Жизнь Европы XVI-XVI вв. ознаменована огромным культурным движением, которое принято называть Возрождением или Ренессансом. Это была эпоха титанов и великих свершений во всех областях человеческого знания.

Золотой фонд мировой культуры составляют произведения Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) , Рафаэля Санти (1483-1520). Учения Николая Коперника (1473-1543), Джордано Бруно (1548-1600), Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), Галилео Галилея (1564-16420), Рене Декарта (1596-1650) знаменовали собой переворот в естествознании.

Среди замечательных философов и общественных деятелей того времени можно назвать Эразма Роттердамского (1467-1536), Никколо Макиавелли (1469-1527) и Томаса Мора (1478-1535). И это будет далеко не полный список имен.

Наиболее ярко Возрождение проявилось в Италии. Основная форма политического существования - небольшие города-государства с республиканской формой правления, феодалы слились с банкирами, богатыми купцами и промышленниками. Поэтому в Италии феодализм в его полных формах так и не сложился. Обстановка соперничества между городами, ставила на первое место не происхождение, а личные способности и богатство. Была потребность не только в энергичных и предприимчивых людях, но и в образованных. Поэтому появляется гуманистическое направление в образовании и мировоззрении.

Наивысшего расцвета Возрождение достигло на Апеннинском полуострове, его феномен распространился и на другие части Европы. Похожие процессы к северу от Альп получили название «Северного Возрождения». Похожие процессы происходили и во Франции, и в городах Германии. Средневековый человек, и люди нового времени свои идеалы искали в прошлом.

В эпоху средневековья люди считали, что они продолжают жить в Римской империи, продолжалась и, культурная традиция: латынь, изучение римской литературы, разница ощущалась только в религиозной сфере. Но в эпоху Возрождения изменился взгляд на античность, отличающийся от средневековья. Отсутствием власти церкви, духовною свободой, отношением к человеку как к центру мироздания.

Именно эти представления стали центральными в мировоззрении гуманистов. Идеалы породили стремление воскресить античность в полном объёме, и именно Италия с её огромным количеством римских древностей стала благодатной почвой для этого.

Возрождение проявлялось и вошло в историю как период необыкновенного взлёта искусства. Если раньше произведения искусства служили церковным интересам, то есть были культовыми предметами, то теперь создаются произведения, чтобы удовлетворить эстетические потребности.

Гуманисты считали, что жизнь должна приносить удовольствие и средневековый монашеский аскетизм ими отвергался.

Огромную роль в становлении идеологии гуманизма сыграли такие итальянские писатели и поэты, как Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374), Джованни Боккаччо (1313-1375). Они и явились основоположниками и ренессансной литературы, и самого гуманизма.

Свою эпоху гуманисты воспринимали как время расцвета, счастья и красоты. Но это не значит, что она была лишена противоречий. Главным из них было то, что она оставалась идеологией элиты, в народные массы новые идеи, не проникали. Да и у самих гуманистов было иногда пессимистическое настроение. Страх перед будущим, разочарование в человеческой природе, невозможность достижения идеала в общественном устройстве пронизывают настроения многих деятелей Возрождения. Пожалуй, наиболее показательным в этом смысле было напряжённое ожидание конца света в 1500 году.

Возрождение закладывало основы новоевропейской культуры, новоевропейского светского мировоззрения, новоевропейской независимой личности. Развитие культуры как материальной, так и духовной сложно заключить в какие-то точные хронологические рамки. Эпоха Возрождения охватывает период примерно от 40-х годов XIV в. до первых десятилетий XVII в.

В разных странах Возрождение зарождалось и достигало расцвета в разное время. Раньше всего оно началось в Италии - XIV в., а в XVI в. культура Ренессанса стала общеевропейским явлением: Германия, Нидерланды, Франция, Испания, Португалия, Англия - во всех этих странах происходил культурный переворот.

По своей сущности культура возрождения была культурой переходной эпохи от феодального строя к капиталистическому. В это время складываются национальные государства и абсолютные монархии; возвышается буржуазия в борьбе с феодальной реакцией; происходят глубокие социальные конфликты - Крестьянская война в Германии, религиозные войны во Франции, Нидерландская буржуазная революция.

Творцами культуры возрождения были выходцы из самых разных социальных слоев, а ее достижения в гуманитарных знаниях, искусстве, архитектуре стали достоянием всего общества.

К новой культуре проявили интерес и материально помогали ее развитию представители крупного купечества, феодальной знати, правители европейских государств и папский двор. Однако далеко не во всех случаях высшие слои привлекала идейная сторона Возрождения, большее значение имели для них высокий уровень образованности, художественные достоинства литературы и искусства, новые формы архитектуры, мода.

Идейной основой Ренессанса был гуманизм. Слово “humanitas” (человечность) итальянские гуманисты заимствовали у Цицерона, который в свое время хотел им подчеркнуть, что понятие “человечность”, как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось на римской почве. Следовательно, уже в понимании Цицерона гуманизм означал своего рода возрождение человека.

Античное наследие сыграло решающую роль в формировании ренессансной культуры. Итальянские гуманисты, а вслед за ними и гуманисты других стран нашли в классической древности самостоятельную, независимую от религии, философию и науку, замечательную светскую поэзию и искусство, достигшие художественной высоты и совершенства, общественные учреждения, построенные на демократических принципах. Вместе с тем, речь шла не только об усвоении, но и об оригинальной переработке античной традиции. Складывание новой культуры было подготовлено общественным сознанием.

Сильно возрастает роль умственного труда, что нашло свое выражение в большом росте числа лиц свободных профессий. Это связано с распадом корпоративно-цеховых связей в городах и усилением в них роли индивидуального начала.

Эти процессы закономерно сопровождались тем, что наиболее способные сыновья купцов, торговцев, преподавателей, нотариусов, представителей знати, реже, чем сыновья ремесленников и крестьян в соответствии со своими склонностями становились художниками, архитекторами, скульпторами, врачами, писателями.

Наиболее выдающиеся гуманисты становились учеными и философами. Ослабляются связи с церковью, так как многие гуманисты жили на доходы, получаемые от своей профессиональной деятельности, усиливается неприязнь к официальной учености, пропитанной церковным духом. Одновременно происходит упадок морально-политического авторитета папства, нередкими расколами католической церкви.

Тема: Возрождение и гуманизм в Европе.

Цель: 1) изучить философию гуманизма, 2) научиться определять мировоззренческие установки Раннего нового времени, работать с историческими источниками, анализировать, высказывать свою точку зрения; 3) воспитание гуманных качеств личности, целеустремленности.

Оборудование: карта, портреты, раздаточный материал (тесты, документы)

Понятия: Возрождение, гуманизм, утопия.

На доске:

1Возрождение, основные этапы.

2Гуманизм и гуманисты

3.Писатели гуманисты. Утопии.

Эразм Роттердамский()- голландский богослов и филолог. «Похвала Глупости»

Томас Мор ()- английский гуманист, мудрый политик и первый министр короля.«Золотая книга, столь же полезная, как и поучительная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»

Франсуа Рабле (– французский писатель-гуманист. «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Уильям Шекспир()- английский поэт, драматург.

Мигель Сервантес () – испанский писатель.

«Дон Кихот»

Ход урока

1. Повторение изученного материала.

1.Фронтальная беседа.

Назовите причины Великих географических открытий.

Значение ВГО.

Последствия ВГО?

2. Кроссворд

3. Работа с датами

2. Переход к изучению нового материала.

1Возрождение, основные этапы.

2Гуманизм и гуманисты

3.Писатели гуманисты. Утопии.

2. Изучение нового материала.

-Каким представляли себе мир люди средневековья? (по картинке) Что является центром земного мира?

Прочитайте средневековую притчу. Соотнесите сословия общества с животными, которым их уподоблял автор притчи.

3. Собаки.

-Какие выводы можно сделать на основе этого документа о положении человека в обществе? Кто определял судьбу человека? (в средневековье люди считали, что их судьба зависит от бога. Бог определяет их судьбу, человек должен покорно следовать этому принципу. Отказаться от земных удовольствий ради спасения души)

-Какие качества характера ценились в человеке в средневековье? (вера, смирение, доброта, щедрость, терпение)

Большое внимание в средние века уделялось человеческой душе. Она должна быть чистой, красивой. А в античности? 9красоте тела)

1) Возрождение, основные этапы.

В 14-16 веке европейцы перестали считать античную греко-римскую культуру порождением поганых язычников. Все больше образованных людей читают стихи и пьесы античных писателей, в которых воспевается не любовь к богу, а земная любовь мужчины и женщины. Художники и поэты пытались постигнуть приемы, используемые мастерами прошлого. При этом они оставались верующими людьми.

Возрождение -эпоха в развитии европейской культуры (14-16 века), для которой характерно возрождение интереса к человеку, обращение к наследию античности, философии гуманизма. Словарь в учебнике. Запись в словарях, тетрадях.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) делится на три периода:

1 Раннее Возрождение (14-15вв)

2 Высокое Возрождение (15-16вв)

3 Позднее Возрождение (17в)

Почему эпоха Возрождения начинается именно в Италии? (интенсивное развитие буржуазных отношений, богатые банки, обширные торговые связи способствовали формированию культуры Возрождении, на территории Италии находилось древнее государство Рим, именно здесь сохранились древние книги скульптуры и др. произведения искусства античности).

Данте писал: «Развалины стен Рима заслуживают почитания, и земля на которой стоит город, священнее, чем думают люди.»

2. Гуманизм и гуманисты .

Философов Возрождения называют гуманистами («гуманус» - человечный). Прочитайте их высказывания. (По цепочке)

От чего зависит судьба, счастье человека по мнению Ф. Гвиччарди? (от его желания преуспевать в делах, упорства)

Какого место человека в мире, по мнению Мирандолы? (в центре мира, способный сам формировать себя, свою судьбу)

Как вы думаете, благодаря чему человек станет всемогущим?


но узнанными быть обидно.

В чем состоит, с точки зрения гуманиста Бранта, цель жизни человека? (стать мудрым, жить честно)

Насколько важно для человека познавать мир?

Каковы главные цели в жизни человека по мнению гуманистов?

Гуманисты сторонники не божественного, а светского взгляда на мир. Они мечтали об обществе, в котором люди смогут освободиться от предрассудков Средневековья, в котором они будут стремиться к счастью, используя все свои силы и способности.

Запись в тетрадь Гуманизм - философское учение, направление в живописи и литературе, которое осуждает пороки средневекового общества, возрождает веру в человека и его разум, объявляет душу и тело одинаково прекрасными.

Итальянские гуманисты открывали мир классической древности, разыскивали в забытых книгохранилищах творения древних авторов и кровопролитным трудом очищали их от искажений, внесенных средневековыми монахами.

Какие строчки из высказываний вам кажутся актуальными? Что можно взять за правило сегодня?

Гуманизм и гуманный – родственные слова. Гуманный в переводе означает человечный. Какими качествами должен обладать гуманный человек?

3. Писатели гуманисты. Утопии .

Величие и свобода античных героев, полководцев, ученых писателей порождала у людей эпохи Возрождения желание быть похожими на них. Вместо средневековых сочинений подразумевавших ничтожность людей перед Богом, люди начинают читать новые сочинения, в которых больше не противопоставляли «чистую душу» и «грешное тело». Весь человек прекрасный и телом, и душой считался теперь лучшим божьим творением, способным мечтать и стремиться к счастью.

Задание: Прослушайте сообщения и ответьте на вопрос: Какие недостатки высмеивали в человеке гуманисты?

Сообщения:

Эразм Роттердамский()- голландский богослов и филолог. «Похвала Глупости»

Будучи выдающимся знатоком латыни, Эразм Роттердамский комментировал сочинения древних христианских писателей, показывая, как позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинно высокой античной культуры. Еще в юности зарабатывая на жизнь частными уроками, он составил что-то вроде наставления для своих учеников, в котором учил их красиво и изящно выражать свои мысли. Позднее сборник был опубликован под названием «Разговоры запросто». Однако самым знаменитым творение Э. Роттердамского стала книга, написанная им всего за несколько дней и посвященная другу и гуманисту Томасу мору. Эта книга имеет выразительное название «Похвала Глупости»: главная героиня госпожа глупость, одетая в мантию ученного, произносит хвалебную речь самой себе. Выступая перед многолюдным собранием, Глупость убеждает слушателей, что именно она способствует движению мира, ибо «божественная сила» Глупости простирается так широко, что в служении ей объединяется весь мир. Вполне серьезно она утверждает, что «в этой жизни лишь тот, кто одержим глупостью может именоваться человеком».

Какие недостатки высмеивает э. Роттердаский? (Глупость)

В эпоху Возрождения стала высоко цениться образованность. Состоятельные люди приглашали ученных, знающих греческий язык, чтобы дать образование своим детям. «Знания доставляют разуму столько приятного и утешительного, как ничто другое, а наука дает сознание того, что ты человек, а не животное».

Томас Мор ()- английский гуманист, мудрый политик и первый министр короля.«Золотая книга, столь же полезная, как и поучительная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»

Утопия –место которого нет.

Томас мор учился в Оксфордском университете, знал несколько языков, увлекался историей, философией, литературой. В начале 16 века он написал и опубликовал «золотую книгу, столь же полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове утопия».

Работа с историческим источником.

Что по мнению Т. Мора является не справедливым в обществе?

Мор предлагал изменить общество?

Во второй части книги повествуется о замечательно устроенной жизни людей на острове утопия. Установлена коллективная собственность - имущество и земля принадлежат всем. В обществе царит порядок, преступления крайне редки. Нет ни бедных, ни богатых, а все необходимое островитяне получают бесплатно из специальных хранилищ. Жители острова не завидуют друг другу и один раз в 10 лет они производят между собой обмен всего, чем владеют.

С тех пор утопиями называли произведения, описывающие справедливое, но несбыточное общество будущего.

3. Франсуа Рабле () – французский писатель-гуманист. «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Герои повествования – мудрые короли –великаны, которые встречаются в народных легендах и сказках. С юмором описывает Рабле их жизнь, веселые пиры, во время которых под шутки и смех поглощается немыслимое количество еды. Но герои живут в очень неспокойном мире, правители которого годны только на то, чтобы делать зло своим подданным и ради своего удовольствия возмущать мир войнами. Рядом с великанами появляются на страницах романа герои вполне обычного роста: брат Жан Сокрушитель, заступник притесняемых, и пройдоха Панург, воплощение здравого смысла простого народа. Роман возрождал старинные традиции народных представлений, во время которых шуты веселили народ и высмеивали тупость, уродство и ханжество власть имущих.

4. Уильям Шекспир()- английский поэт, драматург.

«Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король лир», «Ричард III» и др.

Шекспир был влюблен в театр, выступал как актер, сочинял пьесы. Окружающий мир воспринимал как сцену, а людей как актеров. Он свято верил в то, что театр должен стать для современников настоящей школой, которая научит их не сгибаться под ударами судьбы, презирать предательство и лицемерие, противостоять подлости. В произведениях Шекспира много прекрасных, мудрых и гордых людей. Герои любят и страдают, совершают ошибки, разочаровываются, борются за свое счастье и чаще всего в этой борьбе проигрывают.

Разыгрывается сцена 2 (Сад Капуллети) из «Ромео и Джульетты»

Ромео и Джульетта выросли и живут в обстановке вековой вражды их семейств. Монтеки и Капулетти уже забыли с чего началась между ними вражда, но они фанатично воюют друг с другом и вся жизнь города-государства Вероны проходит под знаком бесчеловечной розни. Главные принципы в общественной жизни по мнению Шекспира это прекращение феодальных раздоров, мир и порядок в государстве. В средние века было принято находить жениха или невесту своим детям из практического расчета. Джульетта пытается сопротивляться выбору отца. Утверждение любви как основы семейной жизни – такова нравственная идея, утверждаемая Шекспиром.

5. Мигель Сервантес () – испанский писатель.

«Дон Кихот»

Сервантес происходил из семьи обедневшего дворянина, получил университетское образование и поступил на военную службу. В морском сражении он теряет руку, а по дороге домой он попадает к разбойникам и 5 лет томится в плену в Алжире. За огромную сумму семье удается выкупить его и вернуть на родину. Здесь начинается самый важный период в его жизни: он становится писателем. «Дон Кихот был задуман автором как пародия на средневековый рыцарский роман. Высоченный, тощий рыцарь Печального образа, взгромоздившись на полуживую клячу, надев старые помятые доспехи и шлем с картонным забралом, отправляется странствовать. Всякая несправедливость вокруг: жадный хозяин, который не плати жалованье батраку, страдания каторжников, осужденных жестоким судом, - вызывает его благородное негодование. Как истинный рыцарь, дон Кихот защищает обиженных, потому что ради свободы.. как ради чести, можно и должно рисковать жизнью».

4 Закрепление

Какое направление культуры и искусства господствовало в Европе в XV – XVII вв.?

Кто такие гуманисты?

Какие недостатки средневековья высмеивали писатели-гуманисты?

Актуальны ли взгляды гуманистов сегодня?

Как вы думаете почему в эпоху гуманизма появляются первые утопии?(внимание к человеку заставляло задумать и возможность совершенствования «земного» политического и социального устройства.)

5 Домашнее задание

1.Напишите сочинение эссе от имени гуманиста 16-17 вв. на тему «Моя Утопия».

2. Сообщения:

Леонардо да Винчи

Микельанджело Буанарроти

Рафаэль Санти

3. Тетрадь на печатной основе с. 11-12.

Приложение

Прочитайте средневековую притчу. Соотнесите сословия общества с животными, которым их уподоблял автор притчи.

Предназначение овец – давать молоко и шерсть, быков – пахать землю, псов – защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных исполняет свой долг. Так же и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним… молиться за других, чтобы они исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу руном доброго примера. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и пашет землю.

3. Собаки.

-Какие выводы можно сделать на основе этого документа о положении человека в обществе

Прочитайте высказывания.

«Человек одарен от природы, и если он упорен и смел, то необычайно преуспевает в делах». (Франческо Гвиччарди).

-От чего зависит судьба, счастье человека по мнению Ф. Гвиччарди?

«Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе удобнее обозревать все, что есть в мире. Я сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь» (Пико дела Мирандола)

- Какого место человека в мире по мнению Мирандолы?

«Люди не только будут обладать знанием всех вещей, но и станут почти всемогущими» (Бернардино Толезио)

-Как вы думаете благодаря чему человек станет всемогущим ?

Себастьян Брант «Корабль дураков» (отрывок)

«Душеспасительные книжки Не тщись быть мудрым, знай одно:

Пекут у нас теперь в излишке, Признавший сам себя глупцом

Не уменьшилось в людях зло: А кто твердит, что он мудрец,

Писанья эти ничему Тот именно и есть глупец.

Теперь не учат! В ночь и в тьму Стремиться надо, как известно,

Мир погружен, отвергнут Богом, - Жить добродетельно и честно

Кишат глупцы по всем дорогам. И, чтобы быть всегда в чести,

Жить дураками им не стыдно, Благоразумие блюсти».

но узнанными быть обидно.

- В чем состоит, с точки зрения гуманиста Бранта, цель жизни человека? Насколько важно для человека познавать мир?

Изменила ли философия гуманизма взгляд европейцев на человека и его место в мире?

Каковы главные цели в жизни человека?

Урок истории «Возрождение и гуманизм в Европе» был проведен в 7 а классе. Урок является частью темы эпоха Возрождения. На уроке прослеживается четкость поставленной цели, задания соответствовали возрастным и психологическим особенностям учащихся. Была обеспечена комплексность образовательных, развивающих и воспитывающих задач. Выделена актуальность темы.

Тип урока: изучение нового материала. Небольшое повторение изученного материала являлось переходом к изучению новой темы. Работа с историческими источниками, проблемные задания, подготовка сообщений позволила учащимся активно включиться в работу и решить поставленные задачи. Самым ярким моментом являлось разыгрывание сцены из произведения У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Сочетание использования на уроке словесных, наглядных, практических методов и метода персонификации способствовало развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению темы. Учащиеся обладают умением выделять главное, аргументировать, высказывать свою точку зрения, приводить примеры.

Широко использовались межпредметные связи (история и география, история и МХК, история и литература).

Выбранные формы и методы соответствовали содержанию отобранного материала. Все поставленные цели и задачи были достигнуты.

ЕВРОПЕЙСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИДЕОЛОГИЯ ГУМАНИЗМА

Эпоха Возрождения (Ренессанс) – это период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, который знаменует переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального - к буржуазному.

Предпосылки появления культуры Возрождения:

1. Первоначальное накопление капитала. Появление капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Развитие банковского дела и международной торговли.

2. Зарожде­ние современного экспериментального естествознания. Формирование научной картины мира на основе гелиоцентрического взгляда (Н. Коперник , Д. Бруно, Г. Галилей ) .

3. Великие географические открытия (Колумб, Магеллан ), возвестившие эру океанической цивилизации. Открытие богатых континента западного полушария для освоения «старым миром».

Первоначально черты Ренессанса обнаружились в Италии. Период XIII - начало XIV вв. - проторенессанс , во многом подготовил почву для Возрождения. Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Приблизительны и хронологические границы - в Италии ХIV-ХVI века, в других странах ХV-ХVI века. Наивысшей точки своего развития культура Ренессанса достигает в XVI столетии, когда становится общеевропейским явлением - это, так называемое, Высокое, классическое Возрождение, за которым последовало позднее Возрождение последних десятилетий XVI века.

В эпоху Возрождения создавалось новое мировоззрение, шедшее на смену средневековому образу мыслей. Оно по-новому объясняло жизнь, и особенно - место и назначение в ней человека. В самом названии, которое получило это мировоззрение, отразилась переориентация человеческого мышления. Возрождение создало новое направление мысли, обращенное к человеку и творению его рук. От этого термина образовались названия «гуманист» и «гуманизм». Следует помнить, что понятия «гуманный человек» и «гуманист» имеют совершенно разное значение. Гуманистами были, например, знаменитый тиран Лоренцо Медичи , расчетливый и хитрый политик Никколо Макиавелли , коварный и жестокий Цезарь Борджиа . Гуманисты эпохи Возрождения - это по-новому мыслящие люди. В процессе их активной и разносторонней жизнедеятельности создавался новый особенный тип мышления - ренессансный гуманизм.

Гуманисты Возрождения не были профессиональными философами. Это поэты и художники, писатели и архи­текторы, политики и меценаты - новая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей. Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в котором чело­век - только выразитель интересов сословия. Они выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гуманисты выражают требование исторической ситуации - формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Идеи гуманизма о том, что в человеке важны его личные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а отнюдь не социальное положение и происхождение, ложились на благодатную почву. Человек уже сам кует свою судьбу и провидение господне тут ни причем. Человек живет по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев). Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира , во всей идеологической сфере утверждается новый центр - могучая и прекрасная личность.

Гуманизм начал с решительного отказа от средневековой системы знания и метода схоластики. В средние века наука была частью теологии. Она была заперта в монастырях и университетах, и потому элитарна. Гуманисты считали, что наука должна быть открыта людям, чтобы приблизить их к познанию природы и самого человека. Гуманистическая наука не восстает против Бога, она изучает мир, созданный им, и главное его творение - человека. Наука перестает быть закрытым ремеслом, она становится явлением культуры XIV-XV вв. Мир открывается человеку через опыт жизни и созерцание красоты Вселенной.

Размышляя о состоянии культуры, гуманисты считали Средневековье варварским временем общего упадка культуры и образованности, вызванного отказом от античного наследия. Для возрождения истинной культуры, по их мнению, необходимо было обратиться к культурному опыту древних, к постижению высших проявлений человеческого духа. В это время в Италии были особые условия, которые стимулировали знакомство с философией, наукой и поэзией древнего мира. На исходе XIV века из Византии, остававшейся на протяжении всего Средневековья хранительницей античной культуры, стали приезжать ученые, художники, образованные люди. Спасаясь от турок-османов, они спасали и свои рукописные собрания - сочинения древних греков. Общение двух культур привело к обогащению итальянских университетов греческими рукописями, знакомству студентов с греческой философией и литературой. Однако было бы неверно толковать Ренессанс как простое возвращение к античности, ибо его представители вовсе не отбрасывали достижения средневековой культуры и с известной долей критичности относились к античному наследию. В отличие от античного взгляда на окружающий мир, в котором человек призван учиться у природы, мыслители Возрождения полагали, что человек, наделенный Богом свободной волей, является творцом самого себя и этим выделяется из природы. Как видим, такое понимание сути человека не только отличается от античного, но и вступает в противоречие с постулатами средневековой теологии.

Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери . Созданный Данте в его «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него - «величайшее чудо».

К числу лидеров Ренессанса принадлежал Франческо Петрарка . Он создал новый род поэзии и новый стиль, заложил основы ренессансной классической филологии. Петрарка обнаружил в человеке те чувства, которые с тех пор в Европе стали называть любовью, и это было одним из самых великих открытий Возрождения. Его мировоззрение и его вера в Бога пронизаны индивидуализмом. Личная религиозность, непохожая на средневековую, присущая древнехристианским аскетам-пустынникам, оказалась воз­можной в XIV веке. Усилиями поэта был начат процесс восстановления преемственных связей с античностью. Петрарка открывал людям своего времени, что мир христианской и античной культуры не противостоят друг другу, что христианство может обогащаться, осваивая культурное наследие древних. По его мнению, именно культура призвана осуществить высшее единение человечес­кого общества.

Многие идеи Петрарки на­шли отражение в творчестве Джованни Боккаччо . Его поэзия устремлена к жизни. Все свои произведения Боккаччо писал на итальянском языке, пользуясь оборотами народной речи. Самое значительное его произведение - «Декамерон». В нем отражена реальная пестрота жизни во всем богатстве ее проявлений. Его персонажи - это люди разных характеров, профессий, общественного положения, которые ценят земные радости жизни. Боккаччо ввел новую литературную форму реалисти­ческого рассказа, новеллы, в которой переплетены традиции городской сатиры и куртуазной любви.

Манифестом Высокого Возрождения стал трактат Джованни Пико Делла Мирандолы , выдающегося философа, блестящего знатока античной мысли, «Речь о достоинстве человека». Мирандолла говорит о том, что Бог, возвышая человека над прочими творениями, наделяет его свободой воли, исключительной способностью форми­ровать самого себя. Человек сам определяет свое место в мире - либо возвышается над природой посредством интеллекта и нравственности, либо, отдавшись во власть плоти, опускается до животного.

Гражданский гуманизм (Леонардо Бруни , Колюччо Салютати ) выдвинул новое понимание роли человека в жизни общества и государства. Если в политических учениях средних веков единство общества считалось невозможным без монархической власти, то в гражданском гуманизме утверждались идея личной свободы, равенства граждан перед законом, принцип общего блага, гарантом которого выступает республика. Только в хорошо устроенном государстве возможно нравственное совершенствование человека и общества, всестороннее развитие культуры. Идея гармоничного общества, которое, по мнению гуманистов, может существовать только в свободных городах-государствах, разрабатывалась в политических трактатах, архитектурных проектах идеального города, исторических сочинениях, поэтических панегириках.

Эпоха Возрождения не может рассматриваться только как одновекторный, исключительно поступательный социокультурный процесс. Прежде всего следует обратить внимание на противоречивость концепции неограниченной воли и способности человека к самосовершенствованию. Гуманистическая направленность ее не гарантировала вовсе от подмены понятия свободы личности на понятие вседозволенности, низменного своеволия - по сути на антиподы гуманизма. Примером этому могут служить взгляды итальянского мыслителя Никколо Макиавелли , оправдывавшие любые средства для достижения власти, а также английского гуманиста Томаса Мора и итальянского философа Томмазо Кампанеллы , видевших идеал социальной гармонии в обществе, выстроенном по жесткой иерархической системе, регламентирующей все сферы жизни. Впоследствии эту модель назовут «казарменным коммунизмом». В основе этой метаморфозы лежит достаточно глубокое ощущение мыслителями Возрождения двойственного характера свободы.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Художественное творчество в культуре Возрождения особое значение приобрело как основной вид духовной деятельности: художник в выражении своих чувств уподоблялся богу, но ориентировался на человеческое понимание мира, обращая внимание, прежде всего, на его гармонию, симметрию, меру. Искусство призвано было постигать подлинную сущность природы, раскрывая ее красоту. Писатели, художники, мыслители стремились «очеловечить» эмпирическую реальность в своих произведениях. К человеку искусства предъявлялись высокие требования: знание техники своего мастерства, обладание широким кругозором, умение вызывать чувство наслаждения у тех, кому оно было адресовано. Идеи произведений черпались из античного искусства и раннего средневековья, явлений общественной жизни и христианских источников. Поэтому для художественной культуры Возрождения было характерным переплетение религиозных и светских мотивов, интерес к яркой личности.

У истоков живописи итальянского Возрождения стояли Джотто и Мазаччо (XIV-XV в.), впервые создав материальные образы на основе линейной перспективы и показе естественных переживаний своих героев. Вершина искусства раннего Возрождения – творчество Сандро Боттичелли («Весна», «Рождение Венеры»).

Высокое Возрождение освещает творчество трех великих титанов, гениальных художников – Леонардо да Винчи , Рафаэло Санти и Микеланджело Буанаротти .

Леонардо да Винчи (1452-1519) человек фантастического ума и художественного гения, был художником, скульптором, архитектором, философом, инженером, анатомом. Он возвёл живопись в абсолют художественного творчества, посредством которой запечатлел состояние человека как единение бога и природы, передал его «небесную» и «земную» красоту.

Синтез традиций античности и духа христианства нашёл воплощение в творениях Рафаэля Санти (1483-1520) .

В его творчестве получили решение две важнейших проблемы изобразительного искусства: изображение пластического совершенства человеческого тела, выражавшего духовное богатство и гармонию внутреннего мира человека, и построение сложной многофигурной композиции.

Микеланджело Буанаротти (1475-1564) превзошел всех силой и насыщенностью художественных образов, гражданским пафосом, страстью. Статуя «Давид», работы мастера представляет собой гимн человеку, его совершенству, силе, мужеству и красоте.

Величайший художник итальянского Возрождения Тициан (1480-1576) , мастер композиции. Его кисти принадлежат творения на мифологические и христианские сюжеты, произведения в жанре портрета.

Архитектура Возрождения связана с такими именами, как Ф. Брунеллески , Л. Альберти, Д. Браманте . Характерными ее особенностями становятся: увеличение масштабов светского строительства, масштабной мерой сооружения становится человек, присутствует красота объема и форм. Из античной архитектуры наследуется ордерная система, главными элементами которой становятся – архитрав , колонна , свод , пилястра . Активно строятся как соборы (собор св. Петра в Риме), так и дворцовая архитектура – палаццо. В позднем Возрождении усиливается декоративность отделки зданий, эмоциональная выразительность авторов – выразившаяся в стиле «барокко».

Самостоятельным художественным произведением становится скульптура . В раннее Возрождение она представлена станковой и монументальной скульптурой и рельефом. Реалистическое изображение человеческой натуры одним из первых создал Донателло . Светская интерпретация библейских сюжетов была выражена в статуях Микеланджело («Давид»).

В художественной литературе Возрождения нашли свое выражение идеи гуманистической идеологии. Данте Алигьери (1256-1321), Джованни Боккаччо (1313-1375) и Франческо Петрарка (1304-1374) – крупнейшие его представители. В их произведениях прослеживается проблема человеческой этики («Божественная комедия»), критики церковного аскетизма и феодальной сословной системы («Декамерон»), права на земное бытие (любовного лирика Петрарки).

В XVI-XVII вв. Возрождение из Италии приходит в другие страны Европы. В Германии, Испании и Нидерландах в художественной культуре ведущее направление занимает живопись. Мастеров привлекает психологическая глубина и внутренняя интимная красота человека самого по себе. Портретная живопись Яна Ван Эйка (1390-1441) утверждает раскрытие индивидуальности и выступает против средневекового изобразительного канона. Иероним Босх (1450-1516) поражает объединением мрачных средневековых фантазий и символов с элементами фольклора и точной реалистичной деталировкой. Аллегорические образы затрагивают подсознание человека. Альбрехт Дюрер (1471-1528) гениальный график. В фантастических образах воплотил страдания и надежды передовых людей Германии, ожидание ими исторических перемен. События, завершающие эпоху Возрождения, отражены в творчестве испанца Эль Греко (1541-1616) . Образ человека у него лишен героического начала, но наделен повышенной одухотворенностью. Кризис Возрождения отображен показом ирреального мира и реальной действительности посредством контраста цвета, нарушением пропорций, судорожной жестикуляцией.

Архитектура северного Возрождения индивидуальна для отдельных стран и выражала характерные черты – асимметрия построения, расчленение фасадов, поэтажная ордерная система, наследие готики и античности. Главный тип здания воплощен в строительстве ратуш, муниципалитетов, цеховых домов, дворцов для знати.

Литература северного Возрождения объединяет гуманизм Италии и национальную самобытность. Возникает огромное количество новых жанров. Произведения создаются на родных национальных языках. В Германии Эразм Роттердамский (1469-1536) иронически выступил против теологического феодализма, воспевая волю человека, его разум в формировании собственного характера, и нравственное совершенство («Похвала глупости»). Во Франции Франсуа Рабле (1494-1553) в своих произведениях («Гаргантюа и Пантагрюэль») поднимал вопросы воспитания народа, его свободного развития, уничтожения феодального гнета. В Англии вершиной литературной эпохи Возрождения стало творчество В. Шекспира (1564-1616) , показавшее противоречия между избавлением от средневековой регламентации и неготовностью народных масс получить соответствующее нравственное воспитание и образование.

Свобода художественного творчества эпохи Возрождения рождала веру в победу добра, но утверждение этой веры и ее воплощение должно было пройти долгий путь.

Тема:

Специальность: 19.02.10 (Технология продукции общественного питания)

Учебная дисциплина: История

Раздел 6. Страны Запада и Востока в ХVI - ХVIII веке . Тема 6.3 . Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Реформация и контрреформация.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Цель учебного занятия: познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью выдающихся мастеров культуры эпохи Возрождения.

Обучающий компонент: уяснить через знакомство с искусством Возрождения всю грандиозность, сложность и противоречивость эпохи, выяснить значение реформ и контрреформ.

Развивающий компонент: умение анализировать культуру Возрождения, значение контрреформ.

Воспитательный компонент: Воспитывать культуру общения; прививать интерес к традициям других народов, развить уважение к искусству Возрождения и осмыслить могущество человека.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой.

Педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения, поисковые, групповые.

Формы работы: беседа, учебный диалог, анализ информации, составление таблицы, работа с текстом учебника, составление беседа, логические рассуждения, работа с терминами, составление синквейна.

Ресурсное обеспечение учебного занятия:

    Артемов В.В, Лубченков В.В. История часть 1 (для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей). - М.:ИЦ «Академия», 2014. -304 с.

    Технические средства: компьютер, мультимидийная установка, презентация «Возрождение и гуманизм в Западной Европе».

    Раздаточный материал: карточки, учебники, раздаточный материал.

Прогнозируемый результат:

По итогам учебного занятия обучающиеся должны освоить следующие личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные (ПР) результаты и общие компетенции(ОК):

    ЛР 4. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире .

ЛР 6. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

    МР4. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать.

ПР 3.С формированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении.

ПР 5. Сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

План

1. Высокое Возрождение.

2. Великие гуманисты.

3. «Титаны Возрождения».

4. Причины Реформации.

5. Выступление Мартина Лютера.

6. Крестьянская война в Германии.

7. Жан Кальвин и его учение.

8. Контрреформация. Религиозные войны.

Ход учебного занятия

    1. Организационный момент

Приветствие

Проверка готовности к учебному занятию

Целеполагание

    1. Повторение изученного материала.

Преподаватель предлагает обучающимся повторить пройденный материал в виде фронтального опроса, а некоторые работают по карточкам. Приложение 1

    Какие изобретения были внедрены в производство в начале Нового времени? Как они повлияли на развитие производства?

    Расскажите о развитии новой военной техники.

    Что такое революция цен? Как она повлияла на развитие стран Западной Европы?

    Какие изменения произошли в западноевропейском обществе в XVI XVII вв?. Сравните это общество со средневековым обществом Западной Европы.

    1. Изучение нового материала.

    Актуализация субъектного опыта обучающихся.

Преподаватель организует работу обучающихся с терминами в рамках изучаемой темы, используя прием «Ассоциативный ряд»

?!Как вы думаете, что такое Возрождение?

?!Какие ассоциации у вас возникают с понятием «реформация»?

1. Высокое Возрождение.

Преподаватель предлагает начать работу с вопроса.

Прочитайте средневековую притчу. Соотнесите сословия общества с , которым их уподоблял автор притчи. Приложение 2.

Предназначение овец – давать молоко и шерсть, быков – пахать землю, псов – защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих исполняет свой долг. Так же и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним… молиться за других, чтобы они исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу руном доброго примера. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и пашет землю.

1. Рыцари А. Овцы

2. Духовенство Б. Быки

3. Крестьяне В. Собаки.

!? Какие выводы можно сделать на основе этого документа о положении человека в обществе? Кто определял судьбу человека? (в средневековье люди считали, что их судьба зависит от бога. Бог определяет их судьбу, человек должен покорно следовать этому принципу. Отказаться от земных удовольствий ради спасения души)

!? Какие качества характера ценились в человеке в средневековье? (вера, смирение, доброта, щедрость, терпение)

Большое внимание в средние века уделялось человеческой душе. Она должна быть чистой, красивой. А в античности? 9красоте тела)

Высокое Возрождение считается переходной эпохой от Средневековья к Новому времени. Отличительными чертами культуры Возрождения являлись светский (нерелигиозный) характер культуры, гуманизм, обращение к античному культурному наследию. Культура Высокого Возрождения возникла в то время, когда на первый план выдвинулась человеческая личность, во многом обязанная своими успехами и положением не знатности предков, а собственным знаниям и уму. Человека уже не устраивали многие

Сословно-феодальные порядки, церковно-аскетическая мораль, традиции.

Центром мироздания был объявлен не Бог, а человек как часть природы, как

наиболее совершенное ее творение. Переживания человека, его внутренний мир, его земная жизнь становятся главными темами литературы и искусства. Стал формироваться идеал гармоничной, свободной, всесторонне развитой творческой личности

2. Великие гуманисты.

Обучающиеся по ходу объяснения заполняют таблицу.

Выдающимся гуманистом раннего Нового времени явился Эразм Роттердамский , ученый, филолог, богослов. Он создал стройную систему нового богословия, которое называл «философией Христа». В этой системе главное внимание сосредоточивается на человеке в его отношении к Богу, на нравственных обязательствах человека перед Богом. Такие проблемы, как сотворение мира, троичность Бога, гуманист считал неразрешимыми и не имеющими жизненно важного значения. Лучшее произведение Эразма Роттердамского -острая философско-политическая сатира «Похвала глупости», которая звучит актуально и в наши дни. К гуманистам относится французский писатель Франсуа Рабле, автор книги «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой отразился путь развития гуманистической мысли, ее

надежды, победы и поражения. Еще одним величайшим писателем гуманистом был Уильям Шекспир, великий английский драматург. Главным принципом его произведений стала правда чувств. Испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра -автор бессмертного произведения «Дон Кихот». Герой Сервантеса живет в мире иллюзий и пытается воскресить золотой век рыцарства. Однако мечты Дон Кихота разбиваются о действительность. Томас Мор , английский мыслитель -гуманист, создал трак

тат об идеальном государстве «Утопия». На острове Утопия (в переводе -место, которого нет) автор «поселил» счастливых людей, отказавшихся от собственности, денег и войн. Мор обосновал целый ряд демократических требований к организации государства. В частности, утопийцы могут свободно выбрать ремесло или другое занятие, но все обязаны работать. Согласно учению английского философа Джона Локка, человек является общественным существом. Локк говорит о «естественном состоянии» человека. Это состояние является не своеволием, а обязанностью сдерживать себя и не наносить ущерба другим людям. Человек имеет право на собственность. Однако право на землю и потребление продуктов труда часто порождает конфликты, поэтому оно является предметом специального договора между людьми. Локк заложил основу идеи разделения гражданского

общества и государства.

3. «Титаны Возрождения».

Обучающиеся продолжают заполнять таблицу следуя по презентации и объяснению преподавателя.

Культура эпохи Возрождения отличается чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Творцы культуры -ученые, художники, писатели -были разносторонними людьми. Неслучайно их называют титанами, как древнегреческих божеств, олицетворявших могучие силы природы. Итальянец Леонардо да Винчи в первую очередь прославился как живописец, автор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконда) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценности человеческой личности. В области механики Леонардо сделал первые попытки определить коэффициент трения и скольжения. Ему принадлежат многочисленные проекты ткацких станков, печатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летательных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой, анатомией. Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период его творческой зрелости открывает статуя Давида, установленная во Флоренции. Вершиной творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане, воплотившая его представления о жизни и ее противоречиях. Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме -главного собора католического мира. Живописец и архитектор Рафаэль Санти

прославил земное счастье человека, гармонию его всесторонне развитых духовных и физических свойств. В образах мадонн Рафаэля мастерски отражена серьезность мыслей и переживаний. Наиболее известной картиной художника является «Сикстинская, Мадонна». Испанский художник греческого происхождения Доминико Эль Греко воспринял традиции византийского искусства. Его картины выделяются глубокой психологической

характеристикой персонажей. Другой испанский живописец, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта, выдержанные в темном колорите и отличающиеся жесткостью письма. Крупнейшим представителем германского Возрождения является художник Альбрехт Дюрер . Он искал новые среда ства выразительности, отвечающие требованиям

гуманистического мировоззрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и механикой. Известный нидерландский живописец этой эпохи

Питер Брейгель Старший. В его творчестве с наибольшей полнотой отразились жизнь и настроение народных масс. В своих гравюрах и рисунках сатирического и бытового характера, в жанровых и религиозных картинах художник выступал против социальной несправедливости. Позже в Нидерландах творил величайший художник Рембрандт Харменс ван Рейн , автор многих портретов, картин на библейские и мифологические темы. Высочайшее мастерство позволило ему создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображенных людей и предметов.

    Причины Реформации.

В XVI в. началась Реформация (в переводе с латинского - преобразование).

Реформация - это широкое общественное движение, характеризующееся отходом от католической церкви значительной части населения Европы.

В условиях перемен учение католической церкви перестало удовлетворять многих людей. Церковь утверждала, что мир и все, что в нем находится, созданы Богом и не подлежат никакому изменению. Проповедовалась идея об исконной греховности человека и о том, что Церковь через свои таинства (крещение, причащение и т. д.) может его спасти. Распространение гуманистических идей подрывало подобные идеи. Людей раздражала жадность духовенства, его стремление к обогащению. Особенно наглядно это проявлялось в продаже индульгенций : за каждый мог купить себе «отпущение грехов». Многие правители были недовольны претензиями пап на верховную власть. Они с смотрели на богатства и земли Церкви и монастырей, мечтая присвоить их.

    Выступление Мартина Лютера.

Опережающее задание подготовить информацию о личности Мартина Лютера.

Определения и ключевые моменты записываются в тетрадь.

Начало Реформации связано с выступлением в октябре 1517 г. профессора университета в немецком городе Виттенберг Мартина Лютера, который выдвинул 95 тезисов против индульгенций. Лютер провозгласил, что Церковь и духовенство не являются посредниками между Богом и человеком. Он объявил ложными претензии Церкви на то, что она может отпускать грехи с помощью таинств в силу особых полномочий от Бога: человек достигает спасения души не через церковные обряды, а с помощью веры. Источником религиозной истины, по мнению Лютера, является лишь Священное Писание, поэтому роль Церкви и духовенства должна сводиться только к разъяснению его текстов. Соответственно должно проводиться на понятном всем языке, а не на латыни. Позже Лютер перевел Библию на .

Поднявшееся в Германии широкое движение в поддержку Лютера не позволило католическому духовенству быстро покончить с его учением. Лютеранство приняли многие горожане, крестьяне, дворяне и правители ряда германских государств. Лютер призывал действовать против папского Рима не только словом, но и с помощью оружия.

B ходе Реформации от католической церкви отделились различные направления в христианстве, общее название которых - протестантизм.

Протестантами впервые стали называть германских правителей, подписавших в 1529 г. на имперском сейме (собрании князей Священной Римской империи) так называемую «Протестацию». Они протестовали против решения большинства сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии.

    Крестьянская война в Германии.

Идеологом радикальной Реформации стал немецкий священник Томас Мюнцер . Сначала он был приверженцем идей Лютера, но в 1520 г. перешел на более решительные позиции.

Мюнцер считал, что земная жизнь должна быть очищена от зла. Врагами веры являются те, кто обрекает простой народ на страдания. Различий между богатыми и бедными быть не должно.

В 1гг. в ряде районов Германии вспыхнули восстания крестьян против дворян под лозунгами учения Мюнцера. Крестьяне собирались в целые и вели боевые действия против отрядов местных правителей и дворян, поэтому эти события называются Крестьянской войной. Программа восставших излагалась в документе «12 статей». В ней говорилось, что народ должен быть освобожден от всех тягот. Дворянское и церковное имущество и земли крестьяне по указанию Мюнцера делили между собой.

В середине мая 1525 г. в Тюрингии произошел неравный бой между рыцарской конницей, вооруженной артиллерией, и почти безоружными крестьянскими отрядами. Крестьянская армия была разбита, Мюнцер попал в плен и был казнен. Конспекты в тетради.

    Жан Кальвин и его учения.

Обучающиеся самостоятельно работают с учебником стр. 213. Выписывают главные идеи учения.

Центром Реформации являлась также Швейцария. Здесь распространилось учение француза Жана Кальвина. Он считал, что ни один человек не может знать, какая судьба его ждет, и тем более не может ее изменить. Но каждый верующий должен всеми силами доказывать свою богоизбранность. Богатство человека в земной жизни, по мнению Кальвина, является зримым доказательством его богоизбранности.

    1. Закрепление:

Преподаватель предлагает обучающимся закрепить полученные знания в виде устного опроса, при ответе на которые обучающиеся должны дать аргументированный ответ.

1. В чем состоит суть мировоззрения, характерного для эпохи Возрождения?

2.Кратко охарактеризуйте крупнейших мыслителей эпохи Возрождения.

3.Имена каких деятелей культуры в первую очередь вспоминают наши современники при упоминании об эпохе Возрождения?

4. Каковы причины Реформации? Какие идеи содержались в учениях М. Лютера и Ж. Кальвина? Что было у них общего, чем их учения отличались?

5. Расскажите о Крестьянской войне в Германии.

6. Как католическая церковь боролась с Реформацией? Каковы были итоги борьбы католиков и протестантов в Европе?

7. Опишите ход религиозных войн во Франции. Каковы были их результаты?

8. Неизбежно ли религиозные разногласия должны были вызывать в тот период войны? Свой ответ аргументируйте.

V . Домашнее задание .

    Написать эссе на тему: «Реформация и контрреформация»

VI . Подведение итогов.

Подведение итогов на основе составления синквейна (мини-стихотворения).

Значение географических открытий

Существительное

Прилагательное, прилагательное

Глагол, глагол, глагол.

Предложение

Вывод.

Оценивание учебных способов деятельности обучающихся.

Выставление оценок.

VII . Рефлексия . Используется методический прием «Незаконченное6 предложение»:

Что было на уроке самым полезным для меня было… …

Что было на уроке самым интересным для меня было…

Приложение 1.

Карточка №1

    Что такое мануфактура?

    Назовите первое огнестрельное оружие.

    Назовите отличие каравеллы от галеров.

    Причины революции цен.

    Что такое буржуазия?

Карточка №2

    Что означает рассеянная мануфактура?

    Перечислите изобретения в области техники.

    Что такое мортиры?

    Что такое акционерное общество?

    Что означает капиталистическое предприятие?

Приложение 2

Предназначение овец – давать молоко и шерсть, быков – пахать землю, псов – защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих исполняет свой долг. Так же и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним… молиться за других, чтобы они исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу руном доброго примера. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и пашет землю.

1. Рыцари

2. Духовенство

3. Крестьяне

А. Овцы

Б. Быки

В. Собаки.

Возрождение - это время переосмысления наследия античности, возрождения ее идей. Но неверно считать это время повторением, подражанием ушедшей культуре. Идеи, рожденные средневековьем, в эпоху Возрождения во многом повлияли на специфику мироощущения человека этого времени.

Основными принципами мироощущения человека эпохи Возрождения можно считать следующие положения:

Мир земной - это иерархия творений Бога, где наивысшим совершенством обладает только сам человек; теоцентризм миропонимания сменяется антропоцентризмом;

Появляется четкое осознание проблем жизни;

Время и пространство оцениваются уже рамками реального существования, четко определяются формами деятельности человека. Пространство становится видимым. Время - как настоящее и быстро текущее. Ренессансный тип личности отличается титанизмом (он совершает за свою жизнь столько, что не под силу многим) и универсальностью (реализует свои способности в самых разнообразных областях);,

Способность творить становится высшим проявлением человеческой божественности, а художник становится самой уважаемой личностью в обществе;

Искусство и природа становятся равнозначными понятиями;

Красота мира разделяется на красоту природную, естественную и красоту искусственную, рукотворную; красота человека - на духовную и физическую.

Возрождение - это рождение идей гуманизма, прославляющих творческий потенциал человека. Гуманизм ярко проявился в искусстве. Гуманисты разрабатывали (скорее практически, нежели теоретически) тот компонент эстетики, который сегодня мы называем прикладным. Природа рассматривается как высшая форма красоты. Искусство - это одна из форм творчества, осуществляемого по законам красоты природы. Если средневековая эстетика считает искусство приложением к материи уж


готовой формы, заранее имеющейся в душе художника и заложенной туда Богом, то в Возрождение впервые возникает мысль о том, что художник сам творит и создает эту форму. Поэтому искусство не есть простое подражание природе. Оно есть совершенно новое явление, являющееся актом творческого деяния человека, проявляющего через искусство свою волю и индивидуальность.

Искусство рассматривается как один из каналов познания человеком окружающего мира. Искусство активно взаимодействует с наукой. Великие титаны Возрождения занимаются не только художественным творчеством, но и делают научные и технические открытия. Достаточно назвать имя Леонардо да Винчи.

Искусство стало не только самостоятельным, но и начало проявлять свое морфологическое строение: четко начинает проявляться специфика отдельных видов искусства. Творец становится профессионалом своего дела, в котором начинает особенно ценится мастерство и индивидуальность.


Таким образом, искусство приобретает все более светский характер, отличающийся демократичностью и стремлением к реализму в отражении мира. Возникает понятие «свободных занятий», к которым относят философию, историю, красноречие, музыку и поэзию. Авторитет художника в обществе начинает расти. Затраченный труд и необходимые профессиональные знания становятся критерием искусства. Самыми ценимыми становятся литература и изобразительное искусство.

В эту эпоху возникла новая - современная литература. Слово понимается как высшее проявление Красоты, работа над образностью слова -как высшее человеческое предназначение. Литература Возрождения наполнена жизнеутверждающим характером, восхищением красотой мира, человека и его свершений. Главной ее темой становится тема любви.

Архитектура Возрождения искала возможность создания идеала образа жизни через создание новых архитектурных проектов. Идеал жизни был реализован во Флоренции XV века - «идеальном» городе, смоделированном воображением и руками великих творцов. «Идеальный» город родился благодаря открытию перспективы, очерченной Брунеллески и Леонардо да Винчи, а также в силу осуществленного единства пространственно-пластического и общественно-политического видения мира. Впервые появилось человеческое пространство, противопоставленное природному пространству. Архитектура города рассматривается как синтез города вообще: предметного мира города, быта отдельных горожан, его общественной жизни с играми, зрелищами и театром.

Одна из задач изобразительного искусства - важность соблюдения канона прекрасного, найденного еще древними, но так, чтобы не пострадали реалистичность и жизненность изображения. Мастерство изображе-

ния становится профессией. Развиваются художественные школы. Для изобразительного искусства Возрождения характерно:

Смена тематики - объектом повышенного внимания становится человек;

Смена приемов изображения - прямая перспектива, точность передачи строения человеческого тела;

Вытеснение чистого цвета сложными, составными цветами;

Основным средством выразительности становится не свет, а тень, что способствует развитию графических искусств в изобразительном искусстве;

Особый интерес к пейзажу;

Преобладание станковой живописи и появление светской живописи (портрета);

Развитие техники масляной живописи;

Интерес к гравюре.

В скульптуре происходит возвращение интереса к обнаженному телу. Скульптор Донателло первым (после средневековья) представил в скульптуре обнаженное тело, создал новый тип круглой статуи и скульптурной группы, живописного рельефа. Обнаженное тело скульптур Ренессанса наполнено экспрессией, движением, чувственностью, эротикой. Позы стали динамичными, мышцы напряженнее, эмоции открытыми. Тело, также как и в античность, рассматривается как отражение души. Но акцент в изображении человеческого тела уже иной: его необходимо рассматривать как проявление особых состояний души. Поэтому скульпторы так пристально изучают тело человека в разных психологических ситуациях. Глядя на скульптурные изображения человека Возрождения, мы можем видеть прежде всего его душу, состояние, эмоции, проявленные в позе, напряженных мышцах, выражении лица.

Становление театра Возрождения связано с именами Уильяма Шекспира и Лопе де Бега. Основными театральными жанрами этого времени являются трагедия и комедия, мистерия, миракль, фарс и соти (разновидности комедий). Содержание становится более светским. Действие происходит где угодно (на земле, на небесах, в преисподней) и охватывает события, которые продолжаются годы и месяцы. При этом еще нет целостности сюжета и выделенное™ типов характеров. Античные сюжеты чаще разыгрываются в школьных постановках и преследуют скорее образовательно-воспитательные цели. Зрелища театральных представлений были достаточно скучны в отношении развития сюжета, но развлекали зрителей танцевальными интермедиями, оформлением и костюмами. Театр Ренессанса стал правдоподобным, реалистичным, приобрел черты сценического действия, которое наблюдает зритель как бы со стороны.


Музыка впервые проявляет себя как светское искусство, основанное на мирском начале и существующее без дополнительной опеки других видов искусства или религии. Умение петь и играть на музыкальном инструменте становится непременным качеством культурного человека.

В музыке появляются совершенно новые жанры: опера и инструментальное направление. В особом почете находилась импровизация. Популярными становятся и новые музыкальные инструменты: клавикорд, лютня, скрипка. Орган считался инструментом, наиболее пригодным для воспроизведения образов «высокого» искусства. Именно в органном искусстве зародился так называемый монументальный стиль - параллель барокко в живописи и архитектуре, который начал формироваться в XVI веке. В XVI веке в Испании появляются первые трактаты о музыкальном искусстве.

Возрождение в искусстве подготовило оформление новых художественных стилей: барокко, классицизма, рококо.