Разделы: МХК и ИЗО

Задачи урока:

  • знакомство с особенностями храмового зодчества трех мировых религий;
  • воспитание толерантности;
  • развитие умения самостоятельного изучения материала и подготовки его к презентации.

Урок проводится в компьютерном классе с установленной электронной энциклопедией Кирилла и Мефодия.

Давайте вспомним прошлый урок, посвященный трем мировым религиям.

Религия-это особое мировоззрение, мироощущение, основанное на вере в существование бога или богов. Почему мы говорим о религии? Потому, что развитие культуры сопровождается возникновением и становлением самостоятельных систем ценностей. В целом культура движется от мифа к логосу, т.е. от вымысла к знанию.

Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом.

Главное в религии – это вера в Бога, или вера в сверхъестественное, в чудо, в то, что не постигается разумом.

На самом деле вера является важнейшей частью мировоззрения человека, она во многом определяет его поступки и действия, мысли и чувства. Верят все. Только одни верят в Бога, другие – в то, что он не существует. Выбор всегда остается за мыслящим существом.

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Ю. Левитанский.

На прошлом уроке мы говорили о трех мировых религиях. Перечислите их. Буддизм, христианство, ислам.

Кратко вспомним о каждой.

Буддизм – самая древняя. Возникла в середине первого тысячелетия до н.э. на севере Древней Индии. Очень своеобразная. Более близка к философии, чем к другим религиям. Будда – не бог, а человек, который своими усилиями достиг высшего совершенства. В принципе любой человек может стать Буддой, если примет буддистский путь совершенствования и пройдет его до конца. Последователи буддизма живут во многих странах, но больше всего их на Востоке: В Китае, Корее, Японии, Вьетнаме, Монголии, Индии. Всего в мире более 700 миллионов буддистов.

Христианство. В основе лежит вера в Иисуса Христа, богочеловека, Сына Божьего. Существует три конфессии христианства: православная, католическая и протестантская.

Между этими христианскими церквями существует много различий, но они не затрагивают основного: веры в Христа, который своей смертью искупил грехи всего рода человеческого, а своим воскрешением дал надежду на воскресение для всех людей.

В мире сейчас более миллиарда христиан. Русь, Россия традиционно православная страна, хотя в ней живет и много представителей других религий.

Ислам. Самая молодая религия. Ислам в переводе с арабского означает “покорность, предание себя Богу” Возникла в начале VII века на территории Саудовской Аравии. Основатель – пророк Мухаммед. Согласно преданию, он получил от Бога (по-арабски Аллах) откровения, которые слово в слово записал в священной книге мусульман – Коране. Ислам – одна из самых распространенных религий - каждый пятый житель нашей планеты – мусульманин.

Ни одна мировая цивилизация не обходилась без храма. Очень часто храм называют моделью мира. И это действительно так, потому что в храмовом строительстве нашли воплощение представления людей о структуре мироздания. У многих народов сохранились легенды и предания о небесном происхождении храма. Одним его образ являлся во сне или таинственном видении, другим – в откровении свыше, от Бога. В глазах восхищенных верующих храм всегда был свидетельством его небесного, а не земного происхождения.

Задача сегодняшнего урока з аключается в том, чтобы познакомиться с особенностями христианских храмов (православных и католических), мусульманских и буддийских.

Работаете группами. Чтобы не заблудиться в тексте электронной энциклопедии и в гиперссылках, каждая группа получает план изучения темы. Вы находите ответы на вопросы, рассматриваете иллюстрации. Через 20 минут знакомите всех нас с особенностями храмов одной из мировых религий.

1 группа. Православные храмы.

  1. Чем является храм для православных христиан?
  2. Наиболее древняя форма храма?
  3. Ротонды и крестообразные формы.
  4. Самый главный и торжественный храм православного мира с VI века.
  5. Одна из причин, побудивших славянский мир к принятию православия.
  6. Правила внутреннего убранства храма (алтарь, иконостас)
  7. Росписи на стенах храма.
  8. Открой гиперссылку “Занимательные факты”.

Смысл количества глав православных храмов.

  1. Открой “Страны и континенты” -> “Моя родина-Россия” -> “Русский Север” “Кижи. Преображенская церковь”

Остров Кижи. Заповедник деревянного зодчества. 22-главый храм.

  1. Форма купола также имеет символический смысл. Более древняя шлемовидная форма купола напоминала о доблестных воинах и богатырях-защитниках Отечества. Луковичная символизировала пламя свечи. С XVII века на Руси стали возводить шатровые храмы с восьмигранным остроконечным завершием.

Рассмотри изображения храмов, определи, какую форму имеют их купола: Заполни таблицу:

  1. Храм Василия Блаженного (Покровский собор). История возведения храма.

2 группа. Католические храмы.

  1. Чем является храм для католиков?
  2. Костел – часто встречающееся название католического храма.
  3. Внутреннее убранство храма.
  4. Алтарь. Отличие от православного храма.
  5. Скульптурное изображение Распятия Христа.
  6. Основное убранство храма (статуи, скульптуры, росписи на стенах).
  7. Витражные окна.
  8. Картины в храме для создания настроения.
  9. Величайшие художники Возрождения, создавшие образы Девы Марии, Христа, святых.
  10. Различные стили католических храмов.
  11. Готические соборы.
  12. Собор Святого Петра в Ватикане.
  13. Пьета Микеланджело.

3 группа. Исламские мечети.

  1. Мечеть (от арабского “масджид” – место поклонения) - храм или молитвенный дом у мусульман.
  2. Первая мечеть.
  3. 665-67 года – начало строительства мечетей.
  4. Тип колонной мечети.
  5. Убранство ранних мечетей.
  6. Михраб.
  7. Кааба.
  8. “Голубая мечеть”
  9. Различие мечетей по своему назначению Минбар.
  10. Минарет – важнейший признак соборной мечети, начиная с VIII века.
  11. Четырехгранные, круглые, спиралевидные минареты.
  12. Пример: Минарет аль – Малявия в Самарре.

4 группа. Буддийский храм.

  1. Первые буддийские монастыри и храмы.
  2. Чаитья.
  3. Ступы на месте рождения, просветления, первой проповеди, перехода в Нирвану.
  4. Различные архитектурные формы и названия реликвариев.
  5. Полусферические ступы, в виде колокола, башни, квадратные, ступенчатые
  6. Примеры: Ступа Кумбум, Пагода Люхэта, ступа Сваямбхунатх, храм Махабодхи,
  7. Открой “БУДДИЗМ”. Стена храма Тосегу в Никко.
  8. Открой “БУДДА”. Изображения Будды: Будда Падмапани, статуя Будды Вайрочана, отпечатки стоп Будды в храме Махабодхи, статуя Будды Пхра Будда Чинарат.

В течение 20 минут каждая группа работает самостоятельно.

Ни одна мировая цивилизация не обходилась без храма, имеющего культовое значение. даже в эпоху бронзы и неолита рядом с человеческими жилищами возводились мощные каменные сооружения – дольмены и кромлехи, служащие местом культовых обрядов.

В храмовом строительстве нашли воплощение представления людей о структуре мироздания.

Каждая группа знакомит класс с изученным материалом, иллюстрируя сообщение с помощью проектора.

Домашнее задание: Познакомиться с особенностями архитектуры новосибирских храмов.

Ответить на вопросы.

  1. Сколько куполов и какого цвета имеют Вознесенский Храм и Храм Александра Невского?
  2. Соответствует ли количество и цвет главок традиционной символике?

Открытый урок по обществознанию 9 класс.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Лопатинский Дмитрий Владимирович

Место работы

МОБУ СОШ № г. Сочи, Краснодарского края

Должность

Учитель Истории и Обществознания

Предмет

Обществознание

Класс

Конспект урока

Тема урока : «Религия как одна из форм культуры»

Тип урока : комбинированный.

Цели урока:

Образовательные : дать учащимся представление о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры. Сформировать представление о видах религий

Развивающие : формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, строить доказательства

Воспитывающие: Воспитание толерантности к различным культурам и верам Формирование активной жизненной позиции.

Основные понятия : религия, вера, мировые религии, церковь, секта, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

Формы организации работы учащихся на уроке - фронтальная, индивидуальная (домашнее опережающее задание).

Оборудование: презентация « Религия» дидактические материалы: индивидуальные карточки, Конституция РФ.

План урока

    Организационный момент

    Сообщение темы и целей урока

    Изучение нового материала.

    Закрепление изученного

    Итог урока

Ход урока

    I. Организационный момент . (Проверка общей готовности к уроку).

    Сообщение темы и целей урока

Здраствуйте ребята на прошлом уроке мы говорили о морали как регуляторе общественных отношений. Знаменитый (354-430) - епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Аврелий Августин говорил «Воля в нас всегда свободная,да не всегда добрая.» Сегодня эпигрпфом к уроку я взяла слова этого же человека. Будем же верить если уразуметь не можем

Итак, тема нашего урока « Религия»

Вы узнаете о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры.

Основные понятия которые мы разберем на уроке: религия, вера, мировые религии, церковь, секта, свобода совести, свобода вероисповедания.

II. Изучение нового материала.

План изучения нового материала:

1. Религия как мировоззрение и образ жизни.

2.Компоненты религии

3.Функции религии

4.Виды религий

6.Государство и церковь

Вступительное слово учителя:

Религия – лат. «связывание, повторное обращение к чему-либо».

Религия – специфическая форма общественного сознания, извращенное, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил.

Религия – взаимоотношения между Богом и человеком.

Религия – совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность.

Религия – особый тип мировоззрения, определяемый верой в существование высшего разумного сверхчеловеческого начала или божества. Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее
поведение, основанное на вере в существование Бога
или богов, сверхъестественное

Божество , как считают верующие люди, обладает особыми качествами и способностями:

а) всемогущество;

б) всезнание;

в) постоянное невидимое присутствие повсюду;

г) контроль за поведением личности или общества;

д) воздаяние или возмездие;

е) способность «устраивать» судьбу человека после смерти.

Религиозная жизнь всегда опирается на религиозную веру.

– Что это такое, по вашему мнению?

Религиозная вера – интуитивная умственная и эмоциональная убежденность в наличии божественных качеств и действий.

Религиозное вероучение – зафиксированное в культуре мировоззрение данной религии в виде священного текста или предания, свод догматических правил, веры, религиозной символики, канонов богослужения и т. Д

Какие религии вы знаете?

Неделю назад 1 ученику было опережающее домашнее задание подготовить презентацию « Религии мира »давайте посмотрим,его работу.(показ презентации)

Христианство, ислам и буддизм считаются мировыми религиями не только из-за большого числа верующих, но и потому, что исповедовать их может человек любой расы, национальности.

Давайте поговорим о Компонентах религии

Любая религия включает в себя: веру, вероучение, культ, организацию.

Принято называть следующие функциях религии: мировоззренческая, регулятивная, культурная, психотерапевтическая, воспитательная, интегративная, коммуникативная, дезинтегрирующая.

Сейчас я прочитаю высказывание З. Фрейда о функции религии, а вы подумайте Нужна ли религия человеческому обществу?

«Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряются с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе».

В чем ее положительные и отрицательные стороны?

(Можно разделиться на две группы: сторонников и противников религии и доказать свою точку зрения.)

Положительное в религии

Отрицательное в религии

1. Религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нем.

2. Религиозные нормы – один из мощных социальных регуляторов.

3. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие люди.

1. Религиозная почва является причиной многих конфликтов, войн.

2. Вера не удерживает человека и общество от совершения преступлений и пороков.

3. Накладывала запреты на определенные виды деятельности, науки, искусства, сковывая творческую силу людей.

4. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обещая «Царство Божие», примиряет с земным злом.

5. Религия предлагает свои варианты ответа на неспособность науки объяснить множество природных явлений.

6. Способствует объединению нации, образованию единых государств.

4. Земную жизнь религия призывала провести в покое и смирении, не противясь злу.

Примеры:

Ряд общественных организаций и партий имеют религиозную окраску: христианско-демократические, христианско-социальные партии, христианские профсоюзы, необуддиские организации и прочее.

Почти во всех “горячих точках” планеты замешаны религиозные различия между людьми. Бывшая Югославия проживали сербы – православные, хорваты – католики, боснийцы – мусульмане. В Грузии абхазы являются мусульманами, а грузины – православные. В Палестине арабы – мусульмане воюют с иудеям. Конфликтная ситуация между Индией и Пакистаном за штаты Джамму и Кашмир обусловлена проживанием на индийской стороне сикхов, приверженцев ислама. Жестокость войны в Чечне основывается на религиозной почве.

Принадлежность к той или иной религии определяет социальное положение отдельных групп населения, что также определяет жесткое противостояние, например, между католическое меньшинством в Ольстере и протестантами Великобритании, или, наоборот, между протестантским меньшинство и католиками Испании.

Секты.

Наряду с мировыми и национальными (иудаизм, индуизм) религиями в мире распространены сотни сект – обособленных религиозных групп. В 20в. получили распространение «тоталитарные секты», основанные на культе вождя, безоговорочном подчинении рядовых членов руководству организации. Противоправные действия таких организаций (изуверские обряды, психологическое давление) преследуются законом.

Основатель секты Аум Синрикё – Сёко Асахара – имел десятки тысяч приверженцев в России. На протяжении многих лет секта действовала легально. Асахара отдал приказ боевикам Аум Синрикё провести зариновую атаку в токийском метро, а также приказы о совершении других преступлений (убийства отступников, людей, препятствовавших деятельности секты и т. п.). В 1995 арестован и отдан под суд, приговорён к смертной казни.

Определен список самых опасных сект у вас на столах правила безопасного поведения как не попасть в беду. Но если вдруг с вами или с близкими случилась беда вы можете позвонить по телефону доверия

Работа с диаграммами.

Сейчас мы посмотрим на итоги социологического опроса проведенного вами к уроку религия были опрошены учащиеся школы с 5 по 11 класс. Были заданы 2 вопроса

1. Представлен в круговой диаграмме известно ли вам о существовании сект? Прошу вас сделать выводы на основе приведенных данных.(Большинство школьников знают о существовании сект.)

2.Какие вы знаете религиозные организации?(Большинство учащихся с 5 по11 класс знают о существовании православной церкви.)(Больше всех о сектах знают учащиеся 9-11классов.)

Каково отношение государства к религии и церкви?

– Каковы принципы политики современных цивилизованных государств в сфере государственно-религиозных отношений?

1. Соблюдение свободы вероисповедания граждан.

2. Государственная поддержка традиционных религий.

3. Ограничение активности групп, которые под видом религиозной деятельности пропагандируют идеи разрушения семьи, государства, культуры, используют религиозные чувства людей для незаконного обогащения лидеров таких групп.)

(работа с Конституцией РФ)

Конституция РФ. Статья 14.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Из Конституции Российской Федерации: «Статья 28: Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними ».

Свобода совести - право любого лица исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, распространять религиозные и антирелигиозные убеждения.

В соответствии с Федеральным Законом №125-ФЗ 1997г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» никто не обязан сообщать о своём отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Закон запрещает вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также их обучение религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих.

В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость. И эти вечные человеческие ценности неразрывно связаны с религиозным мировосприятием и мироощущением.

Свет истинной религии в том, что она поощряет и вдохновляет людей на добро. Истинная религия - это религия милосердия. Фуллер Томас.

Вывод: влияние религии на общественную жизнь современного мира велико инеобходимо больше знать о религии и сути религиозных учений.

III. Закрепление изученного.

Задание 1. К каким религиям относятся данные объекты.

Задание 2. Соотнесите понятия и определения.

Задание 3.Вам поручено подготовить рассказ

Акмолинская область

Буландынский район

Шубарагашская средняя школа

ПЛАН

урока по основам религиоведения

Тема: «Священная книга Коран и вероучение ислама»

Учитель истории, основ права и экономики: Ахметова Жанар Бегендыковна

2016 г

План урока

Ахметова Жанар Бегендыковна

Предмет

Основы религиоведения

Класс

Тема урока

Священная книга Коран и вероучение ислама.

Смарт цели

    Учащиеся будут знать основные понятия Коране, течениях, существующих в исламе .

    Учащиеся самостоятельно про работа ют материал учебника и про анализир уют результаты своей деятельности, выделя я главное;

    Создать условия для развития умения делать логические заключения, сравнения.

Воспитание чувства уважительного отношения, веротерпимости, толерантности.

Ожидаемые результаты

Учащиеся знают основные термины и понятия в исламе, грамотно и полно отвечать на вопросы, составляют диаманту, умеют составлять кластер, делать выводы и умозаключения, проводят оценивание по установленным критериям

Тип урока : комбинированный

Структура урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний «Вопрос-ответ»

3. Работа в группах:

1) Составление кластера

2) решение кроссворда

4. Индивидуальная работа

1) Работа с терминами

2) «Тонкие» и «толстые» вопросы

5. «6 шляп»

6. Рефлексия «Корзина идей»

7. Самооценивание

Оборудование : учебники, презентация, раздаточный материал, ватман, маркеры, 6 цветных шляп, интерактивная доска, оценочные листы.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

3 мин

1.Оргмомент. Психологический настрой.

«Корзина идей»

Давайте, ребята, попробуем подумать о чем будет наш урок, в этом нам поможет корзина идей. нам необходимо подобрать ассоциации и идеи к слову «Коран».

Выходят к доске и маркером пишут на ватмане идеи и ассоциации к слову «Коран»

2 мин

2.Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. «Вопрос-ответ»

1.Перечислите мировые религии.

2. Назовите основные даты биографии пророка Мухаммеда.

3. Что такое хиджра?

Отвечают на вопросы

13 мин

3. Работа в группах. Составить проект и защитить его.

1) Коран и Сунна

2) Основы вероучения ислама. Пять столпов ислама.

Ребята делятся на группы, составляют проект. Защищают проект

Правила: работать всем вместе, говорить тихо, слушать и слышать друг друга, правила поднятой руки.

3мин

4. Работа в группах. Решить кроссворд.

Учащиеся в группах решают кроссворд

3 мин

4мин

4. Индивидуальная работа.

1) Приведите в соответствие

2) Составить 2 «тонких» и 1 «толстый» вопросы.

Индивидуально работают по карточкам

Составляют 2 «тонких» и 1 «толстый» вопросы,

Обмениваются ими и отвечают.

7 мин

5. «6 шляп»

Красная шляпа: предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.

Белая: перечень фактов.

Черная : выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление).

Желтая : позитивное мышление, что было хорошего и почему.

Зеленая шляпа: ищут ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал.

Синяя шляпа: предполагает общий, философский вывод.

Текст со стр 162 учебника.

«Одним из предписаний мусульманской религии является усердие в своей вере, или джихад. в наши дни многие трактуют эти понятия как «священную войну». На самом деле применение силы ради защиты веры – лишь один из аспектов джихада. Необходимо помнить, что слово джихад переводится как усилие или усердие, а именно усердие в своей вере. Оно означает, прежде всего, духовные усилия в отношении совершенствования собственной личности. Джихад предполагает борьбу за нравственную чистоту, против пороков. он также направлен на защиту земель правоверных от завоевателей. Однако в наши дни многие утрируют в политических целях концепцию джихада, заявляя о фанатизме и жестокости мусульман. Абсолютизируют военные аспекты джихада и представители ряда фундаменталистских течений, призывающие к борьбе со всеми неверными».

Распределение шляп

Красная - Надежда

Белая - Евгения

Черная – Темирхан

Желтая - Валентина

Зеленая - Камилла

Синяя - Мадина

Учащиеся работают с текстом, свои выводы записывают в тетради.

В установленном порядке озвучивают свои выводы.

4 мин

6. «Диаманта»

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

4 существительных омонима (Ассоциации)

3 глагола-антонима

2 прилагательных-антонима

1 существительное-антоним

Учащиеся высказывают свои предположения к слову «Вера».

    Вера

    истинная, чистая

    обнадеживает, дает силы, направляет

    правда, добро, свет, истина

    разрушает, угнетает, убивает

    злой, мрачный

    безверие

3 мин

7. Рефлексия

«Корзина идей»

Зачитывает ассоциации и идеи на начало урока записанные на ватмане

Учащиеся обсуждаю и делают выводы, правильны ли были их суждения, если нет, то исправляют.

3мин

Подведение итогов урока, оценивание .

Критерии оценивания

А

Знания и умения

Написал(а) ассоциации для Корзины идей

Правильно ответил(а) на вопросы (Вопрос-Ответ)

Знаю основные термины и понятия

Знаю постулаты религии ислам

Знаю пять столпов ислама

В

Применение

Правильно и полностью заполнил(а) таблицу

Правильно решил(а) кроссворд

Участвовал(а) в составлении проекта (флипчарта), Защитил(а) проект

Составил(а) 2 «тонких» и 1 «толстый» вопросы

С

Анализ и синтез

Проанализировал(а) ассоциации, написанные мной для Корзины идей

Аргументировано отвечал(а) на вопросы, приводил(а) примеры

Сделал(а) вывод по технологии «6 шляп»

Итого

Шкала перевода баллов в оценку

Максимальное количество баллов - 12

Примечание: В виду того что по данному предмету оценки в журнал не выставляются, разработала иные критерии оценивания

Приложение № 1

Кроссворд.

1. Одна из трех мировых религий.

2. Полуденный намаз.

3. Вера в единого Бога, выражающаяся в произнесении свидетельства.

4. Послеполуденный намаз.

5. Вечерний намаз.

6. Обязательная каждодневная пятикратная молитва.

7. Священный город мусульман.

8. Паломничество в Мекку.

Приложение № 2

Приведите в соответствие

Источники.

1. Учебник «Основы религиоведения» Гарифолла Есим, «Білім» Алматы 2011г.

2. Nazarbaev Intellektual Schools. C enter of Excellence . “Эффективное планирование», Астана 2015 г.

3. Интернет-ресурсы. www

Конспект открытого урока по ОРКСЭ

по теме: «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды».

Цели урока:

1. Познакомить с основными религиозными ритуалами и обычаями мировых

Религий.

2. Формировать толерантное отношение к обычаям и обрядам различных

Религиозных культур.

3. Развивать у учащихся способности общения, выстраивания отношений с

Окружающими их людьми.

Оборудование:

1. Учебник «Основы мировых религиозных культур» для 4-5 классов.

2. Электронная презентация к уроку.

3. Карточки для работы на доске с названиями предметов из разных

Мировых религий.

4. Картина В.Васнецова «Крещение князя Владимира» на каждом столе, разрезанная на части.

5. Аудио запись молитв разных религиозных направлений.

6. Видеофрагмент «Еврейская свадьба»

Ход урока:

1.Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Сегодня на уроке много гостей. а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.

Давайте поздороваемся с ними.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

Поприветствуем улыбкой друг друга, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.

2. Повторение изученного материала:

В этом году мы с вами начали изучать новый предмет. Что мы на нём изучаем?

(мировые религиозные культуры)

Чтобы показать немного из того, о чём мы узнали, давайте заполним таблицу на доске.

Что за названия вы видите в таблице? (названия мировых религий)

А почему эти религии называются мировыми? (верующие этих религий живут в разных странах и принадлежат к разным народам)

Распределите, пожалуйста, названия, которые вы видите на доске по колонкам.

(на доске на карточках написаны слова: Библия, Типитака, Тора, Коран, Храм, Мечеть, Синагога, Пагода, раввин, священник, имам, лама).

Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Названия чего мы видим в первой строке таблицы? (Священных книг)

А во второй? (хранители мировых религий)

А что это за названия? (священных сооружений)

Молодцы!

3. Проверка домашнего задания:

А теперь давайте с вами вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

Посмотрите на фрагменты какого-то изображения, которое лежит на вашем столе. Попробуйте собрать его и скажите, что за событие вы там видите? (картину Васнецова «Крещение князя Владимира»)

Вопросы для повторения:

При каком князе в Киевской Руси было принята христианская религия? (ответ – Киевский князь Владимир)

Что предшествовало этому событию? Может, князю Владимиру предлагались и другие религии? (Князь посылал своих гонцов в разные страны. Больше всех им понравилось богослужение в византийском храме Святой Софии. В результате выбор был сделан в пользу христианства)

От какой страны Русь приняла христианство? (ответ - Византия)

В каком году это произошло? (ответ – 988 г.)

Мы говорили о том, что церковь внесла большой вклад в культуру и процветание России. Какие культурные изменения произошли на Руси с принятием христианства?

(создание первых школ, алфавит Кирилла и Мефодия, строительство храмов, появление иконописи)

Вспомните, в каком веке и на какие церкви разделилось Христианство?

(в XI веке на Православную и Католическую церкви)

Скажите, какой из этих храмов католический, а какой православный?

Мы знаем, что на территории современной России издавна жили и мусульмане, и иудеи и даже буддисты. Что сделали представители других религиозных культур для процветания нашей страны? (они развивали торговые связи России с разными странами, занимались развитием ремёсел, самоотверженно помогали защищать нашу страну от врагов)

Какие народы России исповедовали буддизм? (буряты, калмыки, тувинцы)

4. Сообщение темы урока:

А теперь я предлагаю вам снова обратить ваше внимание на нашу таблицу.

Что вы заметили? (В каждой колонке по-одному слову выделены цветом)

Почему? Что объединяет эти слова? (Синагога, церковь, мечеть и пагода – это сооружения или здания, построенные для совместных молитв).

- Ребята, кто из вас был в церкви, мечети или молебном доме? Скажите, туда приходят только лишь для того, чтобы молиться? Что ещё там может проходить? (Дети отвечают: кристины, венчание, праздники…)

Запишите в тетради тему урока: «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды»

Цель нашего урока – узнать, какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды существуют в мировых религиозных культурах .

- Скажите, ребята, а зачем нам это знать? Нужны ли эти знания в жизни? (выслушиваются варианты ответов).

Конечно, нужны, чтобы быть осведомлённым; знать, что происходит в обществе людей, в котором ты живёшь; чувствовать себя равноправным членом общества.

5. Работа над новым материалом.

Начать свой рассказ мне бы хотелось с удивительной истории открытия одной древней пещеры в Испании. Она носит название пещеры Альтамира.

История открытия пещеры Альтамира в Испании.

Эту пещеру обнаружила собака охотника, что охотился неподалеку. Она пробралась в ущелье, которое ранее никто не замечал и громко залаяла, хозяин нашел ее под землей и рассказал о диковинной пещере своему другу – археологу любителю Марселино Санс де Саутолла.

Тот стал приходить сюда чуть ли не ежедневно вместе со своей дочерью Марией, разгребая камни в предвкушении обнаружить что-нибудь стоящее. Однажды, играя в пещере девочка подняла глаза и увидела великолепные рисунки на потолке, закричав: «Папа, папа, смотри – бизоны!» И действительно, когда Марселино пригляделся, он обнаружил целую картинную галерею настенной живописи. Быки и бизоны, дикие лошади – украшали потолок и стены пещеры Альтамира.

При тщательном осмотре оказалось, что потолок и стены пещеры покрыты рисунками зубров, выполненными черной, коричневой и красной краской. Фигуры животных были в натуральную величину и отличались необычайной реалистичностью высоким мастерством исполнения. Саутуола не сомневался, что эта живопись относится к эпохе древнего каменного века, но когда он опубликовал сообщение, оно было встречено с крайним недоверием. Большинство археологов сочли эти рисунки подделкой. Невозможно было поверить, что человек каменного века обладал столь развитым искусством, свидетельствующим о высокой культуре и талантливости первобытных людей. Ученые споры постепенно утихли, и Альтамирская пещера была предана забвению. Но открытие настенных изображений в пещерах Европы продолжались. Со временем подлинность и древность живописи были доказаны.

Ребята, как вы думаете, с какой целью первобытный человек создавал эти рисунки? Почему он тратил на них время и труд? (ответы учащихся)

Для наших далеких предков рисунки и росписи на скалах были не простой забавой, а частью тайных религиозных церемоний, без которых первобытный человек не мыслил благополучия своей общины. Их надо было проводить в укрытых от чужого глаза, труднодоступных местах. Именно поэтому для их отправления были избраны пещеры. Вера в магическую силу изображения, дающего власть над изображаемым, колдовство - все это присутствовало в сознании первобытного человека, не ведающего, что он творит искусство.

Ответьте на вопрос, как древний человек добывал себе пропитание? (ответ – занимался охотой).

Давайте откроем свои учебники на стр.52 и прочитаем там первый абзац.

Посмотрите на рисунок, который расположен в середине страницы. Что на нём изображено? (обряд древних охотников)

Значит, рисунки создавались не для того, чтобы украсить ими стены пещер, где жили люди. Эти рисунки были ритуальными.

Так же первобытные люди верили в загробную жизнь. В захоронения они складывали предметы, которыми пользовались в жизни. Так уже в древности начали складываться религиозные обряды. (слайд № 12)

Запись в тетради:

Ритуалы (обряды) – это поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром. Ритуал – традиционный порядок проведения какой – либо церемонии.

Ребята, как называли людей, которые руководили обрядами? (ответ – колдуны, маги, жрецы) Прочитаем о них в учебнике (3 абзац, стр. 52)

А теперь обратим свой взор на стр. 53 на рубрику «Это интересно» в правом верхнем углу. Прочитайте это сообщение, пожалуйста.

Обряды становились все более сложными. Люди стремились умилостивить своих богов, попросить их об удаче, о богатстве. Для этого они приносили богам подношения, подарки и молились им. Молитвы могли совершаться как в храмах, так и в домах людей.

В каждой существующей сегодня религии есть свои обряды. Они связаны с основными событиями в жизни человека, такими, как рождение, вступление в брак или смерть.

Обряды могут быть ежедневными, еженедельными, посвящёнными какому-то празднику или совершаться раз в жизни.

Главным ежедневным обрядом во всех религиях является молитва. (слайд № 13) Молиться верующий может как у себя дома, так и в храме (мечети или синагоге).

А можете ли вы сказать, что такое молитва?

Запись в тетради: Молитва – это обращение верующего к Богу.

Послушайте небольшие отрывки молитв из разных религий и попробуйте догадаться, к какой из них может относиться тот или иной отрывок.

(прослушивание отрывков молитв из разных религий)

Молодцы! Возвращаемся к разговору о ритуалах и обрядах.

А) Христианство.

Сначала мы поговорим с вами о Христианстве. В Христианской религии существует несколько важных таинств, но мы поговорим только о четырёх из них. Я попросила некоторых ребят подготовить небольшие сообщения о них. Давайте послушаем их.

Запись в тетради: Евхаристия – это главное богослужение в Христианстве.

Евхаристия или причастие, – центральное таинство Православной церкви, во время которого мы принимаем в себя под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христовы. Таинство причащения существует в Церкви с тех пор, как на Тайной Вечери Иисус Христос преломил хлеб и, раздав его своим ученикам, сказал: «Это есть тело моё, делайте это, вспоминая обо мне». Потом он взял чашу с вином, подал им и сказал: «Эта чаша есть Новый Завет в моей крови, которая за вас проливается». После смерти Учителя на Кресте его ученики стали собираться на Евхаристию для преломления хлеба и вкушения вина, чтобы вспомнить о страданиях, смерти и воскресении Спасителя. Освященные хлеб и вино называются Святыми Дарами.

Главные события в жизни верующего человека также освящаются Христианской церковью. Крещение – одно из важнейших таинств, это таинство вхождения в христианскую общину. По мнению православной культуры, крещение необходимо человеку для спасения. Это таинство так же как и другие установлено богом. В Православной церкви крещение обычно совершается над новорожденными детьми.

Брак – это таинство благословения супружеской жизни. Во время этого таинства жених и невеста перед священником и церковью дают обещание о взаимной любви и верности. Называется также венчанием. Дело в том, что на головы будущих супругов во время обряда возлагаются венцы. Венец, по-другому, – это корона.

Еженедельным праздником в христианстве являются праздничные богослужения, которые совершаются в воскресенье. (слайд № 16) В христианстве название дню – воскресенье – было дано в память о воскресении Иисуса Христа. Этот день в христианских странах считается праздником, днем, посвященным не обыденным делам, а Богу. В этот день верующие обычно посещают церковь.

Б) Ислам.

А теперь давайте прочитаем, какие же обряды существуют в исламе.

(стр.55-56 учебника)

Подведём итог прочитанному. Итак, что должен делать ежедневно каждый мусульманин? (совершать намаз 5 раз в день).

Что надо сделать, прежде чем приступить к молитве? (совершить омовение)

Что необходимо делать мусульманину еженедельно? (по пятницам в полдень участвовать в совместной молитве)

Что такое шахада? (исламский символ веры, свидетельствующий веру в единого бога (Аллаха) и пророческую миссию Муххамада)

Почему среди мусульман трудно найти одиноких людей?

(брак у мусульман считается предписанным Богом и и обязательным для каждого, кто достиг совершеннолетия).

Молодцы!

В) Иудаизм.

Раз уж мы заговорили про таинство брака, то посмотрите одну красивую брачную церемонию представителей другой религии, которую вы сразу, надеюсь, узнаете.

(Просмотр ролика с еврейской свадьбой).

Видите, какие необычные ритуалы есть у евреев. А про другие религиозные обычаи иудеев мы узнаем из сообшения …………………………………. (сообщение одного из ребят)

Г) Буддизм.

Про какую религию мы с вами ещё не узнали? (про буддистов)

Так вот. Что касается буддизма, то ежедневные молитвы, которые читают верующие называются мантры. Но чтение молитв в буддизме может быть заменено поворотами специальных цилиндров, в которые заложены молитвенные тексты.

Жизнь буддиста тесно связана с астрологом, ламой, которого называют зурхачином. Обычно все главные события в жизни сопровождаются обрядами, которые он советует провести. Все его гадания связаны с древним восточным календарём, в котором годы названы по именам 12 животных.

Но самыми важными считаются обряды, связанные со смертью человека. К умирающему должен быть приглашён лама для совершения обряда напутствия, лама подробно рассказывает о том, что встретит на своём пути душа, расставшись с телом. Поскольку, согласно буддийским верованиям, душа человека после смерти тела рождается вновь, то в течение семи недель после смерти буддисты совершают обряды, которые должны подготовить душу к её новому перерождению.

6. Итог урока.

Ну вот и закончилось наше путешествие по изучению обычаев и обрядов, существующих в разных мировых религиях, познакомились с основными религиозными традициями людей разных вероисповеданий.

В заключении мне бы хотелось, чтобы вы подумали и ответили мне на один очень важный вопрос:

Мы с вами живём в большом государстве, где вместе проживают люди разных национальностей и разных религиозных взглядов. Скажите, как нужно относиться к людям разных вероисповеданий, чтобы сохранить мир и покой в нашем общем доме?

(Мы должны уважать, понимать и ценить религиозные традиции разных народов, быть терпимыми друг к другу).

7. Домашнее задание.

Таблица для заполнения дома:

Скажите, какой из этих храмов католический, а какой православный?

Цель урока: узнать, какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды существуют в мировых религиозных культурах. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Пещера Альтамира.

Ритуалы –это поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром Что такое ритуалы?

Люди которые руководили обрядами: Колдуны Маги Жрецы Шаманы

Молитва – это обращение верующего к Богу.

Евхаристия Крещение Брак (венчание) Воскресенье Христианство.

Евхаристия. Евхаристия – это главное богослужение Христианской церкви.

Крещение. Крещение – это таинство вхождения в христианскую общину.

Брак. Брак – это таинство благословения супружеской жизни.

Воскресенье. Воскресенье - день посвящённый Богу.

Ислам. Намаз -обязательная молитва у мусульман, совершаемая пять раз в день

Шахада. Исламский символ веры, свидетельствующий веру в единого Бога (Аллаха) и пророческую миссию Мухаммада.

Иудаизм. Шаббат - седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.

Мантры – ежедневные молитвы, которые могут быть заменены поворотами специальных цилиндров, где заложены молитвенные тексты.

Давайте уважать, понимать и ценить религиозные традиции разных народов, быть терпимыми друг к другу!