Русский лирик Иван Тургенев написал много трогательных произведений. - романтичная повесть о несбывшейся любви. Главная героиня – необычная юная девушка, которую все называют Асей. Можно говорить о некотором сходстве этого образа с реальной девочкой, которую знал автор – незаконнорожденной дочкой его дяди.

Ася – олицетворение непосредственной юности, настоящей красоты. Вместе с этим это очень сложный образ.

Главный герой произведения – некий Его личность остается не рассекреченной, хотя именно от его лица написано все произведение. Автор словно уходит в тень, делая своего героя повествователем. Таким образом, читатели воспринимают события через призму его воспоминаний. Господин Н. на момент рассказа уже зрелый человек, но его до сих пор волнуют воспоминания двадцатилетней давности. Когда ему было 25 лет, он путешествовал по миру, изучая людей. В одном немецком городке на празднике он знакомится с молодым красивым юношей Гагиным и девушкой Асей. Они тоже были русскими, и поэтому стали общаться.

Ася сразу кажется читателю таинственной особой. Ее верхняя часть лица прикрыта шляпкой, и поначалу девушка дичится господина Н. К тому же, рассказчик сразу же обращает внимание на то, как Гагин неуверенно назвал ее сестрой. Поэтому у героя зародилось сомнение относительно их родственных отношений.

Рассказчик отмечают красоту Аси и необычный характер. Удивительным казалось то, каким разным могло быть ее лицо. Детская непосредственность могла резко смениться на зрелую тоску и задумчивость. Ей всего 17 лет, но она

Внешний облик Аси открывается нам постепенно, по мере того, как господин Н. рассмотрел новую знакомку. Поначалу перед нами «девушка невысокого роста, в соломенной шляпе, закрывавшей всю верхнюю часть ее лица». Позднее, за ужином «Ася сняла шляпу; ее черные волосы, остриженные и причесанные как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши». Детали внешности как бы высвечиваются, повествователь обращает внимание на одну или другую. Но нигде они не сливаются в законченный портрет, как мы это видели у Натальи Ласунской, Кати или Анны Сергеевны.

Юная героиня не имеет еще сложившегося облика. На протяжении повести мы наблюдаем, как она примеряет на себя разные костюмы, а с ними разную манеру вести себя. На следующее утро после встречи мы встречаем Асю у развалин старинного замка. Вскарабкавшись на уступ стены, «Ася продолжала сидеть неподвижно, подобрав под себя ноги и закутав голову кисейным шарфом; стройный блик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе…». В дальнейшем из ее рассказа мы поймем, что девушка воображала себя Лорелеей, героиней немецких преданий, сидящей на скале. Зато в тот же день она вышла к обеду «одетая в лучшее свое платье, тщательно причесанная <…> и в перчатках. За столом она держалась очень чинно, почти чопорно». Господин Н. догадался, что «ей явно хотелось разыграть <…> новую роль - роль приличной и благовоспитанной барышни». Толчком к изменению облика всякий раз оказывается желание понравиться новому знакомому. «Вечером я читал <…> «Германа и Доротею» (роман И.В. Гете, воспевающий идиллию мирной жизни в провинции - О.Т ), - вспоминает повествователь. - На следующий день я опять не узнал ее, пока не догадался, что ей вдруг пришло в голову: быть домовитой и степенной, как Доротея».

Но вся пленительность облика героини раскрывается, когда она оделась «простою девушкой». : «На ней было старенькое платьице, волосы она зачесала за уши и сидела, не шевелясь, у окна да шила в пяльцах, скромно, тихо <…>. Для довершения сходства она принялась напевать вполголоса «Матушку, голубушку».

По мере встреч с Асей рассказчик начинает догадываться, что вокруг него - чужая красота. В нем пробуждается внезапно чувство родины: «Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле…» «“Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стороне, между чужими?” - воскликнул я...» Рассказчик полагает, что «так взволновал запах степной травы». Он, и только он, «мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней». Но этому одномоментному ощущению предшествовало многодневное пребывание у Гагиных…

Читайте также другие статьи по теме «Анализ повести И.С. Тургенева «Ася».

Ася, или Анна (настоящее имя девушки, хотя Тургенев упорно её называет именно Ася), - героиня одноименной повести. Она предстает с первых страниц повести перед нами, как юная девушка, впервые познавшая чувство всепоглощающей любви. Этот путь от нескладного угловатого подростка к познавшей всю горечь разочарования женщине раскрывает перед нами писатель.

Характеристика героини

После опубликования повести исследователи творчества Тургенева предавались спорам о том: а существовали ли на самом деле девушки, описанные в его произведениях, или же все они - плод только лишь его воображения. Но даже если верно второе предположение, то созданный им на страницах произведения образ поражает своей глубиной и реализмом.

Читая главу за главой о том, как раскрывалась влюбленность Аси, ловишь себя на мысли, что именно так и происходит все в жизни, когда отсутствие жизненного опыта заставляет девушку наощупь находить тот самый образ, что покорит ее возлюбленного. То, что вначале Н.Н. принимал за взбалмашность, на деле оказалось попытками уловить отклик в душе его еще совсем девочкой.

Самыми верными характеристиками Аси можно считать честность и открытость, так несвойственные светскому обществу. Ее натура богато одарена от природы, но при этом не испорчена воспитанием, принятым тогда в обществе. Свободно разговаривая не только на русском, но и на немецком и французском языках она могла быть абсолютно естественной, а могла мгновенно преобразиться, изображая солдата или горничную. Простота, искренность, чистота чувств покоряют в ней Н.Н.

Встречу главных героев можно назвать абсолютно случайной, закономерной их взаимную симпатию, как людей, схожих по образу мыслей, воспитанию, происхождению. Но расставание поспешное, скомканное, оставившее в душе Н.Н. незаживающий след - скорее неожиданным, ведь кроме предрассудков иных причин для него нет. И все же именно они перевешивают в итоге и разводят героев по разным городам, а потом и странам.

Образ героини в произведении

Красота Аси привлекает не меньше, чем ее необычный, даже нестандартный характер. Стремление эпатировать часто берет верх над здравым смыслом. Еще час тому назад по-детски веселая и непосредственная она могла показать совсем взрослую серьезность и задумчивость. Девушке только 17, но она мучается мыслями о собственном будущем. Ей хочется подвигов, но действительность строго очерчивает рамки допустимого и дозволенного. Шалость - вот, что можно, когда душа требует вырваться из плена праздности.

Сложность характера Аси вполне объяснимая, если вспомнить о ее происхождении. С самых ранних лет ей приходится жить в разрывающем сознание противоречии - отец дворянин, мать служанка. Незаконнорожденная, но признанная и любимая дочь - вот кем она стала для отца. Для брата желанной и нежно любимой сестрой. А что же Н.Н.? Гагин убежден - будущего у них нет, так как не сможет его приятель переступить через предрассудки и жениться на девушке с такой историей. Встреча, специально подготовленная Асей, где она вручает себя любимому и шепчет: «Ваша», заканчивается так, как и предрекал брат.

Молодой человек испугался взбалмашности характера и неуправляемости девушки, но при этом не объяснился с ней напрямик, но предпочел обвинить Асю в том, что не стала она таиться от своего брата. И только обнаружив на следующий день исчезновение Гагина с сестрой смог он наконец осознать, что же в действительности влекло его день за днем искать встреч с ними.

Почему Ася практически сбегает? Ее честный и открытый характер не может смириться с расчетливостью и трусостью Н.Н. Смогла ли она забыть свою первую любовь? Автор полагает, что так в конце концов и произошло.


Красота разлита всюду... Но нигде она не сияет с такой силою, как в человеческой индивидуальности. И. С. Тургенев Повесть «Ася» - это прекрасная история любви с печальным концом - влюбленные расстались. Первая любовь Аси закончилась трагично. Главная героиня Ася - это ярчайший образ в литературе. Миловидная девушка семнадцати лет со «смуглым кругловатым лицом, небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она грациозно сложена, но не вполне еще развита». Жизнь Аси складывалась трагическим образом: она дочь помещика и крепостной. Поэтому она застенчива и не умеет вести себя в светском обществе. Рано потеряла мать, а через несколько лет еще и отца. Все это заставило ее рано задуматься о смысле жизни и разочароваться в некоторых вещах, но от этого она не разлюбила жизнь, более того, она хотела оставить свой след в истории. «Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» - говорит она. Ася стремится к чему-то особенному, к деятельной жизни, к совершению подвига. Она тонкая, романтическая натура, которой чуждо все обыденное и суетное. Не зря она хочет летать, как птица: «Да, хорошо!- так же тихо отвечала она, не смотря на меня. - Если бы мы с вами были птицы, - как бы мы взвились, как бы полетели... Так бы и утонули в этой синеве... Но мы не птицы». Ей нравятся романтические рассказы и легенды. А своим кумиром она считает Татьяну, героиню романа «Евгений Онегин». Главная ее особенность - это непостоянство, загадочность и странность. Именно поэтому Н. Н. восклицает: «Что за хамелеон эта девушка!». Сначала она лазает по стене, как коза, поливает цветы на стенах, сразу после этого ведёт себя, как благовоспитанная барышня, шьёт и опять выказывает своё ребячество. Ася открытая, пылкая, благородная и непосредственная натура. Героиню впервые охватывает такое чувство, как любовь. Она полностью отдается этому ощущению. Любовь окрыляет ее, и полету нет преград. Ася не умеет скрывать свои чувства или притворяться, и поэтому она первая, подобно пушкинской Татьяне, признается в любви Н. Н. Но его эти вести пугают и он не осмеливается связать свою жизнь с такой необычайной девушкой: «Я досадовал на откровенность Гагина, я досадовал на Асю, ее любовь меня и радовала и смущала. Я не мог понять, что заставило ее все высказать брату; неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня... «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» Импульсивная и искренняя любовь Аси разбивается о робкую симпатию Н. Н., его нерешительность и боязнь противостоять общественному мнению. Обвинения Н. Н. глубоко ранят трепетную душу Аси, и она с Гагиным покидает город.Я считаю, даже хорошо, что у Аси не получилось связать свою жизнь с Н. Н., потому что он ее не любил, а просто симпатизировал ей. Ася еще молода и найдет подходящего мужа, который по-настоящему будет ее любить. Просто нужно подождать. Даже сам Н. Н. считал, что все получилось правильно, Я хоть и грустно: «Я не слишком долго грустил по ней; я даже нашел, что судьба хорошо распорядилась не соединив меня с Асей; я утешался мыслию, что я, вероятно, не был бы счастлив с такой женой». В какой-то степени он поступил благородно, не став обманывать девушку и не портя ей всю жизнь. Я Зато Н. Н. запомнил прекрасное ощущение, которое подарила ему Ася - что тебя кто-то любит: «ни я одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!», ведь он так и остался холостяком: «Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы». Я считаю, что образ Аси затронул каждого. Ее странное поведение, сила, с которой она влюбилась! в Н. Н., поражает нас, а судьба Аси, та драматичность, с которой она рассталась с Н. Н., заставляет Я нас посочувствовать. Но меня изумляет ее отношение к жизни, те цели, которых она хочет добиться то, что она стремится достичь чего-то в жизни. Образ Аси - знаменитый образ тургеневской девушки, той, которая имеет сильный, независимый Я характер, способная совершить любой подвиг во имя любви и своего счастья. Искренность и честность - вот качества, отличающие «тургеневскую» девушку от простых женщин. Тургенев был мастером своего дела - он смог разглядеть в девушке те возвышенные качества, которые до нею не видел никто. Вообще в творчестве Тургенева образ девушки не был неподвижным. От повести к повести типическое обобщение, которое нес в себе этот образ, становилось все более глубоким и современным, вбирая черты, каждый раз освещающие новую сторону русской действительности. Тургеневские девушки похожи в главном - в отношении к идеалу жизни. Это девушки, исполненные радужных, «крылатых надежд», впервые открывающие для себя новый мир ярких чувств и мыслей. В «Асе» (и других повестях, например в «Первой любви»). Тургенев психологически точно описал, как в юном сердце, Я впервые полюбившем, обостряются все чувства, и герой видит, ощущает поток жизни, его незаметное Я течение. И здесь встает вопрос об актуальности темы, существуют ли в настоящее время такие девушки или вообще подобные люди? Многие считают, что нет. Что мир попон материализма и не способен на настоящие, искренние, преданные чувства. Но эта повесть оставляет веру в обратное. И именно тургеневские девушки и люди им подобные привносят в. наш мир самое светлое, самое красивое и нежное Я чувство - любовь. Более того, образ Аси может стать примером для других. Хотя в наше страшное время опасно быть чистой, непорочной и полной возвышенной любви. Тем не менее, это произведение заставляет задуматься об образе жизни, принципах каждого из нас.

Новая, неизвестная, подвижная и энергичная Ася в повести Тургенева

Главной героиней повести Тургенева является юная девушка Ася. Вот как рассказчик описывает ее внешность: «Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита».

Но Ася каждый раз представала перед героем новой, неизвестной: то он казалась ему слишком подвижной, рискованной, то предельно искренней и душевной. Она могла предстать и благовоспитанной барышней, напоминающей домовитую Доротею, и истинно русской девушкой, напевающей «Матушку, голубушку», и дичком.

Столь стремительное изменение в поведении объяснялось душевными порывами Аси к любви, ее стремление к главному герою. Она была предельно открыта своему чувству и, в то же время, не знала, как выразить его, как вести себя с любимым человеком. В повести Ася проходит свою эволюцию от грациозной, мечтательной девочки до отвергнутой, обманувшейся в своих надеждах девушки.

Вместе с тем, постепенно усложняется, наполняется новым содержанием её чувство. Вначале Ася предстаёт перед читателем открытой миру, не боящейся стоять над пропастью на старой башне, образно воспринимающей мир. Она могла довериться природе, людям, была внутренне свободной. Это состояние было недоступно главному герою, замыкавшего себя вокруг собственного Эго. Поэтому его брала досада, глядя на Асю.

Вместе с тем, у героини проявлялась дерзкая усмешка, объясняемая ущемлённым самолюбием, двойственным положением Аси в обществе. По происхождению она – незаконнорожденная дочь богатого помещика, отца Гагаева. По воспитанию и взглядам на жизнь – благородная дворянка, которая была способна на трудный подвиг, жертву.

Двойственное положение развило в героине недоверчивость, самолюбие. Она стыдилась мучительных переживаний по поводу своего происхождения. Всё существо Аси стремилось к правде. Она привыкла предъявлять высокие духовные требования к себе и людям, которые её окружают. Неслучайно в повести говорится, что Ася напоминает рафаэлевскую Галатею. Это не девушка-«хамелеон», как думал о ней господин N. Это сильная личность, требующая во всём правды, откровенности. Внешне хрупкая, грациозная девушка обладала огромным духовным потенциалом.

Силу переживаний Аси трудно сравнить с малодушием главного героя, переступающего через своё чувство ради нелепых предрассудков. В людях Ася больше всего презирает лесть и трусость. Именно поэтому во время окончательного объяснения с главным героем, видя его нерешительность и слабоволие, она незамедлительно уходит от него, уходит навсегда.

Тургенев показывает, какой силы, духовного взлёта достигало чувство Аси, когда она признаётся, что готова взлететь, как свободные птицы. Ася настолько открылась своей любви, что готова была доверить свою судьбу господину N. Сколько душевности, признательности заложено всего в одном слове, которое она произнесла во время их последней встречи – «ваша»! Ася мучится, переживает, не хочет, чтобы её считали легкомысленной, даже заболевает из-за неопределённости в отношении к ней главного героя. А тот в свою очередь стал упрекать её за чрезмерную открытость, искренность.

Только спустя много лет, после приобретённого опыта, рассказчик понимает цену того, чего он лишил себя.