лова «готика», «готический» произошли от названия воинственного варварского племени готов, нанёсших смертельный удар великой Римской империи. Впервые в эпоху Возрождения средневековое искусство стали называть готикой потому, что людям тогда это искусство казалось грубым, варварским. Но готы не имеют к нему никакого отношения.

Каждая эпоха рождала своё искусство соответствующее её условиям, близкое и понятное людям того времени.

В средние века власть церкви была так велика, что даже короли вынуждены были подчиняться ей.

Религия требовала от человека отрешения от всего земного, он должен был думать только о боге. И люди стали возводить храмы невиданной раньше архитектуры.

Высокие своды соборов, цветные витражи, сквозь которые лились лучи света, торжественные звуки органа – всё это поражало воображение людей, внушало им мысль о святости божественной власти, обращало к религии.

В нишах наружных стен, у входа и внутри соборов, стояло множество статуй, но они не были похожи на статуи античного мира.

Искусство античных мастеров, светлое и радостное, воспевало физическую красоту человека. Иное дело средневековое искусство. Христианская религия учила, что сам человек и его тело греховны. Чтобы искупить этот грех, человек должен думать о спасении своей души и умерщвлять свою плоть. Земная жизнь дана ему только для того, чтобы готовиться к загробной.

Вот отсюда и возникло стремление средневековых мастеров воплотить в облике человека, прежде всего его переживания и чувства. Часто удивляются – неужели никто из художников средневековья не умел правильно передать пропорции человеческой фигуры? Конечно, могли, но только это было им совершенно не нужно. Ведь их задача была в передаче душевного порыва человека. Вот почему они увеличивали глаза, подчёркивали скорбные складки лица, вытягивали фигуры. Они сумели создать бессмертные произведения, в которых раскрывали бесконечное богатство духовного мира человека.

АРХИТЕКТУРА

Всё готическое искусство берет своё начало из готической архитектуры. С конца XII века в городах, освободившихся от власти сеньоров, сооружались торговые помещения, ратуши, соборы. Главным украшением города был собор, который сооружали десятки, а иногда даже сотни лет. Готические соборы кажутся лёгкими и прозрачными от множества огромных окон. Они словно сотканы из каменных кружев. Крутые скаты крыш, стрельчатые арки, высокие башни, увенчанные тонкими шпилями, - все создаёт впечатление стремительного порыва в высь. Высота башен самых больших готических соборов достигает 150 метров. Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.

Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города. Если даже сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены.

Тогда собор был чем - то большим, чем просто местом церковной службы. Вместе с ратушей, это был центр всей общественной жизни города. Если ратуша являлась центром деловой деятельности, то в соборе, кроме богослужения происходили театральные представления, читались университетские лекции, иногда заседал парламент и даже заключались мелкие торговые договоры. Многие городские соборы были так велики, что все население города не могло его заполнить.

Готическое искусство в разных странах было развито совсем не одинаково. Его наибольший расцвет был во Франции и Германии. Но и в Италии есть соборы, поражающие великолепием и совершенством. Когда по старинным улочкам Милана идёшь к центру города, перед глазами высятся бесконечные ажурные башенки и шпили Миланского собора. Громадный и вместе с тем стройный, он украшен как кружевом, резным мрамором. Это единственный в Европе мраморный собор. Его строили около шести веков. Срок сам по себе огромный, но совсем не редкий при строительстве готических соборов, их часто достраивали и перестраивали. Рос город, а вместе с ним рос и собор, в котором было сосредоточено всё, что создало средневековое искусство.

СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ И ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Скульптура в средние века была неотделима от церковного строительства. Соборы украшались множеством статуй «святых», епископов, королей. В скульптуре очень тонко прорабатываются черты лица и руки.

По мнению духовенства, искусство должно было служить «библией для неграмотных». Стены храмов были расписаны картинами, с которых на молящихся смотрели суровые лица святых и самого бога. Изображения страшных мук грешников в аду должны были приводить верующих в трепет.

Статуи и живописные изображения «святых» были непомерно вытянуты или сильно укорочены. В то время художникам ещё не были известны законы перспективы, и поэтому фигуры на их картинах кажутся плоскими. Средневековые мастера часто придавали фигурам неестественные позы и жесты для того, чтобы сильнее передать такие религиозные чувства, как вера в бога или раскаяние в грехах. И действительно, многие статуи и живописные изображения поражают своей выразительностью. Талантливым мастерам нередко удавалось отразить в них то, что они наблюдали в жизни.

Сохранились картины-иконы, написанные на деревянных досках в технике темперы, отличаются яркими красками и обилием золота. Обычно главный персонаж картины находился в центре, и по размерам превосходил фигуры стоящие рядом.

Во многих случаях уникальные образцы Искусства Готического стиля созданы средневековыми мастерами, имена которых до нас не дошли. Церковно-религиозный характер культуры средневекового общества отразился и в стиле и назначении вещей. Например, монеты помогают воссоздать политически пёструю карту феодальной Европы.

Золотых и серебряных дел мастера изготавливали уникальную церковную утварь, украшенную филигранью, полудрагоценными камнями, выемчатыми эмалями. Использовалась резьба по слоновой кости. Все эти различные техники использовались для изготовления пластин для облицовки алтарей, окладов книжных переплётов, чаш для омовения рук, подсвечников, процессионных крестов, ларцов и т.д.

Готические доспехи имели заострённые контуры, состояли из отдельных металлических пластин, скреплённых между собой ремнями. Доспехи содержали до 160 пластин, вес колебался от 16 до 20 кг.

ГОТИЧЕСКАЯ ОДЕЖДА

В XII веке, прежде всего во Франции, романское платье, напоминающее скорее монашеское облачение, постепенно сменяется одеждой, тесно прилегающей к фигуре и более грациозной. Грубая, некроенная по частям одежда предшествующей эпохи, сменяется прекрасно сшитым платьем, сделанным по всем законам портновского мастерства, общий крой которого приспособлен к фигуре обладателя. Готическую моду с её прилегающим платьем, характерной постановкой тела и способом ношения одежды мы можем наблюдать, глядя на монументальные фигуры святых и королей на фасадах и порталах соборов, а также по художественным миниатюрам средневековых художников. Изменённый крой одежды проявился, прежде всего, в выкройке рукавов и их соединений с плечом. Тесно облегая плечевой сустав, платье следует далее линиям тела таким образом, что видно, собственно, само тело.

К традиционной одежде принадлежал также плащ, сшитый из суконной ткани, и подшитый материей другого цвета либо мехом.

Женщины накрывали головы покрывалами, изготовленными из тонких материй. Они имели своё символическое значение. Так, например грусть подчёркивалась не только тёмной одеждой, но и положением покрывала, которое в это время глубоко натягивали на лицо.

Мужчины носили в дополнение к прилегающим штанам короткие куртки. Выглядывающие рубашки, штаны в обтяжку детально обрисовывали мужскую фигуру. Также мужчины носили ботинки с заострёнными носами.

В моде поздней готики очень популярным был чёрный цвет, особенно, когда платье шилось из бархата.

Нижняя одежда женщин в поздней готике стала ещё более сложно выкроена, и теперь ещё больше прилегала к телу. Женская фигура в это время изображается с высоко поднятой и выступающей вперёд грудью, благодаря высоко поднятому поясу, а глубокий вырез в виде буквы «V» уменьшает лиф платья.

Проповедники обличали эту одежду как грешную, мерзкую и непристойную. Роскошь в одежде порождала у них также опасение за будущее экономики своего народа. Они резко выступали против всяких излишеств в костюмах и особенно – против роскоши одежды, в которой верующие ходили в костел.

РЫЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

С развитием образования развивалась и литература. Поэты-рыцари сочиняли стихи; обрабатывая народные песни, они создавали целые стихотворные романы и поэмы о военных подвигах феодалов.

Самая знаменитая рыцарская поэма – «Песнь о Роланде» была сложена во Франции XI – XII веках. В ней рассказывается о героической гибели отряда графа Роланда во время отступления Карла Великого из Испании. Завоевательный поход в Испанию изображён в поэме как война христиан против мусульман. Роланд наделён всеми чертами безупречного рыцаря. Он совершает сказочные подвиги и гибнет, ни минуты не помышляя о том, чтобы нарушить клятву верности своему сеньору.

В «Песне о Роланде» отразились и чувства народа: в ней говорится о горячей любви к «милой Франции», о ненависти к врагам. В поэме осуждаются те феодалы, которые предают Францию.

Готическое искусство представляет следующую после романского ступень развития средневекового искусства. Название это условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя искусство средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон. Готика – более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включило и свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния – пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному. Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте реального мира подготовили расцвет искусство Возрождения.

Франция. Классическое выражение готический стиль получил во Франции – родине готических соборов. В 12–14 веках происходит объединение французских земель, формируется государство, закладывается основа национальной культуры. Первые памятники французской готики возникли в провинции Иль-де-Франс (церковь Сен-Дени аббата Сугерия), центре королевских владений. В этих храмах сохранились некоторые черты романской архитектуры: массивность гладких стен, скульптурная лепка объемов, грузность башен фасада, четкость композиции, спокойные горизонтальные членения на четыре яруса, монументальная простота массивных форм, скупость декора. Величайшее сооружение рапной готики – собор Парижской богоматери (Нотр-Дам де Пари, заложен в 1163 году; достраивался до середины 13 века: венец капелл – в начале 14 века), отличающийся, несмотря на многочисленные достройки, целостностью внешнего вида. Он выстроен в центре древней части Парижа, на острове Сите, образованном течением Сены. В плане собор – пятинефная базилика со слабо выступающим трапсептом, квадратными ячейками главного нефа. Западный фасад гармоничен в своих пропорциях, ясных ярусных членениях и равновесии форм. Три перспективно углубленных портала стрельчатой формы выявляют толщу цокольного этажа, подчеркивая устойчивость сооружения. По всей ширине фасада проходит так называемая «галерея королей». Окно-роза под глубокой полуциркульной аркой отмечает своим диаметром центральный неф и высоту свода. Фланкирующие розу стрельчатые окна освещают залы первого этажа башен. Украшенный резьбой карниз и изящная аркатура из топких колонок придают легкость и стройность верхней части здания. Композиция фасада, построенная на постепенном облегчении форм, завершается двумя прямоугольными башнями, возвышающимися над кровлями. Все проемы порталов, окоп, арок варьируют форму стрельчатой арки, несколько пологую в нижнем поясе и заостренную наверху, что сообщает фасаду динамичность, у зрителя создается ощущение устремленности всех форм вверх. Скульптурный декор собора сохранился лишь па тимпанах, па вогнутых поверхностях портала, в цокольном ярусе.

Собор Нотр-Дам в Париже, зодчие Жак из Шеля, Пьер из Монтрейля, Пьер из Шеля, Рави Жан, 1163 год – начало XIV века


Собор Нотр-Дам в Реймсе, зодчие Жан из Орбе, Жан де Лу 1211 год – достр. в XV веке, Франция, Реймс


Собор Нотр-Дам в Амьене, XII-XIV века, Франция, Амьен

Каждый готический собор имел свое индивидуальное лицо, нес отпечаток искреннего вдохновения строителей. Наиболее верное представление о первоначальном облике французских готических храмов даст Шартрский собор, созданный в преддверии расцвета классической французской готики. Он захватывает зрителя ощущением стихийной мощи. Его строгие монументальные формы, своды, пронизанные могучей силой, несут печать бурной, жестокой и героической эпохи первой половины 13 столетия. Это замечательный пример слияния могучих архитектурных масс и линий, скульптуры и огромных, то сверкающих, то мерцающих витражей сдвоенных окоп, увенчанных розой. Они сохранились почти полностью в первоначальном виде и создают особую светоцветовую атмосферу, постоянно меняющуюся в зависимости от состояния природы.

Период зрелой готики отмечен дальнейшим совершенствованием каркасной конструкции, нарастанием вертикализма линий и динамичной устремленности ввысь. Обилие скульптуры и витражей усугубляет изобразительно-зрелищный характер соборов.


Собор Нотр-Дам в Реймсе, центральный вид


Собор Нотр-Дам в Амьене, центральный вход


Собор Нотр-Дам в Париже, внутренний вид

Реймсский собор (заложен в 1211 году, закончен в 15 веке) – место коронования французских королей – воплотил национальный творческий гений Франции. Он воспринимался народом как символ национального объединения. Гигантский храм стопятидесятиметровой длины с высокими восьмидесятиметровыми башнями – одно из самых цельных созданий готики, замечательное воплощение синтеза архитектуры и скульптуры. По сравнению с собором Парижской богоматери все формы западного фасада Реймсского собора стройнее; пропорции фиалов, порталов удлинены, стрельчатые арки заострены. Неудержимый поток линий и масс, устремленных вверх, лишь слегка задерживается горизонтальными членениями. Основная тема выражена в энергии нарастающего ввысь движения гигантских стрельчатых порталов и примыкающих к ним контрфорсов. Порталы перекрыты пятью остроконечными вимпергами, украшенными резьбой. Средний портал выше и шире, острие его вимперга, нарушая горизонталь карниза, направляет взор ввысь. Бесчисленные детали конструкции, движение вертикальных тяг, аркбутанов, пинаклей (островерхие башенки), стрельчатых арок, колонок, контрфорсов, шпилей повторяют в следующих ярусах в разных вариациях и ритмах основную тему, как бы уподобляясь многоголосому хору. Движение замедляется, успокаивается в центре второго этажа огромной розой и стремительно нарастает в боковых частях в фиалах, острых стрельчатых арках галерей, завершаясь мощным взлетом башен. Переходы между отдельными формами, ярусами смягчаются игрой живописной светотени, не снимающей, однако, строгости архитектонического решения. Многочисленные скульптуры собора как бы перекликаются с шумной городской толпой, заполняющей в праздник площадь. Фигуры святых то выступают стройными рядами, образуя фризы, то собираются в группы, то стоят в одиночку на фоне порталов или в нишах, как бы встречая посетителей. Статуи сплетаются в орнаментальные ряды, подчиняются основным архитектурным лилиям. Архитектурно-скульптурные декорации собора пронизаны единым ритмом и воспринимаются как завершенное целое, как выражение высшего порядка, как некий идеальный, поражающий многосложностью мир. Внутреннее пространство Реймсского собора отличает та же ясность структуры и стройность пропорций как целого, так и отдельных деталей. Все внутри подчинено общему движению вперед к алтарю и устремленности вверх – к небу. Пучки тонких колонн убегают вверх, соединяясь со стрельчатыми арками и нервюрами сводов. Над арками боковых нефов тянется трифорий – фальшивая галерея, открывающаяся в центральное пространство короткими перебежками небольших аркад, дробящих своим ритмом мощные аккорды нижних аркад и готовящих восприятие огромных витражных стрельчатых окон и высоких нервюрных сводов перекрытия центрального нефа. Огромный хор с венцом капелл практически равен по ширине трансепту. Его залитое божественным светом пространство прекрасно воспринимается от самого входа – за 150 метров, неодолимо маня и притягивая к себе взоры и души молящихся.


Монастырь и собор Мон Сен Мишель, XIII век,Франция остров Сен Мишель


Собор Святого Витта, зодчие Матье из Арраса, Парлержи, 1344-1420 Прага, Чехия


Замок Карлштейн, основан Карлом IV с 1248 года по XIII век, Чехия, Млада-Болеслав

В Амьенском соборе наиболее полно выразился расцвет готической архитектуры Франции. В то время как Реймсский собор впечатляет внешним обликом, в котором ведущее значение приобрела скульптура, Амьенский собор восхищает своим интерьером – легким, огромным, свободным внутренним пространством. Освещенный витражами, он был теплым и лучезарным. Центральный неф собора отличается большой высотой (40 м) и протяженностью (145 м). Нефы, широкий трансепт, хор и капеллы стали менее самостоятельными частями, сливаясь с широким пространством всего интерьера. Фасад отличается чрезвычайно богатым убранством и полным слиянием архитектуры и пластики. В Амьенском храме, однако, пет полной гармонии между его внутренним и внешним обликом. Чеканная богатая отделка фасада с тремя углубленными порталами воспринимается лишь как оболочка огромного внутреннего пространства, окаймленного витражами, опоясывающими стены скульптурными лиственными гирляндами. В Амьенском соборе появляются и черты готики типа, переходного к ее позднему этапу – пламенеющей готике. Классическое равновесие пропорций нарушается, утрачивается соразмерность частей.

Во второй половине 13-го и в 14 веке еще продолжают достраивать начатые соборы, но типичным становится строительство небольших капелл по заказу гильдий или частных лиц. Чудесное создание развитой французской готики – двухэтажная королевская Святая капелла (Сент-Шапель, 1243–1248), выстроенная на острове Сите в Париже при Людовике IX. Она отличается безукоризненным изяществом общей композиции и совершенством всех пропорций, устойчивостью и пластичностью внешнего облика. В ее верхней церкви стены полностью заменены высокими (15 м) окнами, заполняющими простенки между тонкими опорами сводов. Изумительный эффект в этом хрупком здании создают многоцветные пурпурово-алые витражи, сияющие чистыми звучными красками. Западный фасад украшен прорезывающей его во всю ширину розой, исполненной в 15 веке. К выдающимся памятникам 13 века относится аббатство Мон Сен-Мишель.


Колодец пророков


Пророк Даниил


Пророк Иеремия


Пророк Захария


Пророк Моисей


Пророк Давид

Германия. Готический стиль в Германии развивался па основе художественного опыта французов, ярко выраженного в синтетическом типе северных французских соборов. Однако немецкое искусство не обладало цельностью и единством французской готики. В немецких соборах нет изящества, ажурности и чувства меры, присущих французским. Драматизм, экспрессивность, отличавшие немецкую готику, сочетались в архитектуре с сохранявшимися романскими традициями. Планы соборов просты, большей частью в них отсутствуют обходной хор и венец капелл. Во внешнем облике здания присущая готике устремленность вверх получила предельное выражение. Часто встречался тип однобашенного собора, напоминающего гигантский кристалл, шпиль которого гордо врезается в небо. Наружные формы строги, свободны от резного и скульптурного декора. Во Фрейбургском соборе (около 1200 года – конец 15 века) с мощной башней фасада, завершающейся ажурным шатром из каменных брусьев, интерьер с невысоким средним и широкими боковыми нефами производит мрачное впечатление. Грандиозный пятинефный Кельнский собор (1248– 1880) построен по типу Амьенского. Легкие башни с остроконечными крышами па западном фасаде, необычайно высокий средний неф и изящный архитектурный декор всех деталей конструкции характеризуют его внешний облик. Замена розы стрельчатым окном усиливает стремительность движения. Кельнский собор отличается сухостью форм. Западная часть его была закончена лишь в 19 веке. В эпоху готики в искусстве возросло значение светской архитектуры, частной, дворцовой и общественной. Развитая политическая жизнь и растущее самосознание горожан получили отражение в строительстве монументальных ратуш.


Миланский собор, зодчие Симон де Орсениго, Органи, Амадео, Солари, Тибальди, 1386 – XV век, достр. в XIX веке


Сиенский собор, зодчие Пизано, Джованни ди Чекко 1220-1377, Сиена


Башня дворца Дожей зодчие Далле Массенье, Бон Джованни, с 1309 года по XVI век, Венеция


Санта Репарата Музей дель Дуомо, Флоренция


Надежда, 1330 Баптистерий, Флоренция


Кампанила собора Санта Мария дель Фьоре, 1337-1343

Италия. Особенно богата памятниками светской архитектуры Италия. Своеобразный облик центральной площади Святого Марка в Венеции во многом определяет архитектура обширного по размерам дворца Дожей (правителей республики; 14–15 века), поражающего великолепием. Это яркий образец венецианской готики, воспринявшей не конструктивные принципы, а декоративность этого стиля. Фасад его необычен по композиции: нижний ярус дворца опоясывает беломраморная колоннада с переплетающимися стрельчатыми арками. Огромное монументальное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю. Сплошная открытая лоджия с килевидными арками, с тонкими, часто расположенными колоннами образует второй этаж, отличающийся изяществом и легкостью. Над мраморным кружевом резьбы возвышается мерцающая и вибрирующая на солнце розовая стена третьего этажа с редко расположенными окнами. Вся плоскость этой части стены покрыта геометрическим белым орнаментом. Розово-жемчужный издали, дворец вблизи восхищает звучностью декоративного решения, облегчающего формы. Архитектура Венеции сочетает строгую пышность Византии с восточной и готической декоративностью, со светской жизнерадостностью. Черты крепостной романской архитектуры сохраняет грандиозный палаццо делла Синьо¬рия (палаццо Веккьо, 1298–1314) во Флоренции. Скупо расчлененное небольшими окопными проемами трехэтажное здание, облицованное грубо обтесанными квадрами камня, воспринимается как цельный монолит. Его суровый облик, его пластическую мощь подчеркивают смело выступающий вперед ярус машикул и крепостных зубцов и горделиво устремленная вверх грозная сторожевая башня. Сооруженное на месте разрушенного феодального замка, палаццо Веккьо служило олицетворением могущества свободного города. В палаццо Веккьо намечаются черты, получившие развитие в архитектуре жилого дома, дворца эпохи Возрождения.


Собор Святого Витта, внутренний вид


Миланский собор, вид сверху


Андреа Пизано, Посещение, 1330, Баптистерий, Флоренция

Собор Парижской Богоматери. Доподлинно известно, что Париж возник прямо посреди Сены на крошечном островке Сите. Здесь местное галльское племя паризиев (от его названия и произошло имя французской столицы) на месте неприметного рыбацкого селения Лютеция заложило первые кварталы будущего города. Похожий на корабль остров посреди Сены завоевывали римляне, на него обрушивались полчища гуннов, грабили его норманны и другие пришельцы. Но вопреки превратностям судьбы он продолжал плавание по векам истории. Недаром герб Парижа – корабль, плывущий по волнам, а девиз – «Его качает, но он не тонет». Многие гости Парижа начинают знакомство с городом с Сите. Ведь именно здесь находятся и ажурная часовня Сент-Шапель, и мрачный замок – бывшая тюрьма Консьержери, и знаменитый Собор Парижской Богоматери... Описать Нотр-Дам де Пари лучше, чем это сделал Виктор Гюго в своем романе «Собор Парижской Богоматери», – невозможно. Огромное здание собора стоит на площади рядом со старинными домами и угрюмым, словно изборожденным морщинами парижским госпиталем. На этой площади танцевала цыганка Эсмеральда с козочкой; отсюда, с паперти собора, следил за нею брат Фролло; по химерам собора карабкался Квазимодо. По соборной площади шествовали когда-то короли и королевы Франции, по ней чеканил шаг Наполеон, чтобы под готическими сводами Нотр-Дам де Пари быть провозглашенным императором. Здание собора воздвигнуто на месте храма Юпитера, стоявшего здесь при римлянах. Это место с древности считалось священным, и позже на нем стали строить церкви нового христианского Бога.


Ханс Мульчер Святая Троица, 1430, Собор в Ульме, Германия


Мишель Коломб, Святой Георгий, поражающий дракона, замок Гайон, Франция


Мишель Коломб Надгробная плита Маргриты де Фой, 1502, собор, Нант, Франция

В XII веке Морис де Сюлли распланировал огромный Собор Парижской Богоматери, а в 1163 году в восточной части города королем Людовиком VII и специально приехавшим в Париж на церемонию папой Александром III был заложен первый камень фундамента. Строительство шло постепенно с востока на запад и длилось более ста лет. Собор должен был вмещать в себя всех жителей города – 10 000 человек. Но пока его строили, прошло более полутораста лет, и население Парижа выросло во много раз. Собор в средневековом городе являлся центром общественной жизни. Он весь облеплен какими-то лавками и ларьками, в которых продавали всякую всячину. У входа приезжие купцы раскладывали свой товар и заключали сделки. Сюда городские модницы приходили похвастать своими нарядами, а сплетницы – послушать новости. Здесь устраивались танцы и шествия ряженых, иногда даже играли в мяч. Во время опасности в соборе укрывались жители окрестных деревень не только со своим скарбом, но даже и со скотом. Профессора читали лекции студентам, прерываясь во время богослужений.

Собор Парижской Богоматери разделен на пять нефов, средний выше и шире остальных. Высота его – 35 метров. Под такими сводами мог бы уместиться дом в 12 этажей. Посередине главный неф пересечен другим нефом такой же высоты, два нефа (продольный и поперечный) образуют крест. Это сделано специально, чтобы собор напоминал крест, на котором был распят Иисус Христос. Сооружения, подобные Колизею или термам Каракаллы, нужно было строить быстро и возводить все здание сразу, целиком. Длительная приостановка работ или медленное возведение отдельных частей таких сооружений грозили тем, что разные помещения имели бы различную прочность. Для строительства нужны были гигантские средства, требовались армии рабов. Ничего этого у парижан не было. Готический собор строился, как правило, десятилетиями, а то и веками. Горожане не спеша собирали деньги, и здание собора росло медленно.

К середине XIX века Собор Парижской Богоматери значительно отличался от того, каким его видели парижане в XIII веке. Исчезли, поглощенные почвой Сите, все одиннадцать ступеней лестницы. Не стало нижнего ряда статуй в нишах трех порталов. Не стало и верхнего ряда статуй, украшавших когда-то галерею. Внутри собор тоже сильно пострадал. Исчезли великолепные статуи и цветные витражи, заменен готический алтарь. Вместо них появились толпы амуров, бронзовые облака, мраморные и металлические медальоны. Собор был испорчен. Более того, ему угрожало полное разрушение. В 1841 году для спасения Нотр-Дам де Пари было принято специальное правительственное решение, а в 1845 году началась капитальная реставрация собора под руководством известного архитектора Э.Э. Виолле-ле-Дюка. В своем первозданном виде до наших дней сохранились лишь частично витражи западного, южного и северного фасадов, скульптуры на фасадах и в хоре.

В заключение нельзя не отметить количество и качество ручного труда, затрачиваемого на сооружение готических соборов. С одинаковой тщательностью выполнялись как самые важные фрагменты храма, так и мельчайшие детали. Соборы строились не для людей, а для Бога, которому видно всё. Общий порыв объединял каменщиков и скульпторов, плотников и стеклодувов, мастеров бронзового литья и кровельщиков – ремесленников с большой буквы, по духу своему – настоящих художников, вложивших в свои произведения и душу, и талант, и мастерство. Возникнув в монастырской среде, готика стала стилем городских соборов, которые возводили жители города на свои средства, демонстрируя таким образом свою независимость. Поэтому строительство готических соборов часто растягивалось на несколько веков, правда, первоначальный замысел при этом не искажался. Самыми яркими примерами такого "долгостроя" являются Кёльнский и Миланский соборы, первый из которых строился 312 лет, а второй – 470. К моменту их завершения во многих европейских странах, в частности, в Англии и в Австрии, получило распространение течение, названное неоготикой и развившееся на почве национального романтизма. Восторг, восхищение перед умением готических мастеров "оживить" косную массу камня, заставить ее жить по законам органической материи, вдохновляли таких мастеров архитектуры рубежа 19-20 веков, как Антонио Гауди, даже в сроках строительства своего знаменитого собора Саграда Фамилья в Барселоне (до сих пор не завершенного), повторившего опыт готических мастеров.

Историзм
Ампир

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

на тему: "Готическое искусство"

Введение

"Величие и красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость", - так говорил о готике русский писатель Н. В Гоголь.

Гомтика (от греч. Гпфийкп) - период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XI - XII по XV-XVI века, пришедший на смену романскому стилю и постепенно вытеснивший его тяжеловесность и массивность.

Впервые это понятие применил Джорджо Вазари, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике, так как обращалось к высшим божественным силам в рамках христианского мировоззрения. Это, во многом, объясняет строительство большого количества, прежде всего, соборов как средоточия религиозной и культурной жизни средневековья.

Однако нельзя не отметить зарождающийся интерес к человеку, красоте земного мира, житейским сценам, природе. Не случайно в этот период в литературе появляется любовная лирика трубадуров, развивается городская литература, комические театральные жанры, а в живописи основное место занимает портрет. Влияние церкви еще остается, однако растет самосознание народа, интерес к человеческим чувствам и реальной жизни. Не смотря на то, что готическое искусство называли "варварским", именно оно подготовило почву Ренессансу.

Чаще всего данным термином именуют архитектурный стиль, но понятие "готика" охватывает также скульптуру, живопись, витраж, фреску и многие другие произведения изобразительного искусства исследуемого периода.

Ранняя готика зародилась еще в рамках романского стиля. Однако уже к XIII веку относится расцвет готического стиля (высокая готика), а через столетие начинается период распада стиля, именуемый "пламенеющая готика". В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика как завершающий этап развития данного стиля, отличающийся экспрессивностью форм, остротой, гротеском, даже некой вычурностью.

В современности термин обрастает множеством новых значений, связанных с разнообразием сферы применения. Для кого-то это стиль средневекового искусства, соборы Франции XII века, а позже Германии, Австрии, Чехии, Испании, неоготика Англии XVIII века, готический роман XIX века, для современных дизайнеров это уже стиль в интерьере и одежде, для представителей сформировавшейся готической субкультуры это готический рок и т.п.

На страницах данной работы мы рассмотрим зарождение и формирование готического стиля в искусстве Западной Европы средних веков, в России, собственно, шедевры готики, а также сферы ее проявления в современной культуре.

1. Готический стиль в архитектуре, скульптуре и живописи

Готическое искусство возникло в середине XII века на севере Франции, в дальнейшем распространившись на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии, позднее проникнув и в Италию. В архитектуре готический стиль приходит на смену романскому. Это храмы, соборы, монастыри с многочисленными арками, с заострённым верхом, узкими и высокими башнями и колоннами, богато украшенным роскошным фасадом с многочисленными резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветными витражами.

Говоря о готике, хочется начать с описания собора Парижской Богоматери Нотр-Дам, однако первым готическим архитектурным сооружением считается церковь монастыря Сен-Дени (Франция). В XII веке аббат Сугерий написал трактат "Об освящении церкви Сен-Дени", где обозначил символичность всех элементов готического собора. По его мнению, храм - это некий корабль, Вселенная, разделенная поясом витражей вверху и массивностью стен в нижней части на небесный и земной миры. Арки, в свою очередь, символизируют разрыв круговорота времени, быстротечность и конечность которого подчеркивает готический храм. Витражные окна-розы, наоборот, выражают цикличность времени, пропуская сквозь себя божественный свет. Они призваны были перенести человека из телесного, земного мира в божественную вечность.

На фоне тяжеловесных построек романского стиля готические соборы поражают своей легкостью, устремленностью в небесный свод, богатейшим декором, напоминающим тончайшее кружевное плетение, красотой и роскошью витражей и скульптур. Внутренний и внешний облик определяли арки стрельчатой формы - характерная черта готического стиля, призванная усилить легкость и динамичность архитектурного произведения. Внутри готические соборы производили сильнейше впечатление, благодаря свету, проникающему сквозь цветные стекла витражей и заполняющему обширное пространство с многочисленными колоннами и стрельчатыми арками.

К шедеврам готической архитектуры относят Собор в Шартре, Собор в Реймсе, где короновались французские короли, Собор в Амьене, несомненно, Собор Парижской Богоматери во Франции; Кёльнский и Мюнстерский соборы в Ульме в Германии, Собор в Кентербери - главный храм английского королевства, а также Собор Вестминстерского аббатства в Лондоне, Соборы в Солсбери, Эксетере, Линкольне, Глостере, Часовня Королевского колледжа в Кембридже. В Чехии это готическая архитектура Праги, Собор святого Вита. В Испании Санта-Мария-дель-Мар.

Соборы, несомненно, были главными и важнейшими постройками того периода. Однако вместе с соборами весь городской пейзаж наполнялся готическими зданиями больниц, крытых рынков, жилых домов и т.п. Большое количество светских сооружений характерно для итальянского искусства.

Скульптура

В создании образа готического собора смысловую нагрузку несла каждая мельчайшая деталь, огромная роль отводилась скульптуре, оформляющей, в основном, наружные стены. Не одна, и не две, а десятки тысяч скульптур украшали соборы зрелой готики, выражая устремленность всего здания ввысь в тектоническом аспекте.

Обилием скульптур и витражей отмечен период высокой готики. Статуи пророков, апостолов, святых располагались на порталах готических соборов. Множество мелких фигур и сцен размещались на цоколях, постаментах и крышах. Капители, выступы карнизов заполнялись листьями и плодами. Статуи были органически связаны со стенами и опорами, напоминая о синтезе архитектуры и скульптуры готических соборов. Образы святых обретают индивидуальность, человечность, словно приближаясь к земному миру, к каждому посетителю храма. Простота и изящество форм, сдержанные жесты служат выражением нравственной силы и духовного совершенства. Готические мадонны - воплощение грации, женственности и чистоты.

Готическая скульптура выразительна и динамична. Это работы Клауса Слютера, создавшего Мадонну фасада церкви погребения Филиппа, фигуры Колодца Пророков в Шаммоле. В Германии наибольшую известность получили работы Тильмана Рименшнайдера, Вита Ствоша и Адама Крафта.

Живопись

В этой главе, прежде всего, речь пойдет о витражах, игравших огромную роль в декоре готических храмов. Многочисленные витражные композиции воспроизводили религиозные и литературные сюжеты, исторические события. Техника витража несла в себе эмоциональное сочетание цветового и светового начал, преображая интерьер храма и вытесняя фресковую живопись.

Помимо этого, расцвета достигает книжная миниатюра, на фоне появления светской иллюстрированной литературы. Религиозные книги, несомненно, доминировали и были богато иллюстрированы. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый "Великолепный часослов герцога Беррийского" (около 1411--1416).

В связи с интересом к человеку, его внутреннему миру, индивидуальности характера, развивается жанр портрета, достигший расцвета в период поздней готики, на фоне духовного возрождения Европы в аспекте развития гуманистического подхода к человеческой личности. Готический художник уделял большое внимание выразительности деталей портрета, стараясь передать индивидуальное, единичное своеобразие личности. Отметим, что это был один из первых светских жанров готического искусства.

Среди художников готики получили известность такие имена, как: Джотто, Дуччо, братьев Лоренцетти, Симоне Мартини и Фра Анджелико, работавшие во Флоренции и Сиене. В алтарной живописи это Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Большой вклад в готическое искусство живописи внесли картины художников, написанных при дворах Праги и Вены, мастеров Северной Германии.

С последней четверти XIV века в изобразительном искусстве Европы господствует стиль, названный позднее интернациональной готикой, ознаменовавшей собой заключительный этап развития готического искусства.

2. Готика в России

В связи с тем, что в эпоху средневековья Россия находилась под влиянием византийской культуры, мы можем говорить только о неоготике, пришедшей в русское искусство в конце XVIII века, когда неподалеку от Санкт-Петербурга по проекту архитектора Ю.М. Фельтена были построены в неоготическом стиле Чесменский дворец (1774--1777) и Чесменская церковь (1777--1780).

Что же такое неоготика и как она связана с готическим стилем средних веков? Неоготика как направление в архитектуре эпохи эклектики возникает в Англии в 40-е годы XVIII века и оказывается востребованной по всему миру. Это католические соборы в Нью-Йорке и Мельбурне, Сан-Паулу и Калькутте, Маниле и Гуанчжоу и Киеве, это "Биг Бэн" и Тауэрский мост в Великобритании.

Говоря о неоготике в России, исследователи используют термин псевдоготика, так как это скорее некая стилизация под готику западноевропейского средневековья. Ярким памятником неоготического стиля стала императорская резиденция в Царицыне (1776--1796) под Москвой - целый ансамбль зданий и строений, возведенных по проекту архитектора Василия Баженова и по заказу Екатерины II. Это некий сложный синтез европейской готики, русской барочной архитектуры и классицизма. Резиденция состоит из Большого дворца, "Оперного дома", "Хлебного дома" и других строений. Помимо этого, к неоготическому стилю можно отнести Римско-католический собор Непорочного зачатия Девы Марии, построенный в 1901--1911 годах в Москве. В этом стиле выстроены католический храм Святого сердца Иисуса в Самаре (1906), собор Успения Пресвятой Девы Марии в Иркутске (1881--1884) и др.

В Калининградской области сохранилось около двадцати замков и большое количество церквей, к сожалению, в большинстве своем в разрушенном состоянии. В самом Калининграде это средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви). Сохранилось несколько зданий и в Ленинградской области. В Выборге здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVI в.) в старом городе. К сожалению, единственный в России кафедральный собор, заложенный шведами в 1293 году, был разрушен в период Великой Отечественной войны.

В отличие от европейцев русские архитекторы практически не используют каркасную систему готических соборов. Традиционная для православия крестово-купольная основа украшается стрельчатыми арками, постепенно поддаваясь влиянию "интернациональной" неоготики. Результатом чего становится строительство многочисленных католических костёлов для прихожан польского происхождения на всём протяжении Российской империи от Красноярска до Киева.

3. Готика в современной культуре

Интерес к готическому искусству и культуре, в целом, не угасает до сих пор. К сожалению, в рамках наших мелкогабаритных квартир не каждый может позволить себе готическую роскошь. Однако современные дизайнеры используют стилизацию под готику в оформлении интерьеров помещений. Для украшения загородных домов подойдут арочные окна, красочные витражи, оригинальные мозаики. Готический интерьер сочетает в себе яркие цвета и массивную мебель, различные орнаменты, декорирующие стены и окна. Материал также должен оставаться натуральным: камень, дерево, мрамор, металл.

Обращаясь к другим областям искусства, отметим, что предтечей современных "ужасов" явился готический роман, возникший во второй половине XVIII века и наполненный мистикой семейных проклятий, таинственных приключений с элементами сверхъестественного, призванный повергнуть читателя в приятный ужас. В XX веке в рамках "готического" жанра развивается "литература ужасов" (Блэквуд, Лавкрафт, Блох, Стивен Кинг). На стыке фэнтези и готики появился новый литературный жанр - тёмное фэнтези

Потусторонние силы, живые мертвецы, исполнение клятвы, явление призраков - отметим, что это излюбленные сюжеты современного киноискусства.

В конце 70-х годов XX века в Великобритании зарождается особая готическая субкультура, представителей которой (подростки 14-15 лет) отличает специфический имидж и интерес к готической музыке. Это явление уже связано с эволюцией музыкального жанра готик-рок. В 1980-х годах широкую популярность обрели такие исполнители, как Bauhaus, Southern Death Cult, Siouxsie and the Banshees и др.

Составляющими данной субкультуры являются, прежде всего, готическая мода и готическая музыка. В одежде это преобладание чёрного цвета, атрибутика и особый макияж. К готической музыке обычно относят готик-рок, дэт-рок и дарквэйв. В настоящее время готическая субкультура распространена преимущественно в Европе и Северной Америке, в меньшей степени - в Азии и Австралии. Представителей ее мы замечаем и на наших с вами улицах.

готический стиль культура архитектура

Заключение

Готическое искусство отразило глубокие и острые противоречия эпохи, в результате чего и само было внутренне противоречиво: переплетение реалистичности, простоты человеческого чувства с религиозной строгостью, отрешенностью от всего земного. Не случаен и синтез архитектуры, скульптуры и живописи, используемый в создании готических соборов, где каждая деталь несла свою смысловую нагрузку.

Классическое выражение готический стиль получил, несомненно, в церковной культуре. Однако преобладание в период поздней готики светской тематики и области применения обогатило готическое искусство в жанровом и стилистическом аспектах. Не смотря на это, произведения готического искусства отличаются глубокой одухотворенностью, проявлением нравственной жизни человека в религиозно-поэтическом аспекте.

В связи с развитием буржуазного общества и ослабления церковного влияния готического искусство утрачивает свою прогрессивность, но не ценность, так как зародившиеся здесь гуманистические тенденции стали основой следующей эпохи в развитии западноевропейской культуры -эпохи Возрождения.

Список литературы

1. Муратова М.К. Мастера французской готики XII-XIII веков. Проблемы теории и практики художественного творчества. 1988. - 452с.

2. Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика // Перспектива как символическая форма. Готическая архитектура и схоластика. СПб.: Азбука-классика. 2004. - 336с.

3. Виолле-ле-Дюк Э. "Энциклопедия готической архитектуры"."Эксмо, Наше слово". 2013. - 536с.

4. Алленов М. Русское искусство XVIII начала XX в. М.: Трилистник. 2000. - 474с.

5. Гнедич П.П. История искусств. Зодчество. Живопись. Ваяние. В 3 т. - М.:1. ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

6. Хазов В. К. Символика молодёжной субкультуры готов (рус.)// Гуманитарные исследования. 2009. № 2. С. 27-31.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Готическое искусство как одно из направлений в мировом искусстве. Его хронологические рамки. Характеристика каждого из этапов развития готического искусства. Готическое направление в архитектуре, скульптуре и живописи Франции, Англии и Германии.

    реферат , добавлен 26.11.2008

    Происхождение термина "готика". Система аркбутанов и контрфорсов, основные особенности готической архитектуры, выдающиеся архитектурные произведения Европы. Готическое направление в живописи, скульптуре. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике.

    презентация , добавлен 11.11.2010

    Готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и Восточной Европы. Феодально-церковные основы в идеологии и культуре времени Готики. Синтез искусств в Готике.

    реферат , добавлен 13.11.2008

    Значение и символизм готики - периода в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и части Восточной Европы, пришедшего на смену романскому стилю. Особенности архитектурного стиля. Развитие жанра портрета. Готическая мода.

    презентация , добавлен 24.03.2014

    Понятие и отличительные свойства готики как периода в развитии средневекового искусства, охватывавшего почти все области культуры и развивавшийся на территории Европы с XII по XV век. Наиболее известные шедевры архитектуры, выполненные в данном стиле.

    презентация , добавлен 18.02.2015

    Начало эпохи готического стиля в XII веке, предпосылки его формирования. Происхождение термина "готика" и особенности готической архитектуры. Религиозные сюжеты и реалистические тенденции. Характеристика региональных стилей во Франции, Англии, Германии.

    реферат , добавлен 25.03.2009

    История возникновения готики, исследование ее парадоксальных особенностей в пространственных видах искусства. Ознакомление с маньеризмом - художественным течением в европейской культуре XVI века. Его специфика и наиболее известные представители.

    реферат , добавлен 01.07.2011

    "Интернациональная готика" была последней данью унифицирующим тенденциям средневекового искусства, с его господством канонов и твердо установленных правил. Космополитизму готики противостояли также реалистические тенденции в искусстве европейских стран.

    реферат , добавлен 07.03.2005

    Приход готического стиля на смену романскому в XII-XV веках. Эволюция стиля: ранняя готика, период расцвета и поздняя готика. Архитектура храмов, соборов, церквей и монастырей. Система аркбутанов и контрфорсов. Распределение нагрузки. Готические своды.

    реферат , добавлен 30.01.2011

    Исследование возникновения и развития барокко как стиля искусства, свойственного культуре Западной Европы с конца XVI до середины XVIII века. Общая характеристика и анализ развития направлений стиля барокко в живописи, скульптуре, архитектуре и музыке.

Между романским стилем и готикой нет четкой хронологической границы. Готика явилась высшей ступенью средневекового искусства и первым в истории общеевропейским художественным стилем. «Французской манерой», «застывшей в камне музыкой» называли этот стиль французы; «маниера готика» - презритель­но окрестили его итальянцы, намекая на варварское племя готов, в III-V вв. втор­гавшихся в пределы Римской империи, хотя к моменту возникновения готического стиля о них в Европе почти забыли.

Родиной готического стиля считается Франция, а его основой - церковное (зод­чество. В 1137 г. Сугерий, настоятель монастыря Сен-Дени, начал перестройку церкви аббатства, служившего со времен Меровингов усыпальницей королей, в связи с необходимостью увеличения ее внутреннего пространства. Для облегче­ния сводов и уменьшения нагрузки на стены в обходе и капеллах строители возво­дили каркасные арки - нервюры (от фр. nervur - ребро). Эта конструкция пред­ставляет собой две выступающие, диагонально пересекающиеся арки и четыре боковые.

Вместо доминировавшей раньше полуциркульной стали применять стрельча­тую арку, которая позволяла перекрывать любой в плане пролет. Применение нервюрного стрельчатого свода позволило предельно облегчить стены и почти


Нервюрные перекрытия церкви Сен-Дени. Париж

Готический храм. Разрез


вытеснить их, заменив высокими ок­нами, отделенными одно от другого лишь узкими перемычками опор. По замыслу Сугерия, яркий свет в алтар­ной части должен был символизиро­вать «священный светрелигии». Окна капелл украсили цветными витража­ми, через которые солнечные лучи наполняли хор радужным мерцани­ем. «Все святилище залито дивным и немеркнущим светом, проникающим сквозь священные окна», - рассказы­вал Сугерий, описывая восточную часть храма.

Чтобы снять нагрузки со стены, боковой распор сводов «гасили» за счет выступающих из стен «лопаток» либо вынесенного за пределы стен подпорного уступчатого столба -контрфорса. Поскольку в готическом культовом зодчестве сохранилась ба-зиликальная форма здания, где сред­ний неф возвышался над боковыми, использовали специальную соедини­тельную арку - аркбутан, которую перебрасывали от пяты свода главно­го нефа на контрфорс бокового. Та­ким образом, фасад расчленялся по вертикали на три части посредством контрфорсов или выступающих «ло­паток», что символически соотноси­лось с идеей Троицы.

Такие архитектурные приемы по­зволили увеличить собор в высоту до 154 м, что было выше даже египет­ских пирамид. Стена, не являясь бо­лее несущей конструкцией, заменя­лась окнами с цветными вставками - витражами.

Если хор церкви аббатства Сен-Дени положил начало распростране­нию новой конструкции сводов, то ее западный фасад стал прообразом фа­садов готических соборов.


Западный фасад также членился на три части, но уже по горизонтали. Нижнюю часть составляли входные двери - порталы. Они оформлялись либо в виде крылец (Реймсский со­бор), либо как уходящая внутрь па-

Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Изобразительное искусство готического периода.

Скульптура. Из всех видов изобразительного искусства периода готики наибольшее значение принадлежит скульптуре. Слагаясь на основе достижений позднероманской пластики, готическая скульптура также развивается в теснейшей связи с архитектурой. Это позволяет говорить о синтетическом характере готического искусства в целом. В качестве самых главных черт, характеризующих готическую скульптуру, могут быть названы два момента. Во-первых, приходящий на смену господству в художественной концепции абстрактного начала интерес к явлениям реального мира. Религиозная тематика сохраняет свое доминирующее положение, но ее образы меняются, наделяются чертами глубокой человечности. Одновременно с этим усиливается роль светских сюжетов, и важное место, хотя и не сразу, начинает занимать портрет.

Второй особенностью готической скульптуры является развитие статуарного искусства. Готика знает также и рельеф, постоянно к нему обращается, но все же определяющим видом скульптуры является круглая скульптура.

Портал остается главным средоточием скульптурного убранства храма. Скульптура распространяется по всему фасаду, охватывает карнизы, овладевает аркбутанами, контрфорсами. Поле тимпана над дверями заполняется большими рельефными композициями. Бесчисленные мелкие фигуры и сцены размещаются на архивольтах, косяках дверей, цоколях, постаментах, кронштейнах. Фигуры, полуфигуры, головы украшают пяты арок, карнизы. Изобразительные формы придаются концам водостоков, проведенных по склонам аркбутанов (так называемые «гаргули»). Внутри готических соборов скульптура украшает стены круговых обходов хора («деамбулатории»).

Первые памятники скульптуры чисто готического стиля приходятся лишь на начало 13 столетия. Затем развитие совершается в необычайно быстрых темпах, и готическая скульптура на протяжении этого столетия не только достигает полноты расцвета, но в некоторых отношениях и высшей своей ступени.

Готическая скульптура развивается в теснейшей связи со строительством больших соборов. Особенно важны в этом отношении соборы в Шартре, Амьене и Реймсе, каждый из которых насчитывает до двух тысяч скульптурных произведений.

Подобный комплекс в отношении выбора сюжетов, а также и их распределения подчинен строгим правилам, установленным церковью. Совокупность изображений, распределенных на фасадах соборов, выражает систему религиозного миропонимания эпохи. Начало готического периода является временем, когда идеи богословия и представления о мире, вырабатывавшиеся в недрах церкви в течение ряда столетий, получили свое завершение и были сведены в стройную систему, нашедшую выражение в таких обобщающих трудах, как «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове. Согласно догматам религии, с ослушанием первыми людьми, Адамом и Евой, божественного веления в мир вошли грех и смерть; падшее человечество было искуплено добровольной смертью Христа, заповедовавшего свое учение, хранителем которого является церковь; в день кончины мира, на Страшном суде, Христос воздаст каждому по заслугам: праведникам - вечную жизнь в раю, в «лоне Авраама», грешникам - наказания ада.

Центральный портал главного (западного) фасада обычно посвящается Христу (иногда Мадонне); из порталов, находящихся по сторонам, правый, как правило, Мадонне, левый особо чтимому местному святому. Их фигуры помещаются на столбе, разделяющем двери портала на две половины и поддерживающем архитрав. По сторонам, на откосах стен портала, располагаются монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов.

Поле тимпана заполняется рельефом. Если портал посвящен Христу, здесь изображается Страшный суд в сложившейся к этому времени иконографической редакции: вверху сидящий и указывающий на свои раны Христос; по сторонам Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях заменяется Иоанном Крестителем); вокруг ангелы с орудиями страданий Христа и апостолы; под ними - ангел, взвешивающий души; слева от зрителя - праведники, вступающие в рай; справа - демоны, завладевающие грешниками, и сцена мучения последних в аду; еще ниже - разверзающиеся гробы и воскресение мертвых. Над Мадонной тимпан заполняется сценами «Успения», «Взятия Мадонны на небо ангелами» и «Небесного коронования». В порталах, посвященных святым, на том же месте развертываются эпизоды из легенд. На архивольтах, охватывающих тимпаны, располагаются многочисленные рельефные фигуры, так или иначе идейно связанные с основной темой портала: персонажи Ветхого Завета, мудрые и неразумные девы и т. п.

Собор должен был представлять собой собранное как бы в фокусе изображение мира и в его реальности, и в порожденных им отвлеченных понятиях. Время находит здесь свое отражение в изображениях месяцев года, даваемых двояко, либо в виде идущих от античности знаков зодиака, либо в сценах, изображающих наиболее характерные явления данного месяца. Изображения работ являются также выражением идеи труда, заповеданного религией как одно из оправданий человека. С представлением о труде связаны распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых «свободных искусств», под которыми разумелись наука и искусство. Особенно часты были также аллегорические фигуры Церкви и Синагоги, как правило, взаимно противопоставляемые.

Из изображений, где символическая сторона отсутствует или отступает на второй план, назовем распространенные на фасадах и боковых сторонах здания фигуры королей, изображения представителей ремесленных цехов, а также многочисленных атлантов, поддерживающих карнизы и кронштейны.

Живопись. Витраж. Утверждение новых принципов архитектурной конструкции, выдвигающих в строении его несущий остов и не оставляющих плоскости стены почти никакой роли, приводит в период готики для стран Средней и Северной Европы, где эти принципы получили свое последовательное развитие, к вытеснению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве 11 и 12 веков. Фреску заменяет витраж - своеобразный вид живописи, в которой изображение составляется из кусков цветных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми полосами. Держится витраж на железной арматуре, в свою очередь укрепляемой в каменных рамах и переплетах оконных проемов. Детали изображения - черты лица, волосы, складки наносятся при этом особыми красками, которые после обжига стекла сливаются с его поверхностью и приобретают прозрачность.

Миниатюра. Растущее значение новых общественных группировок, рост духовной и материальной культуры, развитие позитивных знаний сильно расширяли круг тех, кого должна была обслужить иллюстрированная книга, и к прежним ее потребителям присоединяется ряд новых - верхние слои бюргерства, представители научных дисциплин, находившие приют под сенью основывавшихся университетов, университетская молодежь. Широте спроса отвечает развитие производства. Монастырские скриптории, еще игравшие заметную роль в начале 13 века, к моменту расцвета миниатюры в середине того же столетия, сходят со сцены, уступая место светским мастерским, находящимся в городе и организующимся в производственные цехи с дифференциацией труда (каллиграфы, орнаментисты, иллюстраторы и т. п.).

Обслуживая, по преимуществу, светского потребителя, готическая миниатюра приобретает ряд новых черт. В ней усиливается реалистическое начало, сперва в деталях и отдельных мотивах, а затем и в общей концепции. Одновременно с тем уделялось исключительное внимание и декоративной стороне оформления рукописей. Богатство и гармоничность построения страниц, где текст, инициал и иллюстрация достигли органического слияния, составляют крупнейшее достижение книги готического периода.