Ляшенко Татьяна, студентка 3 «а» д/о.

Руководитель: Катмашова Александровна

Проект «Развивающая игра по информатике для дошкольников с применением информационных технологий»

Предмет: Методика обучения дошкольников деятельности с компьютером.

Тип проекта: практико-ориентированный

Оборудование: персональный компьютер

Цель проекта: создать развивающую игру по информатике средствами программы Microsoft Power Point.

В рамках дошкольной подготовки по Образовательной программе «Школа 2100» разработан курс для дошкольников по обучению информатике авторами А. В. Горячевым и Н. В. Ключом «Все по полочкам. Пособие по информатике для детей 5-6 лет». Из объяснительной записки: «Современное представление о работе за компьютером как о творческой созидательной деятельности, требующей наряду с развитым логическим и системным мышлением способности мыслить изобретательно и продуктивно, ориентирует подготовительное дошкольное изучение информатики на развитие умения рассуждать строго и логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения». В результате изучения информатики дети должны приобрести ряд умений. Одним из необходимых умений является выделение свойств предметов, нахождение предметов, обладающих заданным свойством. Изучив разработанные автором, занятий для дошкольников мы решили создать развивающую компьютерную игру по этой теме. Для решения этой проблемы был разработан план для разработки проекта:

Этапы разработки мультимедийного проекта:

    Постановка проблемы.

    Определение цели создания конкретной учебной презентации, учет возраста учащихся, на которых ориентирована данная презентация.

    Составление плана работы над созданием проекта.

    Планирование содержания и структуры презентации.

    Сбор информации по теме, предоставляемой сетью Интернет и другими источниками.

    Создание презентации в режиме слайдов с помощью программы Microsoft Power Point. Настройка презентации: анимации, переход слайдов.

    Итоги проекта.

    Проведение защиты проекта перед аудиторией.

Проект создавался с помощью программы Microsoft Power Point. При разработке проекта были использованы дополнительные возможности программы: применение гиперссылок, которые позволяют сделать переходы к нужному объекту на любом слайде. Перед созданием презентации был подобран материал из Интернета: иллюстрации для каждого слайда, анимационные картинки. Каждый слайд содержит объекты: картинки, анимации. Все картинки относятся к одному множеству, за исключением одного. При выборе правильного объекта на картинке должен следовать слайд с весёлым изображением и сопровождаться звуком, в противном случае с грустным. Множества, расположенные на слайдах выбраны в соответствии с программой старшей группы. Это классификация геометрических фигур по форме, цвету и размеру, классификация множеств: фрукты, овощи, времена года и т.д.

В результате проекта была разработана развивающая игра по информатике для дошкольников.

Игра «Угадай-ка»

Ход игры:

Дидактическая задача: закреплять умение детей классифицировать предметы, учить детей мыслить, делать правильные умозаключения, приучать их быстро думать и отвечать.

Игровые правила. Поиск предмета и картинки с изображением, не относящейся к данной группе.

Игровое действие. Угадывание лишнего предмета.

Ход игры. Дети рассматривают слайд с изображениями. На слайде выбирают лишний объект.

Слайд 26 Слайд 32

В результате работы над проектом мы выяснили, что на сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

    предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

    несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

    движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

    проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

    ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

    компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Используемая литература:

    Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.

    Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., №5 - с. 92-95.

    А. в. Горячев, Н. Ключ. Всё по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. Москва: Баласс. 2000г.

    Э. С. Ларина. Проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009г.

    Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: "Гелиос АРВ", 2000г.

Список литературы

А. В. Горячев, Н. В. Ключ. Всё по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. Баласс. М. 2000 г.

Авраменко Е.А. Проектная деятельность на уроках информатики. // Вопросы Интернет Образования, 2006, №35

Королева И.Н. Ярочкина Г.А. Защита экзаменационного компьютерного проекта – одна из форм итоговой аттестации учащихся // Вопросы Интернет Образования, 2006, №38

Э. С. Ларина. Проектная деятельность учащихся. Издательство «Учитель», 2007 г.

«Согласовано»

Руководитель МО

____________/__________________

Протокол №______

от «____»_________________201__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ СШ №3 г. _______________

_____________/________________

«_____» ________________201__г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СШ №3 г.______________

______________________ /_______________

Приказ №___от «___»____________201__г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«Информатика для подготовительной группы дошкольников»

На 20 - 20 учебный год

Программа составлена по материалам программ А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах»

и ""Первые шаги в мире информатики"" С.Н.Тур и Т.П.Бокучава

учителем высшей квалификационной категории МБОУ СШ №3 г. Вилючинска

Штенкиной Натальей Николаевной

Вилючинск

20__

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развивающая программа ""Компьютерный мир"" – это модифицированная, адаптированная для обучения детей дошкольного возраста программа, основным предназначением которой является приобщение детей к интересному, современному миру информационных технологий и подготовке к школе. Программа разработана на основе программ:

    «Информатика для всех» А.В. Аверкина, Д.И. Павлова

    «Информатика в играх и задачах» А.В. Горячева

    «Первые шаги в мире информатики» С.Н.Тур и Т.П.Бокучава.

Программа содержит элементы программы для общеобразовательной школы и направлена на развитие у детей навыков логического мышления, запоминания и использования приобретённых знаний в процессе пользования компьютерной техникой.

Обучение любому предмету должно быть организовано таким образом, чтобы детям было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания.

Информатика, с одной стороны, находится в более выгодном положении, нежели другие предметы, так как в силу повсеместного использования информационных технологий, бурного развития компьютерной техники и цифровых технологий интерес к данному предмету достаточно высок. Использование на уроках компьютера, само по себе, уже привлекательно для ребят. И если теоретическую часть курса давать детям используя игровые моменты, сказочных героев и графические изображения в виде весёлых картинок, а практическую – в виде несложных прикладных программ «Фантазия», «Лабиринт», «Раскрась-ка», «Мир информатики» и хорошо развивающих координацию и мышление ребёнка игровых программ – таких как ""Алик. Скоро в школу"", ""Тарзан"", «Зимняя сказка» и др., то интерес детей к изучению курса ""Компьютерная школа"" будет постоянно возрастать.

Но, с другой стороны, многие дети связывают компьютер исключительно с играми, а их нужно научить использовать компьютер не только для игровых целей, но и для учебных.

Чтобы дети продуктивно и деятельно работали на уроках, необходимо использовать активные методы обучения, которые отличаются высокой вовлечённостью обучаемых в учебный процесс, побуждают ребят быть активными.

Указанные методы призваны обеспечивать запоминание материала на уроках, пробуждают интерес к изучаемому материалу и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

Содержание курса включает в себя простейшие навыки общения с компьютером, основные, фундаментальные понятия, такие как ""команда"", ""исполнитель"" в качестве одной из целей этого направления обучения – развитие логического мышления. Следует помнить, что основные логические структуры мышления формируются у ребёнка с 5 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.

Основная цель курса ""Компьютерный мир"" – приобщение дошкольников к интересному миру информационных, цифровых технологий, к миру неограниченных возможностей компьютерной техники.

Главная задача заключается в обучении ребят дошкольного возраста пользованию компьютером, умению использовать возможности компьютера, с помощью специальных программ-тренажёров, различных приложений и игр, расширению кругозора в различных областях знаний.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА .

Занятия проводятся два раза в неделю. При проведении занятий применяются игровые, занимательные формы обучения с применением цифровых образовательных ресурсов, наглядных пособий, весёлых рисунков, плакатов и самой компьютерной техники.

Во время урока обязательно проводятся физкультминутки, помогающие детям снять усталость и в то же время взбодриться.

Работа на компьютере продолжается не более 10 минут в заключительной части урока.

ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

    Правила поведения за компьютером;

    Назначение компьютера;

    Правила включения и выключения компьютера;

    Основные блоки и устройства компьютера;

    Назначение и возможности устройств ввода информации;

    Назначение и возможности устройств вывода информации;

    Способы создания графических изображений;

    Понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз»;

    Понятия «курсор», «множество», «истинное высказывание», «ложное высказывание», «исполнитель», «команда».

ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

    Правильно вести себя в компьютерном классе;

    Включить и правильно выключить компьютер;

    Найти и загрузить нужную программу;

    Правильно пользоваться клавиатурой и мышью;

    Создавать рисунок в графическом редакторе

Список литературы:

    А.В. Горячев Информатика в играх и задачах.- М.: 2011;

    А.В. Аверкин, Д.И. Павлов. Информатика для всех. 1 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. 2 ч. / под ред. А.В. Горячева – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016;

    С.Н.Тур и Т.П.Бокучава. Первые шаги в мире информатики.- М.: издательство BHV 2013;

    Т.П. Бокучава, С.Н. Тур: Учебник-тетрадь по информатике для 1 класса, издательство BHV, 2013

Задачи и цели урока

Программное обеспечение

Кол-во

часов

1. Знакомство с ПК. Техника безопасности. Возможности ПК (3ч)

Введение в предмет. Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе.

Познакомить ребят с компьютерным классом. Выучить правила поведения и техники безопасности в компьютерном классе.

«Мир информатики»

Демонстрация возможностей ПК

Познакомить детей с возможностями и применением компьютера.

«Мир информатики»

Устройство компьютера

Познакомить детей со строением компьютера. Научить находить и называть правильно базовые устройства ПК.

«Мир информатики»

2. Знакомство с клавиатурой и мышью (3ч)

Ознакомление с управляющими клавишами клавиатуры.

Изучить назначение управляющих клавиш на клавиатуре. Использовать эти клавиши в программе ""Лабиринт"".

""Лабиринт""

Знакомство с "" Мышью ""

Узнать, что такое ""Мышь"", какие функции она выполняет. Почему у неё такое название. Управление курсором при помощи мыши.

«Мир информатики»

3. Развитие внимания. Понятия вверх, вниз, вправо, влево (9ч)

Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор.

Повторить и закрепить пройденное. Изучить стороны вверх, вниз, вправо, влево. Познакомить с понятием ""курсор"". Познакомить с видами курсора(прямоугольник, кисточка, стрелочка, палец) Практическая работа с курсором.

«Мир информатики»

Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор. Виды курсора.

Развивать внимание. Закрепить понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Повторить понятие курсор. Познакомить с видами курсора(прямоугольник, кисточка, стрелочка, палец). Практическая работа с курсором.

«Зимняя

сказка»

Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор. Клавиши и

Закрепление знания сторон вверх, вниз, вправо, влево. Формировать умение ориентироваться на клетчатом поле. Повторить понятие курсор, виды курсора. Познакомить с назначением клавиш и Практическая работа с курсором.

«Зимняя

сказка»

11-12

Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор. Диктант по клеточкам.

Развивать внимание. Закрепить понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Формировать умение ориентироваться на клетчатом поле, выполняя диктант по клеточкам. Повторить понятие курсор. Практическая работа с курсором.

«Зимняя сказка»

13-14

Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор. Знакомство с алгоритмическим языком стрелок.

Развивать внимание. Формировать умение ориентироваться на клетчатом поле. Знакомство с записью сторон при помощи стрелок. Повторить понятие курсор. Практическая работа с курсором.

«Зимняя сказка»

Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор. Поиск ошибок в записи алгоритма.

Развивать внимание. Формировать умение ориентироваться на клетчатом поле. Формировать умение находить и исправлять ошибки в записи алгоритмов. Практическая работа с курсором.

«Зимняя сказка»

Экзамен у мышки

Проверка умения ориентироваться по сторонам лево-право. Проверка умения управлять курсором.

«Зимняя сказка»

4. Последовательность действий (алгоритм) (6ч)

Действия предметов.

Научить определять и называть действия предметов, обобщать и классифицировать предметы по их действиям.

«Алик. Скоро в школу»

Последовательность событий.

Научить определять последовательность событий.

«Алик. Скоро в школу»

19-20

Порядок действий.

Научить определять порядок действий.

«Алик. Скоро в школу»

21-22

Исполнитель

Познакомить с понятием исполнитель. Составлять простейшие алгоритмы для исполнителя Робота.

«Фантазия»

5. Введение в логику (32ч)

23-27

Решение задач на развитие внимания

Развивать внимание, логическое и образное мышление. Формировать грамотное и безопасное общение с ПК, уменьшать психологический барьер «человек-компьютер». Закреплять навыки пользования мышью, назначение левой и правой кнопки мыши.

«Алик. Скоро в школу»

28-32

6-10

Понятие множества. Элементы множества. Сравнение множеств по числу элементов.

Знакомство с понятием множества и его элементами. Научить сравнивать множества по числу элементов. Развитие логического и образного мышления, развитие речи.

«Мир информатики»

Общий признак для группы предметов. Поиск «лишнего» предмета в группе предметов.

Учить анализировать. Учить выделять общий признак группы предметов. Учить выделять лишний предмет из группы предметов. Развивать внимание и логическое мышление

«Фантазия»

Выделение существенного признака предмета.

Учить выделять существенные признаки предметов. Развивать внимание, логическое мышление и память.

«Фантазия»

Выделение существенного признака группы предметов.

Учить выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы. Развивать внимание и логическое мышление

«Фантазия»

36-40

14-18

Выявление закономерностей в расположении предметов. Решение логических задач.

Учить выявлять закономерности в расположении предметов. Развивать внимание и логическое мышление. Учить вводу числовой информации с клавиатуры.

«Paint »

41-43

19-21

Логика и конструирование.

Развитие логического и образного мышления. Учить разделять фигуру на заданные части по представлению. Развивать цветовое восприятие у учащихся и формировать умение использовать поворот фигуры при работе с прикладной программой.

«Paint »

44-46

22-23

Кодирование информации.

Познакомить с понятием кодирования. Научить ставить в соответствие предметам или действиям другие предметы или действия.

«Тарзан»

47-49

24-27

Путешествие в зазеркалье. Симметрия фигур.

Научить находить симметричные фигуры относительно вертикальной и горизонтальной осей симметрии.

«Фантазия»

50-52

28-30

Истинность и ложность высказываний.

Познакомить с понятием истина и ложь. Научить оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности или ложности.

«Фантазия»

53-54

31-32

Итоговое занятие

Обобщить знания, полученные за весь курс.

Данная программа предназначена для занятий информатикой с дошкольниками в качестве дополнительного образования. Материал дается блоками, позволяющими дать основные информационные понятия: Классификация, сравнкние, объединение множеств. Данные операции закрепляются с помощью компьютерных игр, так как у нас в детском саду есть компьютерный класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 31 «Алые паруса» Московской области города Подольска

Рабочая программа

дополнительного образования по учебной дисциплине «Информатика» для детей 5-7 лет

2013-2014 учебный год

Преподаватель информатики

Полякова Галина Витальевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать практические задачи человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей - это информационное общество. Если сегодня еще есть сферы жизни, где можно обойтись без компьютера, то в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность. В сегодняшних условиях информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок скорее всего столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе.

У истоков информатизации дошкольного образования стояли ученые и специалисты НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (ныне центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца), ЦНИИ «Электроника», ВНИИ технической эстетики, МГУ им. Ломоносова, НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне Психологический институт РАО) и других организаций, объединившихся позднее в 1990 г. В независимую Ассоциацию «Компьютер и детство». Первоначальный этап исследований был связан с разработкой подходов к пониманию места компьютера в ряду других развивающих средств дошкольной дидактики.

В результате критического анализа отечественного и зарубежного опыта информатизации образования было признано нецелесообразным приобщение дошкольников к «мини - информатике». На ступени дошкольного образования необходимо идти не от информатики к деятельности, а наоборот: от деятельности к информатике.

Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.

Для достижения целей Программы «От рождения до школы» первостепенное значение имеет реализация принципа преемственности со школой.

Разработанная программа имеет отличительную особенность:

Программа решает проблему непрерывности дошкольного и школьного

образования по курсу информатики,

  • согласуется с программой по информатике для начальной школы.

Настоящая программа описывает курс подготовки по информатике для детей

дошкольного возраста (5-7 лет). Программа разработана на основе источников, приведенных в списке литературы.

Цель курса - пропедевтика основных понятий информатики, развитие интеллекта, творческих способностей детей.

Задачи

  1. Формирование навыков работы с персональным компьютером.

2.3акрепление знаний и умений детей по основным разделам «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания. Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них.

  1. Расширение кругозора, устранение психологического барьера «человек - компьютер».
  2. Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.

Продолжительность курса - 2 года обучения (старшая и подготовительная к школе группы) от простого к более сложному, от постоянного контроля преподавателя к самостоятельным решениям, от выработки умений и навыков к творческим заданиям.

Занятия проводятся в первой половине дня перед обедом или во второй половине дня.

Современные компьютерные игры для детей, используемые на занятиях, имеют доступный для понимания интерфейс, что даёт возможность ребёнку почувствовать уверенность в себе, ставит его в ситуацию успеха, что особенно важно для развития полноценной личности. Большинство заданий имеет несколько уровней сложности, что даёт возможность ребёнку научиться оценивать свои силы и получать положительные результаты каждому по своей индивидуальной программе.

Каждое занятие включает несколько видов деятельности, сменяющих друг друга: это беседа или фронтальная игра, компьютерная игра, индивидуальные игровые задания или дидактические игры, конструирование.

Важно отметить, что на занятиях должны строго соблюдаться Санитарно- эпидемиологические нормы: требования к технике, освещению, продолжительности занятий; проводиться профилактические упражнения для глаз и физкультминутки.

Помимо компьютерных игр на занятиях используются различные дидактические развивающие игры, что даёт в комплексе наиболее высокий результат. В компьютерных играх дети оперируют в основном символами и знаками, поэтому им должны предшествовать игры с реальными предметами, игрушками. Важно знать, что использование дошкольниками компьютера не цель, а средство воспитания и развития творческих и интеллектуальных способностей ребёнка. Конечно, ребёнок должен прежде всего научиться управлять компьютером, уметь управлять программами, понимать символы, принятые в компьютерных играх (интерфейс). Когда компьютер будет дошкольнику понятен, тогда с посредством игровых программ и будут достигаться необходимые воспитательные и образовательные цели.

Раздел I. Компьютер

Компьютер. Устройство компьютера. Монитор. Системный блок. Клавиатура. Манипулятор «мышь». Правила работы в компьютерном зале.

  • называть части компьютера и назначение;
  • использовать в своей работе клавиатуру и манипулятор «мышь»;
  • осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;
  • правила работы в компьютерном зале.

Раздел II. Предметы. Отличительные признаки, составные части и действия

предметов

Тема 1. Признаки и составные части предметов

Цвет предметов. Форма и размеры предметов. Названия предметов. Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же свойств предметов.

Тема 2. Действия предметов

Последовательность действий, заданная устно и графически. Последовательность действий и состояний в природе.

Требования к знаниям и умениям:

  • находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число

элементов и др.);

  • объединять предметы в группы по признакам;
  • обобщать по признаку, находить закономерность по признаку;
  • выделять существенный признак предмета или нескольких предметов;
  • находить лишний предмет в группе однородных;
  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и называть их;
  • расставлять события в правильной последовательности;
  • выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
  • описывать свои действия.

Раздел III. Элементы логики

Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Разрешающие и запрещающие знаки. Логические операции «И» и «ИЛИ».

Требования к знаниям и умениям:

  • определять истинные и ложные высказывания;
  • отличать заведомо ложные фразы;
  • формулировать отрицание по аналогии;
  • называть противоположные по смыслу слова;
  • подбирать слова, отрицающие данные;
  • пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;
  • видеть вред и пользу свойства у разных предметов;
  • объединять отдельные предметы в группу с общим названием.

СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОМПЬЮТЕРНО-ИГРОВОМ КОМПЛЕКСЕ При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего и подготовительного возраста. Занятие проводится подгруппами по 7-8 человек и длится 20 минут.

Стандартное занятие обязательно включает смену видов деятельности и физкультминутки и имеет следующую структуру построения:

  1. Введение (беседа, фронтальный опрос, фронтальная игра)
  2. Работа за компьютером (объяснение учителя, самостоятельная работа с программой под руководством учителя) В этот блок обязательно включена гимнастика для глаз.
  3. Физкультминутка.
  4. Дидактические игры: задания-игры на индивидуальных листах, конструирование, парные и групповые дидактические игры.
  5. Игра в релаксационной зоне.

В зависимости от цели занятия учитель может изменить структуру занятия, поменять местами блоки, заменить физкультминутку подвижным заданием или подвижной игрой. Этапы реализации программы.

  • просветительский (работа с родителями, педагогами) предназначен для просвещения родителей и педагогов о назначении данного курса для развития детей- дошкольников. Этот этап реализуется посредством участия педагога в родительских собраниях и проведении индивидуальных и групповых консультаций.
  • диагностико-аналитический направлен на выявление уровня владения компьютером (управление компьютером клавишами, мышью; слежению за экраном) и общего уровня развития (учитываются данные диагностики психолога и его рекомендации); на основе данных диагностики дети разделяются по группам.
  • формирующий и развивающий в течение 2-х лет ; на этом этапе непосредственно осуществляется процесс обучения. Для этого составлены годовые планы занятий,

включающие игры дидактические традиционные и обучение работе на компьютере через компьютерные игровые программы.

  • контрольно-диагностический; осуществляется контроль результатов работы программы и выявление последующих направлений в работе.

ГОДОВОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В КОМПЬТЕРНО-ИГРОВОМ КОМПЛЕКСЕ

  1. год занятий (старшая группа)

Сентябрь. "Знакомство. Компьютер и его части".

  1. Знакомство. Экскурсия в компьютерно- игровой комплекс. -1 занятие
  2. Мониторинг -1 занятие
  3. Компьютер и его части. -1 занятие
  4. Средства управления. Клавиатура. -1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: "Игровая студия" (Авторская программа ТГ "Бенилёк"); "Земля до начала времени" (Издатель: "Руссобит -М)

Октябрь. "Компьютер знакомит с окружающим миром ".

  1. Средства управления. Мышь. -1 занятие
  2. Перемещение объектов по экрану мышью. -1 занятие
  3. Логика. Классификация предметов. -1 занятие
  4. В гостях у сказки. Игра с сюжетом. -1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы: "Мапеты. Флора и фауна" (Издатель: Руссобит- М); "Маленький искатель в кукольном театре", (издатель "Новый диск")

Ноябрь. "Компьютер развивает мышление "

  1. В гостях у сказки, (продолжение) -1 занятие
  2. Управление программой. Интерфейс. -1 занятие
  3. Ориентирование "по карте". - 2 занятия
  4. Рекомендуемые игровые программы: "Маленький искатель в кукольном театре" и "Маленький искатель". (Разработчик "Scholastic"; издатель "Новый диск"); "Весёлые игрушки" (издатель "Руссобит-М").

Декабрь. "Готовимся к празднику".

  1. Я знаю цвета. -1 занятие
  2. Я знаю геометрические фигуры. -1 занятие
  3. Создаём новогодние атрибуты. -1 занятие
  4. Новогодние забавы. -1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы: "Твинисы. Давайте поиграем" (Разработчик "ВВС"; издатель "Новый диск"); "Лего. Мой мир. Первые шаги" (Издатель: "Новый Диск"); "Зимняя сказка" (издатель "Руссобит-М").

Январь. "Компьютерразвивает".

  1. Восприятие. -1 занятие
  2. Внимание. -1 занятие
  3. Память. -1 занятие
  4. Мышление. -1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы: "Коррекционно-развивающие компьютерные занятия для детей 5-6 лет" (Разработчик: психологический центр "Адалин"); "Забавные картинки" (издатель "Руссобит-М"); "Алик. Скоро в школу" (издатель "Руссобит-М").

Февраль. "Компьютер помогает творить ".

  1. Время музыки. -1 занятие
  2. Время красок. -1 занятие
  3. Дизайн. -1 занятие
  4. Моделирование. -1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: "Твинисы. Давайте поиграем" и "Твинисы. Весёлые нотки" (Разработчик "ВВС"; издатель "Новый диск") можно использовать другие программы с графическими редакторами, адаптированными для детей.

Март. "Компьютер и мир вокруг".

  1. Я - человек. Девочки и мальчики. -1 занятие
  2. Одежда по сезонам. -1 занятие
  3. Профессии. -1 занятие
  4. Цвет вокруг. -1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: "Мапеты. Хочу всё знать" (Издатель в России: "Руссобит-М");

Апрель. "Компьютеррассказывает историю".

  1. Интерактивные истории с развивающими мини-играми выполняются в индивидуальном темпе. - 4 занятия.
  2. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: Антошка. Весёлые книжки. (Разработчик "COMPEDIA"; издатель "Руссобит-М" или другие игры с сюжетом и развивающими мини-играми).

Май. "Что я знаю о компьютере и программах".

  1. Что я знаю о компьютере. -1 занятие
  2. Играем с любимыми героями. -1 занятие
  3. Мониторинг -1 занятие
  4. Любимые игры. -1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: по выбору детей или по наблюдениям педагога.
  1. год занятий (подготовительная к школе группа)

Сентябрь. "Что я знаю о компьютере и программах".

  1. Мониторинг -1 занятие
  2. Компьютер и его части. - 2 занятия
  3. Информация и её носители. - 2 занятия
  4. Знаки интерфейса игры. - 3 занятия
  5. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: "Игровая студия" (Авторская программа творческой группы "Бенилёк"); "Искатель" (издатель "Новый диск");

Октябрь. "Компьютеррассказывает историю".

  1. Интерактивные истории с развивающими мини-играми выполняются в индиви дуальном темпе. - 8 занятий.
  2. Рекомендуемые игровые программы: "Дракончик Гоша спасает черепах" и "День спящего дракона" (Разработчик "SCHOLASTIC"; издатель "Бука")

Ноябрь. ".Компьютер развивает "

  1. Внимание. - 2 занятия
  2. Память. - 2 занятия
  3. Мышление. - 2 занятия
  4. Речь. - 2 занятия
  5. Рекомендуемые игровые программы: "Болек и Лёлек" (издатель "1-С"); "Коррекционно-развивающие компьютерные занятия для детей 6-7 лет" (Разработчик: "Адалин");

Декабрь. "Компьютер помогает творить".

  1. Рисуем и раскрашиваем. - 2 занятия
  2. Создаём новогодние маски. - 2 занятия
  3. Создаём новогодние атрибуты. - 2 занятия
  4. Новогодние забавы. - 2 занятия
  5. Рекомендуемые игровые программы: "Твинисы. Давайте поиграем" (издатель "Новый диск"); "Мастерская Болека и Лёлека" (издатель "1-С"); "Зимняя сказка" (Издатель "Руссобит М").

Январь. "Компьютер и чудеса науки ".

  1. Микроскоп. - 2 занятия
  2. Исследования. - 2 занятия
  3. Опыты. - 2 занятия
  4. Изучаем животный мир. - 2 занятия
  5. Рекомендуемые игровые программы: "Антошка. Чудеса науки" и "Антошка. Необыкновенное сафари" (издатель "Руссобит-М").

Февраль. "Компьютер готовит к школе".

  1. Логика. - 4 занятия
  2. Речь. - 2 занятия
  3. Создаём программу для робота. - 2 занятие
  4. Рекомендуемые игровые программы: "Логика для малышей. Домовёнок БУ в парке аттракционов" (Разработчик "Баюн", издатель "ИДДК");

Март. "Учимся вместе с компьютером ".

  1. Знаем звуки и буквы. - 2 занятия
  2. Читаем. - 2 занятия
  3. Ориентируемся. - 2 занятия
  4. Мыслим. - 2 занятия
  5. Рекомендуемые игровые программы: "Артур. Строим домик на дереве" (издатель "Бука"); "Баба Яга учится читать" (издатель "МедиаХауз")

Апрель. "Мой друг -Компьютер".

  1. Развиваем мышление. - 2 занятия
  2. Развиваем реакцию. - 2 занятия
  3. Ориентируемся. - 4 занятия
  4. Рекомендуемые игровые программы: "Баба Яга. Пойди туда, не знаю куда" (издатель "МедиаХауз"); "Артур. Конкурс добрых дел" (издатель "Бука");

Май. "Чтоя знаю о компьютере и программах".

  1. Что я знаю о компьютере. - 2 занятие
  2. Играем с любимыми героями. - 2 занятие
  3. Мониторинг - 2 занятие
  4. Любимые игры. - 2 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: "Алик. Летние каникулы" (Разработчик "Silkom", Издатель "Руссобит М"); по выбору детей или по наблюдениям педагога.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА»

Занятия с детьми старшей группы проводятся 1 раз в неделю (всего 32 занятия):

  • теоретическое продолжительностью 20 минут;
  • практическое с использованием компьютеров в дни наиболее высокой работоспособности продолжительностью - 15 минут по подгруппам. Непрерывная продолжительность работы за компьютером не должна превышать 10 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих, после перенесенных заболеваний продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена до 7 минут.

Занятия с детьми подготовительной к школе группы проводится 2 раза в неделю (всего 64 занятия):

  • теоретическое продолжительностью 20-25 минут;
  • практическое с использованием компьютеров в дни наиболее высокой работоспособности продолжительностью - 20 минут по подгруппам. Непрерывная продолжительность работы за компьютером не должна превышать 15 минут.

Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих, после перенесенных заболеваний продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена до 10 минут.

Для определения готовности детей к усвоению программы и работе на компьютере необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Мониторинг проводится 2 раза в год.

В начале года (август, начало сентября) определяется общий уровень умственного развития ребенка.

Предлагаются две группы тестов.

Первая группа - это тесты, которые позволяют оценить уровень умственного развития ребенка относительно возрастных норм, установленных специальными исследованиями. В эту группу вошли три теста. Они направлены на выявление степени развития мыслительной операции сравнения и вербальной слуховой памяти, а так же владения некоторыми общими понятиями.

Вторая группа тестов предназначена для сравнительных исследований. Тесты этой группы используются для определения динамики развития соответствующих способностей на разных возрастных этапах /5-6 и 6-7 лет/. С помощью полученной информации можно контролировать процесс умственного развития и вовремя влиять на него.

В конце года (апрель, май) проводится мониторинг для определения прогресса усвоения ребенком за год программы по информатике для малышей А.В.Горячева «Все по полочкам» По результатам этого мониторинга можно судить, насколько полно дети изучили пропедевтический курс информатики, знают ли понятия истинного и ложного высказывания, понятие симметрии; а так же могу судить об умении детей: находить липший предмет в группе однородных; предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов и давать названия этим группам; находить предметы с одинаковым значением признаков (цвет, форма, размер, число элементов); разбивать предложенное множество предметов на два подмножества с разными признаками; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков; называть последовательность простых знакомых действий; приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках; находить пропущенное действие в знакомой последовательности; смогут ли точно выполняют действия под диктовку; называть противоположные по смыслу слова; составлять целое их частей, видеть часть как составной элемент целого, находить кратчайший и более рациональный путь.

Для корректировки обучения в течении года рекомендуется проводить итоговые обобщающие занятия (по мере необходимости).

Результаты к концу 1-го года обучения

(старшая группа)

Признаки предметов. Дети могут находить предметы, обладающие несколькими заданными свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся несколькими общими свойствами, обобщать по нескольким признакам, научить находить похожее у разных предметов.

Действия предметов. Определять функцию предмета, изображать свои действия в пантомиме и с помощью схем, находить и исправлять ошибки в последовательности действий, выполнять изображенную последовательность.

Множество и его элементы. Выделять вложенные подмножества по одному признаку (без термина), сопоставлять части и целое применительно к множеству.

Элементы логики. Определять истинность высказывания, выполнять логическую операцию сложения (без термина), строить отрицание по аналогии, кодировать предметы, действия, называть в окружении предметы, обладающие симметрией, строить симметричные предметы.

Элементы компьютерной грамотности. Знать правила работы за компьютером, основные функции компьютера, называть некоторые элементы компьютера (клавиатура, мышь, монитор), уметь пользоваться мышью.

Результаты к концу 2-го года обучения

(подготовительная к школе группа)

Признаки предметов. Дети могут называть как можно больше свойств одного объекта, определять пользу и вред того или иного свойства предмета в разных ситуациях, проводить аналогию между разными предметами, представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов.

Действия предметов. Выделять главную функцию предметов, применять ее по отношению к другим предметам, определять алгоритм расстановки и перестановки предметов и действий, кодировать последовательность действий.

Множество и его элементы. Выделять вложенные подмножества с несколькими общими свойствами, сопоставлять части и целое для действий.

Элементы логики. Переносить свойства одного предмета на другие, применять все известные логические операции при описании предмета, действия предмета. Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания;

Элементы компьютерной грамотности. Называть основные элементы компьютера, уметь пользоваться клавишами управления курсором, применять элементы интерфейса одной программы в ее разных разделах.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

  • Печатные

S программа по курсу информатики А.В. Горячева «Все по полочкам» (Образовательная система «Школа 2100» 2002г)

S рабочие тетради с индивидуальными заданиями, построенные на основе пособий для дошкольников по курсу информатики А.В.Горячева «Все по полочкам»;

/ дидактические игры в «пеналах»:

Танграм

Пазлы

«Колумбово яйцо»

«Волшебные спички»

«Бело - голубой квадрат»

Головоломки

  • Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

Приобретены компьютерные учебники с иллюстрациями и компьютерные вычислительные

игровые и алгоритмические среды Перволого (демо версия)

  • Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD)

Требования к программному обеспечению по курсу информатика изложены в инструктивно-методическом письме Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения" в пункте 5: "Занятия с использованием компьютеров для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером - не более 10 минут Компьютерные игры и учебные программы:

- клавиатурные тренажеры с регулируемой скоростью работы (СБПО)

- компьютерные раскраски и геометрические конструкторы (СБПО) «Paint», «Тих Paint», «Раскрась-Ка» (демоверсия)

Компьютерные мозаики; пазлы S «Мир информатики. 1-2 год обучения»;

- «Мир информатики. 3-4 год обучения»

- Развивающие компьютерные методики для детей «Адалин»

  • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

- Материалы к стенду «Лого мышка» («Из Истории компьютера», «Устройство компьютера», «Правила поведения»)

  • Демонстрационные (макеты, модели в разрезе, модели демонстрационные)

Плакаты «Правильная осанка при работе на компьютере», «Гимнастика для глаз»

  • Учебная техника

Компьютерная техника (а так же принтер, мультимедиа проектор, сканер), которая используется в классе, имеет гигиеническое заключение, подтверждающее ее безопасность для детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Агафонов В.В. Твой друг компьютер. М., 1996.

Абрамов С А., Зима Е.В. Начала информатики - М., Наука, 1989.

Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам: Метод, рек. к курсу информатики для дошкольников. М., 1999.

Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Учебник-тетрадь для дошкольников 5-6 лет. М., 1999.

Бугуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста,

М. 2002.

Венгер А. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста., М. 2001.

Коджаспирова Г.М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М., 2001.


Пояснительная записка

Наряду с традиционными учебными пособиями в настоящее время появилось большое количество образовательных электронных ресурсов. Компьютерное обучение - новый способ обучения, одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ.

Целью введения компьютера в жизнь дошкольника является «...прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко использующем информационные технологии».

С расширением рынка игрового программного обеспечения компьютерные игры все больше места занимают в жизни ребенка. В настоящее время рынок переполнен играми, насаждающими агрессию и насилие. Психологическая зависимость от компьютерных игр отрицательно влияет на психическое и соматическое состояние ребенка. Чтобы оградить ребенка от негативного влияния компьютерных игр необходимо тщательно следить за выбором игровых программ.

В данную программу включены такие компьютерные игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об окружающем мире. Благодаря этому у детей развиваются психические процессы, необходимые для обучения в школе: мышление, память, восприятие, познавательная активность. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать.

Ребенок не всегда способен концентрировать свое внимание в течение всего занятия на его содержание. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, устойчивость, переключаемость. Обучающие игровые программы позволяют ребенку развивать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит ему быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности. Кроме того, у ребенка задействованы все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Одна из основных заповедей улучшения памяти, -повторение. Дети, как правило, с большим интересом играют в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляют свою память. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

Ребенок овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.

Использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста являются еще пока нетрадиционной методикой, но с ее помощью можно более эффективно решать образовательные задачи, которые будут способствовать подготовке ребенка к обучению в школе.

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей и познавательных процессов у дошкольников.

Задачи:

Развитие и формирование зрительно-пространственной ориентации;

Формирование и развитие произвольных психических функций (произвольное внимание, мышление, память и поведение);

Развитие абстрактного, наглядно-образного мышления;

Формирование и развитие логического мышления (классификация, сравнение, обобщение);

Закрепление навыков счёта и чтения;

Приобретение практических навыков при работе с ПК.

Организация учебного процесса

Программа ориентирована на работу с учащимися 5–6 лет и рассчитана на один год обучения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному учебному часу. Общее количество часов в год на одну группу - 36.

Форма проведения занятий: индивидуальные, групповые.

Используемые методы:

- практические занятия;

- беседы;

- работа с дидактическим материалом (различные карточки с цифрами, картинками и буквами, различные предметы для классификации и т.д.);

- активные групповые методы обучения: игры, дискуссии, занятие- соревнование.

Характеристика ожидаемых результатов

В результате освоения программы «Компьютер для дошкольников» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.

Учащиеся должны знать:

Назначение основных устройств, входящих в состав компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор «мышь»;

Правила безопасной работы с компьютером.

Пользоваться манипулятором «мышь»;

Различать на экране монитора указатель курсора и указатель мыши;

Выбирать объект на экране с помощью мыши (устанавливать указатель мыши и щелкать левой кнопкой мыши);

Рисовать рамку на экране с нажатой левой кнопкой мыши;

Перемещать объект с нажатой левой кнопкой мыши;

- пользоваться клавиатурой: вводить буквы и цифры, пользоваться клавишей «Е nter »;

Выбирать щелчком мыши нужную строку в поле запроса типа «список» (главное меню, меню уровней);

Нажимать щелчком мыши кнопки действий на экране;

Вводить строку символов в окно ввода, удалять символы с помощью клавиши « BackSpace ».

В конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения образовательной программы. Для анализа овладения используются имеющиеся развивающие и обучающие компьютерные игры.

Как показывает практика уровень усвоения постоянно повышается. Управление компьютером (клавиатурой, мышью) усваивается детьми автоматически. Во время игры не акцентируется внимание ребенка на то, что его диагностируют, а перед ним ставятся определенные дидактические задачи, которые ребенок должен решить самостоятельно, и он «просто играет». Важно, чтобы во время компьютерных игр ребенок был раскрепощен, свободно владел компьютером, несмотря на то, что это новый вид игры.

Критериями оценки усвоения разделов образовательной программы служит самостоятельность ребенка, показанная в играх:

- ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого - это говорит о низком уровне развития;

- на среднем уровне - справляется с помощью взрослого;

- на высоком - выполняет задание самостоятельно.

Результаты диагностики и анализ усвоения детьми образовательной программы используется для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении программы, обратить внимание специалистов на проблему и совместно решить её.

Принципы и средства обучения

Работа с детьми всегда требует от педагога массу усилий, тем более с детьми дошкольного возраста. Исходя из специфики этой возрастной категории, используются следующие принципы обучения при подаче изучаемого материала:

Доступнность

Тема занятия преподносится в простой, доступной для детей этого возраста форме, а также с использованием различного дидактического материала.

Доступность является также одним из основных критериев при отборе компьютерных программ для занятий. Они должны быть легкими в управлении и материал в них должен преподноситься в простой, удобной для восприятия форме.

Наглядность

Так как у детей дошкольного возраста в обучении все еще ведущую роль оказывает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то важным моментом на занятии является наглядность материала. Это:

- специальная оснащенность кабинета: яркие коврики для мыши;

Магнитофон и CD-ROM для использования музыки на занятиях;

- принтер для распечатки картинок, букв, цифр и т.д.

- различный дидактический материал для занятия (картинки, фигурки из бумаги);

Использование картинок в домашних заданиях и поощрениях;

- включение элемента рисования в домашнее задание (рисование в тетрадях);

- подборка компьютерных программ для занятий (с использованием красочных, ярких картинок, анимации, звуковых эффектов).

Индивидуальный подход

Работа с дошкольниками требует гораздо большего внимания, чем с учащимися, и не только из-за возраста. Малыши еще не умеют «работать», не умеют «учиться» целенаправленно, именно по теме занятия. Кроме того, в этом возрасте очень сильно заметна разница в развитии между детьми. Поэтому, целесообразно больше говорить об индивидуальном обучении.

Даже если работа ведется в группах, лучше их делать небольшими – до 3 человек, чтобы у педагога была возможность в течение занятия каждому уделять внимание, каждому отдельно давать задание, следить за его выполнением.

Индивидуальная работа - это один из самых эффективных способов обучения дошкольников.

Домашнее задание

Домашнее задание - один из главных моментов: на него возложено создание мотивационной деятельности, творчества, т.е. умения работать самостоятельно, воссоздавать забытое, поддерживать себя в активной форме. В его выполнении участвуют как сам ребенок, так и его родители. Домашние задания должны помочь осмыслить то, что происходило на занятиях, выявить суть занятий, ощутить важность самих занятий.

Учебно-тематический план

п/п

Тема, раздел

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Компьютерная азбука

8

Учимся работать на компьютере

10

Развиваемся с компьютером

- игры на развитие внимания,
мышления, памяти;

- развитие речи;

- знакомство с окружающим миром;

- формирование математических
представлений;

- развитие творческого воображения.

16

Культурно – досуговая деятельность

2

Итого :

36

Содержание программы

1. Компьютерная азбука.

Знакомство с детьми.

Знакомство с компьютером. Для чего нужен компьютер. Значение компьютера в жизни человека. Правила работы за компьютером.

Правила включения и выключения компьютера.

Устройство компьютера. Монитор. Клавиатура. Мышь. Системный блок.

Дополнительные устройства, которые можно подключить к компьютеру: колонки, наушники, принтер, сканер, джойстик, фотоаппарат, видеокамера.

Практическая работа

Игра на знакомство «Имечко».

Беседа по картинкам «Как работать за компьютером».

Дидактическая игра «Собери компьютер».

Отработка навыков движения компьютерной мыши по экрану, одинарного щелчка левой кнопки мыши, перемещение объектов по экрану с зажатой левой кнопкой мыши.

Отработка навыка включения и выключения компьютера.

Электронная поддержка

«Компьютер для малышей (часть 1). Учимся пользоваться мышкой».

«Компьютер для малышей (часть 2). Учимся пользоваться мышкой и клавиатурой».

Flash -игра «Загадки о животных».

2. Учимся работать на компьютере.

Рабочий стол. Внешний вид рабочего стола. Основные элементы рабочего стола: Мой компьютер, Корзина, кнопка Пуск, Часы, Календарь.

Работа с клавиатурой. Основные группы клавиш клавиатуры. Язык раскладки клавиатуры. Печать заглавных букв. Цифровая клавиатура.

Компьютерная мышь. Левая/правая кнопка мыши. Колесо прокрутки. Основные манипуляции с мышью: щелчок и двойной щелчок.

Программа. Запуск программы. Выключение программы.

Файл и папка. Перемещение, удаление, переименование папок и файлов.

Приемы изменения фонового рисунка рабочего стола.

Практическая работа

Перемещение объектов рабочего стола. Удаление файлов и папок в корзину.

Отработка навыков двойного щелчка левой кнопки мыши.

Самостоятельное включение детских игр и корректное их выключение.

Выход из игры с использованием клавиши Esc .

Смена языка раскладки клавиатуры на языковой панели и с помощью клавиш Ctrl + Shift или Alt + Shift .

Печать заглавных букв с зажатой клавишей Shift .

Включение дополнительной цифровой клавиатуры клавишей NumLock .

Изменение фонового рисунка рабочего стола.

Электронная поддержка

«Компьютер для дошкольников».

«Компьютер для малышей (часть 3). Учимся играть на компьютере».

«Компьютер для малышей (часть 4). Учимся играть на компьютере».

3. Развиваемся с компьютером

Игры и задания для развития у ребенка:

Внимания;

Зрительной и слуховой памяти;

Навыков простого счета и чтения;

Распознавания цветов и геометрических фигур;

Логического, образного и ассоциативного мышлений;

Творческого подхода к изучению нового;

Навыков усидчивости и самостоятельной работы.

Электронная поддержка

«Компьютер для дошкольников».

«Компьютер для малышей (часть 5). Раскрашиваем на компьютере».

Сборник развивающих игр для детей «Веселые моторы» (часть 1,2).

«Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

«Художественное творчество. Мурзилка. Рисуем сказку».

«Школа маленьких зверят. Занимательные игры и упражнения для подготовки к школе».

Методическое обеспечение программы

Весь курс рассчитан на 36 занятий; один раз в неделю по 30 мин. Используется выполнение домашнего задания. В течение курса предполагается проведение двух контрольных занятий.

Занятия проходят по следующей схеме:

Просмотр домашнего задания (3 мин.). Для домашних заданий используются специально разработанные для этого курса брошюрки.

Технические вопросы (5 мин.). При рассмотрении технических вопросов целесообразно как можно чаще обращаться к вопросам по технике безопасности (адаптированной для детей этого возраста), повторять части компьютера, для чего они нужны, как работает мышка, для чего нужны диски, принтер и т.д.

Игры для разминки - по теме занятия (5 мин.). Для разминки используются упражнения - игры, для участия в которых требуется переключение внимания на другой вид деятельности (движение, рисование и т. д.).

Работа с компьютерными программами по теме занятия (15 мин.).

Раздача «мышек» (поощрение) – 2 мин.

Учебно-тематический план программы содержит три основных раздела «Компьютерная азбука», «Учимся работать на компьютере», «Развиваемся с компьютером».

При изучении раздела «Компьютерная азбука» используются видеоматериалы о назначении и способах использования компьютера, а также обучающие видеоролики, повествующие о правилах работы за компьютером, устройстве компьютера, правильном включении и выключении компьютера, дополнительных устройствах, которые можно подключить к компьютеру.

После просмотра с детьми обсуждаются вопросы, которые возникли при просмотре материала.

Уделяется особое внимание компьютерным терминам, чтобы ребенок лучше запомнил новые понятия.

При изучении раздела «Учимся работать на компьютере» ребята получают основные навыки работы на компьютере в понятном для ребёнка виде.

Каждое занятие излагается от простого к сложному, для того, чтобы ребёнок с любым уровнем подготовки смог извлечь из него что-то полезное.

Чтобы ребёнок мог усвоить материал в том темпе, в котором ему это будет удобно, используются учебные ролики с проигрывателем, который позволяет приостановить изучение или начать его с любого нужного момента.

При изучении раздела «Развиваемся с компьютером» используются всевозможные игры и задания для развития у ребенка внимания, памяти, логического, образного и ассоциативного мышлений, навыков простого счета и чтения, распознавания цветов и геометрических фигур, творческого подхода к изучению нового, навыков усидчивости и самостоятельной работы.


Условия реализации программы

Пока психологи и педагоги спорят, с какого возраста ребенка можно подпускать к компьютеру, производители давно решили этот вопрос, выпустив огромное количество программ для детей, начиная с трех лет. Действительно, если малыш с удовольствием смотрит мультики, то ему будут интересны и развивающие игры с рисованными и кукольными персонажами. Но нельзя спешить сажать ребенка за экран, перед которым взрослый не выдерживает больше часа. Компьютер для ребенка еще надо подготовить.

Монитор должен иметь диагональ не менее 17 дюймов. Так как ребенок лучше воспринимает крупные и четкие картинки, на экране лучше установить невысокое разрешение. Очень важна частота мерцания экрана, желательно настроить ее на 80 Гц, а еще лучше 100-120 Гц - тогда нагрузка на зрение будет минимальной.

Необходимо обратить внимание на клавиатуру. Две буквы на каждой клавише - русская и латинская - способны озадачить даже вундеркинда. Поэтому желательно, чтобы клавиатура имела только русский алфавит, либо аккуратно заклеить лишний ряд букв.

Существуют определенные правила, требования безопасности при работе с компьютером. Если эти рекомендации выполняются, то можно быть совершенно спокойным за здоровье детей: компьютер не принесет им вреда.

Техническое обеспечение

Компьютер IBM PC совместимый, ОС Microsoft Windows 2000/ XP , привод CD - ROM , колонки, наушники.

Информационно-методическое обеспечение

1. Барташникова И.А., Барташников А.А.. Учись играя.- Харьков, ФОЛИО, 1997.

2. Брыскина О. Информатика в начальных классах. - М.: Просвещение, 1986.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А.. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986.

4. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах. - М.: Просвещение, 2003.

5. Гуткина Н.И.. Психологическая готовность к школе. - М.: Просвещение, 1993.

6. Кордемский БА. Математическая.смекалка. - М.: Наука, 1991.

7. Кёршан Б. Основы компьютерной грамотности. - М.: Наука, 1989.

8. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 4 до 6). - М.: Вента-Графт, 2004.

9. Михайлова ЗА., Непомнящая РЛ. Вырежи и сложи. - Минск: Народная асвета, 1992.

10. Макарова Н. В. Информатика. - М.: Наука, 2001.

11. Нижегородцева Н.В. Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Владос. 2001

12. Останина Е.Е. Секреты великого комбинатора. - М.: Просвещение, 2004.

13. Пекелис Виктор. Твои возможности, человек! - М.: Изд.«3нание, 1984.

14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996.

15. Саватеева С.С. Как помочь ребенку сохранить хорошее зрение. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 6 до 10). - М.: Вента-Графт, 2004.

16. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. Академия развития, 1996.

17. Тур С. Н., Бокучава Т. П. Первые шаги в мире информатики. - М.: Айрис Пресс, 2004.

18. Тур С. Н. Программирование в среде Ьо§о. - М.: Айрис Пресс, 2004.

19. Федины Ольга и Сергей. Как научить ребенка читать. - М.: Айрис Пресс, 2004.


Таблица авторских курсов по компьютерному обучению дошкольников
Название курса Авторы Цели Задачи Примечание
"Путешествие в компьютерную страну" Шиганова И.Н. Обучение детей компьютерной грамотности. 1. Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации 2. Познакомить детей с правилами поведения в КИК и правилами безопасной работы на компьютере. 3. Помочь преодолевать при необходимости психологический барьер между ребенком и компьютером. 4. Сформировать начальные навыки работы за компьютером. 5. Формировать опыт практической, познавательной, творческой и другой деятельности с современным программным обеспечением. Построена по методу последовательного углубления и усложнения материала, рассчитана для детей 5-7 лет, на 2 года обучения.
Авторский проект компьютерной программы для развития детей старшего дошкольного возраста "Цветик - семицветик" Дягилева О.Н., Селезнева Т.М., Смирнова А.Н., Чилимская Т.Н. Расширение возможностей использования современных информационных компьютерных технологий в практике работы ДОУ, способствующих повышению качества подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, содействию освоения детьми дошкольного возраста элементарной компьютерной грамотностью. 1. Создать условия для успешной социализации детей в обществе. 2. Формировать у дошкольников самостоятельность, целеустремлённость, умения ставить перед собой задачу и добиваться её решения. 3. Нормализация эмоционально-волевой и личностной сферы дошкольников. Разработана и описана структура занятия, состоящая из трех частей. Каждое занятие комплексное.
"Компьютер для дошкольников" Столярова Е.Г. Развитие интеллектуальных способностей и познавательных процессов у дошкольников с помощью игровых компьютерных программ. 1. Приобретение практических навыков при работе с ПК. 2. Развитие и формирование зрительно-пространственной ориентации. 3. Формирование и развитие произвольных психических функций (произвольное внимание, мышление, память и поведение). 4. Развитие абстрактного, наглядно-образного мышления; формирование и развитие логического мышления (классификация, сравнение, обобщение). 5.Закрепление навыков счёта и чтения. В рамках системного подхода программа «Компьютер для дошкольников» предлагает задания с различными уровнями сложности, объединенных в три тематических раздела Компьютерная азбука – 9 часов Учимся работать на компьютере – 10 часов Развиваемся с компьютером – 15 часов.
«Информатика для малышей»(познавательное развитие детей 5-7 лет) Гатауллина А.М. Развитие логического мышления и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста путем применения компьютера. 1. Закрепление знаний и умений детей по основным разделам «Информатика», в рамках Программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100)2. Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания.3. Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них.4. Формирование информационной культуры. 5. Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам. Данная программа построена для старшей и подготовительной групп на основе Программы подготовки дошкольников по информатике (авторы: А.В. Горячев, Н.В. Ключ).Данная программа по информатике для дошкольников согласуется с программой по информатике для начальной школы "Информатика в играх и задачах", рекомендованной Министерством образования РФ, и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, который разрабатывается в рамках образовательной программы "Школа 2100" под руководством А.В. Горячева. Использовались пособия к данной программе: “Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников”, “Все по полочкам” (рабочая тетрадь).
"Этот удивительный компьютер" А. В. Горячева Развитие логического мышления, развитие образного мышления, раскрытие творческих способностей и наклонностей детей, создание мотивации к использованию собственных талантов, интереса к решению учебных и жизненных задач, создание высоких стартовых возможностей для обучения в начальной и средней школе; развитие умения работать в группе, самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность и уважительно оценивать и анализировать деятельность других ребят в совместном освоении курса, воспитание положительно окрашенного отношения к сверстникам и взрослым; 1. Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом информационной деятельности.2. Познакомить детей с правилами поведения в компьютерном классе и правилами безопасной работы на компьютере.3. Преодолевать при необходимости психологический барьер между ребенком и компьютером.4. Сформировать начальные навыки работы на компьютере.5. Формировать навыки учебной деятельности.6. Формировать элементарные математические представления.7. Развивать речь.8. Развивать сенсорные возможности ребенка.9. Формировать эстетический вкус.10. Развивать знаковую функцию сознания.11. Развивать эмоционально-волевою сферу ребенка. Педагогический процесс строится в виде интерактивных занятий, познавательных бесед и др.
Составила: воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №71 «Кораблик»» Пьянова Е.А. Г. Набережные Челны 2016г.