МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА ВОЛЖСКО-КАМСКИЙ ФИЛИАЛ

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Политология»

на тему: «Политическая система общества»

подготовила :

студентка 3 курса 32 группы

Костылева М.Ю

проверил :

преподаватель

Шпека И.И.

Набережные Челны 2006 год

Введение 2

1.Понятие и классификация политических систем. 3

2.Структура политической системы общества. 8

3. Функции политической системы 12

4. Типология политических систем. 14

4.1. Типология политических систем Г.Алмонда. 17

Заключение 19

Список использованной литературы 20

Введение

Известно, что человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые осуществляются под влиянием различных факторов. По мере его развития усложняются социальные взаимосвязи людей, появляются новые потребности и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Кроме этого изменяются природные, энергетические, международные условия существования современных государств. Поэтому вопрос о том, как общество приспосабливается к требованиям постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды, представлялся всегда актуальным не только в теоретическом, но и практическом смыслах: ответ на него позволяет выявить механизмы адаптации, которые составляю основу жизнеспособности и стабильности любого общества.

Способность общества реагировать на растущие потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям своего функционирования в немалой степени обеспечивается политической системой. Благодаря деятельности политических институтов и структур, а также выполнению людьми политических ролей управляющих и управляемых политическая система осуществляет целенаправленное властное на различные стороны жизни общества. Регулярное воздействие механизмов политической системы на социальные отношения основано на ее способности властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные стандарты и нормы поведения. Соответственно политическая система включает в себя все существующие в обществе типы политических взаимодействий, то есть все взаимодействия властвующего и подвластного.

Понятие «политическая система» используется для характеристики отношений между государством и обществом, между различными субъектами на негосударственном уровне.

  1. Понятие и классификация политических систем.

Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определённую целостность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это их свойство и отражает понятие политической системы.

Появление этой категории непосредственно связано с развитием системного анализа общества Т.Парсонсом. впервые теория политических систем была детально разработана крупным американским политологом Д.Истоном в 50-60-х годах прошлого столетия. Затем она получила развитие в трудах Г.Альмонда, У. Митчелла, К.Дойча, А. Этционе, Д.Дивайна и многих других учёных.

Понятие «политическая система» является одним из основных в политологии и позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определённой целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики.

Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части общественной жизни как самостоятельную часть или подсистему совокупной общественной системы. В качестве подсистемы политическая система взаимодействует с другими её подсистемами: социальной, экономической, моральной, правовой, культурной, составляющими её общественное окружение, которое наряду с природной средой и внешним политическим окружением образует её «окружающую среду». В этой «окружающей среде» политическая система черпает свои ресурсы.

В основе термина «политическая система общества» лежат три научных понятия: «система», «политика», «общество». Первое из них призвано обратить внимание на то, что речь идёт о таком общественном явлении, которое имеет системный характер. Это значит, что оно представляет собой определённую целостность, образованную совокупностью всего множества входящих в неё элементов. Эти элементы особым образом связаны между собой, находятся во взаимодействии друг с другом. А это и есть структура системы, благодаря которой она приобретает качество внутренне организованного, упорядоченного единство целого.

Понятие системы указывает также на неразрывное единство каждой системы с окружающей её средой, на взаимозависимость между ними. В процессе взаимодействия со средой происходит формирование и проявление присущих системе свойств и обнаруживается её целостность.

Каждый структурный компонент системы, можно рассматривать с двух сторон: с одной – в качестве подсистемы в рамках данного целого, с другой – в качестве системы, но более низкого уровня, которая также имеет свои компоненты, свою специфику в способах организации, функционирования так далее. Система, взятая в качестве исходной, в свою очередь может являться одним из составных элементов системы более широкого масштаба.

Слово «политическая » в рассматриваемом понятии указывает на характер изучаемой системы, её отличие от других общественных систем. Назначение рассматриваемого слова состоит, следовательно, в том, чтобы с самого начала было ясно, в каком конкретном виде систем человеческого общества идёт речь. Известно, что основными из них принято считать экономическую, социальную, политическую, духовную.

Политическая система означает, что она связана с политической сферой общественной жизни. В её основе лежат политика, политические отношения, политическая власть. Это относится как к системе в целом, так и ко всем её структурным элементам. Политика - непосредственный, главный предмет существования и функционирования политической системы.

Наконец, понятие «общество » даёт ответ на вопрос об уровне политической системы.

Политическая система – это универсальная управляющая и регулирующая система, обеспечивающая единство функционирования всех других подсистем общества на основе использования государственной власти.

В зарубежной политологии политической системой общества в одном случае считают совокупность организаций и учреждений (институтов) общества, относя к ним государство, политические партии, общественные организации, объединения и движения, в другом случае – комплекс основополагающих идей политики, в третьем - единство взаимоотношений и взаимодействий в сфере политической жизни. В США, а затем в ряде других стран приобрёл широкое распространение подход, согласно которому политическую систему рассматривали как политическое поведение, политический процесс в рамках определённых организаций, объединений, общностей людей, даже при том, что эти институты могут быть и не политическими по своему характеру.

Эти представления о политической системе общества, естественно получили соответствующее отражение в предложенных их сторонниками определениях.

Д. Истон политическую систему общества рассматривает как «совокупность взаимодействий субъектов, посредством которых в обществе властно, авторитарно распределяются ценности»

Истон рассматривал систему как некий «чёрный ящик», мало интересуясь при этом происходящим внутри него. Он анализировал главным образом отношения системы со своей средой, которая в свою очередь состоит из комплекса других систем, входящих в глобальную социальную систему: экономической, культурной, религиозной, экологической, биологической, психологической и так далее. Отношения между политической системой и её средой определяются двоякого рода элементами: интересами, требованиями и поддержкой граждан, дающими системе импульс для действия и называемыми входом, и решениями, которые принимает система в качестве реакции на эти интересы, требования и поддержку, которые называются выходом. Или иначе говоря вход идёт со стороны среды и даёт импульс системе, а выход является реакцией системы на импульс среды. Таким образом осуществляется обратная связь между входом и выходом. Выход вызывает обратную реакцию среды, который порождает новый вход, на который система реагирует новым выходом, и так далее до бесконечности. (Рис.1)

вход

Политическая система

выход

Требования решение

Поддержка действия

окружающая среда

И. Хус политическую систему общества определяет как «комплекс идей, принципов, законов, доктрин, формирующих единое целое и заполняющих собой содержание определённой философии, религии, формы правления».

Ст. Колман пишет: «Система может быть определена как совокупность объектов или элементов (реальных или абстрактных), взятых вместе с существующими между ними отношениями».

Согласно определению Т. Мадрона политическая система общества представляет собой «совокупность объектов и их признаков, скреплённых сетью отношений».

Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе.

Это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая регулирует отношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определённый социальный порядок на основе использования государственной власти.

Формирование политической системы связано с постепенным приобретением политической сферой жизни общества следующих признаков:

во-первых, это устойчивая взаимозависимость различных элементов политической жизни. Если такой взаимозависимости нет, возникает состояние, противоположное целостности, системности – распад, дезинтеграция общества;

во-вторых, упорядоченность политических отношений, наличие оптимального сочетания их стабильности и развития. Значения упорядоченности в обществе определяется тем, что она служит важнейшим условием продуктивного и целенаправленного изменения социальных отношений. Политическая жизнь – очень динамичное явление, элементы неупорядоченности, нарушение сложившихся связей и способов их регуляции здесь постоянно присутствуют, ведь любое развитие связано с тем или иным нарушением стабильности. Но уровень неупорядоченности не должен понижаться до такой степени, когда возникает очевидная и реальная угроза безопасности людей;

в-третьих, у политической системы есть культурное основание. Это общность ценностей, совокупность политических символов, убеждений, принятых членами политической общности. Единство, интеграция в сфере политики возможны только при наличии определённой духовной связи, благодаря которой люди могут хотя бы просто понять друг друга;

в-четвёртых, для политической системы характерно совместное реагирование всех элементов а внешнее воздействие. Именно из взаимодействия, кооперации рождается способность политической системы к быстрой мобилизации необходимых ресурсов для решения той или иной общей проблемы.

  1. Политическая система общества (18)

    Реферат >> Политология

    Элементов политической системы : 1) политическую организацию; 2) политические отношения; 3) политические и правовые нормы; 4) политическое сознание. Системообразующим элементом политической системы общества является политическая организация...

  2. Политическая система общества (15)

    Реферат >> Политология

    Политическая система общества Политическая система общества политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества , подчиненных кодексу...

  3. Политическая система общества (22)

    Реферат >> Политология

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических

Политическая система общества - это упорядоченная на ос­нове права и иных социальных норм совокупность институтов (госу­дарственных органов, политических партий, движений, обществен­ных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует поли­тическая власть. Это механизм организации и реализации полити­ческой деятельности.

Любая система общества, в том числе и политическая, представ­ляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаи­модействие которых порождает новое качество, не присущее ее час­тям. Категория «политическая система» позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разо­браться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти инте­ресы политических явлений.

Политическая система в конечном счете регулирует производ­ство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борь­бы за нее.

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны,

Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) политическая организация общества, включающая в себя го­сударство, политические партии и движения, общественные органи­зации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической сис­темы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие; юлитическую жизнь общества и процесс осуществления политичес­кой власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элемента­ми системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятель­ности и совокупного политического опыта.

Еще по теме Политическая система общества: понятие и структура:

  1. Избирательный процесс. Понятие и структура избирательного процесса
  2. Структура, система категорий, закономерностей и методов политологии
  3. 3. Место и роль государства в политической системе общества

И иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Иначе, политическая система общества - система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Эти социальные институты – государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удерживание и использование власти. Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системо-образующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.

Понятие "политическая система общества" показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Характерные черты политической системы:
    1. именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;
    2. она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;
    3. она обладает относительной самостоятельностью.
Типы политических систем:
    • тоталитарные политические системы закрытого характера фор­мирует социальная среда распределительного типа. В таких поли­тических системах у власти находится одна господствующая партия (ядро системы), другие общественные организации (профсоюзные, молодежные и даже детские) выступают проводниками государст­венной идеологии. Индивид полностью подчинен коллективу. Государство в лице чиновников полностью распределяет резуль­таты коллективного труда в зависимости от места в системе рас­пределения. В тоталитарных политических системах господствуют идеи вождизма, культа лидера государства, происходит слияние государственного и партийного аппарата;
    • либерально-демократические политические системы как правило, являются открытыми: обмен идеями, знаниями, товарами, людьми, инвестициями становится их характерной чертой. В этих системах судебная власть, правовые установления приобретают определяющее значение. Государственная власть действует в организационно-правовых формах. Взаимоотношения государства, партий, профсоюзов и иных организаций в таких политических системах обеспечиваются, как правило, конституционным регулированием;
    • конвергенционная политическая системы (смешанная) . Характерна для периода реформ. В рамках такой системы которых плюрализм соседствует с реликтами политической нетерпимости, призывы к обновлению, реформам сопровождаются попытками реставрации старых порядков, прежней политической системы. Отличается нестабильностью, противоречивостью, эволюционирует, как правило, в иные системы.
Структура политической системы:
    1. государство,
    2. пар­тии,
    3. профсоюзы,
    4. молодежные организации,
    5. политические движе­ния и
    6. другие социальные институты.

Особая роль государства в политической системе общества:

    • именно через государство все остальные элементы данной системы приобщаются к власти;
    • государство высту­пает как единственная организация, объединяющая всех

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • – теоретические аспекты структуры, содержания и функционирования политической системы общества;
  • – основные модели политических систем Д. Истона, К. Дойча, Г. Алмонда;
  • – основные подходы к классификации политических систем;
  • – пути достижения политической стабильности;

уметь

  • – анализировать актуальные проблемы функционирования политической системы;
  • – выделять значимую политическую информацию по вопросам развития политических систем;
  • – делать выводы и давать аргументированные ответы на текущие изменения политической системы;

владеть

  • – техникой и методикой ведения политических дискуссий и переговоров;
  • – понятийным аппаратом для описания субъектов политических систем.

Понятие, структура и функции политических систем

Политическая система представляет собой целостную совокупность государственных, политических и общественных организаций, объединений, а также политико-правовых норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе.

Само понятие "политическая система" утвердилось в лексиконе политической пауки сравнительно недавно и связано с радикальным расширением сферы, охватываемой политическими процессами. Термин политическая система был введен в политологию в середине XX в. До этого времени для описания властных отношений использовались понятия "тип правления", "система правления" и др. и обычно политику сводили к деятельности государственных структур как главных субъектов властных отношений. Однако процессы развития гражданского общества и демократизация всех сторон общественной жизни, а также широкий спектр социальных субъектов политической власти привели к усложнению властных отношений и возможности участия в них и негосударственных организаций.

Понятие "политическая система" является одним из основных в политологии и позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики. Одними из первых категорию "политическая система" ввели в оборот американские политологи Д. Истон и Г. Алмонд. Они утверждали, что политическая система объединяет и организационные стороны политической жизни, и коммуникативно-идеологические. Политическая система призвана обеспечить обобщение и реализацию воли и интересов различных слоев общества, их активное участие в управлении государственными и общественными делами и контроле за их деятельностью.

Сущность политической системы заключается в регламентации поведения людей, а она реализуется посредством политической власти. Поэтому важнейшим фактором конструирования и консолидации элементов политической системы выступает политическая власть. Она является как бы стержнем политической системы, определяя ее сущность, природу, структуру и границы. Что же отличает политическую систему от других систем общества?

  • Верховенство политической системы. Это означает, что с ее помощью осуществляется политическая власть в обществе, что принимаемые в ее рамках решения обязательны для всего общества и каждой его подсистемы. Она олицетворяет верховную власть в обществе.
  • Ее обусловленность общественной средой и в первую очередь социально-экономической и культурной структурой общества.
  • Политическая система – относительно самостоятельная сфера жизнедеятельности общества, определяемая наличием специального механизма ее формирования и функционирования. Ее отличает высокая степень активности, обусловленная наличием механизма власти и предоставленной возможностью и правом распоряжаться ресурсами всего общества.
  • Основной сущностной характеристикой политической системы выступает управление.

Введение в оборот термина "политическая система" помогает глубже изучить различные стороны политической жизни общества и предвидеть перспективы развития. С другой стороны, в процессе модернизации политической системы эта теория дает возможность применения научных знаний при выборе средств решения назревших в области политики практических проблем.

Политическая система отражает состояние общества, включая экономические условия его существования, социальную и национальную структуру, состояние и уровень общественного сознания, культуры, международного положения и др. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные группы интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление в политике.

В качестве основных признаков политической системы можно назвать: тесную связь ее с государственной властью, с борьбой за ее завоевание, организацию и осуществление; возможность и необходимость выражения политической воли и интересов различных социальных субъектов политической власти на основе договорных отношений; наличие организационных форм и каналов для выражения разнообразных политических интересов со стороны объектов политической власти; опосредованность и урегулированность властных отношений между институтами политической системы, политико-правовыми нормами и политическими принципами и традициями.

Политическая система представляет собой многофункциональную структуру, включающую в себя компоненты различного профиля, которые непосредственно связаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти:

  • институциональный, состоящий из различных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения, различные органы представительной и непосредственной демократии, группы интересов, СМИ, церковь и др.);
  • функциональный , складывающийся из совокупности тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и др.);
  • регулятивный, выступающий как совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, правовые нормы, взгляды и др.);
  • коммуникативный, представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики;
  • идеологический, включающий в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое и правовое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация).

Каждый из компонентов политической системы имеет свою собственную, особую структуру, формы внутренней и внешней организации, а также способы выражения.

Среди политических институтов, оказывающих существенное влияние на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует выделить государство и политические партии. Это собственно политические институты. К ним примыкают не являющиеся собственно политическими институтами различного рода общественные объединения и организации, профессиональные и творческие союзы, массовые движения, молодежные и женские организации и др. Особое место в политической системе занимают религиозные объединения. Их воздействие на реальную политику осуществляется через участие верующих граждан в политической жизни. СМИ также способны существенно влиять на процесс формирования общественного мнения, а через него оказывать давление на правительство, на политических лидеров. К СМИ относятся предприятия, организации, учреждения, занимающиеся сбором, обработкой, распространением массовой информации по каналам печати, радио и телевидения. В деятельности современных СМИ важное значение приобретают общечеловеческие ориентиры и их независимость от каких-либо государственных, ведомственных структур.

Основным назначением политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества. Стремление к организации и реализации своих политических интересов и целей – главное в деятельности политических институтов.

Центральный институт власти в обществе – государство. Именно государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство обладает наибольшими возможностями воздействовать на различные стороны общественной жизни. Обязательность решений государства для граждан позволяет ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов. Государство обеспечивает политическую организованность общества, и в этом качестве оно занимает особое место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. По отношению к обществу государство выступает как орудие руководства и управления.

Государство играет значительную роль в выполнении задач и реализации функций политической системы. Государственная власть служит своеобразным центром притяжения социальных сил и организаций, выражающих их интересы. Характер и объем собственно государственного управления неодинаковы и зависят от природы государства и политической системы.

Значительную роль в функционировании политической организации общества играют политические партии. Прежде всего, они осуществляют связь между обществом и государством. Выявляя интересы тех или иных групп, партии сводят их воедино в такой форме, которая может оказывать непосредственное влияние на решения государственных органов. Одним из главных назначений политических партий является достижение власти, овладение государственным аппаратом с тем, чтобы реализовывать представляемые партией общественные интересы. Политические партии определяют цели, разрабатывают идеологию, программы, стремятся определить стратегию развития общества и убедить граждан в ее правильности.

Политическая партия, особенно если она является правящей, участвует в разработке политического курса страны и его осуществлении, оказывает влияние на выдвижение лидеров государства и регионов, на формирование состава правительственных учреждений. Партии являются поставщиками кадров для различных звеньев государственного аппарата.

В состав политической системы входят также политические отношения. Они представляют собой разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организацию и использование. В процессе функционирования общества политические отношения весьма подвижны и динамичны. Они по существу своему определяют содержание и характер функционирования данной политической системы. Особая роль политических отношений заключается в том, что они выражают отношения по поводу публичной власти больших групп людей – социальных групп, классов, наций.

В зависимости от субъектного состава политические отношения можно разделить на три группы: отношения между классами, нациями и государствами. Межклассовые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях; отношения, одной из сторон которых является политическая организация, функционирующая в данном обществе. Эти так называемые вертикальные отношения складываются в процессе осуществления политической власти, воздействия органов руководства и управления на всю совокупность общественных процессов; отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями.

Развитие политических отношений зависит и определяется социально-классовой структурой общества, политическим режимом, уровнем политического сознания, идеологией и другими факторами. Одновременно политические отношения выступают формой сохранения и закрепления политического опыта, традиций, определенного уровня политической культуры. Характер взаимодействия субъектов политического процесса определяет типы политических отношений. Они могут выступать в форме принуждения, конфликта или сотрудничества, консенсуса.

По социальной направленности различают политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического строя, и отношения, выражающие интересы оппозиционных сил.

Существенным элементом политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Особое место занимают Конституция, нормы права, которые служат главным регулятором общественных отношений. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность, устойчивость и эффективность. Содержательная направленность политических норм и принципов зависит от целей общественного развития, уровня развития гражданского общества, типа политического режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Следует иметь в виду то обстоятельство, что правовые нормы исходят от государства, органов местного самоуправления или народа в целом и поэтому всегда являются одновременно политическими нормами. Часть же политических норм, исходящих от политических партий, общественно-политических организаций и движений, нс являются правовыми.

Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В то же время при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения общества свои цели, определяют своеобразную модель поведения участников политической жизни. Политические нормы выполняют организационную и регулятивную функции в политической системе, носят формализованный характер, документированы, обеспечиваются контрольным механизмом и политической ответственностью.

К числу элементов политической системы относятся также политическое и правовое сознание и политическая культура. Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических и общественных явлений выражаются в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание. Формируясь под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции, переживания и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение и политическое развитие. Политическая культура, складываясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, в свою очередь, дает знание законов и механизма осуществления политики, формирует отношение человека к политической жизни, способствует пониманию целей и содержания политики государства.

Жизнедеятельность политической системы и ее сущность проявляются в процессе выполнения ею своих функций. Под функцией понимается любое действие, которое способствует сохранению и развитию данного состояния, взаимодействию со средой. Функции многообразны, отличаются непостоянством и развиваются с учетом конкретной исторической обстановки. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга, но вместе с тем относительно самостоятельны.

Существуют различные подходы к типологии функций политической системы. На основе целевого подхода к политике они подразделяются на политическое целеполагание (определение целей, задач, программ деятельности); мобилизацию ресурсов; интеграцию общества; регулирование режима социально-политической деятельности; распределение ценностей; легитимацию. Ряд авторов различают внесистемные (политическое представительство, целеполагание, интеграция, регуляция, коммуникация) и внутрисистемные (координирующие, воспитательные и инициативные) функции. Д. Истон, Дж. Пауэлл и др. исходят из того, что политическая система должна обладать четырьмя основными функциями: регуляционной, экстракционной (мобилизационной), дистрибутивной (распределительной) и реактивной.

В современной политологии наиболее полно анализирует функции Г. Алмонд. Он рассматривает функционирование политической системы на трех уровнях.

Первый уровень – это возможности системы. Причем под возможностью он понимал власть правительства над общественными процессами, степень влияния на политическое сознание и поведение людей в интересах достижения государственных целей. Существуют различные типы возможностей, вероятность использования которых зависит от направленности решаемых задач, состояния социально-экономической структуры, типа политического режима, уровня легитимности и др. На данном уровне анализа выявляются соответствие политической системы обществу, а также характер активности политической системы по отношению к другим системам общества.

Второй уровень отражает происходящее в самой системе, т.е. конверсионный процесс (способы превращения входящих факторов в исходящие). В данном случае функциональность системы рассматривается через призму технологии обеспечения той или иной задачи.

Третий уровень – функции поддержания модели и адаптации, к которым Г. Алмонд относит процессы политического рекрутирования и социализации. Важным здесь является обеспечение соответствия политических акций и политического развития базовым принципам, постоянное воспроизводство нормативного поведения и образцов его мотивации. Оптимальный уровень достигается обеспечением устойчивой реакции граждан по отношению к властям и постоянной поддержки.

Г. Алмонд утверждает, что все системы имеют два базовых набора функций – входные и выходные. Входные – политической социализации, рекрутирования, артикуляции, агрегирования, политической коммуникации. Выходные – нормотворчество, применение норм, контроль. Одной из важнейших выходных функций политической системы он считает нормотворчество, в процессе которого разрабатываются правила и законы, регулирующие политическое поведение. Процесс нормотворчества состоит из ряда этапов: выработка политики и выбор общих целей, разработка решений и конкретных правил для достижения целей. В соответствии с этим они подразделяются на нормы-цели и нормы-средства. Политические нормы не сводятся только к правовым нормам, имеющим частный характер, функцию нормотворчества выполняют законодательные, исполнительные и судебные органы.

Отталкиваясь от потребностей самой системы и необходимости сохранения ее тождественности, Г. Алмонд и С. Верба предложили логическую систему функций политической системы: политической социализации, адаптации, реагирования, экстракции, регулирования. Но идеальное разделение функций на практике недостижимо, поскольку структурные элементы политической системы неизбежно выполняют не одну, а несколько функций.

Суммируя основные подходы к функциям политической системы, можно выделить следующие ее главные функции:

  • управление общественными процессами. Функция управления может осуществляться двумя основными методами. Во-первых, непосредственным вмешательством и жесткой регламентацией со стороны органов государственной власти общественных процессов. Во-вторых, косвенным политическим воздействием, когда власть регулирует нс сами общественные процессы, а факторы, влияющие на их развитие;
  • определение целей и задач общества, выработка программы ее жизнедеятельности;
  • мобилизация ресурсов общества на достижение поставленных целей;
  • интегративная функция или функция обеспечения единства и согласованности действий различных институтов и органов власти. Интеграцию всех органов власти призваны осуществлять правовые нормы и политические традиции;
  • – функция защиты основных политических ценностей;
  • – функция обеспечения преемственности и стабильности в развитии системы власти. В проявлениях этой функции можно выделить два уровня. Уровень высшего политико-государственного руководства и общий уровень, охватывающий все политически дееспособное население.

Таковы главные функции политической системы. Однако любая система помимо явных (главных) функций, имеет еще и латентные функции (Р. К. Мертон). Латентные функции возникают вследствие того, что любая социальная группа или индивид, занимаясь политической деятельностью, помимо общественно-необходимых задач решают и свои собственные. Для этого они используют государственную власть. К важнейшим латентным функциям политической системы в основном относятся: функция обеспечения социально-классового господства; функция распространения и защиты личной политической власти.

Указанные функции характерны для стабильных, сформировавшихся политических систем, а эффективность функционирования системы, в свою очередь, зависит от полноты реализации ее функций, которые способны развиваться, воспроизводиться, расширяться или терять свое значение. В условиях кризиса или войны функции политической системы, как правило, реализуются не полностью.

В современных демократических странах политические системы стремятся к сохранению равновесия в обществе.

Через социально значимые и латентные функции политическая система общества реализует свои цели и задачи, структурирует и упорядочивает жизнедеятельность общества.

Основополагающие идеи о политической системе общества были сформулированы в теории государства на рубеже 60-70-х гг. В последнее время наука добилась существенных успехов в развитии теории политической системы и в анализе ее практики. Осуществляется разработка общих вопросов, углубляются научные представления о целостности этого образования, анализируются элементы политической системы, исследуются политические партии, политические нормы, политический режим, политическая идеология, особенности прямых и обратных связей с социальной средой, социальным окружением системы.

Наиболее распространено представление о политической системе как об инструменте, механизме принуждения, власти в различно понимаемых социально значимых целях: интеграции, адаптации общества и т.п. Тем самым на политическую систему в той или иной мере переносится понятие государства. Политическая система есть механизм преобразования идущих от общества социальных импульсов в политические решения и действия. Но как различить, где механизм, а где окружающая его социальная среда?

Как и многие другие, понятие "политическая система" пришло из социологии. Не делая экскурсов в давнюю историю политико-правовой мысли со ссылками на Аристотеля, Платона или Гоббса, уподоблявших общество живому организму - органической системе, назовем Г. Спенсера и Э. Дюркгейма, в работах которых присутствует ряд категорий социальной теории системы, таких, как институт, функция, регулятивная система общества, политическое управление. Однако свои концептуальные очертания понятие "политическая система" обрело в работах американских исследователей Д. Истона и Г. Алмонда.

Политическая система общества - сложное, многогранное явление, анализируемое специалистами в различных областях государства и права, социологии, философии и т.п. В частности, ученые в области теории государства и права исследуют ее с помощью системного и структурно-функционального анализа, с точки зрения ее относительной статики и непрерывной динамики, соотношения политической системы общества как целого с ее отдельными элементами, прежде всего выясняя место и роль государства в этом образовании, его новые качества, особенности, грани. Важной особенностью системы является наличие в ней интегральных качеств, не свойственных образующим ее частям, и ее относительная самостоятельность, которая, однако, не исключает се связи с внешней средой.

Под структурой понимается способ связи элементов в целостное системное образование как совокупность устойчивых отношений между элементами. Таким образом, система - это целостное единство элементов и структуры, структура-способ упорядочения элементов, характеризующийся устойчивостью.

Политическая система связана с особой сферой деятельности людей - политикой, которая отражает область взаимоотношений между классами, социальными группами, коллективами, личностями по поводу государственной власти.

Анализируя политическую систему общества, следует подчеркнуть, что в ее основе лежат политические отношения, политика, которая формируется в государственно-организованном обществе. На первых порах она характеризуется неразвитостью, хотя уже с появлением государства возникают первые формальные и неформальные жреческие объединения, партии.

Политической именуется универсальная управляющая система государственно-организованного общества, компоненты которой связаны отношениями власти и которая в конечном счете регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования крупными социальными общностями государственной власти, обладает внутренней упорядоченностью (организационный критерий) и политической направленностью деятельности (политический критерий); она должна быть выражена нормативно в соответствующих уставах, программах, положениях, отражающих цель создания политической организации, ее социальное назначение, основную сферу деятельности, характер основных задач и функций, особенности их реализации, специфические принципы организации и деятельности и т. и. (программный критерий).

Особо следует подчеркнуть значение второго критерия, который для того или иного института политической системы означает способность: во-первых, выражать политические интересы определенного класса, группы или любой иной социальной общности; во-вторых, быть участником политической жизни и носителем политических отношений; в-третьих, иметь непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти - ее завоеванию, организации или использованию, причем не обязательно в форме взаимодействия с государственными органами, но и противостоя им; в-четвертых, руководствоваться в своей повседневной деятельности нормами или правилами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.

В зависимости от этого критерия к числу собственно политических организаций относят: государство, все политические партии, отдельные общественные организации. Характерный их признак - прямая связь с политикой, а непосредственной задачей их создания и функционирования является достижение определенной политической цели, которая обязательно закрепляется в уставах и заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества, в политическом и идеологическом воздействии (воспитании) на различные существующие в обществе слои и классы, в проведении политических интересов господствующих кругов и отчасти общества в целом.

К несобственно политическим организациям относятся такие, которые возникают и развиваются в силу экономических и других причин. Это профсоюзные, кооперативные и иные организации, которые свою деятельность осуществляют в производственной, социально-бытовой, культурной и иных сферах жизни общества, причем они не закрепляют в своих уставах задач активного политического воздействия на государственную власть. Это, разумеется, не принижает их роли и значения в политической системе общества, ибо речь идет лишь об отсутствии доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не в отрицании его как такового.

Отдельную группу составляют организации, которые возникают и функционируют на основе индивидуальных склонностей и интересов того или иного слоя людей (общества филателистов, нумизматов, автолюбителей и т.п.). Политический оттенок они приобретают лишь как объекты воздействия государственных и иных политических органов и организаций, но отнюдь не как субъекты - носители политической власти и соответствующих отношений.

Третий критерий - программность - дает возможность определить степень участия той или иной организации в политической жизни страны, зафиксировать ее политические цели и задачи, а следовательно, включить в политическую систему общества.

Существуют различные подходы в исследовании политической системы, однако, несмотря на их многообразие представляется, что она выступает сложным комплексом отношений между классами, нациями, другими социальными группами и общностями, личностями и их политическими институтами.

Институциональный подход заключается не только в определении и выделении формирующих политическую систему (организацию) общества институтов, но и в анализе ее элементно-структурных, субъектно-институциональных и отчасти формально-юридических сторон.

Функциональный подход связан с рассмотрением политической системы с позиции направлений ее деятельности, особенностей протекания политического процесса и реализации политического режима как системой в целом, так и ее отдельными институтами или группами институтов.

Регулятивный подход отражает особенность функционирования политической системы общества на основе всего комплекса нормативного регулирования (обычаев, традиций, принципов, воззрений, норм права, морали, корпоративных норм и т.п.).

Идеологический подход отражает особенность взглядов, идей, представлений тех или иных исследователей на проблему бытия политической системы общества, направлен на формулирование конкретной политической теории.

Коммуникативный подход представляет собой анализ политической системы с позиции системообразующих связей и отношений между различными ее институтами.

В качестве самостоятельного следует выделить личностный подход при" исследовании политической системы, тем более что в философском понимании первичным элементом системы считается человек, сущность которого есть совокупность всех общественных отношений. Личность в политической системе выступает в разных политико-правовых состояниях.

Функционирование любой системы (экономической, политической, социальной, правовой и т.п.) в конечном счете, определяется человеком. Люди формируют политическую систему и участвуют в реализации ее возможностей, они же составляют и то гражданское общество, на которое воздействует эта политическая система, поэтому на ее характере, типе, формах влияния всегда лежит отпечаток культуры, традиций, психологии людей.

Мыслители прошлого отмечали огромную роль людей как субъектов политики. Личности органически присуще политическое измерение. Еще Аристотель писал, что человек по природе своей - существо политическое; кто по тем или иным причинам живет вне государства, тот или сверхчеловек, или существо, недоразвитое в нравственном отношении. Отметим, что в современном цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей.

В литературе нет единого мнения о понятии политической системы и его соотношении с понятием политической организации общества. Однако следует подчеркнуть, что развитие понятия политической системы общества, ее теории особенно интенсивно происходило именно на основе существующей уже теории и понятия политической организации общества.

Утверждая, например, что правильное научное толкование и применение категории "политическая система" позволяет не только преодолеть трудности, которые возникли в связи с исследованием политической организации общества, но и свести в единый комплекс все основные категории и понятия, характеризующие политическую жизнь общества, некоторые авторы считают, что политическая система как явление и как понятие шире политической организации общества.

Политическая система общества аккумулирует, сводит воедино как политические институты и отношения, складывающиеся прежде всего в виде организаций, учреждений (государственных и общественных), так и практику политической жизни. Политическая же организация общества определяет его политическое устройство, взаимосвязь политических институтов и учреждений. Иными словами, политическая организация общества дает преимущественно институционную характеристику политической системы.

Основным содержанием понятия политической организации общества является совокупность государственных и общественных учреждений, составляющих институционально-организационную структуру его политической жизни. В данном случае главными объектами исследования выступают политические учреждения и организации, выполняемые ими задачи, характер и содержание их деятельности, взаимоотношения между ними, выражение ими интересов классов, слоев и социальных групп и т.д.

Таким образом, сторонники более широкого понимания политической системы подчеркивают, что политическая организация общества является наиболее существенным элементом этой системы, поскольку именно через политические организации происходит выдвижение основных целей и задач общества и определение политической линии, формирование политических и правовых норм, мобилизация всего общества.

Вторая группа ученых, напротив, считает политическую систему составной частью политической организации общества. Утверждается, что необходимость использования для охраны и развития исторических завоеваний трудящихся государственной власти, государства предполагает существование политической системы как составляющей политической организации общества.

Третья группа исследователей придерживается мнения, что эти понятия тождественны. политический партия конституционный гражданство

Уважая позиции авторов различных точек зрения, следует, по всей видимости, присоединиться к первой из них и рассматривать политическую систему в широком смысле слова как категорию, более богатую, включающую и политическую организацию общества, и все иные проявления политической жизни.

Учитывая сказанное, можно дать следующее определение.

Политическая система общества - это совокупность взаимосвязанных государственных, общественных и иных организаций, призванных развивать организационную самостоятельность и политическую активность личностей в процессе реализации ими политической власти.