1:3-14 Это единое изречение в греческом тексте, являющееся хвалой путей Божиих, кратко повторенное в Рим. 8,28-30. Хвала воздается избравшему нас Отцу (ст. 4-6), искупившему нас Сыну (ст. 7-12) и запечатлевшему нас Духу (ст. 13,14). Павел размышляет о предвечном избрании верующих, прощении их в настоящем веке и будущем их наследии. Ключ ко всему тексту - повторяющееся выражение "во Христе" или "в Нем", говорящее о тесном единстве, которое Бог утвердил между Христом и Своим избранным, прощенным и запечатленным народом.

1:3 в небесах. С этим местом соотносятся два из пяти других мест Послания к Ефесянам, где также присутствует это выражение. Христос был воскрешен из мертвых и посажен одесную Отца "на небесах", откуда Он управляет вселенной, будучи "выше всего, главою Церкви" (ст. 20,22). Более того, верующие тоже воскрешены и восседают с Ним "на небесах" (2,6). Через победу Христа над смертью верующим дарованы милости, за которые Павел благословляет Отца.

1:4 так как Он избрал нас в Нем. См. статью "Избрание и осуждение" . Павел ликует, что Бог избирает людей к общению с Собой (Рим. 8,29-33; 9,6-26; 11,5.7.28; 16,13; Кол. 3,12; 1 Фес. 1,4; 2 Фес. 2,13; Тит. 1,1). Некоторые полагают, что слова "в Нем" означают, что Бог решил избрать тех, кто, по предвидению Божию, уверует во Христа. Это не только вносит в текст мысль, которой там нет, но, более того, в другом послании Павел учит, что само пребывание "во Христе" уж есть состояние избранничества (1 Кор. 1,26-31). Павел прямо говорит, что предызбирающая любовь Божия основана на Его благоизволении (ст. 5,10; ср. Втор. 7,7.8), а не на чем бы то ни было, что мы сделали или сделаем (Рим. 9,11.16). "В Нем" скорее означает, что Божие избрание всегда имело в виду падший народ в союзе с его Искупителем (2 Тим. 1,9). См. 1 Пет. 1,18-21; Откр. 13,8. святы и непорочны. См. 5,27; Кол. 1,22. Бог намерен провести Своих избранных по всему пути: от духовной смерти во грехе (2,1-5) - к прощению грехов во Христе (ст. 7) и к окончательному устранению греха из их жизни (Рим. 8,29.30).

в любви. Если слова "в любви" относятся к предыдущему тексту, то они поясняют природу святости и непорочности, к которым призваны верующие (Ср. 3,17; 4,2.15.16; 5,2). Однако если они связаны со ст. 5, то указывают, что предопределение - это не просто действие Божиего изволения, но и акт любви. Такое прочтение, вероятно, более истинно и совпадает с 2,4.

1:5 усыновить. См. Рим. 8,14-17,29; Гал. 3,26.27; статью "Усыновление".

1:6 Мысль о всесильной любви Божией ведет не к чувству страха и неотвратимости, а к выражению безграничной хвалы (ст. 12,14) перед безграничной милостью Бога, у Которого есть не только сила, но и желание привести духовно мертвых в живое общение с Собой (см. ком. к 2,1-10).

благодати Своей... в Возлюбленном. Это ассоциируется с Кол. 1,13, но рассматривает и Искупителя как объект Божиего избрания и любви (1 Пет. 1,18-21; Откр. 13,8). Речь о благодати доминирует в ст. 6-8.

1:7 См. Кол. 1,14; 2,13 и ком.

искупление. Освобождение (обычно из рабства или плена) посредством выкупа. Об искуплении, которое еще грядет, см. ст. 14; 4,30.

1:9 тайну Своей воли. См. 3,3.5.6.10 и ком.; Кол. 1,27.

1:10 в устроении полноты времен. Здесь не только обращенность к будущему. Христос уже приходил, принеся искупление и усыновление (Гал. 4,4). Благодаря Своей смерти и воскресению Он уже принял главенство над Церковью и, хотя и незримо, правит вселенной (Деян. 2,32-36; Кол. 1,15-20). Тем не менее, главное в этом стихе - сосредоточенность на будущем. Павел говорит, что видимое единство Церкви - это предвкушение будущего соединения под властью Христа вся и всех. Поэтому апостол подчеркивает единство в Церкви иудеев и язычников (ст. 11-14; 2,11-22) и действенную любовь среди христиан (4,2.15; 4,32 - 5,2.21-23). Тема ст. 9-12 подробнее изложена в 3,2-12.

1:11-14 Павел предвосхищает то, что он скажет в 3,6: что иудеи и язычники - "сонаследники" обетования во Христе. Современные Павлу верующие иудеи, которые "ранее уповали на Христа" (ст. 12), стали таковыми по воле Божией и служат к похвале Божией славы. Язычники, отозвавшиеся на проповедь Евангелия, получили то же обетование, какое было дано Израилю - дар Духа Святого - и это также должно послужить к похвале Божией славы.

1:11 Совершающего все по изволению воли Своей. Воля Божия объемлет все.

1:13 запечатлены. Подобно неизгладимому следу, оставляемому царской печатью, Дух Святой - это сокровенный знак Божией собственности на Его народе.

обетованным Святым Духом. По словам Иисуса (Лк. 24,49), Дух Святой является обетованием Отца. Это обетование распространяется на язычников наравне с иудеями на основании их веры во Христа (Иез. 36,26.27; Иоил. 2,28; Ин., гл. 14 - 16; Деян. 1,4-5; 2,33.38.39; Гал. 3,14;4,6).

1:14 залог. Дарование Духа - не только исполнение обещания Божия пребывать со Своим народом, но и залог того, что Бог приведет Свой народ к конечному наследию. Дар Духа - порука и предвкушение славы будущего века (Рим. 8,18-23).

удела Его. Ветхий Завет учит, что Бог выбирает некий народ Себе в наследие (Втор. 32,9; Пс. 32,12), выкупает его из рабства и делает Своей собственностью (Исх. 19,5; Втор. 7,6). Павел прилагает это понятие к язычникам наравне с иудеями (ср. 1 Пет. 2,9).

1:15 Посему и я, услышав о вашей вере. См. Введение: Время и обстоятельства написания. Служение Павла в ефесской церкви продолжалось более двух лет, хотя к моменту написания послания прошло, возможно, лет пять как он покинул Ефес. Ясно, что ефесская община значительно выросла с тех пор. С другой стороны, упоминание людей, о вере и любви которых он лишь слышал, можно расценить как указание на то, что послание было адресовано многим общинам (вне Ефеса), которые Павел не посещал.

1:19-23 В этих стихах - суть новозаветного учения о воскресении и воцарении Иисуса. Более того, привносят два важных момента в новозаветное понимание воскресения Иисуса и положения верующих. Во-первых, Павел говорит здесь, что та же сила, которая воскресила Иисуса из мертвых, действует в верующем (2,4.5; 3,16.17). Во-вторых, что Христос поставлен выше всего, "главою Церкви" (ст. 22). Христос не только занимает самое высокое положение во вселенной, - Он имеет его как представитель верующих (Кол. 3,3; Еф. 2,6) и правит вселенной в интересах (ради) Своей Церкви. Этическое учение послания сосредоточено на истине, что власть дается ради служения.

1:20-21 на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени. См. ком. к 3,10.

1:21 не только в сем веке, но и в будущем. См. 1 Кор. 15,24.

1 Павел, волей Божьей апостол Христа Иисуса, обращается с приветствиями к людям Божьим, верующим во Христе Иисусе, которые живут в Ефесе # в Ефесе 1:1 В некоторых греческих рукописях нет этих слов. .

2 Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Христос — благословение наше

3 Благословен будь Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа! Во Христе благословил Он нас всеми духовными благословениями в Небесных владениях. 4 Через Него Бог избрал нас ещё до сотворения мира, чтобы были мы святы и непорочны перед Ним. Из любви Своей к нам 5 назначил Он нам быть усыновлёнными Собою через Иисуса Христа. Таковы были Его цель и желание. 6 Он сделал это, чтобы воздавали мы хвалу благодати Его, которую даровал Он нам по благоволению в лице Сына Своего любимого. 7 Через смерть Его обрели мы свободу от греха. Мы получили отпущение грехов, благодаря бесконечной благодати Его, 8 которую излил Он на нас потоками в глубочайшей мудрости и всеведении Своём. 9 Он открыл нам тайную волю Свою, которая проявилась нам через Христа, потому что так было Ему угодно. 10 Согласно воле Своей, Бог пожелал воссоединить в надлежащее время всё сотворённое на небе и на земле во Христе.

11 Через Него мы были избраны Богом, потому что так была предопределена наша судьба в соответствии с намерением Того, Кто свершает всё согласно воле Своей. 12 Это было сделано для того, чтобы мы, получившие надежду нашу во Христе, имели повод восславить Бога. 13 Вы также слышали истинное послание Благой Вести, в котором Бог рассказал о вашем спасении. Через Благую Весть вы уверовали в Иисуса Христа и были отмечены особой печатью Святого Духа, обещанного вам Богом. 14 Святой Дух — залог нашего наследия до тех пор, пока Бог не даст полную свободу нам, принадлежащим Ему. Бог совершил это, чтобы вы могли восславить Его.

Моление Павла

15 С тех пор как я услышал о вашей вере в Господа Иисуса и о вашей любви ко всем людям Божьим, 16 я не перестаю благодарить Бога за вас, вспоминая вас в своих молитвах. 17 Пусть Бог Господа нашего Иисуса Христа, славный Отец, дарует вам мудрость духовную и откровения, которые дадут вам способность познать Его полностью. 18 Пусть разум ваш станет восприимчив к Свету, чтобы вы узнали, что такое надежда, к которой призвал Он вас, и как великолепно наследие, которое дарит Он всем святым людям Своим. 19 Знайте же, что для нас, верующих, Его сила не сравнима ни с чем! Это та же великая сила, 20 которой Он воскресил Христа из мёртвых и усадил Его по правую руку от Себя в Небесных владениях. 21 Господь поместил Его выше всех правителей, властей, сил и господ, и выше любого звания, которое может быть присвоено не только в наше время, но и во все будущие времена. 22 И Он отдал всё под власть Христа и дал Его церкви, чтобы Он был главою над всем. 23 Церковь — тело Христа, и Он наполняет Собой всё и вся.

Смотри, предлог δια он отнес к Отцу, - и заметь, - это для ариан.


Смотри, какая в то время была добродетель: святыми и верными он называет мужей мирских, имеющих жен и детей. А теперь и в горах и пещерах не таковы.


Сказав: благодать , прибавляет: от Бога, Отца нашего , дабы показать, что сделала нам благодать, именно: она сделала Отцом нашим Владыку и Бога. Но и Господь, то есть Сын, по благодати к нам соделался и Иисусом и Христом, так как ради нас воплотился, наречен Иисусом и освятил человечество Божеством.


Вот и Бог и Отец одного и Того же Христа: Бог как воплотившегося, а Отец как Бога Слова.


В отличие от иудейского благословения он назвал это духовным . Ибо то было более телесным. Бог благословит , сказано, плод чрева твоего (Втор.7:13); и благословит вхождение твое и исхождение твое . Здесь же всякое благословение духовное, и ни в чем у нас нет недостатка. Ибо мы сделались бессмертными и сына ми Божиими, и сонаследниками Христа, и начаток наш приемлет поклонение от вышних сил. Посему справедливо сказал: всяким благословением , потому что нам даровано все божественное и духовное. Во Христе . То есть чрез Иисуса Христа дано нам благословение, а не чрез Моисея, как иудеям. Поэтому не только качеством благ, но и посредником отличаемся от них.


Как бы поясняя, почему наше благословение духовно, он говорит: в небесах . Ибо благословение иудеев было на земле, а посему и телесно: "благая (говорится) земли снесте; землю текущую медом и млеком; благословит Господь землю твою" (Пс.127 , Исх.33 , Числ.13:14 , Втор.11:27 и 31). А здесь ничего нет земного, но все небесное. Поэтому-то и духовно наше благословение. Ибо Царство Небесное обещано нищим, и гонимым - великая награда на небесах (Мф.5:3).


Благословил, говорит, нас чрез Христа, равно как и избрал чрез Него, то есть чрез веру в Него. Избрал прежде создания мира . Ибо соделанное для нас предопределено от века, не новое что-либо совершается, но приводится в исполнение положенное из начала. Хорошо также сказал - καταβολν - сложение, создание (собственно значит низвержение (схождение, - Прим. Ред. ) с высоты), дабы показать, что как бы с некоторой высоты Божественной силы низвержен (низведен, - Прим. Ред. ) и утвержден мир. А слово избрал указывает и на Божественное человеколюбие, и на добродетель их, ибо Он избирает всех, которые будут достойны.


Чтобы ты, услыхав, что Он избрал , не сделался беспечным, как уже избранный, - он говорит: для того нас Бог избрал, чтобы мы были святыми и непорочными, оставаясь верными той святости, которую Он даровал нам при крещении, и проводя жизнь добродетельную. Свят же тот, кто держится веры, а непорочен тот, кто безукоризнен в своей жизни; святости же и непорочности Он требует не простой, но пред Ним . Много бывает святых пред людьми, каковы фарисеи, но не пред Богом. Это и Давид говорит: по чистоте рук моих . По какой? - пред очами Его (Пс.17:25). И Исаия также: очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих (Ис.1:16).


Потому, говорит, Он предопределил нас к усыновлению, что желал, сильно желал, стремился (это ведь и есть благоволение ) показать славу благодати и благодеяния Своего. Но разве ищет славы Бог? Нисколько: Божество ни в чем не имеет нужды, но желает прославления от нас, чтобы мы как можно более возлюбили Его. Ибо тот, который изумляется оказанным ему благодеяниям, будет стараться не оскорбить своего благодетеля, и чем более он помнит об этих благах, тем более он будет любить давшего их. Итак, благоволение (εύδοκία) есть желание Божие главное (основа других желаний). Как например: первое хотение Божие, чтобы никто не погиб, второе хотение - чтобы сделавшиеся злыми погибли; потому что Он действительно не по необходимости наказывает, но по изволению. Итак, благоволение есть главное хотение Божие.


Не сказал - даровал (έχαρίσατο), но: облагодатствовал (έχαρίτωσε), то есть соделал нас приятными и любезными. Подобно тому, как если бы кто, встретив какого-нибудь старца, покрытого язвами и изнуренного голодом и безобразного, вдруг сделал его другим, благообразным и юным, украсив его всяческими дарами, так и Бог, найдя нас нравственно изуродованными и гнусными, явил нас приятными и прекрасными. И возжелает , сказано, Царь красоты твоей (Пс.44:12). Облагодатствовал же в Возлюбленном Сыне , то есть чрез Возлюбленного.


Благодаря Возлюбленному, говорит, мы имеем избавление. Какое же? Прощение грехов . Как оно происходит? Кровию . Ибо то особенно изумительно, что, предав на смерть Своего возлюбленного Сына, Он освободил нас, ненавистных, дав в искупление и избавление Кровь Возлюбленного. И заметь, - это более чем усыновление: даже Сына не пощадил ради нас. Ибо после того, как сказал об усыновлении, говорит об этом, восходя от меньшего к большему.


Соделал же это, говорит он, по богатству благодати Своей. Заметь эти усиленные выражения: нам дано богатство, и богатство Божие, богатство благодати, и не просто благодати, но каковую Он в преизбытке даровал нам , то есть преизобильно излил.


То есть благодать излил на нас для того, чтобы, сделав нас мудрыми и разумными, открыть нам тайну воли ; он как бы говорил: тайны сердца Своего открыл нам. Или же таким образом: "чтобы показать нам тайну во - всем разуме и мудрости", то есть глубину всякой мудрости и разума. Ибо врагов, притом презренных, удостоит столь великих благ и это в конце времен и чрез крест, не дело ли это великой мудрости?


Сделал же это как хотел, как прежде положил и предопределил в Нем , имеется в виду во Христе.


И благоволение сие и соизволение прежде положил и предопределил в устроении и в установление полноты времен . Ибо полнота времен, то есть последние времена, требовали наказания и мщения, так как тогда умножилась человеческая злоба. А явление Сына, напротив, в эти последние времена соделало спасение, что свойственно непостижимой мудрости.


Небесное, говорит он, было отделено от земного, не имело одной главы. Ибо, хотя с точки зрения творения Бог один для всех, но что касается нравственного единения, то сего еще не было. Посему Отец прежде положил соединить под единой главой небесное и земное, то есть положить одну главу всем - Христа: и ангелам по бестелесной природе, и человекам по плоти. Посему во Христе соединил Отец, то есть завершил то, что созидалось долгое время, закончив и завершив слово правдой.


Сказав выше: избрал , теперь снова говорит: мы сделались наследниками во Христе, то есть чрез Христа. Но так как наследство есть дело случая, а не добродетели и выбора, то он исправляет это самое, говоря: быв предназначены к тому по определению Божию. Ибо Он не предопределил бы, если бы признавал недостойными. Но все совершающий Бог прежде нашего появления на свет уже видел нас и избрал и отделил нас для Себя; так что, совершив Сам наше избрание и отделение, Он не ошибся. Избрание же для наследия есть дело благости, так как дается без труда, по Божественной благодати, хотя и на достойных простирается. По изволению воли Своей - говорит, дабы показать, что не потому, что евреи не уверовали, случайно призваны язычники, но от вечности то было предопределено, и этот совет Божий и воля Его были искони. Ибо хотя и сказал Христос: на путь к язычникам не ходите (Мф.10:5), и: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф.15:24), но это сказано для увещания иудеев и привлечения их, как детей, склонных к обольщению, так как по истине призвание язычников было предопределено от века.


Чтобы, говорит, быть нам славой Его, - нам, возымевшим надежду на Христа, то есть уверовавшим во Христа и, прежде наступления будущего века, надеющимся на будущие для нас блага. Ибо слава и похвала благости Божией в том, чтобы спасти столь отчужденных.


То есть во Христе. Так и к евреям говорит: говорил нам в Сыне (Евр.1:2). Называет же проповедь словом истины в отличие от закона, бывшего прообразом и тенью, а благовествованием спасения - в отличие от закона умерщвляющего и будущего наказания. Ибо проповедь о первом явлении призывает ко спасению, а труба второго - к наказанию.


В него - в Евангелие, говорит, уверовав , или в Него -- во Христа; то есть благодатью Христовой уверовав, запечатлены , так что ясно, что вы - жребий и удел Божий. Но иудеи запечатлены были обрезанием, как бессловесные, приняв телесную печать, а мы как сыны Божий, и запечатлены Духом, что выше плотского запечатления. Называет же Его Духом обетованным или потому, что по обетованию Он дан, ибо и чрез Иоиля Бог обетовал: излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил.2:28), и Христос говорит: примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой (Деян.1:8), - или потому, что обетование грядущих благ Дух подтверждает. Ибо уже тем, что Он ниспослан нам, дается уверенность в будущем, посему и называется залогом. Послушай, что следует далее.


Бог "купил" нам наше спасение и дал нам пока в залог Духа, уверяя тем, что Он дарует и наследие неизреченных благ. И те, которые поистине причастны Духа, каков был, например, и Павел, отсюда уже разумеют, что Он есть залог совершенного наследия. Посему-то Павел и стенал и искал достигнуть совершенства и быть со Христом (Флп.1:23). А мы не имеем такого залога, как подобает, и не стремимся к совершенству, поскольку еще не вкусили его.


Словом удел - περιποίησις - он обозначает Божию заботливость и попечение о нас. Посему он говорит, что сей залог ведет к совершенному избавлению и к полному нашему спасению, для сего он и дарован. Ибо тогда наступит совершенная свобода, когда совсем уничтожится грех, когда святые освободятся от сожительства с грешниками и будут спасены и приобретены Богом, чтобы быть Его народом. А некоторые под уделом - περιποίησις - разумеют нас самих. Итак, для искупления удела , то есть нас, которые составляем достояние и стяжание Божие.


Постоянно присовокупляет это, удостоверяя, что непременно исполнится обещанное. Ибо, если бы ради нас делал, можно было бы еще сомневаться, но теперь, когда Он намерен совершить это для проявления Своей благости, кто может возразить, что не сделает? Так и Писание говорит: со мной же, Господи, твори ради имени Твоего (Пс.108:21), и: не нам, но имени Твоему дай славу .


Посему . Почему же? Потому, что вы, уверовав, приняли запечатление Духа и получили залог будущих благ и совершенного избавления, и имеете получить то, что уготовано право верующим и благочестно живущим, - непрестанно благодарю за вас . Видишь ли, какое сострадательное сердце, за всех приносит благодарение, как будто сам получил благодеяние. Ибо не только к ефесянам, но и ко всем это пишет. Итак, хотя достойно благодарить Бога и за все другое, чего мы удостоились, но достойно благодарить и за веру верующих, потому что они так просветились, что притекли ко кресту Спасителя, отступив от губителя. Таково ведь свойство братолюбия. Услышав , говорит, о вашей вере во Христа Иисуса . И не только о вере, но и о любви, то есть милосердном и братолюбивом расположении, и даже человеколюбивом, как простирающемся на всех, а не на одних местных святых, то есть на бедных верующих. И везде он с верой соединяет любовь, поскольку она порождает добродетельную жизнь. Ибо без нее бесполезна вера, - вера без дел и жизни; равно как и жизнь - без веры.


Заметь, сколь многих он имеет в своем уме, сколь многих он помнил в своих молитвах. А мы и самих себя не вспоминаем, как должно.


О чем ты молишь и просишь за нас? Дабы Бог умудрил вас, Бог же Господа нашего Иисуса , то есть Человека, подобного нам по плоти. Отец славы , то есть даровавший нам великие и славные блага. Ибо всегда на определенном основании именует Его, как в выражении: Отец милосердия и Бог всякого утешения (2Кор.1:3); и пророк: Господи, крепость моя, щит мой (Пс.17:2 ,3). Посему и здесь, так как Он даровал нам великие и славные блага, называет Его Отцом славы, то есть источником. Ибо нельзя иначе Его называть, как самым славнейшим у нас именем. Григорий же Богослов под славой разумел Божественность Единородного; так что по отношению к Тому же Христу Он есть Бог и Отец: по отношению ко Христу, то есть к человечеству. Бог, а по отношению к славе, то есть к Божественности, Отец.


То есть да даст вам дар, чтобы просветиться от Духа. Ибо если Дух не откроет сокровенных тайн, другим способом невозможно постигнуть их. Ибо только "Он", а не ангел и не архангел, все проницает, и глубины Божии (1Кор.2:10). Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия (

Вышесказанное касалось будущего. Теперь же говорит о бывшем уже, чтобы от сего и то стало достоверным. Что же это такое? То, что, говорит, мы уверовали, ибо и это требует откровения, чтобы вы яснее это поняли. Итак, что же? Разве не сознавали ефесяне, что уверовали? Конечно, сознавали, но не так, как говорит теперь. Ибо не легко это знать, потому что нужна великая сила - переубедить душу и отвратить от заблуждения, такая нужна сила, каковой не требуется для воскрешения мертвого. Ибо мертвых одним только словом воскрешал Господь, но иудеев не убедил даже многими речами и удивительными делами. Посему и говорит, что и для этого имеем нужду в откровении Духа, дабы понять, что принятие нами веры есть дело великой силы и действия Божия. И как Христа воскресил Он из мертвых, так и нас, бывших мертвыми, воздвиг от неверия. Посему и назвал это безмерным величием могущества и державой силы . Ибо когда ничего не достигли пророки и все творение: и видимое, научая своим благоустройством, и невидимое - в лице наставляющих и вразумляющих ангелов, - тогда неожиданно мы получили спасение. А слова: воздействовал во Христе , разумей, сказаны о человеческой природе. Ибо Восставший из мертвых есть Человек, хотя и был Он соединен с Богом.


Не сказал: высоко, но превыше , чтобы указать на величайшую высоту. Ибо из крайней глубины Он возвел на самую высоту человеческую природу во Христе. Конечно, о ней говорит, как об умершей и воскрешенной, так как божественная природа действительно не умирала, не воскресала и не возвышалась, как всегда бывшая выше всякой высоты. Итак, выше всякой ангельской силы воссела прежде презренная человеческая природа.


Чтобы ты, услышав это, не подумал, что именем главы называется какое-нибудь начальство и власть (ибо и это значение имеет слово глава ), он говорит, что Христос есть глава Церкви, как тела, и также ей сроден и тесно соединен. И Церковь есть полнота Его. Ибо как тело есть полнота головы, восполняя ее своими членами, так и Церковь есть полнота Христа, Наполняющего все во всем . Ибо Христос восполняется и как бы завершается всеми членами в лице всех верующих: восполняется как бы рукой в лице милостивого человека и иным способом помогающего слабым; как бы восполняется ногой в лице человека, предпринимающего путешествие ради проповеди и призревающего своих братьев, и иным членом восполняется в другом верующем. И таким образом восполняется всеми членами в лице всех верующих, то есть чрез посредство всех верующих, когда один одну, другой другую оказывает услугу. Ибо тогда становится совершенной глава наша - Христос, то есть получает совершенное тело, когда мы все вместе будем соединены и тесно связаны.


1. Призвание Церкви (главы 1-2)

Всякое знание можно разбить на две категории: чистое или теоретическое знание и знание практическое. Большинство своих посланий апостол Павел начинает с изложения чистого или доктринального знания, а заканчивает их тем, как применять это знание на практике. В данном послании три первых главы посвящены доктринальным вопросам (призвание Церкви), а последние три - вопросам практическим (образ жизни Церкви).

А. Вступление (1:1-2)

Еф. 1:1 . Павел стал апостолом Иисуса Христа волею Божнею, или по решению Его. Не сам он избрал для себя это служение. И, значит, опирался в нем на Божий авторитет. В качестве апостола Бог послал Павла проповедывать евангельскую весть.

Это послание адресовано святым, находившимся в Ефесе. Словом "святые" (хагиоис) называются те люди, которые отделены Богом от мира для использования их в Его целях. Получив спасение во Христе, они становятся частью Вселенской Церкви Христовой. Слова "в Ефесе" отсутствуют в некоторых ранних манускриптах (раздел "Назначение" во Вступлении), но многие данные как внешнего, так и внутреннего характера, свидетельствуют в пользу их включения в текст Если то послание было циркулярным письмом, то представляется, что в первую очередь его должны были получить в Ефесе, как в важном стратегическом центре на Малоазийском побережья.

Верным во Христе Иисусе дается в уточнение понятия "святые", и практически они означают то же, что и "верующие во Христа Иисуса". Здесь речь идет о святых именно во Христе, а не в Адаме и не в богине Артемиде Ефесской. Телесно эти верующие находились в Ефесе, но духом пребывали во Христе (сравните с "находящимся в Колоссах… верным… во Христе Иисусе" в Кол. 1:2). Эти обороты - "во Христе Иисусе", "во Христе", "в Нем" - очень характерны для Павла. Вся жизнь христиан сокрыта во Христе.

Еф. 1:2 . Обычное для этого апостола приветствие - Благодать (чарис) вам и мир отличалось от общепринятого в греческих письмах того времени приветствия, выраженного словом "Радоваться" (к примеру, апокрифическую книгу 1 Макковеев (10:18,25), а также Деян. 15:23 и 23:26; Иак. 1:1; оно же встречается в тысячах писем, написанных на папирусе).

Слово же "благодать" говорит о неизменной Божией любви к человеку, а слово "мир" указывает на характер взаимоотношений как между людьми, так между ними и Богом - в результате действия благодати. В своем приветствии верующим в Ефесской церкви, с которого он начинает письмо к ним, Павел выражает желание, чтобы Божии благодать и мир пребывали с ними.

Б. Хвала Богу за Его благословения, предназначенные от века (1:3-14)

От общего приветствия святым в Ефесе Павел переходит к пространному рассуждению о том, почему следует славить Бога, - причина этого в духовных благословениях, которые Он предназначил от века верующим во Христа.

В греческом тексте (и это сохранено в русском переводе) стихи 3-14 представляют собой одно предложение: некоторые ученые считают его самым длинным и громоздким во всей древнегреческой литературе! На деле же лишь в Послании к Ефесянам есть (по-гречески) еще восемь весьма длинных предложений (1:3-14,15-23; 2:1-7; 3:1-13,14-19; 4:1-7,11-16; 6:14-20). Следует, однако, заметить, что для молитв и славословий вообще характерны длинные предложения, даже и в наши дни.

1. Излияние духовных благословений (1:3).

Еф. 1:3 . Павел заявляет, что Бог благословен, т. е. что Он подлежит благословениям или похвале. Соответствующее греческое слово еулогетос происходит от глагола, буквально означающего "говорить нечто хорошее". В греческом тексте Нового Завета это слово применяется только к Богу (Мар. 14:61; Лук. 1:68; Рим. 1:25; 9:5; Кор. 1:3; 11:31; 1-Пет. 1:3), тогда как в Септуагинте, т. е. в Ветхом Завете на греческом языке, оно подчас употребляется и по отношению к людям (Быт. 26:29; Втор. 7:14; Руф. 2:20). Хвалу следует возносить Богу и Отцу Господа нашего Иисуса Христа.

Из Еф. 1:2 следует, что Бог является Отцом верующих, а здесь, во 2 стихе, Он - Отец Христа (сравните стих 17; подобные же формулировки в Рим. 15:6; 2-Кор. 1:3; 1-Пет. 1:3). В Еф. 1:2 первое Лицо Троицы "принадлежит" верующим, что видно из слова "нашего". Тут же, в 3 стих, местоимение "нашего" свидетельствует о том, что верующие принадлежат Христу, второму лицу Троицы. Поскольку Он является Сыном Божиим, а верующие связаны с Ним, они связаны также и с Отцом.

И вот этот благословенный Бог является Тем, Кто благословляет нас во Христе Иисусе. "Благословивший нас" - здесь форма отглагольного прилагательного от упомянутого еулогетос. Соответствующий глагол означает "говорить хорошо, нечто хорошее" - тут в значении "приносить благо, процветание". В классической греческой литературе это слово не встречается. Так, к примеру, о Зевсе не говорят, что он жалует кого-либо своими благословениями.

Скорее о нем скажут, что он послал везение, принес удачу. Но вот в Ветхом Завете глагол еулогео встречается более 400 раз, свидетельствуя о том, что Бог во все времена изливал благословения на своих детей. О Марии сказано, что она "благословенна" среди женщин, что она носит "благословенное" дитя (Лук. 1:42).

Павел нарочито употребил здесь прошедшее время - "благословивший нас", чтобы подчеркнуть, что благословение верующих совершилось в неисследимом прошлом, в вечности. Но чем же верующие благословлены? - Всяким духовным благословением в небесах. Первые три слова этой фразы соответствуют в греческом одному - еулогиа, подразумевающему всевозможное духовное богатство, необходимое для духовной жизни.

Поскольку блага эти уже излиты на верующих, они не должны просить их у Бога, но - принять их верою. Подобно тому, как Иисусу Навину не надо было просить Бога, чтобы дал Израилю землю, потому что она и так была уже обещана ему (Иис. Н. 1:3-4). От него, однако, требовалось с радостью войти во владение дарованным.

Сфера, где сосредоточены упомянутые богатства, - во Христе. А место осуществления благословений - в небесах, не на земле, где приносила (если приносила) удачи та же Артемида Ефесская. Следовательно речь идет о благословениях духовных, а не материальных; небесных, а не земных; вечных, а не временных (2-Кор. 4:18; Кол. 3:1-4). Пять раз в Послании к Ефесянам прибегает Павел к этой фразе - "в небесах" или "на небесах" (1:3,20; 2:6; 3:10; 6:12); в русском тексте в 6:12, вместо "на небесах", - слово "поднебесных".

В Еф. 1:3 немало сказано о Божиих благословениях, принадлежащих верующим: а) что излиты на них они были от вечности; б) что благословения эти духовного порядка; в) что осуществятся они в небесных сферах и г) благодаря Иисусу Христу (во Христе).

2. Причина и цель благословений (1:4-14)

Продолжая обсуждать вопрос духовных благословений, Павел показывает, что в основе их - работа всех трех Лиц Божества: избрание было совершено Отцом (стихи 4-6), искупление - Сыном (стихи 7-12) и запечатление - Духом Святым (стихи 13-14).

а. Бог совершает выбор для Себя (1:4-6)

Еф. 1:4 . Апостол начинает с указания на то, когда Бог произвел Свой выбор: прежде создания мира. Первое слово стиха (греческое слово "катос") имеет причинное значение; мысль заключается в том, что духовные благословения (1:3) были излиты на верующих благодаря действию всех лиц Троицы - "по причине" выбора Отца, смерти Сына и запечатления верующих Святым Духом.

Духовные благословения начинаются с избрания и основаны на нем (Он избрал нас); процесс совершается по инициативе Бога: Он - субъект, а верующие - объект этого процесса. Он по Своей верховной воле избирает тех, кто будет верить (сравните Рим. 8:30; Еф. 1:11; 1-Фес. 1:4; 2-Фес. 2:13; Тит. 1:1). Спасение - это дело рук Божиих - не человеческих (Еф. 2:8-9). Но хотя оно является актом Божией милости (Рим. 11:5-6; 2-Тим. 1:9), вытекающим из Его волеизъявления (Еф. 1:5,9,11), ответственность за то, чтобы веровать возлагается на человека (стих 13). "Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению" (2-Фес. 2:13).

В Нем указывает на сферу (сравните "во Христе" в Еф. 1:3), в которой совершается избрание, так как Христос является Главою и Представителем духовного человечества (стих 10, 22; Кол. 1:18). Время избрания - от вечности, а цель его в том, чтобы мы (т. е. верующие) были святы и непорочны пред Ним в вечности. Тому, что было начато Богом в прошлом, в будущем предстоит быть полностью завершено. Христиане - "святы", т. е. отделены для Бога, в чем и состоит цель совершенного Им избрания по благодати. Но оно преследует и еще одну цель: сделать христиан "непорочными".

Греческое слово амомоус, означающее "без порока", в Новом Завете встречается восемь раз (стих 4; 5:27; Фил. 2:15; Кол. 1:22; Евр. 9:14; 1-Пет. 1:19; 2-Пет. 3:14; Откр. 14:5). В Септуагинте оно встречается применительно к жертвенным животным; только тех из них, которые "не имели порока", можно было приносить в жертву Богу.

К чему относится в любви, завершающее 4 стих? Очевидно, к предыдущим словам: чтобы мы были святы и непорочны пред Ним, хотя некоторые склонны читать эти слова вкупе с первым словом следующего стиха: "в любви предопределив". В пользу первой точки зрения говорит, в частности, то соображение, что "в любви" и "любовью", встречающиеся в этом Послании еще пять раз (3:18; 4:2,15-16; 5:2), всегда относятся к человеческой любви, а не к Божией. Кроме того, любовь хорошо согласуется со святостью и непорочностью, святость и любовь гармонируют между собой. Бог есть любовь, и по причине избрания их этой любовью верующие собственную свою любовь должны являть в практической святости.

Еф. 1:5 . Причина Божиего избрания в том, что Он предназначил верующих к усыновлению (сравните с "предназначены" в стихе 11). Предопределив - от греческого слова "проорисас", что означает "отмеченный наперед"; смысловое ударение здесь скорее на содержании этого понятия, чем на том, кто именно избирается, т. е. оно ставится на том, что предопределенная от вечности судьба верующих - в усыновлении их Богом чрез Иисуса Христа (как Посредника этого усыновления) - в качестве сынов, достигших должного развития. Концепцию усыновления находим также в Рим. 8:15, 23 и в Гал. 4:4-7. В результате усыновления приемный сын вводится в семью и получает те же самые права, что и сын, рожденный в этой семье.

Из этого контекста следует, что предопределение логически предшествует избранию: Бог вначале возрадовался ("предвкусив" ее) славной судьбе верующих, принятых Им в Его семью, и уже потом бросил он взгляд вниз, на грешное человечество, чтобы избрать из него верующих (Рим. 8:30, где слово "предопределил" предшествует слову "призвал", подразумевающему Его продуктивную деятельность по спасению человека). Все это было сделано по благоволению воли (сравните стих 1, 9, 11) Его (в англ. Библии - "с радостью и в соответствии с волей Его") и означает, что Он радовался, изливая духовные благословения на Своих детей.

Еф. 1:6 . Конечная цель избрания, совершенного Богом, - в том, чтобы верующие сделались похвалой славы (или славной) благодати Его. Схожее выражение относительно похвалы следует за описанием соделанного Сыном (стих 12) и Духом Святым (стих 14). Его "славная благодать" (не заслуженная людьми; сравните стих 7) была им дана как дар - мы были ею "облагодатствованы". Всего лишь один раз еще употреблено в Новом Завете соответствующее отглагольное прилагательное - в Лук. 1:28, где Мария названа "благодатной".

Поскольку спасение - от начала до конца - следствие Божией благодати, христиане, конечно же, должны хвалить и славить Бога за него! Это, как уже говорилось, тоже было целью их избрания - благословлять Бога (сравните с "Благословен Бог" в стихе 3). Словами в Возлюбленном подчеркивается Божия любовь к Сыну (сравните "возлюбленного Сына" в Кол. 1:13). Упоминание о Христе в данном стихе обусловливает переход к теме Его (второго Лица Троицы), которая развивается в стихах 7-12.

Бог Отец любит Своего Сына, а потому и христиане, пребывающие в Сыне, тоже являются объектом Его любви.

б. Божественное искупление во Христе (1:7-12)

Еф. 1:7 . Искупление (аполитрозин) подразумевает освобождение или искупление из рабства (сравните Кол. 1:14). Идеей освобождения проникнуты и некоторые другие стихи, где встречаем то же греческое слово (Лук. 21:28; Рим. 3:24; 8:23; 1-Кор. 1:30; Еф. 1:7,14; 4:30; Кол. 1:14; Евр. 9:15; 11:35). Речь тут идет об искуплении от греха (Евр. 9:15) и, таким образом, имеется в виду работа Христа по освобождению верующих от рабства греху.

Это уточняется словами прощение грехов (также Еф. 4:32; Кол. 1:14), каковое дается немедленно по освобождении верующего от упомянутого рабства. (Словом "грехов" переведено греческое слово "параптома" - буквально "неверные шаги" или "нарушение закона"; оно же употреблено в Рим. 4:25; 5:16-17,20; Еф. 2:1,5 и в др. местах.) Бог не может легко относиться ко греху, ибо очищение от него связано с пролитием крови (Евр. 9:22).

Средством искупления явилась жертвенная заместительная смерть Иисуса Христа (Кровию Его; также Еф. 2:13; 1-Пет. 1:19), что полностью удовлетворило требование Божественной справедливости (Рим. 3:24-25). Она, т. е. смерть Христа, совершилась по богатству благодати Божией (Еф. 1:6; 2:7). Христова кровь есть мерило того богатства Божией милости, которую Он дарует каждому верующему - отнюдь не по заслугам его. Происходит это именно по богатству Его благодати (сравните Фил. 4:19), а не из соображений этого богатства. Шесть раз в Послании к Ефесянам упоминает апостол Павел о Божием богатстве (1:7,18; 2:4,7; 3:8,16).

Еф. 1:8-10 . Божия благодать дается верующим как способность понимать Его волю. Бог дает им премудрость (софия; 1:17; 3:10; Кол. 1:9,28; 2:3,23; 3:16; 4:5), т. е. способность объективного проникновения в истинную сущность Его откровений, и разумение (фронесеи), т. е. умение понимать их конкретно и применительно к себе. Так, верующие в состоянии охватить до известной степени цель Божества в веках и осмыслить осуществление ее в рамках своего времени.

Это происходит потому, что Бог открыл нам тайну Своей воли (сравните с употреблением слова "воля" в Еф. 1:1,5,11). "Тайна" - это ранее скрытая истина, которая сделалась доступной человеческому разумению благодаря Божиему откровению (о "тайнах" в Новом Завете в частности, в Матф. 13:11). Эта тайна (истина, открытая в откровении) заключается в Божием благоволении или в благой воле Его (сравните Еф. 1:5) осуществить во Христе и под Его началом соединение "всего небесного и земного", т. е. "устроить полноту времен".

Слово ойкономия, переведенное как "устроение", означает учреждение чего-то или управление чем-то. Тут подразумевается Тысячелетнее Царство - в нем достигнут своей полноты (в значении "завершения") все те "времена", в которые постепенно и последовательно осуществлялись Божии цели, и все сущее, как духовного, так и материального порядка, окажется под началом Христа, под Его непосредственным управлением (1-Кор. 15:27; Кол. 1:20).

Словами "дабы все… соединить под главою" переведено одно греческое слово (которое в Новом Завете встречается еще лишь в Рим. 13:9, где речь идет о слиянии всех заповедей в одной заповеди о любви; в русском тексте - "заключается"). В Тысячелетнем Царстве все будет восстановлено и объединено под руководством Христа, единого Главы. Это не означает, что все будут спасены, но что грех, как фактор неустройства, будет удален, и во вселенной будет установлен мир (Ис. 2:2-4; 11:1-10).

Еф. 1:11-12 . Уверование евреев во Христа и включение этих иудеев в тело Христово Павел рассматривает как следствие полученных ими духовных благословений, выразившихся в даровании им способности проникать в тайну Божией воли (стихи 8-10). Местоимение "мы" в стихе 11, по-видимому, подразумевает иную группу людей, чем та, о которой шла речь в стихах 3-10. Это подтверждается двумя соображениями: 1) в стихе 11 после местоимения "мы" поставлен союз "и" - в значении "также"; 2) в стихе 13 "мы" меняется на "вы", перед которым тоже стоит "и" в значении "также"; это "вы" явно относится к верующим из язычников. Хотя Божий благословения излились и на иудеев, и на язычников, иудеи были призваны первыми (нам, которые ранее уповали на Христа в стихе 12; сравните Деян. 3:26; Рим. 1:16).

В Еф. 1:11 слово еклеротемен, которому в русском тексте соответствует сделались наследниками, буквально означает "быть избранными по жребию" (в Новом Завете оно встречается только здесь). Верующие из иудеев были избраны в силу своего предназначения. Но это предназначение не было продиктовано прихотью или капризом Всевышнего - оно состоялось по Его определению (сравните Рим. 8:28; 9:11; Еф. 3:11); в английской Библии это передано несколько иначе, чем в русской: "Согласно плану Того, Кто все совершает в соответствии с замыслом воли Своей".

Самим сочетанием слов в греческом тексте (которое в англ. Библии передано точнее) - "план", "замысел", "воля" - выраженио подчеркивается суверенность Божиего решения относительно включения иудеев в Церковь, возглавляемую Христом. Божий выбор был направлен на то, чтобы верующие иудеи могли послужить к похвале славы Его (сравните стих 6); "к похвале славы Его" или некоторое видоизменение этих слов служит рефреном, повторяемым по описании дел каждого из Лиц Троицы (сравните стих 6, 14). Слова, которыми завершается стих 12, подтверждают, что в этих стихах (11-12) говорится о верующих иудеях, противопоставляемых верующим из язычников, поскольку в вере иуден хронологически предшествовали язычникам (Деян. 1:8; 13:46; 28:25-28; Рим. 1:16 /соответствующие ком. /; 2:9-10).

Христос освободил грешника от его греха и открыл ему Свою волю, состоящую в том, чтобы все к концу "времен" объединилось под Его главенством, включая и верующих иудеев, которые первыми доверились Ему.

в. Божественное запечатление Духом (1:13-14)

Основой духовных благословений, изливаемых Богом на верующих, служит не только избрание их Отцом (стихи 3-6) и искупление Сыном (стихи 7-12), но и запечатление их Духом Святым.

Еф. 1:13-14а . В Нем и вы относится к язычникам, в отличие от иудеев, о которых речь шла ранее (сравните толкование на стихи 11-12). Когда язычники услышали слово истины (сравните Кол. 1:5; 2-Тим. 2:15; Иак. 1:18), которое характеризуется как благовествование вашего спасения, и уверовали в Него, то были запечатлены обетованным, т. е. обещанным вам Святым Духом. В греческом оригинале заключительные слова 13 стиха звучат так: "Они были запечатлены в Нем (во Христе) Святым Духом, обещанным им".

Слово запечатлены (от "печать") указывает на сохранность и надежность (Матф. 27:66; Еф. 4:30), на удостоверенность (Иоан. 6:27), на заверение истинности (Иоан. 3:33) и на засвидетельствование о принадлежности (2-Кор. 1:22; Откр. 7:2; 9:4). Бог запечатлевает, Христос является сферою, в которой запечатление происходит, а Дух Святой - орудием запечатления. Выражение "обетованным Святым Духом" подразумевает обещание, данное Христом Его ученикам, что пошлет им Духа (Лук. 24:29; Иоан. 14:16; 15:26; 16:13; Деян. 1:5).

Запечатлевающий Дух Святой есть залог наследия нашего. Слово "залог" означает нечто большее, чем просто обязательство, которое ведь можно взять назад; он, как первый взнос за приобретаемую недвижимость, служащий гарантией дальнейших выплат (сравните с "начатком Духа" в Рим. 8:23). Такой "гарантирующий залог" передан по-гречески (стих 14) словом аррабон, которое в Новом Завете встречается еще два раза: в 2-Кор. 1:22 и 5:5. Речь тут идет о гарантии верующим наследия спасения и пребывания их в вечности на небесах (1-Пет. 1:4). (также толкование на слово "наследие" в Еф. 1:18.) В сущности "залог" Духа Святого является как бы частицей неба в жизни верующих и гарантией того, что в будущем они получат несравненно больше.

Еф. 1:14б . Верующий запечатлен Святым Духом для искупления удела (т. е. собственности) Его. Тут, однако, не имеется в виду искупление как освобождение от вины за грех, от рабства греху; о таковом говорилось в Еф. 1:7, а здесь подразумеваются верующие, которые уже являются "собственностью Бога". Речь тут идет об окончательном и полном выведении их из сферы действия греха (Рим. 8:23б; Фил. 3:20-21). Греческий эквивалент слова "удел" встречается и в других стихах, в частности, в 1-Пет. 2:9. Стих 14 заканчивается повторением уже знакомого нам славословия: в похвалу славы Его, которое прежде следовало за описанием работы Отца (Еф. 1:6) и Сына (стих 12).

В. Молитва о мудрости и откровении (1:15-23)

1. Причина благодарности (1:15)

Еф. 1:15 . Посему, т. е. по причине перечисленных выше духовных благословений верующих, включая их избрание, предназначение, усыновление, изливаемую на них благодать, искупление их, прощение, дарованные им мудрость, разумение, знание тайны воли Его, запечатление их Духом Святым и ожидающее их наследие на небесах, - Павел молится теперь о том, чтобы его читатели могли лично и близко познать Бога. В греческом тексте стихи 15-23 составляют одно предложение, как и стихи 3-14.

Павел услышал о вере ефесян во Христа и об их любви ко всем святым (сравните Кол. 1:4; 2-Фес. 1:3). Правильные взаимоотношения с Богом должны вести к правильным отношениям христиан между собой. Любопытно отметить, как объединяет Павел "любовь с верою" в Еф. 6:23.

2. Просьба (1:16-23)

а. Просьба о мудрости и откровении (1:16-18а)

Еф. 1:16 . За веру и любовь ефесян Павел непрестанно благодарил Бога (сравните Рим. 1:8; 1-Кор. 1:4; Фил. 1:3; Кол. 1:3; 1-Фес. 1:2; 2-Фес. 1:3) и молился о них (сравните Фил. 1:4; Кол. 1:9; 1-Фес. 1:3).

Еф. 1:17 . Итак, этот стих продолжает стих 16. Павел обращается с просьбой к Богу Господа нашего Иисуса Христа (сравните стих 3), Отцу славы, т. е. Отцу, Которому принадлежит вся слава мира (сравните с "Богом славы" в Деян. 7:2 и "Господом славы" в 1-Кор. 2:8). Павел просит о том, чтобы Бог дал ефесянам Духа премудрости и откровения.

Хотя слово "Дух" написано с большой буквы и некоторые переводчики полагают, что речь тут идет о Святом Духе, в данном случае это слово было бы правильнее толковать как "расположение" или "склонность" -судя по двум дополнениям в родительном падеже, которые следуют за ним ("Духа премудрости и откровения" сравните с "духом кротости" в 1-Кор. 4:21).

Но с другой стороны, никто не может обрести духа (в смысле соответствующей предрасположенности) мудрости и откровения, если не находится под руководством Духа Святого. Как пишет Исаия: "И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия" (Ис. 11:2). Мудрость (софия - также Еф. 1:8; 3:10) дает способность проникновения в истинную природу вещей, откровение же - возможность проникновения в суть обсуждаемого предмета, т. е. в сущность Самого Божества.

Эта мудрость и это откровение даются для того, чтобы люди могли познавать Его. Соответствующее греческое слово эпигносей подразумевает не абстрактное знание Бога или каких-то объективных фактов о Нем, а именно личное, близкое познание Его (греческое слово того же корня - Еф. 4:13). Тут подразумевается внутреннее, сокровенное познание сердцем Божиего характера и воли Его. Философы советуют: "Познай самого себя", а христиане говорят: "Познай Бога через Иисуса Христа".

Еф. 1:18а . Итак, просьба апостолов - о том, чтобы ефесяне обрели способность особого духовного проникновения для познания Бога, чтобы Он с этой целью просветил очи сердца их. Надо заметить, что эта просьба о познанни ограничена определенными рамками - рамками сердца, уже просвещенного Богом, как об этом свидетельствует форма греческого прошедшего времени, предполагающая продолжение в будущем того, что произошло в прошлом; "просвещенность" их сердец подтверждается сказанным в 3-14 и особенно - в стихах 7-9. В библейском понимании "сердце" является "центром" человеческой личности.

б. Цель получения мудрости и откровения (1:18б-23)

Сообщив о том, что он молится (стихи 16-17) о том, чтобы ефесяне могли лично познать Бога, Павел говорит теперь о цели (тоже в сфере познания) этой просьбы: дабы вы познали - познали некие три вещи; о них он говорит в стихах 18б-23 (о первой в 18б, о второй в 18в и о третьей в стихах 19-23). Слово "познали" (греческое слово "ейденаи", стих 18) предполагает именно знание фактов - здесь уместно сравнение с полководцем, которому прежде, чем отправиться на битву, необходимо узнать фактические данные относительно имеющегося у него военного снаряжения и людских резервов.

Еф. 1:18б . Первая вещь - это надежда. Источником нынешней надежды верующего является призвание его ко спасению, осуществленное в прошлом (Рим. 1:6; 8:30; Еф. 4:1,4; 2-Тим. 1-9). "Надежда" или "упование" в Священном Писании есть синоним уверенности верующего в его победе в Боге (Рим. 8:23-24; Еф. 4:4; Кол. 1:5; 1-Фес. 1:3; 1-Пет. 3:15).

Еф. 1:18в . Вторая вещь, о которой Павел хочет, чтобы знали его читатели, относится к области будущего: какое богатство славного наследия Его для святых. Здесь значительное расхождение в переводе с греческого оригинала на английский и русский языки. По-английски последние слова звучат как "во святых". (И на этом строится объяснение стиха комментатором.)

Во время воскресения верующих ("святые" - это те, которые отделены Богом для Себя, стих 1) Бог "унаследует" их - тех, которых искупил дорогой ценой "по богатству благодати" Своей (стих 7). Это второй (из шести) раз прибегает Павел в Послании к Ефесянам к понятию "богатства" (1:7,18; 2:4,7; 3:8,16). В 1:14 апостол писал о "наследии" христиан как о предстоящем им полном освобождении из сферы действия греха. Здесь же, в 18 стих, он пишет о Божием наследии, которым являются сами святые! По причине "славы благодати" (или славной благодати; стих 6) Того, Кто является Отцом славы (стих 17), Он получит "славное наследие" Свое (стих 18).

Еф. 1:19-23 . Третья вещь, о которой Павел хочет, чтоб знали верующие, относится к настоящему времени: Как безмерно Его могущество в нас, верующих. Слово "могущество" (динамис) употреблено здесь в значении движущей и животворящей силы. Эта сила Божия и направлена на верующих, она действует в них. Павел называет ее державной (греческое слово "кратоус" - буквально "сила, преодолевающая всякое сопротивление"; именно такой она явила себя в чудесах, которые совершал Христос; слово кратоус всегда применяется только к Богу, и никогда - к верующим). Самый подбор слов для описания могущества Божия подчеркивает, насколько она "безмерна", эта сила Его, которая доступна христианам (6:10; 1-Пет. 4:11).

Далее Павел говорит о том, как Божия сила трижды явила себя во Христе (Еф. 1:20-23). Первый раз, когда Он воздействовал ею во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себа на небесах. Божия действенная сила, воскресившая Христа и вознесшая Его на небеса в прошлом (Рим. 8:34; Еф. 2:6; Кол. 3:1; Евр. 1:3; 8:1; 12:2; 1-Пет. 3:22), есть та самая, которая в настоящее время доступна верующим (Фил. 3:10). Какой это чудесный источник духовной энергии и способности жить христианской жизнью (Кол. 1:11)!

То обстоятельство, что Христос был вознесен на небо и посажен по правую руку Бога, свидетельствует о Его положении превыше всех начальств и властей (сравните Кол. 1:16), как человеческих, тах и духовных (Фил. 2:8-11), будь-то в настоящее время или "в веке будущем", т. е. в вечности (1-Кор. 15:23-28). Слова начальства и власти, и силы и господства относятся в первую очередь к ангельским чинам (Рим. 8:38; Еф. 3:10; 6:12; Кол. 1:16; 2:15; Тит. 3:1).

И в этом, т. е. в том, что Отец все покорил под ноги Христа, есть второе проявление силы Его в Сыне. Тогда как Адам потерял свое господство над творением в момент своего согрешения, Христос был поставлен Главою над этим, некогда падшим, творением (Еф. 1:10). Полностью воцарение Его осуществится в будущем (Пс. 8:6; 1-Кор. 15:27; Евр. 2:6-8).

Третье проявление Божественной силы во Христе - в том, что Он поставлен главою Церкви. Хотя, как только что говорилось, окончательное воцарение Христа произойдет в будущем, теперь Он возглавляет общество верующих. Главою Церкви Иисус назван также в Еф. 4:15; 5:23 и в Кол 1:18. Намек на Церковь ощущается уже в Еф. 1:10, но впервые о ней говорится прямо в Еф. 1:22б. Церковь есть Его тело (стих 23 сравните с 4:4,15-16; Кол. 1:18). Это тело Его, т. е. вселенская Церковь, объединяющая в себе всех верующих, и есть полнота Его, Наполняющего все во всем.

Надо признать, однако, что такое определение тела Христова нелегко поддается объяснению. Глагол "наполнять" можно принять в "пассивной форме", т. е. понять это так, что Христос, как Глава тела, "наполняется" Церковью, другими словами, что Церковь, по мере своего роста, все более наполняет Христа. Но, пожалуй, правильнее это понять в ином смысле, а именно, что Христос, будучи Главою тела, "наполняет" его, т. е. Церковь, благословениями.

Тогда стих 23 можно было бы прочитать так: "Которая есть тело Его, наполняемое Им, Который наполняет все (в значении - всю вселенную) всем (Своими благословениями)". В пользу такой интерпретации говорят следующие соображения: 1) Нигде в Новом Завете не сказано, что Христос черпает Свою полноту от Церкви. 2) Вторая точка зрения "укладывается" в контекст поскольку творящей и все завершающей силой выступают три Личности Божества (сравните Еф. 1:10). 3) Такое понимание согласуется с 4:10-11, откуда следует, что Христос "наполняет" все (вселенную) Своими одаренными служителями.

На этом молитва Павла заканчивается. Указав на то, что верующим принадлежат все духовные благословения (1:3-14), апостол молится о том, чтобы им познать Бога лично, сердцем (стих 11 дабы они могли уяснить себе следующя три факта: 1) что "призвание" их в прошлом к спасению порождает надежду (с 18); 2) что в будущем они, святые, станут "наследием" Бога (стих 18), и 3) что сила Бога, которая в настоящее время действует в верующих, - а) в прошлом явил себя в воскресении и вознесении Христа

б) в будущем проявится в воцарения; Христа над творением, а в наши дни -

в) являет себя в том, что Иисус Христос возглавляет Церковь.