СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
САМОАТТЕСТАЦИЯ КОЛЛЕКТИВА

(методика Р. С. Немова)

Цель: определить эталонность общности в восприятии ее членов.

Необходимо для проведения следующее.

Каждый учащийся должен иметь бланк с текстом:

«Давай поразмышляем о твоем классе. Является ли он дружным, сплоченным коллективом? Это можно выяснить, если ответить на вопрос, сколько ребят твоего класса обладают перечисленными качествами».

Перед каждым выражением стоят буквы. Обведи кружком ту из них, которая означает ответ, соответствующий твоей точке зрения. Буквы означают:

Н – никто;

М – меньшинство;

П – половина;

Б – большинство;

В – все.

н м п б в 1. Свои слова подтверждают делом.

н м п б в 2. Все вопросы решают сообща.

н м п б в 3. Правильно понимают трудности, стоящие перед группой.

н м п б в 4. Радуются успехам товарищей.

н м п б в 5. Помогают новичкам.

н м п б в б. Не ссорятся, когда распределяют обязанности.

н м п б в 7. Знают задачи, стоящие перед классом.

н м п б в 8. Требовательны к себе и другим.

н м п б в 9. Личные интересы подчиняют интересам коллектива.

н м п б в 10. Принципиально оценивают успехи коллектива.

н м п б в 11. Искренне огорчаются при неудаче товарища.

н м п б в 12. К своим ребятам и новичкам предъявляют одинаковые требования.

н м п б в 13. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе.

н м п б в 14. Знают итоги работы коллектива.

н м п б в 15. Сознательно подчиняются дисциплине.

н м п б в 16. Не остаются равнодушными, если задеты интересы группы.

н м п б в 17. Одинаково оценивают общие неудачи.

н м п б в 18. Уважают друг друга.

н м п б в 19. Радуются успеху новичков.

н м п б в 20. Если надо, принимают на себя обязанности других членов коллектива.

н м п б в 21. Хорошо знают, чем занимаются учащиеся других классов.

н м п б в 22. По-хозяйски относятся к общественному добру.

н м п б в 23. Поддерживают принятые в классе традиции.

н м п б в 24. Одинаково оценивают справедливость наказаний.

н м п б в 25. Поддерживают друг друга в трудные минуты.

н м п б в 26. Не хвастаются перед ребятами из других учебных заведений, школ и классов.

н м п б в 27. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях.

н м п б в 28. Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга.

На доске изображается шкала возможных ответов.

Ход опроса

После тщательного объяснения исследователем задания испытуемые заполняют бланк. Если кто-то из учащихся испытывает затруднения, то исследователь помогает ему ответить на первые два-три вопроса. Важно, чтобы испытуемые ответили на все вопросы, тогда повышается достоверность и облегчается обработка получаемых результатов.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

Для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала:

в – 4 балла;

б – 3 балла;

п – 2 балла;

м – 1 балл;

н – 0 баллов.

Затем составляется матрица, куда заносятся ответы в баллах всех участников эксперимента.

Матрица для определения эталонности общности

Фамилия,

имя

Ответы

Сумма

баллов

Кол-во

ответов

Итого:

Показателем эталонности общности в восприятии ее членов (М) является частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов учащихся на количество ответов учащихся на данный вопросник.

1. Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны)

Внутренне (самонаблюдение)

Свободное

Стандартизированное

Включенное

Стороннее

2. Опрос

Письменный

Свободный

Стандартизованный

3. Тесты

Тесты-опросники

Тесты-задания

Проективные тесты

4. Эксперимент

Естественный

Лабораторный

5. Моделирование

Математическое

Логическое

Техническое

Кибернетическое

Приведенные классификации методов исследования различны по своей структуре, но содержание методов не имеет различий.

2.5.3 Характеристика методов

1. Неэкспериментальные методы

Наблюдение – это планомерное, целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем. Наблюдение – основной, наиболее распространенный в психологии эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека.

Вначале появились наблюдения психологов за собственными детьми, оформляемые в виде записей и дневников (В. Прейер, В. Штерн, Ж. Пиаже, Н. А. Рыбников, Н. А. Менчинская, B.C. Мухина и др.). Однако следует отметить, что наблюдения разных авторов проводились с разными целями, вследствие чего их трудно сопоставлять друг с другом. Затем стали появляться научные учреждения, где этот метод был основным. Так, П. М. Щелованов организовал в 1920 году в Ленинграде клинику развития детей, в которой жили преимущественно подкидыши и сироты, за развитием которых велось круглосуточное наблюдение.

Следует обратить внимание на тот факт, что наблюдение становится методом психологического изучения лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений (как это было в первых дневниковых записях), а осуществляет переход к объяснению их психологической природы этих явлении. Сущность наблюдения состоит не в одной лишь регистрации фактов, а в научном объяснении причин этих психологических фактов.

Возможность использования этого метода естественных наук в психологии основана на методологическом принципе единства сознания и деятельности. Общеизвестно, что психика человека формируется и проявляется в его деятельности – в действиях, словах, мимике и т.д. На основании внешних проявлений мы судим о внутренних процессах и состояниях.

Наблюдение в психологических исследованиях используется в различных вариантах :

    наблюдение как вид деятельности;

    наблюдение как метод;

    наблюдение как частная методика (технология).

Главными особенностями наблюдения как метода психологического исследования являются целенаправленность и опосредованность (наблюдение не напрямую, а через что-то). В данном случае исследователь не вмешивается в ход психических проявлений испытуемых, вследствие чего они протекают естественно. Однако эта «невмешательская» позиция наблюдателя имеет не только положительные, но и отрицательные последствия. В частности, не всякое даже специально зафиксированное восприятие поведения детей можно считать научным наблюдением. Чтобы стать подлинным методом научного исследования, наблюдение должно быть правильно построено (должны быть четко сформулированы цель и задач исследования).

Недостатки , присущие наблюдению как методу научного исследова­ния:

    Большие временные затраты в связи с пассивностью наблюдателя. Трудно предвидеть, когда появится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы; в то же время некоторые явления вовсе недоступны для наблюдения.

    Уникальность и неповторимость наблюдаемых явлений.

    Трудность установления причины явления (слитность наблюдаемых факторов с попутными явлениями, а также много неучитываемых условий).

    Субъективизм исследователя. Опасность субъекти­визма возрастает в том случае, если исследователь не только фиксирует в протоколе то, что он воспринимает, но и высказывает свое мнение о проис­ходящем. Такой тип записи М. Я. Басов назвал «истолковательным».

    Необходимость учитывать культурные и ментальные особенности объ­екта наблюдения.

    Трудность осуществления статистической обработки данных.

    Трудоемкость. Для реализации наблюдения необходимы высокая психологическая образованность исследователя и огромная затрата времени.

Однако у этого метода имеются и свои безусловные достоинства :

    Универсальный характер.

    Гибкость наблюдения.

    «Скромность» наблюдения (на сегодняшний момент, однако, устарело, т.к. нужна видеокамера).

    Не искажает естественного протекания психических процессов.

    Богатство собираемых сведений. Благодаря наблюдению перед исследователем развертывается конкретная жизнь определенного человека, которую можно сравнить с другими конкретными наблюдениями и сделать со­ответствующие выводы.

Наблюдение должно быть систематическим и планомерным. Необходимо составить подробную программу того, какие люди будут наблюдаться, в какие дни и часы дня проводится наблюдение, какие моменты жизни будут наблюдаться и др., т.е. ответить на вопросы об объекте и предмете исследования. Большое значение имеет разработка схемы наблюдения, которая составляется лишь после предварительного изучения объекта и предмета исследования. Результаты заносятся в протокол, после чего подвергаются математической обработке. Все это позволяет в какой-то мере преодолеть недостатки наблюдения как метода.

В настоящее время для достижения объективности и точности наблюдения используются также такие технические средства, как киносъемка, магнитофон, фотография. Для уточнения результант наблюдения используется шкала, на которой отмечаются интенсивность протекания того или иного психического явления: сильно, средне, слабо и т.д.

Важной методической проблемой при осуществлении наблюдения является вопрос о взаимодействии исследователя и испытуемых: испытуемый не должен знать, что он стал объектом изучения, иначе естественность поведения, которая является главным преимуществом метода, утрачивается. В качестве «шапки-невидимки» используются «зеркало Гезелла», включенное наблюдение (когда наблюдатель становится для наблюдаемых привычным человеком, при котором они ведут себя естественно).

В зависимости от объекта наблюдения выделяют следующие виды:

    Самонаблюдение – метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления. В качестве объекта самонаблюдения могут выступать цели, мотивы, результаты деятельности. Данный метод лежит в основе самоотчетов. К недостаткам метода можно отнести его субъективность, вследствие чего самонаблюдение используется чаще всего как дополнительный метод;

    Объективное наблюдение (внешнее наблюдение) – наблюдение над другим человеком, со стороны.

В психологии могут применяться различные способы организации объ­ективного наблюдения (схема 10).

Способы организации объективного наблюдения

Непосредственное

(проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом)

Опосредованное

(используются результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение воспитателей, кино-, магнито-, видеозаписи)

Явное (открытое)

(наблюдение, протекающее в условиях осознанного факта присутствия посторонних)

(наблюдение с помощью «зеркала Гезелла»)

Включенное (причастное)

(наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы, анализирует событие «изнутри»).

Невключенное

(непричастное)

(исследователь ведет наблюдение извне)

Систематическое (сплошное)

(регулярное наблюдение в течение оп­ределенного периода; фиксируются все проявления психической деятельности)

Несистематическое (выборочное, случайное)

(наблюдается какое-либо одно психическое явление)

Долговременное

(лонгитюдное)

(наблюдение в течение

длительного времени)

Кратковременное (наблюдение в течение

определенного промежутка времени)

Единичное

(наблюдение проводится

один раз)

Каузальное (причинное) (наблюдение за каким-либо определенным случаем)

Эпизодическое

(фиксируют отдельные факты поведения)

Наблюдение как частная методика предполагает:

    цель и программу наблюдения;

    наличие объекта и ситуации наблюдения;

Очевидно, что в конкретных психологических исследованиях почти никогда не применяется один какой-либо метод. Каждый этап исследования требует использования своего метода или сочетания нескольких. Обычно в психологических исследованиях с детьми, уже владеющими речью, используется беседа, которая дает возможность установить, как сам ребенок понимает ту или иную ситуацию, что он о ней думает.

Беседа – это неэкспериментальный метод психологического исследования, который предусматривает прямое или косвенное накопление информации путем вербального (словесного) общения. Беседу можно использовать не только как метод сбора первичной информации о человеке в процессе общения с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы, но и как метод изучения и выяснения индивидуально-психологических особенностей личности (склонностей, интересов, степени воспитанности, отношения человека к жизненным явлениям, собственным поступкам и др.).

Беседа отличается сравнительно свободным построением плана, взаимным обменом мнениями, предложениями. Проходит в форме личного общения по специально составленной программе. Сильная сторона беседы – в живом контакте исследователя с испытуемым, в возможности индивидуализации вопросов, их варьирования, использования дополнительных уточнений, в возможности оперативной диагностики достоверности и полноты ответов.

В ходе беседы могут быть использованы следующие типы вопросов :

    ориентировочно-психологические – используются для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой;

    вопросы-фильтры – дают возможность выяснить некоторые детали из жизни испытуемых;

    контрольные вопросы – проверка достоверности полученной информации.

Преимущество хорошо спланированной беседы или другого опроса не только в том, что они дают более достоверные результаты, но и в том, что ответы детей можно обрабатывать статистически. Так, при массовых обследованиях, результаты которых затем подвергаются статистической обработке, используется стандартизированная беседа с точно сформулированными вопросами. Каждый вопрос при этом имеет четкую целевую установку, которая дает возможность затем осуществить содержатель­ную интерпретацию ответов.

Одним из видов беседы является интервью . Это один из наиболее старых и широко распространенных методов получения информации о людях, под которым следует понимать планомерные действия с определенной научной целью, в ходе которых испытуемый должен быть подвигнут к сообщению вербальной информации с помощью ряда условных вопросов или вербальных стимулов. Интервьюкак специфическая форма беседы может быть использована для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и др.

Интервью можно разделить на структурированное инеструктурированное . В интервью первого типа вопросы тщательно сформулированы и умело выстроены в нужном порядке. В неструктурированном интервью, наоборот, вопросы построены так, чтобы у испытуемого оставалась определенная свобода в ответах.

Интервью можно брать не только у отдельной личности, т.е. его можно проводить не только в индивидуальной форме , но и вгрупповой . Групповое интервью приближается по форме к групповой дискуссии.

Метод интервью может быть богатым источником информации. Тем не менее интерпретация полученных данным носит порой субъективный характер, и на нее могут оказывать влияние пристрастия самого интервьюера. Кроме того, личность интервьюера может незаметно влиять на то, насколько открытым и искренним проявит себя испытуемый во время интервью. С последним фактом связано возможное утаивание и искажение жизненно важной информации. Однако несмотря на это, интервью, особенно дополненное информацией из более объективных источников, является одним из важнейших методов оценки личности.

Опрос представляет собой способ получения информации об изучаемом индивиде, группе в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. испытуемого. Цель опроса – выявить мнения, установки, представления человека о себе, окружающих людях, явлениях действительности.

Более полно опросники будут рассмотрены в разделе «Психодиагностические методы».

Анкетирование (анкета)

Анкетирование – эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы.

Анкета представляет собой опросный лист, содержащий систему вопросов, составлен­ных определенным образом с учетом содержания вопросов, формы их предъявления (открытые, требующие полного развернутого ответа, и закрытые, требующие ответа «да» или «нет»), а также количества и порядка следования. Порядок следования вопросов чаще всего определяется методом случайных чисел.

Анкетирование может быть устным или письменным, проводиться в индивидуальной или группой формах, однако во всех случаях оно должно отвечать требованиям репрезентативности и однородности выборки.

Анализ продуктов (результатов) деятельности (творчества) – это исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Это метод опосредованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов его деятельности.

Особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в контакт с самим испытуемым, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности. Использование этого метода основывается на методологи­ческом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика человека не только формируется, но и проявляется в деятельности.

Изучение продуктов труда заключается в психологическом анализе различных поделок, рисунков, сочинений, творческих работ и др. Данный метод широко используется в педагогической психологии в форме анализа сочинений, конспектов, комментариев, выступлений и др., в детской психологии – в форме анализа рисунков, поделок и др.

По качеству продуктов деятельности можно сделать заключение об аккуратности, ответственности, точности испытуемого. Анализ количества и качества изделий в течение определенного времени позволяет обнаружить период наивысшей продолжительности труда, начало утомления и сделать выводы о наилучшем режиме труда.

Просмотр нарисованных испытуемым картин или рисунков может оказать существенную помощь в определении его способностей в художественном творчестве, выработанности навыков, уровня развития творческих возможностей. При изучении рисунков анализируется их сюжет, содержание, манера изображения, а также сам процесс ри­сования (время, затраченное на рисунок, степень увлеченности) и т.д.

Социометрия (социальное измерение) – это исследовательский метод, позволяющий изучать эмоционально-непосредственные отношения внутри малой группы, разработанный Дж. Морено. Модификация теста проведена Я. Л. Коломинским. Социометрия служит средством получения данных о том, как члены малой социальной группы относятся друг к другу на основе взаимных симпатий-антипатий.

Основным методологическим средством социометрии является так называемый социометрический тест (тест социометрического выбора). Он составляется из вопросов (критериев выбора), адресованных каждому члену конкретной социальной группы.

Форма проведения: индивидуальная и групповая. В зависимости от возрастного состава групп и специфики исследовательских задач применяются разнообразные варианты самих процедур исследования: «Выбор в действии», «Поздравь товарища». Полученные в ходе исследования данные заносятся в социометрическую матрицу, на основании которой составляется социограмма – специальный рисунок, диаграмма, отражающая целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов, ожидаемых выборов, а также рассчитываются различные коэффициенты отношений.

Восприятие и идентификация предметов окружающей действительности - важный этап интеллектуального развития ребёнка. Кроме того, это один из показателей готовности малыша к обучению в школе. Для определения его соответствия возрастным нормам применяется методика Р.С. Немова «Какие предметы спрятаны в рисунках?».

Методика Р.С. Немова: автор, суть, цели

Особенностью живого детского ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять.

Джордано Бруно

Связное словесное описание увиденного является ключевым пунктом диагностики детей при поступлении в школу. Для этого используется несколько методик, самой известной из которых считается тест прославленного отечественного психолога, педагога, члена-корреспондента Международной академии психологических наук, автора более десятка учебников по психологии и психодиагностике Роберта Семёновича Немова «Какие предметы спрятаны в рисунке?». Приём предполагает определение ребёнком за минуту четырнадцати знакомых предметов, которые представлены в трёх контурных изображениях. Целями тестирования автор выделил:

  • оценку уровня восприятия малыша;
  • выявление способности формировать образы в сознании;
  • определение умения составлять умозаключения, связанные с этими образами;
  • анализ словесного выражения идей относительно предмета рассуждения.

Методика используется в работе с детьми 4–6 лет.

Проведение теста «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Форма проведения диагностики - индивидуальная, так как малыш непременно должен устно назвать увиденные предметы (при этом задача взрослого - зафиксировать сказанное). Чтобы результаты теста были объективными, необходимо выбрать момент, когда испытуемого ничего не беспокоит, он уравновешен и готов поиграть.

Инструкция по организации тестирования:

  1. В начале работы ребёнку представляются 3 рисунка, которые сопровождаются комментарием взрослого: «Ты видишь очертания предмета, внутри него, как в мешке Деда Мороза, спрятались разные интересные штуковины. Попробуй их найти и как можно быстрее назвать».
  2. Малыш определяет распознанные объекты, а взрослый фиксирует их количество удобным для себя способом.
  3. Если ребёнок спешит, не найдя все предметы на одной картинке сразу же переходит к следующей, то экспериментатору следует мягко вернуть малыша к работе над предыдущим изображением.
  4. По прошествии минуты взрослый подсчитывает результаты.

Обработка и интерпретация результатов

Для оценки результатов исследования необходимо учесть время, затраченное на работу:

  • 10 баллов - внятно названы все 14 объектов меньше чем за 20 секунд;
  • 8–9 - ребёнком правильно определены 14 предметов за 21–30 секунд;
  • 6–7 - испытуемый отыскал всё за 31–40 секунд.
  • 4–5 - малышу потребовалось 41–50 секунд;
  • 2–3 - на поиск ушло 51–60 секунд;
  • 0–1 - больше чем за 1 минуту малыш так и не смог назвать все скрытые объекты.

По итогам подсчёта баллов экспериментатор может сделать вывод об уровне образного восприятия ребёнка:

Если малыш получил оценку от 4 до 7 баллов, то достаточно продолжать занятия с ним, направленные на концентрацию внимании и образное восприятие информации. Для этого отлично подходит чтение сказок вслух с последующим выполнением заданий (решением ребусов, разгадыванием кроссвордов, ответами на вопросы к тексту, зарисовками главных героев повествования и так далее). При показателях от 0 до 3 очков рекомендуется обратиться к дефектологу, который поможет ребёнку научиться концентрироваться и выделять основное в увиденном и услышанном с помощью индивидуально разработанной программы коррекции.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» – быстрый и эффективный способ определения уровня развития образного мышления ребёнка. Тест позволяет также оценить, насколько хорошо испытуемый может составлять умозаключения по поводу увиденного и передавать их словами. Рассматриваемый приём входит в обязательную программу тестирования будущих первоклассников.

Общее представление о психодиагностике 7
Из истории психодиагностики 14
Профессионально-этические аспекты психодиагностики 19
Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые к ним требования 26
Общая характеристика методов психодиагностики 26
Методы психодиагностики, их классификация 33
Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и ситуациям 42
Тесты и тестирование 47
Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста 56
Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста 57
Методы диагностики познавательных процессов дошкольников 62
Методы диагностики восприятия 65
Методы диагностики внимания 73
Методы диагностики воображения 83
Методы диагностики памяти 88
Методы диагностики мышления 96
Методы диагностики речи 116
Психодиагностика личностных качеств и межличностных отношений у дошкольников 123
Методы изучения межличностных отношений 144
Подведение итогов и представление результатов психодиагностического обследования детей-дошкольников 148
Итоговая, интегральная характеристика уровня психологического развития ребенка-дошкольника 149
Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников 156
Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста 157
Методы определения готовности ребенка к обучению в школе и диагностика уровня развития его познавательных процессов 164
Методы оценки внимания младшего школьника и ребенка, поступающего в школу 173
Методы диагностики памяти 179
Методы изучения воображения 193
Методы психодиагностики мышления младшего школьника 198
Методы оценки уровня развития речи у младших школьников 216
Методы изучения личности и межличностных отношений у младших школьников 223
Подготовка заключения об уровне психологического развития ребенка младшего школьного возраста 259
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей 270
Особенности психодиагностики детей подросткового и юношеского возраста 270
Методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте 277
Методы оценки мышления у подростков и старших школьников 281
Методы диагностики личности 321
Методы изучения межличностных отношений 380
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей 411
Психология и психодиагностика взрослых 412
Изучение познавательных процессов у студентов, учителей и родителей 417
Методы изучения личности взрослого человека 452
Блок методик, связанных с решением человеком жизненных проблем 479
Методы педагогического изучения межличностных отношений взрослых людей 502
Часть II. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики
Глава 1. Что такое экспериментальная педагогическая психология 528
Понятие об экспериментальной педагогической психологии 529
Проблемы экспериментальной педагогической психологии 531
Способы и средства научного решения проблем экспериментальной педагогической психологии 534
Глава 2. Виды научных психолого-педагогических исследований 539
Типология научных психолого-педагогических исследований 539
Психолого-педагогический эксперимент 543
Логика доказательства в психолого-педагогическом эксперименте 553
Глава 3. Статистический анализ экспериментальных данных и способы наглядного представления результатов 558
Методы первичной статистической обработки результатов эксперимента 559
Методы вторичной статистической обработки результатов эксперимента 566
Способы табличного и графического представления результатов эксперимента 586
Глава 4. Подготовка и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования 593
Подготовка экспериментального психолого-педагогического исследования 593
Проведение эксперимента 600
Анализ результатов эксперимента 601
Практические рекомендации и программа их внедрения 605
Словарь основных терминов 613

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга задумана и написана автором как продолжение на университетском уровне содержания курсов психологии, представленных в двух книгах фундаментального учебника по психологии для высших педагогических учебных заведений1. Вместе с тем она является самостоятельным изданием, которое может использоваться как новый учебник независимо от этих книг. Он вводит в программу университетской психолого-педагогической подготовки студентов две дисциплины: «Психологическая диагностика» и «Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики».
Преподавание этих курсов рассчитано на переход от первой ступени вузовского обучения - бакалавриата (для этого предназначены программы по общим основам психологии и психологии образования) ко второй ступени обучения - магистратуре. Предполагается, что студенты, полностью и успешно завершившие свое образование на уровне бакалавриата, продолжая обучение в магистратуре педагогического университета, вслед за курсами общих основ психологии и психологии образования должны будут пройти обязательные курсы психодиагностики и экспериментальной психологии, представленные в этой книге. Только в этом случае можно будет с уверенностью утверждать, что будущий педагог действительно подготовлен как специалист с современным университетским образованием.
Получив соответствующие знания, выпускник педагогического университета сможет самостоятельно организовывать и проводить прикладные психолого-педагогические исследования, выступать в школе не только как учитель-новатор, но и как педагог-экспериментатор.
Третья книга вузовского учебника по психологии состоит из двух частей, соответственно озаглавленных «Психологическая диагностика» и «Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики». Эти самостоятельные учебные дисциплины должны преподаваться после того, как студенты изучат курсы общих основ психологии и психологии образования.
" Немое Р.С. Психология: Кн. I. Общиеосновы психологии. М.: «ВЛАДОС», 1998; Немое Р.С. Психология: Кн. II. Психология образования. М.: «ВЛАДОС», 1998.


ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3. Психодиагностика
Экспериментальная психология как наука получила признание во второй половине XIX в. В противоположность умозрительной теоретической психологии она занималась эмпирическими исследованиями различных психологических проблем. Однако ее задача ограничивалась только представлением этих результатов. Как учебная дисциплина экспериментальная психология в данной книге понимается гораздо шире. Это система знаний и умений, которыми необходимо овладеть для того, чтобы стать хорошим экспериментатором.
Аналогичное можно сказать и о курсе «Психологическая диагностика». Его изложение здесь не ограничивается рассмотрением теоретических и методологических вопросов психодиагностики как таковой, хотя им уделено в книге достаточное внимание. Главное, что этот курс включает множество практически полезных методов психодиагностики, предназначенных для изучения разнообразных психологических свойств людей пяти различных возрастных групп: дошкольники, младшие школьники, подростки, старшие школьники, взрослые люди. Психологические методы для взрослых людей включены в содержание учебника потому, что сферой образования охватываются не только дети, но и взрослые люди, а педагог-экспериментатор может проводить свои исследования не только на детях, но также на студентах, учителях и родителях.
Всего в книге описано около 120 психодиагностических методик, многие из которых публикуются впервые. С помощью этих методик можно получить до 170 частных психодиагностических показателей, характеризующих психологию людей от познавательных процессов до личности и межперсональных отношений.
Психодиагностические методики, предназначенные для детей, автор стандартизировал, а также сделал преемственными из возраста в возраст. Однако второе имеет свою негативную сторону. Преемственность требует повторного описания одних и тех же методик при переходе от одной возрастной группы к другой. Чтобы избежать этого в тех случаях, когда рекомендуемая методика уже была ранее подробно описана применительно к другому возрасту, на нее в тексте просто дается ссылка.
Комплексы психодиагностических методик подобраны в соответствии с теоретическим материалом, включенным в первые две книги: «Общие основы психологии» и «Психология образования». Знакомство студентов с методиками заменяет традиционный психологический практикум. В данном случае он не рас-
4

Творен в теоретическом материале, как это было в старых программах, а интегрирован и вынесен отдельно для того, чтобы студенты могли практически и квалифицированно овладеть этими методиками.
Данные методики используются в практике работы психологической службы системы образования, поэтому книга окажется весьма полезной и для практических психологов. В ней впервые столь подробно представлена система стандартизированных, проверенных и распределенных по всем возрастам комплексов психодиагностических методик, охватывающих основные психологические процессы, свойства, состояния и отношения человека, которые практическим психологам приходится изучать. С помощью представленных в книге методик можно определить уровень психологического развития людей любого возраста, начиная от раннего дошкольного и кончая вполне взрослым.
Учебная книга обеспечена методическим аппаратом, который аналогичен аппарату, имеющемуся в двух предыдущих книгах. Он включает в себя контрольные вопросы к каждой главе, подобранные и сформулированные таким образом, чтобы обратить внимание на наиболее существенные моменты изучаемого материала. Эти контрольные вопросы могут быть использованы для обсуждения курсовых тем на семинарских занятиях, для составления экзаменационных билетов, вопросов к зачетам и самоконтроля знаний студентов.
Помимо контрольных вопросов, каждая глава книги обеспечена минимальным списком дополнительной литературы по теме. Как и в двух предыдущих книгах, этот список имеет краткие предметные указатели для облегчения поиска необходимого материала.
В первой части книги, содержащей описание психодиагностических методик, имеются практические задания по их применению.
В конце книги помещен словарь основных психологических терминов, которые встречаются и на страницах этого учебного текста и в дополнительной литературе, рекомендуемой для самостоятельного чтения по отдельным темам и главам.

Немов Р.С.
Н50 Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
ISBN 5-691-00112-4.
Третья книга учебника состоит из двух частей. Первая часть содержит основы психодиагностики и включает описание более 120 стандартизированных и проверенных психодиагностических методик, предназначенных для исследования детей от 2-3 до 16-17 лет, а также учителей, родителей. Во второй части имеются сведения по организации и проведению научного психологического исследования и дается описание методов математической статистики.
ББК 88
© Немов Р.С, 1997
© «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997
© Художественное оформление обложки.
«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997
ISBN5-691-00112-4

Динамическое обследование дошкольников.

Цели и задачи: прослеживание динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса.

    Методика Р.С. Немова «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Особенностью живого детского ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять.

Джордано Бруно

Приём предполагает определение ребёнком за минуту четырнадцати знакомых предметов, которые представлены в трёх контурных изображениях.

    оценку уровня восприятия малыша;

    выявление способности формировать образы в сознании;

    определение умения составлять умозаключения, связанные с этими образами;

    анализ словесного выражения идей относительно предмета рассуждения.

Методика используется в работе с детьми 4–6 лет.

Форма проведения диагностики - индивидуальная, так как малыш непременно должен устно назвать увиденные предметы (при этом задача взрослого - зафиксировать сказанное). Чтобы результаты теста были объективными, необходимо выбрать момент, когда испытуемого ничего не беспокоит, он уравновешен и готов поиграть.

Инструкция по организации тестирования:

    В начале работы ребёнку представляются 3 рисунка, которые сопровождаются комментарием взрослого: «Ты видишь очертания предмета, внутри него, как в мешке Деда Мороза, спрятались разные интересные штуковины. Попробуй их найти и как можно быстрее назвать».

    Малыш определяет распознанные объекты, а взрослый фиксирует их количество удобным для себя способом.

    Если ребёнок спешит, не найдя все предметы на одной картинке сразу же переходит к следующей, то экспериментатору следует мягко вернуть малыша к работе над предыдущим изображением.

    По прошествии минуты взрослый подсчитывает результаты.

Для оценки результатов исследования необходимо учесть время, затраченное на работу:

    10 баллов - внятно названы все 14 объектов меньше чем за 20 секунд;

    8–9 - ребёнком правильно определены 14 предметов за 21–30 секунд;

    6–7 - испытуемый отыскал всё за 31–40 секунд.

    4–5 - малышу потребовалось 41–50 секунд;

    2–3 - на поиск ушло 51–60 секунд;

    0–1 - больше чем за 1 минуту малыш так и не смог назвать все скрытые объекты.

По итогам подсчёта баллов экспериментатор может сделать вывод об уровне образного восприятия ребёнка:

    10 очков - очень высокий;

    8–9 - высокий;

    4–7 - средний уровень;

    2–3 - ниже среднего;

    0–1 - очень низкий.

    Методика «Изучение образной памяти дошкольников»

Сущность методики заключается в том, что, испытуемому предлагается в течении 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.

Задача испытуемого, после того как убрали таблицу, - нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил.

Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов:

    Высокий уровень – 8 – 12 ответов,

    Средний уровень – 4 – 7 ответов,

    Низкий уровень – 3 – 0 ответов.

    Воспроизведение рассказа (детский вариант).

Назначение теста:

Исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых.

Описание теста:

Для теста необходим текст, напечатанный или написанный крупным шрифтом на карточке. Текстов должно быть несколько, разной степени сложности, в виде басен или рассказов, так как они позволяют впоследствии обсудить смысл текстов с испытуемым.

Дети старше 11 лет сами читают предложенный им рассказ, а потом пишут изложение. Детям младше 11 лет читают вслух, а потом они устно пересказывают услышанное. Пересказ можно постепенно перевести в обсуждение в виде вопросно-ответной формы, что позволяет судить о понимании переносного смысла и подтекста рассказов испытуемым.

Тестовый материал:

Рассказы для маленьких детей

Рассказ №1

Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся о камень и упал. Ударил Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

Рассказ №2

Жила-была девочка Маша. Один раз она хотела пойти с мамой гулять. Мама говорит: «Маша, какая ты грязная, пойди умойся». А Маша не хочет мыться. Мама не взяла Машу с собой. Пошла гулять одна. Тогда Маша быстро умылась, побежала к маме и пошла гулять вместе с мамой.

Рассказ №3

Жила-была девочка Наташа. Купил ей папа в магазине кораблик. Взяла Наташа большой таз, налила воды и пустила кораблик плавать, а в кораблик посадила зайку. Вдруг кораблик перевернулся, а зайка упал в воду. Наташа вытащила зайку из воды, вытерла его и положила спать.

Рассказ №4

Жила-была девочка 3ина. Пошла Зина один раз в садик гулять. Вдруг видит: маленькая птичка лежит на дорожке и пищит. Девочка поймала мушек, дала птичке покушать и потом положила птичку в гнездышко.

Рассказы для старших детей

Плохой сторож

У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.

Галка и голуби

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.

Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.

Муравей и голубка

Муравей захотел напиться и спустился вниз, к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть.

Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Логика

Студент приехал на каникулы домой. Он нашел отца в кухне, где старик собирался приготовить себе яичницу из трех яиц.

Отец спросил сына: «Расскажи, чему ты обучался в городе». Сын ответил, что он изучал логику.

Отец не знал, что такое «логика», и попросил объяснить ему, в чем заключается эта наука.

Сын ответил: «Я тебе сейчас объясню, что это такое, и логически докажу, что у тебя в миске не три, а пять яиц. Слушай только меня внимательно. Вот у тебя в миске три яйца. Ты же знаешь: число три содержит в себе число два. А два да три яйца составляют вместе пять яиц».

«Ну, сынок, – отвечал отец, – вижу, что тебя обучили делу. Я сейчас сделаю себе яичницу из трех яиц, а ты готовь себе яичницу из остальных двух яиц, которые ты отыскал в моей миске по своей логике».

Умная галка

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше, и можно было пить.

Самые красивые

Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:

Вы не видели моих птенцов?

А какие они?

Самые красивые!

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего – и он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, мальчик слез с дерева и смеется.

Ну, что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?

А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Обработка результатов теста:

Исследователь анализирует средства, использованные ребенком для заучивания текста, особенности регуляции его познавательных процессов, устойчивость внимания при прослушивании текста, наличие самостоятельных возвратов к недостаточно внимательно прочитанным фразам текста, трудности устного или письменного изложения.

    Методика «Времена года»

Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 6 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время - 2 мин - ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Оценка результатов:

10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки со временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8-9 баллов - ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов - ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов - ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

6-7 баллов - средний.

4-5 баллов - низкий.

0-3 балла - очень низкий.

    Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман

Цель исследования: изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.

Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата.

Ход работы: проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

    продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

    умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

    взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

    взаимопомощь по ходу рисования;

    эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

    Низкий уровень : в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

    Средний уровень : сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

    Высокий уровень : рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.