Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Сегодня 90,6 % населения Грузии исповедует христианство, большинство из них являются приверженцами Грузинской Православной Церкви. Около 2 % являются приверженцами Русской православной церкви, 4,9 % Армянской Апостольской Церкви и 1 % римско-католической церкви.

Государственной религией в Картли христианство стало в 4 веке. Это знаменательное явление в грузинской истории связано с равноапостольной св. Нино, просветительницей Грузии, с св. царём Мирианом и св. царицей Наной.

Родом из Каппадокии, близкая родственница св. Георгия, св. Нино в Картли из Иерусалима, во исполнение воли св. Богородицы, после св. апостолов ещё раз проповедовала и укрепила христианство в этом краю. Благодатью и силой св. Нино, христианство приняли царь Мириан и царица Нана.

По просьбе царя Мириана, византийский император Константин Великий, для крещения царя, его семьи и народа, прислал духовных лиц, под руководством епископа…

На Кавказе, между Черным и Каспийским морями, расположена страна древнейшей истории и культуры - Грузия. Красота грузинской природы, самобытность грузинского искусства и непов торимый колорит грузинского характера восхищали великих поэтов и знаменитых путешественников. В то же время это одна из древнейших христианских стран мира, которую невозможно себе представить без святого Православия.

На протяжении всей своей истории Грузия вела борьбу с захватчиками, которые стремились не только поработить страну, но и искоренить в ней христианство. Множество завоевателей были близки к тому, чтобы уничтожить православную Иверию. Но христолюбивый грузинский народ отстоял свою родину и сохранил правую веру. Грузия и ныне является одним из форпостов Православия в современном мире.

Удел Пресвятой Богородицы

Грузия (Иверия) - апостольский жребий Божией Матери. Согласно церковному Преданию, после Вознесения апостолы собрались в Сионской горнице и бросали жребий, в…

Протопресвитер Феодор Зисис

профессор Фессалоникского университета

ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ АРМЯНЕ ПРАВОСЛАВНЫМИ?

ВЗГЛЯД СВЯТИТЕЛЯ ФОТИЯ…

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху – Господу миров! Мир и благословение посланнику Аллаха, его семье и сподвижникам. Кого направил Аллах, того никто не собьет, а кого Аллах сбивает с пути, того никому не направить. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник.

Грузия была мусульманской страной

История Грузии, как и история всего Кавказа, эта история борьбы за свою свободу, веру и самобытную культуру. За время существования, грузинскому народу пришлось столкнуться в борьбе за свободу со многими государствами, завоевателями и народами, распространявшими различные верования и идеологии.

Римляне, арабы, монголы, персы, османы – это далеко не полный перечень тех народов и представителей государств, которые в различные исторические периоды времени столкнулись в интересах за обладание по истине сказочными уголками мира –…

«Все европейские путешественники, когда-либо побывавшие в Грузии, единогласно признают красоту и очарование черкесских и грузинских девушек. Турки, арабы, персы, конечно же, разделяют эту мысль, так как, всем сердцем им хотелось облагородить свой народ грузинской кровью, чего персы и сумели достичь».

(Иммануил Кант - немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии)

«При описании персиян старинный путешественник Чардин говорит: «Кровь их теперь крайне облагородилась вследствие частых браков с грузинами и черкесами, двумя нациями, которые превосходят все другие по красоте. В Персии едва ли есть один знатный человек, у которого мать не была бы грузинка или черкешенка». +

(Чарльз Дарвин - английский натуралист и путешественник)

» Самым красивым народом Mиpa, по аристократическим чертам и стройному стану, являются грузины».

(Немецкий ученый Ритцель („Цноб. Пурцели» № 1020))

Известный Шарден пишет в 1671 году:

ПРАВЛЕНИЕ ЕГО НЕ БЫЛО БЕЗОБЛАЧНЫМ. Став византийским императором в 976 году, суровый воин, жесткий, порой жестокий, но последовательный правитель, Василий отдал все силы приумножению мощи Византии. Уже в 976-979 гг. вместе с полководцем Вардой Склиром (920-991) он сумел подавить восстание малоазиатской знати. Несколько позже он подавил еще одно восстание знати — теперь уже во главе с Вардой Фоком.

Антиармянской клерикальной истерии в "православной" Грузии посвящается.


Как это уже знает любой мало-мальски сведущий в вопросе человек, Халкидонский собор, который и разделил Вселенскую Церковь на два лагеря, проходил как раз в то время, когда Персидская империя пыталась духовно поработить христианские народы Южного Кавказа, силою своего оружия вынудить отречься армян, грузин и алванцев от своего Бога и принять иранский Маздеизм. Персам это было нужно для того, чтобы объединив эти народы с собою в общей религии, придать идеологической стабильности своей империи и отвратить взоры этих народов от христианской Ромейской империи.

Все слышали про героическую Аврайрскую битву между армянами и персами (http://ru.wikipedia.org/wiki/Аварайрская_битва), произошедшую незадолго до Халкидонского собора. Но далеко не все знают, что к продолжительной, почти полувековой борьбе армян с персами присоединились и грузины с алванцами, так же как и армяне, находившиеся в вассальном подчинении у Персии. Это была общая борьба братских христианских народов за право веровать в истинного Бога. И, конечно же, в итоге была общая победа, если и не освободившая их от административной власти персидского царя, то точно даровавшая им возможность сохранить свою веру.

Понятно, что в то время, в условиях жестокой и изнурительной войны с персами, как армянам, так грузинам с алванцами было не до того, чтоб с заморачиваться "богословской" возней, затеянной византийским имперотором-иудой Маркианом. О том, что там произошло в Ромейской империи Армянская Церковь со своими Сестрами - Грузинской и Алванской Церквями, стали серьезно интересоваться только после окончания войны в конце пятого века. И чтобы понять общие «христологические» настроения армян, грузин и алванцев, нужно для начала вспомнить, что же в это время происходило в самой Византии.

О Халкидонском соборе и "достоинствах" его решений уже говорено-преговорено, поэтому много говорить об этом не буду. Напомню только то, что против его решений восстало большинство самих отцов этого собора, предавших его анафеме, как только им удалось вырваться из Халкидона. Отвергающее Третий Вселенский Собор и Великого Кирилла, новодельное криптонесторианское учение папы Льва о "едином Христе в двух природах" (изложенное в его томосе), было принято отцами-халкидонцами на соборе под давлением Маркиана и папских легатов, и как итог, оно встретило жесточайшее сопротивление во всех без исключения церквях Восточной империи. Многочисленные поместные соборы открыто отвергали Халкидонский собор и томос папы Льва, и только Римская кафедра требовала его принятия, потому что затрагивался вопрос папского авторитета.

Подобное положение вещей вынуждало восточных епископов стать перед выбором - либо держаться древней дохалкидонской веры, либо ради мира с папой признать Халкидон. Накал страстей в империи дошел до того, что для успокоения масс новый император Василиск в 476 году издал указ, осуждающий и Халкидонский собор, и томос папы Льва. Это, естественно, спровоцировало первый в истории затяжной раскол между Римом и Константинополем, однако мир в своей стране тем императорам казался важнее, чем виртуальное единство с "непогрешимым" и неуступчивым папой.

В 482 году император Зенон, по предложению константинопольского патриарха Акакия, издал свой знаменитый "Энотикон", которым утверждались основные пункты Веры. Учащими православно назывались три Вселенских Собора (Никейский, Константинопольский и Эфесский), осуждались как еретические учения Нестория и Евтихия, а также подтверждались 12 анафематизмов Святого Кирилла Александрийского. Т.е., против халкидонского Диофизитства, в Восточной империи Православной верой официально провозглашалось вера дохалкидонская, т.е. Миафизитство. Сам же собор, равно как и томос Льва, дабы не провоцировать излишних возмущений Рима, вместо анафемы предавались молчаливому забвению.

И именно в это время (когда в Византии исповедовалось дохалкидонское Миафизитство, а в Риме и в Персии халкидонское и, соответственно, несторианское Диофизитство) Армения, Грузия и Алвания вышли из войны и их канонически единые Церкви дали общую оценку всему произошедшему во Вселенской Церкви за все то время, что прошло после Халкидона. В 506 году состоялся Первый Двинский собор, на котором епископат Армянской, Грузинской, Алванской и Сюникской Церквей официально одобрил Энотикон императора Зенона, что не только освящало дохалкидонскую Миафизитскую веру, то и подтверждало духовное единство армян, грузин и алванцев с народами Ромейской империи, и прежде всего, конечно же, с греками.

В сферу вопросов рассматриваемых на Первом Двинском межцерковном соборе входил и вопрос о положении православных (миафизитских) христиан Персии, где с 485 года начинает свое засилье Несторианство, естественно, вытесняя Православие (Миафизитство). Собор, не имея никаких реальных рычагов влияния на персидскую политику в вопросах религии, направил персидским христианам послание, которым пытался укрепить их дух и веру в противостоянии язычникам и несторианам. В послании персидским христианам, от лица Армянской, Грузинской, Алванской и Сюникской Церквей, анафематствуются Несторианство и Халкидонский собор, как фактор укрепляющий Несторианатво. Тем не менее, участь дохалкидонского Православия в Персии была уже предрешена. Миафизитство, как официальная вера Византии не имела шансов выжить во враждебной ей империи.

Реальная, а не вымышленная "православными" фальсификаторами история опровергает рассказы о "победном шествии" Халкидонизма по Вселенной. Факт тот, что в период более чем пол века после Халкидонского собора, во Вселенской Церкви, в подавляющем большинстве ее поместных подразделений, продолжало исповедоваться дохалкидонское Православие, т.е. Миафизитство, и среди этих Церквей была Грузинская Церковь. Документы Первого Двинского собора ясно свидетельствуют, что древние отцы Грузинской Церкви, находясь в каноническом единстве со своими армянскими братьями, единодушно отвергали Халкидонский собор, и, естественно, завещали дохалкидонскую Православную веру своим потомкам. Но... не так распорядились заветами своих отцов сами потомки. Но, об этом чуть ниже.

В 518 году к власти в Византии в лице Юстина Первого пришла новая династия императоров. Имея на уме далеко идущие планы возврата Рима в состав своей империи, они задались целью примириться с римским епископом, что, естественно, было не возможно без признания Халкидона. С этого момента в Византии начинается насаждение Халкидонизма, и как следствие, искоренение антихалкидонитов. С отвержением Энотикона Зенона, Константинопольская Церковь воссоединяется с Римской, но откалывается от всех остальных. И откалывается не только от Армянской, Грузинской и Алванской Церквей, находящихся вне империи, но и от внутриимперских патриархатов. Понятно, что эта внутриимперская проблема решалась административными методами, когда неуступчивые патриархи и епископат попросту изгонялись с кафедр, и на их место ставились послушные, согласные признавать Халкидон.

Поступить так же с Церквями вне империи было невозможно. Тут императорам можно было решить проблему только войной. В 591 году, после продолжительных войн с Персией, император Маврикий захватывает большую часть Армении, пытаясь насадить Халкидонизм на покоренных землях. Каноническая территория Армянской Церкви сохраняется только там, куда не смогли дойти византийцы. Попытки Маврикия заставить ААЦ принять Халкидонизм успеха не имеют, поскольку армянский католикос находился в Двине, не завоеванном византийцами. Поэтому, Маврикий на «своей» территории создает альтернативный «армянский католикосат», который в лице первого и последнего антикатоликоса Иоанна просуществовал до 608 года, будучи упраздненным при отвоевании персами потерянных прежде армянских земель.

Притом, что Маврикий скоро был убит, а византийцы изгнаны с завоеванных земель, за время их пребывания в регионе Халкидонизм был насильственно широко насажен среди армян, грузин и алванцев. Естественно, что Маврикием, прежде всего, принуждались к принятию Халкидона попавшие под его власть епископы. У попавшего в когти Маврикию епископа был только три пути - подчиниться, умереть или, в крайнем случае, убежать на «персидскую» территорию. Однако, нежелание оставлять свою паству на произвол, вынуждало большинство епископов все же оставаться, подчиняться и ждать лучших времен. И если по освобождению от византийцев Армянская Церковь через возврат «оступившихся» епископов сумела освободить свой народ от этого византийского «счастья», то в Грузии все пошло иначе.

И… как говорил любимый советскими телезрителями «синоптик» Ворошилов: «И о погоде!».

В отличие от Армении и Алвании, в Грузии, вследствие политики Маркиана, Халкидонизм распространился намного шире, и, главное, засел крепче. В нежелании «сердить» Маврикия, но, наоборот, в желании приобрести себе сильного покровителя, Халкидонизм там принимали не только многие епископы, но и княжеские рода, что и обусловило последующее официальное признание Халкидонизма Грузинской Церковью. Последней точкой в этом деле было открытое, официальное признание Халкидонизма грузинским католикосом. Но вот с этим была «небольшая» каноническая заминка.

Вся проблема грузинского католикоса Кюриона была в том, что по традиции сложившейся на то время между родственными Армянской и Грузинской Церквями, он, как и прочие грузинские католикосы до него, признавая духовное первенство армянского католикоса, как преемника Григория Просветителя, рукополагались именно от него. Сам Кюрион был рукоположен на свою кафедру армянским католикосом Мовсесом Вторым (574-604), и пока был жив Мовсес, Кюрион не решался открыто исповедовать Халкидонизм, чтоб не получить анафемы от человека, пред которым клялся хранить веру своих же отцов. Кюрион не мог не понимать, что открытое принятие Халкидонизма повлечет антиканонический откол Грузинской Церкви от ААЦ, что в свою очередь может поставить под сомнение его дальнейшее пребывание католикосом.

Только после смерти католикоса Мовсеса (когда по причине происходившей в Армении очередной разорительной византо-персидской войны в ААЦ не только не могли как-то повлиять на происходившее в Грузии, но и долго не могли поставить своего нового католикоса) Грузинская Церковь официально провозгласила Халкидонизм своим исповеданием, чем по факту вступила в Унию в Константинополем. Однако отнюдь не все епископы Грузинской Церкви были с этим согласны. Кроме того, общую «радостную» картинку Кюриону портило то, что в составе Грузинской Церкви были армянонаселенные епархии с епископами армянами, поскольку в 428 году часть территорий Великой Армении при ее разделе византийцами и персами были переданы Грузии.

Одним из таких несогласных на отступничество был епископ Цуртавский Мовсес, который написал послание местоблюстителю армянского патриаршего престола Вртанесу Кертоху, в котором и описал проходившие в Грузии события, как Кюрион и князья восхваляют Халкидон и как репрессируют несогласных. Естественно, что сам Мовсес за нежелание раскола с ААЦ и отречения от веры отцов был изгнан Кюрионом со своей кафедры, который не только поставил там епископа грузина, но и запретил впредь проводить богослужения в этой епархии на армянском языке. (Тут невольно вспоминается буддистская реинкарнация верховных лам, и нынешний патриарх ГПЦ Илия со своей антиармянской политикой зрится очередным аватаром Кюриона)…

Послания к грузинам Вртанеса Кертоха, равно как и последующие послания новоизбранного армянского католикоса Абраама Первого (607-615) с увещеваниями и призывами не устраивать раскола и вернуться к древней единой вере отцов не дали никакого результата. Желание стать союзниками сильной Византии оказалось для грузин предпочтительнее памяти своих отцов и дружбы с близкими народами. Видя бесперспективность дальнейших увещеваний, в 608 году Армянская Церковь официально объявила Грузинскую Церковь отпавшей от единства с семьей Православных Церквей Южного Кавказа. Вот так вот и стала Грузинская Церковь «православной»…

А теперь и обещанный в заглавии «десерт» про грузинскую фальсификацию истории! Все то же самое, о чем писал я, но в кратком (а иначе у них и не получится) изложении грузинских «историков». Прочтем, а потом посмакуем -

________________________________________ _________

Грузия в первой половине VII века

После Халкидонского собора религиозное единство кавказских стран было нарушено. В Армении победило монофизитство . Конфликт особенно обострился в начале VII века.Причиной начала конфликта стало то, что цуртавский епископ Моисей (по происхождению армянин), якобы преследуемый грузинами, бежал за помощью в Армению. Его защиту взял на себя католикос Армении. Началась переписка между католикосом Картли Кирионом I и католикосом Армении. Вопрос с цуртавским епископом Моисеем вскоре был снят, и на передний план выступила важнейшая проблема. Армянская церковь обвиняла грузинскую церковь в искажении вероисповедания и призывала ее к «истинной вере». Между тем католикос Картли действовал весьма предусмотрительно и осторожно. Политическая ситуация не благоприятствовала Грузии. Иран придерживался монофизитской веры, а диофизитская Византия уже не представляла той силы, на которую могла рассчитывать Картли. Католикос Кирион умело использовал ситуацию и не дал возможность противнику склонить Грузию к монофизитству. В конце концов между Арменией и Грузией произошел церковный раскол (608)...

________________________________________ ________


.... После Халкидонского собора религиозное единство кавказских стран было нарушено.

Как было мной показано выше, «религиозное единство после Халкидонского собора» было нарушено только между Римом и всеми остальными. Но никак не между «кавказскими странами». Религиозное единство между Грузинской Церковью и остальными Церквями Южного Кавказа было нарушено не после Халкидонского собора, т.е. в середине 5-го века, а только после принятия Халкидона отступником Кюрионом в начале 7-го века, отрекшимся собственных клятв. Т.е. через полтора века. А до этого грузины очень даже успешно были миафизитами, как и армяне, как и большинство христианских народов Востока.


В Армении победило монофизитство .

Это обычный ключнический забубон, когда неизменность древней дохалкидонской веры Древних Православных Церквей, апологеты Халкидонизма называют «принятием монофизитства».

Конфликт особенно обострился в начале VII века.Причиной начала конфликта стало то, что цуртавский епископ Моисей (по происхождению армянин), якобы преследуемый грузинами, бежал за помощью в Армению.

Прикольное объяснение «причины».))))))) Про серьезность такой «причины» я лучше промолчу, поскольку обещал одному своему грузинскому френду быть сдержаннее в комментариях… Но вот мне понравилось про «конфликт особенно обострился». Наверное, когда грузинские епископы анафематствовали «православный» Халкидон на «монофизитском» Двинском соборе, тогда конфликт не особенно еще обострялся?)))))))) А когда армянский «монофизитсткий» католикос Мовсес посвящал «православного» Кириона в католикосы ГЦ конфликт еще как-то удавалось скрыть?)))))))))))))))))))))))))))))))))))))


Его защиту взял на себя католикос Армении. Началась переписка между католикосом Картли Кирионом I и католикосом Армении.

Тупость и невежество автора этой мысли видны уже из того, что епископ Моисей (Мовсес) был изгнан с Цуртавской кафедры еще тогда, когда в ААЦ не было католикоса. Переписку с Кюрионом вел Вртанес Кертох. Католикос был избран много позже. Да и какая такая «защита» может быть для того, кто отказывался менять веру вслед за Кюрионом? В чем бы состояла такая «защита»? Руководство ААЦ просило бы вернуть на кафедру ГЦ человека не желающего исповедовать веру ГЦ? Как это возможно? Что-то с мозгами у грузинских «историков» не так… Естественно, что все послания армянских предстоятелей были с призывами о возврате грузин к единству веры, а восстановление епископа при восстановлении единства, уже дело техническое.


Вопрос с цуртавским епископом Моисеем вскоре был снят, и на передний план выступила важнейшая проблема. Армянская церковь обвиняла грузинскую церковь в искажении вероисповедания и призывала ее к «истинной вере».

Оставим епископа Моисея в покое, поскольку видеть в нем причину разрыва отношений между двумя Церквями, можно только крепко обпившись нефильтрованной чачи. Как это, если АЦ «монофизитская»со времен Халкидона, а ГЦ типа «православная» еще до того, как Моисей вывел евреев из Египта, и все это время не оформился разрыв отношений? А тут типа кто-то куда-то побежал, поскольку его обидели на национальной почве, и на тебе, «разрыв» и кухня пополам… Не знаю как на счет «обвинений», но что долго и упорно призывали Кюриона не устраивать раскол и не отрекаться от веры его же предшественников, то как бы естественно. Разве если УПЦ завтра в полном составе примет Католицизм и уйдет в раскол с РПЦ, то РПЦ не станет призывать УПЦ этого не делать? Вон, от самих грузин откололись абхазы и осетины, так сколько соплей на весь мир…


Между тем католикос Картли действовал весьма предусмотрительно и осторожно. Политическая ситуация не благоприятствовала Грузии.

Да, да. И абхазы с осетинами сейчас действуют предусмотрительно и осторожно. Есть у кого учиться.


Иран придерживался монофизитской веры,

Для «особо одаренных» их числа грузинских «историков» сообщаю, что Иран всегда придерживался Зороастризма, пока арабы им «истину» не открыли в виде Ислама. Но, если говорить о христианской Церкви Персии, то она была в описываемый период несториансткой, т.е. именно диофизитской, а не «монофизитской». Т.е., если к кому и благоволили иногда персы, то только к несторианам. По этой причине Персия всегда пыталась насадить Несторианство в Армении, поскольку насадить Зороастризм не получалось. В связи с этим, предлагаю этому грузинскому «историку» прочитать хоть что-нибудь по истории Церкви. Ну, хотя бы ключническую брошюрку. Даже там говорится о том, что в Иране христиане были несторианами.


а диофизитская Византия уже не представляла той силы, на которую могла рассчитывать Картли.

Да, тут нужно сказать, что у Картли (т.е. у Грузии) вышел серьезный прокол с перебежкой в лагерь Византии. Они во времена побед Маркиана надеялись подружиться с «сильными», чтоб таки жилось спокойнее, как сегодня с НАТО, да вот ведь казус - персы очень скоро надавали византийцам по голове и от перспектив «выгоды» от союза с Византией ничего и не осталось… Это как и теперь с войной Грузии с Россией. Как не ложились под НАТО, а пришла Россия и сделала что хотела. Правду ведь говорят, что история учит только тому, что ничему не учит.


Католикос Кирион умело использовал ситуацию

Не понятно….. А в чем «умелость»? Что за ситуация? Ну, отрекся Кюрион от древней Православной веры и принял Грекославие, ну ушел он в раскол с ААЦ принял Унию с Константинополем… и все. Какие еще разговоры? Может мне пожелать еще Илии «умело использовать ситуацию конфликта с Россией и принять Католицизм? Уверен, что папа обрадуется Унии ничуть не меньше, чем тогда константинопольский патриарх. А лет через 200 грузины будут рассказывать, что они никогда не были грекославными, но были католиками раньше, чем латиняне. Это у них получится… у них очень способные «историки».


и не дал возможность противнику склонить Грузию к монофизитству.

Вот так вот вчерашние братья оказываются «противником», а своя вчерашняя вера «монофизитством». Очень напоминает западноукраинских грекокатоликов. Большей желчи против Грекоправославия, т.е. против веры своих же предков, нет даже у самих природных латинян. Обычный, исконный католик куда лучше относится к тем же русским православным, нежели униат. Ведь правду же говорят, что ренегат хуже всякого врага. Проблема грузин в том, что Древневосточное дохалкидонское Православие - это их неизлечимая генетическая боль. Псевдоправославным радикализмом они лишь стараются самих себя успокоить и в себе же оправдать былое отступничество. Именно по причине того, что когда-то грузины были миафизитами, среди всех халкидонитских Церквей, ГПЦ наиболее нетерпима к Армянской Церкви и громче всех кричит о «монофизитах». И мы их боль прекрасно понимаем.


В конце концов между Арменией и Грузией произошел церковный раскол (608)...

Да, да, господин грузинский «историк», красиво излагаете, как для людей ничего не знающих от реальной истории Грузинской Церкви. Но, видите ли, если ААЦ была после Халкидона «монофизитской», а ГПЦ «православной», то весьма странно выглядит та ситуация, когда полтора столетия не мог произойти между ними подчеркнутый Вами «церковный раскол». На самом деле, даже не зная фактов, любой нормальный человек понимает, что раскол мог произойти только между двумя частями единого. Если в 608т году между Арменией и Грузией произошел раскол, то это значит только то, что до этого они были едины. И это так и было. Грузинская Церковь до 608 года была в семье Древних Восточных Православных Церквей, активно участвовала в общих соборах и долго и успешно противостояла византийскому духовному засилью. Но бес попутал, и Бог дал им искушение в лице пастыря-Иуды, который обрек свой народ на длительное духовное порабощение со стороны новых «единоверцев».

То, что грузины стали грекославными, сыграло с ними в злую шутку не только во времена Византии, которая настырно пыталась поглотить «единоверческую» Грузию. Куда более серьезная проблема возникла при поглощении Грузии Российской империей. Российская империя просто тупо ликвидировала Грузинскую Церковь, сделав ее частью РПЦ. Русские не только лишили грузин церковного самоуправления и патриарха, но и попытались буквально русифицировать их. Все грузинские священники были высланы в российскую глубинку, а в Грузию присланы русские священники и их службами на ЦСЯ, что при общей неприязни к такой форме «церковности» привело к тому, что грузины просто перестали ходить в церкви. И кончилось бы это дело весьма печально для «православных» грузин, кабы не приспела вовремя Советская власть. Только она их и спасла от русских объятий….. Вот русских «единоверцев» грузины с тех пор и «любят трепетно». А вот с Армянской Церковью такого произойти просто не могло. Ну не могли русские «еретиков» с собой смешать.)))

2.5k (20 за неделю)

Грузия является одной из наиболее древних стран, исповедующих христианство. Православная религия Грузии в становлении этой страны сыграла важнейшую роль, её просто невозможно переоценить. Но в Грузии живут и люди, придерживающиеся иных вероисповеданий. Разные конфессии научились здесь сосуществовать мирно, проявляя веротерпимость и уважение друг к другу, эти качества исконно присущи населению Грузии.

Основной религией страны является православие. Грузия по сроку христианизации уступает только Армении, она уже в 326 (по другим данным, в 337) году сделала христианство официальной религией.

Православие

Здесь популярно предание, согласно которому для апостольской проповеди Божья Матерь должна была отправиться в Грузию, неся в новые земли учение своего божественного сына. Поэтому Пресвятая Богородица стала покровительницей этой страны. Но ей суждено было остаться в Иерусалиме, а её заменил апостол Андрей, который нёс с собой её нерукотворный образ, с которым и обошёл села и города Грузии, проповедуя Евангелия. В городе Ацкури (рядом с нынешним Ахалцихе) молитва апостола воскресила покойника, после чего жители города поторопились принять Святое Крещение. Здесь апостол и оставил икону Богородицы. 28 ноября в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы отмечается церковный праздник. Об этих событиях вещают грузинские, греческие и латинские церковные летописцы. В тот период Грузия состояла из двух государств: Иверии (Картли) на востоке и Колхиды (Эгриси) на западе. Апостол Андрей обошёл с проповедями обе части.

Первые христиане в Грузии также подвергались гонениям. Но после проповеди в 327 году Святой равноапостольной Нины православие стало в Грузии официальной религией. Она во исполнение воли Святой Богородицы пришла из Иерусалима в Грузию, где окончательно утвердила христианство. Святая Нина была инициатором строительства многих храмов, посвящённых Георгию Победоносцу, который был избран Грузией в качестве небесного покровителя.

Нешвенный хитон Христа (плащаница) является древнейшей грузинской святыней, он хранится в Мцхетском соборе, который веками был и продолжает быть духовным центром грузин. Здесь стоит кафедральный собор Светицховели, посвящённый 12 апостолам. Другой древней святыней Грузии является могила Симона Кананита, который приходился апостолу Андрею спутником и учеником.

С момента прочного вступления на путь христианства в IV веке Грузия непоколебимо стояла на защите учения Христа. А врагов-завоевателей и иноверцев было много: иранцы, арабы, монголо-татары, турки-сельджуки, османы - все они пытались насадить в Грузии свою религию. Множество людей - духовного звания и обычных граждан - приняли мученическую смерть за христианскую веру. Беспримерным в мировой истории стал случай, когда венец мученика приняли одновременно около 100 000 человек - жителей Тбилиси, отказавшихся исполнить волю хорезмского шаха Джалалетдина, потребовавшего пройти по разложенным на мосту иконам и осквернить их. Тогда за отказ казнили всех, в том числе детей и стариков, а было это в 1226 году. В Грузии их память поминается 13 ноября. Орда Тамерлана в 1386 году умертвила монахинь Квабтахевского монастыря, а во время нашествия шаха Аббаса в 1616 году 6 тысяч монахов Давид-Гареджийского монастыря приняли мученическую смерть. Грузия этими событиями подала христианскому миру пример самопожертвования и стойкости в защите своей веры.

Прочие религии

Несмотря на безусловное доминирование православия, в Грузии с должным уважением и весьма терпимо относятся и к адептам других религий, которых также немало. В первую очередь, это мусульмане, ведь многие абхазы и жители южных и юго-западных районов Грузии стали приверженцами суннитской версии ислама. Мусульманами являются и большинство азербайджанцев. 80% ассирийцев также христиане, собственные православные церкви имеют русские, армяне и греки. Есть в Грузии и немного католиков.

В целом население Грузии следующим образом распределено по конфессиям:

  • 65% являются православными;
  • 10% - мусульмане (около 400 000 человек). Ислам - вторая по значению и охвату населения религия в современной Грузии. Именно столько мусульман было определено при проведении переписи населения Грузии в 2002 году.
  • 2% - католики (примерно 100 000 человек);
  • Протестанты (немцы-лютеране) начали селиться в Грузии после 1817 года. Сейчас в Грузии по разным оценкам проживают 20 000-34 000 протестантов, а также прихожан иных ответвлений христианской церкви. Первая церковь пятидесятников возникла в Грузии в 1929 году. Сейчас в стране 12 300 пятидесятников и 10 000 баптистов.
  • Оставшаяся часть грузинского населения поделена между приверженцами иудаизма, прочих верований, а также атеистами.

Бог монотеистических культур основные понятия … Википедия

Динамика религиозности в России по данным опросов общественного мнения Религия в России Действующая (от 1993 года) Конституция Россия определяет Российскую Федерацию как светское государство. Конституция гарантирует «свободу совести, свободу… … Википедия

Согласно статье 16 Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года, «религии и вероисповедания равны перед законом». Из… … Википедия

Чвенебури грузины мусульмане … Википедия

Координаты: 42°01′00″ с. ш. 43°44′00″ в. д. / 42.016667° с. ш. 43.733333° в. д. … Википедия

График населения Грузии Общая численность населения Грузии (без учёта частично признанных государств Южная Осетия и Абхазия) на 1 января 2012 года составила 4497,6 тыся … Википедия

Государства с официальными религиями … Википедия

Монета, на которой изображён Грузинский царь Георгий III. У царя Георгия III не было сыновей, и после его смерти на престол должна была вступить его дочь Тамара. Чтобы избежать трудностей в дальнейшем, царь Георгий решил возвести свою дочь на… … Википедия

Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. В данной статье делается попытка обобщения имеющейся информации о внешнеполитическом курсе грузинского руководства, пришедшего к власти в результате … Википедия

Экономические показатели Валюта Грузинский лари (GEL) Международные организации ВТО, МБРР, МВФ Статистика ВВП (номинальный) $14,35 млрд (2011) … Википедия

Книги

  • Государство, религия, церковь в России и за рубежом № 2 (34) 2016 , , «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» является ежеквартальным рецензируемым научным изданием, выпускаемым в Российской академии народного хозяйства и государственной службы… Категория: Религиоведение Серия: Журнал «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» 2016 Издатель:

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху - Господу миров! Мир и благословение посланнику Аллаха, его семье и сподвижникам. Кого направил Аллах, того никто не собьет, а кого Аллах сбивает с пути, того никому не направить. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад - раб Аллаха и Его посланник.

Грузия была мусульманской страной

История Грузии, как и история всего Кавказа, эта история борьбы за свою свободу, веру и самобытную культуру. За время существования, грузинскому народу пришлось столкнуться в борьбе за свободу со многими государствами, завоевателями и народами, распространявшими различные верования и идеологии.

Римляне, арабы, монголы, персы, османы - это далеко не полный перечень тех народов и представителей государств, которые в различные исторические периоды времени столкнулись в интересах за обладание по истине сказочными уголками мира - Кавказом и, в частности, Грузией. История Грузии и ее взаимоотношений с окружавшими ее народами и племенами не знает ни одного случая религиозной розни или конфликта основанного на религиозной нетерпимости. Хотя отдельные признаки, инспирируемые нечистыми на руку политиками, все же существуют.

С приходом Ислама в Кавказский регион, в 25 году лунного календаря хиджры, город Тифлис и прилагаемые районы были заняты мусульманами, которые правили в этом городе около 500 лет. Мусульмане мирно и дружественно жили с грузинскими христианами. В течение этого периода мусульмане не пытались насильно влиять на веру грузин. Грузинам приходилось платить налоги, которые снимались, в случае, если они становились мусульманами.

Наверное, этот принцип способствовал тому, что после повторного завоевания города Тифлиса грузинами в 515 году лунного календаря хиджры, их мирное существование с мусульманами, также продолжалось. Мудрый царь Грузии Давид Агмашенебели с уважением и любовью относился к своим подданным. Достаточно привести факт того, что после победы в известной Дидгорской битве, в один из религиозных праздников царь Давид Агмашенебели вместе с царевичем Деметре посетил мусульманские молельни, поздравил верующих и одарил их дарами.

В знак уважения, он, специальным фирманом, запретил колоть свиней в мусульманских кварталах, дабы не оскорблять чувства своих подданных. По словам Белазари в книге “Футух Аль Баладан”, в 25 году лунного календаря хиджры, началось взятие Армении, и Хабиб Ибн Муслим, во время Халифата Усмана (пусть Аллах будет им доволен), отправился в Джорзан (Грузию). Он после победы над племенами “Улудж” вошел в Тифлис и написал мирное соглашение Джорзан. Это соглашение способствовало тому, чтобы сохранились храмы, церкви, молитвы и их христианская вера.

Правителя-мусульманина звали Исхак Ибн Исмаил. Он собрал много сил и достиг такого уровня, что объявил о своей самостоятельности перед Халифатом. До 515 года лунного календаря хиджры Тифлис считался Исламским городом. Об этом Ягут говорит: “После взятия Тифлиса, во времена Османа, до 515 года лунного календаря хиджры, этот город постоянно находился у мусульман, и его население были мусульманами”.

Ибн Хогаль более обширно заявляет: “По вероисповеданию они принадлежат к мусульманам - суннитам на основании старой веры. Они ценят науку хадис и уважают знатоков хадисов”. Якуби указывает, что Тифлис считался военной базой мусульман в Армении и рассказывает о сражениях военачальников Аббаского Халифата в этом регионе, в 141-178 гг. лунного календаря хиджры.

В 238-240 гг. по хиджре, под руководством Бетригов поднялся мятеж, который охватил всю Армению. Амир Аббаского Халифата был вынужден послать одного из своих командиров в регион для подавления мятежа. Но эмиссар не смог справиться, и был убит. Одновременно с этими событиями, мусульманский правитель Тифлиса Исхак Ибн Исмаил, не отправляя налоги Халифу в Багдад, заявив о своем суверенитете. В связи с этим он получил прозвище “Тифлиский мятежник”. Он в войнах с силами Халифата был убит, и его голову отправили в Багдад. Масуди, также, указав на эти события, добавляет: “В те годы, в Тифлисе, ослабло величие мусульман. Соседние государства перестали подчиняться мусульманскому Хакиму и заняли большинство земель вокруг Тифлиса.

Племена неверных закрыли дорогу от Исламского царства в Тифлис. Хотя в то время ослабло влияние мусульман в регионе, но Тифлис сохранился в качестве Исламского города, и считался границей между Исламом и неверными. В том числе Истахри пишет так: “У реки Кура очень хорошая вода, которая течет с гор. Эта река проходит посредине Тифлиса и уходит на землю неверных”.

Мокадеси, также, в своей книге “Ахсан Аль Тагасим” пишет: “Река Кура проходит через Тифлис и уходит в Кофрестан (страна неверных)”. И, наконец, Ягут подтверждая тот факт, что разногласия между Хакимом Тифлиса и командиром Халифата, привела к его гибели, потери величественности Халифата, усилению сил неверных вокруг города и ослаблению мусульман, пишет так: “Все же, Тифлис, до 515 года по хиджре, находился в руках мусульман, но неверные смогли захватить эту землю”. Все это доказывает, что город Тифлис, до оккупации грузинами-христианами, то есть до 515 года по хиджре, находился под властвованием Ислама и там проживало значительное количество мусульман.

Ягут назвал несколько властителей-мусульман, проживающих в Тифлисе, в том числе Абуахмад Хамед Ибн Юсуф Ибн Ахмад Ибн Альхосейн Альтифлиси. После падения власти арабов над Грузией, с 515 до 623 гг. по хиджре, во времена правления Давида Бани, этот регион был захвачен абхазцами, которые создали сильную монархию, и кульминация силы этой монархии была при Царице Тамаре, дочери Георгия III, в 1184-1213 гг.

После завоевания Грузии монголами, эта страна потеряла свое значение в качестве базы для крестовых походов и постепенно, попала в зону влияния иранских илханов и монголов. В 1453 году Османский Султан завоевал Стамбул и Бизанская Империя, которая являлась точкой опоры Грузии, рухнув, вошла в историю. Османские турки заняли основные регионы этой земли. Иван Грозный и другие московские цари обращали особое внимание на маленькое королевство Грузии.

Но, в то время, русские не владели такой силой, чтобы ликвидировать мощь и влияние мусульман в этом регионе. XVI век был свидетелем царствования Шахабаса Сафави в этом регионе. Династия Мухран царствовало в Тифлисе под покровительством сафавийских шахов. В 1658-1723 гг., почти целое столетие, в этом регионе царствовал покой и мир, и у грузин появилась возможность, постепенно и спокойно познакомиться с культурой Запада.

Иранские правители Надиршах Афшар и Ага Мохаммадхан Каджар старались возобновить власть Ирана над Грузией. И даже, Ага Мохаммадхан, в 1759 году, жестоко истребил жителей Тифлиса и разграбил их имущество. На основании контракта заключенного 24 июня 1783 г., между Ираклием II и Великой Екатериной II, русские смогли господствовать в этом регионе, а в 1801 г., Александр I, в результате военной оккупации Грузии, присоединил эту землю к России.

Этот шаг царизма послужил причиной возникновения двенадцатилетней войны между Ираном и Россией. На основании соглашения “Гулестан” и “Туркменчай”, Иран с 1828 г. отказался от всех своих претензий, в отношении Грузии.

Войны Ирана с Россией, способствовали возникновению больших политических и социальных изменений в обеих странах. В Иране победила революция, требующая конституционный строй, а в Грузии усилилось противостояние против политики "обрусения" этого государства.

После революции 1917 года в России, на некоторое время правление над грузинами, азербайджанцами и армянами осуществлялось центральным комитетом под названием “Закавказский комиссариат”. В 1918 году, грузины создали самостоятельное государство и ушли под прикрытие и защиту немцев.

После окончания первой мировой войны эта страна снова была оккупирована Российской армией, в результате этого, вошла в число бывших Советских Республик. В 1988 года, с появлением политики гласности Горбачева, грузинский народ потребовал самостоятельности и права на власть. И, наконец, в апреле 1991 года, Грузия, была пятой республикой бывшего СССР, объявившей о своем суверенитете.

В 1992 году, Э. Шеварднадзе - избран президентом Республики Грузии. Памятником культуры, свидетельствующей о роли Исламской цивилизации является сама столица Грузии - город Тбилиси и ее старинная архитектура. Старый Тбилиси еще сохранил свою первозданность и является ни чем иным как памятником мусульманских зодчих. Вся архитектура старого Тбилиси состоит из восточных форм, узкие улочки, лабиринты, тупики и неожиданные выходы на главную площадь, бесформенные надстройки и пристройки, балконы, террасы - все напоминает старинный Стамбул, Дамаск, словом, все те города, которые когда-то входили в состав Османской империи.

Само название Тбилиси, или Тифлис, говорит о ее Исламских корнях. Самыми известными на сегодняшний день архитектурными памятниками говорящими о наличии и влиянии Исламской культуры на Грузию, является Тбилисская мечеть, построенная еще при османах, рядом с мечетью находятся известные серные бани, построенные в стиле мечети еще во времена персидского влияния.

До прихода в Грузию советской власти на этой территории стояла одна величественная мечеть, она занимала огромную площадь и находилась на берегу Куры. Мечеть была разрушена коммунистами, и сейчас на ее месте стоит мост и небольшая православная часовня. Помимо известного приветствия "гамарджобат" (здравствуйте), грузины еще говорят "салами", где четко просматривается "салям" (от араб. - "мир").

Этнический состав нынешней уммы Грузии разнороден, начиная от этнических грузин: аджарцы, месхи, энгелойцы, и до пришлых народностей: чеченцы-кистинцы, азербайджанцы. Сегодня к ним прибавляются и новообращенные, среди них есть и местные русские, армяне, грузины, евреи. Большая часть этнических грузин-мусульман проживает вне Грузии. Это лазы в Турции, большое число грузин-мусульман проживает в Иране, энгелойцы в основном территориально находятся в Азербайджане.

Основная часть мусульман Грузии - сунниты, но есть и шииты из числа этнических азербайджанцев. Говоря об аджарцах надо сказать, что они наиболее привержены и последовательны в Исламе, не смотря на то, что они первыми приняли христианство из числа грузин. Как говорят некоторые старейшины, сами апостолы Иисуса Христа (мир ему) принесли свет веры в Аджарию.

Среди предков экс-руководителя Аджарии Аслана Абашидзе были известные Исламские ученые, один из которых даже был муфтием в Стамбуле и носил звание муфтия четырех мазхабов. В Грузии никто сегодня не занимается целенаправленной пропагандой Ислама, в основном к Исламу обращаются те, кто чувствует потребность в вере, ищет истину и смысл своего существования.

Эти люди сами организуются в общества, занимаются изучением Ислама. При Э. А. Шеварднадзе грузинскому православию был дан особый статус в государстве, тогда как у мусульман нет никакого статуса. До прихода Российской империи, Грузия была практически мусульманской страной, а православные составляли конфессиональное меньшинство.

Грузинские историки это скрывают, но факт есть факт. Многие грузинские исторические источники до начала XIX века сфальсифицированы. Очень многие грузинские цари являлись мусульманами, а мусульманское населения до конца XIX века играло доминирующую в стране роль. Не надо забывать, что первым централизованным государством на территории сегодняшней Грузии был Тифлисский эмират, образованный в IX веке, а первый парламент в Грузии создал великий турок-мусульманин Кутлу Арслан во время правления царицы Тамары.

Антиисламская тенденция начала развиваться в Грузии после установления власти Российской империей. Полномасштабный же «крестовый поход» против мусульманского населения начался после провозглашения Грузинской ССР. С 1931 же года в стране с одобрения палачей И. Сталина и Л. Берии пошли кровавые репрессии. С 1921 по 1953-год из-за дискриминации и репрессий Грузию покинуло более миллиона мусульман. От них были очищены на 90% регионы Ахыска (Самсхе - Джавахети), Кахетии и город Тифлис.

С 1936 года мусульманское название «Тифлис» было заменено на грузинское - «Тбилиси». А турки-месхетинцы, высланные в 1944 г., до сих пор не могут возвратиться в Грузию из-за неошовинистских и антимусульманских настроений правящего в стране режима. После обретения независимости с подачи З. Гамсахурдиа начался новый всплеск ксенофобии против мусульманского населения, в том числе против осетин и абхазов. Не надо забывать, что в 1990-ом году компания в Абхазии изначально была направлена против абхазов-мусульман, а только потом переросла в крупный межнациональный конфликт.

Именно З. Гамсахурдиа призывал ликвидировать автономный статус Аджарии из-за того, что там основная часть населения проповедует Ислам. Начатая З. Гамсахурдиа политика очищения Грузии от азербайджанцев, лезгин, чеченцев, ингушей и аварцев сегодня продолжается. Полным ходом идет христианизация Аджарии.

Во время правления Э. Шеварднадзе анти-исламская политика в Грузии проводилась в жизнь замаскировано. Однако захват власти в 2003 году М. Саакашвили дал возможность грузинским шовинистам успешно продолжить эту политику, начатую еще палачами И. Сталином и Л. Берией. Для Аджарии христианизация вообще, можно сказать, является государственной политикой.

Если ты грузин-мусульманин (аджарец) - для тебя закрыты двери на государственной службе и даже в бизнесе. Чтобы обойти данные препятствия, следует стать христианином. Грузинские шовинисты исходят из того, что грузин-православный. Если же он мусульманин - для них это значит почти что враг.

Он воспринимается как предатель своего народа, предки которого продались в свое время захватчикам. Такова реальная ситуация в Грузии. Поэтому мусульманские народы нашей страны должны объединиться. Даже рядовые грузины называют нас не «мусульманами», а «магометанами». Это фраза используется и в официальных документах. Режим М.Саакашвили по своей сути антиисламский.

Еще 2002 году, когда будущий президент начинал свою оппозиционную деятельность, он нагло назвал азербайджанцев «жалкой нацией». Мы также не забыли незаконные действия МВД Грузии в отношении местных жителей Ахметского района - чеченцев и ингушей - и очистку от мусульман руководящих постов в Аджарской АР.

Согласно последней статистике переписи населения 1994 г., население Грузии составляет 5 миллионов 503 тысячи человек, из них на тот момент мусульмане составляли более 300 тыс. чел. на данный момент мусульман более 1 миллиона человек, альхамдулиЛлах!

Дауд Тбилисский