Знаете в чем главный парадокс? На вопрос «кто такой чиновник», проще ответить, «какой он». И получится, что «плохой», как ни крути. «Лжец, взяточник, ленивец» — услышим мы, опрашивая людей на улицах. Какой-нибудь любитель метафор скажет, что это «коллекционер конвертов с купюрами» или «служащий, не готовый отделиться от кресла». Но наша задача — добраться до сути, поэтому только общественным мнением ограничиваться не будем.

В литературе встречается определение чиновника, как «служащего государственного аппарата какого-либо ведомства», т.е. этот человек — часть государства. В словарях есть и переносное значение: «формалист, служащий, выполняющий свою работу равнодушно».

Что делает и чем занимается чиновник

Важно не путать чиновника с депутатом. Чиновник – представитель государства, который выполняет его функции.

Вообразите, что государство – мозг, тогда чиновники – руки и ноги, исполняющие его волю. А вот депутаты – это трансляторы народного мнения, которое считается важным для государства. Депутаты должны передать государству «где и что болит» у народа, чтобы были приняты меры по «оздоровлению всего организма».

Получается, что структура продумана, хотя не все довольны тем, как она работает. Но ведь когда-то и такого устройства не было. Откуда же растут ноги у чиновничества?

Чиновничество, как и многое другое в России, началось с Петра Первого. В 18 веке Русь активно начинает налаживать связи с соседями, пытаясь выйти на мировую арену. Страна становится на путь развития. Государству требуются предприимчивые руководители, цель которых — упорядочить его деятельность.

Петр Первый перенимает структуру порядка у европейских стран, и 24 января 1722 года принимает Табель о рангах, в которой прописано все о лицах, служащих государству. Эту дату можно считать отсчетной в истории чиновничества. Служащие государству получали не только обязанности, но и бонусы: содержание и чин. Отсюда появилось название.

Чиновничество перестало существовать при В. И. Ленине.

Табель о рангах перестала действовать после победы Октябрьской революции, и с 1917 года институт чиновничества был упразднен. Теперь люди, находящиеся на службе у государства так и назывались, «государственные служащие».

Не пропустите:

Виды чиновников

  • Военный чиновник . Это особая категория служащих. Они отличались от военных тем, что несли определенную военную судимость: за нарушения дисциплины и должностные преступления. Обладали особыми внешними признаками: специальная форма одежды, название чина. Как и военнослужащие, они имели определенное звание, но для военного чиновника обязательным являлось прохождение военной службы, начиная с самого низшего звания.
  • Канцелярский чиновник . Так же как и другие, состоял на службе у государства, имел определенный классный чин (по Табели о Рангах). Он занимал, как правило, должность без особого наименования (в отличие от военного чиновника).
  • Классный чиновник . Это отнюдь не «лучший из лучших». «Классный» в данном случае, и ниже, обозначает то, что такой чиновник имел чин определенного класса, или право на него.

Вместо заключения

Хочется отметить, что не всё коту масленица. А что если посмотреть на работу чиновника изнутри? Должность государственного служащего не только много позволяет, но и обязывает. Чем выше находишься, тем больнее падать, и ошибка, совершенная на такой должности будет караться вдвое строже. А жить с такой гиперответственностью на собственных плечах сможет не каждый.

российский чиновник социальный портрет

Вопрос о власти -- ключевой в любом обществе. В России, где большая доля управления сосредоточена в руках бюрократии, этот вопрос стоит наиболее остро. Реформа государственного управления, которая шагает по России уже шестой год, выдвигает новые требования и к государственным служащим. Образы классических чиновников -- чеховского Червякова и гоголевского Городничего уходят в прошлое. «Портрет» человека, служащего государству, должен стать более живым, современным и привлекательным.

Изучение вопросов, связанных с эволюцией чиновничества предполагает анализ содержания различных документов: текущей документации организаций, заявлений граждан и т.д. Но наибольший интерес представляет анализ содержания средств массовой информации (прессы, радио, телевидения), т.к. именно СМИ выступают одним из важнейших факторов, влияющих на отношение населения к государственным служащим. Цель анализа содержания СМИ состоит в получении информации о внетекстовой реальности, которая отражается и интерпретируется. Исходя из этого была предпринята попытка реконструкции образа чиновничества в официальной (государственной) и неофициальной (негосударственной) прессе. С помощью метода экспертной оценки были отобраны два наиболее авторитетных и колоритных издания, наиболее последовательно отражающие данную тематику - «Вести» и «Вятский наблюдатель». В данном случае, содержание определённого образа чиновника интерпретируется как отражение позиции соответствующего издания. Выборочная совокупность единиц наблюдения была сформирована сообщениями по заданной тематике исследования, в которых действующим выступает субъект, определенный в схеме анализа под литерой «В» - чиновник, группа чиновников, либо организация. При этом использовался принцип сплошной выборки: просмотр всех номеров изданий за последнее полугодие. Смысловой единицей контент - анализа в конкретном случае являлся термин «чиновник», выраженный в разных аспектах таких как государственный служащий, общественный деятель, объект и субъект воздействия.

Проанализировав данные, полученные при исследовании данного блока исследователями был составлен социально-психологический портрет современного чиновника. Проблема возникает лишь в том, что портреты, составленные на основе официальной и неофициальной прессы - значительно рознятся. Современный управленец определен как нечто среднее между двумя образами, рисуемыми в прессе. Таким образом, получилось, что он не обделен инициативностью, но не всегда может завершить начатое. Он трудолюбив, но в то же время находится в поисках собственной выгоды, имеет склонность к жульничеству. Во многом им движет жажда наживы, но проблема в данном случае не только в личностных характеристиках отдельного человека, но и в самой системе мотивации труда государственных служащих, в более качественном кадровом отборе специалистов.

Ситуация, при которой население в ежедневном режиме сталкивается с усложнением тех или иных проблем, долгими очередями на приемах, грубостью и некомпетентностью отдельных представителей власти, коррупционными явлениями и т. д., действительно продолжает усугубляться и вносить свой вклад в формирование негативного обобщенного образа российского чиновничества.

Нельзя не отметить, что поддержанием нелицеприятного образа госслужащих в массовом сознании в большей степени заинтересованы оппозиционные действующей власти партии и политики. Чиновники являются удобным объектом для приписывания им причин всех народных бед и несчастий. Спекуляции на этой теме стали привычным явлением. Большую роль оказывают и «разоблачительные» или критические материалы СМИ, удовлетворяющие запросы читательской и телевизионной аудитории по скандальным фактам. Проведенное исследование это подтвердило. Публикации на темы, посвященные кировским чиновникам и власти в оппозиционном Правительству еженедельнике «Вятский наблюдатель» печатались, в основном, в рубриках «Криминал», «Политика», «Самое важное», а также рубрике «На правах рекламы». При этом процент освещения достижений органов власти в тех или иных направлениях, прежде всего на местном уровне, ничтожно мал. Положительные моменты в деятельности власти, вообще, воспринимаются как должное, и поэтому не требуют большого внимания. По этой причине за освещение позитивной информации, зачастую носящей социально значимый характер, кировские газеты берутся неохотно, в то время как негатив, порой совершенно необоснованный, преподносится с очевидным удовольствием.

Важно отметить, что в негосударственном издании «Вятский наблюдатель» среди приписываемых чиновникам средствам воздействия на окружающую среду выделялись, в основном, противоправные действия, действия по осуществлению и превышению должностных полномочий, которые носили негативный характер и имели либо негативные, либо нулевые результаты воздействия. Среди объектов воздействия особенно часто употреблялась тема коррупции и взяточничества чиновничьего аппарата и неспособность власти бороться с этой проблемой. В то время как в официальной газете Правительства Кировской области употреблялись такие средства воздействия, как диалог с общественностью, использование закона, выступления в СМИ с разъяснением тех же законов, нормативно-правовых актов, комментариями к работе. С точки зрения результатов воздействия, все это, естественно, в итоге позитивно оценивалось журналистами.

Безусловно, государство должно стремиться разрушить сложившийся стереотип о чиновниках. Вернее, сами чиновники должны позаботиться о своем имидже в общественном сознании. В правительстве Кировской области это очень хорошо понимают, и поэтому Глава департамента информационно-аналитической работы и связей с общественностью правительства Кировской области предложила снизить размеры премий работникам восьми областных департаментов, управлений и служб на основании недостаточного "процента исполнения информационной деятельности", так как эти департаменты и службы в наименьшем объеме ознакомили граждан Кировской области с информацией о своей деятельности. Успешность деятельности чиновников сейчас оценивается не только по тому, сколько пользы они принесли вятской экономике и вятскому народу, а еще и по тому, сколько они "предоставили информационных поводов", провели пресс-конференций и как часто "проявляли инициативу в освещении того или иного события".

Тем не менее, необходимо понимать, что формирование положительного образа чиновника - это довольно непростая задача. Образ типичного чиновника не может в короткий промежуток времени стать олицетворением порядочности, честности, ответственности, справедливости, компетентности, образом человека, для которого рабочий день заканчивается не по часам, а после приема последнего посетителя и решения его конкретной проблемы. Изменить эту ситуацию можно, действуя в двух направлениях: путем решения общих социально-экономических задач, стоящих перед страной, областью, городом, поселком и направленных на повышение общего уровня жизни населения, а также путем преодоления чуждости и оторванности госслужащих от населения, повышения прозрачности работы органов власти всех уровней.

По результатам контент-анализа учеными были даны следующие рекомендации по преодолению негативного образа чиновничества и их PR-сопровождение.

Преодоление чуждости и маргинальности государственных служащих и, как следствие, улучшение отношения к ним, повышения престижа государственной службы за счет мероприятий, повышающих открытость государственной службы. К такого рода мероприятиям можно отнести: круглые столы, рабочие совещания, открытые заседания, проводимые с участием граждан. Их активная информационная поддержка со стороны СМИ.

1. Увеличение денежного содержания государственных служащих должно соответствовать стремлению населения к социальной справедливости. Граждане могут быть широко вовлечены в открытые обсуждения того, что может быть результатом труда государственного служащего, и как в таком случае будет учитываться мнение людей.

2. Стремление к контролю над деятельностью чиновников должно быть связано с внедрением должностных регламентов, что должно расширить представление населения о чиновниках, их обязанностях и качестве работы.

3. Активное освещение средствами массовой информации конкурсов на замещение должностей гражданской службы, формирующих прозрачность данного процесса, исключение возможности получить работу благодаря личным связей.

4. Популяризация и повышение престижа государственной службы, особенно среди молодого поколения за счет формирования положительного образа современного чиновника, который действует в первую очередь в интересах общества и рядовых гражданах, компетентен, ответственен и энергичен и обладает другими, не менее важными профессиональными качествами.

Уровень профессионального образования с учетом группы и специализации;

стаж и опыт работы по специальности;

уровень знаний Конституции РФ, федеральных законов, уставов, законов субъектов Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. Данные требования составляют лишь основу профессиональных качеств государственного служащего. Они должны дополняться другими, исходя из специфических условий, места и времени деятельности того или иного государственного органа.

осуществляя служебные функции, обязан руководствоваться моральным принципом бескорыстности, независимости и неподкупности, согласовывая свои собственные интересы с общественными. Это является непременным условием его служебной деятельности.

20. Профессиональна этика менеджера-чиновника

менеджеру-чиновнику необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

менеджер-чиновник при исполнении возложенных на него должностных обязанностей воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

менеджеры-чиновники призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. менеджеры-чиновники должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

Внешний вид менеджера-чиновника при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

21. Мировоззрение и эффективность деятельности менеджера-чиновника

Менеджер – чиновник в своей деятельности сталкивается с проблемой соотношения справедливости и эффективности, свободы и равенства.

Весь мировой опыт дает достаточно примеров того, что эффективное функционирование любых сфер жизнедеятельности требует конкуренции. Вместе с тем, любая общественно-политическая система, любой режим не могут долгое время существовать без легитимизации, которая, в свою очередь, не может существовать хотя бы без видимого соблюдения элементарных норм справедливости.

В основе права лежит нравственность. А потому что государственная служба функционирует на основе норм права, поэтому и профессиональная деятельность менеджера – чиновника безусловно основывается на моральных нормах.

Таким образом можно сказать, что государственная и муниципальная служба как культурный институт - это такой уровень развития системы государственной и муниципальной службы, в котором компетентность, профессионализм, моральные принципы менеджера – чиновника должны воплощать этот уровень, создавать условия для ее эффективного влияния на реальную жизнь граждан

Мировоззрение менеджера – чиновника - это необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его

элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное

понимание людьми мира и самих себя.

Умение внятно, красиво, убедительно говорить перед публикой, устанавливать визуальный и эмоциональный контакт с аудиторией необходимо и для рабочих совещаний, и для выступлений на профессиональных конференциях, и для общения с людьми. Важная часть хорошего - выбор правильного формата и качественная подготовка.

Наталья Игоревна Ларионова

Руководитель департамента развития малого бизнеса и конкуренции Минэкономразвития России

Выступления стараюсь делать короткими, ясными и по сути. Ещё лет пять назад это удивляло аудиторию, привыкшую к длинному занудству иных докладчиков-чиновников. Теперь формат мероприятий меняется, всё меньше монологов из президиума, всё больше диалогов в стиле «вопрос–ответ».

«Научиться выступать публично» - обязательная цель в личном ежедневнике каждого госслужащего, который стремится к успеху и эффективности.

Активность в социальных сетях

Не принадлежит себе: общество рассматривает его под микроскопом, и нередко с осуждением. Нужно всегда помнить о политическом такте. Даже в личных социальных сетях чиновник не перестаёт быть представителем государства, носителем корпоративной этики. Поэтому слишком «вольных» высказываний по различным политическим вопросам, лихого обсуждения и тем более осуждения «политики партии и правительства» лучше не допускать.

Владение иностранными языками

Свободное владение английским языком - обязательный для эффективного современного чиновника навык. Во-первых, без знания английского всё сложнее работать на многих госдолжностях, предполагающих общение с иностранными инвесторами и специалистами, а также с коллегами из других стран. Во-вторых, владение английским языком открывает доступ к огромному объему информации: книгам по управлению, ещё не переведённым на русский; бесплатным лекциям и семинарам лучших профессоров на сайтах ведущих мировых университетов; качественной экономической и политической аналитике. В-третьих, многие страны дальше нас продвинулись в развитии сервисного подхода к госуслугам. Если госслужащий разрабатывает сайт региона, информационный буклет по государственным сервисам, презентацию этих сервисов для граждан, то всегда полезно начать с изучения иностранных аналогов.

Анатолий Дмитриевич Артамонов

Губернатор Калужской области

У меня английский занимает 10–12 часов в неделю. Говорить с инвесторами на специальные темы по-английски ещё пока не очень здорово, но могу. Сегодня без знания языка развивать как бизнес, так и регион невозможно. Английский - это современный бизнес-язык. Без его знания мы не принимаем в некоторые ведомства, например, в представительство Калужской области при Правительстве РФ в Москве, в Министерство экономического развития, в аппарат губернатора.

Нетворкинг

Чрезвычайно важны для эффективного чиновника навыки - установления и поддержания деловых контактов. Мы - суровый северный народ, и нам не всегда бывает просто познакомиться с новым человеком на деловой конференции или большом совещании. Однако этому необходимо учиться.

Один из чиновников - первых читателей книги

Исключительно важна этика общения с другими госслужащими. Важно сознательно и последовательно выстраивать отношения с коллегами из других госорганов. Ведь Газпром не визирует свои документы в Роснефти, а вот сотрудник Минэкономики в Минфине визирует. И если вы не сумели выстроить конструктивных и неконфликтных отношений с коллегами из других ведомств, решение ваших задач может существенно осложниться.

Важная часть нетворкинга - поддержание личной контактной базы. Полезно вносить рабочие контакты в единое электронное хранилище, будь то Outlook, Битрикс, Gmail, Evernote и тому подобные приложения. Для быстрого внесения контактов существуют программы, сканирующие и автоматически распознающие визитные карточки. Стоит отмечать дату и обстоятельства знакомства с человеком: эта информация бывает полезна в дальнейшем.

Непрерывное обучение

Раз в три года госслужащие проходят аттестацию, в ходе которой специальная комиссия оценивает результативность работы на занимаемой должности, отсутствие нарушений законодательства и т.п. Таким образом, сама структура карьерного роста на госслужбе стимулирует получать дополнительное образование, проходить курсы повышения квалификации. Кроме того, госслужащих можно всё чаще видеть на бизнес-тренингах и бизнес-семинарах, которые дают полезные знания и навыки, даже если на бизнес-тренинге не выдаётся диплом государственного образца. Также эффективный чиновник должен постоянно интересоваться деловой литературой и уметь пользоваться современными инструментами обучения. Только так он сможет продолжить свой путь по карьерной лестнице.

Другие секреты из жизни чиновников вы узнаете в книге .

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

О том, что народ ругает чиновников, все слышали, никто уже и не удивляется. Поражает другое. Далеко не каждый гражданин способен толком объяснить, кого критикует. Для многих чиновники - это все, кто принимает решения. Так ли это? Кто является настоящим чиновником, а к кому этот термин нельзя применить? Давайте разбираться.

Определимся с понятием

Покопавшись в словарях, можно найти вполне однозначное определение. Чиновники - это То есть чиновник - это не просто человек, обладающий властью. Он - лицо, распоряжающееся от имени государства. Получается, что чиновники - это служащие, в компетенцию которых входит реализация целей и задач страны. Важные люди!

Есть и иное толкование, не такое официальное, но более распространённое. Согласно ему, чиновники - это те, кто равнодушно относится к своей работе, формалисты, бюрократы. Такой смысл обусловлен уже не функциональным содержанием должности, а восприятием народом конкретного слоя населения, относящегося к данной категории. Надо сказать, что подобное определение возникло отнюдь не вчера. К чиновникам на Руси издавна относились враждебно, ругали.

Немного истории

Рассматривая вопрос более детально, поневоле заинтересуешься тем, откуда произошел термин, когда его стали использовать и почему. Приблизительно в XVIII в. Русь вышла на «мировую арену». Пока еще в кавычках. Но определенные связи с соседями стали более тесными и динамичными. В таких условиях понадобились люди, занимающиеся всевозможной деятельностью, касающейся упорядочения действий государства. Петр Первый, по примеру европейских держав, решил упорядочить деятельность лиц, которые ему служили. Был принят Табель о рангах, который фактически породил чиновников. Можно сказать, что 24 января 1722 г. (дата подписания документа) стал днем рождения этого класса. Таким образом, чиновники России обязаны своим существованием Петру Великому. Происхождение самого слова тоже не сложно понять. Любое лицо, действующее от имени государства, получающее от него содержание, получало чин. Последнее обстоятельство является одним из самых важных.

Устраняем путаницу

В народе принято считать, что чиновник - это депутат. В корне неверное утверждение. Не стоит его повторять, если не хотите прослыть Давайте разберем «на пальцах», чтобы дошел смысл. Чиновник выполняет Он - его руки, глаза и мозг.

Государство, в принципе, заботится о своем народе. Будем исходить из того, что так оно и есть. А как государство узнает о том, чего хочет народ? Для этого существует депутат, народный избранник. Он, по сути, статист. Его задача - выяснить волю народы и донести ее до государства. Сам процесс происходит в виде издания законов. Получается, что чиновник и депутат - это две стороны одной медали. Они в некоторой степени уравновешивают друг друга в сложной жизни государства. Но одно с другим нельзя путать!

А где искать чиновников

Исходя из определения, обитают эти господа в государственных учреждениях. Так как подобных организаций много, они то и дело рождаются и умирают, а потому приводить их перечень смысла не имеет. Для людей вдумчивых предлагается исходить из определения функций государства, чтобы понять, кто есть чиновник. Что это такое? Речь идет о законодательно утвержденных обязанностях, взятых на себя образованием, называемым государством. Например, оно обязано заботиться обо всех гражданах, создавая условия для реализации их прав. Это социальная политика. Получается, что чиновники сидят во всех организациях, которые обслуживают граждан от имени государства. Еще есть политическая функция. Чиновники, ее регулирующие, обеспечивают соблюдение свобод граждан в области влияния на работу государства, избирательного права. А есть у страны внешние функции. Здесь речь идет уже о любой представитель которого - государственный чиновник. Это дает ему право принимать решение от имени державы, естественно, в рамках компетенции.

Сложная жизнь чиновника

Есть еще один момент, который необходимо знать, чтобы полностью понимать суть этого, не особо любимого в народе класса. Так как чиновник находится на содержании государства, то ему приходится подчиняться воле последнего. То есть заработную плату он отрабатывает не только своей деятельностью, но и определенными ограничениями, законодательно установленными. Есть много такого, что можно всем, а чиновникам нельзя. Например, они обязаны отчитываться о своих доходах. Им запрещено подрабатывать на стороне (бывают исключения). Деятельность данных лиц практически на каждом шагу регламентируется законом. Сказал грубое слово - могут наказать. Принял неверное решение - под суд. И так далее. Конечно, чиновники тоже разные бывают. Не у всех уровень ответственности настолько велик, чтобы в тюрьму за ошибку попасть. С другой стороны, каждый из них является, фигурально выражаясь, «вершителем судеб». Поэтому ответственность на их плечах лежит немалая.

Виды чиновников

Служащих, выполняющих функции государства, делят на несколько категорий. Имеется в виду не только различие сановников и чиновников. Нет. Для простого человека важно, что данные служащие сидят и в государственных учреждениях, и в муниципальных. То есть, понимая, что депутаты - не чиновники, не стоит так же относиться к тем работникам, которые организуют деятельность Они-то как раз к чиновникам относятся, так как государство им доверило одно из направлений своей работы. Да и зарплату они получают из казны.

Разбираясь с вопросом о чиновниках, необходимо исходить из того, что человек делает. Если он действует от имени государства, то причисляйте его к данному классу. А если он работает на (корпорацию), то термин "чиновник" к нему применим лишь в фигуральном смысле.