«Апо́стол» – богослужебная книга, включающая в себя Деяния апостолов, семь соборных посланий и четырнадцать посланий апостола Павла. Как и Служебное Евангелие, текст Апостола разделен на зачала (разделение глав по смыслу), но счет зачал ведется для всех составных частей книги. Как и в Евангелии, здесь при каждом зачале стоят звездочки, а под чертой указываются дни и праздники, когда их следует читать.

Сказание святого Епифания, епископа Кипрского К Ефесеем послание святаго апостола Павла
Избрание седмидесяти апостол К Филипписием послание святаго апостола Павла
О чудесах святых апостол К Колосаем послание святаго апостола Павла
Надписание глав апостольских деяний К Солуняном первое послание святаго апостола Павла
Деяния святых апостол К Солуняном второе послание святаго апостола Павла
Соборное послание Иаковле К Тимофею первое послание святаго апостола Павла
Соборное послание первое святаго апостола Петра К Титу послание святаго апостола Павла
Соборное послание второе святаго апостола Петра К Филимону послание святаго апостола Павла
Соборное послание первое святаго апостола Иоанна Богослова Ко евреем послание святаго апостола Павла
Соборное послание второе святаго апостола Иоанна Богослова Сказание о антифонах и прокименах
Соборное послание третие святаго апостола Иоанна Богослова Соборник двунадесяти месяцей
Соборное послание Иудино Прокимени и аллилуарии воскреснии, Литургийнии, осми гласов
К Римлянам послание святаго апостола Павла Прокимени, аллилуарие и причастни дневнии
К Коринфяном первое послание святаго апостола Павла Прокимени, апостоли и аллилуарие, на всяку потребу различнии
К Коринфяном второе послание святаго апостола Павла Антифоны по вся дни
К Галатам послание святаго апостола Павла

Богослужебный «Апостол», помимо названных книг, содержит также собрание общих и воскресных прокимнов, прокимнов для особых служб (посвященных мученикам, пророкам и т. д.) и аллилуариев – отдельных стихов из Псалтири или других книг Священного Писания.

Чтение "Апостола" на богослужении

«Апостол» читается на Божественной Литургии Иоанна Златоуста в части, называемой Литургией оглашенных, после Трисвятого, перед чтением Евангелия. Перед чтением «Апостола» возглашаются один или два прокимна, а после чтения трижды произносится «Аллилуйя» и читаются аллилуарии.

Если "Апостол" читается из "Деяний апостолов", то он предваряется словами "Во дни оны...", если же из посланий апостола Павла к Церквам, то начинается словом "Братие...", если из пастырских его посланий, то "Чадо Тимофее..." или "Чадо Тите...", если из Соборных посланий, то большей частью: "Возлюбленнии...", иногда "Братие..."

Во время чтения "Апостола" и пения аллилуария диакон, взяв кадильницу и получив благословение на каждение от священника, кадит престол, алтарь, иконостас, а также священника, затем читающего апостол, лик (хор) и всех молящихся. Для каждения иконостаса, затем чтеца и молящихся диакон выходит из алтаря царскими вратами. Это каждение фимиама совершается в знаменование благодати Святаго Духа, которая сходит в сердца молящихся, с благоговением слушающих слово Божие.

По утвердившейся практике каждение совершается во время чтения самого "Апостола", но правильнее кадить на аллилуарии, который является своего рода прокимном к Евангелию. Поэтому и возглашать стихи аллилуария и петь "Аллилуйя" надлежит возгласно и торжественно. Как перед чтением Апостола поется прокимен, так перед чтением Евангелия на Литургии поется "Аллилуйя". "Аллилуйя" есть песнь, прославляющая Господа и возвещающая о пришествии Его на землю.

Священник во время чтения Апостола сидит с южной стороны горнего места как равный апостолам по благодати учительства.

Рукописные апостолы

Среди старейших сохранившихся старославянских рукописей несколько представляют собой "Апостол" или его фрагменты (Енинский, Охридский, Слепченский, Македонский, два Хлудовских «Апостола»).

Апостол, по всей вероятности, должен был войти в переводные славянские книги уже на первых порах при Кирилле и Мефодии, но, подобно Евангелию, из Апостола начали сперва делать выдержки, и сборники таких выдержек назывались праксапостолами . Только потом стали пополняться тексты и, подобно тетраевангелиям , появились целые Апостольские деяния.

Самыми древними и поэтому самыми важными в лингвистическом отношении памятниками этого рода служат следующие целые или отрывочные памятники: Охридский «Апостол», вывезенный В.И. Григоровичем из Охриды; большая часть его написана кирилловским, а небольшой отрывок – глаголическим письмом. Теперь он хранится в Румянцевском музее и состоит из 111 листов. Слепченский «Апостол»: 6 листов этой книги вывезены В.И. Григоровичем из Слепченского монастыря и находятся в Румянцевском музее. Македонский или Струшицкий «Апостол» написан позже предыдущих, вероятно, в начале XIII века. Он состоит из 83 листов, которые попали в Чешский музей в Праге.

Апостол – первая печатная книга

Богослужебный "Апостол" интересен также и тем, что стал первой русской печатной книгой . В 1553 году Иоанн Грозный приказал построить в Москве на Никольской улице особый дом для типографии, которая выпустила несколько «анонимных», то есть не содержащих никаких выходных данных, изданий (известно по крайней мере семь из них). Предполагают, что в этой типографии работал и Иван Федоров, и что здесь он освоил отдельные полиграфические приемы, которые более нигде не применялись.

Именно «Апостол» был напечатан Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в первой государственной типографии, устроенной с благословления митрополита Макария в 1553 году, в палатах на Никольской улице. Из послесловия к «Апостолу» известно, что полиграфические работы велись в течение года. Текст «Апостола» был отредактирован и подготовлен к печати при участии самого митрополита Макария. Книга была напечатана "старопечатным" стилем, который разработал сам Иван Федоров на основе московского полууставного письма середины XVI в. Издание украшает фронтисписная гравюра с изображением апостола евангелиста Луки, по преданию, автора Деяний апостольских. Богатая орнаментика во многом восходит к образцам орнаментальных украшений в рукописях и гравюрах Феодосия Изографа.

Первопечатный «Апостол» отличает высочайшая редакторская культура. В нем не обнаружено ни одной орфографической ошибки, подчистки или опечатки. Исследователей продолжают восхищать высокохудожественные гравюры, филигранный рисунок шрифта, оригинально выполненные заставки и прекрасное качество двухкрасочной печати. Иван Федоров сам резал и отливал буквы, гравировал рисунки и заставки, редактировал и набирал текст и печатал весь «завод» – около 1200 книг. 60 экземпляров этого издания хранятся в крупнейших библиотеках и музеях мира. «Возлюбленный и чтимый русский народ, – обращался Федоров к читателям «Апостола, – если труды мои окажутся достойными вашей милости, примите их с любовью...» «Апостол» – первая точно датированная русская книга. Издание это как в текстологическом, так и в полиграфическом смысле значительно превосходит предшествовавшие анонимные; предполагают, что в обоих отношениях заслуга в этом принадлежит нашему первопечатнику. Первый печатный «Апостол» содержал 6 ненумерованных листов + 262 нумерованных, формат страниц не менее 285 x 193 мм, печать в два цвета, тираж около 1000 экземпляров, до сегодняшнего дня сохранилось не менее 47 экземпляров.

Известно несколько более ранних московских изданий, но они не содержат выходных данных и упоминаются как «анонимные». В полиграфическом смысле «Апостол» Ивана Федорова выполнен на более высоком профессиональном уровне. Ивану Федорову принадлежит и первое издание «Апостола» на украинской земле (Львов, 1574 год).

Рукописные или печатные книги

Отношение к печатному делу и к «механическому» печатанию богослужебных книг вызвало протест значительной группы духовных лиц. Рукописное создание Апостола обычно начиналось после молитв и омовений; бездушный же типографский станок воспринимался ими как нечто нечистое. Кроме того, новые веяния в книжном деле вызвали протест монахов-переписчиков (их труд становился невыгоден, станок позволял печатать книги быстрее и дешевле). Печатников обвинили в распространении ереси. Поскольку же главный защитник Ивана Федорова – митрополит Макарий умер в 1563 году, первопечатники остались без покровительства. В 1566 году в их типографии произошел пожар (возможно, как следствие поджога), и они приняли решение срочно покинуть столицу Московии. «Зависть и ненависть нас от земли и Отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе», – записал позже И. Федоров. Первопечатники бежали в Литву, забрав с собой 35 гравированных досок. Будучи радушно принятым польским королем Сигизмундом, Иван Федоров нашел пристанище у польского гетмана Ходкевича, мецената и просветителя, который в своем имении Заблудове (недалеко от Гродно в Белостоцком воеводстве) основал типографию. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем, было Учительное Евангелие (1568), получившее название Заблудовского. В 1569 году Петр Мстиславец уехал в Вильно, где завел свою типографию, а Иван Федоров продолжал работать в Заблудово, издав Псалтырь с Часословцем (1570).

Книгопечатание было затратным делом. Когда обедневший к началу 1570-х годов Ходкевич не смог оказывать материальную поддержку книгоизданию, Иван Федоров принял решение уехать во Львов. Здесь в 1573 году «дукарь москвитин» («московский печатник») организовал уже собственную типографию и в 1574 году сумел переиздать "Апостол" в количестве более 1000 экземпляров, приложив к изданию собственное послесловие. Тем самым он положил начало книгопечатанию на Украине. В том же году во Львове им был издан первый русский печатный букварь с грамматикой – "Азбука", по его словам, «для пользы русского народа». Единственный экземпляр Азбуки И. Федорова обнаруженный в 1939 году, ныне находится в библиотеке Гарвардского университета в США.

В 1909 году в центре Москвы, рядом с Китайгородской стеной, где в XVI в. находился Государев печатный двор, был воздвигнут памятник Ивану Федорову (скульптор С.М. Волнухин). В 1998 году на Московском подворье Троицко-Сеогиевской Лавры была освящена икона, изображающая митрополита Макария и первопечатника диакона Ивана Федорова рядом с типографским станком – первое изображение печатной машины и первопечатника на православной иконе. Богослужебная книга "Апостол" по сей день применяется при богослужении в храмах.

1 марта 1564 г. основатель массового книгопечатания Иван Федоров (ок. 1510-1583) вместе с Петром Мстиславцем завершил работу над первой русской многотиражной печатной книгой "Апостол".


Первая печатная книга в России - "Апостол" (1564)


Грамота на Руси существовала издавна, но книга пришла к нашим предкам с принятием христианства. В древнейшей русской летописи — "Повести временных лет" под 1037 годом сообщается, что киевский князь Ярослав Мудрый, почитавший книжное учение, собрал в храме Софии множество книгописцев для перевода и переписки книг. Так была создана первая библиотека, насчитывавшая к концу ХI века около ста тысяч рукописей. В той же летописи читаем проникновенную хвалу книге, высокочтимой в средневековой Руси: «Велика бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас на пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Книги суть реки, напояющие мудростью вселенную, в книгах — неизмеримая глубина».


Киевская Русь поражала Европу грамотностью. Дочь Ярослава Мудрого Анна - королева Франции была единственным грамотным человеком в семье и подписывалась «Анна русса», а король просто ставил крестик. Так что факт изобретения книгопечатания немцем Иоганном Гуттенбергом в 1444 году говорит лишь о большей технической практичности европейцев, но не о большей грамотности.


Иван Федоров учился в университете в г. Кракове. В юности жил и работал в Малороссии, был известен как пушечный мастер (изобрел многоствольную мортиру). По приезде в Москву Иван Федоров оказался в окружении митрополита Макария и получил должность дьякона в церкви Николы Гостунского в Кремле. Принимал участие в работе комиссии по исправлению рукописных церковных книг (устранению разночтений и еретических вставок - наследия жидовствующих и других еретиков).


Книгопечатание на территориально расширявшейся Руси было вызвано потребностью снабжения строящихся храмов богослужебной литературой с выправленными каноническими текстами. Второй причиной была необходимость предотвратить распространение с запада дешевой и массовой печатной униатской литературы, поставить преграду католической экспансии на Восток.


Издание печатных книг к тому времени уже не было большим новшеством. На Западной Руси первые печатные книги на кириллице распространились в начале XVI века благодаря Франциску Скорине. С опытом издательского дела за границей, вероятно, познакомил русских книгопечатников в Москве писатель-публицист Максим Грек. Обучаясь в конце XV - начале XVI в. в Италии, он был близок к знаменитому в то время издателю Альду Мануцию. В 1518 г. по просьбе Василия III он приехал в Россию для исправления переводов церковных книг. В Москву он привез с собой и образцы изданий типографии Альда. Русским книгопечатникам были, разумеется, известны и другие печатные книги, созданные как в западных, так и в югославянских странах. Они сумели творчески, с учетом национальных традиций, свойственных русскому книжному искусству, переосмыслить чужой опыт, а в ряде случаев вносили и новое в технику печати. Так что введение книгопечатания в России стало возможно и благодаря техническим умениям русских людей, которые позволили быстро создать "неведомый до того" печатный стан.


Еще до появления в Москве Ивана Федорова по инициативе ряда образованных русских людей того времени (игумена Сильвестра, митрополита Макария и др.) была создана небольшая типография. Известны следующие ее издания: Узкошрифтное Четвероевангелие (1553-1554), Триодь Постная (1555-1556), Триодь Цветная (1556-1557), Среднешрифтное Четвероевангелие (1558-1559), Среднешрифтная Псалтырь (1559-1560), Широкошрифтное Четвероевангелие (1563-1564), Широкошрифтная Псалтырь (1564-1565). Исследователями точно установлено их московское происхождение. Однако это были лишь единичные книги (не датированные, без титульных листов, без заглавий). Все они были предназначены для собственного повседневного богослужения.


Иван Федоров и Иван Грозный. С рисунка А.Базилевича.


В 1563 по приказу Царя Иоанна Васильевича IV в столице началось строительство Государственного печатного двора на Никольском крестце (теперь Никольская улица рядом с Кремлем). Иван Федоров быстро освоил тонкости типографского искусства в типографии и взял в подручные Петра Тимофеева сына Мстиславца и Марушу Нефедьева.


19 апреля 1563 «хитрыи мастеры печатному делу» Иван Федоров и Петр Мстиславец начали работу над своей первой книгой - Деяниями и посланиями святых Апостолов (которые ныне сокращенно именуют Апостол ) с изображением апостола и евангелиста Луки на фронтисписе.


Работа эта длилась около года. 1 марта 1564 первой государственной типографией в Москве была датирована первая московская многотиражная печатная книга. Сам первопечатник провел большую текстологическую и редакторскую работу над ней, оформил по всем правилам полиграфического искусства того времени. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа (ведущего оформителя русской рукописной книги начла 16 в.), заимствовав внешнее оформление у русской миниатюры, Иван Федоров сделал в этой книге богатые заставки каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы (в начале абзацев), набрал ее полууставным шрифтом, разработанным на основе рукописного московского письма середины XVI века.


Вслед за Деяниями св. Апостолов Федоров и Мстиславец напечатали Учительное Евангелие, в 1565 - два издания Часовника (Часослова), тоже богослужебную книгу, содержащую молитвословия и песнопения для ежедневных церковных служб. Она стала использоваться как учебная книга для обучения чтению. Тиражи в несколько сот экземпляров считались по тем временам большими.


Отношение к новшеству вызвало протест значительной группы духовенства. Ведь рукописное создание богослужебных книг обычно торжественно начиналось как важное духовное дело после молитв и омовений; бездушный же типографский станок воспринимался поначалу как нечто бездуховное и подозрительное. Кроме того, труд монахов-переписчиков становился невыгоден, станок позволял печатать книги быстрее и дешевле. Поскольку же главный защитник Ивана Федорова - митрополит Макарий умер в 1563 г., первопечатники остались без покровительства. В 1566 г. в их типографии произошел пожар (возможно, следствие поджога), и они решили покинуть Московию. Возможно, причиной их эмиграции был также крутой поворот (начало опричных расправ в 1565 г.) в поведении Царя Иоанна, вскоре получившего прозвище Грозного.


Первопечатники перебрались в русскоязычную тогда Литву, забрав с собой 35 гравированных досок. Литва как раз в эти годы объединялась с Польшей в Речь Посполиту. Будучи радушно принятым польским королем Сигизмундом, Иван Федоров нашел пристанище у польского гетмана Ходкевича, мецената и просветителя, который в своем имении Заблудове (недалеко от Гродно в Белостоцком воеводстве) основал типографию. В первой напечатанной за пределами Московской Руси книге - Учительном Евангелии (Заблудовском) 1568 г. печатники именуют себя «Иван Федорович Москвитин» и «Петр Тимофеевич Мстиславец»; за пределами Московской Руси Иван Федоров всюду называл себя "москвитином". В 1569 г. Петр Мстиславец уехал в Вильно, где завел свою типографию, а Иван Федоров продолжал работать в Заблудово, издав Псалтырь с Часословцем (1570).


Книгопечатание было затратным делом. Когда обедневший к началу 1570-х гг. Ходкевич не смог оказывать материальную поддержку книгоизданию, Иван Федоров принял решение уехать во Львов. Здесь в 1573 г. «дукарь москвитин» организовал уже собственную типографию и в 1574 г. сумел переиздать Апостола в количестве более 1000 экземпляров, приложив к изданию собственное послесловие. Тем самым он положил начало книгопечатанию и в Малороссии.


В том же году во Львове им был издан первый русский печатный букварь с грамматикой - Азбука , по его словам - «для пользы русского народа». (Единственный экземпляр Азбуки И. Федорова обнаружен в 1939, ныне находится в США в библиотеке Гарвардского университета.)


Вскоре Иван Федоров воспользовался предложением одного из весьма родовитых князей Речи Посполитой - Константина Острожского - устроить новую типографию в главном городе его владений - Остроге на Волыни. Около 1580 г. по инициативе этого князя там была открыта "Острожская академия семи свободных наук", в которой преподавался и церковно-славянский язык. По предложению и при поддержке князя Иван Федоров в 1580-1581 гг. издал тут второе издание Азбуки, напечатал Новый завет с Псалтырью, помещая на обороте титульного листа книги герб князя Острожского. Здесь же Федоровым была издана знаменитая Острожская Библия - первая полная Библия на церковно-славянском языке. Отпечатанная крупным, новым для того времени шрифтом, на 628 листах, она являла собой шедевр технического исполнения и художественного вкуса (до наших дней дошло около 300 ее экземпляров). Доски Ивана Федорова с разработанным им для этой книги шрифтом хранились долго у его последователей уже после его смерти, а некоторые из них были в рабочем состоянии еще в течение почти 200 лет.


Иван Федоров был не только первопечатником, но и политическим деятелем Руси времен Ивана Грозного. Он обладал многочисленными и разнообразными талантами - был военным инженером и изобретателем, писателем, полиграфистом-новатором.


5 декабря 1583 г. И. Федоров умер. Похоронен во Львове в Святоонуфриевском монастыре. В 1977 г. здесь был открыт музей Федорова, но в 1990 монастырь попал в руки монахов-базилиан, которые этот музей ликвидировали.


К настоящему времени известны двенадцать печатных изданий Ивана Федорова - памятники русского типографского искусства. Отлитые Федоровым шрифты прекрасно читаются, заставки, концовки, заглавные буквицы отличаются удивительной тонкостью работы (миниатюры евангелиста Луки, псалмопевца Давида, гербы гетмана Ходкевича, князя Острожского, города Львова). Все они сопровождаются издательским знаком самого первопечатника - инициалами «И.Ф.». Отличительная особенность книг Федорова - наличие в них авторских предисловий и послесловий, написанных живым разговорным языком от имени печатника. В них содержится история создания его книг, биографические сведения об авторе-издателе.


После отъезда Ивана Федорова в Литву книгопечатание в Москве было перенесено в Александровскую слободу, но в конце XVI века вернулось в столицу. Ученики Федорова - печатники Тимофей Невежа, Андроник и Иван Невежины, Никифор Тарасиев и другие - продолжили его дело, издав около 20 печатных книг, причем в 1597 г. Апостол был снова издан тиражом в 1050 экземпляров.


В 1909 г. в центре Москвы, рядом с Китайгородской стеной, где в XVI веке находился Государев печатный двор, был воздвигнут памятник Ивану Федорову (скульптор С.М. Волнухин). В 1998 г. на Московском подворье Троицко-Сеогиевской лавры была освящена икона, изображающая митрополита Макария и первопечатника диакона Ивана Федорова рядом с типографским станком - первое изображение печатной машины и первопечатника на православной иконе.

«Апостол» же по праву признается шедевром русской первопечатной книги.

11 марта 1564 года (1 марта по старому стилю) в Москве была выпущена первая русская печатная книга, содержащая выходные данные и могущая на полных правах считаться именно книгой. Первопечатник Иван Федоров вместе с верным помощником Петром Мстиславцем напечатали книгу «Деяния святых апостол списана апостолом и евангелистом Лукою» и указали время работы над этой книгой – 1563–1564 годы. Эта книга вошла в историю как «Московский Апостол».

Еще в 1550-х в Москве по указанию Ивана Грозного была основана первая типография, которая до выхода «Апостола» выпустила 6 или 7 изданий. Однако поскольку на этих изданиях не проставлен год издания, то они датируются по косвенным признакам, да и по качеству полиграфии существенно уступают как современным им европейским книгам, так и «Апостолу».

«Апостол» же по праву признается шедевром русской первопечатной книги. Эта книга напечатана на французской проклеенной бумаге в лист малого формата. В издании 534 страницы, на каждой – по 25 строк, нумерация кириллическими буквами, начиная с 7-го листа. Поскольку все сохранившиеся экземпляры обрезаны поздними переплетчиками, оригинальный формат точно не установлен, но предположительно составляет 28х18 см (1х1,56), а пропорции наборной полосы составляют 1х1,72 и стремятся к золотому сечению, что сделано, скорее всего, интуитивно. Каждая строка выключена (то есть выровнена) как по левой, так и по правой стороне (по ширине строки). Шрифт аккуратный, на основе полуустава XVI века, основные и дополнительные линии одной толщины. Названия разделов напечатаны вязью.

Впервые в истории русской книги появляется фронтиспис, на котором размещена гравюра, изображающая евангелиста Луку в арке. Эта гравюра составная. Изображение Луки взято с гравюры Шёна из нюрнбергской Библии, напечатанной в 1524 году Пейпусом. А вот арку изобразил, вероятно, сам Иван Федоров, который использовал эту же арку и в других изданиях.


Эта книга имеет большое значение в истории русской культуры. В течение почти двух десятилетий российская интеллигенция добивалась установления на государственном уровне памятной даты в честь издания «Апостола». 25 декабря 2009 года решением Священного синода Русской православной церкви учрежден День православной книги, приуроченный к дате выпуска первой на Руси печатной книги – именно так определяется «Апостол» Ивана Федорова.

Считается, что тираж этого издания составил до 2 тыс. экземпляров, из которых уцелело около 65-ти, в том числе 23 экземпляра хранятся в Москве, 13 – в Санкт-Петербурге, 3 – в Киеве, по 2 – во Львове, Екатеринбурге и Новосибирске и еще около 20-ти в других городах.

Любопытно, что через 10 лет, в 1574-м Иван Федоров напечатал «Апостола» во Львове, причем считается, что с этой книги началось украинское книгопечатание.

Оцифрованную книгу «Апостол» Ивана Федорова и Петра Мстиславца можно листать

Первопечатник Иван Фёдоров - человек, подаривший нашей стране литературу в её современном виде, со строгими четкими буквами. Его имя можно прочесть и на страницах старопечатной книги „Апостол".

Если не полениться и прочитать послесловие, то можно узнать о том, как Иван IV стал „помышляти, како бы изложити печатные книги". Он повелел „устроити дом от своей царской казны, иде же печатному делу строиться, и нещадно давал от своих царских сокровищ делателям - Николы чудотворца Гостунского дьякону Ивану Федорову, да Петру Тимофееву Мстиславцу на составление печатному делу" .

29 апреля 1563 года мастера эти „первее начаша печатати" книгу „Деяния апостольские и послания соборные и святого апостола Павла послания" , которую вот уже несколько столетий для простоты и краткости именуют просто „Апостолом". Без малого год спустя, 11 марта 1564 года, в Москве первая точно датированная русская книга вышла в свет.

Если раскрыть „Апостол" 1564 года, то можно увидеть, что начало книги, а именно 7 страниц заняты всевозможными предисловиями и оглавлениями. Перевернем восьмой лист — и перед нами гравированный на дереве фронтиспис. Это портрет автора „Апостола" - евангелиста Луки. Первая в истории нашего искусства фигурная гравюра, композиционным центром которой служит изображение человека.

„Апостол" - удивительно красивая книга. Пропорции ее полос приближаются к оптимальным, законы построения которых были выведены много позднее. Хорошо продумана система указателей, вступительных текстов и оглавлений - всего того, что делает чтение книги удобным и эффективным. Художественное убранство издания, его шрифт восходят к богатым традициям, накопленным мастерами древнерусской рукописной книги. Выход в свет в 1564 году „Апостола" означал наступление новой эры (тираж его составил свыше тысячи экземпляров!) в области коммуникации, воспроизведения информации. Книга выходила за пределы палат, теремов, церковных сводов к широкому читателю.


Сушильные шкафы для одежды и обуви выпускает много компаний. Большая часть российского рынка занята производителями из нашей страны. Здесь мы рассмотрим два бренда "КУБАНЬ" (Ампаро) и "РШС" от московского завода Рубин. Московское производственное объединение «Рубин» выпускает как традиционные сушильные шкафы, так и инфракрасные. Производство сертифицировано, продукция представлены на рынке уже 23 года. ...

Сушильные шкафы для одежды и обуви

0 362


MAXANTO предлагает посмотреть видео о том, как крепостной крестьянин рассказывает о чудачествах барина-индуиста и загадочной и непостижимой Сансаре! ...

Театр одного актера: крепостной, барин-индуист и Сансара

0 399


Говорят, что лицедеи - это люди, которые раскрывают человеческую сущность. Эмоции, бьющие через край, пантомима на грани фола. Всё это в видео, которое MAXANTO разместили прямо под этим текстом. ...

Кто ты на самом деле? Ты изменился?

0 447


Энни Вейч - художница из Онтарио (Канада). На ее картинах маслом - женские фигуры. Она исследует и преподносит нам простую красоту тела, а также пытается передать спектр сложных человеческих эмоций. ...

Картины сна на полотнах канадки Annie Veitch

0 832


История возникновения и развития урду чрезвычайно интересна. В IX веке с появлением в Индии мусульманских завоевателей североиндийский хиндави—развитой язык с богатым фольклором — начал обогащаться множеством персидских и арабских слов и перенял несколько видоизмененную арабскую письменность. ...

Индия: язык урду (хиндустани)

0 751


Когда подходит время готовности документов для подключения газа, нужно заняться выбором газового котла. Марок котлов очень много, и в этой пестроте оборудования, необходимо выбрать котел, который бы удовлетворял всем Вашим требованиям. Разговоры с соседями, у которых уже давно подключен газ, как правило, ничего определенного не дают. Каждый рассказывает свои истории, кто хвалит котел, а у кого уже третий, а последний очень хороший. ...

Как выбрать газовый котел, бойлер, систему удаленного доступа и т.д.

0 489


Сейчас в интернете представлено множество компаний, которые предлагают своим клиентам широкий ассортимент самой разной продукции.В этой статье мы расскажем про популярные интернет-магазины, которые продают уборочную технику и оборудование. Итак, топ-5: ...

Обзор интернет-магазинов, где можно купить уборочное оборудование

0 527


Строительство храмового комплекса Тупден Шедудлинг в Отрадном идет своим чередом. Уже построена Ступа Просветления рядом с Временной Ступой. ...

Ступа Просветления Храмового комплекса Тупден Шедублинг - Москва

0 780


Необоснованность мысли не дает мне покоя. Лучезарные мальчики поют свои речи с ютуб каналов, собирая миллионы подписчиков. Отдышавшись, я понял, что не завидую им, а где-то даже восхищаюсь. Вы только представьте, сколько желающих обучиться бизнесу и стать «Биг боссом». ...

Тренинги: как учиться, чтобы не уйти разочарованным?

0 804


Инструкция о том, как подключить комбинированный бойлер косвенного нагрева к системе отопления газового котла. ...

Подключение комбинированного бойлера косвенного нагрева (БКН) к системе отопления газового котла

0 1243


Порядок и сроки оформления документов и выполнения работ по подключению газа. При условии, что рядом с Вашим домом проходит газовая магистраль. ...

Подведение газа к частному дому в Подмосковье, в ТСН.

0 706


Как только дирижер откланивается публике, взмахивает своей палочкой, по мановению которой распахиваются красные театральные портьеры и вступает оркестр, понимаешь: это Имре Кальман. Его музыка, торжественная и вечная, переносит в удивительный мир венских оперетт, пусть даже сейчас они называются мюзиклами. ...

Принцесса цирка московского театра мюзикла

0 1135


Новый клип группы Queen с вокалом Фредди Меркьюри на песню All Dead, All Dead с альбома News of the world. ...

Новый клип группы Queen c вокалом Фредди Меркьюри

0 1699


12 октября 2017 года Центробанком России были представлены купюры, чей номинал - 200 и 2000 рублей. ...

Центробанк представил новые купюры номиналом 200 и 2000 рублей

0 1504


Как полагают ученые, первые часы сбыли созданы и сделаны общественным достоянием древними греками. Для того, чтобы жившие в древних Афинах горожане не чувствовали себя вне времени, по улицам города сновали специальные люди, за небольшую плату сообщавшие, где на данный момент находится отметка тени солнечных часов. ...

Кто придумал часы? История изобретения

0 1402


"Баня лечит душу", так говорили на Руси, и были правы. Можно вспомнить, как в фильме "Гардемарины", француз, решивший пойти в русскую парную, кричал матом на своем языке и с позором бежал из стен святого места. Для русского, баня - это часть его жизни. В бане человек очищает тело и душу после трудовой недели. ...

Баня для тела и души

0 864


Лунатизм, снохождение - это особое состояние сна, наблюдаемое чаще у детей и подростков. При лунатизме отмечается расстройство сознания, сопровождающееся автоматическими сложными действиями во время ночного сна. ...

Лунатизм

0 1131


Традиционно, в северных странах для отопления дома в холодное время использовалась печь, в то время как в южных довольствовались каминами. Так было до недавнего времени, когда некоторые производители создали симбиоз печи с камином, который совместил в себе эстетику открытого огня и тепло от настоящей печи. Мы расскажем о шведском производителе KEDDY, который вот уже третье десятилетие выпускает целый модельный ряд печей с суперкассетами - закрытыми стеклом топками, сквозь которые вы можете наблюдать за тем, как огонь пожирает дрова. ...

Шведские печи-камины Keddy Maxette

0 1274


Оформление земельного участка и загородного дома в собственность на участке, предназначенном для строительства жилья (если это не садовое и не дачное товарищество) С 1.01.2017 года вместо свидетельства о регистрации права на землю введен новый документ, который называется «выписка из ЕГРН» (единого государственного реестра недвижимости). В состав выписки из ЕГРН вошли: выписка из ЕГРП (прав) и государственного кадастра недвижимости. ...

Оформление земельного участка и загородного дома в собственность

0 720


После просмотра шоу Точь-в-точь, где в роли судьи выступает Геннадий Хазанов, складывается тягостное впечатление. Глядя на него, можно решить, что эпоха лицедейства закончилась. Именно поэтому корреспондент MAXANTO с настороженностью шёл на спектакль театра Антона Чехова "Ужин с дураком"; каково же было его удивление, когда он вынес вердикт, что Хазанов, пожалуй, единственный, кто "унаследовал" феерическую манеру игры штрихами, по чуть-чуть, свойственную Аркадию Райкину. И не просто унаследовал, а пронес сквозь толщу десятилетий, нисколько не расплескав жидкость из этого драгоценного сосуда. ...

Ужин с дураком - Геннадий Хазанов

0 955


Есть такой анекдот, когда монах постучался в дверь к женщине на ночлег. Женщина поставила условие для ночлега: выпить с ней, съесть мясо или провести ночь. Монах отказался, но выбор был невелик, иначе ночью он бы замерз, так как находился в горах, где лежал снег. И монах согласился выпить с ней немного вина. И только выпив, он съел мяса, ну а после уже и переспал с ней. ...

Исповедь вегетарианца или как я снова стал есть мясо

0 1194

Москва. Красная площадь. Сколько было сказано, сколько написано. На Красной площади проходили и проходят военные парады, люди идут на встречу с Лениным в мавзолее. Все-таки чудо, а вдруг скоро уберут? ...

Москва. Красная площадь. Лето 2017.

0 1509


31 мая, в канун лета, корреспондент MAXANTO побывал на клубной встрече, которую провел Андрей Веселов на тему: "Стратегические изменения: разбудите силу 5П!" ...

Стратегические изменения: разбудите силу 5П

0 1790


Тех, кто привык летом смотреть себе под ноги, знают, что на природе, да и в городских джунглях, по земле ползает множество самых разных жуков. При этом иногда мы даже как-то и не задумываемся над тем, что некоторые виды занесены в Красную книгу… Одним из исчезающих видов является жужелица кавказская...

Жужелица кавказская - жук из Красной книги

0 5769


Многие задумываются о постройке загородного дома. На что обратить особое внимание при его постройке и монтаже инженерных коммуникаций? С чего начать? ...

Ошибки при строительстве загородного дома

0 1486


В Калининграде строится завод, где планируется производить автоматические коробки. Согласно бизнес-плану, площадь производственной территории составит 80 тысяч квадратных метров, а планируемый объем производства должен достигать 30 тысяч АКП в год. ...

КАТЕ: российские автоматические коробки передач

0 4537


Илон Маск предлагает кардинальное решение - постройку новых линий метрополитена именно для машин. На первый взгляд это выглядит футуристично и не реализуемо. Но давайте на миг отвлечемся и вспомним о том, что другой не менее правдоподобный проект Илона Маска - Hyperloop (постройка труб, в которых будут передвигаться поезда со скоростью свыше 1200 км/ч), уже реализуется. Поэтому, давайте посмотрим, как видится разработчикам андерграунд для автомобилей. ...

Метрополитен для автомобилей

0 970


Установка ТЭНа в бойлер косвенного нагрева Baxi Premier Plus

0 3436


Первый УАЗ ДЕВОЛРО будет готов в начале июля 2017! Орлов обозначил срок появления первого автомобиля в США. УАЗ ДЕВОЛРО можно будет впервые увидеть (и купить) уже в июле 2017 года! Цена будет зависеть от комплектации, начало от 15,000$ и до 35,000$. ...

Первый УАЗ ДЕВОЛРО можно будет купить в начале июля 2017 года

0 1317


Сегодня диспоузеры уже не являются удивительными приборами. Во многих квартирах и загородных домах их применение стало обыденным. Тем не менее, среди широких слоёв населения еще нет полной уверенности в том, что они действительно нужны. Более того, словосочетание «измельчитель пищевых отходов» порой ставит в тупик, потому как не совсем понятно, для чего вообще что-то измельчать? ...

Диспоузеры Bone Crusher и InSinkErator

0 1153


Известно, что нет в природе двух одинаковых людей. Даже двойники, при близком рассмотрении совсем не являются идентичными. Природой заложено бесчисленное разнообразие видов, что, в конечном счете, является элементом эволюции. Наверняка многие обращали внимание на то, что в человеке различно всё: и даже уши. Так, существует несколько классификаций ушных раковин.Безусловно, когда речь заходит об идентификации личности, в первую очередь имеется в виду опознание трупов в криминалистике. Так, по данным Министерства внутренних дел, каждый год в стране обнаруживают более двадцати тысяч (!!!) неопознанных трупов. Поэтому данная проблема интересна в большей степени именно экспертам в уголовном розыске. ...

Идентификация личности по ушным раковинам в криминалистике

0 1837


Гусеницы - известные вредители. Конечно, потом они станут бабочками и, хотя останутся такими же истребителями урожаев, но при этом приобретут определенную красочность и будут радовать глаз. Что касается их предтечи - гусениц, или, как их еще называют, личинок, то они не вызывают симпатий. Хотя некоторые представители определенно фотогеничны. ...

Гусеницы - фитофаги, поедающие листья

0 1847


Кроме России и Европы «проворные ящерицы» обитают даже на северо-западе Монголии. Впрочем, быть может, именно из Монголии они пришли на Русь вместе с полчищами Чингисхана! Взгляните на две карты - ареал обитания «проворных ящериц» и очерченную границу Монгольской империи - они частично совпадают. Существует альтернативное мнение, что это неспроста. ...

Путь ящерицы: из Монголии в Европу

0 1305


Ипох - город в Малайзии, который стал бурно развиваться на рубеже 19 столетия. Сейчас в нем проживает свыше семисот тысяч жителей, вокруг - современные постройки. Впрочем, сохранились и здания колониальной эпохи. Достаточно интересными являются и граффити на стенах старого города (Old town), которые были созданы Эрнестом Захаревичем. Рисунки появились после поездки художника по стране. Так получились такие образы, как "велорикша", "старик с чашкой кофе", "дети на бумажном самолетике", "чайные пакетики", "девочка на табуретке" и "колибри". ...

Граффити на стенах Ипоха, Малайзия

0 945


Корреспонденты MAXANTO посетили тренинг «103 новые фишки активных продаж», который провел известный тренер по продажам Дмитрий Ткаченко. ...

103 новые фишки активных продаж

0 1234


Сегодня международное издание motor1.com опубликовало серию фотографий «загадочного прототипа большого седана». Снимки были сделаны фотографами издания во время проведения ходовых испытаний на одном из замерзших озер в Швеции. И если некоторые иностранные читатели не вполне знакомы с дизайном будущего президентского лимузина, который должен быть готов к предстоящей инаугурации в 2018 году, то читатели MAXANTO без труда угадают под камуфляжем будущий лимузин марки AURUS, а вовсе не Rolls-Royce или Bentley. ...

Тест президентского лимузина (проекта "Кортеж") в Швеции

0 1497


Говорят, что научить торговать нельзя. Но это не так. Например, скончавшийся совсем недавно Дэвид Рокфеллер-старший, несмотря на унаследованный капитал, учился в Лондонской школе экономики и политических наук. В Москве уже не первый год проходит, организованная под эгидой и при непосредственной поддержке B2Bbasis конференция "Продажи и маркетинг-2017". Корреспонденты MAXANTO побывали на этом интересном мероприятии, чтобы ознакомиться со всеми актуальными тенденциями в сфере маркетинга и продвижения услуг на рынок. ...

Продажи и маркетинг - 2017: тренды этого года

0 1245


Когда Жан-Клод Ван Дамм показал шпагат на двух движущихся грузовиках Volvo, мир захлебнулся в рукоплесканиях. Но ролик с Ван Даммом - это далеко не первый случай, когда артисты показывали растяжку между движущимися объектами. Конечно, первыми, кто стал показывать людям такие трюки, были циркачи. MAXANTO удалось разыскать фотографию учеников Владимира Дурова. По всей вероятности, снимок датируется 60-ми годами прошлого века. На снимке - артистка цирка Владислава Варьякоене. ...

Шпагат на слонах, грузовиках, мотоциклах

0 1156

В течение последнего десятилетия Сатоши Сайкуса создал ряд проектов, в которых затронуты такие темы, как ночь, память и хрупкость бытия.Независимо от того, работает ли он в серии портретов, натюрмортов или инсталляций, сквозь всё творчество, по его словам, проходит буддийская концепция непостоянства - с акцентом на memento mori. ...

Фотограф Сатоши Сайкуса: темы смерти, рождения и сна

0 942


Ева Грин - роковая красотка из последнего перезапуска фильмов про Джеймса Бонда. Та самая Веспер Линд, оставившая шрамы на сердце агента 007. Мы не будем размышлять о притягательности этой женщины. Сегодня MAXANTO покажет вам образы, созданные ею в сотрудничестве с японским фотографом Сатоши Сайкуса. ...

Ева Грин: девушка Бонда в японском объективе

0 1801


Конечно, мы не будем оригинальными, если скажем, что богомолы - это инопланетные существа. Конечно, они живут на Земле и очень распространены на ней. Но присмотритесь к ним внимательно: не их ли головы копировали и копируют американские киностудии, создавая свои фильмы про ужасных пришельцев из космоса?Глядя на них, успокаивает только одно: богомолы маленькие насекомые. Если же представить, что они были бы размером хотя бы с кошку или собаку, уверяем, при встрече с ними вам стало бы не по себе. ...

Богомолы: исчадия ада с другой планеты?

0 1325


Спектакль концептуален, впрочем, как и место, где он играется - ведь Дом культуры имени Зуева - один из наиболее ярких и известных в мире памятников конструктивизма.Но сегодня мы говорим не об этом. Дело в том, что фильм Олега Дьяченко "Быстрее, чем кролики" начисто лишен видеоряда про фобии из спектакля, что сразу же будто обезглавливает повествование. Заслуживают внимания и комичные эпизоды с Гамлетом и в Третьем Рейхе. MAXANTO предлагает посмотреть на эпизоды, не вошедшие в фильм. ...

Быстрее, чем кролики: фобии, Гамлет, Буратино и Третий Рейх

0 1042


Концепт-кары заслуженно привлекают внимание публики. Еще бы: так мы можем хоть на некоторое время перенестись в будущее. Подглядывая, словно в замочную скважину, мы пытаемся поверить в то, что очередное чудо станет реальностью. Последнее время в России было много интересных концепт-каров, целый ряд из которых так и не был запущен в производство. Но еще остаются компании, которые вселяют в нас оптимизм. Одна из таких - это сити-кар от основателя Mirrowcars Александра Малышева. ...

Назрела необходимость издания печатных книг. Иван Грозный отдает приказание устроить типографию. Тому было несколько причин, среди которых: потребность в книгах в связи с расширением территории (завоевание Казани), развитием ремесел и торговли вообще; «необходимость упрочения государственной цензуры»; «политика централизации и унификации идеологического воздействия» . Иван Фёдоров в послесловии к «Апостолу» говорит о необходимости исправления текста рукописных книг, которые часто искажались переписчиками .

«Апостол» не был первой книгой, изданной в Москве. Шесть так называемых анонимных изданий (три Евангелия , две Псалтыри и Триодь) были выпущены в 1550-х годах незадолго до первых изданий Ивана Фёдорова (самые поздние из них - возможно, вскоре после выхода «Апостола») .

Характеристики издания

Впервые в московском издании появляется гравированный фронтиспис - фигура евангелиста Луки в триумфальной арке . Помимо этой гравюры, в книге 48 заставок (с 20 досок ), 22 буквицы (с 5 досок ), 51 цветок-рамка (с одной доски). Названия разделов набраны вязью .

Гравюра на фронтисписе - составная (для арки и для евангелиста использованы отдельные доски). Арку Фёдоров использовал и в других изданиях. Известно, что её основой послужила гравюра художника Э. Шёна из Библии, напечатанной в Нюрнберге в 1524 году Пейпусом. Подобная практика была обычной в книгопечатании, однако в «Апостоле» рисунок арки творчески переработан. Евангелист Лука, изображенный в обратной перспективе, совершенно самобытен. Ближайшие прототипы следует искать в русских церковных фресках. Скорее всего, рамка и евангелист исполнены разными гравёрами. Автором рамки, возможно, является сам Иван Фёдоров .

Заставки с лиственным орнаментом одновременно похожи на традиционные русские рукописные заставки, готический орнамент немецких инкунабул и на «венецианский» орнамент современных «Апостолу» западных печатных книг. Ренессансное влияние последних особенно заметно в орнаменте «Часовников » Фёдорова, напечатанных вслед за «Апостолом» .

Шрифт «Апостола» исполнен гораздо более аккуратно и точно, чем шрифты анонимных изданий. Основные и дополнительные линии - одной толщины. В основе шрифта - рукописный полуустав XVI века .

«Апостол» Фёдорова - подлинный шедевр русской первопечатной книги. Он превосходит по художественной целостности, типографской аккуратности, рисунку шрифта и выверенности набора как ранние «анонимные издания», так и последовавшие издания самого Фёдорова. В «Апостоле» впервые в славянской книге наборная полоса была выключена как по левой, так и по правой стороне . Слова разделяются шпациями , но не всегда.

«Часовники», отпечатанные Фёдоровым и Мстиславцем ещё в Москве, исполнены значительно скромнее. Зарубежные издания Фёдорова сильно отличаются и по набору, и по оформлению от московских. Фёдоров применяет в них более мелкий шрифт, набор в две колонки. Вместе с рамкой из Московского «Апостола» им используется более скромная по своему достоинству гравюра с изображением царя Давида .

Особенности печати

При издании «Апостола» Фёдоров использовал два изобретения, характерные для русского книгопечатания. Во-первых, это использовавшийся уже в анонимных изданиях принцип «перекрещивания строк» (термин Е. Л. Немировского), когда диакритические знаки набираются отдельными от букв литерами . Во-вторых - оригинальный, изобретённый, видимо, самим Фёдоровым, метод печати в два прогона (краски) с одной формы. Сперва литеры, которые следовало отпечатать красным (киноварью), приподнимали над поверхностью формы и производили оттиск. Затем их извлекали из набора, после чего основной текст впечатывали на те же листы чёрной краской