Климкина Е.Е.

учитель начальных классов

МБОУ Школа № 11

г. Саров Нижегородской области

И.А.Бунин “Листопад”. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.

(урок комплексного применения знаний и умений)

Цель: Создать условия для развития навыков выразительного чтения, умения находить средства художественной выразительности в литературном произведении.

Планируемые результаты

Личностные результаты

1) формировать способность оценивать собственные знания и умения

2) формировать способность устно оценивать работу своих одноклассников в виде суждения и объяснения

3) развивать читательский интерес к предмету

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

1) осознавать и принимать учебную задачу

2) оценивать результат собственной учебной деятельности с помощью листов самоконтроля

Познавательные универсальные учебные действия:

1) добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.)

2) перерабатывать полученную информацию, делать выводы

Коммуникативные универсальные учебные действия:

1) доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

2) слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

3) строить осознанно высказывание в устной форме

Предметные результаты:

Закрепить

выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного и прочитанного;

понимать содержание прочитанного;

Развивать умение

Выделять главную мысль произведения

Находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, сравнения. эпитеты, аллитерацию)

- осознанно выбирать интонацию, темп чтения и логические паузы в соответствии с особенностями текста

Оборудование:

мультимедийный проектор

интерактивная доска

компьютер

Дидактические средства и материалы:

карточки “Таблица оценивания” у каждого ученика

карточки с заданиями (одна на команду)

карточки с названиями средств художественной выразительности

рисунки детей “Осенний пейзаж” (на стенде)

портрет Бунина И.А.

задание для команд на карточках

аудиозапись с исполнением стихотворения

песочные часы

презентация

Структура урока :

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
  3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  4. Физкультминутка.
  5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  6. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Ход урока

  1. Организационный этап.
  • Урок у нас не совсем обычный. Мы сегодня с вами исследователи. Как все ученые, нам нужно поставить перед собой задачи и попытаться их решить. А поможет речевая разминка .

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

Учитель. Проверим домашнее задание. С помощью видеоролика, дополнительной информации из интернета, энциклопедий расскажите, какие интересные факты из жизни о великого русского писателя и поэта Ивана Алексеевича Бунина вы узнали.

(ученики просматривают видеоролик с прошлого урока с основными этапами биографии писателя, потом выступают с сообщениями - 1-2 человека)

Примерное содержание (если посылать на сайт)

1 ученик

В 1933 Бунин стал первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 7-8 лет, подражая Пушкину и Лермонтову , творчеством которых восхищался.

2 ученик

Маленький Ваня и сестра Маша в детстве проводили с пастушатами, которые научили их есть разные травы. Но однажды они чуть не поплатились жизнью. Один из пастушат предложил попробовать белены. Няня, узнав об этом, с трудом отпоила детей парным молоком, чем и спасла им жизнь.

Иван Бунин собирал коллекцию аптечных флаконов и коробочек, которая заполняла до краев несколько чемоданов.

3 ученик

Иван Алексеевич признавался: «У вас есть нелюбимые буквы? Вот я терпеть не могу букву «ф». А меня чуть-чуть не нарекли Филиппом».

Бунин всегда был в хорошей физической форме, обладал хорошей пластикой: был отличным наездником, на вечеринках танцевал «соло», повергая друзей в изумление.

У Ивана Алексеевича была богатая мимика и незаурядный актерский талант. Станиславский звал его в художественный театр и предлагал ему роль Гамлета.

Речевая разминка “Найди рифму”

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

(На экране – стихотворение И.А.Бунина в сервисе LearningApps, созданное учениками, с пропущенными словами. Нужно подобрать слова, подходящие по смыслу и в рифму) Делала Просвиркина Вика

Проверка (дети читают стихотворение выразительно по четверостишиям)

Вика, как называлось стихотворение и кто его автор? Почему ты выбрала именно его?

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Вы правы, ребята, но чтобы увидеть эту красоту, нужно научиться читать так стихи, чтобы хотелось слушать и слушать. А если мы прочитаем по слогам, невыразительно, неинтересно, то никакого образа, картины не получится.

- Обозначим тему урока. (учитель переворачивает табличку около портрета “Творчество Бунина И.А.”

Да, ребята, в стихотворении так красиво описана природа осеннего леса, что чувствуешь, что попал на самом деле на эту полянку и все разглядел, услышал звуки, шелест листьев. Почему получилось стихотворение таким красочным?

Правильно, поэт использовал разные средства художественной выразительности. (учитель прикрепляет табличку на доску). Это и будет нашей основной задачей на уроке - какие средства художественной выразительности использует автор и зачем. Повторим их.

4. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые); в изменённой ситуации (конструктивные).

Составление кластера

Составим кластер “Средства художественной выразительности”.

Назовите средства художественной выразительности.

Учитель прикрепляет параллельно с ответами детей карточки с названиями средств:

сравнение, олицетворение, эпитеты, звукопись.

  • Дайте определения этим средствам художественной выразительности.
  • Посмотрите, какие определения даются в толковом словаре ОжеговаС.И.

(учащиеся дают определения, учитель показывает на презентации по щелчку определения, появляются примеры примеры из стихотворений, дети могут добавить свои из изученных произведений).

В презентации:

Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для

большей выразительности.

Пример:

Под ледяной своей корой

Ручей немеет. (Баратынский Е.А.)

Эпитеты используются для передачи чувств, настроения, через них автор передает свое отношение к происходящему.

Сравнение - слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Примеры:

Точно в храме стою я в тиши

И в восторге молюсь от души. (Никитин И.С.)

Олицетворение - воплощение чего - нибудь в образе живого существа.

Пример:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит …. (Тютчев Ф.И.)

Звукопись (аллитерация) - совокупность приемов для усиления звуковой выразительности.

С ухие ли ст ья, сухие ли ст ья,

Под ту с клым ветром, кружат, шуршат … (Брюсов В.Я.)

Введение нового термина - аллитерация. (карточка)

5. Физкультминутка.

Давайте представим, как кружатся осенние листочки. (музыка Чайковского)

- Работа в группах по 5-6 человек. Представитель команды вытягивает листок с заданием. Нужно на карточках выписать из стихотворения сравнения, олицетворения. эпитеты, строки с аллитерацией. время - 3 мин.

(по песочным часам).

Потом один человек из команды представляет общую работу у доски.

(зачитывает ответы)

Обратная связь: если вы согласны с ответом команды, то хлопните в ладоши.

6. Т ворческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

Ребята, наша основная задача урока - научиться читать выразительно.Ваша работа по нахождению средств художественной выразительности поможет нам прочитать стихотворение еще лучше. интереснее, выразительнее. Давайте послушаем. как читают артисты. (аудиозапись)

Работа над выразительностью.

Прочитаем 1 четверостишие(На экран выводятся слова, по 1 отрывку на слайд))

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Опишите своими словами картины, которые вы увидели.

(словесное рисование)

(учитель маркером выделяет слова с логическим ударением.)

Прочитаем хором, но следим за мной, расставляем паузы, передаем радость. (прием диктором)

Кто прочитает один?

Прочитайте 2 отрывок про мотылька. “Сегодня целый день играет…..” до “Пригретый солнечным теплом”.

Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;

Какую картину вы увидели?

Мотылька, похожего на белый лепесток.

Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине.

Возможно, это его последний полет.

Какой темп нужно выбрать для чтения этой строчке? Быстрый или медленный?

Громко или тихо? Почему? (приемы интонационного чтения)

Чтение “диктором” и по 1.

Учитель. А теперь прочитайте от строк «…сегодня так светло кругом…. и до …расслышать листика шуршанье…»

Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.

Учитель. А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?

Учащиеся - Чтобы понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…

А еще чтобы услышать на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:

"Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье".

Учитель. Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:

Какой звук повторяется в этом отрывке? (с, ш)

Для чего? (чтобы передать шорох листьев)

Чтение “диктором” и по 1.

Напомните, как называется этот прием. .

Звукопись (аллитерация)

Прочитайте последний отрывок.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;

Почему Бунин повторяет строчки, которые были в начале стихотворения?

Да, осень - это радость, и осень - это грусть.

Сравните настроение. Как мы читали 1 отрывок? А как нужно прочитать последний, с какой интонацией и темпом?

Вывод: На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно?

· Темп чтения.

· Громкость.

· Логические ударения.

· Паузы.

Проверка выразительного чтения.

На уроке ИЗО вы изображали осенний пейзаж. Вы были художниками, а теперь вы станете артистами. На экране появятся ваши картины, и мы услышим красивое выразительное чтение.

(видеоролик)

Чтение стихотворения 3 учениками вслух.

Постарайтесь передать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.

(учащиеся оценивают чтение в соответствии с критериями чтения)

Ответы к школьным учебникам

Осенний лес напоминает Бунину терем расписной. Помогают ему такие сравнения: лиловый, золотой, багряный расписной терем, пестрой стеной стоит над поляной, как вышки, елочки темнеют, воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра.
Поэт использует следующие эпитеты: расписной, лиловый, золотой, багряный, голубая лазурь, тихою вдовой, пестрый терем, широкого двора, солнечным теплом, мертвое молчанье, в синей вышине, над солнечной поляной, завороженной тишиной.

2. Почему слово Осень поэт пишет с большой буквы? Чего он достигает необычным изображением осени?

Слово «Осень» у поэта с большой буквы, потому что он использует олицетворение, изображает ее как живое существо - тихую вдову. Этим поэт достигает особой выразительности, делает явление природы способным на активное действие, как человек, женщина, что и позволяет читателю более ярко представить себе описанную поэтом картину.

Слова замирает, мертвое молчанье, тишина, листика шуршанье, завороженная тишина помогают автору показать, что в осеннем лесу необыкновенно тихо. Особенно усиливает ощущение наступающей тишины образ шуршащего листика, ведь если слышно, как шуршит листик, значит вокруг стоит мертвая тишина, нет никаких звуков в замершем лесу

4. Прочитай ещё раз последние восемь строк стихотворения. Какие согласные звуки повторяются?

В последних восьми строках стихотворения повторяются звуки: [ш], [ж], [ч] - шипящие.

5. Как можно догадаться, что красота осени недолговечна? Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово сегодня? Что хотел сказать Бунин своим читателям?

О том, что красота осени недолговечна, можно догадаться по следующим строкам:

Сегодня на пустой поляне, сегодня целый день играет, сегодня так светло кругом. Слово «сегодня» повторяется три раза для того, чтобы подчеркнуть сиюминутность происходящего, ведь уже завтра будет все по-другому, каждый осенний денек приближает наступление холодов, мертвого для природы сезона, периода. Бунин хотел сказать читателям, как перехо- дяща красота природы, как недолговечны мгновения ее жизни, каждый миг природных явлений уникален, неповторим и недолговечен.

6. Какое настроение ты передашь при чтении?

При чтении надо передавать настроение грусти, восхищения красотой осеннего леса, стоящей в нем тишиной, завораживающим безмолвием и величием момента красочного увядания.

скажите пожалуйста

стихотворение листопад иван алексеевич бунин
что напомнил осений лес бунину?
как подчёркнутые сравнения помогают нарисовать образ леса терема?
а какие эпитеты использует для этого автор?
почему слово Осень пишэться с большой буквы?
чего он достигает необычным изоображэнием осени?
какие согласные звуки повторяются?
как можно догодаться что красота недолговечна?
почему в стихотворении несколько раз повторяется слово сегодня?
что хотел сказать бунин своим читателям?
помогите пожалуйста

Что напомнил осенний лес Бунину? А какие эпитеты использует для этого автор?

Вот стих:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;

Анализ стихотворения "Листопад" Бунина помогает лучше узнать и понять этого автора, одного из отечественных классиков. Бунин больше известен, как прозаик, автор лирических рассказов и романов, например, "Жизнь Арсеньева", за который он был удостоен Нобелевской премии. Но это был еще и замечательный поэт, создавший десятки превосходных поэтических текстов.

Об авторе

Прежде чем начать анализ стихотворения "Листопад" Бунина, расскажем о самом авторе.

Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже. Он происходил из семьи обедневших дворян. Рано пошел работать, начал карьеру в журналистике. Будущий поэт признается, что вырос на Пушкине, стихи которого постоянно звучали в доме.

В детстве у мальчика был гувернер - студент Московского университета Николай Ромашков. Именно он пристрастил его к чтению. Бунин получил полноценное домашнее образование, которое включало в себя, помимо основных предметов, латынь и рисование.

Сам Бунин признавался, что среди первых книг, которые он прочитал самостоятельно, были сборники британской поэзии и "Одиссея" Гомера.

Первые неудачи

В молодости начинающий поэт сильно переживал из-за того, что критики и читатели обращали на него немного внимания. Сложности были связаны с тем, что у него не было литературных агентов, которые могли бы организовать рецензии в прессе. Он самостоятельно отправлял произведения всем своим знакомым с просьбой писать отзывы.

Дебютный сборник его стихов, который вышел в Орле, остался практически никем не замеченным. В 1897 году была напечатана его вторая книга под названием "На край света и другие рассказы". На нее поступило около 20 отзывов от критиков. Все они были снисходительно-благодушными, но не более. К тому же в то время такое небольшое количество отзывов выглядело мизерным по сравнению с оценкой работ Горького или Леонида, которыми восторгались критики.

Сборник "Листопад"

Составляя анализ стихотворения Бунина "Листопад", нужно обязательно учитывать, что оно входило в состав сборника, который стал первым успехом писателя.

Сборник "Листопад" был издан в издательстве "Скорпион" в 1901 году. Ходасевич отмечал, что именно ей Бунин обязан своей популярности. Тогда же поэт обратился к Чехову с просьбой выдвинуть "Листопад" и вышедший несколькими годами ранее перевод "Песни о Гайавате" на Пушкинскую премию. Чехов согласился, но для начала проконсультировался с известным юристом Анатолием Кони. Чехов признавался, что сам уже неоднократно получал премии, но сам своих книг никогда не посылал. Поэтому просто не знал, как действовать, кому писать, куда отправлять произведения. Кони он просил помочь советом, подсказать, как действовать в такой ситуации.

В феврале 1903 году стало известно, что рецензентом Бунина по присуждению Пушкинской премии назначен известный отечественный поэт, прозаик и публицист Арсений Голенищев-Кутузов, потомок легендарного полководца. Вскоре отзыв на сборник появился и в "Литературных вечерах "Нового мира". В нем Платон Краснов отмечал, что стихи весьма однообразны, сравнив с Фетом и Тютчевым, отметил, что Бунину не удается писать о природе настолько увлекательно.

Отзыв Голенищева-Кутузова, наоборот, оказался восторженным. Он отметил, что Бунину свойственен уникальный, ни на что не похожий свой язык.

В октябре 1903 года в результате голосования Бунину была присуждена Пушкинская премия. В денежном выражении она равнялась 500 рублям. После этого к поэту стали относиться, как общепризнанному литератору, но коммерческого успеха его книгам она не добавила.

Корней Чуковский в своих воспоминаниях писал, что в издательстве "Скорпион" еще несколько лет лежали нераспечатанные коробки с "Листопадом". Посетители использовали их вместо мебели. В результате издательство пошло на снижение цены. Вместо одного рубля "Листопад" стали продавать по 60 копеек.

Анализ стихотворения "Листопад" Бунина

Стоит отметить, что это стихотворение было создано в ранний период творческого пути автора. Оно было написано в 1900 году, когда поэту исполнилось 30 лет. Впервые его напечатали в питерском журнале жизнь. Оно было сопровождено подзаголовком "Осенняя поэма". Интересно, что текст был конкретно посвящен Максиму Горькому.

Именно это произведение дано название сборнику, напечатанному в 1901 году, который в итоге был удостоен Пушкинской премии. Сам Бунин дорожил им до конца жизни.

При анализе стихотворения "Листопад" Бунина нужно отметить, что это так называемое произведение пейзажной лирики. Оно посвящено исключительно теме описания осенней природы. Автор наблюдает за неспешно меняющей картиной окружающей его природы, при этом начинает размышлять о человеческой судьбе и жизни, в стихотворении появляются философские мотивы.

Структура стихотворения

В анализ стихотворения Бунина "Листопад" по плану необходимо включить оценку рифмовки текста. Его отличает весьма своеобразное построение. Произведение поэта состоит из семи четверостиший и двух двустиший. Они имеют одинаковый и строгий размер - это четырехстопный ямб.

При этом строфы существенно отличаются одна от другой. Если первая, третья и пятая написаны с перекрестной рифмовкой, в них попеременно чередуются женская и мужская рифмы, то шестая, восьмая и девятая строфы имеют кольцевую рифмовку. По-своему написаны вторая, четвертая и седьмая строфы - у них смежные рифмы. Одна из главных особенностей этого стихотворения - его напевность, которая приближает текст к фольклору, народному творчеству.

На протяжении всего стихотворения Бунин пытается всеми силами раздвинуть границы пространства и времени. В самом начале он пишет только об одном дне, ограничивая действия исключительно одной поляной. Все это позволяет читателю насладиться последними мгновениями счастья от уходящего лета - последнего мотылька, пение улетающего дрозда, почувствовать последнее солнечное тепло.

Ближе к середине время расширяется до целого месяца - речь уже идет о целом месяце - сентябре, увеличивается и описываемое пространство. Это уже и лес, и все небо.

При анализе стихотворения "Листопад" Ивана Бунина нужно обязательно отметить, что к концу текста пространство и время принимают уже межпланетарные масштабы Вселенной.

Образ Осени

Важную роль в тексте играет образ Осени. Интересно, что это уникальное произведение, понятное и интересное как младшим школьникам, так и старшеклассника. Например, анализ стихотворения Бунина "Листопад" в 3 классе посвящен в основном тому, что описывает автор. Тому, как он относится к природе, окружающей его среде.

При этом анализ стихотворения "Листопад" Бунина в 11 классе уже более глубокий. Он включает в себя оценку образа Осени.

Осень в тексте включает в себя множество понятий. Это не только время года, но и самостоятельное существо. Своеобразная тихая вдова, владычица леса и всей увядающей природы.

Изображая Осень, поэт использует прием очеловечивания. Так он приоткрывает внутреннюю жизнь природы, наполненную своими печалями и радостями, болью, страданиями и открытиями.

Художественные приемы и средства

План анализа стихотворения "Листопад" И. Бунина включает в себя описание используемых автором художественных приемов. С их помощью поэту удается передать, как меняется настроение лирического героя, не отделяя при этом человека от природы.

Бунин в тексте приводит идею цикличности всех процессов, существующих в мироздании, а значит, вечной жизни всего сущего. В своем стихотворении он создает закольцованное повествование, проводит линию от прекрасной золотой осени через увядание и красоту к новой красоте. Теперь уже холодной и зимней.

Части стихотворения

Первая часть этот текста особенно запоминается образ осеннего леса. Бунин не жалеет ярких красок, описывая "лиловый терем", "янтарный отблеск листвы", "серебро паутины". Он как будто рисует на бумаге настоящую осеннюю сказку.

Затем бодрый ритм повествования сменяется грустным и упадническим настроением. Он связан с появлением образа Осени, которая приносит за собой мотив смерти.

Третья часть этого стихотворения передает картину умирания при помощи звуков, ярких красок, которые пропадают в небытие. Наступает зима, а осень отправляется дальше - на юг.

Использование тропов

Одно из главных отличий стихотворения "Листопад" - большое количество тропов. Бунин активно использует ассонанс, анафору, которые придают тексту мелодичность. А аллитерация звуков "с" и "ш" создает образ шуршащей листвы и гнетущей тишины.

В стихотворении много сравнений. Например, мотылек уподобляется белому лепестку, много метафор и олицетворений. В тексте большое количество эпитетов ("тихая вдова", "морозное серебро", "мертвое молчание").

В этом стихотворении Бунин сумел передать все величие и красоту окружающей нас природы.

Стихотворение «Листопад» относится к раннему периоду творчества И. Бунина. 30-летний поэт написал его в августе 1900 года, а в октябре стихотворение с посвящением М. Горькому и подзаголовком «Осенняя поэма» было опубликовано в петербургском журнале «Жизнь». Произведение дало название поэтическому сборнику 1901 года, удостоенному в 1903 году Пушкинской премии. Сам поэт дорожил стихотворением до конца жизни.

«Листопад» - произведение пейзажной лирики, посвященное описанию осенней природы. Наблюдая за изменяющейся картиной природы, автор размышляет о течении человеческой жизни, внося в стихотворение философские мотивы.

«Листопад» отличает необычное, своеобразное построение: по рифмовке стихотворение состоит из семи четверостиший и двух двустиший, написанных четырехстопным ямбом. Первая, третья и пятая строфы произведения имеют перекрестную рифмовку с чередованием женской и мужской рифм. Шестая, восьмая и девятая строфы написаны кольцевой рифмой, а вторая, четвертая и седьмая строфы – смежными рифмами. Особенность стихотворения – его напевность и близость к фольклору.

На протяжении всего повествования Бунин расширяет его временные и пространственные границы. В начале поэмы время кратко - один день, «сегодня» , а действие ограничено поляной, что позволяет уловить последние мгновения счастья – заметить последнего мотылька, почувствовать прощальное солнечное тепло, услышать квохчущего дрозда. Постепенно время расширяется до месяца («Сентябрь, кружась по чащам бора…» ), а пространство охватывает целый лес и все небо. В конце поэмы время и пространство приобретают всепланетные масштабы.

Осень в стихотворении выступает как собирательное понятие: это и время года, и Осень – самостоятельное существо, «тихая вдова» , хозяйка леса. Художник через очеловеченный образ Осени приоткрывает мир внутренней жизни природы, наполненный радостью, страданием и болью.

Смену состояний природы поэт изображает при помощи различных художественных средств и приемов, одновременно, не отделяя природу от человека, удивительно тонко передавая смену настроения лирического героя. Проводя идею вечной жизни и цикличности всех процессов мироздания, Бунин создает в поэме кольцо, идя от красоты золотой осени через красоту увядания и страдания природы к новой красоте – зимней, холодной и прекрасной.

В первой части стихотворения Бунин создает великолепный образ осеннего леса , используя разнообразные краски и контрасты (лиловый терем, серебро паутины, янтарный отблеск листвы, светлая, солнечная поляна ). Рисуя осеннюю сказку, поэт прибегает к сказочной лексике, сравнивая поляну с широким двором, лес с резным теремом, а просветы в листве – с оконцами.

Бодрое, светлое восприятие картины осеннего леса сменяется минорным настроением, связанным с появлением в поэме образа «тихой вдовы» Осени и мотива смерти . Поэт рисует картину безмолвного оцепенения леса в преддверии скорого умирания.

В третьей части картина умирания природы передается с помощью звуков, карнавал ярких красок канул в небытие, а осень уходит все дальше на юг. Однако в заключительной части жизнь, принесенная зимними ветрами, снова сменяет смерть, а природа вновь обретает радость («Как будут рады соболя, и горностаи, и куницы» ).

Передача движения в произведении организована при помощи разнообразных выразительных средств: инверсии в первой строфе (кружатся листья, льет дождь ), антитезы, противопоставляющей беспорядочное (кружатся листья ) и направленное движение (гуси держат перелет ).

«Листопад» отличает обилие тропов . Бунин использует анафору, ассонанс «о» и «е», придающий мелодичность стихотворению, аллитерацию звуков «ш» и «с», создающую звуковые образы тишины и шуршания листвы.

Поэма насыщена сравнениями («мотылек … точно белый лепесток», «…ткани блестят, точно сеть из серебра»), метафорами (среди широкого двора, пестрый терем), олицетворениями («Осень…вступает в терем свой»), метафорами-олицетворениями («дымы встают столбами»), эпитетами (тихая вдова, мертвое молчание, морозное серебро).

Настоящий художник, Бунин в «Листопаде» сумел облечь в словесную форму и передать все многообразие окружающего мира, всю красоту и величие природы.