Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,




И вымолвить хочет: «Давай улетим!




Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Анализ стихотворения "Узник" для школьников

Стихотворение великого русского поэта было написано в 1822 году. Оно состоит из 3х четверостиший, в которых поэт представляет грустный сюжет жизни птицы в темнице. Две птицы были заточены внутрь сырого помещения с решётками на окне, чтобы не улетели.

Проблематика данного произведения относится к периоду жизни Александра Сергеевича Пушкина 1820-1824х годов (одна тысяча восемьсот двадцатого - одна тысяча восемьсот двадцать четвёртого годов). В этот период великий поэт был отправлен в ссылку в город Кишинёв на службу Российской империи (в настоящее время Кишинёв - это город на территории Молдавии). Эта ссылка на службу в отдалённую провинцию воспринималась поэтом как заточение в тюрьму.

Жизнь среди голых равнин и холмов и служба в канцелярии отличалась от жизни в Санкт-Петербурге, наполненной приятными впечатлениями от встреч с образованными людьми, балами и пирами, о которых поэт часто пишет в своих литературных произведениях (например, "Друзьям", "Прости мне, милый друг...", "Медный всадник").

Сюжет стихотворения развивается от грустного и унылого к возвышенному, одухотворённому.

Первое четверостишие представляет читателю крайне печальную картину: губительную темницу, которая ограничила волю и свободу молодого орла. Орёл - это символ свободы. Птица в небе всегда воспринимается людьми как символ веры в лучшее, счастливой свободной жизни. Контраст образа вольной и сильной птицы с образом сырой тюрьмы с решёткой на окне пробуждает в читателе сопереживание к этому персонажу.

Конечно, за образом молодого орла читатель узнаёт самого поэта - Александра Сергеевича Пушкина. Почему томится и почему так печален орёл? Мы, увы, не знаем.

Второе четверостишие открывает новые грани творческого таланта великого русского поэта. Из безвыходной ситуации ищет выход не только он, но и его товарищ. (Приводим текст второго четверостишия)

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: "Давай улетим!

Необычный сюжет предстаёт вниманию читателя. Снова автор удивляет и насыщает воображение читателя. Очень тонко автор представляет основную мысль этого стихотворения в виде побуждающей короткой фразы: "Давай, улетим!" Тем самым привлекает внимание читателя к своему стихотворению ещё больше. Ожидание свободы, надежда на то, что птица вернётся в естественную среду, которой она принадлежит, - это заставляет глубоко переживать и сочувствовать героям произведения.

Третье четверостишие звучит ещё более взволнованно. С трепетом, торжественно, громогласно друг заявляет другу:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..

Последний стих возвращает чувства и жизнь в это произведение. От чистого сердца, необычайно ясно и вдохновляюще звучат слова героя произведения. Так поэт достигает единения с читателем, вызывает дружеские чувства. Это произведение заставляет задуматься о судьбе человека в неволе. Человека великого, рождённого в свободе и для высоких целей!

Таким предстаёт молодой орёл, которым является русский поэт А.С. Пушкин.

Углубленный анализ творчества А.С. Пушкина в стихотворении "Узник"

С большим уважением мы относимся к творчеству А.С. Пушкина, талантливого представителя Золотого века русской поэзии. Ещё большее вдохновение способен чувствовать гениальный автор стихов, поэтому ссылка в Кишинёв воспринималась болезненно. Пушкин создаёт свой гениальный призыв к свободе, к освобождению, и воплощает его в стихотворении "Узник".

В этом стихотворении соединены два противоречащих образа. В череде ужасных образов тюрьмы, уныния появляются образы совершенно иной природы. Вольные птицы, жители неба, поглощены мраком заточенья, окованы пороком жестокого мира.

Она внимала мне с улыбкой - и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.

К образу молодого орла присоединяется его товарищ по несчастью. Мы видим, он сопереживает чувствам автора, в нём автор находит родственную душу.

В его крике, вольном, в его взгляде, одухотворённом, он находит призыв к свободе. Это совершенно простые, естественные мотивы от чистого сердца. Только так, открывая душу, можно понять речь птицы, в её вызове читает автор воспоминания о свободной жизни, столь недоступной в стенах темницы.

Россия хоть и признала Пушкина величайшим русским поэтом, но не вознесла его на мировой уровень, не отвоевала место рядом с Гомером, Шекспиром, Данте и Гете.

Жизнь и смерть поэта - самая горестная трагедия во всей истории России.

Обстоятельства, предшествовавшие написанию стихотворения

Стихотворение «Узник» Пушкин написал, будучи в Кишиневской ссылке. Немаловажную роль при этом сыграли жизненные обстоятельства, в которых оказался поэт.

1820 год. Коллежский секретарь А.С. Пушкин по надобности службы отправлен в Южный край России - так в подорожном листе, выданном поэту, значилась цель его поездки, на самом деле являвшейся ссылкой. За плечами остался Царскосельский лицей, служба в Коллегии иностранных дел и шумный Петербург с многочисленными друзьями. На новом месте Александр Пушкин служит мелким чиновником канцелярии и выполняет монотонную рутинную работу, угнетающую даже обычного человека, не говоря уже о такой выдающейся творческой личности, каковой являлся гениальный поэт.

Генерал Иван Никитич Инзов, его непосредственный начальник, понимал это и старался не сильно загружать поэта работой. Он относится к нему весьма благосклонно. Пушкина приняли и в аристократических кругах Кишинева. Иногда Александр Сергеевич позволял себе публично критиковать действия правительства и военных, но Инзов, по долгу службы вынужденный делать донесения на своих подчиненных, в докладах в Петербург указывал, что высказывания Пушкина носят подражательный характер и не являются его образом мышления. Было ли донесение такого характера следствием признания таланта и симпатии к А. С. Пушкну, или Инзов действительно так считал - останется тайной для потомков.

Политические взгляды поэта

Из учебника русской литературы, в котором производится анализ стихотворения «Узник» Пушкина, мы узнаем, что оно является воплощением свободолюбия великого поэта, проникшегося идеями декабристов. Александру Сергеевичу предписывают бунтарские и террористические мысли, которые он стал отстаивать всей душой и через аллегорические образы пытался донести до народа. Школьникам Пушкин преподносится в образе тайного революционера и политического страдальца.

Однако более глубокие исследования пушкинистов свидетельствуют о том, что увлечение политикой у поэта было поверхностным. Более того, с течением времени он искренне раскаивался в своих взглядах и считал их заблуждением молодости.

Узник обстоятельств

Безусловно, придать многогранности и разноречивости стихотворению в плане толкования мог только такой мастер слова, как Пушкин. «Узник» мог быть написан молодым поэтом и под влиянием жизненных обстоятельств. По дороге к месту ссылки в Кишинев Александр Сергеевич 3 недели прожил у своих знакомых - в семье Раевских, обосновавшихся на Южном берегу Крыма.

Этот период жизни запечатлелся в памяти поэта как самые счастливые дни, когда он мог в полной мере насладиться красотой крымского пейзажа и приятным общением с единомышленниками и друзьями. Кишинев после Крыма показался Пушкину унылым и неприглядным - его стала окружать выжженная солнцем степь, а вместо друзей общаться приходилось с заносчивыми и чванливыми молдавскими аристократами. Пушкин - узник обстоятельств, в которых вынужден был оказаться. Он действительно почувствовал себя пленником. Ощущение одиночества, однообразия и несвободы, зависимость от начальства, отсутствие друзей - все это трудно переносил свободолюбивый Пушкин. Узник - тема, навеянная самой жизнью 23 летнего молодого человека.

Стремление убежать от действительности

Существует еще одна версия того, что побудило А.С. Пушкина к написанию данного стихотворения. Находясь в ссылке, Пушкин имел возможность общаться с арестантами и сблизился с одним из каторжников, который поведал ему о своих намерениях совершить побег. Пушкина до глубины души затронула эта идея, и некоторые высказывания каторжника он облек в стихотворную форму. В «Узнике» он в метафорической и романтической форме отобразил свое стремление убежать от действительности.

Анализ стихотворения «Узник» Пушкина

Произведение условно можно разделить на две части, отличающиеся друг от друга по настрою и интонации. Первая часть, где все мрачно и грустно, противопоставлена второй - полной света и надежды. Из угнетающей тюремной коморки лирический герой мысленно хочет попасть в необъятное пространство вселенной. Мысль об окончании темного периода вселяет в него новые жизненные силы.

Унылое повествование о жизни в неволе в середине стихотворения перерастает в крик души с требованием свободы, достигает своего эмоционального пика и обрывается вновь словами одиночества - «лишь ветер… да я!..»

Нужно заметить, что стихотворение носит метафоричный характер, то есть основная мысль в нем завуалирована и доведена до читателя путем образного сравнения. Каждый человек в силу своего развитого воображения может домыслить то, что недосказал Пушкин. Узник - это лирический герой произведения, сидящий в «темнице сырой». Поэт уподобляет его вскормленному в неволе молодому орлу. Благодаря такому сравнению становится понятно, насколько чужд для лирического героя окружающий мир. Для человека ограничения свободы и навязанные условия существования, будь то ссылка или тюремная решетка, столь же губительны и неестественны, как и неволя для свободолюбивого орла.

Стихотворение «Узник» Пушкин пронзил идеей свободы, ни разу не употребив самого слова «свобода». Она слышится в крике орла, наделенного поэтом способностью мыслить по-человечески и испытывать чувства, присущие человеку. «Давай улетим», - хочет вымолвить гордая птица, призывая узника с собой «туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Главное - не быть узником и получить свободу, что само собой разумеющееся для всего живого.

Отношение Пушкина к своим произведениям

Отзыв на стихотворение Пушкина «Узник» мало беспокоит поэта. По сведениям хорошо знавших его людей, Александр Сергеевич всегда оставался недоволен написанными произведениями. Как-то в беседе с Александрой Осиповной Смирновой-Россет Пушкин признался, что самые прекрасные стихи к нему являются во сне, но он их не успевает запомнить.

Поэт очень тщательно подбирал каждое слово, работая над своим произведением, как огранщик, осторожно и бережно шлифующий грани драгоценных камней. Но когда доводил его до совершенства, мало заботился о том, как оценят его произведение. Кроме того, по воспоминаниям той же Смирновой-Россет, Пушкин абсолютно не умел читать свои сочинения. В его исполнении оценить красоту стиха было невозможно. Со стороны казалось, что свое произведение успело ему изрядно надоесть.

Таков был в глазах своих современников Александр Сергеевич Пушкин - узник судьбы и обстоятельств.

Всего двенадцать строк, а сколько в них вложено смысла, чувств и недосказанности…


Из названия видно, что во время написания произведения он находился в заточении. Это было в 1822 году во время Кишиневской ссылки. Именно там формировались взгляды поэта. Он знакомился с будущими декабристами, не раз ввязывался в дуэли и частенько был под домашним арестом.

Там всего двенадцать строк. Размер – амфибрахий. Все рифмы парные.

Сюжет делится на три логические части: грусть во время заточения, надежда на будущее и счастливое освобождение. Особое внимание привлекает контраст между заточением и свободой. Если в начале мы видим тюремную камеру с небольшим окном, то в конце перед лирическим героем открывается весь мир.

Динамику стиха Узник обеспечивают глаголы. Их особенно много во второй переходной части. Именно там все сосредоточено вокруг силы воли. Еще далеко до свободы, но главный герой уже верит в нее, он жаждет ее.

Кроме узника вторым героем выступает орел. Это товарищ узника, с которым у них общее видение.

Они оба хотят быть свободными. Символизм подчеркивает решительность. Символами свободы считаются море, ветер, орел, горы. Тюрьма в этом произведении не является чем-то вечным. Это просто один из жизненных этапов.

Художественные средства здесь занимают малую часть, но они очень сильные. Например, эпитет «сырая темница» сразу сгущает краски.

Обновлено: 2017-07-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме


Стихотворение «Узник» было написано А.Пушкиным в 1822 году в Кишиневе во время южной ссылки. Известно, что поэт, прогуливаясь по городу, побывал в городской тюрьме. Больше всего его поразила картина тюремного двора, где цепью был прикован орел. Возможно, именно тогда и возникла мысль о сравнении судьбы поэта и орла.

На первый взгляд кажется, что название стихотворения «Узник» относится к лирическому герою, ведь первая строчка рисует тюремную камеру:

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Одно предложение, минимум деталей, но складывается целостная картина.

Мы легко представляем себе место, где находится герой: тесная камера, сырые стены. Даже кажется, что мы чувствуем запах сырости, которым пропитано все, не случайно инверсией поэт выделяет именно это слово – «сырой». А главное интонационное ударение – на слове «за решеткой». Именно решетка разделят мир на лирического героя на две части – темница, неволя и остальной мир, свобода. Что же он видит сквозь тюремную решетку?

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном…

Оказывается, главный герой лирической зарисовки – это тот самый орел, которого поэт наблюдает. Грустное настроение помогает почувствовать мужская рифма, которая еще больше как будто ограничивает пространство тюремного двора.

Кажется неправильным, что орел, свободная и гордая птица, выросла в неволе. Именно неволя и сближает лирического героя и орла, поэтому и называет он птицу – «мой грустный товарищ». Грустный, потому что орел

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно…

Прием многосоюзия помогает понять, как много смысла в действиях орла. Это только на первый взгляд кажется, что он просто ест, на самом деле поглощение «кровавой пищи» - не главное его занятие. Орел как будто встречается взглядом с лирическим героем, он способен думать, размышлять, звать (это ощущение создается за счет широкого использования олицетворений):

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Вот и прозвучало то главное, что сближает их. И это не просто тюрьма, в которой находятся герои, но и желание свободы, жажда полета. И теперь уже герой становится вместе с орлом «птицей», способной перелететь через тюремные стены в необъятный мир:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..»

Мы как будто переносимся в тот мир, который так манит лирического героя и орла, ставших не просто товарищами, а братьями («пора, брат, пора!»). Тюрьма, заточение оказываются позади, а впереди - долгожданная свобода. Поэт раздвигает пространство – ввысь, до вершин величественных белых гор, и вдаль, где синеет бескрайнее море. Появляются яркие краски (белеет, синеют), помогающие почувствовать всю прелесть природы (тогда как в первой части красный цвет «кровавого» мяса лишь усиливал трагизм картины). Анафора не случайно выделяет слово «туда». Это как выдох, как крик героя, который разносится далеко-далеко, отдаваясь эхом благодаря женской рифме. Восклицательные предложения меняют тон лирического повествования. И совсем по-другому звучит четырехстопный амфибрахий, грустный в начале и торжественный в конце. И хотя свобода существует лишь в воображении лирического героя, мы забываем об этом, мысленно переносясь в мир, созданный поэтом.

Это стихотворение раскрывает тему «вольности святой», которой проникнуто все раннее творчество А. Пушкина. Мы понимаем, что лирическому герою, в котором угадывается сам поэт, было мучительно тяжело находиться в ссылке, в которой он чувствовал себя как в тюрьме. Жажда свободы ощущается в каждой строчке стихотворения. Образы, типичные для поэтов-романтиков (орел, море, горы, ветер), также усиливают свободолюбивые мотивы стихотворения. Кишинев ассоциируется у него с темницей, а сам поэт - с орлом, оказавшимся в неволе. Духовная свобода становится для Пушкина высшей ценностью – в этом главный смысл стихотворения.

Во время пребывания в южной ссылке очень много интересных и глубокомысленных стихотворений сочинил Пушкин. «Узник» был написан в 1822 году, когда Александр Сергеевич пребывал на должности коллежского секретаря в Кишиневе. За свободолюбивый нрав поэта в 1820 году генерал-губернатор Санкт-Петербурга отправил его в южную ссылку. Хоть градоначальник Кишинева князь Иван Инзов к Пушкину относился вполне благосклонно, но писатель чувствовал себя на чужбине стесненно.

Александр Сергеевич воспринял назначение в канцелярию отдаленной, пыльной и грязной провинции как личное оскорбление. Он мог ответить на него вольными стихами, но понимал, что за такое власти могут отправить его в Сибирь. Лишь ходатайство влиятельных друзей помогло ему сохранить прежнюю должность и титул дворянина. В Кишиневе, словно в заточении, чувствовал себя Пушкин. «Узник» - точно описывающее настроение поэта, пребывающего в вынужденной ссылке.

Южный город с первых же строк Александр Сергеевич сравнивает с сырой темницей, чем рисует весьма печальную и унылую картину. У читателя создается впечатление, что лирический герой и правда пребывает под стражей, сидит в камере и на мир глядит через небольшое окошко. Не зря поэт ассоциирует себя с молодым орлом, ведь он всегда был вольным в своих поступках и действиях, довольно часто пренебрегал служебными обязанностями. Стих «Узник» Пушкин написал, чтобы показать безысходность ситуации и свою беспомощность.

Герой в произведении общается с выращенным в неволе орлом. Но человек понимает, что даже эта птица, не знавшая никогда чувства свободы, гораздо сильнее его и свободолюбивее. Орел то и дело поднимает свой взгляд и криком, будто хочет сказать: «Давай, улетим». Из-за невозможности возвратиться в Москву или Санкт-Петербург лишь чувство бессильной злобы испытывал Пушкин. «Узник» - это поэта, в этом стихотворении он осознает, что является вольной птицей, которой не должны указывать, что делать.

Александр Сергеевич проводит параллель с орлом, тем самым подчеркивая свободолюбивое «я» и это раздражает его еще больше, ведь он понимает, что рожден свободным человеком, а вынужден кому-то подчиняться, делать все по указке царского режима. Все подданные Российской империи, независимо от рангов и титулов, обязаны играть по особым правилам, навязанным царем. Начало протеста и символизирует стихотворение «Узник». Пушкин, позволяет разобраться в чувствах автора, уже тогда задумал поступить наперекор властям и изменить что-то в своей судьбе. В стихе он намекает, что скоро отправится в морские края, и правда вскоре подает прошение на имя о переводе в канцелярию Одессы.

Лишь в южной ссылке окончательно осознал свое предназначение и место в русской литературе Пушкин. «Узник» - это лишь одно из гениальных произведений того периода. В 20-е годы XIX века Александр Сергеевич сочинил очень много восхитительных и по-настоящему талантливых стихотворений. Пребывая далеко от родины, поэт осознал, что для него значит духовная свобода.