В 1830 году Пушкин закончил работу над повестью « ». О чем же данное произведение? О жизни мелкого чиновника «маленького человека» станционного смотрителя Самсона Вырина.

«Станционный смотритель» является революционной литературной работой того времени. Ведь, во-первых, повесть написана простым разговорным языком, а, во-вторых, в ней была поднята новая для русской литературы тема – тема «маленького человека».

Зачем же Пушкин поднимает эту тему? Думаю, он хотел показать нам, что в обществе есть «незаметные», «маленькие» люди, которые выполняют свою важную роль.

Повесть начинается с описания нелегкой судьбы станционных смотрителей. Эти люди были самыми мелкими чиновниками. По долгу службы они были вынуждены терпеть ежедневные нападки и унижения, а ответить не могли. Они были типичными «маленькими людьми» того времени. Но за этими тихими и покорными людьми порой скрывались очень добрые и мудрые люди. Это знал и сам Пушкин, ведь он часто путешествовал и был знаком со многими станционными смотрителями.

Своему главному герою Пушкин дал библейское имя Самсон. Автор словно насмехался над ним, ведь характер Вырина ни как не отвечал этому сильному имени.

Итак, каким же был «маленький человек» Самсон Вырин? Он любил порядок и уют, верил, что все обойдется и невзгоды пройдут стороной. В начале повести мы видим его аккуратно прибранный почтовый домик, на окнах стояли цветы, в жилище смотрителя все находилось на своих местах. За порядком следила дочь Вырина – Дуня.

После того, как Дуня ушла, дом Вырина пришел в упадок. Там уже не было прежнего уюта и тепла. К удивлению, Самсон ни чего не делал. Он верил, что дочка вернется и будет снова все по-старому. В конечном итоге, Вырин так и не дождался ее.

Самсон выстроил свой идеальный мир и жил в нем. Ему было страшно что-то менять. К сожалению, он не смог защитить его. Вся та идиллия и гармония рухнула при легком дуновении ветерка.

Очень ярко малодушие Вырина проявилось во время общения с Минским. Он униженно, со слезами на глазах просит ротмистра отпустить его дочь. Самсону не важна поруганная честь Дуни, ему важно вернуть ее назад и зажить прежней жизнью у себя на станции. Он не думает о дочери, о ее благополучии и счастье, он боится перемен и другой жизни.

После того, как Минский сунул Вырину деньги, того переполняла злоба и ненависть. Но он снова не осмеливается что-либо сказать князь. Смяв деньги, Самсон просто бросает их на землю и уходит. Через минуту практичность смотрителя заставляет его вернуться за смятыми бумажками, он забывает про злобу и ненависть. Вырин видит, что смятые деньги поднимает какой-то молодой человек и быстро уходит. И в этой ситуации смотрителю не хватает силы окликнуть вора и погнаться за ним.

В конце концов, все эти обстоятельства привели Самсона Вырина к пьянству, которое погубило его. Он не смог защитить то, что было дорого, не смог приспособится к новой жизни.

Пушкин показал нам жизнь простого несчастного человека. Таких Самсонов Выринов множество и в наше время. Они просто строят свой маленький мир и живут в нем. Думаю, своей повестью автор хотел показать нам, что даже самый «маленький человек» достоин внимания и уважения.

Сочинение

«Станционный смотритель» - это первое произведение в русской литературе, в котором создан образ «маленького человека». В дальнейшем эта тема была представлена в творчестве Гоголя, Чехова, Толстого.

В повести Пушкина этот образ воплощен в главном герое, станционном смотрителе Самсоне Вырине. Повествование автор начинает с описания жалкого существования всех станционных смотрителей. Все проезжающие бранят их, пишут на них жалобы и даже, бывает, бьют, считают их «извергами человеческого рода» только за то, что не всегда есть на станции смена лошадей. Досаду и злость, накопленную в поездках, путешественники вымещают на ни в чем не повинном смотрителе. «Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут, а виноват смотритель», - так описывает Пушкин отношение к людям этой профессии. Сами же смотрители люди смирные, всегда готовы услужить, а ведь им и в дождь, и в бурю, и в мороз приходится бегать по дворам, встречая и провожая постояльцев. Далее автор переходит к истории жизни Самсона Вырина. Все вышеперечисленные беды станционных смотрителей в полной мере относятся и к нему. Это был бедный человек, привыкший не ждать от жизни ничего хорошего. Одна радость была у него - красавица дочка Дуня. Но когда она сбежала из дома с гусаром Минским, Самсон от тоски и чувства вины, что не уберег дочь, заболел. Потом он нашел Дуню в Петребурге, она жила с гусаром в красивом доме, была хорошо одета. Вырин звал ее домой, просил Минского отпустить дочь, но гусар прогнал его. С горя Самой запил, превратился за короткое время из крепкого мужчины в старика. Он вспоминал о том, что сам разрешил Дуне поехать с гусаром в церковь, откуда та уже не вернулась, и винил себя в происшедшем. Представляя ее судьбу, он думал, что Минский позабавится с Дуней и вышвырнет ее на улицу. Самсон не может даже представить, что гусар мог полюбить дочь простого станционного смотрителя, а тем более - жениться на ней. Так, изводя себя, тоскуя и жалея дочь, Самсон спился и умер.

Пушкин, описывая трагедию жизни «маленького человека», сочувствует ему и дает понять, что ограниченность Самсона Вырина определена прежде всего условиями его жизни. Человек, привыкший к брани и притеснениям, считающий себя низшим существом, может мыслить только лишь как «мученик четырнадцатого класса». По логике Вырина, дочь его не может быть счастлива с богатым гусаром, тот лишь посмеется над ней. Чин Вырина стал его жизнью, он ограничен в своих размышлениях сословными рамками. Несмотря на это автор не презирает героя, а старается понять и объяснить его поведение.

Повести Белкина — это истории, которые писатель пишет в период Болдинской осени в 1830 году. Читатель знакомится с разными историями, что рассказаны Белкиным и кажется, что все это из реальной жизни, а сюжеты не выдуманные, а продиктованы жизнью. Как раз является одним из произведений, что вошло в цикл Повести Белкина. Это повесть, хотя вполне могла бы сойти за роман. В ней автор показал много характеров, а главное раскрыл в Станционном смотрителе образ маленького человека.

Образ маленького человека

Изучив повесть Станционный смотритель для читательского дневника, мы познакомились с обычным человеком, что жил привычной для него жизнью, пока в нее не вмешались обстоятельства.

Образ маленького человека раскрывает с помощью станционного смотрителя, который был мелким чиновником по рангу находящегося на последних местах. Это жертва несправедливости и частых побоев. Смотрителя постоянно во всем обвиняют, а он не протестует, так как и права на это не имеет. Да и характер его не позволяет, ведь маленькие люди всегда себя недооценивают, считая что у них меньше прав. Словом, типичный маленький человек, который также имел право на существование и вносил определенную лепту в жизнь общества, выполняя свои обязанности. Вот только обидно, что работа маленького человека не ценится и их не уважают. Однако своим произведением писатель пытается достучаться до читателя, показав нам, что и маленькие люди заслуживают уважения и нужно хотя бы перестать их ругать, выливая на них недовольство.

Работа смотрителя сложная, однако он выполняет ее исправно в любую погоду, встречая и провожая экипажи. У него одна отрада — дочь Дуня, однако у Вырина и ее отбирают, ведь уезжает она с богатым гусаром Минским, с которым невозможно было соперничать, ведь по положению тот был выше. Не нашел смотритель у себя сил для борьбы, поэтому и возвращается ни с чем домой.

Если раньше Вырин принимал свою жизнь с ее невзгодами, как полагается, то теперь он понимает всю пропасть, что разделяет чины. Теперь смысл жизни потерян, и заливая свое горе, герой начинает пить. Вырин предстает перед читателем уже пропащим человеком, которого тяготит жизнь. Самое страшное, что такие маленькие люди беззащитны, ведь им могут такие вот Минские причинить боль и при этом никто не будет из них наказан. Маленькому же человеку остается лишь влачить свое существование, несмотря на обиду и оскорбления. Но Вырин не смог пережить жизненную трагедию, спившись, он умирает.

Судьба простого, ничем не выделяющегося челове-ка с его проблемами, горестями и радостями, волнова-ла многих русских писателей. Ведь, как правило, из-менения в общественно-политической жизни России в первую очередь отражались на жизни так называе-мого «маленького человека». Смирение этих людей, кажется, не знает границ. Однако, какое душевное мужество требуется для непротивления злу, которому подвергают «маленького человека» сильные мира сего. Ведь покорность своей доле — не всегда является уделом лишь слабых людей. Безропотное принятие всех жизненных испытаний часто выступает как выс-шая человеческая мудрость. Многие литературные образы «маленького человека» показаны авторами именно с этой точки зрения.

А. С. Пушкин одним из первых среди русских пи-сателей привлек внимание к судьбе «маленького че-ловека». Эта тема звучит в поэме «Медный всадник », но особенно ярко раскрыта она в повести «Станцион-ный смотритель ».

С первых же строк автор вводит нас в бесправный мир людей этой профессии: «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не все-гда... ». Каждый проезжающий чуть ли не долгом сво-им считает излить на него весь накопившийся в дорож-ных неурядицах гнев. Однако, несмотря на все трудно-сти, связанные с профессией, смотрители, по утверждению Пушкина — «...люди мирные, от приро-ды услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюби-вые». Именно такой человек описан в повести. Семен Вырин — типичный представитель мелкого чинов-ничьего сословия, исправно нес свою службу и имел свое «маленькое» счастье — красавицу дочь Дуню, ос-тавшуюся у него на руках после смерти жены. Ловкая, приветливая Дуняша стала не только хозяйкой дома, но и первой помощницей отцу в его нелегком труде. Ра-дуясь, глядя на дочь, Вырин, наверняка, рисовал в сво-ем воображении картины будущего, где он, уже ста-рик, живет подле Дуни, ставшей уважаемой женой и матерью. Но «...от беды не отбожишься; что суждено, тому не миновать». И в повествование вступают зако-ны эпохи, когда любой старший — по званию ли, по чину или по сословию, вторгается в жизнь «маленько-го человека», сметая все на своем пути, не считаясь ни с чужими чувствами, ни с нравственными устоями. Ломая жизни, калеча души людей, чувствуя за собой защиту других власть или деньги имущих. Так посту-пил с Выриным гусар Минский, увезший Дуню в Пе-тербург. Бедный смотритель пытается сопротивляться ударам судьбы, отправляясь на поиски своей дочери. Но в мире, где все продается и покупается, не верят ис-кренним, даже отцовским, чувствам. Минский выпро-важивает несчастного отца, унизительно сунув ему «..несколько пяти- и десятирублевых смятых ассигнаций». И это унижение спровоцировало пусть короткий и незначительный, но бунт «маленького человека»: «Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоп-тал каблуком и пошел...». Осознав бессмысленность своих действий, Вырин возвращается, но денег уже не находит.

Судьба дала ему еще один шанс повидаться с доче-рью, но Дуня второй раз предала отца, позволив Мин-скому вытолкнуть старика за дверь. Даже увидев горе своего отца, она не покаялась перед ним, не приехала к нему. Преданный и одинокий доживает последние дни Вырин на своей станции, грустя о дочери: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою». Утрата дочери лишила старика смысла жизни. Равнодушное общество молча взирало на него и на сотни других таких, как он, и все понима-ли, что глупо просить защиты слабому у сильного. Удел «маленького человека» — смирение . И умер станционный смотритель от собственной беспомощ-ности и от эгоистичного бездушия окружающего его общества.

Тема «маленького человека» была впервые поднята в русской литературе А. С. Пушкиным. Он подробно описал это «сословие» людей, их жизнь, невыносимые условия. Позднее эта тема была подхвачена в произведениях А. Чеховым, Ф. М. Достоевским и Н. Гоголем.

Портрет «маленького человека» очень удачно описан в повести «Станционный смотритель» на примере Самсона Вырина. Это человек безобидный, честный и трудолюбивый. Его низкий чин и бедность делают его уязвимым перед всеми проезжающими мимо путешественниками. Из-за плохих дорог, погоды, неудачной езды они незаслуженно обижали смотрителя. Он был настолько уверен, что его положение делает его ниже и ущербнее, что он терпел эту участь безропотно.

Автор характеризует сословие станционных смотрителей как людей мирных, услужливых, скромных и непритязательных. На примере Самсона Вырина можно сказать, что в большинстве своём «маленькие люди» - это люди честные, совестливые. Их положение бедственно, зато сердца и помыслы чисты. Для этих людей отсутствие чести является большим позором. Незапятнанная репутация для них - важнее всех богатств. Но для людей, стоящих выше по положению, «маленький человек» - это пустое место. Его можно оскорбить, унизить и за это никто не накажет. А ведь именно такие бедные люди представляют собой совесть и порядочность.

Состоятельный гусар Минский не посчитался со стариком и увёз его дочь Дуню, ради которой Самсон жил и трудился, отдавая всего себя для её блага. К его несчастью, родная дочь также не пожалела его, не оценила всей его заботы, мечтая о легкой и богатой жизни. Это большое горе для Вырина. Он не сомневается, что Минский выкинет его дочь на улицу, когда она ему наскучит. Старик хорошо знает долю таких бедных девушек, которые повелись на деньги. Тяжелая жизнь вселила в смотрителя уверенность, что никто не будет хорошо относится ни к нему, ни к его дочери. Он даже мысли не допускает, что жизнь сделает ему какую-либо поблажку.

Минский не потрудился по-хорошему объяснить Вырину, что намерения его серьёзны и он сможет сделать Дуню счастливой. Он настолько не считает его стоящим его внимания, что попросту прогнал его. То, что Дуня может оказаться временным увлечением, - невыносимо для отца. Он до сих пор находил даже радость в своей работе, теперь же не для кого продолжать жить. Он быстро состарился от тяжких дум и позора, начал искать забвения в выпивке и скоро спился и умер от такого бремени.

Описывая существование русского «маленького человека», автор призывает читателя быть терпимее к человеку, несмотря на его чин и положение в обществе. Пушкин уверен, что если мы будем в первую очередь видеть внутренний мир ближнего, то и жизнь станет лучше и в мире будет больше места для добра и правды.