В разделе на вопрос анализ стихотворения Заболоцкого "Я не ищу гармоний в природе" заданный автором Пробросаться лучший ответ это Готовя свой итоговый сборник, Заболоцкий во главу раздела «Стихотворения (1932-1958)» выдвинул, нарушая хронологический принцип, стихотворение 1947 года «Я не ищу гармонии в природе» .
В нем Заболоцкий рассматривает картину мира, представлявшуюся поэту «захватывающей темой для воображения» .
Представленный в стихотворении вечерний пейзаж вызывает устойчивую ассоциацию с успокоением беспорядочной, разнонаправленной деятельности природы, сознающей свое несовершенство. Эмоциональный центр картины сосредоточен на «воде» (река, озеро). Вода – один из древнейших символов «обновления». Смысл обновления раскрывается в предпоследней строфе, в которой вводится идея «второй природы»:
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда…
В программном стихотворении «Я не ищу гармонии в природе» грезы «дикой природы » о переходе в качественно иное состояние, осуществляемом под руководством человеческого разума, переданы Заболоцким в весьма любопытном сравнении:
Так… .
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
Ключевые слова уже сами по себе адресуют к канону богородичных икон, а указание поэта на «высокий мир дитяти» превращает эту параллель из произвольной в необходимую. Среди поэтических «образцов» едва ли не самый близкий кругу мысли Заболоцкого найдем у Пушкина, в картине, которой он «желал быть вечно зритель»:
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах…
Если ранний Н. А. Заболоцкий идеализировал природу, то в этом стихотворении отношение к ней иное, поскольку в самой по себе природе господствует "дикая свобода, где от добра неотделимо зло". Но отсюда не следует, что поздний Н. А. Заболоцкий перестанет восхищаться красотой природы.

Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе...» написано вскоре после возвращения Н.А. Заболоцкого в Москву.

      Я не ищу гармонии в природе.
      Разумной соразмерности начал
      Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
      Я до сих нор, увы, не различал.

      Как своенравен мир её дремучий!
      В ожесточённом пении ветров
      Не слышит сердце правильных созвучий,
      Душа не чует стройных голосов.

      Но в тихий час осеннего заката,
      Когда умолкнет ветер вдалеке,
      Когда, сияньем немощным объята,
      Слепая ночь опустится к реке,

      Когда, устав от буйного движенья,
      От бесполезно тяжкого труда,
      В тревожном полусне изнеможенья
      Затихнет потемневшая вода,

      Когда огромный мир противоречий
      Насытится бесплодною игрой, -
      Как бы прообраз боли человечьей
      Из бездны вод встаёт передо мной.

      И в этот час печальная природа
      Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
      И не мила ей дикая свобода,
      Где от добра неотделимо зло.

      И снится ей блестящий вал турбины,
      И мерный звук разумного труда,
      И пенье труб, и зарево плотины,
      И налитые током провода.

      Так, засыпая на своей кровати,
      Безумная, но любящая мать
      Таит в себе высокий мир дитяти,
      Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

Природа, о которой мечтал писать Заболоцкий в своём заточении, вся состоит из противоречий - как жизнь. Эти противоречия не уменьшают величия. Не случайно третья, четвёртая и пятая строфы насыщены словом «когда», за которым следует описание успокоенности («Когда умолкнет ветер вдалеке»), иногда умиротворения - олицетворённое, очеловеченное («Когда огромный мир противоречий / Насытится бесплодною игрой...»). Образ «печальной природы» противопоставлен чуждой «дикой свободе», «где от добра неотделимо зло». Это сердце стихотворения, его основная художественная и человеческая мысль.

Что же не вызывает противоречия и отторжения? Созидание, труд. Употребляя градацию, Заболоцкий с каждой строкой усиливает значения именно этого начала в человеке, способного залечить душевные раны.

Для вас, любознательные

В уже цитированных воспоминаниях поэт Яков Хелемский писал: «В лирике последних лет Заболоцкий чаще всего говорит от своего имени. А если и прибегает к посредничеству, вместо пунктирных фигур в стихах возникают живые характеры, подтверждённые поступками. Некрасивую девочку мы узнаём и успеваем полюбить с первых же строк. Мы видим лицо дурнушки, видим её жалкую одежду и богатую бескорыстную душу. Девочка не произносит ни слова, нам неведомо её имя, но огонь, мерцающий в её душе, не угасает в нашей памяти...

Перечитайте другие стихи-портреты, созданные поздним Заболоцким. „Прохожий", „Жена", „Старая актриса", „В кино", „Это было давно", „Железная старуха", „После работы", „Поэт"... как удивительны и разнообразны судьбы! Как достоверны наблюдения».

Прочитайте стихи Н. Заболоцкого. Выберите одно из них, охарактеризуйте его самостоятельно. Примерное начало вам дано - строки Я. Хелемского.


Урок 43: Н.А. Заболоцкий. Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».
Сегодня на уроке вы изучите тему: «Н. А. Заболоцкий. Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание»
План урока:
1. Биография Н. Заболоцкого (обзор).
2. Анализ стихотворения « Я не ищу гармонии в природе…»
3. Анализ стихотворения «Можжевеловый куст»
4. Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц»
5. Анализ стихотворения «Завещание».
Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, а также подумать и постараться ответить на вопрос: Какова была художественная индивидуальность поэта Н. Заболоцкого?
На этом уроке вы:
познакомитесь с биографией и творчеством одного из интереснейших русских поэтов ХХ века – Н. Заболоцкого,
сможете прочесть и проанализировать некоторые стихотворения из его философской лирики,
закрепите представления о стихотворных размерах.
сможете почувствовать красоту стиха этого поэта,
узнаете, насколько разнообразна тематика его стихотворений и богата их образность.
Словарь:
Лирика – род литературы, в котором чувства и переживания человека занимают главное место.
Тема -- это круг явлений и событий, образующих основу произведения.
Стихотворный размер – порядок чередования ударных и безударных слогов.
Силлабо-тоническое стихосложение - способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения
Ямб – это двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге
Хорей это двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге
Дактиль это трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге
Амфибрахий это трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге
Анапест это трехсложный стихотворный размер с ударением на третьем слоге
Пейзаж – описание природы в художественном произведении
Лирический герой -- то лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении
Основное содержание урока.
Николай Заболоцкий родился в 1903 году в семье агронома, детство его прошло в небольшом уездном городке Уржуме. Поступив в Петербургский педагогический институт на отделение языка и литературы, Николай Заболоцкий окончил его в 1925 году и в это же время сблизился с кружком обэриутов. В 1928 году он выпускает свою первую книжку «Столбцы», довольно враждебно встреченную пролетарской критикой. В 30-е годы он довольно много сотрудничает в детских журналах «Чиж» и «Еж», занимается переводами зарубежной литературы, переработкой зарубежной классики для детей.
Стихи начинает писать не сразу, по большей части занимается переводами. Ему принадлежит хрестоматийный перевод «Слова о полку Игореве», поэмы грузинского классика Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», восточных и европейских поэтов.
А сам он написал о жизни и смерти так:
Я боюсь, что наступит мгновенье,
И, не зная дороги к словам,
Мысль, возникшая в муках творенья,
Разорвет мою грудь пополам.
Промышляя искусством на свете,
Услаждая слепые умы,
Словно малые глупые дети,
Веселимся над пропастью мы.
Н. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе…»
Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.
Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,
Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,
Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой,-
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.
Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
Составляя после возвращения из лагерей свой первый сборник стихотворений, Заболоцкий открывает его 2-ю часть именно этими программными стихами.
Это стихотворение поэта – как бы ответ на стихи Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…». Тютчев пишет, что «певучесть есть в морских волнах, / Гармония в стихийных спорах... / Невозмутимый строй во всем, / Созвучье полное в природе...» У Заболоцкого, напротив, лирический герой не различает «разумной соразмерности начал» в мире природы. Природа у Заболоцкого – живой, недоступный пониманию человека мир. В стихотворении Заболоцкого мир природы стихиен и слеп. В конце стихотворения оптимистично утверждается, что состоящая из противоречий «слепая» стихия природы обретет силу и разум в человеке и его созданиях.
Обратите внимание на строфику – катрены -- и рифмовку. Стихотворение написано характерным для русской философской лирики тютчевским 5-стопным ямбом с перекрестной рифмовкой.
Н. Заболоцкий Можжевеловый куст
Я увидел во сне можжевеловый куст,
Я услышал вдали металлический хруст,
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.
Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.
Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.
Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст,
Легкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой!
В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим,
Облетевший мой садик безжизнен и пуст…
Да простит тебя бог, можжевеловый куст!
Композиционно стихотворение делится на 3 части. 1-я часть – это первые две строфы, в них рассказывается о сне. Сон несет в себе тайну: в очертаниях можжевелового куста лирическому герою чудится женский лик, знакомый до боли.
Во 2-ой части, в третьей строфе, лирический герой признается, что ему нанесена незаживающая сердечная рана. «Изменчивые уста» -- уста изменившей возлюбленной.
Наконец, третья часть заключена в последней строфе. Уже не сон, а явь. Образ «облетевшего сада», характерный для русского романса, вводит тему скорбного одиночества. Свое настроение поэт доносит и через цвет, и через звук: аметистовые ягоды можжевельника, золотые небеса, рисующие образ романтичной, возвышенной любви, звон ягод. Возникает чувство утраченной, такой хрупкой и звенящей любви. Написано стихотворение в ритме вальса, оно часто исполняется под гитару.
Н. Заболоцкий О красоте человеческих лиц
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
1955
Это уникальное стихотворение строится на контрасте, то есть противопоставлении. В первых двух строфах «пышные порталы» лиц противопоставлены «жалким лачугам». Внутренняя красота, доброта, «как солнце», способна сделать привлекательной даже самую «малую хижинку».
Второе, на чем строятся эти стихи, -- на сравнениях и ярких эпитетах. Лицо сравнивается то с лачугой, то с хижиной, то с башней. Эти предметные сравнения несут в себе эффект неожиданности: ну как лицо можно сравнить с башней? Но именно этим поэт добивается зримости образов.
Заболоцкий очень любил живопись, именно ему принадлежат знаменитые строки: «Любите живопись, поэты…».
И читая стихотворение о красоте лиц, мы невольно представляем себе разные портреты.
Последнее стихотворение, которое мы с вами почитаем, называется «Завещание». Само его название подсказывает нам тему стихотворения: завещание – это некий наказ, завет, предсмертная воля.
Тема диктует настроение: печально-торжественное, элегическое. И действительно, по жанру это элегия.
Тема и настроение предполагают размер: медлительный 6-стопный ямб. Хотя если мы вчитаемся, мы обнаружим кое-где перебой ритма: 6-стопный ямб иногда сменяется 5-стопным.
Вспомним, что 6-стопным ямбом (александрийским стихом) часто писались оды. Таким же размером написано и стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», поэтическое завещание поэта. Когда вы сейчас будете читать стихотворение Заболоцкого, постарайтесь найти в нем отсылки, скрытые цитаты из стихов Пушкина.
Н. Заболоцкий ЗАВЕЩАНИЕ
Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы,-
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зеленый этот лес.
Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.


В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему.




Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил - томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.
Не я родился в мир, когда из колыбели
Глаза мои впервые в мир глядели,-
Я на земле моей впервые мыслить стал,
Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,
Когда впервые капля дождевая
Упала на него, в лучах изнемогая.
О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.
Вы, конечно, узнали заимствования, реминисценции из стихов Пушкина
Н. А. Заболоцкий:
Я не умру, мой друг
А. С. Пушкин:
Нет, весь я не умру
*****************
Н. А.Заболоцкий:
Покоя в мире нет
А. С. Пушкин:
На свете счастья нет, но есть покой и воля
(«Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...»)
*************
Н. А. Заболоцкий:
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму…
А. С. Пушкин:
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Заболоцкий вступает в диалог с Пушкиным. В своем стихотворении он пишет, что не боится смерти, после нее он растворится в природе, став частью ее:
Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небо пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.
Это человеческое завещание. Заболоцкий, споря с Пушкиным процитированных стихов, словно говорит нам: человек смертен, но жизнь прекрасна вопреки всему, и покоя в ней нет.
Умирая, человек сливается с природой, но его дела живут в делах и памяти потомков.
Как и Пушкин в стихотворении «Вновь я посетил…», Заболоцкий в своем «Завещании» обращается к нам, к потомкам. И дает наказ «доделать то, что» сам он «не довершил».
Поэтому грустное размышление в конце звучит оптимистично.
Основные выводы:
1) Жизнь поэта Н. Заболоцкого тесно связана с его творчеством.
2) Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе…» -- пример философской лирики поэта. В то же время там звучит и тема природы. Оно написано 5-стопным ямбом.
3) Стихотворение «Можжевеловый куст» относится к любовной лирике поэта. Оно интересно своей строфикой, ритмической организацией и образностью.
4) Стихотворение «О красоте человеческих лиц» построено на сравнении и вызывает в памяти живописные полотна.
5) Стихотворение «Завещание» по жанру – философская элегия. В нем содержатся реминисценции из стихов А. С. Пушкина. Написано разностопным ямбом.
Литература:
Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - 6-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2016.
Н. В. Беляева. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2017
Разбор типового тренировочного задания
Каким размером написано стихотворение «Я не ищу гармонии в природе…»?
1. 3-стопным дактилем,
2. 4-стопным анапестом,
3. 2-стопным хореем,
4. 5-стопным ямбом
Стратегия выполнения задания:

2. Вспомните определения ямба, хорея, дактиля, амфибрахия, анапеста.
3. Попробуйте определить размер, составив схему.
4. Затем определите, какому из размеров соответствует получившаяся схема, и проверьте себя.
Разбор типового контрольного задания
Расположите по категориям художественные особенности стихотворений «Я не ищу гармонии в природе…» и «Завещание»:
1. слышны пушкинские мотивы
2. слышны тютчевские мотивы
3. написано разностопным ямбом
4. написано 5-стопным ямбом
5. имеет в конце обращение к будущим поколениям
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитаете задание, оцените его содержательную нагрузку, определите логику и последовательность выполнения задания.
2. Вспомните основные художественные особенности указанных стихотворений.
3. Попробуйте определить, какие особенности относятся к каким стихотворениям; просмотрите сначала все варианты ответов.
4. Распределите ответы по двум указанным категориям и проверьте себя.

Жизнь русского поэта Николая Заболоцкого сложилась весьма трагически. Он 6 лет провел в лагерях и вышел на свободу совершенно другим человеком, постаревшим, утратившим веру в себя и в близких ему людей. Прошло еще несколько лет прежде, чем Заболоцкий получил возможность вернуться в любимую Москву, был восстановлен в Союзе писателей и вошел в число наиболее востребованных советских литераторов. Однако к этому моменту поту уже не нужны были ни слава, ни материальное благополучие. Он неоднократно признавался в том, что его личная точка невозврата

Уже пройдена, и впереди – лишь вечность, которая является прямым следствием физической смерти.

В 1947 году поэт создает один из самых популярных своих стихов под названием «Я не ищу гармонии в природе», в котором пытается изложить свою концепцию жизненных ценностей. Автор отмечает, что пейзажная лирика, к которое тяготеют многие поэты, лично для него лишена всякой ценности, так как «ни в недрах скал, ни в ясном небосводе» ему так и не довелось увидеть «разумной соразмерности». Мир природы представляется ему своенравным и дремучим. Поэтому искать в нем гармонию так же глупо, как и пытаться превозносить человека,

Являющегося, по всем канонам, венцом творения.

Однако у каждого из нас масса недостатков, потому вести речь о совершенстве в этом случае бессмысленно.

Николай Заболоцкий признается, что по отдельности может восторгаться ветром, солнцем, пением птиц. Но при этом не стоит забывать, что все явления в природе взаимосвязаны между собой. И за внешней красотой нередко скрываются жестокость и боль, которые являются обратной стороной медали любых взаимоотношений. Найти «золотую середину» в этом случае крайне сложно, и лично для поэта это – «тихий час осеннего заката», когда окружающий мир наполняется удивительным умиротворением, а «огромный мир противоречий» наконец-то находит примирение с самим собой. Это состояние природы автор сравнивает со взаимоотношениями матери и ребенка – чистыми, бескорыстными и совершенными в своей непогрешимости только потому, что в их основе лежит неподдельная любовь.

Именно это чувство заставляет мать жертвовать собой, а малыша с благодарностью принимать эту жертву ради того, чтобы продлить мгновения истинного счастья, которые им дарованы, и «солнце увидать». Т. е. преодолеть все земные страсти, предрассудки и предубеждения во имя единства души, которое возможно лишь при бескорыстных взаимоотношениях, которые свойственны матери и ребенку.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Темы социального характера всегда были близки Николаю Заболоцкому, который считал, что любой человек – это, в первую очередь, личность, наделенная...
  2. В 1938 году поэт Николай Заболоцкий был приговорен к отбыванию наказания в лагерях за антисоветскую пропаганду. Спустя 6 лет его...
  3. Стихотворение Н. А. Заболоцкого “Читая стихи” воплоща­ет эстетические взгляды автора, который ведет полемику с де­кадентскими исканиями в поэзии начала XX...
  4. В творчестве Николая Заблоцкого довольно много произведений, которые посвящены родной природе, но при этом имеют глубокий философский и житейский смысл....

Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
4 Я до сих пор, увы, не различал.
Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
8 Душа не чует стройных голосов.
Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
12 Слепая ночь опустится к реке,
Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
16 Затихнет потемневшая вода,
Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой, -
Как бы прообраз боли человечьей
20 Из бездны вод встает передо мной.
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
24 Где от добра неотделимо зло.
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
28 И налитые током провода.
Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
32 Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

Ya ne ishchu garmonii v prirode.
Razumnoy sorazmernosti nachal
Ni v nedrakh skal, ni v yasnom nebosvode
Ya do sikh por, uvy, ne razlichal.
Kak svoyenraven mir yee dremuchy!
V ozhestochennom penii vetrov
Ne slyshit serdtse pravilnykh sozvuchy,
Dusha ne chuyet stroynykh golosov.
No v tikhy chas osennego zakata,
Kogda umolknet veter vdaleke.
Kogda, sianyem nemoshchnym obyata,
Slepaya noch opustitsya k reke,
Kogda, ustav ot buynogo dvizhenya,
Ot bespolezno tyazhkogo truda,
V trevozhnom polusne iznemozhenya
Zatikhnet potemnevshaya voda,
Kogda ogromny mir protivorechy
Nasytitsya besplodnoyu igroy, -
Kak by proobraz boli chelovechyey
Iz bezdny vod vstayet peredo mnoy.
I v etot chas pechalnaya priroda
Lezhit vokrug, vzdykhaya tyazhelo,
I ne mila yey dikaya svoboda,
Gde ot dobra neotdelimo zlo.
I snitsya yey blestyashchy val turbiny,
I merny zvuk razumnogo truda,
I penye trub, i zarevo plotiny,
I nalitye tokom provoda.
Tak, zasypaya na svoyey krovati,
Bezumnaya, no lyubyashchaya mat
Tait v sebe vysoky mir dityati,
Chtob vmeste s synom solntse uvidat.

Z yt boe ufhvjybb d ghbhjlt/
Hfpevyjq cjhfpvthyjcnb yfxfk
Yb d ytlhf[ crfk, yb d zcyjv yt,jcdjlt
Z lj cb[ gjh, eds, yt hfpkbxfk/
Rfr cdjtyhfdty vbh tt lhtvexbq!
D j;tcnjxtyyjv gtybb dtnhjd
Yt cksibn cthlwt ghfdbkmys[ cjpdexbq,
Leif yt xetn cnhjqys[ ujkjcjd/
Yj d nbznf,
Cktgfz yjxm jgecnbncz r htrt,
Rjulf, ecnfd jn ,eqyjuj ldb;tymz,
Jn ,tcgjktpyj nz;rjuj nhelf,
D nhtdj;yjv gjkecyt bpytvj;tymz
Pfnb}