Вопрос 1. Что такое экологический кризис? Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым? Каким должно быть отношение человека к природе?

Экологический кризис - особый тип экологической ситуации, когда среда обитания одного из видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее выживание.

Исчерпаемые природные ресурсы – ресурсы, сокращающиеся по мере их использования. Большинство видов природных ресурсов относится к исчерпаемым природным ресурсам, которые подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы.

Вопрос 2. Каковы основные значения понятия «природа»?

Природа - это естественная среда обитания человека. Конечно, можно предположить и такую фантастическую ситуацию, когда люди будут вынуждены создать некий искусственный подземный или инопланетный мир, где с помощью сложнейшей техники будут созданы необходимые условия человеческого существования: нужная температура, давление, циркуляция воздуха и т. д., и жить в нём. И даже если представить себе, что люди смогут приспособиться к этим условиям и их род не оборвётся, то, очевидно, нечто существенное будет утрачено. О неодолимой тяге к краскам земли, к теплу солнца у детей, вывезенных родителями на дождливую Венеру и вынужденных почти всё время проводить в убежищах, мы читаем в рассказе американского писателя Р. Брэдбери «Всё лето в один день». В короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появляется солнце, дети покинули свой подвал. «Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац... Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и салки, но главное - опять и опять, хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слёзы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть... И вдруг... редкие холодные капли упали на нос, на щёки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому-подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».

Природа - это огромная (до недавнего времени казалось, неисчерпаемая) кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности и в повседневной жизни. Действующие водопады, судоходные реки, лес, руда, металлы, уголь - всё это активно используется людьми. Откажется сейчас человек от использования, например, нефти, угля, и цивилизация рухнет.

Таким образом, природа служит естественной основой жизнедеятельности человеческого общества. Поэтому, пытаясь разобраться в социальной сущности человека и его многообразных связях с обществом, мы не можем обойти вопросы о роли природы в становлении и развитии людей, об их месте среди других живых существ, населяющих нашу планету, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.

Вопрос 3. В чём выражается природное единство мира?

Научное знание говорит о единстве мира. Всё живое на Земле связано крепчайшими узами природного родства, тесным взаимодействием.

Принцип природного единства мира исходит из признания общности всех явлений мира (природных и социальных) , отражаемых в человеческой психике и сознании.

Вопрос 4. Какова роль природы в жизни человека и общества?

Роль природы в жизни человека и общества играет значительную роль. Вся жизнь человечества в целом зависит от неё, и только человек губит её и истощает её ресурсы.

Природа: источник пищи; сырьё для промышленности и сельского хозяйства; источник различных видов энергии. Сырьё для энергетической промышленности; Земельные ресурсы; Почвенные ресурсы; Водные ресурсы; Лесные ресурсы; Объект исследования; Объект эстетический; Объект охраны и защиты; Объекты спортивной и любительской охоты, рыбалки; Среда обитания; Источник природных катаклизмов, стихийных бедствий; Рекреационный ресурс.

Вопрос 5. Как, по мысли Вернадского, связаны биосфера и ноосфера?

еликий русский учёный В. И. Вернадский считал, что придёт то время, когда дальнейшее развитие планеты, а следовательно, и человеческого общества будет направляться разумом. Биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума. Позднее был придуман новый термин - ноосфера (от лат. разум). Под ноосферой понимают область планеты, охваченную разумной деятельностью человека.

Означает ли это, что в эпоху ноосферы человек станет безраздельно господствовать над природой, полностью подчинив её развитию цивилизации? Нет. Вступление в эту эпоху предполагает в первую очередь изменение отношения человека к природе, такую организацию общественной жизни, производства, при которой можно обеспечить гармонию природы и общества. Время покажет, возможно ли это.

Вопрос 6. Какие возможности открыл перед человечеством разум?

Во-первых, человек наделён разумом. Это позволило ему сделать гигантский скачок в освоении мира. На уроках истории вы уже узнали, как много умел даже первобытный человек по сравнению с другими живыми существами на Земле: коллективно охотился, пользовался огнём, создавал искусственные орудия из дерева, кремня, кости.

Во-вторых, умение накапливать информацию о многих конкретных явлениях, обобщать её открыло человеку возможность создавать нечто не существующее в природе. Эта созданная знаниями и трудом людей «вторая природа», по мысли М. Горького, есть «культура в точном и подлинном смысле слова».

В-третьих, возникшее человеческое общество стало подчиняться своим собственным законам, среди которых на первое место вышли требования морали. Это был огромный шаг в развитии человечества.

Вопрос 7. Присущ ли прогресс развитию природы?

Есть и другая точка зрения, согласно которой человек лишь звено в долгой цепи развития природы, которая не имеет направленного движения от простого к сложному, и на смену человеку могут прийти иные организмы.

Во-первых, само понятие прогресса (движения от простого к сложному) придумали люди. Природа не знает никакого целенаправленного движения, в противном случае её надо наделить разумом. Во-вторых, довольно относительно деление на простые и сложные организмы. В-третьих, палеонтологическая летопись планеты хранит рассказы о том, как исчезли многие группы животных, как на смену гигантским земноводным приходили ящеры, а потом и они вымерли загадочно быстро. Но жизнь не исчезла. Пришли новые хозяева - млекопитающие, и одна из ветвей вырастила человека. Изменялись условия, и победу одержали те группы организмов, которые лучше других могли приспособиться к этим переменам. В-четвёртых, человек наделён разумом, однако не всегда совершает разумные поступки. Это в первую очередь проявляется в его отношении к природе лишь как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать. За такое отношение уже сегодня приходится расплачиваться.

Вопрос 8. В чём проявляется неразумность отношения человека к природе?

Человек наделён разумом, однако не всегда совершает разумные поступки. Это в первую очередь проявляется в его отношении к природе лишь как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать. За такое отношение уже сегодня приходится расплачиваться.

Вопрос 9. Проанализируй, что в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чём автор показал себя - как реалист.

Фантастика – путешествие во времени для охоты.

Реализм – показана связь между прошлым и будущим и то, как одно незначительное на первый взгляд событие может повлечь за собой глобальные перемены в дальнейшем.

Вопрос 10. Бактерии могут жить в таких местах и при таких температурах, которых человеку не выдержать. Они существуют миллиарды лет, и нет причины, по которой они должны бы были прекратить своё существование. Морские черепахи, имеющие мозг с горошину, появились на Земле гораздо раньше людей и пережили многие природные катастрофы, уничтожившие более «разумные» виды. Человечество, возникнув по меркам биологической эволюции сравнительно недавно, уже поставило своё существование под угрозу. Подумай, можно ли на основе этих фактов сделать вывод о незначительной роли интеллекта в сохранении вида. Свой ответ обоснуй.

Выживаемость зависит от: скорости размножения; численности потомства в каждом поколении; приспособляемости.

Человек за счет своего интеллекта создает условия для своего существования, тем самым не закрепляет генетически приспособительные признаки.

Вопрос 11. В чём разница освещения взаимоотношений человека и природы в курсах «Обществознание» и «География»?

Природа в широком смысле слова – это весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. В узком смысле слова – это весь материальный мир, за исключением общества, т.е. совокупность естественных условий существования человеческого общества. Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком. Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано. Эта взаимосвязь выглядит следующим образом: в обществе действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели, тогда как в природе действуют слепые, бессознательные силы. Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные. Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее. На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами. Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.Итак, человек, общество и природа взаимосвязаны между собой. Человек одновременно живет на природе и в обществе, является биологическим и общественным существом. В обществознании под природой понимают естественную среду обитания человека. Ее можно назвать биосферой или активной оболочкой Земли, создающей и защищающей жизнь на нашей планете. Индустриализация и научно-техническая революция привели в XX веке к нарушению естественной среды обитания человека, к назреванию конфликта между человеческим обществом и природой - экологическому кризису. В современном мире за 15 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человечеством за все его предыдущее время существования. Вследствие этого сокращается площадь лесов и земель, пригодных для сельского хозяйства. Происходят климатические изменения, которые могут привести к ухудшению условий жизни на планете. Экологические изменения отрицательно влияют на здоровье людей. Появляются новые заболевания, носители которых (микробы, вирусы и грибки) в связи с ростом плотности населения и ослаблением иммунной системы человека становятся более опасными. Уменьшается разнообразие животного и растительного мира, а это угрожает устойчивости земной оболочки - биосферы. Ежегодно сжигается около 1 млрд тонн условного топлива, выбрасываются в атмосферу сотни миллионов тонн вредных веществ, сажи, золы, пыли. Почвы и воды засоряются промышленными и бытовыми стоками, нефтепродуктами, минеральными удобрениями, радиоактивными отходами. Природа тоже всегда влияла на жизнь человека. Климат и географические условия - все это существенные факторы, определяющие пути развития того или иного региона. Люди, живущие в разных природных условиях, будут различаться и своим характером, и образом жизни.

Филимонов Олег

Тема данного исследования – «Общество и природа». Взаимоотношение природы и общества – вечная и всегда актуальная проблема философии и всего гуманитарного знания. Самой острой проблемой современности считается соотношение человечества и живой и неживой сфер нашей планеты. Мы поговорим с вами о том, как человек и общество влияют на природу, и как она, в свою очередь, оказывает свое влияние на них.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР №2»

РЕФЕРАТ

«ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА»

Выполнил:

Обучающийся гр. ТМ-21

Филимонов Олег

2017

Введение.

Тема данного исследования – «Общество и природа». Взаимоотношение природы и общества – вечная и всегда актуальная проблема философии и всего гуманитарного знания. Самой острой проблемой современности считается соотношение человечества и живой и неживой сфер нашей планеты. Мы поговорим с вами о том, как человек и общество влияют на природу, и как она, в свою очередь, оказывает свое влияние на них.

1. Понятия общество и природа

Давайте для начала определим, что мы называем природой. Так же, как и в случае с обществом, есть два определения природы – в широком и в узком понимании.

В широком смысле природа – это Вселенная, весь материальный мир. В узком природой называется та часть объективного мира, с которой человек вступает в непосредственное взаимодействие и которая является естественным условием человеческой жизни. В узком смысле слова природой называют биосферу . Этот термин в 1875 году ввел австрийский геолог Эдуард Зюсс.

Точно так же, как и общество, природа является саморазвивающейся системой. Ее частями являются литосфера, гидросфера и тропосфера (рис. 1). Природа постоянно развивается.

Рис. 1. Структура биосферы

2. Проблема отношения человека и природы в философии

Отношение к природе в истории общественной мысли неоднократно менялось. Для античной философии характерна идея гармонии человека и природы как живого, одушевленного и упорядоченного Космоса.

В средневековой Европе господствует концепция ущербности природы как результата грехопадения человека. Бог и природа противопоставлены. Природа – последнее, низшее звено лестницы.

Мыслители эпохи Возрождения вновь отождествляли бога и природу. Такая концепция называется «пантеизм».

В раннее Новое время был выдвинут лозунг «Назад к природе», который был популярен по политическим и этическим причинам. Французский философ Жан-Жак Руссо (рис. 2) считал, что наиболее естественен природный человек. В XX веке эту идею восприняло движение «зеленых».

Рис. 2. Ж.-Ж. Руссо

В то же самое время появилось так называемое преобразовательное понимание природы, выраженное во фразе «Природа – не храм, а мастерская. Человек в ней работник». Но с этим были согласны не все.

В XVIII веке шведский биолог Карл Линней (рис. 3) в своем труде «Система природы» вводит человека как особый вид homo sapiens. Американский физик и социолог Бенджамин Франклин (рис. 4) дает определение человека как «животного, делающего орудия» (toolmaking animal), а Чарлз Дарвин создает теорию эволюции, согласно которой человек является неотъемлемой частью природы. (рис.5)

Рис. 3. Карл Линней

Рис. 4. Бенджамин Франклин

Рис. 5.Чарльз Дарвин

В XX веке появилась концепция «ноосферы» – «царства разума». Термин ввел в 1927 году французский ученый Эжен Леруа, а его популяризатором и самым известным сторонником теории ноосферы стал В. И. Вернадский.

Кстати, нередко теорию ноосферы поддерживали философы, взгляды которых трудно назвать материалистическими. В середине XX века одним из активных сторонников этой теории был теософ (священник-иезуит) Пьер Тейяр де Шарден.

3. Взаимосвязь общества и природы

Как бы мы ни воспринимали человека – как часть природы или как ее антитезу, – все равно мы признаём, что природа и общество влияют друг на друга. Существует специальная научная дисциплина экология. Так называют сложное объединение научных дисциплин, исследующих взаимодействие живых организмов, человека, человеческих сообществ с окружающей средой.

Этот термин был введен в 1866 году одним из последователей Ч. Дарвина, немецким зоологом Эрнстом Геккелем (рис. 5), который определял экологию как науку об отношениях организмов к окружающей среде. Мы с вами, конечно, говорим в первую очередь не просто об экологии, а о социальной экология – дисциплине, лежащей на стыке естественных, технических, гуманитарных и общественных наук.

Рис. 6. Э. Геккель

Как общество влияет на природу? Оно:

Изучает и использует природу, постоянно расширяя объем и пределы ее использования;

Влияет на структуру окружающей среды;

Влияет на восстановление природы.

Природа, в свою очередь:

Дает средства к существованию;

Влияет на размещение производительных сил;

Влияет на развитие общества;

Может уничтожать результаты человеческой деятельности.

Конечно, степень зависимости общества от природы в процессе развития сокращается. Первые попытки преобразования природы в виде строительства каналов древние египтяне и жители Месопотамии предпринимали еще в IV тысячелетии до нашей эры.

С другой стороны, и общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует и о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, и о пагубных ее последствиях. Так, в свое время были осушены болота вокруг Флоренции, ставшие затем цветущими землями. Сады и виноградники на склонах Кавказских гор, как и прекрасные рощи на островах Тихого океана, - дело рук человека. Вместе с тем известны случаи, когда стада домашних животных вытаптывали почву, объедали молодые побеги. Например, об античной Греции говорили, что ее могущество «съели» расплодившиеся козы.

Таким образом, природа остается важнейшим фактором общественного развития.

4. Интересные факты.

Премия Дарвина

Как известно, Чарлз Дарвин считал, что человек и обезьяна имели общих предков. Некоторые наши современники совершают столь идиотские поступки, что иногда кажется, что животные умнее человека.

Таким людям, которые совершили самые идиотские поступки с летальным исходом для себя, присуждается Дарвиновская премия. Среди лауреатов – человек, который попытался распилить гранату; преступник, который спрятался от полиции, перебравшись через стену тюрьмы. В 1982 году премию присудили пожилому американцу, который решил полетать на 50 метеорологических шарах, правда, остался жив.

Владимир Иванович Вернадский

Говорят, время энциклопедистов прошло. Но был в истории нашей страны в ХХ веке ученый, которого часто называют последним энциклопедистом.

Это Владимир Иванович Вернадский (рис. 6). Философ, ученый-геохимик, он был одним из создателей и лидеров партии кадетов, входил во временное правительство Керенского в должности заместителя министра. Организатор и первый президент АН Украины, основатель и ректор Таврического университета.

Условия, необходимые для перехода биосферы в ноосферу: всеобщее равенство, демократия, выход в космос, открытие новых источников энергии, прекращение войн.

Природа мстит человеку?

Нередко кажется, что природа как бы мстит человеку. Катастрофы следуют одна за другой. Но подобные катастрофы бывали и раньше.

В 1883 году произошло извержение вулкана Кракатау (рис. 7), которое практически уничтожило остров. Если до извержения это была гора высотой в несколько сотен метров, то теперь это три острова, разделенные морем (рис. 8).

Рис. 7. Вулкан Кракатау

Рис. 8. Кракатау после извержения

Но это не означает, что люди никак не влияют на подобные катастрофы. В 1980-е годы в СССР была предотвращена возможная катастрофа, вызванная предполагаемым поворотом сибирских рек в Среднюю Азию. Сегодня аналогичный проект реализуется в Китае.

Литература:

  1. Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.

Природа (от гр. physis и лат. natura - возникнуть, быть рожденным) - одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении.

Природа в широком смысле слова – это весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. В узком смысле слова – это весь материальный мир, за исключением общества, т.е. совокупность естественных условий существования человеческого общества.

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования - «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано. Эта взаимосвязь выглядит следующим образом: в обществе действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели, тогда как в природе действуют слепые, бессознательные силы.

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с по¬мощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т.д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

Представления о взаимосвязи общества и природы:

1) Античность. Природа - совершенный космос, противоположный хаосу. Принцип - жизнь в согласии, в гармонии с природой. Человек и природа составляют единое целое.

2) Средневековье. Природа - результат творения Бога, нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку только человек обладает Божественным началом - душой. Принцип - возвышение над природой. Отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению - человеческому телу - как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Поскольку природа - результат Божественного творения, считалось, что человек, наделенный искрой Божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел Бога.

3) Возрождение. Природа - источник радости, наслаждения. Принцип - единение человека и природы. Отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека.

4) Новое время. Природа - объект экспериментирования человека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения разумным человеком. Принцип - господство человека над природой посредством развития науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой.

5) Современность. Необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур; природа - уникальный целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Принцип - партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы.

Современная социальная философия опирается в своём понимании общества, прежде всего, на тезис о том, что общество есть часть мира, неразрывно связанная с природой . Этот тезис аргументируется в частности следующими фактами:

1) человек, а также общество происходят из природы;

2) человек – существо не только социальное, но и биологическое, подчиняющееся законам природы;

3) человек является высшей ступенью в развитии живой природы;

4) общество не может функционировать и развиваться вне природы, в отрыве от неё;

5) и природа, и общество подчиняются в своём развитии некоторым общим фундаментальным законам.

Однако на основании всего ранее изложенного нельзя чрезмерно отождествлять общество с природой. Общество – это такая часть мира, которая обособилась от природы, приобрела новые качества. Известно, что человек – это не только биологическое существо, но и качественно новое явление с присущими только ему социальными свойствами, вырастающими из взаимодействия людей друг с другом; а жизнь общества – это качественно своеобразная жизнь, которая несводима к биологической жизни, где действуют особи, не обладающие социальным сознанием. Человеческое общество выступает в качестве создателя культуры. Создавая культуру, общество, как бы, творит новую, искусственную среду своей жизни. Следовательно, общество и природа – это две, качественно различные формы проявления единого мира. Им в едином человеческом знании соответствуют две основные области – обществознание и естествознание.

Общество и природа находятся во взаимодействии, влияют друг на друга.

Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живёт в природе. Воздействие общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, всё более отдаляющие её от девственного состояния. Если лишить современную географическую среду её свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать: человек настолько переделал мир планеты, что этот процесс уже необратим.

Но и природа оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история – наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развитию человечества. Если на Крайнем Севере человек добывает средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках щедрость расточительной природы облегчает жизнь человеку.


Географическая среда как условие хозяйственной деятельности общества может оказывать определённое влияние на хозяйственную специализацию стран и регионов.

Известно, что человеческая деятельность является тем каналом, по которому осуществляется постоянный «обмен веществ» между человеком и природой. Любые изменения в характере, направленности и масштабах человеческой деятельности лежат в основе изменений отношения общества и природы. С развитием практической, преобразующей деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в естественные связи географической среды.

В прошлом использование человеком сил природы и её ресурсов носило преимущественно стихийный характер: человек брал у природы столько, сколько позволяли его собственные производительные силы. Но научно-техническая революция столкнула человека с новой проблемой – с проблемой ограниченности природных ресурсов, воз

можного нарушения динамического равновесия сложившейся системы, а в связи с этим и необходимостью бережного к ней отношения.

Нельзя забывать, что мы живём в мире, где царствует закон энтропии, где запасы полезных для нас ресурсов «рассеиваются» или, иначе говоря, исчерпываются невозвратимо. Если, таким образом, прошлый тип отношения общества к природе носил стихийный (безответственный) характер, то новым условиям должен соответствовать и новый тип – отношение глобального, научно обоснованного регулирования, охватывающего как природные, так и социальные процессы, учитывающего характер и границы допустимого воздействия общества на природу с целью не только её сохранения, но и воспроизводства.

Теперь стало ясно, что воздействие человека на природу должно происходить не вопреки её законам, а на основе их познания. Видимое господство над природой, приобретаемое за счёт нарушения её законов, может иметь только временный успех, оборачиваясь в результате непоправимым ущербом и для самой природы, и для человека: не стоит слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую такую победу она нам мстит.

Человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами , которые угрожают его собственному существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Таким образом, человек в результате собственной же деятельности вступил в опасное противоречие с условиями своего обитания.

Мы часто воюем с природой, а нам необходимо мирно сосуществовать с ней. Мы призваны не властвовать над природой (и, безусловно, не покорять её), а, наоборот, должны оберегать её от необдуманных действий и заботиться о ней.

Тема се-го-дняш-не-го урока - «Об-ще-ство и при-ро-да». Мы по-го-во-рим с вами о том, как че-ло-век и об-ще-ство вли-я-ют на при-ро-ду, и как она, в свою оче-редь, ока-зы-ва-ет свое вли-я-ние на них.

Да-вай-те для на-ча-ла опре-де-лим, что мы на-зы-ва-ем при-ро-дой. Так же, как и в слу-чае с об-ще-ством, есть два опре-де-ле-ния при-ро-ды - в ши-ро-ком и в узком по-ни-ма-нии.

В ши-ро-ком смыс-ле при-ро-да - это Все-лен-ная, весь ма-те-ри-аль-ный мир. В узком при-ро-дой на-зы-ва-ет-ся та часть объ-ек-тив-но-го мира, с ко-то-рой че-ло-век всту-па-ет в непо-сред-ствен-ное вза-и-мо-дей-ствие и ко-то-рая яв-ля-ет-ся есте-ствен-ным усло-ви-ем че-ло-ве-че-ской жизни. В узком смыс-ле слова при-ро-дой на-зы-ва-ют био-сфе-ру. Этот тер-мин в 1875 году ввел ав-стрий-ский гео-лог Эду-ард Зюсс.

Точно так же, как об-ще-ство, при-ро-да яв-ля-ет-ся са-мо-раз-ви-ва-ю-щей-ся си-сте-мой. Ее ча-стя-ми яв-ля-ют-ся ли-то-сфе-ра, гид-ро-сфе-ра и тро-по-сфе-ра (рис. 1). При-ро-да по-сто-ян-но раз-ви-ва-ет-ся.

Рис. 1. Струк-ту-ра био-сфе-ры

От-но-ше-ние к при-ро-де в ис-то-рии об-ще-ствен-ной мысли неод-но-крат-но ме-ня-лось. Для ан-тич-ной фи-ло-со-фии ха-рак-тер-на идея гар-мо-нии че-ло-ве-ка и при-ро-ды как жи-во-го, оду-шев-лен-но-го и упо-ря-до-чен-но-го Кос-мо-са.

В сред-не-ве-ко-вой Ев-ро-пе гос-под-ству-ет кон-цеп-ция ущерб-но-сти при-ро-ды как ре-зуль-та-та гре-хо-па-де-ния че-ло-ве-ка. Бог и при-ро-да про-ти-во-по-став-ле-ны. При-ро-да - по-след-нее, низ-шее звено лест-ни-цы.

Мыс-ли-те-ли эпохи Воз-рож-де-ния вновь отож-деств-ля-ли бога и при-ро-ду. Такая кон-цеп-ция на-зы-ва-ет-ся «пан-те-изм».

В ран-нее Новое время был вы-дви-нут ло-зунг «Назад к при-ро-де», ко-то-рый был по-пу-ля-рен по по-ли-ти-че-ским и эти-че-ским при-чи-нам. Фран-цуз-ский фи-ло-соф Жан-Жак Руссо (рис. 2) счи-тал, что наи-бо-лее есте-стве-нен при-род-ный че-ло-век. В XX веке эту идею вос-при-ня-ло дви-же-ние «зе-ле-ных».

Рис. 2. Ж.-Ж. Руссо

В то же самое время по-яви-лось так на-зы-ва-е-мое пре-об-ра-зо-ва-тель-ное по-ни-ма-ние при-ро-ды, вы-ра-жен-ное во фразе «При-ро-да - не храм, а ма-стер-ская». Но с этим были со-глас-ны не все.

В XVIII веке швед-ский био-лог Карл Лин-ней (рис. 3) в своем труде «Си-сте-ма при-ро-ды» вво-дит че-ло-ве-ка как осо-бый вид homo sapiens. Аме-ри-кан-ский физик и со-цио-лог Бен-джа-мин Фран-клин (рис. 4) дает опре-де-ле-ние че-ло-ве-ка как «жи-вот-но-го, де-ла-ю-ще-го ору-дия» (toolmaking animal), а Чарлз Дар-вин со-зда-ет тео-рию эво-лю-ции, со-глас-но ко-то-рой че-ло-век яв-ля-ет-ся неотъ-ем-ле-мой ча-стью при-ро-ды.

Рис. 3. Карл Лин-ней

Рис. 4. Бен-джа-мин Фран-клин

В XX веке по-яви-лась кон-цеп-ция «но-осфе-ры» - «цар-ства ра-зу-ма». Тер-мин ввел в 1927 году фран-цуз-ский уче-ный Эжен Леруа, а его по-пу-ля-ри-за-то-ром и самым из-вест-ным сто-рон-ни-ком тео-рии но-осфе-ры стал В. И. Вер-над-ский.

Кста-ти, неред-ко тео-рию но-осфе-ры под-дер-жи-ва-ли фи-ло-со-фы, взгля-ды ко-то-рых труд-но на-звать ма-те-ри-а-ли-сти-че-ски-ми. В се-ре-дине XX века одним из ак-тив-ных сто-рон-ни-ков этой тео-рии был тео-соф Пьер Тейяр де Шар-ден.

Как бы мы ни вос-при-ни-ма-ли че-ло-ве-ка - как часть при-ро-ды или как ее ан-ти-те-зу, - все равно мы при-зна-ём, что при-ро-да и об-ще-ство вли-я-ют друг на друга. Су-ще-ству-ет спе-ци-аль-ная на-уч-ная дис-ци-пли-на эко-ло-гия. Так на-зы-ва-ют слож-ное объ-еди-не-ние на-уч-ных дис-ци-плин, ис-сле-ду-ю-щих вза-и-мо-дей-ствие живых ор-га-низ-мов, че-ло-ве-ка, че-ло-ве-че-ских со-об-ществ с окру-жа-ю-щей сре-дой.

Этот тер-мин был вве-ден в 1866 году одним из по-сле-до-ва-те-лей Ч. Дар-ви-на, немец-ким зоо-ло-гом Эрн-стом Гек-ке-лем (рис. 5), ко-то-рый опре-де-лял эко-ло-гию как науку об от-но-ше-ни-ях ор-га-низ-мов к окру-жа-ю-щей среде. Мы с вами, ко-неч-но, го-во-рим в первую оче-редь не про-сто об эко-ло-гии, а о со-ци-аль-ной эко-ло-гия - дис-ци-плине, ле-жа-щей на стыке есте-ствен-ных, тех-ни-че-ских, гу-ма-ни-тар-ных и об-ще-ствен-ных наук.

Рис. 5. Э. Гек-кель

Как об-ще-ство вли-я-ет на при-ро-ду? Оно:

Изу-ча-ет и ис-поль-зу-ет при-ро-ду, по-сто-ян-но рас-ши-ряя объем и пре-де-лы ее ис-поль-зо-ва-ния;

Вли-я-ет на струк-ту-ру окру-жа-ю-щей среды;

Вли-я-ет на вос-ста-нов-ле-ние при-ро-ды.

При-ро-да, в свою оче-редь:

Дает сред-ства к су-ще-ство-ва-нию;

Вли-я-ет на раз-ме-ще-ние про-из-во-ди-тель-ных сил;

Вли-я-ет на раз-ви-тие об-ще-ства;

Может уни-что-жать ре-зуль-та-ты че-ло-ве-че-ской де-я-тель-но-сти.

Ко-неч-но, сте-пень за-ви-си-мо-сти об-ще-ства от при-ро-ды в про-цес-се раз-ви-тия со-кра-ща-ет-ся. Пер-вые по-пыт-ки пре-об-ра-зо-ва-ния при-ро-ды в виде стро-и-тель-ства ка-на-лов древ-ние егип-тяне и жи-те-ли Ме-со-по-та-мии пред-при-ни-ма-ли еще в IV ты-ся-че-ле-тии до нашей эры.

Од-на-ко сле-ду-ет учи-ты-вать, что при-ро-да оста-ет-ся важ-ней-шим фак-то-ром об-ще-ствен-но-го раз-ви-тия. Об этом и дру-гих фак-то-рах со-ци-аль-но-го раз-ви-тия мы по-го-во-рим в сле-ду-ю-щий раз. А наш се-го-дняш-ний урок окон-чен. Спа-си-бо за вни-ма-ние.

Пре-мия Дар-ви-на

Как из-вест-но, Чарлз Дар-вин счи-тал, что че-ло-век и обе-зья-на имели общих пред-ков. Неко-то-рые наши со-вре-мен-ни-ки со-вер-ша-ют столь иди-от-ские по-ступ-ки, что ино-гда ка-жет-ся, что жи-вот-ные умнее че-ло-ве-ка.

Таким людям, ко-то-рые со-вер-ши-ли самые иди-от-ские по-ступ-ки с ле-таль-ным ис-хо-дом для себя, при-суж-да-ет-ся Дар-ви-нов-ская пре-мия. Среди ла-у-ре-а-тов - че-ло-век, ко-то-рый по-пы-тал-ся рас-пи-лить гра-на-ту; пре-ступ-ник, ко-то-рый спря-тал-ся от по-ли-ции, пе-ре-брав-шись через стену тюрь-мы. В 1982 году пре-мию при-су-ди-ли по-жи-ло-му аме-ри-кан-цу, ко-то-рый решил по-ле-тать на 50 ме-тео-ро-ло-ги-че-ских шарах, прав-да, остал-ся жив.

Вла-ди-мир Ива-но-вич Вер-над-ский

Го-во-рят, время эн-цик-ло-пе-ди-стов про-шло. Но был в ис-то-рии нашей стра-ны в ХХ веке уче-ный, ко-то-ро-го часто на-зы-ва-ют по-след-ним эн-цик-ло-пе-ди-стом.

Это Вла-ди-мир Ива-но-вич Вер-над-ский (рис. 6). Фи-ло-соф, уче-ный-гео-хи-мик, он был одним из со-зда-те-лей и ли-де-ров пар-тии ка-де-тов, вхо-дил во вре-мен-ное пра-ви-тель-ство Ке-рен-ско-го в долж-но-сти за-ме-сти-те-ля ми-ни-стра. Ор-га-ни-за-тор и пер-вый пре-зи-дент АН Укра-и-ны, ос-но-ва-тель и рек-тор Та-ври-че-ско-го уни-вер-си-те-та.

Рис. 6. В. И. Вер-над-ский

Усло-вия, необ-хо-ди-мые для пе-ре-хо-да био-сфе-ры в но-осфе-ру: все-об-щее ра-вен-ство, де-мо-кра-тия, выход в кос-мос, от-кры-тие новых ис-точ-ни-ков энер-гии, пре-кра-ще-ние войн.

При-ро-да мстит че-ло-ве-ку?

Неред-ко ка-жет-ся, что при-ро-да как бы мстит че-ло-ве-ку. Ка-та-стро-фы сле-ду-ют одна за дру-гой. Но по-доб-ные ка-та-стро-фы бы-ва-ли и рань-ше.

В 1883 году про-изо-шло из-вер-же-ние вул-ка-на Кра-ка-тау (рис. 7), ко-то-рое прак-ти-че-ски уни-что-жи-ло ост-ров. Если до из-вер-же-ния это была гора вы-со-той в несколь-ко сотен мет-ров, то те-перь это три ост-ро-ва, раз-де-лен-ные морем (рис. 8).

Рис. 7. Вул-кан Кра-ка-тау

Рис. 8. Кра-ка-тау после из-вер-же-ния

Но это не озна-ча-ет, что люди никак не вли-я-ют на по-доб-ные ка-та-стро-фы. В 1980-е годы в СССР была предот-вра-ще-на воз-мож-ная ка-та-стро-фа, вы-зван-ная пред-по-ла-га-е-мым по-во-ро-том си-бир-ских рек в Сред-нюю Азию. Се-год-ня ана-ло-гич-ный про-ект ре-а-ли-зу-ет-ся в Китае.

источник лекции - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bobwestvob/obschestvo-i-priroda?seconds=0&chapter_id=347

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=AMaz4klDVyw

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ySlJnWfsUIQ

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=_G9fM81d-oQ

источник презентации - http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/obshhestvo-i-priroda.html

источник презентации - http://infourok.ru/konkurs?dwldurl=http%3A%2F%2Fppt4web.ru%2Fuploads%2Fppt%2F111%2Fe142aa7ed02d5ed4346dda892809033e.ppt