29.08.2018 947

27-28 августа 2018 года исторический и философский факультеты МГУ провели в Московском университете ежегодную междисциплинарную летнюю школу для учителей истории и обществознания" Современность в историческом и обществоведческом образовании: проблемы и особенности преподавания ", в которой приняли участие более 250 слушателей со всех концов России.

Она была посвящена рассмотрению актуальных вопросов преподавания истории и обществознания на ступени среднего образования. Особое внимание в программе школы уделялось дискуссионным и сложным для восприятия темам: современная религиозная ситуация, современный политический дискурс, история России ХХ-XXI веков, а также подготовке к олимпиадам. На занятиях по истории был проведен разбор наиболее острых и актуальных сюжетов, связанных с ключевыми этапами развития нашей страны за последние сто лет - Революции 1917 года, Гражданской войны, Перестройки, формированию внутриполитического курса и особенностям внешней политики.







О задачах школы и формах взаимодействия МГУ с учительским сообществом участникам рассказали: проректор - начальник Управления учебно-методической деятельности и дополнительного образования МГУ к.и.н., доцент К.В.Миньр-Белоручев Е.В.Брызгалина , декан философского факультета МГУ, чл.-корр. РАН, профессор В.В.Миронов , заместитель декана по научной работе исторического факультета МГУ, к.и.н., доцент Д.А.Андреев .

В первый день перед учителями выступили сотрудники исторического факультета МГУ. Лекция д.и.н., доцента кафедры истории России XIX века – начала XX века Ф.А.Гайды была посвящена теме: "Столетие революции 1917 года в России. Взгляд из XXI века". Затем к.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории А.В.Лазарева , рассказала о современном взгляде на изучение Реформации и религиозных войн в Европе и том, как эти сюжеты можно изучать в школе. К.и.н. доцент кафедры новой и новейшей истории, научный руководитель образовательной программы "Современная история и современный политический процесс" Ю.Н.Рогулев предложил внимаю коллег свои размышления на тему "Америка Трампа и современный мировой порядок". Историческая программа завершилась лекцией к.и.н., доцента кафедры истории Церкви Г.М.Запальского "Собор Русской церкви 1917-1918 гг. как Собор новомучеников".

Второй день работы школы был посвящен обществоведческой проблематике. Цикл лекций философского факультета МГУ открыла к.ф.н., зав. кафедрой философии образования, доцент Е.В.Брызгалина , выступившая на тему: "Ориентируемся в трендах науки XXI века: обществоведческие смыслы". Учителя услышали лекции к.филос.н., доцента кафедры истории и теории мировой культуры И.Л.Крупника "Современные религиозные практики" и к.п.н., доцента кафедры философии политики и права К.Ю.Аласании "Современный политический дискурс".

В этот же день в рамках школы состоялся круглый стол "Олимпиады обществоведческого и исторического профиля: специфика содержания и подготовки" в работе которого приняли участие члены методических комиссий и жюри олимпиад по профилю "История" и "Обществознание":

  • к.и.н. доцент кафедры истории России XIX века – начала XX века исторического факультета МГУ Л.В.Жигальцова ,
  • к.и.н. старший научный сотрудник кафедры истории России XIX века – начала XX века исторического факультета МГУ Д.А.Цыганков ,
  • к.и.н. доцент кафедры источниковедения исторического факультета МГУ О.С.Петрова ,
  • к.и.н. доцент кафедры истории России XX-XXI вв. исторического факультета МГУ А.Ю.Шадрин ,
  • к.ф.н., заместитель декана философского факультета по учебной работе, доцент кафедры философии естественных факультетов С.А.Бушев ,
  • к.ф.н., доцент кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ С.М.Гавриленко ,
  • д.п.н., заместитель заведующего кафедрой философии политики и права философского факультета МГУ, руководитель образовательной программы "Политология" О.Ю.Бойцова ,
  • к.п.н., доцент кафедры философии политики и права философского факультета МГУ К.Ю.Аласания,
  • к.ф.н., доцент кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ А.М.Желнова .





Мероприятия завершились торжественным вручением учителям сертификатов, удостоверяющих успешное окончание летней школы. Слушателей поздравили: проректор - начальник Управления учебно-методической деятельности и дополнительного образования МГУ к.и.н., доцент К.В.Миньр-Белоручев , руководитель Летней школы, зав.кафедрой философии образования философского факультета МГУ, к.ф.н., доцент Е.В.Брызгалина , декан исторического факультета МГУ д.иск, профессор И.И.Тучков .

Учителя тепло простились с философским и историческим факультетами, выразив надежду на дальнейшие встречи и долгосрочное плодотворное сотрудничество в рамках программы "МГУ - школе ".

По традиции летнюю школу открыла доцент ф-та ВМК, к.ф.м.-н. кафедры суперкомпьютеров и квантовой информатики, Попова Нина Николаевна . Тема ее лекции – «Параллельные вычисления». В выступлении автор подчеркнул значение повышения производительности вычислительных средств, в частности, для решения задач, выполнение которых на традиционных компьютерах было бы невозможно. Особое внимание обращено на то, что параллельные вычисления рассматриваются как совокупность методов, алгоритмов, программ и вычислительных мощностей. Лектор познакомил слушателей с основными тенденциями развития современных процессоров. Был разобран пример параллельной программы.

Выступление Линева Николая Борисовича , сотрудника ф-та ВМК, касалось принципов решения логических задач. В лекции рассматривался один из методов решения задачи №18 (поразрядная конъюнкция) Единого Государственного Экзамена по информатике. Метод основывается на анализе логического выражения.

Лекция Якушина Алексея Валериевича , сотрудника ф-та, ВМК, зав. кафедрой Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, была посвящена информационным системам для автоматизированной проверки работ по программированию в обучении. Лектор рассмотрел положительные и отрицательные характеристики этих систем как инструмента по контролю знаний и формы представления заданий по программированию; коснулся психологических аспектов, связанных с использованием данных систем в качестве текущих и итоговых форм контроля знаний и навыков, в частности, стимуляции мотивации к решению задач и исправлению ошибок решений. Якушин А.В. дал оценку эффективности использования систем автоматизированного тестирования по программированию как средства оценки качества формирования новых образовательных результатов.

Горланова Елена Владимировна , учитель информатики из г. Ярославль, рассказала об "ИКТ-технологиях во внеурочной деятельности как инструменте формирования алгоритмического мышления обучающихся начальной школы". Проблема формирования алгоритмического мышления младших школьников при переходе в среднее звено очень актуальна. Были подробно разобраны возможности ИКТ для формирования основ алгоритмического мышления и основных понятий из школьного курса информатики. Также представлена программа внеурочной деятельности по информатике для начальной школы с применением различных ИКТ-средств.

В докладе Виктории Бунчук (Фонд "Разумный интернет") были представлены проекты, направленные на развитие у школьников алгоритмического мышления и умения анализировать, а также на повышение уровня их цифровой грамотности, качества использования IT-технологий, понимания необходимости соблюдения конфиденциальности при использовании различных IT-сервисов. Среди таковых: образовательная игра "Изучи интернет – управляй им!", в рамках которой весь октябрь будет идти Всероссийский онлайн-чемпионат среди школьников (www.игра-интернет.рф); домен.ДЕТИ, объединяющий сайты о детях и для детей, которые полностью безопасны благодаря работе системы мониторинга зоны; а также Всероссийский конкурс интернет-проектов для детей и молодежи "Позитивный контент", главная цель которого наполнить рунет качественным цифровым контентом, поддержать команды его создателей, а также повысить уровень цифровой грамотности интернет-пользователей России (www.positivecontent.ru).

Кобцева Лидия Ивановна , учитель информатики, г. Москва, эксперт Junior, тренер робототехнических команд – лауреатов и победителей многочисленных конкурсов, познакомила слушателей с правилами проведения робототехнических олимпиад. Слушатели узнали о принципах решения некоторых олимпиадных задач: робот в лабиринте, задача про четыре деревни. Были продемонстрированы видеофрагменты работы роботов, собранных и запрограммированных школьниками.

Тему робототехники продолжило выступление Тарапаты Виктора Викторовича , ведущего методиста по образовательной робототехнике издательства "ПИЛОТ. Лаборатория знаний". Лектор поделился опытом использования робототехнических комплексов в урочной и внеурочной деятельности по информатике, привел доказательства утверждения, что робот – инструмент развития познавательного интереса ребёнка. Тарапата В.В. предлагает использовать роботов в интегративных проектах, на практике формируя научные знания. Лектором была представлена концепция выстраивания эффективного курса образовательной робототехники. Из выступления Тарапаты В.В. слушатели также узнали об основных робототехнических учебных наборах и их использовании на различных этапах учебного процесса.

С большим интересом было встречено выступление сотрудника факультета ВМК Курячего Георгия Владимировича об использовании языка программирования Python для начального обучения программированию. Накануне дня выступления был проведен опрос учителей информатики, после которого у лектора появился список вопросов о том, что именно они хотели бы узнать о языке Python. Необычное построение выступления – лектор отвечал на вопросы слушателей – позволило ему охватить огромное поле проблем.

Одним из самых актуальных вступлений была лекция Грациановой Татьяны Юрьевны , доцента факультета ВМК. «Рекурсия» – слово, которое год от года становится все более «страшным» в рамках ЕГЭ по информатике. Начав свой рассказ с разбора простейших задач, Татьяна Юрьевна перешла к сложным задачам, при решении которых используется этот прием программирования. Она нашла слова, чтобы объяснить очень сложные вещи простым языком. Будем надеяться, что ее выступление поможет учителям объяснять в дальнейшем, как «читать» программы с рекурсией и даже составлять их.

Работу летней школы завершило выступление Волошина Дмитрия Александровича , директора корпоративной сетевой академии ГК «Ростех». «Тренды в ИТ-образовании» – так он озаглавил свое выступление. Слушатели вместе с лектором обсуждали популярные и не очень известные современные подходы к образовательному процессу, возможность их применения в школьной образовательной среде.

Фотографии предоставлены студенткой ВМК Скобцовой Ю.А.












16.00 – 20.00. Регистрация участников школы (ауд 1-31, физический факультет)

25 июня, среда

8.30 – 10.30. Регистрация участников школы (ауд. 1-31, физический факультет)
10.30 – 11.00. Открытие Летней школы. Приветственное слово декана физического факультета МГУ профессора Н.Н. Сысоева (ауд. ЦФА, физический факультет)
11.00 – 12.00. Умные полимеры. Академик РАН А.Р. Хохлов (ауд. ЦФА, физический факультет)
12.00 – 12.20. Кофе-брейк. (ауд. 1-31, физический факультет)
12.20 – 13.20. Физика в СУНЦ МГУ – 50 лет. Старший преподаватель Т.П. Корнеева (ауд. ЦФА, физический факультет)
13.20 – 14.20. Сложные вопросы в курсе физики средней школы. Доцент А.В. Грачев (ауд. ЦФА, физический факультет)
14.20 – 15.20. Обеденный перерыв
15.20 – 16.20. Акустические волны в природе и технике. Академик РАН О.В. Руденко (ауд. ЦФА, физический факультет)
16.20 – 17.20. Развитие опыта смыслового чтения в работе с УМК «Физика 7» коллектива авторов А.В. Грачев, В.А. Погожев, А.В. Селиверстов. М.С. Атаманская (ауд. ЦФА, физический факультет)
17.30 – 18.30. Экскурсия в музей физического факультета МГУ (запись при регистрации)

26 июня, четверг

9.00 – 14.00. Экскурсионная программа (Курчатовский институт, Институт Общей Физики РАН, Московский Планетарий, лаборатории физического факультета МГУ и его научных центров) – по выбору (запись на экскурсии при регистрации)
14.00 – 15.00. Обеденный перерыв
15.00 – 15.45. Формирование универсальных учебных действий средствами УМК коллектива авторов А.В.Грачев, В.А.Погожев, П.Ю.Боков, А.М.Салецкий. Г.В. Елькин (ауд. ЦФА, физический факультет)
15.45 – 16.30. От окружающего мира до физики: ошибки в школьных учебниках. Профессор А.Г. Хунджуа (ауд. ЦФА, физический факультет)
16.30 – 16.50. Кофе-брейк (ауд 1-31, физический факультет)
16.50 – 17.35. Исследовательские работы - как способ обучения одарённых школьников. Доцент С.Б. Рыжиков (ауд. ЦФА, физический факультет)
17.35 – 18.30. Оптика в старшей школе. Старший преподаватель А.В. Селиверстов (ауд. ЦФА, физический факультет)

27 июня, пятница

10.00 – 11.00. История поисков жизни во Вселенной. Академик РАН А.М. Черепащук (ауд. ЦФА, физический факультет)
11.00 – 12.00. Трудные вопросы электростатики. Доцент А.В. Погожев (ауд. ЦФА, физический факультет)
12.00 – 12.30. Фотона память у памятника М.В. Ломоносову
12.30 – 13.30. Обеденный перерыв
13.30 – 14.30. Графический подход к решению физических задач. Доцент П.Ю. Боков (ауд. ЦФА, физический факультет)
14.30 – 15.00. Торжественное закрытие Летней школы (ауд. ЦФА, физический факультет)
15.00 – 15.30. Выдача Сертификатов участникам школы (ауд. 1-31, физический факультет)

Учитель должен всегда учиться, иначе интерес учащихся к нему очень быстро иссякнет. Где и как можно учиться учителям? Разумеется, это различные курсы повышения квалификации при региональных институтах образования. Курсы эти в настоящее время бывают бюджетными и внебюджетными. Несмотря на то, что многие педагоги все-таки выбирают бюджетное повышение квалификации, платные варианты обучения тоже имеют место и пользуются спросом.

Из так называемых бюджетных, мо мнению тех, кто хотя бы раз посетил их, особой популярностью пользуются Летние школы для учителей при Московском Государственном университете. Это лучший вариант повышения квалификации.

Летние школы организуются Управлением учебно-методической деятельности и дополнительного образования МГУ. Начинаются они с середины июня и, чередуясь по разным направлениям, проводятся до конца августа.

Для учителей из российской глубинки Летние школы как глоток свежей родниковой воды.

  • Во-первых, это замечательная возможность побывать в Москве, не задумываясь о том, где остановиться. Для участников Летних школ предусмотрено место в общежитии в МГУ на время прохождения курсов, плата за проживание в нем совсем мизерная.
  • Во-вторых, питаются педагоги, приехавшие на Летние школы, в студенческих столовых МГУ либо Института русского языка и культуры, где цены вполне доступные даже померкам провинциалов.
  • В-третьих, занятия педагогов длятся до 15 - 15.30, в остальное время они могут посетить достопримечательности столицы - музеи, парки, галереи, старинные усадьбы, театры да и просто погулять по красивейшим местам Москвы.

В чем преимущество обучения на Летних школах?

  • Педагоги, приехавшие из провинции, рады услышать таких педагогов, как профессор И.Г.Милославский, так вдохновенно рассказывающий об обучении видам речевой деятельности, что учителям вновь удается почувствовать себя учениками.
  • Замечательным лектором, рассказывающим о современной русской литературе, о писателях - лауреатах литературных премий, является писатель А.Варламов. Он знакомит участников летних школ и со своими произведениями.
  • Настоящий мастер-класс дает педагогам учитель с большой буквы Волков С.В.. Необыкновенно интересно он рассказывает и пытается научить и слушателей заинтересовывать учащихся на уроках. Его приемы необычны, но чрезвычайно интересны. У него особый подход к тем учащимся, которые не хотят и не любят читать, это будет интересно каждому педагогу.
  • Елистратов В.С., профессор МГУ, знакомил слушателей с «моральным кодексом» современного русского языка.

Курс лекций по различным проблемам преподавания русского языка и литературы в русских и иностранных школах на протяжении 5 лет был полезен педагогам, которые съезжались на эти школы не только с разных концов России, но и из-за границы. Это педагоги, преподающие русский язык и литературу на Кипре, в Лондоне, в Китае, Тайланде, Кыргызстане, Казахстане, Белоруссии, Сербии, Германии и др.. Российским учителям было также интересно встретиться с этими педагогами и обсудить насущные проблемы преподавания языка в школах.