Грамматическое значение деепричастия, его морфологические признаки, синтаксическая роль обусловлены главной особенностью этой части речи - соединять значения и признаки глагола и наречия.

Признаки глагола Признаки наречия
  • обозначает добавочное к основному действие;
  • образуется от глагола, сохраняя его признаки
  • вид (совершенный и несовершенный)
  • Мери сидела на своей постели,скрестив руки Цепляясь за кусты, мы стали карабкаться (М. Лермонтов)
    Скрестить, скрестив - глагол и деепричастие сое. в. (что сделать? что сделав?). Цепляться, цепляясь - глагол и деепричастие несов. в (что делать? что делая?)
  • -возвратность (цепляясь - возвр. цепляя - невозвр.);
  • деепричастие распространяется существительными, наречиями. местоимениями (блестя (как?) ослепительно, цепляясь (за что?) за кусты, увидев (кого?) его)
  • Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот
  • Таким образом, деепричастие образует словосочетания:
    • дееприч. + сущ
    • дееприч. + мест
    • дееприч. + нареч
  • одновременно характеризует основное действие, показывая как? когда? почему? и т. д. оно происходит;
  • не изменяется;
  • деепричастие относится к глаголу-сказуемому (сидела (что сделав? как?), сцепив);
  • в предложении бывает только обстоятельством:
  • Возвратясь, я нашел у себя доктора.(обстоятельство времени).
    Не зная броду, не суйся в воду (обстоятельство УСЛОВИЯ)

Как найти деепричастие (деепричастный оборот)

  • Образовано от глагола.
  • Имеет суффиксы -а, -я, -в, -ши, -вши
  • Обозначает добавочное действие.
  • Относится к глаголу-сказуемому
  • Отвечает на вопросы что делая? что сделав? и вопросы обстоятельств.
  • Имеет зависимые слова, к которым от деепричастия можно задать вопрос (см. ).

Морфологический разбор деепричастия

План разбора
  1. Часть речи. Общее грамматическое значение
  2. Морфологические признаки:
    1. начальная форма (неопределенная форма глагола)
    2. вид, возвратность
    3. неизменяемость
  3. Синтаксическая роль
Образец разбора

Письменный разбор(в скобках указаны варианты ответа - В).

Журча, еще бежит за мельницу ручей (А. С. Пушкин).
I. Журча - особая форма глагола - деепричастие (В: деепричастие), бежит (что делая? как?) - журча - обозначает добавочное действие.
II. Н. ф. - журчать (В: не указывается).
Несов. вид, неизм. ф. (не изменяется).
III. бежит (как?)-журча (обстоятельство образа действия).

Устный разбор

Журча - особая форма глагола - деепричастие .
Во-первых, оно обозначает добавочное к основному действие (бежит и журчит), образуется от глагола журчать. Начальная форма - журчать (В: не указ.)
Во-вторых, имеет морфологические признаки: несовершенный вид, не изменяется.
В-третьих, в предложении является обстоятельством образа действия.

Образование деепричастий

Несовершенного вида Совершенного вида
  1. Обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием, выраженным глаголом.
  2. Образуются от основы настоящего времени глагола с помощью суффикса -а (-я):
    • читая - читают
    • летя - летят
    • будучи - будут
    • узнавая - узнавать (от глаголов с суффиксом -ва- деепричастие образуется от основы инфинитива)
  3. От некоторых глаголов [бьют, рвут, берегут, текут и др.) деепричастия не образуются.
  1. )Обозначают законченное добавочное действие, которое, как правило, совершается до начала действия, выраженного глаголом.
  2. Образуются от основы неопределенной формы (прошедшего времени) с помощью суффиксов -в, -ши, -вши:
    • загрустив - загрустить
    • принесши - принести
    • обманувшись - обмануться
    К суффиксу -в возвратный суффикс -ся
  3. От некоторых глаголов возможно образование двойных форм (от основы инфинитива и основы прошедшего времени):
    • просохнув - просохнуть
    • просохши - просох
    • отперев - отпереть
    • отперши - отпер
    От некоторых глаголов деепричастия образуются с помощью суффиксов -а, (-я) (от основы будущего времени):
    • придя - придут
    • прочтя - прочтут

Не выделяются запятыми (не обособляются)

  • Одиночные деепричастия, перешедшие в разряд наречий (стоя, сидя, шутя, молча, лежа, не спеша и др.). Такое деепричастие не обозначает добавочного действия: Лежа читать вредно, нужно читать сидя.
    • Нужно читать, сидя за столом при хорошем освещении (здесь деепричастие сохранило значение добавочного действия: читать и сидеть)
    • Они шли не торопясь (то есть медленно).
    • Он говорил волнуясь (то есть взволнованно).
    Деепричастие не обозначает добавочного действия, а обозначает только признак действия;
  • Устойчивые выражения, фразеологические обороты, в состав которых входит деепричастие (бежать сломя голову, работать не покладая рук, заговорить скрепя сердце, кричать не помня себя и др.).Такой оборот заменяется одним словом.
    • Он бежал сломя голову (то есть быстро)

Также ознакомься с правилом -
Пройди тест на знание частей речи -
И еще один тест на знание частей речи -

Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Как форма глагола, деепричастие обладает некоторыми его грамматическими признаками. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Они сохраняют вид глагола, от которого образованы.
Деепричастие сохраняет глагольный признак - переходность.

Примечание.
Деепричастие, как и глагол, может быть возвратным и невозвратным.

Деепричастие, как и глагол, может определяться наречием.
В предложении деепричастие бывает обстоятельством.

Примечание.
Некоторые ученые считают деепричастия самостоятельной частью речи, так как они не имеют многих грамматических признаков, свойственных глаголу.

Деепричастия несовершенного вида.

Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие , которое происходит одновременно с действием, выражаемым глаголом - сказуемым.
Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глагола при помощи суффикса -а (-я) .
После шипящих употребляется суффикс , а в остальных случаях - -я.
От глагола быть деепричастие несовершенного вида образуется с помощью суффикса -учи .

Примечания.

  1. От глаголов несовершенного вида, имеющих суффикс -ва- в неопределенной форме (давать, узнавать, вставать, и др.), деепричастие образуется от основы неопределенной формы: выдавать (выдают) - выдавая.
  2. От некоторых глаголов деепричастия несовершенного вида не образуются:
    • от глаголов, корни которых состоят из одних согласных:
      бить ― бьют, рвать - рвут, шить - шьют, жечь - жгут и др.
      Исключение:
      мчаться - мчатся - мчась;
    • от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х: беречь - берегут, мочь - могут и др.;
    • от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящий: писать - пишут, хлестать - хлещут и др.;
    • от глаголов с суффиксом -ну-: блёкнуть - блёкнут, мокнуть - мокнуть, тянуть - тянут, гаснуть - гаснут и др.

Деепричастия совершенного вида.

Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие , которое, как правило, совершается до начала действия. выраженного глаголом - сказуемым.
Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы или прошедшего времени (которые, как правило, совпадают) при помощи суффиксов -в, -вши, -ши. От возвратных глаголов деепричастия совершенного вида образуются с суффиксом -вши(сь), -ши(сь). Деепричастия с основой на согласный образуются с суффиксом -ши.

Примечания.

  1. От некоторых глаголов возможно образование двойных форм: от основы неопределенной формы и от основы прошедшего времени (когда они не совпадают).
  2. К суффиксу -в возвратный суффикс -ся не присоединяется.
    У некоторых глаголов деепричастия совершенного вида образуются при помощи суффикса -а (-я) от основы будущего времени.

Примечания.

  1. От некоторых глаголов сохранились формы с суффиксами -в, -вши, -ши (возвратившись, настроившись, пришедши, приведши, принёсши, простившись, приобретши, увидев, увидевши, услышав, услышавши). если существуют двойные формы, чаще употребляются деепричастия с суффиксом -а (-я) как менее громоздкие.
  2. Иногда деепричастия с суффиксами -в, -вши образуются о глаголов несовершенного вида, но они употребляются редко (бывши, евши, не имев).

Морфологический разбор деепричастия.

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (неопределенная форма глагола)
2. Вид.
3. Неизменяемость.
III. Синтаксическая роль.

В структуре русского языка наряду с существуют так называемые особые формы глагола, о которых спорят многие лингвисты. Одни из них говорят, что по и деепричастия могут быть выведены в состав знаменательных частей, другие же утверждают, что слишком велика зависимость этих форм от самого глагола, и потому ни о какой самостоятельности не может быть и речи. Так или иначе, но в школьной программе деепричастие названо особой неизменяемой формой глагола, которая имеет значение добавочного действия и грамматические признаки наречия и глагола. Чтобы определить, является ли конкретное слово из контекста этой самой особой формой, следует знать, на какие вопросы отвечает деепричастие. В данном случае это "Что делая?" или "Что сделав?" Стоит отметить, что, отвечая на эти вопросы, слово должно дополнять сказуемое, а именно указывать на то, как совершается основное действие в предложении.

Признаки глагола

Так как деепричастие образуется от глагола и является его особой формой, оно имеет и присущие этой части речи морфологические признаки. Во-первых, вид: он может быть совершенным и несовершенным, в зависимости от того, указана ли законченность действия или нет. Например: посмотрев (СВ) и смотря (НСВ). переходность: деепричастие, как и глагол, при переходной форме может употребляться без предлога вместе с именными частями речи в родительном падеже - при отрицании - и в именительном и винительном падеже при утверждении. Например: построив отношения . А непереходное деепричастие, примеры которого часто встречаются в устной речи, всегда употребляется с предлогами. Например: спеша на помощь, радуясь солнцу .

Признаки наречия

Для того чтобы определить морфологические признаки, схожие с наречием, нужно вспомнить, на какие вопросы отвечает деепричастие. Например: я стою у окна, вглядываясь (что делая? как?) вдаль . Из примера четко видно, что слово вглядываясь обозначает одновременно и действие, и его признак, зависит от основного глагола и в предложении выступает в роли обстоятельства. Других морфологических признаков, свойственных самостоятельной части речи, таких как род, лицо, время и число, оно не имеет, так как является неизменяемым.

Деепричастие несовершенного вида

При изучении данной темы особое внимание следует уделить тому, на какие вопросы отвечает деепричастие разного вида. Так, например, несовершенные деепричастия имеют значение одновременного совершения дополнительного действия с тем, которое указывается сказуемым и отвечает на вопрос "Что делая?". Например: стоя на скамейке, он доставал чашку с верхней полки .

Образуются такие деепричастия на основе глаголов НСВ в настоящем времени при помощи суффиксов -а- или -я-. Исключением является слово быть , которое преобразуется в особую форму посредством суффикса -учи-. В других случаях -учи- и -ючи- используют исключительно для того, чтобы получить стилистически окрашенное деепричастие. Примеры: быть - будучи, играя - играючи .

Стоит отметить, что не все могут стать основой для деепричастия. В образовании не участвуют лексические единицы с окончаниями на -чь, -нуть, а также с шипящими внутри слова и с основой только из согласных букв. Например: печь, сохнуть, пишут, пьют.

Деепричастия совершенного вида

Немаловажно знать, на какие вопросы отвечает и как оно образуется, так как именно эти правила помогут правильно образовывать нужную форму слова. Вопрос для деепричастий СВ звучит так: "Что сделав?" Такие слова имеют значение действия, которое произошло до указанного сказуемым. Например: став на скамейку, он достал чашку с верхней полки .

Образуются данные деепричастия от основы в прошедшем времени при помощи присоединения следующих суффиксов:

  • -в-, если основа глагола заканчивается на гласную букву (сделав, скинув, сняв );
  • -вши-, если глагол является возвратным и его основа заканчивается на гласный (поглядевши, погладивши, увидевши );
  • -ши-, если основа заканчивается на согласный (потерявши, спрятавши ).

Причастия и деепричастия: разница

Очень важно не путать вопросы причастия и деепричастия и научиться различать эти формы глаголов. На самом деле ничего сложного здесь нет. Для того чтобы правильно определять, в какой форме употреблено слово, следует запомнить, какие вопросы у деепричастия (Что сделав? Что делая?), а какие - у причастия (Что делающий? Что сделавший?). Также следует отметить, что у этих двух форм совершенно разные морфологические признаки и значение. Так, например, причастие обозначает действия с ярко выраженными признаками прилагательного, в то время как деепричастие имеет значение добавочного действия.

Морфологический разбор деепричастия

Одной из основных тем при изучении раздела русского языка о деепричастии является данной формы глагола. Перед тем как приступить к анализу, в предоставленном предложении следует выделить грамматическую основу и найти деепричастие. Для этого к словам от грамматической основы ставятся вопросы. Пока что ничего сложного. Зная, что деепричастие отвечает на вопросы (примеры перечислены выше), указывающие на дополнительное действие предмета или лица, о котором идет речь в предложении, определить его достаточно просто. Далее его записывают и приступают к анализу.

Морфологический разбор проводят по следующей схеме:

  1. Записывают название части речи, ее грамматическое значение и указывают вопрос, который к ней можно поставить от главного слова.
  2. Записывают начальную форму деепричастия и перечисляют его морфологические признаки, а именно: вид деепричастия (совершенный или несовершенный) и его возвратность.
  3. Далее следует указать, что разбираемое слово является неизменяемой формой, а потому не имеет непостоянных морфологических признаков.
  4. В заключение указывают, каким членом предложения является деепричастие в данном случае.

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми глагольными формами и объясняют это наличием схожих признаков.

Морфологические особенности

Рассмотрим подробно, что такое причастие и деепричастие . Ещё древние грамматики отмечали их двойственность, поэтому дали им название, означающее «причастность» к имени существительному, или глаголу.

Причастие

Склоняется, то есть изменяется по родам, числам, падежам, имеет краткую и полную форму. В то же время ей присущи свойства глагола. Например, наличие вида:

  • проверяющий тетради (несовершенный вид) – тот, кто проверяет (что делает?);
  • проверивший (совершенный вид) – тот, кто проверил (что сделал?).

Кроме того, имеет значение времени. Это постоянный признак данных , имеющих форму либо настоящего времени (создающий), либо прошедшего (строивший). Наблюдается также наличие возвратной формы (признавшийся).

Для него характерно присутствие двух залогов - страдательного и действительного. Страдательные причастия обозначают признак предмета, испытывающего на себе действие (полученная посылка – посылку получили). Действительные же отражают признак предмета, самостоятельно производящего действие (бегущий человек – тот, кто сам бежит).

Из всего вышесказанного следует вывод: данная часть речи обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени.

Деепричастие

Термин возник в 18 веке, имеет значение «отношения к действию », на что указывает первая часть слова «дее-» (деятель, деяние). В современной грамматике такое наименование имеет часть речи, обозначающая добавочное действие по отношению к основному, выраженному глаголом. Поэтому данной форме присущи глагольные признаки:

  • вид совершенный (открыв), несовершенный (закрывая);
  • возвратность (притворяясь ).

Пожалуй, этим и ограничивается сходство рассматриваемых частей речи, зато имеют место многочисленные отличия.

Чем отличаются

В первую очередь, нужно отметить, что не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается. Следовательно, в его морфемном составе нет флексии. Напротив, окончания причастий являются их отличительным признаком.

Различить эти глагольные формы помогут вопросы, на которые они отвечают:

  1. Полное причастие (какой (-ая; -ое, -ие) ?); краткое (каков (-а; -о, -ы) ?).
  2. Деепричастие (что делая? что сделав? как? каким образом?).

Ещё одно отличие ‑ разная синтаксическая роль. Деепричастие выполняет функцию обстоятельства (Изогнувшись, петляя, вдаль речка.). Краткое причастие является только сказуемым (Открыты двери в мир прекрасных грёз.). Полное может быть:

  • определением (Вспенившиеся волны разбивались о высокие, неприступные скалы.);
  • частью составного именного сказуемого (Хлеб был заплесневевшим).

Суффиксы

Образование причастий и деепричастий происходит суффиксальным способом.

Деепричастия образуются от глаголов соответствующего вида. Таблица 1.

Вид Суффиксы Примеры
Совершенный -в, -вши, -ши Бросив, согнувшись, сберёгши
Несовершенный -а (-я); -учи (устаревшие формы) Считая, крадучись

Именно суффиксы причастий и деепричастий указывают на принадлежность слов к той или иной части речи.

Важно! При образовании форм совершенного вида не используются суффиксы -а, -я: неправильное употребление: посмотря, правильное: посмотрев.

Деепричастия не образуются от следующих глаголов несовершенного вида:

  • заканчивающихся на -чь (беречь, жечь печь и другие);
  • имеющих суффикс -ну- (тянуть, гаснуть, крикнуть и другие);
  • бежать, колоть, лезть, пахать, хотеть, бить, вить, пить, есть, лить, злить, шить, рвать, ждать, гнуть, спать, лгать.

Условие правильного выбора гласной в суффиксах причастий настоящего времени ‑ знание спряжения глаголов. Таблица 2.

Обратите внимание ! Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Отсутствуют формы настоящего времени у глаголов: беречь, брить, будить, звать, писать, пить.

Таблица 3

Таблица 4

Выбор гласной перед -н (н) определяется суффиксом инфинитива:

Правописание с НЕ

Обе части речи пишутся с НЕ слитно, если не употребляются без неё, к примеру: невзлюбивший, ненавидя .

В остальных случаях деепричастие с не пишется всегда раздельно, кроме слов с приставкой недо-, имеющей значение «меньше, чем положено», «некачественно», например — недосмотрев за ребёнком. Сравните: не досмотрев фильм, то есть не закончив смотреть фильм.

Частицу «не» следует писать раздельно с краткой формой причастий (не вышиты), а также с полной при наличии поясняющих слов (не изданный вовремя роман), отрицания (далеко, вовсе, никогда, нисколько, ничуть и другие) или противопоставления (не начатый, а законченный).

Употребление одной и двух букв «н»

Удвоенная буква -нн- в суффиксах полных причастий пишется, если имеются в наличии:

  • приставка: скошенный, сваренный (но: незваный гость);
  • зависимые слова: пропаренная в духовке;
  • суффиксы -ова-, -ева-, -ирова-: консервированный, обрадованный;
  • слово образовано от глагола совершенного вида без приставки (исключение: раненый): лишённый.

В конце кратких форм всегда пишется одна -н-: основан, распакован.

Обособление синтаксически конструкций

Часто встречается такая пунктуационная ошибка ‑ неправильно расставленные знаки препинания в предложениях, содержащих деепричастные и причастные обороты. Причина кроется в неумении отличать их друг от друга, определять границы данных конструкций, находить слово, к которому они относятся.

Выясним, при каких условиях выделяются деепричастный и причастный оборот . Приведем существующие в языке правила с примерами.

Причастный оборот

Поясняет существительное или местоимение, является определением, обособляется, если:

  • относится к личному : Убаюканный нежными словами матери, он крепко спал. Меня, знающего каждую тропинку в окружающей местности, назначили старшим разведгруппы.
  • стоит после определяемого существительного: Солдат, оглушённый снарядом, упал на поле боя.
  • имеет обстоятельственное значение причины или уступки: Утомившиеся после долгой дороги, туристы продолжали путь. Туристы продолжали путь (несмотря на что?), хотя утомились после долгой дороги. Предоставленные самим себе, дети оказались в трудном положении.

Дети оказались в трудном положении (почему?), поскольку предоставлены самим себе.

Деепричастный оборот

Обозначает дополнительное действие глагола-сказуемого, является обстоятельством, обособляется всегда: Вздымая волны, бушевало море. Старик шёл, прихрамывая на одну ногу.

Важно! Исключением являются обороты, перешедшие в разряд устойчивых выражений, как-то: затаив дыхание, сломя голову, высунув язык, спустя рукава.

Сравните два предложения:

  1. Высунув язык, собака тяжело дышала (Собака высунула язык).
  2. Мальчик мчался высунув язык (бежал быстро).

В первом случае в предложении присутствует деепричастный оборот. Во втором ‑ выражение «высунув язык» имеет переносное значение. Оно легко заменяется одним словом, наречием «быстро», следовательно, является , который не обособляется.

Распространенные грамматические ошибки

Наиболее частая ошибка — неправильное согласование причастия с поясняемым словом, вызванная неумением правильно его определять. Это можно наблюдать в следующем примере:

Тихон был безвольным человеком, полностью подчинившийся своей матери ‑ Кабанихе.

Пишущий задал вопрос от слова Тихон, хотя причастие «подчинившийся» поясняет другое слово ‑ «человеком». Правильный вариант звучит так:

Тихон был безвольным человеком (каким?), полностью подчинившимся своей матери ‑ Кабанихе.

Нередко путают страдательные и действительные причастия:

Среди лотерейных билетов был выигранный.

Из написанного получается: билет выиграли, хотя мысль иная: билет выиграл, следовательно, используем слово выигравший.

При употреблении деепричастия важно учесть, что оба действия, основное и добавочное, должны относиться к одному лицу . Если этого не сделать, получим подобные фразы: Постигая глубину духовных ценностей, у героя менялось мировоззрение.

Добавочное действие, выраженное деепричастием, относится не к герою, который производит действие, а к слову «мировоззрение».

Правильный вариант: Постигая глубину духовных ценностей народа, герой изменял своё мировоззрение.

По той же причине нельзя использовать данную часть речи в безличных предложениях, передающих состояние, а не действие: Обманув маму, детям стало плохо.

Причастие и деепричастие: в чем разница? Причастный и деепричастный оборот — простое объяснение

Причастный оборот

Вывод

Речь образованного человека невозможно представить без глагольных форм. Первые помогают развёрнуто, всесторонне охарактеризовать предмет. Вторые дают возможность упростить речь, заменить ряд однородных сказуемых, обозначающих не главное действие, а второстепенное, добавочное. Если вы научитесь разбираться в деепричастиях, то сможете сделать свою речь красивой, яркой, понятной, что немаловажно для достижения успеха в жизни.

Одним из глагольных признаков деепричастия является вид. На уроке вы научитесь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Также вы познакомитесь с планом морфологического разбора деепричастия и отработаете его на примерах.

Тема: Деепричастие

Урок: Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий

План морфологического разбора деепричастия

1. Часть речи, общее значение.

2. Морфологические признаки: постоянные: неизменяемость, вид, возвратность; непостоянных признаков нет.

3. Синтаксическая роль.

Образец:

Сад, все больше редея , переходя в настоящий луг, спускался к реке (А.П. Чехов). Разберем слово редея.

1. Редея

1. Переходя - деепричастие, обозначает добавочное действие.

2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.

3. В предложении является обстоятельством.

Домашнее задание

№ 174; № 179; № 188 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.

Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти.

Задание № 2. Выпишите деепричастия из пословиц, раскрывая скобки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.

1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.

2. (Не)зная броду, (не)суйся в воду.

3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.

4. Снявши голову, по волосам не плачут.

5. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

6. (Не)расколов ореха, ядра не съешь.

1. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие» ().

2. Стихи о любви классиков, стихи про любовь - стихи лучших поэтов. Правила русского языка. Деепричастие ().

3. Интернет-портал xenoid.ru. Лекции и электронные учебники. Деепричастие ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.