Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Структура личности представляет собой набор неизменных и стабильных свойств, которые проявляются индивидуумами в самых разнообразных ситуациях.

С.Л. Рубинштейн - знаменитый ученый, энциклопедист, исследователь, занимавшийся вопросами философии и психологии. Исследовал психологию мышления, является основоположником методологического фундамента психологии, написал один из самых популярных учебников по психологии, который стал настольной книгой для не одного поколения студентов.

В данной контрольной работе будут рассмотрены основные положения теории С.Л. Рубинштейна о структуре личности. Считаю, что эта тема наиболее актуальна в наши дни, когда на первый план выходят личностные взаимоотношения и общение между людьми.

1. Понятие личности

Что же такое личность? Для более глубокого понимания сути рассматриваемой в контрольной работе темы выясним, что же такое «личность». Рассмотрим некоторые определения понятия личности:

Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих

Личность - многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

Также личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

С другой стороны личность - это такая система психических регуляторов, которая обеспечивает ориентировку и поведение человека в надситуативных целостностях социальной среды (таких, как идеалы, мораль, истина и подобные всечеловеческие ценности). Под личностью наука психология понимает конкретного человека с его неповторимыми морфофизиологическими качествами (рост, телосложение и т.д.), наделённого своей психической организацией и занимающегося какой-нибудь деятельностью.

Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Сложно выбрать однозначно верное во всех отношениях определение такого сложного и многогранного понятия, как «личность». Но всё же однозначно можно утверждать, что из всех определений понятия личности можно выделить нечто общее и свести к одному определению:

Чаще всего под «личностью» понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития - под личностью психология понимает конкретного человека с его неповторимыми морфофизиологическими качествами (рост, телосложение и т.д.), наделенного своей психической организацией и занимающегося какой-нибудь деятельностью.

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное измерение личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников). Таким образом, понятие «личность» характеризует особенности развития человека как социального существа.

2. Психологическая структура личности

психологический личность рубинштейн

«Структура - совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы…». (Словарь практического психолога)

Проблема структуры личности в психологии еще более запутана, чем само понятие «личность». В рамках данной работы невозможно охватить все теории о психологической структуре личности. Все они основаны на тех или иных разнящихся между собой взглядах отечественных и зарубежных психологов. Выделить среди них что-то общее и обобщить все теории я не считаю возможным.

В настоящее время, с учетом современных данных психологии личности, нейропсихологии, нейрофизиологии и психогенетики крайне актуальным является построение целостной биопсихологической, природно-культурной модели личности. В такой модели должны объединяться как функциональные, так и структурно-материальные характеристики психики и личности.

Психологическими элементами структуры личности являются ее психологические свойства и особенности. Их очень много. Некоторые из них можно отобразить в подструктуре. На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон:

1. Блок психических явлений (мотивационный) - направленность (устойчивая система мотивов):

I. влечения - одна из форм направленности личности, выражающаяся в недостаточно полно осознанном стремлении к достижению чего-либо, нередко в основе влечения лежат биологические потребности;

II. желания - переживание, одна из форм проявления направленности личности, характеризующаяся стремлением личности к достижению какой-то цели, но порой - недостаточной осознанностью причин такого стремления;

III. интересы - одна из форм направленности личности, заключающаяся в ее направленной познавательной активности, окрашенной положительными эмоциями и вниманием к объекту. Интерес личности обычно является социально обусловленным;

IV. идеалы - образ, являющийся воплощением совершенства, образец, высшая цель стремлений человека;

V. мировоззрение - система взглядов на мир в целом, на отношение человека к обществу, природе, самому себе; основная форма направленности личности;

VI. убеждения - форма направленности личности, выражающаяся в глубоко осмысленной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, органически сливающейся с чувствами и волей человека и получившей для него личностный смысл. Система убеждений человека отражает его мировоззрение;

VII. потребности - объективная испытываемая субъектом нужда в чем-то, которая отражается и субъективно, являющаяся источником активности, развития личности, социальной общности. Между объективной нуждой и ее субъективным отражением нередки противоречия, которые существенно влияют на развитие личности;

2. Опыт личности - обретение человеком общественного опыта (социализация). Этот опыт включает необходимые для его жизнедеятельности знания, умения, навыки:

I. знания - система научных понятий о закономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания;

II. умения - способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях;

III. навыки - автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности.

3. Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля) включает формы психических познавательных процессов, в частности:

I. ощущения - это простейший из психических процессов, с помощью которого мы получаем информацию об окружающем мире. Они возникают в рецепторах - особо чувствительных нервных клетках человеческого тела, при всём этом рецепторы каждого вида отвечают за чувствительность к определенным раздражителям;

II. восприятие - психический процесс отражения предметов и явлений в действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Возникает в результате непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности анализаторов;

III. внимание - психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже;

IV. память - психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования;

V. наблюдательность - качество личности, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте; способность замечать и воспринимать детали, явления малозаметные, но существенные для анализа;

VI. воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта. Выражается: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют, симулируют действительность: 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта;

VII. мышление - процесс опосредованного отражения в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями субъективного мира; познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Выделяют мышление теоретическое и практическое; интуитивное и словесно-логическое; наглядно-действенное и наглядно-образное; формально-логическое и творческое и т.д.;

VIII. речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения;

IX. эмоции - особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных переживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих или тормозящих деятельность;

X. чувства - особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих или тормозящих деятельность.

4. Биологически обусловленные свойства и качества личности:

I. антропологические признаки - расовые, половые, возрастные и др.;

II. физические особенности - размеры тела и его структурно-механические свойства;

III. внешняя анатомия тела;

IV. функционально-анатомические особенности;

V. биохимические особенности и патологии выделенных элементов;

VI. свойства и типы темперамента - устойчивое соотношение особенностей человека, характеризующих различные стороны его психической деятельности. Представляет собой общую характеристику высшей нервной деятельности человека и выражает основные природные свойства нервной системы.

Производными от этих основных подструктур являются:

Характер - это совокупность наиболее ярко выраженных и относительно устойчивых черт, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его поведении. Тесно связан с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывает своеобразный отпечаток на те, или иные его проявления. Но темперамент определяется врожденными свойствами высшей нервной деятельности и практически не подвержен изменениям на протяжении всей жизни человека. Характер складывается в процессе воспитания; он отражает условия жизни человека и способен изменяться при изменении этих условий.

Способности - психическое свойство личности, проявляющееся в соответствии психофизиологических, психических особенностей человека требованиям, предъявляемым к нему одним или несколькими видами деятельности, что дает ему возможность более быстро и качественно овладевать ими.

Воля и волевые качества личности - форма психического отражения действительности, позволяющая личности преодолевать препятствия, достигать субъективно поставленной цели, дающая человеку регулировать свои действия и психические процессы, реализовать способность к волевой регуляции, сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности.

3. Концепция личности С.Л. Рубинштейна

Первое на что специально обращает внимание С.Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т.е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.

Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и приводит к смене чувств, волевой жизни. Как болезнь (ее протекание) оказывает влияние на существенные изменения в личности больного, так и личностные изменения в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (познавательных, аффективных, волевых).

В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т.е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, восприятие в ходе развития личности превращается в более или менее сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием. Внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление - это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач. Исходя из данного контекста вся психология человека является психологией личности.

Следующее важное для психологической концепции личности положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий. Раскрывая это положение, С.Л. Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, - от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, - тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним». Именно это методологическое положение, выведенное С.Л. Рубинштейном, делает понятным хорошо известную формулу: «личностью не рождаются - ею становятся». Действительно, каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в свойства личности. Поэтому психические свойства личности - не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности. Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения С.Л. Рубинштейна становятся важными следующие положения:

1. психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;

2. психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;

3. процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:

a. чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

b. что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности;

c. что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности? Это вопрос о характере.

Выделив эти аспекты психического облика личности, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены, что в конкретной деятельности они сплетены в единое целое. Направленность личности, ее установки, порождая в однородных ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие же интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней.

Также тесно связаны между собой способности и характер. Наличие способностей порождает у человека уверенность в себе, твердость и решительность или, напротив, самомнение или беспечность. Равно и свойства характера обусловливают развитие способностей, поскольку способности развиваются посредством их реализации, а это в свою очередь зависит от свойств характера - целеустремленности, настойчивости и т.п. Таким образом, в реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство.

Принципы методологических основ психологии С.Л. Рубинштейна очень похожи на идеи К. Маркса. В одной из своих статей о принципе творческой самодеятельности Рубинштейн описывает познание как активную деятельность, а не только созерцание. Придерживаясь этой идеи, он сформулировал принцип единства деятельности и сознания. Это положение было изложено в период 30-40-х годов XX века, когда в психологии самое сильное влияние имели направления бихевиоризма и интроспективной психологии. Принцип единства сознания призывал воспринимать и понимать психические процессы, сознание как деятельность индивида и некий процесс, а не просто как нечто пассивное и рецептивное. Таким образом, деятельность человека должна стать предметом исследования психологии. Но Рубинштейн подмечает, что личность не просто поддается влиянию деятельности, но и сама способна благодаря своему праву выбора быть активной и инициативной. Чтобы в полной мере ответить на вопрос о возникновении и развитии связи между сознанием и деятельностью человека, необходимо сперва узнать, где и как она образуется.

По Рубинштейну, личность и есть источник этой связи. Ответ на данный вопрос не так прост в связи с тем, что не так легко воспринимать сознание от личности и рассматривать их по отдельности. В самом начале становления отечественной психологии при изучении понятия личностного принципа необходимо было преодолеть идеи функционализма, отсоединение деятельности и сознания от личности. Основное внимание уделялось значению деятельности в становлении и развитии личности. Первоначальной задачей было определение структуры личности для перехода к исследованию исключительно личности, а не только личности, как субъекта - представителя отдельных функций.

Согласно представлениям С.Л. Рубинштейна личность как целостная единица раскрывается через триединство:

· установки и потребности (то, чего хочет человек);

· дарования и способности (то, что может человек);

· закрепленные мотивы и потребности характера (то, что есть человек).

Если в 30-40-е годы понятие личности употреблялось для объяснения принципа единства деятельности и сознания, то в 50-х годах оно уже использовалось для раскрытия понятия детерминизма. На основании этого принципа необходимо было раскрыть специфичность психической деятельности, при этом не отрываясь от других явлений реального и материального мира. По Рубинштейну диалектика внешнего и внутреннего мира определялась через суть детерминизма. Личность считалась высшим уровнем организации материи, регулятором сознания относительно деятельности.

Психические свойства личности и сама личность - это одновременно результат и предпосылка деятельности. Важным пунктом в изучении личности является ее включенность в более объемный контекст - в жизнедеятельность наряду с деятельностью. Завершающее выражение сущности личности человека заключается в обладании своей истории. Понятие «субъект жизни» более четко выражает эту особенность. Субъект жизни - это личность, представленная в более высоком смысле. Личность, по словам Рубинштейна, это человек со своей четко выработанной жизненной позицией и мировоззрением, которое сложилось в результате кропотливой работы над собой, с ярко выраженным сознательным отношением ко всему происходящему в жизни.

Если рассматривать личность в качестве субъекта жизни, то она имеет следующие уровни организации:

1. Жизненный склад (мировоззрение, жизненный опыт, ум, нравственность);

2. Личностный склад (особенности характера и особенности);

3. Психический склад (специфичность психических процессов индивида).

Не последнее место в концепции Рубинштейна занимает вопрос самосознания и сознания. Его понимание самосознания является оппозиционным по отношению к пониманию идеалистическому, которое является замкнутым на себе. Понимание Рубинштейна содержит опосредованное жизненными явлениями отношение к миру, к себе. Самосознание вырастает из сознания, а не наоборот. Последняя работа С.Л. Рубинштейна была опубликована спустя сорок лет после его ухода из жизни, благодаря ряду авторов, продолжающих дело этого выдающегося человека.

С.Л. Рубинштейн заложил методологическую платформу в рассмотрении проблем психологии человека. С.Л. Рубинштейн выступает против:

* идеализации личности;

* функционализации - дробления на отдельные функции;

* отрыва от деятельности;

* сведения личности к сознанию.

Отмечает зависимость личности и ее деятельности от общественных отношений и конкретных условий ее общественного бытия, зависимость ее сознания от деятельности. Согласно С.Л. Рубинштейну, человек как личность формируется, вступая во взаимодействие с миром (и другими людьми). В концепции автора личность - это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

Ядро личности составляют мотивы сознательных действий, однако, личность характеризуют также и неосознаваемые тенденции, или побуждения.

С.Л. Рубинштейн, вопреки распространенным в отечественной психологии тенденциям к нивелировке индивидных свойств с избыточным акцентом внимания на модели социально желательной личности, не сбрасывал со счетов значимость врожденных, переданных по наследству от родителей и прародителей особенностей человека в формировании личности. Воздействие средовых явлений на психику человека рассматривалось им не как пассивный процесс, а как субъективно-предпочтительный, избирательный, во многом неосознаваемый выбор. С.Л. Рубинштейн считал, что индивидуально очерченные свойства опосредованно преломляют (у каждого человека по-своему) информацию об окружающей среде.

Заключение

В заключении можно сделать некий общий вывод. Итак, формирование личности - это очень сложный процесс, длящийся всю нашу жизнь. С.Л. Рубинштейн разделил особенности личности, заложенные в нас при рождении, то есть которые обусловлены биологическим фактором развития личности, другие, вырабатываемые в процессе нашей жизни.

На мой взгляд, стать личностью - это значит, во-первых, занять определенную жизненную, нравственную позицию; во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность; в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами, всей своей жизнью. Ведь истоки личности, ее ценность, наконец, добрая или дурная о ней слава в конечном итоге определяются тем общественным, нравственным значением, которое она действительно являет своей жизнью.

Список литературы

1. Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.

2. Агафонов А.В., Психология и педагогика: Часть I. Психология. Тексты лекций. - М.:МГТУ ГА, 2004 г.

3. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

5. Психология человека в современном мире. Том 2. Проблема сознания в трудах С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготского. Проблема деятельности в отечественной психологии. Исследование мышления и познавательных процессов. Творчество, способности, одаренность. / Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, И.А. Джидарьян, В.А. Барабанщиков, В.В. Селиванов, Д.В. Ушаков - М.: «Институт психологии РАН», 2009. - 404 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общее представление о личности. Психологическая структура личности. Формирование и развитие личности. Основные факторы развития личности. Формирование личности - очень сложный процесс. Социальное направление образования и общественного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2003

    Понятие человек, личность, индивидуальность и их соотношение. Общественная сущность личности, ее психологическая структура. Психические процессы, свойства и состояния в структуре личности. Личность как самоуправляемая система. Современные теории личности.

    реферат , добавлен 28.05.2010

    Понятие личности и ее психологическая структура. Характеристика мотивационной и индивидуальной сфер. Компоненты, включаемые в структуру личности. Профессиографический анализ правоохранительной деятельности. Психологическая структура личности юриста.

    реферат , добавлен 01.07.2008

    Понятие личности, значение знаний о ней в практической деятельности ОВД. Характеристика основных свойств личности. Направленность личности на правомерное поведение и модуляционные компоненты психологии личности. Методы психологического изучения личности.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2009

    Психологическая структура и движущие силы личности. Факторы влияния на развитие временной перспективы и способности к целеполаганию. Компоненты направленности личности: потребности, мотивы, установки, цели. Диагностика уровня личностных качеств человека.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2015

    Соотношение понятий "человек", "индивид", "личность" "индивидуальность". Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии, ее психологическая структура: соотношение биологического и социального. Связь личности с деятельностью, ее активность.

    реферат , добавлен 13.05.2009

    Личность как многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие. Проблема структуры личности в психологии. Построение целостной биопсихологической, природно-культурной модели личности.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2009

    Понятие и социально-психологический анализ личности. Психологическая структура личности, характеристика эмоций и психических состояний. Особенности психического состояния и характеристики личности юриста, психологическая структура его деятельности.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    Личность как сложное психическое образование. Взгляды на психологическую структуру личности К.К. Платонова и А.Н. Леонтьева. Экспериментальное исследование изучения терминальных и инструментальных ценностей личности. Методика проведения исследования.

    курсовая работа , добавлен 22.08.2013

    Анализ взглядов представителей психологических школ и направлений на структуру личности. Топографическая модель З. Фрейда. Три составные части психологической структуры личности, ее индивидуальные особенности: темперамент, характер, способности.

Рубинштейн описывает познание как активную деятельность, а не только созерцание.

Придерживаясь этой идеи, он сформулировал принцип единства деятельности и сознания. Это положение было изложено в период 30-40-х годов XX века, когда в психологии самое сильное влияние имели направления бихевиоризма и интроспективной психологии.

Принцип единства сознания призывал воспринимать и понимать психические процессы, сознание как деятельность индивида и некий процесс, а не просто как нечто пассивное и рецептивное. Таким образом, деятельность человека должна стать предметом исследования психологии.

Но Рубинштейн подмечает, что личность не просто поддается влиянию деятельности, но и сама способна благодаря своему праву выбора быть активной и инициативной. Чтобы в полной мере ответить на вопрос о возникновении и развитии связи между сознанием и деятельностью человека, необходимо сперва узнать, где и как она образуется.

По Рубинштейну, личность и есть источник этой связи. Ответ на данный вопрос не так прост в связи с тем, что не так легко воспринимать сознание от личности и рассматривать их по отдельности. В самом начале становления отечественной психологии при изучении понятия личностного принципа необходимо было преодолеть идеи функционализма, отсоединение деятельности и сознания от личности.

Основное внимание уделялось значению деятельности в становлении и развитии личности. Первоначальной задачей было определение структуры личности для перехода к исследованию исключительно личности, а не только личности, как субъекта - представителя отдельных функций.

Согласно представлениям С.Л. Рубинштейна личность как целостная единица раскрывается через триединство:

Установки и потребности (то, чего хочет человек);

Дарования и способности (то, что может человек);

Закрепленные мотивы и потребности характера (то, что есть человек).

Если в 30-40-е годы понятие личности употреблялось для объяснения принципа единства деятельности и сознания, то в 50-х годах оно уже использовалось для раскрытия понятия детерминизма. На основании этого принципа необходимо было раскрыть специфичность психической деятельности, при этом не отрываясь от других явлений реального и материального мира.

По Рубинштейну диалектика внешнего и внутреннего мира определялась через суть детерминизма. Личность считалась высшим уровнем организации материи, регулятором сознания относительно деятельности. Психические свойства личности и сама личность - это одновременно результат и предпосылка деятельности.

Важным пунктом в изучении личности является ее включенность в более объемный контекст - в жизнедеятельность наряду с деятельностью. Завершающее выражение сущности личности человека заключается в обладании своей истории. Понятие « субъект жизни» более четко выражает эту особенность. Субъект жизни - это личность, представленная в более высоком смысле. Личность, по словам Рубинштейна, это человек со своей четко выработанной жизненной позицией и мировоззрением, которое сложилось в результате кропотливой работы над собой, с ярко выраженным сознательным отношением ко всему происходящему в жизни.

Если рассматривать личность в качестве субъекта жизни, то она имеет следующие уровни организации:

1. Жизненный склад (мировоззрение, жизненный опыт, ум, нравственность).

2. Личностный склад (особенности характера и особенности).

3. Психический склад (специфичность психических процессов индивида).

Не последнее место в концепции Рубинштейна занимает вопрос самосознания и сознания. Его понимание самосознания является оппозиционным по отношению к пониманию идеалистическому, которое является замкнутым на себе. Понимание Рубинштейна содержит опосредованное жизненными явлениями отношение к миру, к себе. Самосознание вырастает из сознания, а не наоборот.

Первое, на что специально обращает внимание С.Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности. По его мнению, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных, особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.
Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентаций, но и приводит к смене чувств, волевой жизни. Как болезнь (ее протекание) оказывает влияние на существенные изменения в личности больного, так и личностные изменения в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (познавательных, аффективных, волевых).
В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, восприятие в ходе развития личности превращается в более или менее сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием. Внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление – это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач. Исходя из данного контекста вся психология человека является психологией личности.Следующее важное для психологической концепции личности положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий. Раскрывая это положение, С.Л. Рубинштейн отмечает: «Чем „выше“ мы поднимаемся, – от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, – тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним». Именно это методологическое положение, выведенное С.Л. Рубинштейном, делает понятной хорошо известную формулу «Личностью не рождаются – ею становятся». Действительно, каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в свойства личности. Поэтому психические свойства личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.
Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, становятся важными следующие положения:
1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;
2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности.Таким образом, в реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство.

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Г. КОВАЛЕВА

Личность в трудах А.Г. Ковалева выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств. Психологические процессы составляют фундамент психической жизни человека. Психические процессы формируют психические состояния, которые характеризуют функциональный уровень психической деятельности. До образования устойчивых психических свойств состояния характеризуют развивающуюся личность ребенка в целом (ребенок капризный, спокойный, аффективный, уравновешенный и т. п.). Смена состояний меняет облик личности ребенка. В определенных условиях одно из состояний может укрепиться и определить некоторые особенности его характера (возбудимый, застенчивый, депрессивный и т. д.). Психические свойства образуются из психических процессов, функционирующих на фоне психических состояний. Психические свойства характеризуют устойчивый, относительно постоянный уровень активности, характерный для данного человека. В свою очередь, уровень активности определяет ту или иную социальную ценность личности и составляет внутренние субъективные условия развития человека. В процессе развития психические свойства определенным образом связываются друг с другом и образуются сложные структуры.В качестве таковых А.Г. Ковалев рассматривает темперамент (система природных свойств человека), направленность (система потребностей, интересов и идеалов), способности (интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства), характер (система отношений и способов поведения). Автор отмечает, что выделение этих структур в какой-то мере условно, так как одни и те же свойства характеризуют не только направленность, но и характер, оказывают влияние на проявление способностей. Однако, продолжает он, следует различать эти структуры как относительно автономные, поскольку при наличии одних и тех же свойств, например, направленности люди могут разниться друг от друга по способностям, темпераменту и характеру.

ВОПРОС 25 Деятельностный подход.
Деятельностный подход в психологии. Строение деятельности.
Деятельностный подход в психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).

Формировался в отечественной психологии в XX веке 20-е годы. В 1930 г. Было предложено 2-е трактовки деятельностного подхода в психологии:
- принцип единства сознания и деятельности, сформулированный С. Л. Рубинштейном
- принцип общности строения внешней и внутренней деятельности, сформулированный А. Н. Леонтьевым.Данная теория выступает методологической базой для исследования психики в отечественной науки. То есть ее определяют как систему методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов.Основным предметом исследования теории деятельности – признается соответственно деятельность. Опосредующая все психические процессы. Все развивается и происходит через деятельность.
Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно, независимо друг от друга. В их работах очень много общего, так как оба опирались на теорию Выготского и философские основания К. Маркса. Базовый тезис теории – «Не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание».По мнению Рубинштейна, деятельность – это совокупность действий направленных на достижение целей.
Психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляется. И деятельность и сознание рассматриваются, не как две формы проявления чего-то единого, а как две инстанции образующие нерасторжимое единство.Деятельность и сознание, рассматриваясь как тождественные, определяются: деятельность не как совокупность рефлекторных реакций, а как действия регулируемые сознанием (у животных рефлекторны, у людей же нет).
Сознание рассматривается, как реальность, которая не дана субъекту, непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано только лишь через систему субъективных отношений. В том числе через деятельность, в которой субъект развивается.
Леонтьев уточняет положения Рубинштейна, отмечая, что сознание не просто проявляется, как отдельная реакция.Сознание встроено и неразрывно связано с деятельностью.В теории деятельности Леонтьева в качестве предмета анализа также выступает деятельность. Поскольку сама психика, не может быть отделена от порождающих и опосредующих ее моментов деятельности. Сама психика является формой предметной деятельности.При решении вопроса о соотношении внешней практической деятельности и сознания принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность различаются, как образ и процесс его формирования. Образ при этом является «накопленным движением», свернутыми действиями. Эти методологические установки были сформулированы Леонтьевым в конце 20-х годов, когда работал с Выготским.
Деятельность и поведение характеризуют человека:
- должное общепринятое поведение, установленное обществом (социальное, нормативное)
Асоциальное поведение делится на:
Девиантное – игнорирование существенных социальных норм и социальных ожиданий, выражается в формах лжи, грубости, драк, курения, побеги из дома и т. д.
Делинквентное - сознательно осуществляемое поведение, целью которого является замена или уничтожение норм принятых данным обществом (социальные институты).
Критерием девиантного – является (негативный) поступок, а делинквентного – преступление (уничтожение норм).
Значение деятельности:
-деятельность выступает как инструмент для удовлетворения жизненных потребностей человека
-деятельность преображение окружающий мир (создание материальных и культурных благ)
-деятельность способствует субъективному воссозданию окружающей действительноси,
-построению субъективной модели (мировоззрение)
-деятельность как инструмент развития человека
-деятельность является важным условием существования человека как полноценного субъекта, как личности
-творческая деятельность выступает как средство самореализации
Предметность деятельности.
Характеристики деятельности:
- Предметность – главная характеристика деятельности, зафиксированный общественно выработанный способ действия с предметом и этот способ воспроизводится всякий раз как осуществляется предметная деятельность.
- Активность – находится внутри самого человека, это его потребности и мотивы. Благодаря им человек вступает в контакт с окружающим миром.
- Социальность – человек не может усвоить форму деятельности с предметами (1) без помощи других людей, которые демонстрируют образцы деятельности, включают человека в совместную деятельность, в ходе чего происходит формирование психических образований (ЗУНы, способности, установки и т.д.)
- Опосредованность – в качестве средств деятельности выступают материальные предметы, знаки, символы, речь.
- Целенаправленность – сознательно представляемый запланированный результат.
- Продуктивность – результат который приводит к преобразованию во внешнем мире, либо к преобразованию в самом человеке.

Свой взгляд на психологию личности российский психолог С.Л. Рубинштейн изложил в ряде работ, наиболее значительными из которых являются: “Основы общей психологии”, “Человек и мир”, “Принципы и пути развития психологии”, “Бытие и сознание” и др. Рубинштейн Сергей Леонидович (1889–1960) – российский психолог и философ, член-корреспондент АН СССР.

О вкладе Рубинштейна в психологическую теорию личности свидетельствует то, что его взгляды получили наиболее широкое распространение в отечественной психологии. Именно благодаря С.Л. Рубинштейну тема личности вернулась в отечественную психологию. Насколько значимым было включение в учебники психологии, вышедшие в свет в середине и конце 30-х годов ХХ века, раздела о личности, видно из сравнения работы С.Л. Рубинштейна с учебником М.Я. Басова “Общие основы педологии” (1931), в котором понятие личности встречается еще редко.

С.Л. Рубинштейн сформулировал личностный принцип, представил личность как комплекс базовых свойств: направленности, характера, способностей и темперамента, впервые включив сюда свойство направленности. Основой личности служило самосознание и сознание.

Личностный принцип – идея, согласно которой психические явления имеют личностную природу; личность является основанием, на котором осуществляются все психические процессы, находясь тем самым в зависимости от личности. Это значит, что необходимо исследовать психические процессы и состояния как процессы и состояния личности, имея в виду, что изучение процессов переходит в изучение свойств личности. Личностный принцип является методологическим, потому что то или иное решение проблемы личности определяет общую теоретическую концепцию психологии.

Важным открытием Рубинштейна явилось указание на неправомерность возвышения понятия субъекта относительно “человека” и “личности”: “Человек есть человек лишь в своем взаимоотношении к другому человеку. В качестве субъекта он (человек) есть тот, для которого все есть объект и только объект…”.



С.Л. Рубинштейн предложил далеко идущую идею о природе человеческих способностей, связав их с обучаемостью: “Все специальные способности человека – это, в конце концов, различные проявления общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению. Способности человека получают характеристику его способности к обучению и труду”.

Психический облик личности в целом раскрывается ответом на три вопроса: чего хочет; что человек может и что человек есть. Первый вопрос о направленности, об установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Второй – о способностях и дарованиях человека. Третий –
о характере. Все эти свойства – направленность (система мотивов и задач, которые ставит себе человек), характер и способности – являются центральными структурами личности. Именно эти свойства делают человека существом общественным, “пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности”.

С.Л. Рубинштейн представляет личность целостно. Все стороны психического облика личности образуют неразрывное единство, они функционально взаимосвязаны. Интерес к определенной деятельности стимулирует развитие соответствующей способности, а способность, обусловливая плодотворную работу, стимулирует интерес к ней, то есть вносит вклад в направленность. Так же тесна взаимосвязь способностей и характера. Большие способности, обусловливая сознание своих сил, отражаются на характерологических свойствах, порождая уверенность в себе и твердость или же самомнение и беспечность. Малые способности порождают робость, неуверенность в себе или упорство и трудолюбие. Характерологические свойства (целеустремленность, настойчивость, упорство в достижении цели) необходимы для развития способностей. Это единство психического облика человека всегда носит индивидуальный характер.

Психические свойства человека С.Л. Рубинштейн объединил в две группы – характеро-логические свойства и способности. Первая связана с побудительной (мотивационной), вторая –
с организационно-исполнительской стороной психической регуляции поведения. Характер человека – это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений. Таким образом, характер рассматривается как аспект (или двойник?) направленности личности. Фактически определения характера и направленности совпадают, поскольку направленность у С.Л. Рубинштейна – это “...динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность”.

С.Л. Рубинштейн решил ряд важных методологических вопросов теории личности, в том числе вопрос о свойствах личности и соотношении их с психическими процессами. Психические свойства – способность индивида на определенные объективные воздействия закономерно отвечать определенными психическими деятельностями. Он указывал на то, что поведение исходит из свойств личности, поэтому за поведением нужно увидеть эти свойства. Он считал, что между свойствами и процессами существует органическая связь: “Обособление психических свойств от психической деятельности неизбежно ведет к нежелательной субстанциализации психического”, в том числе и психических свойств”.

В качестве источника свойств личности Рубинштейн называл психические процессы или “психическую деятельность”. «Психические деятельности – это тот “строительный материал”, из которого складываются психические свойства человека. Способности – это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. Характер человека – это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений и т.д. В связи с этим встает узловой вопрос: как мотивы (побуждения), характеризующие не столько личность, сколько обстоятельства, в которых она оказалась по ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что данную личность характеризует? Именно к этому вопросу сводится, в конечном счете, вопрос о становлении и развитии характера в ходе жизни. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, – это и есть тот “строительный материал”, из которого складывается характер».

Психические процессы создают содержание личности. Каждый вид процессов вносит свой вклад в ее внутреннее богатство. Память, например, сохраняет и воспроизводит личное прошлое, согретое теплотой переживания. Она обусловливает единство сознания, отражая преемственность между нашим “сегодня” и нашим “вчера”. Формирование личности – это овладение динамикой собственной психики, образование таких “органов” (“механизмов”, или “аппаратов”), которые используют возможности познания, воли и действия для разрешения жизненных задач.

Нейрологическую основу психического свойства образует соответствующий “функцио-нальный орган” (термин К.Д. Ухтомского). Та или иная психическая деятельность предполагает наличие сформированного функционального органа, или функциональной системы, выполняющей данную психическую функцию.

Свойства личности – способности и характер – формируются в ходе жизни. Но их развитие обусловлено врожденными особенностями организма, прежде всего нервного аппарата. Когда А.Н. Леонтьев в докладе “Природа и формирование психических свойств и процессов человека” заявил, что “все психические свойства и процессы человека представляют собой продукт прижиз-ненно складывающихся систем мозговых связей – условных рефлексов”, то С.Л. Рубинштейн отметил: исходные положения этого доклада требуют лишь следующего корректива: “надо учитывать и их безусловно-рефлекторную основу”. Правда, врожденные особенности очень многозначны. На основе одних и тех же задатков могут выработаться различные способности и черты характера, в зависимости от хода жизни и деятельности. На эту позицию следует обратить внимание: у Рубинштейна задатки – это психофизиологические структуры, которые “предшествуют” не только способностям, но и другим свойствам личности, например, характеру. В данном пункте позиции С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева расходятся, так как, по Леонтьеву, антропологические свойства индивида не определяют личность и не входят в ее структуру. Они являются генетически заданными условиями формирования личности, обусловливая не ее черты, а лишь формы и способы их проявления.

Глубокого уважения заслуживают усилия С.Л. Рубинштейна, связанные с его открытием направленности личности. По своему психологическому значению постановка проблемы направленности Рубинштейном может быть приравнена к концепции личности Фрейда, Левина, Маслоу и Роджерса. Идея направленности давно интересовала психологов. Она была близка
А.Ф. Лазурскому и В.Н. Мясищеву, ее разрабатывал А. Адлер. Причастны к теме направленности и те психологи, которые занимались мотивацией, психологией ценностей, социальных установок и ценностных ориентаций личности.

Открыв направленность личности, С.Л. Рубинштейн еще подчиняет ее характеру и даже растворяет в нем. Характер у него теснейшим образом связан с вопросом о том, что для человека значимо в мире и в чем поэтому для него смысл его жизни и деятельности. А то, что особенно значимо для человека, выступает в качестве мотивов и целей его деятельности и определяет стержень личности. В общем, направленность выполняет две функции: 1) фиксирует и реализует основную жизненную ориентацию человека и 2) выступает в качестве предпосылки характера: направленность личности, порождая определенные поступки, переходит затем в характер.

У Рубинштейна тема направленности личности отражает активный аспект связи человека с миром. Направленность вырастает из потребностей, над которыми возвышаются интересы и идеалы. Существует определенный механизм функционирования ценностей. Этот механизм включает появление динамических тенденций, которые становятся стремлениями по мере того, как все более отчетливо вырисовывается та точка, на которую направлена та или иная тенденция. По мере того, как тенденции опредмечиваются, т.е. определяется предмет, на который они направляются, они становятся все более сознательными мотивами деятельности.

Таким образом, направленность – это динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют деятельность. Направленность имеет два измерения: а) предметное, целевое содержание и б) величина напряжения, интенсивность побуждений.

Развивая научные представления о динамических тенденциях, Рубинштейн опирался на соответствующие работы К. Левина, а также З. Фрейда. К. Левин первым поставил вопрос о динамических тенденциях и порождаемых ими напряжениях. У Фрейда динамические тенденции представлены в виде влечений. Рубинштейн настоятельно подчеркивал предметную характеристику всякой динамической тенденции и направленности в целом, полагая, что таким образом личность получает содержательную характеристику.

Среди тенденций Рубинштейн выделяет установки личности, то есть психические образования, которые несут в себе отношение к объектам внешней среды и избирательную готовность к определенному поведению. Личностные установки сходны с моторными и сенсорными установками, но отличаются от них своей обобщенностью. Они характеризуют состояние не отдельного органа, а личности в целом. Похоже, что трактовка установки Рубинштейном близка к общепринятому ныне пониманию социальной установки, чем к трактовке Узнадзе.

Важную задачу теории личности С.Л. Рубинштейн усматривал в объяснении природы мотивов человеческой активности. Он выделял три источника мотивов: потребности, интересы и идеалы человека. Потребности человека являются исходными побуждениями к деятельности, базовым мотивообразующим фактором. Вся история развития личности связана с историей развития потребностей.

Но поскольку человек живет во все расширяющемся контакте с миром, он сталкивается с новыми предметами и сторонами действительности. Когда что-либо новое приобретает некоторую значимость для человека, у него может сформироваться интерес. Интерес (по Рубинштейну) – сосредоточенность познавательных и эмоциональных процессов на определенном предмете, стремление ближе ознакомиться с ним, не упускать его из поля зрения; один из трех источников мотивов. Интересы как мотивы вызывают деятельность, выходящую за пределы удовлетворения наличных потребностей. Интересы – это и осознание задач, которые ставит перед человеком общественная жизнь, обязанностей, которые она на него налагает. Первой предпосылкой устойчивых интересов является наличие у человека генеральной жизненной линии. Если ее нет, не будет и устойчивых интересов.

Специфичность интереса в том, что он побуждает познавательную деятельность, направляя восприятие, память и мышление на свой объект. Это побуждение имеет эмоциональную природу; оно удовлетворяется благодаря получению новой информации: человек стремится к разгадке, раскрытию тайны, проникновению в неизведанное. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес – ознакомиться с ним. Поэтому интересы являются специфическими мотивами культурной и, в частности, познавательной деятельности человека.

Интересы обычно связываются в динамичные системы, располагаются гнездами и лежат на различной глубине, поскольку среди них имеются основные, более общие и производные, частные. Интересы различаются по содержанию, степени оформленности, силе, устойчивости и широте.

По степени оформленности интересы разделяются на определившиеся и на находящиеся в аморфном состоянии – “ко всему вообще и ни к чему в частности”.

Сила интереса – это его активность, энергичность.

Устойчивость интереса выражается в длительности, в течение которой он сохраняет свою силу: время – это количественная мера устойчивости интереса.

Интересы являются важной предпосылкой обучения. Обучение опирается на интересы детей. Интересы служат средством, которым педагог пользуется, чтобы сделать обучение более эффективным.

Из интересов, формирующихся в подростковом возрасте, очень большое значение имеют профессиональные интересы, играющие существенную роль при выборе профессии и определении всего дальнейшего жизненного пути человека. Тщательная педагогическая работа над формированием интересов, особенно в подростковом и юношеском возрасте, в то время, когда происходит выбор профессии, поступление в специальное высшее учебное заведение, определяющее дальнейший жизненный путь, является исключительно важной и ответственной задачей.

Еще одной мотивообразующей структурой являются идеалы. Они восполняют недостаточность потребностей и интересов в совокупности мотивов человеческого поведения. Идеал – это представление человека о том, каким бы он хотел быть, мотивирующее его саморазвитие. К идеалам С.Л. Рубинштейн относит также моральные представления о долге и обязанностях, регулирующих поведение. Содержательно идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы стать. Это лучшие тенденции его развития, которые, воплотившись в образе-образце, становятся стимулом и регулятором этого развития.

Идеалы формируются под общественным влиянием. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы – свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты. Таков, например, идеал философа Древней Греции, отважного рыцаря и смиренного монаха в феодальную эпоху.

Таким образом, потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации ее активности.

Мотивационная сфера личности у С.Л. Рубинштейна имеет иерархическое строение. Между различными побуждениями, потребностями и интересами человека обычно устанавливается определенная иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и действий. Общий закон такой: пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы, вторичные, менее насущные отступают; по мере того как более первичные теряют в остроте и актуальности, одни за другими выступают последующие. Потребность и интересы различной значимости выступают в сознании в опреде-ленной последовательности. Эта последовательность определяется вышеуказанным законом.

Облик личности существенно определяется уровнем, на котором находятся основные потребности, интересы, вообще тенденции личности. Этим прежде всего определяется большая или меньшая значительность личности либо убогость ее внутреннего содержания. У одних людей все сведено к элементарным, примитивным интересам; в жизни других они играют подчиненную роль: над ними целый мир других интересов, связанных с самыми высшими областями человеческой деятельности. Облик человека существенно меняется в зависимости от того, какой удельный вес приобретают эти высшие интересы.

Таким образом, можно сказать, что идея “мотивационной пирамиды”, получившая широкую известность после выхода в свет книги А. Маслоу “Мотивация и личность” (1954), достаточно определенно сформулирована С.Л. Рубинштейном в конце 30-х годов ХХ века.

Представляет определенный методологический интерес отношение С.Л. Рубинштейна к ролевому подходу к проблеме личности. Он считал, что ролевые теории затрагивают важную сторону личности. “Она заключается в том, что личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности людей, той реальной деятельности, посредством которой люди познают мир – природу и общество и изменяют их. Никак нельзя вовсе обособить личность от роли, которую она играет в жизни. Дистанция, отделяющая историческую личность от рядового человека, определяется не соотношением их природных способностей самих по себе, а значительностью дел, которые в силу не только исходных природных способностей, но и стечения обстоятельств исторического развития и его собственной жизни, человеку, ставшему исторической личностью, удалось свершить”.

Таким образом, взгляд С.Л. Рубинштейна на психологию личности является систематизирующим и для своего времени новаторским. Его труды явились хорошей базой для психологического познания личности и для социальной практики.

Свои известные «Основы общей психологии» С. Л. Рубинштейн написал и опубликовал в то время (30-40-е гг. XX в.), когда за рубежом проблематика личности и ее основные теории еще только разрабатывались, а для советской психологии эта тема вообще находилась на втором плане и не привлекала к себе повышенного внимания ученых. Поскольку автор данного известного учебника не мог обойти вниманием проблематику личности (в этом случае учебник по общей психологии оказался бы неполным, односторонним и представлял бы психологию без личности («Гамлета без принца Датского» - повторяя слова Р. Кеттела, высказанные примерно в те же годы), то С. Л. Рубинштейну пришлось буквально но крохам собирать научные сведения о личности, имеющиеся в советской научной психологической литературе, представлять и по-своему дорабатывать их на страницах книги.

Дополнительные и весьма существенные трудности в решении этой задачи заключались в следующем. Во-первых, на зарубежную психологию личности в то время в позитивном ключе нельзя было ссылаться (советские психологи обязаны были только критиковать, но ни в коем случае не поддерживать и не хвались так называемую буржуазную психологию, что большинство из них сделало позднее, во время известной дискуссии на тему о том, что такое личность, состоявшейся в 50-60-е гг. XX в.). Во-вторых, автору надо было тщательно следить за тем, чтобы его высказывания о личности в учебнике соответствовали официальной советской идеологии. С. Л. Рубинштейну это в основном удалось сделать, но ценой значительных потерь в представлении в данном учебнике мировой проблематики психологии личности по сравнению с другими психологическими проблемами .

Из того сложного положения, в котором в то время находился автор наиболее полного и известного учебника по общей психологии, он вышел следующим, на наш взгляд, не вполне удачным способом. Он заявил (как, впрочем, и некоторые отечественные ученые), что советская психология человека якобы является не чем иным, как психологией личности. Данное мнение, на первый взгляд, могло бы показаться правильным, если бы личность в ее широком понимании отождествлялась с человеком, а в качестве субъекта (личности) рассматривалось целостное психологическое образование, включающее в себя и личностные (в узком смысле слова), и другие психологические свойства человека, например его психические процессы и состояния.

Однако введение в научный оборот понятия «личность» как включающего в себя всю психологию человека, ничего нового в знания о личности в ее узком понимании не вносило и, кроме того, не указывало на различия, которые существуют (и с давних пор подчеркиваются многими учеными) между психическими процессами, состояниями и свойствами человека как личности. Поэтому правильнее было бы говорить о том, что личность - это лишь часть психологии человека, причем наиболее важная и устойчивая, позволяющая отвечать на главный вопрос психологии: чем определяются и как объясняются социально значимые, принципиальные (моральные, нравственные, этические) поступки человека.

Тем не менее в ряде высказываний С. Л. Рубинштейна, содержащихся в учебнике, нашлось немало новых и ценных идей, которые впоследствии были восприняты и разработаны его учениками и последователями, в частности Л. И. Анциферовой и К. А. Абульхановой-Славской. Их концепции личности будут представлены далее, а вначале остановимся на собственных идеях С. Л. Рубинштейна на данную тему.

Тема личности, писал С. Л. Рубинштейн, красной нитыо проходит через всю современную психологию. Она изнутри определяет трактовку психики человека в целом. Все психические явления, характерные для него, составляют психическое содержание жизни личности. Психические процессы и психические свойства личности существуют в тесной связи друг с другом. С одной стороны, все психические процессы в их конкретном протекании зависят от свойств и особенностей личности, начиная с ощущений и восприятия, с другой стороны, каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в процессе деятельности переходит в ее свойства. При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

Как уже было сказано, при таком чрезмерно широком понимании личности в нее входит все, что находится внутри человека и опосредствует (преломляет) воздействия со стороны окружающей среды на поведение человека. Эго не только вся психология человека, но и вся его анатомия и физиология, все процессы, происходящис в организме. Следовательно, личность в определении С. Л. Рубинштейна становится в конечном счете не психологическим понятием, не говоря уже о том, что такое широкое определение фактически ставит знак равенства между психикой и личностью. Ситуацию еще более запутывает то обстоятельство, что далее, в тексте своего учебника, С. Л. Рубинштейн говорит уже о «внутренних условиях» не как о том, что преломляет внешние воздействия на поведение или деятельность человека, а о том, что опосредствует внешние воздействия на саму личность. В результате получается, что «внутренние условия» и «личность» - это разные вещи. Такой вывод вытекает, например, из следующего высказывания С. Л. Рубинштейна: «Поскольку внутренние условия, через которые в каждый данный момент преломляются внешние воздействия на личность, в свою очередь, сформировались в зависимости от предшествующих внешних воздействий, положение о преломлении внешних воздействий через внутренние условия означает вместе с тем, что психологический эффект каждого внешнего... воздействия на личность обусловлен историей ее развития» .

Индивидуальные свойства личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна - это не то же самое, что личностные свойства индивида. Формулируя этот тезис, С. Л. Рубинштейн, правда, не указывает, в чем состоит разница между ними. В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия психологических свойств человека выделяются те, которые обусловливают общественно значимое поведение или деятельность человека. Основное место в них занимает система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обусловливающие поступки и способности человека. Личность также определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности людей, посредством которых они познают природу и общество и изменяют окружающий мир.

С. Л. Рубинштейн, как и А. Н. Леонтьев, различает индивида и личность, хотя чаще говорит об отличии индивидуальности человека от его личности. Соответствующую мысль ученый формулирует следующим образом: «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть личность, поскольку у него свое лицо. Человек в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия... по отношению ко всему общественно значимому» 2 .

Кроме того, наряду с понятием «личность» С. Л. Рубинштейн вводит и раскрывает содержание понятия «субъект». Они пишет о том, что субъект в специфическом его понимании - это человек как источник сознательной, произвольной деятельности. Его ядро составляют осознанные побуждения - мотивы. Всякая личность есть субъект в смысле я, однако понятие личности применительно к психологии не может быть сведено к понятию субъекта в этом его, узком понимании.

Психологическое содержание человеческой личности не исчерпывается мотивами сознательной деятельности; оно включает в себя также многообразие неосознанных тенденций - побуждений его непроизвольной деятельности. Я как субъект - это образование, неотделимое от многоплановой совокупности тенденций, составляющих в целом психологический склад личности. В общей характеристике личности надо также учитывать ее идеологию, принципы, на основе которых производится оценка своих и чужих поступков. Я, которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки, сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца.

Индивидуально-типологические особенности восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания и речи, не говоря уже об индивидуальнотипологических особенностях эмоциональной и волевой сферы, - это, но С. Л. Рубинштейну, уже психические свойства и особенности личности. Изучение психологической стороны деятельности также является не чем иным, как изучением психологии личности в процессе ее деятельности.

Высказав подобную точку зрения на содержание понятия «личность», С. Л. Рубинштейн следующим образом обобщает свои рассуждения на данную тему. Он пишет, что следующие три основных положения приобретают принципиальное значение для понимания психологии личности.

  • 1. Психические свойства личности в ее деятельности, действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются.
  • 2. В психическом облике личности выделяются различные сферы, или черты, характеризующие разные стороны личности. Но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и проникая друг в друга, смыкаются в единстве личности.
  • 3. Психический облик личности определяется реальным бытием, действительной жизнью человека и формируется в конкретной деятельности.

Потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации ее деятельности. Изучение потребностей, идеалов, установок и тенденций, вообще - направленности личности дает ответ на вопрос, чего человек хочет, к чему он стремится.

К. А. Абульханова-Славская в качестве ближайшей ученицы и последовательницы С. Л. Рубинштейна продолжила развитие его общих идей о личности и человеке как субъекте деятельности и сформулировала следующие связанные с этим идеи.

Свой подход к пониманию личности, разработанный на основе идей С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульханова-Славская обозначила как ценностно- гуманистический подход. Его элементы кратко были изложены в первой главе данного тома, где рассматривались различные определения личности, соотношение понятий «личность» и «субъект», а также типы и типологии личностей.

Для К. А. Абульхановой-Славской понятия «личность» и «субъект» - это, по-видимому, не взаимозаменяемые и не рядоположенные понятия. Главным из них является понятие «личность», а термин «субъект» выступает как дополнительная характеристика личности. Такой вывод можно сделать на основе часто употребляемого в ее научных трудах словосочетания «личность как субъект деятельности». Из него следует, что личность может и не быть субъектом деятельности, она не просто является субъектом деятельности, а представляет собой нечто более широкое и емкое по содержанию, чем субъект. Реально далеко не веякая личность самовыражается в деятельности как субъект, и не всякая деятельность соответствует притязаниям личности как субъекта. Для субъекта деятельности в узком, специфическом его понимании характерна такая вовлеченность в деятельность, такая степень ответственности, которая даже при возрастании трудностей не изменяет отношение человека к делу (к выполняемой им деятельности).

Становление личности в качестве субъекта деятельности происходит не только в процессе овладения общественно-историческими формами деятельности, но также в организации деятельности и своей активности. Организация личностью своей активности сводится к ее мобилизации, согласованию с требованиями деятельности, сопряжению с активностью других людей. Эти моменты составляют важнейшую характеристику личности как субъекта деятельности. Они выявляют личностный способ регуляции деятельности, психологические качества, необходимые для ее осуществления. Личность как субъект деятельности приспосабливает свои индивидуальные особенности, способности к конкретным задачам деятельности.

Далее, знакомясь с текстами обсуждаемого автора, мы обнаруживаем, что временами слова «личность» и «субъект деятельности» используются как взаимозаменяемые (синонимы), временами слово «субъект» выступает в том же значении, что и термин «человек». Такой вывод можно сделать из следующего фрагмента, где практически во всех случаях употребления понятия «субъект» без какого бы то ни было ущерба для содержания и смысла соответствующего текста его можно заменить или на слово «человек», или на понятие «личность». «Субъект с учетом своих индивидуальных особенностей (возможностей и недостатков) согласует систему своих личностных качеств (чувств, мотивации, воли) с системой объективных условий и требований решаемой задачи. ...В зависимости от опыта субъект обладает большей или меньшей способностью прогнозировать наступление событий. ...Мотивированная деятельность, т.е. представляющая интерес для субъекта, порождает положительные эмоции, вызывает чувство удовлетворения. ...Субъект прогнозирует свою деятельность, соподчиняя и устанавливая последовательность трудовых операций» .

К психологии личности, пишет К. А. Абульханова-Славская, обычно относят совокупность психических свойств человека, особенно свойств характера и способностей. Психологию личности также нельзя отрывать от психологии познавательных процессов (здесь она солидаризируется с широким пониманием личности по С. Л. Рубинштейну).

Продолжая развитие идей С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульханова-Славская на первый план в характеристике личности выводит ответственность личности как субъекта деятельности и определяет ее следующим образом. Ответственность - это «обращенность требований личности к самой себе». Ответственную личность характеризует готовность к преодолению трудностей, независимость от окружающих, их оценок и влияний, способность четко определять свои возможности, достоинства и недостатки. Это, в свою очередь, предполагает высокий уровень развития социального мышления, способности предвидеть последствия своих действий. Современная социально ответственная личность «побуждаема не столько желаемым, сколько необходимым, поэтому вся се мотивация основывается на ответственности» . Ответственная личность гарантирует достижение результата своими силами, невзирая на непредвиденные обстоятельства, трудности.

Развитая ответственность личности связана с осознанием своей независимости, самостоятельности. Ответственный человек в разрешении противоречий и проблем жизни опирается не на других людей, не на обстоятельства, а на себя, на свои ценности, преимущественно духовные. Он удовлетворяется сознанием своей духовной силы, нравственной стойкости, иногда даже нравственной избранности, долга .

Высшей личностной структурой, связанной с жизненным путем , является, по мнению К. А. Абульхановой , семантический интеграл личности , включающий в себя систему ценностей данной личности, объединенной в ее мировоззрении. Самыми общими составляющими так понимаемого семантического интеграла являются притязания личности, характеризующие одновременно уровень ее требований к результату и способу удовлетворения потребностей (ценностному или потребительскому). «Семантический интеграл, - пишет автор, - выражает найденный личностью в ходе своей жизнедеятельности ценностный способ связи внешнего и внутреннего, ее способ соотношения с действительностью, включающий тот или иной способ организации психики...»

В семантическом интеграле неразрывно связаны притязания, саморегуляция и удовлетворенность. Последняя фиксирует ситуативный или стратегический, ценностный или потребительский, гармоничный или противоречивый, иллюзорный или реалистический, компромиссный или принципиальный способ удовлетворения потребностей. Семантический интеграл представляет своеобразную личностную интерпретацию человеком своего способа жизни, включающую представление о своем месте в обществе, своей ценности для себя, для других, представление о своей профессиональной состоятельности, перспективности.

Ценностный подход в психологии личности «...позволяет увидеть личность таковой, какова она сейчас, и такой, какой она могла бы быть и будет. Он позволяет понять, чем она могла бы быть и не стала, какие тенденции в ней оказались тенденциями роста и развития, какие - деградации. Ценностный подход предполагает отношение к личности как к субъекту» .

Подведем итоги.

1. С. Л. Рубинштейн, автор самого известного фундаментального труда (учебника) по общей психологии, опубликованного в 40-е гг. XX в., в свое время не высказал четкой и однозначной позиции по проблематике личности. Это, по-видимому, объясняется тем, что психология его времени была в основном наукой о познавательных процессах, а личностью как таковой занималась мало. Кроме того, эта книга писалась автором во времена самого сильного идеологического и политического давления, оказываемого на ученых, и они не были свободны в высказываниях своих идей, особенно по такой связанной с политикой и идеологией темой, как психология личности.

Тем не менее в трудах С. Л. Рубинштейна было введено и раскрыто имеющее ценное значение для изучения психологии личности понятие субъекта (субъекта деятельности).

  • 2. Ученики и последователи С. Л. Рубинштейна, напротив, оказались относительно свободными от такого давления и, руководствуясь общими, конструктивными идеями своего учителя, непосредственно приступили к разработке проблематики личности. Среди них, в первую очередь, необходимо назвать К. А. Абульханову-Славскую.
  • Абульханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности и общения // Психологияличности. Т. 2. М., 2004. С. 305-307. Там же. С. 101.
  • Там же. С. 103-104.