Для того чтобы человек представлял собой целостную гармоничную личность и чувствовал себя удовлетворённым, ему необходимо развиваться во всех основных сферах жизни. Соответственно, для этого необходимо знать главные сферы жизни человека, в которых нужно развиваться. Об этом и многом другом поговорим в этой статье.

Изначально мы должны понимать, что человек просто обязан начать хоть как-то работать над собой и развиваться, как личность. Без этого жизнь проходит под тотальным влиянием судьбы, которую довольно просто узнать у опытного астролога или хироманта, к примеру.

Надеюсь, что перспектива быть марионеткой в руках судьбы Вас не прельщает и Вы хотите хоть немного выйти из под её влияния. Это по силам каждому из нас, но нужно прилагать немало усилий.

Проблема неудовлетворённости в жизни

Большинство людей чувствуют себя неудовлетворёнными и несчастными именно из-за того, что упускают важный момент развития всех сфер жизни.

Как правило, современный материалистичный человек направляет своё внимание в основном на какие-то вещи и предметы, ценные с его точки зрения, но совершенно забывает о более тонких и важных аспектах человеческой жизни.

Проблема в том, что вот эта сама сугубо материалистичная концепция жизни неминуемо приносит страдания абсолютно каждому человеку, который её придерживается . Откровенно говоря, в материи и счастья-то не присутствует, а так, временное удовлетворение.

Именно поэтому существует множество примеров из жизни, когда человек, у которого с материальной точки зрения есть всё, а счастья он не ощущает. Для многих людей с низким уровнем сознания не понять этого. Они считают, что когда ты богатый, то ты автоматически становишься счастлив.

Об этом подробнее посмотрите в видео:

Но также это не означает, что нам полностью нужно перестать думать про материальные аспекты жизни. Мы живём в материальном мире, поэтому, волей не волей, нам приходится с этим считаться. С этой проблемой сталкиваются все материалисты.

Итак, давайте разберём все главные сферы жизни человека.

Основные сферы жизни человека

Существует четыре основных сферы жизни человека. Некоторые авторы разделяют их более широко, но всё их разнообразие можно свести к четырём группам. Каждая из этих сфер жизни требует внимания к себе. Гармоничное развитие в этих четырёх направлениях — главное условие для счастья.

Физическая сфера

К этой сфере относиться наше здоровье и всё, что с ним связано. Часто здоровье называют самой важной сферой, ставя её на первое место. Но отчасти, это заблуждение.

Здоровье и физическая сфера жизни в целом важны без сомнения, но не являются главной целью человеческой жизни, так как без каких-либо вариантов тело умрёт, как бы мы не заботились о нём.

Поэтому тут важно сохранять трезвость мышления: понимать, что здоровье важно, но не имеет большого значения без развития следующих главных сфер жизни человека .

Социальная сфера

Это сфера отношений со всеми окружающими людьми, а также с самим собой, что немаловажно. Сюда же относится умение зарабатывать деньги, так как это напрямую связано с социумом и пользой, которую мы ему приносим.

Хочу отметить, что эта сфера очень сильно важна для счастья и успеха человека. В зависимости от того, какие отношения мы строим с людьми, складывается наша судьба, а также это напрямую влияет на отношение к нам самим.

Любая деятельность в социуме невозможна без отношений с людьми, что уж тут говорить об отношениях с родственниками, которые чрезвычайно важны в жизни.

В тот момент, когда мы перестаём заботиться об отношениях с людьми, эти отношения сразу начинают ухудшаться.

Запомните, что мы должны научиться строить правильные отношения сначала с родителями и учителями, потом с супругом или супругой, далее с детьми, с коллегами, с друзьями и т.д.

Интеллектуальная сфера

К этой сфере относятся такие области, как развитие в профессиональной деятельности, постановка целей, работа с эмоциями и умом и т.п. Эти области многие авторы выделяют в отдельные сферы.

Важно научиться питать свой ум и разум правильной «пищей», так как от этого зависит наш образ мышления, наши ценности и наша дальнейшая судьба.

Немаловажно в этом случае то, в каком окружении мы проводим большинство времени. Трудно менять своё мировоззрение, оставаясь в старом окружении, которое, к примеру, не хочет развиваться и скептически относится ко всему, кроме денег, выпивки и т.д.

Духовная сфера

Не побоюсь этого слова, но это самая главная сфера жизни человека. Если эта сфера забыта человекам, то он однозначно впустую проживёт бесценную человеческую жизнь.

Сюда относится серьёзный духовный рост, развитие бескорыстия и неосуждения, служение Богу и всем живым существам и многое другое. Важно понять, что мы имеем духовную природу и не являемся физическим телом, которое мы можем видеть в зеркале.

Помните, что развивая духовную сферу, мы одновременно наполняем все остальные сферы. Именно от духовности зависит всё остальное, а не наоборот.

Как развивать главные сферы жизни человека?

Теперь нам нужно определить шаги, которые нужно делать для развития той или иной сферы жизни человека. Конечно, это большая тема, поэтому здесь будет краткое описание этого процесса плюс видео в дополнение.

Развитие физической сферы

В физической сфере нам нужно научиться правильно обращаться со своим телом. Это сфера, с которой обычно начинается процесс саморазвития личности.

Обязательно отнесите сюда:

— какая-либо физическая активность, но в меру (бег, спортзал, фитнес, танцы и т.п.)

— чистота тела и окружающей среды

— гармоничная сексуальная жизнь

— искоренение вредных привычек

Это не всё, но начните работать хотя бы по этим направлениям.

Развитие социальной сферы

В этой сфере есть один простой рецепт того, как строить правильные отношения с людьми. Для начала запомните важное правило:

Необходимо всегда вкладывать свои силы в отношения со всеми категориями людей, которых можно разделить на старших, равных и младших .

Как правильно вкладывать силы в отношения? Кому-то нужно уделить время, кому-то сказать доброе слово, а кому-то подарить что-то.

Но как бы там не было, мы всегда должны :

— людям, которые старше нас по возрасту, по положению, по карьерной лестнице оказывать уважение

— с людьми, которые равны нам, нужно дружить

— людям, которые младше нас нужно оказывать поддержку и заботу

Никогда не делайте следующего :

— не завидуйте старшим

— не ссорьтесь с равными

— не унижайте младших

Более подробно про эту сферу в видео ниже.

Развитие интеллектуальной сферы

Также необходимо развиваться в смежных областях, благодаря которым мы сможем продвинуться в основном направлении.

Если Вы хотите стать одним из лучших в какой-то области, то найдите человека, который уже является лучшим и начните учиться у него.

Развитие духовной сферы

Первое, что нужно понять – это то, что я душа, духовное существо, имеющее вечную природу. Это не всегда просто и быстро случается, поэтому ниже перечислены пункты, помогающие это сделать.

Для развития духовной сферы необходимо получать знания о душе, о вечности, о Боге, о духовном мире, о духовном развитии.

Методы правильного духовного развития:

— слушание лекций на духовные темы

— чтение Священных писаний

— общение с возвышенными людьми

— духовная практика

— поиск духовного учителя и служение ему

Все направления развития в каждой из сфер Вы можете узнать прямо сейчас, посмотрев видео ниже. В нём разбираются все четыре сферы жизни подробно (я решил, что удобнее об этом рассказать в видео, чем написать огромную статью).

Смотрите:

Данная статья Вам понравилась, и Вы хотите видеть больше подобных статей на блоге? Тогда дайте мне об этом знать, нажав кнопки социальных сетей ниже!

http://сайт/wp-content/uploads/2016/09/главные-сферы-жизни-человека.jpg 319 639 Сергей Юрьев http://сайт/wp-content/uploads/2019/09/blog-sergeya-yureva.png Сергей Юрьев 2016-09-19 05:00:25 2018-06-18 12:06:18 Главные сферы жизни человека и их развитие

Тема выбора приоритета, когда ты осознанно фокусируешься на чем-то одном в течение длительного времени, настолько остра, что режет даже тех, кто к ней едва прикасается

Тема выбора приоритета, когда ты осознанно фокусируешься на чем-то одном в течение длительного времени, настолько остра, что режет даже тех, кто к ней едва прикасается. А между тем внести осознанные перемены без такого выбора практически невозможно, особенно если вам уже не 20 лет и результаты текущих убеждений требуют полной переработки. По сути, нужно учиться заново «ходить».

С экрана компьютера информация воспринимается еще более-менее терпимо, сознание может ловко игнорировать болезненные факты в тексте, зато на программах это чувствуется куда отчетливее. Когда, например, в кульминации марафона речь заходит о сути сфокусированности – необходимости отдать большую часть своего внимания одной задаче, развитию одной сферы - тела, дела или отношений, – появляется напряжение. Как можно выбирать из столь важных аспектов?

  • Тело или дело?
  • Дело или отношения?
  • Отношения или тело?

Как вообще можно ставить вопрос под таким углом? Разве суть не в сбалансированности всех жизненных аспектов?

Это хорошо продаваемая позиция, которой так часто спекулируют разные авторы. Я тоже за развитие во всех сферах жизни, но как это делается практически, без розовых бантиков на коробке для тренинга? Что стоит за историями людей, которые на самом деле живут на высоких скоростях?

Я уже рассказывала, как это было у меня. Я хронически пыталась сделать «все и сразу»: одним махом решить все свои вопросы от развития любимого дела и приведения себя в форму до окружения близкими по духу людьми, пока не поняла, что этой истории уже много лет, а положение вещей особо не меняется (декорации не в счет). Справедливо отметить, что под любимым делом я всегда понимала именно любимое дело и под близкими по духу людьми – именнотаких людей, предварительно дав определение этим понятиям для самой себя. То есть речь шла о максимальной реализации своего потенциала, которая не терпит полумер. С компромиссами, конечно, куда проще собрать пазл собственной жизни, только будет ли вас устраивать узор?

Из года в год я повторяла одну и ту же ошибку, абсолютно не отдавая себе отчет – я пыталась охватить все и сразу. Даже на мгновение не могла допустить, что откажусь от чего-то в угоду одной-единственной цели. Но, слава богу, моя слепота оказалось не вечной. Осознание, что в этих попытках я провела уже около 7 лет, а все ключевые вопросы как были нерешенными, так и остались - однажды постучалось в мою дверь, открыв мне глаза, что все это время я держусь нервной хваткой за то, чего даже не имею.

Спасение пришло ко мне простым словом «приоритет».

Расставлять приоритеты и следовать им – вот ключ к созданию осознанных перемен в своей жизни и продвижению по пути личного выбора. Ты не можешь сделать все и сразу, но абсолютно точно в состоянии сделать все, но постепенно.

Мой выбор был отдан делу, по принципу – начни с того, что тебе ближе всего на данный момент.

Не с того, что ты больше всего хочешь и не с того, что тебе подсказывают родственники или друзья, – начни с того, чтоближе. Это эффективнее. Научись осознанным переменам сначала в одной сфере, остальные будут сносно насаживаться уже на этот навык.

Звучит складно, но на свой опыт примерить страшно.

  • Можно ли параллельно заниматься двумя сферами?
  • А если сразу всеми тремя все-таки?
  • Как правильно выбрать?
  • Как долго надо держать фокус на чем-то одном?

Когда мне прямо задают эти вопросы, я не могу настаивать только на единственном приоритете и никогда не скажу человеку в лицо, что, если он не сфокусируется сейчас на одной задаче, он ее не решит. Написать в материале могу, сказать – нет. Такова моя позиция. Поэтому в разговорах я всегда поддержу любой озвученный выбор. Но для осознанного читателя я опять предложу эксперимент.

Возьмите 4 яблока. Среднего размера, чтобы легко удержать в руках.

Держите? Отлично.

А теперь жонглируйте ими, чтобы ни одно не упало на пол. Причем жонглируйте красиво, высоко, искусно. Вкладывая всю душу в этот процесс. Мы же тут за максимальную реализацию, ведь так?

Сложно отрицать тот факт, что есть люди, которые легко и виртуозно жонглирует четырьмя яблоками, да что там – они и десятью умеют. То есть это возможно. А если возможно – то и вы можете. Или?

Жонглируйте. Прямо сейчас. Ни одно не уронив.

Смотреть на то, как кто-то ловко оперирует всеми сферами своей жизни, и пытаться это с ходу повторить на своем опыте – утопия, особенно, если в вашей жизни требуется капитальный ремонт вплоть до заливки нового фундамента. Научитесь сначала осознанно развивать одну сферу – будь то дело, тело или отношения, а затем, немного окрепнув в процессе осознанного жизнетворчества, добавляйте новые «яблоки».

Чтобы научиться жонглировать четырьмя яблоками, сначала надо научиться правильно ловить одно, затем добавить к нему второе и так далее, причем после освоения азов – каждое последующее яблоко добавлять все легче и легче.

Возьмите в руку один мячик и перебрасывайте его из одной руки в другую. Высота броска - немного выше уровня глаз. Броски и поимки производятся в разных точках. Броски - ближе к середине тела, поимки - с внешней стороны. После поимки рука совершает полукруговое движение и совершает бросок. Это упражнение простое, но очень важное, так как закладывает базу для жонглирования. Упражняйтесь, пока вы не станете уверенно бросать и ловить мячик.

«Как научиться жонглировать»

Сложно? Нет. Легко? Тоже нет.

Даже просто перебрасывать мячик из руки в руку требует определенного усилия и концентрации, так почему же кто-то еще думает, что для развития своей жизни можно «плыть по течению»?

Как стать виртуозным жонглером собственной жизни и развиваться во всех сферах по максимуму?

0. А жонглер кто?

Хочется сказать, что это вы. Но не совсем. Это вы Осознанный. Способный взять жизнь в собственные руки и крутить любой из ее аспектов по своему усмотрению. До жонглера нужно дорасти.

Существуют четыре основные сферы: душа, тело, дело и отношения. Так вот, состояние жонглера – это ваш контакт с самим собой, со сферой, которая называется «душа». Это фундамент, без которого любые преобразования бессмысленны, так как разлетятся в пух и прах на первой же кочке. Без принятия текущего момента и без полной ответственности за все, что происходит, - расстановка приоритетов, по сути, не имеет значения.

Что такое принятие текущего момента?

Это в первую очередь, отказ от нытья: что посадили, то и выросло. Нелепо тут сетовать. Также – это способность видеть хорошее уже сейчас и концентрироваться именно на нем. Не как слепой оптимист, потому что «надо», а как разумный жонглер, которому спелые яблоки милее прогнивших, и который прекрасно понимает, что от того, что он берет в руки(на чем концентрирует внимание), будет зависеть то, что «крутится» в его жизни.

1. Научитесь «жонглировать» сначала одной сферой

Тот самый выбор приоритета, который спасет многих умных людей от пожизненного ярлыка «подающий надежды».

Вы либо реализовали свои способности, либо нет. То, что они у вас есть, - не имеет значения.

Выберите ту сферу жизни, которая на этом отрезке ближе всего к вам, и выведите ее на новый уровень. Сделайте то, о чем мечтали. Причем, сделайте красиво, высоко, искусно. Поставьте процесс на новую колею, которую впоследствии надо будет поддерживать, а пока она требует всего вашего внимания для плодотворной стройки. Отдайтесь, в конце концов, чему-нибудь без остатка. Поставьте цель, наметьте сроки, продвигайтесь вперед.

В идеале около 80 процентов своего внимания вы отдаете приоритету и лишь 20 процентов времени и сил достаются всему остальному. Такой расклад позволяет проложить колею в минимальные сроки – от полугода до года для версии 1.0

2. Добавляйте новые сферы, продолжая «держать» прежние. Яблоки падать не должны

И вот вы уже вполне сносно «крутите» одну сферу, когда переходить к следующей и как?

Нет речи о том, что вы дойдете до некого условного «конца» в развитии первой сферы, после которого можно будет наконец, переключиться. Никаких «остановок» или «финалов» этот процесс не подразумевает. Вы всего лишь чувствуете, что набили руку достаточно и вывели процесс на следующий этап в согласии со своими целями.

Однозначного момента, когда будет ясно, что пришло время добавлять новые сферы, и, уж тем более, уверенной внутренней готовности – не ждите. Такого не будет.

Просто в какой-то момент надо очень ясно про себя понять – вы жонглер с вечно одним яблоком или все же виртуоз своей жизни?

И переходить к следующему этапу – добавлению целей по другим сферам жизни, с учетом, что прежние процессы остаются в силе. Подробно об этом переходе я рассказывала здесь.

Яблоки падать не должны. Но они будут падать на начальном этапе. Это надо пережить, продолжая развивать свой навык.

Обучение жонглированию – это не история про то, что, набив руку с одним яблоком, вы его отложите в сторону и возьмете другое, то есть после одной сферы резко переключитесь на другую, ведь ей тоже надо много внимания. Нет. Здесь начинается та самая работа по всем сферам жизни – добавление новых элементов в уже имеющийся процесс и продолжение своей осознанной игры с ними.

Немного о концентрации от Павла Дурова:

Способность к многочасовой концентрации на одном занятии - навык, который в нашу мобильно-онлайновую эпоху встречается все реже. Но именно этот навык необходим для интеллектуального, творческого или духовного прорыва. Будущее за теми, кто выработает иммунитет к технологическим ловушкам внимания и сохранит способность к длительной концентрации.

3. Видимая легкость, известная как виртуозность, приходит только после упорных тренировок

«Если то, что вы делаете, не дается вам легко – не делайте это», - еще один прекрасно монетизируемый совет, который активно продвигается.

И вправду, профессиональный жонглер легко перебрасывает шары, уверенный канатоходец идет по тросу без напряжения, а опытный сноубордист летает на трамплинах, как будто это так же естественно, как и бегать.

Виртуозность – это ощущение легкости при максимальной концентрации, которое приходит вместе с мастерством.

Но было ли этим людям легко с самого начала, когда они учились «крутить свое первое яблоко»? И кем бы они стали, если бы послушали такой совет? Вернее, кем бы они остались?

Вечно подающими надежды…

Способность развить в себе видение того, что между этим сноубордистом и любой сферой твоей жизни нет никакой разницы, что все бытие соткано из одной ткани и подчиняется одним и тем же законам, а все люди вокруг – не более, чем продолжение друг друга – это первый шаг на пути становления внутреннего жонглера, способного держать баланс в развитии всех сфер жизни. И это куда увлекательнее и продуктивнее, чем бесконечная возня с внутренним ребенком.

Человек, который хочет «всё и сразу», как правило, остаётся хронически ни с чем. Во всяком случае, до тех пор, пока не пересмотрит свой подход. И ошибка закралась в слове «сразу», а не в понятие «всё», как принято считать в обществе.

Но наблюдать таких людей рядом с собой приходится нечасто. Чтобы предъявлять миру претензии на «всё и сразу», нужно обладать определенной внутренней емкостью и размахом. Намного чаще встречаются примеры, убеждающие самих себя, что не так уж и хотелось – многого им не надо, да и вообще ничего не надо, «был бы милый рядом»… Потом с появлением милого, встают новые «бы»: «была бы заграница рядом», «был бы переезд в другую страну рядом», «была бы шуба рядом», «была бы машина рядом», «была бы новая квартира рядом», «был бы другой милый рядом» и так далее по кругу, в зависимости от того, что уже приобрели ваши друзья. Главное, что многого этому человеку по-прежнему «не надо». Было бы все как у людей. Честно сказать, помочь я тут не могу.

Просто «затыками» внутренних дыр вопросы не решаются.

Можно латать потребности и ставить заплатки, только когда возникает течь, надеясь, что такой дом не рухнет тебе на голову (у других же все нормально – живут же люди), а можно строить по собственному эскизу. В таком случае свою жизнь надо создавать заново, чтобы изначально определиться с планировкой, дизайном и залить правильный фундамент, что немаловажно.

— Почему заново? Нам не надо заново. Нам надо просто чуть-чуть подштукатурить, а так все прекрасно.

Наше окружение в детстве (семья, школа, друзья и прочие) заливает фундамент и выстраивает первые стены (те самые, что часто бывают размером 2х2), в которых мы потом живем всю жизнь, если не займемся планировкой самостоятельно. Можно уйти в украшательство: бесконечно перекрашивать эти стены, развешивать картины и переставлять мебель, но размеры комнаты от этого не изменятся. Вы все также будете жить в тех же рамках, которые вписали в вашу картину мира. Кстати, вы можете называть это «кармой», «судьбой», даже, например, «гороскопом». Вы по-прежнему будете копировать опыт своих родителей и коллег, потому что дизайн двухэтажного коттеджа невозможно повторить в однокомнатной квартире, как ни крути. Но можно построить новый дом. Да, именно заново, черт возьми.

Вы знаете тех, кто создал себя заново сам. Их единицы, но они среди вас.

  • Уходит любимый человек;
  • Болезнь;
  • Увольняют с работы, которой было отдано столько сил.

Любое серьезное потрясение, которое способно тряхнуть этот карточный домик под названием «мое светлое будущее», оставляет огромный котлован вопросов к себе:

  • Кто я?
  • Чем я на самом деле хочу заниматься?
  • Почему с уходом близкого человека мой мир рухнул? Кто я, если все мое существо держится только на близком человеке?
  • Почему я нездоров?
  • Почему я тратил так много сил и энергии на эту работу, а она так просто от меня избавилась?
  • Почему в моей жизни появляются одни и те же грабли? Или это я хожу по одному и тому же кругу, а грабли продолжают лежать на своем месте?

Такие люди оказались перед выбором: создать себя, как и раньше (найти похожую работу, похожего человека, похожий сценарий развития событий и так и не ответить на вышеперечисленные вопросы честно), или же начать жить осознанной жизнью? Существуют те, кто выбирает второй вариант.

Не надо ждать и проверять свой фундамент на прочность. Строительством можно заняться в любую минуту и жить по собственным правилам.

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Сегодня я хочу поговорить с вами на тему успеха, гармонии нашей жизни. Ведь все мы хотим быть счастливы, жить полной насыщенной увлекательной жизнью, не знать о горе и болезнях. На самом деле, все это реально, нужно только взяться и сделать все возможное, чтобы сферы жизни человека всегда взаимодействовали между собой гармонично и развивались одновременно.

Вся наша жизнь разделена на несколько частей – сфер. Каждая из которых отвечает за определенную область. Когда я искала информацию на эту тему, читала книги и статьи, то пришла в небольшое замешательство. В каждом источнике была разная информация, разное количество областей жизни. Но потом до меня дошло, что в принципе человек сам может определить части колеса баланса, о котором мы будем говорить в следующих статьях. Для одного человека отдых и хобби одно и то же, для другого это совсем разные состояния. Но, тем не менее, есть явные сферы, которые в обязательном порядке обязаны развиваться гармонично, например здоровье, карьера, саморазвитие.

Главные сферы жизни человека

Я поделюсь своим видением, но вам ничего не мешает выделить свои области, которые, по вашему мнению, играют важную роль в жизни.

Итак, есть такие сферы жизни, как:

  1. здоровье и спорт
  2. дом, окружающее пространство
  3. карьера и финансы
  4. саморазвитие
  5. отношения
  6. отдых, развлечение
  7. внутренний мир

У вас они могут иметь немного другой вид, например, можете включить пункт путешествия, семья, отделить карьеру от финансов, добавить эмоции и яркость жизни. Так как знаете вы себя, никто не может знать. Покопайтесь в себе, запишите желания, цели, мечты и составьте свои области своей жизни.

Ошибка многих людей состоит в том, что они развивают только несколько сфер, а то и одну, к примеру, карьеру, забывая о своем здоровье, отдыхе, детях и жене. Это вносит дисбаланс в энергетику человека. Со временем это отражается на всем его окружении, да и внутренний мир страдает. Это происходит незаметно, постепенно. Например, человек – карьерист, всю жизнь зарабатывал деньги, пахал день и ночь, старался быть финансово независимым, но через какое то время его силы иссякают, ведь он совсем не заботился о здоровье и забыл, что такое отдых, его жена завела любовника, ведь он не уделял ей времени, дети подросли и даже не могут вспомнить счастливые моменты, проведенные с отцом. Печальная картина, не правда ли? Я думаю, никто не хотел бы оказать в данной ситуации

Это произошло по одной причине, неграмотном использовании своих и определения основных сфер жизни. Запомните, если вы хотите быть счастливым, необходимо развиваться во всех направления, как бы вам не хотелось. Пусть где то вы будете активнее, где то пассивнее, но выделить определенное количество времени на все остальное вы обязаны ради себя самого.

Давайте теперь рассмотрим все сферы по отдельности, что они включают и за что отвечают.

Здоровье и спорт

Физическое и психологическое здоровье – основа всего, что у нас есть. Если у нас не будет энергии, то мы ничего не добьемся в этой жизни. Способность двигаться, что то делать, есть и пить дано нам природой, но всем этим мы должны правильно пользоваться. , регулярное занятие спортом – нескончаемый источник здоровья и долголетия. Алкоголь и курение загубило множество хороших людей, которые могли бы стать лидерами и добиться успеха и процветания.

Домашнее и окружающее пространство

Я уделяю данной сфере особое внимание, хотя некоторые не придают ей значение. Почему? Даже не подозреваю, наверное, считаю ее не столь важной. Но я думаю совсем по-другому. Дом и его атмосфера очень сильно влияет на внутреннее состояние человека, можно сказать даже вдохновляет и расслабляет одновременно. Грамотная способно высвободить огромное количество времени на решение других задач, особенно это касается женщин, которые больше всего тратят время в этой области.

Карьера и финансы

Быть успешным в карьере, самореализоваться, стать финансово независимым – цель и мечта многих из нас. Это очень важная область жизни, хотя многие это отрицают и утверждают, что не в деньгах счастье. Я согласна, можно найти счастье в мелочах, но это не на долго. В пору телевидения и современных технологий, мы не может хотеть минимум для себя. Увидев фильм про природу, у нас появляется мечта побывать в этом месте, увидев красивый дом с бассейном, нам непременно захочется иметь такой же. Это становиться целью, а для того, чтобы она осуществилась, нужны деньги, а деньги возможно добыть при успешной карьере.

Саморазвитие

Это сфера часто остается недооцененной и не использованной. В это понятие я включаю чтение книг, учебу, прохождение тренингов, мастер-классов, получение навыков, изменение себя, отказ от вредных привычек. То есть все, что направлено на совершенствования себя и достижение своих целей, стремления приблизиться к мечте.

Отношения

Способность к коммуникации, к построению добрых отношений с близкими, общение с коллегами и друзьями – все это относиться к данной области жизни. Наше общество не терпит грубиянов и нахалов. Наша семья хочет иметь постоянный контакт между всеми членами семьи. Все любят честных, справедливых и достойных людей. Стать таким очень сложно, но к этому нужно стремиться. Одна из человеческих необходимостей – общение, разговор, диалог.

Отдых и развлечение

Название этой сферы жизни говорит само за себя. Умение правильно спланировать свой отдых, расслабиться и получить удовольствие очень важно. Забыться, отвлечься от проблем и думать о себе необходимо регулярно. Для каждого понятие отдых и развлечение свое. Для кого-то отдыхать, это значит заниматься своим любимым хобби, для других понежиться в , для третьих путешествовать по необычным местам нашей планеты. Выберите свое занятие, которое принесет вам удовольствие.

Внутренний мир

И последняя область, о которой я хотела бы рассказать – это внутренний мир. Он и играет огромную роль в постановке наших целей, задач. Сюда можно смело включать эмоции, устойчивость к стрессу, мотивацию, духовную жизнь.

Для того, чтобы оценить нашу жизнь во всех ее сферах, поставить правильно цели и задачи, исправить ошибки и добиться гармонии, необходимо составить колесо жизненного баланса, но о том, как это сделать читайте в следующих статьях.

Для того, чтобы не пропустить интересные и познавательные посты, обязательно подписывайтесь на обновления блога!

В комментариях не забывайте писать о своих сферах и областях жизни. И еще, все они без друг друга ничего не значат, их связь равно гармонии жизни. Не забывай об этом. Они не могут сосуществовать по отдельности, это одно целое – наша жизнь.

До скорых встреч! Пока-пока!

Введение

Управление, как всеобщее свойство, присуще любой общественно-экономической формации на любом этапе развития общества. Оно происходит от системного характера общественной жизни, от системного характера труда, которые поддаются определенной организации, определенному порядку. Управление необходимо, поскольку имеет место разделение труда, и одновременно обуславливается этим необходимость координации. Именно разделение труда, необходимость координации, во всех сферах, а главное в труде, получении продукта, в удовлетворении потребностей обусловило так-то функцию, как управление. В самом общем виде, управление - это упорядочение системы, процесс повышения ее упорядоченности. Это предельно широкое понятие - управление - основывается на обобщении научных знаний о реальных процессах управления биологических и технических систем.

Поскольку управление осуществляется через взаимодействие людей, руководителю в своей деятельности необходимо учитывать законы, определяющие процессы, межличностные взаимоотношения, групповое поведение.

Важнейшей предпосылкой обоснования теории управления является представление объектов управления социально-психологического управления, людей, как членов человеческого общества. И в каждой сфере человеческой жизнедеятельности существует множество нюансов, которые необходимо учитывать в управленческом процессе. Управление производством отличается от управления наукой, а управление наукой отличается от управления в социальной сфере, и управление в политике также имеет массу особенностей и т.д.

А, если учесть что на современном этапе развития российского общества происходит множество перемен, которые также необходимо учитывать в процессе управления, да и сами эти процессы разительно меняются, тема исследования особенностей управления в различных сферах жизнедеятельности является очень актуальной.

Поэтому целью настоящей курсовой работы является исследование особенностей управления в разных сферах человеческой жизнедеятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Рассмотреть основные понятия теории управления

2. Рассмотреть особенности основных сфер жизнедеятельности человека.

3. Рассмотреть особенности управления в различных сферах жизнедеятельности человека.

Глава 1. Управление в жизни человека

1.1. Основные понятия теории управления

Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.) обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.

Наука управления создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность.

Теория управления это знания о том, как осуществлять управленческую деятельность. Общие закономерности выявлены кибернетикой, наукой об общих принципах и методах управления сложными системами в природе, технике и обществе.

Предмет науки управления составляют управленческие отношения, в которых проявляются одновременно экономические, социальные и политические отношения и интересы, находящие выражение в воздействии на общество или на его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики совершенствования и развития. Предметом науки управления является также технологии и методы управления и тенденции развития практики управления.

Объектами управления могут быть отрасли (промышленность, с/х, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, снабжение, сбыт), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

Субъектами управления могут выступать директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления .

Содержание управления можно определить путем перечисления его основных функций, к которым относятся: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, обучение, учет и контроль, коммуникация, принятие решений. Все функции тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга. В деятельности любой организации - коммерческой и некоммерческой, большой и малой, формальной и неформальной - присутствуют все без исключения функции управления.

Выделяют несколько подходов к определению сущности управления:

1) рассматривает управление как определенную функцию или вид деятельности по руководству людьми. Эта деятельность определяется двумя основными факторами:

Системой отношений, на которую влияют социальная иерархия, власть, социальный статус, социальная роль

Формой взаимодействия, под которой понимаются методы контроля (общего и детального), делегирование полномочий, стиль руководства, конкуренция, лидерство, конфликт

2) рассматривает суть управления как науку или область человеческих знаний, которая помогает осуществить определенный вид деятельности (согласно первому подходу)

3) рассматривает управление как процесс, который подразделяется на 4 основных функции: планирование, организация, мотивация и контроль

4) рассматривает управление как определенную категорию людей, как социальный слой (но не класс), тех, кто осуществляет работу по руководству людьми

5) отождествляет управление с аппаратом управления .

Но все подходы без исключения едины в том, что основной задачей управления является руководство людьми и координация их деятельности для достижения заранее спланированных целей организации, учреждения, социального института.

Методы управления - это способы выполнения перечисленных выше функций. Теория и практика менеджмента в течении XX столетия прошли путь от классической теории и практики авторитарного менеджмента до теории гуманистического менеджмента и практики современного менеджмента, основанной на новой модели управления .

Основным содержанием управленческого процесса является воздействие субъекта на объект. Между субъектом и объектом существуют отношения. Смысл существования субъекта в том, чтобы удовлетворять потребности объекта при помощи этих же воздействий. Названные способы воздействия на поведение людей обеспечивают упорядоченность в развитии общества, ибо закрепляют господствующие отношения, стабилизируют их, заглушают антиобщественные проявления, создают условия для создания новых отношений. Цели регулирования со стороны субъекта должны совпадать с целями объекта, действие по своему содержанию должно быть ожидаемым объектом. Не должно быть столкновения стратегии и тактики, стратегия не должна заглушать инициативу, идущую от объекта. Нужно предоставлять самостоятельность.

В качестве объекта управления выступает индивидуальное поведение людей, управление возможно в рамках организации, управлению подвержены социальные процессы.

Поскольку управление осуществляется через взаимодействие людей, руководителю в своей деятельности необходимо учитывать законы, определяющие процессы, межличностные взаимоотношения, групповое поведение. Такими законами являются закон неопределенности отклика, или, по-другому, закон зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различий их психологических структур, закон неадекватности отображения человека человеком (т. е. ни один человек не может постичь другого человека досконально, с очень высоким % достоверности), закон неадекватности самооценки (этот закон можно считать частным случаем предыдущего), закон расщепления смысла управленческой информации, закон самосохранения (ведущий мотив личности - сохранение самостоятельности, собственного достоинства человека), закон компенсации (закон замещения одних способностей другими). Особенностью законов управления является то, что эти законы действуют даже тогда, когда они не осознаются. при осознанном подходе к управлению, при использовании законов управления эффект работы значительно увеличивается, производство становится способно преодолевать как собственные инерционные силы, так и тормозящие действия управляющих систем .

Изменение методов управления сегодня характеризуется возрастанием свободы выбора концепций для создания оптимальных систем, однако при этом традиционные методы управления не забываются.

Важнейшей предпосылкой обоснования теории управления является представление объектов управления социально-психологического управления, людей, как членов человеческого общества. Рассмотрим основные сферы жизнедеятельности человека, как члена общества.

1.2. Основные сферы жизнедеятельности человека

Как и любая живая система, общество представляет собой открытую систему и обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая его среда. Общество как функционирующая система имеет телеологическую природу. Оно объективно стремится к достижению определенной цели, состоящей из множества подцелей.

В обществе субъект управления на основе имеющейся у него информации о состоянии окружающей среды и самого общества формулирует команды объекту управления, обязательные к исполнению, о дальнейших его взаимодействиях с окружающей средой. Сигналы, идущие от управляющей подсистемы, называются прямой связью. В управленческой цепочке существует также и обратная связь – информация о полученных результатах и степени их соответствия поставленным целям, которая поступает от исполнителя к субъекту управления. От того, насколько верной окажется корректировка им целей и практических действий, будет зависеть в конечном счете судьба общества как системы.

Общественный человек осваивает окружающую действительность тремя возможными способами: посредством чувственно-практического освоения, теоретического освоения и, наконец, ценностного освоения. Все эти три способа обретают свой истинный смысл и свое назначение, когда общество функционирует, действует, преследует вполне конкретные цели.

Важнейшей (первой) всеобщей сферой жизнедеятельности общества как системы является сфера материального производства. Но как воплощение чувственно-практической деятельности людей она тесно связана со сферой теоретической деятельности (вторая всеобщая сфера), которая поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию. Это знание может приобретать самую разную форму – существовать в виде науки, магии, традиций, астрологии. В любом случае общество постоянно собирает информацию о внешней по отношению к нему среде, делая это профессией для определенного круга лиц – жрецов, деятелей церкви, ученых.

Третью всеобщую сферу жизни общества составляет деятельность людей по ценностному освоению действительности. Этим занимаются прежде всего философия, искусство, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности. Любая осознанная, целенаправленная человеческая деятельность может достичь положительного результата для жизни общества, индивидуальной жизни, если человек имеет представления о значимости, ценности тех процессов, явлений или предметов для жизни общества, его собственной жизни, которые будут вовлечены в его целенаправленную деятельность.

Помимо трех выделенных всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе, которые соответствуют трем способам освоения ими внешней действительности, необходимо указать на наличие еще одной всеобщей сферы – сферы управления общественными процессами, т. е. управления обществом как целостной саморазвивающейся системой. С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом, несет ответственность за эффективность функционирования всего общественного организма.

И, наконец, последней (пятой) всеобщей сферой жизнедеятельности людей является собственно социальная сфера. В этой сфере происходит потребление человеком того, что создается людьми в производственной сфере – в материальном производстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе с тем является и производством, воспроизводством человека как природного, социального и духовного существа .

Таковы пять основных сфер жизнедеятельности людей в обществе:

1) материальное производство;

2) сфера производства теоретического знания (наука);

3) сфера оценивающей деятельности;

4) управление общественными процессами (политическая сфера)

5) социальная сфера.

И в каждой из этих сфер управление осуществляется со своими особенностями, рассмотрим их в следующей главе.

Глава 2. Управление в различных сферах жизнедеятельности человека

2.1. Особенности управления в сфере материального производства

Деятельность людей в сфере материального производства в конечном счете преследует цель создания самых разнообразных предметов потребления, прежде всего продуктов питания, для удовлетворения жизненно важных потребностей людей. Материально-производственная деятельность включает в себя, с одной стороны, технико-технологическую сторону, когда трудовая деятельность предстает как чисто природный процесс, протекающий по вполне определенным законам. С другой стороны, она включает в себя те общественные, производственные отношения между людьми, которые складываются в ходе их совместной трудовой деятельности. Хотя точнее было бы сказать, что производственные отношения между людьми выступают той социальной формой, которая и делает возможным сам процесс их совместной трудовой деятельности. Наконец, труд в сфере материального производства выступает одной из важнейших форм реализации человеком своих жизненных сил и способностей.

Для управления производственной сферой наиболее принципиальными являются два типа отношений: отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной трудовой деятельности ассоциированных собственников, и отношения найма (возмездные отношения), возникающие между собственниками и пользователями средств производства.

Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе такого управления, зависят от типа производственной организации и её размеров организации, от сферы деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов.

Управление в производственной сфере предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию различных ресурсов для достижения ею своих целей. Управление здесь не эквивалентно всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри производственной организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т. п .

Финансовый механизм в управлении производственной сферой является наиболее действенным рычагом стимулирования её развития. Элементами финансового механизма является: бюджетное, налоговое регулирование, а также стимулирование эффективной занятости посредством заработной платы. Ведь при совместной работе ассоциированных собственников возможность выработки управленческих команд и готовность их выполнения проистекает из потребности специализированных производителей координировать свои действия с целью наиболее эффективного достижения результатов этой деятельности. В данном случае отношения управления базируются на заинтересованности участников производственного процесса, являющихся одновременно собственниками средств производства, в получении оптимального конечного результата совместной трудовой деятельности.

Из сказанного следует, что в условиях общественной собственности на средства производства не управление должно стимулировать появление у участников производственного процесса заинтересованности в высоких конечных результатах, а наоборот, заинтересованность в конечных результатах является основой возможности управления. И если этого нет, то причины отсутствия следует искать, в первую очередь, в отношениях собственности. В этом случае противоречие между субъектом и объектом управления находит разрешение в выработке механизма мотивирования, в котором находят отражение потребности субъекта и объекта управления и который является формой воплощения и практической реализации возможностей субъекта управления. При этом для анализа сущности управления исключительно важным является то, что противоречие между субъектом и объектом управления разрешается с установлением механизма мотивирования (вознаграждения) до того, как происходит процесс реализации управленческих команд. Поэтому для субъекта управления исключительно важно найти и применить такой механизм мотивирования, который приведет, в конечном счете, к достижению поставленных целей.

В настоящее время в мировой практике управления разработан и широко применяется достаточно большой арсенал средств стимулирования, отвечающих данным требованиям. В то же время следует отметить, что отсутствуют универсальные средства (по-видимому, их и не может быть в принципе), которые могут давать эффективные результаты во всех случаях жизни. Поэтому формирование механизма мотивирования должно строиться преимущественно на ситуационной основе.

В том случае, когда объект управления является собственником, возможность управлять им задается механизмом сочетания интересов объекта управления как собственника и как исполнителя, при котором интересы собственника доминируют над интересами производителя.

Следует отметить, что для того, чтобы экономисты и менеджеры в необходимых структурах находили пути повышения качества и экономии ресурсов, им нужны не общие рассуждения и ориентировочные матрицы, а конкретные формулы зависимости, методы и приемы анализа, прогнозирования и оптимизации. То есть нужно воедино соединить достижения конкурентоспособности объектов.

Таким образом, управление в материально-производственной сфере может осуществляться только в том случае, когда существует реально действующая система, решающая задачи управления. Если данная система является органичной частью производственной сферы, ее действиями осуществляется управление, и она не решает задач, отличных от управленческих, то ее можно рассматривать как специализированную систему или же, как систему управления.

Управление, хотя и играет вполне определенную роль в производственной сфере, тем не менее, как бы пронизывает её всю, касаясь и затрагивая практически все аспекты материально-производственной сферы. Однако при всем многообразии управленческих процессов можно достаточно четко установить границы деятельности, которая составляет содержание управления, а также достаточно четко определить субъектов управленческой деятельности – менеджеров.

Составляющими элементами управляющей подсистемы явля­ются информационное обеспечение, организация выполнения решений (формирование организационной структуры), провер­ка и контроль их исполнения.

Организация управления производственными системами вклю­чает следующие этапы:

Постановка целей управления, ранжирование их по значи­мости, построение дерева целей;

Определение функций управления, направленных на реа­лизацию целей;

Выделение структурных подразделений, реализующих фун­кции управления;

Формирование управленческих задач, стоящих перед каж­дым структурным подразделением;

Установление содержания входной и выходной информа­ции для каждого структурного подразделения;

Оценка трудоемкости сбора, обработки и передачи инфор­мации в каждом структурном подразделении;

Проектирование системы управления;

Разработка программы реализации проекта системы управ­ления .

2.2. Особенности управления в сфере производства теоретического знания (наука)

Коренное изменение положения науки в современном обществе делает не только возможной, но и практически актуальной постановку вопроса о науке как особой всеобщей сфере жизнедеятельности общества. Ранее уже отмечалось, что научное знание и оценочное знание принципиально отличны друг от друга. Научное знание отображает объективно существующие закономерности реальной действительности. Оно выполняет функции описания, объяснения и предвидения. Это духовно-теоретическое знание. Оценивающая деятельность имеет своей целью определение значимости тех или иных явлений действительности, в том числе научных теорий, для удовлетворения потребностей человека, для реализации его жизненных сил и собственных устремлений.

Тенденции развития современного общества ведут, с одной стороны, ко все большему взаимопроникновению науки и ценностей, а с другой – к признанию за ними права на самостоятельное существование. Наука все очевиднее утверждает себя в качестве самостоятельной сферы общественной жизни, что открывает перед ней неограниченные возможности для свободного развития. Следовательно, все актуальней становится вопрос об управлении в этой сфере жизнедеятельности человека.

Основные принципы управления в научной сфере:

Определение приоритетных направлений научно-технической деятельности;

Разработка научно-технических программ по решению проблем в рамках приоритетных направлений;

Выделение гарантированной доли финансирования на научную деятельность в интересах той или страны или организации;

Распределение этих средств по научным программам и проектам на основе конкурсов;

Управление научной деятельностью со стороны органов государственной власти законодательными и экономическими методами без вмешательства в научную работу;

Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях;

Стабильность финансирования определенных научно-технических программ и проектов;

Привлечение научной общественности к решению проблем управления научной деятельностью;

Гласность и открытость информации в расходовании средств, выделяемых на научную деятельность;

Поддержка предпринимательства и конкуренции в сфере науки, противодействие недобросовестной конкуренции;

Сохранение научного потенциала при конверсии;

Стимулирование научной деятельности через систему налоговых, кредитных, амортизационных, таможенных и других экономических льгот;

Ответственность субъектов научно-технической политики за принятые решения, за их несвоевременное принятие или непринятие;

Ответственность органов управления научной деятельностью за нарушение прав субъектов научной деятельности;

Разделение функций по принятию решений, их исполнению, экспертизе и контролю за их выполнением;

Право налогоплательщиков знать, как расходуются бюджетные средства, выделяемые на научную деятельность .

Занятия наукой во всех развитых странах стали массовой профессией. Миллионы людей заняты производством и передачей знаний посредством информационных сетей к месту потребления – в университеты, производственные объединения, фирмы, государственные учреждения. Постиндустриальное общество – это общество, основанное на знании и информации, которые становятся условием динамичного и устойчивого развития экономики и всего общества. Между тем, в России в 1992 г. государство отказалось от функций управления наукой, предприняв кардинальный шаг по самой жесткой из возможных схем реформ. Финансирование прикладной, ведомственной науки, в связи с ликвидацией самих ведомств, было прекращено, а большинство ведомственных НИИ были или акционированы и пытались выжить самостоятельно, частью распавшись на малые предприятия и т.п., или были ликвидированы.

И лишь в последние годы в России были сделаны попытки найти новые формы управления и финансирования науки. Так, управление научно-технической деятельностью в нашей стране базируется на следующих принципах:

1. На совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов общих вопросов науки, их реализации путем разделения компетенции и ответственности в сфере науки и научной деятельности между Российской Федерацией и регионами и направлено на сохранение и развитие научно-технического потенциала регионов в их интересах и интересах Российской Федерации.

2. Управление научной деятельностью осуществляется на основе принципа государственного областного регулирования, составляющего основу региональной научно-технической политики, разрабатываемой с учетом предложений научной общественности.

3. Участие регионов в разработке перспектив научно-технического развития Российской Федерации, составлении и реализации соответствующих федеральных и региональных программ, образовании на добровольной основе совместно с другими субъектами Федерации фондов регионального развития, инновационного, природоохранного и других фондов для финансирования федеральных и региональных научно-технических программ; участия органов власти регионов в разработке законодательства Российской Федерации о научной деятельности и федеральной научно-технической политике, разработке федерального бюджета в части финансирования научной деятельности и реализации их на территории субъектов Российской Федерации.

4. Регионы на своей территории в пределах своей компетенции устанавливают порядок осуществления научно-технических программ и привлечения инвестиций для научной деятельности и инновационных проектов и обеспечивает их защиту.

5. Принятие управленческих решений осуществляется в рамках своей компетенции субъектами научной деятельности и научно-технической политики и предусматривает ответственность с учетом специфики форм риска в научной деятельности: финансового, связанного с непредсказуемостью результатов научной деятельности; профессионального, требующего квалификации; социального, связанного с возможностью влияния результатов научной деятельности на экономическое, социальное, культурное, духовное состояние общества и на среду обитания.

6. Проекты законодательных актов и управляющие решения в сфере науки области принимаются с привлечением научного сообщества для их независимой экспертизы и предварительного обсуждения.

Но, по существу, единственным принципиальным шагом по реформированию сферы науки за прошедшие годы было учреждение государственных научных фондов, осуществляющих конкурсное финансирование научных разработок (Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и других).

2.3. Особенности управления в сфере оценивающей деятельности

Можно без преувеличения сказать, что научное знание стремительно проникает во все стороны жизни и общества, и самого человека. Но это «онаучивание» не должно порождать веры в способность науки решить в будущем все сложнейшие проблемы, стоящие перед человеческой цивилизацией. Наука не всемогуща не только потому, что она не разрешила еще множества загадок природы. Ведь далеко не все смысложизненные для человека проблемы могут вообще быть предметом бесстрастного интеллектуального анализа. Ценностная сфера, несомненно, обладает сегодня статусом особой всеобщей сферы социально значимой деятельности людей в обществе.

Оценочное суждение приводит в конечном счете к рождению ценности, которая может оказаться как с положительным знаком, так и с отрицательным. В обществе в целом сфера производства ценностей оказывается изначально раздвоенной. С одной стороны – идеология, с другой – философия, искусство. Особняком стоит религия, которая может становиться на ту или иную сторону.

Идеология есть совокупность идеалов, целей и ценностей, которая отражает и выражает потребности и интересы больших групп лиц – слоев, сословий, классов, профессий или всего общества. В последнем случае наиболее общие положения она заимствует или получает извне, из сферы политического управления общественными процессами. Идеология создается, как правило, профессионалами своего дела, людьми хорошо подготовленными как теоретически, так и практически. Миллионные массы людей сознательно, а чаще всего неосознанно руководствуются в своей жизни идеологическими оценками. Это тот привычный мир жизненных смыслов и оценок (моральных, политических и экономических), в который погружено бытие отдельного человека. Поэтому управление в данной сфере может играть поистине смыслоопределяющую роль в жизни человека. Управление в ценностной сфере также может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус. Как организуется этот процесс, описал бывший президент Кении ДжомоКениате: «Когда прибыли миссионеры, у африканцев была земля, а у миссионеров – Библия. Они научили нас молиться, закрыв глаза. Когда мы открыли глаза, земля оказалась у них, а Библия - у нас» . Аналогичный сценарий, с использованием мифа о демократии, использовался во время перестройки в СССР. Еще более яркий пример управления идеологией является само существование СССР. Когда управляющий аппарат смог не только внедрить новую идеологию, но с помощью неё управлять целой страной. Вообще отвечая на вопрос, зачем нужна идеология можно сказать, что она позволяет достигать большей управляемости меньшими усилиями.

«Доктрина борьбы и обещание спасения». Это одно из очень точных политологических определений идеологии, как механизма. Из него вытекает необходимость определения двух вещей: идеального будущего и доктрины борьбы за достижение этого будущего.

Если рассматривать идеологию в рамках государства, то она определяет с кем бороться (образ Врага) и какими способами. Следовательно, идеология предполагает непременное наличие Врага - если врага нет, его нужно придумать. Враг может быть внешним – какое либо государство или внутренним – предатели. Естественно каждый из списков может ранжироваться – т.е. есть враги. Образ врага является одним из ключевых понятий в идеологии, но для того чтобы он работал, требуется также приложить немало усилий.

Во-первых, образ Врага должен быть ярким и вызывать искренние негативные эмоции, а возможные его положительные, нейтральные стороны должны списываться на его коварство и хитрость.

Во-вторых, люди должны верить, что Враг действительно опасен и при его победе каждый может пострадать лично. А также что угроза реальна и близка (Враг у ворот).

В-третьих, должен быть соблюден баланс между абстрактностью и конкретностью Врага, плюс по возможности представители Врага должен быть персонифицированы в конкретных людях.

В-четвертых, нельзя допускать ситуации, когда все враги побеждены или по каким-то причинам перестали быть врагами – это расслабляет. Ситуация может быть проиллюстрирована ситуацией развала Советского Союза, потерявшего в результате перестройки и гласности своего основного врага США, и наоборот США удачно переключившегося вначале на Ирак, а потом на неуловимых террористов-смертников.

Вообще образ Врага (именно образ) создаваемый в рамках идеологической модели показывают реципиентам этой идеологии, какие черты или характеристики считаются неприемлемыми в рамках данной модели (мир наживы и капитала, акулы капитализма). И наоборот образ Героя вбирает в себя все те положительные стороны, которые каждый из потребителей идеологии должен в себе развивать (например, смелость или честность или находчивость). Т.е. образ Врага служит кроме всего прочего отрицательной ролевой моделью .

Далее доктрина борьбы определяет допустимые и предпочитаемые средства и правила, по которым ведутся сражения. Конвенциональность средств может определяться законом, некими этическим нормами и правилами, другими критериями. Некоторые, достаточно эффективные средства ведения бизнеса на основании этих критериев могут исключаться.

Обещание спасения или «светлое будущее» должно быть описано, доступно и понятно большинству людей (для разных слоев может применяться различный язык описания от простого «при коммунизме денег не будет», или «каждой семье отдельную квартиру» до сложных социо-экономических и философских выкладок). Это описание должно мобилизовать людей, должно являться стимулом напряжения сил сейчас при условии что блага и прочие «пряники» во многом будут потом, в этом светлом будущем.

«Требуй невозможного, получишь максимум» . Это также одна из характеристик построения идеального будущего. Т.е. оно в принципе должно быть достижимым лишь при полном напряжении всех сил и ресурсов прямо сейчас (стахановские методы работы, пятилетку в три года).

Ну и конечно должна прослеживаться четкая установка «вот победим врага – тогда заживем». Кстати подобная схема мотивации очень эффективна и известна с древности, когда за морковкой висящей перед носом постоянно приходится тянуться, а удары хлыста подгоняют сзади.

Колоссальную роль в жизни людей играет духовный аспект. Философия, искусство и связанные с ними другие виды духовной деятельности как раз и выполняют критико-рефлексивную функцию в обществе, прежде всего по отношению к государственной идеологии или ее заменителям, хотя их роль в общественной жизни к этой функции не сводится. Идеология, с одной стороны, философия и искусство – с другой, будучи духовно-практическими видами деятельности, как раз и позволяют, каждая по-своему, связать воедино все сферы жизни общества, в том числе науку и материальную практику. По мере развития сфер науки и материального производства роль ценностного освоения мира не только не понижается, но, напротив, возрастает. В этой сфере управление осуществляется на более тонком, культурном, духовном уровне. Хотя также используются средства, влияющие прежде всего на сознание людей.

Особую роль в сфере ценностной деятельности играет религия. Способность человека к трансцендированию приобретает в ней особую форму. Духовность с религиозной точки зрения есть абсолютная, всеобъемлющая, надындивидуальная реальность. Этот мир, составляющий подлинную основу жизни общества, открывается только верующим. В отличие от философии, апеллирующей к разуму, исходное начало религиозного мировоззрения – вера. Что есть религия? Это определенный набор мировоззренческих идей, который формирует характер человека и определяет его поступки. Чем глубже человек верит в свою религию, тем сильнее его сопротивление любым идеям от его отличающихся. Верующий полностью находится внутри этой реальности, которая открывает ему вечные, неизменные нормы индивидуального поведения, принципы организации общественной жизни, т. е. все то, что называется общественно-нравственным идеалом.

В течение многих столетий религия в разных странах стремилась реализовать свои цели и идеалы посредством аппарата государственной власти. Превращение религиозного учения в господствующую в обществе систему ценностей, а тем более в государственную идеологию подчас приводило к появлению теократического государства. Религиозные взгляды, которые навязываются силой государства, ведут к дискредитации религии, к отходу от нее широких масс населения. Государству религия нужна для управления массами. И главной особенностью и залогом успеха является следующее: нужно предложить людям что-то, что являлось бы религией, то есть, было бы мировоззренческой системой, которая соответствовала был целям государства и подчинила человека своим идеалам, тогда процесс управления мог бы идти более эффективно.

2.4. Особенности управления в сфере управления общественными процессами (политическая сфера)

Сфера управления обществом как активно функционирующей и развивающейся системой является еще одной всеобщей сферой жизнедеятельности людей. Причем здесь имеется в виду не только согласование различных форм человеческой деятельности, многообразия общественных процессов, но и управление взаимодействием всего общества с окружающей его внешней средой.

Из каких элементов состоит целостный процесс управления системой? Прежде всего – из власти как субъекта управления. Власть принимает решения, связанные с постановкой конкретных задач и целей для всего общества. Эти решения принимаются некоторой группой лиц от имени общества или уполномоченных самим обществом и затем переводятся на язык конкретных практических действий. Они обязательны к исполнению, для чего у власти есть необходимые средства.

Управление предполагает, что люди, занятые различными видами деятельности (объекты управления), в основном объединены в организации, так что можно говорить об управлении организованной деятельностью. Управление невозможно без наличия обратной связи, т. е. без получения информации о том, как реально протекает управленческий процесс и каковы при этом фактические результаты. Наконец, в обществе должен существовать механизм оценки полученных результатов, чтобы можно было внести изменения в ранее принятые властью решения.

Центральным звеном всей системы управления общественными процессами и человеческой деятельностью является субъект управления – власть. За исключением первобытного общества на всех последующих ступенях развития общества субъектом управления является государство, государственная власть. Обычно понятие государства употребляется в двух смыслах. Государство есть отдельный социальный организм. От другого социального организма его отделяет государственная граница. Но поскольку главное в государстве – это власть, то под ним подразумевают также устройство властных структур в стране или форму государственного устройства .

В связи с усложнением современного общества, ростом численности населения, разнообразных форм объединения людей и отношений между ними во всем мире наблюдается рост самоуправленческих тенденций. Самоуправление, т. е. управление организации своими делами, выведенное за рамки государственной власти, давно уже является нормой во многих странах мира, особенно в малых городах, в сельской местности, в научных организациях, в творческих объединениях.

Масштабы участия государственной власти в различных сферах общественной жизни зависят от конкретных обстоятельств и, разумеется, от состояния и особенностей этой сферы. Государство может по-разному воздействовать на производителей (от налоговых льгот до прямого вмешательства) с целью склонить их к выпуску современной и конкурентоспособной продукции.

Политическая жизнь в современном обществе приобрела широкие масштабы и разнообразные формы. Самые различные партии и политические организации пытаются уловить настроение тех или иных слоев населения, завоевать к себе доверие, стать их представителями прежде всего в законодательных органах власти. Государственная власть тоже пытается повлиять на поведение и настроение населения, на общественное мнение.

Общественное мнение оказывается на пересечении государственных и партийно-политических интересов и целей. Решающую роль здесь призваны играть средства массовой информации. От них в первую очередь зависит, смогут ли народ и власть договорится или, точнее, постоянно корректировать ближайшие и более отдаленные цели развития общества. Корректировать так, чтобы общество эффективно управлялось и постоянно добивалось роста качества и уровня жизни людей. Чтобы выполнить эту роль, средства массовой информации должны быть независимыми. К сожалению, сегодня их деятельность во многих странах оценивается скорее негативно, чем позитивно.

2.5. Особенности управления в социальной сфере

Социальная сфера жизнедеятельности людей выступает также одной из всеобщих сфер общества при анализе его с системных позиций.

Принято считать, что социальную сферу образуют устойчиво существующие большие группы людей (социальные общности) и отношения между ними, поскольку каждая из таких групп преследует свои цели и защищает свои интересы. Среди таких групп наряду с классами и трудовыми коллективами выделяются народ, нация и даже человечество как социальная общность. Такая интерпретация социальной сферы представляется в общем правильной, но недостаточно точной.

Социальная сфера – это сфера производства и воспроизводства человека. Здесь человек воспроизводит себя как биологическое, социальное и духовное существо. В этом смысле социальная сфера противостоит сферам материального и духовного производства – научному и ценностному знаниям, поскольку произведенное в них должно потребляться и осваиваться людьми других категорий и профессий. Социальная сфера – это здравоохранение и образование, от детского сада до высшей школы, это общение с культурой, от посещения театра до научных клубов, это продолжение человеческого рода, от появления детей до ухода из жизни старшего поколения .

Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области. В какой бы стране не жили люди, чьим интересам служит управление этой сферой.

Управление социальной сферой - один из основных видов управления, имеющий целью воздействие на сферу жизнедеятельности общества, непосредственно связанную с удовлетворением материальных и духовных потребностей человека, функционированием социальной инфраструктуры, предоставлением социальных благ и услуг. Субъектами управления социальной сферой выступают органы государственной власти и местного самоуправления, профсоюзы, ассоциации предпринимателей и др. общественные организации.

В России вопросы трудового законодательства, здравоохранения, образования, культуры, физ. культуры и спорта, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальне обеспечение, являются предметом совместного ведения Федерации и ее субъектов. Поэтому необходима тесная координация деятельности органов власти всех уровней, направленной на реализацию конституционных прав граждан в соц. сфере, обеспечение нормального функционирования ее отраслей и служб. На федеральном уровне функция проведения единой политики в соц. области возложена на правительство страны. В управлении социальной сферой участвуют также Министерства здравоохранения, культуры, общего и профессионального образования, труда и соц. развития. Государственный комитет по физкультуре и туризму, ряд других звеньев государственного управления. Их задача - прогнозировать, планировать, направлять, координировать деятельность соответствующих отраслей, предприятий и учреждений. На уровне субъектов Федерации создаются аналогичные министерства, департаменты, управления или отделы. Свои подразделения по социальным вопросам имеют управленческие структуры городов и районов. Управление социальными процессами и социальной сферой всех уровнях власти является сложной и комплексной системой. Комплексная система социальной политики – деятельность государства, общества «по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства распределения и потребления».

Сфера социальной политики - часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства. Сложные, конфликтогенные проблемы современного мира невозможно решить с помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств.

Заключение

В курсовой работе мы рассмотрели значимость и особенности управления в основных сферах жизнедеятельности человека. В результате можно сделать вывод, что сегодня именно управление – ключевое звено всей нашей жизни. И пусть управленцы составляют всего около десяти процентов от общей численности работающих, но именно эта десятая часть и определяет конечный результат всего дела. Другими словами, для получения любого результата можно потратить усилий в 10 раз меньше, сконцентрировав их на организации эффективного управления.

Переход от планово-распределительной экономики к рыночной предъявил особые требования к организации управления во всех сферах деятельности человека. Но именно сфера управления оказалась самым слабым звеном в цепи начавшихся общественных преобразований, а кризис, в котором оказалась отечественная экономика, потому и возник, что сфера управления не смогла перестроиться надлежащим образом.

Поэтому важно понимать, что только реорганизация сферы управления позволит навести порядок во всех сферах жизнедеятельности человека, установить гибкую взаимосвязь общественного производства с общественным потреблением, упорядочить основные финансовые потоки. Все очевидно: рабочий готов стоять у станка хоть в три смены, но целые производства простаивают; склады заполнены товаром, но продавцы не могут найти покупателей; денег у населения много, но они лежат «в чулке», а инвесторы предпочитают стороной обходить ненадежный реальный сектор. И во всех без исключения случаях проблема может быть решена, хотя и не мгновенно, всего лишь правильной организацией управления.

1. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. c англ. - М.: Экономика, 1999 – 536 С.

2. Большаков А.С. Менеджмент. Спб. Питер, 2003

3. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. Пер. c англ. – М.: ЮНИТИ, 2004 - 486 c.

4. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие для учащихся специальных учебных заведений экономического профиля - М.: ИНФРА-М, 2000 -256с.

5. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник / Институт международного права и экономики - М.: Триада ЛТД, 1999 - 384 с.

6. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2001 – 512 с.

7. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для студентов вузов - 2-е изд.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005 - 480 с.

8. Глущенко В., Глущенко И. Исследование систем управления (социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования) Учеб. пос. для вузов. Железнодорожный: Крылья, 2004, 416 c.

9. Друкер П. Управление, нацеленное на результаты. Пер. с англ. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1994 – 368 с.

10. Житейская наука. От великого до смешного. Антология шутливого афоризма. / сост. А.П. Кондрашев. – М: РИПОЛ КЛАССИК, 2000. – 736 с.

11. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 157 с.

12. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент: Учебное пособие- М.: изд-во МГУ, 2005 - 200 с.

13. Мамедбекова М. О. Финансово-экономические механизмы системы управления в условиях переходной экономики (на примере республики Дагестан). // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2008, № 8.

14. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2001 - 429 с.

15. Менеджмент, маркетинг и экономика образования. Учебное пособие. Под ред. проф. Егоршина А.П. Н. Новгород, НИМБ, 2001 – 624 с.

16. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2002 - 800 с.

17. Пивнев Е.С. Теория управления. Учебное пособие. – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2005. – 246 с.

18. Райсс М. Оптимальная сложность управленческих структур // Проблемы теории и практики управления. - 2004. - №5.

19. Управление второго порядка // Экономика и жизнь, 2007

20. Уткин Э.А. Курс менеджмента: Учебник для вузов / Финансовая Академия при Правительстве РФ. - М.: Зерцало, 2001 - 448 c.

21. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова, М.: Наука, 2008


Пивнев Е.С. Теория управления. Учебное пособие. – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2005 – с. 16

Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2001 – с.36

Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2002 – с. 24

Мамедбекова М. О. Финансово-экономические механизмы системы управления в условиях переходной экономики (на примере республики Дагестан). // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2008, № 8. – с.54

Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова, М.: Наука, 2008

Пивнев Е.С. Теория управления. Учебное пособие. – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2005. – с.89

Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент: Учебное пособие- М.: изд-во МГУ, 2005 - с.103

Глущенко В., Глущенко И. Исследование систем управления (социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования) Учеб. пос. для вузов. Железнодорожный: Крылья, 2004. - c.223

Житейская наука. От великого до смешного. Антология шутливого афоризма. – Составление и предисловие: А.П. Кондрашев. – М: РИПОЛ КЛАССИК, 2000. – с.359

Райсс М. Оптимальная сложность управленческих структур // Проблемы теории и практики управления. - 2004. - №5.

Житейская наука. От великого до смешного. Антология шутливого афоризма. – Составление и предисловие: А.П. Кондрашев. – М: РИПОЛ КЛАССИК, 2000. – с.156

Глущенко В., Глущенко И. Исследование систем управления (социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования) Учеб. пос. для вузов. Железнодорожный: Крылья, 2004. – c. 154

Пивнев Е.С. Теория управления. Учебное пособие. – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2005. – с.267