«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». (Г. Степанов)

Язык есть средство общения людей. Он развивается вместе с обществом, включая в себя все то, что происходит в нем (в обществе). Человечество изобретает новые предметы, и их названия входят в наш язык. Мы заимствуем что-то у других народов и вместе с предметом, явлением берем и название. Так вместе с предметом пришли в наш язык слова комод и музей. Так же слово «похоронка» появилось в языке во времена Великой Отечественной войны.

Но язык интересен не только с точки зрения лексики. Язык является и отражением того, как идут мыслительные процессы в обществе. Часто по уровню развития грамматики можно определить и уровень развития общества.

Русский язык по праву считается одним из наиболее развитых языков мира.

Строение языка свидетельствует о способе мышления. Русский язык отличают логичность, развитие от фонемы к тексту.

Разные виды текстов дают возможность наиболее полно выразить мысли автора. Предлагаемый текст является (описание, рассуждение, повествование).

Разные стили дают возможность большой выразительности (предлагаемый текст относится к …стилю).

Экспрессивность повествования достигается использованием эпитетов, метафор…, гипербол и других средств выразительности.

Использование различных по структуре предложений дает дополнительную образность и красочность тексту.

Широко используются в русском языке вводные слова, обращения, обобщающие слова и многое другое.

Таким образом, анализируя все выше сказанное, я могу утверждать, что автор абсолютно прав в своем высказывании.

Известный лингвист Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». В самом деле, можно ли по тексту судить о человеке, круге его интересов, уровню его логического мышления?

Кроме того, в тексте много …, что свидетельствует об эрудиции автора.

Повествование отличается логичностью, стройностью, что позволяет нам понять замысел писателя. Большое количество предложений с однородными членами (пр….) говорит о стремлении автора (фамилия) более подробно, точно описать действия, явления. При этом автор пользуется не только простыми (пр.№…), но и сложными предложениями (пр.№…ССП, пр.№…СПП).

Сочинение

«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди…»

«Нация, которая утеряет свой подлинный,

свой исторический язык, утеряет, вероятно,

и свою собственную психологию, порвет

со своими великими произведениями

искусства».

С.Залыгин.

Насколько тяжела работа лексикографа, наверняка, трудно представить человеку, не имеющему лингвистического образования. Составлением словарей многие филологи занимались всю жизнь, до глубокой старости, некоторые так и не успели завершить эту глобальную работу. Например, Якоб Гримм умер за письменным столом, работая над огромным толковым словарем (он занесен в книгу рекордов Гиннесса за большой объем), полностью он успел описать слова только на пять первых букв алфавита (А – Е), остановился на букве « F ». Работу завершили ученики братьев Гримм, в целом она длилась почти 100 лет, словарь вылился в 33 тома, о чем знаменитые братья едва ли могли догадываться. Количество слов в нем составило около 350 тысяч.

На Руси, я думаю, с Гриммовским словарем можно соотнести только Далевский словарь. Он был составлен в середине 19 века (в это же время начали работать над словарем и Гримм), включал в себя около 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц. Данный труд был удостоен Константиновской медали и Ломоносовской премии, автор работал над ним около 50 лет. Конечно, словарь языка свидетельствует о мыслях людей, великих людей, с высоким уровнем образования, так как в словарь включается нормативная литературная лексика, если составители не ставят перед собой иных задач по рассмотрению, допустим, жаргонизмов. Словарь А.С. Пушкина насчитывает более 20 тысяч слов, а Эллочке вполне хватало и тридцати языковых единиц.

В наше время, начиная с середины 20 века, очень популярен словарь С.Ожегова, который впервые вышел в 1949 году. В предисловии к его 4-му изданию Н.Шведова пишет: «Ожегов был лингвистом, который прекрасно чувствовал жизнь языка, видел тенденции его развития. При жизни автора вышло 6 изданий, после его смерти работу продолжила Н.Шведова. В 1990 году словарю была присуждена премия имени Пушкина. Словарь может рассматриваться как такое лексикографическое описание современного русского языка, которое стремится отразить живые процессы, происходящие в нашем языке в последние десятилетия 20 столетия. «Словарь русского языка», созданный Ожеговым, надолго пережил своего автора. Эта книга более полувека служит русскому народу и тем, кто любит и хочет знать его язык». Насколько нужно быть одаренным человеком, чтобы «чувствовать жизнь языка»? Чувствовать подобно тонкому барометру, понимать его малейшие изменения, чтобы потом отразить их в глобальном труде – словаре языка. Каждый здравомыслящий человек должен любить родной язык и стремиться к его глубокому знанию, это естественная потребность, как и знание образцов родной литературы, без этого нельзя вырастить патриота, сознательного гражданина.

СОЧИНЕНИЕ

Данное высказывание состоит из двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевал лексику, или словарный запас языка, который используют люди в речи. Слова понадобились человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Значит, они отражают мысли людей. Образно говоря, язык – это слепок нашего мышления. То есть «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди». Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова (" пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.

Теперь остановимся на второй части высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова «грамматика». Грамматика – это раздел лингвистики, включающий в себя морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон. Помогает в этом и употребление слова "должны" (предложение № 19).

Таким образом, в том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.

1. Как сформулировано задание С2.1?

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о
чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера ).

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.


Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле , раскрывая тему на лингвистическом материале.

Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.


Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов .

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Обратите внимание, что в задании сформулированы основные требования к сочинению (они подчёркнуты).

Остановимся на них подробнее.

2. Как должно быть построено сочинение?

Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение , то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.

Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:

1. Вступление - тезис

2. Основная часть – аргументы + примеры

3. Заключение - вывод

3. Как начинать сочинение?

Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.

Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

Но это не принципиально.

Так как объём всего сочинения должен составлять не менее 70 слов, то 2-3 предложения для тезиса будет достаточно (помните , что вступление должно быть значительно меньше основной части).

Рассмотрим несколько возможных вариантов вступления .

Вариант 1. Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

Вариант 2. Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Вариант 3. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г.Степанов. Известный лингвист прав, потому что по манере разговора можно многое сказать о человеке. Докажем это.

Вариант 4. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г.Степанов. Высказывание языковеда, безусловно, справедливо, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом и свидетельствуют об уровне образованности и воспитанности человека. Попробуем доказать это на конкретных примерах.


Вариант 5. Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Я понимаю эти слова так: лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические - придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Докажу этот тезис на материале прочитанного текста.


Вариант 6. Лексика языка - свидетельство размышлений людей, а грамматика - процесс этих размышлений. Именно об этом высказывание Г.Степанова, который утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».


Вариант 7. Мне созвучны слова Г.Степанова о том, что "словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробую доказать это на примерах из прочитанного текста.

Вы можете написать собственное вступление, используя эти синонимы и речевые клише:


Г.Степанов

утверждал

рассуждал

высказывание

утверждение

суждение

изречение

справедливо

неоспоримо

бесспорно


Я (полностью) согласен с …

Не могу не согласиться с …

Я вынужден согласиться с …

Я разделяю точку зрения …

продемонстрируем

подтвердим

проиллюстрируем

разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма

Я думаю, …

Я считаю, …

По моему мнению, …

На мой взгляд, …

Мне кажется, …

Безусловно, …

Разумеется, …

Конечно, …

4. Как писать основную часть?

Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше , чем вступление и заключение.

В основной части вы должны:

  1. объяснить, как вы понимаете слова лингвиста,
  2. привести минимум по одному примеру , иллюстрирующему лексические и грамматические явления языка.

Предлагаю написать основную часть по следующей СХЕМЕ:

  1. Что такое лексика? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.
  2. Что такое грамматика? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.
  3. Взаимосвязь лексики и грамматики.

Следующие материалы будут полезны для написания основной части.

1. Что такое ЛЕКСИКА? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.

Вариант 1. Лексика – это словарный запас языка, который используют люди в своей речи. Слова отражают мысли людей, значит язык – это слепок нашего мышления, то есть, говоря словами лингвиста, «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди».

Вариант 2. Лексика (словарный запас языка, который используют люди в речи) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Это послужило известному российскому лингвисту Г.Степанову основанием для утверждения о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди».

Вариант 3. Лексика (от греч. lexikos - словесный, словарный) - это совокупность слов. Лексикой называют словарный состав какого-либо языка. Это форма сознания, отображающая мировоззрение человека.

Вариант 4. Лексика - это форма сознания, отображающая мировоззрение человека .

Через лексику формируется мысль. Сама по себе мысль бесформенна. Лексика определяет форму мысли (или чувства), то есть отображает и выражает что-либо через свойственные лексике значения.

2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.

Вариант 1. Грамматика – это раздел лингвистики, который включает в себя морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим.

Вариант 2. Грамматика (от греч. grammatike – «письменное искусство») - область языкознания, изучающая грамматический строй языка. Грамматика представлена двумя смежными дисциплинами - морфологией и синтаксисом. Благодаря грамматике мысль обретает форму, тело, оболочку. Без знания правил грамматики невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст.

Вариант 3. Наша речь не механический набор слов. Чтобы быть понятным, нужно не только правильно подобрать слова, но и поставить их в соответствующей форме, умело соединить и расставить слова в предложении. В этом нам помогает знание правил такой области языкознания, как грамматика, которая сочетает в себе два раздела: морфологию и синтаксис.

Вариант 4. Для того чтобы построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим.Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой грамматикой.

Вариант 5. Грамматика - это искусство правильно говорить и писать. Грамматика нужна не только для правильного использования слов в речи, но может служить и способом передачи дополнительных смыслов в тексте.

Вариант 6. Грамматика - это совокупность правил об изменении слов и сочетании слов в предложении; это основной закон языка. Без неё все слова были бы мёртвым капиталом. Чтобы построить осмысленное предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определённом порядке. Без знания грамматики этого сделать нельзя!

Вариант 7. Грамматика изучает правила словопроизводства, части речи, словосочетания и предложения. Она помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете, свидетельствует о том, как думают люди.

Вариант 8. Грамматика – это раздел лингвистики, который изучает строение слов (словообразование), правила словоизменения (морфология), правила построения словосочетаний и предложений (синтаксис). Грамматика устанавливает законы (правила) строения, функционирования (с точки зрения его грамматических свойств), употребления слов и синтаксических единиц: словосочетаний и предложений.

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ лексики и грамматики.

Г. Степанов говорит о единстве содержания и формы языка.

Культура мышления и культура речи связаны друг с другом.

Связь грамматики и лексики очевидна.

И словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.

Таким образом, лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом.

Лексическое и грамматическое в тексте может находиться в следующих отношениях: лексическое соответствует грамматическому, лексическое не соответствует грамматическому, лексическое дополняется и уточняется грамматическим.

Грамматика и лексика тесно связаны между собой, отличие в том, что грамматика отражает более высокий уровень обобщения явлений действительности, чем лексика.

О правдивости (ложности) высказывания говорящего можно судить по тому, соответствует ли форма (грамматика) содержанию (лексике) высказывания. В этом контексте изречение Г.Степанова синонимично выражению "Не важно, что человек говорит, а важно – как говорит", то есть грамматика более «правдива», тогда как лексика позволяет вуалировать истинные мысли говорящего.

В том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.

5. Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления

Помните о требованиях к примерам:

примеров должно быть не менее 2;

примеры должны быть из указанного текста ;

примеры должны иллюстрировать два разных явления языка : лексическое и

грамматическое;

каждый пример должен соответствовать указанному явлению;

Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише :

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста.

Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № ... .

Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как... .

В подтверждение собственных выводов приведу пример , демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.

Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

6. Что такое лексические и грамматические явления?

1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Универсальные лексические категории

«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди.», - писал ученый Г.Степанов. Высказывание языковеда справедливо. Для начала подумаем и разберемся, что он имел ввиду под словом словарь. Само по себе слово многозначное, но в общем эти значения имеют конкретный смысл — это собрание слов, устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями. Это собрание слов также можно назвать лексикой, словарным запасом человека. А из чего же формируется этот словарный запас? Ответ напрашивается сам собой. Словарный запас человека отображает его мысли. Не нужно быть ученым или кандидатом наук, чтобы знать, что наши мысли и наша речь неразрывно связаны. Мы сначала о чем-то подумали, и вот наша мысль уже соскользнула с языка. Получается, что наши мысли находят свое отображение в нашей речи, а именно, в словаре нашего языка. Мы все, не подозревая об этом, формируем языковой словарь, создаем некий слепок языка современности. Согласитесь, что несколько сотен лет назад языковой состав был иным. Человек того времени и не подозревал о компьютере, менеджменте, о бомберах и райтерах. А как мы об этом узнали? Конечно, за счет гениальных человеческих мыслей. Пытливый ум человека пытался облагородить жизнь вокруг себя и не давал рукам покоя. Ежегодно что-то изобреталось, открывалось, находилось, а потом получало свое название, а это название оседало в наших головах, а потом и закреплялось в словаре. Ну разве не волшебство?! Мы сами являемся творцами своих мыслей и своего языка.

Носители языка, безусловно, все разные, мы все индивидуальны, соответственно и словарный запас у нас всех индивидуален. Чья-то речь пестрит терминами и замысловатыми понятиями, а чья-то - предельно проста и понятна, а порой и лишена культуры. Отсюда формируются разные пласты нашего языка, мы обогащаем словарный запас друг друга ежедневно, обмениваемся своими мыслями по средством писем, слов, порою даже пары фраз. Мы как сосуды наполняемся знаниями и мыслями, которые в свою очередь найдут отображение в нашей речи и языке. Сами по себе мысли бесформенны, они эфемерные, иногда нам за ними не угнаться. Но их можно "приручить"! Мысли обретут форму и отображение как раз за счет языка, мы сможем выразить свои мысли и чувства при помощи слов и их лексического значения, которое также претерпевает изменения из-за прогрессивности наших мыслей. Возьмем, например, слово мажор. До восемнадцатого века это слово имело лишь лексическое значение одного из основных видов музыкального лада, а что произошло потом, в девятнадцатом веке оно обретает понятие "золотая молодёжь" - беззаботные дети влиятельных родителей, и сегодня мы понимаем значение этого слова. То же самое можно сказать и о слове лимон . Несколько десятков лет назад чьи-то мысли провели какую-то аналогию и выдали новое значение этому слову. Получается, что на ход наших мыслей влияет и окружающая нас действительность, исторические события, которые откладывают отпечаток на наше мировоззрение, сознание, речь. Мы сами организуем круговорот мыслей и слов в нашей жизни, сами являемся создателями нашего языка, кто-то довольствуется тем, что у него есть, а кто-то пополняет словарь языка и делает вклад в современную лексику.

Каждый мыслящий человек - творец языка современности!

Образцы сочинений

Текст, по которому написаны сочинения, дан в этом же файле, на второй странице.

Сочинение1.

«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Я согласна с утверждением лингвиста Г. Степанова, так как тоже считаю, что лексические богатство языка даёт возможность человеку выразить себя в слове, а грамматика не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим.

Первую часть высказывания Степанова можно проиллюстрировать использованием в тексте слова в переносном значении: «гроза отделения» (предл. 24). Слово «гроза» означает «очень строгий», «суровый учитель», и оно усиливает впечатление о профессоре математики. Использование в тексте восклицания в предложении 16 показывает нам, что не только студенты, но и сам профессор были удивлены тем, что первокурсник не только не побоялся вступить в спор с профессором, но и победить в нём.

На примерах из текста мы убедились, что с помощью лексических и грамматических средств языка человек может не только точно донести свои мысли, но и понять окружающих.


Сочинение 2.

«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают», – утверждает известный лингвист Г. Степанов.

С этим высказыванием нельзя не согласиться. Действительно, словарь языка, то есть его лексический состав, содержит много слов, необходимых для того, чтобы назвать предмет и описать его. Люди бережно хранят слова. Лингвисты создали самые разные словари, в которых можно найти слова, называющие всё, о чём когда-либо подумал человек. Но слова сами по себе не смогут выразить мысль. Для этого нужна грамматика. Чтобы эта мысль была выражена, человек должен не только правильно подобрать слова, но и поставить их в нужную форму, правильно их связать и расставить в соответствующем порядке. Если человек не имеет представления о том, как использовать слова, чтобы получилось связное высказывание, то и мысли свои он изложить не сможет или сумеет выразить лишь «обрывки» мысли.

Авторское отношение к ситуации помогают понять многие лексические средства. Рассмотрю это в следующей фразе: «Загорелся спор…» (предложение 16). Слово «загорелся» здесь используется в переносном значении, спор сравнивается с горением костра, так как он начался очень быстро, как зажигается костер, и такой спор не прекратится, пока все не «сгорит». Используемое здесь в переносном значении слово помогает читателю лучше понять атмосферу происходящего.

Из грамматических явлений в этом тексте я бы хотела рассмотреть восклицание. Мысль о важности стремления к своей цели и обязательного получения результата после затраченных усилий автор подчеркивает с помощью восклицательного знака. Докажу это следующим предложением: «Благодаря этой книге он понял, что для человека нет ничего недостижимого!» (предложение 31). То, насколько важно, что Лев Ландау это понял и теперь сам будет стремиться к тому, что раньше считал недостижимым, и показывает нам восклицание.

Таким образом, мы убедились, что Степанов был действительно прав.

Текст

(1)В 1922 году, когда ему было 14 лет, Лев Ландау* успешно сдал экзамены в Бакинский университет и был зачислен на физико-математический факультет, сразу на два отделения - математическое и естественное. (2)Его очень интересовала химия, но вскоре он ушёл с естественного отделения, поняв, что физика и математика ему больше по душе.

(3)Первокурсник Ландау был моложе всех в университете. (4)Вначале это его чрезвычайно угнетало. (5)Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше. (6)Вокруг столько весёлых, жизнерадостных юношей, так хочется подружиться с ними, но он не смеет даже мечтать об этом: для них он - странный ребёнок, непонятно как здесь очутившийся. (7)Так продолжалось весь первый семестр, пока однокурсники не узнали, какой он замечательный математик и как охотно помогает товарищам.

(8)Однажды на лекции по математике Лев задал профессору вопрос. (9)Пётр Петрович Лукин знал математику блестяще и лектором был превосходным. (10)Ходили, однако, слухи, что на экзаменах он отличался свирепостью. (11)Студенты заранее боялись сессии, поэтому относились к Лукину с почтительно-вежливой опаской.

(12)Лукин долго думал, прежде чем ответить Ландау на вопрос. (13)В аудитории стало очень тихо, все сидели, боясь шелохнуться. (14)Лукин попросил Льва подойти к доске. (15)Вмиг доска покрылась математическими знаками.

(16)Загорелся спор, и неожиданно студенты поняли, что прав Ландау! (17)Лицо у Льва было серьёзное и сосредоточенное, у Петра Петровича – взволнованное и несколько обескураженное. (18)Ландау написал вывод и положил мел. (19)Лукин улыбнулся и, наклонив голову, громко сказал:

- (20)Поздравляю, молодой человек. (21)Вы нашли оригинальное решение.

(22)Лев смутился. (23)От неловкости он не знал куда деваться.

(24)С этого дня гроза отделения - профессор Пётр Петрович Лукин, встречая студента Льва Ландау, всегда здоровался с ним за руку, а друзья-однокурсники уважительно называли его Львом Давидовичем.

(25)Студенческие годы, конечно, меняли Ландау: сказалось влияние коллектива и преподавателей, но главное - та огромная борьба, которую принято называть работой над собой и которая по плечу лишь сильным натурам. (26)Исчезли его робость и застенчивость, он приучил себя не расстраиваться из-за пустяков, не разбазаривать время.

(27)Борьбу с собой он держал в тайне от приятелей, только близкие друзья по отдельным репликам могли догадаться, чего ему стоила эта борьба. (28)Но с каждым днём он становился взрослее, целеустремлённее.

(29)Ландау много читал. (30)У него была любимая книга - «Красное и чёрное» Стендаля. (31)Благодаря этой книге, он понял, что для человека нет ничего недостижимого! (32)Но на него сильное впечатление произвела трагедия героя романа, осознавшего, что цель, которой он добивался всю жизнь, не стоит затраченных усилий. (33)И тогда для себя Ландау решил, что важнее всего - не просто сильный характер, а достойная цель. (34)Для него эта цель - наука, физика. (35)Ей он отдавал все силы и научился ограждать себя от любых помех, которые мешали работе.

(36) Каждый человек хочет стать счастливым. (37)Была и у Ландау своя формула счастья, которая содержала три составляющих: работа, любовь, общение с людьми. (38)Именно в такой последовательности: наверное, для всех творческих людей любимая работа - основа жизни.

(39)Добиваясь больших успехов, он при этом избегал громких слов и ненавидел хвастовство. (40)Однажды один из знакомых неосторожно заявил, что стоит на пороге большого открытия. (41)Ландау улыбнулся: