История российского масонства изобилует взлетами и падениями взглядов и влияния на властные структуры различных заговорщиков. Царизм дал хорошую пищу для распространения идеологии масонов. Неплохо им жилось и после Октябрьской революции, учитывая количество евреев у руля власти.
Послевоенный длительный период уменьшил их количество посредством репрессий и эмиграции. Но выходцы из России/СССР пополнили численно состав масонских лож в Европе.

Кратко о влиянии мирового масонства

Европейские ученые смоделировали посредством математического анализа лицо и сущность транснациональных корпораций. Они дают лишь пятую долю мировой выручки. Но с группами аффилированных с ними партнеров владеют большинством компаний реального сектора экономики мира.

Их богатейшие владельцы (семейства Морганов, Ротшильдов, Рокфеллеров) – творцы масонства, а также почти десятка структур, так называемых мировых властелинов. На чьи «пожертвования» на практике осуществляются заговоры против неугодных правительств.

Иван Перфильевич Елагин — основатель первой масонской ложи в России

Масоны в российском правительстве (фамилии)

Вторая жизнь в РФ этого заговорщического сообщества возникла в начале 90-х годов прошлого столетия. Эпохой политического и экономического шатания самостоятельной страны воспользовалось мировое масонство. Ему несложно было на свои тайные и завуалированные под помощь средства создавать ложи, кружки, обучать в своих системах новых русских политиков, экономистов.

Последние стали агентами влияния Запада, разлагая страну изнутри. Российские масоны середины прошлого столетия — Бернштейн, Нидермиллер, Лебедев, Грюнберг – в подметки не годились новому пополнению российского масонства. А именно политикам Собчаку, Чубайсу, Явлинскому, Горбачеву (президент СССР, хотя и недолго), Ельцину (президент РФ), академику Абалкину. А также сотням других российских масонов, которых готовили очно и заочно в западных структурах, часто под крылом спецслужб.

Одолевали они Программу деятельности агентов влияния ЦРУ и способы одурманивания масс в нужном направлении. А его в каждом конкретном случае определяли европейские ложи и Мировое правительство. Продвигали через видных масонов. Так называемая приватизация госпредприятий в РФ — только один пример этого. Ее проводники – Чубайс, Явлинский, Гайдар достигли цели: появились миллиардеры на крови и поте более сотни миллионов граждан страны.

Наподобие Бильдербергскому клубу масонов создается российская копия - клуб «Магистериум». Именно в секретном бюллетене клуба появилась статья опасного мирового филантропа Дж. Сороса про сумасшедшие доллары, творящие историю. Подобный фонд «Взаимодействие» содержали крупные госчиновники Е. Гайдар, К. Боровой, Е. Ясин, А. Починок, В.Бакатин и другие агенты влияния в российском правительстве.

ТАК, совсем недавно, было опубликовано в СМИ: "специалисты университета в Цюрихе провели математический анализ связей 43 тысяч транснациональных корпораций и сделали пугающий вывод: миром правит одна гигантская "суперкорпорация".

Именно она "дергает за ниточки" всемирной экономики".

Чтобы смоделировать образ глобальной корпоративной системы, эксперты обработали гигантский массив данных, отражающих отношения собственности между крупнейшими транснациональными корпорациями.

  • Роль масонов в мировой истории (Гитлер и масоны)

"Реальность настолько сложна, что мы должны были отойти от догм, будь то теории заговора или теории свободного рынка, — пояснил автор исследования, теоретик комплексных систем Джеймс Глаттфельдер. — Наш анализ основан на реальных данных".

Предыдущие исследования показали, что сравнительно небольшая группа компаний и банков владеет львиной долей мирового "экономического пирога", от которого всем остальным остаются лишь крохи. Однако эти исследования упустили из виду косвенные взаимосвязи — отношения корпораций с дочерними и аффилированными компаниями.

Отсортировав 37 млн компаний и инвесторов по всему миру, представленных в базе данных Orbis С от 2007 года, команда ученых из Цюриха отобрала 43060 компаний, принадлежащих транснациональным корпорациям, и выявила их общие активы.

Была выстроена модель распределения экономического влияния ТНК путем контроля одних компаний над другими: владение фондами, участие в прибыли и т.п.

Ученые обнаружили ядро из 1318 компаний, связи которых с другими сложно назвать иначе как кровосмесительными. У каждой из этих 1318 обнаружились теснейшие взаимосвязи с двумя или более другими компаниями (среднее количество аффилированных партнеров оказалось равно 20).

И хотя официальные доходы этих корпораций едва превышают 20% от общемировой операционной выручки, через свои фирмы-сателлиты они фактически владеют большинством мировых компаний, работающих в секторе "реальной" экономики. Таким образом, в щупальцах корпоративных монстров сосредоточены порядка 60% общемировых доходов.

Продолжив распутывать обширную паутину собственности, команда ученых установила, что большинство финансовых цепочек идут в направлении "суперанклава" из 147 компаний. Их активы пересекаются друг с другом, фактически являясь общей собственностью, что обеспечивает этому негласному финансовому конгломерату контроль за 40% глобального корпоративного богатства.

Большинство из этих "суперкорпораций" являются финансовыми институтами. Так, в топ-10 вошли:

1. Barclays plc
2. Capital Group Companies Inc
3. FMR Corporation
4. AXA
5. State Street Corporation
6. JP Morgan Chase & Co
7. Legal & General Group plc
8. Vanguard Group Inc
9. UBS AG
10. Merrill Lynch & Co Inc

Проанализируйте сами этот список, уважаемые читатели и Вы увидите, что это не простые компании, и работают там не простые люди. Анализ выявил связь руководителей этих супер гигантов мировой экономики и тайных обществ, а именно масонских лож. Некоторые из указанных компаний напрямую были основаны людьми — членами масонских организаций, а некоторые при их участии.

ПЕРЕЙДЕМ К РОССИЙСКИМ МАСОНАМ.

Известно, что к середине 50-х годов 20-го века некоторые русские масоны вовсе ушли из масонства: Бернштейн, Нидермиллер, Лебедев, Ломейер, Жданов, Грюнберг. Другие перешли во французские ложи, которые к этому времени понемногу начали оживать, но будущее их было чрезвычайно сомнительным.

Анонимный автор сообщает: "Нашлись новые силы". Можно предположить, что это были братья из лож "Вехи" и "Свободной России", которых принял к себе "Лотос", но они почему?то все еще числились в Послушании Великого Востока: Джакели, Джаншиев, Кадиш, Кангиссер, Аронсберг, Шамин (из французской ложи), Г.Г. Карганов (из смешанной ложи "France?Armenie").

В 1959 году настал роковой момент: Великая Ложа разорвала отношения с Великим Востоком. Последним документом в масонском архиве является последний список присутствовавших на сессии ложи "Северная Звезда", 25 февраля 1965 г. Это не значит, что сессия эта была последней. Они продолжались еще лет пять или шесть. Характерно, что масоны, в свое время уехавшие из США и вернувшиеся во Францию после второй мировой войны, видимо, никогда не вернулись больше на ул. Кадэ. В этом последнем списке - все фамилии принадлежат "третьему поколению" русского масонства, средний их возраст был 60-65 лет. Вот этот список: М...Р...., В. Гроссер, А. Маршак, С. Грюнберг, С. Дер...ский, Горбунов, А. Орлов, В. Маршак, А. Юлиус, А. Барлант, А. Шимунек (неразб.- возможно, это Шишунок), И. Фиддер, Т.С...., А, Позняк, Г. Газданов, Петровский, С. Луцкий.

После разрыва двух Уставов в 1959 г., как понять присутствие братьев из Великой Ложи на сессии Великого Востока? Может быть, кто хотел, тот и приходил, и никого уже не спрашивали, откуда он, и имеет ли он право присутствовать в храме? Если это действительно так, то не только способность к компромиссу была утеряна, но и чувство масонской дисциплины.

17 человек присутствовало на сессии в 1965 году, если верить выше помещенному последнему списку. Его надо принимать с осторожностью, он составлен небрежно и не внушает большого доверия. Но другого у нас нет. С.П. Тикстон сказал мне в Париже, в 1960 г.: "Кое?кто парализован и смущен сознанием приближающегося конца, с которым мы бессильны бороться". Из этих 17?ти человек к 1970 году осталась половина. И тут случилось то, что должно было случиться: на одну из сессий пришло пять человек. Кто они были - неизвестно. Был ли среди них хоть один Мастер, - Премудрый, Досточтимый, или хотя бы только Тайный? Но буква закона со времен св. Тибальда требовала, чтобы их было в храме семь. И Французский Великий Восток отнял у русских братьев их помещение, следуя букве закона. И на этом кончилось русское масонство в изгнании.

СОВЕТСКИЕ МАСОНЫ.

"Программа деятельности агентов влияния в СССР была разработана лично масоном А. Даллесом, будущим директором ЦРУ. Став масоном еще во время учебы в Принстоне, Даллес уже в середине 20-х годов достигает 33-го градуса и других масонских регалий. В 1927 году он становится одним из директоров международного масонского координирующего центра — Совета по международным отношениям, в 1933 году получает ключевой пост секретаря, а с 1946-го — президента этой организации".

"Первые связи будущих лидеров КПСС с масонством относятся к шестидесятым—семидесятым годам. У М.С.Горбачева контакт с масонством произошел, по-видимому, во время его отдыха в Италии, где тогда действовали подконтрольные ЦРУ масонские ложи, ставившие своей целью сдерживание коммунизма (в частности, знаменитая ложа "Пропаганда-2", возглавляемая агентом ЦРУ Л. Джелли). Контакты с масонством А. Н. Яковлева относятся ко времени его пребывания в США и Канаде".

"Первые опубликованные известия о принадлежности М. Горбачева к вольным каменщикам появляются 1 февраля 1988 года в немецком малотиражном журнале "Мер Лихт" ("Больше света"). Аналогичные сведения публикуются в нью-йоркской газете "Новое русское слово" (4 декабря 1989). Однако самым веским свидетельством принадлежности Горбачева к масонству становятся его тесные контакты с руководящими представителями мирового масонского правительства и вступление в члены одной из главных мондиалистских структур — Трехсторонней комиссии. Посредником между Горбачевым и Трехсторонней комиссией выступал известный финансовый делец, масон и агент израильской спецслужбы "Моссад" Дж. Сорос, образовавший в 1987 году так называемый Фонд Сорос—Советский Союз, из которого позднее вырос советско-американский фонд "Культурная инициатива"".


"Вступление Горбачева в состав членов Трехсторонней комиссии следует отнести к январю 1989 года. Встреча главных архитекторов советской перестройки и "братьев", работавших на "благо" "Архитектора Вселенной" и "нового мирового порядка", состоялась в Москве. Трехстороннюю комиссию представляли ее председатель Дэвид Рокфеллер (он же руководитель Совета по международным отношениям), Генри Киссинджер (руководитель "Бнай-Брит"), Ж. Бертуан, В. Жискар д’Эстен и Я. Накасонэ. Со стороны обращаемых в веру мировой закулисы кроме М. Горбачева присутствовали А. Яковлев, Э. Шеварднадзе, Г. Арбатов, Е. Примаков, В. Медведев и некоторые другие. В результате секретных переговоров были выработаны соглашения о совместной деятельности, характер которой в то время был мало кому ясен. Однако все стало понятно в конце того же года, когда в том же составе своих соратников, что и на встрече с делегацией Трехсторонней комиссии, М. Горбачев встретился на острове Мальта с президентом Д. Бушем. Заключение важной договоренности именно на Мальте, столице ордена Мальтийских рыцарей, кавалерами которого являются члены Трехсторонней комиссии и Бильдербергского клуба, как бы символизировало новый этап отношений между мировой закулисой и руководством КПСС".

"Год 1990-й становится роковым в истории России. В короткий срок меняется система управления страной. Пользуясь переходным периодом, Горбачев и его соратники из бывшего Политбюро (Яковлев, Шеварднадзе, Медведев, Примаков), на котором решались все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, по сути дела полностью узурпируют власть в стране. Производится сознательный демонтаж и разрушение многих государственных структур, а вместо них создаются теневые закулисные органы власти, и прежде всего масонские ложи и организации".

"Характерно, что первой официальной масонской структурой, возникшей в СССР, стала международная еврейская масонская ложа "Бнай-Брит". Разрешение на ее открытие было получено лично от Горбачева по ходатайству одного из руководителей ордена Г. Киссинджера. В мае 1989 года ежемесячник в Париже L’Arche сообщил, что в Москве с 23 по 29 декабря 1988 года гостила делегация французского отделения "Бнай-Брит" в составе 21 человека во главе с президентом Марком Ароном. Первая ложа этого ордена была организована во время визита и к маю в ней состояли 63 члена. К тому же времени были учреждены еще две ложи в Вильнюсе и Риге, а впоследствии в Петербурге, Киеве, Одессе, Нижнем Новгороде, Новосибирске".

"Начиная с 1989 года масоны осуществляют широкую и даже в известном смысле открытую кампанию по пропаганде подрывных масонских идей и вербовку новых членов в России. В марте 1991 года финансируемое на средства ЦРУ радио "Свобода" призывает жителей СССР устанавливать контакт для вступления в масонские ложи. Ведущая передачи Ф. Салказанова сообщила адрес, по которому советские граждане могли записаться в масонскую ложу в Париже. Ложа эта была не простая, а созданная специально, чтобы "способствовать распространению масонства в России" и воссоздать там "масонскую структуру". Чтобы сделать эту ложу привлекательной, назвали ее "Александр Сергеевич Пушкин" (хотя великий русский поэт масоном не был). Выступавшие в передаче "братья" из этой ложи призывали к моральному и духовному усовершенствованию общества, считая за образец США, в основу которых "с самого начала были заложены масонские принципы"".

"Масоны Франции стремятся "положить свой камень в строительство демократии в Восточной и Центральной Европе". Об этом в сентябре 1991 года заявил в Париже, выступая перед журналистами, великий магистр масонского Великого Востока Франции Ж. Р. Рагаш. По его словам, члены Великого Востока намерены с этой целью наращивать необходимые материальные и финансовые усилия. Через некоторое время великий магистр приезжает в Москву, а позднее посещает Петербург для организации там правильной масонской работы. Параллельно действует и Великая Национальная Ложа Франции. В апреле 1991 года она посвятила в свои ряды двух граждан России, ставших организаторами российской ложи "Северная Звезда"".

  • Иллюминаты, масоны, доллар и сова. Специально для любителей теории мирового заговора

"За день до начала августовского государственного переворота 1991 года в Москву из Парижа прибыл член уже упомянутой мной ложи "Пушкин", эмигрировавший из Одессы в 1922 году (имя его содержалось в тайне). С ним в Москву приехали еще 8 членов этой ложи. Несмотря на тревожные события, этот масонский эмиссар открывает 30 августа 1991 года новую ложу "Новиков"".

"В результате государственного переворота в августе—декабре 1991 года планы мировой закулисы были достигнуты. Мировая закулиса награждает Б.Н.Ельцина званием, которое носит почти каждый член мирового масонского правительства — рыцаря-командора Мальтийского ордена. Его он получает 16 ноября 1991 года. Уже не стесняясь, Ельцин позирует перед корреспондентами в полном облачении рыцаря-командора. В августе 1992 года Ельцин подписывает Указ № 827 "О восстановлении официальных отношений с Мальтийским орденом"".

"Опираясь на высокую поддержку, масонские ложи растут в России как грибы. Первой подобной организацией в России стал широко распространенный в западных странах масонский клуб "Ротари интернешнл", сообщение об открытии которого поступило 6 июня 1990 года в репортаже телевизионной программы "Время". "Белыми масонами" первого призыва в этом клубе становятся главы администраций Москвы и Петербурга Лужков и Собчак, банкир Гусинский, известные демократические функционеры М. Бочаров, А. Ананьев, Ю. Нагибин и еще несколько десятков больших и маленьких демократов, большинство из которых прошло "школу" Института Крибла и ему подобных учреждений".

"Под стать "Ротари" и так называемый Международный Русский клуб (МРК), созданный в 1992 году. Возглавили этот клуб М. Бочаров и бывший пресс-секретарь Ельцина П. Вощанов. В него вошел ряд известных лиц, например министр юстиции И. Федоров, депутат-международник Е. Амбарцумов, член масонской комиссии "Большая Европа" предприниматель Святослав Федоров, бывший руководитель государственной безопасности В. Иваненко, генерал К. Кобец, член Президентского совета А. Мигранян. Согласно уставу, в клубе состоят сорок человек, и каждый год может прибавляться не более трети, а каждый вступающий обязан заручиться тремя рекомендациями".

"По образцу одной из главных организаций мировой закулисы — Бильдербергского клуба — в 1992 году создается его российский аналог — клуб "Магистериум", вначале объединивший около 60 "братьев" по духу. Ключевой фигурой в этом масонском подполье стал уже упомянутый мною Дж. Сорос, поместивший в первом номере секретного бюллетеня этого клуба статью "Большие деньги делают историю". Другими ключевыми фигурами клуба являются патриархи масонского движения в бывшем СССР А. Яковлев и Э. Шеварднадзе. В "Магистериуме" представлены также А. Собчак, В. В. Иванов, С. Шаталин и другие".

"Создается в России ряд фондов и клубов рангом пониже. Самым характерным примером такой организации является реформ-клуб "Взаимодействие", объединяющий предпринимателей, руководителей банковских, биржевых учреждений, крупных государственных чиновников. Возглавлял клуб Е. Т. Гайдар, а также А. Б. Чубайс, К. Н. Боровой, Л. И. Абалкин, Е. Г. Ясин, А. П. Починок, Е. Ф. Сабуров, О. Р. Лацис и т. п. В числе членов клуба были Б. Г. Федоров, С. Н. Красавченко, Н. П. Шмелев, С. С. Шаталин. Близко к клубу "Взаимодействие" стоит Международный фонд экономических и социальных реформ, возглавляемый С. С. Шаталиным. В числе крупных функционеров фонда следует отметить Л. И. Абалкина и В. В. Бакатина."

"В 1993 году создается еще одна организация масонского типа — Орден Орла. В числе главных основателей - известный финансовый аферист, руководитель банка "Столичный" ранее судимый А. Смоленский, банкир П. Нахманович, предприниматель В. Неверов, один из деятелей международного масонского движения М. Шаккум, а также такие шахматист Г. Каспаров, С. Соловьев, скульптор 3. Церетели".

МАСОНЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В России есть масонские ложи, один из масонов, Андрей Богданов, даже баллотировался на президентских выборах в 2008 году. Официальный сайт Великой Ложи России вполне открыт для читателей и указывает, без обиняков на своих руководителей и свою структуру. Может быть, эти люди что-то знают, может, они посвященные, но не раскрываются. Но ВПОЛНЕ ВЕРОЯТНО, ЧТО все это не то, что составляло когда-то суть реальных масонских процессов.

Сейчас закрытый политический процесс тоже существует: есть закрытые группы, общества, структуры, которые принимают очень серьезные решения - финансовые, политические и военные. Но назвать их масонами я бы не решился. Может, они используют принципы закрытых тайных обществ, но вряд ли это сопровождается атрибутикой и клятвами, как раньше.

В книге Платонова "Россия под властью масонов" всерьез говорится, что во время перестройки целый ряд известных людей были агентами влияния масонов США. Насколько это отражает действительность? Отвечает экс-советник председателя Конституционного суда РФ, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук Владимир Овчинский:

Не отражает — говорит Овчинский. "Думаю, Платонов выдает желаемое за реальное. Там, безусловно, существовали некие тайные договоренности определенных людей. Тот же Александр Яковлев (которого автор относит к масонам) в своих воспоминаниях, написанных перед смертью, говорит, что всю жизнь хотел сломать хребет коммунистической системе, имперской государственности. По сути, член Политбюро, идеолог КПСС, заявляет, что всю жизнь работал против того, чему служит. Но называть его масоном?! У нас нет для этого доказательств".

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПУТИН — МАСОНОМ? Ответ, в разочарование некоторым — отрицательный. "Вот есть архив Берберовой - это подлинные документы.(скачать)

В них перечислены имена масонов начала XX века - люди сами об этом говорят, есть свидетели. Это - реальность. Есть материалы расследования дела декабристов, которое проводил Бенкендорф - он боролся с масонами и тайными обществами. Тут все доказано. По Великой французской революции тоже много свидетельств о масонских заговорах. Влияние масонов на становление США - это не просто факт, это национальная и культурная гордость Америки. А что касается обвинения в масонстве наших политических руководителей - для этого надо иметь основания, а их нет. Есть доказанные факты, а есть нынешняя реальность. Насколько масоны сильны в России, сейчас - точно не известно".

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ДЕЙСТВУЮТ ИНЫЕ СИЛЫ, основой которых являются спецслужбы и мировой капитал. А вот являются ли люди работающие в спецслужбах членами масонских организаций? Это следующий вопрос, впрочем на который можно ответить вполне положительно. Являются не только членами международного масонства, но иногда находятся и на службе иностранных разведок.

В книге бывшего сотрудника ЦРУ Л. Гонсалез-Мата "Подлинные властелины мира" приводится список сильных мира сего, принадлежащих к масонским организациям, среди которых основатель ЦРУ Аллен Даллес, генеральный секретарь Бильдербергского клуба Джозеф Ретингер, бывший президент Европейского банка реконструкции и развития Жак Аттали, президенты США Гарри Трумэн, Ричард Никсон, Джеральд Форд и Джордж Буш, руководитель Трехсторонней комиссии Дэвид Рокфеллер и многие другие.

В России к таковым относят десятки политиков и бизнесменов, принадлежащих не только к регулярным ложам, но и к закрытым клубам, которые относятся к так называемому "белому масонству".

Чего все они добиваются? На словах — вполне благородных целей. Великий магистр ложи "Великий Восток Франции" Жан-Ребер Рагаш на встрече с журналистами в 1991 году заявил, что масоны Франции стремятся "положить свой камень в строительство демократии в Восточной и Центральной Европе". Он был обеспокоен из-за "возрождения сепаратистских и ирредентских настроений в Восточной Европе", а также в связи со "стремлением Церкви осуществить новую Евангелизацию".

Для достижения этого ложа "Великий Восток Франции" выделила 1,2 миллиона франков, "Великая ложа Франции" — 300 тысяч франков, "Великая национальная ложа Франции" — комплект шпаг, фартуков и орденов.

Жертвование, прямо скажем, смехотворное по сравнению с тем, что было преподнесено Мальтийским орденом Потанину и Игнатьеву. Стало быть, есть и секретные статьи расходов, и другие тайные цели. Какие? Увы, окончательного ответа нет.
Известно, например, что Мальтийский орден, представляемый в России Жаком Массоном, кровно заинтересован в российском ВПК.

Они, эти организации, по-прежнему закрыты для непосвященных. И потому под их "крышей" еще долго будут работать спецслужбы, строители нового порядка и обыкновенные аферисты.

«Масон в России - больше, чем масон». Он в первую очередь «солнце русской поэзии», непобедимый полководец, классик русской литературы, создатель «Истории государства Российского», глава Временного правительства, а уж во вторую, а порой и третью - вольный каменщик.

Александр Пушкин

"4 мая был я принят в масоны", - написал Александр Сергеевич Пушкин в 1821 году в своем дневнике. Ложа, в которую вступил поэт, называлась "Овидий" и располагалась в Кишиневе. Члены этой ложи действовали на удивление открыто. Сохранилось свидетельство, что, посвящая в братья болгарского архимандрита Ефрема, его с завязанными глазами повели через двор в подвал. Болгары, толпившиеся на площади, тут же бросились спасать своего архимандрита, решив, что того ведут в темницу. Однако свидетельств, что то же самое проделывали с Пушкиным, нет. И что за масон Александр Сергеевич? В его бумагах сохранились незаполненные счетные книги ложи, на которых поэт писал... стихи. До 1823 года он пользовался ими как своими черновыми тетрадями (так называемые тетради 836, 834, 835)! Кишеневская ложа так и не была юридически оформлена, и неизвестно, когда Пушкин вышел из нее – скорее всего, это произошло само собой, когда через год и два месяца после принятия Пушкина в орден император Александр I своим указом закрыл все масонские ложи. Тем не менее, в гроб поэта перед похоронами Вяземский вложил перчатку как знак признания его братом по ложе…

Александр Суворов

В отделе рукописей Российской государственной библиотеки можно найти описание рукописной книги – протоколов заседаний масонских лож Святого Андрея и Трёх корон в Кёнигсберге за 1760-1768 годы. В этой книге, в частности, есть упоминание о знаменитом полководце Александре Васильевиче Суворове. В начале 1760-х русские военные вообще активно участвовали в работе кенигсбергских лож. Одним из самых активных русских членов кенигсбергской ложи «Zu den Drei Kronen» («К трем коронам») – он рекомендовал к посвящению не менее 6 новых членов – был подполковник Александр Суворов, «oberstleutennt Alexander von Suworow». К слову, его отец находился в той же ложе. Сам же Суворов был посвящен в масоны и прошел три степени (достигнув степени мастера) в Петербурге в ложе «Aux Trois Etoiles» («Три звезды»). Считается, что это произошло в конце царствования Елизаветы. В это время масонство еще не вошло в моду, и Александр Васильевич был одним из первых «вольных каменщиков». 27 января 1761 года он был произведен в шотландские мастера в уже упомянутой ложе «Zu den Drei Kronen». Членом этой ложи он числился до отъезда из Кенигсберга в начале 1762 года.

Николай Карамзин

Николая Михайловича Карамзина масонство спасло, возможно, от судьбы Евгения Онегина: восемнадцатилетним юношей он служил в одном из лучших гвардейских полков, а после отправился в Симбирск блистать в обществе. Известный масон и литератор Тургенев заметил одаренного юношу и вовлек его в розенкрейцерский орден. Он поселил его в дом, принадлежавший ложе, и заставил углубляться в науку, развивать свои писательские способности. Молодой Карамзин работал и много общался с масонами, за это время он стал писать стихи и прозу, но через четыре года разочаровался в масонстве. Тем не менее, в 1792 году он выступил с критикой действий властей, когда они разгромили московскую масонскую организацию и заключили бывшего учителя Карамзина Новикова в крепость. Несмотря на то, что и сам Карамзин был под подозрением Екатерины как ученик масонов, он опубликовал оду «К милости», в которой недвусмысленно читается его неприятие действий императрицы.

Александр Грибоедов

Дипломату и писателю Александру Сергеевичу Грибоедову мало было состоять в самой многочисленной масонской ложе Петербурга «Соединенные друзья». Он хотел усовершенствовать ее, об этом сохранились его письма и заметки. Называться, по проекту Грибоедова, эта ложа должна была «Благо». Вместо официального французского языка языком всех ее дел должен был стать русский, несмотря на то, что в ней было много иностранцев. И эту цель – цель просвещения России, распространения русской грамоты – члены ложи должны были видеть первейшей своей задачей. Грибоедов был убежден, что силы, растрачиваемые на пышность и мрачную торжественность собраний, на обрядность, можно было употребить с большим умом. Проекты Грибоедова показывают серьезность его отношения к членству в масонской организации и, конечно, его амбициозность и некоторый идеализм. Кстати, он был не единственным масоном-дипломатом, и связи среди масонов немало способствовали его дипломатической карьере. В отличие от Карамзина или Чаадаева, Грибоедов никогда не выходил из масонской ложи – по крайней мере, с бумагами и манифестом.

Петр Чаадаев

Когда Петр Яковлевич Чаадаев покидал масонство, он имел одну из самых высоких степеней посвящений в орден – восьмую степень «Тайных белых братьев ложи Иоанна» из девяти возможных. Причины, по которым Чаадаев покинул ложу, созвучны с теми, о которых сокрушался Грибоедов – член той же ложи «Соединенные друзья»: обрядность ради нее самой, эффектные ритуалы, пустые разговоры о намерениях вместо действий. Правда, это только часть письма, написанного Чаадаевым для выхода из ложи, вторая же часть утеряна, но специалисты не отрицают того, что она «всплывет», как это свойственно масонским документам. Биографы же Чаадаева подчеркивают его лидерские черты характера и считают, что между строк этого письма прочитывается «Служить бы рад, прислуживаться тошно…». Чаадаев – один из самых ярких характеров среди масонов и декабристов.

Александр Керенский

Один из самых видных представителей масонства XX –Александр Керенский. После двух лет пребывания в масонской ложе Керенский даже вошел в руководство этой тайной организации, и выше его по рангу в то время был только Николай Некрасов - генеральный секретарь масонской ложи, член кадетской партии. Однако уже в 1916 году большинством голосов на очередном конгрессе масонской ложи «Великий Восток народов России» Александра Федоровича Керенского избрали генеральным секретарем вместо Некрасова. Умело используя свою новую тайную должность, Александр Керенский в течение всего 1916 года живо усиливал свое влияние в кулуарах российской политики, что и привело к стремительному взлету его политической карьеры, который весь мир наблюдал в 1917 году. Керенский даже писал о своём членстве в ложе после того, как стали популярны версии о вине масонских лож в революции и «развале России».

…В идеологическом плане современные российские масоны независимо от "послушания", к которому они принадлежит, люди как правило демократических и либеральных воззрений "стоящие на позициях толерантности и гуманизма, нравственной философии, естественных прав и свобод человека.

Это внесословная, внеклассовая, внеконфессиональная и наднациональная организация, в которой осуществляется общее распространение взглядов, нравственное совершенствование, мистико-символическая практика" .

Понятно, что люди такого сорта можно сказать находка для западных стратегов переустройства современного мира на "демократических" началах американского образца и большое несчастье для их собственной страны.

Любопытен в этой связи пассаж О.Ф.Соловьева, констатирующего банальный, в общем то, факт, что мировое масонство "бесспорно сочувствовало и косвенно содействовало проведению согласованной политики Запада в "русском вопросе"", но самостоятельного значения его в деле распада СССР, якобы, не имело из-за отсутствия на его территории "в первую очередь своих главных рычагов – лож".

Хочет того О.Ф.Соловьев или нет, но из этого следует фактическое признание им того в общем то бесспорного факта, что так называемые "национальные" масонские ложи есть один из мощнейших очагов влияния мирового масонства на национальные государства, его своего рода пятая колонна в них. Впрочем, ничего нового тут нет. В этом масонов подозревала еще Екатерина II.

Но вернемся к О.Ф.Соловьеву. Итак, в 1980-е гг. утверждает он, мировое масонство самостоятельного значения в деле распада СССР не имело, так как у него не было здесь масонских лож. Но сейчас то, после 1991 г. масонские ложи у нас уже есть и не одна и, если следовать логике рассуждения О.Ф.Соловьева, влияние мирового масонства на внутриполитические события и внешнюю политику России должно бы быть весьма и весьма ощутимым.

Однако, у О.Ф.Соловьев на это счет свое мнение. "Возрождение братств идет пока медленно, их воздействие на внутреннюю и внешнюю политику пока не просматривается.

Доморощенные адепты при всем том понятно относятся к демократическому лагерю и содействуют его успехам", – уверяет нас О.Ф.Соловьев .

Почтенный ученый делает вид, что не знает, что русские масоны 1990-х гг. это ни какие не доморощенные, а самой что ни на есть европейской (французской) пробы и ложи, в которых они состоят, самые что ни на есть настоящие или правильные ложи, утвержденные и признанные не только Великой Национальной ложей Франции, но и Великой ложей Англии.

Однако, с формальной стороны О.Ф.Соловьев безусловно прав. За годы своего существования в современной России русское масонство действительно так и не смогло добиться того, на что рассчитывало.

Как пишет С.П.Карпачев "хотя Великая ложа России признана большинством мировых послушаний консервативного направления, но российское королевское искусство не приобрело сколько-нибудь массовую социальную базу и не превратилось даже в минимально значимую общественную силу; оно не смогло обеспечить себя материальными средствами, создать свой центр (храм), наладить выпуск периодического издания.

Вся история отечественного масонства показывает, что оно чуждо национальным устоям, заимствовано из иной цивилизации и, по крайней мере, в ближайшее время не имеет каких-либо серьезных перспектив развития" , – пессимистически заключает он.

И опять-таки с этим можно было бы согласиться, если бы мы не знали, что помимо масонства патентованного, официального в виде официальных масонских лож существует еще, прежде всего на Западе, и масонство неофициальное, или полумасонство, адепты которого разделяя взгляды и цели масонов, но не желая связывать себя рутинной работой в ложах над своей нравственностью "кучкуются" преимущественно в разного рода элитарных масонских клубах, фондах и комиссиях: Магистериум, Ротари-клуб, Пен-центр и другие.

На Западе эти организации не только играют роль своеобразных филиалов масонских лож, но и зачастую прямо подменяют их.

О том, что такого рода клубы для элиты появились в 1990-е гг. и у нас, неоднократно сообщалось в печати. Не представляет большого секрета и состав их участников. Так что предположение, что именно здесь и следует искать скорее всего настоящих современных российских масонов не лишено некоторых оснований. Справедливости ради следует отметить, что сами масоны энергично отрицают это. "С масонством, – сетует, например, Г.Б.Дергачев часто путают Лайнз-клуб, Ротари-клуб, Мальтийский Орден, Бнай-Брит и так далее, т.е. вольных каменщиков критикуют за деятельность других, сходных с ними организаций" .

Прямо противоположного мнения на этот счет держится московский профессор-американист О.А.Платонов. Если в Америке Ротари-клуб или Лайнз-клуб это подмасонские организации, то почему в демократической России, которая во всем подражает Западу, это должно быть иначе. Конечно, надо понимать, что это в известной степени умозрительное допущение. Поэтому обратимся к фактам.

Первая организация такого рода копирующая западные образцы "Ротари-интернейшнл" возникла по инициативе группы энтузиастов еще в июне 1990 г. Среди ее первых членов такие известные тогда люди, как ныне бывший мэр А.Собчак, банкир В.Гусинский, журналист Э.Сагалаев и другие. В 1992 г. в Москве создается Международный Русский клуб.

Среди первых членов его: М.Бочаров, П.Вощанов, С.Федоров, генерал К.Кобец – всего 40 человек. В том же 1992 г. по образцу знаменитого Бильдербергского клуба был образован его московский двойник – клуб "Магистериум", куда вошли: А.Яковлев, Е.Евтушенко, С.Шаталин .

Не забыл упомянуть О.А.Платонов в своем "масонском" списке М.С.Горбачева и Б.Н.Ельцина, засветившихся на посвящении в "братья-рыцари" Мальтийского Ордена (первый в 1990 г., а второй в 1994 г.). М.С.Горбачева у нас сегодня уже никто не защищает, но у Б.Н.Ельцина защитники нашлись.

Орден, в который посвятили Б.Н.Ельцина, утверждают они, католический и никакого отношения к масонству не имеет. Все было бы хорошо, если бы не случился скандал. Как выяснилось из интервью Великого канцлера Мальтийского Ордена сам он узнал о факте посвящения Российского Президента только из сообщений прессы .

Недоумения разрешил историк О.Ф.Соловьев, выяснивший, что на самом деле М.С.Горбачев и Б.Н.Ельцин получили посвящение не в Мальтийский Орден, а всего лишь в дополнительную степень "рыцаря Мальты" тамплиерской организации США .

А это как ни крути уже масоны, хотя и "неправильные".

Как бы то ни было, общее число масонов в современной России, как уже отмечалось, едва ли превышает цифру в 200-300 человек. Но это только известные нам ложи "французского обряда", т.е. пришедшие или, правильнее сказать, занесенные к нам из Франции. Но ведь масонские ордена имеются не только во Франции, но и в других странах. Логично предположить, что воспользовавшись переменами, произошедшими в начале 1990-х годов в России, они тоже учредили или, во всяком случае, попытались учредить здесь свои мастерские.

И действительно, в печать уже просочились сведения о попытках учреждения в России масонской ложи "Великий Свет Севера", работающей по актам одноименной русской эмигрантской ложи в Берлине 1920-х годов системы германского масонства.

Появились сообщения и об образовании в Москве и Петербурге нескольких лож, принадлежащих к американскому масонству йоркского ритуала. Но о деятельности и количественном составе их мы, к сожалению, ничего не знаем.

Попытки назвать общее число масонов всех систем, действующих сегодня на территории России, обречены в этих условиях на неудачу. Тем не менее, профессор О.А.Платонов считает, что, по крайней мере, "число членов всех масонских лож в России – не менее двух тысяч человек". Называет он и приблизительное число собственно масонских лож, то есть таких кружков и групп, в которых соблюдаются традиционные обряды и ритуалы вольных каменщиков.

Таковых, по его мнению, не менее 160 .

Доказательств, естественно, никаких, так как в масонские ложи О.А.Платонов сам, судя по всему, не вхож, масонских списков не видел, масонской документацией не пользовался. Впрочем, обстоятельство это его ничуть не смущает. Масонские списки О.А.Платонов составляет сам.

А поскольку из членов всех российских масонских лож 1990-х годов ему доподлинно известен один только Г.Б.Дергачев, почтенному исследователю невольно приходится идти на маленькую хитрость и вводить, как уже отмечалось, в научный оборот такое скользкое понятие, как "организация масонского типа" или "организация, преследующая масонские цели".

Понятное дело, что подвести под такое определение можно кого угодно.

О.А.Платонов и подводит. "Сахаров Андрей Дмитриевич, 1921-1989, до 60-х годов ученый-физик, позднее – еврейско-советский общественный деятель, диссидент антирусского толка, агент влияния США", – читаем мы в его знаменитом Словаре российских масонов. "Раушенбах Борис Викторович, родился в 1935, академик РАН, член исполнительного комитета института Сороса "Открытое общество" (Москва, 1995)"; "Салказанова Ф., ведущая радио "Свобода"(служба ЦРУ, США)" и т.д. и т.п.

Общее число организаций "масонского типа" вместе с собственно масонскими ложами составляет не менее 500, считает О.А.Платонов.

А число их членов, но уже без адептов собственно масонских лож – "не менее тысяч". Это, по его определению, так называемое "белое масонство" – то есть организации масонского типа, не использующие традиционные ритуалы вольных каменщиков, но принимающие масонские принципы жизни и возглавляемые, как правило, настоящими масонами. Первое место, по О.А.Платонову, занимают среди них члены клубов "Ротари" (в России их насчитывается несколько десятков).

Весьма характерными для "белого масонства" являются также организации типа "Орден Орла", клубы "Магистериум", "Реформа", "Взаимодействие", "Международный Русский клуб" и "Фонд Сороса" .

Очевидно, таким образом, что ничего конкретного и заслуживающего внимания о масонских ложах в современной России и их членах О.А.Платонов не знает, да и знать, вследствие секретного характера и закрытости работ вольных каменщиков не может. Будь по другому, он бы, конечно, поименно назвал всех известных ему русских масонов и указал названия лож, к которым они принадлежат.

Составленный же им "Краткий словарь" есть не список современных российских масонов, а, в лучшем случае, список масонствующих представителей современной российской интеллигенции, "засветившихся" как члены сомнительных, с точки зрения О.А.Платонова, общественных организаций либерально-демократического толка.

Наиболее последовательным критиком О.А.Платонова и составленного им Краткого масонского словаря или масонской галереи современной России выступил О.Ф.Соловьев. "Подавляющая часть галерейщиков, – пишет он является лишь участниками "Пен-центра", клубов "Ротари", "Магистериум", "Возрождение", отнесенных бездоказательно к порождениям масонства … Бывший министр иностранных дел А.В.Козырев оказался в их компании. Неизвестно почему указана только его должность, как и впрочем сменившего его Е.М.Примакова…

Словом, в список попали практически все видные деятели демократической ориентации, в том числе женщины; Г.В.Старовойтова лишь за пост советника Ельцина по национальным вопросам, который она оставила три года тому назад". Из почти 400 фамилий, приведенных в "Кратком словаре" русских масонов О.А.Платонова, по мнению О.Ф.Соловьева, масонами можно считать лишь "недавно умерших деятелей эмиграции; нынешние же ему (О.А.Платонову – Б.В.) неведомы … Грош – цена такому перечню", – заключает О.Ф.Соловьев .

Можно согласиться с О.Ф.Соловьевым, когда он отмечает недостаточную обоснованность отнесения к масонам большинства помещенных у О.А.Платонова лиц, как то: бывшего посла Российской Федерации в Израиле А.Е.Бовина, бывшего мэра Санкт-Петербурга А.Собчака, бывшего советника Президента Г.В.Старовойтову и ряда других.

Но ведь уже из названия списка видно, что туда включены не только члены собственно масонских лож, но и "организаций, созданных для достижения масонских целей". А это уже совсем другое дело, хотя именно такой поворот темы резко снижает ценность проделанной О.А.Платоновым работы. Но и особенно нападать на него за это, как это делает О.Ф.Соловьев, вроде бы не за что. Разве только что за его субъективизм и чрезмерную пристрастность в оценке изучаемого явления, именуемого им не иначе как "преступным сообществом" .

Уязвимым местом работы О.А.Платонова является то, что источником для его "Краткого словаря" послужили исключительно публикации в российской и зарубежной периодической печати – источник, как известно, весьма и весьма ненадежный.

Документальное же подтверждение принадлежности к масонским или полумасонским структурам для большинства из поименованных О.А.Платоновым лиц отсутствует. Но и с этим не все так просто. Ведь отсутствуют такого рода доказательства, как мы знаем, и по многим персоналиям и масонства начала XX века. Основной источник для суждения о нем – это зачастую противоречивые свидетельства и показания самих масонов, сделанные ими уже много лет спустя после описываемых событий. В предреволюционные же годы даже робкий намек на масонство какого-нибудь "демократа" вроде Н.С.Чхеидзе или "либерала"

В.А.Маклакова иначе как происки "черносотенцев" всерьез и не воспринимался.

Почему в современной России все должно быть совсем по другому?

Кто знает – пройдет время, может быть и нынешние российские "демократы" из "Краткого словаря" О.А.Платонова когда-нибудь признаются в своей прикосновенности к масонству и поведают какому-нибудь журналисту, как по планам и чертежам Великого архитектора Вселенной, а проще говоря финансовой и политической элиты Запада, они "перестраивали" и "обустраивали" Россию.

Заключение

Взятый Петром I курс на европеизацию России привел к тому, что, наряду с другими новациями, пришло в наше Отечество и масонство. Пришло, но так и не прижилось. Что и не удивительно. Россия – не Европа, и условия деятельности здесь вольных каменщиков (самодержавие, крепостничество, православная вера)

были принципиально иными, чем, скажем, во Франции или Англии. Правда, верхушка быстро европеизировавшегося русского дворянства масонские ложи посещала охотно. Куда более сложным было отношение к ним со стороны правительства.

С одной стороны оно, конечно, не могло не понимать опасность и даже противоестественность существования тайных масонских сообществ в самодержавной стране. Но и прямо возражать против существования в России столь широко распространенного в Европе явления оно тоже не хотело.

И Екатерина II, и Александр I были, как мы знаем, просвещенные монархи, либеральные начинания которых далеко не всегда находили должный отклик не только в массе рядового дворянства, но и среди его верхов. Поддержка со стороны масонов либеральных начинаний Екатерины II и Александра I дорого в этих условиях стоила. Отсюда и благожелательное отношение к масонам в первые годы царствования этих монархов.

Жизнь, однако, показала, что двум медведям (самодержавие и масонство) в одной берлоге ужиться трудно.

Вопреки уверениям "братьев", деятельность их явно выходила за рамки чисто духовной работы в ложах и грозила распространиться на то, что всегда считалось в России прерогативой государства (издательская деятельность Н.И.Новикова, борьба с голодом, открытие масонских аптек, школ, богаделен).

Да и в политическом плане деятельность вольных каменщиков, все более превращавшаяся в орудие вельможной оппозиции Екатерине II, была весьма и весьма подозрительной. Особенно нетерпимыми в глазах императрицы были связи русских масонов с заграницей и попытки установления ими таких связей с наследником престола Павлом Петровичем. Итог этого первого столкновения власти с масонством известен – дело Н.И.Новикова 1792 года и негласное запрещение масонских лож.

Однако сама идея установления по примеру других европейских государств тесного альянса между масонством и русским самодержавием не умерла. Особенно много было сделано в этом отношении при Александре I во времена М.М.Сперанского, когда дело чуть было не дошло до введения так называемого государственного масонства в стране.

Однако скрестить масонство с православием и самодержавием оказалось делом нереальным и, как и следовало того ожидать, масонские ложи, несмотря на строгий, казалось бы, правительственный контроль, все более и более превращались, особенно после 1812 года, в центры единения оппозиционно настроенных по отношению к власти сил, прежде всего военных.

Логическим следствием складывания именно такого порядка вещей и стал знаменитый указ Александра I от 1 августа 1822 года о запрещении масонских лож. Лишившись в одночасье какой-либо поддержки "наверху", масонство в России стало быстро угасать – более чем убедительное свидетельство отсутствия у него сколько-нибудь прочной опоры в русском образованном обществе, и смогло возродиться только в начале XX века, когда расклад общественных сил в стране был уже совсем иным.

Превратившись во второй половине XVIII века, после освобождения от обязательной службы, в самое свободное, привилегированное и материально обеспеченное сословие в стране, российское дворянство получило, наконец, отсутствовавшую ранее у него возможность формирования из своей среды того тонкого умственного интеллектуального слоя, который получит известность 100 лет спустя как русская интеллигенция.

В своей основе это был, конечно, прозападнический, космополитически настроенный круг людей, уже изначально ориентированный на западные культурные и идеологические ценности.

Одной из основополагающих мировоззренческих опор его как раз и являлось масонство. Несмотря на фальшивость масонского учения, усиленный поиск его адептами масонского идеала, правда, главным образом не столько в политической, сколько в морально-этической плоскости, много способствовал пробуждению личности русского интеллигента, индивидуального начала в нем.

Во всяком случае, принадлежность к братству вольных каменщиков многих крупных людей XVIII – первой четверти XIX века (Н.И.Новиков, М.М.Херасков, М.И.Кутузов, Н.М.Карамзин, А.С.Грибоедов, П.А.Чаадаев, А.С.Пушкин) бесспорна и, как представляется, свидетельствует о заметной роли масонской идеологии и практики в культурной и интеллектуальной жизни России этого времени.

Расширительное же толкование масонства как чуть ли не единственного двигателя культуры, прогресса и демократии в нашей стране не находит подтверждения в источниках, хотя попытки такого рода неоднократно предпринимались еще в дореволюционные годы. Корни таких явлений русской истории, как зачатки крестьянской реформы в виде указа о трехдневной барщине, военно-чиновничий социализм времен Александра I (военные поселения), власть "святого царя"

(Мальтийский орден), даже организация Священного союза восходят, доказывал, например, известный историк Г.В.Вернадский, к тем кругам русского общества XVIII века, которые объединялись в свое время масонством .

Особенно далеко в этом направлении заходила Т.О.Соколовская, которая в своей книге "Русское масонство и его значение в истории общественного движения", опубликованной в 1907 году, прямо писала о масонах как людях, чья деятельность якобы и подготовила определяющую почву для развития республиканских и конституционных идей в России. Т.О.Соколовской, конечно же, возражали.

"Вопреки мнению госпожи Соколовской, – резко заявил в рецензии на это издание С.Сватиков, – масонство не только не подготовило почву для развития республиканских и конституционных идей, не только не было предтечей декабристов, но наоборот, оно было движением реакционным. Декабристы только тогда стали активными политическими борцами, когда расстались с масонством", – подчеркивал он .

Конечно же, Т.О.Соколовская была не одинока в своем стремлении во что бы то ни стало "приподнять" русское масонство. Из этого, собственно, исходила и исходит, за редким исключением, практически вся наша либеральная историография, начиная от А.Н.Пыпина и кончая современным российским историком А.И.Серковым.

"Некоторые историки, " писал в свое время, полемизируя с попытками идеологически ангажированного подхода к масонству профессор Московского университета А.А.Шахов, – впадают относительно масонства в странное заблуждение. Они видят в нем светлый культурный факт, занимающий видное место в истории просвещения. Они говорят о благих стремлениях масонства, о сочувствии масонов человеческому прогрессу, об их стараниях к нравственному совершенствованию.

В учении масонов мы действительно встречаем подобные фразы и слова, подобные идеи, облеченные всегда туманным покровом. Но определенного содержания и направления в деятельности масонов мы не находим. Благих следов своей деятельности они также не оставили. Если внимательнее присмотреться к занятиям всех этих многочисленных орденов, то мы заметим, что все дела их заключаются либо в мистических священнодействиях и таковых же мистических умствованиях, либо в игре формальностями … Между тем, вред явления не подлежит сомнению" .

Последующие исследования только подтвердили справедливость такого вывода.

Русское масонство, вынужден констатировать уже современный российский историк О.Ф.Соловьев (кстати, весьма и весьма лояльно к нему относящийся), в качестве оформленного течения нигде и никогда не служило двигателем общественного прогресса, никогда не было поборником подлинной демократии и не внесло никакого "самостоятельного вклада ни в область политики, ни в сферу общественной мысли" .

Не менее определенно по вопросу о "прогрессивности" масонства в связи с "правдой", которую якобы олицетворяла собой деятельность таких известных членов масонских лож, как Н.И.Новиков и А.Н.Радищев, высказывался в свое время и наш философ и публицист В.В.Розанов.

Соглашаясь, в принципе, с тем, что масоны XVIII – начала XIX веков проповедовали "правду и высокочеловеческую правду", он справедливо замечал вместе с тем, что "правда" эта была явно не ко времени и объективно вредна для России, так как духовно разоружала ее перед лицом ее злейших врагов.

И если бы, подчеркивал В.В.Розанов, не дай Бог она, эта правда, "расползлась в десятках и сотнях тысяч листков, брошюр, книжек и журналов по лицу Русской земли, – дошла бы до Пензы, до Тамбова, Тулы, объяла бы, наконец, и Петербург, то пензенцы и туляки, смоляне и псковичи не имели бы духа отразить Наполеона.

Вероятнее они призвали бы способных иностранцев завоевать Россию, как собирался позвать Смердяков и как призывал их к этому идейно "Современник"; также и Карамзин не написал бы своей истории" .

Духовно разоружая противостоящие ему народы и их интеллектуальные национально-ориентированные элиты, основное внимание масонство сосредотачивает на так называемом "правящем классе" общества. Очевидная неоднородность этого класса, противоречия, раздирающие его, приводили и приводят к тому, что и в масонские ложи зачастую попадали и попадают люди, культурные, идеологические и политические устремления которых, несмотря на принадлежность к одному и тому же общественному классу, далеко не совпадают.

Неудивительно поэтому, что уже применительно к второй половине XVIII века в русском масонстве можно выделить три струи: либеральная, представленная, главным образом, Елагинским союзом, консервативная (шведские ложи) и мистико-просветительская, представленная московскими розенкрейцерами 1780-х годов.

В первой четверти XIX века говорить о розенкрейцерских ложах как очагах просветительства уже не приходится и, наряду с ложами шведского обряда (Великая Директориальная ложа "Владимира к порядку" и сменивший ее Провинциальный союз) теперь и их уже смело можно причислить к консервативно-охранительному крылу вольного каменщичества в России.

Либеральное же крыло его представляли теперь мастерские французского обряда (ложи "Соединенных друзей", "Палестины" и союз Великой ложи "Астреи").

Выделять еще и так называемое радикальное крыло в масонстве первой четверти XIX века, представленное декабристами, как предлагают некоторые исследователи, едва ли целесообразно. Дело в том, что уже с 1810 года масонские ложи были взяты под жесткий правительственный контроль.

Не случись этого (кто знает?), целый ряд масонских лож действительно мог бы превратиться в конспиративные ячейки антиправительственного заговора, однако этого, как мы знаем, все же не произошло, и радикально настроенные братья по необходимости вынуждены были вынести подготовку антиправительственного заговора за пределы масонских лож.

Другое дело, что именно масонство во многом определило не только возникновение и организационное строительство, но также и тактические установки на военный заговор преддекабристских и первых декабристских тайных организаций.

Реформы 1860-х годов, удовлетворив основные чаяния либерального русского дворянства, резко тем самым сузили потенциальную общественную базу масонства в стране. Сказывался, несомненно, и факт официального запрещения масонских лож. Во всяком случае, рисковать карьерой ради масонского братства либералы во второй половине XIX века не хотели.

Радикалам же из "Народной Воли" и других подобных ей разночинских в своей основе организаций в масонских ложах делать было нечего. Конечно, "по духу" масоны в России были всегда, но как организационно оформленное общественное явление во второй половине XIX века масонство прекратило свое существование.

Возрождение его стало возможным только в начале XX века, когда в преддверии революционных потрясений в стране масонство было востребовано из-за рубежа политиканствующей либеральной российской интеллигенцией. То, что и политическая, и мистическая ветви его были импортированы ею именно из Франции ввиду особых отношений между двумя странами в начале XX века, удивлять, кажется, никого не должно.

В отличие от лож екатерининского и александровского времени, действовавших с негласного разрешения правительства, политическое или думское масонство начала XX века было уже подпольным и имело откровенно антиправительственный характер. Оно уже изначально было ориентировано не на духовную работу "братьев" в ложах, а на захват власти, разрушение империи и изменение основ тогдашнего государственного строя в России.

Недаром основным поставщиком адептов вольного каменщичества в эти годы была кадетская партия, известная в то же время и как партия леволиберальной российской интеллигенции по преимуществу.

Радикальнее левых кадетов были, пожалуй, только эсеры и социал-демократы.

Террористическая деятельность социалистов-революционеров в нашей стране слишком хорошо известна. Не представляют большого секрета и политические устремления тогдашних социал-демократов. Правда, большевиков среди масонов было, можно сказать, считанные единицы, но кто из них в этом больше "виноват" - это еще вопрос. Что касается меньшевиков и эсеров, то их в масонские мастерские приглашали более чем охотно. И не случайно, так как идеей-фикс политического масонства являлась идея создания широкого антиправительственного "народного фронта".

Несмотря на кратковременность существования и некоторую узость в понимании своих задач (борьба в Думе, по преимуществу), свой вклад в падение самодержавия русские политические масоны, несомненно, внесли.

Принципиально важное значение в этом плане имело образование ими в августе 1915 года Прогрессивного блока и создание на его основе прочного антиправительственного большинства в Думе. Опираясь на него, руководство Верховного совета Великого Востока народов России уже с лета 1916 года берет курс на насильственное устранение от власти Николая II и установление конституционного строя в стране.

Огромное значение в этой связи сыграло установление масонами в 1916 начале 1917 гг. тесных контактов с представителями русского генералитета (М.В.Алексеев, Н.В.Рузский и др.), что, в сущности, и позволило в февральско-мартовские дни 1917 года обеспечить бескровный характер отречения Николая II и осуществление по всем правилам "королевского искусства" плавного масонского вхождения во власть (Временное правительство) с последующим закреплением в ней.

Однако удержать эту власть в условиях продолжавшейся войны и начавшегося распада государства и его структур масоны не смогли. Октябрь 1917 года положил конец политическому масонству в нашей стране.

Но борьбой за прогресс и конституцию отнюдь не исчерпывается деятельность масонов. Огромное значение в учении ордена всегда придавалось нравственному совершенствованию "братьев". Именно последнее обстоятельство – духовная сторона масонства – как раз и являлось той незримой силой, которая всегда притягивала к нему многих русских интеллигентов либерального толка.

Так, быть может, несколько неожиданно масонская тема выводит нас на другую, не менее важную проблему – духовные искания русской интеллигенции.

Странное, противоречивое чувство вызывают эти искания. Стремление выйти за пределы серой повседневности бытия и погрузиться в волшебный мир ирреальности, потусторонности, в общем-то понятно, и даже, в какой то мере, естественно для человека, особенно когда речь идет о людях одаренных, творческих.

Понятно и стремление сообразительных людей, тоже по своему творчески одаренных, используя эту склонность человека ко всему таинственному и необычному, плодить различного рода новые религии, новые ложи и "ордена". Поражает другое – удивительная легкость, с какой самозванные "учителя" находили и находят себе паству в нашей стране, хотя, казалось бы, прежде чем войти в ту или иную ложу или оккультный кружок, стоило бы задуматься: а что или кто стоит за проповедниками тайного знания, новой веры и новой религии.

Спириты, теософы, мартинисты, филалеты, розенкрейцеры, софианцы … Пути разные, но цель одна – эрозия национального самосознания народа, причем главный удар всегда направлялся против "живущей силы Руси" – ее государственности, национальных основ и православия.

Трудно сказать, то ли по этой, то ли по другим причинам, но оккультистов в первые годы советской власти ОГПУ не трогало. К ликвидации их кружков оно приступило только с 1925 года, причем с самого начала отношение к ним было неоднозначным. Дело в том, что в руководстве этого ведомства (Глеб Бокий, Яков Агранов) существовали определенные планы использования масонов в интересах советского государства. Окончательная ликвидация масонских кружков и групп растянулась вследствие этого вплоть до конца 1930-х годов.

Как бы то ни было, к началу Великой Отечественной войны старые масонские центры в стране были окончательно ликвидированы. Для возникновения же новых не было подходящих условий. Когда же наконец с перестройкой и распадом СССР такие условия появились, то опять, как и в начале века, не обошлось без помощи наших французских "братьев". Благодаря их инициативе и финансовой поддержке собственно и стало возможным новое возрождение масонства в нашей стране.

Говоря о перспективах движения, сами масоны излучают оптимизм. "Масонство отвечает национальному характеру русских. А славянской душе понятны те метафизические и мистические поиски, которым привержено франк-масонство", – уверял в 1992 году корреспондента "Правды" великий секретарь Великой Национальной ложи Франции Трестурнель .

Последующие события показали, однако, что это, мягко говоря, далеко не так. Однако и тешить себя иллюзиями, что в России, вследствие якобы только ей присущей национальной специфики, масонство не имеет должных перспектив, у нас тоже нет оснований.

Почва в лице либерально-демократической российской интеллигенции для внедрения в общественное сознание масонской идеологии в нашей стране, безусловно, есть.

***

Отрывок из Брачева В.С . „Масоны в России: от Петра I до наших дней”.

Вокруг самого закрытого общества в мире достаточно мифов и догадок, но далеко не все из них соответствуют реальности. Считается, например, что масоны практически полностью регулируют всю международную политику, хотя на самом деле в братстве не обсуждаются религиозные и политические вопросы. При этом членами лож являются многие государственные и общественные мужи, деятели культуры, известные личности.

Кто такие современные масоны

Тайная организация вольных каменщиков возникла 24 июня 1717 года в Англии. Четыре общества, которые на тот момент находились в столице Великобритании, назывались по названиям пабов, в которых собирались участники движения: «Яблоко», «Гусь и противень», «Корона», «Виноградная кисть». Именно 24 июня 1717 года они объединились в единую Великую Лондонскую ложу. Своими целями масоны считают совершенствование самих себя и мира вокруг, благотворительность, но во всем мире их считаются чуть ли не религиозными фанатиками. Но на самом деле «вольные каменщики» избегают разговоров о религии и политике.

Масонство в целом и отдельные представители организации не скрываются. Любой член Ложи может свободно заявить о своей принадлежности к тайному братству, но разглашать, кто еще входит в ряды движения, запрещено. Считается, что «вольные каменщики» правят миром. Теория основывается на том, что во многих государствах членами организации являются влиятельные личности, политики и общественные деятели. Достоверность этого предположения остается спорной, потому что не имеет никаких документальных подтверждений.

Представители закрытого общества

Известные масоны мира — выдающиеся писатели, философы, архитекторы, государственные и общественные деятели, которые повлияли на ход мировой истории. Правда, говорить о принадлежности некоторых деятелей к тайному обществу можно только с определенной долей вероятности, учитывая секретность таких данных. Среди самых известных масонов можно перечислить Джорджа Вашингтона (первый президент США присоединился к «Ложе Фридрихсбурга» в 1752 году), Вольтера (французский философ и писатель посвящен в ложе «Девяти Сестер», Париж), Вольфганга Амадея Моцарта (австрийский композитор вступил в ложу «Ко благому» в 1784 году).

В список представителей тайного братства входят деятели искусства, философы и общественные деятели, руководители государств. Сила масонства в том, что в организацию входят люди различных слоев, положений, поэтому масонство имеет возможность воздействовать на все отрасли жизни. В числе известных людей-масонов упоминают таких личностей:

  1. Фредерик Огюст Бартольди, создатель знаменитой Статуи Свободы, один из первых членов «Альсак-Лоррен».
  2. Немецкий поэт Иоганн Вольфганг фон Гете.
  3. Сэр Артур Конан Дойль, английский писатель и врач, создатель образа Шерлока Холмса и автор «Истории спиритизма».
  4. Скульптор и живописец Гутсон Борглум.
  5. Джозеф Брант, первый индеец-масон, который вошел в историю.
  6. Доктор Жозеф Игнас Гильотен, врач, депутат французского правительства.
  7. Гениальный инженер-строитель Гюстав Эйфель
  8. Шотландский поэт Роберт Бернс.
  9. Австрийский композитор Франц Йозеф Гайдн.
  10. Эдуард Бенеш, президент Чехословакии (1935 г.).
  11. Главный врач русского корпуса во Франции, личный медик императора Николая Романова Н. Арендт.
  12. Джузепе Гарибальди, «итальянский Джордж Вашингтон», который на родине был приговорен к смерти и бежал сначала в Латинскую Америку, а потом в США.
  13. самый влиятельный из руководителей войны за независимость колоний Испании.
  14. Александр Грибоедов, дипломат, автор комедии «Горе от ума».
  15. Близкий друг А. Пушкина, чиновник ведомства иностранных дел Антон Дельвиг.
  16. Мустафа Кемаль Паша (Ататюрк), основатель современной Турции, политический деятель.
  17. Американский иллюзионист Гарри Гудини.
  18. Известный зоолог, автор множества работ по биологии Альфред Брем.
  19. Наполеон Бонапарт и четверо его братьев, в том числе Жозеф Бонапарт, Король Неаполитанский и Испанский.
  20. Французский скульптор Жан Антуан Гудон.
  21. Джозеф Редьярд Киплинг, английский поэт и писатель, который стал первым англичанином, получившим премию имени Нобеля по литературе.

Вольфганг Амадей Моцарт

Великий австрийский композитор, автор более шести сотен произведений, вступил в масонский орден в Вене в 1784 году. Он был посвящен во второй градус ложи, а вскоре стал мастером-масоном. Одна из известных легенд гласит, что Моцарт в опере «Волшебная флейта» неосторожно рассказал о секретах масонов, за что был убит. Насколько это соответствует действительности, неизвестно, но и по сей день масоны относятся к этому художественному произведению с большим вниманием. Когда в Венской опере звучит ария Мастера из «Волшебной флейты» Моцарта, несколько десятков слушателей в зале встают со своих мест.

Один из вождей национально-освободительного движения в Италии и активный борец за независимость республик Южной Америки уже в молодости был членом организации, связанной с масонами. В Бразилии в 1844 году он стал членом ложи «Приют доблести», потом перешел в «Друзья Отечества» в Уругвае. Находясь в США, он Джузеппе Гарибальди участвовал в работе братства «Томпкинс».

Английский поэт и писатель стал первым англичанином, который получил премию имени Альфреда Нобеля по литературе, а за два десятилетия до этого прошел посвящение в ложе «Надежда и настойчивость» в Индии. Несколько лет он был секретарем, достиг уровня мастера, а в Великобритании стал влиятельным членом «Авторской ложи» и один из основателей «Строителей городов тишины» во Франции.

Был посвящен в масонство в 1780 году, через восемь лет получил степень магистра. Гете написал множество масонских гимнов и стихотворений. Одними из лучших образцов литературы масонов считаются его романы о Вильгельме Мейстере. Практически до самой смерти Гете оставался «интеллектуальным центром ложи».

Список известных масонов России

Российское масонское общество всегда было связано с западным, не являясь самостоятельной организацией. Активному распространению братства в России способствовал профессор М. Ковалевский. Под его руководством в 1901 году в Париже открылась Русская высшая школа общественных наук под руководством ложи «Космос». Цель (кроме просветительской) — подготовка будущих участников борьбы за «освобождение России» в исключительно масонских традициях. Другие известные масоны России:

  1. Александр Суворов, один из первых русских масонов, который стал членом тайного братства во время Семилетней войны.
  2. Николай Новиков, издатель журналов «Кошелек», «Трутень» и «Живописец», в которых критиковал придворных, помещиков и судей, вступил в ложу «Астрея» в Санкт-Петербурге в 1775 году.
  3. Полководец Михаил Кутузов прошел посвящение в ложе «К трем ключам» в Баварии.
  4. внук денщика Петра Первого, сын богатейшего помещика переводил для масонской ложи произведения радикальных французских просветителей.
  5. Аристократ, философ и публицист был принят в масоны в 1826 году, получил восьмую степень посвящения из девяти возможных.
  6. Государственный деятель Михаил Сперанский, сын приходского священника из российской глубинки.
  7. Александр Пушкин, который был буквально окружен масонами (в тайной ложе числились многие его друзья, отец, дяди), но к членству в братстве относился небрежно, на собраниях писал стихи.
  8. Один из руководителей декабристов Павел Пестель, получил пятую степень просвещения.
  9. Тайный дипломат, который был промежуточным звеном между масонами в Москве и наследником престола Павлом, Василий Баженов.
  10. Александр Бестужев, участник восстания на Сенатской площади, критик, писатель.
  11. Религиозный живописец, крупнейший портретист Владимир Боровиковский, один из самых мистически настроенных интеллектуалов александровского времени.
  12. Не доказано: Петр Первый, возможно, был масоном. Есть версия, что именно он (вместе со своими соратниками Патриком Гордоном и Францем Лефортом) основал Российскую Ложу.

Известный масон Кутузов верил, что членство в серьезной тайной организации сможет отвлечь его внимание от женщин и вина. Он стал членом нескольких лож, был посвящен в седьмую степень, получил оригинальную награду и собственный девиз. Кутузова похоронили в Казанском соборе, за какое-то время до этого печального события построенном другим известным масоном-архитектором — А. Воронихиным.

Александр Пушкин был принят в масонскую ложу в 1821 году, о чем сделал запись в своем дневнике. Братство собиралось в Кишиневе, где отбывал ссылку. Вскоре ложа закрылась, а до этого Пушкин, не бывший примерным масоном, успел только отрастить ноготь на большом пальце правой руки — отличительный знак принадлежности к тайному обществу. В 1830-м писатель отдалился от масонов и перестал посещать собрания. Некоторые биографы считают, что члены организации отомстили Пушкину, использовав Дантеса, члена заграничной ложи, для провокаций. Еще есть версия, что во время похорон Александра Пушкина другой известный масон Тургенев бросил в могилу перчатку — знак братства.

Александр Радищев

Никто не мог подумать, что сын богатого помещика и внук денщика Петра Великого, набравшись идей, запрещенных цензурой, начнет пропагандировать их в России. Но Александр Радищев, отправившись учиться в Лейпциг, сошелся с масонами. В течение пяти лет он был членом ложи, переводил сочинения французских просветителей для Николая Новикова — основателя ложи строгого послушания в Москве. В 1790 году известный масон Радищев отпечатал больше шести сотен экземпляров «Путешествия из Петербурга в Москву». Императрица Екатерина посчитала писателя «бунтовщиком хуже Пугачева», так что его арестовали и посадили в Петропавловскую крепость. Суд приговорил масона к казни, но наказание заменили ссылкой в Сибирь. Потом император Павел вернул Александра Радищева в Москву.

Известные масоны современности

Есть ли масоны в современном мире? Известные российские масоны неизменно влияли на исторические события, поэтому и сегодня считается, что представители тайного братства полностью контролируют мировую политику. Но о представителях организации мало что известно, потому что они не стремятся к огласке. Известный московский адвокат, эксперт по масонству, утверждает, что сегодня в одной только Москве насчитывается 5-6 лож, численность каждой из которых не превышает нескольких сотен человек. Кстати, главный советский символ — пятиконечная красная звезда — был взят большевиками у масонов. Это древний символ, который входит в состав второго уровня масонских лож.

Списки самых известных масонов современности опубликовал скандальный историк Платонов. Он утверждает, что масонами являются Лужков, Абрамович, Березовский, Гайдар (его причастность к ложам официально опровергают сами масоны), Немцов, банкир Авен, Каспаров, Ходорковский, Говорухин, правозащитники Алексеева и Ковалев. Точно известно только то, что после революции все русские ложи переместились за границу, но вернулись в Россию в 1992 году. К остальным спискам нужно отнестись с большой долей здоровой иронии. На самом деле раскрыть списки известных масонов современности не представляется возможным.