, такое поведение вызывает беспокойство у лесных жителей;

Не обижайте диких животных, они опасны в разъяренном состоянии, если появилась опасность нападения, не показывайте страх и не стойте спиной, лучше потихоньку постоять и подождать, когда животное уйдет;

Пальчиковая гимнастика "Грибы " «Этот пальчик»

этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел ,

этот пальчик чистить стал, это пальчик жарить стал,

этот пальчик все съел, оттого и потолстел.

(Массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца)

«По грибы »

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем мы грибы искать .

Первый гриб- боровик , Полезай в лукошко!

Подосиновик стоит

На высокой ножке.

Подберезовик нашли,

Под березой прямо.

И масленок прячется, Вот какой упрямый!

(Дети поочередно массируют пальцы рук)

Прогулка по нашему лесу на территории детского с ада








Игровое упражнение.

«Грибники »

Воспитатель говорит : «Сейчас олин из вас будет грибником , а остальные грибами . Каждый гриб найдет себе место в лесу, а грибни внимательно посмотрит и запомнит. После этого грибник и грибы танцуют , когда музыка закончится, грибник отвернется , а грибы займут свое место . Затем грибник проверит , правильно ли сели грибы .

Игра малой подвижности

«А мы по лесу шли»

А мы по лесу шли,

Под кустом грибки нашли

Боровик, моховики, подберезовики

Наступило лето, с каждым днем становится все теплее и теплее. Это самое благоприятное время для появления ядовитых грибов и растений. Проблема острых отравлений у детей - одна из наиболее актуальных в летний период. Часто встречаются отравления в возрасте от 1 до 5 лет.

В отличие от взрослых отравления ядовитыми грибами и растениями у детей протекают тяжелее потому что:

1.Все системы органов еще незрелые

2.Низкая устойчивость организма к яду.

3.Характерно более быстрое проникновение яда в организм.

4.Склонность детского организма к токсикозу и эксикозу (обезвоживанию).

Профилактика отравления ядовитыми растениями и грибами состоит в мерах предосторожности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Осторожно: ядовитые грибы и растения»

Цель: сформировать представление ребенка о существовании ядовитых растений и грибов;

познакомить с растениями нашего участка;

Научить различать ядовитые растения и грибы, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться;

воспитывать бережное отношение ко всем грибам и растениям.

Материал: Игра «Распутай путаницу», «Гербарий».

Ход беседы:

Игра «Распутай путаницу»

На столе лежат картинки, на которых нарисованы отдельные части растений, детям предлагается их соединить.

Можно показать детям на картинке ребенка, который лежит в больнице. Попросить обсудить, что с ним могло произойти. Подвести к мысли, что трогать и брать в рот незнакомые растения и грибы опасно.

Беседа

Спросить у детей, какие растения на участке нашего д/с им знакомы.

Обсудить с детьми, какие части есть у растений, на что похожи, названия, прочесть стихи или загадать загадки. Обсудить с детьми, чем может быть опасно растение или гриб.

У некоторых детей есть привычка- покусывать или жевать любую травинку. Это очень вредная привычка. Дети должны запомнить, что стебли, листья, цветы и ягоды многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью

Но любые грибы, как растения и животные, нуждаются в бережном отношении человека, в охране.

Рассматривание гербария, плакатов и энциклопедий

Обыгрывание проблемной ситуации

Нашел большой, красивый гриб, что с ним делать?

Запомнить ПРАВИЛА:

Лучшее средство защиты от ядовитых растений- не трогать ни один цветок, ни один кустарник, если они тебе не знакомы, потому что опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: это может вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживающими ранами.

Сбор грибов- увлекательное занятие. Но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в городе, в парке и на участке д/сада.

Запомните- грибы в городе, даже если они и съедобные, опасны. Они содержат много нитратов, поглощают выхлопные газы, радиацию. Поэтому, встретив гриб на участке д/сада- не трогайте его, а покажите воспитателю, родителям.

Если вы все- таки потрогали растение или гриб, обязательно нужно вымыть руки с мылом.


Беседа с медсестрой по ОБЖ,

«Съедобные и несъедобные грибы»

для детей подготовительной группы

Холодняк Л.В. Воспитатель

МБОУ «Червоновская СОШДС

Цель: Научить детей различать грибы съедобные и несъедобные по внешнему виду, уметь собирать грибы.

Задачи:

    Закрепить представление детей об особенностях внешнего вида грибов (боровик, подосиновик, подберезовик, лисички, опята, волнушки, мухомор).

    Развивать чувство формы и композиции.

    Воспитывать интерес к природе.

Материалы и оборудование:

Плакат «Грибная полянка», «Березовая роща, муляжи, рисунки грибов, фланелеграф, пластилин, стеки, зубочистки, салфетки, корзиночки, деревья.

Методы и приемы:

    Загадки

    Вопросы к детям

    Чтение стихотворения К.Бальмонта «За грибами»

    Сюрпризный момент – приход Лунтика

    Загадки от Лунтика

    Игра

    Напоминание основных правил грибника

    Пальчиковая гимнастика

    Лепка грибов

    Потешка «Грибочки»

Предварительная работа:

Беседа о грибах, загадки о грибах, рисование грибов, разучивание правил грибника.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку. А куда, попробуйте отгадать сами:

Здесь растет деревьев много:

Лип, осин, берез и кленов,

А еще грибов и ягод-

Не собрать их даже за год.

Место то полно чудес,

А зовем его мы…..(лес)

Дети: Лес!

В.- Кто из вас был в лесу?

Д.-

В.- Вам понравилось в лесу? Почему?

Д.- Да! В лесу свежий воздух, красиво, много деревьев, пахнет грибами.

В.- Кто живет в лесу?

Д.- Животные: медведи, волки, лисы, белка, птицы, бобры.

В.- Что люди собирают в лесу?

Д.- Грибы, ягоды, лекарственную траву.

В.- Ребята, послушайте К.Бальмонта «За грибами»

Вот мы дружною семьей-

За грибами в лес.

Я да он, да ты со мной,

Старый лес воскрес.

Был он тихий -темный бор,

Пасмурно глядел.

А как наш раздался хор,

Весь он загудел.

Белка слушала в сосне,

И с размаху – прыг!

Там сорока в вышине

Подняла свой крик.

Ну, товарищи, вперед,

Врассыпную вдруг.

Тот, кто первый гриб найдет,

Он мой лучший друг.

Только, братцы, примечай,

Вот вам уговор:

Чтоб этот гриб, пускай

Был не мухомор.

В.- Ребята, мы возьмем лукошки, по тропинке в лес пойдем и грибочков наберем. Пока до грибочков доберемся, отлично прогуляемся на свежем воздухе. А сколько раз нагнешься, пока по лесу ходишь! Вот тебе и гимнастика! Как же радостно, когда гриб найдешь!

Входит Лунтик с корзинкой грибов.

Лунтик: Я давно в лесу гуляю,

От росы я весь промок,

Но зато теперь я знаю

Про березу и про мох,

Про малину, ежевику,

Про ежа и про ежиху,

У которой за ежат

Все иголочки дрожат.

Лунтик: Здравствуйте, ребята!

Д.- Здравствуй, Лунтик!

В.- Ну-ка, посмотрим, что за грибы ты насобирал.

Л.- Сейчас достану. А вы, ребята, отгадайте мои загадки про грибы:

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой,

Круглый, гладкий, красивый,

С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай!

Это… (сыроежка)

Рыжие лисички

Ростом невелички. (Лисички)

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка,

Ядовитый ….(мухомор)

В.- Стой, Лунтик. Ребята, разве можно употреблять в пищу мухоморы?

Д.- Нет!

В.- Давай-ка, Лунтик, мы поможем тебе собрать только съедобные грибы. Поиграй с нами в игру «Собери съедобные грибы в корзинку».

На полу расставляют грибы съедобные и несъедобные. Дети собирают только съедобные грибы, называют их и показывают Лунтику, и затем складывают в корзинку.

Л.- Спасибо вам, ребята!

В.- Помните, ребята и Лунтик, никогда не собирайте незнакомые грибы. Они могут оказаться ядовитыми. «Не всякому грибу место в лукошке». Всего в нашей стране растет более 2500 разных видов съедобных и несъедобных грибов. Есть среди них и очень ядовитые, которые и в руки брать не разрешается. Попадет яд на руки, а потом, если ты, по забывчивости, возьмешь этими руками хлеб, то и отравиться можешь. Почти все ядовитые грибы похожи на съедобные. Помни об этом и будь осторожен. Самые опасные грибы – мухомор и бледная поганка.

В.- Ребята, а вы ходили в лес за грибами?

Д.- Да!

В.- А с кем вы ходили?

Д.- С папой, мамой, дедом, бабулей.

В.- А вы видели, как старшие собирают грибы?

Д.- Да! Они срезают их ножом.

В.- Да, ребята, гриб, а точнее шляпку гриба и часть ножки срезают ножом, и не в коем случае не вырывают из земли вместе с корнем. Почему? Как вы думаете?

Д.- Чтобы не повредить грибницу.

В.- Ребята, слушайте внимательно и смотрите. Вот такими мы видим грибы в лесу (показ картины). А вот такими, на самом деле, вы видите под травой, в земле паутинку или сеточку. Это грибница. Если вы аккуратно срежете гриб, то на следующий год на этом месте вырастет еще гриб, и даже не один. А если вы вырвете гриб с корнем, то грибница повредится, и грибы здесь больше никогда не вырастут.

В.- Ребята, давайте вспомним основные правила грибника.

Дети по очереди называют:

    Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу на поляне.

    Ядовитые грибы не губи, ими лечатся животные.

    Не разрывай палкой мох и листву около грибов – можно повредить грибницу.

    Гриб осторожно срежь ножом или осторожно, придерживая ножку гриба, отломи шляпку.

    Не бери старые грибы, оставь их насекомым.

В.- Ребята, запомните, что нельзя собирать грибы около шоссе. Они впитывают в себя ядовитые вещества, которые содержаться в выхлопных газах автомобилей.

В.- Ну что, ребята и Лунтик, вы запомнили правила хорошего грибника? Научились отличать съедобные от несъедобных? Вот и хорошо! А теперь, ребята, давайте немножко поиграем с пальчиками, перед тем как мы начнем лепить грибы.

Пальчиковая игра «Грибы»

Топ-топ – пять шагов Идут на месте.

В туесочке пять грибов Переплетают пальцы «корзиночкой»

Мухомор красный- Показывают пять пальцев, поочередно

Гриб опасный. массируя каждый палец,

А второй лисичка- начиная с большого.

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб- белый,

Ешь его смело.

Дети садятся за столы.

В.- Ребята, я предлагаю слепить грибное лукошко и наполнить его разными грибами, только съедобными и подарить Лунтику.

Дети сначала лепят грибное лукошко, а затем грибы.

В.- Молодцы! Слепили только съедобные грибы, красивые получились они у вас.

Л.- Спасибо вам, ребята. Я корзиночку с грибами подарю бабе капе. Она приготовит вкусный пирог с грибами. До свидания, ребята!

Д.- До свидания, Лунтик!

В.- Я по лесу по осеннему бреду

Я грибочки в кузовок соберу,

Я в осиннике рыжики беру,

По березнячку – подберезовики,

По сосновым пням – опеночки,

А под елкой – белый гриб – боровик.

В.- Ребята, понравилось вам занятие?

Д.- Да! Было интересно. Приходил Лунтик, мы ему помогли собрать съедобные грибы.

В.- А что нового сегодня вы узнали? О чем вы расскажите своим близким, друзьям?

Д.- Что грибы бывают съедобные и несъедобные, что у них есть грибница, собирать их нужно осторожно, чтобы не повредить.

В.- Ребята, будьте внимательны и осторожны. И помните правила хорошего грибника «НЕ всякому грибу место в лукошке»

Цель: учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; закрепить умение различать грибы и ягоды по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность.

Ход игры:

Старичок - Лесовичок: Здравствуйте ребятишки! Пришёл я к вам, чтобы пригласить вас в мой чудесный лес за грибами да за ягодами. Любите собирать грибы да ягоды? Сейчас проверим, знаете ли вы грибы.

Игра «Доскажи словечко» (сопровождается показом картинок)

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются... (лисички)

Крепкий, плотный, очень статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов! (Белый гриб)

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются... (опята)

Словно в масле их головки

И укрыться могут ловко.

Очень славные ребята -

Золотистые... (Маслята).

Ребята, будьте осторожны в лесу с грибами, а то в вашу корзинку залезут непрошенные гости. Угадайте, какие?

Посмотри, какой хороший!

Шляпа красная в горошек,

Кружевной воротничок -

Он в лесу не новичок! (Мухомор)

В бледной шляпке с тонкой ножкой,

Класть нельзя его в лукошко.

Гриб опасный, гриб обманка,

Это бледная …(поганка).

Съедобные грибы мы соберём, а ядовитые оставим в лесу. Но запомните, ребята: грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте. Все грибы в моём лесу нужны. А кто в лесу питается грибами? Правильно, то белочка грибок съест, то ёжик, а мухоморами лоси лечатся.

Игра «Собери грибы в корзинку»

Дети собирают грибы в две корзинки: с картинкой «мухомора» - ядовитые, а в корзинку с картинкой «белого гриба» - съедобные.

Старичок - Лесовичок. Ребята, скажите, можно ли есть грибы сырыми? Как можно приготовить грибы, чтобы их можно было есть (ответы детей). Сбор грибов - занятие увлекательное, но таящее большой риск. Много людей каждый год попадает в больницы из - за отравления грибами, иногда бывают даже смертельные случаи. Поэтому, ребята, давайте ещё раз хорошо запомним ядовитые грибы. (рассматривают картинки).

Ребята, но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в огороде, в парке, в сквере, на участке детского сада. Запомните: грибы в огороде, даже если они съедобные, опасны, потому что содержат много вредных веществ. Поэтому, встретив грибы в огороде, растопчите его или покажите взрослым.

В моём лесу растут не только грибы, но и ягоды. Какие вы знаете лесные ягоды? В ягодах много витаминов и других полезных веществ. Врачи уверены: чем больше человек ест ягод, тем меньше он болеет. Но будьте осторожны - в лесу есть и ядовитые ягоды.

Игра «Четвёртый лишний»

Называют и показывают ядовитые ягоды.

Если случилось, что ты вдруг съел незнакомую ягоду, скорее скажи об этом взрослым. При отравлении грибами или ягодами необходимо немедленно обратиться к врачу или вызвать «скорую помощь».

А сейчас присаживайтесь на полянку и посмотрим спектакль, который называется «Осторожно, ядовито!» (на фланелиграфе)

На полянке появляются зверята.

Зайка: Куда это ты торопишься, лисенок?

Лисёнок: На полянку, где растут заячьи уши!

Зайка: Ка-а-к? Разве могут в лесу расти мои уши?

Лисёнок: Так вот посмотри, заячьи уши!

Зайка: Ха-ха-ха! Разве это уши? Это настоящий лесной ландыш!

Лисёнок: Но его ещё называют заячьими ушами. Посмотри, у каждого растения по два длинных листа, как твои уши.

Старичок -Лесовичок: Прошло время, и в конце лета зверята снова прибежали на ту самую полянку. Но вместо цветков на стебельках у ландыша висели оранжевые ягоды. Зайчонок сорвал несколько ягод.

Лисёнок: Брось! Ягоды ландыша ядовиты, ими можно отравиться. Пусть лучше опадут, из них вырастут новые ландыши.

Старичок - Лесовичок: Ребята, ландыш занесен в Красную книгу, потому что это растение исчезает. А как мы можем охранять ландыш?

Дети: Не рвать букеты, любоваться ими в лесу.

Старичок - Лесовичок: Ребята, вы узнали, что в лесу даже самые красивые растения и ягоды могут быть ядовитыми. Надо об этом помнить. Послушайте, о чём дальше говорили звери на полянке.

Лисёнок: Зайка, а ты видел, как интересно растёт вороний глаз?

Ворона: Ка-ар-р! Лисёнок, ты думаешь, что мои глаза растут? Они у меня уже несколько лет одинаковые!

Лисёнок: Нет ваш глаз не растёт, тётушка Ворона, а растение такое -вороний глаз. Пойдёмте покажу. (Лисёнок показывает на растение)

Ворона: Кар! Это растение и правда похоже на мои чёрные глаза!

Зайка: Растение красивое, но очень ядовитое. Ни стебли, ни листья, ни ягоды есть нельзя.

Старичок - Лесовичок: Ребята, вы запомнили какие растения съедобные, а какие - несъедобные? Теперь вы сможете собрать полные корзины грибов и ягод.