" Россия, как одно из цивилизованных государств мировой экономической системы, начинает развиваться по экономическим законам, по которым развивались остальные мировые державы. А за экономикой идет становление политической системы, ее развитие и совершенствование.

Наличие единых законов, указывающих направление и конечную точку маршрута, не исключает своеобразия движения для каждой страны. Теоретически конечная точка маршрута для всех демократических государств одна, но путь к ней может иметь специфические особенности, и Россия - не исключение из этого правила. Особенности могут существенно осложнить или облегчить процесс экономического и политического развития государства.

Какие особенности, на наш взгляд, имеет Россия?

Во-первых, население России (точнее его абсолютное большинство) было отчуждено от земли и средств производства как до, так и после 1917 г.

Во-вторых, традиционно сильны коллективистские начала у населения, привычка трудиться коллективом, прячась от ответственности.

В-третьих, столетиями сформирована привычка «уповать на доброго царя», т. е. подчиняться сильной авторитарной власти и все блага ждать только от нее.

В-четвертых, длительная оторванность и разрыв экономических связей с развитыми мировыми державами.

В-пятых, отсутствие у большинства населения надлежащей информации о происходящем.

Можно назвать ряд других, но это, на наш взгляд, основные.

Поэтому построение гражданского общества в России может быть реализовано при решении следующих задач:

1. Приход во властные государственные структуры лиц, понимающих необходимость построения гражданского общества.

2. Преобразование политической системы, которое связано с созданием настоящих партий, опирающихся на определенные круги населения, а не просто считающих себя чьими-то представителями, по сути никого не представляя.

Создание партий сможет вовлечь в политическуюжиз нь широкие народные массы.

3. Создание «среднего класса» и, как следствие этого, изменение социально-экономической структуры общества. Понятие «средний класс» для России еще необходимо определить, так как средний класс в Великобритании или в Германии не может сейчас быть однороден с российским. Очевидно, что средний класс не появляется за считанные месяцы или годы.

4. Создание экономической основы гражданского общества, которое бы основывалось на эффективном товарном производстве, а не на вывозе сырья.

5. Достижение экономической свободы и самостоятельности граждан при условии создания достаточного количества рабочих мест с высокой оплатой труда.

6. Повышение роли граждан в социально-политической жизни общества и развитие гражданской культуры.

Гражданское общество немыслимо без широкого идеологического и политического плюрализма, который обусловлен свободой человека выражать свои взгляды и участвовать в политической деятельности.

Конституция России, принятая в 1993 г., создает благоприятные условия для формирования полноценного гражданского общества. Однако сам процесс с неизбежностью потребует длительного переходного периода, постоянного внимания к нему и помощи со стороны государства.

В России это особенно актуально, поскольку в течение столетий Россия была монархическим государством с сильной центральной властью, причем эта власть сосредоточивалась в руках монарха. Все равно, как он назвался в разные периоды (царь, император, генеральный секретарь, президент и т. д.). Народ еще до настоящего времени рассматривает верховную власть как силу, способную переустроить общество.

Необходимо признать, что власть осознала необходимость строить гражданское общество. На наш взгляд, это происходит в результате изменения сознания личностей, из которых власть состоит. Основы этих изменений заложены в Конституции, чтобы иметь возможность развития гражданского общества.

Рассматривая конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации, прежде всего следует обратить внимание на нормы, регулирующие основы экономической системы.

Конституция РФ (ст. 8) устанавливает разнообразные формы собственности, равным образом защищая их.

Основы конституционного строя закрепляют важнейшие характеристики Российского государства как демократического, федеративного и правового государства с республиканской формой правления (ст. 1); устанавливают источник государственной власти, принцип неделимости суверенитета и высшие формы осуществления народовластия (ст. 3); формулируют начала федеративного устройства (ст. 4-5); определяют взаимоотношения граждан, государства и общества с закреплением приоритета человека, его прав и свобод (ст. 2). Равным образом закрепляются и иные конституционные положения: признание РФ социальным государством (ст. 7); гарантирование системы местного самоуправления (ст. 12); светский характер государства (ст. 14); забота о природных ресурсах как основы жизнедеятельности народов России (п.1 ст. 9). Глава об основах конституционного строя, таким образом, составляет первичную основополагающую нормативную базу; всех положений Конституции, всего текущего и конституционного законодательства.

Демократическое правовое государство - это общество свободных, полноправных граждан, обладающих неотчуждаемыми, естественными правами и реально участвующих в делах государства. Такое государство характеризуется прежде всего тем, что в нем человек, его достоинство, права и свободы утверждаются в качестве высших (основных) ценностей с возложением при этом на государство конституционной обязанности их признания, осуществления и защиты, причем личности, из которых формируются структуры государства, это осознают и хотят этого.

Конституционное закрепление народовластия в качестве основы российского общества с развертыванием системы политических, организационных и правовых гарантий - одна из существенных отличительных черт Конституции РФ. Государственная власть не может быть самостоятельна и независима от народа, поскольку она призвана осуществлять его совокупную волю и интересы. Одной из идеологических установок недалекого прошлого было утверждение, что власть принадлежит народу, а реально ее осуществляла партийно-политическая элита. Доступ к этой власти определялся принадлежностью к КПСС, чем закреплялась вплоть до 1991 г. политическая привилегия одной партии на управление страной. И это неизбежно приводило к утверждению эгалитарного государства. Исключительно важным для утверждения народовластия в России являются конституционные положения о недопустимости присвоения кем-либо функции верховной суверенной власти (п. 4 ст. 3). Однако нельзя утверждать, что с принятием Конституции РФ 1993 г. народовластие прочно укоренилось в стране. Еще должно пройти немало времени, когда человек, воспитанный К; в новых условиях поймет, что он и есть власть, а не чиновники на различных должностях, пусть даже на выборных. Воспитание этого чувства очень сложная и длительная задача.

Закрепляя организацию государственной власти, КонституцияРФв рамках парламентарно-президентской республики учреждает президентскую власть как наиболее приемлемую в условиях геополитического положения России. Президент РФ - не только символ единства нации, но и гарант общественно-политической стабильности, единства и территориальной целостности страны. Характерным при этом является развитие парламентской демократии как одного из путей утверждения правовой государственности.

На конституционном уровне закрепляются основные демократические принципы организации и функционирования государственной власти - участия граждан в управлении делами государства (ст. 3, 32 и др.), разделения властей (ст. 10), идеологического и политического плюрализма (ст. 13), обеспечивающие необходимую и наиболее полную реализацию народовластия, а вместе с этим - и эффективность управления обществом. Отмеченные выше принципы защищены не только провозглашением их в качестве составной части конституционного строя, но и соответствующими гарантиями. Например, о самостоятельности и взаимодействии ветвей государственной власти, о равном праве граждан на доступ к государственной (муниципальной) службе, о независимости судей и т. д. Они обеспечиваются также конституционным, судебным контролем по вопросам законности, принимаемых на всех уровнях управления решений.

Конституционное закрепление идеологического и политического плюрализма, предоставляя гражданам свободу политических действий, предусматривает определенные ограничения в реализации данного принципа. Для защиты интересов общества вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (п. 5 ст. 13), что для России особенно актуально.

Конституция РФ закрепляет суверенитет Российской Федерации как верховенство, полноту и единство государственной власти.

Традиционно в суверенитете различают три его составляющие:

народный, национальный и государственный суверенитет. Народный суверенитет выражает верховную политическую волю народа; национальный - право наций на самоопределение, создание самостоятельных либо в рамках содружества национально-государственных образований; государственный суверенитет - это воплощение независимости и самостоятельности государственной власти внутри страны, а также в сфере международных, межгосударственных отношений. Практика реализации суверенитета отрицает его абсолютный характер, допуская определенные Ограничения, связанные с вопросами войны и мира, с обеспечением безопасности, с защитой прав человека, с сосуществованием различных стран и народов, но эти ограничения вытекают из общепризнанных принципов конституционного и международного права.

Закрепляя федеративное устройство России в качестве основополагающего принципа ее конституционного строя (ст. 1), Конституция РФ в построении федерализма исходит из принципа не конституционно-договорной, а конституционной федерации.. При этом федерализм в России основывается на государственной и территориальной ее целостности, равноправии и самоопределении народов, единстве системы государственной власти с разграничением предметов ведения и полномочий между государственными органами Федерации и ее субъектами. Исторически сложившаяся многонациональность страны обусловливает то обстоятельство, что суверенной по Конституции РФ является воля многонационального народа России (п. 1 ст. 3).

Федеративное устройство России исходит из права народов на самоопределение, однако это право реализуется с учетом определенных международно-правовых, конституционных положений, исторических и других условий, например, в случае дискриминации, угнетения или геноцида народа. Принцип федерализма - это не только сфера межнациональных, но и всех экономических, духовных и политических отношений. Данное обстоятельство при многовековой общности народов, совместном проживании, ведении хозяйства, сохранении национальных языков, культуры и традиции создало ряд уникальных факторов российского государства, которые не позволяют сводить самоопределение народов только к их праву на отделение, на выход из России, как иногда думают или делают вид, что думают некоторые «слишком» честолюбивые» политики национальных республик, преследуя своекорыстные интересы. Положения Преамбулы Конституции о сохранении исторически сложившегося государственного единства России отражают стремление народа не допустить ослабления, а тем более разрушения и распада Российского государства. «Не безудержная суверенизация, а, напротив, интеграция национально-государственных образований в различного рода содружества и союзы становится в современных условиях определяющей тенденцией мирового геополитического процесса» 5 .

Федеративное устройство Российской Федерации объединяет в качестве самостоятельных ее субъектов республики (национально-государственные образования), края, области и города федерального значения (территориальные образования) и автономные образования (автономная область, автономные округа) (ст. 65). Конституционно разграничены предметы ведения и полномочия между Федерацией и ее субъектами. Это разграничение осуществляется отнесением одних полномочий к исключительному ведению Федерации (ст. 71), других

К совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72), третьих

К ведению субъектов Федерации (ст. 73). "

Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что в условиях развивающегося гражданского общества в России, любой народ может найти форму своего самовыражения и развития в рамках федерации без необходимости строить суверенное государство. В единстве сила, возможность свободной экономической интеграции и социального развития государства. Базовый закон (Конституция РФ 1993) провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

Российское, как и любое другое демократически развитое государство, призвано обеспечить мир, гражданское согласие и благополучие общества. Именно поэтому государство характеризуется не только в качестве политического, но и социального учреждения. Идеалы и идеи государства не могут быть реализованы вне данной экономической и политической реальности. Кстати говоря, указанная выше конституционная норма не отличается достаточно богатым социальным содержанием. Поэтому в ней нет указания на достижение такого жизненного уровня народа, который, отвечает современным условиям цивилизации.

Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, что является отражением такого ее качества, как верховенство Конституции. Все. законы и нормативные акты, принимаемые на федеральном уровне, субъектами Федерации и органами местного самоуправления, должны строго соответствовать Конституции. Любая норма права, которая входит в противоречие с основами конституционного строя, признается антиконституционной, независимо от того, идет ли речь об экономических, социальных или политических отношениях, взаимоотношениях граждан, государства и общества. Эти конституционные положения имеют особое значение для всей системы правотворчества, а в равной мере и для право-применительной деятельности государства.

Традиционно конституционный строй общества складывается не только из Конституции, но и из системы конституционных законов, которые конкретизируют и развивают нормы и принципы, закрепленные в Конституции. На основе действующей Конституцией РФ предстоит принять целый ряд федеральных конституционных законов с, целью дальнейшего развития и углубления процессов построения демократического правового государства среди них. Реализуя правовой механизм, эти законы вместе с Конституцией РФ будут надежно работать на необратимость процессов демократического обновления и преобразования российского общества.

Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного (публичного) права, а равно и заключаемые международно-правовые договоры являются неотъемлемой частью правовой системы России, что приобретает значение не только для регулирования внутригосударственных (гражданско-правовых, трудовых, уголовных и т. д.) отношений, но и всего развития национального права.

Конституция РФ является документом переходного периода. С ее принятием еще не завершено формирование конституционного строя в России. Поэтому утверждение общечеловеческих, гуманистических идеалов, социального и правового государства, общенациональной идеи станут главными слагаемыми конституционно-правового развития, формирования гражданского общества в России, его укрепления, а также конституционного оформления, учитывая особенности России на этом пути, связанные с ее национальным составом и геополитическими интересами как в Европе, так и в Азии. Россия - евразийская страна и не считаться с этим невозможно,. Баланс между интересами Запада и Востока очень хрупок, а это налагает на Россию дополнительные задачи, которые сможет решить только она сама.

"Глава 3

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

Часть 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации: Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Скворцов Вячеслав Николаевич, председатель Общественной палаты Челябинской области.

Все четыре части статьи 3 Конституция РФ подтверждают аксиому: «КАКОВО ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ТАКОВА И ВЛАСТЬ», «КАКОВА ВЛАСТЬ, ТАКОВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО».

Очевидность данной аксиомы позволяет сделать вывод, что гражданское общество совершенствуется, но совершенствуется и власть. Идеальный вариант, когда гражданское общество и власть качественно развиваются.

На практике процесс развития обеих сторон идет проблематично. Причиной этого, в главной степени, является несоответствие основных полномочий и обязанностей власти и основных прав и обязанностей институтов гражданского общества.

Руководитель рабочей группы по подготовке Конституции Олег Румянцев отмечает серьезные недостатки, которые очевидны: главное - отсутствие связи между народом и властью, отсутствие конкретных механизмов контроля за властью, отсутствие гарантий реализации прав и свобод человека, гарантий свободы и независимости гражданского общества, гарантий самоуправления. Главный риск коренится в злоупотреблении властью, чрезмерной концентрации власти, подавлении властью «навыков общества к самоуправлению и саморазвитию». «К огромному сожалению, за истекшие годы эффективный механизм контроля так и не был создан, и перечисленные проблемы становятся все более серьезными», - подчеркивает г-н Румянцев.

Конституция предоставила конкретные неограниченные права и возможности государственным органам власти вместе с системой вооруженных сил, правоохранительных и судебных органов. В то же время, в Конституции декларативно упоминаются понятия: «гражданское общество», «общественный контроль за органами власти». В России до сих пор не появилось ни одного закона, который бы раскрыл принципы и механизмы общественного контроля.

Конституция предоставила избирательное право, защищенное Конституцией, но, к сожалению, ограниченное по нижеследующим причинам.

Повторюсь, гражданское общество не имеет реальных рычагов и механизмов общественного контроля за органами власти.

Избирательные комиссии формируются органами власти. Совет Федерации формируется органами власти. Губернаторы назначались органами власти. И самое парадоксальное то, что вся система правоохранительных и судебных органов реально формируется органами государственной власти без участия гражданского общества. Судебная власть превратилась в систему: «государство в государстве», становясь всё более и более бесконтрольной системой.

Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС), региональные ККС и все другие структуры коллегиального контроля являются производными от первых лиц в этой системе. Одна треть представителей гражданского общества в этих структурах формируется по тем же принципам, зависящим от первых лиц этой системы.

Участие в выборах, требования действительных гарантий общественного наблюдения за ходом голосования и подсчетов голосов, независимых избирательных комиссий является условием легитимности избираемой власти. Укореняющееся недоверие крайне негативно сказывается на всей общественной жизни: люди перестают верить в честные выборы, справедливый суд и законную власть. Поэтому крайне важным представляется создание действенного механизма общественного контроля за ходом голосования, в целях обеспечения его открытости, честности, прозрачности и соответствия действующему российскому законодательству.

В России всегда главенствовала система власти. Это породило пассивность гражданского общества. Участие граждан в государственно-общественных делах больше является профанацией, чем реальным участием. Граждан, участвующих в общественной жизни, к началу третьего тысячелетия, насчитывалось менее 10 процентов от всего населения страны. Участие сводилось к участию в профсоюзном движении, садоводческом и некоторых других направлениях, которые не приносили удовлетворенности.

Пассивность народа пытались прервать отдельные государственные и общественные деятели. Гражданское общество эпизодически напоминало о своих правах, слабо подкрепленных законами. За все постперестроечное время гражданское общество так и не структурировалось и не систематизировалось.

Единственным катализаторам активизации деятельности институтов гражданского общества были зарубежные гранты с огромными финансовыми иностранными вливаниями с соответствующим целями. Фактически институты гражданского общества формировались зарубежными организациями, зачастую с государство-разрушающими целями.

Укрепляющую государство инициативу, по активизации гражданского общества, проявил избранный в 2000 году Президент Российской Федерации В.В. Путин. Избранный народом Президент инициировал массу мер по активизации гражданского общества, в том числе, Первый и последующие гражданские форумы России. На их базе организованы гражданские форумы федеральных округов и субъектов Федерации.

В 2005 году Президентом В.Путиным инициирован закон «Об Общественной палате РФ». С 2006 года появились федеральные гранты для социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), в дальнейшем региональные и муниципальные гранты. С 2010 года по настоящее время Президентом России настойчиво проявляется дальнейшая инициатива государственной поддержки социально-ориентированных НКО.

В 2013 году Президент России приветствует инициативу Общественной палаты РФ - разработанного ей законопроекта РФ «Об основах общественного контроля». В первом полугодии 2014 года, со слов представителей Администрации Президента, запланировано принятие данного закона.

Таким образом, сегодня со стороны государства идет процесс поддержки активизации институтов гражданского общества. Насколько активно и как будет реализовать свои права гражданское общество - зависит от самих граждан. При этом идут очевидные под разным соусом процессы влияния на гражданское общество. Зарубежные организации, как кость в горле, воспринимают Общественные палаты, постоянно принижают роль реально работающих общественных организаций в России. Хаос и анархия всегда были источниками разрушения силы Российского государства.

Как гражданское общество проявит себя, покажет время. Наверное, многие понимают, что пассивность общества путь к деградации.

Путь к развитию один - здоровое, высоко организованное развитие институтов гражданского общества. Только при условии качественного развития институтов гражданского общества возможна полноценная реализация статьи 3 Конституции РФ. Для этого уже приняты нормативные акты о выборности глав субъектов Федерации, членов Общественной палаты. В ближайшее время произойдет выборность народом Совета Федерации, произойдет совершенствование механизмов общественного контроля, и, не сомневаюсь, в дальнейшем выборность судей и отдельных представителей правоохранительных органов.

В настоящее время развивается деятельность общественных палат, общественных и экспертных советов, привлечение представителей общественности для участия в публичных слушаниях, иные формы контроля со стороны общества. Одним из условий эффективного контроля со стороны граждан являются: высокий уровень политической культуры, как самих граждан, так и публично-властных субъектов; готовность к совместной солидарной работе. Однако, эти условия скорее благоприятный фон для действенного контроля. Контроль может осуществляться только через механизм ответственности и власти, и общества.

А пока в Челябинской области 3883 общественных организаций, из них активно и качественно работают менее 800. Есть немало хороших примеров работы общественных организаций. Например, во время выборов создаются оперативные центры связи (call-центры) для приема жалоб от избирателей и консультаций наблюдателей, находящихся на избирательных участках. Для работы в оперативных центрах связи привлекаются: члены, эксперты общественных палат муниципальных образований, профессиональных юристов и преподавательский состав Южно-Уральского государственного университета. Кроме того, создаются мобильные группы экспертов в каждом муниципальном образовании для оперативного реагирования в случае обнаружения существенных нарушений прав избирателей.

В Челябинской области хорошим примером развития общественного контроля за органами власти являются дважды проводимые в год публичные слушания по принятию и исполнению областного бюджета. Незначительно, но растет активность граждан в обсуждении основных бюджетных норм.

При этом сама власть изменяется к лучшему. Губернатором, Законодательным Собранием Челябинской области для развития инициатив Президента принято более 20 нормативных актов по государственной поддержке социально ориентированных НКО. Развитие гражданского общества во многом зависит от активности самих граждан, в конечном итоге и развитие государства, в том числе, и изменения в основной Закон Российской Федерации и другие законы.

Термин "гражданское общество был предметом научного внимания Аристотеля и Цицеро на, Гоббса и Локка, Гумбольдта и Маркса и многих других мыслителей прошлого. Естественно, что с развитием самого общества взгляды ученных на его природу постепенно трансформировались. Абстрагируясь от многообразия исторических фактов и ситуаций, можно выделить три спектра мнений и три основных этапа формирования данного понятия.

На заре человеческой цивилизации гражданское общество полностью отожествлялось с государством. В более поздний период (XVIII - XIX в. в) общество стало восприниматься либеральными теоретиками как реакция на опасность беспредельного вмешательства государства в частную жизнь индивида, произвольного ограничения его свободы. В последние годы все более заметной в науке становится тенденция поиска оптимальных возможностей между человеком, государством и гражданским обществом, выявления содержательных моментов, отражающих богатство взаимоотношений между людьми, разнообразие их личных и коллективных интересов.

Решающее значение для характеристики гражданского общества имеет его многогранная естественная связь с правом. С одной стороны, лишь в условиях гражданского общества действительно могут быть реализованы естественные права человека, обеспечена правовая защищенность отдельной личности, с другой - только при наличии конституционно-правовой стабильности, развитой правовой системы и системы правосудия возможно формирование гражданского общества.

Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу доверия и миролюбия, уважения к правовым традициям и законам, обще-гуманистическим нравственным и духовным идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

В научных кругах активно заговорили о гражданском обществе в начале 90-х годов. Данная проблема органично увязывалась с задачей построения правового государства в обновленных суверенных государствах (СНГ), и термин получил широкое распространение в литературе по конституционному праву. Однако в Конституции 1993 года о гражданском обществе прямо нигде не упоминалось, тогда как Конституция 1995 года в преамбулу термин: "сознавая себя миролюбивым гражданским обществом…". А потому возникает вопрос: можно ли вести речь о категории, которая не получила законодательного закрепления в качестве конституционной в основных разделах Конституции? Полагаем, что да. В пользу этого говорят следующие аргумента: 1) конституционное право как научная учебная дисциплина не должно, да и не может быть адекватно тексту Основного Закона; 2) категория "гражданское общество", прошедшая проверку временем, традиционно связывается с идеями конституционализма не случайно. Само гражданское общество есть источник и основа возникновения и развития конституционно-правовых форм; 3) положения разделов 1 и 2 Конституции РК фактически отражают сложившиеся в теории представления о содержании и структуре гражданского общества; 4) рассматриваемая категория исторически и логически неразрывна с категорией "правовое государство", цель создания которого заложена в Конституции РК; 5) без всестороннего анализа гражданского общества нельзя раскрыть значение конституционных положений о демократическом, светском, правовом и социальном характере национальной государственности в РК.

Гражданское общество в Республике Казахстан - реальность XX столетия. Но многие его черты и качества еще находятся на стадии развития и формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленностью выхода экономики к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. И все же, несмотря на названные сложности, формирование гражданского общества в Казахстане, как и в других странах, идет в русле мирового развития с сохранением позитивного опыта собственного прошлого, своих самобытных черт. Оно зависит от ряда объективных и субъективных факторов. Одним из действенных рычагов здесь является конституционно-правовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества, определение круга правомочий его структурных элементов. Значение такого правового регулирования заключается в решении при помощи права двух основных задач: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина; установить обязанности государства перед гражданским обществом.

Ограничение государственной власти правом имеет одной из главных своих целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества . Идея о гражданском обществе была порождена идеей о свободе человека как гражданина общества, независимого от государства.

В дореволюционной литературе гражданское общество понималось как совокупность частных отношений между лицами, управляемых гражданским или частным правом (Б.Н. Чичерин). Современный подход рассматривает гражданское общество как систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер.

Конституция РФ в гл. 1, 2 устанавливает базовые, основополагающие правовые связи, на которых строится и функционирует гражданское общество в современной России. В основу взаимоотношений государства и личности в РФ положен принцип: "Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью". Это означает безусловный приоритет прав человека в России над правами и интересами государства.

Гражданское общество – это общество экономической свободы. Конституция РФ в ч.1 ст.8 провозглашает свободу экономической деятельности, в том числе и предпринимательской, чем создает правовую основу реализации потребностей и интересов человека. Конституция РФ закрепляет, что в России признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право на частную собственность, в том числе на землю и другие природные ресурсы (ч.2 ст.9) , является необходимым условием реализации экономической свободы.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Учредителями общественного объединения могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

- общественная организация;

- общественное движение;

- общественный фонд;

- общественное учреждение;

- орган общественной самодеятельности;

- политическая партия.

Конституция РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч.5 ст.13).

Одной из основ гражданского общества в России является закрепленный в ст. 13 Конституции РФ принцип идеологического многообразия, многопартийности. Согласно ФЗ 2001 г. «О политических партиях» политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Основными целями политической партии являются:

- формирование общественного мнения;

- политическое образование и воспитание граждан;

- выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

- выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Деятельность политических партий в России основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности . Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.

Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т. д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины. Гражданское общество - общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, которые способствуют образованию обратных связей между обществом и государством. Впервые термин «гражданское общество» был подробно рассмотрен

Одно из общепризнанных определений гражданского общества: гражданское общество есть объединение людей для удовлетворения своих потребностей вне и возможно против государства в аспекте сохранения свободы, собственности и безопасности его граждан.

Институтами гражданского общества можно считать все негосударственные организации: политические партии, профсоюзы, общественные неправительственные организации, прессу и т. д. Разумеется, это не относится к тоталитарному обществу, где все упомянутые институты носят государственный характер и гражданское общество подменено государством.

Реализуется в виде самоорганизующихся посреднических групп.

Общественно-политические процессы развития гражданского общества в современной демократической России неразрывно связаны с развитием ее конституционных основ.

Конституционное развитие России происходит сложно и противоречиво. Тем не менее, на современном этапе развития нашего общества созрели условия для формирования целостной системы гражданского общества и ее конструктивного взаимодействия с системой государственной и местной власти. Сущность этого процесса можно определить как поэтапный переход от государственного (властного) к государственно-общественному управлению в масштабах страны, субъектов федерации и на местном уровне. Проблема развития гражданского общества – это, в первую очередь, проблема взаимодействия государства и общества, органов власти и общественных объединений в решении всего спектра социально-экономических и общественно-политических задач.

Новая Конституция провозгласила Россию правовым государством, в центре внимания которого, как и всего общества, находится человек, его права и законные интересы, которые признаются высшей ценностью. Никогда за всю многовековую историю России даже в период, когда самодержавие, казалось, пошло на конституционные уступки, человек не выдвигался в центр государственной политики, а его интересы всегда открыто игнорировались властью.

В России, впервые за всю ее многовековую историю, реально реализуются гражданские права и свободы по отношению ко всему населению. Вопрос лишь заключается в качестве и полноте обеспечения этих прав и свобод.

Становление демократического правового государства в России зависит не только от самого государства, но и от каждого его гражданина. Если каждый человек станет стремиться к процветанию страны, отстаивать собственные и коллективные интересы, выполнять возложенные обязанности, только тогда возможно развитие России как правового государства с развитым гражданским обществом.

Сегодня одной из важнейших потребностей России является развитие и усиление влияния гражданского общества и Конституция РФ является базовым документом для его развития. В этом заключается основной потенциал Основного Закона страны. Государству необходим общественный центр политической поддержки. В условиях демократии от гражданского общества исходят стратегические инициативы во всех областях национального строительства, а государство только выполняет общественный заказ. Однако, полноценный диалог между обществом и властью возможен лишь при наличии развитой системы гражданских институтов.

Одним из важнейших прав является право участвовать в референдуме, избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Поиск на сайте

Предметы

Выберите рубрику Адвокатура Административное право Анализ финансовой отчетности Антикризисное управление Аудит Банковское дело Банковское право Бизнес-планирование Биржевое дело Биржи Бухгалтерская финансовая отчётность Бухгалтерский управленческий учёт Бухгалтерский учёт Бухгалтерский учёт в банках Бухгалтерский финансовый учёт Бухгалтерское дело Бухучёт в бюджетных организациях Бухучёт в инвестфондах Бухучет в страховых организациях Бухучёт и аудит Бюджетная система рф Валютное регулирование и валютный контроль Выставочное и аукционное дело Высшая математика Вэд Госслужба Государственная регистрация сделок с недвижимостью Государственное регулирование вэд Гражданский и арбитражный процесс Декларирование Деньги, кредит, банки Долгосрочная финансовая политика Жилищное право Земельное право Инвестиции Инвестиционные стратегии Инновационный менеджмент Информационно-таможенные технологии Информационные системы в экономике Информационные технологии Информационные технологии управления Исковое производство Исследование систем управления История государства и права зарубежных стран История отечественного государства и права История политических и правовых учений Коммерческое ценообразование Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности Конституционное право зарубежных стран Конституционное право рф Контракты в международной торговле Контроллинг Контроль и ревизия Конъюнктура товарных рынков Краткосрочная финансовая политика Криминалистика Криминология Логистика Маркетинг Международное право Международные валютно-кредитные отношения Международные конвенции и соглашения по торговле Международные стандарты аудиторской деятельности Международные стандарты финансовой отчётности Международные экономические отношения Менеджмент Методы оценки финансовых рисков Мировая экономика Мировая экономика и вэд Муниципальное право Налоги и налогообложение Налоговое право Наследственное право Нетарифное регулирование вэд Нотариат Обоснование и контроль контрактных цен Общий и таможенный менеджмент Организационное поведение Организация валютного контроля Организация деятельности коммерческих банков Организация деятельности цб Организация и технология внешней торговли Организация таможенного контроля Основы бизнеса Особенности учёта в торговле Отраслевые особенности калькулирования себестоимости Паевые инвестиционные фонды Права человека и гражданина Право интеллектуальной собственности Право социального обеспечения Правоведение Правовое обеспечение экономики Правовое регулирование приватизации Правовые информационные системы Правовые основы рф Предпринимательские риски Региональная экономика и управление Реклама Рынок ценных бумаг Системы обработки ки зарубежных стран Социология Социология управления Статистика Статистика финансов и кредита Стратегический менеджемент Страхование Страховое право Таможенное дело Таможенное право Теория бухгалтерского учёта Теория государства и права Теория организации Теория управления Теория экономического анализа Товароведение Товароведение и экспертиза в таможенном деле Торгово-экономические отношения рф Трудовое право Упд Управление качеством Управление персоналом Управление проектами Управление рисками Управление финансами внешней торговли Управленческие решения Учёт затрат в торговле Учёт на предприятиях малого бизнеса Философия и Эстетика Финансовая среда и предпринимательские риски Финансовое право Финансовые системы зарубежных государств Финансовый менеджмент Финансы Финансы предприятий Финансы, денежное обращение и кредит Хозяйственное право Ценообразование Ценообразование в международной торговле Эвм Экологическое право Эконометрика Экономика Экономика и организация предприятия Экономико-математические методы Экономическая география и регионалистика Экономическая теория Экономический анализ Юридическая этика