Творчество Леонардо да Винчи

Презентация по МХК

Учителя ОГКООУ «Санаторная школа- интернат» Кокаревой С.Ю.


Леонардо да Винчи

итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер.

Совершил многочисленные открытия, провел экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики.

Леонардо да Винчи. «Автопортрет» (около 1510-1513). Библиотека, Турин.







В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись «Тайная вечеря» (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма поврежденном виде).

Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали «Тайную вечерю» одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства.




В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (так называемой «Джоконды», около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстает таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства.

Внутреннюю значительность композиции придает космически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной дымке.


Леонардо да Винчи. «Мона Лиза». Лувр, Париж.

Гуманистический идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы

(«Джоконда», около 1503).



Красноватая бумага, наклеенная на холст; уголь; белила.

Сложная группировка фигур типична для композиционных поисков начала 16 века.

Леонардо да Винчи. «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем»





Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи служат его записные книжки и рукописи. Мастер не оставил систематического изложения своих мыслей.

«Трактат о живописи», подготовленный после смерти Леонардо его учеником

Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на теорию искусства, состоит из отрывков, произвольно извлеченных из контекста его записок.








Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» Астраханская область Красноярский район село Красный Яр улица Мордовцева 18 «а», телефон: 8-85146-9-13-25 «ТВОРЧЕСТВО ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ». Учитель истории и обществознания МИШАК С. В. Красный Яр – 2008 год

2 слайд

Описание слайда:

«Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики» (Ф. Энгельс)

3 слайд

Описание слайда:

1. Введение. 2. Ранний период творчества. 3. Зрелый период. 4. Поздний период. Содержание

4 слайд

Описание слайда:

В маленьком городке Винчи, расположенном между Эмполи и Пистойей, 15 апреля 1452 года, в субботу ро-дился Леонардо ди сер Пьеро д`Антонио. Рано проявив-шаяся у мальчика художественная одарённость побуди-ла отца отдать его в обучение к одному из самых раз-носторонних и известных мастеров Флоренции - скульп-тору, ювелиру и живописцу Андреа Верроккьо. Именно здесь началось формирование творческой индиви-дуальности Леонардо. В 1472 году он записался в качестве мастера в Цех живописцев. Леонардо зани-мался всеми сферами художественной деятельности, всегда проявляя безграничную любознательность и уме-ние связать искусство с научными познаниями, бывши-ми результатом пристального наблюдения и неустанного исследования явлений природы. 1. Введение

5 слайд

Описание слайда:

Джиневра Де Бенчи. 2. Ранний период творчества. «Портрет Джиневры де Бенчи» (около 1478 года, Вашингтон, Национальная га-лерея) - возможно, первая картина Лео-нардо, написанная самостоятельно. Дос-ка обрезана примерно на 20 см снизу, так что исчезли скрещённые руки молодой женщины (это известно из сравнения с сохранившимися подражаниями этой картине). В этом портрете Леонардо не стремится проникнуть во внутренний мир модели, однако как демонстрация прек-расного владения мягкой, почти монох-ромной светотеневой моделировкой эта картина не имеет себе равных. Сзади видны ветви можжевельника и подёр-нутый влажной дымкой пейзаж.

6 слайд

Описание слайда:

Картину «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи написал во Флоренции в конце семидесятых годов пятнадцатого столетия. Мадонне придан вид несколько болезненной девушки, играющей со слишком крупным младенцем, сидящим у неё на коленях. Своеобразный мертвенно-зелёный колорит, подчёркнута реалистическая трактовка че-ловеческого тела, усиленное внимание к изображению игры света и тени на отдель-ных частях тела, сложное положение обеих фигур. Свет на фигуры в картине падает в основном слева. Он окрашивает всё в зеле-новатые тона, бросает зеленоватые блики на обнажённые части тела, создаёт густые тени в местах, более тёмных, заслонённых чем-нибудь от падающего из окна света. Композиционным и идейным центром карти-ны является переплетение трёх рук: двух пухлых ручонок мальчика и нежной, деви-ческой руки матери, держащей за стебель цветок, к которому направлены вниматель-ный и ласковый взгляд мадонны и пытли-вый, серьёзный взгляд младенца, пытающе-гося неловко схватить цветок. Мадонна Бенуа.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

«Поклонение волхвов» представляет собой большую многофигурную композицию, к которой художник долго и тщательно готовился. Он выполнил десятки предвари-тельных набросков и рисунков, стремясь уточнить в них не только общий композиционный замысел, но и движения, позы и жесты отдельных фигур. Особенно его интере-совали жесты, при помощи которых он стремился пере-дать различные психологические оттенки в переживаниях всех тех, кто пришел поклониться младенцу. Он хотел преодолеть известную застылость и психологическую ско-ванность, свойственные большинству картин XV века на эту же тему, он поставил себе целью расширить рамки реализма, показав разнообразную и противоречивую жизнь собравшихся людей. При этом характерно, что в подготовительных набросках Леонардо даёт почти все фигуры обнажёнными. Тем самым он облегчил себе возможность уяснить до конца тот или иной мотив дви-жения.

9 слайд

Описание слайда:

Неоконченный «Св. Иеро-ним», очень близкий по стилю к «Поклонению волхвов», так-же может быть датирован временем около 1480 года. Это полотно повторяет одну из его излюбленных тем, со-ответствие эмоций у человека и зверя. Редко замечаемая деталь: странное архитектур-ное включение в трещине между скалами в правом верхнем углу намекает нам на тот материальный мир, от которого святой отрёкся Св. Иероним.

10 слайд

Описание слайда:

3. Зрелый период. Мадонна в гроте. В Милане в 1483 году Леонардо получил заказ на изготовление части алтарного образа для капеллы Непорочного зачатия - «Мадонна в гроте» Коленопреклонённая Мария смотрит на Младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя, в то время как ангел, указывающий на Иоанна, смотрит на зрителя. Фигуры расположены треугольником, на переднем плане. Кажется, что фигуры отделены от зрителя лёгкой дымкой, так называемым сфумато (расплывчатость и нечёткость контуров, мягкая тень), которое отныне становится характерной чертой живописи Леонардо. За ними в полутьме пещеры видны сталактиты и сталагмиты и подёрнутые туманом медленно текущие воды. Пейзаж кажется Фантастическим, однако следует помнить утверждение Леонардо о том, что живопись - это наука.

11 слайд

Описание слайда:

«Мадонна Литта» - закончена несколькими годами позже «Мадонны Бенуа». На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой красочной гамме. Но основной смысл, идейное содержание произведения то же, что и раньше: та же человечность, та же любовь к подлинным, живым чувствам людей пронизывает всё произведение. Мать кормит ребёнка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребёнок, полный здоровья и бессознательной энер-гии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: та-кой же смуглый, с таким же золотистым цве-том волос. Она любуется им, погружённая в свои мысли, сосредоточив на ребёнке всю силу своих чувств. Лицо мадонны обращено к зрителю в профиль; мы видим только один глаз, даже зрачок его не вырисован; губы нельзя назвать улыбающимися, только тень в углу рта как бы намекает на готовую возникнуть улыбку, и в то же время самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечат-ление одухотворённости, которое Леонардо так любил и умел вызывать. Мадонна Литта.

12 слайд

Описание слайда:

В середине 1480-х годов Леонардо написал картину «Дама с горнос-таем». Горностай заменял в старые времена кошек и был довольно широко распространён в быту. Здесь этот зверёк использован как эмблема Галлерани. С замечатель-ным искусством передал Леонардо тонкое, женственное лицо Цецилии, которая изображена глядящей в сторону и как бы прислушиваю-щейся к словам невидимого собе-седника. Великолепно написаны её руки, в особенности, правая, кото-рой она гладит горностая и в кото-рой так много индивидуального, что уже одна деталь указывает на авторство выдающегося мастера. Надо видеть в подлиннике краковс-кий портрет, чтобы убедиться в том, насколько тщательно написана шерсть горностая, каждый волосок которой воспроизведён с почти каллиграфической точностью. Дама с горностаем.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Наиболее прославленное произведение Леонардо - знаменитая «Тайная вечеря» в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие была выполнена между 1495-1497 годами. «Тайная вечеря» привлекла его не своим догматическим содержанием, а возможностью развернуть перед зрителем большую человеческую драму, показать различные характеры, вскрыть душевный мир человека и точно и ясно обрисовать его переживания. Он воспринял «Тайную вечерю» как сцену предательства и поставил себе целью внести в это традиционное изображение то драматическое начало, благодаря которому оно приобрело бы совсем новое эмоциональное звучание. Уточняя в рисунках позы и жесты, он искал таких форм выражения, которые вовлекли бы все фигуры в единый водоворот страстей. Он хотел запечатлеть в образах апостолов живых людей, каждый из которых по-своему откликается на происходящее событие. «Тайная вечеря» - самое зрелое и законченное произведение Леонардо. В центре он помещает фигуру Христа, выделяя её просветом двери. Апостолов он сознательно отодвигает от Христа, чтобы ещё более акцентировать его место в композиции. Учеников Леонардо разбивает на четыре симметрические группы, полные жизни и движения. Стол он делает небольшим, а трапезную - строгой и простой. Это даёт ему возможность сосредоточить внимание зрителя на фигурах, обладающих огромной пластической силой. Основной задачей, которую поставил себе Леонардо в «Тайной вечере», была реалистическая передача сложнейших психических реакций на слова Христа: «Один из вас предаст меня».

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

В 1504 году Леонардо начал работу над своей знаменитой картиной «Мона Лиза». Эта картина считается увенчанием его творчества. Над ней он работал четыре года. Недаром так долго трудился Леонардо над «Джокондой». Не представить себе композиции более простой и ясной, более завершённой и гармоничной. Сложенные руки служат как бы пьедесталом образу, а волнующая пристальность взгляда заостряется общим спокойствием всей фигуры. Фантастический лунный пейзаж не случаен: плавные извивы среди высоких скал перекликаются с пальцами в их мерном музыкальном аккорде, и со складками одеяния, и с лёгкой накидкой на плече Моны Лизы. Всё живет и трепещет в её фигуре, она подлинна, как сама жизнь. А на лице её едва играет улыбка, которая приковывает к себе зрителя силой, действительно неудержимой. Эта улыбка особенно поразительна в контрасте с направленным на зрителя бесстрастным, словно испытующим взглядом. В них мы видим и мудрость, и лукавство, и высокомерие, значение какой-то тайны, как бы опыт всех предыдущих тысячелетий человеческого бытия. Это не радостная улыбка зовущая к счастью. Это та загадочная улыбка, которая сквозит во всем мироощущении Леонардо, в страхе и желании, которые он испытывал перед входом в глубокую пещеру, манящую его среди высоких скал. И кажется нам, будто эта улыбка разливается по всей картине, обволакивает всё тело этой женщины и её высокий лоб, её одеяние и лунный пейзаж, чуть пронизывает коричневатую ткань платья с золотыми переливами и дымно-изумрудное марево неба и скал. Эта женщина с властно заигрывающей на неподвижном лице улыбкой как бы знает, помнит или предчувствует что-то, нам ещё недоступное.

17 слайд

Описание слайда:

Неожиданная по решению, изобра-жающая изнеженного человека с соблазнительной улыбкой, она пора-жает тем, что Леонардо как бы отка-зывается от известного всем образа Крестителя. В этом изгибе тела, в этой улыбке художник выразил квин-тессенцию той вечной мистерии, ко-торая в значительной степени была частью его собственного творчества,- загадку созидания самого себя. «Иоанн Креститель» обращается к зрителю с пророчеством о пришест-вии Христа. Обращенный к небу ука-зательный палец еще один мотив, связанный с иконографией этого свя-того, пришедшего в мир, чтобы про-поведовать покаяние, которое «расчистит путь» грядушему явлению Мессии. 4. Поздний период. Иоанн Креститель.


История Леонардо Да Винчи Его почерк удивителен, Он пишет справа налево, буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала. Имеется множество версий, почему он писал именно таким образом. Одна из них гласит, что он хотел защитить свои научные идеи от любопытствующих, другая, что он был еретиком и постоянно жил в страхе разоблачения и наказания.


История Леонардо Да Винчи Идеи Леонардо черпал из разных источников, переосмысливая и во многом дополняя чужие проекты. Его «закрытые колесницы, безопасные и неприступные», в примитивном виде появились еще в римские времена. Леонардо значительно развил идею, превратив колесницу в прикрытую панцирем вооруженную повозку, а по-современному танк, укомплектованный пушкой и управляемый изнутри восемью воинами.


История Леонардо Да Винчи Леонардо написал свое великое творение(Тайная вечеря) за три года, и весь этот срок картина не выходила у него из головы. Итальянский писатель Маттео Банделло который в детстве посещал монастырскую школу и наблюдал Леонардо за работой, описывает его так: «Он часто приходил в монастырь на рассвете... Торопливо взобравшись на леса, он прилежно трудился до тех пор, пока наступившие сумерки не заставляли его остановиться; при этом он совершенно не думал о еде так был поглощен работой. Иногда Леонардо оставался здесь дня на три-четыре, не притрагиваясь к картине, только заходил и по несколько часов стоял перед ней, скрестив руки и глядя на свои фигуры так, будто критиковал самого себя.




Картины Леонардо Да Винчи Наброски к "Коню"




Изобретения Леонардо Да Винчи Башмаки для хождения по воде, нарисованные Леонардо, очевидно, не вышли за рамки эскиза, но не вызывает сомнений, что они после некоторой модификации могли бы с успехом использоваться. Башмаки для хождения по воде и балансировочные палки к ним в наше время выпускаются промышленностью, однако скорее ради забавы.


Изобретения Леонардо Да Винчи Прикладная механика Леонардо, возможно, более чем другие его научные и технические достижения, вызывает интерес и восхищение привычного к машинам XX века. Многие его изображения, такие, например, как цепная передача, понятны с первого взгляда. При некоторой настойчивости современный механик может создать по его чертежу действующую модель рессорной колесницы и маховика.


Изобретения Леонардо Да Винчи Этот спасательный круг, придуманный Леонардо, был действительно необходимым изобретением. Какой материал Леонардо намеревался использовать, неизвестно, однако двойник его изобретения позже стал традиционной принадлежностью корабле! и приобрел вид коркового круга, покрытого парусиной


Жизнь Леонардо Да Винчи ВИНЧИ 1452 г. Рождение Леонардо да Винчи г. Вписан в кадастр флорентийских граждан. ФЛОРЕНЦИЯ 1470 г. Изучает науки и вступает в мастерскую Верроккио г. Работает над "Поклонением волхвов" для церкви San Donate a Scopeto.


Жизнь Леонардо Да Винчи МИЛАН 1496 г. Работает над "Тайной вечерей" г. 30 июня. Герцог предлагает Леонардо окончить "Вечерю" (закончена к концу года) г. получает виноградник, купленный для него Людовико иль Моро у монастыря Св. Виктора.




Жизнь Леонардо Да Винчи МИЛАН И ФЛОРЕНЦИЯ 1507 г. Смерть Франческо, дяди Леонардо. Хлопоты о наследстве г. Октябрь. Возвращение в Милан г. Участие в Триумфальной встрече Людовика XII после битвы 14 мая г. Занятия анатомией с Марком Антонио делла Торре, в Павии г. 24 сентября. Отъезд в Рим через Флоренцию.


Жизнь Леонардо Да Винчи РИМ, ПАВИЯ, БОЛОНЬЯ, ФРАНЦИЯ 1515 г. 9 января. Отъезд Леонардо в Павию. Встреча Франциска I г декабря. Леонардо в Болонье г. 17 мая. Леонардо в Амбуазе г. 1 октября. Новые декораторские работы Леонардо да Винчи г. 23 апреля. Духовное завещание г. 3 мая. Смерть.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Леонардо да Винчи «Как хорошо прожитый день даёт спокойный сон, так с пользой прожитая жизнь даёт спокойную смерть» Леонардо да Винчи

2 слайд

Описание слайда:

Леонардо да Винчи - великий итальянский художник,живописец, скульптор, архитектор, учёный, изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения. Леонардо не имел фамилии; «да Винчи» означает просто «родом из городка Винчи». Полное его имя - Леонардо ди сер Пьеро да Винчи то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

3 слайд

Описание слайда:

Детство Дом, в котором жил Леонардо в детстве. Родился 15 апреля 1452 г. в городе Винчи, близ Флоренции. Леонардо да Винчи был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки; воспитывался в доме отца и, будучи сыном образованного человека, получил домашнее начальное образование: научился читать, писать, овладел основами математики и латынью. Его почерк удивителен, Он пишет справа налево, буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала.

4 слайд

Описание слайда:

Юность Леонардо имел хороших учителей, но более всего учился у самого себя. Необычайная разносторонность его натуры обнаружилась еще в ранней молодости. С детства он рисовал, писал и вычислял шутя. Кроме наук и искусств, он в молодости много занимался физическими упражнениями, превосходно ездил верхом, отлично косил и рубил дрова. Отличный товарищ в кругу молодых людей, Леонардо имел многих друзей, но еще больше того любил общество прекрасных флорентинок, у которых пользовался большим успехом.

5 слайд

Описание слайда:

Леонардо как художник Уже первые его полотна - «Благовещение», «Мадонна Бенуа», «Поклонение волхвов» - дали понять, что в Италии появился великий художник. В это же время он глубоко и досконально изучает анатомию человека и животных. Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя и как писатель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики. «Благосвещение» «Мадонна Бенуа»

6 слайд

Описание слайда:

Мона Лиза (Джоконда) Самая знаменитая в мире картина, «Мона Лиза»(1510), творение Леонардо да Винчи, находится в Лувре. До сих пор остается неясным, кто именно позировал великому мастеру. Заказ на картину художник получил от Франчес‑ко дель Джокондо, флорентийского торговца шелками, и большинство историков склоняются к тому, что на портрете запечатлена Лиза Герардини, жена Джокондо. Единственным недостатком картины является то, что Мона Лиза лишена бровей. Возможно, это результат излишнего усердия, с которым картину очищали в последующие века, а так же не исключено то, что натурщица могла сама их полностью выщипать, поскольку в те времена это было модно.

7 слайд

Описание слайда:

Некоторые исследователи утверждают, что картина - автопортрет самого Леонардо, который придал своему облику женские черты. И действительно, если у изображения Моны Лизы убрать волосы, получится странное бесполое лицо. Эту гипотезу подтвердила работа, проделанная независимыми исследователями, подтвердившие гипотезу о том, что Леонардо мог в образе Моны Лизы изобразить себя. Исследователи сопоставили при помощи особых компьютерных программ «Мону Лизу» и автопортрет Леонардо, сделанный, когда тот был уже в почтенном возрасте. Результат получился поразительный. «Мона Лиза» оказалась едва ли не зеркальным отражением лица великого мастера. Почти все черты лица идеально совпадали, в том числе кончик носа, губы и глаза.

8 слайд

Описание слайда:

Тайная вечеря «Тайная вечеря» - фреска, выполненная на стене трапезной монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Еще в эпоху самого Леонардо она считалась его самой лучшей и знаменитой работой. Фреска была создана между 1495 и 1497 годами, но уже в течение первых двадцати лет своего существования, начала портиться. Тема картины - момент, когда Иисус Христос объявляет своим ученикам, что один из них предаст его.

9 слайд

Описание слайда:

Леонардо как изобретатель Величайший ученый своего времени, Леонардо да Винчи обогатил догадками и наблюдениями почти все области знания. Но как удивился бы гений, узнай он, что многочисленные его изобретения используются даже спустя стольких лет после его рождения. Он создал проект водолазного костюма, акваланг, устройство, способное сжимать воздух и прогонять его по трубам, спасательный круг, перепончатые перчатки, которые со временем превратились в общеизвестные ласты. Один из самых знаменитых рисунков Леонардо представляет древние разработки автомобиля. Исследователи доказали, что именно Леонардо да Винчи принадлежат «авторские права» на парашют, вертолет, пулемет и массу других механизмов, без которых невозможно представить современную цивилизацию.

10 слайд

Описание слайда:

Смерть гения 23 апреля 1519 года Леонардо да Винчи составил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо из Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства». Леонардо оставил после себя огромное количество чертежей, рисунков и дневниковых записей. Весь архив он завещал любимому ученику Франческо Мельци. Мельци всю жизнь готовил документы к публикации, но ранняя смерть помешала его планам. Архив гения распался на части, и смысл записей оказался утраченным. Сохранилось около семи тысяч страниц, исписанных рукой Леонардо. При этом считается, что треть из архива не сохранилась до наших дней. Потеря Леонардо сверх меры опечалила всех, кто его знавал, ибо не было никогда человека, который принес бы столько чести искусству живописи. Это мастер, который поистине с великой пользой для человечества прожил всю свою жизнь. Да все его творчество - сплошные вопросы, отвечать на которые можно всю жизнь, да и последующим поколениям останется.

Наша презентация рассказывает о жизни и творчестве знаменитого Леонардо да Винчи. С помощью интересных и ярких слайдов в ней рассказывается о самых значительных событиях в биографии знаменитого гения, о его открытиях, научных исследованиях в медицине, механике, технике, астрономии, о его шедеврах в области живописи и скульптуры.

Примеры слайдов нашей презентации:




Структура нашей презентации:
1. Первые годы жизни
2. Детство
3. Работа в мастерской у Андреа Вероккьо
4. Совместная работа над «Крещением Христа»
5. Образ Леонардо для «Давида» А. Вероккьо
6. Получение квалификации в Гильдии святого Луки
7. Работа над «Поклонением волхвов»
8. Служба у Лодовика Сфорца
9. Витрувианский человек

10. Фреска «Тайная вечеря»
11. «Мона Лиза» («Джоконда»
12. Замок Шамбор. Спиральная лестница
13. Последние годы жизни

Другие интересные работы по этому предмету:

Доклад о Маяковском


Владимир Владимирович Маяковский (1893 - 1930)

Поэзия Маяковского долгие годы воспринималась однобоко - как талантливая идеологическая пропаганда, работа “агитатора, горлана, главаря”. Его лирике и сатире почти не уделяли внимания, пьесы на десятилетия выпали из театрального репертуара. Из его рассказа “о времени и о себе” выбирали только то, что было ко времени: сначала возвышая как первого певца революции, а потом “ставя на место”, как продажного слугу тоталитарного режима. Но “время-хамелеон” поэта не одолело.

Доклад о Бунине

Иван Алексеевич Бунин (1870 - 1953)

Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже в обедневшей дворянской семье. В восемь лет уже написал свои первые стихи о какой-то горной долине: видимо, не обошлось без подражания кавказским мотивам Пушкина и Лермонтова.

Доклад про Есенина

Сергей Александрович Есенин (1895 - 1925)

Поэзия Есенина всегда пользовалась народной любовью, она и теперь живёт в песнях и романсах. “Какой чистый и какой русский поэт’’, - говорил о нём Максим Горький.
Есенин вышел из самой сердцевины русского народа - из крестьянского сословия, и на долгие годы к нему “приклеился” ярлык “крестьянского поэта”, сильно преуменьшающий масштаб его творчества. Да, он написал много стихов о деревне, и с гордой печалью произносил: “Я последний поэт деревни...”. Но главная его тема - “половодье чувств” русской души.

Доклад об Алексее Толстом

Алексей Константинович Толстой (1817 - 1875)

Талантливый драматург, поэт, писатель, переводчик, Алексей Константинович Толстой родился в Петербурге. Его отцом был граф Константин Петрович Толстой. Так сложилось, что воспитывал мальчика его дядя Алексей Перовский, автор знаменитой “Чёрной курицы”, которую он написал для любимого племянника.

Доклад о Гоголе

Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852)

Доклад о Фете

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 - 1892)

О Фете сказано много восторженных слов. Лев Толстой, например, восхищенно задавал риторический вопрос: “И откуда у этого добродушного толстого офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?”.

У редактора “Современника” Некрасова Фет был едва ли не самым любимым поэтом. Во всяком случае, его стихи он печатал чаще, чем свои собственные, и слегка иронически замечал: “Как птица распевает Фет, Стихи печатает Некрасов”.

Доклад о Толстом

Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910)

Лев Толстой, один из столпов мировой культуры, многие свои произведения посвятил детям. В 1852 году в журнале “Современник” была напечатана его повесть “Детство”, в которой автобиографический материал лёг в основание глубокого художественного исследования детской души.