Тема: «Транспорт веществ в организме животных»

Тип занятия: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цели: формирование УУД через обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, развитие навыков самостоятельной работы.

Задачи:

Познавательные УУД: умение работать с новой информацией по теме; умение сравнивать, выделять главное, обобщать, устанавливать причинно-следственный связи.

Коммуникативные УУД: умение излагать свои мысли в устной форме; умение взаимодействовать друг с другом – слышать и понимать других.

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Дидактическое и техническое обеспечение: Презентация «Транспорт веществ в животном организме», индивидуальные карточки с заданиями для проверки пройденного материала «Транспорт веществ в растительном организме», шаблон кластера для заполение по теме «Клетки крови»; раздаточный материал в виде текстов:

-«Клетки крови»

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Структура занятия

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые

результаты и УУД

I . Мотивация к учебной

деятельности

(2 мин)

Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку.

Ориентирует учащихся на оценку эффективности своей работы в течение урока

II . Актуализация знаний

(10 мин)

Учащимся выполняют самостоятельную работу с дальнейшей взаимопроверкой по эталону

Обеспечивает самопроверку работы по предложенному эталону

Учащимся предлагается вставить пропущенные слова и словосочетания в текст (приложение 1)

Осмысливают результаты своей деятельности. Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственных связей

III . Создание проблемной ситуации. Целеполагание

(3 мин)

Обучающиеся сотрудничают с учителем и друг с другом, вырабатывают совместное решение

Обеспечивает ситуацию проблемы которая позволяет перейти к формулировке темы урока и целей

Создание проблемной ситуации:

    О каких веществах идет речь в теме ТРАНСПОРТ?»

    С какой системой органов будет связан этот процесс?

    Почему так важна кровь?»

    Будет ли отличаться строение кровеносной системы у беспозвоночных и позвоночных животных?

Знают: вещества, которые транспортируются в организме по кровеносной системе. В ходе обсуждения учащиеся приходят к осознанию проблемы и самостоятельно формулируют пути ее разрешения, формулируют тему и цели урока, осознают предстоящую деятельность

IV . Изучение нового (кровь)

(8 мин)

Ознакомление с новым материалом через предложенный текст (приложение 2)

Предоставляет текст «Клетки крови», слайд с иллюстрациями по вопросу и шаблон кластера для заполнения.

Учащиеся изучают новый материал по тексту и заполняют кластер «Клетки крови» (приложение 2)

IV . Изучение нового (кровеносная система)

(10 мин)

Учащиеся работают в парах по текстам (приложение 3):

-«Кровеносная система червей», «Кровеносная система моллюсков», Кровеносная система рыб», «Кровеносная система лягушки», «Кровеносная система млекопитающих».

(каждая пара изучает только один текст и готовит краткое сообщение для класса)

Организует деятельность учащихся, консультирует при необходимости

Учащиеся изучают новый материал по тексту и обсуждают в парах и готовят краткие сообщения по своему тексту

Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Умение работать с информацией, выделение главного, анализ и структурирование.

V . Обобщение и систематизация (7 мин)

Выступления групп по теме «Типы кровеносной системы, сердце», заполнение сравнительной таблицы (приложение 4)

Ориентирует учащихся на заполнение таблицы (приложение 4)

    Какие выводы можно сделать по таблице?

    У кого впервые появилось настоящее сердце?

    Как усложнялось сердце у животных в ходе эволюции?

Учащиеся вступают в диалог (пассивно или активно), доказывать свою точку зрения

Формируют умение делать вывод

VI . Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин)

Самоанализ деятельности

Предлагает учащимся высказаться по итогам урока

Предлагается закончить предложение:

Сегодня на уроке я научилась(ся)…

Сегодня неожиданностью для меня явилось то, что…

Особенно интересным было…

Сегодня на уроке я понял(а) …

Мне еще надо потренироваться в

Учащиеся самостоятельно фиксируют личностные результаты и ориентируются на необходимость дальнейшего развития по заданной теме

Раздаточный материал к учебному занятию находится в папке «Приложения»

1. Во всех листьях есть жилки. Из каких структур они образованы? Какова их роль в транспорте веществ по растению?

Жилки образованы сосудисто-волокнистыми пучками, которые пронизывают всё растение, соединяя его части - побеги, корни, цветки и плоды. Их основу составляют проводящие ткани, которые осуществляют активное перемещение веществ, и механические. Вода и растворённые в ней минеральные вещества передвигаются в растении от корней к надземным частям по сосудам древесины, а органические вещества - по ситовидным трубкам луба из листьев в другие части растения.

Кроме проводящей ткани в состав жилки входит механическая ткань: волокна, придающие листовой пластине прочность и упругость.

2. Какова роль кровеносной системы?

Кровь разносит по организму питательные вещества и кислород, выносит углекислый газ и другие продукты распада. Таким образом, кровь выполняет дыхательную функцию. Белые кровяные клетки выполняют защитную функцию: они уничтожают попавшие в организм болезнетворные микроорганизмы.

3. Из чего состоит кровь?

Кровь состоит из бесцветной жидкости - плазмы и клеток крови. Различают красные и белые кровяные клетки. Красные кровяные клетки придают крови красный цвет, так как в их состав входит особое вещество - пигмент гемоглобин.

4. Предложите простые схемы замкнутой и незамкнутой кровеносных систем. Укажите на них сердце, сосуды и полость тела.

Схема незамкнутой кровеносной системы

5. Предложите опыт, доказывающий движение веществ по организму.

Докажем, что вещества движутся по организму на примере растения. Поставим в воду, подкрашенную красными чернилами, молодой побег какого-либо дерева. Через 2-4 суток вытащим побег из воды, смоем с него чернила и отрежем кусочек нижней части. Рассмотрим сначала поперечный срез побега. На срезе видно, что древесина окрасилась в красный цвет.

Затем разрежем вдоль оставшуюся часть побега. Красные полоски появились в местах окрасившихся сосудов, которые входят в состав древесины.

6. Садоводы размножают некоторые растения срезанными веточками. Они сажают веточки в землю и накрывают банкой до полного укоренения. Объясните значение банки.

Под банкой формируется за счет испарения высокая постоянная влажность. Поэтому растение меньше испаряет влаги и не завянет.

7. Почему срезанные цветы рано или поздно вянут? Как можно предотвратить их скорое увядание? Составьте схему транспорта веществ в срезанных цветах.

Срезанные цветы не являются полноценным растением, т. к. у них удалена коневая система, которая обеспечивала адекватное (задуманное природой) всасывание воды и минеральных веществ, а также и часть листьев, которые обеспечивали фотосинтез.

Увядает цветок главным образом потому, что в срезанном растении, цветке в связи с усиленным испарением не хватает влаги. Начинается это с момента срезки и особенно когда цветок и листья долго находятся без воды, имеют большую поверхность испарения (срезанная сирень, срезанная гортензия). Многим срезанным оранжерейным цветам трудно переносить разницу температур и влажности того места, где они выращивались, с сухостью и теплом жилых комнат.

Но цветок может отцветать, или стареть, процесс этот естественный и необратимый.

Чтобы избежать увядания и продлить срок жизни цветов, букет цветов должен быть в особой упаковке, служащей для предохранения от сминания, проникновения солнечных лучей, тепла рук. На улице букет желательно нести цветками вниз (влага всегда на время переноса цветов будет поступать непосредственно к бутонам).

Одна из основных причин увядания цветов в вазе - уменьшение содержания сахаров в тканях и обезвоживание растения. Происходит это чаще всего из-за закупорки сосудов пузырьками воздуха. Чтобы избежать этого, конец стебля опускают в воду и делают косой срез острым ножом или секатором. После этого цветок уже не вынимают из воды. Если же такая потребность возникает, то операцию повторяют снова.

Перед тем как поставить срезанные цветы в воду, удаляют со стеблей все нижние листья, а у роз - еще и шипы. Это уменьшит испарение влаги и предотвратит бурное развитие бактерий в воде.

8. В чём заключается роль корневых волосков? Что такое корневое давление?

Вода поступает в растение через корневые волоски. Покрытые слизью, тесно соприкасаясь с почвой, они всасывают воду с растворёнными в ней минеральными веществами.

Корневое давление - это сила, вызывающая одностороннее движение воды от корней к побегам.

9. Каково значение испарения воды листьями?

Попав в листья, вода испаряется с поверхности клеток и в виде пара через устьица выходит в атмосферу. Этот процесс обеспечивает непрерывный восходящий ток воды по растению: отдав воду, клетки мякоти листа, подобно насосу, начинают интенсивно поглощать её из окружающих их сосудов, куда вода поступает по стеблю из корня.

10. Весной садовод обнаружил два повреждённых дерева. У одного мыши повредили кору частично, у другого зайцы обгрызли ствол кольцом. Какое дерево может погибнуть?

Может погибнуть дерево, у которого зайцы обгрызли ствол кольцом. В результате этого будет уничтожен внутренний слой коры, который называют лубом. По нему перемещаются растворы органических веществ. Без их притока клетки, находящиеся ниже повреждения погибнут.

Между корой и древесиной залегает камбий. Весной и летом камбий энергично делится, и в результате в сторону коры откладываются новые клетки луба, а в сторону древесины - новые клетки древесины. Поэтому жизнь дерева будет зависеть от того, поврежден ли камбий.

Цель: познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем разных животных.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представление о строении кровеносных систем животных;
  • познакомить со строением сердца, видами сосудов и составом крови.
  • объяснить зависимость усложнения строения организма и строения кровеносной системы.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Передвижение веществ в организме животных» (Приложение 1 . Программа Smart Notebook), интерактивная доска, микроскопы, микропрепараты «Кровь лягушки» и «Кровь человека».

Тип урока : комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день! Сегодня на уроке мы продолжим изучать передвижение веществ в живых организмах. Но сначала проверим домашнее задание.

2. Проверка домашнего задания.

Задание «Верно - неверно». Вы ставите «+» если считаете, что данное суждение верно, «-« если неверно.

I вариант

  1. Вода в растении картофеля перемещается из листьев в клубень.
  2. Органические вещества передвигаются в растении по сосудам древесины.
  3. Движение цитоплазмы способствует медленному перемещению хлоропластов вдоль клеточной стенки.
  4. Подсолнечник ежедневно теряет до 3 литров воды.
  5. Сосудисто-волокнистые пучки образованы проводящими тканями.
  6. При испарении воды листья растения охлаждаются.
  7. Органические вещества перемещаются по ситовидным трубкам из листьев в другие части растения.
  8. Вода поступает в растение через листья.

II вариант

  1. Движение цитоплазмы обеспечивает перемещение в клетке питательных веществ и газов.
  2. Передвижение веществ в растении обеспечивает образовательная ткань.
  3. Вода в растении перемещается из листьев в стебли.
  4. Основная ткань образует жилки листа.
  5. Вода испаряется с поверхности клеток в виде пара через устьица.
  6. Движение воды и минеральных веществ в растении осуществляется по клеткам и сосудам.
  7. Старый дуб ежедневно теряет до 2 литров воды.
  8. Вода поступает в растение через корневые волоски.

Карточка для ответа.

Фимилия Имя _______________________________________

Взаимопроверка. Ответы:

Вариант 1

Вариант 2

Взаимопроверка в парах (результаты обнародовать; поднять руки у кого оценка «5», «4», «3», «2»).

Оценка «5»-0 ошибок

Оценка «4»- от 1 до 3 ошибок

Оценка «3»- 4 ошибки

Оценка «2»- от 5 и более ошибок.

3. Изучение нового материала.

А сейчас переходим к изучению новой темы.

Сообщение темы урока. Тема урока «Передвижение веществ в организме животных».

На данном уроке изучим особенности переноса веществ в организмах животных, познакомимся со строением и функциями кровеносной системы у многоклеточных животных.

Посмотрите на карту нашей страны.Она пересечена транспортными линиями связи. Нельзя представить себе государство без транспортных линий. Так и в любом организме существуют транспортные линии.

Вы уже знаете, что перенос веществ в организме – это жизненно-необходимый процесс. Если бы мы могли заглянуть внутрь живых организмов то увидели бы следующее. В одноклеточных организмах животных (например, амеба, инфузория-туфелька) перемещение питательных веществ в клетке происходит за счет движения цитоплазмы. При этом у амебы происходит перекатывание цитоплазмы, а, следовательно, перемешивание питательных веществ. У инфузории-туфельки осуществляется круговое движение цитоплазмы, которое приводит к распределению веществ в клетке.

Многоклеточные животные для переноса веществ имеют особые системы органов.

У них перенос питательных веществ и газов выполняет кровь или гемолимфа, образуя особую систему – кровеносную. Она состоит из сердца и сосудов, по которым движется кровь. Например, дождевой червьимеет развитую кровеносную систему. Она состоит изсосудов,по которым движется кровь.Кровь – жидкость красного цвета, которая находится внутри кровеносных сосудов.

Кровьсостоит из плазмы и клеток крови.Плазма – это бесцветная жидкость. Клетки крови делятся на красные – эритроциты, белые – лейкоциты и тромбоциты. Эритроциты придают крови красный цвет, так как в их состав входит особое вещество – пигмент гемоглобин. Соединяясь с кислородом, он разносит его по всему организму. Таким образом, осуществляя транспортную и дыхательную функции крови. Лейкоциты выполняют защитную функцию: они уничтожают попавшие в организм болезнетворные микроорганизмы. Тромбоциты участвуют в процессе свертывания крови, например при ранении.

Работа с микроскопами

У Вас на столах есть микроскопы и микропрепараты крови человека и лягушки, давайте рассмотрим их, определим сходства и отличия.

Итак, Вы увидели, что эритроциты лягушки крупнее, чем у человека. Они имеют шарообразную форму и ядро. А у человека – ядра нет и форма двояковогнутого диска, что увеличивает площадь соприкосновения с кислородом и они могут переносить больше кислорода.

Давайте подведем итог: Каковы же функции крови?

  1. Разносит по организму питательные вещества и кислород
  2. Выносит углекислый газ и продукты распада
  3. Защищает от болезнетворных микроорганизмов.

У дождевого червя кровеносная система состоит из сосудов. Движение крови по сосудам обеспечивается сокращением кольцевых сосудов. Они соединяют спинной и брюшной сосуды в единую замкнутую систему.

У насекомых и моллюсков по сосудам течет гемолимфа – бесцветная или зеленоватая жидкость, выполняющая функции крови, сходные с функциями крови. Их кровеносная система состоит из сосудов и сердца. Из сердца гемолимфа поступает в сосуды, а из них изливается в промежутки между органами – полость тела. Затем она вновь собирается в сосуды и поступает в сердце. Такая кровеносная система называется незамкнутой.

Итак, у животных бывает замкнутая и незамкнутая кровеносные системы.

У позвоночных животных к которым относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие, кровеносная система устроена по единому плану. Она замкнутая, состоит из сосудов и хорошо развитого сердца.

Среди сосудов различают артерии, несущие кровь от сердца, вены – несущие к сердцу, и мельчайшие сосуды – капилляры, которые пронизывают все тело животного. Именно в капиллярах происходит обмен веществами между кровью и тканями.

Сердце состоит из камер – предсердий и желудочков. В предсердия кровь собирается из вен, затем поступает в желудочки, а сокращения желудочков выталкивают ее в артерии, по которым она расходится по всему телу, разнося кислород и питательные вещества.

Наибольшего развития достигла кровеносная система у птиц и млекопитающих. Они имеют четырехкамерное сердце и замкнутую кровеносную систему. Их кровь несет к тканям большое количество кислорода, что поддерживает высокий уровень обмена веществ: все процессы идут быстро с выделением большого количество энергии.

С усложнением строения животных усложнялась и кровеносная система:

  • рыбы имеют 2-х камерное сердце (предсердие и желудочек) и один круг кровообращения;
  • земноводные – 3 камеры (2 предсердия и 1 желудочек) и два круга кровообращения;
  • пресмыкающиеся 3 камеры (за исключением крокодила) и два круга кровообращения;
  • птицы и млекопитающие 4-х камерное сердце (два предсердия и два желудочка) и два круга кровообращения.

Итак, в заключении хочу задать Вам вопрос: Каково значение кровеносной системы? (Ответы детей.)

4. Закрепление материала.

1. Составить кластер 1 вариант - «Кровь» и 2 вариант - «Сердце».

2. Работа с интерактивным заданием у доски (Приложение 2).

5. Домашнее задание.

1. Параграф №12 (страница 74-77).

2. Подготовить дополнительную информацию о животных с необычным цветом крови.

6. Рефлексия.

У вас на столах лежат яблоки красного, зеленого и желтого цвета. Прошу Вас выразить свое отношение к уроку. Красный цвет – понравился, желтый – не очень, зеленый – не понравился.

А теперь давай повесим яблоки на дерево и посмотрим, каким оно окажется!

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по программе Н.И. Сонина в технологии развития критического мышления. Включает конспект занятия, презентацию, электронное домашнее задание для дистанционного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: сформировать знания об особенностях переноса веществ в организме одноклеточных и многоклеточных животных.

Задачи:

Образовательные: повторить особенности переноса веществ в организме растений, выявить значение переноса веществ и кислорода в жизни животных, изучить особенности строения кровеносной системы, состав крови.

Развивающие: продолжить развитие умений и навыков сравнивать и делать выводы, пользоваться учебной литературой, решать проблемные вопросы, делать схемы.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: рисунки учебника, компьютер, интерактивная доска, ЦОР

Ход урока

Проверка знаний учащихся.

Решение биологических задач:

  1. Почему у томатов и винограда рекомендуется обрезать боковые побеги? Почему следует предохранять стволы молодых деревьев от повреждений грызунами? Как их защищают?
  2. Весной садовод обнаружил два поврежденных дерева. У одного мыши повредили кору частично, у другого зайцы обгрызли ствол “кольцом”. Какое дерево может погибнуть? Почему?
  3. У Эвкалиптов, произрастающих в Австралии, вода поднимается по сосудам на высоту до 100 м. Что этому способствует?

Выполнение тестовых заданий по вариантам (5 минут).

Вызов.

Транспорт веществ происходит во всех живых организмах. Каково его значение?

Как он происходит у одноклеточных и многоклеточных животных?

Почему эпиграфом урока являются слова Розенблата «Эликсиром жизни» является кровь»?

С древних времён интерес к крови не случаен. Значительные кровопотери, при ранении была причиной потери сознания или человека. Кровь боготворили, кровью клялись в дружбе, любви, кровью смывали позор и оскорбления. А у всех ли организмов она есть? Как возникла? Где находится в организме?

Осмысление.

Рассмотрим особенности транспорта веществ у одноклеточных животных на примере амебы. Отнеситесь с уважением к этому одноклеточному организму. Примерно так выглядели когда-то наши далекие предки.

У амебы – в результате ее движения, цитоплазма перетекает из одной части в другую. Содержащиеся вещества в ней перемешиваются и разносятся по всей клетке.

Механизмы переноса веществ сходны с таковыми у растений, однако кроме пассивного транспорта, появляется еще и активный (видео). Почему пино- и фагоцитоз возможны только в животной клетке? Морская среда – колыбель, в которой зародилась жизнь, долго служила своим детям транспортным средством, доставлявшим к их клеткам все необходимое. Но животные, развиваясь, усложнялись. И тут совершилось замечательное превращение (конечно не сразу, а за миллионы лет) организмы заключили часть окружавшей их воды внутрь тела, создав собственный «водопровод». Постепенно захваченная «в плен» морская ввода изменялась, и превратилась в удивительную жидкость, циркулирующую по кровеносной системе, Так мир обзавелся кровью.

Даже под микроскопом ничего не видно в крови, только густо-красная пелена. Но если кровь развести раз в двести и потом капнуть на предметное стекло микроскопа, то взору откроется картина, которая привела в восторг голландца Левенгука.

Работа со схемой «Строение крови». Просмотр видеофрагмента «Строение крови».

Ученики находят в учебнике на стр. 80 функции клеток крови и плазмы, записывают в тетрадь.

Без гемоглобина кровь растворяет в 70 раз меньше кислорода. Как клетки могут уничтожить микробов?

Что собой представляет кровь? Сформулируйте определение.

Ученики рассматривают под микроскопом препараты крови лягушки и человека, предлагают гипотезы о причинах различий количества и размеров эритроцитов.

Есть в мире животные – цветом крови чистые аристократы. Это скорпионы, пауки и спруты. Вместо гемоглобина у них пигмент, содержащий не железо, а медь.

Да и кровь их не совсем кровь, а гемолимфа.

Запись термина в тетрадь.

Почему у насекомых гемолимфа не участвует в переносе газов?

Какая из систем органов имеет непосредственное отношение к переносу веществ?

О биении сердца и движении крови было известно еще древнему человеку, но изучены эти процессы

были только в XVI-XVII вв.

Почти двадцать веков в науке господствовало ошибочное представление Аристотеля о том, что кровь и теплота образуются в сердце. Впервые объяснил циркуляцию крови по кровеносной системе английский врач Уильям Гарвей, и это было настоящим подвигом, революцией в науке. Тернистый путь был пройден, прежде чем стали известны факты, знакомые сейчас каждому школьнику. Перечислите эти факты, не повторяясь.

Знакомство со строением кровеносной системы. Ученики определяют различия между сосудами с помощью текста учебника на стр. 81 и записывают определения в тетрадь.

У позвоночных кровеносная система устроена по единому “плану”. У всех замкнутая кровеносная система, кровь, сосуды и сердце.

В предсердия кровь собирается из вен, затем поступает в желудочки, а сокращение последних выталкивает ее в артерии, по которым она расходится по всему телу, разнося кислород и питательные вещества.

А у насекомых, ракообразных, моллюсков кровеносная система состоит из сосудов и сердца. По ним течет гемолимфа. Которая, так же как и кровь переносит питательные вещества и кислород. Но в отличие от системы дождевых червей, у данных животных гемолимфа из сосудов изливается в промежутки между органами – полости тела. Затем снова поступает в сосуды и к сердцу. Такая кровеносная система называется незамкнутой. Видеофрагмент «Кровеносная система ракообразных». Работа с рисунками (определение типа кровеносной системы различных животных).

У человека и многих других животных в транспорте веществ участвует также и лимфатическая система.

Лимфа, циркулирующая в ней содержит белые клетки крови и продукты жизнедеятельности клеток, отфильтрованные из межклеточного вещества. Лимфатическая система откачивает из тканей избыток воды и возвращает ее в кровь.

Инструктаж по выполнению домашнего задания: стр. 80-81 в учебнике, термины выучить наизусть.

Рефлексия.

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Что вас удивило?

На какие вопросы вы хотели бы найти ответ?

Выполнение тестового задания в тетрадях.

Предварительный просмотр:

Передвижение веществ в организме животного.

  1. Изучи статью учебника на стр. 80-81 и презентацию о транспорте веществ в организме животного.
  2. Выпиши в тетрадь и выучи наизусть определения терминов: фагоцитоз, пиноцитоз, кровь, гемолимфа, сердце, артерии, вены, капилляры, предсердие, желудочек сердца, замкнутая кровеносная система, незамкнутая кровеносная система.
  3. Заполни в тетради схемы:

Функция: функция: функция: функция:

________ ________ _________ __________

Кровеносная система

сердце

сосуды

предсердие

  1. Реши кроссворд по теме «Транспорт веществ в организме животного»:

1. Вещество, которое придает крови красный цвет.
2. Сосуды, несущие кровь от сердца.
3. Из чего состоит кровеносная система?
4. Мельчайшие сосуды.
5. Что циркулирует по сосудам?
6. Как называется кровь у насекомых и моллюсков?
7. Отдел сердца.
8. Кровеносная система, в которой кровь течет только по сосудам.

Задача «Экспертиза»

Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?

Передвижение веществ в организме животных “Эликсиром жизни” является кровь. В. В. Розенблат.

Транспорт веществ в организме одноклеточных животных 1) Пассивный: диффузия, осмос, фильтрация – удаление из раствора воды и некоторых веществ. Амеба обыкновенная 2) Активный: ф агоцитоз – поглощение клеткой твердых частиц; п иноцитоз – поглощение клеткой капелек жидкости.

Кровь Венозная – насыщенная углекислым газом Артериальная – насыщенная кислородом Транспорт веществ в организме многоклеточных животных

Состав и функции крови Кровь кровяные пластинки клетки крови плазма (межклеточное вещество) красные (эритроциты) белые (лейкоциты) (тромбоциты)

Гемолимфа (от г реч. « гема » - кровь и лат. «лимфа» - чистая вода) – жидкость, выполняющая функции, сходные с функциями крови. Бесцветная Голубая Желтая Зеленая Фиолетовая Красная

Уи́льям Га́рвей (1578- 1657гг.) английский медик, описавший строение и функции кровеносной системы, процесс кровообращения

Строение кровеносной системы Кровеносная система сердце сосуды предсердие желудочек артерии вены капилляры

Артерии – это сосуды, несущие кровь от сердца. Вены – это сосуды, несущие кровь к сердцу. Капилляры – это мельчайшие кровеносные сосуды.

Типы кровеносных систем Амеба обыкновенная Замкнутая Незамкнутая

стр. 80-81 в учебнике, записи в тетради выучить наизусть. Домашнее задание:

1. Система органов, отвечающая за транспорт веществ: а) пищеварительная; б) кровеносная; в) дыхательная. 2. Состав крови: а) только плазма; б) плазма и клетки крови; в) только клетки крови. 3. Защитную функцию выполняют: а) красные клетки крови; б) плазма; в) белые клетки крови. 4. Сосуды, несущие кровь от сердца, называются: а) вены; б) артерии; в) капилляры. 5. Сердце птиц и млекопитающих: а) трехкамерное; б) двухкамерное; в) четырехкамерное. 6. Обмен веществами между кровью и тканями происходит в: а) венах; б) капиллярах; в) артериях. 7. У моллюсков и насекомых кровеносная система: а) отсутствует; б) замкнутая; в) незамкнутая.


Ответы к школьным учебникам

В процессе транспорта веществ они поставляются из мест поступления в организм из окружающей среды или мест образования их в организме к органам, которым данные вещества необходимы для жизнедеятельности. Так, у млекопитающих кислород, поступающий в легкие, благодаря транспортной системе переносится ко всем клеткам животного организма, а углекислый газ, напротив, транспортируется к легким и выводится во внешнюю среду.

2. Как происходит перенос веществ у одноклеточных организмов?

У одноклеточных организмов различные вещества переносятся движением цитоплазмы. Например, у амебы это происходит в процессе ее движения, при котором цитоплазма перетекает из одной части тела в другую. Содержащиеся в ней вещества перемешиваются и разносятся по всей клетке. У инфузории туфельки - простейшего с постоянной формой тела - передвижение пищеварительного пузырька и распределение питательных веществ по всей клетке достигается непрерывным круговым движением цитоплазмы.

3. Какова роль кровеносной системы?

Кровеносная система, состоящая из сосудов, обеспечивает доступ крови ко всем органам и тканям организма и осуществляет одну из важнейших функций - транспорт веществ и газов.

4. Что такое кровь?

5. Из чего состоит кровь?

Кровь - один из видов соединительной ткани, циркулирующая по кровеносной системе. Кровь разносит по организму питательные вещества и кислород, выносит углекислый газ и другие продукты распада. Кровь состоит из бесцветной жидкости - плазмы и клеток крови. Различают красные и белые кровяные клетки, а также кровяные пластинки. Красные кровяные клетки придают крови красный цвет, так как в их состав входит особое вещество - пигмент гемоглобин (от греч. «тема» - кровь и лат. «глобулюс» - шарик). Соединяясь с кислородом, гемоглобин разносит его по всему организму. Таким образом, кровь выполняет дыхательную функцию. Белые кровяные клетки выполняют защитную функцию: они уничтожают попавшие в организм болезнетворные микроорганизмы. Кровяные пластинки участвуют в процессе свертывания крови. Так, при ранении, благодаря кровяным пластинкам, кровь в месте раны свертывается, и кровотечение останавливается.

6. Что такое устьица, где они расположены?

7. Как осуществляется передвижение воды и минеральных веществ в растении?

Вода и растворенные в ней минеральные вещества передвигаются в растении от корней к надземным частям по сосудам древесины.

8, По какой части стебля передвигаются органические вещества?

Органические вещества передвигаются из листьев в другие части растения по ситовидным трубкам луба.

9. В чем заключается роль корневых волосков? Что такое корневое давление?

10. Каково значение испарения воды листьями?

Через корневые волоски в растение поступает вода. Покрытые слизью, тесно соприкасаясь с почвой, они всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами. Затем вода по сосудам корня под давлением поднимается в другие, надземные органы растения. Корневое давление - это сила, вызывающая одностороннее движение воды от корней к побегам.

Вода испаряется с поверхности клеток листа в виде пара и через устьица выходит в атмосферу. Этот процесс обеспечивает непрерывный восходящий ток воды по растению. Отдав воду, клетки мякоти листа, подобно насосу, начинают интенсивно поглощать ее из окружающих их сосудов, куда вода поступает по стеблю из корня.