Конспект урока чтения в 8 классе.

Учитель : Станина Людмила Васильевна.

Тема урока: Н.А.Некрасов – биография.

Цели: 1.Познакомить с основными моментами в жизни писателя, его творчеством через чтение и анализ биографии.

2.Развитие навыков беглого, осознанного чтения через чтение произведения.

3.Развитие устной связной речи, через ответы на поставленные вопросы.

4.Воспитание интереса к изучаемому предмету, чувства патриотизма.

Оборудование: компьютер, экран, презентация, скороговорки, раскраска для индивидуальной работы «Три поросенка», набор букв для составления слов по образцу.

Ход урока.

I .Орг. момент.

Сядет тот, кто назовет изученные в этом году произведения.

«Волшебное кольцо», «Перчатка», «Нашла коса на камень», «Добрыня и Змей», «Памятник», «Во глубине сибирских руд», «Зимнее утро», «И.И.Пущину», «Няне», «На холмах Грузии», «Сожженное письмо», «Я вас любил», «Смерть поэта», «Родина «»Парус», «Сосна», «Песня про царя Ивана Васильевича…», «Волк на псарне», «Осел и Соловей», «Муха и Пчела».

Формулировка темы урока.

Сегодня мы познакомимся с биографией Н.А.Некрасова, его творчеством.

II .Артикуляционная зарядка.

щеки учил уроки в чернилах ученик у него

Ученик учил уроки

У него в чернилах щеки.

Дети читают по выбору учителя следующим образом: медленно, напевно, с вопросом, быстро, с восклицанием, через слово, читает по слогам, последнее слово.

III .Проверка домашнего задания.

1.Анализ прочитанного.

Какое произведение читали?

— Кто главные герои?

Какой показана Муха? Пчела?

Выберите из предложенных характеристик те, которые относятся к Мухе, к Пчеле.

(надоедливая, трудолюбивая, спесивая, хвастунья, прямолинейная, наглая, воспитанная)

В чем мораль басни? (Надо работать, не надоедать людям своим присутствием).

2.Выразительное чтение басни.

Вывод:

Как называли Крылова? (баснописцем)

Какие произведения И.А.Крылова изучили в этом году?

Чем басни отличаются от других произведений?

— Что такое мораль?

— Кем были герои басен Крылова? (животные)

— Какие черты характера он высмеивает?

— Какие черты характера хвалит?

— Чему учат его произведения? (быть хорошими)

IV .Изучение темы урока.

1.Вступительная беседа.

Говорят, что люди делают свою страну великой или гибнущей. Мы можем с вами гордиться, потому что живем в великой стране.А почему великой?

В России жили великие люди: А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, .Лермонтов

М.Ю. И.А. Крылов.

Сегодня мы поговорим еще об одном великом человеке Некрасове Н.А. его жизни и творчестве.

Какие произведения Н.А.Некрасова вы помните ?

Помните его произведение « Только не сжата полоска одна, грустную думу наводит она»?

Давайте познакомимся с основными важными моментами из жизни писателя.

Рассказ биографии Н.А.Некрасова с показом слайдов.

Учитель. Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года на Украине. В этом году исполнится 191 год со дня рождения писателя. Он прожил 57 лет. Но за это время написал огромное множество произведений, которые интересны и по сей день.

-Кто были его родители?

1 Ученик. Его отец Алексей Сергеевич Некрасов был военным. Это был человек, много испытавший на своём веку. Когда Коле исполнилось три года, отец ушел в отставку и переехал в село Грешнево. Там он стал помещиком. Отец был жадным и очень грубым человеком. Он был груб не только с крестьянами, но и с детьми, а так же мамой поэта, которая пыталась защитить детей от негодования отца.

2Ученик. Мама — Александра Андреевна Закревская, варшавянка, была из богатой семьи. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного и грубого армейского офицера; брак состоялся без их согласия и он не был счастлив. Мама поэта была полной противоположностью отцу. Елена Андреевна мечтала, чтобы ее Коля получил хорошее образование, была первой ценительницей ранних стихотворных опытов сына и всячески поощряла его занятия литературой. До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением, обожанием и любовью вспоминал свою мать. Никто из писателей не посвятил своей маме столько произведений, как Некрасов.

-Какое образование получил поэт?

3 Ученик. Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова. Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом «расстроенного здоровья» Некрасов-отец забрал сына из гимназии.

Учитель. В 1838 году, оставив гимназию, уехал в Петербург для поступления в Дворянский полк — одно из лучших военно-учебных заведений того времени. На военной карьере настаивал отец, но Некрасову служить совсем не хотелось. В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать. С 1839 по 1841 годы пробыл Некрасов в университете , но почти всё время уходило у него на поиски заработка. Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имел возможность обедать за 15 коп. «Ровно три года, - рассказывал он впоследствии, - я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь». Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг.

    Только крепкий от природы организм, настойчивость в достижении поставленной цели и воля помогли Некрасову преодолеть все невзгоды, не потерять веру в себя, в свой талант, в свое предназначение.

Что можно сказать о творчетве писателя?

Все творчество поэта пронизано любовью, уважением к простому народу. В своих произведениях он пытался показать несправедливость богатых к бедным. Русский мужик у него « хранитель земли», « стонет по полям и лугам, по тюрьмам и рудникам» .

Как понимаете «хранитель земли»? (ухаживает за землей, пашет, боронует, дает жизнь)

Женщина у Некрасова- « многострадальная, терпеливая мать», « вянет от времени».

Как вы понимаете «многострадальная»? (много терпела, страдала)

— Как понимаете выражение « вянет от времени»? (рано стареет)

И в то же время, женщина у него

«Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка».

— Как вы понимаете эти строки? (красива и в простой одежде и в праздничной, все умеет делать, ничем не брезгует, все в ее руках кипит).

Личная жизнь поэта.

Некрасов был женат. Вот портрет его жены Фекла Викторова — Зинаида Некрасова(имя Зинаида дал ей Некрасов.

Николай Алексеевич был привязан и к своей собаке по прозвищу Кабо. Ему даже был поставлен памятник с собакой. Кроме этого памятника по всей стране существуют и другие, которые являются признанием писателю за его творчество.

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел и жизнь его превратилась в медленную смерть. Некрасова оперировал специально прибывший из Вены хирург, однако операция лишь ненамного продлила ему жизнь. Вести о смертельной болезни поэта значительно подняли его популярность. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом.

Некрасов умер 27 декабря 1877 года , в 8 часов вечера. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на петербургском Новодевичьем кладбище .

2.Знакомство с биографией из учебника.

1)Словарная работа проводится по слайдам, где даны объяснения слов.

Бурлаки- люди, тянувшие за широкие ремни баржу.

Баржа- большое судно для перевозки грузов.

Бечева- шпагат, тонкая веревка.

Нещадно- не жалея.

Воскрешал- вспоминал, напоминал.

Дворянский класс- группа богатых людей.

2)Проблемный вопрос: Какие произведения написал Н.А.Некрасов?

3)Чтение учителем с.83-85.

4)Чтение детьми.

5)Анализ прочитанного.

— Где провел свое детство писатель?

Что делал Николай, выбравшись тайком из барского дома?

Почему народная жизнь стала ему близка?(потому что он общался с этими людьми, слушал их рассказы и песни).

С чем связаны его детские воспоминания? (с Волгой)

Как он называет Волгу? (благословенная река)

— Какое первое глубокое горе он испытал на этой реке? (увидел бурлаков, услышал их стоны)

— Как он описал их в стихотворении? (почти пригнувшись головой..)

— Как вы думаете, почему они были пригнутыми головой к ногам? (так тяжело было тащить баржу)

— Какую фразу услышал Николай от бурлака? (А кабы к утру умереть – так лучше было бы еще…)

— Как вы ее понимаете? (смерть для этого человека оказалась лучше его жизни). Смерть для него- это избавление от мучительно трудно жизни.

Как жилось писателю дома? Зачитать.

— Какой была мама Николая Алексеевича? Зачитать.

Какие произведения, выступающие против угнетения женщин написал Некрасов? («Тройка», «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос»).

— Каким языком написаны его стихи? (прекрасным, певучим, простым, замечательно богатым).

— Какие у него ржаные колосья? (Стоят столбы точенные, Головки золоченные…)

— Какой показана женщина ? Зачитать.

Как вы понимаете эти строки?

— О чем рассказывает Некрасов в поэме « Русские женщины»?

— Что всегда страстно желал писатель?

— Как вы думаете, почему он хотел, чтобы стихи дошли до народа? (чтобы народ знал, что есть люди, которые переживают за него).

— Сбылась ли надежда писателя? Что об этом говорит? (мы читаем на уроках, песни поет народ на его стихи и т.д.) Прослушивание романса «Что ты жадно глядишь на дорогу…»

— Можно ли назвать Некрасова А.Н. « народным поэтом»? Почему? (все творчество посвящено народу, его страданиям).

6)Подведение итогов индивидуальной работы.

Наташа работала над составлением слов.

— Какие слова получились? Обсуждение слов, что они обозначают.

Мороз, Красный нос- это произведение, которые мы будем читать.

Катя работала над своим проектом книжкой – раскраской «Три поросенка».

Катя что изображено? Что он делает? Для чего? Почему раскрасила в такой цвет?

V .Домашнее задание.

Катя – раскраска и составляет ответы на вопросы.

Наташа – продолжает раскрашивать «Бременские музыканты и читает 2 страницу.

VI . Рефлексия.

Что было трудным на уроке?

Почему возникли такие трудности?

Что помогло вам справиться с заданиями?

Понадобиться ли вам новая информация? Для чего?

— С биографией какого писателя познакомились?

— Какие произведения написал?

— Каким поэтом его называют?

VII .Оценки с комментированием.

"Я лиру посвятил народу своему..."

Цели урока: - обобщить и систематизировать изученное по творчеству Н.А. Некрасова, способствовать обогащению литературного и эстетического кругозора учащихся; - развивать оперативность, мобильность мышления учащихся, - воспитывать стремление к победе, умение работать в коллективе.
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.
Межпредметные связи : Русский язык «Лексическое значение слова», История «Россия второй половины XIX века». Методическое обеспечение : карточки-задания, таблица, иллюстрации учащихся к произведениям Некрасова .

Ход урока

I.Организационный момент:
- проверка наличия учащихся, - объявление темы, цели, хода урока, критерия оценки работы групп.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня заключительный урок по творчеству Н.А. Некрасова – поэта-демократа, который всей своей жизнью и музой служил русскому народу, был “отечества достойный сын”. О значении его поэзии для жизни писал ярославский поэт И. Смирнов: И через век он с нами –
Каждым словом,
Необходимый сердцу и уму.
Он и сейчас для нас
Правофланговый
В служении народу своему.
Урок мы проведем в форме КВН. Вперед, веселые и находчивые! Жюри будет оценивать ваши ответы, а также учитывать активность всей группы, дисциплину и использование тетрадей и учебников.

2. Представление команд.

Первая команда – “Русские женщины” , вторая – “Сеятели”, третья – «Граждане».

Девиз 1 команды: Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…
Девиз 2 команды: Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажетсердечное
Русский народ…
Девиз 3 команды: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан!

3. 1-й конкурс: Разминка.

- Где и когда родился Некрасов? - Как звали отца и мать Некрасова? Кем они были по происхождению? - Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки…
Где прошло детство поэта? Из какого произведения эти строки? (Село Грешнёво, где прошло детство поэта , находилось на берегу Волги. Стихотворение “На Волге”). - Какое образование получил поэт? - Кому посвятил свои первые стихотворные опыты Некрасов? - Как назывался первый сборник стихов Некрасова? - “Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?” Кто и по поводу какого стихотворения сказал эти слова Некрасову? (В. Г. Белинский после чтения стихотворения Некрасова “В дороге”).
- Какая известная картина напоминает стихотворение Некрасова «На Волге», написанное по воспоминаниям детства? - Кто был критиком первых стихов и учителем Некрасова? - Издателем какого журнала стал поэт в 1847 году? - Кто был основателем первым издателем этого журнала? - Кому посвятил Некрасов свою поэму «Коробейники»? - В каких крупных произведениях Некрасов рассказывает о декабристах? - О ком Некрасов писал: «Во мне спасла живую душу ты»? - Героиня какого стихотворения поэта вышла замуж за неграмотного мужика по приказу барина, хотя сама была образованной? - Героиня какого произведения не отказалась от поездки к мужу, хотя ей угрожали «острожным жёстким сухарём, и жизнью взаперти, позором, ужасом, трудом этапного пути»? - Назовите адресатов любовной лирики Некрасова. (А. Я. Панаева и З. Н. Некрасова (Фекла Анисимовна Викторова).
- Как звали героинь поэмы “Русские женщины”? (Е.И. Трубецкая и М. Н. Волконская)
- Учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени…
Из какого произведения эти строки? Кому из своих друзей посвятил поэт это стихотворение? (Эти строки из поэмы “Медвежья охота” посвящены В. Г. Белинскому).

2. Конкурс чтецов и конкурс художников.

Каждая команда получила равноценное домашнее задание: на большом листе бумаги нарисовать иллюстрацию к стихотворению Некрасова. “Художники” защищают свои рисунки, оживляя сообщения выразительным чтением отрывков к иллюстрациям.

(По одному чтецу из каждой команды).

3. Конкурс капитанов. Работа с таблицей: Соединить стрелками части предложения из двух колонок.

4. Конкурс знатоков биографии поэта.
5. Конкурс «Я лиру посвятил…». По отрывкам определите, из какого они произведения. На каждый ответ 30 секунд. А) Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящего русского племени Многострадальная мать! «В полном разгаре страда деревенская...»
6 конкурс «Кто это?» Угадайте героя произведения и среди вещей на столе выберите принадлежащие названному герою:
- Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле.
- С большущей сивой гривою, Чай, двадцать лет нестриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал.
-К нему подходишь к первому, А он и посоветует, И справку наведёт, Где хватит силы – выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмёт.
- Лицо худое, бледное И волос тонкий, вьющийся, С оттенком красноты кость широкая, Но сильно исхудалое Лицо… .

- Осанистая женщина, Широкая и плотна, Лет тридцати осьми. Красива, волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла.
- Носил рубаху красную, Поддёвочку суконную, Смазные сапоги, Пел складно песни русские И слушать их любил.
7. Конкурс «Чёрный ящик»: Что лежит в чёрном ящике?
- То, что спасала во время пожара жена Якима Нагого?
- То, что принёс в подарок своей невесте герой поэмы «Коробейники».
- То, о чём всю жизнь пела и плакала мать Григория Добросклонова.
III . Подведение итогов урока, аргументирование оценок группам и внутри групп.
IV. Рефлексия учащихся по анкетам:

    Понравился ли вам урок? Довольны ли Вы работой своей команды? А своим личным участием в работе команды? Какую оценку Вы поставили бы своей команде? Себе?

V . Заключительное слово педагога: Мне хотелось бы завершить урок словами Расула Гамзатова о Некрасове: «Он – как добрый, сложенный на века дом: из него выходят в юные годы и в него возвращаются на склоне жизни. В прошлом веке он был нужен по преимуществу России, теперь он нужен многим людям многих наций». Хочется надеяться, что для вас творчество Некрасова тоже станет «добрым домом», где вы найдёте много нужного для себя.

Оценочная таблица

№ команды

Поощрительные баллы: - сплочённость команды – 0-3 балла - активность всех членов команды- 0-3 балла

Штрафные баллы:
- нарушение дисциплины, - использование конспектов и учебников,




Уроки 90–91 ЛИРИКА Н. А. НЕКРАСОВА

30.03.2013 27382 0

Уроки 90–91
Лирика Н. А. Некрасова

Цели : показать разносторонность некрасовской лирики, многообразие ее тем, жанров, настроений.

Ход уроков

I. Беседа с учащимися по вопросам:

1. Какие впечатления детства и юности повлияли на мировоззрение и творчество Н. А. Некрасова?

2. Какую роль в жизни поэта сыграла его встреча с В. Г. Белинским?

3. Расскажите о деятельности Некрасова как редактора и журналиста.

4. Что значит, по Некрасову, «быть гражданином»?

На протяжении всего творческого пути у Некрасова было одно желание – донести свое слово до народа, содействовать его пробуждению. Поэт сознательно подчинил свою поэзию не литературным, а общественным задачам: «Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть бойцом». Поэт считал, что каждый честный человек должен быть прежде всего гражданином – это значит отдать всего себя борьбе за народное счастье.

II. Объяснение нового материала.

Слово учителя .

Основные темы и мотивы лирики Н. А. Некрасова

Через все творчество Некрасова проходит образ дороги, которая является символом крестного пути России в поисках счастья и смысла жизни.

Нередко в произведениях Некрасова встречается один и тот же мотив – встреча людей различных социальных сословий, которые или пытаются понять друг друга, или же враждебны по отношению друг другу.

Основные темы лирики Некрасова:

1. Тема родины и природы.

(«Тишина», 1857 г.; «Рыцарь на час», 1862 г.; «На Волге», 1860 г.; «Перед дождем», 1846 г.; «Зеленый шум», 1862 г.; «Родина», 1846 г.)

«Родина».

Чтение стихотворения.

Вопрос : Какие воспоминания о детстве поэта отразились в стихотворении?

«Рыцарь на час».

Чтение стихотворения.

Вопросы :

1) Каким настроением проникнуто стихотворение?

2) Каков смысл названия?

3) Какую роль играют в некрасовском стихотворении образ церкви и изображение на ней апостола Павла с мечом?

«Родина», «Рыцарь на час». В стихотворениях отражены тягостные воспоминания поэта о детстве, об отце, матери… Автобиографическая достоверность сочетается с широкими обобщениями. Родина поэта – это Волга, помещичьи угодья, сад, дом. Это и вся Россия. Образ прекрасной, но поруганной родины связан с образом матери.

«Перед дождем», «Зеленый шум».

Чтение стихотворений.

(На примере стихотворений покажите своеобразие некрасовского пейзажа.)

Природа у Некрасова всегда в движении: вот-вот пойдет осенний дождь. Неожиданно поэт переносит читателя из мира природы («Перед дождем») в мир социальных отношений – жандарм везет арестованного по грязной дороге. В стихотворении выражены гнев поэта и сочувствие тому, чей облик угадывается за фигурой жандарма.

В «Зеленом шуме» нарисовать прекрасный весенний пейзаж мог только поэт, безгранично любящий русскую природу.

2. Изображение тяжелой жизни русского народа. (Судьба «маленького человека», судьба женщины-крестьянки.)

(«Поэмы: «Коробейники», 1861 г.; «Мороз, Красный нос», 1861 г. Стихотворения: «В дороге», 1845 г.; «Тройка», 1846 г.; «Еду ли ночью…» и др.)

«В дороге».

Чтение стихотворения.

Вопросы :

1) О какой человеческой драме мы узнаем из стихотворения и что является ее причиной?

2) Что томит Грушу, кроме работы?

3) Почему она плачет – только ли от непосильного труда? На какой портрет глядит она?

4) Виновен ли муж-ямщик, заслуживает ли упрека за то, что не в состоянии понять жену?

«В дороге» – это рассказ о двух поломанных судьбах: рассказчика-ямщика и его жены – несчастной Груши, смолоду по барской прихоти воспитанной в господской семье. Отданная замуж за крестьянина, она как будто «чужая среди своих». «Сам крестьянин предстает как бы в новом качестве, как человек со своей частной судьбой, со своим индивидуальным несчастьем. Общие судьбы народа выражены как частный вариант, личная судьба» . В стихотворении возникает образ русской проселочной дороги.

«Тройка».

Чтение стихотворения.

Вопросы :

1) Какое впечатление остается после прочтения стихотворения?

2) Почему Некрасов так горюет из-за судьбы девушки?

3) Какие две жизненные дороги, открывающиеся перед девушкой, рисует поэт?

4) Что несет будущий страшный мир, который мы угадываем в бешеной скачке тройки и хмельном угаре ямщика?

Образ «промчавшейся», «бешеной» тройки, окаймляющей стихотворение, – это символ несбывшейся, неуловимой мечты, ускользающего счастья и надежды. «Знай свое место, холопка!».

3. Тема народного заступничества. Образы вождей революционной демократии в лирике Некрасов.

(«Памяти приятеля», 1853 г.; поэма «В. Г. Белинский», 1855 г.; «Пророк», 1874 г.; «Элегия», 1874 г.; «Памяти Добролюбова», 1864 г. и др.)

Реализация домашнего задания: прочитать наизусть «Памяти Добролюбова», проанализировать стихотворение.

«Памяти Добролюбова».

Чтение стихотворения.

Вопросы :

1) Расскажите о времени написания стихотворения.

Это годы реакции, невероятной жестокости правительства по отношению к недовольным грабительской «крестьянской реформой». Некрасов «теряет» своих друзей-единомышленников. Поэту потребовалось немало мужества, чтобы выстоять в тяжелой борьбе.

2) Каков идеал общественного деятеля, выраженный поэтом в стихотворении?

Это человек, горячо любящий родину, мужественный, сдержанный, готовый отдать свою жизнь за счастье родины и народа. Некрасов скорбит о рано ушедшем друге:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

4. Тема декабризма. Воспевание подвига декабристок.

Поэма «Дедушка» (1870).

Некрасов обращается к эпохе декабристов. Годы ссылки и каторги не смогли изменить взглядов дедушки-декабриста. Его характер постепенно раскрывается перед внуком Сашей. Юный герой проникается благородством и красотой народолюбивых идеалов дедушки.

Поэма «Русские женщины» (1872–1873).

Состоит их 2 частей: «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская». Некрасов прослеживает жизнь героинь, рассказывает об их характерах. Поэт открывает в лучших женщинах дворянского круга те же качества национального характера, какие он нашел в женщинах-крестьянках. В финале происходит встреча Волконской и Трубецкой и свидание с ссыльными. Поэт потрясен мужеством и стойкостью русских женщин-декабристок.

5. Тема любви.

«Я не люблю иронии твоей…», 1859 г.; «Мы с тобой бестолковые люда…», 1851 г.; «Да, наша жизнь текла мятежно», 1850 г. и др.

Чтение стихотворений.

Вопрос : Что нового внес Некрасов в русскую любовную лирику?

Стихи, посвященные А. Я. Панаевой, воспевают большое чувство. Любимая женщина – друг и помощница в борьбе и трудах. Но в то же время поэт не скрывает «прозу» жизни. Рядом с любящим героем появляется образ независимой героини , иногда своенравной и неуступчивой.

Стихи Некрасова нередко рассказывают о драматических страницах любви.

6. Тема поэта и поэзии.

(«Поэт и гражданин», 1856 г.; «Друзья», 1876 г.; Элегия, 1874 г.; «Сеятелям», 1876 г.)

Вопрос : Как смотрит Некрасов на роль поэта и поэзии в обществе?

Главная задача поэзии – служение родине и народу. Н. Некрасов в письме к Л. Толстому: «В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя, и по возможности заступника за безгласных и приниженных».

Тема урока: Н. А. Некрасов. «Железная дорога». Картины подневольного труда.
Величие народа­созидателя.
Цель: комплексный анализ стихотворного произведения писателя, воспитание любви к
окружающему миру, людям.
Задача: взглянуть на стихотворение не только как на изображение состояния народа в XIX
веке, но и как на поэтическое решение вечной проблемы: в чем назначение человека, что
такое созидание, творчество, какой ценой создается все ценное, что такое труд?
Ход урока:
1.Активизация знаний учащихся о Н.А.Некрасове.
­ Кому принадлежат эти строки:
Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши - живется легко.
Вчера, утомленный ходьбой по болоту,
Забрел я в сарай и заснул глубоко.
­ Вы уже догадались, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Правильно, о Н.А.Некрасове.
­ Какие его стихотворения вам известны? («Крестьянские дети», «Дед Мазай и зайцы,
«Генерал Топтыгин», «Школьник»)
­ А что вы знаете об этом поэте?
­ Давайте расширим наши знания о Н.А.Некрасове и прочитаем статью учебника.
­ Что нового вы узнали о Н.А.Некрасове?
­ Какие факты биографии вам показались наиболее интересными?
2. Работа над стихотворением «Железная дорога»
­ Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Н.А.Некрасова – «Железная
дорога»
Выразительное чтение стихотворения учителем.
­ Каковы ваши впечатления о стихотворении?
­ Как вы поняли, о чем оно?
­ Какова композиция стихотворения? Из скольких частей оно состоит?
­ Что такое эпиграф? С какой целью автор его использует?
Работа над первой частью стихотворения:
­ Что является предметом изображения первой части?
­ Как рисуется поэтом «родимая Русь»? Какое чувство поэта пронизывает эти описания?
­ Найдите эпитеты, с помощью которых поэт выражает свое отношение к родине (осень
славная; воздух здоровый, ядреный; речка студеная, как тающий сахар; дни ясные,
тихие; сияние лунное)
­ Есть ли в этой картине не ласкающие взгляд описания? (кочи, моховые болота, пни)
­ Портят ли они общее впечатление картины природы? Меняют ли отношение автора к
Родине?
­ Как вы думаете, почему описание природы предваряет изображение картины
строительства железной дороги? (И в природе есть то, что не кажется красивым, но

это родина. От самого человека зависит, взглянуть ли на эти картины глазами
любящего сына или равнодушно оценивающего эстета.)
Работа над второй частью стихотворения:
­ Как вы думаете, почему именно разговор генерала с Ваней вынесен в эпиграф? (автора
возмущает несправедливое мнение генерала о строительстве железной дороги)
­ В чем суть разногласий генерала и попутчика? (В том, кто является строителем
дороги)
­ Кто же является истинным строителем железной дороги?
­ Как изображает этот труд Н.А.Некрасов?
­ Какие картины вас больше всего поразили?
Работа с иллюстрацией (Г.Савицкий «Ремонтные работы при строительстве железной
дороги»)
­ Соответствуют ли ваши представления о мучительном, тяжелом труде строителей
видению художника? Как вы себе представляете этот процесс?
­ С какой целью автор вводит в стихотворение «песню мертвецов»?
­ Сопоставьте строчки. Что в них выражено?
1)… любо нам видеть свой труд…
2) Мы надрывались под зноем, под холодом
С вечно согнутой спиной
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой…
­ К чему призывает автор Ваню? («научись мужика уважать»)
­ В каких строчках заключается светлая вера в будущее?
Работа над третьей частью стихотворения
­ Над чем захохотал генерал? О чем он спорит с попутчиком?
­ Прав ли генерал, что все культурные и материальные ценности созданы не народом?
­ Какую смысловую нагрузку выполняет эта часть в стихотворении?
Работа над четвертой частью стихотворения:
­ Какую «светлую сторону» строительства дороги рисует попутчик Ване?
­ Что возмущает рассказчика?
­ Не перечеркивает ли последняя часть стихотворения веру автора в торжество народа,
заявленную во второй части? (В жизни народа есть много уродливого, даже ужасного,
но это не должно заслонить от взора главного: созидательной, творческой роли
труженика)
3.Рефлексия
­ Как вы поняли, какова главная мысль стихотворения Н.А.Некрасова?
4. Домашнее задание: выучить отрывок из стихотворения.

Время и Н.А. Некрасов, поэт и гражданин

Сираева З.Д.

МОБУ СОШ№1

им.М.Абдуллина

с.Киргиз-Мияки

ЦЕЛЬ: раскрыть перед учащимися особенности той эпохи, когда жил и работал Н.А. Некрасов, охарактеризовать его произведения, написанные о народе и для народа, вызвать эмоциональный отклик на его стихи.

ХОД УРОКА

Слово учителя .

Мы с вами закончили работу по изучению романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Заметили ли вы, что в нём упоминается имя Некрасова как автора поэмы «Коробейники», звучит «Песня Ерёмушке», Верочка исполняет романс «Тройка» на стихи великого русского поэта. Таким образом, Чернышевский указывает нам, к кому нужно обратиться для более полной характеристики подъёма революционного освобождения. Сегодня мы ещё раз перелистаем страницы удивительной некрасовской поэзии, полной ненависти к угнетателям и огромной любви и сочувствия к простому народу.

Объявляю цель нашего урока.

Имя Н.А. Некрасова вам, конечно же, известно. На сегодняшнем уроке мы узнаем те стихотворения поэта, которые вошли в сокровищницу русской классической поэзии. Урок будет проведён в форме лекции - вы будете помогать мне и одновременно работать в рабочих тетрадях, составляя хронологическую таблицу жизни и творчества великого поэта, выразительно читать стихи, рассказывать о той эпоху, которая формировала личность Н.А. Некрасова. На нашем сегодняшнем уроке присутствуют необычные люди: историк (эту роль выполняет ученица) и биографы (эту роль выполняют ученик и ученица).

Оформляем страницу в рабочей тетради .

Николай Алексеевич Некрасов (28/ XI -1821 – 27/ XII -1877)

Запишем план урока и эпиграф:

    Эпоха, определившая характер творчества Н.А. Некрасова

    Муза мести и печали

    Встреча с В.Г. Белинским

    Декабристская тема в поэзии Н.А. Некрасова

    «Кому на Руси жить хорошо» - народная поэма

Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору взяты слова из широко известного стихотворения Н.А. Некрасова «Элегия». Поэт писал об этих стихах: «Это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последние годы».

Чтение «Элегии» (1874) учащимися .

Учитель.

Записываем эпиграф:

Я лиру посвятил народу своему…

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

Историческая справка . (Говорит ученица, выполняющая роль историка на уроке ).

Итак, вторая половина XIX века. Эпоха, в которую началась литературная деятельность Некрасова, целиком определила характер его творчества. Искусство, личностное самовыражение уходило на второй план. На первом плане оказались проблемы социальные. От художника слова требовалась социальная польза доступность, простота. Среди проблем, которыми в то время была богата Россия, острейшей, давным-давно назревшей была необходимость освобождения народа от крепостной зависимости. Здесь переплелись и нравственный, и социальный, и экономический аспекты. Узел затягивался все туже и тормозил развитие исстрадавшейся страны. Правительство никак не решалось на проведение демократических реформ, и «новые люди» видели смысл своей жизни в том, чтобы этой реформы добиться. Целое поколение новых людей, демократов ощутили своё историческое предназначение. Их молодость пришлась на мрачное николаевское время, и смерть Николая I уже сама по себе стала для них освобождением, верой в то, что перемены не за горами. Они были бесконечно рады самой возможности сделать что-то для своего народа, трудиться на благо нации было для них счастьем.

Учитель.

Такой идеал избрал себе Некрасов.

Он был человеком одержимым, страстным. Всю жизнь отдал служению гуманистической идее, взял на себя роль народного защитника - и это стало его «пожизненным амплуа».

Составляем хронологическую таблицу по ходу рассказу учащихся-биографов.

Чтение стихотворения «Родина» (1846) ученицей .

Дополнение учителя.

Была осень, скверная, холодная осень, пронизывающая до костей… На нем была дрянная шинелишка и саржевые панталоны. Горе так проняло его, что он закрыл лицо руками и плакал. Вдруг слышит шаги. Смотрит – нищий с мальчиком. «Подайте, Христа ради», - протянул мальчик, обращаясь к Некрасову. Он не собрался еще с мыслями, что сказать, как старик толкнул мальчика:

Что ты? Не видишь разве, он сам к утру окоченеет. Эх, голова! Чего ты здесь? – продолжал старик.

Ничего, - отвечал Некрасов.

Ничего, ишь гордый! Приюту нет, видно. Пойдем с нами.

Не пойду. Оставьте меня.

Ну, не ломайся. Окоченеешь, говорю. Пойдем с нами, не бойсь, не обидим.

Делать нечего. Некрасов пошел. Пришли они на 17-ю линию Васильевского острова. Теперь этого места не узнаешь, всё застроено. А тогда был один деревянный домишко с забором, а кругом пустырь. Вошли они в большую комнату, полную нищими, бабами и детьми. В одном углу играли в три места. Старик подвёл его к играющим.

    Вот грамотный, - сказал он, - а приютиться некуда.

    Дайте ему водки, иззяб весь.

Некрасов выпил полрюмки. Одна старуха постлала ему постель, подложила под голову подушечку. Крепко и хорошо уснул он. Когда проснулся, в комнате никого не было, кроме старухи. Она обратилась к нему: «Напиши мне аттестат, а то без него плохо!» Он написал и получил 15 копеек.

С ними пошёл разживаться, - сказал Некрасов.

«Петербургскими мытарствами» называют обычно этот период в жизни Некрасова. И в самом деле, неудач было много: провал на экзаменах в университет, неудача первого сборника подражательных, ученических стихов «Мечты и звуки» (1840), полуголодное существование, наконец, «подённая» черновая работа в столичных журналах, работа ради куска хлеба, не приносившая подчас никакого морального удовлетворения. Но одновременно формировался стойкий и мужественный характер: «хождение по мукам» и закалило поэта, и открыло перед ним жизнь петербургских низов, жизнь тех же мужиков, только не в деревенском, а в городском быту. В поисках заработка частенько приходил Некрасов на Сенную площадь, где собирался простой люд: торговали своими изделиями мастеровые, продавали овощи и молочные продукты крестьяне из окрестных сёл и деревень. За грошовую плату писал будущий поэт неграмотным мужикам прошения и жалобы и одновременно прислушивался к народной молве, узнавал сокровенные мысли и чувства, бродившие в умах и сердцах трудовой России. С накоплением жизненных впечатлений шло накопление литературных сил, опирающихся на глубокое понимание общественной несправедливости.

Чтение ученицей стихотворения «Вчерашний день в часу шестом» (1848).

Учитель.

В эти годы произошла встреча с А.Я. Панаевой, осветившей его жизнь необыкновенным светом и теплом. Навсегда главной целью некрасовской музы, богини поэтического искусства, станет судьба русской женщины. Причем разных социальных слоев. В частности – женщины-крестьянки.

Ученица читает «В полном разгаре страда деревенская»

Тему женской доли продолжает еще одно известное стихотворение Некрасова, ставшее, впоследствии одним из самых любимых революционной молодёжью романсов.

Звучит запись песни «Тройка», (можно добавить из текста продолжение стихотворения).

Около этого времени Некрасов познакомился и близко сошёлся с великим русским критиком, революционным демократом Белинским, который полюбил юного поэта за его непримиримую ненависть к народным врагам. Белинский подолгу беседовал с ним и открыл ему глаза на всё злое и мерзкое, что совершалось вокруг. Некрасов понял, что ограбление трудящихся есть многовековая система, узаконенная государственным строем. Ему стало ясно, что всё благополучие «сильных и сытых» основано на эксплуатации миллионов людей, закабалённых и крепостниками-помещиками, и нарождающейся в стране буржуазией. Памятуя о тягостных впечатлениях детства, он под влиянием Белинского окончательно решил отдать всю свою жизнь, весь свой горячий талант на борьбу с этим бесчеловечным порядком вещей.

«Ясно припоминаю, - рассказывал впоследствии Некрасов, - как мы с ним вдвоём часов до двух ночи беседовали о литературе и о разных других предметах. После этого я всегда долго бродил по опустевшим улицам в каком-то возбуждённом настроении, столько для меня нового в высказанных мыслях. Моя встреча с Белинским была для меня спасением».

Белинский требовал от современных писателей правдивого, реалистического изображения русской действительности. Творчество Некрасова вполне отвечало этим требованиям. Под влиянием Белинского он обратился к реальным сюжетам, подсказанным ему подлинной жизнью; стал писать проще, без всяких прикрас, о самых, казалось бы, обыденных, заурядных явлениях жизни, и тогда в нем глубоко проявился его свежий, многосторонний и правдивый талант.

Некрасов всегда с умилением говорил о пламенном патриотизме Белинского. В своей поэме «Несчастные» он, как предполагают исследователи, воспроизвёл те вдохновенные речи о родине, которые слыхал от Белинского:

Ом не жалел, что мы не немцы,

Он говорил: «Во многом нас

Опередили иноземцы.

Но мы догоним в добрый час!

Лишь Бог помог бы русской груди ,

Вздохнуть пошире, повольней -

Покажет Русь, что есть в ней люди,

Что есть грядущее у ней».

Некрасов вполне разделял эту веру Белинского в чудотворные силы народа, в огромность его будущих исторических судеб. Не раз повторял он в стихах, что русский народ-богатырь, что он грудью пробьётся к желанному счастью и что служение народу есть патриотический долг каждого:

Иди в огонь за честь отчизны.

За убежденья, за любовь...

Иди и гибни безупречно.

Умрёшь недаром - дело прочно,

Когда под ним струится кровь...

Белинский первый пробудил это революционное сознание в Некрасове. Поэт до конца жизни остался благодарен учителю и всегда вспоминал те уроки, которые получил от него:

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе.

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе...

Вместе с Белинским Некрасов становится организатором литературного дела. Издаёт две книги - «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». С 1847 года в руки Некрасова переходит журнал «Современник», основанный Пушкиным, потускневший после его смерти и заново возрождённый. В нём печатаются И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, Г.И. Успенский.

Некрасов решается на издание сборника своих стихов, который выходит в свет в 1856 году. Сборник открывает стихотворение «Поэт и гражданин» (1856), призывавшее поэта к высокому общественному служению.

Чтение учащимся отрывка из стихотворения «Поэт и гражданин».

Учитель.

Сборник состоит из четырёх разделов: стихи о жизни народа; сатира на его угнетателей; поэма «Саша»; стихи о дружбе и любви.

Внутри каждого раздела стихи располагаются в строгой последовательности. Одно из первых - «В дороге»...

Чтение стихотворения учащимся.

Учитель.

Что вы рисовали в своём воображении, когда слушали эту типичную для того времени историю?

Речь мужика простовата, груба. Но это индивидуальный портрет героя. Прочитав стихотворение, Белинский в глубоком волнении воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт и поэт истинный?» Современник Некрасова Тютчев, помните, писал:

Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать,

В Россию можно только верить.

Некрасов же пытался понять Россию народную умом, почувствовать сердцем, а потому и вера в будущее народа никогда не была слепой. Он смотрел на мир народными глазами. Во втором разделе Некрасов выступает как своеобразный сатирический поэт, очень точно изображая мелкие и подленькие души. Такие, как в стихотворении 1847 года «Нравственный человек».

(Чтение стихотворения учителем.)

В третьем разделе - поэма «Саша». Духовная сила человека, по утверждению Некрасова, питается кровными связями его с Родиной.

(Чтение отрывка учащимися.)

Оригинальным поэтом выступил Некрасов в четвёртом разделе поэтического сборника 1856 года. По-новому он стал писать о любви. Поэтизируя взлёт любви, он не обошёл и ту «прозу», которая часто встречается в жизни.

(Чтение стихотворения «Гадающей невесте».)

1859 год. Некрасов пишет «Песню Ерёмушке», ставшую гимном нескольких поколений русской революционной молодёжи.

Отрывок из «Песни...» читает ученица.

Учитель дополняет.

«Песня...» очень скоро стала одним из любимейших и популярнейших стихотворений молодёжи. «Песня Ерёмушке» оглашала то и дело рекреационные залы новой женской школы; это стихотворение заключало в такой доступной форме правила новой житейской мудрости. «Жизни вольным впечатлениям душу вольную отдай», - начинала, бывало, одна, самая бойкая из нас, и тотчас находились другие, которые продолжали: «Человеческим стремлениям в ней проснуться не мешай...» «Необузданную, дикую к лютой подлости вражду», - декламировали несколько дружно обнявшихся между собой девочек. «И доверенность великую к бескорыстному труду», - как-то особенно кротко и нежно продолжали другие. И вскоре собиралась целая толпа девочек, «соединённая» «Песней Ерёмушке», которая была в полном смысле слова нашею ходячею песнею!" - вспоминает Е. Литвинова.

В 1862 году поэт создаёт «Рыцарь на час», где передаёт своё понимание назначения поэта. Вспоминая мать, он просит у неё силы выйти на «правый» путь, на дорогу тернистую.

(Чтение отрывка из стихотворения ученицей.)

В 1861 году Некрасов создаёт поэму-путешествие «Коробейники»: бродят по сельским просторам старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька, мужики-коробейники, деревенские торговцы. Перед их взором проходят пёстрые картины русской жизни дореформенного времени. Сюжет дороги превращает поэму в широкий обзор российской действительности. Главное достоинство «Коробейников» - неподдельная народность. Не случайно первая глава поэмы стала народной песней.

Звучит запись песни «Коробушка» в исполнении Краснознамённого ансамбля песни и пляски.

Учитель.

Но издавал он и стихи либерально-угоднические. В стихотворении «Умру я скоро...» поэт с горечью и болью говорит о них, написанных «неверною рукой...»

Год 1861. В России - крестьянская реформа.

Ученица - «историк» даёт историческую справку.

Законопроект об освобождении крестьян был подписан Александром II

19 февраля 1861 года. Обнародован он был 5 марта. Это была несправедливая, грабительская реформа, которая разорила миллионы крестьянских семей. Крестьяне получили личную свободу, перестали быть крепостными, получили гражданские права, однако правительство сделало всё, чтобы затруднить крестьянам пользование «дарованными правами», власть помещика тяготела над крестьянами. Сохранились помещичьи землевладения, оброк и барщина, рекрутчина, политическое бесправие крестьян.

Учитель.

В эти годы поэт приступает к большой поэме о народе, исполненной светлой веры и доброй надежды, - «Мороз, Красный нос».

К началу 70-х годов наступает эпоха нового революционного подъёма.

В 1869 году возникает замысел поэмы «Дедушка», где Некрасов хочет напомнить молодёжи об их делах, о судьбе первого поколения борцов за свободу дворянских революционеров-декабристов.

Историческая справка даётся ученицей .

14 декабря 1825 год. В этот день новым императором стал Николай I . Офицеры - участники тайного общества, вошедшие в историю под именем декабристов, вывели на Сенатскую площадь Петербурга воинские части. На площади находилось более трёх тысяч военных. Здесь же собрались огромные толпы народа. Царь жестоко расправился с восставшими дворянами. Пять человек были казнены, многие сосланы в Сибирь. Чего же хотели декабристы? Выйдя на площадь, они хотели добиться освобождения крестьян от крепостной зависимости, её они считали величайшим злом для России.

Учитель.

В поэме «Дедушка» Некрасов не мог говорить открыто о том деле, за которое был сослан на каторгу герой. Рассказ о восстании декабристов звучит приглушённо. Но идея высокая, святая - служить народу - яркой линией проходит через всю поэму. Замысел декабристской темы у Некрасова рос и развивался. Следующим этапом явилось обращение к подвигу жён декабристов, отправившихся вслед за своими мужьями на каторгу в далёкую Сибирь. В поэмах «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня М.Н. Волконская» 1872 года поэт выражает восхищение лучшими женщинами из дворянского круга. Они осознали смысл того дела, за которое пострадали мужья.

(Чтение по ролям отрывка из поэмы - встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором.)

С 1865 года и до конца своих дней Некрасов работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». По-прежнему пёстрой, горластой, разноголосой оставалась любимая им Русь, по которой шагают семь мужичков-правдоискателей. Но, в отличие от других произведений, здесь уверенно и бодро звучат оптимистические ноты:

Рать подымается

Неисчислимая.

Сила в ней скажется

Несокрушимая.

Свободной, гордой и счастливой видел свою Родину любящий её поэт. Прошли годы. Но проблема долга и ответственности перед страной, Отечеством и сегодня актуальна. Поэтому многие его стихи звучат современно. Например, «Внимая ужасам войны».

(Чтение стихотворения учащимся.)

Не правда ли, это стихотворение актуально и сегодня?

(Да, соглашаются ученики, и сегодня льётся кровь солдат, и матери снова переживают ужас войны.)