(1873-1969) - советский педиатр, один из основоположников советской педиатрии, чл.-корр. АН (1943), акад. АМН (1944), Герой Социалистического Труда (1957), лауреат Ленинской премии (1970),засл. деятель науки РСФСР (1934).

Окончил мед. ф-т Московского ун-та в 1898 г. Работал ординатором, а затем ассистентом в детской клинике ун-та, возглавляемой Н. Ф. Филатовым. Был первым педиатром в России, начавшим работать в родильном доме (1906), при к-ром он организовал и возглавил детскую консультацию (1907). В 1910 г. создал на благотворительные средства лечебницу для грудных детей. В 1913 г. организовал при лечебнице консультацию по уходу и вскармливанию детей грудного возраста. После Великой Октябрьской социалистической революции был одним из организаторов создания системы охраны материнства и детства в стране. По его инициативе воспитательный дом на Солянке в Москве был реорганизован в Дом охраны младенца (1919), а затем в Государственный научный ин-т охраны материнства и младенчества (впоследствии Ин-т педиатрии АМН СССР). С 1922 по 1931 г. директор этого ин-та. С 1932 г. зав. кафедрой педиатрии ЦПУ.

Г. Н. Сперанский - автор более 200 научных работ, посвященных разработке проблем физиологии и патологии раннего детского возраста, включая период новорожденности. Им научно обоснованы методы вскармливания, ухода pi воспитания детей: Впервые в СССР Г. Н. Сперанский прР1ступил к разработке проблемы антенатальной профилактики заболеваний плода и новорожденного. За цикл работ по физиологии и патологии детей раннего возраста, содействующих резкому снижению заболеваемости и смертности среди них, Г. Н. Сперанский совместно с Ю. Ф. Домбровской и А. Ф. Туром удостоен Ленинской премии.

Значительное число его работ посвящено сепсису новорожденных, респираторным заболеваниям, острым жел.-киш. заболеваниям. Классификация этих болезней, разработанная Г. Н. Сперанским и его учениками, утверждена на VIII Всесоюзном съезде детских врачей (1962). По инициативе Г. Сперанского при АМН СССР создан комитет для координации научных работ по педиатрии в стране, к-рый он возглавлял в течение многих лет.

Совместно с В. Г. Григорьевым и С. А. Васильевым Г. Н. Сперанский записал и издал два тома лекций Н. Ф. Филатова, к-рые выдержали несколько изданий, были настольной книгой отечественных педиатров и не потеряли своего научного значения по сей день. В 1913 г. им был начат выпуск периодических сборников «Материалы по изучению грудного возраста». В 1922 г. по его инициативе был организован журнал «Педиатрия» (до 1934 г. «Журнал по изучению раннего детского возраста»), редактором к-рого он был на протяжении 47 лет. Г. Н. Сперанский являлся также редактором ред-отдела «Педиатрия» 1-го и 2-го изд. БМЭ, председателем Всесоюзного, членом правления Всероссийского и Московского об-в детских врачей.

Г. Н. Сперанский был активным популяризатором мед. знаний. Его брошюры «Азбука матери», «Мать и дитя» неоднократно переиздавались в СССР и за рубежом.

Награжден орденами Ленина (четырьмя), Трудового Красного Знамени (двумя) и медалями. Был почетным членом научных об-в ряда зарубежных стран.

Сочинения: Классификация расстройств питания детей раннего возраста, М., 1926; Методика -рационального вскармливания ребенка, М., 1928; Патогенез токсической диспепсии, Сов. врач, журн., № 1, с. 1, 1936; Сепсис раннего детского возраста, в кн.: Пробл. теорет. и практич. мед., под ред. Я. Л. Гроссмана, сб. 3, с. 5, М.- Л., 1937; Питание здорового и больного ребенка, М., 1959 (ред. совм. с др.); Закаливание ребенка раннего и дошкольного возраста, М., 1964 (совм. с Е. Д. Заб-лудовской); К изучению аллергических заболеваний в раннем детском возрасте, в кн.: Аллергия в патол. детства, под ред. Г. Н. Сперанского, с. И, М., 1969 (совм. с Соколовой Т. С.).

Библиография: Библиографический список трудов Героя Социалистического Труда чл.-корр. АН СССР, академика АМН СССР, заслуженного деятеля науки, лауреата Ленинской премии профессора Г. Н. Сперанского, М., 1973; Гамбург Р. А. и д р. Г. Н. Сперанский и развитие педиатрической науки (К 100-летию со дня рождения), Педиатрия, № 2, с. 3, 1973; Т а б о л и н В. А. Вклад академика Г. Н. Сперанского в создание учения о новорожденном, Педиатрия, № 5, с. 32, 1972; Чумаевская О. А. Г. Н. Сперанский, М., 1973.

В. А. Таболин.

Учёная степень: Учёное звание: Альма-матер : Научный руководитель: Известные ученики: Известен как:

создатель системы охраны материнства и детства в СССР

Награды и премии:

Гео́ргий Не́сторович Спера́нский (7 февраля , Москва - 14 января , Москва) - советский педиатр , активный участник создания системы охраны материнства и детства, член-корреспондент АН СССР (1943), академик АМН СССР (1944), Герой Социалистического Труда (1957). Родной брат М. Н. Сперанского .

Биография

Родился в семье военного врача Нестора Михайловича Сперанского.

В 1901 окончил ординатуру, после чего работал сверхштатным ассистентом (бесплатно) и школьным врачом в Александро-Марьинском институте благородных девиц.

В 1904 знакомился с работой лучших клиник Берлина , Вены , Будапешта .

В 1907 стал первым штатным сотрудником родильного дома в Москве, руководимого А. Н. Рахмановым .

Открыл первую в Москве детскую консультацию (на Лесной улице).

2 ноября 1910 открыл стационар на 12 коек - первое в России учреждение больничного типа для детей грудного возраста (на Малой Дмитровке, в Абрикосовском родильном доме Москвы) .

В 1912 основал в Москве первый Дом грудного ребёнка с лечебницей, лабораторией, консультацией, молочной кухней, яслями.

В 1922 основал «Журнал по изучению раннего детского возраста» (ныне - журнал «Педиатрия») и возглавлял его редколлегию в течение всей жизни . В 1922 по инициативе В. П. Лебедевой и Г. Н. Сперанского создан , директором которого Г. Н. Сперанский был назначен в 1923 году.

В 1932-1962 - заведующий кафедрой болезней детей раннего возраста (позднее - кафедра педиатрии) .

В 1938-1962 - председатель Всесоюзного общества детских врачей .

В 1945-1950 - председатель правления Московского общества детских врачей .

В 1950 принимал участие во 2-й Всесоюзной конференции сторонников мира.

В 1952 избран членом Патронажного комитета Международной конференции в защиту детей.

Знал французский, немецкий, английский и чешский языки.

Выбросился из окна больницы АН СССР, с 4-го этажа. Скончался в Москве на 96 году жизни, похоронен на Новодевичьем кладбище .

Научная деятельность

Сперанский является автором более 200 научных работ. Основные труды - по проблемам до- и послеродовой профилактики, физиологии и патологии раннего детского возраста, по вскармливанию, вопросам ухода, закаливания и воспитания ребёнка.

Доклад Г. Н. Сперанского «Опыт устройства и ведения специальной лечебницы для детей грудного возраста», сделанный на I Всероссийском съезде детских врачей в Петербурге (1912), вызвал большой интерес среди участников съезда.

Избранные труды

  • Архангельский Б. А., Сперанский Г. Н. Мать и дитя: Школа молодой матери. - М .: Медгиз, 1959. - 156 с.
  • Сперанский Г. Н. Азбука матери: Вскармливание грудного ребёнка и уход за ним. – 15-е изд. - Киев: Госмедиздат УССР, 1948. - 24 с.
  • Сперанский Г. Н. Гипотрофия в раннем возрасте: (Клинич. очерк). – 2-е изд. - М .: Медгиз, 1943. - 46 с.
  • Сперанский Г. Н. Классификация пневмоний в детском возрасте // Педиатрия. - 1939. - № 12 . - С. 3–6 .
  • Сперанский Г. Н. Классификация расстройств питания детей раннего возраста. – 3-е изд. - М .: Охрана материнства и младенчества, 1928. - 16 с.
  • Сперанский Г. Н. Уход за ребёнком раннего возраста. – 4-е изд., испр. и доп. - М .: Госмедиздат, 1929. - 137 с.
  • Сперанский Г. Н. Физиология ребёнка и его болезни. - М .: М. Викулов и К˚, 1909. - 239 с.
  • Сперанский Г. Н., Заблудовская Е. Д. Закаливание ребёнка раннего и дошкольного возраста. - М .: Медицина, 1964. - 203 с.
  • Сперанский Г. Н., Звягинцева С. Г., Полтева Ю. К. Питание здорового и больного ребёнка: Краткое пособие для врачей. - М .: ЦИУ, 1958. - 72 с.
  • Сперанский Г. Н., Лунц Р. О. Физиология и диэтетика грудного ребёнка. – 2-е изд., доп. - М ., 1928.

Семья

В 1898 женился на Елизавете Петровне Филатовой - племяннице Н. Ф. Филатова .

Награды и признание

  • Герой Социалистического Труда (01.06.1957)
  • 4 ордена Ленина (07.12.1942; 17.11.1947; 05.09.1951; 01.06.1957)
  • 2 ордена Трудового Красного Знамени (10.06.1945; 20.02.1963)
  • медали
  • Ленинская премия (1970, посмертно) - за цикл работ по физиологии и патологии детей раннего возраста, содействующих резкому снижению заболеваемости и смертности среди них
  • Почётный член Чехословацкого медицинского общества им. Я. Пуркине (чешск.) русск. (1959).
  • Почётный член научных обществ педиатров НРБ и ПНР .

Память

В 1973 журналу «Педиатрия» присвоено имя Г. Н. Сперанского .

Имя Г. Н. Сперанского носят:

В 2010 году в рамках цикла «Корифеи российской медицины» режиссёром Борисом Моргуновым снят документальный фильм . Роль Георгия Сперанского в фильме исполняет внук ученого, профессор Алексей Овчинников, также в фильме участвует академик РАМН , директор Научного центра здоровья детей РАМН Александр Баранов .

Напишите отзыв о статье "Сперанский, Георгий Несторович"

Примечания

Ссылки

  • Мелконян М. // Медицинский вестник, № 8 (549), 2011 г.
  • Ветров В. П. // Российский вестник перинатологии и педиатрии, №2, 1998 г., с.61-62.
  • // Библиотека изображений РИА Новости

Отрывок, характеризующий Сперанский, Георгий Несторович

Болховитинов рассказал все и замолчал, ожидая приказания. Толь начал было говорить что то, но Кутузов перебил его. Он хотел сказать что то, но вдруг лицо его сщурилось, сморщилось; он, махнув рукой на Толя, повернулся в противную сторону, к красному углу избы, черневшему от образов.
– Господи, создатель мой! Внял ты молитве нашей… – дрожащим голосом сказал он, сложив руки. – Спасена Россия. Благодарю тебя, господи! – И он заплакал.

Со времени этого известия и до конца кампании вся деятельность Кутузова заключается только в том, чтобы властью, хитростью, просьбами удерживать свои войска от бесполезных наступлений, маневров и столкновений с гибнущим врагом. Дохтуров идет к Малоярославцу, но Кутузов медлит со всей армией и отдает приказания об очищении Калуги, отступление за которую представляется ему весьма возможным.
Кутузов везде отступает, но неприятель, не дожидаясь его отступления, бежит назад, в противную сторону.
Историки Наполеона описывают нам искусный маневр его на Тарутино и Малоярославец и делают предположения о том, что бы было, если бы Наполеон успел проникнуть в богатые полуденные губернии.
Но не говоря о том, что ничто не мешало Наполеону идти в эти полуденные губернии (так как русская армия давала ему дорогу), историки забывают то, что армия Наполеона не могла быть спасена ничем, потому что она в самой себе несла уже тогда неизбежные условия гибели. Почему эта армия, нашедшая обильное продовольствие в Москве и не могшая удержать его, а стоптавшая его под ногами, эта армия, которая, придя в Смоленск, не разбирала продовольствия, а грабила его, почему эта армия могла бы поправиться в Калужской губернии, населенной теми же русскими, как и в Москве, и с тем же свойством огня сжигать то, что зажигают?
Армия не могла нигде поправиться. Она, с Бородинского сражения и грабежа Москвы, несла в себе уже как бы химические условия разложения.
Люди этой бывшей армии бежали с своими предводителями сами не зная куда, желая (Наполеон и каждый солдат) только одного: выпутаться лично как можно скорее из того безвыходного положения, которое, хотя и неясно, они все сознавали.
Только поэтому, на совете в Малоярославце, когда, притворяясь, что они, генералы, совещаются, подавая разные мнения, последнее мнение простодушного солдата Мутона, сказавшего то, что все думали, что надо только уйти как можно скорее, закрыло все рты, и никто, даже Наполеон, не мог сказать ничего против этой всеми сознаваемой истины.
Но хотя все и знали, что надо было уйти, оставался еще стыд сознания того, что надо бежать. И нужен был внешний толчок, который победил бы этот стыд. И толчок этот явился в нужное время. Это было так называемое у французов le Hourra de l"Empereur [императорское ура].
На другой день после совета Наполеон, рано утром, притворяясь, что хочет осматривать войска и поле прошедшего и будущего сражения, с свитой маршалов и конвоя ехал по середине линии расположения войск. Казаки, шнырявшие около добычи, наткнулись на самого императора и чуть чуть не поймали его. Ежели казаки не поймали в этот раз Наполеона, то спасло его то же, что губило французов: добыча, на которую и в Тарутине и здесь, оставляя людей, бросались казаки. Они, не обращая внимания на Наполеона, бросились на добычу, и Наполеон успел уйти.
Когда вот вот les enfants du Don [сыны Дона] могли поймать самого императора в середине его армии, ясно было, что нечего больше делать, как только бежать как можно скорее по ближайшей знакомой дороге. Наполеон, с своим сорокалетним брюшком, не чувствуя в себе уже прежней поворотливости и смелости, понял этот намек. И под влиянием страха, которого он набрался от казаков, тотчас же согласился с Мутоном и отдал, как говорят историки, приказание об отступлении назад на Смоленскую дорогу.
То, что Наполеон согласился с Мутоном и что войска пошли назад, не доказывает того, что он приказал это, но что силы, действовавшие на всю армию, в смысле направления ее по Можайской дороге, одновременно действовали и на Наполеона.

Когда человек находится в движении, он всегда придумывает себе цель этого движения. Для того чтобы идти тысячу верст, человеку необходимо думать, что что то хорошее есть за этими тысячью верст. Нужно представление об обетованной земле для того, чтобы иметь силы двигаться.
Обетованная земля при наступлении французов была Москва, при отступлении была родина. Но родина была слишком далеко, и для человека, идущего тысячу верст, непременно нужно сказать себе, забыв о конечной цели: «Нынче я приду за сорок верст на место отдыха и ночлега», и в первый переход это место отдыха заслоняет конечную цель и сосредоточивает на себе все желанья и надежды. Те стремления, которые выражаются в отдельном человеке, всегда увеличиваются в толпе.
Для французов, пошедших назад по старой Смоленской дороге, конечная цель родины была слишком отдалена, и ближайшая цель, та, к которой, в огромной пропорции усиливаясь в толпе, стремились все желанья и надежды, – была Смоленск. Не потому, чтобы люди знала, что в Смоленске было много провианту и свежих войск, не потому, чтобы им говорили это (напротив, высшие чины армии и сам Наполеон знали, что там мало провианта), но потому, что это одно могло им дать силу двигаться и переносить настоящие лишения. Они, и те, которые знали, и те, которые не знали, одинаково обманывая себя, как к обетованной земле, стремились к Смоленску.
Выйдя на большую дорогу, французы с поразительной энергией, с быстротою неслыханной побежали к своей выдуманной цели. Кроме этой причины общего стремления, связывавшей в одно целое толпы французов и придававшей им некоторую энергию, была еще другая причина, связывавшая их. Причина эта состояла в их количестве. Сама огромная масса их, как в физическом законе притяжения, притягивала к себе отдельные атомы людей. Они двигались своей стотысячной массой как целым государством.
Каждый человек из них желал только одного – отдаться в плен, избавиться от всех ужасов и несчастий. Но, с одной стороны, сила общего стремления к цели Смоленска увлекала каждою в одном и том же направлении; с другой стороны – нельзя было корпусу отдаться в плен роте, и, несмотря на то, что французы пользовались всяким удобным случаем для того, чтобы отделаться друг от друга и при малейшем приличном предлоге отдаваться в плен, предлоги эти не всегда случались. Самое число их и тесное, быстрое движение лишало их этой возможности и делало для русских не только трудным, но невозможным остановить это движение, на которое направлена была вся энергия массы французов. Механическое разрывание тела не могло ускорить дальше известного предела совершавшийся процесс разложения.
Ком снега невозможно растопить мгновенно. Существует известный предел времени, ранее которого никакие усилия тепла не могут растопить снега. Напротив, чем больше тепла, тем более крепнет остающийся снег.
Из русских военачальников никто, кроме Кутузова, не понимал этого. Когда определилось направление бегства французской армии по Смоленской дороге, тогда то, что предвидел Коновницын в ночь 11 го октября, начало сбываться. Все высшие чины армии хотели отличиться, отрезать, перехватить, полонить, опрокинуть французов, и все требовали наступления.
Кутузов один все силы свои (силы эти очень невелики у каждого главнокомандующего) употреблял на то, чтобы противодействовать наступлению.
Он не мог им сказать то, что мы говорим теперь: зачем сраженье, и загораживанье дороги, и потеря своих людей, и бесчеловечное добиванье несчастных? Зачем все это, когда от Москвы до Вязьмы без сражения растаяла одна треть этого войска? Но он говорил им, выводя из своей старческой мудрости то, что они могли бы понять, – он говорил им про золотой мост, и они смеялись над ним, клеветали его, и рвали, и метали, и куражились над убитым зверем.
Под Вязьмой Ермолов, Милорадович, Платов и другие, находясь в близости от французов, не могли воздержаться от желания отрезать и опрокинуть два французские корпуса. Кутузову, извещая его о своем намерении, они прислали в конверте, вместо донесения, лист белой бумаги.
И сколько ни старался Кутузов удержать войска, войска наши атаковали, стараясь загородить дорогу. Пехотные полки, как рассказывают, с музыкой и барабанным боем ходили в атаку и побили и потеряли тысячи людей.
Но отрезать – никого не отрезали и не опрокинули. И французское войско, стянувшись крепче от опасности, продолжало, равномерно тая, все тот же свой гибельный путь к Смоленску.

Бородинское сражение с последовавшими за ним занятием Москвы и бегством французов, без новых сражений, – есть одно из самых поучительных явлений истории.
Все историки согласны в том, что внешняя деятельность государств и народов, в их столкновениях между собой, выражается войнами; что непосредственно, вследствие больших или меньших успехов военных, увеличивается или уменьшается политическая сила государств и народов.
Как ни странны исторические описания того, как какой нибудь король или император, поссорившись с другим императором или королем, собрал войско, сразился с войском врага, одержал победу, убил три, пять, десять тысяч человек и вследствие того покорил государство и целый народ в несколько миллионов; как ни непонятно, почему поражение одной армии, одной сотой всех сил народа, заставило покориться народ, – все факты истории (насколько она нам известна) подтверждают справедливость того, что большие или меньшие успехи войска одного народа против войска другого народа суть причины или, по крайней мере, существенные признаки увеличения или уменьшения силы народов. Войско одержало победу, и тотчас же увеличились права победившего народа в ущерб побежденному. Войско понесло поражение, и тотчас же по степени поражения народ лишается прав, а при совершенном поражении своего войска совершенно покоряется.

Георгий Нестерович Сперанский родился в Москве 7(19) февраля 1873 г. в семье военного врача. Окончив в 1898 г. медицинский факультет Московского университета, Г.Н. Сперанский работал в клинике, руководимой Н.Ф. Филатовым, с семьей которого его связывала также большая дружба. (Племянница Нила Федоровича - Елизавета Петровна Филатова стала в 1898 г. женой Г.Н. Сперанского.) В клинике вместе с ассистентом В.Г. Григорьевым и ординатором С.А. Васильевым Г.Н. Сперанский записал и издал 2 тома клинических лекций, отредактированных Н.Ф. Филатовым.

Окончив ординатуру в 1901 г. Г.Н. Сперанский работал сверхштатным ассистентом (бесплатно), совмещая работу в качестве школьного врача в Александро-Марьинском институте благородных девиц. В 1904 г. выезжал за границу, где знакомился с работой лучших клиник Берлина, Вены, Будапешта.

Работая в детской клинике, Георгий Нестерович консультировал детей в акушерской клинике проф. Н.И. Побединского, а в 1907 г. стал первым штатным сотрудником родильного дома в Москве, руководимого А.Н. Рахмановым. По сути, с этого момента берет свое начало становление системы охраны материнства и детства в России. На Лесной улице Георгий Нестерович открывает первую в Москве детскую консультацию, а в 1910 г. на Малой Дмитровке - стационар на 12 коек - первое в России учреждение больничного типа для детей грудного возраста.

В 1912 г. на Большой Пресне была открыта лечебница для детей грудного возраста на 20 коек. В начале 1913 г. при больнице была устроена постоянная выставка для родителей по воспитанию грудного ребенка. По инициативе Г.Н. Сперанского недалеко от больницы была открыта консультация по уходу и вскармливанию детей грудного возраста - прообраз детских консультаций, которые в середине 50-х годов были слиты с детскими поликлиниками или закрыты. Так было допущено отступление от мудрой линии выдающегося ученого педиатра России.

Организованные Г.Н. Сперанским учреждения составляли единый комплекс - , в котором регулярно проводились научные конференции, устраивались выставки. Не потеряли своей актуальности слова, сказанные Г.Н. Сперанским: .

Действительно, в России детская смертность в 1913 г. составляла в среднем 26,9%, а среди городов на первом месте были Москва - до 31,6% и Петербург - 27,9%.

На I Всероссийском съезде детских врачей (1912) в Петербурге доклад Г.Н. Сперанского о работе лечебницы для грудных детей вызвал большой интерес среди участников съезда. В ноябре 1922 г. Г.Н. Сперанский вместе с заведующей отделом охраны материнства и младенчества Народного Комиссариата здравоохранения В.П. Лебедевой организовали Государственный научный институт охраны материнства и младенчества (ГНИОММ), а также издание. В 1923 г. Г.Н. Сперанскому присвоено звание профессора и он был утвержден директором этого института.

Именно в эти годы были заложены основы системы охраны материнства и детства. Только за 2,5 года в стране было открыто 567 яслей, 108 домов матери и ребенка, 197 детских консультаций, 108 молочных кухонь, 267 домов младенца.

В.П. Лебедева (1920), выступая на III Всесоюзном съезде по охране материнства и детства говорила: .

Г.Н. Сперанский большое внимание уделял издательской деятельности. По его инициативе был объединен с. В 1934 г. журнал получил название, а с 1937 г. - и в течение 47 лет Г.Н. Сперанский был его главным редактором.

На протяжении 40 лет Г.Н. Сперанский сотрудничал с издательством Большой Советской энциклопедии, а в Большой Советской медицинской энциклопедии был редактором педиатрического раздела и автором ряда статей.

На IV Всесоюзном съезде детских врачей (1927) Г.Н. Сперанский выступил с программным докладом.

Под его руководством разрабатывались такие проблемы, как сепсис новорожденных, болезни органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, рахит, экссудативный (аллергический) диатез и гнойные заболевания кожи.

В клинике Г.Н. Сперанского в 20-х годах была открыта палата для грудных детей с хирургической патологией, в которой начинал работать проф. С.Д. Терновский, ставший впоследствии крупнейшим детским хирургом страны и внесший большой вклад в организацию системы хирургической помощи детям.

В связи с большой научной и общественной деятельностью Г.Н. Сперанский оставил должность директора ГНИОММ, но продолжал руководить отделом педиатрии института и кафедрой детских болезней. Именно на базе этого отделения в 1932 г. была организована кафедра болезней детей раннего возраста при Центральном институте усовершенствования врачей, которую возглавил Г.Н. Сперанский .

В нашей истории не так много примеров, когда после некоторого перерыва научное учреждение вновь возглавил бывший руководитель. Именно так случилось с Г.Н. Сперанским, ставшим директором Института педиатрии АМН СССР, в который был преобразован ГНИОММ.

Очень большое внимание Г.Н. Сперанский уделял работе педиатрических обществ РСФСР и СССР. После скоропостижной кончины председателя Всесоюзного общества детских врачей проф. А.А. Киселя в 1938 г. обязанности председателя Общества в течение 24 лет выполнял Г.Н. Сперанский .

Г.Н. Сперанский обладал неутомимой работоспособностью, активно занимался физкультурой, физическим трудом, любил токарное и столярное дело, шил обувь, плел корзины.

Научная, педагогическая, общественная деятельность Г.Н. Сперанского была высоко оценена: с 1934 г. он - заслуженный деятель науки РФ, в 1943 г. избран членом-корреспондентом АН СССР, в 1944 г. - действительным членом АМН СССР. Ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда (1957) и присуждена Ленинская премия (1970).

Авторитет Г.Н. Сперанского высок не только в нашей стране. Он был почетным членом Педиатрического научного общества им. Пуркинье в Чехословакии, членом правления общества советско-чехословацкой дружбы, а также почетным членом научных обществ педиатров Болгарии, Польши.

В 1950 г. принимал участие во 2-й Всесоюзной конференции сторонников мира, в 1952 г. избран членом Патронажного комитета Международной конференции в защиту детей.

Зная французский, немецкий, английский и чешский языки, Г.Н. Сперанский постоянно обменивался корреспонденцией и научной информацией с иностранными коллегами. Он был активным членом редколлегии международного реферативного журнала.

Г.Н. Сперанский - выдающийся деятель отечественной педиатрии - прожил большую, яркую и трудную жизнь. Несомненно, государственная система охраны материнства и детства в нашей стране стала реальностью благодаря таким людям, как Г.Н. Сперанский . Умер Георгий Нестерович 14 января 1969 г. на 96-м году жизни. Многочисленные ученики и последователи Г.Н. Сперанского в России и за ее пределами свято чтут память о своем учителе, воспитателе, наставнике.

19.4(1.05).1863, Москва - 12.4.1938, Москва

историк литературы и театра, славист, византолог, этнограф, археограф, фольклорист

член-корреспондент Императорской Академии наук (1902), академик Российской Академии наук (впоследствии - АН СССР, 1921), член Сербской Королевской Академии наук (1907), член Болгарской Академии наук (1926)

Выходец из духовного сословия. Родился в Москве в семье военного врача. Начал учиться в московской прогимназии, а с переводом отца в Тверь продолжил обучение в тверской гимназии и в 1881 окончил ее с серебряной медалью. С 1881 по 1885 учился на славяно-русском отделении историко-филологического факультета Московского университета. Наибольшее влияние за время университетского курса на него оказали Н. С. Тихонравов и Ф. И. Буслаев. По окончании университета Сперанский был оставлен при нем для подготовки к профессорскому званию. После сдачи магистерского экзамена в 1889 был командирован (1890-1892) за границу для работы над магистерской диссертацией. Под руководством И. В. Ягича и К. Крумбахера занимался в архивах Польши, Чехии, Италии, Франции и Германии, где изучал и копировал для издания рукописные источники по славянской истории, археологии, этнографии, исследовал связи России и Византии. Вернувшись из-за границы, преподавал в педагогическом классе училища св. Екатерины, где читал слушательницам историю новой русской литературы. В 1895 защитил магистерскую диссертацию «Славянские апокрифические евангелия», а в 1899 - докторскую диссертацию «Из истории отреченных книг».

В 1896-1906 - профессор истории русской и славянской литератур Нежинского историко-филологического института. В 1906 переехал в Москву. С 1906 по 1923 - профессор истории древней и новой русской литературы Московского университета. С 1907 начал также преподавать в Московском народном университете имени А. Л. Шанявского (профессор русской литературы, 1907-1918) и на Высших женских курсах (профессор русского языка и словесности, 1907-1923).

В 1908 Сперанский был избран членом Комиссии по изданию памятников древнерусской литературы при Пушкинском Доме. В 1910 стал одним из членов-учредителей Общества истории литературы, а с 1912 - его председателем. В 1914 был избран председателем Общества истории и древностей российских, а затем - Общества любителей древней письменности и искусства, членом Археографической комиссии. В 1921-1922 руководил подсекцией древнерусской литературы НИИ языковедения и истории литературы при факультете общественных наук Московского университета. В 1921-1929 руководил Рукописным отделом Государственного Исторического музея (ГИМ), занимался каталогизацией и описанием древних рукописей. С начала 1920-х годов участвовал в деятельности Комиссии по собиранию материалов для словаря древнерусского языка, заседания которой проходили в ГИМ. В 1929, после смерти академика А. И. Соболевского, принял на себя руководство этой комиссией.

Основные труды Сперанского посвящены литературным взаимосвязям славянских народов раннего средневековья и связям их с византийской традицией, а также взаимоотношению литературы и устного народного творчества. Он первым поставил вопрос о влиянии русской литературы на болгарскую и сербскую (Деление истории русской литературы на периоды и влияние русской литературы на юго-славянскую. Варшава, 1896). Итогом его исследовательской и собирательской работы как этнографа стали курс лекций «Русская устная словесность» (М., 1917) и два тома былин и исторических песен в серии «Памятники мировой литературы» (М., 1916-1919). В советские годы Сперанский входил в состав Пушкинской комиссии Академии наук и участвовал в подготовке к печати дневника А. С. Пушкина 1833-1835 гг. по автографу (Труды Государственного Румянцевского музея. М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923. Вып. I). В своих исследованиях он касался и «Слова о полку Игореве», изучения взаимоотношений этого памятника с фольклором.

12 апреля 1934 Сперанский был арестован по обвинению в руководстве контрреволюционной организацией «Российская национальная партия». 15 апреля освобожден под подписку о невыезде. Приговором от 16 июня 1934 осужден на 3 года ссылки в Уфу. Однако, видимо по ходатайству младшего брата, главного кремлевского врача-педиатра Георгия Несторовича Сперанского, 17 ноября 1934 приговор был заменен на условный. 22 декабря 1934 Общее собрание АН СССР лишило Сперанского звания академика. В последовавшие годы, оставленный почти без средств к существованию и фактически отлученный от научной жизни, он продолжал работать над вопросами о русско-славянских литературных связях и о русских рукописных сборниках XVIII в.

22 марта 1990 Сперанский был посмертно восстановлен в звании действительного члена Академии наук.

Основные работы

  • Славянские апокрифические евангелия // Труды VIII Археологического съезда. М., 1895. Т. II. С. 38-172.
  • Из истории отреченных книг. СПб.: О-во любителей древней письменности, 1899. I. Гадания по Псалтири: Тексты Гадательной псалтири и родственных ей памятников и материал для их объяснения. IV, 168, , 99, с.; II. Трепетники: Тексты Трепетников и материал для их объяснения. IV, 93, , 36 с.; 1900. III. Лопаточник: Текст Лопаточника и материал для его объяснения. 32 с.; 1908. IV. Аристотелевы врата, или Тайная тайных: Тексты и материал для их объяснения. 318, с. (Памятники древней письменности и искусства; [Т.] CXXIX, CXXXI, CXXXVII, CLXXI).
  • Переводные сборники изречений в славяно-русской письменности: Исследование и тексты. М.: Имп. О-во истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1904. VI, VI, 573, 245 с.
  • Древняя русская литература. Московский период. Лекции, читанные в Московском университете в 1912/1913 г. По запискам слушателей, редактированные профессором. М., 1913.
  • История древней русской литературы. Пособие к лекциям в Университете и на Высших женских курсах в Москве. М.: типо-лит. т-ва Н. Н. Кушнерев и Ко, 1914. X, 599, с. (Изд. 2-е, пересм., 1914; изд. 3-е, Ч. 1-2, 1920-1921).
  • Русская устная словесность. Т. 1. Былины. М.: изд. М. и С. Сабашниковых, 1916. 454 с. («Памятники мировой литературы»)
  • Русская устная словесность. Т. 2. Былины. Исторические песни. М.: изд. М. и С. Сабашниковых, 1919. 588 с. («Памятники мировой литературы»)
  • Русская устная словесность. Введение в историю русской словесности. Устная поэзия повествовательного характера. Пособие к лекциям на Высших женских курсах в Москве. М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерева и Ко, 1917. 474 с.
  • Девгениево деяние. К истории его текста в старинной русской письменности. Исследование и тексты. // Сб. Отд-ния рус. яз. и словесности Рос. Акад. наук, 1922. Т. 99. № 7, 165 с.
  • Труды Государственного Румянцевского музея. Вып. I. Дневник А.С. Пушкина (1833-1835 гг.). Издание по подлинной рукописи со вступит. ст. акад. М. Н. Сперанского и примечаниями В. Ф. Саводника. М.: Государств. изд-во, 1923. VIII, 578 с.
  • Рукописные сборники XVIII века. Материалы для истории русской литературы XVIII века. / Предисловие, подготовка к печати, редакция и примечания В. Д. Кузьминой. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. 267 с.

Основная литература о жизни и творчестве

  • Историко-филологический институт князя Безбородко в Нежине. 1875-1900. Преподаватели и воспитанники. Нежин: Типо-литография М. В. Глезера, 1900. С. 60-62.
  • Кузьмина В. Д. М. Н. Сперанский как славист// Славянские литературы. V международный съезд славистов. Доклады советской делегации. М., 1963. С. 125-152.
  • Кузьмина В. Д. Михаил Несторович Сперанский (1863-1938) // Сперанский М. Н. Рукописные сборники XVIII века / Предисловие, подготовка к печати, редакция и примечания В. Д. Кузьминой. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 205-225.

Библиография

  • Кузьмина В. Д. Хронологический список трудов академика Михаила Несторовича Сперанского // Сперанский М. Н. Рукописные сборники XVIII века. Материалы для истории русской литературы XVIII в. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 226-255.

Архивы:

  • Российский государственный архив литературы и искусства, ф. 439.
  • Санкт-Петербургский филиал архива Российской Академии наук, ф. 172.
  • Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, ф. 238.
  • Российская государственная библиотека, ф. 178 (в составе Музейного собрания, №№ 9840, 9841).

Георгий Несторович Сперанский, яркий незаурядный человек, 70 лет своей жизни отдавший педиатрии. На примере его деятельности хочется показать, что такое быть настоящим врачом.


(справа) с Г. Н. Сперанским

Георгий Несторович родился в г. Москве 7 февраля (по старому стилю) 1873 г. в семье военного врача. В 1893 г. по окончании гимназии поступил на медицинский факультет Московского университета, который закончил в 1898 г., а затем в течение трех лет работал ординатором детской клиники, директором которой был наш выдающийся ученый профессор Н. Ф. Филатов. Общение и работа с Н. Ф. Филатовым оказали большое влияние на врачебное мышление Г. Н. Сперанского, на стиль и характер его врачебной работы и научных поисков, на особенности отношений с сотрудниками, учениками, с больными детьми и их родителями. Много ценного и важного перенял от Н. Ф. Филатова Георгий Несторович.

Сперанский не просто подражал Филатову. Качества учителя чудесным образом совпали с чертами характера ученика, даром научного исследователя и талантом новатора и организатора, его внимательным отношением к людям.

С молодых лет Г. Н. Сперанского отличало стремление что-то придумывать, совершенствовать, искать новые пути в разрешении того или иного вопроса. Георгий Несторович усвоил лучшие традиции филатовской школы: проникновенное внимание к ребенку, глубокое знание часто едва уловимых симптомов заболевания. Понимая, что богатый опыт и глубокие знания, которыми делился Н. Ф. Филатов на своих лекциях, должны быть достоянием всех врачей-педиатров России, Георгий Несторович вместе с ординаторами Григорьевым и Васильевым тщательно их застенографировали и выпустили в виде отдельного издания. По окончании ординатуры Георгий Несторович был оставлен в клинике в должности сверхштатного ассистента в инфекционных бараках. В этой должности он оставался до 1911 г. Но уже в этот период у Георгия Несторовича начало формироваться и свое, оригинальное отношение к педиатрии как науке о ребенке. Зная о высокой детской смертности в России в то время, Георгий Несторович задумался над проблемой профилактики заболеваний, которую он сформулировал следующим образом: «Надо не только лечить больных, но и выращивать здоровых детей и делать это с самого рождения». Георгий Несторович решил посещать родильный дом и там наблюдать за детьми. В тот период в родильных домах была частой инфекция у рожениц, и поэтому акушеры старались меньше пускать посторонних в родильный дом. «Посторонними» они считали и педиатров. Но Георгий Несторович настоял на необходимости присутствия педиатра в роддоме и добился того, что в 1905 г. стал первым в России педиатром, который появился в родовспомогательном учреждении Московского воспитательного дома. Он начал также консультировать новорожденных в акушерских клиниках Московского университета, а в 1906 г. по предложению А. Н. Рахманова стал работать педиатром в городском Абрикосовском родильном доме.

Понимая, что необходимо продолжать наблюдения за развитием ребенка и после выписки из родильного дома, уже через год после начала работы в родильном доме Георгий Несторович устраивает первую в Москве консультацию при родильном доме, а затем на собранные им благотворительные средства (тогда было принято многие мероприятия проводить на пожертвования частных лиц) открывает в рабочем районе Москвы, на Пресне, первый в России стационар для грудных детей. В этом деле особенно ярко проявляется его талант организатора. При открытом стационаре для грудных детей за короткий период были созданы и другие учреждения для детей раннего возраста: амбулатория, молочная кухня, выставка по охране материнства и младенчества, ясли, дом матери и ребенка. Здесь бесплатно работали привлеченные Георгием Несторовичем врачи, под влиянием его энтузиазма они учились новому в России делу. Г. Н. Сперанский широко делился накапливаемым опытом, делал доклады и сообщения на заседаниях общества детских врачей, а в 1914 г. были опубликованы два выпуска «Материалов по изучению грудного возраста» под редакцией Г. Н. Сперанского. В 1916 г. стал издаваться журнал «Вопросы охраны материнства и младенчества» под редакцией А. К. Раухфуса.