Гипотеза – это научно обоснованное предположение о причинах или взаимосвязях каких-либо явлений или событий природы, общества и мышления.

Определить гипотезу можно через следующие черты:

1) гипотеза – это обязательная форма развития любого познавательного процесса. Она является связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми фактами;

2) построение гипотезы обязательно должно сопровождаться выдвижением предположения;

3) данное предположение рождается на основе рассмотрения материала, на базе неоднократных наблюдений.

Гипотезы делятся на две большие группы: по познавательным функциям и объекту исследования. СО По познавательным функциям выделяют описательные и объяснительные гипотезы.

Описательная гипотеза – это предположение о том, что тому или иному исследуемому явлению присущи те или иные определенные свойства. Данные гипотезы выдвигаются с целью определения структуры предмета или особенностей его деятельности.

Среди описательных гипотез особое место занимают экзистенциальные гипотезы – гипотезы о существовании того или иного объекта.

Объяснительная гипотеза – это предположение о том, что послужило стимулом появления объекта исследования.

По объекту исследования выделяют общие и частные гипотезы.

Общая гипотеза – это научно обоснованное предположение о причинах, законах и взаимосвязях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности человека. Данные гипотезы выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера их взаимосвязей в любое время, в любом месте. Например: гипотеза Демокрита об атомистическом строении вещества, которая впоследствии превратилась в научную теорию.

Частная гипотеза – это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и взаимодействиях части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или психической деятельности человека.

Частные гипотезы создаются для выяснения причин возникновения закономерностей у некоторой под-множественности элементов данного множества. Гипотезы в области вирусологии являются частными, а не общими, потому что они выдвигаются для уяснения закономерностей отдельных, только некоторых из организмов – вирусов, а иногда даже не всех вирусов, а их отдельных разновидностей.

Также выделяют такой вид гипотезы, как единичная. Она представляет собой научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и взаимосвязях единичных фактов, конкретных событий или явлений.



В ходе доказательства тех или иных гипотез выдвигается особый вид предположения – рабочая гипотеза, т. е. предположение, выдвигаемое чаще всего на начальном этапе того или иного исследования и еще не ставящее задачу выяснения причины или закономерности. Рабочая гипотеза позволяет исследователю построить определенную группировку результатов наблюдения и дать согласующееся с ними предварительное описание изучаемого явления.

Версия - одно из возможных объяснений отдельных обстоятельств преступления либо события преступления в целом.

Отличие версий от гипотез:

а) предметом научной гипотезы являются законы развития природы и общества, предметом версий являются отдельные единичные явления и факты, порой весьма незначительные, но имеющие отношение к расследуемому делу;

б) научные гипотезы могут существовать и разрабатываться длительное время, годами и даже десятилетиями, а версия должна быть доказана в строго установленные сроки;

в) научных гипотез, объясняющих какое-либо явление, может быть выдвинуто несколько или всего одна, но в судебно-следственном исследовании версия не может быть единственной;

г) при построении и проверке научной гипотезы свобода творчества ученого ограничена необходимостью использовать уже известные науке законы и средства, способы и методы познания, при построении же версий свобода следователя (суда) ограничена уголовно-процессуальным кодексом (факты, на основании которых доказывается истинность какой-то одной и ложность других версий, должны быть выявлены, собраны и закреплены с соблюдением уголовно-процессуальных законов);

д) после прекращения расследования проверка версий не может производиться, решение по этому вопросу следователя (суда) считается окончательным - в науке же нет окончательных истин;



е) проверка версий затруднена множеством субъективных причин, в частности, стремлением преступника скрыть следы преступлений, проверка научных гипотез связана лишь с техническими трудностями;

ж) за окончательное решение об истинности версий на плечи следователя - судьи возлагается гораздо большая ответственность, чем на ученого (хотя в свете глобальных проблем современности ученые также ответственны за результаты внедрения своих открытий).

По объему обстоятельств исследуемого события различают общие и частные версии.

Общие версии относятся к предмету доказывания по уголовному делу в целом и содержат предположения о наличии (отсутствии) события преступления и виновных лицах. Общие версии объясняют всю совокупность существенных обстоятельств события, отвечая на вопрос: какое преступление совершено? Например, при построении следственных версий следователь должен руководствоваться следующими вопросами: а) что представляет собой данное событие? б) если это преступление, то кто виноват (кто преступник)? Первый вопрос относится к объективной стороне дела (обстановка, время события, предшествующая жизнь потерпевшего, сведения о похищенном и т. п.). Второй вопрос относится к субъективной стороне дела (присутствие того или иного лица на месте происшествия, свойства личности, профессиональные знания и способно­сти, характер преступника, мотив преступления и т. п.).

Частные версии относятся к отдельным сторонам и элементам предмета доказывания и содержат предположения об отдельных сторонах исследуемого события, объясняют особенности и происхождение отдельных обстоятельств преступления, отдельных фактов (например, о мотиве преступления, его месте, времени, орудии).

Деление версий на общие и частные - довольно условно, так как частные версии неразрывно связаны с общей. Знания, полученные с помощью частных версий, служат основой для построения, конкретизации и уточнения общей версии; общая версия дает возможность наметить основные направления для выдвижения частных версий и является основой планирования расследования преступлений.

По характеру деятельности, связанной с установлением истины по делу, различают следственные, судебные, розыскные и экспертные версии.

Следственные версии - такие, которые выдвигаются при расследовании события, имеющего признаки преступления, в случае возбуждения уголовного дела. Субъектом построения версии может быть только должностное лицо, ведущее расследование: следователь, прокурор, дознаватель и т. п. После окончания проверки следователь формулирует «доказанное обвинение», для суда оно является «версией обвинения», которую необходимо обосновать (или опровергнуть) в процессе судебного разбирательства.

Судебные версии («версии обвинения») - предположения суда об обстоятельствах рассматриваемого события-преступления, способе его совершения, о виновном лице и т. д. Специфика судебной версии состоит в том, что суд не ограничивается «версией обвинения», а наряду с ней обязательно проверяет и прямо противоположную версию (контрверсию). Суд проверяет также, были ли исследованы до конца все вытекающие из обстоятельств дела версии, противоречащие выводам следствия (в частности, версии, основанные на показаниях всех участников производства по делу). Характер достоверного объяснения фактов, составляющих предмет доказывания, приобретает лишь та версия, которая объективно подтверждена в ходе следственной и судебной проверки и полностью исключает все другие объяснения.

Розыскные версии выдвигаются оперативными работниками в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по поводу местонахождения скрывшегося преступника, похищенных вещей, без вести пропавших людей и т. п.

Экспертные версии выдвигаются специалистами из различных областей знания (экспертами) в процессе выяснения обстоятельств расследуемого события. В качестве экспертов могут выступать судебные медики, баллисты, автотехники, психологи и др. Помимо изучения следов и иных объектов обстановки места происшествия эксперты дают заключение по результатам анализа всего комплекса ситуативных факторов: физическое и психическое состояние участников происшествия, время суток, освещение и т. д.

По обоснованности и логической взаимосвязи версии подразделяются на основные и контрверсии. Основные версии создаются на основе фактического материала, которым располагает следователь по данному делу. Контрверсии - логическое отрицание основной версии. Например, основная версия: кражу в магазине совершил разнорабочий Гусев; контрверсия: кражу совершил кто-то другой. Контрверсии гарантируют объективность расследования, предо­храняют его от односторонности и субъективности.

Гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления.

Теоретическая стадия исследования проблемы начинается с выдвижения и обоснования гипотезы , которая призвана дать пробное решение проблемы. Гипотеза должна предопределить правильный ответ на поставленную проблему или показать ее несостоятельность.

В широком смысле слова гипотеза – любое предположение, догадка или предсказание, основывающееся либо на предшествующем знании, либо на новых фактах, но чаще всего – на том и другом одновременно. В научном исследовании гипотеза – это такая форма развития знания, которая выражает научно обоснованное предположение, объясняющее причину какого-либо явления, хотя истинность (или ложность) этого предположения пока еще не доказана. Гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования.

Гипотеза как форма теоретического знания должна отвечать ряду требований, образующих условия состоятельности гипотезы :

1. Гипотеза призвана объяснить все имеющиеся достоверные факты и явления , для анализа которых она выдвигается; не противоречить ранее установленным фактам, научным положениям и законам.

2. Гипотеза должна быть проверяемой . При этом различается практическая и принципиальная проверяемость гипотезы. Гипотезы, не проверяемые практически, то есть на данном этапе научного развития, не следует отбрасывать, но они должны выдвигаться с известной осторожностью, поскольку наука не в состоянии свои основные усилия концентрировать на разработке таких гипотез.

3. Гипотеза должна быть приложима к возможно более широкому кругу явлений .

4. Необходима принципиальная простота гипотезы – ее способность, исходя из единого основания, объяснять возможно более широкий круг различных явлений, не прибегая при этом к сложным искусственным построениям.

Научные гипотезы обосновываются и проверяются. Обоснованность гипотезы – необходимое условие ее применимости. Сопоставление полученных из гипотезы следствий с практическим опытом есть процесс проверки гипотез. Если следствия (даже некоторые из них) не подтверждаются опытом, то делают вывод о ложности гипотезы. Таким образом, основной путь обоснования гипотезы – практика, экспериментирование в сочетании с логическими операциями. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией .

Типы гипотез

Научные – выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже существующих теориях.

Эмпирические - выдвигаются безотносительно какой-либо теории, модели, то есть формулируются для данного случая.

Виды гипотез

Описательные, рассматриваются причины и возможные следствия; предположения о возможных свойствах, характере связи между элементами изучаемого объекта.

Объяснительные, в них анализируются возможные следствия, исходящие из причин.

По уровню анализа:

Теоретические;

Статистические – описывают характер взаимосвязей в системе показателей и индексов статистики;

Эмпирические – описывают характер взаимосвязи эмпирических признаков.

По отношению к задачам:

Основные – раскрывают основные связи между объектом;

Второстепенные.

По степени научной обоснованности:

Рабочие – служат в качестве исходных предположений;

Первичные – выдвигаются на начальных этапах исследования;

Вторичные – выдвигаются на основе проверки первичных.

Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах и закономерностях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте

Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и о закономерностях части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или психической деятельности человека.

Единичная гипотеза - научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и закономерностях единичных фактов, конкретных событий или явлений. Врач строит единичные гипотезы в ходе лечения конкретного больного, подбирая для него индивидуально медикаменты и их дозировку.

Рабочая гипотеза - эт о предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования. Рабочая гипотеза непосредственно не ставит задачей выяснение действительных причин исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и систематизировать результаты наблюдений в определенную систему и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.

Выделяют три типа гипотез по их происхождению . Гипотезы пер­вого типа основываются на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей, так называемые теоретически обо­снованные гипотезы . Они служат для проверки следствий конкретной теории или модели. Второй тип – научные экспериментальные гипотезы, также выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, ранее обнару­женных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основан­ные на уже существующих теориях, Третий тип – эмпирические гипотезы, ко торые выдвигаются безотноситель­но какой-либо теории, модели, то есть формулируются для данного случая.

Гипотезы классифицируются: 1) по задачам исследования (основные – неосновные); 2) по степени общности (основания – следствия); 3) по последовательности выдвижения (первичные – вторичные), 4) по содержанию (описательные, структурно-функциональные и объяснительные); 5) прогнозные (о тенденциях).

Рассмотрим, какие бывают гипотезы. Прежде всего, гипотезы различают по степени общности предположений - гипотезы-основания игипотезы-следствия .

Гипотезы-основания - это гипотезы, доказываемые с помощью выводимых из них гипотез-следствий, они не всегда имеют прямые эмпирические признаки.

Гипотезы-следствия выводятся из гипотез-оснований и служат средством их доказательства. Для этих гипотез обязательно наличие эмпирических признаков, которые можно проверить разными средствами.

Гипотезы-основания развертываются в длинную цепочку гипотез-следствий, сформулированных в менее общих понятиях. Подтверждаемость гипотез-следствий будет доказательством обоснованности гипотез-оснований.

Если почти все выведенные из гипотез-оснований гипотезы-следствия истинны, то это говорит о высокой степени истинности самой гипотезы и является основанием для ее принятия. Маловероятно, что большинство гипотез-следствий подтвердилось случайно. Если полученные в ходе исследования данные не подтвердились гипотезами-следствиями, то гипотеза опровергается.

Чтобы повысить подтверждаемость гипотезы, необходимо стремиться к выдвижению возможно большего количества взаимосвязанных гипотез, при этом к каждой гипотезе необходимо указать как можно большее число эмпирических показателей входящих в нее переменных. Конечно, проблема истинности гипотезы таким образом не решается, но зато повышается вероятность ее обоснования.

По отношению к главным задачам исследования гипотезы подразделяются на основные и неосновные .

Основные гипотезы указывают на наличие наиболее существенных связей объектов, благодаря им решаются основные проблемы исследования.

Неосновные гипотезы указывают на побочные, но так же достаточно важные для решения основных проблем исследования связи объекта.

Основные гипотезы следуют из основных задач, неосновные гипотезы - из неосновных задач. Если гипотезы - основания и следствия логически взаимосвязаны между собой, то основные и неосновные гипотезы относятся к разным задачам и как бы сосуществуют друг с другом.

По степени разработанности и обоснованности гипотезы бывают первичные и вторичные .

Первичные гипотезы выдвигаются на начальных этапах исследования.

Вторичные гипотезы выдвигаются на основе проверки, взамен первичных гипотез, если те опровергаются эмпирическими данными.

Часто первичные гипотезы называют "рабочими", так как они являются как бы строительными лесами для выведения обоснованных гипотез.

Описательные - это или предположение о существенных свойствах изучаемых объектов, т.е. классификационные, или о характере разных связей между элементами объекта - структурные, или о степени тесноты связей взаимодействия - функциональные гипотезы.

Объяснительные (или гипотезы о причинах) - более глубокие, определяют причинно-следственные связи, выявляют причины, факты, которые были установлены в результате подтверждения описательных гипотез.

Прогнозные - помогают раскрыть объективные тенденции в функционировании и развитии изучаемых объектов. Это самые глубокие гипотезы, на практике они встречаются реже, только в масштабных социологических исследованиях.

Гипотезы обычно подтверждаются, но не всегда. Существует ряд общепризнанных требований, которым должна отвечать удачно составленная гипотеза. Вот некоторые из них.

Основные процедуры построения гипотез:

1. выдвижение гипотез;

2. формулировка (разработка) гипотез;

3. проверка гипотез.

Будучи одинаковыми по своей логической структуре, гипотезы различаются по содержанию и выполняемым функциям.

По функциям в познавательном процессе различают следующие виды:

1) описательная гипотеза – это предположение о присущих объекту свойствах. Она отвечает на вопрос, что представляет собой данный объект или какими свойствами обладает данный объект. Например, гипотеза о том, какой будет Москва в XXII в.

Описательные гипотезы могут выдвигаться в целях выявления структуры объекта, описания механизма или процедурных особенностей его деятельности, определения функциональных характеристик объекта. Так, например, демографы обсуждают гипотезу, каким будет национальный состав России в ближайшем столетии, а социологи прогнозируют изменения функций семьи в ближайшие десятилетие.

Особое место среди описательных гипотез занимают гипотезы о существовании какого либо объекта. Например, гипотеза о существовании снежного человека или гипотеза существовании лохнесского чудовища;

2) объяснительная гипотеза – это гипотеза о причинах возникновения объекта исследования. Гипотезы этого рода должны ответить на вопросы: "Почему произошло данное событие?", "Каковы причины возникновения данного явления?".

Примерами таких предположений могут являться гипотезы о том, почему Янтарная комната до сих пор не найдена, почему вымерли мамонты.

В зависимости от объекта исследования различают следующие виды:

  • 1) общая гипотеза – научно обоснованное предположение о закономерностях естественных и общественных явлений. Это фундамент построения основ любого научного знания. Они, обобщая различные научно-исследовательские программы, содержат в себе выдвижение предположений о связи между методологическими, теоретическими и фактическими основаниями этих программ. В этом выражается их синтетическая роль: единого теоретического основания для этих программ еще не создано, но предположение о нем может быть сформулировано. Проверка сводится в данном случае к фактическому подтверждению и поиску того понятийного аппарата, который бы ввел подтверждение в русло логического доказательства. Например, гипотеза М. В. Ломоносова об атомистическом строении вещества, которая впоследствии превратилась в научную теорию;
  • 2) частная гипотеза – это обоснованное предположение о происхождении и свойствах части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни. Например, гипотезы в области вирусологии являются частными, поскольку они выдвигаются для выяснения закономерностей отдельных, только некоторых из организмов – вирусов, а зачастую даже не всех вирусов, а только ряда их разновидностей. Или другой пример, гипотеза, выдвигаемая о местонахождении библиотеки Ивана Грозного, или гипотеза о том, где может находиться Янтарная комната, вывезенная фашистами во время Второй мировой войны из Екатерининского дворца.

Если единичное обстоятельство послужило причиной возникновения других фактов, и если оно недоступно по каким-то причинам непосредственному восприятию или опытному познанию, то исследование этого явления принимает форму гипотезы.

Наряду с терминами "общая гипотеза" и "частная гипотеза" используется термин "рабочая гипотеза".

Рабочая гипотеза – это предположение, выдвигаемое на первых порах исследования, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальные объяснения.

Рабочая гипотеза позволяет группировать факты наблюдения; описывать явления; давать их сравнительную характеристику; сопоставлять их свойства; осуществлять попытку объяснения этих свойств; выдвигать предположения о том, каковы общие и специфические черты этих явлений.

Рабочая гипотеза – отправной пункт дальнейшего исследования. Она должна дать обоснование для обобщения и формулировки более общих гипотез. Судьба рабочей гипотезы двояка. Нс исключено, что она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Однако она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.

Наряду с понятием "гипотеза" в научном познании и в практике используется понятие "версия".

Версия – одна из возможных гипотез, объясняющих появление, форму осуществления, последствия того или иного факта, события, явления.

Версии, как и гипотезы, могут быть общими и частными.

Общая версия – это предположение, объясняющее явление в целом, все его грани и особенности. Например, общая версия в судопроизводстве – это предположение, объясняющее преступление в целом как единую систему конкретных обстоятельств. Она отвечает не на один, а на несколько взаимосвязанных вопросов, выясняя всю совокупность юридически значимых обстоятельств. Важнейшими среди этих вопросов будут следующие: какой вид преступления совершен? участники преступления? обстоятельства совершения преступления? где совершено преступление? когда совершено преступление? и т.д.

Частная версия это предположение об одной из граней, сторон, обстоятельств исследуемого явления, факта, события.

Примерами частных версий могут быть следующие предположения: о местонахождении интересующего явления или о месте нахождения лица, причастного к данному явлению; о мотивах совершения данного деяния и т.п.

Частные и общие версии тесно взаимосвязаны друг с другом. Знания, полученные с помощью частных версий, могут выступать в качестве основы для построения общей версии. В свою очередь, общая версия дает возможность наметить основные направления для выдвижения частных версий.

Кроме общих и частных гипотез, рабочих гипотез и версий можно выделить также особую группу – научные гипотезы.

Научная гипотеза – это гипотеза, объясняющая закономерности развития явлений природы, общества и мышления. Чтобы

стать научной, гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

  • 1) быть единственным аналогом объяснения данного процесса, явления;
  • 2) давать объяснение как можно большему числу связанных с этим явлением обстоятельств;
  • 3) быть способной предсказывать новые явления, не входящие в число тех, на основе которых она строилась.

Так, научная гипотеза А. Эйнштейна в области относительности предметов и явлений и их связи с пространством и временем превратилась в стройную научную теорию, определяющую целый ряд направлений в физике.

Таким образом, гипотеза является формой развития научного знания. С точки зрения логической структуры, она не сводима к какой-то одной форме мышления, понятию, суждению, умозаключению, а включает в свой состав все эти формы.

Различение гипотез осуществляется по следующим основаниям:

а) по сложности исследуемого объекта б) по степени достоверности

Общая гипотеза - это вид гипотезы, объясняющей причину явления или группы явлений в целом.

Частная гипотеза - это разновидность гипотезы, объясняющая какую-либо отдельную сторону или отдельное свойство исследуемого явления или события.

Так, например, в судебном исследовании предположение о преступле­нии в целом является общей гипотезой, а предположение, объясняющее от­дельную сторону преступления, например о путях проникновения преступ­ника в помещение, является частной гипотезой.

При этом необходимо иметь в виду, что деление гипотезы на общую и частную имеет смысл, когда мы соотносим одну гипотезу с другой. Это де­ление не является абсолютным, гипотеза может быть частной по отношению к одной гипотезе и общей по отношению к другим гипотезам. Так, общая гипотеза, объясняющая преступление в целом, будет являться частной при сравнении ее с гипотезой, объясняющей причины всей преступности в кон­кретном государстве.

Кроме общих и частных гипотез различают еще научные и рабочие гипо­тезы.

Научной называется гипотеза, объясняющая закономерности развития явлений природы, общества и мышления. Чтобы быть научной, гипотеза должна отвечать следующим требованиям: а) она должна быть единствен­ным аналогом данного процесса, явления; б) она должна давать объяснение как можно большему числу связанных с этим явлением обстоятельств; в) она должна быть способной предсказывать новые явления, не входящие в число тех, на основе которых она строилась.

Рабочая гипотеза - это временное предположение или допущение, кото­рым пользуются при построении гипотезы. Рабочая гипотеза выдвигается, как правило, на первых этапах исследования. Она непосредственно не ста­вит задачу выяснить действительные причины исследуемых явлений, а слу­жит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и система­тизировать результаты наблюдений и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.

Разновидностью частной гипотезы является версия.

Версия (от лат. versio - оборот, видоизменение; франц. version - пере­вод, истолкование) - одно из нескольких возможных, отличительное от дру­гих, объяснение или толкование какого-либо факта, явления, события.

Версией называют гипотезу в судебном исследовании. Но термин «вер­сия» не является специфически юридическим, им пользуются и в других областях познания.

Логическая структура версии такая же, как и логическая структура гипотезы. В этом плане версия от любого вида гипотезы не отличается. Вместе с тем версия и научная гипотеза имеют между собой некоторые различия.

1. Предметом научной гипотезы являются законы развития природы и общества. Гипотезы создаются для объяснения значительных событий и яв­лений, обосновываются длительным наблюдением. Предметом версий явля­ются отдельные единичные явления и факты, порой весьма незначительные. При построении версии не ставится цель открыть ту или иную закономер­ность. Версия имеет более скромную познавательную задачу - объяснить отдельное, неповторимое единичное событие или единичный факт. Обосно­вывается версия сравнительно ограниченным кругом наблюдений.

2. Научные гипотезы могут существовать и разрабатываться длительное время, годами и даже десятилетиями. Версии выдвигаются и проверяются в сравнительно короткий период времени.

3. Научных гипотез, объясняющих какое-либо явление, может быть вы­двинуто несколько или всего одна. Версия в судебно-следственном исследовании, например, одна существовать не может. По каждому уголовному делу, по каждому отдельному обстоятельству должно быть выдвинуто несколько версий; здесь нельзя ограничиваться выдвижением и доказательством какой-то одной, пусть, представляющейся и самой вероятной версии.

4. Версия в судебно-следственном исследовании отличается от научной гипотезы также тем, что при выдвижении и доказательстве версии руководствуются не только логическими законами, но и законами юридическими. Факты, на основании которых доказывается истинность какой-то одной и ложность других версий, должны быть выявлены, собраны и закреплены с соблюдением уголовно-процессуальных законов.

По содержанию различают описательные и объяснительные гипотезы. Описательная гипотеза представляет собой предположение о существовании того или иного явления или связи. Так, предположение о росте общественной опасности преступлений в регионе в течение исследуемого периода является гипотезой описательной. Объяснительная гипотеза - предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. Такими являются, например, гипотезы о взаимосвязи роста корыстной преступности с углуб­лением имущественной дифференциации населения в регионе; о причинно-следственной зависимости уровня преступности, связанной с подпольным изготовлением алкогольной продукции, и изменений государственной по­литики в области торговли спиртными напитками.

Таким образом, использование гипотез в теории и практике имеет боль­шое значение для юристов. Гипотеза является формой развития научных знаний. С точки зрения логической структуры она не сводится к какой-то одной форме абстрактного мышления: понятию, суждению или умозаклю­чению, а включает в свой состав все эти формы.

Гипотеза - утверждение, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем. Выводится из дедуктивных конструкций. Психологическая гипотеза -Источники гипотез

К выдвижению гипотез ученый должен обращаться, потому что нет правил, действуя в соответствии с которыми можно было бы выводить новые законы из новых эмпирических результатов.

К. Поппер : источники гипотез - проблема не Этальной психологии, а психологии творчества.

Готтсданкер: гипотеза есть догадка.

Не все догадки проверяются в качестве гипотез. В каждой науке есть "невозможные" на сегодняшний день развития науки гипотезы, которые по умолчанию не рассматриваются.

Парадокс К. Поппера (один из) - возникновение в русле старого течения новых гипотез, которые, развиваясь, эмпирически подкрепляясь, становятся основанием для смены парадигм и критериев научного знания.

Важно понимать 2 проблемы при выдвижении гипотез:

1. Ученый пользуется теми схемами мышления, которые есть на данный момент и определяются системой понятий и особенностями выделения изучаемого предмета в рамках психологических школ;

2. Есть возможность выдвижения новых гипотез, которые, казалось бы, менее всего детерминированы сложившейся системой категорий и подходов.

М.Г. Ярошевский : понятие категориальных регулятивов. Изменение научного объяснения при развитии мировой психологической мысли определяет не изменение приемов формально-логических операций ученого (которые являются необходимым условием компетентности для всех ученых всех школ), а изменение познавательных структур (предметно-логического строя мысли).

Ученый должен владеть при построении исследования:

1. Общими нормативами науки (которые безличны);

2.Системой личностного знания (М. Полани) - убеждения в том числе.

М. Пола ни: формирование гипотез должно тоже учитываться при обсуждении научного метода.

Мамардашвили : деятельность психолога - это:

1 овладение имеющимися нормативами;

2 их преодоление.

Виды гипотез

Фресс, Пиаже : 2 больших категории гипотез:

1. Индуктивные гипотезы - появляются при наблюдении за фактами. Это ответы на вопрос, который поставил исследователь. Состоит в предположении существования к-л зависимости между фактами. Гипотеза возникает только когда устанавливается связь между наблюдаемыми фактами.

2 .Дедуктивные гипотезы - выводятся из уже известных отношении или теорий, которые она обобщает. Гинетеза - не результат наблюдения, а выведена исходя из уже добытых знании.

В Эте проверяются причинно-следственные (каузальные) гипотезы. Корнилова:

1. Исследовательская гипотеза ("рабочая" - Теплов) - направлена на правдоподобное объяснение возможности видеть в управляемом факторе "воздействие", детерминирующее изменения ЗП. Цель Эта - проверка этой гипотезы. Рабочая гипотеза - фиксирует в себе то, что Эти может проводиться для сбора новых данных, относительно которых еще не сложилось теоретически обоснованных схем их психологических интерпретаций. Применяется при историческом способе изложения результатов Этального исследования.

2. Теоретическая гипотеза - когда данные рассматриваются в контексте вопроса, для ответа на который проводился Эт. Гипотеза здесь - утверждение законообразного причинного характера. Может не иметь места в Эте с практическими целями, но в этом случае все равно должны быть сформулированы доводы о возможности обобщения Этальных данных. Благодаря теоретической гипотезе по принципу организации условного суждения "если..., то..." эксплицируется Этальная гипотеза.

3,4. Этальная гипотеза . Обычно включает детерминистски сформулированное объяснение отношения между НП и ЗП при определенном уровне других - третьих - переменных. Противопоставлена контргипотезе. Эт должен проводиться так, чтобы были равные шансы получить как Этальную гипотезу, так и контргипотезу. Получение данных в пользу контргипотезы тоже полезно, т. к. способствует прибавлению знания. Контргипотеза и Этальная гипотеза входят в одну и ту же теоретическую интерпретацию. ЭГ всегда открыты для дальнейшей проверки - асимметрия вывода (см. вопрос 14). В обычном Эте всегда анализируется не все поле возможных научных гипотез, а одна содержательная гипотеза в двух формулировках: за (ЭГ) и против (КГ). ЭГ должна включать одно определенное объяснение - исследовать одну причинно-следственную связь. Бывает, что ЭГ и КГ включают разные теоретические объяснения (но не разные способы задания НП, ЗП и др.). Тогда решение в пользу одной гипотезы делает возможным выбор между двумя теоретическими гипотезами. "Контрольный Эт" - позволяет осуществить выбор между двумя конкурирующими теориями или установить их относительную "подкрепленность" со стороны эмпирии.

Соотношение теоретических и Этальных гипотез:

Они всегда находятся в импликативном отношении друг к другу: Р -> Q (если Р, то Q), где Р - теоретическое положение, Q - следующая из него на эмпирическом уровне закономерность. Таких Q может быть множество: Q1, Q2, Q3 и т.д. Высказывание "если Р, то Q" не является чисто логическим, поскольку Q относится к области реальности, а Р остается в мире теорий. Однако, нет ограничения, которое бы запрещало выведение Q из какой-то другой теории (Р1, Р2 и т.д.).

5."Третья" по отношению к Этальной гипотезе и контргипотезе конкурирующая гипотеза (их может быть больше, чем одна) - основана на другом теоретическом толковании.

Парадокс К. Поппера (один из): система оцениваемых в Эте гипотеч и поле возможных других интерпретаций устанавливаемых закономерностей не тождественны.

6. Статистические гипотезы - гипотезы о выборочных значениях фиксируемых показателей, основаны на представлениях о распределении вероятностей в некотором «выборочном пространстве» событий. Уровень статистических гипотез - необходимый компонент проверки психологических гипотез, если хочется получить значимые результаты. В статистических гипотезах нет утверждения о каузальном характере влияния НП. "Статистическая проверка гипотезы" - выяснение того, насколько совместима эта гипотеза с имеющимся(наблюдаемым) результатом случайного выбора. Уровень значимости -вероятность ошибочно отвергнуть статистическую нуль-гипотезу. Обычно указывают минимальный уровень значимости, на котором можно отвергнуть гипотезу. Различают формулировки нуль-гипотезы НО как гипотезы об отсутствии различий между выборочными показателями переменных и направленной гипотезы Н1 - о предполагаемых различиях. Возможно получение результатов, когда уровень значимости недостаточен для суждения о том, можно или нет отвергнуть нуль-гипотезу. Это требует искать «третье» объяснение (т.е. рассматривать влияние НП за рамками объяснительного контекста соотношения Этальной и контргипотез).

Статистические решения основаны на вероятностных суждениях. С этимсвязан одинизпарадоксов развития Этального метода: истинность детерминистски сформулированных утверждений о каузальных зависимостях оценивается вероятностно -Парадокс К. Поппера (один из). Вероятностно оценивается не само отношение между переменными и не истинность психологического объяснения, а достоверность того, что ожидаемая зависимость эмпирически установлена.

Т. н. точные гипотезы - когда в Эте организуются "очищенные" условия для проверки этих гипотезы.

Особенности гипотез, проверяемых в факторном Эте - см. вопрос 39.

3. Понятие об эмпирической проверки научных гипотез.

Необходимо разводить два представления об эмпирической подкрепленности или «доказанности» гипотез.

1. установление выдвигаемого причинного объяснения или его отвержения на основе эмпирических данных.

2. сопоставление разных y объяснений с точки зрения наложения их на одну и ту же эмпирическую реальность.

Эмпирическая загруженность теоретической или научной гипотезы не следует понимать как возможность описания эмпирич данных, кот сами по себе, т.е. без принятия решения об их «данности», не являются эмпирич фактом. Для экспериментального метода характерно осознать, что факты устанавливаются, а не просто фиксируются исследователем.

Возможности отвержения верной гипотезы и принятия неверной на основе эмпирич данных есть те общие промахи, кот могут допустить человек при оценки той или иной эмпирич реальности как «факта».

Проверка теории с помощью эмпирич опробования истинности выводимых из нее следствий есть норматив, сложившийся в истории применения экспериментального метода в естествознании.

Схема Хольцкампа.

Высказывания, имеющие эмпирич содержание, выводятся, как следствия той или иной теории. Теоретическая гипотеза как бы надстраивается над плоскостью эмпирических, или «базисных», высказываний, а переход между этими двумя этапами регулируется на основе принципа фальсификации гипотез (отвержения).

Теории разной степени общности.

Одним из значимых для экспериментальной y нормативов научного мышления является возможность классификации систем научных знаний, теорий или научных гипотез с точки зрения выделения уровней, свидетельствующих о близости или дальности пути к эмпирич их проверке.

Три типа теорий:

Верхний

Средний

1. нижний уровень предполагает использование объяснительных схем, в кот понятия максимально нагружены эмпирически.

2. теория среднего уровня непрямо соотносится с эмпирией, а позволяет выдвигать гипотетически мыслимые следствия, доступные эмпирической проверки. (теория Левина).

3. теории самого верхнего уровня отличаются с точки зрения отношения к их эмпирич подкреплению. Они не имплицируют эмпирически нарушенных гипотез. Используемые в этих теоретических моделях понятия имеют статус категорий, т.е. имеют максимальную степень общности, т.е. приближены к философским категориям. (теория деятельности Леонтьева).

Гипотеза - утверждение, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем.

Один из основных нормативов научной деятельности, который является предпосылкой общих принципов Этирования - предположение о возможности выявления в психологическом Эте закономерностей причинно-следственных связей. Организация реальных форм познавательной деятельности при проверке научных гипотез:

1. ориентировка на сложившиеся парадигмы

2. возможность выхода в другие, более просторные рамки, если прежние схемы не годятся.

Нет правил, в соотв с которыми можно выводить новые законыиз новых эмпирических результатов. Поэтому надо выдвигать гипотезы на основе теоретических обобщений, которые надо проверить на истинность.

Научные гипотезы могут проверяться.

Этальный метод - средство проверкикаузальных гипотез. Эт - только средство ограничить вольное теоретизирование, он не дает ответ о верности теории.

Эмпирическая проверка гипотез, выводимых из дедуктивных конструкций - цель любого Этального исследования. Этальный метод используется для проверки не любых гипотез – не все психологические закономерности допускаютс точки зренияпонимания их структуры применимость к ним Этальиых нормативов рассуждений.

Наблюдение - как метод сбора данных на предварительном этапе исследования не направлено на проверку гипотез.

Наблюдение эвристическое - вид наблюдения, который направлен на проверку гипотез. Равные возможности для получения данных за и против.

Обобщение вида полученной каузальной зависимости для Эта с научными целями, если имел место чистый лабораторный Эт: этапы:

1. вывод о виде зависимости

2. вывод об обоснованности используемой теоретической гипотезы

3. реализуется путь от теории к реальности - ее объяснение с пом проверенной в лабораторном Эте научной гипотезы.

Принцип фальсификации гипотез: при неотвержении ЭГ мы еще не можем считать доказанной истинность теории, т. к. всегда можно ожидать новых опровергающих фактов и вновь сформулированных объяснений (исходя из других Теорий) - любая гипотеза всегда открыта для дальнейшей проверки.

Парадокс К. Поппера (один из): система оцениваемых в Эте гипотез и поле возможных других интерпретаций устанавливаемых закономерностей не тождественны.

Норматив Этального метода - проверка теории с пом эмпирического опробования истинности выводимых из нее следствий.

4. Критерии объективности методов y исследования.

Исторически принято выделять следующие три метода в качестве основных структур организации y исследования.

1. интроспекция

2. экстероспекция

3. понимание.

по Теплову термин объективной – противопоставлении термину субъективной – обозначает существующие вне человеческого сознания, не зависящие от сознания и воли человека, т.е. имеется в виду такое содержание наших знаний, кот правильно отражает действительность и не зависят от субъекта, т.е. от сознания и воли человека. Под объективным методом следует разуметь такой метод, кот ведет к познанию объективной истины.

Объективный метод в y есть прежде всего метод, опирающийся на принцип детерминизма и направленный на открытие объективных законов, управляющих поведением человека и явлениями его субъективного мира.

1. интроспекцию принято считать в y субъективным методом. Сущность суб метода, что психолог истолковывает психическую жизнь других людей с точки зрения тех сведений, кот он получил от самого человека. Т.е. психолог приписывает другим людям те чувства и мысли, кот он считает, исходя из собственно опыта, наиболее разумно приписать им в данном случае. Это не объективный метод.

2. метод экстероспекции – это наблюдение за другим человеком и группой людей (или внешнее наблюдение). Критерии объективности наблюдения (как и любого другого метода в y) предполагают оценку истинности не столько самих результатов, сколько гипотезы. Для оценки самих результатов используются такие критерии как: надежность, валидность, воспроизводимость.

В наблюдении надежность связывается со степенью согласия наблюдателей, дающих отчеты об одном и том же «объекте» наблюдения. Критерии воспроизводимости данных связан с оценкой возможности получения подобных данных другими исследования в подобных ситуациях.

Наблюдения как метод исследования может осуществляться с точки зрения внешней валидности. Повышение степени валидности наблюдения необходимо связывать с усилением его целенаправленности, опосредованности теорией и активности наблюдателя в построении структур познавательных целей.

3. метод понимания (эмпатии) – общее название для ряда форм познания, предполагающих непосредственное восприятие чужой души. Методики понимания основаны на профессионализме мышления экспериментатора и связаны с попытками рефлексии как в случае результатов в y интерпретаций, так и способов их получения.

Существует и другая классификация методов (современная):

Наблюдение

Измерение

Эксперимент

Диагностические средства.

Общими остаются критерии объективным этих методов.

1. надежность

2. валидность

3. воспроизводимость.

Надежность – устойчивость результатов при повторении эксперимента несколько раз. Если она высокая, то при многократном повторении эксперимента будет воспроизводиться примерно одно и тоже знание зависимой переменной.

Валидность – достоверность вывода, кот обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами безупречного эксперимента.

Воспроизводимость – возможность повторить эксперимент, руководствуясь описанием применяемых методических процедур.

Эксперимент является одним из самых объективных методов y исследования.

Критерий соответствия выбираемых показателей гипотезы и цели исследования.

5. Требования к формулировкам причинно-следственных гипотез.

В Эте проверяется каузальная гипотеза Новые гипотезы выдвигает ученый.

Фресс, Пиаже: основные признаки правильной гипотезы:

1. должна быть адекватным ответом на поставленный вопрос.

2. должна учитывать уже приобретенные знания и быть правдоподобной с этой точки зрения.

3. должна быть доступной для проверки

операциональный характер гипотез: они формулируют зависимость между 2 классами фактов.

1. Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы при ее эмпирической проверке были равные возможности для получения результатов за и против.

2. Если нет возможности сформулировать опровержение ЭГ, то это не гипотеза.

3. Фактически ЭГ подразумевает в себе КГ (которая учитывает ту же теоретическую интерпретацию, что и ЭГ - кроме случаякритического Эта) - поэтому в любом Эте проверяются как минимум 2 гипотезы.

Этальный метод используется для проверки не любых гипотез - не все психологические закономерности допускают с точки зрения понимания их структуры применимость к ним Этальных нормативов рассуждений.