Что входит в коммуникативные компоненты политической системы? и получил лучший ответ

Ответ от Ipso facto[гуру]
Политическая коммуникация по Д. Грэберу - "составление, передача, получение и обработка сообщений, которые вероятно имеют значительное воздействие на ход политики"].
Различают два вида политических коммуникаций: горизонтальный и вертикальный. Первый - коммуникации между относительно рядом расположенными институциональными компонентами или социальными акторами (между разными элитными группировками или взаимодействующими в массовых акциях рядовыми гражданами) . Второй предполагает отношения между различными иерархическими уровнями макрополитической структуры: это происходит в случае требований различных групп электората к правительству путем деклараций политических партий по поводу корректировки линии социальной политики. Функцию политической коммуникации выполняют современные средства массовой коммуникации (СМК) : пресса, радио, телевидение, компьютерная сеть и традиционные каналы передачи политической и другой социальной информации: различного рода личные контакты между людьми в первичных социальных группах - семья, трудовой коллектив, родственные группы, церковные или сельские общины и т. п.

Ответ от Ѐусский Витязь [мастер]
Твиттер для коммуникации с Медведевым.

Ккоммуникативному компоненту политической системы общества относятся отношения, связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются входе политической деятельности.

Для реализации своих политических целей участники политической деятельности (институты, организации, большие социальные общности, отдельные лица) должны выстраивать различные отношения между собой и социальной средой. Связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются в этом процессе, представляют коммуникативную подсистему политической системы общества. Например, это взаимодействие парламентских комитетов; связи, возникающие между партиями и государственными органами; отношения между органами исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти; общение государства с населением и т.д.

Каналы связи играют важную роль в коммуникативной подсистеме, по ним информация о потребностях населения передается от населения к государству (это могут быть открытые слушания, комиссии по расследованию, социологические опросы, результаты выборов) и обратно - от государства к населению (здесь важную роль играют СМИ, которые знакомят население с политическими решениями, принятыми законами и т.д.).

Нормы политического взаимодействия включают в себя политические, правовые и моральные нормы, а также обычаи и традиции.

Культурно-идеологическая подсистема

В культурно-идеологический компонент политической системы включены политические идеи, взгляды, представления, убеждения и чувства участников политической деятельности. Условно в культурно-идеологическом компоненте может быть выделен политико-психологический уровень, касающийся преимущественно поведенческих аспектов политики, и политико-идеологический уровень, сфокусированный на политической теории.

Политическая психология сконцентрирована на поведении отдельных лиц, групп и целых обществ, а также на их мотивации, настроениях, мнениях, чувствах, эмоциях, убеждениях, заблуждениях и т.д. Особое значение здесь имеют психология толпы, харизма лидеров, манипуляция массовым сознанием и т.д.

Политическая идеология представляет более высокий уровень и включает в себя политические идеи, концепции, теории, учения. Центром политико-идеологического уровня является политическая культура.

Подполитической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

§ определение перспективных направлений социального развития;

§ оптимизация движения общества к своим целям;

§ распределение ресурсов;

§ согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;

§ разработка норм и правил поведения членов общества;

§ контроль над выполнением норм, законов и правил;

§ обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

§ государство и его органы;

§ политические партии;

§ общественно-политические движения;

§ группы давления, или группы интересов.

Государство

Государство - основной системообразующий элемент, оно объединяет все остальные элементы политической системы в единое целое. Государство - наиболее сильный субъект политики, потому что облагает властью и способностью принуждать. Одновременно государство и объект политической борьбы, «приз» для различных политических сил в борьбе за обладание государственной машиной. Не всегда оно функционирует в политической системе как единое целое . В ходе политической борьбы отдельные органы государства могут приобретать самостоятельное значение (в результате противоборства политических сил): например, армия, которая совершает государственный переворот. В конфликте между президентом России и Верховным Советом (парламентом) в 1993 г. президент представлял одни политические силы, а парламент - другие. Такая ситуация долго существовать не может, поскольку дестабилизирует политическую систему.

Государство и государственная власть - награда для победившей на выборах партии. В таких политических системах есть развитые партии и достаточно эффективный контроль над властью.

Относительно важная роль государства и бюрократии как самостоятельных субъектов в осуществлении власти, наряду с партиями, роль которых также достаточно существенна.

Политические партии

Партия - организация, объединяющая граждан одинаковых политических взглядов для борьбы за власть или для реализации во масти своей программы.

Партия - идеологическая организация. Идеология (философия) партии - совокупность идей, которыми она руководствуется в своей деятельности.

По идеологическим принципам партии делятся на:

§ консервативные;

§ либеральные;

§ демократические;

§ социал-демократические;

§ социалистические;

§ коммунистические;

§ националистические.

Партия обладает постоянной организационной структурой и руководящими кадрами, обязательно имеет устав и оформленное членство. Согласно российскому законодательству, партией считается организация, насчитывающая не менее 50 тыс. членов. Партия имеет программу с конкретными предложениями, которые она намеревается реализовать, придя к власти, либо осуществляет как правящая партия.

Цель партии - завоевать и удерживать государственную власть. Если организация такой цели не ставит, то она не политическая партия. Политические партии обычно представляют интересы определенных социальных групп.

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение - как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту политику, которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных - снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные - авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают).Российская политическая система - многопартийная .

Коммуникативный компонент политической системы включает в себя: 1)Ценностные ориентации и установки людей в политической области 2)связи между

субъектами политики 3) программы политических партий 4)Традиции и нормы полит. поведения

1.Государство,политические партии,общественно-политические движения образуют:

1)нормативный компонент политической системы
2)коммуникативный компонент политической системы
3)культурный компонент политической системы
4)организационный компонент политической системы

Часть А.

1. Гражданин участвует в политике, когда:

А) высказывает свое мнение на
референдуме Б) получает высшее образование

В) платит государственные
налоги Г)
открывает новое в физической картине мира

2. Верны ли следующие суждения?

По идеологическому принципу
партии делятся на:

А. Массовые и кадровые

Б. Консервативные,
либеральные, социал-демократические.

А) верно А б)
верно Б в) оба верны г) оба неверны.

3. Демократическая политическая
культура личности предполагает готовность исполнять следующие роли:

А)
избирателя б)
труженика в) семьянина г)
друга.

4. В президентской республике всенародно
избранный президент является главой государства, а также:

А) главой исполнительной
власти Б)
главой судебной власти

В) главой
парламента Г)
лидером фракции большинства в парламенте

5. В коммуникативный компонент политической системы входят:

B4 . Характеристика политической системы общества требует рассмотрения её отдельных компонентов. Что из перечисленного относится к нормативной

подсистеме политической системы общества?

1)политические традиции

2)партийный устав

3)политические идеалы

4)партийная программа

6)политическая культура

А16. Верны ли следующие суждения о политической системе общества?

А.В состав политической системы общества могут входить общественные организации.

Б.В политическую систему общества входят органы государственной власти.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

А12. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. В процессе социализации происходит процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.

Б. Процесс социализации не зависит от социального статуса индивида.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

А17. Конституция РФ является юридическим документом прямого действия. Это означает, что

1) её главной целью является признание и защита прав человека и гражданина

2) в её основу положены ратифицированные гос-вом международные документы

3) при нарушении своих прав человек может обратиться в суд, ссылаясь на её статьи

4) в неё ни при каких обстоятельствах не могут быть внесены изменения или дополнения.

А20. Верны ли следующие суждения об отрослях права?

А. Гражданское право регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения.

Б. Предметом регулирования финансового права являются общественные отношения в сфере налогооблажения.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

А16. Верны ли следующие суждения об институтах гражданского общества?

А. Одним из направлений развития гражданского общества в современной России является создание попечительских советов при школах.

Б. Граждане могут отстаивать свои интересы посредством таких институтов гражданского общества, как суд и прокуратура.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

Рассуждая о политической сфере общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему - совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система характеризуется :

  • , традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции :

  • конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
  • адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
  • мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
  • охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
  • внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
  • консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
  • распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Классификация политических систем

Существуют различные классификации политических систем.

Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

  • определение перспективных направлений социального развития;
  • оптимизация движения общества к своим целям;
  • распределение ресурсов;
  • согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;
  • разработка норм и правил поведения членов общества;
  • контроль над выполнением норм, законов и правил;
  • обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

  • и его ;
  • общественно-политические движения;
  • группы давления, или .

Государство

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту , которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная .

Общественно-политические движения

Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются : они не могут выдвигать своих кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.

Группы давления или группы интересов

Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.

Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. , скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном бюллетене значилось не менее двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями.

Средства политического влияния

Государственная власть — это только власть государства, а — власть всей политической системы. Политическая власть функционирует через целый комплекс институтов и представляется достаточно обезличенной.

Cредства политического влияния — это совокупность политических институтов, отношений и идей, которая олицетворяет определенную . Механизмом такого влияния выступает система правления, или система органов политической власти.

Функции системы органов политической власти представляют собой реакции на поступающие в данную систему воздействия субъектов: требований и поддержки.

Требования , с которыми чаще всего сталкиваются представители органов нласти, связаны:

  • с распределением благ (например, требования, касающиеся заработной платы и рабочего времени, улучшения работы транспорта);
  • обеспечением общественной безопасности;
  • улучшением санитарных условий, условий образовании, здравоохранения и т. д.;
  • процессами в сфере коммуникации и информации (информация о целях политики и принимаемых правителями решениях, демонстрации наличных ресурсов и т. п.).

Поддержка сообщества усиливает позиции должностных лиц и самой системы правления. Она группируется по следующим направлениям:

  • материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например труд на общественных началах или воинская служба);
  • соблюдение законов и директив;
  • участие в политической жизни (голосование, демонстрации и другие формы);
  • внимание к официальной информации, лояльность, уважение к официальной символике и церемониям.

Реакцию системы правления на воздействие различных субъектов группируют в три основные функции:

  • нормотворчество (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения отдельных групп и людей в обществе);
  • приведение законов в действие;
  • контроль над соблюдением законов.

Более подробный перечень функций системы правления может выглядеть следующим образом. Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе. Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями. Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности. Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач. Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания. Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

Таким образом, реагируя на воздействии различных субъектов политики, система правления осуществляет в сообществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Способности быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, удерживать в рамках признанных норм политические отношения обеспечивают эффективность системы правления.

Понятие политической коммуникации

Политическая сфера является важнейшей составляющей структуры современного государства и общества. При этом ключевую роль в политических процессах играют разного рода формы политической коммуникации, которые, по мнению политологов, наполняют жизнью все политические процессы, поскольку одновременно связывают между собой субъектов политического взаимодействия, политико-правовые и государственные институты, обеспечивая, в конечном итоге, логичность последовательности политических событий.

Происхождения термина «политическая коммуникация» произошло относительно недавно – в середине прошло века, в связи с возросшим интересом исследователей к проведению глубокого анализа пропаганды, проводимой во время второй мировой войны. Постепенно развиваясь и оформившись в самостоятельное направление политологии, изучение политической коммуникации привело к формированию различных подходов к определению понятия рассматриваемой категории. Так, представители первой точки зрения формулировали следующее определение политической коммуникации:

Определение 1

Политическая коммуникация – это непрерывный процесс передачи политической информации между различными элементами политической системы, а также между политической системой и обществом.

В рамках второго подхода политическая коммуникация определяется следующим образом:

Определение 2

Политическая коммуникация – это весь диапазон коммуникационных процессов неформального характера, происходящих в обществе и оказывающих разнообразное влияние на текущее состояние политики.

Наконец, третий подход выработал такое определение политической коммуникации:

Определение 3

Политическая коммуникация – это постоянный обмен политическими смыслами между членами общества с одной стороны, и политическими силами – с другой, конечного целью которого выступает достижение определенного согласия, консенсуса между ними по социально-значимым и государственно-политическим вопросам.

Таким образом, несмотря на наличие различных подходов к определению понятия политической коммуникации необходимо сделать вывод о том, что большинство исследователей едины в понимании того, что под политической коммуникацией необходимо понимать всю совокупность происходящих в обществе формальных и неформальных коммуникационных процессов, оказывающих разнообразное влияние на политическую сферу.

Элементы политической коммуникации

Проводя дальнейшую характеристику политической коммуникации необходимо подробнее остановиться на рассмотрении тех элементов, которые составляют основное содержание анализируемой категории. В качестве соответствующих элементов, прежде всего, принято выделять политические сообщения и информационные потоки. При этом понимания под политическими сообщениями информацию, передаваемую между субъектами политики в процессе борьбы за власти и ее реализации, принято выделять три основных типа соответствующих сообщения:

  1. Побудительные политические сообщения, содержащие в себе требования или призывы к совершению определенных действий или формированию конкретной модели поведения. Как правило, выражаются в форме убеждения или приказа;
  2. Информативные политические сообщения – то есть сообщения содержащее в себе определенные политически-значимые сведения (не всегда соответствующие действительности);
  3. Фактические политические сообщения, направленные на установление и сохранение необходимой степени взаимодействия между субъектами политики.

Следующий элемент политической коммуникации – информационные потоки, также характеризуется внутренней неоднородностью, в связи с чем, принято выделять три уровня соответствующих потоков:

  • Первый уровень – политико-информационные потоки, необходимые для обслуживания интересов органов государственной власти и управления. Как правило, сведения, передаваемые в рамках данного уровня, носят служебный характер и не подлежат в этой связи широкой огласке;
  • Второй уровень, представляет собой самостоятельную политико-информационную среду, связанную с деятельностью политический партий, общественных объединений и организаций, и т.д. Средствами политической коммуникации на данном уровне выступают, в первую очередь, провозглашение программ соответствующих субъектов политики, а также их оценка, обсуждение и т.д. – в результате чего формируется особый массив политической информации;
  • Третий уровень – это наиболее обширный элемент политической коммуникации. Это связано с тем, что на нем происходит формирование и распространение политически-значимой информации, источником которой выступает общественное мнение, массовое правовое и политическое сознание, политическое поведение народные масс и т.д.

Замечание 1

В результате, рассмотрев элементы политической коммуникации и выявив их внутреннюю неоднородность следует обратить внимание на то, что, несмотря на определенную обособленность сообщений и информационных потоков внутри политической коммуникации, все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, формируя, в конечном итоге, информационное пространство политической сферы общественной жизни.

Функции политической коммуникации

Политическая коммуникация как реальный и важнейший компонент политической сферы общественный жизни, выполняет по отношению к политической системе и обществу в целом ряд функций, ключевыми из которых выступают:

  • Информационная функция, содержание которой состоит в том, что посредством политической коммуникации происходит распространение необходимых знаний об элементах современной политической системы и ее функционировании;
  • Регулятивная функция, результатом реализации которой выступает выработка оптимальных механизмов взаимодействия как внутри политической системы, так и вне ее – с гражданским обществом и отдельными индивидами;
  • Функция политической социализации, выраженная в способствовании политической коммуникации процессам установления и усвоения обществом наиболее важных и необходимых политических правил и норм;
  • Манипулятивная функция, призванная оказывать воздействие на формирование общественного мнения по наиболее важным политическим вопросам.