Мартынов Алексей

Никак не получается у меня научить младшую сестру писать буквы. Рисует она только палочки и крючки. Ничего в таком письме понять не могу. И стал я думать: « А как же люди писали раньше? Как они жили без письменности? Кто придумал буквы?» Решил я исследовать эту тему.

Хочу узнать историю возникновения письменности. Расследовать, как обходились без письма.

Есть у меня несколько предположений. Может, люди умели писать и читать с тех самых пор, как появился на земле первый человек? Допустим, кто-то уже позаботился о том, как им общаться? Например, инопланетяне. Или человечеству пришлось всё изобретать. Возможно, древние люди тоже сначала только палочки и крючки рисовали. А что, если, глядя на звёзды, они создали азбуку…

Наверное, стоит изучить умные книги. Они могут знать многие тайны. Обязательно загляну в Интернет. Спрошу у взрослых, что они об этом знают. Понаблюдаю за своей сестрой.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Заветинская муниципальная бюджетная общеобразовательная школа №1

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

На тему. « Как люди научились писать».

Выполнил

Мартынов Алексей

Ученик 4 б класса

Руководитель

Решетникова Г. А.

Учитель начальных классов

МБОУ ЗСШ№1

Тема исследования «Как люди научились писать».

Вступление. (слайд 1)

Никак не получается у меня научить младшую сестру писать буквы. Рисует она только палочки и крючки. Ничего в таком письме понять не могу. И стал я думать: « А как же люди писали раньше? Как они жили без письменности? Кто придумал буквы?» Решил я исследовать эту тему.

Хочу узнать историю возникновения письменности. Расследовать, как обходились без письма.

Есть у меня несколько предположений. Может, люди умели писать и читать с тех самых пор, как появился на земле первый человек? Допустим, кто-то уже позаботился о том, как им общаться? Например, инопланетяне. Или человечеству пришлось всё изобретать. Возможно, древние люди тоже сначала только палочки и крючки рисовали. А что, если, глядя на звёзды, они создали азбуку…

Наверное, стоит изучить умные книги. Они могут знать многие тайны. Обязательно загляну в Интернет. Спрошу у взрослых, что они об этом знают. Понаблюдаю за своей сестрой.

Цель исследования. (слайд 2)

Выяснить, как люди обходились без письма;

Узнать историю возникновения письменности.

Задачи исследования.

Изучить литературу по данному вопросу.

Гипотеза.

Возможно, древние люди рисовали сначала только палочки и крючки.

Методы.

Наблюдение

Сравнение

Основная часть

КАК ОБХОДИЛИСЬ БЕЗ ПИСЬМА?

Древние люди жили в пещерах, но не только люди там обитали животные.

Огляделись люди по сторонам и вдруг увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки. Но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели людей на интересную мысль: значит, на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение.

Именно так представляют себе некоторые учёные начало дороги к письменности.

Древнегреческий историк Геродот рассказывал такую легенду. Когда персы воевали со скифами (это 2 древних народа) , скифский вождь прислал персидскому «послание»: лягушку, мышь, птицу и пять стрел. Это означало: « Если вы не научитесь прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в норы как мыши, и летать, как птицы, то берегитесь наших стрел!» Но скоро стало понятно, что «переписываться» с помощью вещей неудобно: как передать с помощью предметов такие слова, как «любовь», «радость», «поздравление»?

ДРЕВНИЕ ПИСЬМЕНА .

Одним из первых видов была узелковая письменность. Число узелков завязанных на верёвке передавало то или иное сообщение. Одновременно с узелковым письмом возникло и рисуночное письмо, в котором записи делались с помощью рисунков. Некоторые рисунки имели смысл, который можно было выразить не одним словом, а целым предложением.

Как вы думаете, сколько же надо было изобрести рисунков, чтобы обозначить всё , что окружает людей, и всё , что они хотели бы сказать друг другу. Много. Так много, что изучать грамоту надо было не недели и месяцы, а годы.

Один из африканских народов -эве- создал специальное рисуночное письмо для записи своих пословиц. Изображение иголки с вдетой ниткой обозначает пословицу «Куда иголка, туда и нитка». Похожим рисунком эве обозначают пословицу «Иголка сшивает большие полотенца». Это пословица о том, как надо ценить маленькие вещи. Русская пословица выражает эту мысль так: « Мал золотник, да дорог. Мал да удал».

Как только возникла письменность, возник и вопрос: а как читать? Написавший предавал письменным знакам одно значение, а читающий- другое.

Но далеко не всё можно выразить при помощи рисунков. Попробуйте, например, изобразить рисунками: « Вчера я видел хороший сон». Со временем рисунки стали заменять значками- условными изображениями предметов. Постепенно люди договорились между собой, чтобы одни и те же значки обозначали одинаковые вещи. Так появилась вторая система письма- иероглифическая.

Первые в мире иероглифы- древнеегипетские. Сейчас с помощью иероглифов пишут японцы и китайцы. Языки, использующие иероглифы считаются очень сложными, ведь каждый иероглиф означает не звук (как наши буквы)

КАК ВОЗНИКЛА НАША ПИСЬМЕННОСТЬ?

Любое слово состоит из разных звуков. Но каждый звук прозвучит и исчезает. Какие-то секунды - и его нет.

А если как-нибудь остановить звуки, чтобы можно их было встретить ещё много раз? Это было так необходимо древним людям, что самые разные народы в разных уголках нашей земли искали способы «остановить» звуки. Люди придумали буквы - письменные фигурки, значки для звуков.

Каждая фигурка –буква- это как бы застывший звук.

Жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы только для согласных звуков. Финикийцы знакомили другие народы со своей письменностью. На её основе стал разрабатывать алфавит другой народ – греки. Греческий учёный Пеламед сумел создать 16 букв. В течение многих лет учёные прибавляли кто 2, кто 3 буквы.

Так сложился греческий алфавит. Впоследствии этот алфавит «завоевал» почти весь мир: он помог многим народам создать свою письменность, а целое слово.

Славянская письменность.

Долго славянские народы не имели своей письменности.

О Древней Руси у нас не так много источников. Основными, конечно, являются летописи - краткие официальные указания на важнейшие события по годам. Но по ним сложно понять, каким был быт простых русских людей, что их заботило и чем они жили. И этот пробел в наших знаниях о прошлом восполняют берестяные грамоты.

И вот во второй половине x, в двое учёных родом из Греции, братья Киррил и Мефодий, приехали в Великую Моравию (территория современной Чехословакии) и стали работать над созданием славянской письменности. Они хорошо знали славянские языки, и это дало им возможность составить славянскую азбуку. Разработав эту азбуку, они перевели на тогдашний, древний по нашим понятиям язык(он называется старославянским) самые важные греческие книги. Создание собственной письменности, произошедшее в 9 веке, было для славян великим достижением того времени Раньше считалось, что в мире могут существовать только три языка: латинский, греческий и еврейский. Кирилл и Мефодий, создав славянскую азбуку и переведя на язык славян книги Священного писания, способствовали:

Распространению знаний среди славянских народов ;

В честь Кирилла и Мефодия названы соборы, храмы, построены памятники, названы улицы.

Заключение.

Работая над темой исследования, я узнал много интересного. Основой любой древней культуры является письменность. Родиной письменности по праву является Древний Восток. Её возникновение были связаны с накоплением знаний, которые держать в памяти было уже невозможно, ростом культурных связей между людьми, а затем и потребностями государств.

Изобретение письменности обеспечило накопление знаний и их надёжную передачу потомкам.

Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать только устно! Допустим.
Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, интернет, не станет карточек в регистратуре больницы.
А теперь попробуйте представить себе жизнь без письменности.

Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без. Недаром русский писатель и историограф Николай Михайлович Карамзин говорил:

«История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир, - особенно в наше время, при нынешних успехах разума».

Список литературы.

1.Г. Гранник, С Бондаренко. Секреты орфографии. М, 1991

Развитие письменности происходило в направлении от конкретного к абстрактному. Первоначально для передачи информации использовалось так называемое предметное . Пример подобного метода коммуникации - это узелковое письмо американских индейцев. Также первые записи могли делаться в форме изображений.

Следующим этапом развития письменности стала пиктография. Изображения предметов упрощались и становились все более схематичными, т.е. пиктограммами. Позднее появились и идеограммы - изображения абстрактных понятий или действий. Данные вид письма не отображал слов, а только их смысл. Также по пиктографическим записям невозможно восстановить грамматический строй языка. Пиктографическое письмо использовалось в ранний период развития шумерской и китайской культур, а также индейцами Мезоамерики.

Следующим логичным этапом развития пиктографии стала иероглифика. Широко известный пример раннего развития иероглифического письма - это древнеегипетская письменность. Египетские знаки недалеко ушли от пиктограмм и во многом оставались похожими на изображение обозначаемых ими понятий. Однако даже в ранней иероглифике появилась важная особенность этого этапа развития письма - двухсоставность иероглифа. Часть иероглифа отвечала за смысл слова, а вторая часть указывала на особенность его произношения. Сходным образом и современная китайская письменность - даже если вы не знаете конкретный иероглиф, вы можете предположить его значение по ключу, а особенность чтения - по фонетическому элементу.

В японской письменности иероглифы, пришедшие из Китая, сочетаются с двумя местными слоговыми азбуками. Азбуки служат для добавления к иероглифам грамматических окончаний, а также для написания иностранных слов.
После иероглифики человечество изобрело слоговое письмо. В рамках этого вида письма передается только произношение слова. В отличие от алфавитов, в слоговых азбуках нет четкого разделения на . В них могут присутствовать отдельные гласные, но большинство символом соответствуют . Пример современной слоговой письменности можно встретить в арабском языке.
На алфавитном письме базируются европейские, а также некоторые азиатские языки.
Финальным этапом развития письменности стал алфавит. Одним из первых алфавитов стал финикийский. В алфавитном письме большинству звуков соответствует отдельная буква.

Развитие счета

Человеку понадобилось немало времени не только на то, чтобы научиться писать, но и чтобы освоить счет. Считать стало необходимо по мере развития сельского хозяйства и ремесла. Первоначально использовался единичный счет. Число записывалось в виде нескольких палочек или точек.

Затем появилась шестидесятиричная система счета. Она была известна у шумеров и у ряда других восточных народов. Современные люди продолжают использовать эту систему для счета времени: 60 секунд составляют минуту, а 60 минут - час.

Римляне использовали и модифицировали египетскую десятиричную систему счисления. Римская запись цифр была позиционной. Буква I означала единицу, V - пятерку, а X - десятку. Но современная система цифр появилась уже у арабов. Они же ввели понятие нуля, которое дало дополнительный импульс развитию математики.

Очень давно, много тысячелетий назад, люди писать еще не умели и во всем могли полагаться только на свою память. Но уже тогда они кое-что рисовали, например, зверей, и рисовали их очень искусно. На юге Европы, в Испании, нашли пещеры, в которых в далекое доисторическое время жили люди каменного века. В этих пещерах совсем темно. Работать там или рисовать можно было только при свете факелов, скорее всего при свете горящей головни смолистого дерева. Каково же было изумление археологов, когда оказалось, что в самых недоступных уголках пещер на стенах нарисованы и искусно раскрашены изображения животных. Олени, зубры, мамонты встали перед археологами, как живые.

Люди каменного века, жившие в пещерах, охотились на этих животных, и все их существование зависело от удачной охоты. Конечно, они очень хотели победить зверя, мы бы сказали - мечтали об обильной и вкусной добыче. И они воплощали свою мечту в образах: рисовали то, о чем мечтали. В эти рисунки они вкладывали всю силу своего воображения, свою тонкую наблюдательность охотников и изображали зверей такими, какими видели их. В этом смысле пещерные изображения животных мы должны считать произведениями высокого искусства.

УЗОРЫ - ИЗМЕНЕННЫЕ РИСУНКИ

И не только на стенах темных пещер рисовали люди каменного века. Археологи нашли их рисунки и в виде украшений на костях, служивших каким-нибудь практическим целям, например на рукоятках орудий. И здесь мы видим нанесенные уверенными штрихами твердой рукой художника изображения тех же оленей, зубров, мамонта с огромными бивнями, который жил в ту эпоху и теперь уже вымер совсем.

Вот с каких древних времен человек уже умел рисовать. И позднее, на протяжении всей истории человечества, во всех частях света люди сохраняли и развивали изобразительное искусство. Менялись стили живописи, менялись орудия и техника рисования. Временами авторы рисунков стремились показывать людей и животных в их реальном облике, временами же предпочитали стилизовать изображаемые образы, упрощать их иногда до схематических узоров.

Все, конечно, видели вышивки на женских одеждах, узоры на полотенцах, рисунки на глиняной и фарфоровой посуде, украшения на фронтонах деревянных зданий. Среди этих узоров и орнаментов встречаются и такие, в которых можно видеть прямо таки реалистические картинки, например, роза, украшающая фарфоровую чашку, или цветы вышитые на скатерти. Многие же узоры не сразу можно понять они на первый взгляд кажутся просто геометрическими фигурами или линиями: треугольниками, квадратиками, кружочками, спиралями и различными завитушками. Но и здесь мы нередко можем найти упрощенные изображения окружающих человека предметов: растений и животных, цветов и насекомых.

Каемка вышитого полотенца иногда кажется просто каким-то зубчатым орнаментом, а посмотришь - это схематизированные до крайней простоты кони, елочки или гусиные лапки. А на крыше избы, где перекрещиваются деревянные стропила и где их концы немножко вылезают в разные стороны, искусный мастер подчас украсит их деревянной резьбой и превратит как бы в головки деревянных коней; может быть, отсюда и пошло название – «конец крыши». И много, много окружающих нас разнообразных узоров по своему происхождению может быть возведено к сюжетам искусства очень древних эпох.

ИСТОРИЯ БУКВ.

Не только узоры, но и буквы нашего письма произошли от рисунков. Вот буква А. Можно проследить по ее форме в древних надписях, что первоначально для передачи соответствующего звука люди рисовали голову быка. Потом это изображение стали писать попроще, а затем превратили его в сочетание прямых линий, в котором все-таки можно признать какое-то сходство с головой быка: можно заметить его рога, морду, но в целом мы скорее скажем, что это уже не рисунок, а буква. Из такой буквы греки сделали свою букву «альфа», а римляне, которые переняли алфавит от греков, усовершенствовали форму этой буквы, сделали ее симметричной, - причем она стала похожей уже на «домик», как ее называют наши дети, когда впервые с нею знакомятся.

А вот другая наша буква - У. Она же в сущности имеется и в латинском алфавите в виде трех букв Y, V или U. Эта буква происходит от изображения змеи-ехидны, которое являлось знаком древнеегипетского письма:

Когда мы теперь пишем букву У, мы уже не помним о том, что две верхние палочки - это «рожки» египетской ехидны, а нижняя палочка - ее длинное тело. Звук Р в древнеегипетских надписях выражался рисунком головы человека с бородой. Наша буква Р, правда, «бороды» уже не имеет, но латинская буква R сохранила «бороду» до сих пор в виде правого нижнего штриха.

Буква О происходит от древнеегипетского изображения глаза, который теперь потерял все свои детали и стал простым кружочком. И так со всеми буквами и со всеми письменными знаками всех исторически возникших алфавитов мира: все они происходят от рисунков разных предметов.

Продолжение читайте в нашей следующей части.

P. S. С этой маленькой стать мы октрываем большой цыкл статей об истории письменности, будет интересно.

Во все времена человечество нуждалось в фиксации своих знаний: впечатлений, опыта и истории. Первоначально для этой цели служили рисунки, самые древние из которых называют наскальной живописью. Со временем зарисовки упрощались и обретали все большую условность. Большие объемы информации зарисовывать со всеми деталями было очень долго, поэтому реалистичные изображения постепенно заменялись символами.

Пиктографическая письменность

Свое начало письменность нашла в пиктографии. Пиктограмма является наглядным схематическим изображением предметов и явлений. Позже к ним добавились своего рода условные обозначения, например луна, всегда стала изображаться в виде круга с точкой, а вода, как волнистая линия.

Такой способ записи впервые был применен шумерами около 3200 года до н.э. Они использовали клинопись, нанося пиктограммы тростниковыми перьями на сырые глиняные плитки. Позже вся их письменность представляла собой только символы и знаки. Клинопись Месопотамии также переняли цивилизации вавилонян, ассирийцев и персов.

Иероглифическая письменность

Этот вид письменности стал следующим важным этапом в ее развитии. Иероглифами называли знаки, которые изображали не только предметы, но и звуки. Такой метод фиксации информации зародился в Древнем Египте в 3100 году до н.э.

Позднее иероглифы появились в восточных цивилизациях, например, Корее, Японии и Китае. В этих странах с помощью иероглифов можно было выразить практически любые размышления. Единственный минус такого письма заключался в том, что нужно было выучить больше тысячи символов. Этот фактор значительно снижал степень распространенности грамотности среди обычного населения.

Первый алфавит

Большинство лингвистов сходится на том, что первым полноценным алфавитом можно назвать финикийский. В нем было 22 буквы, обозначающие только согласные звуки. Символы были заимствованы из греческой письменности, претерпев небольшие изменения. Жители Ханаанского государства, финикийцы, писали чернилами справа налево на глиняных табличках. Первые черепки с их записями датируются XIII в. до н.э. Правда, сохранилось их немного, лучше всего ученым удалось разобрать надписи, оставленные на камнях, например, надгробиях.

Новый алфавит быстро получил распространение благодаря тому, что Финикия лежала на пересечении многих торговых путей. На его основе были сформированы арамейские, древнееврейские, арабские и греческие буквы.

Теперь вы знаете, как и когда люди научились писать. Делитесь этими интересными фактами с друзьями в социальных сетях и ставьте лайк!