В те времена Китай был поделен на 7 самостоятельных царств. Местные царьки постоянно враждовали между собой, ослабляя и разоряя свои государства.

И вознамерился Ин Чжэн стать великим правителем. Собрал он огромное войско, и захватил все соседние земли. Царей убивал, столицы сравнивал с землей, и устанавливал везде свои порядки.

17 лет Ин Чжэн провел в войнах, тысячи людей положил в битвах, но добился объединения всего Китая под своей властью.

Большое дело! Великому правителю не гоже жить со старым детским именем, и взял он себе новое, подобающее его статусу имя Цинь Шихуанди, что значит «Первый император из династии Цинь»
В официальный язык был введен ряд новых терминов, отражавших величие правителя: отныне император стал называть себя Чжэн, что соответствует русскому «Мы», употреблявшемуся в императорских указах. Личные распоряжения императора назывались чжи, а его приказы по всей Поднебесной - чжао.

Поскольку Ин Чжэн являлся первым императором циньской династии, то он приказал называть себя Ши Хуанди - Первым высочайшим императором.

Цинь Шихуан - объединил Китай под своей властью в 221 до н. э., разделив страну на 36 провинций, управлявшихся чиновниками, назначаемыми императором.

Колоссальная кампания по объединению Поднебесной была завершена в 221 г.до н.э., после чего новый император провел ряд реформ для закрепления завоеванного. Во-первых, город Сиань назначил столицей всей своей империи. Ввел жесткие стандарты на все: деньги, меры веса и длины, письменность, строительство, даже ширину оси для телег, чтобы повозки беспрепятственно могли добраться из одного конца могучей империи в другой. За образец, естественно, были взяты стандарты царства Цинь. Вся предыдущая история была объявлена не актуальной. В 213 г. до н.э. древние летописи и книги всех побежденных царств были сожжены. Закопали живыми в землю более 460 ученых заподозренных в нелояльности к новому режиму.

Но не только мудрым был Цинь Шихуанди, но и чрезвычайно жестоким. За любое неповиновение новым законам - смерть. При этом простая смертная казнь была самым легким наказанием. Обычными были следующие виды смертной казни: выламывание рёбер, разрыв колесницами, варка в большом котле, разрубание пополам или на части, четвертование, обезглавливание и после казни выставление головы на шесте в людных местах. Особо опасные преступления карались казнью не только виновного, но и всех его родственников в трёх поколениях, а, учитывая, что семьи у китайцев были большие, эта мера часто касалась тысяч человек.

В это время на Китай с севера нападали дикие племена кочевников-гуннов. Они разоряли земли, а жителей уводили в плен.

Для обороны северных границ Империи Цинь Шихуанди начал объединение разрозненных оборонительных сооружений в единую - Великую Китайскую Стену, протянувшуюся почти на 4 тысячи километров. Строили ее в течении 10 лет из утрамбованной земли и каменных глыб более 2 миллионов человек (солдаты, рабы из военнопленных и преступников). Умерших от непосильного труда, по преданию, замуровывали в стену. Условия возведения: голая степь, периодические набеги племен и полуголодное существование. Наблюдателям-дозорным обрубали ноги, чтобы они не могли бежать с вышек при атаках кочевников. Великая стена унесла невиданное количество жертв, ныне современные китайцы говорят, что каждый камень в стене - это чья-то жизнь.

К моменту создания империи Цинь Шихуанди было сорок лет это немалый возраст для тех древних времен. Настало время заняться поисками бессмертия - беспокоили старые раны, сказывался возраст, а царствовать планировалось еще тысячу лет. В поисках чудесного эликсира он исследовал древние рукописи, допрашивал мудрецов, посылал экспедиции на больших кораблях в поисках волшебной травы, по преданиям даровавшей бессмертие.

В конце концов, Цинь Шихуанди издал указ о том, что император будет жить вечно. Поэтому и после его смерти его тело еще долго оставалось в тронном зале, и церемонии проводились так же, как если бы он был жив.

Смерть же императора оказалась какой-то несуразной. Как и всякий восточный правитель, Цинь Шихуанди имел гарем, и в нем было несколько тысяч наложниц. Одна из них и убила первого императора Китая, воткнув ему во время сна в ухо большую иглу. Это произошло в 210 году до н.э., когда Цинь Шихуанди было 48 лет.

Уже с момента восхождения на престол Цинь Шихуанди отдал приказ начинать строительство своей гробницы. И в 30 километрах от города Сианя, у горы Лишань за 38 лет 700 тысяч рабочих построили целый погребальный город - огромный подземный комплекс, спроектированный как зеркальное отражение столицы Циньской династии.

Мавзолей императора представлял собой дворец, обнесенный двумя стенами из сырцового кирпича. Внешняя протянулась на шесть с лишним километров, внутренняя - примерно в четыре километра длиной. За внутренней стеной располагается сам мавзолей: подземное сооружение прямоугольной формы длиной в полкилометра и шириной несколько меньше. К нему подходят несколько туннелей. Весь комплекс занимает площадь 60 кв. км.

Склеп заполнили перевезенные и опущенные туда копии дворцов, фигуры чиновников всех рангов, редкие вещи и необыкновенные ценности, несметные сокровища, в том числе и золотой трон первого императора.

На полу усыпальницы находилась громадная карта мира, с реками и океанами из ртути.

Для охраны императора и его богатств в 1,5 км к востоку от царской гробницы были захоронены терракотовые воины. Первоначально Цинь Шихуанди собирался закопать 4000 настоящих воинов, но такая попытка могла стоить жизни и ему самому, и его империи. И советникам таки удалось убедить императора создать глиняных, числом более 8000, а так же около 200 лошадей. Сбруя, оружие, детали вооружения этой загадочной армии были настоящими. Фигуры лепились с реальных воинов, для того чтобы после смерти души воинов могли переселиться в скульптуры и продолжить свою службу Императору.

Все войны были обращены лицами на восток. Именно там находились царства, разгромленные великим тираном. Статуи были выполнены с ювелирной точностью и удивительным старанием. Невозможно найти ни одного одинакового лица. Среди воинов не только китайцы, но и монголы, уйгуры, тибетцы и многие другие национальности. Единственное отступление от реальности скульпторы допустили в росте. Высота статуи 1,90-1,95 метра. Такими высокими солдаты Циня, конечно, не были. Вес воина – около 135 килограммов. Готовые изваяния обжигались мастерами в огромных печах при температуре 1 000 градусов. Затем лучшие художники раскрашивали их в естественные цвета в соответствии с табелью о рангах.

Солдат одет в короткий халат и нагрудный панцирь без украшений, его волосы стянуты узлом, на ногах обмотки и обувь с прямоугольным носком. На офицере нагрудные латы с украшениями, высокая шапка, на ногах сапоги. У генерала чешуйчатые латы с украшениями и шапка в виде двух птиц. Стрелки с луками и самострелами, в нагрудниках и коротких халатах. Все детали одежды или прически строго соответствуют моде того времени. Обувь, доспехи воспроизведены с поразительной точностью.

Чтобы установить эту армию, был выкопан котлован размером с футбольное поле, а когда армия заняла свои места, Сверху древние мастера положили цельные стволы деревьев, на них циновки, потом 30 см цемента и 3 м земли. Затем посеяли траву, и армия исчезла. Исчезла насовсем, о ней не узнал ни один летописец, ни один грабитель.

После смерти Цинь Шихуанди похоронили в золотом гробу и установили его посреди моря из ртути.

Мастера изготовили и зарядили самострелы, чтобы они стреляли в тех, кто попытается пробраться в усыпальницу. Наследник престола приказал похоронить заживо всех жен и 3 тыс. наложниц императора, тысячи его рабов, танцоров, музыкантов и акробатов, а так же 17 сыновей и некоторых министров.

Затем туда согнали 70 тысяч рабочих, которые оборудовали и сооружали склеп со своими семьями, слуг, которые знали о его местоположении. И тогда закрылись нефритовые двери... Вход замуровали, насыпали сверху холм высотой 120 метров, посадили на холме кусты и деревья, чтобы никто не догадался, как туда проникнуть.

Гробница императора Цинь Шихуанди неприкосновенна и поныне. Терракотовая армия верно служит своему Императору, ни грабители могил, ни археологи до сих пор не побеспокоили его.

Более 2000 лет никто во всем мире не знал, где находится могила императора и его войско, пока в 1974 году простой китайский крестьянин Янь Джи Ван и пять его друзей ни решили выкопать колодец. Воду они не нашли, зато обнаружили на глубине 5 метров статую древнего воина в полный рост. Это был главный боевой порядок Цинь Шихуанди - около 6 000 фигур. Янь Джи Ван в один момент превратился в миллионера. Теперь он пишет книги о своей находке и каждый день раздает автографы туристам.


Сегодня на месте исторической находки возник целый город. Над «армией» построена громадная крыша, как над большим вокзалом. Пока раскопаны далеко не все воины, ведь большинство статуй раздавлены когда-то рухнувшей крышей и грузом земли, их приходится восстанавливать по осколкам.

Три больших павильона скрывают от непогоды погребальную армию первого китайского императора. Три склепа общей площадью более 20 тыс. кв. метров

Раскопки длятся уже больше 25 лет, и конца им не видно. В 1980 г. ученые раскопали вторую колонну - около 2 000 статуй.

В 1994 г. был обнаружен подземный генштаб - собрание высших военачальников.

Однако, существует мнение, что найденная армия лишь одна из немногих, охраняющих некрополь Императора

Смысл изготовления такой армии, создать которую могли лишь тысячи скульпторов и десятки тысяч рабочих, заключался, по-видимому, в верованиях, которые заставляли древних царей от Северной Европы до Японии уводить за собой в загробную жизнь жен, рабынь и рабов, воинов и слуг. Но если вождь викингов или скифов ограничивался десятками жертв, которых убивали на его могиле, то смерть Цинь Шихуанди - Повелителя Вселенной, повлекла за собой гибель тысяч людей - всех, кто знал доступ к гробнице. Хотя к тому времени человеческие жертвоприношения в Китае уже не практиковались, в лучший мир с деспотом отправили всех, кому следовало обслуживать покойного.

Но как бы ни были впечатляющи находки в склепах воинов, число которых продолжает расти, основное внимание археологов обращено к усыпальнице императора.

Археологи начали закладывать разведочные шурфы, чтобы определить, что же находится под холмом и вокруг него. Эти работы ведутся осторожно и неспешно.

По сообщениям китайской печати, за десять последних лет в районе гробницы на площади более десяти квадратных километров пробурено более сорока тысяч шурфов и траншей. Но эта исследованная площадь представляет собой примерно шестую часть той, что занимала усыпальница и сопутствовавшие ей сооружения.

Когда закладывались шурфы с целью определить размеры и конфигурацию мавзолея, археологи дважды наталкивались на туннели, пробитые в древние времена грабителями. Оба туннеля утыкались в стену мавзолея, но не проникали сквозь нее. И хотя еще до сих пор не исследованы целиком западная и южная стены гробницы, по косвенным данным ученые все более убеждаются, что мавзолей императора не был разрушен и разграблен, как сообщали летописцы. Это позволяет надеяться, что внутри мавзолея все осталось таким или почти таким, как в день, когда закрылись нефритовые двери.

И еще одна любопытная деталь - в образцах почвы холма повышенное содержание ртути. Естественным путем туда попасть она не могла, следовательно, сообщения историка Сыма Цяня о том, что на полу усыпальницы находилась громадная карта мира, с реками и океанами из ртути, соответствуют действительности.

Пока было обнаружено в 1.5 км на восток от гробницы только три склепа, содержащие тысячи терракотовых фигурок (известных как бин ма юн) и два набора огромных бронзовых колесниц и лошадей на западе от мавзолея.

Многие века грабители пытались найти сокровища в императорских гробницах. Некоторым эти попытки стоили жизни. Удивительно, но глиняные солдаты, как могли, охраняли дух своего повелителя. Рассказывают, что среди раскопанных статуй был найден ни один человеческий скелет.

Сегодня даже глина, из которой сделаны стены, стала золотой. Один глиняный кирпич эпохи Цинь Шихуанди стоит десятки тысяч долларов. Обладатель всего одного кирпича может обменять его, скажем, на приличный особняк в окрестностях Пекина.

Глядя в пустые глиняные глаза, охватывает невольный трепет. Что-то есть там, внутри. Может и правда, души воинов после своей земной жизни заселили приготовленные для них оболочки, и теперь вынуждены томиться в терракотовых телах вечно, защищать своего царя, несмотря на прошедшие тысячелетия.

ЦИНЬ ШИХУАНДИ

(род. в 259 г. до н. э. – ум. в 210 г. до н. э.)

Император Китая, создавший единую централизованную империю, противник конфуцианства, по приказу которого была сожжена гуманитарная литература и казнено 460 ученых.

В истории Древнего Китая заметное место принадлежит императору Цинь Шихуанди, объединителю страны и реформатору, действовавшему очень жестокими методами.

В середине III в до н. э. на территории Китая существовало семь самостоятельных государств – Хань, Чжао, Вэй, Янь, Ци и Цинь. Среди них царство Цинь было самым отсталым в культурном отношении, но располагало большими людскими и материальными ресурсами. Важное значение для усиления Цинь имели также реформы Шан Яна, первого советника одного из циньских царей, которые позволили упрочить царскую власть и армию государства. Это дало возможность циньцам пойти войной на «Шесть царств восточнее гор» – так называли в царстве Цинь остальные шесть китайских государств, – и завоевать значительные территории.

В 246 г. до н. э. после смерти царя Чжуан Сян-вана, на престол царства Цинь взошел его сын Ин Чжэн. Ему было всего 13 лет. Мальчик пришел к власти в очень жестокую эпоху, чуждую идеям гуманизма, и, вне всяких сомнений, усвоил примеры варварского отношения к людям. Еще совсем недавно, в 260 г. до н. э., всего за год до рождения царевича, после масштабной битвы под Чанпином (провинция Шаньси) циньцы закопали в землю живьем 400 тыс. сдавшихся воинов царства Чжоу. Несомненно, Ин Чжэн знал об этом и восхищался героизмом соотечественников.

Регентом при юном царе (в Китае они назывались ванами) был сян, бывший торговец Люй Бу-вэй, который фактически управлял государством еще при Чжуан Сян-ване. Именно поэтому на первых порах после прихода Ин Чжэна к власти в политике государства ничего не изменилось. Но Люй Бу-вэй отлично понимал, что с достижением совершеннолетия юный царь, отличавшийся независимым и своенравным характером, перестанет послушно выполнять его приказы. И он решил сместить неугодного ему правителя. Хитрый сян приблизил к матери Ин Чжэна преданного ему человека по имени Jiao Ай. Вдова быстро оценила достоинства нового придворного, и вскоре он стал пользоваться неограниченной властью.

В 238 г. до н. э. Jiao Ай составил заговор. Он похитил у царицы царскую печать и вместе со своими сторонниками пытался захватить дворец Цинянь, где в это время находился Ин Чжэн. Однако царь вовремя узнал об опасности и сумел избежать ее. Jiao Ай был казнен. Та же участь постигла еще 19 крупных чиновников, участвовавших в заговоре. Вместе с ними были казнены все члены их родов. Еще 4 тыс. семей, замешанных в заговоре, были сосланы в дальнюю провинцию Сычуань и лишены всех рангов.

Ин Чжэн прекрасно понимал, что главным организатором заговора был Люй Бу-вэй. Однако с ним было не так-то просто справиться. Только через год, по достижении совершеннолетия царь сместил советника с должности. А казни, аресты и пытки, связанные с попыткой переворота, длились еще несколько лет. Загнанный в угол, Люй Бу-вэй предпочел кончить жизнь самоубийством.

Место Люй Бу-вэя занял Ли Сы, выходец из царства Чу. По его совету циньский ван в 230 г. направил в царство Хань огромную армию. Ханьский царь Ань Ван был взят в плен, а циньцы вскоре заняли всю территорию соседей.

Хань стало первым государством, полностью завоеванным Цинь. В 228 г. до н. э. та же участь постигла царство Чжао. В 225 г. до н. э. было захвачено царство Вэй, в 223 г. – Чу, в 222 г. – Янь. Последним в 221 г. пало царство Ци. Все оружие, отобранное во время сражений и у населения на вновь завоеванных территориях, было переплавлено в 12 статуй и 12 колоколов. Известно, что вес каждой статуи составлял около 30 тонн.

Из разрозненных царств Ин Чжэн создал единую империю с централизованной властью и единым законодательством. В 221 г. до н. э. ван Цинь принял титул Цинь Шихуанди, что означало «Первый император династии Цинь», а также «Земной Бог».

Империя Цинь Шихуанди занимала большую территорию. На востоке ее границы доходили до берегов Бохайваньского залива и границ современной Кореи. На западе – до центральной части современной провинции Ганьсу, на юге – до р. Бэйцзян. Северная граница проходила по излучине р. Хуанхэ, затем следовала вдоль хребта Иншань до Ляодуна. При этом население завоеванных провинций более чем в три раза превышало число жителей Цинь.

Первые шесть лет правления императора ушли на осуществление разнообразных реформ и грандиозных мероприятий внутри страны. Прежде всего Цинь Шихуанди постарался обосновать в глазах народа свое право на управление покоренными странами. По канонизированной истории династии Цинь, созданной с этой целью, его роду приписывалось происхождение, восходившее к незапамятным временам. Среди предков назывался некий Да Фэй, который якобы помогал легендарным правителям царств Центрального Китая, учившим китайцев полезным навыкам. С Великим Юем он проводил ирригационные работы, а с Шунем приручал животных.

Однако одних легенд было недостаточно. Император поспешил обнародовать указ, в котором обвинял царей шести завоеванных государств в намерениях захватить царство Цинь. Именно они, по его мнению, были виновны в развязывании войн и поэтому справедливо наказаны. Это должно было оправдать и жестокости, творимые циньской армией на вражеских территориях.

Нужно было думать и о системе управления империей. Большая часть приближенных императора во главе с сяном Ван Гуанем предложили поставить во главе завоеванных стран сыновей Цинь Шихуанди. Однако мудрый Ли Сы, не занимавший в государстве высоких постов из-за того, что не был уроженцем Цинь, предостерег императора. Он считал, что рано или поздно это вызовет соперничество между принцами и приведет к междоусобицам. Он предложил оставить страну под властью императора. И Цинь Шихуанди, стремившийся к единоначалию, принял его проект, заявив: «Поднебесная только что объединена, и насаждать снова [самостоятельные] царства – это значит готовить войну».

Вся империя была разделена на 36 округов, которые в свою очередь делились на уезды. В каждый округ были назначены по два губернатора – военный и гражданский. Они управляли своими территориями с помощью разветвленного бюрократического аппарата, назначались в столице и в любой момент могли быть смещены. Чтобы избежать смут и заговоров, в столицу империи Синьян были переселены 120 тыс. дворов знатных и богатых семей из бывших шести царств.

В 213 г. Цинь Шихуанди приказал сжечь все книги, хранившиеся в частных собраниях, за исключением гадательных книг, трактатов по медицине, сельскому хозяйству, военному делу, вопросам религии и истории Цинь. (Прочие исторические труды были идеологическим оружием его противников – наследственной аристократии.) Однако примечательно, что эти же издания в государственных библиотеках и книгохранилищах были оставлены в целости и сохранности.

Вместе с книгами из частных библиотек погибли и летописи всех покоренных царств, и книги ученых-конфуцианцев, что, собственно, и было целью тирана. В результате народу оставалась известной только история династии Цинь, которую можно было расцвечивать любыми красками: ведь опровергнуть что-либо на основании письменных источников теперь было невозможно. Замеченных в чтении или обсуждении знаменитых «Книги песен» или «Шицзин» (исторических документов) казнили, а тех, кто ссылался на старину, отправляли в ссылку.

Любое недовольство новыми порядками жестоко подавлялось. Тюрьмы, где широко применялись пытки, были переполнены узниками; всеми дорогами империи брели осужденные, одетые в багряные рубашки.

Государственная казна пополнялась за счет грабительских налогов. К концу правления Цинь Шихуанди поземельный налог, например, составлял две трети доходов земледельца. Население скрывалось от чиновников и бежало из селений. В империи появились буванжэни – целая категория беглецов, скрывавшихся от налогов и еще более страшного бедствия – повинностей.

В государстве имели место две основные повинности – военная и трудовая. И та и другая были опасны для жизни. Понятно, что легко погибнуть на войне или при охране границы. Но условия выполнения трудовой повинности были так тяжелы, что часто тоже заканчивались смертью. Вот лишь один пример. Чтобы обезопасить империю от набегов соседей-кочевников, Цинь Шихуанди решил соорудить на северной границе циклопическую стену, остатки которой до сих пор поражают воображение туристов в Китае. До него здесь уже были возведены оборонительные сооружения, однако император приказал отремонтировать их, расширить и объединить в единый комплекс.

На строительство Великой китайской стены сгоняли толпы людей. Тысячами умирали они от голода и непосильной работы, а тех, кто пытался бежать, живьем замуровывали в стену. Народные страдания, связанные с этим грандиозным строительством, нашли отражение в китайском фольклоре. Одно из самых проникновенных в человеческой истории сказаний рассказывает о красавице Мэн Цзян-нюй, которая полюбила юношу Фань Си-ляна, бежавшего из-под оборонительных стен, возводимых императором.

В день свадьбы в дом родителей Мэн Цзян-нюй ворвались стражники, забрали жениха и замуровали его живьем в Великой стене. Но Мэн Цзян-нюй не хотела верить в гибель мужа. Она отправилась к Великой стене. Ее слезы раскололи стену именно там, где покоились останки Фань Си-ляна. И все попытки восстановить стену оканчивались неудачей. Чиновники донесли Цинь Шихуанди о случившемся, и он приказал привести Мэн Цзян-нюй в свои покои. Ее красота произвела на императора огромное впечатление, и он решил сделать ее одной из своих жен. Но Мэн Цзян-нюй потребовала сначала построить гробницу для ее покойного мужа, воздвигнуть в его честь храм и совершить обряд жертвоприношения, причем провести его должен был сам Цинь Шихуанди.

Император исполнил все. У могилы Си-ляна разожгли большой костер, на котором должны были по обычаю сжечь жертвенные бумажные деньги. Но когда император прибыл для совершения обряда, в костер бросилась сама Мэн Цзян-нюй. А та часть стены, что была разрушена слезами красавицы, по преданию, так и осталась недостроенной.

Великая китайская стена была вершиной строительной техники Древнего Китая. Но не только оборонительные сооружения были в центре внимания Цинь Шихуанди. В возведении пышных дворцов и иных сооружений он видел способ возвеличить свое царствование. Недаром император издал указ о возведении вокруг столицы дворцов по лучшим образцам захваченных стран. А к концу его правления на территории бывшего царства Цинь находилось 300 дворцов из семисот существовавших в империи.

Но еще роскошнее была гробница императора, строительство которой продолжалось более тридцати пяти лет и закончилось уже после его смерти. Подземные воды мешали ее сооружению. Тогда строителям пришлось залить в котлован для фундамента расплавленную медь, чтобы помешать подтоплению, а на расстоянии 8–10 км врыть в землю огромные пятиугольные керамические трубы, которые способствовали осушению территории. Внутри гробницы строители имитировали небесный свод и земной ландшафт. При этом реки и моря были наполнены ртутью. Искусные мастера изготовили также самострелы, поражавшие всякого, кто попытался бы проникнуть в гробницу. Однако строителей гробницы постигла печальная участь. Следуя примеру отца, его наследник, Эр Шихуанди, приказал заживо замуровать всех мастеров, трудившихся над внутренним оформлением.

Как уже отмечалось, в империи были введены общие законы, направленные на укрепление верховной власти. Фактически законы царства Цинь были распространены на всю империю. К сожалению, система наказаний отличалась большой жестокостью. В империи действовала так называемая поручительская система, когда в случае антигосударственных преступлений вместе с виновным уничтожались три рода преступника: по отцу, по матери и род жены. Если «преступник» хранил у себя запрещенную литературу или, еще хуже, высказывал критические замечания об императоре и его правлении, вместе с ним уничтожался и его род. В зависимости от степени преступления основного виновника его могли четвертовать. В этом случае руки и ноги осужденного привязывали к четырем различным колесницам, потом по команде пускали вскачь быков и разрывали тело на части. Практиковали также, в том числе и для наказания за хозяйственные и уголовные преступления, разрубание (живого человека) пополам или на части; обезглавливание после казни, а в особо тяжелых случаях – обезглавливание с последующим выставлением головы на шесте в людных местах, обычно на базарной площади; удушение с помощью бечевки, которую закручивали на шее осужденного и скручивали, то ослабляя, то усиливая, до смерти жертвы; закапывание живьем; варку в большом котле; выламывание ребер; пробивание темени острым предметом, например гвоздем, вырезание коленных чашечек, отрезание носа, клеймение, кастрацию и битье по пяткам (крайне болезненная процедура).

К числу положительных реформ Цинь Шихуанди можно отнести денежную реформу, реформу мер и весов, а также реформу письменности. Все они, безусловно, носили деспотический характер, но оказали благотворное влияние на развитие Поднебесной как во время правления династии Цинь, так и после ее падения.

После завоевания «Шести царств восточнее гор» империя Цинь столкнулась с функционированием различных денежных знаков. Среди них были не только монеты различной формы и веса, но также куски яшмы, черепашьи панцири, раковины. Цинь Шихуанди издал указ о введении высшей золотой валюты и низшей медной монеты, строго соответствовавших определенному весу. Хождение яшмы, раковин и других эквивалентов монеты было категорически запрещено. Все они могли использоваться только в виде украшений. Была унифицирована и форма монет: отныне медная монета имела округлую форму с квадратным отверстием. В таком виде циньская монета намного пережила историю династии Цинь и просуществовала без каких-либо изменений свыше двух тысячелетий.

Примерно такая же ситуация к моменту образования циньской империи существовала и в отношении единиц измерения объема, веса и длины. Это мешало нормальному развитию экономических отношений между отдельными частями империи и затрудняло сбор налогов. Поэтому еще в 221 г. до н. э., сразу же после объединения, Цинь Шихуанди издал указ о принятии единых мер веса, длины и объема на основе измерительной системы царства Цинь. Соответствующие эталоны были изготовлены, разосланы во все округа и уезды империи. На гири и иные эталоны был нанесен текст императорского эдикта, который свидетельствовал об их подлинности. Образцы этих эталонов в наши дни составляют гордость ряда китайских исторических музеев.

Не меньшие проблемы в начальный период образования империи вызвало и существование большой разницы в изображении отдельных иероглифов. Это делало практически невозможным административное и хозяйственное управление отдельными территориями государства. Поэтому под руководством Ли Сы было упрощено и унифицировано начертание иероглифов. При этом грамматика, лексический состав и строй языка оставались без изменения. Новый стиль письменности получил название сяочжуань. Он был объявлен официальным государственным стилем письма, но широкого применения так и не нашел. В практику вошел стиль лишу, отличавшийся еще большей простотой написания. Им пользовались все юристы империи. Он же, в основном, использовался и при частной переписке. Поэтому стиль лишу в последующих династиях стал единственным видом письма, что, впрочем, не умаляет заслуг Цинь Шихуанди и Ли Сы, первыми сделавших попытку унифицировать китайскую письменность.

Примечательно, что император в проведении реформ не ограничивался сидением в столице. Уже в 219 г. в сопровождении многочисленной свиты он отправился в путешествие по стране, чтобы убедиться в правильности выполнения своих указов и обеспечить собственную популярность в народе. В общей сложности император преодолел несколько тысяч километров. На территориях завоеванных царств были поставлены стелы, надписи на которых провозглашали заслуги императора как миротворца, положившего конец непрерывным войнам; подчеркивались справедливость его реформ и личные достоинства владыки империи.

Но все усилия Цинь Шихуанди по укреплению своего авторитета не достигли цели. Во время одной из таких поездок на императора было произведено неудачное покушение, однако преступника поймать не удалось. Неспокойно было и на границах империи. Главными противниками китайцев в то время были кочевые скотоводческие племена сюнну (гунны), обитавшие на севере и часто тревожившие рубежи империи. В 215 г. до н. э. Цинь Шихуанди направил против них войско, насчитывавшее около 300 тыс. воинов, во главе с талантливым полководцем Мэн Тянем. За два года Мэн Тянь отвоевал у кочевников огромную территорию Хэнаньди (совр. округ Хэтао автономного района Внутренняя Монголия), занимавшую площадь около 400 кв. км. На этой территории было создано 44 уезда, куда переселили 30 тыс. семей, предоставив им льготные условия и присвоив ранг знатности.

В то же время на юге военные действия Цинь Шихуанди носили не оборонительный, а завоевательный характер. Здесь война велась с многочисленными племенами юэ, населявшими современные китайские провинции Гуандун и Гуанси и располагавшими значительными, в понимании циньцев, богатствами: рогами носорога (из них готовили дорогие лекарства), слоновой костью, перьями редкостных птиц, жемчугом и другими ценностями. Император послал на юг 500-тысячную армию во главе с полководцем Ту Цзюем, которой пришлось очень туго в непривычных для северян природных условиях. Для ее снабжения пришлось построить канал, соединявший р. Сяныиуй с притоком Сицзяна р. Люшуй и названный циньцами «дорогой продовольствия». Это несколько улучшило положение армии, однако успех в кампании был достигнут ценой новой мобилизации. Только получив подкрепление, циньские войска смогли захватить Намвьет и восточную часть Аулака, где были учреждены округа Наньхай (совр. провинция Гуандун), Гуйлин (совр. провинция Гуанси) и Сян (область на северо-востоке совр. Вьетнама). Сюда, опять же на льготных условиях, были переселены жители центральных районов империи Цинь.

Государственные дела все большим бременем ложились на плечи императора. Ежедневно он просматривал огромное количество докладов и писем. Древние источники говорят, до 30 кг различных бумаг. Со временем он становился все более деспотичным и не желал делить власть ни с кем из советников, помощников и наследников. Все они должны были лишь выполнять приказы, не смея высказывать своих соображений.

Мысли о скорой кончине одолевали императора. Он стал одержим даоистской концепцией бессмертия. Несколько тысяч рабов и рабынь во главе с ученым Сюй Фу были отправлены на поиски лекарства бессмертия, которое, по преданию, находилось у монахов, живших на островах Пэнлай, Фанчжан и Инчжоу. По всей Азии были разосланы сотни ученых-алхимиков на поиски легендарного острова Бессмертия. Других заставили искать рецепт эликсира бессмертия. Когда это не удалось, Шихуанди приказал казнить более четырехсот человек, не сумевших оправдать его надежды на бессмертие.

Несколько покушений заставили императора подозревать в измене всех и каждого. Как большинство тиранов, он старался не ночевать дважды в одном и том же месте и часто переезжал из одного дворца в другой. Слугу, случайно проговорившегося о планах владыки, ждала мучительная казнь. В каждом из двухсот семидесяти императорских дворцов всегда все было готово к приезду Цинь Шихуанди. Никто не имел права менять в них обстановку и даже переставлять отдельные вещи. Любое подозрение в измене каралось смертью.

В 212 г. по приказу Цинь Шихуанди была проведена специальная проверка чиновников на благонадежность. В результате свыше 460 недовольных режимом были заживо закопаны в землю, а еще большее число отправлено в ссылку на охрану границ государства.

Однако репрессии не уменьшали количества недовольных. Однажды в округе Дунцзюнь на куске недавно упавшего метеорита появилась надпись: «Когда император… умрет, то земля будет разделена». Виновников найти не удалось. Тогда по приказу Шихуанди кусок камня был раздроблен в порошок, а все окрестные жители казнены.

Тем не менее надпись на метеорите оказалась пророческой. Боясь покушений и злых духов, Цинь Шихуанди старался как можно реже появляться перед народом. По этой причине точная дата его смерти не известна. Мы знаем только, что это случилось летом 210 г. до н. э. в Шацю (территория совр. провинции Шаньдун).

В жестокой борьбе за трон были уничтожены почти все сыновья и дочери первого императора Цинь, в том числе старший сын и наследник Фу Су. На трон взошел более удачливый младший сын Ху Хай, принявший имя Эр Шихуанди – Второй император династии Цинь. Он во всем следовал примеру отца, но не смог подавить придворной оппозиции и народных выступлений. После смерти Цинь Шихуанди династия просуществовала всего 15 лет. Однако императоры в Китае правили еще два тысячелетия, а дух одного из самых значительных тиранов в истории человечества жив в Китае по сей день. Недаром император Цинь Шихуанди был одним из примеров для подражания у Великого кормчего Мао Цзэдуна, который так же, как и его образец, постепенно мифологизируется и становится столпом национального самосознания китайцев.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

«Все колесницы с осью единой длины,
все иероглифы - стандартного написания»

Лозунг, приписываемый реформам Цинь Ши Хуанди

Первый китайский император династии Цинь, правивший с 221 до своей смерти в 210 году до нашей эры.

«Цинь Шихуанди» означает - император-основоположник династии Цинь.

Цинь Ши Хуанди завоевал 6 китайских царств; ввёл в них единую систему иероглифов, мер и весов, денежную единицу; построил сеть дорог с 3-мя полосами (центральная полоса - для колесницы Императора); отремонтировал отдельные части Великой Китайской стены, соединив их воедино и заранее начал строить свою гробницу.

По его приказу и для его гробницы были изготовлены - дошедшие до нашего времени - более 7000 фигур воинов в натуральную величину. Характерно - у солдат не было двух одинаковых лиц.

Цинь Ши Хуанди был противником моральных идей Конфуция и по его указу от 213 года до нашей эры, были сожжены старинные хроники и книги, содержащие конфуцианские идеи, а также казнены только в столице 460 конфунцианцев , а другие были отправлены на строительство дорог. Но китайцам разрешалось иметь военные, медицинские, гадательные и сельскохозяйственные трактаты.

Основной идеологией в Цинь, было учение легизма , изложенное в трактате «Хань Фэй-цзы» .

Легисты считали, что процветание государства зависит не от добродетелей Императора, а от строгого и неуклонного исполнения законов. При этом, всякое отступление от закона - в том числе, по мотивам доброты и/или гуманности - считалось недозволенной слабостью…

«… Цинь Шихуанди был правильный гуманист. Если враг не сдавался, он его уничтожал; если сдавался - тоже уничтожал. Правда, слова «гуманизм» - по-китайски это звучит «жэнь» - Цинь Шихуанди не любил, и книги, в которых толковалось про «жэнь», велел сжечь, а заодно и все другие книги, кроме трудов по сельскому хозяйству, военных и гадательных книг.
И книгочеев-интеллигентов, толковавших насчёт «жэнь», собрали и потопили в нужниках или подвергли другим позорным казням. Всех таких интеллигентов оказалось четыреста человек; прослойка ещё не успела разрастись, и задача Цинь Шихуанди оказалась сравнительно простой.
Очистив страну от неправильного гуманизма, Цинь Шихуанди объединил Китай и основал единое Китайское государство на твёрдых принципах: за недоносительство - казнь, за донос - повышение по службе или другое поощрение.
Были построены великие сооружения, в том числе Великая стена, которая стоит и поныне (её достраивали и перестраивали, но основа заложена Цинь Шихуанди).
Это великолепное государство обладало только одним недостатком: жить в нём было нельзя. Даже Цинь Шихуанди, создатель системы, не выдержал её. Он заболел профессиональной болезнью прогрессивных деятелей такого типа - манией преследования.
Народ тоже не выдержал. Едва Цинь Шихуанди умер, китайцы вышли из состояния столбняка, в который их поверг циньский прогресс, и Эр Шихуанди (сын Цинь Шихуанди) был свергнут с престола. После нескольких лет смуты воцарилась династия Хань, реабилитировавшая интеллигенцию и интеллигентность.
С тех пор китайцы называют себя ханьцами, а китайские императоры в течение 2100 лет стеснялись надевать военный мундир.
Только недавно снова вернулась мода на полувоенные куртки.
Цинь Шихуанди вовсе не был безграмотным самодуром.
Он действовал на основе строго разработанной научной теории. Истоки этой теории восходят, по-видимому, к Мо Ди , выдвинувшему принцип «всё для народа» (на этом основании модисты отвергали искусство и науку как непонятные народу).
Шан Ян придал теории более строгий характер, заменив расплывчатый термин «народ» более точным - государство. Во имя государства предполагалось разрушить все другие архаические институции, например, семью, чтобы семейные связи не препятствовали верности государю.
Хань Фэй написал блестящий трактат, в котором человек в руках правительства приравнивался к куску дерева в руках ремесленника.
Этот трактат сохранился, переведен на английский и французский языки в серии «Классики Востока» ЮНЕСКО, отрывки можно прочесть в любой хрестоматии.
Хань Фэй не сравнивал человека с машиной только потому, что тогда ещё не было машин. По существу его можно считать предшественником кибернетики».

Померанц Г.С. , Нравственный облик исторической личности, в Сб.: Вегетарианская эпоха / Под ред. Е. Ямбурга, М., «Пик», 2003 г., с. 421-422

«Многие древние цари - как император Цинь, объединивший Китай около 200 г. до н.э., - отправляли громадные флотилии на поиски Фонтана юности, но успеха не добились. (По легенде, император Цинь не велел своей флотилии возвращаться без тайны бессмертия . Моряки не смогли отыскать Фонтан юности, но побоялись вернуться с известием о неудаче и вместо этого основали Японию)».

Митио Каку, Физика будущего, М., «Альпина нонфикшн», 2012 г., с. 222.

«Он воздвиг Великую китайскую стену, поскольку стены служат защитой; он сжёг книги, поскольку к ним взывала оппозиция, превознося предшествующих императоров. […] Огородить поле, огородить сад - дело обычное; и совсем иное дело - оградить империю. Заставить самый традиционный из народов отречься от памяти о прошлом - неважно, мифическом или подлинном - задача не тривиальная. Когда Ши Хуанди распорядился, чтобы история начиналась с него, Китай уже насчитывал трёхтысячелетнюю историю и знал и Жёлтого Императора, и Чжуан Цзы , и Конфуция , и Лao-Цзы . Свою мать за разврат Ши Хуанди отправил в изгнание; ортодоксы сочли столь суровую кару безжалостной. Но что если Ши Хуанди решил разом избавиться от прошлого только ради того, чтобы стереть память о материнском бесчестье? (Точно так же поступил правитель Иудеи, приказавший истребить всех младенцев мужского пола - ради того, чтобы умертвить одного-единственного.) Такое предположение приемлемо, однако оно никак не объясняет нам другую составляющую мифа - Китайскую стену. Историки утверждают, что Ши Хуанди запретил упоминать о смерти; в поисках эликсира бессмертия он уединился в своём аллегорическом дворце, где было столько же комнат, сколько дней в году. Это наводит на мысль, что постройка стены в пространстве и уничтожение книг во времени - две магические преграды, призванные остановить смерть».

Хорхе Луис Борхес, Стена и книги / От некто к никто: рассказы, эссе. М., «Олма-Пресс», 2000 г., с. 222-223.

Мастеровые, строившие могилу Императора, были в ней замурованы.

Современная китайская письменность восходит иероглифам времён правления Цинь Ши Хуанди .

Автор книги “Кровавый рассвет поднимался с севера”, китайский писатель Сү Жянвэйн, написал её на классическим “кандзи”, поэтому текст сложен для прочтения и перевода, говорит глава информационного агентства МОНЦАМЭ А.Баатархуяг.

Эта книга рассказывает о цивилизации Китая, и её символе - письменности кандзи. Автор утверждает, что истоком китайской кандзи явились культура кочевников, проживавших на территории сегодняшней Монголии.

Как известно, китайцы утверждают, что их цивилизация и культура зародились в устьях Желтой и Голубой рек (Хуанхэ и Янцзы) и на берегу океана, а кандзи появилась на панцире черепахи. Однако книга Сү Жянвэйня абсолютно отметает это представление. Согласно ей, как оказалось, все, что ранее было приписано китайцам - произошло от народа Ху, предков современных монголов, о которых до сих пор в Китае быткет представление как о варварах.

Монголы. Фото forum-eurasica.ru

Иначе говоря, современные китайцы нашли источник своей культуры и цивилизации в монгольской истории. Автор «Кровавого рассвета» включил в свою книгу много научных материалов и исследования, которые сложно оспорить.

По словам писателя, китайский тотем Дракон также имеет монгольское происхождение. По его мнению, тотем монголов Волк, или степной Волк, для китайцев стал небесным Драконом.

Но и это ещё не все. Сү Жянвэйнь в своей книге написал о том, что язык аристократии во дворцах китайской империи был монгольский. Это следует из китайских легенд о первом государстве Китая, династии Цинн. Также, по его мнению, первый китайский император, Цинь Шихуан-ди был монголом из рода Зүрчин и говорил на монгольском языке. Именно поэтому Модун хаан из Хунну и Цин Шихуан вполне свободно говорили друг с другом - на монгольском языке.

Цинь Шихуанди (246-210 гг. до н.э.). Фото japanesedolls.ru

Император Цинь Шихуан известен тем, что объединил Китай под своей властью в 221 до н.э., разделив страну на 36 провинций, управлявшихся чиновниками, назначаемыми императором. Император Цинь Шихуан создал централизованное, управляемое государство на основе легизма, при этом проводились репрессии против сторонников конфуцианства.

Впрочем, чтобы адекватно воспринять эту сенсационную книгу, надо иметь неплохое знание китайской истории.

В традиционной монгольской письменности Китай пишется как "Нанхиад". Это значит «Южные хианцы» (нан-южный). Хиан - это крупная группировка племенной аристократии, оплот древней Азии. До сих пор им отводилась главная роль в истории Хунну, Монголии, Китая, Зүрчин и тюрков. На самом деле, такие титулы как Шанью, Хаган, Хуанди указывают на Хиан.

Фото kulichki.net

Последователи конфуцианства издревле и до сих пор с целью манипуляции стремятся уничтожать и искажать эту историю, считают ряд историков. Некоторые монгольские китаисты говорят, что “Си” на кандзи - а это фамилия Си Цзиньпина, главы КНР - нет среди традиционных китайских фамилий. И книга “Кровавый рассвет поднимался с севера” говорит, что фамилия “Си” происходит из северных кочевников - нынешних монголов.

Великая китайская стена уже не отделяет “северных варваров” от “цивилизованной империи” - в историческом смысле?

К слову сказать, монгольские историки уже успели назвать Сү Жяньвэйна “китайским Гумилевым”.

Главный редактор агентства МОЦАМЭ, заслуженный деятель культуры Монголии, историк и писатель Ц.Сүрэнжав уже начал переводить «Кровавый рассвет» на монгольский язык.

Справка

Цинь Шихуанди (кит. трад. 秦始皇帝, пиньинь: Qín Shǐ Huáng-dì, буквально: «Первый император Цинь»), настоящее имя Ин Чжэн (кит. трад. 嬴政, пиньинь: Yíng Zhèng; 259 до н. э. - 210 до н. э.) - правитель царства Цинь (с 246 г. до н. э.), положивший конец многовековой эпохе Воюющих Царств. К 221 г. до н. э. он установил единоличное господство на всей территории Внутреннего Китая и вошёл в историю как правитель первого централизованного китайского государства. Основанная им династия Цинь, планировавшая править Китаем на протяжении 10 тысяч поколений, была свергнута через несколько лет после его смерти.

Введение …………………………………………… 2

1. Империя Цинь …………………………………… 4

2. Цинь Шихуанди ………………………………… 8

3. Умиротворил Поднебесную …………………… 14

Заключение ………………………………………… 21

Список литературы ………………………………… 23

Введение

Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все, катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц­зы.

Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство из­готовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает не­обычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.

Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м - 2-м тысячелетии до н. э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и от­важивались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китай­ской культуры: высокий уровень строительного искусства, тради­ционность построек и религиозных обрядов, культ предков, раци­оналистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.

В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.

В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие само­бытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской циви­лизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название наро­ду, создавшему величайшую цивилизацию древности.

Название «ханьцы», или «ханьжень» (так называют себя ки­тайцы) происходит от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности - Хань (202 г. до н.э.). А к названию ее предшественницы - Цинь восходят европейские названия Ки­тая со времен античности: лат.- sinae, фр.- chine, англ.- china.

Древнее общество на территории Китая представляло собой замкнутый социальный и полиэтнический комплекс с прису­щими всем древним обществам закономерностями и узловыми ве­хами во взаимодействии различных этносов и укладов:

II-I тыс. до н.э.- возникновение государства, период Шан (Инь);

XI-VIII вв. до н.э.- государство Чжоу (Западное Чжоу);

VIII-VI вв. до н.э.- период «многоцарствия» (Лего);

V-III вв. до н.э.- эпоха «воюющих царств» (Чжань Го);

III в. до н.э-II в. н.э. - империи Цинь и Хань;

III-VI вв. н.э.- период «трехцарствия».

Империя Цинь

С середины IV в. до н. э. среди сильнейших царств резко вырывается вперед окраинное северо-западное царство Цинь. Расположенное в плодородном бассейне р. Вэйхэ, оно отличалось богатством и разнообразием природных ресурсов и выгодным географическим положением. Будучи защищенным естественными рубежами - р. Хуанхэ и горными хребтами - от вторжения соседних царств с востока, Цинь вместе с тем занимало удобную стратегическую позицию для наступления как на царства среднего течения Хуанхэ, так и на пограничные племена. Торговля с северными племенами - посредниками в торговле древнекитайских царств со странами Центральной и Средней Азии - являлась важным источником обогащения царства Цинь. Стремительно развиваются товарно-денежные отношения. Распространяется монетная форма денег. Формируется новый социальный слой «торговых людей» (шанжэнь), у которых преимущественно и скапливаются свободные денежные средства. Появляются торгово-ремесленные города с полумиллионным населением. Несмотря на трудности внутренней и внешней торговли, связанные с таможенной политикой царств, товарный рынок сильно вырос повсюду. Развивающаяся торговля требовала разработки устойчивого денежного эквивалента. Постепенно монеты становились менее громоздкими и приобрели нарицательную стоимость. По археологическим данным известно 96 мест отливки монет. Имело хождение несколько видов монет: бронзовые в форме наконечника мотыги (в царстве Цзинь, в 403 г. до х.э. распалось на царства Вэй, Чжао и Хань), в форме ножа (в царствах Янь и Ци), в виде бронзовых каури (в царстве Чу), круглые с квадратным отверстием посредине (в царстве Цинь); золотые квадратные и круглые с клеймом столицы Чу; лопатовидные серебряные деньги царства Чжэн.

Раскопки последних лет на месте расположения первой долговременной циньской столицы Юнчэн (в Шэньси), просуществовавшей с 771 до 382 г. до н. э., показали высокий уровень развития материальной культуры царства Цинь: найденные здесь железные изделия конца VI в. до н. э. являются самыми ранними из всех найденных на территории Китая и заставляют отнести царство Цинь к одному из ранних (если не самому раннему) центров металлургии железа в древнем Китае. Раскопки выявили окруженный мощными стенами и рвом город с регулярной планировкой, почти квадратный в плане, занимающий площадь 11 кв. км, с дворцовыми и храмовыми комплексами и обширной базарной площадью. Рядом с городом были найдены погребения, среди которых огромная могила циньского правителя Цзин-гуна (577-537), достигающая 24 м глубины, - одна из самых крупных древних могил Китая. До V в. до н. э. Цинь не принимало активного участия в междоусобной борьбе царств и считалось сравнительно слабым среди «семи сильнейших». Причиной его усиления были проведенные Шан Яном политико-административные, финансово-экономические и военные мероприятия, о которых упоминалось выше. Законы Шан Яна ограждали интересы выделившихся из общины зажиточных хозяйств. При нем могущество потомственных знатных родов было подорвано единообразным административным делением государства. Мелкие территориальные единицы - пяти- и десятидворки - были связаны круговой порукой; в случае провинности одного лица все члены взаимоответственной группы дворов становились государственными рабами - тем самым был расширен контингент лиц, порабощаемых государством по уголовному закону. Вместо налога с урожая Шан Ян ввел налог с площади обрабатываемой земли, переложив все убытки от стихийных бедствий с казны на плечи земледельца. Шан Ян опирался на новую знать, не связанную с родовитым происхождением, и на зажиточные слои общины, для которых открылись возможности приобретения полей и рабов. Рабы покупались и продавались на городских рынках. В рабов обращали военнопленных. Рабы приобретались разбойным захватом. Уже упоминалось, что были и рабы, проданные или сами продавшиеся за долги, хотя эта форма частного рабства относилась к числу предосудительных. Государство Цинь и само становилось крупным собственником земли и рабовладельцем. Основное внимание правительство Шан Яна уделяло повышению продуктивности сельскохозяйственного производства и развитию военного дела. Разрешение свободной распашки пустошей с освобождением трех поколений заимщиков от налогового гнета привлекло в Цинь потоки переселенцев из соседних царств - резерв будущих призывников. Правом изготовления вооружения пользовалось только государство. Военные - обладатели чиновничьих рангов - составляли самый привилегированный слой циньского общества. Шан Ян был убежденным сторонником всенаправляющей силы юридического закона, одним из основоположников школы фацзя. При этом проблема взаимоотношения права и власти решалась им в пользу самодержавной формы правления. «Как на небе не может быть двух солнц, так и у народа не может быть двух правителей», - заявлял Шан Ян, обращаясь в данном случае к авторитету Конфуция.

Мероприятия, проведенные Шан Яном, придавали царству Цинь черты централизованного военно-бюрократического государства. Старая потомственная знать была лишена всех привилегий и отторгнута от кормила правления. Это вызвало ее возмущение, и после смерти правителя Шан Ян был казнен. Однако его реформы остались в силе. После проведения реформ Шан Яна, в том числе важнейшей из них - военной, заменившей бронзовое оружие железным, а колесницы - маневренной конницей, царство Цинь, превратившееся по типу государственного строя в военно-бюрократическую монархию, становится наисильнейшим в древнем Китае и сразу же вступает на путь агрессии. Одной из первых была захвачена область Шу-Ба в Сычуани с ее плодородными землями и горными богатствами (в первую очередь - железо); эта область была яблоком раздора между Цинь и Чу.

После осуществления здесь крупных оросительных работ Цинь обеспечило себе добавочный, очень важный источник сельскохозяйственной продукции. Приобретение богатств Сычуани облегчило Цинь дальнейшую экспансию. В конце IV в. циньцы захватили верхнее течение р. Ханьшуй (юг Шэньси) и запад Хэнани, вплотную столкнувшись с царствами Чу, Вэй и Хань. Напрасно центральные царства заключали против циньских царей союзы; они постепенно теряли свои территории; наконец, путем подкупа, обмана и интриг циньцам удалось развалить противостоявшую им коалицию и в 278 г. до н. э. захватить столицу Чу - г. Ин. Но оно и после потери древней столицы оставалось сильнейшим соперником Цинь. Вскоре последовала кровопролитнейшая война Цинь с Чжао, стоившая сотни тысяч убитых. Хотя Цинь и очень расширило свои владения за счет других царств, они еще оставались достаточно сильны. В 241 г. до н. э. царства Вэй, Хань, Чжао и Чу заключили против Цинь новый военный союз, но и их соединенные войска также потерпели поражение. Кроме них циньцам противостояли еще Янь и Ци - т.е. всего шесть царств, все прочие уже погибли в ходе междоусобных войн. В 238 г. до н. э. на циньский престол взошел энергичный молодой правитель Ин Чжэн, и ему удалось разбить всех своих противников поодиночке, захватывая одну территорию за другой в течение семнадцатилетних непрерывных войн. Каждую захваченную столицу он приказывал сровнять с землей. В 221 г. Цинь завоевало последнее самостоятельное царство - Ци на Шаньдунском полуострове. После этого Ин Чжэн принял совершенно новый титул высшей верховной власти - хуанди («император»). Первый император древнего Китая вошел в историю как Цинь Шихуанди - «Первый император Цинь». Столица царства Цинь, г. Сяньян на р. Вэйхэ (совр. Сиань), была объявлена столицей империи.

Цинь Шихуанди

Один из величайших деспотов в мировой истории Цинь Шихуанди, носивший первоначально имя Ин Чжэн, родился в 259 году до н.э. В 246 году ещё мальчиком он вступает на престол царства Цинь, одного из семи без конца воюющих между собой царств, на которые тогда был разделён Китай. К этому времени царство Цинь значительно усилилось, и прежде всего благодаря принятию в качестве государственной доктрины легизма, учения, которое называют законченной теорией восточного деспотизма. Кстати, хочу заметить, “библия легизма” - “Книга правителя области Шан” - была настольной книгой Мао Цзэдуна.

Ин Чжэн, вступив на престол, сначала находился под опекой регента, но потом взял всю полноту власти в свои руки и показал себя достойным последователем учения легизма. Он завоёвывал остальные шесть китайских царств одно за другим, и в 221 году до н.э. после беспрерывных семнадцатилетних войн, в которых погибли сотни тысяч человек, стал правителем объединённого Китая. Тогда же он принял имя Цинь Шихуанди, что значит “первый император из династии Цинь”.

Еще в 241 г. царства Вэй, Хань, Чжао и Чу заключили военный союз против царства Цинь. В течение нескольких лет Ин Чжэн успешно противостоял агрессии союзников, а вскоре и сам перешел в наступление. В 230 г. он подчинил царство Хань, в 228 г. - царство Чжао, в 225 г. - царство Вэй, в 222 г. - царства Чу и Янь, в 221 г. - царство Ци на Шаньдунском полуострове. В результате непрерывных войн была создана огромная по территории Китайская империя. Ин Чжэн отказался от прежнего титула Тянь-цзы («Сын неба») и принял новый - Цинь Шихуанди («Первый император Цинь»), ставший заодно и его новым именем, под которым он вошел в историю.

Сделав короткую передышку, Цинь Шихуанди продолжил завоевательные войны. На юге ему удалось подчинить так называемые царства Юэ, расположенные в лесных районах вплоть до Южно-Китайского моря, включая и нынешний Северный Вьетнам. На севере император оттеснил за реку Хуанхэ кочевников-сюннов. Для того чтобы прекратить их набеги на территорию Китая, Цинь Шихуанди велел приступить к строительству грандиозного оборонительного сооружения - Великой китайской стены.

На строительство стены первоначально было послано 300 тыс. человек из армии, но этого оказалось мало. Тогда император отправил им на подмогу еще 2 млн. человек из числа военнопленных и преступников. Сопротивление центральной власти подавлялось крайне жестоко, с применением самых страшных видов смертной казни. Если человек нарушал закон, то наказанию подвергалась и вся его семья: родственников осужденного превращали в государственных рабов, которых использовали на тяжелых строительных работах. Многие работники погибли от невыносимых условий труда, их трупы хоронили здесь же в земляной насыпи у стены. На возведение стены потребовалось более 10 лет. Великая китайская стена протянулась почти на 4 тыс. км. На всем ее протяжении через каждые 60-100 м были построены сторожевые башни. Высота стены достигала 10 метров, ее ширина была такова, что по ней свободно могло проехать рядом 5-6 всадников. В нескольких местах были устроены ворота, которые хорошо охранялись; они превратились в пункты торговли с кочевниками. Сооружение стены потребовало от китайского народа неимоверного напряжения сил и больших людских потерь.

В связи с новым территориально-административным делением Цинь Шихуанди ввел новое законодательство, единую систему чиновничества, а также инспекторский надзор, державший под контролем деятельность всего управленческого аппарата и подчиненный лично императору.
В новой табели о рангах критерием знатности стали богатство и личные заслуги перед императором. Особым указом Цинь Ши хуанди велел изъять у населения все бронзовое оружие. Обзаводиться железным оружием запрещалось под страхом смерти.

Цинь Шихуанди был инициатором широкой строительной деятельности. По всем городам империи сооружались храмы и дворцы. Дворцы циньских и ханьских правителей, возведенные на плат­формах и окруженные садами из деревьев редких пород, поражали своей многоцветностью и роскошью отделки. Для их строитель­ства использовали породы ценного дерева. О конструкции и раз­мерах домов городской знати и дозорных башен можно судить по глиняным моделям, обнаруженным в погребениях. Встречаются многоярусные стройные башни, двух- и трехэтажные дома с кры­тыми воротами и угловыми башенками. Широкие четырехскатные крыши домов обычно были прямыми, но к концу периода Хань их тяжелые концы стали слегка приподниматься по углам кверху, что придало им легкость и изящество, делая похожими на крылья ле­тящей птицы.

Однако особое внимание император уделял своей столице - Сяньяну. Для украшения Сяньяна он не жалел никаких средств. Город раскинулся по обоим берегам реки Вэйхэ, через которую был перекинут крытый мост. На левом берегу был расположен собственно город с многочисленными улицами, аллеями, парками и великолепными дворцами императора и высшей знати. На правом берегу Вэйхэ раскинулся обширный императорский парк. В центре этого парка был построен дворец, превосходивший своей роскошью все, что было создано ранее. Например, в тронном зале дворца могло вместиться 10 тыс. человек.
Цинь Ши хуанди распорядился уничтожить все книги исторического и философского содержания, были оставлены только трактаты по агрономии, математике и другим практическим знаниям. Император запретил все частные школы, оставив лишь государственные учебные заведения, в которых преподавание велось под пристальным наблюдением специальных инспекторов. Цинь Шихуанди преследовал конфуцианство; тысячи последователей великого Конфуция были зарыты живьем в землю или отправлены на строительство Великой китайской стены.

По примеру Шан Яна Цинь Шихуанди ввел карательную систему, предусматривавшую как массовый вид наказания порабощение государством всех членов семьи преступника в трех поколениях, а также семей, связанных между собой системой взаимной ответственности, круг которой расширился настолько, что каре одновременно подвергались целые группы сел. Преступления, которые представлялись властям особо тяжелыми, карались казнью не только виновного, но и всех его родственников в трех поколениях.

Для введения новых порядков применялись самые крутые меры. В стране царил террор, всех, кто высказывал недовольство, казнили со всем родом, по закону круговой поруки «соучастников» обращали в рабство. За счет порабощения массы военнопленных и осужденных судами число государственных рабов в империи оказалось огромным. Их труд широко применялся в многоотраслевом царско-государственном хозяйстве. «Цинь учредила рынки рабов и рабынь, где их содержали в загонах вместе со скотом; управляя подданными, всецело распоряжалась их жизнью», - сообщают древнекитайские авторы, усматривая в этом обстоятельстве, а также в узаконении собственности на землю чуть ли не главную причину быстрого падения династии Цинь. Колоссальных затрат и огромных человеческих жертв требовали непрекращавшиеся далекие походы, строительство Великой стены, ирригационных сооружений, дорог по всей империи, широкое градостроительство, возведение многочисленных дворцов и храмов, наконец, сооружение грандиозной гробницы для Цинь Шихуанди - недавние раскопки вскрыли огромные масштабы этого подземного мавзолея. Государственных рабов гнали на работы сотнями тысяч, но их не хватало, несмотря на постоянный приток. Тяжелейшие трудовые повинности легли на плечи основной массы «черноголовых». В 216 г. Цинь Шихуанди издал приказ, повелевавший «черноголовым» срочно доложить о наличной земельной собственности, и ввел исключительно тяжелый поземельный налог, достигавший 2/3 дохода земледельцев. Это вызвало волну протеста. В некоторых районах Китая вспыхнули восстания, которые были подавлены силами армии с особой жестокостью: обычно вырезалось все население мятежного округа. Многие представители аристократии также были недовольны жестоким правлением Цинь Шихуанди и неоднократно предпринимали покушения на него. Но все их попытки заканчивались неудачей. Непосильное угнетение народа в правление Цинь Шихуанди привело к восстаниям, которые после его смерти в 210 году до н. э. переросли в народную войну. Первая повстанческая волна подняла самый обездоленный люд, выдвинув вождей наиболее низкого общественного статуса, таких, как порабощенный бедняк Чэнь Шэн и бездомный батрак У Гуан. Силами имперских войск она была быстро подавлена. Но тотчас же поднялось широкое антициньское движение, в котором участвовали все слои населения империи - от самых низов до аристократических верхов. Наиболее удачливый из вождей повстанцев, родом из бывшего царства Чу, выходец из среды рядовых общинников Лю Бан сумел сплотить силы народного движения и привлечь на свою сторону опытных в военном деле врагов Цинь из числа потомственной аристократии. В 206 г. до н. э. династия Цинь пала, после чего началась борьба за власть повстанческих вождей. Победителем оказался Лю Бан. В 202 г. до н. э. Лю Бан был провозглашен императором и стал основателем новой династии - Хань. Она разделяется на два периода правления: Старшей (или Ранней) Хань (202 г. до н. э.- 8 г. н. э.) и Младшей (или Поздней) Хань (25-220). Столицей империи Лю Бан объявил г. Чанъань (рядом с бывшей циньской столицей).

Цинь Шихуанди, как описывают позднейшие историки, был одержим идеей личного бессмертия. В поисках чудесного эликсира он исследовал древние рукописи, допрашивал мудрецов, посылал экспедиции на больших кораблях в поисках чудесных островов, где все вечно молоды. В конце концов он издал указ о том, что император будет жить вечно. Поэтому и после его смерти его тело еще долго оставалось в тронном зале и церемонии проводились так же, как если бы он был жив.

Умиротворил Поднебесную

Жители шести восточных царств стали подданными Цинь. Для них это означало не просто смену властелина, но и во многом перемену всего образа их жизни. Основной идеологией в Цинь, в отличие от других царств, где распространилось конфуцианство, было учение фацзя, или легизм. Вопреки взглядам конфуцианцев легисты считали, что процветание государства зависит не от добродетелей государя, а от строгого и неуклонного исполнения законов. Политическая деятельность Шихуанди и его сановников основывалась только на логике закона. В связи с этим всякое отступление от закона по мотивам доброты или гуманности вчиталось недозволенной слабостью. Суровая справедливость отождествлялась с волей Неба, и служение ей, по понятиям Шихуанди, составляло главную добродетель государя. Он имел железную волю и не терпел никакого сопротивления. Вскоре все население Поднебесной почувствовало жесткую руку нового императора. Сыма Цянь так характеризует порядки, установившиеся в империи Цинь: «Преобладали твердость, решительность и крайняя суровость, все дела решались на основании законов; считалось, что только жестокость и угнетение без проявления человеколюбия, милосердия, доброты и справедливости могут соответствовать пяти добродетельным силам. До крайности усердствовали в применении законов и долго никого не миловали».

Своей внутренней организацией Цинь также не походила ни на одно из Чжоуских царств. Вместо иерархии феодальных владетелей здесь строго проводилась в жизнь идея централизации. Вскоре после присоединения Ци встал вопрос о том, как быть с завоеванными царствами. Некоторые сановники советовали Шихуанди отправить туда правителями своих сыновей. Однако глава судебного приказа Ли Сы не согласился с таким решением и, ссылаясь на печальный пример династии Чжоу, заявил: «Чжоуские Вэнь-ван и У-ван жаловали владения во множестве сыновьям, младшим братьям и членам своей фамилии, но впоследствии их потомки стали отчужденными и сражались друг с другом как заклятые враги, владетельные князья все чаще нападали и убивали друг друга, а Чжоуский Сын Нёба не был в состоянии прекратить эти междоусобицы. Ныне, благодаря вашим необыкновенным дарованиям, вся земля среди морей объединена в одно целое и разделена на области и уезды. Если теперь всех сыновей ваших и заслуженных чиновников щедро одарить доходами от поступающих податей, то этого будет вполне достаточно, и Поднебесной станет легче управлять. Отсутствие различных мнений о Поднебесной - вот средство к установлению спокойствия и мира. Если же снова поставить в княжествах владетельных князей, будет плохо». Шихуанди последовал этому совету. Он разделил империю на 36 областей, в каждой области поставил начальника - шоу, воеводу - вэя и инспектора - цзяня. Области делились на уезды, уезды - на районы, а районы - на волости. Для прекращения распрей, междоусобий и мятежей всему гражданскому населению было предписано сдать оружие. (В Сяньяне из него выплавили колокола, а также 12 металлических статуй, весом в 1000 дань каждая (около 30 т).) Для пресечения всякого сепаратизма 120 тысяч представителей знати бывших княжеств были насильно переселены в столицу Цинь Саньян. Огромная регулярная армия Цинь Шихуанди была вооружена железным оружием, усилена кавалерией. Во всех завоеванных царствах Шихуанди велел разрушить городские стены, срыть оборонительные дамбы на реках и устранить все препятствия и преграды для свободного передвижения. Повсюду развернулось строительство новых дорог, которые необходимы были для налаживания быстрого сообщения между различными частями империи. В 212 г. до н. э. началось сооружение стратегической дороги длиной 1800 ли (около 900 км), которая должна была соединить Цзююань и Юньян. Под властью империи Цинь оказалась огромная территория, охватывавшая разные по этническому составу, хозяйственным занятиям и уровню общественного развития регионы, что не могло не сказаться на результатах крутых мероприятий Цинь Шихуанди, не учитывавших эти различия, и на самой судьбе его династии.

Цинь Шихуанди распространил на всю страну установления Шан Яна, создав сильную централизованную военно-бюрократическую империю во главе с единовластным монархом. Завоеватели-циньцы занимали в ней привилегированное положение, им принадлежали все руководящие чиновничьи должности в государстве. Законы царства Цинь были дополнены жестокими уголовными статьями. Унификация мер и весов, а также монетная реформа, изъявшая все средства обращения, кроме циньских бронзовых денег, привели к быстрому росту товарно-денежных отношений. Император ввел единую систему законов и измерений, мер веса, емкости и длины. Для всех повозок была остановлена единая длина оси, а в письме введено единое начертание иероглифов.

В то же время, умиротворив Поднебесную, Шихуанди развернул наступление на окрестных варваров. В 215 г. до н. э. он послал 300-тысячную армию на север против племени Ху и захватил земли Хэнани (северную излучину Хуанхэ в нынешнем Автономном районе Внутренняя Монголия). (Сыма Цянь пишет, что этот грандиозный поход был предпринят из-за того, что Шихуанди стало известно древнее пророчество о том, что «Цинь погубят хусцы».) Одновременно шла усиленная колонизация южных районов, заселенных варварскими племенами Юэ. Здесь были образованы четыре новые области, куда Шихуанди велел ссылать всякого рода правонарушителей и преступников, а также людей, бежавших от наказаний, укрывавшихся от уплаты повинностей, или отданных за долги в чужие дома. На северо-востоке император начал борьбу с воинственными Сюну (гуннами). От Юйчжуна вдоль реки Хуанхэ и на восток вплоть до гор Иньшань он учредил 34 новых уезда и велел построить стену вдоль Хуанхэ в качестве заслона от кочевников. Насильно переселяя и ссылая, он заполнил населением вновь образованные уезды.

Жестокие порядки, установившиеся в Циньской империи, встретили порицание со стороны конфуцианцев. Поскольку примеры для своих проповедей те прежде всего искали в прошлом и потому старались идеализировать старину, Шихуанди в 213 г. до н. э. издал указ о сожжении всех старинных хроник за исключением циньских анналов. Всем частным лицам было приказано сдать и уничтожить хранившиеся у них списки Ши цзин и Шу цзин, а также сочинения школ нелегистского толка (прежде всего конфуцианцев). Было приказано подвергать публичной казни всех тех, кто на примерах древности осмелится порицать современность. Всех у кого обнаруживали запрещенные книги, предписывалось отправлять на принудительные работы - на строительство Великой стены. На основании этого указа только в столице были казнены 460 видных конфуцианцев. Еще большее их число было сослано на каторжные работы. Располагая благодаря жестокому законодательству большим количеством каторжников, Ши-хуанди развернул широкомасштабное строительство. Помимо значительной части Великой китайской стены и новых дорог в его царствование было построено множество дворцов. Символизировать мощь империи Цинь должен был новый императорский дворец Эпан, сооружение которого началось неподалеку от Сяньяна. Предполагалось, что он будет иметь размеры 170 на 800 м и превзойдет величиной все остальные сооружения в Поднебесной. На эту грандиозную стройку было пригнано, по словам Сыма Цяня, более 700 тысяч преступников, осужденных на кастрацию и каторжные работы. Помимо Эпана в окрестностях Сяньяна было построено 270 небольших дворцов. Все комнаты в них были украшены занавесками и пологами, и всюду жили красивые наложницы. Никто, кроме ближайших к императору людей, не знал, в каком из дворцов находится в данный момент Шихуанди. Вообще, все, касающееся частной жизни императора, хранилось в строгой тайне. Он очень не любил болтунов и сурово карал любого, заподозренного в этой слабости. Сыма Цянь пишет, что как-то Шихуанди находился во дворце Лян Шань и с горы увидел, что его первого советника сопровождает множество колесниц и всадников. Это ему не понравилось. Кто-то из свиты поведал о недовольстве императора первому советнику, и тот сократил число сопровождающих. Шихуанди разгневался и сказал: «Кто-то из окружающих разгласил мои слова!» Устроили допрос, но никто не признался. Тогда император приказал казнить всех, кто находился в тот момент около него.)

Впрочем, несмотря на все вышесказанное, нельзя рисовать правление Шихуанди только черными красками. Он много сделал для развития земледелия, так как понимал, что богатое, лояльное к власти крестьянство - главный залог процветания его империи. Современники пишут, что все свое время без остатка Шихуанди посвящал делам. Он объехал всю империю вдоль и поперек и вникал буквально во все мелочи управления. (Как говорилось в одной из официальных надписей, «Наш властитель-император одновременно решает тысячи дел, поэтому далекое и близкое - все становится до конца ясным».) Каждый день он отвешивал на весах 1 дань поступивших к нему донесений (то есть около 30 кг бамбуковых дощечек) и не позволял себе отдыхать, пока не просматривал их все и не отдавал соответствующих распоряжений.

Но как это обычно бывает, положительную сторону проведенных им глубоких преобразований население страны сумело оценить гораздо позже, в то время как отрицательная сразу бросалась в глаза. В воспоминаниях потомков первый император династии Цинь остался прежде всего как жестокий и самовлюбленный деспот, безжалостно угнетавший свой народ. Действительно, надписи Шихуанди свидетельствуют о том, что он имел колоссальное самомнение и в какой-то мере считал себя даже причастным божественным силам. (Например, в надписи на горе Гуйцзи, кроме всего прочего, говорилось: «Император распутывает законы, присущие всему сущему, проверяет и испытывает суть всех дел. Исправляя ошибки людей, он осуществляет справедливость. Потомки с почтением воспримут его законы, неизменное управление будет вечным, и ничто - не колесницы, ни лодки - не опрокинется».) Официально провозглашалось, что миропорядок, установленный Шихуанди, просуществует «десять тысяч поколений». Казалось вполне естественным, что «вечная империя» должна иметь и вечного властелина. Император израсходовал огромные средства на поиски снадобья, дарующего бессмертие, но так и не смог его найти. Видимо, сама мысль о том, что, несмотря на все свое величие и безграничное могущество, он также подвластен смерти, как и последний из его подданных, была оскорбительна для него. Сыма Цянь пишет, что Шихуанди не переносил разговоров о смерти, и никто из приближенных не смел даже затрагивать эту тему. Поэтому в 210 г. до н. э., когда Шихуанди тяжело заболел во время объезда восточных, приморских, областей, никаких приготовлений к похоронам не делалось. Он сам, осознав наконец, что дни его сочтены, послал старшему сыну Фу Су короткую записку следующего содержания: «Встречай траурную колесницу в Сяньяне и похорони меня». Это было его последнее повеление. Шихуанди умер, при ближенные, опасаясь волнений, скрыли его смерть. Только после того, как его тело прибыло в столицу, был объявлен официальный траур. Еще задолго до своей кончины Шихуанди стал сооружать в горе Ли Шань огромный склеп. Сыма Цянь пишет: «Склеп наполнили привезенные и спущенные туда копии дворцов, фигуры чиновников всех рангов, редкие вещи и необыкновенные драгоценности. Мастерам приказали сделать луки-самострелы, чтобы, установленные там, они стреляли в тех, кто попытается прорыть ход и пробраться в усыпальницу. Из ртути сделали большие и малые реки и моря, причем ртуть самопроизвольно переливалась в них. На потолке изобразили картину неба, на полу - очертания земли. Светильники наполнили жиром жэнь-юев в расчете, что огонь долго не потухнет. Во время похорон принявший власть наследник Эрши сказал: «Всех бездетных обитательниц задних покоев дворца покойного императора прогонять не должно», и приказал всех их захоронить вместе с покойником. Погибших было множество. Когда гроб императора уже опустили вниз, кто-то сказал, что мастера, делавшие все устройство и прятавшие ценности, знают все и могут проболтаться о скрытых сокровищах. Поэтому, когда церемония похорон завершилась и все было укрыто, заложили среднюю дверь прохода. После чего, опустив наружную дверь, наглухо замуровали всех мастеровых и тех, кто наполнял могилу ценностями, так что никто оттуда не вышел. Сверху посадили траву и деревья, чтобы могила приняла вид обычной горы.

Китайскими археологами была найдена и раскопана гробница Цинь Шихуанди, представляющая собой грандиозное подземное сооружение. Императора сопровождала в иной мир целая «армия» - шесть тысяч глиняных солдат, вылепленных в рост человека и построенных в боевом порядке.

Заключение

В результате длительного взаимодействия различных этнических компонентов на территории бассейна Хуанхэ и среднего течения Янцзы примерно с середины I тысячелетия до н. э. активно шел процесс этногенеза древнекитайской народности, в ходе которого складывалась этническая общность «хуася» и на ее базе шло образование культурного комплекса «срединных царств». Однако вплоть до начала III в. до н. э. формирование древнекитайской этнокультурной общности окончательно не завершилось, не сложилось ни общего этнического самосознания, ни общепринятого самоназвания древнекитайской народности. Политическое объединение древнего Китая в рамках централизованной империи Цинь стало мощным катализатором процесса консолидации древнекитайского этноса. Несмотря на кратковременное существование империи Цинь, ее наименование стало основным этническим самоназванием древних китайцев в последующую, ханьскую, эпоху, сохраняясь вплоть до конца эпохи древности. В качестве этнонима древних китайцев «цинь» вошло в язык соседних народов. От него произошли и все западноевропейские названия Китая: латинское Синэ, немецкое Хина, французское Шин, английское Чайна.

Первая древняя империя Китая - Цинь - просуществовала всего около двух десятков лет, но она заложила прочную социально-экономическую и административно-политическую основу для возникшей на ее развалинах империи Хань.

Политическое объединение страны при Цинь Шихуанди, узаконение в масштабах всей империи частной собственности на землю, последовательное осуществление территориально-административного деления, фактическое разделение населения по имущественному признаку, проведение мероприятий, способствующих развитию торговли и денежного обращения, открывали возможности для подъема производительных сил и утверждения социально-политического строя империи - совершенно нового типа государства, вызванного к жизни всем предшествующим общественно-экономическим и политическим развитием древнего Китая. В этой исторической закономерности смены архаического строя древнекитайских раннегосударственных образований развитым древним обществом коренились, в конечном счете, причина феноменальных успехов деятельности Цинь Шихуанди и неизбежность восстановления после краха его династии важнейших циньских имперских институтов. Длительное, почти пятивековое существование на территории Восточной Азии огромной Цинь-Ханьской империи опровергает распространенное мнение об эфемерности древних империй. Причины столь длительного и прочного существования державы Хань заключались в способе производства древнего общества Китая, как и древнего Востока в целом, с характерной для его поздних этапов тенденцией к образованию крупных империй.

Список литературы

1. История Востока; Издательская фирма «Восточная литература» РАН, Москва, 1997

2. Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

3. Все монархи мира. Древний Восток. Константин Рыжов. Москва, 2001 г.