«Социальные группы» - Особую опасность представляют люмпены. Классовый подход. Социальное неравенство. Социальные интересы. Многообразие социальных групп. Дифференциация. Защищая свои интересы люди влияют на политику. Разделение общества на социальные группы. Все сферы различаются по размеру и роли. Понятие социальной структуры общества.

«Социальная структура российского общества» - Виды собственности. Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности. Социальная структура российского общества. Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич www.dmsuslin.narod.ru. Основные виды имущества, присутствующего у различных слоев богатых, в %. Общественных, религиозных организаций. Многие еще не самоопределились, не осознали своих интересов.

«Социальная мобильность» - Если же автомеханик получит работу слесаря, такое перемещение будет указывать на горизонтальную мобильность. Понятие социальной мобильности: Социальная мобильность. Формы социальной мобильности: Причины социальной мобильности. Положительным следствием мобильности более полное раскрытие индивидуальных дарований.

«Социальная структура» - Социальная структура= страта + страта + страта. Введение в понятие «социальная структура». ПОДБЕРИТЕ АССОЦИАЦИИ К ПОНЯТИЮ «МОБИЛЬНОСТЬ». Типы социальной мобильности. Современное понимание сущности классов. Эпиграфы к уроку. Социальная структура общества: социальная стратификация и социальная мобильность.

«Детская бедность» - Государственные социальные расходы. Национальное исследование по детской бедности. Процесс проведения исследования. Проблемные вопросы. Данные анализа политики. Основные Национальные документы. Тест по математике. Индекс. Предварительная гипотеза. Макроэкономическая ситуация. Темы дополнительного исследования.

«Жизнь человека в обществе» - К показателям предписанного статуса личности относится: 1) дети 2) пожилые люди 3) мужчины 4) молодежь. Социальный подъем индивида - восходящая мобильность. 8. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социально значимого признака? Установите соответствие понятий, приведенных в первом столбце, определениям, приведенным во втором.

Всего в теме 18 презентаций

Гендер

Различия в поведении мальчиков и девочек.

Презентация учителя истории и обществознания

Табашниковой Ю.В.

МБОУ гимназия №10.

г.Челябинск


Почему все дети такие разные?

Наверное, потому, что они делятся на…

мальчиков и девочек.


Пол человека

  • Физический Пол - биологическая принадлежность, комплекс поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивида как мальчика или девочку.
  • Социальный Пол - психосоциальные и социокультурные характеристики, ассоциирующиеся с нашим полом.

Продолжите фразу:

Традиционно мужчина – это…

Традиционно женщина – это…


Понятие «Гендер»

  • Гендер – социальный пол (мужской или женский), который связан с особенностями жизнедеятельности мужчины и женщины в обществе.
  • Настоящий Мужчина – какой он?
  • Настоящая Женщина – какая она?
  • Какие качества должны быть присущи мужчине и женщине?

Нежность

Мужественность

Ласковость

Отзывчивость

Находчивость

Стеснительность

Смелость

Застенчивость

Стремление помочь

Решительность


Гендерные роли

  • Модели поведения, характерные для мужчин и женщин, а также те ожидания, которые предъявляют окружающие к людям, выполняющим эти роли.

Девочки

Сделаны наши девчонки? Из платочков И клубочков, Из загадок И мармеладок Сделаны наши девчонки!


Проявление гендерных ролей. Женщина.

Какие роли женщины отражены на картине А.Васнецова?




Мальчики

Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши мальчишки? Из пружинок И картинок, Из стекляшек И промокашек Сделаны наши мальчишки!







Различия в поведении мальчиков и девочек

  • Ученые давно спорят: мужчиной и женщиной рождаются или становятся?
  • Докажите, что различия в поведении мальчиков и девочек связаны с их природными различиями и воспитанием?

Гендерная социализация

  • Воспитание девочек и мальчиков для выполнения предписанных им мужских и женских социальных ролей

Задание. Составьте список наиболее распространенных игр для:

  • Мальчик
  • Девочек

Работа с текстом

  • Легендарный греческий герой – хитроумный Одиссей, чтобы не участвовать в походе на Трою, переоделся в женскую одежду, но был разоблачен. Один торговец привез на остров, где жил Одиссей, украшения и оружие. Девушки стали разглядывать украшения, а переодетый Одиссей – оружие.
  • К каким вещам и предметам с детства проявляют интерес мальчики и девочки? Почему?

  • Сформулируйте правила воспитания мальчиков и девочек в современном обществе.

  • За что нам нравятся девочки?
  • За что нам нравятся мальчики?
  • Как я дома помогаю
  • Кто я в семье?
  • Назовите благородные поступки в отношении девочек, в отношении мальчиков

Домашнее задание.

  • № 13-14, понятия, характеристика гендера
  • Творческое задание: представьте, что вам необходимо подготовить выставку «Роль женщины и мужчины в обществе». Какие сюжеты вы выберете? Опишите их, сделайте коллаж или нарисуйте.

2.5.1 Определение гендера.

2.5. 2 Гендерная культура и ее типы.

2.5.3 Гендерная адаптация. Пол и гендер.

2.5.4 Гендерный конфликт. Гендерная проблема.

2.5.1 Определение гендера

Определения гендера

Гендер (от англ. gender «род») – это понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека.

Гендер – это социальная организация половых различий; культурологическая характеристика поведения, которое соответствует полу в данном обществе и в данное время. Гендер является социальной конструкцией системы социополоролевых отношений.

Гендер – это «осознанное значение пола, социокультурная манифестация факта пребывания мужчиной или женщиной, освоенные характеристики, ожидания и модели поведения» (В. Шапиро).

Гендер – это «набор социальных ролей; это костюм, маска, смирительная рубашка, в которой мужчины и женщины исполняют свои неравные танцы» (Г. Лернер).

Не пол, но гендер обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и занятия мужчин и женщин через систему воспитания, традиции и обычаи, правовые и этические нормы.

Гендер как понятие иногда используется в социальных науках со второй половины ХХ в. для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека. Гендер выступает как социальная организация половых особенностей. Это культурологическая характеристика поведения, которое соответствует полу.

В культуре общества и личности именно гендер, а не секс обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и занятия женщин и мужчин через систему воспитания, традиции и обычаи, правовые и этические нормы. Это своеобразный итог социализации человека, а не его биологического развития. Активно прорабатываемые идеи половых особенностей биологического и общественного развития привлекли к себе внимание, в первую очередь, социологов и психологов.

Психология половых ролей особенно настойчиво предлагается: половые роли формируются в течение всей жизни человека. Половая роль осваивается осознанием значения пола, когда человек обнаруживает собственную принадлежность к тому или иному полу. Гендер здесь отражает идеи о поведении, которое ожидают от представителей женского или мужского пола различных возрастов, профессионального статуса, этнической принадлежности, религий и культур.

Половые роли представляют собой часть освоенной культуры, результат социализации личности, ее воспитания. Диалектика гендерных начал требует учитывать женский и мужской принципы в истории, особенности материального и духовного развития женщин и мужчин. Неодинаковость прослеживается в социальном плане, связанном с биологическим развитием людей. Это подтверждается существованием мужского и женского принципов в истории.

2.5.2 Гендерная культура и ее типы

Гендерная культура представляется как система регулирования отношений между полами, ценностно-осознанная совокупность правил и норм социального взаимодействия индивидов в соответствии с половой принадлежностью, воплощенных в принципах и традициях общественной жизнедеятельности. Изменения в ней отражаются на экономической и политической стратификации общества, а также на социально-демографической, социально-профессиональной и национальной структурах.

В истории человечества принято выделять три основных типа гендерной культуры : 1) Матриархат; 2) Патриархат; 3) Биархат.

Матриархат – гипотетическая форма социального устройства, в которой семейная и политическая власть принадлежит женщинам. Сегодня антропологи, говоря о «матриархате», часто приводят в пример материнско-родовые общества: меланезийцы Тробрианских островов, микронезийцы острова Трук в Океании, малайцы-минангкабау Западной Суматры, наси Южного Китая и многие другие.

Основными особенностями большинства этих обществ можно считать следующие:

1) роль женщины достаточно велика, поскольку в мотыжном земледелии женский труд является основным; для этих обществ характерно наличие материнской семьи, то есть сохраняется матрилинейность и матрилокальность или авункулокальность (брачное поселение в группе брата матери), нередко даже дислокальность (проживание каждого из супругов в своей группе с эпизодическими брачными встречами) или амбиолокальность (попеременное проживание супругов в той или иной группе);

2) очень крепки экономические и бытовые связи человека с братом его матери;

3) общие экономические интересы супругов достаточно слабы, часто слаба и связь детей с отцом;

4) позиция женщины является достаточно ярко выраженной, женщины являются часто хранительницами традиций, обычаев, религиозных культов, участвуют в общественной жизни и принятии решений.

Патриархат. Общее значение этого понятия – господство мужчин над женщинами. Все известные общества являются патриархатными, хотя имеются различия в степени патриархатности и природе власти мужчин над женщинами (Гидденс).

Идеология мужского превосходства находит свое обоснование не в сексуальных отношениях, а в глобальном процессе человеческого воспроизводства, в интересах рода. И первичное разделение труда, утверждающее патриархатный уклад, тоже совершается в интересах рода. Мужчины и женщины, в ту пору существа родовые, не имевшие представления о своей личной, индивидуальной судьбе, подчинялись его предписаниям.

Биархат представляет собой «главенство» двух полов. Гендерная культура развивается по законам исторической преемственности. Каждая эпоха оставляет свой след в развитии социальности, при этом историческое обогащение не несет в себе отрицания ранее приобретенных ценностей, оно означает их новое существование во вновь складывающейся культурной системе.

Каждая система – исторический тип гендерной культуры . В истории, как в единстве прерывности и непрерывности, объективно существуют периоды перехода от одного типа культуры к другому. Соответственно существуют периоды адаптации социальных общностей к императиву системы общественных отношений. Гендерная адаптация есть проявление данной закономерности, в рамках которой субъектом адаптации выступают гендерные общности.

Цель занятий: знакомство с понятием гендера, различиями между полом и гендером, распространенными гендерными стереотипами, проблемами гендерной социализации, гендерной стратификации

План лекции:

1. Гендер как социологическая категория.

2. Различия между полом и гендером.

3. Основные подходы к изучению гендера.

4. Тенденции к достижению гендерного равенства.

ГЕНДЕР

Социальное значение, придаваемое биологическим различиям между мужчинами и женщинами, а также это социально сконструированные отношения между ними

Признаки гендера:

Социально сконструированный

Приобретенный

Меняется во времени, в отличие от пола

Иерархический (различный контроль над властью)

Исторически определенный

Имеет культурную специфику

Различается в разных культурах и поколениях

Относительный

ПОЛ И ГЕНДЕР:РАЗЛИЧИЯ

Пол (биологический):

◦ Естественный

Мужчина, женщина

◦ Врожденный

Мужчины и женщины внутри рода Гомо Сапиенс идентичны независимо от социального уклада, культуры, традиций конкретного общества

Неизменный, постоянный

Генетические особенности, половые железы, формы тела и анатомия мозга являются характеристиками биологического пола

Операции по смена пола на способны изменить врожденный пол целиком – генетический статус организма остается прежним, изменяется пол паспортный, психологический, гормональный

ПОЛ И ГЕНДЕР:РАЗЛИЧИЯ

Гендер (социальный пол):

Социально сконструированный

Понятия «мужественный», «женственный» характеризуют социальные качества личностей. Причем первое имеет позитивный смысл в отношении и мужчин, и женщин, а второе – позитивно в отношении женщин и негативно в отношении мужчин

◦ Приобретенный

Проявляется в определенных качествах мужчин и женщин, в поведении, социальных ролях и обязанностях. Мужчины и женщины различаются внутри пола в зависимости от расы, этноса, возраста, социального класса, религии, сексуальной ориентации, родительских функций и др.

◦ Изменчивый

В разных культурах при переходе из одной среды в другую гендер меняется. Меняется он и в процессе истории

Основные подходы к пониманию гендера

Гендер как социальный конструкт: «Женщинами не рождаются, женщинами становятся» Симона де Бовуар

70% бедных людей планеты – женщины, 2\3 неграмотных, 14% - управленческие и административные должности, 10% мест в парламенте, 6% мест в правительстве

Работают дольше, получают меньше

Гендер как культурный символ:

Мужское начало (маскулинность): Бог, творчество, свет, сила, активность, рациональность, доминирование

Женское начало (феминность): природа, пустота, тьма, слабость, пассивность, хаос, подчинение

Гендерные стереотипы

Мужчины (мальчики):

Играют в машинки,

Активные, сильные, агрессивные,

Сдержанные (стыдно плакать),

Главное в жизни – работа,

Кормилец, добытчик,

Доминирующая роль

Женщины (девочки):

Играют в куклы,

Пассивные, слабые, милосердные,

Эмоциональные (не стыдно плакать),

Главное в жизни – дом, семья,

Хозяйка, мать,

Подчиненная роль

Различия между полами

В среднем мужчины на 10% выше, на 20% тяжелее, на 30% сильнее

Средняя продолжительность жизни мужчин равна 74,1 г., женщин – 79,5

В подростковом возрасте для юношей характерно высокое развитие математических способностей, для девушек – вербальных навыков,

Мировые рекорды в марафоне среди женщин (установлен в 2001 г) и мужчин (1999 г) различаются на 13 минут

Уровень интеллекта у мужчин и женщин одинаков,

Гендер с глобальной точки зрения

Кибуци в Израиле: с\х коммуны – пол не имеет значения, достижение равенства, мальчики и девочки воспитываются одинаково, работают сообща,

Исследование М.Мид: племена Новой Гвинеи

Исследование Дж.Мердока: 200 примитивных сообществ – глобальное сходство в определениях фемининности и маскулинности; охота и война – удел мужчины, работа по дому – удел женщин; земледелие – оба пола

В результате индустриализации мышечная сила оказывается не настолько важной, больше возможностей перед людьми, гендерные различия менее сильные

Патриархатная парадигма=содержание гендерных отношений

Неравномерное распределение домашней работы,

Воспитательная функция детей ограничивается материнством,

В структуре иерархической лестницы женщины не допускаются к верховной власти – феномен «стеклянного потолка»,

Манипулирование в распределении мест на рынке труда, оправдываемое необходимостью возврата женщины к семейному очагу,

Ограниченные возможности для девушек в получении образования,

Ортодоксальный подход религии в понимании иерархического взаимодействия полов: женщина должна во всем подчиняться мужчине,

Повседневный сексизм – система и практика дискриминации личности по признаку пола. Система установок, оправдывающих социальное неравенство женщин ссылками на врожденные пороки женской природы.

Институциональный сексизм – часть экономики, когда женщины занимают низкооплачиваемые должности.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Представьте, что мы случайно услышали спор двух людей в общественном транспорте. Представитель старшего поколения весьма отрицательно говорил о рыночной экономике. Он приводил примеры обнищания населения, непомерно высоких цен, неуверенности в завтрашнем дне. В его словах звучала горечь об изменении нравственного облика людей, которые только и думают о деньгах… Ему возражал молодой человек, утверждавший, что только рынок способен удовлетворить потребности человека и, что будущее страны за рыночной экономикой.Кто же из них прав? Кого бы вы поддержали в этом споре? А может быть, у вас иное мнение на этот счет?Именно об этих вопросах и пойдет речь на нашем занятии. Урок № 10. Тема урока: «Рынок» Цели и задачи: Объяснить понятия «рынок», «торговля», «деньги», «банки», «рыночная цена», «вклад».Выяснить роль и значение рынка в развитии экономики; показать на примерах, как торговля помогает производству, а деньги служат людям; познакомиться с историей появлением банков, обсудить их роль в развитии экономики.Продолжить учиться делать сравнительный анализ, решать проблемы, участвовать в дискуссии, оценивать события и явления с разных точек зрения.В ходе урока постараться выразить свое отношение к капиталу и задуматься над соотношением материальных и нравственных интересов в области рыночных отношений. План изучения нового материала: 1. Что такое рынок?2. Деньги в экономике.3. Банки в экономике. Введение в новый материал До недавнего времени у нас не существовало рыночной экономики. Как же развивалось производство? Почему нашему государству пришлось перейти на рыночные рельсы? В чем плюсы и минусы подобного шага? Давайте обсудим эти вопросы на нашем уроке. 1. Рынок Сегодня мы довольно часто слышим это понятие «рынок». Когда оно появилось? Что собой представляли первые рынки? Как они выглядят сегодня? Подведем итоги рассуждений… Таким образом, рынок представляет собой систему экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями.Рынок – это место встречи продавцов и покупателей, где сталкиваются их интересы и возникает торг. Предметом спора между ними является цена. От чего она зависит? Рыночная цена определяется Количеством произведенных товаров Спросом на произведенные товары Т.е. желанием и возможностями приобрести товар Анализируем схему Рыночная экономика имеет ряд особенностей: Основана на частной форме собственности.Основана на инициативе, свободе и предприимчивости производителя.Цены на товары и услуги складываются в зависимости от спроса и предложения на рынке.Планирование и прогнозирование носит только рекомендательный характер.Ответственность за результаты производственной деятельности несет сам производитель. ȁǀࠀǿȁࠀȿୗ๚ᓿྠ>ྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀдਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀдਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀІਂЈྟྡྦшĠɀ͠ҀдਂЈ

Приложенные файлы