Протокол логопедического обследования. Речевая карта (Индивидуальная логопедическая карта) Заполненная речевая диагностика логопедом дошкольников
Речевая карта обследования
неговорящего ребенка
1.Фамилия, имя ребёнка_____________________________
2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________
3. Национальность (двуязычие) _____________________________________________________________ _
4. Домашний адрес ________________________________________________________________________
5. Откуда поступил ________________________________________________________________________
6. Дата поступления в логопедическую группу _______________
7. Заключение ПМПК от ______________
8. Психоневрологический статус _______________________________________________________________
9. Состояние слуха _________________________________________________________________________
10. Состояние зрения _______________________________________________________________________
11. Дата заполнения речевой карты ____________________________________________________________
Логопед ___________________________________
I . Изучение невербальных компонентов коммуникации
Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) __________________________________
Проявление двигательного и речевого негативизма _____________________________________________
Проявление способности к подражанию:
- «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.) _________________________________________________________
- «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка» ___________________________
Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, органы артикуляции, картинка) ______________________
________________________________________________________________________________________________
II . Изучение слухового восприятия
Опреде ление количества неречевых звуков ___________________________________________________
Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма ______________________________________
Определение направления неречевого звука __________________________________________________
Различение на слух звукоподражаний ____________________________________________________________
III . Изучение моторного развития
1. Состояние общей моторики:
(походка - уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах)
координация ____________________________________________________________________________
2. Состояние тонкой моторики:
(пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки)
точность движений _______________________________________________________________________
переключение ___________________________________________________________________________
темп ___________________________________________________________________________________
3. Состояние мимической мускулатуры:
Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное, носогубнаяскладка) ___________
_______________________________________________________________________________________
Возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх («удивиться»),
нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза, надуть щёки («толстячок»)) ____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу
не удерживает; выполняет движения самостоятельно)
IV . Обследование артикуляционного аппарата
1. Строение артикуляционного аппарата:
губы ____________________________ мышечный тонус губ _______________________________
зубы ____________________________________________________________________________________
прикус _________________________________________________________________________________
язык (форма; положение, мышечный тонус в покое, состояние подъязычной связки) _________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________
2. Состояние моторики артикуляционного аппарата:
губы ______________________________________________________________________________
нижняя челюсть __________________________________________________________________________
язык ____________________________________________________________________________________
мягкое нёбо _____________________________________________________________________________
V . Изучение импрессивной речи:
1. Состояние номинативного словаря
Соотнесение собственного имени с личностью
(знает своё имя, отзывается на него)
________________________________________________________________________________________
Соотнесение предметов с их названием
Покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол
________________________________________________________________________________________
Покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)
________________________________________________________________________________________
Покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)
________________________________________________________________________________________
Покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)
________________________________________________________________________________________
Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)
Покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.
________________________________________________________________________________________
Понимание слов обобщающего характера
Покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)
________________________________________________________________________________________
2. Состояние предикативного словаря
(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия )
Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)
________________________________________________________________________________________
(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)
Покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)
_______________________________________________________________________________________________
3. Состояние атрибутивного словаря
Понимание названий признаков предметов
Покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ____________________________________________________________________
Покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) _____________________________________________________________________________
Покажи где красный (желтый, синий) мячик?_______________________________________________
________________________________________________________________________________________
4. Состояние грамматического строя речи:
Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного
Где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)
________________________________________________________________________________________
Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения
Положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)
________________________________________________________________________________________
Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения
Покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) ________________________________________________________________________________________
Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)
Возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку
________________________________________________________________________________________
Понимание содержания текста, рассказанного по серии сюжетных картинок
________________________________________________________________________________________
VI . Изучение экспрессивной речи
1. Общее звучание речи
Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность) _____________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Темп (брадилалия, тахилалия, умеренный) ___________________________________________________
Разборчивость (указать причину) __________________________________________________________
2. Состояние речевой деятельности
Звуковые безусловно-рефлекторные реакции ( кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье,
радостные возгласы, смех, плач, крик) _______________________________________________
______________________________
Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________
Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Возможности произнесения и дифференцирования отдельных звуков
(звукопроизношение)
(дифференциация звуков)
VII . Исследование неречевых психических функций
1. Мышление:
Владение доской Сегена __________________________________________________________________
Складывание пирамидки _________________________________________________________________
Классификация _________________________________________________________________________
Выделение 4-лишнего ____________________________________________________________________
2. Счёт:
Прямой механический счёт: ______________________________________________________________
Соотнесение числа с количеством предметов («дай 2 карандаша, 3 кубика, 5 картинок»)_________
_______________________________________________________________________________________ _
Называние цифр ____________________________________________________________
3. Оптико-пространственный гнозис :
Различение понятий верх/низ, справа/слева , впереди/сзади ___________________________________
________________________________________________________________________________________
4. Оптико-пространственный праксис:
Складывание разрезных картинок из 2 - З - 4-х частей _______________________________________
________________________________________________________________________________________
Складывание фигур из палочек по образцу (3-6 палочек) ______________________________________
________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение: _______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Протокол обследования речи
Ф.И. ребенка_____
Как тебя зовут?____________________________________
С кем ты живешь?__________________________________________________
Кто из вас старше (младше) брат (сестра)?_____________________________
Кто старше бабушка или мама?_______________________________________
Какие у тебя есть игрушки ?__________________________________________
Обследование состояния звукопроизношения
звуки | характер | произношения | звуков |
изолированно | в словах | во фразах |
|
К,к* | |||
Г,г* | |||
Х,х* | |||
Отметить характер нарушения звукопроизношения: в норме, мономорфное нарушение, полиморфное нарушение: антропофонический эффект (вид искажения), фонологический (отсутствие звука, замена звука, смешение звуков).
Обследование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза
Повторение слогов с оппозиционными звуками:
ба-па -ба_________________________ па-ба-па_____________________
га-ка-га_______________________ ка-га-ка______________________
да-та-да_________________________ та-да-та_____________________
за-са-за_________________________ са-за-са_____________________
тя-та-тя__________________________та-тя-та______________________
Состояние навыков фонематического анализа и синтеза:
Выделение начального ударного гласного из слов:
астра____арка____осень____озеро____ улей___ уши___иглы____искры_____
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам): с.19
мышка-мишка______________корка-горка_________
почка-бочка________________катушка-кадушка___________
Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам): с.20
речка-редька________ рейка-лейка________
цвет-свет___________ челка-щелка________
Обследование фонетической стороны речи
Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность ): с.32
самолет____________скворец_________фотограф_________микстура_______мотоциклист______________ погремушка________________
Сестренка развешивает простыни.___________________________________
_________________________________
В универмаге продают продукты._____________________________________
____________________________
Мотоциклист мчится на мотоцикле.____________________________________
Обследование состояния импрессивной речи
1. Пассивный словарь
понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов): по картине «Наш детский сад» (Мы строим дом)
мальчик____ девочка_____голова мальчика_____голова девочки______
руки мальчика____ руки девочки______ ноги мальчика_____
ноги девочки_____дом_____ крыша дома______машина_____
колеса машины_____собака_____ уши собаки______глаза собаки_______
живот_____ шея мальчика______ живот____ и шея девочки______
окна дома____ дверь дома______ балкон______ труба на крыше дома______
стул____ ножки стула_____ кабина____ кузов грузовика_____
туловище собаки_______ голова собаки_______
покажи: с.9
мишка___ машинка___ чашка___ тарелка___ ложка____шапка_____куртка__
платье___ сапоги____ ботинки____ туфли____ кресло___ диван____
шкаф___ капуста_____ помидор_____ репка_____ яблоко_____ груша____
апельсин____ петух____ гусь____утка____
Подобрать обобщающие слова:
показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию): с.9,22
игрушки_________________________________________________________
одежда__________________________________________________________
обувь___________________________________________________________
посуда___________________________________________________________
Мебель__________________________________________________________
Овощи___________________________________________________________
Дикие птицы______________________________________________________
Домашние животные_______________________________________________
Дикие животные__________________________________________________
Транспорт_______________________________________________________
понимание действий (показать по предложенным картинкам): покажи, с.10
кто летит________ плывет________ идет___________ прыгает_______
ползет__________
понимание признаков (показать по предложенным картинкам): с.12
круглое печенье_____________ квадратное печенье__________________
треугольное печенье_________ овальное печенье____________________
сладкое__________горькое_________холодное_____ горячее________
Понимание различных форм словоизменения
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам): с.13
глаз__________ глаза__________ стул__________ стулья___________
лист__________лист__________ листья________ окно_____ окна_______
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами (В, НА, У, ЗА, ПО, ПОД): с.14
Покажи, где
цыпленок гонится за бабочкой_______ цыпленок спрятался под крыльцом_____ цыпленок ходит по крыльцу____ цыпленок стоит в корытце ______ цыпленок прыгает со ступеньки______ цыпленок стоит на корытце_______ цыпленок стоит у корытца_____________
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных: (показывает ребенок) Покажи, где: с.15
Носок-носочек_________ чашка- чашечка_______окно- окошечко________
Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам): с. 16
птица летит_____птицы летят______ слон идет_____слоны идут______
кошка сидит____ кошки сидят_______
Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам): покажи с.16
птица, которая вылетает из клетки_____
птица, которая влетает в клетку_______
Понимание отдельных предложений и связной речи
Понимание предложений: покажи, где с.17
собака бежит за мальчиком_____ мальчик бежит за собакой________
Понимание текста: сказка «Колобок» (если сказка не знакома, то логопед сначала рассказывает ее с опорой на картинки) с.18
Кто попросил бабку испечь колобок?_______Покажи.
куда бабка положила колобок? Покажи_________
Кого встретил колобок сначала? Покажи__________________
Кого встретил колобок потом? Покажи___________
Кто съел колобка? Покажи___________________
Обследование состояния экспрессивной речи
Характер экспрессивной речи: (однословная, фразовая, связная)
1. Активный словарь
Вспомнить и назвать несколько существительных по предложенным темам:
Овощи_________________________________________________________
Фрукты__________________________________________________________
Птицы__________________________________________________________
Мебель___________________________________________________________
Назвать части тела и части предметов (по картинкам): с.21
нос________________________рукав (14)___________________
рот________________________воротник________________
шея ______________________ пуговица_________________
живот ____________________ кабина машины____________
грудь____________________ руль машины(23)______________
Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке: с.9
мебель________________овощи ____________фрукты____________
птицы_____________
Глаголы (скажи, что делают те, кто изображен на картинках):
Перечисли, что делают животные на картинках: с.10
птицы летают_____ змея ползает______рыбка плавает________
лягушка прыгает_____ слон ходит_______
Имена прилагательные
Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки): с.23
солнце какое? (Круглое)_____________Косынка какая?(треугольная)____
Печенье какое? (Квадратное)_________ Огурец какой? (овальный)_________
Состояние грамматического строя речи
Употребление существительных в именительном падеже единственного числа и множественного числа (образовать по аналогии): с.24
стол – столы
глаз-глаза______________ рот-рты_____________река-реки_____________
ухо-уши________________кольцо-кольца______________
Употребление имен существительных в косвенных падежах: ответь на вопрос: много чего? с.25
много шаров_________много ключей_________много берез___________
много ложек_________ много окон___________
Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам): с. 26
оранжевый апельсин_________ _____ голубая бабочка ________ _________
белое блюдце___________________________
Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам): с.26
Где сидит снегирь? (На дереве)___________
Где стоит машина? (В гараже)_____________
У кого кукла? (У девочки)________________
Где стоит коза? (за забором)______________
Где едет машина? (по дороге)_____________
Употребление числительных 2 и 5 с существительными: (ответить на вопрос «сколько») с.27
Два мяча___________ пять мячей_______
две розы_________ пять роз__________
два окна_______ _ пять окон_________
Образование существительных- с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам): (назвать большой и маленький предмет) с.28
Большая кукла, а маленькая куколка
забор-заборчик ___________носок-носочек ________________
лента-ленточка__________ окно-окошечко _______________
Образование названий детенышей животных:с.30
У лосихи –лосенок. А у медведицы кто?________________
У бобрихи________ ___ У барсучихи______________ У собаки____________
У коровы______________
Состояние связной речи
Пересказ текста из нескольких предложений:
Рыбалка.
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
(Куда собрался Илюша? Как он собирался? Что он сделал, когда пришел к реке? Кого он поймал сначала, а кого потом? Что сварила мама Илюше?)
Сначала ты расскажешь, куда собрался Илюша и как он собирался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом. И наконец, расскажи, что сварила Илюше мама).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение:_________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты логопедической работы:__________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевая карта
Ф.И. ребенка__________________________________
Дата рождения__________________________________
Домашний адрес________________________________
Домашний телефон________________________________
Обследование поведения и эмоциональной сферы
1. особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм)_________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Обследование неречевых психических функций
1. иссследование слухового восприятия
Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов)_____________________________________
_________________________________________________________________
Определение направления звука______________________________________
Восприятие и воспроизведение ритма__________________________________
_____ ______ ______ ________ ____________________
______ _______ _______ _____________________
_____ ______ ______________________
2. исследование зрительного восприятия
Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующего по цвету блюдца, к шапочкам – соответствующие по цвету шарики)
красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, голубой, оранжевый, розовый__________________________________________________________
__________________________________________________________________
восприятие формы (показать по просьбе заданные геометрические фигуры и формы)
круг____ квадрат____ овал____ треугольник____ прямоугольник_____
шар____ куб____
3. исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления
Ориентировка в пространстве:
покажи предметы, которые находятся вверху_____________, внизу_______,
впереди__________, сзади_________ слева_______ справа_________
Ориентировка в схеме собственного тела:
покажи правый глаз_______________ левый глаз____________
правое ухо_________________ левое ухо_________________
Складывание картинок из частей: (4-6 частей, вертикальный, горизонталь-
ный и диагональный разрезы)_______________________________________
__________________________________________________________________
Складывание фигур из палочек по образцу: из 6 палочек
«домик»_______________ «елочка»__________________
из 7 палочек «Лесенка»_______________________
Исследование состояния моторной сферы
1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений –заполняется после проведения тестовых упр.)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнение упражнений:
попрыгать на 2 ногах________________________________________________
__________________________________________________________________
на левой ноге______________________________________________________
на правой ноге_____________________________________________________
прыгнуть в длину с места____________________________________________
__________________________________________________________________
потопать ногами и похлопать руками одновременно______________________
__________________________________________________________________
бросить мяч от груди________________________________________________
из-за головы_______________________________________________________
поймать мяч________________________________________________________
__________________________________________________________________
перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку________________________
_________________________________________________________________
2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии –заполняется после тестовых упр.)
Кинестетическая основа движений:
одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки _______________________________________________, на левой руке_________________________________обеих рук_____________________
____________________________________
Кинетическая основа движений:
упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой____________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________
«кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой________________________________
_________________________________________________________________
Навыки работы с карандашом
умение рисовать прямые____________________________________
рисование ломаных линий______________ замкнутые линии____________
человечек_______________
Манипуляции с предметами:
застегнуть пуговицы______________ расстегнуть пуговицы______________
завязывать шнурки________________развязывать шнурки_______________
3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок –заполняется после проведения тестовых упражнений)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнение упражнений:
закрыть правый глаз______________левый глаз__________________
поднять брови___________________ нахмурить брови____________________
наморщить нос__________________ надуть щеки________________________
втянуть щеки____________________
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка – заполняется после проведения тестовых упр.)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Движения нижней челюсти:
открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков______________
________________________________________________________________
Движения губ:
растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой» (чередовать)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Движения языка:
«лопата» -«жало» (чередовать)_______________________________________
________________________________________________________________
положить язык на верхнюю губу, потом на нижнюю губу «качели» ______
__________________________________________________________________
___________________________________________________
«маятник»___________________________________________________________________________________________________________________________
«чашечка»_______________________________________________________
Движения мягкого неба (широко открыть рот и четко произнести звук «А»- в этот момент в норме мягкое небо поднимается)_________________________
__________________________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
0тметить наличие и характер аномалий в строении :
а) губы
(толстые, тонкие, расщелина, послеоперационные шрамы, загубные уздечки (укорочены, короткая уздечка верхней губы));
б) зубы
(редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов, кариозные, наличие диастем);
в) прикус
(прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус, физиологический, открытый передний, открытый боковой, односторонний, двусторонний);
г) твердое небо
(высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, субмукозная щель, расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, естественной высоты, куполообразное,);
е) мягкое небо
(укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка, отсутствие);
ж) язык
(массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой, короткий, длинный).
З) Маленький язычок
(отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону, норма)
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)_______________________________________________
Объем дыхания (достаточный, недостаточный)_______________________
Продолжительность речевого выдоха _________________________________
Особенности динамической стороны речи
темп (нормальный, ускоренный, замедленный)_________________________
ритм (нормальный, дисритмия)_______________________________________
паузация (правильность растановки пауз в речевом потоке)_______________
употребление основных видов интонации_______________________________
__________________________________________________________________
лена бердюгина
Логопедическое обследование дошкольников. Речевая карта для начинающих логопедов
В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования : оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь своё специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения .
Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем , что исследуются все стороны речи и все её компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого , с учётом данных его развития – как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста .
Логопедическое обследование включает следующие пункты :
1. Имя, фамилия, возраст, национальность.
2. Жалобы родителей, воспитателей, учителей.
3. Данные раннего развития : а) общего (кратко) ; б) речевого (подробно, по периодам) .
4. Краткая характеристика ребёнка в настоящее время.
6. Зрение.
7. Реакция ребёнка на свои речевые затруднения .
8. Интеллект.
9. Строение органов артикуляции, подвижность их.
10. Речь : а) импрессивная; б) экспрессивная – с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли развёрнутой речью; в) письменная речь – чтение и письмо.
11. Заключение.
Каждый логопед начинает свою работу с диагностики. Она раскрывает речевые проблемы у данного ребёнка. Логопед может , опираясь на диагностические данные составить заключение и сформировать индивидуальный маршрут на данного ребёнка.
Авторских диагностик большое количество. Возьмём диагностику Н. В. Нищевой. Она идёт с подробным описанием всех приёмов и методов, с указанием симптоматики речевых нарушений . Есть замечательное пособие по диагностики под редакцией профессора Г. В. Чиркиной. В нём диагностика показана с раннего возраста и по каждому речевому нарушению в отдельности. Можно рассмотреть ещё одну работу Г. В. Чиркиной Методы обследования речи детей », но она более подходит к детям с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Но, как с ходу определить речевое нарушение ? Для этого необходима усреднённого типа диагностика. У каждого логопеда своя диагностическая карта , которой он пользуется в практической работе, которую разрабатывает сам.
Речевая карта
1. Ф. И. ребёнка___ 2. Дата рождения___ + 3. Домашний адрес ___ 4. Дата обследования___
Заключение специалистов
Отоларинголог___ Окулист___ невропатолог___
Первичный речевой анамнез
Решение медико-педагогической комиссии
Логопедическое обследование
Анотомическое строение артикуляционного аппарата : 1. Язык___2. Губы___3. Зубы___ 4. Челюсти___ 5. Мягкое нёбо___ 6. Мимическая мускулатура___ 7. Динамическая организация движений арт. аппарата___ 8. Общая моторика___ 9. Мелкая моторика___ 10. Общее звучание речи___
Фонетический слух
Крыса-крыша уточка-удочка мышка-миска трава-дрова майка-зайка тачка-дачка рак-лак лук-люк
Фонематическое восприятие
1 .Та-да та-да-та па-ба па-ба-па
2. Различение гласного среди других гласных «У» А-ы-у-о-ы-а-о-у…
3. Различение согласного среди других согласных : «Подними руку, когда услышишь звук «Т» . 4. Выделение и различение звука среди слогов___ _ 5 . Выделение и различение звука среди слогов___
6. Выделить первый ударный гласный звук : Алик, Юра, Оля, Яша, Обруч, Осы, Алла… 7. Выделить последний согласный звук : Мак, пар, ком, кот, ус, жук, сыр. Нос…
Структура слова и предложения
Лекарство телевизор сковорода электричество Дети слепили снеговика. Птичка свила гнёздышко в кустах.
Брови переносица локоть ноздри веки лейка корзина паук
Обобщение
Лук, репка, морковь___ Шкаф, стул. Стол, диван___ Посуда___ Одежда___ Транспорт___
Узнай по описанию
Железная, с двумя ручками и крышкой___ Рыжая, хитрая, в лесу живёт, кур крадёт___
Понимание глаголов (м. и ж. рода)
Женя упала Женя упал Валя заплакала Валя заплакал
Глаголы совершенного и несовершенного вида
Миша делает тачку. Миша сделал тачку. Катя рисует бабочку. Катя нарисовала бабочку.
Слова-антонимы
Широкий- Высокий- Белый- Старый- Весёлый- Горячий- Тонкий-
Слова-синонимы
Весёлый- Большой- Красивый-
Грамматический строй
Кого ловит кошка?___
Чем рубят дрова?___
Названия действий людей и животных
Художник___ Почтальон___ Скрипач___ Строитель___ Собака___ Кошка___
Преобразование единственное во множественное число
Замок книга кот жук письмо муха вагон коса кепка ремень
Образование сущ. род. пад. ед. и мн. числа
Н-Р : у меня есть карандаш, а у тебя? (линейка, ручка,книга, скрипка, конфеты.) Р-к : А у меня?___ Образование сложных слов
Листьяпадают___Самкатит___Снегпадает___Самварит___Самходит___Самлетает___
Пересказ
Употребление предлогов
Образование уменьшительно-ласкательных форм
Кукла заяц мяч дом окно кольцо
Согласование существительных с числительными
Образование прилагательных от существительных
Стол из дерева шуба из меха стакан из стекла баба из снега
Составление простого предложения по картинке
Составление рассказа по серии картинок
Особенности мышления
1. Составить целое изчастей___
2. Исключение___
3. Пространственно-временные понятия :
Верх-низ далеко-близко высоко-низко середина часть суток дни недели времена года
4. Цвет :
5. Форма :
6. Счётные операции : Сколько глаз у собаки? Сколько колёс у машины?
Уточнение речевого диагноза
В течение учебного года
Учитель-логопед ___
Светлана Яроцкая
Протокол логопедического обследования
Протокол обследования речевого развития
(6-7 ЛЕТ)
Ф. И. О. ребенка
Дата рождения
Устная речь : Общее звучание речи
Выразительность : невыразительная, маловыразительная, норма ___
Дыхание : верхнегрудное, диафрагмальное, смешанное
Темп, ритм : замедленный, с замедлениями, быстрый,
Запинки : клонические, тонические, клоно-тонические
Дикция : чёткая, смазанная, ___
Понимание речи : полное; достаточное; понимание на уровне слова; полное понимание простых инструкций и предложений из 3-4 слов; недостаточное многоступенчатых инструкций, длинных фраз, возрастной терминологии; недостаточное понимание вопросов падежей, вопросов по контексту предложения.
Обследование связной речи :
1. Исследование состояния словаря :
1. Исследование состояния номинативного словаря :
Предмет и его части
чайник машина
носик крышка ручка донышко
стеночки кабина кузов фары колёса
капот дверцы руль
Обобщающие понятия
яблоко, груша, банан, слива берёза, дуб, осина, ель
олень, волк, барсук, медведь ручка, ластик, тетрадь, книга
Назвать предметы, относящиеся к
инструментам
танспорт
2. Исследование предикативного словаря (подбор действий к предметам)
собака лошадь утка
петух кошка корова
Кто как передвигается
собака червяк лошадь
ворона рыба человек
3. Исследование словаря признаков (подбор признаков к предметам по 5-6 слов)
осень (какая)
друзья (какие)
вечер (какой)
ведро (какое)
Исследование антонимов
день длинный ходить темно
зима низкий говорить далеко
холод широкий ссориться быстро
Исследование синонимов
лётчик шофёр
врач Печаль(-ный)
4. Исследование грамматического строя речи
1. исследование навыков словообразования :
Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
книга гриб хлеб
стул воробей топор
ведро ковёр кот
Образование названий детёнышей
у лисы у козы у лошади
у коровы у собаки у медведя
у свиньи у курицы у волка
Образование глаголов префиксальным способом :
вышел перешёл прошёл подошёл вошёл нашёл
налил перелил вылил долил разлил полил
Образование относительных прилагательных
шкаф из дерева - кукла из резины -
тетрадь из бумаги - шуба из меха -
сапоги из кожи - сок из яблок -
Образование притяжательных прилагательных (Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова) :
у зайца - у козы -
у свиньи - у лошади -
у коровы - у медведя -
2. Исследование навыков словоизменения :
Образование существительных множественного числа :
ухо- котенок-
стол- ведро -
книга- дерево -
Употребление предлогов :
НА ИЗ ЗА между
С ПОД ИЗ-ЗА рядом
В ИЗ-ПОД НАД слева/справа
падежные конструкции :
В. п. - вижу Р. п. - нет Д. п. - дам Т. п. - любуюсь П. п. - думаю о
Согласование существительных с числительными :
Согласование существительных с местоимениями «мой, моя, моё»
солнце очки окно
мишка дом ложка
пирамидка брюки яблоко
5. Фонематическое восприятие : Повтори :
ба – па - ба та – да - та
ка – кя - ка Уточка - удочка
Исследование фонематических представлений
Подбор слов на заданный звук :
исследование возможности фонематического анализа
6. Слоговая структура
Исследование возможности воспроизведения слов
строительство велосипедист
часовщик сковорода
аквалангист аквариум
мотоциклист экскаватор
Исследование навыка слогового анализа .
кит вишня виноград
Придумывание слов из слогов в количестве :
Один слог Два слога Три слога
Исследование возможности воспроизведения предложений :
Регулировщик регулирует движение.
Водопроводчик чинит водопровод.
Чистильщик чистит обувь.
6. Звукопроизношение :
В речи : _
Краткая характеристика ребёнка по данным педагогических наблюдений : (самостоятельность, наблюдательность, работоспособность, устойчивость внимания ит. д.) ___
ЗАКЛЮЧЕНИЕ логопеда : ___
Дата обследования : Подпись специалиста :___ Яроцкая С. С.