ПСИХОЛОГИЯ-КЛАССИКА

Дмитрий УЗНАДЗЕ

ПСИХОЛОГИЯ УСТАНОВКИ

Санкт-Петербург

Москва Харьков Минск

Узнадзе Дмитрий Николаевич ПСИХОЛОГИЯ УСТАНОВКИ

Серия «Психология-классика»

Главный редактор В. Усманоо

Заведующий психологической редакцией А. Зайцев

Зам. зав. психологической редакцией В. Попои

Ведущий редактор А. Борин

Художник обложки В. Шимкеаич

Корректоры Верстка

Н. Викторова, Л. Комарова Е. Кузьмепок

ББК 88.362 УДК 159.9

Узнадзе Д. Н.

Психология установки. - СПб.: Питер, 2001. «Психология-классика»).

416 с. - (Серия

ISBN 5-318-00163-7

Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) - выдающийся грузинский психолог и философ, создатель теории установки, позволившей по-новому взглянуть на глубинные механизмы человеческого поведения, языковую и познавательную деятельность. Идеи Узнадзе заложили основы одного из продуктивных подходов к изучению бессознательного, остающегося актуальнейшей проблемой современной психологии. Кроме обобщающей работы «Экспериментальные основы психологии установки», относящейся к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической пауки, в книгу вошли статьи, в которых в свете теории установки рассматриваются различные стороны психической жизни человека.

Издательский дом «Питер», 2001

Текст печатается но изданию: Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. - М., 1966.

В оформлении обложки использована работа: М. С. Esther «Drawinghands». ISBN 5-318-00163-7

Лицензия ИД № 01940 от 05.06.2000.

Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции

ОК 005-93, том 2; 95 3000 - книги и брошюры.

Подписано к печати 16.02.2001. Формат 84х108"/з2- Усл - п - л - 21,84. Тираж 7000 экз. Заказ № 137.

ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ГИПК «Лениздггг» (типография им. Володарского)

Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 59.

_____________

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

ПСИХОЛОГИИ УСТАНОВКИ ............". ..........5

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................5

I. ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ ОБ УСТАНОВКЕ.................................11

Постановка проблемы установки........................................11

О методе изучения установки...............................................33

Некоторые из догматических предпосылок

традиционной психологии...............................................35

Основные условия деятельности.........................................43

Обобщенный характер установки.......................................49

Разновидности состояния установки.................................64

Возбудимость (фиксируемость) установки.....................68

Экспериментальное затухание

фиксированной установки...............................................70

Затухание установки

при длительных экспозициях..........................................76

Процесс естественного затухания

фиксированной установки...............................................80

К вопросу о действии критических экспозиций.............84

Установка, возникающая на основе

качества материала.............................................................92

К дифференциальной психологии установки.............. 108

II. УСТАНОВКА У ЖИВОТНЫХ........................................ 132

Установка у белых крыс....................................................... 138

Установка у обезьян.............................................................. 141

Общая характеристика

установки у животных....................................... ............. 150

III. УСТАНОВКА У ЧЕЛОВЕКА........................................... 151

Проблема объективации......................................................151

Представления и идеи........................................................... 165

Мышление и воля................................................................... 181

Выводы....................................................................................... 187

К вопросу об индивидуальных типах установки......... 189

Заключение...............................................................................208

IV. УСТАНОВКА В ПСИХОПАТОЛОГИИ.....................210

О целостности основы

психопатологических явлений....................................210

Шизофрения............................................................................211

Эпилепсия.................................................................................230

Пограничные состояния.......................................................243

ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА...............255

ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ИМПУЛЬСИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ...............305

Воля.............................................................................................317

Выполнение волевого акта..................................................322

Акт решения.............................................................................330

Вопрос о твердости воли......................................................334

Мотивация - период, предшествующий

волевому акту....................................................................344

Патология воли.......................................................................362

Другие виды активности......................................................369

Онтогенетическое развитие активности........................375

ВНУТРЕННЯЯ ФОРМА ЯЗЫКА....................381

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ УСТАНОВКИ

ВВЕДЕНИЕ

Все многообразие явлений нашей психической жизни в основном распадается на три отличающиеся друг от друга группы: познание, чувство и воля, представляющие три основные, наиболее традиционные единицы обычной классификации явлений душевной жизни. Конечно, в истории нашей науки известна не одна попытка группировать душевные явления и на иных основах, но традиционная классификация до настоящего времени доминирует.

И вот естественно возникает вопрос: что же является спецификой всех этих групп, спецификой, делающей их основными категориями явлений душевной жизни? По-видимому, лишь то, что все эти процессы без исключения являются со-знательными психическими переживаниями. Познание, например, так же как и чувство или воля, одинаково относится к категории явлений сознания. Субъект, переживающий какой-нибудь познавательный акт или какое-нибудь эмоциональное содержание или совершающий какой-либо волевой поступок, сопровождает все эти переживания определенными актами, делающими их вполне сознательными психическими содержаниями. С этой точки зрения нет сомнения, что психика и сознание вполне покрывают друг друга: все психическое сознательно, и то, что сознательно, является по необходимости и психическим.

6 ... ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ УСТАНОВКИ

Такова традиционная, наиболее распространенная точка зрения на природу психического. Спрашивается, как выглядит в аспекте этой теории вопрос о развитии психики.

Нет сомнения, что в рамках этой концепции природы психического для понятия развития не остается места. В самом деле! Если считать, что психическая действительность имеется лишь там, где мы допускаем наличие сознательных процессов, то мы должны принять, что психика резко отграничивается от всего того, что лишено сознания, от всего материального, и составляет абсолютно самобытную сферу действительности. В этом случае становится неизбежным допустить между психической и материальной сферами действительности наличие непримиримой противоположности, исключающей всякую мысль о возможности их взаимного влияния. Получается, будто психическое и физическое фактически радикально разобщены друг от друга и говорить о возможности их взаимодействия нет как бы никаких оснований. Поэтому вопрос об отношении психического к физическому или вообще к материальному может быть решен с точ -ки зрения этой концепции лишь на основе идеи параллелизма. Психофизический параллелизм представляет собою вполне естественный, можно сказать, вполне закономерный вывод из допущенных выше посылок.

Но допустить правомерность идеи параллелизма - значит допустить идею немощности нашей мысли перед вскрываемыми ею же самою проблемами. Идея параллелизма не может быть признана правомерной. Она должна быть заменена чем-нибудь более приемлемым, и мы должны отказаться от мысли отождествления психики с сознанием. Следовательно, мы должны допустить наличие какой-то формы существования психики, которая не совпадает с сознательной формой ее существования и, нужно полагать, предшествует ей.

В психологической литературе известно и другое направление мысли, которое старается разрешить интересующую здесь нас проблему - проблему взаимоотношения психического и сознательного - совершенно по-иному. Оно считает, что наша психическая жизнь вовсе не исчерпывается созна-

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ УСТАНОВКИ 7

тельными душевными переживаниями, что, наоборот, она представляет собою широкое поле действительности, лишь незначительный отрезок которой составляет область нашего сознания, что, говоря короче, психика и сознание вовсе не совпадают и не покрывают друг друга. Есть основание полагать, что, наоборот, существует и вторая, во всяком случае не менее значительная сфера психической жизни, известная под названием бессознательной или подсознательной психики и покрывающая значительную часть поля нашей активности. Значит, с этой точки зрения для того чтобы считать то или иное явление психическим, нет необходимости, чтобы оно было одновременно и сознательным. Психика включает в себя два больших, одинаково необходимых компонента явлений - компонент сознательных и компонент бессознательных психических переживаний. Такова точка зрения так называемой психологии бессознательного.

Можно было бы допустить, что психика, согласно этой концепции, проходит в процессе своей активности две ступени развития, из которых предшествующей является ступень бессознательного, а последующей - ступень сознательного. Однако психология бессознательного далека от этой мысли: она вовсе не считает, что сознательная и бессознательная психическая жизнь - это лишь две ступени развития единой психики, две ступени, которые последовательно и необходимо следуют одна за другой. Правда, у нас есть случаи, в которых бессознательное состояние психики переходит в сознательное, из бессознательного вырастает сознательное. Но это не единственно необходимый путь, который нужно пройти психическому содержанию, чтобы достигнуть сознательного состояния. Наоборот, нередко встречаются случаи, в которых имеет место как раз обратный порядок последовательности явлений - переход сознательного состояния именно в бессознательное. Следовательно, нельзя утверждать, что бессознательное представляет собою ступень развития, за которой следует далее ступень сознательной психической жизни.

, Бессознательный , Поведение

Годы жизни: 1886 -1950

Родина: Сакара (село) (Российская Империя)

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886—1950) — грузинский психолог и философ, один из основоположников в Грузии, создатель психологической школы установки. Д-р философии (1909), профессор. Д. чл. АН ГССР со дня ее основания (1941), чл. Президиума общественных наук Академии. Организатор и директор Института психологии АН ГССР (1941—1950), названный в 1950 г. его именем. Засл. деятель науки Грузии (1946).

За участие в революционном движении был исключен из последнего класса гимназии.

Образование по философии получил в Лейпцигском унте (1909), где занимался у В. Вундта, И. Фолькельта, П. Барта. Здесь в 1907 г. за труд, посвященный философии Г. Лейбница, получил пермию, в 1909 г. защитил докт. дис. на тему «Метафизическое мировоззрение В. Соловьева». В 1913 г. экстерном окончил историко-филологический фак-т Харьковского ун-та. Профессиональную научную и преподавательскую деятельность начал в 1910 г. Создал первую в Грузии женскую школу с преподаванием на грузинском языке (1915).

Был одним из организаторов Тбилисского Государственного ун-та (1918), где заведовал созданной им кафедрой психологии и психологической лабораторией (1918—1950).

В 1927 г. по его инициативе было организовано Общество психологов Грузии. Создал кафедры психологии и руководил ими в педагогических институтах г. Кутаиси (1932—1940) и г. Сухуми (1938—1940).

В годы ВОВ работал при госпитале в реабилитационном патопсихологическом кабинете. В 1943 г. — возглавил организованный им ин-т психологии АН ГССР, которым руководил до последних дней своей жизни. У. — автор широко известной общепсихологической теории установки, объясняющей особенности бессознательных процессов, целесообразной деятельности, а также закономерности социального поведения человека. Предпосылкой его анализ трудов В. Соловьева, А. Бергсона, Г. Лейбница. При этом психологию трактовал как науку о целостной духовной личности, мотивы и поступки которой могут носить неосознаваемый характер.

3 стр., 1283 слов

Социология как наука, политология как наука, социальная психология как наука, философия. К какой теме, изученной в первой четверти... . С. Соловьев (1853-1900) о зна­чении философии. Философия существует в человечестве более двух с половиной тысячелетий. Что... О. Шпенглер. Е. «Философия истории и социальная философия... - вот главные темы русской философии. Самое значительное и оригинальное, созданное...

В 1920-е гг. разработал основы общепсихологического учения об установке (явление установки было открыто немецким психологом Л. Ланге в 1888 г. при изучении ошибок восприятия), которое отчасти противопоставлялось психоаналитической концепции бессознательного психического. Установка понималась им как целостное психическое состояние готовности субъекта к осуществлению определенного поведения. Она возникает на основе мотивационных и ситуативных факторов, благодаря чему приобретает способность регулировать осуществление целесообразного поведения. Разработав простую и эффективную экспериментальную модель изучения установки (метод фиксированной установки), У. вместе с сотрудниками выявил целый ряд существенных общепсихологических и дифференциально-психологических свойств установки (целостность, возбудимость, прочность, динамичность, пластичность, иррадиированность и др.).

На этой основе им была построена установочная типология личности. В работах У. раскрыта и обоснована целостно-личностная природа установки, ее бессознательный характер, законы ее формирования и протекания. У. — автор многочисленных исследований в различных областях психологии. Им выполнены теоретико-экспериментальные исследования, посвященные вопросам мышления, речи, внимания, воли. Особое внимание он уделял исследованиям языка, образования понятий, наименования, постижения значений. В сфере его интересов находились также проблемы методологии и истории психологии. Он разрабатывал вопросы психотехники, педологии, возрастной и педагогической психологии, зоопсихологии. Внес существенный вклад в развитие философской и педагогической мысли Грузии. У. автор трудов: «Анри Бергсон», 1920; «Основы экспериментальной психологии», 1934; «К психологии установки», 1938; «Общая психология», 1940; «Психология ребенка», 1947; «Экспериментальные основы психологии установки», 1949; «Психологические исследования», М., 1966; «Труды», т 1—6, Тб., 1966—67 (на груз. яз).

10 стр., 4627 слов

Преобладание гипоманических и шизоидных черт личности Заключение по данным экспериментально-психологического исследования ФИО девочка *** Возраст 13 лет Образование 7 классов Дата... , низкая устойчивость к стрессовым ситуациям, склонность к компенсаторному фантазированию; ригидность установок (завышенные требования к окружающим), тревожность, высокая неудовлетворённость потребности в общении...

____________________________

История психологии в лицах. Персоналии / под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

Важным направлением в советской психологии явилась теория установки, основанная грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886–1950). Он рассматривал психологию, как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы.

Всякое поведение есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте». Центральным объяснительным понятием в теории Узнадзе стало понятие установки, означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека.

Явление установки было изучено в многочисленных экспериментальных исследованиях. Выявлено несколько принципиальных характеристик установки. Так, оказалось, что установка – не частный психический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется, в частности, в том, что она переходит, будучи сформирована в одной сфере, на другие.

Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при «встрече» потребности с ситуацией ее удовлетворения. На базе установки, выражающей состояние всего субъекта, как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но, полагал Узнадзе, деятельность в плане «импульсивной» установки, хотя и свойственна человеку, но не отражает его сущности.

Специфически человеческим можно считать явление «объективации», т. е. акт выделения действия из единства с субъектом, переживание действительности, как существующей независимо от субъекта. Объективация возникает тогда, когда установка не обеспечивает адекватного действия; тогда возникает план осознания, в результате чего, опять – таки, вырабатывается готовность к деятельности, т. е. установка.

По Узнадзе существует:

    диффузная установка, возникающая лишь при первом воздействии и характеризующаяся неопределенностью, она не способна ориентировать активность в определенном, нужном направлении;

    фиксированная установка (дифференцированная).

Кроме того, выделяется такое понятие как генерализация установки (способность распространяться на похожие ситуации); также одно из свойств установки - иррадиация (разные модальности характеризуются повторением установки).

Узнадзе отнес понятие установки к общепсихологической категории, благодаря которой можно объяснить непрямое влияние внешней среды на психические реакции индивида и феномены, определяющие характер поведения человека как целенаправленный, настойчивый и волевой.

Теория установки не была принята многими учеными, возникло большое количество дискуссий, споров, было написано множество научных работ в опровержение теории Узнадзе.

Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерная особенность личности – осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни

Высшие потребности – интеллект, моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации.

Поведение личности может протекать на двух уровнях:

    импульсивное – направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой они актуализируются.

    регулируемое сознанием – человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому человек противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.

Три типа личностей в зависимости от способности человека к объективации:

    динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей.

    статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий.

    вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.

Одна из важнейших характеристик личности – ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности.

Две ступени периода подготовки цели:

    выбор – интеллектуальный акт, осуществляемый на основе личностной ценности поведения для данного субъекта.

    мотивация – волютивный процесс.

Волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностном ценностям, но и объективной необходимости.

Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) - выдающийся грузинский психолог и философ, создатель теории установки , позволившей по-новому взглянуть на глубинные механизмы человеческого поведения, языковую и познавательную деятельность.

Автор, которого мы рассмотрим в данной статье, стал одним из самых выдающихся представителей психологии, создав теорию установки. Дмитрия Николаевича Узнадзе прежде всего интересовала роль неосознанного в жизнедеятельности индивида. Все же он критиковал других авторов, предлагающих понятие бессознательного в том числе и Фрейда, за теоретическую и, что еще чаще, эмпирическую необоснованность их идей. Но он не остановился на критике, взамен предложив свое понимание бессознательного. Определяющие качество, которого, он обозначил, как установка.

Установка - целостное недифференцированным состояние, которое не только предвосхищает сознательную деятельность, но также и предопределяет ее. Как писал, сам Д.М. Узнадзе, психическая деятельность вторична по отношению к установке.

Установка возникает в момент контакта организма и среды. В этом случае происходит взаимодействие потребности и ситуации ее удовлетворения.

Из сказанного ясно, что установка возникает при двух условиях:

  1. Присутствие актуальной потребности.
  2. Присутствие ситуации реализации потребности.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Гипноз - магия, искусство, лекарство? Краткий ликбез по гипнозу и гипнотерапии.

Установка и ее экспериментальное обоснование

Чтобы проиллюстрировать суть рассматриваемого понятия, мы рассмотрим с вами эксперименты, в которых было обнаружено явление установки. Большинство экспериментов были довольно типичны для психологии того времени и сводились к созданию иллюзий при сравнении различных предметов в разных модальностях.

Так, например, испытуемому предлагалось взвесить два шара и определить какой из них легче. Испытуемый делал это без проблем. Однако, если до контрольного взвешивания предложить испытуемому оценить определенное количество пар шаров, различающихся по весу, то при контрольном взвешивании практически всегда проявлялись два типа иллюзий. Один из них – это иллюзия контраста, когда легкий шар на фоне тяжелого кажется еще легче. Другой - ассимилятивный эффект, наоборот, проявляется, когда легкий шар кажется тяжелее.

Точно также можно предложить взвесить шары одинаковые по объему, но разные по весу. И тогда испытуемый может заявить, что более легкий шар меньше и объемом. Даже ребенка можно обмануть подобной загадкой, спросив, что легче килограмм пуха или килограмм железа.

Было проведено огромное количество модификаций данных опытов. Сравнивались иллюзии в разных модальностях, например, испытуемые определяли разницу не только по весу, но и визуально, иногда на слух. Д. М. Узнадзе с учениками, также смотрел, распространиться ли иллюзия с одного органа чувств на другой. И это действительно происходило.

Вывод из экспериментов

Экспериментатор заключил, что главное значение в создании иллюзий имели измерения, предваряющие контрольные. Таким образом, если не было предварительных измерений, то и иллюзии нельзя было наблюдать.

Отсюда вывод: в процессе контрольного замера у индивида формируется определенное внутреннее состояние, которое и изменяет его восприятие при дальнейших замерах в заданном направлении. Данное состояние, которое, хотя его и нельзя назвать сознательным, выступает определяющим фактором поведения и содержания сознания.

Виды установки

Экспериментаторами были обнаружены различные разновидности установки. Можно было отметить, что установка в начале опыта носит иной характер нежели при контрольном измерении. Отсюда появилось описание двух типов установок.

  1. Диффузная установка. Возникает при первом контакте с ситуацией. Она характеризуется расплывчатостью и не способна направлять активность индивида.
  2. Фиксированная (дифференцированная) установка. При неоднократной встрече со сходными ситуациями, установка начинает дифференцироваться и принимать более конкретные формы. Такая установка уже способна напрямую определять деятельность.

Процесс затухания установки

Д. М. Узнадзе в своих опытах пытался не только сформировать установку, но и устранить ее. В этом плане он обнаружил ряд закономерностей и описал стадии затухания установки

  1. Фаза контрастных иллюзий . На ней можно наблюдать наличия установки и проявление соответствующих иллюзий.
  2. Фаза ассимилятивных иллюзий . На этой фазе начинается процесс затухания установки. Это можно видеть в том факте, что наряду с контрастными начинают появляться и ассимилятивные иллюзии.
  3. Фаза констатации реальности . Наконец, мы наблюдаем фазу констатации реальности, когда испытуемый констатирует реальное соотношение объектов при контрольном замере.

Хотя схема довольна проста, она позволила выделить определенные разновидности установок характерных для разных типов людей.

Установка в зависимости от разнообразных личностных особенностей

В зависимости от особенностей процесса угасания установки, был выделен ряд возможных явлений и типов установки.

  1. Статичная установка (грубая и пластичная) . Статичность подразумевает, что раз сформированная установка индивида больше не меняется. В грубом варианте, она не меняется в принципе. В пластичном, индивид все-таки подгоняет установку под реальность, но не достигает ее значений.
  2. Динамичная установка характеризует возможность индивида все же перестроить свое мировоззрение в соответствии с реальностью. В пластичном варианте перестройка происходит постепенно, проходя все этапы. В грубом происходит сразу.
  3. Нефиксируемая установка . В ходе экспериментов также выяснилось, что есть ряд индивидов, которые не способны к формированию какой-либо установки.

Характеристики индивидуальной установки

Мы уже отметили, что в ходе экспериментов с установкой, обнаружился факт индивидуальных различий. Представители рассматриваемой теории решили изучить и классифицировать возможные отличия установок и их параметры у разных личностей. Данная работа помогла поставить новые вопросы в рамках дифференциальной психологии. Итак, установка может обладать нижеперечисленными свойствами.

  1. Дифференцированность . Дифференцированность складывается из опыта индивида и означает точность, определенность, с которой установка переопределяет будущее поведение.
  2. Возбудимость . Это свойство предполагает, что разным людям может понадобиться разное количество повторений ситуации опыта до момента формирования установки.
  3. Прочность . Это, обратная предыдущей, характеристика. Она определяет сколько опытов необходимо для ликвидации установки.
  4. Динамичность , определяет принципиальную возможность изменить установку.
  5. Инертность и пластичность , определяет степень, с которой реальная ситуация и внешние факторы могут повлиять на текущее состояние установки.
  6. Иррадиированность и генерализованность . Иррадиированность предполагает распространение установки на другие области психической деятельности, помимо, той, в которой она была изначально сформирована.
  7. Константность и вариабельность фиксированной установки . Параметр обозначает характерность для данного индивида одного определенного типа установки. Например, вариабельная установка предполагает, что в одной ситуации индивид может демонстрировать динамическую установку, а в другой, статическую.
  8. Стабильность и лабильность фиксированной установки . Данный параметр характеризует способность установки сохраняться с течением времени (в отличии от прочности, которая определяется количеством контрольных измерений).
  9. Интермодальность установки . Это сохранение параметров формирования установки с использованием разных органов чувств.

Значение установки в психология индивида

Особое значение для Д. М. Узнадзе имело свойство генерализации установки. Исходя из него, ученый стал рассматривать установку, как общепсихологическое явление. Любое поведение – это реализация заранее сформированной готовности. Установка же выступает, как подготовленность индивида к соответствующему восприятию событий и реализации заранее определенных действий.

Рассматриваемый феномен, также представляется как опосредствующее звено между средовым воздействием и психикой, которое объясняет поведение индивида, его эмоциональные и волевые проявления, таким образом, составляя определяющий фактор любой активности.

Два типа поведения организма

Хотя Д. М. Узнадзе отводил серьезное значение в поведении индивида именно установке, он не утверждал, что она полностью определяет его. Отсюда, он вывел два типа поведения.

  1. Импульсивное , свойственное как животным, так и человеческим существам. Здесь направление поведения полностью предопределено установкой.
  2. Волевое, регулируемое сознанием поведение свойственно только человеку. Оно реализуется за счет, так называемой объективации. Данный механизм проявляется, когда индивид входит в конфронтацию с внешней средой, когда он начинает видеть реальность такой, какая она есть на самом деле, и, соответственно, объективировать свое поведение.

Объективация как механизм волевого поведения

Мышление, также, как и прочие функции, отделяющие человеческий род от животных, возникает в случае, когда существуют препятствия для поведения, детерминированного установкой. Когда индивид попадает в положение, где установка не позволяет ему реализовать адаптивный, по отношению к внешнему воздействию, ответ, тогда и возникает человеческое сознание, что приводит, однако, к повторной выработке готовности к действию (установке).

Акт активации сознания был назван ученым объективацией.

Объективации - акт отделения действия от организма, переживание действительности вне зависимости от организма.

Характерная особенность человеческой личности – это осуществление отложенной мотивации, т.е. реализация таких действий, которые принесут выгоду лишь в будущем. Установка показывает себя только в текущем моменте, хотя сама и является своеобразной формой предвосхищения.

Изучив способности разных людей к объективации, ученый, также выделил ряд возможных вариантов типов личности.

  1. Динамическая. Личность, имеющая хорошую способность к объективации и обладающая способностью к легкому переключению в отношении объективированных целей.
  2. Статичная. Личность, проявляющая чрезмерную объективацию, что выражается в постоянном торможении своих установок и отборе способов деятельности лишь основываясь на волевых усилиях.
  3. Вариабельная . Личность, имеющая легкость объективации, но не обладающая необходимым волевым потенциалом для ее реализации.

Установка в гипнозе

Понимание теории установки имеет большое значение и в процессе гипнотерапии. Установкой на внушаемость определяется эффективность процесса гипнотерапии. Пока положительная установка на процесс гипнотерапии не выключит мотивы поведения пациента, выступающие против акта внушения, не будет наблюдаться и результатов терапии.

Положительная установка исключает мотив контроля своего поведения, приводя к гипнотическому состоянию, подразумевающему некритическое восприятие речи гипнотизера.

Интересно, что установка на процесс гипноза является, как бы высшим иерархическим уровнем установки, т.е. она реорганизует другие установки индивида.

Рассмотрим с вами составляющие установки на принятие внушения. Как мы с вами поняли установка формируется на основе прошлого опыта (также как в опытах Д.М. Узнадзе, на основе ряда измерений). Таким образом, у человека, для эффективности терапевтической сессии, либо уже должны иметься представления о взаимодействии с гипнотизером и его фигуре, либо их создает непосредственно сам гипнотизер. Именно для этого, например, в гипнотерапии проводится предварительная беседа. Она позволяет сформировать установку у индивида, которая и поможет в процессе сеанса.

Заключение

Таким образом, стоит сказать, что в независимости от лавины критики, которая в свое время хлынула в сторону Д.М. Узнадзе, он совершил прорыв психологии. Он ввел в учение о бессознательным экспериментальную и эмпирическую основу, и продемонстрировал наличие неосознаваемых процессов в реальных опытах, в отличии от того же Фрейда и других представителей теории бессознательного, чьи заявления так и остались необоснованными. Теория установки поражает и своим масштабам. Введя рассматриваемое понятие, Д.М. Узнадзе, по сути предвосхитил понятие схем из когнитивной психологии.

Кратко суммируя написанное, установка - это весь наш опыт, которым мы не оперируем целенаправленно, а используем автоматически. Если вы увидели своего друга где-то на улице, это уже запускает в вас тот или иной стереотип поведения и восприятия просто потому что у вас есть предыдущий опыт общения с этим человеком. Если врач говорит вам принять те или иные лекарства вы принимаете их, потому что доверяете ему, поскольку, в соответствии с вашими убеждениями, врач – это человек знающий и умеющий вылечить. А у кого-то таким человеком выступает цыганская гадалка, что и определяет его дальнейшее поведение.

Отзыв о лечении гипнозом от IT-специалиста: запрос иррациональные эмоции в общении